Глава 16. Оценка супервизии

Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта


Упражнения для супервизоров


Глава 16. Оценка супервизии

Оглавление

  1. Анализ процесса
  2. Внутренняя оценка
  3. Измерение результатов
  4. Карта достижений
  5. Критерии оценки
  6. Обратная связь
  7. Оценка эффективности
  8. Самооценка роста
  9. Сбор данных
  10. Шкала изменений

16.1 Упражнение «Анализ процесса»

Описание упражнения

Упражнение «Анализ процесса» представляет собой структурированный метод оценки супервизорской сессии, позволяющий детально рассмотреть все аспекты взаимодействия между супервизором и супервизируемым. Оно помогает выявить ключевые моменты, которые могли остаться незамеченными в процессе работы, и способствует более глубокому пониманию динамики супервизорских отношений.

В ходе выполнения упражнения участники последовательно анализируют различные компоненты супервизорской сессии, включая содержательную часть, эмоциональный фон, использованные интервенции и их эффективность. Особое внимание уделяется исследованию параллельных процессов и метафор, возникающих в ходе супервизии.

Данное упражнение позволяет создать целостную картину супервизорского процесса, выявить сильные стороны и зоны роста как супервизора, так и супервизируемого, а также определить направления для дальнейшего профессионального развития.

Теоретическая основа

Упражнение базируется на системном подходе к супервизии, где каждый элемент взаимодействия рассматривается как часть единой системы. Теоретическим фундаментом служит концепция рефлексивной практики Дональда Шона, согласно которой профессиональное развитие происходит через осмысление опыта и анализ собственных действий.

Методология упражнения также опирается на принципы процессуальной супервизии, где важен не только результат, но и сам процесс взаимодействия, включая все его явные и скрытые аспекты.

Цель упражнения

Развитие навыков системного анализа супервизорского процесса, повышение осознанности в профессиональной деятельности, улучшение качества супервизорской работы. Ожидаемый результат включает формирование более глубокого понимания динамики супервизорских отношений и развитие способности к метаанализу профессиональной деятельности.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Бланки анализа процессаПо числу участниковДля фиксации наблюдений
Ручки или карандашиПо числу участниковДля заполнения бланков
Флипчарт1 шт.Для групповой работы

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Участники получают бланки анализа процесса и знакомятся с инструкцией. Супервизор объясняет критерии оценки и способы заполнения бланков. На этом этапе важно убедиться, что все участники понимают задачу и готовы к её выполнению.

2. Наблюдение и фиксация

В ходе супервизорской сессии участники внимательно наблюдают за процессом и заполняют соответствующие разделы бланка. Особое внимание уделяется ключевым моментам взаимодействия, эмоциональным реакциям и используемым интервенциям.

3. Индивидуальный анализ

После завершения сессии каждый участник самостоятельно анализирует собранный материал, выделяя наиболее значимые аспекты процесса и формулируя свои наблюдения и выводы.

4. Групповое обсуждение

Участники делятся своими наблюдениями и выводами в группе, создавая общую картину процесса и обогащая индивидуальное понимание групповым опытом.

5. Заключительный этап

Формулировка выводов и рекомендаций для дальнейшей работы, определение направлений профессионального развития.

Время на каждый этап

ЭтапПродолжительностьКомментарии
Подготовительный этап15 минутВключает объяснение задания
Наблюдение и фиксация60-90 минутЗависит от длительности сессии
Индивидуальный анализ30 минутМожет варьироваться
Групповое обсуждение45 минутПри необходимости можно увеличить
Заключительный этап20 минутФормулировка выводов

Образец бланка анализа процесса

Параметр анализаНаблюденияКомментарии
Контекст супервизииОписание ситуации и запросаВлияние на процесс
Динамика взаимодействияКлючевые моментыОсобенности развития
Использованные интервенцииПеречень методовЭффективность
Эмоциональный фонОписание реакцийЗначимость

Размер группы

Оптимальное количество участников: 4-8 человек. При большем количестве рекомендуется разделение на подгруппы для обеспечения качественного анализа и обсуждения.

Ключевые моменты для участников

  • Важность сохранения объективности при анализе процесса, избегание поспешных выводов и интерпретаций
  • Необходимость фиксации как вербальных, так и невербальных аспектов взаимодействия
  • Внимание к собственным реакциям и чувствам в процессе наблюдения
  • Значимость конфиденциальности при обсуждении результатов анализа

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие ключевые моменты супервизорского процесса были выявлены?
  • Как проявлялись параллельные процессы в ходе супервизии?
  • Какие интервенции оказались наиболее эффективными и почему?
  • Какие области требуют дополнительного внимания и развития?

Примеры выполнения

Пример 1: Группа анализирует супервизорскую сессию, где основной фокус был на работе с сопротивлением клиента. Участники отмечают параллельный процесс сопротивления в супервизорских отношениях и то, как супервизор работает с этим явлением.

Пример 2: При анализе сессии участники обнаруживают, что эмоциональная динамика супервизорского взаимодействия зеркалит динамику работы с клиентом, что позволяет глубже понять природу клиентского случая.

Интерпретация результатов

При интерпретации результатов важно учитывать следующие аспекты:

  • Соответствие использованных интервенций заявленным целям супервизии
  • Качество контакта между супервизором и супервизируемым
  • Эффективность работы с сопротивлением и трудными моментами
  • Степень достижения поставленных целей супервизии

Когда применять

  • При обучении начинающих супервизоров
  • В рамках профессиональной супервизии супервизоров
  • Для повышения качества супервизорской работы
  • При исследовании сложных случаев в супервизии

Противопоказания

  • Высокий уровень тревожности у супервизируемого
  • Отсутствие достаточного уровня доверия в группе
  • Недостаточная подготовка участников к аналитической работе

Рекомендации для ведущего

  • Создавайте безопасную атмосферу для открытого обсуждения
  • Поддерживайте баланс между анализом и поддержкой
  • Обращайте внимание на групповую динамику
  • Помогайте участникам формулировать конструктивную обратную связь
  • Следите за временным регламентом каждого этапа

Возможные модификации упражнения

  • Использование видеозаписи супервизорской сессии для более детального анализа
  • Включение элементов ролевой игры для исследования альтернативных вариантов интервенций
  • Добавление компонента самоанализа супервизора через ведение рефлексивного дневника
  • Расширение фокуса анализа на организационный контекст супервизии

16.2 Упражнение «Внутренняя оценка»

Описание упражнения

Упражнение «Внутренняя оценка» представляет собой глубинный метод исследования личной эффективности супервизора через призму самоанализа и рефлексии. Оно направлено на развитие способности к критическому осмыслению собственной практики и выявление внутренних ресурсов для профессионального роста.

