Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Расстановочные упражнения
Глава 21. Подсознательные программы в расстановках
Оглавление
- Анализ автоматических реакций и установок
- Выявление бессознательных мотивов и страхов
- Диагностика вытесненных травматических переживаний
- Достижение осознанности и самонаблюдения
- Интеграция внутренних конфликтов
- Изменение деструктивных поведенческих паттернов
- Обретение внутренней свободы и гибкости
- Осознание ограничивающих убеждений
- Преодоление психологических барьеров
- Трансформация подсознательных установок
21.1 Анализ автоматических реакций и установок
Описание упражнения
Данное упражнение направлено на исследование автоматических реакций участников в различных жизненных ситуациях через метод системных расстановок. Участники получают возможность увидеть свои типичные паттерны реагирования со стороны и осознать их влияние на свою жизнь.
В процессе работы происходит выявление и анализ глубинных установок, которые запускают определенные поведенческие реакции. Это позволяет участникам получить более полное представление о своих неосознаваемых программах поведения.
Особенностью данного упражнения является использование заместителей для различных реакций и установок, что позволяет наглядно увидеть их взаимодействие и влияние друг на друга в пространстве расстановки.
Цель упражнения
- Осознание собственных автоматических реакций в стрессовых ситуациях
- Выявление глубинных установок, запускающих определенные паттерны поведения
- Развитие навыков самонаблюдения и осознанности
- Формирование более адаптивных способов реагирования
Реквизит
Наименование | Количество | Назначение |
---|---|---|
Карточки для записей | 20-30 штук | Для фиксации выявленных реакций и установок |
Маркеры разных цветов | 3-4 штуки | Для обозначения различных типов реакций |
Флипчарт | 1 штука | Для визуализации процесса анализа |
Размер группы
8-12 человек
Порядок выполнения
Этап 1. Подготовка
Участники располагаются в кругу. Ведущий объясняет цель упражнения и просит каждого вспомнить 2-3 ситуации, в которых они регулярно испытывают сильные эмоциональные реакции.
Этап 2. Идентификация реакций
Каждый участник записывает на карточках свои типичные реакции в выбранных ситуациях. Важно отмечать как эмоциональные, так и поведенческие проявления.
Этап 3. Расстановка реакций
Протагонист выбирает заместителей для каждой из выявленных реакций и располагает их в пространстве. Заместители начинают двигаться и выражать то, что чувствуют на своих позициях.
Этап 4. Исследование взаимосвязей
Ведущий помогает исследовать взаимодействие между различными реакциями, задавая вопросы заместителям и наблюдая за их движениями в пространстве.
Ключевые моменты для участников
- Важно быть максимально честными при определении своих типичных реакций
- Необходимо фиксировать первые, спонтанные проявления, не подвергая их цензуре
- Следует обращать внимание на телесные ощущения во время наблюдения за расстановкой
- Важно отмечать любые инсайты и открытия, возникающие в процессе работы
Обсуждение
- Какие реакции оказались наиболее неожиданными?
- Какие связи между различными реакциями удалось обнаружить?
- Какие установки лежат в основе выявленных реакций?
- Как можно использовать полученные знания в повседневной жизни?
Примеры выполнения
Мария выявила, что в ситуациях конфликта на работе у нее автоматически возникает реакция избегания. В расстановке стало видно, что эта реакция связана с глубинной установкой «конфликт разрушителен» и детским опытом наблюдения за ссорами родителей. После осознания этой связи Мария смогла начать работу над формированием более конструктивного отношения к конфликтным ситуациям.
Интерпретация результатов
Тип реакции | Возможная интерпретация | Направление работы |
---|---|---|
Избегание | Страх конфронтации | Развитие навыков конструктивного конфликта |
Агрессия | Защитный механизм | Работа с базовым чувством безопасности |
Замирание | Травматический опыт | Проработка травматических переживаний |
Показания к применению
- Трудности в управлении эмоциями
- Повторяющиеся деструктивные паттерны поведения
- Желание развить осознанность и самопонимание
- Работа с конфликтными ситуациями
Противопоказания
- Острое психотическое состояние
- Тяжелая депрессия
- Недавние травматические события
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную и поддерживающую атмосферу в группе
- Внимательно следить за состоянием участников
- Иметь опыт работы с сильными эмоциональными реакциями
- Уметь удерживать фокус внимания группы на процессе
- Владеть техниками заземления и стабилизации состояния
Возможные модификации
- Работа с парными реакциями (например, страх-агрессия)
- Включение в расстановку ресурсных состояний
- Использование предметов-заместителей вместо людей
- Работа с телесными проявлениями реакций
- Добавление временной линии для отслеживания развития реакций
21.2 Выявление бессознательных мотивов и страхов
Описание упражнения
Данное упражнение представляет собой глубинную работу с бессознательными мотивами и страхами через метод системных расстановок. В процессе работы участники получают возможность исследовать скрытые движущие силы своего поведения и принятия решений, которые обычно остаются за пределами осознавания.
Особенность упражнения заключается в использовании специальной техники «временных линий», где участники могут наблюдать развитие своих страхов и мотивов в различные периоды жизни. Это позволяет увидеть, как формировались определенные паттерны и какое влияние они оказывают на текущую жизненную ситуацию.
В ходе работы происходит не только выявление, но и трансформация глубинных страхов через их принятие и интеграцию, что создает основу для формирования более осознанного и свободного поведения.
Цель упражнения
- Выявление скрытых мотивов, влияющих на принятие решений и поведение
- Осознание и трансформация глубинных страхов
- Развитие способности к самоанализу и пониманию своих истинных потребностей
- Формирование более эффективных стратегий достижения целей
- Интеграция теневых аспектов личности
Реквизит
Наименование | Количество | Назначение |
---|---|---|
Напольные маркеры | 10-15 штук | Обозначение временных точек |
Цветные карточки | 30-40 штук | Записи мотивов и страхов |
Символические предметы | 15-20 штук | Репрезентация различных аспектов |
Бланки наблюдений | По числу участников | Фиксация инсайтов и открытий |
Бланк наблюдений
Временная точка | Выявленные мотивы | Обнаруженные страхи | Телесные ощущения |
---|---|---|---|
Настоящее | |||
5 лет назад | |||
Детство |
Размер группы
6-8 человек (оптимально для глубинной работы)
Порядок выполнения
Этап 1. Подготовительный
Ведущий проводит медитативную настройку, помогающую участникам войти в контакт со своим внутренним пространством. Важно создать безопасную атмосферу, располагающую к исследованию глубинных аспектов психики. Продолжительность: 15-20 минут.
