Глава 5. Готовность к школе

Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта


Упражнения для школьных психологов


Глава 5. Готовность к школе

Оглавление

  1. Будущий школьник
  2. Время учиться
  3. Игры знаний
  4. Первые шаги
  5. Познавательный старт
  6. Правила школы
  7. Скоро в школу
  8. Умелые ручки
  9. Учебный настрой
  10. Школьная мозаика

5.1 Упражнение «Будущий школьник»

Описание упражнения

Упражнение «Будущий школьник» представляет собой комплексную диагностическую игру, направленную на оценку психологической готовности ребенка к школьному обучению. В ходе выполнения дети погружаются в моделируемые ситуации школьной жизни, демонстрируя свой уровень социальной адаптации и базовых навыков.

Через игровую форму дети знакомятся с основными аспектами школьной жизни: правилами поведения на уроке, взаимодействием с учителем и одноклассниками, организацией рабочего места. Упражнение помогает снизить тревожность перед школой и сформировать позитивное отношение к учебе.

В процессе выполнения упражнения психолог может наблюдать за поведением детей, их эмоциональными реакциями и способностью следовать инструкциям, что дает богатый диагностический материал для оценки готовности к школьному обучению.

Цель упражнения

  • Диагностика психологической готовности к школе
  • Развитие навыков самоорганизации и самоконтроля
  • Формирование положительной мотивации к учебной деятельности
  • Снижение тревожности перед началом школьного обучения

Реквизит

  • Школьный портфель с необходимыми принадлежностями
  • Парта и стул школьного типа
  • Доска и мел
  • Карточки с заданиями
  • Таймер

Бланк наблюдения

Параметр наблюденияУровень проявленияПримечания
Следование инструкциямВысокий/Средний/НизкийОсобенности выполнения
Организация рабочего местаВысокий/Средний/НизкийСамостоятельность действий
Концентрация вниманияВысокий/Средний/НизкийДлительность удержания

Размер группы

5-7 детей

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Психолог знакомит детей с правилами игры и показывает, как правильно организовать рабочее место. Дети рассаживаются за парты, достают необходимые принадлежности из портфеля. Важно обратить внимание на правильную посадку и расположение предметов на парте.

2. Основной этап

Моделируется мини-урок продолжительностью 20 минут. Дети выполняют несложные задания, учатся поднимать руку, отвечать на вопросы, взаимодействовать друг с другом. Психолог наблюдает за поведением каждого ребенка и заполняет бланк наблюдения.

3. Заключительный этап

Проводится обсуждение впечатлений от «урока», дети делятся своими эмоциями и мыслями о школе. Психолог дает положительную обратную связь и рекомендации.

Время на каждый этап

  • Подготовительный этап: 10 минут
  • Основной этап: 20 минут
  • Заключительный этап: 15 минут

Ключевые моменты для участников

  • Внимательно слушать и выполнять инструкции
  • Соблюдать правила поведения на «уроке»
  • Поддерживать порядок на рабочем месте
  • Проявлять активность и инициативу

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Что понравилось на «уроке»?
  • Что показалось сложным?
  • Какие правила школьной жизни запомнились?
  • Что хотелось бы узнать о школе?

Примеры выполнения

Маша (6 лет) активно участвовала в упражнении, правильно организовала рабочее место, внимательно слушала инструкции. Проявила интерес к заданиям, но иногда отвлекалась. Продемонстрировала хороший уровень готовности к школе.

Интерпретация результатов

Уровень готовностиХарактеристики поведенияРекомендации
ВысокийСледует всем инструкциям, организованПоддержка интереса к учебе
СреднийЧастично следует правилам, отвлекаетсяРазвитие произвольного внимания
НизкийТрудности с самоорганизациейДополнительная подготовка

Когда применять

Упражнение рекомендуется проводить за 3-6 месяцев до начала школьного обучения. Противопоказаний нет, но следует учитывать индивидуальные особенности детей и уровень их утомляемости.

Рекомендации для ведущего

  • Создавать доброжелательную атмосферу
  • Чередовать активные и спокойные виды деятельности
  • Внимательно наблюдать за реакциями детей
  • Фиксировать результаты наблюдений
  • Давать позитивную обратную связь

Возможные модификации упражнений

  • Включение элементов командной работы
  • Добавление творческих заданий
  • Использование игровых персонажей
  • Проведение виртуальной экскурсии по школе
  • Моделирование различных школьных ситуаций

5.2 Упражнение «Время учиться»

Описание упражнения

Упражнение «Время учиться» направлено на развитие временных представлений и навыков планирования у будущих первоклассников. В игровой форме дети учатся ориентироваться во времени, понимать распорядок школьного дня и правильно распределять время на различные виды деятельности.

В ходе упражнения дети знакомятся с понятиями «режим дня», «урок», «перемена», учатся определять время по часам и планировать свою деятельность. Это помогает формировать ответственное отношение к времени и развивать самоорганизацию.