В процессе выполнения упражнения участники исследуют свои профессиональные установки, убеждения и ценности, которые влияют на качество супервизорской работы. Особое внимание уделяется анализу внутренних барьеров и ограничивающих убеждений.

Данный метод позволяет супервизору выстроить целостное понимание своего профессионального стиля, осознать свои сильные стороны и зоны развития, а также сформировать персональную стратегию профессионального совершенствования.

Теоретическая основа

Упражнение основано на принципах рефлексивной практики и концепции профессиональной идентичности. Теоретическим фундаментом служат работы Карла Роджерса о личностном росте и самоактуализации, а также исследования в области профессионального развития супервизоров.

Методологически упражнение опирается на феноменологический подход, где ключевое значение имеет субъективный опыт профессионала и его способность к осознанию и интеграции этого опыта в практическую деятельность.

Цель упражнения

Развитие навыков профессиональной рефлексии, повышение осознанности в супервизорской практике, формирование более глубокого понимания своего профессионального стиля и его влияния на процесс супервизии. Ожидаемый результат включает улучшение качества супервизорской работы через более глубокое понимание собственных профессиональных особенностей.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Рефлексивный дневникПо числу участниковДля записи наблюдений
Карточки с вопросами3 комплектаДля структурирования анализа
Маркеры разных цветов1 набор на участникаДля выделения важных моментов

Этапы выполнения

1. Подготовка к самоанализу

Участники настраиваются на рефлексивную работу, знакомятся с инструкциями и материалами. Создается безопасная и доверительная атмосфера для глубинной работы.

2. Исследование профессиональной идентичности

Участники работают с картами самоанализа, исследуя различные аспекты своей профессиональной идентичности как супервизора.

3. Анализ супервизорского стиля

Проводится детальный анализ индивидуального стиля супервизии, включая предпочитаемые методы работы, способы построения отношений, особенности коммуникации.

4. Работа с ограничивающими убеждениями

Исследование и трансформация профессиональных убеждений, которые могут ограничивать эффективность супервизорской работы.

5. Формирование стратегии развития

На основе полученных инсайтов участники разрабатывают персональную стратегию профессионального развития.

Время на каждый этап

ЭтапПродолжительностьОсобенности
Подготовка к самоанализу20 минутВажна спокойная обстановка
Исследование идентичности45 минутИндивидуальная работа
Анализ стиля40 минутВозможна работа в парах
Работа с убеждениями30 минутТребует глубокой рефлексии

Образец карты самоанализа

Область анализаКлючевые вопросыИндикаторы развития
Профессиональная позицияКак я вижу свою роль?Ясность границ
Методы работыЧто я использую чаще всего?Гибкость подхода
Отношения с супервизируемымиКак я строю контакт?Качество альянса

Размер группы

Оптимальное количество участников: 6-12 человек. При большем количестве рекомендуется разделение на подгруппы для обеспечения качественной проработки материала.

Ключевые моменты для участников

  • Важность честного и открытого самоанализа без излишней самокритики
  • Необходимость фиксации всех значимых наблюдений и инсайтов
  • Внимание к эмоциональным реакциям в процессе самоисследования
  • Баланс между анализом сильных сторон и зон развития

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие открытия о себе как о супервизоре были сделаны?
  • Какие профессиональные убеждения требуют пересмотра?
  • Как личные особенности влияют на супервизорский стиль?
  • Какие ресурсы необходимы для дальнейшего развития?

Примеры выполнения

Пример 1: Супервизор обнаруживает, что его стремление к структурированности иногда мешает спонтанному развитию супервизорского процесса. Это осознание позволяет ему развивать более гибкий подход в работе.

Пример 2: Участник выявляет паттерн избегания конфронтации в супервизии, что приводит к упущению важных моментов в работе. Это понимание становится отправной точкой для развития навыков конструктивной конфронтации.

Интерпретация результатов

  • Анализ выявленных паттернов в контексте профессионального развития
  • Оценка влияния личностных особенностей на супервизорскую практику
  • Определение приоритетных направлений профессионального роста
  • Формирование конкретных шагов по развитию компетенций

Когда применять

  • В процессе профессионального развития супервизоров
  • При подготовке к сертификации
  • В рамках супервизии супервизоров
  • При переходе на новый уровень профессиональной практики

Противопоказания

  • Высокий уровень профессионального выгорания
  • Острый личностный кризис
  • Недостаточная психологическая готовность к глубинной работе

Рекомендации для ведущего

  • Обеспечьте безопасное пространство для самораскрытия
  • Поддерживайте баланс между поддержкой и вызовом
  • Помогайте участникам удерживать фокус на профессиональных аспектах
  • Способствуйте формированию конструктивных выводов

Возможные модификации упражнения

  • Включение элементов арт-терапии для исследования профессиональной идентичности
  • Использование метафорических карт для работы с профессиональными установками
  • Добавление компонента групповой обратной связи
  • Расширение временных рамок для более глубокой проработки материала

16.3 Упражнение «Измерение результатов»

Описание упражнения

Упражнение «Измерение результатов» представляет собой комплексный инструмент для количественной и качественной оценки эффективности супервизорской работы. Оно позволяет систематически отслеживать динамику профессионального роста супервизируемого и оценивать влияние супервизии на практическую деятельность специалиста.

В ходе выполнения упражнения участники осваивают различные методы оценки результативности, учатся определять ключевые показатели эффективности супервизии и анализировать полученные данные для улучшения качества профессиональной поддержки.

Особенность данного упражнения заключается в его практической направленности и возможности получения объективных данных о результатах супервизорской работы, что особенно важно для обоснования эффективности супервизии как метода профессионального развития.

Теоретическая основа

Упражнение базируется на принципах доказательного подхода в супервизии и методологии оценки эффективности обучающих программ. Теоретическим фундаментом служат современные исследования в области измерения результатов психологической супервизии и концепция evidence-based practice.

