Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Упражнения логопедии
Глава 7. Единство тела
Оглавление
- Анатомия чувств
- Гармония частей
- Единый организм
- Интеграция ощущений
- Координация систем
- Мышечная память
- Целостность восприятия
- Чувственная синхронизация
- Экология тела
- Энергетическое единство
7.1 Упражнение «Анатомия чувств»
Описание упражнения
Упражнение «Анатомия чувств» направлено на развитие осознанного восприятия телесных ощущений и их связи с эмоциональными состояниями. Участники учатся распознавать и дифференцировать различные телесные сигналы, связанные с эмоциональными переживаниями.
В ходе выполнения упражнения происходит исследование того, как различные эмоции отражаются в теле, где именно локализуются определенные ощущения и какую информацию они несут. Это помогает развить более глубокое понимание связи между телом и психикой.
Особое внимание уделяется развитию способности точно описывать свои ощущения, используя разнообразный словарный запас и метафоры, что способствует развитию речи и обогащению эмоционального словаря.
Цель упражнения
- Развитие навыков телесного осознавания
- Улучшение способности распознавать и описывать эмоциональные состояния через телесные ощущения
- Обогащение эмоционального и телесного словаря
- Развитие навыков саморегуляции
Реквизит
- Бланки с контуром человеческого тела
- Цветные карандаши или фломастеры (минимум 6 цветов)
- Удобные стулья для каждого участника
- Спокойная фоновая музыка (опционально)
Образец бланка
Эмоция | Локализация в теле | Характер ощущения | Цветовая ассоциация |
---|---|---|---|
Радость | Грудная клетка | Тепло, легкость | Желтый |
Тревога | Живот | Сжатие, вибрация | Серый |
Гнев | Плечи, руки | Напряжение, жар | Красный |
Размер группы
5-12 человек
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Участники располагаются удобно на стульях, получают бланки и цветные карандаши. Ведущий проводит короткую релаксацию для настройки на работу с телесными ощущениями.
2. Исследование базовых эмоций
Участники последовательно вспоминают ситуации, связанные с различными эмоциями (радость, грусть, страх, гнев, удивление). Для каждой эмоции они отмечают на контуре тела места, где возникают ощущения, используя разные цвета.
3. Описание ощущений
Каждый участник описывает свои телесные ощущения, используя разнообразные характеристики: температура, вес, плотность, движение, размер, форма.
4. Групповое обсуждение
Участники делятся своими наблюдениями, сравнивают различия и сходства в восприятии эмоций через телесные ощущения.
Время на каждый этап
- Подготовительный этап: 10 минут
- Исследование базовых эмоций: 25 минут
- Описание ощущений: 20 минут
- Групповое обсуждение: 15 минут
Ключевые моменты для участников
- Важно быть максимально честным в своих наблюдениях
- Нет «правильных» или «неправильных» ощущений
- Следует обращать внимание даже на самые тонкие изменения в теле
- Важно использовать разнообразные слова для описания ощущений
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие эмоции было легче всего распознать в теле?
- Были ли обнаружены неожиданные связи между эмоциями и телесными ощущениями?
- Как может помочь осознание телесных проявлений эмоций в повседневной жизни?
- Какие сложности возникали при выполнении упражнения?
Примеры выполнения
Участник А. отметил, что радость ощущается как теплая волна, поднимающаяся от живота к груди, окрашенная в желтый цвет. При переживании тревоги он испытывал сжатие в области солнечного сплетения, которое обозначил серым цветом.
Интерпретация результатов
Наличие ярких, четких телесных ощущений говорит о хорошей связи с собственным телом. Отсутствие ощущений или трудности в их распознавании могут указывать на алекситимию или сниженную способность к интероцепции.
Когда применять, противопоказания
Упражнение особенно полезно при работе с эмоциональной регуляцией, психосоматическими проблемами, тревожными состояниями. Противопоказано при острых психотических состояниях, тяжелой депрессии или сразу после травмирующих событий.
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную, принимающую атмосферу
- Помогать участникам расширять словарный запас для описания ощущений
- Быть готовым к тому, что некоторые участники могут испытывать сложности с распознаванием телесных ощущений
- Иметь в запасе примеры описаний телесных ощущений
Возможные модификации упражнения
- Использование музыки разных жанров для активации различных эмоциональных состояний
- Работа в парах с обменом наблюдениями
- Создание групповой карты телесных ощущений
- Добавление движений для лучшего осознавания телесных проявлений эмоций
7.2 Упражнение «Гармония частей»
Описание упражнения
Упражнение «Гармония частей» представляет собой комплексную работу с артикуляционным аппаратом и системой дыхания, направленную на достижение координированной работы всех органов речи. Особое внимание уделяется синхронизации движений языка, губ, нижней челюсти и дыхания при произнесении звуков и слов.
В процессе выполнения упражнения происходит последовательная отработка согласованных движений различных частей речевого аппарата, начиная с простых сочетаний и постепенно переходя к более сложным. Это позволяет сформировать правильные двигательные стереотипы и улучшить качество артикуляции.
Важной особенностью упражнения является использование визуальных и тактильных опор, помогающих осознать правильное положение органов артикуляции и их взаимодействие в процессе речи.