Упражнение включает работу с макетом часов, составление индивидуального режима дня и моделирование различных временных ситуаций, что способствует лучшему пониманию временных интервалов и развитию пунктуальности.

Цель упражнения

  • Формирование представлений о времени и его измерении
  • Развитие навыков планирования и самоорганизации
  • Подготовка к соблюдению школьного режима
  • Развитие ответственности и пунктуальности

Реквизит

  • Макет часов с подвижными стрелками
  • Карточки с изображением различных видов деятельности
  • Бланки «Мой режим дня»
  • Цветные карандаши
  • Песочные часы (3, 5 и 10 минут)

Образец бланка «Мой режим дня»

ВремяДеятельностьОтметка о выполнении
7:00Подъём
7:30Утренняя зарядка
8:00Завтрак
8:30Сборы в школу

Размер группы

8-10 детей

Этапы выполнения

1. Знакомство с часами

Психолог показывает макет часов, объясняет значение стрелок, учит определять время. Дети тренируются устанавливать стрелки на определённое время и называть его.

2. Работа с режимом дня

Участники знакомятся с понятием режима дня, рассматривают карточки с различными видами деятельности и располагают их в правильной последовательности. Заполняют бланк «Мой режим дня».

3. Игра «Успеть за время»

С помощью песочных часов дети учатся чувствовать временные интервалы, выполняя различные задания на время.

4. Моделирование школьного дня

Проигрывание типичных ситуаций школьного дня с учётом времени (сборы в школу, уроки, перемены).

Время на каждый этап

  • Знакомство с часами: 15 минут
  • Работа с режимом дня: 20 минут
  • Игра «Успеть за время»: 15 минут
  • Моделирование школьного дня: 20 минут

Ключевые моменты для участников

  • Внимательное отношение к времени
  • Понимание последовательности событий
  • Развитие чувства времени
  • Осознание важности пунктуальности

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Почему важно соблюдать режим дня?
  • Как правильно распределить время?
  • Что помогает не опаздывать?
  • Как успевать делать всё вовремя?

Примеры выполнения

Петя (6,5 лет) быстро научился определять время по часам, составил подробный режим дня. В игре «Успеть за время» показал хорошее чувство времени, успешно выполнил все задания в отведённые интервалы.

Интерпретация результатов

НавыкПоказатели освоенияНаправления развития
Определение времениТочность и скоростьПрактика с часами
ПланированиеЛогичность режима дняТренировка самоорганизации
Чувство времениВыполнение заданий в срокРабота с таймером

Когда применять

Упражнение эффективно использовать за 4-6 месяцев до начала учебного года, чтобы дети успели привыкнуть к режиму дня. Противопоказаний нет, но нужно учитывать индивидуальные особенности восприятия времени у детей.

Рекомендации для ведущего

  • Начинать с простых временных интервалов
  • Использовать наглядные материалы
  • Поощрять самостоятельность в планировании
  • Учитывать индивидуальный темп освоения
  • Создавать ситуации успеха

Возможные модификации упражнений

  • Использование электронных часов
  • Создание коллективного режима дня группы
  • Добавление соревновательных элементов
  • Включение творческих заданий на тему времени
  • Использование мультимедийных материалов

5.3 Упражнение «Игры знаний»

Описание упражнения

Упражнение «Игры знаний» представляет собой комплекс интерактивных познавательных игр, направленных на развитие базовых знаний и представлений об окружающем мире. Через игровую форму дети осваивают основные понятия, необходимые для успешного начала школьного обучения.

В процессе выполнения упражнения дети погружаются в различные тематические блоки: природа, общество, числа и счет, буквы и звуки. Каждый блок содержит игровые задания разной сложности, что позволяет учитывать индивидуальный уровень подготовки ребенка.

Особенностью упражнения является его модульная структура, позволяющая психологу гибко комбинировать задания в зависимости от потребностей группы и уровня подготовки детей. Игровой формат помогает поддерживать высокую мотивацию и интерес к познавательной деятельности.

Цель упражнения

  • Развитие познавательных процессов и расширение кругозора
  • Формирование базовых учебных представлений
  • Развитие логического мышления и памяти
  • Стимулирование познавательного интереса

Реквизит

  • Набор тематических карточек по разделам
  • Магнитная доска с магнитами
  • Кубики с буквами и цифрами
  • Природные материалы для счета и сортировки
  • Игровое поле с фишками
  • Карточки с заданиями разного уровня сложности

Образец карточки заданий

УровеньТемаЗаданиеБаллы
НачальныйПриродаНазови времена года1
СреднийСчетРеши примеры до 102
ПродвинутыйЛогикаНайди закономерность3

Размер группы

6-8 детей

Этапы выполнения

1. Вводный этап

Психолог знакомит детей с правилами игры, показывает материалы и объясняет систему начисления баллов. Проводится пробный раунд для закрепления правил.

2. Тематические раунды

Последовательно проводятся игровые раунды по разным темам. Дети выполняют задания, получают баллы, продвигаются по игровому полю.

