Глава 17. Оригами и психология

Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта


Упражнения арт-терапии


Глава 17. Оригами и психология

Оглавление

  1. Архитектура души
  2. Внутренние формы
  3. Геометрия души
  4. Дух оригами
  5. Медитативное складывание
  6. Метафорические фигуры
  7. Пространственные образы
  8. Скрытые смыслы
  9. Трансформация листа
  10. Энергия сгиба

17.1 Упражнение «Архитектура души»

Описание упражнения

Упражнение «Архитектура души» основано на принципах оригами-терапии и направлено на исследование внутреннего мира человека через создание трехмерных бумажных конструкций. В процессе работы участники создают метафорическое представление своей личности в виде архитектурного сооружения из бумаги.

Данная техника объединяет в себе элементы архитектурного оригами и психологической проработки, где каждый элемент конструкции символизирует определенный аспект личности участника. Процесс складывания происходит интуитивно, без заранее заданной схемы.

Особенность упражнения заключается в том, что оно позволяет визуализировать абстрактные представления о себе через конкретные геометрические формы и их взаимосвязи. Это помогает участникам лучше осознать структуру своей личности и взаимосвязь различных ее аспектов.

Цель упражнения

  • Развитие самопознания и рефлексии через метафорическое конструирование
  • Исследование внутренней структуры личности
  • Развитие пространственного мышления и креативности
  • Снятие эмоционального напряжения через работу с бумагой
  • Формирование целостного представления о себе

Реквизит

  • Листы бумаги для оригами разных цветов (формат 15х15 см) — по 10-15 штук на каждого участника
  • Дополнительные листы белой бумаги формата А4
  • Карандаши или фломастеры для подписей
  • Клей-карандаш (опционально)
  • Журнал для записей

Размер группы

5-12 человек

Этап работыПродолжительностьОсновной фокус
Подготовительный15 минутНастройка на работу
Создание конструкции45 минутОсновная работа
Рефлексия30 минутОбсуждение результатов

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Участники располагаются за столами, где уже подготовлены материалы. Ведущий проводит короткую медитацию для настройки на работу. Важно создать спокойную, располагающую к творчеству атмосферу. Участники выбирают цвета бумаги, которые их привлекают в данный момент.

2. Основной этап — создание конструкции

Участники начинают создавать свою «архитектуру души», следуя интуиции и внутренним импульсам. Каждый элемент конструкции должен символизировать определенную часть личности. Важно не следовать готовым схемам, а создавать свои собственные формы. В процессе работы можно делать заметки о значении каждого элемента.

3. Этап детализации

После создания основной конструкции участники могут добавить детали, подписи, символические элементы. На этом этапе происходит более глубокое осмысление созданной структуры.

4. Завершающий этап и презентация

Участники по очереди представляют свои работы группе, рассказывая о значении различных элементов и общем смысле конструкции.

Ключевые моменты для участников

  • Не существует «правильного» или «неправильного» способа выполнения упражнения
  • Важно следовать своим внутренним импульсам при создании конструкции
  • Каждый элемент может иметь символическое значение
  • В процессе работы можно менять и перестраивать конструкцию
  • Цвет бумаги также имеет значение и может отражать различные аспекты личности

Обсуждение

Вопросы для обсуждения:

  • Что символизирует ваша конструкция в целом?
  • Какие части личности отражены в различных элементах?
  • Почему вы выбрали именно такие формы и цвета?
  • Как взаимосвязаны различные элементы конструкции?
  • Что было самым сложным в процессе создания?
  • Какие инсайты вы получили в процессе работы?

Примеры выполнения

Пример 1: Участница создала многоуровневую конструкцию, где нижний уровень символизировал базовые ценности и убеждения, средний — социальные роли и отношения, а верхний — стремления и цели.

Пример 2: Участник построил спиралевидную конструкцию, где каждый виток представлял определенный этап жизни и личностного развития.

Интерпретация результатов

Элемент конструкцииВозможная интерпретацияНа что обратить внимание
Основание конструкцииБазовые ценности и убежденияУстойчивость, размер
Вертикальные элементыСтремления и целиВысота, направление
Соединительные элементыВзаимосвязи между частями личностиПрочность, количество

Противопоказания и ограничения

  • Острые психотические состояния
  • Выраженная тревожность при работе с мелкими деталями
  • Сильное перфекционистское напряжение

Рекомендации для ведущего

  • Создавать поддерживающую, неоценочную атмосферу
  • Помогать участникам при технических затруднениях
  • Обращать внимание на процесс работы, а не только на результат
  • Фиксировать важные моменты в процессе создания конструкции
  • Поощрять творческий подход и эксперименты с формами

Возможные модификации упражнения

  • Создание парных конструкций (работа в диадах)
  • Использование дополнительных материалов (нити, бусины)
  • Создание временной шкалы (прошлое-настоящее-будущее)
  • Работа с конкретной темой или проблемой
  • Групповое создание общей конструкции

17.2 Упражнение «Внутренние формы»

Описание упражнения

Упражнение «Внутренние формы» представляет собой глубинную работу с психологическими состояниями через создание абстрактных геометрических форм в технике оригами. Участники исследуют свой внутренний мир, преобразуя эмоции, чувства и переживания в трехмерные бумажные конструкции.

В основе упражнения лежит представление о том, что каждое психологическое состояние имеет свою уникальную геометрическую форму. Через процесс складывания бумаги участники получают возможность буквально «придать форму» своим внутренним переживаниям, что способствует лучшему пониманию и принятию своих эмоциональных состояний.

Особенность данной техники заключается в том, что она позволяет работать с неосознаваемыми аспектами психики, которые сложно выразить вербально. Процесс создания форм происходит на интуитивном уровне, что помогает обойти психологические защиты и получить доступ к глубинным переживаниям.

Цель упражнения

  • Развитие эмоционального интеллекта и способности к самонаблюдению
  • Исследование и визуализация внутренних психических состояний
  • Улучшение навыков саморегуляции через работу с формой
  • Развитие способности к символизации переживаний
  • Интеграция различных аспектов психического опыта

Реквизит

  • Квадратные листы бумаги разных размеров (от 5х5 см до 20х20 см)
  • Бумага различной фактуры и плотности
  • Дневник самонаблюдения
  • Цветные маркеры для обозначения эмоций
  • Подложка для работы
  • Контейнер для хранения созданных форм

Размер группы

4-8 человек (оптимально для глубинной работы)

Фаза работыВремяПсихологический процесс
Настройка на работу20 минутОсознавание текущего состояния
Создание форм40 минутТрансформация переживаний
Исследование форм30 минутИнтеграция опыта
Групповая рефлексия40 минутОбмен опытом

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап — настройка

Участники располагаются в комфортных позах, закрывают глаза и выполняют направленную медитацию на осознавание текущего эмоционального состояния. Ведущий помогает сфокусироваться на телесных ощущениях, эмоциях и образах, связанных с переживаемым состоянием.