В основе упражнения лежит модель многоуровневой оценки Киркпатрика, адаптированная для супервизорского контекста, а также современные подходы к измерению профессиональной компетентности специалистов помогающих профессий.

Цель упражнения

Развитие навыков объективной оценки результатов супервизии, освоение методов измерения эффективности профессиональной поддержки, формирование культуры доказательного подхода в супервизорской практике. Ожидаемый результат включает повышение качества супервизии через внедрение системы регулярного мониторинга результатов.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Оценочные формыПо числу участниковДля сбора данных
Шкалы оценки компетенцийПо числу участниковДля измерения прогресса
Дневник наблюденийПо числу участниковДля качественной оценки
Планшеты для записейПо числу участниковДля удобства работы

Этапы выполнения

1. Определение критериев оценки

Участники определяют ключевые показатели эффективности супервизии и разрабатывают систему их измерения. Важно выбрать как количественные, так и качественные критерии.

2. Сбор исходных данных

Проводится первичная оценка текущего уровня компетенций и состояния профессиональной практики супервизируемого.

3. Мониторинг процесса

Регулярная фиксация промежуточных результатов и изменений в профессиональной практике супервизируемого.

4. Анализ полученных данных

Обработка собранной информации, выявление тенденций и закономерностей, оценка динамики изменений.

5. Формулировка выводов

Интерпретация результатов и разработка рекомендаций для дальнейшей работы.

Время на каждый этап

Этап работыДлительностьСпецифика
Определение критериев45 минутГрупповое обсуждение
Сбор исходных данных60 минутИндивидуальная работа
Анализ информации90 минутМожет быть разделён
Формулировка выводов45 минутТребует концентрации

Образец оценочной формы

Область оценкиИзмеряемые параметрыМетоды оценки
Профессиональные навыкиКомплексность подходаЭкспертная оценка
Теоретические знанияГлубина пониманияТестирование
Практические уменияЭффективность работыНаблюдение

Размер группы

Оптимальное количество участников: 8-12 человек. При большем количестве рекомендуется разделение на подгруппы для обеспечения качественной работы с данными.

Ключевые моменты для участников

  • Важность систематического подхода к сбору и анализу данных
  • Необходимость учета контекста при интерпретации результатов
  • Соблюдение этических принципов при работе с информацией
  • Значимость объективности в оценке результатов

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие критерии наиболее точно отражают эффективность супервизии?
  • Как учитывать индивидуальные особенности супервизируемых при оценке?
  • Каким образом можно измерить долгосрочные эффекты супервизии?
  • Как использовать полученные данные для улучшения качества супервизии?

Примеры выполнения

Пример 1: Группа супервизоров разрабатывает систему оценки, включающую самооценку супервизируемого, оценку супервизора и обратную связь от клиентов. Это позволяет получить объемную картину результатов супервизии.

Пример 2: Участники создают электронную форму для регулярного мониторинга прогресса, что позволяет отслеживать динамику изменений в реальном времени и своевременно вносить коррективы в процесс супервизии.

Интерпретация результатов

  • Анализ количественных показателей в динамике
  • Оценка качественных изменений в практике супервизируемого
  • Сопоставление результатов с поставленными целями
  • Выявление факторов, влияющих на эффективность супервизии

Когда применять

  • При проведении долгосрочной супервизии
  • В рамках образовательных программ
  • При оценке эффективности супервизорских проектов
  • В процессе аккредитации специалистов

Противопоказания

  • Отсутствие системы регулярного сбора данных
  • Недостаточная подготовка в области анализа данных
  • Сопротивление участников количественной оценке

Рекомендации для ведущего

  • Обеспечьте четкое понимание методологии оценки
  • Поддерживайте мотивацию к систематическому сбору данных
  • Помогайте в интерпретации сложных случаев
  • Следите за соблюдением этических норм при работе с информацией

Возможные модификации упражнения

  • Внедрение цифровых инструментов для сбора и анализа данных
  • Расширение системы показателей с учетом специфики практики
  • Добавление компонента peer-оценки результатов
  • Включение элементов визуализации данных для наглядности результатов

16.4 Упражнение «Карта достижений»

Описание упражнения

Упражнение «Карта достижений» представляет собой визуальный метод отслеживания и фиксации профессионального развития супервизируемого. Это инструмент, позволяющий наглядно представить путь профессионального роста, отметить ключевые точки развития и определить дальнейшие направления совершенствования.

В процессе работы создается визуальная карта, на которой отмечаются различные аспекты профессионального развития: освоенные навыки, преодоленные трудности, достигнутые цели и новые горизонты развития. Особое внимание уделяется связям между различными компетенциями и их влиянию на практическую деятельность.

Метод помогает супервизируемому увидеть целостную картину своего профессионального развития, осознать прогресс и определить области, требующие дополнительного внимания. Для супервизора это инструмент мониторинга эффективности супервизии и планирования дальнейшей работы.

Теоретическая основа

Упражнение основано на принципах визуального мышления и когнитивного картирования. В его основе лежат теории профессионального развития и концепция зоны ближайшего развития Выготского, адаптированная для контекста супервизии.

Методологически упражнение опирается на современные исследования в области визуализации данных и технологии майндмэппинга, адаптированные для задач профессионального развития в контексте супервизии.

Цель упражнения

Развитие навыков системного видения профессионального роста, формирование целостного представления о динамике развития компетенций, создание инструмента для долгосрочного планирования профессионального развития. Ожидаемый результат включает повышение осознанности в профессиональном развитии и улучшение способности к стратегическому планированию своего роста.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Большие листы бумагиПо числу участниковДля создания карт
Цветные маркерыНабор на участникаДля визуализации
Стикеры разных цветов3 набораДля отметки этапов
Шаблоны компетенцийПо числу участниковДля структурирования

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Знакомство с методом создания карты достижений, подготовка материалов, определение временных рамок для анализа.

2. Инвентаризация достижений

Составление списка всех значимых профессиональных достижений, освоенных навыков и преодоленных трудностей.

3. Создание базовой структуры

Размещение ключевых элементов на карте, определение основных направлений развития и их взаимосвязей.

4. Детализация и анализ

Добавление подробностей, установление связей между различными элементами, выявление паттернов развития.

5. Планирование развития

Определение следующих шагов и направлений профессионального роста на основе анализа карты.

