Глава 18. Пластилиновые метаморфозы

Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта


Упражнения арт-терапии


Глава 18. Пластилиновые метаморфозы

Оглавление

  1. Внутренние демоны
  2. Динамические формы
  3. Живые скульптуры
  4. Защитные тотемы
  5. Интуитивная пластика
  6. Метаморфозы материала
  7. Настроение в объеме
  8. Первобытное искусство
  9. Семейные архетипы
  10. Эмоциональные формы

18.1 Упражнение «Внутренние демоны»

Описание упражнения

Это глубинное терапевтическое упражнение направлено на работу с внутренними страхами, тревогами и негативными установками через их материализацию в пластилиновых образах. Участники получают возможность буквально «взять в руки» свои страхи, исследовать их форму, структуру и трансформировать их.

В процессе лепки происходит важный терапевтический процесс — перенос внутренних переживаний во внешний мир, что позволяет дистанцироваться от них и увидеть их более объективно. Работа с пластичным материалом дает возможность не только визуализировать «демонов», но и изменять их форму.

Материализация страхов в конкретные образы помогает снизить их интенсивность и найти ресурсы для совладания с ними. Важно, что участник сам определяет финальную трансформацию образа — от полного разрушения до придания ему новых, более позитивных черт.

Цель упражнения

  • Осознание и проработка внутренних страхов, тревог и негативных установок
  • Развитие навыков эмоциональной саморегуляции
  • Поиск ресурсов для преодоления психологических трудностей
  • Снижение эмоционального напряжения через творческое самовыражение

Реквизит

МатериалКоличество на человекаПримечание
Пластилин разных цветов300-400 гЖелательно мягкий, пластичный
Доска для лепки1 штРазмер минимум 20х30 см
Стеки для пластилина2-3 штРазной формы для проработки деталей

Размер группы

5-8 человек

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Участники располагаются за столами, где каждому обеспечено достаточно личного пространства. Проводится короткая медитация (3-5 минут) для погружения в свой внутренний мир и поиска образов «внутренних демонов». Ведущий мягко направляет внимание участников на их страхи, тревоги, негативные мысли.

2. Создание образа

Участники лепят из пластилина образ своего «внутреннего демона». Важно следовать первому импульсу, не пытаясь сделать фигуру «красивой» или «правильной». Время на этап — 20-30 минут. Можно использовать разные цвета пластилина, смешивать их, создавать сложные формы.

3. Исследование образа

После создания фигуры участники исследуют ее: рассматривают со всех сторон, отмечают детали, особенности формы, цвета. Ведущий может задавать направляющие вопросы: «Какие чувства вызывает эта фигура?», «Как давно этот ‘демон’ появился в вашей жизни?», «Какую роль он играет?»

4. Трансформация

Участники решают, какие изменения они хотят внести в созданный образ. Это может быть полное разрушение фигуры, ее преобразование в что-то новое или добавление защитных элементов. Важно, чтобы трансформация соответствовала внутреннему запросу участника.

Ключевые моменты для участников

  • Не существует «правильного» или «неправильного» способа изображения внутреннего демона
  • Важно довериться процессу и следовать своим импульсам
  • Нет необходимости создавать реалистичные образы — демон может быть абстрактным
  • Трансформация образа должна происходить в комфортном для участника темпе

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как происходил процесс поиска образа «демона»?
  • Какие чувства возникали в процессе лепки?
  • Что вы чувствовали, глядя на готовую фигуру?
  • Почему вы выбрали именно такой способ трансформации?
  • Что изменилось в восприятии проблемы после упражнения?

Примеры выполнения

Участница А. создала образ своей тревоги в виде многорукого существа темно-серого цвета с острыми выступами. В процессе работы она осознала, что острые края символизируют ее страх быть раненой в отношениях. При трансформации она сгладила острые углы и добавила теплые цвета, символизируя принятие своей уязвимости как части жизни.

Интерпретация результатов

Элемент образаВозможное значениеНа что обратить внимание
Размер фигурыЗначимость проблемы для клиентаСоотношение с другими элементами
Цветовая гаммаЭмоциональная окраска проблемыПреобладающие оттенки
ФормаХарактер переживанийОстрые или плавные линии

Противопоказания

  • Острые психотические состояния
  • Тяжелые формы депрессии
  • Период острой психологической травмы

Рекомендации для ведущего

  • Создать безопасную, принимающую атмосферу в группе
  • Внимательно следить за эмоциональным состоянием участников
  • Иметь готовность оказать индивидуальную поддержку
  • Не торопить процесс трансформации
  • Уважать право участника не показывать свою работу группе

Возможные модификации упражнения

  • Создание парных образов «демон — защитник»
  • Групповая работа над общим демоном (например, для семейной терапии)
  • Создание истории превращения демона через серию трансформаций
  • Добавление музыкального сопровождения для усиления эмоционального воздействия
  • Включение элементов драматерапии — озвучивание демона, диалог с ним

18.2 Упражнение «Динамические формы»

Описание упражнения

Упражнение направлено на исследование движения и трансформации через пластилиновую лепку. Участники создают серию последовательных форм, отражающих процесс изменения и развития выбранного образа. Это может быть метаморфоза природного объекта, эволюция эмоционального состояния или абстрактное превращение одной формы в другую.

Работа с динамическими формами помогает развить пластичность мышления, способность видеть процессы изменений и принимать их. Участники учатся находить связи между кажущимися разными состояниями, понимать закономерности трансформаций.

Особенность упражнения в том, что оно позволяет материализовать процесс изменений, сделать его наглядным и осязаемым. Это особенно важно при работе с темами личностного роста, адаптации к переменам и развития гибкости мышления.

