Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Упражнения клинической психологии
Шаблоны клинической психологии
Глава 31. Аутизм
Оглавление
- Анализ сенсорики
- Дневник социализации
- Карта стимов
- Коммуникационная матрица
- Маршрут адаптации
- Профиль интересов
- Сенсорный профиль
- Социальные истории
- Структурированное наблюдение
- Шкала коммуникации
31.1 Шаблон «Анализ сенсорики»
Описание шаблона
Анализ сенсорики — это инструмент для выявления и документирования особенностей восприятия ребенка с РАС. Как компас в мире чувственных переживаний, этот шаблон помогает картировать реакции на различные сенсорные стимулы.
Каждый человек с аутизмом воспринимает мир по-своему: для кого-то скрип мела по доске — лишь незначительный раздражитель, а для другого — настоящая буря ощущений. Этот шаблон помогает разложить эти реакции по полочкам, создавая ясную картину сенсорного профиля.
Заполняя его, специалист получает возможность выявить как гиперчувствительность (когда стимул воспринимается слишком интенсивно), так и гипочувствительность (когда реакция на стимул снижена). Эта информация становится основой для создания комфортной среды и разработки индивидуальных стратегий поддержки.
Цель шаблона
Шаблон «Анализ сенсорики» решает задачу детального картирования сенсорных реакций человека с РАС на различные стимулы. Он систематизирует информацию о том, как человек воспринимает окружающий мир через все органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные ощущения и проприоцепцию (ощущение положения тела в пространстве). Ожидаемым результатом является создание индивидуального сенсорного профиля, который поможет адаптировать окружение, предотвращать сенсорные перегрузки и разрабатывать программы сенсорной интеграции, повышая качество жизни человека с аутизмом.
Шаблон
| АНАЛИЗ СЕНСОРИКИ | |||
|---|---|---|---|
| Имя ребенка: | Возраст: | ||
| Дата заполнения: | Специалист: | ||
| Сенсорная система | Гиперчувствительность (признаки) | Гипочувствительность (признаки) | |
| Зрительная | Яркий свет | ||
| Мигающий свет | |||
| Определенные цвета | |||
| Движущиеся объекты | |||
| Слуховая | Громкие звуки | ||
| Неожиданные звуки | |||
| Фоновый шум | |||
| Определенные частоты | |||
| Тактильная | Прикосновения | ||
| Текстуры тканей | |||
| Температура | |||
| Давление | |||
| Обонятельная | Сильные запахи | ||
| Определенные запахи | |||
| Нейтральные запахи | |||
| Вкусовая | Определенные вкусы | ||
| Текстура пищи | |||
| Температура пищи | |||
| Проприоцептивная | Положение тела | ||
| Движение | |||
| Равновесие | |||
| Вестибулярная | Вращение | ||
| Качание | |||
| Изменение положения | |||
| Примечания и наблюдения | |||
| Рекомендации | |||
Интерпретация информации
Полученные данные позволяют составить «сенсорную карту» ребенка и использовать её для адаптации среды. Заполненный шаблон даёт возможность:
- Выявить триггеры, вызывающие дискомфорт или сенсорную перегрузку
- Определить сенсорные стимулы, которые могут быть использованы в качестве поощрения или для саморегуляции
- Разработать индивидуальную программу сенсорной интеграции
- Подобрать подходящие сенсорные игрушки, инструменты и материалы
- Создать более комфортную среду дома и в образовательном учреждении
Важно регулярно обновлять анализ сенсорики, так как сенсорный профиль может меняться с возрастом и по мере развития навыков саморегуляции.
31.2 Шаблон «Дневник социализации»
Описание шаблона
Дневник социализации — это окно в мир социальных взаимодействий человека с аутизмом. Как кинолента, он фиксирует каждый кадр социального опыта, позволяя увидеть динамику и закономерности.
Этот дневник становится путеводителем в сложном лабиринте социальных правил и ожиданий. С его помощью можно отследить, какие ситуации вызывают интерес, а какие — тревогу; какие социальные навыки уже освоены, а какие требуют дополнительной поддержки.
Ведение такого дневника помогает не только специалистам, но и родителям, и самому человеку с РАС лучше понимать социальные ситуации. Он становится компасом, направляющим работу по развитию социальных навыков в нужное русло.
Цель шаблона
Шаблон «Дневник социализации» решает задачу мониторинга и документирования социальных взаимодействий человека с РАС в различных контекстах. Он систематизирует информацию о типах социальных ситуаций, реакциях на них, успешных стратегиях и трудностях. Ожидаемым результатом является создание детальной картины социального функционирования, выявление паттернов, определение зон ближайшего развития и отслеживание прогресса в освоении социальных навыков. Это позволяет целенаправленно разрабатывать стратегии поддержки и обучения социальным навыкам с учетом индивидуальных особенностей человека с аутизмом.