Время на каждый этап

Этап работыПродолжительностьКомментарии
Подготовка30 минутВключая инструктаж
Инвентаризация45 минутИндивидуальная работа
Создание структуры60 минутТребует сосредоточенности
Анализ и планирование45 минутВозможна работа в парах

Образец структуры карты достижений

Область развитияКлючевые достиженияСледующие шаги
Теоретическая базаОсвоенные концепцииНаправления изучения
Практические навыкиОсвоенные методыНовые техники
Личностный ростПреодоленные барьерыЗоны развития

Размер группы

Оптимальное количество участников: 6-10 человек. При большем количестве рекомендуется разделение на подгруппы для обеспечения качественной обратной связи и поддержки.

Ключевые моменты для участников

  • Важность детального и честного анализа своего профессионального пути
  • Необходимость учета как количественных, так и качественных показателей развития
  • Значимость визуализации взаимосвязей между различными аспектами развития
  • Важность регулярного обновления и пересмотра карты достижений

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие паттерны профессионального развития удалось обнаружить?
  • Как взаимосвязаны различные компетенции и достижения?
  • Какие области развития требуют особого внимания?
  • Как можно использовать выявленные сильные стороны для дальнейшего роста?

Примеры выполнения

Пример 1: Супервизируемый создает карту, где центральным элементом становится работа с травмой, и от него расходятся различные освоенные техники, теоретические концепции и практический опыт. Это помогает увидеть целостную картину развития в данном направлении.

Пример 2: Участник выстраивает карту в виде временной линии, отмечая ключевые моменты профессионального роста и их влияние на практическую деятельность. Это позволяет проследить динамику развития и определить наиболее эффективные стратегии обучения.

Интерпретация результатов

  • Анализ равномерности развития различных профессиональных компетенций
  • Оценка глубины освоения различных областей практики
  • Выявление сильных сторон и зон роста
  • Определение оптимальных направлений дальнейшего развития

Когда применять

  • При долгосрочном планировании профессионального развития
  • В процессе подготовки к сертификации или аттестации
  • При смене профессионального фокуса или специализации
  • Для подведения итогов определенного этапа развития

Противопоказания

  • Начальный этап профессиональной деятельности
  • Состояние профессионального кризиса
  • Отсутствие достаточного опыта для рефлексии

Рекомендации для ведущего

  • Помогайте участникам находить неочевидные связи между различными аспектами развития
  • Поддерживайте баланс между детализацией и обобщением
  • Способствуйте формированию реалистичных планов развития
  • Обращайте внимание на эмоциональную составляющую процесса

Возможные модификации упражнения

  • Создание цифровой версии карты с использованием специальных программ
  • Добавление элементов количественной оценки достижений
  • Включение компонента групповой обратной связи
  • Расширение временной перспективы планирования развития

16.5 Упражнение «Критерии оценки»

Описание упражнения

Упражнение «Критерии оценки» представляет собой структурированный метод разработки и применения системы оценочных критериев в супервизии. Оно помогает создать четкую и объективную систему оценки различных аспектов супервизорского процесса, включая профессиональные компетенции, динамику развития и качество супервизорских отношений.

В ходе упражнения участники не только определяют ключевые критерии оценки, но и учатся их операционализировать, создавая конкретные индикаторы для измерения прогресса. Особое внимание уделяется балансу между количественными и качественными показателями.

Метод позволяет сформировать единую систему координат для оценки эффективности супервизии, что особенно важно при работе в организациях и образовательных учреждениях, где требуется стандартизированный подход к оценке профессионального развития.

Теоретическая основа

Упражнение базируется на принципах компетентностного подхода в профессиональном образовании и современных методах оценки профессионального развития. В его основе лежат исследования в области измерения эффективности обучения и супервизии.

Методологически упражнение опирается на системный подход к оценке компетенций и принципы формирующего оценивания, адаптированные для контекста супервизии в помогающих профессиях.

Цель упражнения

Развитие навыков создания и применения системы оценочных критериев в супервизии, формирование объективного подхода к оценке профессионального развития, освоение методов операционализации критериев оценки. Ожидаемый результат включает создание работающей системы критериев для оценки эффективности супервизии.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Рабочие бланкиПо числу участниковДля разработки критериев
Карточки компетенций3 набораДля категоризации
Флипчарт с маркерами1 комплектДля групповой работы
Оценочные шкалыПо числу участниковДля калибровки оценок

Этапы выполнения

1. Определение областей оценки

Участники выделяют ключевые области супервизорской практики, требующие оценки и мониторинга.

2. Разработка критериев

Для каждой области формулируются конкретные критерии оценки, определяются индикаторы их проявления.

3. Калибровка шкал

Создание и настройка измерительных шкал для каждого критерия, определение уровней достижения.

4. Тестирование системы

Практическая проверка разработанных критериев на реальных примерах супервизии.

5. Корректировка и финализация

Внесение необходимых изменений на основе результатов тестирования, создание финальной версии системы оценки.

Время на каждый этап

ЭтапДлительностьОсобенности
Определение областей40 минутГрупповое обсуждение
Разработка критериев90 минутРабота в малых группах
Калибровка60 минутТребует концентрации
Тестирование45 минутПрактическая работа

Матрица оценки компетенций

КомпетенцияКритерии оценкиИндикаторы
МетодическаяВыбор методов работыАдекватность подхода
КоммуникативнаяКачество контактаГлубина понимания
АналитическаяГлубина анализаСистемность выводов

Размер группы

Оптимальное количество участников: 8-15 человек. При большем количестве рекомендуется разделение на подгруппы для обеспечения качественной проработки материала.

Ключевые моменты для участников

  • Важность баланса между измеримостью и содержательностью критериев
  • Необходимость учета контекста при разработке системы оценки
  • Значимость операционализации критериев для практического применения
  • Внимание к этическим аспектам оценки в супервизии

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как обеспечить объективность оценки при работе с качественными критериями?
  • Какие аспекты супервизии наиболее сложно поддаются измерению?
  • Как учитывать индивидуальные особенности при применении стандартизированных критериев?
  • Каким образом интегрировать различные источники данных для оценки?

Примеры выполнения

Пример 1: Группа разрабатывает систему критериев для оценки навыков концептуализации случая, включая такие аспекты как глубина анализа, системность мышления и способность к интеграции различных теоретических подходов.

Пример 2: Участники создают матрицу оценки коммуникативных компетенций супервизора, где каждый критерий имеет четкие поведенческие индикаторы и уровни проявления.