3. Командные задания

Группа делится на пары или мини-команды для выполнения совместных заданий, развивающих навыки кооперации.

4. Финальный турнир

Проводится заключительный раунд с возможностью использовать накопленные баллы для выбора заданий разной сложности.

Время на каждый этап

  • Вводный этап: 10 минут
  • Тематические раунды: 25 минут
  • Командные задания: 15 минут
  • Финальный турнир: 10 минут

Ключевые моменты для участников

  • Внимательное слушание заданий
  • Соблюдение очередности ходов
  • Взаимопомощь в командных заданиях
  • Использование стратегии при выборе заданий

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие задания показались самыми интересными?
  • Что нового узнали во время игры?
  • Какие стратегии помогали набирать баллы?
  • Как работалось в команде?

Примеры выполнения

Группа из 6 детей успешно прошла все этапы игры. Особенно эффективным оказался этап командных заданий, где дети активно помогали друг другу. Лучшие результаты были показаны в заданиях на счет и логику.

Интерпретация результатов

Область знанийКритерии оценкиРекомендации
Природа и обществоПолнота и точность ответовРасширение кругозора
МатематикаСкорость и правильность счетаПрактика устного счета
ЛогикаСпособность находить связиРазвитие мышления
КоммуникацияУмение работать в командеГрупповые задания

Когда применять

Упражнение рекомендуется проводить регулярно в течение года перед поступлением в школу. Особенно эффективно использование в формате еженедельных занятий. Противопоказаний нет, но следует учитывать утомляемость детей.

Рекомендации для ведущего

  • Поддерживать позитивную атмосферу
  • Варьировать сложность заданий
  • Обеспечивать равные возможности участия
  • Отмечать индивидуальный прогресс
  • Использовать разнообразные формы поощрения

Возможные модификации упражнений

  • Добавление новых тематических блоков
  • Использование интерактивных технологий
  • Создание сюжетной линии игры
  • Включение элементов соревнования
  • Разработка системы уровней и достижений

5.4 Упражнение «Первые шаги»

Описание упражнения

Упражнение «Первые шаги» направлено на формирование базовых навыков письма и развитие мелкой моторики руки у будущих первоклассников. В ходе занятия дети осваивают правильное положение руки при письме, учатся ориентироваться на листе бумаги и выполнять графические задания разной сложности.

Особенностью упражнения является постепенное усложнение заданий: от простых линий и узоров до более сложных графических элементов. Это позволяет развивать не только моторные навыки, но и пространственное мышление, концентрацию внимания и усидчивость.

В процессе выполнения упражнений дети знакомятся с разными видами письменных принадлежностей, учатся правильно держать карандаш и ручку, соблюдать границы строк и полей. Все это создает основу для успешного обучения письму в школе.

Цель упражнения

  • Развитие мелкой моторики и координации движений руки
  • Формирование правильного захвата письменных принадлежностей
  • Развитие пространственной ориентации на листе
  • Подготовка руки к письму

Реквизит

  • Специальные прописи с разлиновкой
  • Карандаши разной мягкости
  • Ручки с разным нажимом
  • Трафареты для обводки
  • Массажные мячики для пальчиковой гимнастики
  • Счетные палочки для выкладывания узоров

Образец бланка заданий

Вид упражненияУровень сложностиКоличество повторений
Прямые линииНачальный10-15 раз
Волнистые линииСредний8-10 раз
ПетелькиСложный5-7 раз
ШтриховкаПродвинутый3-4 фигуры

Размер группы

4-6 детей

Этапы выполнения

1. Пальчиковая гимнастика

Выполнение разминки для пальцев и кистей рук с использованием массажных мячиков и специальных упражнений. Важно показать все движения и проследить за правильностью их выполнения.

2. Работа с письменными принадлежностями

Обучение правильному захвату карандаша и ручки, демонстрация оптимального положения руки при письме. Пробные упражнения на удержание инструмента.

3. Графические задания

Последовательное выполнение упражнений от простых к сложным: прямые линии, волны, петли, штриховка фигур. Работа ведется в специальных прописях с разлиновкой.

4. Творческое закрепление

Выполнение узоров по образцу и самостоятельное создание орнаментов с использованием освоенных элементов.

Время на каждый этап

  • Пальчиковая гимнастика: 5-7 минут
  • Работа с письменными принадлежностями: 8-10 минут
  • Графические задания: 15-20 минут
  • Творческое закрепление: 10 минут

Ключевые моменты для участников

  • Правильная посадка за столом
  • Соблюдение правильного захвата карандаша
  • Контроль нажима при письме
  • Соблюдение границ и линеек

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие элементы получались легко?
  • Что вызвало затруднения?
  • Как меняется результат при разном нажиме?
  • Какие узоры понравилось создавать больше всего?

Примеры выполнения

Катя (6 лет) быстро освоила правильный захват карандаша, успешно выполняла простые линии и волны. При работе с петельками требовалась помощь в регулировании нажима. К концу занятия смогла самостоятельно создать простой орнамент из освоенных элементов.