Шаблон
| ДНЕВНИК СОЦИАЛИЗАЦИИ | |||
|---|---|---|---|
| Имя ребенка: | Возраст: | ||
| Период наблюдения: | |||
| Дата | Социальная ситуация | Наблюдения и реакции | Стратегии и результаты |
| Еженедельный анализ | |||
| Успешные взаимодействия | Сложные ситуации | Новые навыки | Следующие шаги |
| Ежемесячная оценка прогресса | |||
| Область социализации | Начало месяца | Конец месяца | Примечания |
| Зрительный контакт | |||
| Совместное внимание | |||
| Инициирование взаимодействия | |||
| Поддержание беседы | |||
| Понимание эмоций других | |||
| Соблюдение социальных правил | |||
| Игра со сверстниками | |||
| Общие выводы и рекомендации | |||
Интерпретация информации
Дневник социализации позволяет проводить комплексный анализ социального развития человека с РАС:
- Выявлять ситуации, в которых социальное взаимодействие происходит наиболее успешно, и понимать факторы, способствующие этому
- Определять триггеры социальной тревоги или поведенческих трудностей
- Отслеживать эффективность применяемых стратегий поддержки в различных социальных контекстах
- Наблюдать динамику развития отдельных социальных навыков
- Корректировать программу развития социальных навыков на основе получаемых данных
Результаты анализа дневника социализации должны использоваться для создания индивидуализированных социальных историй, планирования групповых занятий и определения приоритетных направлений работы. Важно привлекать к интерпретации информации всех специалистов, работающих с ребенком, а также родителей, чтобы обеспечить комплексный подход к развитию социальных навыков.
31.3 Шаблон «Карта стимов»
Описание шаблона
Карта стимов — это своеобразный атлас саморегуляции человека с аутизмом. Как разноцветные флажки на географической карте, здесь отмечаются все повторяющиеся движения и действия, помогающие человеку с РАС справляться с эмоциональным напряжением, тревогой или сенсорной перегрузкой.
В отличие от устаревшего взгляда на стимы как на нежелательное поведение, которое нужно подавлять, современный подход признаёт их важную роль в жизни человека с аутизмом. Стимы — это не просто «странное поведение», а важный инструмент саморегуляции, своеобразный клапан для выпуска накопившегося напряжения.
Этот шаблон помогает понять функцию и контекст каждого стима, выявить его связь с эмоциональным и сенсорным состоянием. Такое понимание становится мостом между внутренним миром человека с аутизмом и окружающими его людьми.
Цель шаблона
Шаблон «Карта стимов» решает задачу документирования и анализа стереотипных движений и повторяющихся действий (стимминга), которые человек с РАС использует для саморегуляции. Он систематизирует информацию о типах, частоте, триггерах и функциях стимминга, позволяя понять его роль в жизни конкретного человека. Ожидаемым результатом является создание индивидуализированного подхода к стиммингу: определение стимов, которые помогают саморегуляции без негативных последствий, и разработка альтернативных стратегий для потенциально вредных форм стимминга. Это позволяет уважать потребность человека в саморегуляции, одновременно минимизируя социальную стигматизацию и возможный физический вред.
Шаблон
| КАРТА СТИМОВ | |||
|---|---|---|---|
| Имя: | Возраст: | ||
| Дата начала наблюдения: | Наблюдатель: | ||
| Тип стимминга | Описание (конкретные действия) | Триггеры и контекст | Функция и эффект |
| Моторные стимы | |||
| Раскачивания | |||
| Хлопки/взмахи руками | |||
| Кружения | |||
| Прыжки | |||
| Постукивания | |||
| Другие моторные стимы | |||
| Вокальные стимы | |||
| Повторение звуков | |||
| Эхолалия | |||
| Напевание/мелодии | |||
| Другие вокальные стимы | |||
| Тактильные/сенсорные стимы | |||
| Прикосновения к предметам | |||
| Самостимуляция через тактильные ощущения | |||
| Другие тактильные стимы | |||
| Визуальные стимы | |||
| Разглядывание/слежение за предметами | |||
| Другие визуальные стимы | |||
| Анализ и рекомендации | |||
| Стим | Безопасность | Социальное влияние | Рекомендации |
| Общая стратегия управления стимами | |||
Интерпретация информации
Правильная интерпретация информации из карты стимов требует понимания, что стимминг — это не «проблема», которую нужно искоренить, а адаптивное поведение, выполняющее важную функцию для человека с РАС. При анализе карты стимов следует учитывать:
- Функцию каждого стима — может быть связана с саморегуляцией, сенсорной стимуляцией, коммуникацией эмоционального состояния или другими потребностями
- Контекст появления стима — связь с определенными ситуациями, эмоциональными состояниями, сенсорными стимулами
- Безопасность — отсутствие риска физического вреда для самого человека или окружающих
- Социальное влияние — степень, в которой конкретный стим может вызывать стигматизацию или затруднять социальную интеграцию
На основе этого анализа разрабатывается индивидуальная стратегия, которая может включать:
- Сохранение безопасных и функциональных стимов, особенно в ситуациях стресса
- Перенаправление потенциально опасных или социально неприемлемых стимов на более безопасные альтернативы
- Создание возможностей для «стим-перерывов» в течение дня
- Использование стим-игрушек и сенсорных инструментов для удовлетворения потребности в определенных сенсорных ощущениях
31.4 Шаблон «Коммуникационная матрица»
Описание шаблона
Коммуникационная матрица — это карта возможностей общения человека с аутизмом. Как мозаика складывается из множества мелких деталей, так и коммуникация состоит из множества навыков и форм выражения. Этот шаблон помогает увидеть всю картину целиком.
В мире, где привычно ценится вербальное общение, люди с аутизмом часто используют альтернативные способы коммуникации. Кто-то указывает на предметы, кто-то использует карточки PECS, кто-то полагается на жесты или вокализации. Матрица позволяет зафиксировать все эти способы и оценить их эффективность.