Интерпретация результатов

  • Анализ соответствия разработанных критериев целям оценки
  • Оценка практической применимости созданной системы
  • Проверка надежности и валидности критериев
  • Определение областей для дальнейшей доработки

Когда применять

  • При разработке программ профессионального развития
  • В процессе стандартизации супервизорской практики
  • При создании системы мониторинга качества супервизии
  • Для оценки эффективности обучающих программ

Противопоказания

  • Отсутствие опыта в разработке оценочных систем
  • Недостаточное понимание специфики супервизорского процесса
  • Сильное сопротивление формализации оценки

Рекомендации для ведущего

  • Поддерживайте баланс между формализацией и гибкостью оценки
  • Помогайте участникам находить измеримые индикаторы для сложных критериев
  • Обращайте внимание на практическую применимость разрабатываемых критериев
  • Способствуйте созданию этически корректной системы оценки

Возможные модификации упражнения

  • Создание онлайн-версии системы оценки
  • Разработка специализированных критериев для разных направлений практики
  • Включение элементов самооценки и взаимной оценки
  • Адаптация системы для различных форматов супервизии

16.6 Упражнение «Обратная связь»

Описание упражнения

Упражнение «Обратная связь» направлено на развитие навыков получения и предоставления конструктивной обратной связи в контексте супервизии. Оно помогает структурировать процесс взаимной оценки и создать безопасное пространство для профессионального диалога.

В процессе выполнения упражнения участники осваивают различные форматы и техники предоставления обратной связи, учатся балансировать между поддержкой и вызовом, а также развивают способность к интеграции получаемой информации для профессионального роста.

Особое внимание уделяется развитию культуры обратной связи, где критические замечания воспринимаются как ресурс для развития, а не как угроза профессиональной самооценке.

Теоретическая основа

Упражнение базируется на принципах конструктивной критики и теории социального научения. В его основе лежат современные исследования в области коммуникации и профессионального развития, а также принципы формирующего оценивания.

Методологически упражнение опирается на модель «сэндвича» в предоставлении обратной связи и концепцию развивающего диалога, адаптированные для контекста супервизии.

Цель упражнения

Развитие навыков конструктивной коммуникации в супервизии, освоение техник предоставления и получения обратной связи, формирование культуры профессионального диалога. Ожидаемый результат включает повышение качества супервизорских отношений и эффективности профессионального развития.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Карточки с ситуациями20 штукДля практики обратной связи
Формы наблюденияПо числу участниковДля фиксации наблюдений
Структурные схемыПо числу участниковДля организации процесса
Таймер1 штукаДля контроля времени

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Ознакомление с принципами конструктивной обратной связи, распределение ролей и создание безопасной атмосферы.

2. Демонстрационный этап

Показ примеров эффективной обратной связи, анализ ключевых элементов успешной коммуникации.

3. Практика в парах

Отработка навыков предоставления и получения обратной связи в парах с использованием предложенных ситуаций.

4. Групповая практика

Предоставление обратной связи в групповом формате, обсуждение различных стилей и подходов.

5. Интеграция опыта

Анализ полученного опыта, формулирование личных правил предоставления обратной связи.

Время на каждый этап

ЭтапПродолжительностьСпецифика
Подготовка30 минутТеоретическое введение
Демонстрация45 минутВключая обсуждение
Практика в парах60 минутС ротацией пар
Групповая работа45 минутКоллективное обсуждение

Структура обратной связи

КомпонентСодержаниеПример формулировки
НаблюдениеОписание фактаЯ заметил, что…
ВлияниеЭффект действияЭто привело к…
РекомендацияПредложениеМожно попробовать…

Размер группы

Оптимальное количество участников: 8-16 человек. При большем количестве рекомендуется разделение на подгруппы для обеспечения достаточной практики каждому участнику.

Ключевые моменты для участников

  • Важность баланса между поддержкой и конструктивной критикой в обратной связи
  • Необходимость конкретности и специфичности в формулировках
  • Значимость своевременности и уместности обратной связи
  • Внимание к эмоциональному состоянию получателя обратной связи

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как адаптировать стиль обратной связи к различным ситуациям и личностным особенностям?
  • Какие факторы влияют на восприятие обратной связи?
  • Как работать с сопротивлением при получении критической обратной связи?
  • Каким образом создавать культуру конструктивной обратной связи в супервизии?

Примеры выполнения

Пример 1: Супервизор дает обратную связь по проведенной сессии, начиная с описания конкретных наблюдений, затем обсуждая их влияние на процесс и завершая конструктивными предложениями по улучшению работы.

Пример 2: Участники практикуют технику «описательной обратной связи», фокусируясь на конкретных поведенческих проявлениях и их эффектах, избегая оценочных суждений.

Интерпретация результатов

  • Оценка способности давать конструктивную обратную связь
  • Анализ навыков получения и интеграции обратной связи
  • Определение индивидуального стиля коммуникации
  • Выявление областей для дальнейшего развития

Когда применять

  • В процессе обучения супервизоров
  • При формировании супервизорских групп
  • Для развития культуры профессиональной коммуникации
  • В ситуациях профессиональных затруднений

Противопоказания

  • Высокий уровень конфликтности в группе
  • Отсутствие базового доверия между участниками
  • Острые личные конфликты между участниками

Рекомендации для ведущего

  • Создавайте безопасную атмосферу для практики
  • Моделируйте конструктивный стиль обратной связи
  • Помогайте участникам находить баланс в коммуникации
  • Обращайте внимание на невербальные аспекты взаимодействия

Возможные модификации упражнения

  • Включение видеозаписи для анализа невербальных аспектов обратной связи
  • Добавление элементов ролевой игры для отработки сложных ситуаций
  • Использование письменных форматов обратной связи
  • Интеграция техник активного слушания в процесс обратной связи

16.7 Упражнение «Оценка эффективности»

Описание упражнения

Упражнение «Оценка эффективности» представляет собой комплексный метод анализа результативности супервизорской работы. Оно помогает определить степень достижения поставленных целей, оценить качество супервизорского процесса и измерить реальные изменения в профессиональной практике супервизируемого.

В ходе упражнения участники осваивают различные инструменты оценки эффективности, учатся выделять ключевые показатели успешности супервизии и анализировать факторы, влияющие на результативность работы. Особое внимание уделяется интеграции количественных и качественных методов оценки.