Этап 2. Построение временной линии
На полу выкладывается линия времени с ключевыми точками жизни участника. Протагонист проходит по линии, отмечая свои ощущения и впечатления в каждой временной точке. Продолжительность: 30-40 минут.
Этап 3. Выявление мотивов
В каждой временной точке выбираются заместители для значимых мотивов. Важно дать возможность проявиться как осознаваемым, так и скрытым движущим силам. Продолжительность: 40-50 минут.
Этап 4. Работа со страхами
Отдельно выставляются заместители для выявленных страхов. Исследуется их влияние на мотивацию и поведение в разные периоды жизни. Продолжительность: 40-50 минут.
Этап 5. Интеграция
Проводится работа по интеграции выявленных аспектов, поиск ресурсных состояний и новых возможностей. Продолжительность: 30-40 минут.
Ключевые моменты для участников
- Сохранять открытость к неожиданным открытиям и инсайтам
- Внимательно отслеживать телесные реакции и ощущения
- Не оценивать и не критиковать проявляющиеся мотивы и страхи
- Фиксировать все значимые наблюдения в бланке
- Быть готовым к встрече с вытесненными аспектами опыта
Обсуждение
- Какие мотивы оказались наиболее неожиданными?
- Как изменялись страхи на протяжении временной линии?
- Какие паттерны взаимодействия между мотивами и страхами удалось обнаружить?
- Какие ресурсы были найдены в процессе работы?
- Как можно использовать полученные инсайты в повседневной жизни?
Примеры выполнения
Алексей обнаружил, что его страх неудачи, сформировавшийся в подростковом возрасте, тесно связан с мотивом достижения совершенства. В процессе расстановки стало видно, как эта связка влияет на его профессиональную реализацию, часто приводя к прокрастинации и откладыванию важных проектов. Через работу с временной линией удалось найти ресурсное состояние принятия несовершенства и трансформировать страх в конструктивную мотивацию к развитию.
Интерпретация результатов
Паттерн | Проявление | Способ трансформации |
---|---|---|
Избегающее поведение | Страх неудачи преобладает над мотивацией | Развитие принятия неопределенности |
Перфекционизм | Чрезмерно высокие стандарты | Баланс между стремлением и принятием |
Самосаботаж | Неосознанное создание препятствий | Осознание и интеграция теневых аспектов |
Показания к применению
- Трудности в достижении целей
- Повторяющиеся неконструктивные паттерны поведения
- Внутренние конфликты и противоречия
- Потребность в более глубоком самопонимании
- Работа с профессиональной самореализацией
Противопоказания
- Острые психотические состояния
- Тяжелые формы депрессии
- Недостаточная психологическая устойчивость
- Отсутствие мотивации к глубинной работе
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивать психологическую безопасность на всех этапах работы
- Владеть техниками работы с травматическим опытом
- Уметь удерживать процесс в рамках терапевтического пространства
- Иметь навыки работы с сопротивлением и защитными механизмами
- Обладать опытом проведения глубинных расстановок
Возможные модификации
- Включение работы с родовой системой для понимания происхождения паттернов
- Использование арт-терапевтических техник для выражения бессознательного содержания
- Добавление телесно-ориентированных практик для усиления осознавания
- Работа с метафорическими картами для символического выражения мотивов и страхов
- Включение элементов психодрамы для проработки конкретных ситуаций
21.3 Диагностика вытесненных травматических переживаний
Описание упражнения
Упражнение представляет собой комплексный метод диагностики и работы с вытесненными травматическими переживаниями через системные расстановки. Особенность подхода заключается в бережном и постепенном исследовании травматического опыта с использованием техник безопасного дистанцирования и ресурсирования.
В процессе работы происходит мягкое соприкосновение с травматическими переживаниями через систему заместителей, что позволяет избежать ретравматизации и создать безопасные условия для исследования глубинного материала. Важным аспектом является постоянное удержание связи с ресурсными состояниями.
Метод включает элементы телесно-ориентированной терапии и работы с образами, что позволяет задействовать различные каналы восприятия и обработки травматического опыта. Это создает более целостный подход к исцелению травмы.
Цель упражнения
- Выявление и осознание вытесненных травматических переживаний
- Создание безопасного контекста для работы с травмой
- Развитие навыков саморегуляции и стабилизации
- Интеграция травматического опыта в общий жизненный контекст
- Восстановление чувства целостности и безопасности
Реквизит
Наименование | Количество | Назначение |
---|---|---|
Мягкие подушки | 5-7 штук | Создание физического комфорта |
Пледы | По числу участников | Обеспечение чувства защищенности |
Карточки-якоря | 30-40 штук | Маркировка ресурсных состояний |
Платки разных цветов | 10-15 штук | Символическое обозначение состояний |
Бланк наблюдений за состоянием
Параметр | До работы | Во время работы | После работы |
---|---|---|---|
Уровень тревоги (0-10) | |||
Телесные ощущения | |||
Эмоциональное состояние |
Размер группы
4-6 человек (малая группа для обеспечения безопасности и внимания к каждому участнику)
Порядок выполнения
Этап 1. Создание безопасного пространства
Ведущий проводит серию упражнений на заземление и установление контакта с ресурсными состояниями. Участники определяют свои зоны комфорта в пространстве. Продолжительность: 20-25 минут.
Этап 2. Диагностика актуального состояния
Проводится первичная оценка состояния участников, определяются индивидуальные триггеры и ресурсы. Заполняется первая часть бланка наблюдений. Продолжительность: 15-20 минут.
Этап 3. Построение системы поддержки
Выстраивается система заместителей, представляющих различные аспекты поддержки и ресурсов. Определяются безопасные дистанции и способы взаимодействия. Продолжительность: 30-35 минут.
Этап 4. Мягкое исследование травматического опыта
Через систему заместителей происходит постепенное приближение к травматическому материалу. Важно постоянно отслеживать уровень напряжения участников. Продолжительность: 40-45 минут.
Этап 5. Интеграция и стабилизация
Проводится работа по интеграции полученного опыта, укрепление связи с ресурсными состояниями. Заполняется финальная часть бланка наблюдений. Продолжительность: 25-30 минут.