Цель упражнения
- Развитие координации движений артикуляционного аппарата
- Улучшение синхронизации дыхания и артикуляции
- Формирование правильных речевых стереотипов
- Коррекция нарушений звукопроизношения
- Развитие кинестетического контроля за движениями органов артикуляции
Реквизит
- Логопедическое зеркало
- Карточки с изображениями артикуляционных поз
- Схемы движений артикуляционного аппарата
- Муляж ротовой полости (для демонстрации)
- Карточки со слоговыми цепочками
Образцы дидактических материалов
Этап работы | Артикуляционная поза | Дыхательное упражнение | Речевой материал |
---|---|---|---|
Подготовительный | Улыбка-трубочка | Плавный выдох | А-О-У |
Основной | Чашечка-лопатка | Прерывистый выдох | ТА-ДА-НА |
Закрепляющий | Комбинированные движения | Речевое дыхание | СТА-ЗДА-ЦНА |
Размер группы
Оптимально для индивидуальной работы или малых групп до 3-4 человек
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Проводится разминка артикуляционного аппарата с использованием базовых упражнений: «улыбка», «трубочка», «лопатка». Особое внимание уделяется правильности выполнения каждого движения и плавности переходов между ними.
2. Работа над дыханием
Выполняются упражнения на развитие речевого дыхания: формирование длительного выдоха, отработка правильного ритма дыхания, координация дыхания с движениями артикуляционного аппарата.
3. Артикуляционная гимнастика
Выполнение комплекса специальных артикуляционных упражнений с постепенным усложнением: от простых статических поз к динамическим движениям, от изолированных движений к их комбинациям.
4. Слоговые упражнения
Отработка слоговых цепочек с постепенным усложнением структуры: от простых открытых слогов к закрытым, от отдельных слогов к их сериям.
5. Закрепление
Интеграция отработанных навыков в речевой материал: слова, словосочетания, фразы.
Время на каждый этап
- Подготовительный этап: 3-5 минут
- Работа над дыханием: 5-7 минут
- Артикуляционная гимнастика: 10-12 минут
- Слоговые упражнения: 8-10 минут
- Закрепление: 5-7 минут
Ключевые моменты для участников
- Все движения выполняются плавно, без резких рывков
- Важно следить за правильностью выполнения каждого элемента
- Необходимо контролировать положение языка перед зеркалом
- Дыхание должно быть спокойным и равномерным
- При появлении напряжения следует делать паузы для отдыха
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие движения вызывают наибольшие трудности?
- Удается ли сохранять правильное дыхание при выполнении упражнений?
- Какие ощущения возникают при выполнении различных артикуляционных поз?
- Как изменяется качество произношения после выполнения упражнений?
Примеры выполнения
При выполнении упражнения «чашечка» язык принимает форму углубления, края языка приподняты, кончик слегка приподнят. Удерживать позу следует 5-10 секунд, затем плавно опустить язык. Важно следить, чтобы язык не дрожал и не было избыточного напряжения.
Интерпретация результатов
Оценивается точность выполнения движений, способность удерживать артикуляционные позы, плавность переключения между движениями, координация дыхания и артикуляции. Важными показателями являются: отсутствие тремора, синкинезий, точность и объем движений языка.
Когда применять, противопоказания
Упражнение применяется при различных нарушениях звукопроизношения, дизартрии, ринолалии. Противопоказано при остром воспалении органов ротовой полости, тяжелых формах эпилепсии, выраженном гиперкинезе.
Рекомендации для ведущего
- Тщательно демонстрировать каждое движение
- Контролировать правильность выполнения упражнений
- Следить за дозировкой нагрузки
- Использовать игровые моменты для поддержания мотивации
- Давать четкие и понятные инструкции
- Обеспечивать постепенное усложнение заданий
Возможные модификации упражнения
- Использование музыкального сопровождения для задания ритма движений
- Включение элементов биоэнергопластики (движений рук, соответствующих движениям языка)
- Применение интерактивных технологий (компьютерных программ) для визуализации правильной артикуляции
- Создание игровых ситуаций для повышения интереса к упражнениям
- Использование различных тактильных стимуляторов для усиления проприоцептивной чувствительности
7.3 Упражнение «Единый организм»
Описание упражнения
Упражнение «Единый организм» представляет собой комплексную методику, направленную на развитие взаимосвязи между речевым дыханием, голосообразованием и артикуляцией. В основе лежит принцип целостного подхода к работе речевого аппарата, где каждый компонент рассматривается как часть единой системы.
Особенность упражнения заключается в одновременной работе над несколькими аспектами речевой деятельности: дыхательным, голосовым и артикуляционным. Это позволяет сформировать правильные речевые паттерны и улучшить координацию всех систем, участвующих в речепроизводстве.
В ходе выполнения упражнения используется система постепенного усложнения заданий: от простых дыхательно-голосовых упражнений к сложным речевым конструкциям с одновременным контролем за всеми компонентами речевого акта.
Цель упражнения
- Развитие координированной работы дыхательной, голосовой и артикуляционной систем
- Формирование навыков правильного речевого дыхания
- Улучшение качества голосообразования
- Развитие плавности речи
- Коррекция просодических компонентов речи
Реквизит
- Логопедическое зеркало
- Метроном или аудиозаписи с ритмическими паттернами
- Схемы дыхательных упражнений
- Карточки с речевым материалом разной сложности
- Визуальные опоры для контроля за дыханием (султанчики, ватные шарики)
Образцы речевого материала
Уровень сложности | Тип упражнения | Речевой материал | Направленность |
---|---|---|---|
Начальный | Гласные звуки | А-О-У-И | Координация дыхания |
Средний | Слоги | МА-МО-МУ-МИ | Голосоведение |
Продвинутый | Фразы | Мама мыла малину | Интеграция навыков |
Высокий | Скороговорки | На дворе трава | Автоматизация |
Размер группы
2-4 человека для эффективного контроля за выполнением упражнений
Этапы выполнения
1. Дыхательная подготовка
Выполняется комплекс дыхательных упражнений для формирования правильного речевого дыхания: диафрагмальное дыхание, удлинение выдоха, формирование направленной воздушной струи.
2. Голосовая разминка
Проводятся упражнения для активизации голосового аппарата: мягкая атака звука, модуляции голоса по высоте и силе, резонаторная гимнастика.