2. Выбор материалов

После медитации участники интуитивно выбирают бумагу, с которой будут работать. Важно обратить внимание на то, какие цвета, размеры и фактуры притягивают внимание. Этот выбор уже является диагностическим и терапевтическим моментом.

3. Создание форм

Участники начинают складывать бумагу, следуя своим внутренним импульсам. Нет необходимости следовать известным схемам оригами — важно позволить рукам двигаться спонтанно, создавая форму, которая отражает внутреннее состояние. Можно создавать несколько форм, если возникает такая потребность.

4. Исследование созданных форм

После создания форм участники исследуют их со всех сторон, обращая внимание на особенности конструкции, символическое значение элементов, возникающие ассоциации. Важно фиксировать свои наблюдения в дневнике.

5. Работа с трансформацией

Если возникает потребность, участники могут видоизменять созданные формы, отражая процесс трансформации психологического состояния.

Ключевые моменты для участников

  • Работать медленно, осознанно, прислушиваясь к своим ощущениям
  • Не стремиться к созданию «красивых» или «правильных» форм
  • Отмечать все возникающие мысли, чувства и ассоциации
  • Быть внимательным к сопротивлению и затруднениям в процессе работы
  • Доверять своей интуиции в выборе материалов и создании форм

Обсуждение

Вопросы для индивидуальной рефлексии и группового обсуждения:

  • Как процесс создания формы соотносится с вашим внутренним состоянием?
  • Какие качества имеет созданная форма (устойчивость, симметричность, завершенность)?
  • Как менялось ваше состояние в процессе работы?
  • Какие инсайты возникли при создании и исследовании формы?
  • Есть ли связь между выбранными материалами и вашим состоянием?

Примеры выполнения

Пример 1: Участница, работающая с состоянием тревоги, создала форму с множеством острых углов и складок, которая постепенно трансформировалась в более плавную и округлую конструкцию, отражая процесс успокоения.

Пример 2: Участник, исследующий внутренний конфликт, создал двойственную форму, где одна часть была компактной и замкнутой, а другая — разворачивающейся и открытой.

Интерпретация результатов

Характеристика формыВозможное значениеПсихологический аспект
СимметричностьСбалансированность состоянияВнутренняя гармония
Острые углыНапряжение, конфликтЗащитные механизмы
Округлые формыГибкость, принятиеАдаптивность
КомпактностьСдержанность, закрытостьГраницы личности

Противопоказания и ограничения

  • Острые психотические состояния
  • Глубокая депрессия
  • Состояния острого стресса
  • Выраженная дезорганизация мышления

Рекомендации для ведущего

  • Создавать безопасное пространство для глубинной работы
  • Быть готовым к проявлению сильных эмоций
  • Владеть техниками работы с сопротивлением
  • Иметь опыт личной проработки с данной техникой
  • Уметь работать с групповой динамикой
  • Обеспечивать индивидуальную поддержку при необходимости

Возможные модификации упражнения

  • Работа с конкретной проблемной ситуацией
  • Создание серии форм, отражающих динамику состояния
  • Парная работа с отзеркаливанием форм
  • Интеграция с другими арт-терапевтическими техниками
  • Использование дополнительных материалов для усиления выразительности

17.3 Упражнение «Геометрия души»

Описание упражнения

Упражнение «Геометрия души» представляет собой инновационный подход к исследованию личности через создание геометрических конструкций в технике оригами. В его основе лежит концепция о том, что каждая личность имеет свою уникальную геометрическую «подпись» — набор форм, отражающих базовые личностные характеристики и способы взаимодействия с миром.

Данная техника объединяет принципы геометрической абстракции и психологического анализа. Участники создают серию геометрических форм, каждая из которых соответствует определенному аспекту их личности: социальному, эмоциональному, интеллектуальному, духовному. Формы объединяются в единую композицию, создавая многомерный портрет личности.

Особую ценность представляет возможность исследования взаимосвязей между различными аспектами личности через пространственные отношения созданных форм. Это позволяет увидеть как гармоничные связи, так и области потенциальных конфликтов или разрывов в структуре личности.

Цель упражнения

  • Создание целостного образа личности через геометрические метафоры
  • Исследование внутренних взаимосвязей между различными аспектами «я»
  • Развитие пространственно-образного мышления
  • Активизация процессов самопознания
  • Выявление ресурсных состояний и зон развития личности

Реквизит

  • Наборы цветной бумаги разной плотности (от 80 до 200 г/м²)
  • Геометрические шаблоны базовых форм
  • Линейки и угольники для точных измерений
  • Карточки с описанием базовых геометрических форм и их психологических значений
  • Рабочие тетради для записи наблюдений
  • Подставки для демонстрации готовых композиций

Размер группы

6-10 человек

Компонент работыДлительностьКлючевой фокус
Теоретическое введение25 минутПонимание символики форм
Практическая работа60 минутСоздание композиции
Анализ результатов45 минутИнтерпретация
Групповое обсуждение35 минутОбмен опытом

Этапы выполнения

1. Теоретическая подготовка

Ведущий знакомит участников с базовыми геометрическими формами и их психологическими значениями. Объясняется связь между геометрией и психологическими характеристиками личности. Участники получают карточки-подсказки с описанием символических значений различных форм.

2. Диагностический этап

Участники проходят короткую медитацию, направленную на исследование различных аспектов своей личности. После этого они выбирают геометрические формы, которые, по их ощущениям, лучше всего отражают каждый аспект.

3. Создание индивидуальных форм

Начинается процесс складывания выбранных геометрических форм. Каждая форма создается с осознанием того аспекта личности, который она представляет. Важно сохранять медитативное состояние и отмечать возникающие мысли и чувства.

4. Композиционный этап

Созданные формы объединяются в единую композицию. Участники экспериментируют с различными вариантами расположения форм, исследуя, как меняется общее впечатление при различных конфигурациях.