Ключевые моменты для участников
- Соблюдать принцип постепенности и не форсировать процесс
- Поддерживать постоянный контакт с телесными ощущениями
- Использовать стоп-сигналы при превышении порога комфорта
- Регулярно обращаться к ресурсным состояниям
- Отмечать все изменения в состоянии в бланке наблюдений
Обсуждение
- Какие изменения в состоянии были замечены во время работы?
- Какие ресурсы оказались наиболее эффективными?
- Что помогало поддерживать чувство безопасности?
- Какие инсайты были получены в процессе работы?
- Какие стратегии самоподдержки были выявлены?
Примеры выполнения
Елена работала с травматическим опытом потери. В процессе расстановки обнаружилось, что основное напряжение сконцентрировано в области груди. Через работу с заместителями удалось выявить связь этого напряжения с подавленным горем. Постепенное и бережное исследование позволило начать процесс принятия утраты и восстановления эмоциональной целостности.
Интерпретация результатов
Показатель | Значение | Рекомендации |
---|---|---|
Высокий уровень тревоги | Признак активации травмы | Усиление ресурсирования |
Телесные зажимы | Соматическая память травмы | Работа с телесным осознаванием |
Эмоциональное оцепенение | Защитная реакция | Постепенное восстановление чувствительности |
Показания к применению
- Наличие непроработанного травматического опыта
- Психосоматические проявления
- Трудности в эмоциональной регуляции
- Повторяющиеся деструктивные паттерны поведения
- Потребность в исцелении старых травм
Противопоказания
- Острая фаза психотического расстройства
- Тяжелая депрессия с суицидальными тенденциями
- Недавние травматические события (менее 3 месяцев)
- Отсутствие достаточных ресурсов для стабилизации
Рекомендации для ведущего
- Иметь специальную подготовку в области работы с травмой
- Владеть техниками стабилизации состояния
- Уметь распознавать признаки диссоциации
- Поддерживать постоянный контакт с состоянием участников
- Иметь навыки кризисного консультирования
Возможные модификации
- Включение элементов арт-терапии для безопасного выражения травматического опыта
- Использование техник соматического переживания
- Добавление работы с метафорическими картами
- Интеграция техник mindfulness для усиления осознанности
- Применение элементов песочной терапии для символического выражения
21.4 Достижение осознанности и самонаблюдения
Описание упражнения
Данное упражнение представляет собой интегративный метод развития осознанности и навыков самонаблюдения через системные расстановки. В основе лежит работа с различными частями личности, ответственными за осознавание, наблюдение и автоматические реакции. Особенность подхода заключается в создании внутреннего «наблюдающего центра» и развитии способности отслеживать свои мысли, чувства и телесные ощущения в режиме реального времени.
Упражнение использует пространственные метафоры для визуализации различных уровней осознанности, что позволяет участникам буквально «увидеть» и прочувствовать процесс перехода от автоматического реагирования к осознанному присутствию. Важным элементом является работа с темпоральностью – исследование различий между реактивным и рефлексивным режимами восприятия.
В процессе работы происходит формирование нового качества внимания, которое характеризуется большей объемностью, устойчивостью и способностью удерживать одновременно несколько фокусов наблюдения. Это создает основу для более глубокого самопонимания и осознанного управления своим состоянием.
Цель упражнения
- Развитие способности к устойчивому самонаблюдению без оценки и критики
- Формирование навыка различения автоматических реакций и осознанных действий
- Углубление контакта с телесными ощущениями и эмоциональными состояниями
- Развитие метапозиции по отношению к своему опыту
- Интеграция различных аспектов осознавания в целостную систему самонаблюдения
Реквизит
Наименование | Количество | Назначение |
---|---|---|
Маркеры пространства | 8-10 штук | Обозначение зон осознавания |
Таймер | 1 штука | Отслеживание интервалов внимания |
Дневники самонаблюдения | По числу участников | Фиксация наблюдений |
Колокольчик | 1 штука | Сигналы к смене фокуса внимания |
Дневник самонаблюдения
Временная метка | Телесные ощущения | Эмоции | Мысли |
---|---|---|---|
Утро | |||
День | |||
Вечер |
Размер группы
8-10 человек (оптимально для создания разнообразного поля взаимодействия)
Порядок выполнения
Этап 1. Настройка внимания
Участники выполняют серию упражнений на концентрацию внимания, начиная с фокусировки на дыхании и постепенно расширяя поле осознавания. Ведущий помогает установить оптимальный режим наблюдения без чрезмерного напряжения. Продолжительность: 15-20 минут.
Этап 2. Картография внутреннего пространства
В пространстве размещаются маркеры, обозначающие различные аспекты осознавания: телесные ощущения, эмоции, мысли, внешние стимулы. Участники исследуют каждую зону, отмечая свои наблюдения в дневнике. Продолжительность: 30-35 минут.
Этап 3. Расстановка наблюдающих частей
Выбираются заместители для различных аспектов осознающего «Я»: наблюдатель, критик, автопилот, интегратор. Исследуются их взаимодействия и влияние на качество осознавания. Продолжительность: 40-45 минут.
Этап 4. Практика переключения режимов
Участники практикуют переходы между различными режимами осознавания: от автоматического к осознанному, от узкого фокуса к широкому, от поверхностного к глубокому. Ведущий использует колокольчик для обозначения переходов. Продолжительность: 35-40 минут.
Этап 5. Интеграция опыта
Проводится работа по соединению различных аспектов осознавания в единую систему самонаблюдения. Участники формулируют свои открытия и инсайты. Продолжительность: 20-25 минут.
Ключевые моменты для участников
- Поддерживать баланс между активным наблюдением и естественным течением процессов
- Развивать принимающую, неоценочную позицию по отношению к наблюдаемому
- Отмечать моменты потери и восстановления осознанного присутствия
- Фиксировать различные качества внимания и осознавания
- Исследовать связь между телесными ощущениями и уровнем осознанности
Обсуждение
- Какие режимы осознавания оказались наиболее доступными?
- Что помогало поддерживать устойчивое внимание?
- Какие препятствия для осознанности были обнаружены?
- Как менялось качество присутствия в процессе упражнения?
- Какие инструменты самонаблюдения оказались наиболее эффективными?
Примеры выполнения
Михаил в процессе работы обнаружил, что его «внутренний критик» существенно снижает качество осознавания, создавая постоянный фоновый шум самоосуждения. Через расстановку удалось найти более сбалансированную позицию наблюдателя, что привело к значительному углублению самопонимания и способности быть в контакте с текущим опытом.