3. Координационные упражнения
Отрабатывается согласованность дыхания, голоса и артикуляции на материале гласных звуков и простых слогов.
4. Речевые упражнения
Применение отработанных навыков в речевом материале возрастающей сложности: слова, словосочетания, фразы.
5. Автоматизация
Закрепление навыков в различных речевых ситуациях: диалог, пересказ, спонтанная речь.
Время на каждый этап
- Дыхательная подготовка: 7-10 минут
- Голосовая разминка: 5-7 минут
- Координационные упражнения: 10-12 минут
- Речевые упражнения: 10-15 минут
- Автоматизация: 8-10 минут
Ключевые моменты для участников
- Соблюдение правильной осанки во время выполнения упражнений
- Контроль за равномерностью дыхания
- Отсутствие напряжения в области шеи и плеч
- Плавность переключения между различными видами упражнений
- Внимательное отслеживание своих ощущений
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие изменения в качестве речи отмечаются после выполнения упражнений?
- Удается ли сохранять правильное дыхание при произнесении длинных фраз?
- Какие трудности возникают при координации дыхания и речи?
- Как меняется голос после выполнения упражнений?
Примеры выполнения
На этапе координационных упражнений участник произносит гласный звук «А» на плавном выдохе, постепенно увеличивая длительность звучания. При этом контролируется положение корпуса, равномерность выдоха и качество звука. Затем упражнение усложняется добавлением других гласных звуков и формированием звуковых цепочек.
Интерпретация результатов
Оценивается способность поддерживать правильное речевое дыхание, качество голосоведения, координация всех компонентов речи. Важными показателями являются: длительность речевого выдоха, плавность речи, отсутствие напряжения, естественность звучания голоса.
Когда применять, противопоказания
Упражнение эффективно при заикании, дизартрии, нарушениях голоса, общем недоразвитии речи. Противопоказано при острых воспалительных заболеваниях дыхательных путей, тяжелых формах сердечно-сосудистых заболеваний, повышенном внутричерепном давлении.
Рекомендации для ведущего
- Внимательно следить за физическим состоянием участников
- Обеспечивать индивидуальный подход к дозировке нагрузки
- Использовать различные способы обратной связи
- Поощрять самоконтроль участников
- Регулярно делать паузы для отдыха
Возможные модификации упражнения
- Включение элементов фонетической ритмики
- Использование музыкального сопровождения разного темпа
- Добавление движений рук для усиления контроля за дыханием
- Применение специальных дыхательных тренажеров
- Включение элементов театрализации для повышения мотивации
7.4 Упражнение «Интеграция ощущений»
Описание упражнения
Упражнение «Интеграция ощущений» представляет собой комплексную методику, направленную на развитие межсенсорных связей в процессе речевой деятельности. Основной акцент делается на объединении тактильных, кинестетических и слуховых ощущений при постановке и автоматизации звуков речи.
В ходе выполнения упражнения активно используются различные сенсорные стимулы: тактильные (прикосновения к артикуляционным органам), зрительные (работа с зеркалом), слуховые (восприятие образца звучания). Это помогает создать более полный образ правильного звукопроизношения.
Важной особенностью является постепенное включение всех сенсорных каналов с последующей их интеграцией для достижения максимального эффекта в коррекции речевых нарушений.
Цель упражнения
- Развитие межанализаторных связей в процессе речевой деятельности
- Формирование правильных артикуляционных укладов
- Улучшение фонематического восприятия
- Развитие кинестетического контроля
- Совершенствование звукопроизношения
Реквизит
- Логопедическое зеркало
- Набор зондов и шпателей
- Карточки с артикуляционными профилями звуков
- Тактильные стимуляторы различной фактуры
- Аудиозаписи речевого материала
- Массажные мячики для развития тактильной чувствительности
Образец диагностической карты
Параметр оценки | Начало работы | Промежуточный контроль | Итоговый результат |
---|---|---|---|
Тактильная чувствительность | Снижена | Улучшение на 40% | Норма |
Кинестетическое восприятие | Нарушено | Улучшение на 30% | Близко к норме |
Фонематический слух | Недостаточный | Улучшение на 50% | Норма |
Звукопроизношение | Искажено | Улучшение на 45% | Значительное улучшение |
Размер группы
Индивидуальная работа или малые группы до 2-3 человек
Этапы выполнения
1. Подготовительный массаж
Проводится массаж артикуляционных органов для повышения чувствительности и активизации проприорецепторов. Используются различные приемы: поглаживание, растирание, вибрация.
2. Развитие тактильного восприятия
Выполняются упражнения на различение разных тактильных ощущений в области губ, языка, щек. Используются различные текстуры и материалы.
3. Артикуляционная гимнастика с тактильным контролем
Выполнение артикуляционных упражнений с одновременным тактильным контролем за положением органов артикуляции.
4. Звуковая работа
Постановка и автоматизация звуков с использованием всех видов контроля: зрительного, слухового, тактильного.
5. Закрепление навыков
Интеграция полученных навыков в спонтанную речь с сохранением тактильного и кинестетического контроля.
Время на каждый этап
- Подготовительный массаж: 5-7 минут
- Развитие тактильного восприятия: 8-10 минут
- Артикуляционная гимнастика: 10-12 минут
- Звуковая работа: 12-15 минут
- Закрепление навыков: 8-10 минут
Ключевые моменты для участников
- Внимательное отслеживание своих ощущений
- Точное выполнение инструкций специалиста
- Регулярное использование зеркала для контроля
- Соблюдение гигиенических требований
- Выполнение упражнений в спокойном темпе
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие ощущения возникают при правильном положении органов артикуляции?
- Удается ли контролировать положение языка без зрительной опоры?
- Как изменяются тактильные ощущения в процессе работы?
- Какие сложности возникают при выполнении упражнений?