Как опытный переводчик, этот инструмент помогает расшифровать язык коммуникации конкретного человека с РАС и создать мост понимания между ним и окружающими. Он становится основой для разработки индивидуальной коммуникационной системы, максимально соответствующей потребностям и возможностям человека.
Цель шаблона
Шаблон «Коммуникационная матрица» решает задачу всестороннего документирования и анализа коммуникативных способностей человека с РАС. Он систематизирует информацию о различных формах коммуникации (вербальных и невербальных), их функциональном использовании и контекстах применения. Ожидаемым результатом является создание детальной картины коммуникативного профиля, выявление сильных сторон и областей для развития, а также определение наиболее эффективных стратегий поддержки коммуникации. Это позволяет разработать индивидуализированный подход к развитию коммуникативных навыков, который учитывает уникальные особенности и потребности человека с аутизмом.
Шаблон
| КОММУНИКАЦИОННАЯ МАТРИЦА | |||
|---|---|---|---|
| Имя: | Возраст: | ||
| Дата заполнения: | Специалист: | ||
| Коммуникативная функция | Доступные способы выражения | Контекст использования | Уровень самостоятельности |
| I. Отказ | |||
| Отказ от предлагаемого предмета | |||
| Отказ от действия | |||
| Прекращение действия | |||
| II. Запрос | |||
| Запрос предмета | |||
| Запрос действия | |||
| Запрос помощи | |||
| Запрос информации | |||
| III. Социальное взаимодействие | |||
| Привлечение внимания | |||
| Приветствие/прощание | |||
| Выражение привязанности | |||
| Предложение взаимодействия | |||
| IV. Передача информации | |||
| Наименование предметов | |||
| Комментирование событий | |||
| Выражение эмоций | |||
| Сообщение о потребностях | |||
| Используемые формы коммуникации | |||
| Форма коммуникации | Примеры использования | Частота использования | Эффективность |
| Вокализации | |||
| Жесты | |||
| Указывание | |||
| Карточки/изображения | |||
| Письменная коммуникация | |||
| Устная речь (слова/фразы) | |||
| Электронные устройства | |||
| Другие формы | |||
| Рекомендации по развитию коммуникации | |||
Интерпретация информации
Заполненная коммуникационная матрица даёт всестороннее представление о коммуникативном профиле человека с РАС и становится основой для разработки эффективной коммуникационной поддержки:
- Раздел «Коммуникативные функции» позволяет определить, для каких целей человек использует коммуникацию, и выявить потенциальные пробелы (например, способность отказываться, но отсутствие навыков запроса)
- Анализ «Форм коммуникации» показывает, какие способы выражения наиболее доступны и эффективны для конкретного человека
- Информация о контексте использования помогает понять ситуационную обусловленность коммуникативных навыков (например, использование определенных форм только дома, но не в школе)
- Оценка уровня самостоятельности даёт представление о степени необходимой поддержки для успешной коммуникации
На основе этих данных разрабатывается индивидуализированный план развития коммуникации, который может включать:
- Внедрение альтернативной или дополнительной коммуникации (PECS, жестовый язык, коммуникаторы)
- Стратегии развития конкретных коммуникативных функций (например, навыков запроса или комментирования)
- Рекомендации для родителей и педагогов по созданию коммуникативно богатой среды
- Методы генерализации коммуникативных навыков в различных контекстах
31.5 Шаблон «Маршрут адаптации»
Описание шаблона
Маршрут адаптации — это путеводитель по джунглям социальной интеграции для человека с аутизмом. Как GPS-навигатор помогает найти дорогу в незнакомом городе, этот шаблон прокладывает путь к успешной адаптации в различных жизненных сферах.
Каждая новая среда — детский сад, школа, кружок, больница — может стать источником тревоги и дезориентации для человека с РАС. Маршрут адаптации помогает сделать этот переход плавным и предсказуемым, разбивая большой путь на маленькие, достижимые шаги.
Этот инструмент не только фиксирует план действий, но и отслеживает прогресс, празднует маленькие победы и своевременно корректирует стратегию в зависимости от возникающих трудностей. Он становится мостом между защищенным, знакомым миром и новыми горизонтами возможностей.
Цель шаблона
Шаблон «Маршрут адаптации» решает задачу планирования и документирования процесса интеграции человека с РАС в новую среду: образовательное учреждение, рабочее место, социальную группу или общественное пространство. Он систематизирует информацию об этапах адаптации, необходимых мерах поддержки, ответственных лицах и критериях успешности. Ожидаемым результатом является создание структурированного, пошагового плана, который обеспечивает предсказуемость процесса адаптации, учитывает индивидуальные особенности человека с аутизмом и предусматривает регулярный мониторинг прогресса. Это позволяет минимизировать стресс, связанный с изменениями, и максимизировать шансы на успешную интеграцию.