Интерпретация результатов
Параметр наблюдения | Индикаторы качества | Направления развития |
---|---|---|
Устойчивость внимания | Длительность фокусировки | Регулярная практика концентрации |
Объём осознавания | Количество отслеживаемых аспектов | Расширение поля внимания |
Глубина присутствия | Качество контакта с опытом | Развитие чувствительности |
Показания к применению
- Потребность в развитии навыков самонаблюдения
- Трудности с осознаванием своих состояний
- Желание улучшить качество присутствия в жизни
- Работа с автоматическими реакциями
- Развитие эмоционального интеллекта
Противопоказания
- Острые психотические состояния
- Выраженная тревожность с тенденцией к руминации
- Состояния острой дезорганизации
- Тяжелые депрессивные эпизоды
Рекомендации для ведущего
- Иметь собственную практику осознанности и самонаблюдения
- Уметь создавать поддерживающую атмосферу для исследования
- Владеть техниками работы с различными уровнями внимания
- Понимать специфику работы с измененными состояниями сознания
- Обладать навыками фасилитации групповых процессов
Возможные модификации
- Включение элементов медитативных практик
- Использование техник движения и танца для развития телесного осознавания
- Добавление работы с звуком и голосом
- Интеграция практик созерцания и визуализации
- Применение техник письменной рефлексии
21.5 Интеграция внутренних конфликтов
Описание упражнения
Данное упражнение представляет собой глубинную работу с внутренними конфликтами через метод системных расстановок. В основе лежит представление о том, что внутренние конфликты являются столкновением различных частей личности, каждая из которых имеет свои потребности, мотивы и стратегии выживания. Особенность подхода заключается в создании пространства, где эти части могут быть представлены через заместителей и вступить в диалог.
В процессе работы происходит не только выявление конфликтующих частей, но и исследование их происхождения, функций и глубинных потребностей. Важным аспектом является поиск ресурсов для интеграции и создание новой, более целостной конфигурации внутреннего пространства.
Упражнение включает элементы психодрамы и гештальт-терапии, что позволяет работать с конфликтом на разных уровнях: эмоциональном, когнитивном и телесном. Это создает основу для глубинной трансформации и долгосрочных изменений.
Цель упражнения
- Выявление и осознание внутренних конфликтующих частей личности
- Исследование природы и динамики внутренних конфликтов
- Развитие способности к внутреннему диалогу и медиации
- Поиск путей интеграции противоречивых аспектов опыта
- Формирование более целостного самовосприятия
Реквизит
Наименование | Количество | Назначение |
---|---|---|
Карты символов | 2-3 колоды | Репрезентация частей личности |
Цветные шарфы | 10-12 штук | Маркировка различных частей |
Журналы диалогов | По числу участников | Запись внутренних диалогов |
Маркеры пространства | 6-8 штук | Обозначение позиций частей |
Журнал внутреннего диалога
Часть личности | Потребности | Страхи | Ресурсы |
---|---|---|---|
Часть 1 | |||
Часть 2 | |||
Интегратор |
Размер группы
6-8 человек (оптимально для глубокой индивидуальной работы в группе)
Порядок выполнения
Этап 1. Идентификация конфликта
Участники определяют основной внутренний конфликт, с которым хотят работать. Используются техники визуализации и телесного осознавания для более четкого выявления конфликтующих частей. Продолжительность: 20-25 минут.
Этап 2. Выстраивание конфигурации
Выбираются заместители для каждой конфликтующей части. Протагонист располагает их в пространстве, отражая актуальное состояние внутреннего конфликта. Продолжительность: 30-35 минут.
Этап 3. Исследование динамики
Происходит изучение взаимодействия между частями: как они влияют друг на друга, какие паттерны поведения проявляются, какие блокировки существуют. Продолжительность: 40-45 минут.
Этап 4. Поиск ресурсов
Выявляются и активируются ресурсы для разрешения конфликта. Это могут быть внутренние качества, опыт успешного разрешения подобных ситуаций, поддерживающие фигуры. Продолжительность: 35-40 минут.
Этап 5. Интеграция
Проводится работа по созданию новой конфигурации, где конфликтующие части находят способ сосуществования и взаимодействия. Закрепляются новые паттерны отношений. Продолжительность: 30-35 минут.
Ключевые моменты для участников
- Сохранять позицию любопытства и принятия по отношению ко всем частям
- Отслеживать телесные сигналы и эмоциональные реакции
- Развивать способность удерживать одновременно разные перспективы
- Фиксировать моменты напряжения и облегчения в системе
- Поддерживать контакт с ресурсными состояниями
Обсуждение
- Какие открытия были сделаны о природе внутреннего конфликта?
- Что помогало и что мешало процессу интеграции?
- Какие новые способы взаимодействия между частями были найдены?
- Как изменилось восприятие конфликта в процессе работы?
- Какие ресурсы оказались наиболее полезными?
Примеры выполнения
Анна работала с внутренним конфликтом между частью, стремящейся к профессиональному развитию, и частью, нуждающейся в стабильности и безопасности. В процессе расстановки обнаружилось, что обе части пытаются защитить её от детского опыта нестабильности. Через работу с ресурсными состояниями удалось найти способ совмещения профессионального роста с созданием надёжной базы.
Интерпретация результатов
Тип конфигурации | Характеристики | Направления работы |
---|---|---|
Поляризация | Сильное противостояние частей | Поиск общих интересов |
Иерархический конфликт | Борьба за доминирование | Выстраивание здоровой иерархии |
Временной конфликт | Противоречие между этапами развития | Интеграция разных периодов жизни |
Показания к применению
- Наличие устойчивых внутренних конфликтов
- Трудности в принятии решений
- Повторяющиеся паттерны самосаботажа
- Потребность в большей внутренней согласованности
- Работа с амбивалентностью
Противопоказания
- Острые психотические состояния
- Тяжелая дезинтеграция личности
- Недостаточная психологическая устойчивость
- Отсутствие мотивации к интеграционной работе
Рекомендации для ведущего
- Иметь опыт работы с внутренними частями личности
- Владеть навыками медиации и фасилитации диалога
- Уметь работать с сильными эмоциональными состояниями
- Поддерживать безопасное пространство для исследования
- Обладать собственным опытом интеграционной работы
Возможные модификации
- Включение элементов арт-терапии для визуализации частей
- Использование техник эмбодимента для углубления контакта с частями
- Добавление работы с генограммой для понимания происхождения частей
- Интеграция техник психосинтеза
- Применение ритуальных элементов для закрепления изменений
21.6 Изменение деструктивных поведенческих паттернов
Описание упражнения
Данное упражнение направлено на трансформацию устойчивых деструктивных паттернов поведения через метод системных расстановок. В основе лежит понимание того, что деструктивные паттерны когда-то служили способом адаптации и выживания, но со временем стали ограничивающими. Особенность подхода заключается в одновременной работе с поведенческим, эмоциональным и системным уровнями паттерна.