Цель упражнения

  • Развитие пластичности мышления и творческого воображения
  • Исследование процессов изменения и трансформации
  • Работа с принятием перемен в жизни
  • Развитие навыков последовательного планирования

Реквизит

МатериалКоличество на человекаНазначение
Пластилин разных цветов500-600 гОсновной материал для лепки
Планшеты для лепки3-4 штДля размещения серии форм
Инструменты для лепкиНабор 5-6 штДля детальной проработки
Фотоаппарат1 на группуДля фиксации этапов трансформации

Размер группы

4-6 человек

Этапы выполнения

1. Выбор темы трансформации

Участники определяют, какой процесс изменения они хотят исследовать. Это может быть природный цикл (например, рост растения), эмоциональная динамика (переход от одного состояния к другому) или абстрактная трансформация. Важно выбрать тему, которая действительно волнует участника.

2. Планирование этапов

Участники составляют план трансформации, определяя 5-7 ключевых стадий изменения. Каждая стадия должна логически вытекать из предыдущей и вести к следующей. На этом этапе можно делать эскизы или записи.

3. Создание серии форм

Последовательное создание пластилиновых форм, отражающих каждый этап трансформации. Важно сохранять некоторые элементы предыдущей формы в следующей, чтобы показать непрерывность процесса. Формы располагаются на отдельных планшетах в порядке трансформации.

4. Фотофиксация

Каждый этап трансформации фотографируется. Это помогает создать целостное видение процесса и сохранить результаты работы для дальнейшего анализа.

5. Презентация истории трансформации

Участники представляют свои серии форм группе, рассказывая историю изменений, объясняя логику переходов и делясь своими открытиями в процессе работы.

Ключевые моменты для участников

  • Важно сохранять связь между последовательными формами
  • Каждая форма должна отражать конкретный этап трансформации
  • Цвет и фактура могут меняться вместе с формой
  • Размер форм может варьироваться, но должен быть соразмерным в серии

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие этапы трансформации были самыми сложными для воплощения?
  • Что помогало сохранять целостность процесса изменений?
  • Какие инсайты появились в процессе работы?
  • Как эта работа связана с жизненным опытом?
  • Какие чувства вызывает законченная серия трансформаций?

Примеры выполнения

Участник создал серию из 6 форм, отражающих трансформацию чувства гнева: от плотного, угловатого комка красного цвета через различные стадии «размягчения» и изменения формы к финальной композиции в виде распустившегося цветка в спокойных тонах. Каждая форма сохраняла элементы предыдущей, но привносила новые качества.

Интерпретация результатов

ПараметрЗначениеДиагностический признак
Плавность переходовСпособность к адаптацииРезкие или плавные изменения
Количество этаповДетализация восприятия процессаОптимально 5-7 этапов
Сохранение элементовЦелостность восприятияСвязь между формами
Цветовая динамикаЭмоциональные измененияХарактер цветовых переходов

Когда применять

  • При работе с темами изменений и развития
  • В ситуациях адаптации к переменам
  • Для развития творческого мышления
  • При исследовании эмоциональной динамики

Рекомендации для ведущего

  • Помогать участникам находить логические связи между формами
  • Обращать внимание на процесс, а не на эстетическую сторону работ
  • Поддерживать исследовательский интерес участников
  • Фиксировать важные наблюдения за процессом работы
  • Помогать в организации пространства для серии форм

Возможные модификации упражнения

  • Создание коллективной истории трансформации
  • Работа с параллельными процессами трансформации
  • Добавление звукового сопровождения для каждого этапа
  • Создание анимации из фотографий этапов
  • Интеграция с другими арт-терапевтическими техниками

18.3 Упражнение «Живые скульптуры»

Описание упражнения

Это интерактивное упражнение объединяет пластилиновую терапию с элементами драматерапии. Участники создают скульптуры, которые отражают значимые для них жизненные роли, состояния или отношения. Особенность упражнения в том, что созданные образы «оживают» через движение и диалог.

В процессе работы происходит глубокое исследование внутренних ролей и состояний через их материализацию в пластилиновых фигурах. Участники не просто создают статичные образы, но и взаимодействуют с ними, что позволяет достичь более глубокого понимания своих переживаний.

Техника помогает развить эмоциональный интеллект, способность к эмпатии и навыки самовыражения. Через создание и «оживление» скульптур участники получают доступ к глубинным слоям психики, которые сложно выразить вербально.

Цель упражнения

  • Исследование внутренних ролей и состояний через их материализацию
  • Развитие эмоционального интеллекта и эмпатии
  • Интеграция различных аспектов личности
  • Проработка межличностных отношений и конфликтов
  • Развитие навыков самовыражения и креативности

Реквизит

МатериалКоличество на человекаОсобенности использования
Пластилин различных цветов400-500 гДолжен быть достаточно мягким
Картонные подставки2-3 штДля перемещения скульптур
Ткани разной фактуры3-4 отрезаДля создания фона и окружения
Природные материалыНебольшой наборДля дополнительных элементов

Размер группы

6-8 человек

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Участники проходят короткую релаксацию и визуализацию, направленную на поиск значимого образа или роли. Ведущий помогает сфокусироваться на телесных ощущениях и эмоциональных переживаниях, связанных с выбранным образом.

2. Создание скульптуры

Работа с пластилином начинается с закрытыми глазами, чтобы усилить связь с тактильными ощущениями. Постепенно участники открывают глаза и продолжают формировать скульптуру, добавляя детали и характерные черты. Время на этап: 30-40 минут.

3. Оживление скульптуры

Участники по очереди «оживляют» свои скульптуры, наделяя их голосом, характером, движением. Можно использовать технику «горячего стула», где скульптура «отвечает» на вопросы группы. Важно поддерживать атмосферу безопасности и принятия.

4. Взаимодействие скульптур

По желанию участников скульптуры могут взаимодействовать друг с другом, создавая спонтанные диалоги и сцены. Это помогает исследовать групповую динамику и межличностные отношения.

5. Трансформация

В завершающей части участники могут внести изменения в свои скульптуры, отражая новое понимание или желаемые изменения в исследуемой роли или отношениях.