Интерпретация результатов

НавыкКритерии оценкиНеобходимая практика
Захват карандашаУстойчивость удержанияЕжедневные упражнения
Линии и узорыРовность и четкостьРабота с прописями
НажимРавномерностьСпециальные упражнения

Когда применять

Рекомендуется начинать за 6-8 месяцев до школы, занимаясь регулярно 2-3 раза в неделю. Противопоказаний нет, но при проблемах с мелкой моторикой необходима консультация специалиста.

Рекомендации для ведущего

  • Следить за правильной посадкой детей
  • Контролировать положение руки при письме
  • Чередовать виды деятельности
  • Делать перерывы для отдыха рук
  • Поощрять старание и аккуратность

Возможные модификации упражнений

  • Использование различных материалов для письма
  • Создание тематических прописей
  • Добавление элементов соревнования
  • Включение графических диктантов
  • Комбинирование с другими видами творчества

5.5 Упражнение «Познавательный старт»

Описание упражнения

Упражнение «Познавательный старт» представляет собой комплексную диагностическую игру, направленную на оценку и развитие познавательных процессов будущего первоклассника. В ходе упражнения исследуются различные аспекты познавательной сферы: память, внимание, мышление, восприятие.

Особенностью данного упражнения является его интегративный характер: все задания объединены общим сюжетом «путешествия по стране знаний», что поддерживает интерес детей и снижает тревожность при выполнении заданий диагностического характера.

Упражнение построено по принципу постепенного усложнения и включает как индивидуальные, так и групповые формы работы, что позволяет оценить различные аспекты готовности ребенка к школьному обучению.

Цель упражнения

  • Диагностика уровня развития познавательных процессов
  • Развитие различных видов памяти и внимания
  • Формирование логического мышления
  • Развитие пространственного восприятия

Реквизит

  • Карточки с заданиями разных типов
  • Игровое поле «Страна знаний»
  • Фишки и кубик для передвижения
  • Секундомер
  • Бланки для фиксации результатов
  • Цветные карандаши

Диагностический бланк

Познавательный процессЗаданиеРезультатНорма
ПамятьЗапомни картинки___ из 107-8
ВниманиеНайди отличия___ из 108-9
МышлениеПродолжи ряд___ из 54-5
ВосприятиеСложи картинку___ мин3-4

Размер группы

5-7 детей

Этапы выполнения

1. Введение в игру

Знакомство с правилами путешествия по «Стране знаний», объяснение системы перемещения по игровому полю, демонстрация примеров заданий.

2. Диагностический этап

Последовательное выполнение заданий на разные познавательные процессы. Психолог фиксирует результаты в диагностическом бланке.

3. Развивающие задания

Выполнение дополнительных упражнений для развития выявленных «слабых» сторон познавательной сферы.

4. Подведение итогов

Обсуждение результатов путешествия, вручение символических наград за успешное прохождение заданий.

Время на каждый этап

  • Введение в игру: 10 минут
  • Диагностический этап: 25 минут
  • Развивающие задания: 15 минут
  • Подведение итогов: 10 минут

Ключевые моменты для участников

  • Внимательное слушание инструкций
  • Последовательное выполнение всех заданий
  • Соблюдение временных ограничений
  • Самостоятельность при выполнении

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие задания показались самыми интересными?
  • Что было самым сложным?
  • Какие способы запоминания использовали?
  • Как удавалось сохранять внимание?

Примеры выполнения

Миша (6,5 лет) успешно справился с заданиями на память и внимание, показав результаты выше возрастной нормы. В заданиях на логическое мышление требовалась небольшая помощь. Особый интерес проявил к пространственным головоломкам.

Интерпретация результатов

Уровень развитияХарактеристикиРекомендации
ВысокийРезультаты выше нормыУсложнение заданий
СреднийВ пределах нормыРегулярные занятия
НизкийНиже возрастной нормыИндивидуальная программа
НеравномерныйРазличия по процессамЦелевое развитие

Когда применять

Оптимально проводить диагностику за 6-8 месяцев до начала школьного обучения, чтобы иметь время для развивающей работы. Повторное проведение рекомендуется за 1-2 месяца до школы для оценки динамики.

Рекомендации для ведущего

  • Создавать доброжелательную атмосферу
  • Четко формулировать инструкции
  • Фиксировать не только результат, но и способ выполнения
  • Отмечать индивидуальные особенности
  • Давать развернутую обратную связь

Возможные модификации упражнений

  • Создание тематических вариантов игры
  • Включение компьютерных заданий
  • Разработка командного варианта
  • Добавление творческих заданий
  • Создание усложненных версий для одаренных детей

5.6 Упражнение «Правила школы»

Описание упражнения

Упражнение «Правила школы» направлено на знакомство будущих первоклассников с основными правилами школьной жизни и формирование позитивного отношения к ним. В игровой форме дети осваивают нормы поведения в школе, учатся понимать их значение и важность соблюдения.