В процессе работы происходит исследование структуры паттерна, его триггеров и поддерживающих механизмов. Важным элементом является выявление вторичных выгод и скрытых функций деструктивного поведения. Это позволяет создать новые, более адаптивные способы удовлетворения лежащих в основе потребностей.
Упражнение включает работу с временной перспективой, что позволяет увидеть эволюцию паттерна и найти точки, где возможно внесение изменений. Особое внимание уделяется созданию поддерживающей среды для закрепления новых форм поведения.
Цель упражнения
- Выявление и осознание структуры деструктивных поведенческих паттернов
- Понимание системной функции и происхождения проблемного поведения
- Развитие способности к осознанному выбору новых форм реагирования
- Формирование более адаптивных стратегий поведения
- Создание поддерживающей среды для закрепления изменений
Реквизит
Наименование | Количество | Назначение |
---|---|---|
Карты паттернов | 15-20 штук | Визуализация поведенческих стратегий |
Дневники наблюдений | По числу участников | Отслеживание изменений |
Якорные предметы | 8-10 штук | Фиксация новых состояний |
Флипчарт | 1 штука | Визуализация системных связей |
Дневник отслеживания паттернов
Дата | Триггер | Реакция | Альтернатива |
---|---|---|---|
День 1 | |||
День 2 | |||
День 3 |
Размер группы
7-9 человек (оптимально для создания разнообразного поля взаимодействия)
Порядок выполнения
Этап 1. Диагностика паттерна
Участники определяют конкретный деструктивный паттерн для работы. Происходит исследование его структуры, триггеров и последствий. Используются техники визуализации и телесного осознавания. Продолжительность: 25-30 минут.
Этап 2. Исследование системного контекста
Выстраивается расстановка, отражающая системные связи и поддерживающие механизмы паттерна. Выявляются ключевые фигуры и события, связанные с его формированием. Продолжительность: 35-40 минут.
Этап 3. Работа с вторичными выгодами
Исследуются скрытые функции и преимущества деструктивного поведения. Происходит поиск альтернативных способов удовлетворения базовых потребностей. Продолжительность: 30-35 минут.
Этап 4. Формирование новых стратегий
Разрабатываются и тестируются новые поведенческие паттерны. Особое внимание уделяется их экологичности и устойчивости. Продолжительность: 40-45 минут.
Этап 5. Закрепление изменений
Создаются якоря и поддерживающие структуры для новых форм поведения. Разрабатывается план практического применения. Продолжительность: 25-30 минут.
Ключевые моменты для участников
- Развивать безоценочное отношение к исследуемым паттернам
- Отслеживать телесные сигналы и эмоциональные реакции
- Фиксировать моменты сопротивления и прорыва
- Уделять внимание практической применимости новых стратегий
- Поддерживать связь с ресурсными состояниями
Обсуждение
- Какие системные связи паттерна были обнаружены?
- Какие вторичные выгоды оказались наиболее значимыми?
- Какие новые стратегии кажутся наиболее перспективными?
- Что может помешать внедрению изменений?
- Какие ресурсы необходимы для поддержания нового поведения?
Примеры выполнения
Сергей работал с паттерном откладывания важных решений. В процессе расстановки обнаружилось, что этот паттерн связан с детским опытом, когда принятие самостоятельных решений наказывалось. Через работу с системными связями удалось найти новый способ принятия решений, основанный на внутреннем доверии и поддержке.
Интерпретация результатов
Уровень изменений | Признаки трансформации | Риски регресса |
---|---|---|
Поведенческий | Появление новых реакций | Автоматический возврат |
Эмоциональный | Изменение эмоционального фона | Триггерные ситуации |
Системный | Перестройка отношений | Сопротивление системы |
Показания к применению
- Устойчивые деструктивные паттерны поведения
- Трудности в изменении привычных реакций
- Повторяющиеся неэффективные стратегии
- Потребность в развитии новых форм поведения
- Работа с самосаботажем
Противопоказания
- Острые кризисные состояния
- Выраженная нестабильность психического состояния
- Отсутствие мотивации к изменениям
- Недостаточность ресурсов для поддержания изменений
Рекомендации для ведущего
- Иметь опыт работы с поведенческими изменениями
- Владеть техниками системного анализа
- Уметь работать с сопротивлением изменениям
- Обладать навыками фасилитации групповых процессов
- Поддерживать экологичность процесса трансформации
Возможные модификации
- Включение элементов поведенческой терапии
- Использование техник визуализации будущего
- Добавление работы с телесными метафорами
- Интеграция техник когнитивного переструктурирования
- Применение ритуальных элементов для закрепления изменений
21.7 Обретение внутренней свободы и гибкости
Описание упражнения
Данное упражнение направлено на развитие внутренней свободы и гибкости через работу с глубинными установками и ограничениями в формате системных расстановок. В основе лежит представление о том, что внутренняя свобода связана со способностью осознанно выбирать свои реакции и находить новые способы взаимодействия с реальностью.
В процессе работы происходит исследование различных аспектов внутренней несвободы: устоявшихся убеждений, страхов, социальных предписаний и семейных паттернов. Особое внимание уделяется развитию способности замечать моменты выбора и расширять репертуар возможных реакций.
Упражнение включает работу с «пространством свободы» как метафорической территорией, где участники могут экспериментировать с новыми способами бытия и взаимодействия. Важным аспектом является интеграция опыта свободы на телесном, эмоциональном и когнитивном уровнях.