Шаблон
| МАРШРУТ АДАПТАЦИИ | |||
|---|---|---|---|
| Имя: | Возраст: | ||
| Новая среда/учреждение: | |||
| Дата начала адаптации: | Планируемая длительность: | ||
| Координатор адаптации: | |||
| I. Подготовительный этап | |||
| Задача | Ответственное лицо | Срок выполнения | Статус |
| Предварительное знакомство со средой | |||
| Создание визуальной поддержки (карты, расписания) | |||
| Информирование персонала | |||
| Подготовка сенсорной поддержки | |||
| Социальные истории о новой среде | |||
| II. Этап первичной адаптации | |||
| Неделя | График посещения | Ключевые задачи | Меры поддержки |
| Неделя 1 | |||
| Неделя 2 | |||
| Неделя 3 | |||
| Неделя 4 | |||
| III. Промежуточная оценка адаптации | |||
| Область | Достижения | Трудности | Корректировки плана |
| Физическая адаптация к среде | |||
| Социальная адаптация | |||
| Эмоциональное благополучие | |||
| Выполнение основных задач | |||
| IV. Этап углубленной адаптации | |||
| Задача | Стратегии реализации | Критерии успешности | Результаты |
| Расширение физических пространств | |||
| Расширение социальных контактов | |||
| Увеличение самостоятельности | |||
| Включение в групповые активности | |||
| V. Итоговая оценка и дальнейшие рекомендации | |||
Интерпретация информации
Качественный маршрут адаптации должен быть одновременно структурированным и гибким, отражая индивидуальные особенности человека с РАС и специфику среды адаптации. При интерпретации собранной информации следует обращать внимание на:
- Темп адаптации — он сугубо индивидуален и должен учитывать сенсорную чувствительность, адаптивные возможности и предшествующий опыт человека с РАС
- Баланс между новым и знакомым — успешная адаптация часто зависит от сохранения элементов предсказуемости и безопасности при постепенном введении новых элементов
- Сигналы стресса и перегрузки — важно своевременно распознавать признаки того, что темп адаптации слишком высок или поддержки недостаточно
- Функциональность полученных навыков — акцент должен делаться не только на формальных показателях (например, время пребывания в новой среде), но и на качестве участия и эмоциональном благополучии
Результаты маршрута адаптации используются для:
- Разработки долгосрочного плана поддержки после завершения основного периода адаптации
- Создания «паспорта адаптации», который может быть использован при переходе в другие среды в будущем
- Выявления наиболее эффективных стратегий поддержки для конкретного человека
- Оценки готовности к расширению участия в новых видах деятельности и социальных контекстах
31.6 Шаблон «Профиль интересов»
Описание шаблона
Профиль интересов — это разноцветная палитра увлечений человека с аутизмом. Как опытный искусствовед может рассказать многое о художнике, изучая его полотна, так и профиль интересов раскрывает личность, мотивацию и способности человека с РАС через призму того, что его по-настоящему захватывает.
Особые интересы при аутизме — это не просто хобби или увлечения. Они могут быть глубокими, всепоглощающими, наполненными особым смыслом. Для многих людей с РАС эти интересы становятся источником радости, способом структурирования мира, возможностью для самовыражения и развития экспертных знаний в определенной области.
Этот шаблон помогает не просто перечислить интересы, но понять их функцию, интенсивность, потенциал для развития и возможности использования как ресурса в обучении и социализации. Он становится мостиком от особых интересов к развитию функциональных навыков и расширению жизненных возможностей.
Цель шаблона
Шаблон «Профиль интересов» решает задачу детального документирования и анализа сферы увлечений и специфических интересов человека с РАС. Он систематизирует информацию о типах, интенсивности, контексте и функциональном значении интересов. Ожидаемым результатом является не только понимание содержания интересов, но и выявление их роли в жизни человека, а также определение путей использования этих интересов как мотивационного, обучающего и социализирующего ресурса. Это позволяет выстраивать терапевтические и образовательные стратегии, опирающиеся на внутреннюю мотивацию человека с аутизмом, что значительно повышает их эффективность.
Шаблон
| ПРОФИЛЬ ИНТЕРЕСОВ | |||
|---|---|---|---|
| Имя: | Возраст: | ||
| Дата составления: | Составитель: | ||
| I. Карта интересов | |||
| Область интереса | Конкретное содержание | Интенсивность (1-5) | Продолжительность |
| Объекты/предметы | |||
| Темы/информация | |||
| Сенсорные стимулы | |||
| Деятельность/активности | |||
| Люди/персонажи | |||
| II. Анализ интересов | |||
| Интерес | Функция | Социальный аспект | Образовательный потенциал |
| III. Динамика интересов | |||
| Прошлые интересы | Период активности | Причина угасания | Остаточный интерес |
| IV. Стратегии использования интересов | |||
| Интерес | Для развития навыков | Для социализации | Для саморегуляции |
| V. Ограничения и проблемные аспекты | |||
| Интерес | Проблемные аспекты | Влияние на повседневную жизнь | Стратегии управления |
| VI. Общий план использования интересов | |||
Интерпретация информации
Профиль интересов дает ценную информацию для понимания внутреннего мира человека с РАС и может быть использован в различных аспектах терапевтической и образовательной работы:
- Функциональный анализ интересов помогает понять, какую роль они играют в жизни человека: источник удовольствия, способ саморегуляции, структурирования времени, получения сенсорной стимуляции или инструмент для социального взаимодействия
- Оценка интенсивности позволяет отличить здоровые увлечения от чрезмерно ограничивающих или фиксированных интересов, которые могут требовать терапевтического вмешательства
- Понимание образовательного потенциала интересов открывает возможности для их интеграции в обучающие программы (например, использование интереса к поездам для обучения математике или географии)
- Анализ социального аспекта показывает, как интересы могут быть использованы для развития коммуникативных навыков и дружеских отношений (например, через кружки, клубы или онлайн-сообщества по интересам)
При разработке стратегий использования интересов важно придерживаться баланса: поддерживать и уважать естественные интересы человека, одновременно постепенно расширяя их спектр и функциональность. Подход должен быть не директивным («перестань столько времени проводить за своим интересом»), а развивающим («давай посмотрим, как твой интерес может помочь тебе узнать что-то новое или познакомиться с людьми»).