В ходе упражнения моделируются различные школьные ситуации, где дети учатся применять правила на практике. Это помогает им лучше понять и запомнить требования школьной жизни, снижает тревожность перед началом обучения.

Особенность упражнения заключается в активном вовлечении детей в процесс создания и обсуждения правил, что способствует их лучшему усвоению и формированию ответственного отношения к их соблюдению.

Цель упражнения

  • Знакомство с основными правилами школьной жизни
  • Развитие произвольного поведения и самоконтроля
  • Формирование позитивного отношения к школьным правилам
  • Снижение тревожности перед школой

Реквизит

  • Карточки с иллюстрациями школьных ситуаций
  • Плакат для записи правил
  • Цветные маркеры
  • Колокольчик или школьный звонок
  • Карточки-символы правил
  • Бейджи с именами участников

Карточка наблюдения

ПравилоПониманиеСоблюдениеКомментарии
Поднимать руку☐ Да ☐ Частично ☐ Нет☐ Всегда ☐ Иногда ☐ Редко
Слушать учителя☐ Да ☐ Частично ☐ Нет☐ Всегда ☐ Иногда ☐ Редко
Быть вежливым☐ Да ☐ Частично ☐ Нет☐ Всегда ☐ Иногда ☐ Редко

Размер группы

8-10 детей

Этапы выполнения

1. Знакомство с правилами

Обсуждение с детьми, какие правила они уже знают, введение новых правил через игровые ситуации. Создание наглядных символов для каждого правила.

2. Моделирование ситуаций

Разыгрывание различных школьных ситуаций, где необходимо применить изученные правила. Обсуждение правильных решений.

3. Практика соблюдения правил

Проведение мини-урока с соблюдением всех правил. Использование системы поощрений за правильное поведение.

4. Закрепление

Создание группового плаката с правилами, где каждый ребенок может оставить свой символ или подпись.

Время на каждый этап

  • Знакомство с правилами: 15 минут
  • Моделирование ситуаций: 20 минут
  • Практика соблюдения правил: 15 минут
  • Закрепление: 10 минут

Ключевые моменты для участников

  • Понимание необходимости правил
  • Активное участие в обсуждении
  • Практическое применение правил
  • Взаимная поддержка в группе

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Зачем нужны правила в школе?
  • Какие правила кажутся самыми важными?
  • Какие правила легко соблюдать, а какие сложно?
  • Что помогает запомнить и соблюдать правила?

Примеры выполнения

На занятии группа из 8 детей активно участвовала в создании правил. Особенно успешным оказалось использование символов-подсказок для каждого правила. Дети предложили свои варианты правил, например «помогать друг другу на перемене» и «не забывать говорить ‘спасибо'».

Интерпретация результатов

Аспект поведенияПоказатели успешностиЗона развития
Понимание правилМожет объяснить смыслРасширение контекста
Соблюдение правилДействует по правиламСамоконтроль
Отношение к правиламПринимает необходимостьВнутренняя мотивация

Когда применять

Оптимально проводить упражнение за 2-3 месяца до начала школьного обучения, когда дети уже психологически готовятся к новой социальной роли. Можно повторять с разными вариациями правил и ситуаций.

Рекомендации для ведущего

  • Объяснять правила позитивно, без запугивания
  • Использовать понятные детям примеры
  • Поощрять инициативу в предложении правил
  • Обеспечивать возможность практики
  • Отмечать успехи в соблюдении правил

Возможные модификации упражнений

  • Создание настольной игры с правилами
  • Разработка системы жетонов за соблюдение правил
  • Включение элементов драматизации
  • Создание видеосюжетов о правилах
  • Организация квеста по правилам школьной жизни

5.7 Упражнение «Скоро в школу»

Описание упражнения

Упражнение «Скоро в школу» представляет собой комплексную ролевую игру, направленную на формирование позитивного образа школы и роли ученика. В ходе упражнения дети получают возможность проиграть различные аспекты школьной жизни, познакомиться с типичными ситуациями и способами поведения в них.

Особенностью упражнения является его интерактивный характер: дети не просто слушают о школе, а активно участвуют в моделировании школьных ситуаций, примеряют на себя роли учеников и учителей, учатся взаимодействовать в новом социальном контексте.

Упражнение помогает снизить тревожность перед школой, формирует реалистичные представления о школьной жизни и развивает необходимые социальные навыки для успешной адаптации в школе.

Цель упражнения

  • Формирование позитивного образа школы
  • Развитие коммуникативных навыков в учебной ситуации
  • Снижение тревожности перед школой
  • Освоение моделей поведения школьника

Реквизит

  • Школьные атрибуты (портфель, учебники, тетради)
  • Игровая школьная форма
  • Указка и школьная доска
  • Карточки с ситуациями для проигрывания
  • Школьный звонок
  • Бейджи с ролями

Карточка наблюдения поведения

КритерийПроявлениеПримечанияРекомендации
Активность участияВысокая/Средняя/НизкаяОсобенности включенияСпособы мотивации
Эмоциональный фонПозитивный/Нейтральный/ТревожныйИзменения настроенияПриемы поддержки
ВзаимодействиеУспешное/Среднее/ЗатрудненноеХарактер общенияРазвитие навыков

Размер группы

6-8 детей

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Знакомство с ролями и атрибутами, распределение ролей, объяснение правил игры. Создание игровой атмосферы школьного дня.