Цель упражнения
- Развитие осознанности в моментах выбора и принятия решений
- Расширение репертуара поведенческих и эмоциональных реакций
- Освобождение от ограничивающих убеждений и установок
- Формирование более гибкого отношения к жизненным ситуациям
- Укрепление контакта с внутренними ресурсами
Реквизит
Наименование | Количество | Назначение |
---|---|---|
Напольные маркеры | 12-15 штук | Обозначение зон выбора |
Символические предметы | 20-25 штук | Репрезентация ресурсов |
Карты метафор | 2-3 колоды | Работа с образами свободы |
Дневники наблюдений | По числу участников | Фиксация опыта свободы |
Дневник исследования свободы
Аспект | Ограничения | Возможности | Эксперименты |
---|---|---|---|
Отношения | |||
Работа | |||
Творчество |
Размер группы
8-10 человек (оптимально для создания разнообразного поля взаимодействия)
Порядок выполнения
Этап 1. Исследование текущих границ
Участники исследуют свои представления о внутренних границах и ограничениях. Происходит картирование зон несвободы и выявление ключевых ограничивающих убеждений. Продолжительность: 25-30 минут.
Этап 2. Создание пространства свободы
Выстраивается символическое пространство, где представлены различные аспекты свободы: выбор, творчество, спонтанность, аутентичность. Участники исследуют свое отношение к каждому аспекту. Продолжительность: 35-40 минут.
Этап 3. Работа с ограничениями
Исследуются источники внутренних ограничений, их системная функция и возможности трансформации. Особое внимание уделяется семейным и культурным паттернам. Продолжительность: 40-45 минут.
Этап 4. Эксперименты со свободой
Участники пробуют новые способы реагирования и взаимодействия в безопасном пространстве группы. Проводятся эксперименты с различными аспектами свободы. Продолжительность: 35-40 минут.
Этап 5. Интеграция опыта
Происходит закрепление нового опыта, создание опор для поддержания состояния внутренней свободы в повседневной жизни. Продолжительность: 25-30 минут.
Ключевые моменты для участников
- Развивать осознанность в отношении моментов выбора
- Отслеживать телесные проявления свободы и несвободы
- Замечать автоматические реакции ограничения
- Практиковать новые способы реагирования
- Поддерживать баланс между свободой и ответственностью
Обсуждение
- Какие аспекты внутренней свободы оказались наиболее значимыми?
- Какие ограничения проявились наиболее ярко?
- Что помогало и что мешало в экспериментах со свободой?
- Какие новые возможности были обнаружены?
- Как поддерживать состояние внутренней свободы в повседневности?
Примеры выполнения
Наталья обнаружила, что её ощущение несвободы связано с глубинным убеждением «я должна соответствовать ожиданиям других». В процессе расстановки удалось найти связь этого убеждения с семейной историей и создать новое пространство, где стало возможным действовать из собственных желаний и потребностей.
Интерпретация результатов
Аспект свободы | Признаки развития | Области применения |
---|---|---|
Эмоциональная | Расширение спектра чувств | Близкие отношения |
Поведенческая | Гибкость реакций | Социальные ситуации |
Творческая | Спонтанность самовыражения | Самореализация |
Показания к применению
- Ощущение внутренней скованности и несвободы
- Трудности в принятии решений
- Зависимость от мнения других
- Потребность в большей спонтанности
- Работа с перфекционизмом
Противопоказания
- Острые кризисные состояния
- Выраженная тревожность
- Недостаточная психологическая устойчивость
- Отсутствие готовности к изменениям
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасное пространство для экспериментов
- Поддерживать баланс между свободой и структурой
- Владеть техниками работы с сопротивлением
- Уметь моделировать свободное поведение
- Обладать собственным опытом исследования внутренней свободы
Возможные модификации
- Включение элементов танцевально-двигательной терапии
- Использование техник импровизации
- Добавление работы с голосом и звуком
- Интеграция медитативных практик
- Применение техник спонтанного рисования
21.8 Осознание ограничивающих убеждений
Описание упражнения
Данное упражнение представляет собой глубинную работу с ограничивающими убеждениями через метод системных расстановок. В основе лежит понимание того, что ограничивающие убеждения формируются как защитные механизмы в определенном системном контексте и продолжают влиять на жизнь человека даже после того, как утратили свою адаптивную функцию.
В процессе работы происходит не только выявление самих убеждений, но и исследование всей системы их поддержки: эмоциональных якорей, поведенческих паттернов, семейных лояльностей. Особое внимание уделяется поиску ресурсов для формирования новых, поддерживающих убеждений.
Упражнение использует пространственные метафоры для визуализации влияния убеждений на различные сферы жизни и позволяет участникам буквально «увидеть» структуру своих внутренних ограничений. Важным элементом является работа с телесными проявлениями убеждений.
Цель упражнения
- Выявление и осознание ключевых ограничивающих убеждений
- Исследование системного контекста формирования убеждений
- Понимание защитной функции ограничивающих убеждений
- Трансформация негативных установок в ресурсные
- Развитие более гибкой системы убеждений
Реквизит
Наименование | Количество | Назначение |
---|---|---|
Карточки для записи убеждений | 30-40 штук | Фиксация выявленных убеждений |
Маркеры разных цветов | 5-6 штук | Категоризация убеждений |
Листы для схем | По числу участников | Визуализация системы убеждений |
Напольные якоря | 8-10 штук | Пространственная разметка |
Карта убеждений
Сфера жизни | Ограничивающее убеждение | Защитная функция | Новое убеждение |
---|---|---|---|
Отношения | |||
Самореализация | |||
Благополучие |
Размер группы
6-8 человек (оптимально для глубокой индивидуальной работы)
Порядок выполнения
Этап 1. Выявление убеждений
Участники исследуют различные сферы своей жизни и выявляют действующие в них ограничивающие убеждения. Используются техники направленной рефлексии и телесного осознавания. Продолжительность: 30-35 минут.
Этап 2. Построение системы
Выстраивается пространственная конфигурация, отражающая взаимосвязи между различными убеждениями и их влияние на жизнь человека. Выбираются заместители для ключевых убеждений. Продолжительность: 35-40 минут.
Этап 3. Исследование происхождения
Прослеживается история формирования убеждений, их связь с семейной системой и значимыми событиями жизни. Выявляется защитная функция каждого убеждения. Продолжительность: 40-45 минут.
Этап 4. Поиск ресурсов
Исследуются возможности трансформации убеждений, находятся ресурсные состояния и поддерживающие фигуры. Формируются новые, более адаптивные убеждения. Продолжительность: 35-40 минут.
Этап 5. Интеграция изменений
Происходит закрепление новых убеждений, создание поддерживающих ритуалов и практик. Разрабатывается план внедрения изменений в повседневную жизнь. Продолжительность: 25-30 минут.