Примеры выполнения
При постановке звука [Ш] используется комплексный подход: тактильный контроль положения языка с помощью зонда, визуальный контроль в зеркале, слуховой контроль за звучанием. Логопед показывает правильное положение органов артикуляции, дает тактильные ощущения через прикосновения к нижней поверхности языка, формируя правильный артикуляционный уклад.
Интерпретация результатов
Оценивается точность воспроизведения артикуляционных укладов, качество звукопроизношения, способность контролировать положение органов артикуляции без зрительной опоры. Важным показателем является формирование устойчивых кинестетических ощущений при произнесении звуков.
Когда применять, противопоказания
Упражнение эффективно при дизартрии, нарушениях звукопроизношения, фонетико-фонематических нарушениях. Противопоказано при повышенной чувствительности слизистой полости рта, воспалительных заболеваниях полости рта, эпилепсии.
Рекомендации для ведущего
- Тщательно соблюдать гигиенические требования
- Учитывать индивидуальную чувствительность пациента
- Постепенно увеличивать сложность упражнений
- Регулярно проводить промежуточный контроль
- Фиксировать изменения в диагностической карте
Возможные модификации упражнения
- Использование температурных контрастов для усиления тактильных ощущений
- Применение вибрационных приспособлений
- Включение элементов биоэнергопластики
- Использование компьютерных программ с визуальной обратной связью
- Дополнение упражнений элементами логопедического массажа
7.5 Упражнение «Координация систем»
Описание упражнения
Упражнение «Координация систем» представляет собой комплексную методику, направленную на синхронизацию работы артикуляционного аппарата, дыхательной системы и голосовых связок в процессе произнесения сложных речевых конструкций. Особое внимание уделяется плавности переключения между различными артикуляционными позициями при сохранении контроля над дыханием.
В основе упражнения лежит принцип последовательного усложнения речевого материала при одновременном контроле за работой всех систем, участвующих в речепроизводстве. Это позволяет сформировать автоматизированные навыки координированной работы различных отделов речевого аппарата.
Важной особенностью является использование специально подобранных речевых упражнений, требующих быстрого переключения артикуляционных укладов при сохранении плавности и ритмичности речи.
Цель упражнения
- Развитие координации между различными системами речевого аппарата
- Улучшение переключаемости артикуляционных движений
- Формирование плавности речи
- Совершенствование речевого дыхания
- Развитие просодической стороны речи
Реквизит
- Логопедическое зеркало
- Метроном
- Карточки с речевым материалом
- Схемы артикуляционных упражнений
- Записи ритмических структур
- Дыхательные тренажеры
Образец упражнений
Этап работы | Тип задания | Речевой материал | Контролируемые параметры |
---|---|---|---|
Начальный | Слоговые цепочки | па-та-ка | Четкость артикуляции |
Основной | Чистоговорки | са-са-са — вот летит оса | Ритм и плавность |
Усложненный | Скороговорки | Шла Саша по шоссе | Темп и координация |
Финальный | Стихотворения | Ритмичные четверостишия | Комплексный контроль |
Размер группы
3-5 человек для эффективного контроля за выполнением упражнений
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Выполнение дыхательной гимнастики и артикуляционной разминки. Особое внимание уделяется формированию правильного речевого дыхания и активизации артикуляционного аппарата.
2. Ритмическая основа
Отработка простых ритмических структур с использованием метронома. Координация движений артикуляционного аппарата с заданным ритмом.
3. Слоговые упражнения
Проговаривание слоговых цепочек с постепенным усложнением структуры. Контроль за плавностью переключения между слогами.
4. Речевые упражнения
Работа с чистоговорками и скороговорками, требующими координированной работы всех систем речевого аппарата.
5. Автоматизация
Закрепление навыков в спонтанной речи с сохранением контроля за координацией всех систем.
Время на каждый этап
- Подготовительный этап: 8-10 минут
- Ритмическая основа: 7-8 минут
- Слоговые упражнения: 10-12 минут
- Речевые упражнения: 12-15 минут
- Автоматизация: 8-10 минут
Ключевые моменты для участников
- Сохранение правильного речевого дыхания на протяжении всего упражнения
- Контроль за четкостью артикуляции
- Поддержание заданного ритма и темпа
- Плавность переключения между артикуляционными позициями
- Равномерность речевого выдоха
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие сложности возникают при координации дыхания и артикуляции?
- Удается ли сохранять заданный темп и ритм?
- Какие упражнения вызывают наибольшие трудности?
- Как изменяется качество речи после выполнения упражнений?
Примеры выполнения
При работе со слоговыми цепочками участник произносит последовательность «па-та-ка» в заданном метрономом темпе, сохраняя четкость артикуляции и равномерность дыхания. Постепенно темп увеличивается, добавляются новые слоговые комбинации. Особое внимание уделяется плавности переключения между звуками и сохранению ритмической структуры.
Интерпретация результатов
Оценивается способность удерживать заданный темп и ритм речи, качество артикуляции, плавность переключения между звуками, равномерность дыхания. Важными показателями являются: отсутствие запинок, сохранение четкости произношения при ускорении темпа, способность координировать дыхание с артикуляцией.
Когда применять, противопоказания
Упражнение эффективно при заикании, дизартрии, нарушениях темпо-ритмической организации речи. Противопоказано при выраженной одышке, острых воспалительных заболеваниях дыхательных путей, тяжелых формах нарушений сердечного ритма.
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивать постепенное усложнение заданий
- Контролировать правильность дыхания участников
- Следить за сохранением четкости артикуляции
- Корректировать темп выполнения упражнений
- Предоставлять своевременную обратную связь
Возможные модификации упражнения
- Использование различных ритмических рисунков
- Добавление движений рук для усиления ритмизации
- Включение элементов логоритмики
- Применение визуальных опор для контроля темпа
- Использование музыкального сопровождения разной сложности
7.6 Упражнение «Мышечная память»
Описание упражнения
Упражнение «Мышечная память» представляет собой систему специальных тренировок, направленных на формирование устойчивых двигательных стереотипов артикуляционного аппарата. Основной акцент делается на развитии способности автоматически воспроизводить правильные артикуляционные позиции при произнесении различных звуков и их сочетаний.