2. Основной этап — проигрывание ситуаций

Моделирование различных школьных ситуаций: урок, перемена, общение с учителем и одноклассниками. Смена ролей для получения разного опыта.

3. Решение проблемных ситуаций

Разбор и проигрывание типичных сложных ситуаций школьной жизни, поиск конструктивных решений.

4. Рефлексия

Обсуждение опыта, обмен впечатлениями, закрепление позитивных моментов.

Время на каждый этап

  • Подготовительный этап: 10 минут
  • Основной этап: 25 минут
  • Решение проблемных ситуаций: 15 минут
  • Рефлексия: 10 минут

Ключевые моменты для участников

  • Активное участие в ролевой игре
  • Соблюдение правил поведения
  • Внимательное отношение к другим участникам
  • Выражение своих чувств и мыслей

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какая роль понравилась больше всего?
  • Что нового узнали о школе?
  • Какие ситуации показались сложными?
  • Что помогало справляться с трудностями?

Примеры выполнения

Группа активно включилась в ролевую игру. Особенно удачно прошло проигрывание ситуации «первый день в школе». Дети проявили творческий подход к решению проблемных ситуаций, например, предложили создать «службу помощи новичкам» для поддержки тех, кто стесняется задавать вопросы учителю.

Интерпретация результатов

ПоказательВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
АдаптивностьЛегко включается в рольТребуется поддержкаСложности с ролью
КоммуникацияАктивно общаетсяИзбирательно общаетсяИзбегает общения
СамоконтрольСледует правиламИногда нарушаетЧасто нарушает

Когда применять

Рекомендуется проводить упражнение за 2-3 месяца до начала учебного года. Возможно повторное проведение с усложнением ситуаций и сменой ролей. Противопоказаний нет, но важно учитывать индивидуальные особенности детей.

Рекомендации для ведущего

  • Поддерживать безопасную атмосферу
  • Учитывать индивидуальные особенности детей
  • Помогать в сложных ситуациях
  • Поощрять инициативу и творчество
  • Фиксировать значимые наблюдения

Возможные модификации упражнений

  • Включение элементов сказкотерапии
  • Создание видеосюжетов о школе
  • Организация «дня самоуправления»
  • Добавление творческих заданий
  • Использование кукольного театра

5.8 Упражнение «Умелые ручки»

Описание упражнения

Упражнение «Умелые ручки» направлено на развитие мелкой моторики, координации движений и подготовку руки к письму. В ходе занятия дети выполняют различные задания с использованием мелких предметов, что способствует развитию точности движений и укреплению мышц руки.

Особенностью упражнения является сочетание традиционных методов развития моторики с творческими заданиями. Это поддерживает интерес детей и делает процесс подготовки к письму более увлекательным и эффективным.

Упражнение построено по принципу постепенного усложнения действий: от простых манипуляций с предметами до сложных графических заданий, требующих точной координации движений.

Цель упражнения

  • Развитие мелкой моторики и координации движений
  • Подготовка руки к письму
  • Формирование правильного захвата письменных принадлежностей
  • Развитие глазомера и пространственного восприятия

Реквизит

  • Мозаика разного размера
  • Шнуровки и бусины
  • Пластилин и природные материалы
  • Прописи и трафареты
  • Специальные тренажеры для пальцев
  • Цветные карандаши и фломастеры

Диагностическая карта

НавыкНачало занятияКонец занятияПрогресс
Захват карандаша☐ 1 ☐ 2 ☐ 3☐ 1 ☐ 2 ☐ 3+/-
Точность движений☐ 1 ☐ 2 ☐ 3☐ 1 ☐ 2 ☐ 3+/-
Сила нажима☐ 1 ☐ 2 ☐ 3☐ 1 ☐ 2 ☐ 3+/-
Координация☐ 1 ☐ 2 ☐ 3☐ 1 ☐ 2 ☐ 3+/-

Размер группы

4-6 детей

Этапы выполнения

1. Пальчиковая разминка

Выполнение специальных упражнений для разогрева и подготовки пальцев к работе. Включает массаж пальцев и кистей рук, игровые упражнения.

2. Работа с мелкими предметами

Выполнение заданий с использованием мозаики, бусин, природных материалов. Сортировка, нанизывание, выкладывание узоров.

3. Графические упражнения

Работа с прописями, штриховка, обводка по контуру, рисование узоров. Постепенное усложнение заданий.

4. Творческое закрепление

Создание поделок или рисунков с использованием освоенных навыков. Самостоятельный выбор материалов и техник.