Ключевые моменты для участников

  • Доверять своим ощущениям и первым импульсам при создании образа
  • Не стремиться к реалистичности, важнее эмоциональная выразительность
  • Быть открытыми к спонтанным проявлениям и изменениям
  • Уважать границы других участников при взаимодействии скульптур

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие чувства возникали в процессе создания скульптуры?
  • Что нового вы узнали о себе через созданный образ?
  • Как изменилось восприятие роли/состояния после «оживления» скульптуры?
  • Какие инсайты появились во время взаимодействия скульптур?
  • Что хочется изменить в реальной жизни после этого опыта?

Примеры выполнения

Участница создала скульптуру, олицетворяющую её профессиональную роль — фигуру, несущую большой груз на плечах. В процессе «оживления» скульптура рассказала о страхе не справиться с ответственностью. Через диалог с группой участница осознала, что может разделить ответственность с коллегами, и трансформировала скульптуру, добавив поддерживающие элементы.

Интерпретация результатов

Аспект работыНа что обратить вниманиеВозможное значение
Размер скульптурыСоотношение с другими работамиСамооценка, значимость роли
УстойчивостьСпособ размещения на подставкеУверенность в роли/состоянии
ДетализацияПроработка мелких элементовСтепень осознанности
Характер измененийНаправление трансформацииГотовность к переменам

Когда применять

  • При работе с самоидентификацией и ролевыми конфликтами
  • В процессе исследования межличностных отношений
  • Для развития эмоционального интеллекта
  • При необходимости интеграции различных аспектов личности

Рекомендации для ведущего

  • Создавать безопасное пространство для самовыражения
  • Поддерживать спонтанность и творческую свободу участников
  • Внимательно следить за групповой динамикой
  • Помогать участникам находить ресурсные состояния
  • Быть готовым к проявлению сильных эмоций

Возможные модификации упражнения

  • Создание семейных скульптурных композиций
  • Работа с архетипическими образами
  • Интеграция с техниками телесно-ориентированной терапии
  • Использование музыкального сопровождения для усиления эффекта
  • Создание групповых скульптурных историй
  • Добавление элементов песочной терапии

18.4 Упражнение «Защитные тотемы»

Описание упражнения

Это глубинное терапевтическое упражнение направлено на создание персональных защитных символов в форме пластилиновых тотемов. Участники обращаются к архетипическим образам защитников и покровителей, материализуя их в конкретные формы. Работа позволяет исследовать собственные механизмы психологической защиты и находить ресурсные состояния.

В процессе создания тотема происходит активизация внутренних ресурсов личности через символическое воплощение защитных сил. Участники не просто лепят фигуру, но и наделяют её особыми защитными свойствами, что помогает укрепить чувство безопасности и уверенности.

Особенность упражнения заключается в сочетании работы с архетипическими образами и личным опытом участника. Создаваемый тотем становится мостом между коллективным бессознательным и индивидуальными потребностями в защите и поддержке.

Цель упражнения

  • Исследование и укрепление механизмов психологической защиты
  • Развитие чувства внутренней безопасности
  • Активизация внутренних ресурсов личности
  • Работа с тревожностью и страхами
  • Формирование более адаптивных способов совладания со стрессом

Реквизит

МатериалКоличество на человекаСпецифика применения
Пластилин разных цветов600-700 гВключая металлические оттенки
Природные материалыНабор 10-15 элементовКамни, перья, веточки
Декоративные элементыНабор 15-20 штукБусины, пайетки, фольга
Твердая подставка1 штДля устойчивости тотема

Размер группы

5-7 человек

Этапы выполнения

1. Медитативная настройка

Проводится guided-визуализация (10-15 минут), направленная на поиск образа защитника. Участники представляют ситуации, где им требуется защита, и какой образ появляется в ответ на эту потребность. Внимание уделяется деталям образа: форме, цвету, особым знакам или символам.

2. Сбор материалов

Участники интуитивно выбирают материалы для своего тотема. Важно довериться внутреннему чувству при выборе цветов пластилина и дополнительных элементов. На этом этапе можно делать предварительные эскизы или записи.

3. Создание основы тотема

Лепка базовой формы тотема, определение его размера и пропорций. Работа начинается с создания устойчивого основания, затем формируется общий силуэт. Время: 20-25 минут.

4. Проработка деталей

Добавление характерных черт, защитных символов, особых знаков. Интеграция природных материалов и декоративных элементов. Каждая деталь наделяется определённым защитным свойством. Время: 25-30 минут.

5. Наделение силой

Участники проводят ритуал «активации» тотема — наделяют его защитными качествами через прикосновения, слова или жесты. Возможно создание специальной мантры или защитной формулы для тотема.

Ключевые моменты для участников

  • Важно создавать тотем, опираясь на внутреннее чувство защищенности
  • Каждый элемент тотема должен нести определенное защитное свойство
  • Размер и устойчивость тотема имеют символическое значение
  • Цветовое решение отражает характер защитных функций

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие защитные свойства воплощены в вашем тотеме?
  • Как проявился в работе ваш личный опыт преодоления трудностей?
  • Какие чувства вызывает созданный тотем?
  • Как можно использовать образ тотема в повседневной жизни?
  • Какие ресурсы открылись в процессе работы?

Примеры выполнения

Участник создал тотем в виде спиралевидной башни с множеством граней и зеркальных поверхностей. В основании располагались крупные камни, символизирующие стабильность, а верхняя часть была украшена металлическими элементами для отражения негативной энергии. По словам автора, спиральная форма означала способность трансформировать негативные воздействия в позитивный опыт.