В процессе выполнения упражнения происходит последовательная отработка артикуляционных поз с постепенным переходом от сознательного контроля к автоматизированному выполнению. Особое внимание уделяется формированию кинестетической основы движений и закреплению правильных двигательных паттернов.
Важной особенностью является использование различных тактильных и проприоцептивных стимулов для усиления обратной связи и формирования более четких двигательных ощущений.
Цель упражнения
- Формирование устойчивых артикуляционных стереотипов
- Развитие кинестетического контроля
- Улучшение точности артикуляционных движений
- Автоматизация правильного звукопроизношения
- Развитие проприоцептивной чувствительности артикуляционного аппарата
Реквизит
- Логопедическое зеркало
- Набор логопедических зондов
- Тактильные стимуляторы
- Карточки с артикуляционными схемами
- Видеоматериалы с демонстрацией артикуляционных поз
- Массажные инструменты для артикуляционного аппарата
Образец карты наблюдений
Артикуляционная поза | Точность выполнения | Удержание позы | Переключаемость |
---|---|---|---|
Поднятие языка | Средняя | 5-7 секунд | Замедленная |
Боковые движения | Высокая | 8-10 секунд | Достаточная |
Вытягивание губ | Высокая | 10-12 секунд | Хорошая |
Круговые движения | Низкая | 3-4 секунды | Нарушена |
Размер группы
Индивидуальная работа или малые группы до 2-3 человек для обеспечения точного контроля
Этапы выполнения
1. Подготовительный массаж
Проведение массажа артикуляционного аппарата для повышения чувствительности и активизации мышц. Используются приемы поглаживания, разминания, вибрации.
2. Базовые артикуляционные позы
Отработка основных артикуляционных положений с использованием тактильного контроля и зрительной обратной связи.
3. Динамические упражнения
Выполнение серий последовательных движений с постепенным увеличением скорости и сложности.
4. Комплексные упражнения
Сочетание различных артикуляционных поз в определенной последовательности с контролем качества выполнения.
5. Автоматизация
Закрепление сформированных навыков в различных речевых ситуациях без зрительного контроля.
Время на каждый этап
- Подготовительный массаж: 5-7 минут
- Базовые артикуляционные позы: 10-12 минут
- Динамические упражнения: 12-15 минут
- Комплексные упражнения: 10-12 минут
- Автоматизация: 8-10 минут
Ключевые моменты для участников
- Выполнение движений с максимальной точностью
- Контроль за отсутствием сопутствующих движений
- Соблюдение последовательности упражнений
- Внимательное отслеживание своих ощущений
- Регулярное выполнение упражнений для закрепления навыков
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие артикуляционные позы вызывают наибольшие трудности?
- Удается ли удерживать правильное положение без зрительного контроля?
- Как изменяются мышечные ощущения в процессе тренировки?
- Какие упражнения требуют дополнительной отработки?
Примеры выполнения
При отработке артикуляционной позы для звука [Л] участник сначала фиксирует широкий язык за верхними зубами с помощью зрительного контроля в зеркале. Затем выполняет это движение с закрытыми глазами, опираясь только на мышечные ощущения. Постепенно время удержания позы увеличивается, а переключение между различными положениями становится более плавным.
Интерпретация результатов
Оценивается точность воспроизведения артикуляционных поз, способность удерживать заданное положение, качество переключения между движениями, возможность выполнения упражнений без зрительного контроля. Важным показателем является формирование устойчивых двигательных стереотипов.
Когда применять, противопоказания
Упражнение эффективно при дизартрии, нарушениях звукопроизношения, артикуляционной апраксии. Противопоказано при острых воспалительных заболеваниях полости рта, выраженных гиперкинезах, неврологических заболеваниях в стадии обострения.
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивать индивидуальный подход к дозировке нагрузки
- Контролировать правильность выполнения каждого движения
- Своевременно корректировать ошибки
- Поддерживать мотивацию участников
- Вести систематический учет результатов
Возможные модификации упражнения
- Использование различных тактильных раздражителей
- Применение биологической обратной связи
- Включение элементов игровой терапии
- Использование видеозаписи для самоконтроля
- Добавление ритмической составляющей в упражнения
7.7 Упражнение «Целостность восприятия»
Описание упражнения
Упражнение «Целостность восприятия» представляет собой комплексную методику, направленную на развитие способности воспринимать и воспроизводить речевой материал как единое целое, с учетом всех просодических компонентов. Особое внимание уделяется формированию навыков целостного восприятия речевого потока и его правильного воспроизведения.
В процессе выполнения упражнения происходит последовательная работа над различными компонентами речи: интонацией, ритмом, темпом, логическим ударением, паузацией. Важным аспектом является развитие способности объединять эти компоненты в единую речевую структуру.
Методика включает работу с различными видами речевого материала: от отдельных фраз до развернутых текстов, с постепенным усложнением задач и увеличением объема материала.