5. Аналитический этап

Участники анализируют получившиеся композиции, отмечая особенности взаимного расположения форм, их пропорции, цветовые сочетания и общую гармоничность конструкции.

Ключевые моменты для участников

  • Обращать внимание на интуитивные предпочтения при выборе форм
  • Фиксировать эмоциональные реакции на различные геометрические конструкции
  • Исследовать взаимосвязи между формами в композиции
  • Отмечать любые инсайты, возникающие в процессе работы
  • Быть открытым к неожиданным интерпретациям

Обсуждение

Вопросы для анализа и обсуждения:

  • Какие геометрические формы преобладают в вашей композиции?
  • Как расположены формы относительно друг друга?
  • Какие аспекты личности представлены наиболее крупными формами?
  • Есть ли в композиции формы, которые кажутся чужеродными?
  • Как цветовое решение связано с эмоциональным восприятием различных аспектов личности?

Примеры выполнения

Пример 1: Участница создала композицию, где центральное место занимал октаэдр (символ внутреннего баланса), окруженный спиральными формами (символ развития) и связанный с ними мостиками-переходами, что отражало её стремление к гармоничному развитию при сохранении стабильного ядра личности.

Пример 2: Участник выстроил вертикальную композицию из кубических форм разного размера, символизирующую иерархию жизненных приоритетов, где каждый последующий уровень опирался на предыдущий, создавая образ последовательного личностного роста.

Интерпретация результатов

Геометрическая формаПсихологическое значениеДиагностические признаки
КубСтабильность, структурированностьРазмер, положение в композиции
ПирамидаЦелеустремленность, иерархия ценностейКоличество граней, наклон
СпиральРазвитие, трансформацияНаправление закручивания, плотность
СфераЦелостность, самодостаточностьСтепень завершенности формы

Противопоказания и ограничения

  • Выраженные нарушения пространственного мышления
  • Состояния острой тревоги
  • Перфекционистские тенденции, мешающие спонтанному творчеству
  • Сложности с абстрактным мышлением

Рекомендации для ведущего

  • Подробно объяснять символическое значение базовых геометрических форм
  • Помогать участникам преодолевать технические трудности при складывании
  • Поддерживать баланс между структурированностью и творческой свободой
  • Внимательно следить за групповой динамикой
  • Фиксировать значимые наблюдения за процессом работы каждого участника

Возможные модификации упражнения

  • Работа с временной перспективой (прошлое-настоящее-будущее)
  • Создание парных композиций в диадах
  • Использование только монохромной бумаги для фокуса на форме
  • Добавление элементов коллажа для усиления выразительности
  • Создание «движущихся» композиций с подвижными элементами

17.4 Упражнение «Дух оригами»

Описание упражнения

Упражнение «Дух оригами» представляет собой глубинную медитативную практику, основанную на древних традициях японского искусства складывания бумаги. В этом упражнении процесс создания фигур становится своеобразным духовным путешествием, где каждый сгиб имеет особое значение и является метафорой жизненного выбора и трансформации.

В отличие от классического оригами, здесь акцент делается не на точности воспроизведения схемы, а на внутреннем диалоге с материалом и процессом трансформации. Каждое движение рук рассматривается как акт осознанного творчества, отражающий внутреннее состояние и намерения создателя.

Уникальность этой техники заключается в синтезе медитативных практик и арт-терапии, где физический процесс складывания бумаги становится инструментом для достижения измененных состояний сознания и глубокого самопознания. Работа происходит в особом медитативном состоянии, позволяющем соприкоснуться с архетипическими образами и глубинными слоями психики.

Цель упражнения

  • Развитие осознанности и присутствия в моменте
  • Активизация интуитивного познания
  • Работа с состояниями сознания через медитативную практику
  • Исследование личных духовных переживаний
  • Развитие способности к глубокой концентрации

Реквизит

  • Специальная бумага васи (или другая тонкая бумага ручного производства)
  • Благовония для создания атмосферы
  • Медитативная музыка
  • Подушки для медитации
  • Колокольчик для обозначения этапов работы
  • Дневник для записи впечатлений

Размер группы

3-7 человек (малые группы для создания интимной атмосферы)

Этап практикиПродолжительностьВнутренний процесс
Подготовительная медитация30 минутПогружение в состояние
Основная практика50 минутРабота с материалом
Интеграция опыта40 минутОсмысление переживаний
Завершающий ритуал20 минутЗакрепление опыта

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап — создание сакрального пространства

Помещение подготавливается: приглушается свет, зажигаются благовония, включается медитативная музыка. Участники располагаются в круге на подушках для медитации. Проводится ритуал очищения рук и подготовки материалов.

2. Вводная медитация

Ведущий проводит направленную медитацию для погружения в измененное состояние сознания. Участники выполняют дыхательные упражнения, направленные на успокоение ума и обострение чувствительности рук.

3. Выбор материала

В состоянии глубокой осознанности участники интуитивно выбирают листы бумаги, прислушиваясь к внутренним импульсам и ощущениям. Каждый лист внимательно исследуется на ощупь.

4. Основная практика складывания

Начинается медитативный процесс складывания. Каждое движение выполняется медленно, с полным осознанием. Участники следуют внутренним импульсам, позволяя форме возникать естественным образом.

5. Интеграция опыта

После завершения работы участники проводят время в молчаливом созерцании созданных форм, записывают свои впечатления и инсайты в дневник.

Ключевые моменты для участников

  • Поддерживать состояние глубокой концентрации на протяжении всей практики
  • Относиться к процессу как к медитации в движении
  • Быть внимательным к тонким ощущениям и интуитивным импульсам
  • Не оценивать результат с эстетической точки зрения
  • Сохранять молчание во время работы

Обсуждение

Вопросы для рефлексии:

  • Какие состояния сознания вы переживали во время практики?
  • Возникали ли особые образы или символы?
  • Как менялось ваше восприятие времени и пространства?
  • Какие инсайты или откровения вы получили?
  • Как созданная форма отражает ваше внутреннее состояние?

Примеры выполнения

Пример 1: Участница в процессе медитативного складывания создала серию концентрических форм, которые, по её словам, отражали процесс погружения в глубины собственного сознания. Каждый новый слой открывал доступ к более глубоким пластам самопознания.

Пример 2: Участник в измененном состоянии сознания создал сложную многомерную структуру, которая, как он описал, представляла собой визуализацию его духовного пути и точек трансформации.