Интерпретация результатов

Элемент тотемаДиагностический признакВозможная интерпретация
Устойчивость основанияСпособ крепления к подставкеБазовое чувство безопасности
Направленность формыВертикальная/горизонтальнаяАктивная/пассивная защита
Количество деталейСтепень проработкиСложность защитных механизмов
Использование материаловСочетание разных текстурГибкость защитных стратегий

Когда применять

  • При работе с тревожностью и страхами
  • В ситуациях жизненных перемен
  • Для укрепления психологических границ
  • При восстановлении после травматических событий

Рекомендации для ведущего

  • Обеспечить широкий выбор материалов для создания тотема
  • Поддерживать индивидуальное видение защитных символов
  • Помогать в технических аспектах создания устойчивой конструкции
  • Быть внимательным к проявлению сильных эмоций
  • Способствовать созданию атмосферы безопасности в группе

Возможные модификации упражнения

  • Создание парных тотемов для работы с отношениями
  • Групповое создание защитного тотема для семьи или коллектива
  • Интеграция с техниками шаманской терапии
  • Добавление элементов ритуальной практики
  • Создание серии мини-тотемов для разных жизненных сфер
  • Использование звукового сопровождения для усиления эффекта

18.5 Упражнение «Интуитивная пластика»

Описание упражнения

Это медитативное упражнение направлено на развитие интуитивного восприятия и телесной осознанности через работу с пластилином. Участники работают с закрытыми глазами, полностью погружаясь в тактильные ощущения и следуя спонтанным импульсам тела. Такой подход позволяет обойти рациональный контроль и получить доступ к глубинным слоям психики.

Особенность упражнения заключается в том, что процесс лепки происходит без визуального контроля, что усиливает связь между тактильными ощущениями и эмоциональным состоянием. Участники учатся доверять своим телесным импульсам и интуитивным решениям.

Работа с пластилином становится своеобразной медитацией, где каждое движение рук отражает внутренние процессы. Это помогает развить более глубокое понимание связи между телесными ощущениями, эмоциями и мыслями.

Цель упражнения

  • Развитие интуитивного восприятия и доверия к телесным сигналам
  • Улучшение навыков телесной осознанности
  • Снижение уровня психического напряжения
  • Развитие тактильной чувствительности
  • Активизация правополушарных процессов мышления

Реквизит

МатериалКоличество на человекаХарактеристики
Пластилин300-400 гМягкий, податливый
Повязка на глаза1 штИз мягкой ткани
Коврик для лепки1 штС приятной текстурой
Салфетки для рук5-6 штВлажные и сухие

Размер группы

4-8 человек

Этапы выполнения

1. Подготовительная медитация

Участники располагаются в удобных позах, выполняют дыхательные упражнения для расслабления. Ведущий проводит короткую медитацию на осознание телесных ощущений и контакт с внутренними импульсами. Время: 7-10 минут.

2. Разогрев материала

С закрытыми глазами участники начинают разминать пластилин, концентрируясь на тактильных ощущениях. Важно прочувствовать температуру, текстуру, сопротивление материала. Время: 5-7 минут.

3. Интуитивная работа

Основной этап работы, где участники, следуя телесным импульсам, создают форму. Не нужно стремиться к созданию конкретного образа — важен сам процесс взаимодействия с материалом. Время: 20-25 минут.

4. Исследование формы

После завершения работы участники сначала исследуют созданную форму руками (все еще с закрытыми глазами), отмечая особенности рельефа, фактуры, пространственного решения. Время: 5-7 минут.

5. Визуальное знакомство

Участники открывают глаза и рассматривают созданную форму. Важно отметить, насколько визуальный образ соответствует тактильным ощущениям. Время: 5-7 минут.

Ключевые моменты для участников

  • Полностью довериться тактильным ощущениям
  • Не стремиться к созданию конкретного образа
  • Следовать за движениями рук, не пытаясь их контролировать
  • Обращать внимание на телесные импульсы и реакции

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие ощущения возникали во время работы с закрытыми глазами?
  • Насколько легко было довериться процессу?
  • Что удивило при первом взгляде на работу?
  • Какие эмоции сопровождали процесс работы?
  • Как менялось внутреннее состояние в процессе лепки?

Примеры выполнения

Участница описала свой опыт так: «Сначала было сложно отпустить контроль, руки словно сами искали ‘правильную’ форму. Но постепенно пришло расслабление, и движения стали более свободными. Я чувствовала, как пластилин словно сам подсказывает, куда двигаться дальше. Когда открыла глаза, была удивлена — получилась спиралевидная форма с множеством углублений, совсем не то, что я представляла в процессе работы».

Интерпретация результатов

Параметр наблюденияПроявление в работеВозможная интерпретация
Характер движенийПлавные/резкиеУровень внутреннего напряжения
Глубина рельефаПоверхностный/глубокийСтепень погружения в процесс
Целостность формыЕдиная/фрагментарнаяИнтеграция переживаний
Размер работыБольшой/маленькийСтепень самовыражения

Когда применять

  • При работе с повышенной тревожностью
  • Для развития интуиции и спонтанности
  • В ситуациях эмоционального блока
  • При необходимости снятия телесных зажимов

Рекомендации для ведущего

  • Создать атмосферу безопасности и принятия
  • Использовать мягкий, спокойный голос при инструкциях
  • Внимательно следить за состоянием участников
  • Быть готовым оказать поддержку при сильных эмоциональных реакциях
  • Не торопить процесс, давать достаточно времени для погружения

Возможные модификации упражнения

  • Работа под специально подобранную медитативную музыку
  • Интеграция с техниками дыхательной терапии
  • Добавление ароматерапии для усиления сенсорного опыта
  • Парная работа с синхронизацией движений
  • Создание серии форм с разным эмоциональным состоянием
  • Включение элементов телесно-ориентированной терапии

18.6 Упражнение «Метаморфозы материала»

Описание упражнения

Это комплексное упражнение направлено на исследование процессов трансформации через работу с изменением состояний пластилина. Участники экспериментируют с различными способами воздействия на материал: нагревание, охлаждение, смешивание цветов, создание разных фактур. Процесс работы метафорически отражает жизненные изменения и способность к адаптации.

В ходе упражнения участники исследуют не только физические свойства материала, но и свои реакции на изменения, способность принимать неожиданные трансформации и находить новые возможности в изменившихся условиях. Это создает параллели с жизненными ситуациями, где требуется гибкость и адаптивность.

Особую ценность представляет возможность наблюдать, как один и тот же материал проявляет разные свойства в зависимости от условий, что становится метафорой личностной многогранности и потенциала к изменениям.