Данный метод позволяет не только оценить текущую эффективность супервизии, но и выявить области для улучшения, а также определить наиболее продуктивные стратегии супервизорской работы.

Теоретическая основа

Упражнение основано на современных исследованиях в области оценки эффективности профессионального развития и принципах доказательной практики в супервизии. Методологической базой служат работы по измерению результативности образовательных и развивающих программ.

В основе упражнения лежит интегративный подход к оценке эффективности, объединяющий элементы количественного и качественного анализа, а также принципы системного подхода к оценке профессионального развития.

Цель упражнения

Развитие навыков комплексной оценки эффективности супервизии, освоение методов измерения результативности профессиональной поддержки, формирование системного подхода к анализу супервизорской практики. Ожидаемый результат включает создание работающей системы оценки эффективности супервизии.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Оценочные формыПо числу участниковДля сбора данных
Аналитические матрицы3 набораДля анализа данных
Графические шаблоныПо числу участниковДля визуализации
Статистические формыПо числу участниковДля обработки данных

Этапы выполнения

1. Определение параметров оценки

Выделение ключевых показателей эффективности супервизии и разработка методов их измерения.

2. Сбор данных

Систематический сбор информации по выбранным параметрам с использованием различных инструментов оценки.

3. Анализ результатов

Обработка и интерпретация собранных данных, выявление закономерностей и тенденций.

4. Формулировка выводов

Подготовка заключений об эффективности супервизии и рекомендаций по её улучшению.

5. Планирование улучшений

Разработка конкретных шагов по повышению эффективности супервизорской работы.

Время на каждый этап

ЭтапДлительностьКомментарии
Определение параметров45 минутГрупповое обсуждение
Сбор данных90 минутИндивидуальная работа
Анализ60 минутРабота в малых группах
Обсуждение результатов45 минутОбщегрупповая работа

Матрица показателей эффективности

Область оценкиПоказателиМетоды измерения
Процесс супервизииКачество контактаШкала оценки
Результаты работыИзменения в практикеАнализ случаев
Профессиональный ростРазвитие компетенцийТестирование

Размер группы

Оптимальное количество участников: 6-12 человек. При большем количестве рекомендуется разделение на подгруппы для обеспечения качественной работы с данными.

Ключевые моменты для участников

  • Важность системного подхода к оценке эффективности супервизии
  • Необходимость учета различных аспектов супервизорского процесса
  • Значимость регулярного мониторинга результатов
  • Внимание к контексту при интерпретации данных

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как определить наиболее значимые показатели эффективности супервизии?
  • Каким образом учитывать индивидуальные особенности при оценке результатов?
  • Как интегрировать различные источники данных в целостную картину?
  • Какие факторы могут влиять на достоверность оценки?

Примеры выполнения

Пример 1: Группа разрабатывает систему оценки эффективности, включающую количественные показатели (частота встреч, количество рассмотренных случаев) и качественные параметры (глубина анализа, качество рекомендаций).

Пример 2: Участники создают многоуровневую модель оценки, охватывающую процесс супервизии, результаты работы с клиентами и профессиональное развитие супервизируемого.

Интерпретация результатов

  • Анализ динамики изменений в супервизорском процессе
  • Оценка влияния супервизии на практическую работу
  • Определение факторов, способствующих и препятствующих эффективности
  • Формулировка рекомендаций по оптимизации супервизии

Когда применять

  • При оценке долгосрочных супервизорских программ
  • В процессе совершенствования супервизорской практики
  • При обосновании эффективности супервизии
  • Для планирования профессионального развития

Противопоказания

  • Недостаточный опыт супервизорской работы
  • Отсутствие системы регулярного сбора данных
  • Сопротивление количественной оценке в супервизии

Рекомендации для ведущего

  • Помогайте участникам выбирать релевантные показатели эффективности
  • Поддерживайте баланс между количественной и качественной оценкой
  • Обращайте внимание на этические аспекты оценки
  • Способствуйте развитию культуры доказательной практики

Возможные модификации упражнения

  • Включение элементов автоматизированного сбора данных
  • Разработка специализированных инструментов оценки
  • Добавление компонента сравнительного анализа
  • Интеграция методов визуализации результатов

16.8 Упражнение «Самооценка роста»

Описание упражнения

Упражнение «Самооценка роста» представляет собой структурированный метод рефлексивного анализа профессионального развития в процессе супервизии. Оно помогает супервизируемым осознать и оценить свой профессиональный рост, определить ключевые точки развития и спланировать дальнейшие шаги в профессиональном становлении.

В ходе выполнения упражнения участники исследуют различные аспекты своего профессионального развития, анализируют динамику изменений в своей практике и формируют целостное представление о своём профессиональном пути.

Особенность данного метода заключается в его направленности на развитие навыков профессиональной рефлексии и формирование способности к объективной оценке собственного прогресса.

Теоретическая основа

Упражнение базируется на теориях профессионального развития и концепции рефлексивной практики Дональда Шона. В его основе лежит понимание профессионального роста как непрерывного процесса, требующего постоянного осмысления и оценки.

Методологически упражнение опирается на принципы формирующего оценивания и теорию самодетерминации, адаптированные для контекста профессионального развития в супервизии.

Цель упражнения

Развитие навыков профессиональной рефлексии и самооценки, формирование объективного взгляда на собственное профессиональное развитие, освоение методов отслеживания и оценки личного прогресса. Ожидаемый результат включает повышение осознанности в профессиональном развитии и улучшение способности к самостоятельному планированию профессионального роста.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Дневники самооценкиПо числу участниковДля фиксации наблюдений
Шкалы профессионального ростаПо числу участниковДля измерения прогресса
Карты компетенций3 набораДля анализа развития
Рефлексивные карточкиПо числу участниковДля структурирования анализа

Этапы выполнения

1. Подготовка к самоанализу

Ознакомление с инструментами самооценки, определение областей для анализа, создание безопасной атмосферы для рефлексии.

2. Ретроспективный анализ

Исследование профессионального пути, выделение ключевых моментов развития и значимых изменений в практике.

3. Текущая оценка

Анализ актуального уровня профессионального развития по различным параметрам.

4. Планирование развития

Определение направлений дальнейшего роста и конкретных шагов по развитию компетенций.

5. Интеграция результатов

Обобщение полученных данных и формирование целостного представления о профессиональном развитии.