Интерпретация результатов

Характеристика работыДуховный аспектПсихологическое значение
Плавность линийГармония с потоком жизниВнутренняя интеграция
МногослойностьГлубина духовного опытаСложность внутреннего мира
СимметрияБаланс духовных энергийПсихическое равновесие
Трансформация формыДуховное преображениеЛичностный рост

Противопоказания и ограничения

  • Острые психотические состояния
  • Сложности с погружением в медитативные состояния
  • Сильная тревожность или паническое расстройство
  • Непереносимость измененных состояний сознания

Рекомендации для ведущего

  • Иметь личный опыт медитативных практик
  • Уметь работать с измененными состояниями сознания
  • Создавать и поддерживать безопасное пространство
  • Владеть навыками кризисной интервенции
  • Быть чутким к энергетическому состоянию группы
  • Уметь проводить заземление участников при необходимости

Возможные модификации упражнения

  • Интеграция с другими медитативными техниками
  • Работа с цветом как дополнительным измерением практики
  • Включение элементов звукотерапии
  • Соединение с практиками осознанного дыхания
  • Добавление элементов ритуала в процесс работы

17.5 Упражнение «Медитативное складывание»

Описание упражнения

«Медитативное складывание» – это глубинная практика, объединяющая техники майндфулнес с искусством оригами. В основе упражнения лежит принцип осознанного присутствия в каждом моменте процесса складывания, где каждое действие становится актом медитации и самопознания. Упражнение направлено на развитие концентрации внимания и достижение состояния потока через работу с бумагой.

В отличие от традиционного оригами, здесь фокус смещается с конечного результата на сам процесс складывания. Каждое движение рассматривается как отдельная медитативная практика, требующая полного внимания и осознанности. Это позволяет участникам исследовать связь между физическими действиями и ментальными процессами.

Особенность техники заключается в интеграции телесного опыта с практикой осознанности. Через тактильное взаимодействие с бумагой и внимательное отслеживание движений рук участники учатся находиться в состоянии глубокой концентрации и одновременно расслабления.

Цель упражнения

  • Развитие навыков концентрации и устойчивого внимания
  • Обучение практике осознанности через работу с материалом
  • Снижение уровня стресса и тревожности
  • Улучшение координации движений и мелкой моторики
  • Развитие способности к саморегуляции

Реквизит

  • Бумага для оригами разной текстуры (от гладкой до шероховатой)
  • Мягкое освещение или свечи
  • Таймер для отслеживания временных интервалов
  • Подушки для сидения
  • Колокольчик для обозначения начала и конца медитации
  • Аромалампа с успокаивающими эфирными маслами

Размер группы

4-8 человек (оптимально для поддержания медитативной атмосферы)

Этап практикиВремяОсновной акцент
Подготовительная медитация20 минутНастройка внимания
Работа с материалом45 минутОсознанное складывание
Созерцание15 минутНаблюдение за результатом
Интеграция опыта30 минутОбсуждение и рефлексия

Этапы выполнения

1. Подготовка пространства и настройка

Создание спокойной атмосферы: приглушенный свет, тихая медитативная музыка. Участники располагаются в удобных позах, выполняют дыхательные упражнения для центрирования внимания.

2. Знакомство с материалом

Медленное, осознанное исследование бумаги через тактильные ощущения. Участники изучают текстуру, плотность, температуру материала. Важно уделить этому этапу достаточно времени для полного погружения в процесс.

3. Практика осознанного складывания

Начало работы с простых движений: один сгиб, полное внимание на процессе. Каждое действие выполняется медленно, с полным осознаванием всех ощущений. Ведущий периодически напоминает о необходимости возвращать внимание к процессу.

4. Углубление практики

Постепенное усложнение паттернов складывания. Участники продолжают работу в своем темпе, сохраняя состояние осознанности. При отвлечении внимания используются якоря (дыхание, тактильные ощущения) для возвращения в настоящий момент.

5. Интеграция опыта

Завершающая медитация с созданной формой. Участники исследуют свои реакции, эмоции и мысли, возникшие в процессе работы.

Ключевые моменты для участников

  • Сохранять внимание на текущем моменте и действии
  • Отслеживать моменты отвлечения внимания
  • Практиковать принятие всего возникающего опыта
  • Не стремиться к достижению конкретного результата
  • Развивать наблюдательность к тонким ощущениям

Обсуждение

Вопросы для групповой рефлексии:

  • Как менялось качество внимания в процессе практики?
  • Какие трудности возникали при удержании осознанности?
  • Какие телесные ощущения были наиболее заметными?
  • Как практика повлияла на ваше эмоциональное состояние?
  • Какие инсайты возникли во время работы?

Примеры выполнения

Пример 1: Участница в процессе медитативного складывания обнаружила, что её привычный паттерн спешки и стремления к совершенству проявляется даже в простых действиях. Это осознание помогло ей начать работу над принятием несовершенства и развитием терпения.

Пример 2: Участник через практику осознанного складывания смог достичь состояния глубокой концентрации, которое затем научился воспроизводить в повседневной жизни при выполнении рутинных задач.

Интерпретация результатов

Аспект наблюденияПсихологическое значениеПрактическое применение
Темп работыОтношение к времени и спешкеРабота с тревожностью
Реакция на ошибкиУровень перфекционизмаРазвитие принятия
Устойчивость вниманияСпособность к концентрацииТренировка осознанности
Эмоциональные реакцииПаттерны реагированияЭмоциональная регуляция

Противопоказания и ограничения

  • Острые тревожные состояния
  • Сложности с длительной концентрацией внимания
  • Выраженное обсессивно-компульсивное расстройство
  • Состояния острого психологического кризиса

Рекомендации для ведущего

  • Иметь личный опыт медитативной практики
  • Уметь создавать поддерживающую атмосферу
  • Владеть техниками работы с сопротивлением
  • Знать способы помощи при потере концентрации
  • Уметь работать с различными уровнями опыта участников
  • Обладать навыками фасилитации групповых процессов

Возможные модификации упражнения

  • Включение элементов телесно-ориентированной терапии
  • Работа с дыхательными практиками
  • Интеграция с техниками визуализации
  • Добавление музыкального сопровождения
  • Сочетание с практиками осознанного движения

17.6 Упражнение «Метафорические фигуры»

Описание упражнения

«Метафорические фигуры» – это инновационная арт-терапевтическая техника, основанная на использовании оригами как инструмента для создания метафорических образов психологических состояний и жизненных ситуаций. Упражнение позволяет участникам визуализировать абстрактные понятия и внутренние переживания через создание конкретных бумажных форм.