Цель упражнения

  • Развитие адаптивности и гибкости мышления
  • Исследование отношения к переменам
  • Расширение представлений о собственных возможностях
  • Развитие креативности в работе с ограничениями
  • Проработка страхов перед изменениями

Реквизит

МатериалКоличество на человекаНазначение
Пластилин разных цветов500-600 гОсновной материал
Инструменты для текстурированияНабор 6-8 штСоздание фактур
Емкости с теплой/холодной водой2 штИзменение температуры
Текстурные поверхностиНабор 4-5 штСоздание отпечатков

Размер группы

6-8 человек

Этапы выполнения

1. Знакомство с материалом

Участники исследуют исходные свойства пластилина разных цветов: пластичность, температуру, фактуру. Важно отметить первичные характеристики материала для последующего сравнения. Время: 10 минут.

2. Температурные эксперименты

Работа с изменением температуры пластилина: нагревание в руках, охлаждение, наблюдение за изменением пластичности. Участники отмечают, как меняются свойства материала и свои ощущения от работы с ним. Время: 15-20 минут.

3. Цветовые трансформации

Смешивание разных цветов пластилина, создание новых оттенков, наблюдение за процессом изменения цвета. Важно исследовать как предсказуемые, так и неожиданные цветовые сочетания. Время: 20 минут.

4. Работа с фактурами

Создание различных фактур на поверхности пластилина с помощью инструментов и текстурных поверхностей. Экспериментирование с глубиной рельефа и характером отпечатков. Время: 20 минут.

5. Финальная композиция

Создание итоговой работы, объединяющей разные способы трансформации материала. Композиция должна отражать путь изменений и открытий в процессе работы. Время: 25-30 минут.

Ключевые моменты для участников

  • Внимательно наблюдать за изменениями свойств материала
  • Отмечать свои эмоциональные реакции на разные трансформации
  • Экспериментировать с разными способами воздействия на материал
  • Находить параллели между поведением материала и жизненными ситуациями

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие трансформации материала были наиболее неожиданными?
  • Какие изменения вызывали сопротивление или дискомфорт?
  • Что нового вы узнали о своем отношении к переменам?
  • Какие параллели с жизненными ситуациями вы заметили?
  • Как изменилось ваше восприятие возможностей материала?

Примеры выполнения

Участник создал композицию, где один и тот же объем пластилина прошел через серию трансформаций: от гладкой монохромной формы через этап «хаотичного» смешения цветов к структурированной текстурной поверхности с градиентными переходами. В процессе работы он отметил, как менялось его отношение к «непредсказуемому» поведению материала — от первоначального желания контролировать процесс к принятию и использованию случайных эффектов.

Интерпретация результатов

Аспект работыЧто наблюдатьВозможное значение
Стиль взаимодействияОсторожный/активныйОтношение к переменам
Реакция на «неудачи»Гибкость/ригидностьАдаптивность
Характер экспериментовСистематичность/хаотичностьСтиль решения проблем
Финальная композицияИнтеграция/фрагментарностьСпособность к синтезу опыта

Когда применять

  • В периоды жизненных перемен
  • При работе со страхом неопределенности
  • Для развития креативности
  • В ситуациях, требующих адаптации к новым условиям

Рекомендации для ведущего

  • Поощрять экспериментирование и принятие «ошибок»
  • Помогать участникам находить ресурс в неожиданных результатах
  • Обеспечить безопасные условия для экспериментов
  • Поддерживать рефлексию процесса изменений
  • Помогать в проведении параллелей с жизненным опытом

Возможные модификации упражнения

  • Работа с контрастными температурными режимами
  • Включение дополнительных материалов для смешивания
  • Создание коллективной композиции трансформаций
  • Добавление элементов перформанса
  • Фотофиксация этапов изменения с последующим анализом
  • Интеграция с техниками медитации на процесс

18.7 Упражнение «Настроение в объеме»

Описание упражнения

Это экспериментальное упражнение направлено на исследование эмоциональных состояний через создание объемных пластилиновых композиций. Участники учатся распознавать, выражать и трансформировать свои эмоции через работу с объемом, цветом и фактурой. Особенность метода заключается в том, что эмоции исследуются не только в плоскости, но и в трехмерном пространстве.

В процессе работы происходит глубокое исследование структуры эмоционального состояния: его глубины, интенсивности, динамики. Объемная форма позволяет буквально «обойти» свое состояние со всех сторон, увидеть его многогранность и внутреннюю структуру.

Важной частью процесса является возможность физически взаимодействовать с созданной формой: поворачивать её, рассматривать с разных ракурсов, что способствует более полному осознанию своего эмоционального состояния и поиску ресурсов для его трансформации.

Цель упражнения

  • Развитие эмоционального интеллекта и навыков распознавания эмоций
  • Исследование структуры эмоциональных состояний
  • Обучение способам трансформации негативных эмоций
  • Развитие навыков объемного мышления и пространственного воображения
  • Расширение эмоционального словаря через визуальные и тактильные метафоры

Реквизит

МатериалКоличество на человекаПредназначение
Пластилин разных цветов800-1000 гОсновной материал для объемных форм
Подставка вращающаяся1 штДля кругового обзора работы
Набор стеков5-6 штДля проработки деталей и текстур
Картонные подложки2-3 штДля перемещения работы

Размер группы

5-7 человек

Этапы выполнения

1. Эмоциональная настройка

Участники выполняют медитативное упражнение на осознание текущего эмоционального состояния. Внимание направляется на телесные ощущения, связанные с эмоцией, её интенсивность, локализацию в теле. Время: 10-15 минут.

2. Выбор материалов

Интуитивный выбор цветов пластилина, соответствующих исследуемому эмоциональному состоянию. Важно обращать внимание не только на основной цвет, но и на дополнительные оттенки, которые могут отражать нюансы эмоции. Время: 5-7 минут.