Время на каждый этап

ЭтапДлительностьОсобенности
Подготовка30 минутСоздание настроя
Ретроспектива60 минутГлубокий анализ
Текущая оценка45 минутДетальный разбор
Планирование40 минутКонкретные шаги

Карта самооценки

Область развитияПоказатели ростаМетоды оценки
Теоретическая базаГлубина пониманияСамоанализ
Практические навыкиЭффективность работыРефлексия опыта
Профессиональная позицияУверенность в работеШкалирование

Размер группы

Оптимальное количество участников: 8-12 человек. При большем количестве рекомендуется разделение на подгруппы для обеспечения качественной рефлексии и обратной связи.

Ключевые моменты для участников

  • Важность честного и открытого самоанализа профессионального развития
  • Необходимость учета различных аспектов профессионального роста
  • Значимость регулярной фиксации наблюдений за своим развитием
  • Внимание к субъективным и объективным показателям роста

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как определить реальный прогресс в профессиональном развитии?
  • Какие факторы способствуют и препятствуют профессиональному росту?
  • Как интегрировать обратную связь от супервизора в самооценку?
  • Каким образом поддерживать мотивацию к постоянному развитию?

Примеры выполнения

Пример 1: Участник анализирует свое развитие за последний год супервизии, отмечая конкретные изменения в работе с клиентами, улучшение понимания теоретических концепций и развитие профессиональной идентичности.

Пример 2: Супервизируемый создает визуальную карту своего профессионального роста, отмечая ключевые моменты обучения, преодоленные трудности и достигнутые результаты в работе с различными типами клиентских случаев.

Интерпретация результатов

  • Анализ динамики профессионального развития
  • Оценка баланса различных аспектов профессионального роста
  • Определение наиболее эффективных стратегий развития
  • Выявление областей, требующих дополнительного внимания

Когда применять

  • В процессе долгосрочной супервизии
  • При подготовке к профессиональной аттестации
  • В моменты принятия решений о направлении развития
  • При подведении итогов определенного этапа обучения

Противопоказания

  • Состояние профессионального выгорания
  • Отсутствие базового опыта супервизии
  • Сильная тревога по поводу оценки

Рекомендации для ведущего

  • Создавайте атмосферу безопасности для самораскрытия
  • Помогайте в развитии навыков объективной самооценки
  • Поддерживайте баланс между критичностью и самопринятием
  • Способствуйте формированию конструктивного отношения к развитию

Возможные модификации упражнения

  • Включение элементов арт-терапии для визуализации профессионального пути
  • Использование метафорических карт для исследования профессиональной идентичности
  • Добавление компонента взаимной оценки в парах
  • Расширение временных рамок для более глубокого анализа

16.9 Упражнение «Сбор данных»

Описание упражнения

Упражнение «Сбор данных» направлено на развитие навыков систематического сбора и организации информации в процессе супервизии. Оно помогает создать эффективную систему документирования супервизорского процесса и обеспечить качественную базу для анализа и оценки результатов работы.

В ходе выполнения упражнения участники осваивают различные методы сбора данных, учатся структурировать информацию и создавать системы её хранения и анализа. Особое внимание уделяется балансу между полнотой собираемых данных и практичностью их использования.

Метод позволяет сформировать комплексный подход к документированию супервизорской практики, что является важным элементом профессиональной деятельности и основой для её дальнейшего развития.

Теоретическая основа

Упражнение базируется на принципах доказательной практики и методологии качественных исследований в супервизии. Теоретическим фундаментом служат современные подходы к организации профессиональных данных и методы оценки эффективности супервизии.

В основе упражнения лежит понимание важности систематического подхода к сбору и анализу информации как основы для принятия обоснованных решений в супервизорской практике.

Цель упражнения

Развитие навыков систематического сбора и организации профессиональных данных, освоение методов документирования супервизорского процесса, формирование культуры работы с информацией. Ожидаемый результат включает создание эффективной системы сбора и анализа данных в супервизорской практике.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Формы для сбора данныхПо числу участниковДля структурирования информации
Таблицы наблюденийПо числу участниковДля фиксации процесса
Дневники супервизииПо числу участниковДля регулярных записей
Карточки категорий3 набораДля классификации данных

Этапы выполнения

1. Планирование системы сбора данных

Определение необходимых видов информации и методов её сбора, создание структуры документирования.

2. Разработка инструментов

Создание форм, таблиц и других инструментов для сбора и фиксации данных.

3. Практика сбора информации

Применение разработанных инструментов в реальной супервизорской практике.

4. Организация данных

Структурирование и систематизация собранной информации для дальнейшего анализа.

5. Анализ и корректировка

Оценка эффективности системы сбора данных и внесение необходимых изменений.

Время на каждый этап

Этап работыДлительностьХарактер работы
Планирование45 минутГрупповое обсуждение
Разработка инструментов60 минутПрактическая работа
Практика сбора90 минутИндивидуальная работа
Систематизация45 минутАналитическая работа

Структура документации

Тип данныхСпособ фиксацииПериодичность
Процесс супервизииПротокол сессииПосле каждой встречи
Динамика развитияОценочная формаЕжемесячно
Обратная связьАнкета супервизируемогоПосле цикла встреч

Размер группы

Оптимальное количество участников: 6-10 человек. При большем количестве рекомендуется разделение на подгруппы для обеспечения качественной отработки навыков.

Ключевые моменты для участников

  • Важность регулярности и систематичности в сборе данных
  • Необходимость баланса между полнотой информации и практичностью её сбора
  • Значимость конфиденциальности при работе с данными
  • Внимание к этическим аспектам документирования

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как определить оптимальный объем собираемых данных?
  • Какие методы сбора информации наиболее эффективны?
  • Как обеспечить конфиденциальность при работе с данными?
  • Каким образом интегрировать сбор данных в естественный процесс супервизии?

Примеры выполнения

Пример 1: Участник разрабатывает систему документирования, включающую протоколы сессий, оценочные формы и рефлексивный дневник. Это позволяет собирать разноплановую информацию о процессе супервизии.

Пример 2: Группа создает электронную форму для сбора данных, которая позволяет автоматически анализировать динамику развития супервизируемого и эффективность супервизорской работы.