Особенность данной техники заключается в том, что она объединяет работу с метафорами и пространственное моделирование. Участники не просто создают фигуры, а воплощают в них свои чувства, мысли, проблемы или цели, что позволяет увидеть ситуацию с новой перспективы и найти неожиданные решения.

В процессе работы происходит глубокое исследование личных метафор и их трансформация через взаимодействие с материалом. Это помогает участникам лучше осознать свои переживания и найти новые способы взаимодействия с проблемными ситуациями.

Цель упражнения

  • Развитие метафорического мышления и творческого подхода к решению проблем
  • Исследование личных психологических паттернов через создание символических форм
  • Активизация ресурсных состояний через работу с позитивными метафорами
  • Развитие навыков самовыражения и эмоциональной рефлексии
  • Формирование новых способов видения жизненных ситуаций

Реквизит

  • Набор бумаги разных цветов и текстур (минимум 15 листов на участника)
  • Карточки с описанием базовых метафорических образов
  • Журнал для записи наблюдений и инсайтов
  • Цветные маркеры для обозначения значимых элементов
  • Подставки для демонстрации работ
  • Фотоаппарат для документирования процесса (по желанию)

Размер группы

5-9 человек (оптимально для глубокой проработки)

Этап работыПродолжительностьПсихологический фокус
Введение в метафорическое мышление25 минутАктивация образного мышления
Выбор и проработка метафоры35 минутИсследование личных смыслов
Создание форм50 минутВоплощение метафор
Исследование созданного40 минутИнтеграция опыта

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап — работа с метафорами

Ведущий проводит упражнения на развитие метафорического мышления. Участники учатся находить образные соответствия для различных состояний и ситуаций. Важно создать атмосферу творческой свободы и принятия любых ассоциаций.

2. Выбор личной метафоры

Участники определяют ситуацию или состояние, с которым хотят работать, и находят подходящую метафору. Происходит детальное исследование выбранного образа через направленные вопросы и обсуждение.

3. Создание метафорической формы

Начинается процесс воплощения метафоры в бумажной форме. Участники работают интуитивно, позволяя образу проявляться через складывание. Важно обращать внимание на все возникающие ассоциации и чувства.

4. Трансформация метафоры

Исследование возможностей изменения созданной формы для поиска новых решений и перспектив. Участники экспериментируют с различными вариантами трансформации, отмечая, как это влияет на восприятие ситуации.

5. Интеграция опыта

Завершающий этап включает презентацию работ и обсуждение найденных решений. Участники делятся инсайтами и планируют, как применить полученный опыт в реальной жизни.

Ключевые моменты для участников

  • Доверять своим интуитивным импульсам при выборе метафор
  • Фиксировать все возникающие ассоциации и образы
  • Исследовать разные варианты трансформации метафоры
  • Быть открытым к неожиданным интерпретациям
  • Связывать полученные инсайты с реальными жизненными ситуациями

Обсуждение

Вопросы для анализа:

  • Как выбранная метафора отражает вашу ситуацию?
  • Какие аспекты ситуации проявились в созданной форме?
  • Какие новые перспективы открылись через работу с метафорой?
  • Как можно применить найденные решения в реальной жизни?
  • Какие чувства вызывает созданная форма?

Примеры выполнения

Пример 1: Участница, работающая над темой профессионального развития, создала метафорическую фигуру «лестницы возможностей», где каждая ступень символизировала определенный этап роста. В процессе работы она обнаружила дополнительные «боковые переходы», что привело к пониманию альтернативных путей развития карьеры.

Пример 2: Участник, исследующий тему отношений, создал метафорическую форму «мост между берегами», работа с которой помогла увидеть различные способы построения связей и преодоления разногласий.

Интерпретация результатов

Элемент формыМетафорическое значениеПрактическое применение
Основание фигурыБаза ситуации или проблемыПонимание исходной точки
Трансформации формыВозможности измененийПоиск решений
Соединения элементовСвязи и отношенияРабота с коммуникацией
Цветовые решенияЭмоциональный аспектРабота с чувствами

Противопоказания и ограничения

  • Трудности с образным мышлением
  • Состояния острого стресса
  • Сложности с символизацией опыта
  • Выраженная склонность к конкретному мышлению

Рекомендации для ведущего

  • Помогать участникам в развитии метафорического мышления
  • Поддерживать процесс исследования личных метафор
  • Содействовать в поиске конструктивных трансформаций
  • Фасилитировать процесс перехода от метафор к реальным решениям
  • Создавать безопасное пространство для творческого самовыражения
  • Помогать в интеграции полученного опыта

Возможные модификации упражнения

  • Работа с групповыми метафорами
  • Создание серии трансформационных форм
  • Интеграция с техниками сказкотерапии
  • Добавление элементов драматизации
  • Использование природных метафор

17.7 Упражнение «Пространственные образы»

Описание упражнения

Упражнение «Пространственные образы» представляет собой комплексную арт-терапевтическую технику, направленную на развитие пространственного мышления и работу с трехмерными репрезентациями психологических состояний. В основе метода лежит создание объемных конструкций, отражающих внутреннее пространство личности и его организацию.

Данная техника позволяет участникам исследовать свой внутренний мир через создание пространственных метафор. Работа ведется с различными уровнями и измерениями психологического пространства, что дает возможность увидеть сложные взаимосвязи между разными аспектами личности.

Уникальность подхода заключается в возможности буквально «построить» модель своего внутреннего мира, исследовать его структуру и динамику через создание трехмерных форм. Это позволяет работать с глубинными психологическими процессами на конкретном, осязаемом уровне.