3. Создание базовой формы

Лепка основного объема, отражающего общий характер эмоционального состояния. На этом этапе важно работать спонтанно, позволяя рукам самостоятельно находить подходящую форму. Время: 20-25 минут.

4. Проработка деталей

Добавление текстур, углублений, выступов и других элементов, передающих различные аспекты эмоционального состояния. Работа с фактурами помогает выразить тонкие оттенки переживаний. Время: 15-20 минут.

5. Исследование созданной формы

Участники рассматривают свою работу со всех сторон, отмечая, как меняется восприятие формы при разных ракурсах. Важно обращать внимание на неожиданные детали и их символическое значение. Время: 10-15 минут.

Ключевые моменты для участников

  • Не стремиться к созданию конкретных образов — форма может быть абстрактной
  • Обращать внимание на интуитивные импульсы при работе с материалом
  • Исследовать связь между формой и эмоциональным состоянием
  • Отмечать изменения в восприятии эмоции в процессе работы

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как форма отражает характер эмоционального состояния?
  • Какие неожиданные аспекты эмоции открылись в процессе работы?
  • Как меняется восприятие формы при рассмотрении с разных сторон?
  • Какие телесные ощущения возникали во время работы?
  • Как изменилось отношение к эмоции после создания объемной формы?

Примеры выполнения

Участница работала с состоянием тревоги, создав спиралевидную форму с острыми выступами снаружи и полостью внутри. Внешняя поверхность была покрыта хаотичной текстурой темных оттенков, а внутреннее пространство имело более гладкую фактуру светлых тонов. В процессе работы она осознала, что тревога имеет защитную функцию, скрывая более уязвимые чувства внутри.

Интерпретация результатов

Элемент формыХарактеристикиВозможное значение
Общий объемМассивный/компактныйИнтенсивность эмоции
Характер поверхностиГладкая/шероховатаяСтабильность состояния
Внутренняя структураЦельная/полаяГлубина переживания
Цветовое решениеМонохромное/контрастноеСложность эмоции

Когда применять

  • При работе с сложными эмоциональными состояниями
  • В ситуациях эмоционального застревания
  • Для развития эмоционального осознавания
  • При исследовании глубинных переживаний

Рекомендации для ведущего

  • Создавать безопасную атмосферу для эмоционального самовыражения
  • Поддерживать процесс исследования без оценивания
  • Помогать в вербализации наблюдений и открытий
  • Обращать внимание на невербальные проявления участников
  • Быть готовым к проявлению сильных эмоций

Возможные модификации упражнения

  • Создание парных композиций для работы с полярными эмоциями
  • Групповая работа над общим эмоциональным пространством
  • Интеграция с техниками движения и танца
  • Добавление звукового сопровождения для усиления эмоционального резонанса
  • Создание серии форм для отслеживания эмоциональной динамики
  • Включение элементов драматерапии в процесс исследования формы

18.8 Упражнение «Первобытное искусство»

Описание упражнения

Это глубинное арт-терапевтическое упражнение, основанное на обращении к архаическим пластам психики через создание объемных форм в стиле первобытного искусства. Участники исследуют древние символы и образы, проявляющиеся через спонтанную работу с пластилином, что позволяет соприкоснуться с коллективным бессознательным и активизировать глубинные ресурсы психики.

В процессе работы происходит своеобразное «погружение» в архаические слои сознания, где современный рациональный контроль уступает место более интуитивному, первобытному восприятию мира. Это помогает освободиться от стереотипных представлений и открыть доступ к глубинной мудрости коллективного опыта человечества.

Особую ценность представляет возможность исследовать универсальные символы и архетипы через тактильный опыт лепки, что создает прямой канал связи с бессознательным, минуя рациональные фильтры сознания.

Цель упражнения

  • Активизация архетипических ресурсов психики
  • Развитие интуитивного восприятия и мышления
  • Исследование глубинных аспектов личности
  • Освобождение от стереотипных паттернов творческого самовыражения
  • Укрепление связи с культурным наследием человечества

Реквизит

МатериалКоличество на человекаСпецифика использования
Пластилин натуральных оттенков700-800 гИмитация природных материалов
Природные текстурыНабор 8-10 штДля создания отпечатков
Деревянные стеки3-4 штДля имитации древних инструментов
Камни разных размеров5-6 штДля создания фактур

Размер группы

6-8 человек

Этапы выполнения

1. Подготовительная медитация

Погружение в атмосферу древности через специально подобранные звуки природы, визуализацию первобытного мира. Участники представляют себя древними мастерами, создающими сакральные предметы. Время: 15-20 минут.

2. Интуитивный поиск формы

Работа с пластилином с закрытыми глазами, следуя первым импульсам рук. Важно отключить современное рациональное мышление и довериться древним инстинктам создания формы. Время: 20-25 минут.

3. Проработка символов

Открыв глаза, участники дополняют форму древними символами и знаками, которые интуитивно проявляются в процессе работы. Используются простые инструменты и природные текстуры. Время: 25-30 минут.

4. Создание сакрального пространства

Размещение созданных объектов в специально организованном пространстве, имитирующем древнее святилище или ритуальное место. Время: 15-20 минут.

5. Ритуальное взаимодействие

Участники взаимодействуют с созданными формами через простые ритуальные действия: обход по кругу, прикосновения, созерцание. Время: 15-20 минут.

Ключевые моменты для участников

  • Отпустить современные представления о «правильном» искусстве
  • Довериться интуитивным импульсам при создании формы
  • Обращать внимание на архетипические образы, возникающие в процессе
  • Относиться к процессу создания как к сакральному действию

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие архетипические образы проявились в работе?
  • Что изменилось в восприятии времени во время работы?
  • Какие древние знания или мудрость открылись в процессе?
  • Как ощущалась связь с древними мастерами?
  • Какие инсайты появились при взаимодействии с созданной формой?

Примеры выполнения

Участник создал компактную форму, напоминающую древний алтарь, с концентрическими кругами и спиральными узорами. В процессе работы он отметил появление образов, связанных с циклами природы и сменой сезонов. Форма содержала углубления для подношений и была покрыта символами, значение которых автор интуитивно чувствовал, но не мог рационально объяснить.