Время на каждый этап

  • Пальчиковая разминка: 5-7 минут
  • Работа с мелкими предметами: 15 минут
  • Графические упражнения: 15 минут
  • Творческое закрепление: 10-15 минут

Ключевые моменты для участников

  • Правильная посадка за столом
  • Соблюдение последовательности действий
  • Аккуратность выполнения заданий
  • Чередование нагрузки и отдыха

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие задания были самыми интересными?
  • Что получалось легко, а что сложно?
  • Как можно улучшить результаты?
  • Какие упражнения можно делать дома?

Примеры выполнения

Лена (6 лет) успешно справилась с заданиями на шнуровку и мозаику, проявила особый интерес к графическим упражнениям. В начале занятия наблюдался неправильный захват карандаша, но после корректировки и тренировки удалось добиться улучшения.

Интерпретация результатов

Уровень развитияХарактеристикиРекомендации
ОптимальныйТочные движения, правильный захватУсложнение заданий
ДостаточныйНезначительные неточностиРегулярные упражнения
Требует развитияЗначительные трудностиДополнительные занятия

Когда применять

Упражнение рекомендуется проводить регулярно в течение года перед школой, 2-3 раза в неделю. При наличии особенностей развития моторики необходима консультация специалиста для разработки индивидуальной программы.

Рекомендации для ведущего

  • Учитывать индивидуальные особенности детей
  • Следить за правильностью выполнения
  • Своевременно корректировать ошибки
  • Поощрять старание и аккуратность
  • Давать рекомендации для домашних занятий

Возможные модификации упражнений

  • Использование нестандартных материалов
  • Создание тематических заданий
  • Включение элементов соревнования
  • Комбинирование с другими видами деятельности
  • Разработка индивидуальных комплексов упражнений

5.9 Упражнение «Учебный настрой»

Описание упражнения

Упражнение «Учебный настрой» направлено на формирование позитивной мотивации к учебной деятельности и развитие произвольного внимания у будущих первоклассников. В игровой форме дети учатся концентрироваться на учебных задачах, развивают усидчивость и целенаправленность действий.

Особенностью упражнения является его комплексный характер: оно включает элементы психогимнастики, дыхательные техники и специальные задания для развития внимания. Это помогает детям освоить приемы самоорганизации и эмоциональной регуляции.

В ходе упражнения дети знакомятся с различными способами настройки на учебную деятельность, учатся управлять своим вниманием и поведением, что крайне важно для успешной адаптации к школе.

Цель упражнения

  • Развитие произвольного внимания и самоконтроля
  • Формирование позитивного отношения к учебе
  • Освоение приемов самоорганизации
  • Развитие эмоционально-волевой сферы

Реквизит

  • Карточки с заданиями на внимание
  • Песочные часы разной длительности
  • Таймер
  • Сигнальные карточки
  • Бланки для самооценки
  • Мягкие игрушки для релаксации

Бланк самооценки

КритерийНачало занятияСерединаКонец занятия
Настроение☺ ☹ 😐☺ ☹ 😐☺ ☹ 😐
Внимательность⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐⭐
Усталость🌟🌟🌟🌟🌟🌟🌟🌟🌟

Размер группы

5-7 детей

Этапы выполнения

1. Настрой на работу

Выполнение дыхательных упражнений и психогимнастики для создания рабочего настроя. Обсуждение целей занятия.

2. Упражнения на внимание

Выполнение специальных заданий на развитие различных свойств внимания: концентрации, устойчивости, переключаемости.

3. Самоконтроль

Освоение приемов самоконтроля и саморегуляции. Работа с таймером и песочными часами.

4. Рефлексия

Самооценка состояния и результатов работы. Обсуждение эффективных стратегий поддержания внимания.

Время на каждый этап

  • Настрой на работу: 7-10 минут
  • Упражнения на внимание: 20 минут
  • Самоконтроль: 15 минут
  • Рефлексия: 8-10 минут

Ключевые моменты для участников

  • Осознанное отношение к заданиям
  • Регулярное отслеживание своего состояния
  • Применение приемов самоорганизации
  • Своевременное обращение за помощью

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Что помогает сохранять внимание?
  • Как справляться с отвлечениями?
  • Какие приемы самоорганизации наиболее эффективны?
  • Как поддерживать рабочий настрой?

Примеры выполнения

Группа из 6 детей успешно освоила базовые приемы самоорганизации. Особенно эффективным оказалось использование песочных часов для самоконтроля времени работы. Дети научились отслеживать свое состояние и применять простые техники восстановления внимания.

Интерпретация результатов

ПараметрВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровень
КонцентрацияУстойчиваяНеустойчиваяСлабая
СамоконтрольРегулярныйЭпизодическийОтсутствует
МотивацияСтабильнаяПеременнаяНизкая

Когда применять

Упражнение эффективно использовать за 3-4 месяца до начала школьного обучения, проводя занятия 1-2 раза в неделю. Особенно полезно для детей с трудностями произвольной регуляции деятельности.