Цель упражнения
- Развитие целостного восприятия речевого потока
- Совершенствование просодической стороны речи
- Формирование навыков правильного интонирования
- Улучшение ритмико-мелодической организации речи
- Развитие речевого слуха и слухового внимания
Реквизит
- Карточки с текстами различной сложности
- Аудиозаписи образцов речевого материала
- Схемы интонационных конструкций
- Метроном или ритмические аудиозаписи
- Визуальные опоры для обозначения пауз и ударений
- Диктофон для записи речи пациента
Образец материалов
Уровень сложности | Тип материала | Просодический компонент | Пример |
---|---|---|---|
Начальный | Короткие фразы | Интонация | Идёт дождь? |
Средний | Диалоги | Темп и ритм | — Где ты был? — В парке. |
Продвинутый | Стихотворения | Логическое ударение | Наша Таня громко плачет |
Высокий | Тексты | Комплексная работа | Развернутые описания |
Размер группы
4-6 человек для обеспечения достаточной практики каждого участника
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Прослушивание образцов правильной речи, анализ их просодических характеристик. Выделение основных компонентов: интонации, ритма, пауз.
2. Работа с интонацией
Освоение различных интонационных конструкций на материале простых фраз. Отработка восходящей и нисходящей интонации.
3. Ритмическая организация
Работа над ритмической структурой речи с использованием метронома и других вспомогательных средств.
4. Темпо-ритмические упражнения
Отработка различных темпов речи с сохранением четкости произношения и правильной интонации.
5. Комплексная работа
Объединение всех компонентов на материале развернутых текстов.
Время на каждый этап
- Подготовительный этап: 7-10 минут
- Работа с интонацией: 12-15 минут
- Ритмическая организация: 10-12 минут
- Темпо-ритмические упражнения: 15-18 минут
- Комплексная работа: 10-12 минут
Ключевые моменты для участников
- Внимательное слушание образцов речи
- Контроль за правильностью интонирования
- Соблюдение пауз и логических ударений
- Поддержание заданного темпа речи
- Сохранение естественности звучания
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие интонационные конструкции вызывают наибольшие трудности?
- Удается ли сохранять заданный темп речи?
- Как изменяется качество речи при работе с разным материалом?
- Какие компоненты требуют дополнительной отработки?
Примеры выполнения
При работе с интонационными конструкциями участник сначала прослушивает образец фразы «Сегодня хорошая погода», произнесенной с разной интонацией (утверждение, вопрос, восклицание). Затем повторяет каждый вариант, следя за правильностью интонационного рисунка. Постепенно задания усложняются: добавляются более длинные фразы, различные эмоциональные оттенки, диалоги.
Интерпретация результатов
Оценивается способность воспринимать и воспроизводить различные просодические компоненты речи, правильность интонирования, соблюдение темпо-ритмической организации, естественность звучания. Важным показателем является способность сохранять целостность речевого высказывания при изменении условий.
Когда применять, противопоказания
Упражнение эффективно при нарушениях просодической стороны речи, заикании, дизартрии, ринолалии. Противопоказано при остром ларингите, выраженной одышке, состояниях после операций на гортани в остром периоде.
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивать четкую демонстрацию образцов речи
- Контролировать правильность выполнения заданий
- Учитывать индивидуальные особенности участников
- Предоставлять своевременную обратную связь
- Поддерживать мотивацию к выполнению упражнений
Возможные модификации упражнения
- Использование музыкального сопровождения
- Применение элементов театрализации
- Включение движений для усиления ритмической составляющей
- Работа с различными эмоциональными состояниями
- Использование компьютерных программ для визуализации интонационных конструкций
7.8 Упражнение «Чувственная синхронизация»
Описание упражнения
Упражнение «Чувственная синхронизация» представляет собой комплексную методику, направленную на развитие согласованности между речевыми и сенсорными процессами. Особое внимание уделяется формированию связей между различными видами чувственного восприятия и речевой деятельностью.
В основе упражнения лежит принцип мультисенсорного подхода, при котором речевая активность сопровождается стимуляцией различных сенсорных систем: зрительной, слуховой, тактильной. Это способствует формированию более прочных нейронных связей и улучшению речевой функции.
Важной особенностью является использование различных сенсорных стимулов в определенной последовательности и их интеграция с речевыми упражнениями для достижения максимального терапевтического эффекта.
Цель упражнения
- Развитие межанализаторных связей в процессе речевой деятельности
- Улучшение координации речевых и сенсорных процессов
- Формирование целостного восприятия речевой информации
- Развитие сенсорной интеграции
- Совершенствование речевой функции через мультисенсорный подход
Реквизит
- Набор тактильных стимуляторов различной фактуры
- Карточки с визуальными опорами
- Аудиозаписи различных звуков и мелодий
- Материалы для развития тактильной чувствительности
- Специальные сенсорные мячи и игрушки
- Световые стимуляторы различной интенсивности
Образец сенсорного профиля
Тип восприятия | Стимул | Речевая задача | Ожидаемый результат |
---|---|---|---|
Тактильное | Мягкая щетка | Произнесение шипящих | Улучшение артикуляции |
Зрительное | Цветовые карточки | Называние слов | Расширение словаря |
Слуховое | Ритмические паттерны | Повторение слогов | Развитие ритма речи |
Проприоцептивное | Массажный мяч | Автоматизация звуков | Улучшение контроля |
Размер группы
3-4 человека для обеспечения индивидуального подхода к каждому участнику
Этапы выполнения
1. Сенсорная активация
Стимуляция различных сенсорных систем с помощью специальных материалов и упражнений. Подготовка нервной системы к речевой работе.
2. Синхронизация ощущений
Выполнение упражнений на одновременное восприятие различных сенсорных стимулов и их связь с речевой активностью.
3. Речевые упражнения с сенсорной поддержкой
Произнесение речевого материала с одновременным предъявлением различных сенсорных стимулов.
4. Интеграционные задания
Комплексные упражнения, объединяющие различные виды восприятия и речевой активности.
5. Закрепление навыков
Применение освоенных навыков в различных речевых ситуациях с опорой на сенсорные ощущения.