Интерпретация результатов

Аспект работыПроявленияСимволическое значение
Выбор формыОрганичная/геометрическаяСвязь с природой/культурой
Характер символовАбстрактные/конкретныеУровень архетипического восприятия
Способ размещенияВертикальный/горизонтальныйНаправленность энергии
Использование текстурПриродные/рукотворныеСпособ взаимодействия с миром

Когда применять

  • При работе с глубинными аспектами психики
  • Для активизации творческой интуиции
  • В ситуациях поиска внутренней мудрости
  • При исследовании культурных архетипов

Рекомендации для ведущего

  • Создать атмосферу погружения в архаическую эпоху
  • Поддерживать спонтанность и интуитивность процесса
  • Помогать в интерпретации архетипических символов
  • Уважительно относиться к сакральному аспекту работы
  • Быть готовым к проявлению глубинных переживаний

Возможные модификации упражнения

  • Включение элементов шаманских практик
  • Создание коллективного ритуального пространства
  • Интеграция с техниками звукотерапии
  • Добавление элементов телесных практик
  • Работа с конкретными древними культурами
  • Создание серии ритуальных объектов для разных целей

18.9 Упражнение «Семейные архетипы»

Описание упражнения

Это глубинное терапевтическое упражнение направлено на исследование семейных ролей, паттернов и взаимоотношений через создание пластилиновых образов-архетипов. Участники работают с базовыми семейными ролями (мать, отец, ребенок, старейшина и др.), исследуя как личное восприятие этих ролей, так и их универсальное архетипическое значение.

В процессе работы происходит глубинное исследование семейной системы через материализацию её ключевых фигур. Особенность упражнения заключается в том, что оно позволяет увидеть не только текущую семейную динамику, но и выявить скрытые паттерны, передающиеся через поколения.

Создание объемных фигур помогает прочувствовать энергетику каждой роли, осознать её значимость и влияние на семейную систему в целом. Это способствует лучшему пониманию семейных взаимосвязей и открывает пути для трансформации дисфункциональных паттернов.

Цель упражнения

  • Исследование семейных ролей и паттернов взаимодействия
  • Осознание влияния родовых сценариев на текущую жизнь
  • Работа с семейными травмами и конфликтами
  • Укрепление позитивных семейных связей
  • Трансформация дисфункциональных семейных паттернов

Реквизит

МатериалКоличество на человекаПредназначение
Пластилин разных цветов1000-1200 гСоздание семейных фигур
Подставки для фигур4-5 штРазмещение композиции
Декоративные элементыНабор 20-25 штСимволическое обозначение
Карточки с архетипамиНабор 10-12 штОписание семейных ролей

Размер группы

4-6 человек

Этапы выполнения

1. Подготовительная медитация

Участники выполняют визуализацию семейного древа, мысленно соединяясь с энергией рода. Ведущий помогает настроиться на восприятие архетипических образов семьи. Важно создать безопасное пространство для работы с семейной темой. Время: 15-20 минут.

2. Выбор архетипов

Каждый участник определяет 3-4 ключевые семейные роли, которые хочет исследовать. Это могут быть как реальные члены семьи, так и символические фигуры. Происходит знакомство с описанием архетипов на карточках. Время: 10-15 минут.

3. Создание фигур

Последовательная лепка выбранных архетипических образов. Важно обращать внимание на размер, форму, цвет и положение каждой фигуры относительно других. Работа выполняется интуитивно, с фокусом на чувствах, возникающих при создании каждого образа. Время: 40-45 минут.

4. Построение композиции

Размещение созданных фигур в пространстве, исследование их взаимного расположения и взаимодействия. Важно прислушиваться к внутренним импульсам при определении дистанции и позиций фигур. Время: 15-20 минут.

5. Диалог с архетипами

Установление контакта с каждой фигурой через прикосновение, внутренний диалог или проговаривание. Исследование посланий и мудрости, которые несет каждый архетип. Время: 20-25 минут.

Ключевые моменты для участников

  • Относиться к процессу создания фигур как к священнодействию
  • Доверять интуитивному выбору цветов и форм
  • Обращать внимание на телесные реакции при работе с разными архетипами
  • Уважительно относиться к проявлению любых чувств

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие чувства вызывает каждый созданный архетип?
  • Как проявляются семейные паттерны в расположении фигур?
  • Какие инсайты появились в процессе создания композиции?
  • Какие послания несет каждый архетип?
  • Как можно трансформировать выявленные дисфункциональные паттерны?

Примеры выполнения

Участница создала композицию из четырех фигур: большая устойчивая фигура бабушки в центре, объединяющая всех; хрупкая, но высокая фигура матери; маленькая, но яркая фигура ребенка; и несколько отстраненная фигура отца. В процессе работы она осознала, как сильно влияние бабушки на семейную систему и как это отражается на её собственном родительстве.

Интерпретация результатов

ХарактеристикаНаблюдаемые признакиВозможная интерпретация
Размер фигурСоотношение масштабовЗначимость роли в системе
РасположениеДистанция между фигурамиХарактер отношений
УстойчивостьПрочность основанияСтабильность роли
Цветовое решениеВыбор и сочетание цветовЭмоциональная окраска роли

Когда применять

  • При работе с семейной системой
  • В ситуациях семейных конфликтов
  • При исследовании родительских паттернов
  • Для проработки детско-родительских отношений

Рекомендации для ведущего

  • Создать безопасное пространство для работы с семейной темой
  • Быть готовым к проявлению сильных эмоций
  • Помогать в вербализации чувств и инсайтов
  • Поддерживать уважительное отношение к семейной системе
  • Владеть базовыми знаниями о системной семейной терапии

Возможные модификации упражнения

  • Создание временной линии семейных архетипов
  • Работа с будущими семейными ролями
  • Интеграция с техниками системных расстановок
  • Добавление элементов сказкотерапии
  • Создание групповой композиции родовых систем
  • Включение ритуальных элементов почитания предков

18.10 Упражнение «Эмоциональные формы»

Описание упражнения

Это интегративное упражнение направлено на исследование эмоционального интеллекта через создание абстрактных пластилиновых форм, отражающих различные эмоциональные состояния. Участники работают с базовыми и сложными эмоциями, создавая их пространственные воплощения, что позволяет лучше понять структуру и динамику эмоциональных переживаний.