31.7 Шаблон «Сенсорный профиль»
Описание шаблона
Сенсорный профиль — это индивидуальная карта восприятия мира человеком с аутизмом. Как отпечаток пальца, он уникален для каждого человека и отражает его особый способ ощущать и переживать окружающую реальность через все органы чувств.
Мир полон сенсорных стимулов: звуков, запахов, текстур, цветов, вкусов. Для человека с РАС эти стимулы могут восприниматься иначе — быть более интенсивными, менее заметными, более приятными или болезненными, чем для нейротипичных людей. Эти различия формируют особый сенсорный ландшафт, который влияет на поведение, эмоции и способность функционировать в различных средах.
Этот шаблон позволяет детально описать индивидуальные сенсорные особенности, выявить источники дискомфорта и удовольствия, а также определить оптимальные стратегии сенсорной поддержки. Он становится ключом к созданию комфортной среды, где человек с аутизмом может расцвести, не испытывая постоянной сенсорной перегрузки.
Цель шаблона
Шаблон «Сенсорный профиль» решает задачу комплексной оценки и документирования особенностей сенсорной обработки у человека с РАС. Он систематизирует информацию о реакциях на различные сенсорные стимулы, паттернах гипер- и гипочувствительности, а также стратегиях, которые помогают регулировать сенсорный опыт. Ожидаемым результатом является создание детальной сенсорной карты, которая позволяет адаптировать окружающую среду, предотвращать сенсорные перегрузки и разрабатывать индивидуализированные программы сенсорной интеграции. Это существенно улучшает качество жизни человека с аутизмом, снижая стресс и создавая условия для успешного обучения и социального взаимодействия.
Шаблон
| СЕНСОРНЫЙ ПРОФИЛЬ | |||
|---|---|---|---|
| Имя: | Возраст: | ||
| Дата заполнения: | Специалист: | ||
| I. Оценка сенсорной чувствительности | |||
| Сенсорная система | Гиперчувствительность | Гипочувствительность | Сенсорный поиск |
| Шкала оценки: 0 — не характерно, 1 — иногда проявляется, 2 — часто проявляется, 3 — очень характерно | |||
| Зрительная | |||
| Слуховая | |||
| Тактильная | |||
| Вкусовая | |||
| Обонятельная | |||
| Проприоцептивная | |||
| Вестибулярная | |||
| II. Детальный анализ сенсорных реакций | |||
| Сенсорный стимул | Реакция | Интенсивность (1-5) | Примечания |
| Зрительные стимулы | |||
| Яркий свет | |||
| Мигающий свет | |||
| Определенные цвета | |||
| Визуальный хаос | |||
| Слуховые стимулы | |||
| Громкие звуки | |||
| Определенные частоты | |||
| Фоновый шум | |||
| Внезапные звуки | |||
| Тактильные стимулы | |||
| Определенные текстуры | |||
| Легкие прикосновения | |||
| Глубокое давление | |||
| Этикетки на одежде | |||
| III. Сенсорные предпочтения и избегания | |||
| Сенсорная система | Предпочитаемые стимулы | Избегаемые стимулы | Стимулы для саморегуляции |
| Зрительная | |||
| Слуховая | |||
| Тактильная | |||
| Вкусовая | |||
| Обонятельная | |||
| Вестибулярная | |||
| Проприоцептивная | |||
| IV. План сенсорной поддержки | |||
| Среда | Сенсорные адаптации | Инструменты саморегуляции | Стратегии для окружающих |
| Дом | |||
| Образовательное учреждение | |||
| Общественные места | |||
| Особые ситуации | |||
| V. Рекомендации для сенсорной диеты | |||
Интерпретация информации
Сенсорный профиль является фундаментальным инструментом для понимания поведения, реакций и потребностей человека с РАС. При интерпретации полученных данных важно учитывать:
- Взаимосвязь между сенсорными особенностями и поведением. Многие «проблемные» или «странные» поведения могут быть попыткой справиться с сенсорным дискомфортом или удовлетворить сенсорные потребности
- Изменчивость сенсорных реакций в зависимости от контекста, общего состояния, уровня стресса и других факторов
- Необходимость индивидуального подхода к сенсорной поддержке. То, что помогает одному человеку с аутизмом, может быть неэффективным или даже вредным для другого
- Важность «сенсорной диеты» — сбалансированного распределения сенсорных переживаний в течение дня, включающего как стимулирующие, так и успокаивающие активности
На основе сенсорного профиля разрабатываются:
- Рекомендации по адаптации физической среды (освещение, акустика, организация пространства)
- Индивидуальный набор сенсорных инструментов для саморегуляции
- Программа сенсорной интеграции, направленная на развитие адаптивных реакций на сенсорные стимулы
- Стратегии для родителей, педагогов и других специалистов по учету сенсорных особенностей во взаимодействии с человеком с РАС
- Рекомендации по выбору одежды, питания, игрушек и других предметов с учетом сенсорных предпочтений
31.8 Шаблон «Социальные истории»
Описание шаблона
Социальные истории — это персонализированные повествования, которые становятся путеводителем по миру социальных ситуаций для человека с аутизмом. Как карта в незнакомом городе помогает ориентироваться, так и социальная история раскрывает неписаные правила социального взаимодействия.