Время на каждый этап
- Сенсорная активация: 8-10 минут
- Синхронизация ощущений: 10-12 минут
- Речевые упражнения: 15-20 минут
- Интеграционные задания: 12-15 минут
- Закрепление навыков: 8-10 минут
Ключевые моменты для участников
- Внимательное отслеживание своих ощущений
- Соблюдение последовательности выполнения упражнений
- Контроль за правильностью речевых реакций
- Сохранение концентрации внимания
- Регулярное выполнение упражнений
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие сенсорные стимулы наиболее эффективны для улучшения речи?
- Как изменяется качество произношения при различных видах стимуляции?
- Какие сочетания сенсорных и речевых упражнений наиболее комфортны?
- Какие трудности возникают при выполнении комплексных заданий?
Примеры выполнения
При работе над звуком [Ш] участник получает тактильную стимуляцию с помощью мягкой щетки в области щек и губ, одновременно наблюдая за артикуляционным укладом в зеркале и прослушивая правильный образец звучания. Затем происходит самостоятельное воспроизведение звука с опорой на полученные ощущения.
Интерпретация результатов
Оценивается способность интегрировать различные сенсорные ощущения в процессе речевой деятельности, улучшение качества произношения при использовании сенсорной поддержки, формирование устойчивых связей между сенсорными и речевыми процессами.
Когда применять, противопоказания
Упражнение эффективно при нарушениях звукопроизношения, дизартрии, алалии, задержке речевого развития. Противопоказано при повышенной сенсорной чувствительности, эпилепсии, острых воспалительных заболеваниях.
Рекомендации для ведущего
- Учитывать индивидуальную сенсорную чувствительность
- Обеспечивать постепенное усложнение заданий
- Контролировать реакции участников на стимуляцию
- Поддерживать комфортную атмосферу
- Регулярно отслеживать прогресс
Возможные модификации упражнения
- Использование различных текстур и материалов
- Включение элементов арт-терапии
- Применение температурных контрастов
- Добавление двигательных упражнений
- Использование аромастимуляции
7.9 Упражнение «Экология тела»
Описание упражнения
Упражнение «Экология тела» представляет собой комплексную методику, направленную на формирование правильного речевого дыхания и голосообразования с учетом физиологических особенностей организма. Особое внимание уделяется созданию оптимальных условий для функционирования речевого аппарата при минимальном мышечном напряжении.
В ходе выполнения упражнения происходит последовательная работа над различными компонентами речевого процесса с учетом принципов эргономики и физиологии. Акцент делается на достижении максимальной эффективности речи при минимальной нагрузке на голосовой аппарат.
Важным аспектом является формирование навыков самоконтроля и саморегуляции речевого процесса, умения распознавать и устранять излишнее напряжение при говорении.
Цель упражнения
- Формирование физиологически правильного речевого дыхания
- Развитие оптимального голосоведения
- Профилактика голосовых нарушений
- Улучшение координации дыхания и фонации
- Снижение мышечного напряжения при речи
Реквизит
- Зеркало для контроля за мимикой
- Дыхательные тренажеры
- Карточки с упражнениями для релаксации
- Схемы правильной осанки
- Аудиозаписи для дыхательной гимнастики
- Специальные приспособления для контроля дыхания
Диагностическая карта наблюдений
Параметр | До упражнения | После упражнения | Динамика |
---|---|---|---|
Напряжение мышц шеи | Повышенное | Нормализация | Положительная |
Речевое дыхание | Поверхностное | Диафрагмальное | Улучшение |
Голосовая нагрузка | Высокая | Оптимальная | Значительная |
Качество голоса | Напряженное | Свободное | Улучшение |
Размер группы
4-6 человек для обеспечения индивидуального контроля
Этапы выполнения
1. Диагностический этап
Определение исходного состояния мышечного тонуса, особенностей дыхания и голосообразования. Выявление зон повышенного напряжения.
2. Релаксационная подготовка
Выполнение упражнений на расслабление мышц шеи, плечевого пояса и артикуляционного аппарата.
3. Дыхательный тренинг
Освоение техники диафрагмального дыхания, формирование навыков экономного расходования воздуха при речи.
4. Голосовые упражнения
Работа над оптимальным голосоведением с минимальной нагрузкой на голосовые связки.
5. Интеграция навыков
Объединение полученных навыков в целостную систему речепроизводства.
Время на каждый этап
- Диагностический этап: 10-12 минут
- Релаксационная подготовка: 8-10 минут
- Дыхательный тренинг: 15-20 минут
- Голосовые упражнения: 12-15 минут
- Интеграция навыков: 10-12 минут
Ключевые моменты для участников
- Контроль за положением тела и осанкой
- Отслеживание мышечных напряжений
- Соблюдение правильного дыхательного режима
- Внимание к ощущениям при голосообразовании
- Регулярность выполнения упражнений
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие изменения в качестве голоса отмечаются после выполнения упражнений?
- Удается ли сохранять свободное голосоведение при длительной речевой нагрузке?
- Какие упражнения наиболее эффективны для снятия напряжения?
- Как меняется речевое дыхание в процессе тренировок?
Примеры выполнения
В процессе работы над речевым дыханием участник осваивает диафрагмальное дыхание в положении лежа. Одна рука располагается на груди, другая на животе. При вдохе живот поднимается, грудная клетка остается относительно неподвижной. Выдох длительный, ровный, с постепенным втягиванием живота. Затем это же упражнение выполняется сидя и стоя.
Интерпретация результатов
Оценивается способность поддерживать оптимальный мышечный тонус при речи, качество речевого дыхания, эффективность голосообразования, наличие или отсутствие избыточных напряжений. Важным показателем является способность сохранять сформированные навыки при различной речевой нагрузке.
Когда применять, противопоказания
Упражнение эффективно при нарушениях голоса, дисфонии, после голосовых нагрузок, при профессиональных голосовых расстройствах. Противопоказано при острых воспалительных заболеваниях гортани, в раннем послеоперационном периоде, при тяжелых формах сердечно-сосудистых заболеваний.