Цель упражнения

  • Развитие пространственного и объемного мышления
  • Исследование структуры внутреннего мира личности
  • Работа с психологическими границами и дистанциями
  • Развитие навыков символизации психологического опыта
  • Интеграция различных аспектов самовосприятия

Реквизит

  • Бумага для оригами разных размеров (от 5х5 до 30х30 см)
  • Дополнительные материалы: картон, проволока для каркасов
  • Цветные маркеры и карандаши для обозначений
  • Клей и ножницы для сборки конструкций
  • Линейки и измерительные инструменты
  • Рабочие тетради для записи наблюдений

Размер группы

6-10 человек

Этап работыДлительностьОсновной фокус
Концептуализация пространства30 минутФормирование образа
Создание базовых структур45 минутПостроение основы
Детализация40 минутПроработка элементов
Анализ конструкции35 минутИсследование связей

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап — концептуализация

Участники через направленную визуализацию исследуют свое внутреннее пространство. Важно обратить внимание на ощущение объема, расположение различных элементов, их взаимосвязи. Создаются предварительные эскизы будущей конструкции.

2. Создание базовой структуры

Начинается работа с созданием основных объемных форм, которые отражают фундаментальные аспекты внутреннего пространства. Важно уделять внимание пропорциям и взаимному расположению элементов.

3. Проработка уровней и измерений

Конструкция дополняется элементами, отражающими различные уровни психологического пространства: эмоциональный, ментальный, социальный. Каждый уровень может иметь свою характерную форму и способ организации.

4. Детализация и связи

Создание связующих элементов между различными частями конструкции, проработка деталей, которые отражают тонкие нюансы внутреннего мира. Особое внимание уделяется переходам между уровнями и способам их взаимодействия.

5. Исследование конструкции

Участники изучают созданные пространственные модели, отмечая особенности организации, выявляя закономерности и паттерны. Важно исследовать конструкцию с разных ракурсов и перспектив.

Ключевые моменты для участников

  • Уделять внимание ощущению пространства и объема
  • Исследовать взаимосвязи между различными уровнями конструкции
  • Обращать внимание на пропорции и масштабы элементов
  • Отмечать зоны напряжения и гармонии в конструкции
  • Фиксировать инсайты, возникающие в процессе создания

Обсуждение

Вопросы для анализа:

  • Как организовано пространство вашей конструкции?
  • Какие уровни наиболее развиты и детализированы?
  • Как связаны различные части конструкции?
  • Где находятся зоны напряжения и гармонии?
  • Какие изменения хотелось бы внести в организацию пространства?

Примеры выполнения

Пример 1: Участник создал многоуровневую конструкцию, где нижний уровень представлял собой прочное основание (базовые ценности), средний уровень содержал динамичные элементы (актуальные переживания), а верхний уровень отражал устремления и цели в виде восходящих спиралей.

Пример 2: Участница разработала сложную модель внутреннего пространства с центральным ядром (самость) и расходящимися от него «лучами» различных аспектов жизни, каждый из которых имел свою глубину и структуру.

Интерпретация результатов

Характеристика конструкцииПсихологическое значениеНаправление работы
Устойчивость основанияБазовое чувство безопасностиУкрепление фундамента
Сложность структурыМногогранность личностиИнтеграция частей
Качество связейВнутренняя согласованностьРазвитие коммуникации
Пространственная организацияСпособ структурирования опытаОптимизация структуры

Противопоказания и ограничения

  • Выраженные нарушения пространственного восприятия
  • Состояния острой тревоги и дезорганизации
  • Трудности с абстрактным мышлением
  • Склонность к чрезмерной рационализации

Рекомендации для ведущего

  • Помогать участникам в развитии пространственного мышления
  • Поддерживать процесс исследования внутренней структуры
  • Содействовать в установлении связей между элементами
  • Помогать в интерпретации пространственных метафор
  • Обеспечивать техническую поддержку при необходимости
  • Фасилитировать процесс групповой рефлексии

Возможные модификации упражнения

  • Создание динамических конструкций с подвижными элементами
  • Работа с цветовым символизмом пространства
  • Интеграция с техниками визуализации
  • Создание групповых пространственных композиций
  • Добавление звуковых или световых элементов

17.8 Упражнение «Скрытые смыслы»

Описание упражнения

«Скрытые смыслы» – это глубинная арт-терапевтическая техника, основанная на работе с многослойными конструкциями оригами, где каждый слой и трансформация формы несут определенное символическое значение. Упражнение направлено на исследование неосознаваемых аспектов личности через создание сложных, трансформируемых форм.

Особенность техники заключается в том, что участники создают формы, которые могут раскрываться, разворачиваться или трансформироваться, символизируя процесс раскрытия внутренних смыслов и потенциалов. Каждый этап трансформации фигуры соответствует определенному уровню самопознания.

В процессе работы происходит исследование взаимосвязи между внешним и внутренним, явным и скрытым, что позволяет участникам лучше понять свои глубинные мотивы, потребности и ресурсы.

Цель упражнения

  • Исследование неосознаваемых аспектов личности
  • Развитие способности к символическому мышлению
  • Работа с внутренними противоречиями и конфликтами
  • Раскрытие скрытых ресурсов и потенциалов
  • Интеграция различных аспектов опыта

Реквизит

  • Специальная бумага для сложных конструкций
  • Двусторонняя цветная бумага
  • Инструменты для точного складывания
  • Карточки с символическими значениями форм
  • Дневники для записи наблюдений
  • Материалы для декорирования

Размер группы

4-8 человек (оптимально для глубинной работы)

Этап работыВремяПроцесс
Подготовительная медитация25 минутПогружение в бессознательное
Создание базовой формы40 минутРабота с внешним слоем
Проработка слоёв45 минутИсследование глубинных уровней
Интеграция опыта35 минутСоединение уровней понимания

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап — настройка на глубинную работу

Проводится медитативная практика, направленная на активизацию бессознательного. Участники выполняют дыхательные упражнения, визуализацию и работают с телесными ощущениями для достижения состояния расширенного осознавания.

2. Выбор и подготовка материалов

Участники интуитивно выбирают материалы, обращая внимание на их символическое значение. Важно прислушиваться к своим ощущениям и импульсам при выборе цветов и текстур.

3. Создание многослойной формы

Начинается работа с внешнего слоя, который символизирует социальную маску или видимую часть личности. Постепенно добавляются новые слои, каждый из которых отражает более глубокий уровень самопознания.

4. Работа с трансформациями

Участники исследуют различные способы трансформации созданной формы, отмечая, какие чувства и ассоциации возникают при каждом изменении. Важно фиксировать все инсайты и открытия.

5. Интеграция и осмысление

Завершающий этап включает работу с целостным образом созданной формы, исследование взаимосвязей между различными слоями и их значениями.