Мир социальных ожиданий полон скрытых сигналов и неочевидных связей, которые большинство людей улавливает интуитивно. Для человека с РАС эти неписаные правила могут быть непонятны, вызывать тревогу и замешательство. Социальная история делает невидимое видимым, предоставляя чёткое, конкретное и позитивное описание социальной ситуации.
Этот шаблон помогает создать историю, идеально подходящую для конкретного человека, с учётом его возраста, интересов, уровня развития и особенностей восприятия. Он обеспечивает правильную структуру и баланс различных типов предложений, что делает историю максимально эффективной.
Цель шаблона
Шаблон «Социальные истории» решает задачу создания структурированных, индивидуализированных повествований, которые помогают человеку с РАС понять и успешно справиться с конкретными социальными ситуациями. Он систематизирует процесс написания социальных историй, обеспечивая корректное соотношение описательных, перспективных, директивных и контрольных предложений. Ожидаемым результатом является создание эффективного инструмента для развития социального понимания, снижения тревоги в новых или сложных ситуациях и формирования адаптивного поведения. Это помогает человеку с аутизмом успешнее интегрироваться в социальную среду, повышает его самостоятельность и улучшает качество жизни.
Шаблон
| ШАБЛОН СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ | |||
|---|---|---|---|
| Имя: | Возраст: | ||
| Тема истории: | |||
| Разработчик: | Дата: | ||
| I. Подготовительный этап | |||
| Аспект | Описание | ||
| Целевая ситуация | |||
| Конкретная цель истории | |||
| Точка зрения человека | |||
| Интересы и сильные стороны | |||
| Уровень понимания | |||
| II. Структура социальной истории | |||
| Тип предложения | Описание типа | Примеры для данной истории | Количество |
| Описательные | Объективная информация о ситуации (кто, что, где, когда, почему) | ||
| Перспективные | Описание мыслей, чувств, реакций других людей | ||
| Директивные | Позитивное руководство к действию | ||
| Контрольные | Стратегии, напоминания, подсказки | ||
| Проверка соотношения | Примерное соотношение: 2-5 описательных/перспективных на 1 директивное/контрольное | ||
| III. Текст социальной истории | |||
| IV. Формат представления | |||
| Формат | Детали | ||
| Визуальные дополнения | |||
| Размер и шрифт | |||
| Способ презентации | |||
| V. План использования | |||
| Аспект | Описание | ||
| Когда представлять историю | |||
| Частота чтения | |||
| Кто будет читать | |||
| Способы отслеживания эффективности | |||
| VI. Результаты и корректировки | |||
Интерпретация информации
Эффективность социальной истории зависит от множества факторов, которые необходимо учитывать при её создании и использовании:
- Индивидуализация — история должна быть написана специально для конкретного человека, с учетом его интересов, уровня понимания и особенностей восприятия
- Точность — история должна предоставлять чёткую, конкретную и фактически верную информацию о социальной ситуации
- Позитивная формулировка — акцент должен делаться на том, что человек может делать, а не на том, чего ему делать не следует
- Учёт перспективы — включение информации о мыслях и чувствах других людей помогает развивать понимание социальных взаимодействий
- Баланс типов предложений — соотношение должно быть примерно 2-5 описательных/перспективных на 1 директивное/контрольное
При оценке эффективности социальной истории следует обращать внимание на:
- Изменения в поведении в целевой ситуации
- Снижение тревоги или проблемного поведения, связанного с данной ситуацией
- Возникновение новых вопросов или интереса к обсуждаемой теме
- Способность применять описанные стратегии в аналогичных ситуациях
Важно помнить, что социальные истории являются частью комплексного подхода и должны использоваться в сочетании с другими методами поддержки и обучения. Они не являются средством контроля над поведением, а инструментом расширения понимания и возможностей.
31.9 Шаблон «Структурированное наблюдение»
Описание шаблона
Структурированное наблюдение — это увеличительное стекло, позволяющее детально рассмотреть поведение и взаимодействия человека с аутизмом в различных ситуациях. Как натуралист внимательно фиксирует все нюансы поведения животных в их естественной среде, так и специалист через структурированное наблюдение собирает ценную информацию о функционировании человека с РАС.
В отличие от стандартизированных тестов и опросников, наблюдение позволяет увидеть человека в контексте реальной жизни. Оно фиксирует не только то, что человек делает, но и когда, как, с кем и в ответ на что происходят те или иные действия и реакции.
Этот шаблон превращает процесс наблюдения из субъективного впечатления в структурированную, надежную и полезную информацию. Он помогает выделить паттерны, установить причинно-следственные связи и отследить прогресс, что становится основой для разработки эффективных стратегий поддержки.
Цель шаблона
Шаблон «Структурированное наблюдение» решает задачу систематического, объективного и детального документирования поведения и функционирования человека с РАС в различных естественных условиях. Он организует процесс наблюдения, помогая фиксировать конкретные проявления, их контекст, частоту, интенсивность и функциональное значение. Ожидаемым результатом является создание целостной картины поведенческих паттернов, выявление факторов, влияющих на успешность функционирования, и определение потенциальных направлений для вмешательства. Это позволяет разрабатывать максимально индивидуализированные и контекстуально релевантные стратегии поддержки, отслеживать эффективность вмешательств и фиксировать прогресс во времени.