Рекомендации для ведущего
- Внимательно следить за состоянием участников
- Обеспечивать индивидуальный подход
- Контролировать правильность выполнения упражнений
- Своевременно корректировать ошибки
- Вести документацию по динамике состояния
Возможные модификации упражнения
- Использование различных исходных положений
- Применение дыхательных тренажеров
- Включение элементов вокалотерапии
- Добавление упражнений на координацию
- Использование биологической обратной связи
7.10 Упражнение «Энергетическое единство»
Описание упражнения
Упражнение «Энергетическое единство» представляет собой комплексную методику, направленную на оптимизацию энергозатрат при речевой деятельности. Основной акцент делается на формировании экономичного и эффективного использования речевых ресурсов организма при сохранении высокого качества речевой продукции.
В процессе выполнения упражнения происходит работа над координацией дыхания, голоса и артикуляции с учетом энергетических затрат организма. Особое внимание уделяется формированию навыков распределения речевой нагрузки и управления речевыми ресурсами.
Методика включает систему постепенно усложняющихся заданий, направленных на достижение максимальной речевой эффективности при минимальных энергетических затратах.
Цель упражнения
- Оптимизация энергозатрат при речевой деятельности
- Развитие навыков экономного голосоведения
- Формирование эффективного речевого дыхания
- Улучшение координации речевых процессов
- Профилактика речевого утомления
Реквизит
- Дыхательные тренажеры с визуальным контролем
- Таймер для контроля длительности упражнений
- Карточки с речевым материалом различной сложности
- Зеркало для контроля артикуляции
- Аудиозаписи для контроля темпа речи
- Измеритель громкости голоса
Карта мониторинга энергозатрат
Параметр | Исходный уровень | Оптимальный уровень | Контрольные точки |
---|---|---|---|
Громкость голоса | Избыточная | Умеренная | Еженедельно |
Речевое дыхание | Форсированное | Экономное | Ежедневно |
Темп речи | Ускоренный | Нормальный | 2 раза в неделю |
Мышечный тонус | Повышенный | Оптимальный | Ежедневно |
Размер группы
3-5 человек для обеспечения качественного мониторинга состояния каждого участника
Этапы выполнения
1. Диагностический этап
Оценка исходного уровня энергозатрат при речевой деятельности, определение индивидуальных особенностей голосоведения и дыхания.
2. Оптимизация дыхания
Обучение экономному расходованию воздуха при речи, формирование навыков рационального речевого дыхания.
3. Голосовой тренинг
Работа над оптимальной громкостью и высотой голоса, развитие навыков экономного голосоведения.
4. Координационные упражнения
Отработка согласованности всех компонентов речи с минимальными энергозатратами.
5. Речевая практика
Применение освоенных навыков в различных речевых ситуациях с контролем энергозатрат.
Время на каждый этап
- Диагностический этап: 10-12 минут
- Оптимизация дыхания: 15-18 минут
- Голосовой тренинг: 12-15 минут
- Координационные упражнения: 15-20 минут
- Речевая практика: 10-15 минут
Ключевые моменты для участников
- Контроль за энергозатратами при речи
- Поддержание оптимальной громкости голоса
- Соблюдение рационального темпа речи
- Использование экономного дыхания
- Своевременное распознавание речевого утомления
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменяется утомляемость при речи после выполнения упражнений?
- Удается ли сохранять оптимальный режим речи при длительной нагрузке?
- Какие приемы наиболее эффективны для экономии речевых ресурсов?
- Как распознать первые признаки речевого утомления?
Примеры выполнения
На этапе оптимизации дыхания участник работает с дыхательным тренажером, контролируя расход воздуха при произнесении фраз различной длины. Начинают с коротких фраз (3-4 слова) на одном выдохе, постепенно увеличивая длину фразы до 8-10 слов, сохраняя при этом экономный расход воздуха и четкость артикуляции.
Интерпретация результатов
Оценивается способность поддерживать оптимальный режим речи длительное время, качество голоса при различных нагрузках, эффективность использования речевого дыхания, наличие или отсутствие признаков утомления. Важным показателем является увеличение времени эффективной речевой работы без признаков усталости.
Когда применять, противопоказания
Упражнение эффективно при профессиональных нарушениях голоса, повышенной речевой нагрузке, нарушениях координации речевых процессов. Противопоказано при острых респираторных заболеваниях, воспалительных процессах в гортани, выраженной общей слабости организма.
Рекомендации для ведущего
- Строго контролировать нагрузку участников
- Учитывать индивидуальные особенности энергозатрат
- Следить за признаками утомления
- Обеспечивать своевременный отдых
- Вести регулярный мониторинг состояния
Возможные модификации упражнения
- Использование компьютерных программ для визуализации энергозатрат
- Применение методов биологической обратной связи
- Включение элементов дыхательной гимнастики
- Добавление упражнений на релаксацию
- Использование аппаратных методов контроля
Итоговая таблица упражнений главы 7
Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение |
---|---|---|
7.1 Анатомия чувств | Развитие телесного осознавания | 70 минут |
7.2 Гармония частей | Координация артикуляционного аппарата | 35 минут |
7.3 Единый организм | Интеграция речевых компонентов | 45 минут |
7.4 Интеграция ощущений | Межсенсорные связи | 45 минут |
7.5 Координация систем | Синхронизация речевых процессов | 55 минут |
7.6 Мышечная память | Формирование двигательных стереотипов | 50 минут |
7.7 Целостность восприятия | Просодическая организация речи | 60 минут |
7.8 Чувственная синхронизация | Сенсорная интеграция | 55 минут |
7.9 Экология тела | Оптимизация речевых процессов | 65 минут |
7.10 Энергетическое единство | Энергоэффективность речи | 70 минут |