Ключевые моменты для участников

  • Внимательно отслеживать свои интуитивные импульсы
  • Фиксировать все возникающие ассоциации и образы
  • Исследовать символическое значение каждого слоя
  • Отмечать эмоциональные реакции на трансформации
  • Вести записи своих наблюдений и открытий

Обсуждение

Вопросы для рефлексии:

  • Какие скрытые смыслы открылись в процессе работы?
  • Как связаны различные слои вашей формы?
  • Какие трансформации были наиболее значимыми?
  • Что символизирует конечная форма?
  • Какие инсайты вы получили о себе?

Примеры выполнения

Пример 1: Участница создала форму-цветок, где внешние лепестки символизировали социальные роли, а внутренние слои раскрывали глубинные аспекты личности. В процессе работы она обнаружила, что некоторые «лепестки» были слишком жесткими, что отражало её излишнюю защищенность в определенных сферах жизни.

Пример 2: Участник разработал трансформируемую конструкцию, которая могла разворачиваться в разных направлениях, символизируя различные пути развития и скрытые возможности. В процессе работы он осознал, что некоторые направления были заблокированы из-за внутренних ограничений.

Интерпретация результатов

Аспект формыСимволическое значениеПсихологический смысл
Внешний слойСоциальная маскаСпособы самопрезентации
Промежуточные слоиПсихологические защитыМеханизмы адаптации
Внутреннее ядроИстинное ЯАутентичность
ТрансформацииПотенциал измененийГибкость психики

Противопоказания и ограничения

  • Острые психотические состояния
  • Выраженная дезорганизация мышления
  • Сложности с символическим мышлением
  • Состояния острого стресса

Рекомендации для ведущего

  • Создавать безопасное пространство для глубинной работы
  • Помогать в интерпретации символических значений
  • Поддерживать процесс интеграции опыта
  • Быть готовым к работе с сильными эмоциями
  • Владеть техниками кризисной помощи
  • Обеспечивать индивидуальную поддержку при необходимости

Возможные модификации упражнения

  • Работа с цветовой символикой слоев
  • Добавление звуковых элементов при трансформациях
  • Создание групповых многослойных конструкций
  • Интеграция с техниками активного воображения
  • Использование дополнительных материалов для усиления выразительности

17.9 Упражнение «Трансформация листа»

Описание упражнения

«Трансформация листа» представляет собой инновационную технику арт-терапии, основанную на символическом преобразовании плоского листа бумаги в трехмерную форму как метафоры личностных изменений. Упражнение позволяет участникам исследовать процессы трансформации через физическое преобразование материала, где каждый этап складывания отражает определенную стадию личностного развития.

Особенность данного метода заключается в том, что он позволяет наглядно продемонстрировать, как простой лист бумаги может превратиться в сложную, многогранную структуру, что символизирует потенциал развития и скрытые возможности личности. Процесс трансформации становится метафорой жизненных изменений.

В отличие от классического оригами, здесь акцент делается не на конечном результате, а на самом процессе преобразования, где каждый сгиб и каждое изменение формы несут глубокий психологический смысл и отражают этапы личностного роста.

Цель упражнения

  • Исследование процессов личностной трансформации
  • Развитие пластичности мышления и адаптивности
  • Работа с сопротивлением изменениям
  • Активизация творческого потенциала
  • Развитие навыков принятия неопределенности

Реквизит

  • Наборы бумаги разной плотности (60-200 г/м²)
  • Бумага различных текстур и фактур
  • Карточки с описанием этапов трансформации
  • Журналы для фиксации наблюдений
  • Фотоаппарат для документирования процесса
  • Подставки для демонстрации работ

Размер группы

5-10 человек

Фаза работыПродолжительностьПсихологический процесс
Исследование материала20 минутЗнакомство с возможностями
Начальная трансформация35 минутПреодоление инерции
Глубокие изменения40 минутРабота с сопротивлением
Завершающий этап30 минутИнтеграция изменений

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап — знакомство с материалом

Участники исследуют свойства бумаги: гибкость, прочность, фактуру. Важно прочувствовать материал, понять его возможности и ограничения. Проводится параллель между свойствами бумаги и личностными характеристиками.

2. Первичная трансформация

Начинается работа с простых изменений формы листа. Участники экспериментируют с разными способами складывания, отмечая свои реакции на изменения. Ведущий поощряет исследование различных вариантов трансформации.

3. Работа с сопротивлением

На этом этапе участники сталкиваются с ограничениями материала и собственными ограничениями. Происходит исследование реакций на трудности и способов их преодоления. Ведется работа с более сложными формами трансформации.

4. Глубинная трансформация

Создание сложных, многоуровневых изменений формы. Участники работают над созданием уникальных конструкций, отражающих их личный путь трансформации. Важно отслеживать эмоциональные реакции на каждом этапе преобразования.

5. Завершение и рефлексия

Финальное оформление созданной формы, осмысление пройденного пути трансформации. Участники описывают свой опыт, проводят параллели с жизненными изменениями.

Ключевые моменты для участников

  • Внимательно отслеживать свои реакции на изменения
  • Фиксировать моменты сопротивления и их преодоления
  • Исследовать разные способы трансформации
  • Отмечать параллели с жизненными ситуациями
  • Быть открытым к неожиданным результатам

Обсуждение

Вопросы для анализа:

  • Какие этапы трансформации были наиболее сложными?
  • Как вы справлялись с сопротивлением материала?
  • Какие параллели вы видите с жизненными изменениями?
  • Что помогало продолжать процесс трансформации?
  • Какие инсайты вы получили о себе?

Примеры выполнения

Пример 1: Участница в процессе работы создала сложную спиральную конструкцию, начав с простых сгибов и постепенно усложняя форму. В процессе она осознала, как сопротивляется резким изменениям в жизни, предпочитая постепенные трансформации.

Пример 2: Участник экспериментировал с созданием геометрических форм, каждая из которых могла раскрываться и складываться по-новому. Это помогло ему увидеть, как можно находить новые решения в, казалось бы, ограниченных условиях.