Ключевые моменты для участников
- Сохранять исследовательскую позицию по отношению к своим убеждениям
- Отслеживать телесные сигналы при работе с убеждениями
- Замечать сопротивление изменениям
- Уделять внимание экологичности трансформации
- Фиксировать все значимые инсайты и открытия
Обсуждение
- Какие убеждения оказались наиболее влиятельными?
- Как проявилась защитная функция убеждений?
- Какие системные связи были обнаружены?
- Что помогает в трансформации убеждений?
- Как поддерживать новые, ресурсные убеждения?
Примеры выполнения
Дмитрий работал с убеждением «успех требует постоянной борьбы». В процессе расстановки обнаружилась связь этого убеждения с семейной историей выживания в трудные времена. Через работу с ресурсными состояниями удалось трансформировать это убеждение в более гибкое: «я могу достигать успеха разными путями, в том числе через радость и легкость».
Интерпретация результатов
Тип убеждения | Признаки трансформации | Способы поддержки |
---|---|---|
Самоограничивающие | Появление новых возможностей | Практика новых действий |
Защитные | Снижение тревожности | Развитие безопасности |
Системные | Изменение отношений | Новые способы контакта |
Показания к применению
- Наличие устойчивых ограничивающих убеждений
- Трудности в достижении целей
- Повторяющиеся негативные паттерны
- Потребность в личностном росте
- Работа с самооценкой
Противопоказания
- Острые психотические состояния
- Тяжелая депрессия
- Недостаточная психологическая устойчивость
- Отсутствие мотивации к изменениям
Рекомендации для ведущего
- Иметь опыт работы с убеждениями и установками
- Владеть техниками когнитивной реструктуризации
- Уметь работать с сопротивлением изменениям
- Поддерживать экологичность трансформации
- Обладать навыками системного мышления
Возможные модификации
- Включение элементов арт-терапии для визуализации убеждений
- Использование техник психодрамы
- Добавление работы с метафорическими картами
- Интеграция телесно-ориентированных практик
- Применение техник визуализации будущего
21.9 Преодоление психологических барьеров
Описание упражнения
Данное упражнение направлено на работу с глубинными психологическими барьерами через метод системных расстановок. В основе лежит понимание того, что психологические барьеры формируются как защитные механизмы в ответ на травматический опыт или системные динамики и могут существенно ограничивать жизненное пространство человека.
В процессе работы происходит исследование структуры барьера, его функций в системе и влияния на различные аспекты жизни. Особое внимание уделяется поиску ресурсов и альтернативных способов защиты, которые позволяют сохранить безопасность без чрезмерных ограничений.
Упражнение использует комбинацию пространственных и символических элементов для создания целостного опыта трансформации. Важным аспектом является постепенное и безопасное исследование пространства за пределами привычных барьеров.
Цель упражнения
- Выявление и осознание ключевых психологических барьеров
- Понимание защитной функции барьеров и их системного значения
- Развитие способности к гибкому преодолению ограничений
- Формирование новых способов обеспечения безопасности
- Расширение зоны психологического комфорта
Реквизит
Наименование | Количество | Назначение |
---|---|---|
Веревки разной длины | 10-12 штук | Обозначение границ и барьеров |
Цветные подушки | 8-10 штук | Символическое обозначение ресурсов |
Карты изменений | По числу участников | Фиксация процесса трансформации |
Маркерные доски | 2-3 штуки | Визуализация стратегий |
Карта трансформации барьеров
Барьер | Защитная функция | Ограничения | Новые возможности |
---|---|---|---|
Социальный | |||
Эмоциональный | |||
Поведенческий |
Размер группы
7-9 человек (оптимально для создания безопасного пространства исследования)
Порядок выполнения
Этап 1. Диагностика барьеров
Участники исследуют свои основные психологические барьеры через технику направленной визуализации и телесного осознавания. Каждый барьер описывается с точки зрения его проявлений и влияния на жизнь. Продолжительность: 30-35 минут.
Этап 2. Пространственное моделирование
С помощью веревок и других материалов создается физическая репрезентация барьеров в пространстве. Выбираются заместители для различных аспектов барьера и ресурсных состояний. Продолжительность: 35-40 минут.
Этап 3. Исследование системы
Происходит глубинное исследование структуры барьера, его связей с семейной системой и жизненным опытом. Выявляются ключевые точки поддержки и сопротивления. Продолжительность: 40-45 минут.
Этап 4. Трансформация
Участники экспериментируют с различными способами преодоления барьеров, находят новые ресурсы и стратегии. Особое внимание уделяется сохранению чувства безопасности. Продолжительность: 45-50 минут.
Этап 5. Интеграция
Закрепляется новый опыт, создаются конкретные планы по внедрению изменений в повседневную жизнь. Разрабатываются стратегии поддержки в сложных ситуациях. Продолжительность: 25-30 минут.
Ключевые моменты для участников
- Сохранять уважительное отношение к защитной функции барьеров
- Отслеживать телесные сигналы при работе с границами
- Соблюдать принцип постепенности в преодолении ограничений
- Фиксировать моменты расширения возможностей
- Поддерживать баланс между вызовом и безопасностью
Обсуждение
- Какие барьеры оказались наиболее значимыми?
- Какие ресурсы помогали в преодолении ограничений?
- Как изменилось восприятие барьеров в процессе работы?
- Какие новые возможности открылись?
- Что помогает поддерживать состояние расширенных возможностей?
Примеры выполнения
Анна работала с барьером в профессиональной самореализации. В процессе расстановки обнаружилась связь этого барьера с семейным посланием «не выделяйся». Через работу с ресурсными состояниями и поддерживающими фигурами удалось трансформировать этот барьер в осознанное управление своей видимостью и влиянием.
Интерпретация результатов
Тип барьера | Признаки трансформации | Стратегии поддержки |
---|---|---|
Когнитивный | Появление новых перспектив | Практика гибкого мышления |
Эмоциональный | Расширение спектра чувств | Развитие эмоциональной регуляции |
Поведенческий | Новые способы действий | Экспериментирование в безопасной среде |
Показания к применению
- Устойчивые психологические барьеры
- Трудности в достижении целей
- Ограничивающие паттерны поведения
- Потребность в личностном росте
- Работа со страхами и тревогами
Противопоказания
- Острые психотические состояния
- Тяжелые формы депрессии
- Недавние травматические события
- Отсутствие базового чувства безопасности
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасное пространство для исследования
- Владеть техниками работы с сопротивлением
- Уметь распознавать признаки перегрузки
- Поддерживать постепенность процесса изменений
- Иметь опыт работы с травматическим материалом
Возможные модификации
- Включение элементов арт-терапии для визуализации барьеров
- Использование техник телесно-ориентированной терапии
- Добавление ритуальных элементов преодоления
- Интеграция техник эмоциональной регуляции
- Применение методов визуализации ресурсных состояний
21.10 Трансформация подсознательных установок
Описание упражнения
Данное упражнение представляет собой комплексную работу с глубинными подсознательными установками через метод системных расстановок. В основе лежит представление о том, что подсознательные установки формируют базовый фундамент восприятия реальности и поведения, часто оставаясь за пределами осознанного контроля.