Шаблон
| СТРУКТУРИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ | |||
|---|---|---|---|
| Имя наблюдаемого: | Возраст: | ||
| Дата наблюдения: | Время: | ||
| Место наблюдения: | |||
| Наблюдатель: | |||
| I. Контекст наблюдения | |||
| Аспект | Описание | ||
| Тип активности/ситуации | |||
| Участники (кто присутствует) | |||
| Физическая среда | |||
| Сенсорные факторы | |||
| Предшествующие события | |||
| II. Временная шкала наблюдения | |||
| Время | Наблюдаемое поведение | Контекст/Триггеры | Реакции окружающих |
| III. Фокусированное наблюдение | |||
| Социальная сфера | |||
| Аспект наблюдения | Частота | Конкретные примеры | Примечания |
| Инициирование социального контакта | |||
| Ответ на социальные инициативы | |||
| Зрительный контакт | |||
| Совместное внимание | |||
| Коммуникативная сфера | |||
| Вербальная коммуникация | |||
| Невербальная коммуникация | |||
| Функциональное использование коммуникации | |||
| Стереотипное поведение и интересы | |||
| Повторяющиеся движения | |||
| Ригидность/следование ритуалам | |||
| Специфические интересы | |||
| Сенсорные реакции | |||
| Реакции на сенсорные стимулы | |||
| Сенсорный поиск/избегание | |||
| IV. Функциональный анализ поведения | |||
| Наблюдаемое поведение | Предшествующие факторы | Последствия | Возможная функция |
| V. Сильные стороны и интересы | |||
| Наблюдаемая сильная сторона/интерес | Детали и возможности применения | ||
| VI. Выводы и рекомендации | |||
Интерпретация информации
Структурированное наблюдение предоставляет многогранную информацию, которая при правильной интерпретации становится основой для понимания и поддержки человека с РАС:
- Контекстуальный анализ помогает выявить факторы среды, которые способствуют успешному функционированию или, наоборот, создают трудности. Это позволяет адаптировать окружение и создавать оптимальные условия для развития
- Временная шкала наблюдения дает возможность установить последовательность событий, выявить триггеры определенного поведения и понять реакции человека с РАС на различные ситуации
- Фокусированное наблюдение по ключевым областям создает профиль функционирования, показывая сильные стороны и области для развития
- Функциональный анализ поведения позволяет установить, какие функции выполняют те или иные поведенческие проявления (коммуникация, избегание, получение сенсорных ощущений и т.д.), что является основой для разработки поведенческих вмешательств
При интерпретации результатов наблюдения важно:
- Избегать поспешных выводов и учитывать, что поведение может значительно варьироваться в зависимости от ситуации, состояния и других факторов
- Рассматривать поведение в контексте, а не изолированно
- Искать паттерны и закономерности, а не концентрироваться на единичных эпизодах
- Обращать внимание не только на проблемные области, но и на сильные стороны, интересы и успешные стратегии
- Интегрировать наблюдения с информацией из других источников (отчеты родителей, результаты оценки и т.д.)
31.10 Шаблон «Шкала коммуникации»
Описание шаблона
Шкала коммуникации — это точный измерительный инструмент для оценки разнообразных аспектов общения человека с аутизмом. Подобно тому, как высотомер позволяет определить высоту горной вершины, эта шкала помогает измерить выраженность различных коммуникативных навыков и трудностей.
Коммуникация — это сложная система, включающая вербальные и невербальные компоненты, рецептивные и экспрессивные навыки, прагматические аспекты и социальное понимание. У людей с РАС могут наблюдаться самые разные коммуникативные профили: от невербальности до беглой речи с особенностями прагматики.
Этот шаблон позволяет создать детальную карту коммуникативных способностей, отслеживать прогресс в развитии коммуникации и определять приоритетные области для вмешательства. Он становится мостом между субъективным впечатлением и объективной оценкой, давая чёткую картину текущего уровня развития коммуникативных навыков.
Цель шаблона
Шаблон «Шкала коммуникации» решает задачу количественной и качественной оценки различных аспектов коммуникативных навыков человека с РАС. Он систематизирует процесс сбора и анализа информации о вербальной и невербальной коммуникации, рецептивных и экспрессивных навыках, прагматических аспектах общения. Ожидаемым результатом является создание детального коммуникативного профиля, который позволяет объективно оценить текущий уровень развития, отслеживать динамику и определять конкретные цели для коммуникативной поддержки. Это обеспечивает основу для разработки индивидуализированных программ развития коммуникации, соответствующих актуальным потребностям и возможностям человека с аутизмом.