Особенность упражнения заключается в том, что оно позволяет буквально «взять в руки» свои эмоции, исследовать их физические характеристики: вес, плотность, текстуру, температуру. Это способствует развитию более глубокого понимания собственных эмоциональных процессов и их влияния на жизнь.

Работа с объемными формами помогает увидеть многомерность эмоциональных состояний, их взаимосвязь и способность к трансформации. Участники учатся распознавать тонкие нюансы эмоций и находить способы гармонизации эмоционального состояния.

Цель упражнения

  • Развитие эмоционального интеллекта и осознанности
  • Исследование структуры и динамики эмоциональных состояний
  • Обучение способам регуляции эмоций
  • Расширение эмоционального словаря
  • Развитие навыков эмпатии и эмоционального резонанса

Реквизит

МатериалКоличество на человекаОсобенности применения
Пластилин разных цветов1200-1500 гШирокая цветовая палитра
Карточки с названиями эмоцийНабор 20-25 штВключая сложные эмоции
Инструменты для текстурированияНабор 8-10 штРазнообразные фактуры
Подставки с делениями2-3 штДля композиционного размещения

Размер группы

5-7 человек

Этапы выполнения

1. Эмоциональная разминка

Участники выполняют упражнения на активизацию эмоционального восприятия: работа с мимикой, телесными проявлениями эмоций, звуковым выражением чувств. Важно создать атмосферу безопасности для эмоционального самовыражения. Время: 15-20 минут.

2. Выбор эмоций

Каждый участник выбирает 3-4 карточки с названиями эмоций случайным образом или целенаправленно, если есть запрос на работу с конкретными эмоциональными состояниями. Происходит первичное обсуждение выбранных эмоций. Время: 10-15 минут.

3. Создание базовых форм

Последовательная работа с каждой эмоцией через создание её пластилиновой формы. Участники интуитивно подбирают цвета, текстуры, размер и конфигурацию, соответствующие их восприятию эмоции. Акцент делается на телесных ощущениях при работе с каждой эмоцией. Время: 30-40 минут.

4. Проработка деталей

Добавление текстур, углублений, выступов и других элементов, отражающих нюансы эмоционального состояния. Исследование влияния различных воздействий на форму как метафора управления эмоциями. Время: 20-25 минут.

5. Создание эмоциональной карты

Размещение созданных форм на подставке с делениями, исследование их взаимного влияния и взаимодействия. Анализ пространственных отношений между разными эмоциями. Время: 15-20 минут.

Ключевые моменты для участников

  • Доверять своим ощущениям при выборе материалов и создании форм
  • Обращать внимание на телесные реакции при работе с разными эмоциями
  • Исследовать связи между формой, цветом и эмоциональным состоянием
  • Наблюдать за изменением восприятия эмоции в процессе работы

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как форма отражает характер эмоции?
  • Какие телесные ощущения возникали при работе с разными эмоциями?
  • Как взаимодействуют между собой созданные формы?
  • Что нового вы узнали о своих эмоциях?
  • Какие способы управления эмоциями открылись в процессе работы?

Примеры выполнения

Участник работал с эмоциями «радость», «тревога» и «умиротворение». Радость была воплощена в форме спиралевидной структуры теплых оттенков с множеством выступающих элементов. Тревога приняла вид плотного шара с острыми гранями темно-серого цвета. Умиротворение было представлено плавной, обтекаемой формой светло-голубого цвета с мягкими углублениями. В процессе работы участник обнаружил, что может трансформировать тревожное состояние, постепенно сглаживая острые грани и добавляя элементы умиротворения.

Интерпретация результатов

Параметр формыХарактеристикиЗначение для эмоции
РазмерБольшой/маленькийИнтенсивность переживания
ТекстураГладкая/шероховатаяХарактер проживания эмоции
ПлотностьПлотная/рыхлаяУстойчивость состояния
Динамика формыСтатичная/подвижнаяПотенциал изменения

Когда применять

  • При работе над развитием эмоционального интеллекта
  • В ситуациях эмоционального выгорания
  • Для исследования сложных эмоциональных состояний
  • При обучении навыкам эмоциональной регуляции

Рекомендации для ведущего

  • Создать безопасное пространство для эмоционального выражения
  • Помогать в вербализации эмоциональных состояний
  • Поддерживать исследовательский интерес участников
  • Быть готовым к проявлению сильных эмоций
  • Владеть техниками эмоциональной саморегуляции

Возможные модификации упражнения

  • Работа с парными противоположными эмоциями
  • Создание эмоциональных историй через серию форм
  • Интеграция с техниками телесно-ориентированной терапии
  • Добавление музыкального сопровождения для усиления эмоционального резонанса
  • Групповое создание эмоциональных ландшафтов
  • Включение элементов цветотерапии

Итоговая таблица упражнений

УпражнениеФокусировкаВремя на выполнение
Внутренние демоныРабота со страхами и внутренними конфликтами90-120 минут
Динамические формыИсследование процессов изменения и развития80-100 минут
Живые скульптурыИсследование ролей и отношений100-120 минут
Защитные тотемыРабота с механизмами психологической защиты90-110 минут
Интуитивная пластикаРазвитие интуиции и телесного осознавания70-90 минут
Метаморфозы материалаИсследование процессов трансформации85-100 минут
Настроение в объемеРабота с эмоциональными состояниями80-95 минут
Первобытное искусствоРабота с архетипическими образами90-120 минут
Семейные архетипыИсследование семейной системы100-120 минут
Эмоциональные формыРазвитие эмоционального интеллекта90-110 минут