Рекомендации для ведущего

  • Учитывать индивидуальный темп работы
  • Создавать ситуации успеха
  • Поощрять самостоятельность
  • Помогать в освоении приемов самоконтроля
  • Отслеживать признаки утомления

Возможные модификации упражнений

  • Использование музыкального сопровождения
  • Включение двигательных упражнений
  • Применение элементов арт-терапии
  • Разработка системы жетонов
  • Создание индивидуальных маршрутов

5.10 Упражнение «Школьная мозаика»

Описание упражнения

Упражнение «Школьная мозаика» представляет собой интегрированное занятие, объединяющее различные аспекты школьной готовности в единый комплекс. В игровой форме моделируются основные компоненты учебной деятельности, что позволяет оценить общую готовность ребенка к школе.

Особенность упражнения заключается в его системном характере: оно позволяет увидеть целостную картину готовности ребенка к школе, включая интеллектуальный, социальный и эмоциональный компоненты.

В ходе упражнения дети последовательно выполняют задания разного типа, демонстрируя свои навыки и умения в различных областях школьной готовности. Это помогает выявить сильные стороны и зоны развития каждого ребенка.

Цель упражнения

  • Комплексная диагностика готовности к школе
  • Развитие учебной мотивации
  • Формирование целостного представления о школе
  • Выявление индивидуальных особенностей готовности

Реквизит

  • Диагностические карты
  • Набор заданий разного типа
  • Школьные принадлежности
  • Игровое поле-маршрут
  • Оценочные листы
  • Материалы для творческих заданий

Карта диагностики

Компонент готовностиЗаданияКритерии оценкиРезультат
ИнтеллектуальныйЛогические задачиПравильность решения0-5 баллов
СоциальныйРолевые игрыКоммуникация0-5 баллов
ЭмоциональныйСитуативные задачиАдекватность реакций0-5 баллов
МотивационныйБеседа о школеУровень интереса0-5 баллов

Размер группы

6-8 детей

Этапы выполнения

1. Организационный момент

Знакомство с правилами и структурой занятия. Создание позитивного настроя на работу.

2. Диагностический блок

Последовательное выполнение заданий по разным компонентам готовности. Фиксация результатов.

3. Развивающий блок

Выполнение упражнений на развитие выявленных «слабых» сторон готовности.

4. Итоговый блок

Подведение итогов, обсуждение результатов, определение направлений дальнейшей работы.

Время на каждый этап

  • Организационный момент: 5-7 минут
  • Диагностический блок: 25 минут
  • Развивающий блок: 20 минут
  • Итоговый блок: 10 минут

Ключевые моменты для участников

  • Последовательное выполнение заданий
  • Внимательное отношение к инструкциям
  • Самостоятельность в работе
  • Рефлексия своей деятельности

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие задания вызвали наибольший интерес?
  • Что показалось самым сложным?
  • Какие навыки нужно развивать?
  • Как подготовиться к школе лучше?

Примеры выполнения

В группе из 7 детей были продемонстрированы разные уровни готовности к школе. Наиболее успешно дети справились с социальными заданиями, некоторые трудности возникли при выполнении логических задач. По результатам диагностики для каждого ребенка были разработаны индивидуальные рекомендации.

Интерпретация результатов

Уровень готовностиХарактеристикиРекомендации
Высокий17-20 балловПоддержание мотивации
Средний13-16 балловЦеленаправленное развитие
Низкийменее 13 балловИнтенсивная подготовка

Когда применять

Оптимально проводить диагностику за 6-8 месяцев до начала школьного обучения, чтобы иметь время для коррекционно-развивающей работы. Повторное проведение рекомендуется за 1-2 месяца до школы.

Рекомендации для ведущего

  • Создавать благоприятную атмосферу
  • Чётко фиксировать результаты
  • Давать развёрнутую обратную связь
  • Учитывать индивидуальные особенности
  • Разрабатывать конкретные рекомендации

Возможные модификации упражнений

  • Использование компьютерной диагностики
  • Включение элементов соревнования
  • Создание индивидуальных маршрутов
  • Разработка домашних заданий
  • Организация групповых проектов

Итоговая таблица упражнений

УпражнениеФокусировкаВремя на выполнение
5.1Будущий школьникАдаптация к школьной среде45 минут
5.2Время учитьсяВременная организация60 минут
5.3Игры знанийПознавательное развитие60 минут
5.4Первые шагиРазвитие моторики45 минут
5.5Познавательный стартДиагностика готовности60 минут
5.6Правила школыОсвоение норм поведения60 минут
5.7Скоро в школуРолевое взаимодействие60 минут
5.8Умелые ручкиМелкая моторика45 минут
5.9Учебный настройМотивация и внимание50 минут
5.10Школьная мозаикаКомплексная диагностика60 минут

Общая информация:

  • Общее количество упражнений: 10
  • Минимальное время занятия: 45 минут
  • Максимальное время занятия: 60 минут
  • Средняя продолжительность: 54 минуты