Интерпретация результатов

Аспект работыСимволическое значениеОбласть развития
Характер сгибовСтиль принятия решенийГибкость мышления
Сложность формыГотовность к изменениямАдаптивность
Прочность конструкцииУстойчивость к стрессуРезильентность
Обратимость измененийСпособность к адаптацииПластичность

Противопоказания и ограничения

  • Высокий уровень тревожности перед изменениями
  • Острые кризисные состояния
  • Выраженная ригидность мышления
  • Сложности с принятием неопределенности

Рекомендации для ведущего

  • Создавать безопасную атмосферу для экспериментирования
  • Поддерживать участников в моменты фрустрации
  • Помогать в осознании параллелей с жизненными ситуациями
  • Фасилитировать процесс рефлексии
  • Быть готовым к работе с сопротивлением
  • Поощрять творческий подход к трансформациям

Возможные модификации упражнения

  • Работа с цветной бумагой для отражения эмоциональных состояний
  • Создание коллективных трансформируемых конструкций
  • Интеграция с техниками сторителлинга
  • Добавление музыкального сопровождения
  • Использование разных типов бумаги для разных этапов трансформации

17.10 Упражнение «Энергия сгиба»

Описание упражнения

Упражнение «Энергия сгиба» представляет собой уникальную технику арт-терапии, фокусирующуюся на работе с энергетическими и эмоциональными состояниями через осознанное создание сгибов в бумаге. В основе метода лежит представление о том, что каждый сгиб является проводником определенного типа энергии, а его характер (резкий, плавный, глубокий, поверхностный) отражает особенности психоэмоционального состояния человека.

Техника основывается на принципах энергетической психологии и телесно-ориентированной терапии, где физическое действие (создание сгиба) рассматривается как способ высвобождения, трансформации или перенаправления психической энергии. Каждое движение становится осознанным актом работы с внутренними состояниями.

Уникальность подхода заключается в интеграции физического действия, эмоционального переживания и энергетического взаимодействия с материалом. Это позволяет участникам исследовать связь между телесными ощущениями, эмоциями и энергетическими процессами.

Цель упражнения

  • Развитие осознанности в работе с энергетическими состояниями
  • Исследование связи между физическими действиями и эмоциональными состояниями
  • Обучение техникам управления психической энергией
  • Развитие чувствительности к тонким энергетическим процессам
  • Гармонизация энергетического состояния

Реквизит

  • Специальная бумага различной плотности (от 80 до 200 г/м²)
  • Бумага с разной текстурой поверхности
  • Дневники для записи энергетических ощущений
  • Цветные маркеры для обозначения энергетических потоков
  • Аромамасла для создания атмосферы
  • Музыкальное сопровождение для разных типов энергии

Размер группы

4-7 человек (оптимально для поддержания энергетического баланса в группе)

Этап практикиВремяЭнергетический фокус
Настройка на энергию25 минутЦентрирование
Работа с базовыми сгибами35 минутЗаземление
Энергетическая трансформация45 минутПреобразование
Интеграция опыта30 минутГармонизация

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап — энергетическая настройка

Участники выполняют дыхательные упражнения для центрирования и повышения чувствительности к энергетическим процессам. Проводится медитация на осознавание энергии в теле и руках.

2. Исследование энергии материала

Начинается работа с изучения энергетических свойств различных видов бумаги. Участники учатся чувствовать разницу в энергетике материалов, их сопротивление и податливость.

3. Создание энергетических сгибов

Практика создания различных типов сгибов с осознанным вложением определенного вида энергии. Каждый сгиб выполняется как отдельная медитативная практика, с полным присутствием и осознанностью.

4. Работа с энергетическими паттернами

Создание сложных энергетических конструкций через комбинацию различных типов сгибов. Исследование взаимодействия разных энергетических потоков в одной форме.

5. Энергетическая интеграция

Завершающий этап включает работу с созданной формой как единым энергетическим полем, гармонизацию различных энергетических потоков.

Ключевые моменты для участников

  • Поддерживать высокий уровень осознанности при создании каждого сгиба
  • Отслеживать изменения в энергетическом состоянии
  • Обращать внимание на взаимосвязь между намерением и результатом
  • Фиксировать моменты энергетических трансформаций
  • Развивать чувствительность к тонким энергиям

Обсуждение

Вопросы для анализа энергетического опыта:

  • Как менялось ваше энергетическое состояние в процессе работы?
  • Какие типы сгибов вызывали наиболее сильные энергетические ощущения?
  • Как взаимодействуют различные энергетические потоки в вашей форме?
  • Какие трансформации энергии вы заметили?
  • Как созданная форма влияет на ваше энергетическое состояние?

Примеры выполнения

Пример 1: Участница создала серию плавных, волнообразных сгибов, работая с энергией течения и трансформации. В процессе она обнаружила, что определенный ритм складывания помогает ей достичь состояния глубокого покоя и гармонии.

Пример 2: Участник экспериментировал с контрастными типами энергии, создавая резкие и плавные сгибы в одной композиции. Это помогло ему осознать, как различные энергетические состояния могут дополнять друг друга.

Интерпретация результатов

Тип сгибаЭнергетическое значениеПсихологический аспект
Резкий, четкийАктивная, янская энергияРешительность, воля
Плавный, мягкийТекучая, иньская энергияПринятие, адаптивность
ГлубокийТрансформирующая энергияГлубинные изменения
ПоверхностныйИсследующая энергияНачальное познание

Противопоказания и ограничения

  • Повышенная чувствительность к энергетическим воздействиям
  • Состояния энергетического истощения
  • Острые психосоматические расстройства
  • Сложности с концентрацией внимания

Рекомендации для ведущего

  • Иметь личный опыт работы с энергетическими практиками
  • Уметь создавать и поддерживать безопасное энергетическое пространство
  • Владеть техниками энергетической балансировки
  • Уметь работать с различными энергетическими состояниями участников
  • Быть чутким к групповой энергетической динамике
  • Владеть методами энергетической защиты

Возможные модификации упражнения

  • Работа с цветной энергией через использование разноцветной бумаги
  • Интеграция с дыхательными практиками
  • Добавление звуковых вибраций
  • Создание групповых энергетических конструкций
  • Использование природных элементов для усиления энергетического эффекта

Итоговая таблица упражнений главы 17

УпражнениеФокусировкаВремя на выполнение
Архитектура душиСтруктура личности90 минут
Внутренние формыСамопознание130 минут
Geometry soulsГеометрические метафоры личности165 минут
Дух оригамиДуховное развитие140 минут
Медитативное складываниеОсознанность110 минут
Метафорические фигурыСимволическое мышление150 минут
Пространственные образыПространственное мышление150 минут
Скрытые смыслыГлубинная психология145 минут
Трансформация листаЛичностные изменения125 минут
Энергия сгибаЭнергетическая работа135 минут