Шаблон
| ШКАЛА КОММУНИКАЦИИ | |||
|---|---|---|---|
| Имя: | Возраст: | ||
| Дата оценки: | Специалист: | ||
| Инструкция: Оцените каждый навык по шкале от 0 до 4, где: | |||
| 0 — Навык отсутствует 1 — Навык проявляется редко или с минимальной функциональностью 2 — Навык проявляется иногда, с переменной функциональностью 3 — Навык проявляется часто, функционально, но с некоторыми ограничениями 4 — Навык развит в соответствии с возрастной нормой | |||
| I. Рецептивная коммуникация (понимание) | |||
| Навык | Оценка (0-4) | Примеры/Наблюдения | Комментарии |
| Реагирует на собственное имя | |||
| Понимает простые инструкции | |||
| Понимает сложные инструкции | |||
| Понимает вопросы | |||
| Понимает абстрактные понятия | |||
| Понимает юмор, иронию, метафоры | |||
| II. Экспрессивная коммуникация (выражение) | |||
| Навык | Оценка (0-4) | Примеры/Наблюдения | Комментарии |
| Использует жесты для коммуникации | |||
| Использует звуки/вокализации целенаправленно | |||
| Использует отдельные слова функционально | |||
| Строит фразы из 2-3 слов | |||
| Использует полные предложения | |||
| Может рассказать о событиях/опыте | |||
| Задает вопросы | |||
| III. Прагматические аспекты коммуникации | |||
| Навык | Оценка (0-4) | Примеры/Наблюдения | Комментарии |
| Соблюдает очередность в разговоре | |||
| Поддерживает тему разговора | |||
| Адаптирует коммуникацию к контексту | |||
| Инициирует коммуникацию | |||
| Выражает эмоции адекватно | |||
| Учитывает информационные потребности собеседника | |||
| IV. Особенности коммуникации | |||
| Особенность | Частота (0-4) | Примеры/Наблюдения | Влияние на общение |
| Эхолалия (повторение слов/фраз) | |||
| Буквальное понимание | |||
| Идиосинкратическая речь (необычные слова/выражения) | |||
| Монологи на темы интересов | |||
| Трудности с просодикой (интонация, ритм, громкость) | |||
| V. Функциональное использование коммуникации | |||
| Функция | Оценка (0-4) | Способы выражения | Комментарии |
| Запрос предметов/действий | |||
| Выражение отказа | |||
| Комментирование | |||
| Приветствие/прощание | |||
| Выражение эмоций/чувств | |||
| Запрос информации | |||
| VI. Общая оценка и рекомендации | |||
| Область | Сильные стороны | Области для развития | Рекомендуемые стратегии |
| Рецептивная коммуникация | |||
| Экспрессивная коммуникация | |||
| Прагматические аспекты | |||
| Функциональное использование | |||
| Заключение и предложения по программе развития коммуникации | |||
Интерпретация информации
Шкала коммуникации предоставляет богатый материал для понимания коммуникативного профиля человека с РАС и разработки стратегий поддержки. При интерпретации полученных данных важно:
- Анализировать баланс между различными компонентами коммуникации. Например, часто у людей с РАС рецептивная коммуникация (понимание) развита лучше, чем экспрессивная (выражение), или наблюдается значительный разрыв между формальными языковыми навыками и прагматическими аспектами
- Обращать внимание на функциональное использование коммуникации — не только на то, как человек общается, но и для чего он использует коммуникацию. Часто целью является расширение репертуара коммуникативных функций
- Учитывать уникальные особенности коммуникации, которые могут быть как ограничивающими факторами, так и потенциальными ресурсами. Например, эхолалия может быть преобразована в функциональную коммуникацию
- Рассматривать коммуникативный профиль в контексте общего развития и индивидуальных особенностей человека с РАС
На основе результатов шкалы коммуникации разрабатывается индивидуализированная программа развития коммуникативных навыков, которая может включать:
- Внедрение альтернативной или дополнительной коммуникации (жесты, визуальная поддержка, коммуникаторы) при необходимости
- Стратегии развития конкретных коммуникативных навыков с учетом зоны ближайшего развития
- Техники поддержки прагматических аспектов коммуникации (структурированные социальные скрипты, видеомоделирование)
- Рекомендации для создания коммуникативно богатой среды в повседневной жизни
- Методы генерализации коммуникативных навыков в различных контекстах и с разными партнерами
Итоговая таблица шаблонов
| Шаблон | Назначение | Примечание |
|---|---|---|
| 31.1 Анализ сенсорики | Выявление и документирование особенностей восприятия различных сенсорных стимулов | Помогает выявить триггеры сенсорной перегрузки и разработать сенсорную поддержку |
| 31.2 Дневник социализации | Мониторинг и документирование социальных взаимодействий в различных контекстах | Позволяет отслеживать прогресс в развитии социальных навыков и выявлять паттерны |
| 31.3 Карта стимов | Документирование и анализ стереотипных движений и повторяющихся действий | Помогает понять функцию стимминга и разработать стратегии саморегуляции |
| 31.4 Коммуникационная матрица | Документирование и анализ коммуникативных способностей в различных функциональных областях | Особенно полезна для невербальных или минимально вербальных людей с РАС |
| 31.5 Маршрут адаптации | Планирование и документирование процесса интеграции в новую среду | Обеспечивает предсказуемость и поэтапность процесса адаптации |
| 31.6 Профиль интересов | Документирование и анализ сферы увлечений и специфических интересов | Позволяет использовать интересы как ресурс для обучения и социализации |
| 31.7 Сенсорный профиль | Комплексная оценка особенностей сенсорной обработки по всем сенсорным системам | Основа для разработки сенсорной диеты и адаптации среды |
| 31.8 Социальные истории | Создание структурированных повествований для объяснения социальных ситуаций | Помогает развивать социальное понимание и снижать тревогу в новых ситуациях |
| 31.9 Структурированное наблюдение | Систематическое документирование поведения и функционирования в естественных условиях | Обеспечивает объективность и детальность при сборе информации |
| 31.10 Шкала коммуникации | Количественная и качественная оценка коммуникативных навыков | Позволяет создать коммуникативный профиль и отслеживать прогресс |