Интерпретация результатов

  • Анализ полноты и качества собираемых данных
  • Оценка эффективности используемых инструментов
  • Определение паттернов и тенденций в собранной информации
  • Выявление областей для улучшения системы сбора данных

Когда применять

  • При организации новой супервизорской практики
  • В процессе совершенствования существующей системы документирования
  • При подготовке к аккредитации или сертификации
  • Для повышения качества супервизорской работы

Противопоказания

  • Отсутствие базовых навыков работы с документацией
  • Сильное сопротивление формализации процесса
  • Недостаточное понимание этических аспектов работы с данными

Рекомендации для ведущего

  • Помогайте участникам находить оптимальный баланс в объеме документации
  • Обращайте внимание на практичность разрабатываемых инструментов
  • Поддерживайте развитие культуры работы с информацией
  • Следите за соблюдением этических норм при работе с данными

Возможные модификации упражнения

  • Разработка цифровых инструментов сбора данных
  • Создание специализированных форм для различных форматов супервизии
  • Включение элементов визуализации данных
  • Адаптация системы для групповой супервизии

16.10 Упражнение «Шкала изменений»

Описание упражнения

Упражнение «Шкала изменений» представляет собой метод количественной и качественной оценки динамики профессионального развития в процессе супервизии. Оно позволяет визуализировать и измерить прогресс супервизируемого по различным параметрам профессиональной деятельности.

В ходе выполнения упражнения участники создают и используют многомерную систему шкал для оценки различных аспектов профессионального развития. Особое внимание уделяется определению конкретных индикаторов изменений и их измерению.

Данный метод помогает сделать процесс профессионального развития более осязаемым и измеримым, что способствует повышению мотивации и осознанности в обучении.

Теоретическая основа

Упражнение основано на принципах шкалирования в психометрии и теории измерения изменений в психологической практике. В его основе лежит понимание профессионального развития как многомерного процесса, поддающегося количественной оценке.

Методологически упражнение опирается на современные исследования в области оценки эффективности обучения и концепцию «измеримых целей» в профессиональном развитии.

Цель упражнения

Развитие навыков количественной оценки профессионального роста, освоение методов измерения изменений в супервизии, формирование объективного подхода к оценке прогресса. Ожидаемый результат включает создание персонализированной системы измерения профессионального развития.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Бланки шкалПо числу участниковДля оценки прогресса
Графические шаблоныПо числу участниковДля визуализации
Маркеры цветныеНабор на участникаДля отметок на шкалах
Карточки компетенций3 набораДля определения параметров

Этапы выполнения

1. Определение параметров оценки

Выбор ключевых аспектов профессиональной деятельности для измерения, определение критериев оценки.

2. Создание шкал

Разработка системы шкал для каждого выбранного параметра с четкими критериями оценки.

3. Базовая оценка

Проведение начальной оценки по всем выбранным параметрам.

4. Регулярные измерения

Систематическая оценка прогресса с использованием разработанных шкал.

5. Анализ динамики

Сопоставление результатов измерений, выявление тенденций и закономерностей развития.

Время на каждый этап

ЭтапДлительностьОсобенности
Определение параметров40 минутГрупповое обсуждение
Создание шкал50 минутИндивидуальная работа
Базовая оценка30 минутСамостоятельная работа
Анализ результатов45 минутОбсуждение в группе

Матрица шкал развития

Область оценкиПараметры измеренияКритерии прогресса
Технические навыкиМастерство примененияУровень сложности
Концептуальное пониманиеГлубина осмысленияСистемность знаний
Профессиональная гибкостьАдаптивность подходаРазнообразие методов

Размер группы

Оптимальное количество участников: 6-12 человек. При большем количестве рекомендуется разделение на подгруппы для обеспечения качественной работы с каждым участником.

Ключевые моменты для участников

  • Важность объективности в оценке собственного прогресса
  • Необходимость регулярности в проведении измерений
  • Значимость детального описания критериев оценки
  • Внимание к качественным аспектам изменений

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как обеспечить объективность при самооценке по шкалам?
  • Какая периодичность измерений наиболее эффективна?
  • Как интегрировать количественные и качественные показатели?
  • Каким образом учитывать контекстные факторы при оценке?

Примеры выполнения

Пример 1: Супервизируемый создает систему шкал для оценки своих навыков работы с различными типами клиентских запросов, регулярно отмечая свой прогресс и анализируя факторы, влияющие на развитие.

Пример 2: Группа разрабатывает коллективную матрицу оценки, где каждый участник может отслеживать свое развитие по различным параметрам и сравнивать свой прогресс с групповыми тенденциями.

Интерпретация результатов

  • Анализ динамики изменений по каждому параметру
  • Выявление областей наиболее и наименее интенсивного развития
  • Определение факторов, влияющих на скорость прогресса
  • Формулировка рекомендаций для оптимизации развития

Когда применять

  • В начале супервизорского процесса для определения базового уровня
  • При регулярном мониторинге профессионального развития
  • В моменты пересмотра целей супервизии
  • При оценке эффективности обучающих программ

Противопоказания

  • Сильная тревога по поводу оценивания
  • Отсутствие опыта работы со шкалами
  • Недостаточная мотивация к систематической оценке

Рекомендации для ведущего

  • Помогайте в разработке четких критериев оценки
  • Поддерживайте регулярность в проведении измерений
  • Обучайте корректной интерпретации результатов
  • Способствуйте формированию конструктивного отношения к оценке

Возможные модификации упражнения

  • Использование цифровых инструментов для отслеживания прогресса
  • Добавление элементов визуализации динамики развития
  • Включение компонента взаимной оценки
  • Разработка специализированных шкал для разных направлений практики

Итоговая таблица упражнений главы 16

УпражнениеФокусировкаВремя на выполнение
16.1 Анализ процессаСистемный анализ супервизорской сессии170-200 минут
16.2 Внутренняя оценкаПрофессиональная рефлексия и самоанализ165 минут
16.3 Измерение результатовОценка эффективности супервизии240 минут
16.4 Карта достиженийВизуализация профессионального роста180 минут
16.5 Критерии оценкиРазработка системы оценивания240 минут
16.6 Обратная связьРазвитие навыков коммуникации180 минут
16.7 Оценка эффективностиАнализ результативности работы240 минут
16.8 Самооценка ростаАнализ профессионального развития175 минут
16.9 Сбор данныхОрганизация информации240 минут
16.10 Шкала измененийИзмерение прогресса развития165 минут