В процессе работы происходит выявление ключевых установок, исследование их происхождения и влияния на различные сферы жизни. Особое внимание уделяется работе с глубинными слоями психики, где эти установки укоренены. Важным элементом является создание безопасного пространства для трансформации базовых паттернов.
Упражнение включает элементы архетипической работы, что позволяет обращаться к универсальным паттернам человеческого опыта и использовать их энергию для трансформации ограничивающих установок. Интеграция происходит на всех уровнях: телесном, эмоциональном, ментальном и духовном.
Цель упражнения
- Выявление и осознание глубинных подсознательных установок
- Понимание их влияния на жизненные выборы и паттерны
- Трансформация ограничивающих установок в ресурсные
- Интеграция новых способов восприятия и реагирования
- Укрепление связи с внутренними ресурсами
Реквизит
Наименование | Количество | Назначение |
---|---|---|
Архетипические карты | 2-3 колоды | Работа с глубинными образами |
Символические предметы | 15-20 штук | Репрезентация установок |
Трансформационный дневник | По числу участников | Фиксация изменений |
Ритуальные предметы | 10-12 штук | Закрепление трансформации |
Дневник трансформации установок
Установка | Источник | Влияние | Трансформация |
---|---|---|---|
Базовые | |||
Социальные | |||
Личностные |
Размер группы
5-7 человек (оптимально для глубинной трансформационной работы)
Порядок выполнения
Этап 1. Выявление установок
Участники исследуют свои глубинные установки через работу с архетипическими образами и телесными ощущениями. Каждая установка исследуется с точки зрения её влияния на различные аспекты жизни. Продолжительность: 35-40 минут.
Этап 2. Исследование происхождения
Выстраивается генеалогическая линия установок, их связь с семейной историей и коллективным бессознательным. Используются техники глубинной визуализации и системного восприятия. Продолжительность: 40-45 минут.
Этап 3. Работа с энергией установок
Исследуется энергетический аспект установок, их влияние на жизненную силу и способность к самореализации. Происходит работа с блокировками и зажимами. Продолжительность: 35-40 минут.
Этап 4. Трансформационный процесс
Осуществляется глубинная трансформация установок через работу с архетипическими силами и ресурсными состояниями. Создаются новые нейронные связи и паттерны реагирования. Продолжительность: 45-50 минут.
Этап 5. Интеграция нового опыта
Происходит закрепление новых установок через ритуальные действия и создание поддерживающих практик. Разрабатывается план интеграции изменений в повседневную жизнь. Продолжительность: 30-35 минут.
Ключевые моменты для участников
- Поддерживать глубокий контакт с телесными ощущениями
- Отслеживать проявления сопротивления изменениям
- Сохранять открытость к неожиданным инсайтам
- Уважать защитную функцию старых установок
- Фиксировать все значимые изменения в состоянии
Обсуждение
- Какие установки оказались наиболее глубоко укорененными?
- Как проявлялась связь установок с родовой системой?
- Какие ресурсы открылись в процессе трансформации?
- Как изменилось восприятие себя и мира?
- Что помогает поддерживать новые установки?
Примеры выполнения
Марина работала с глубинной установкой «я должна всем помогать». В процессе расстановки обнаружилась связь этой установки с ролью «спасателя» в семейной системе на протяжении нескольких поколений. Через работу с архетипом Мудреца удалось трансформировать эту установку в более зрелую форму: «я могу помогать другим, оставаясь в контакте со своими потребностями».
Интерпретация результатов
Уровень изменений | Признаки трансформации | Поддерживающие практики |
---|---|---|
Телесный | Освобождение напряжения | Соматические практики |
Эмоциональный | Новые эмоциональные реакции | Практики осознанности |
Ментальный | Изменение убеждений | Когнитивные техники |
Показания к применению
- Глубинная работа с подсознательными паттернами
- Трансформация базовых жизненных сценариев
- Работа с родовыми программами
- Поиск новых путей самореализации
- Разрешение глубинных внутренних конфликтов
Противопоказания
- Острые психотические состояния
- Тяжелые формы депрессии
- Недостаточная психологическая устойчивость
- Отсутствие готовности к глубинным изменениям
Рекомендации для ведущего
- Иметь опыт глубинной психологической работы
- Владеть техниками работы с архетипами
- Уметь создавать безопасное пространство трансформации
- Обладать навыками работы с измененными состояниями сознания
- Поддерживать экологичность процесса изменений
Возможные модификации
- Включение шаманских практик
- Использование техник работы со сновидениями
- Добавление элементов арт-терапии
- Интеграция дыхательных практик
- Применение звукотерапии и работы с голосом
Итоговая таблица упражнений главы 21
Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение |
---|---|---|
21.1 Анализ автоматических реакций и установок | Осознание и анализ автоматических реакций | 2,5-3 часа |
21.2 Выявление бессознательных мотивов и страхов | Работа с глубинной мотивацией | 2,5-3 часа |
21.3 Диагностика вытесненных травматических переживаний | Исследование травматического опыта | 2-2,5 часа |
21.4 Достижение осознанности и самонаблюдения | Развитие навыков осознанности | 2,5-3 часа |
21.5 Интеграция внутренних конфликтов | Работа с внутренними противоречиями | 2,5-3 часа |
21.6 Изменение деструктивных поведенческих паттернов | Трансформация поведения | 3-3,5 часа |
21.7 Обретение внутренней свободы и гибкости | Развитие адаптивности | 2,5-3 часа |
21.8 Осознание ограничивающих убеждений | Работа с системой убеждений | 2,5-3 часа |
21.9 Преодоление психологических барьеров | Работа с ограничениями | 3-3,5 часа |
21.10 Трансформация подсознательных установок | Глубинная трансформация | 3-3,5 часа |