Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Упражнения для школьных психологов
Шаблоны для школьных психологов
Глава 39. Трудности обучения
Оглавление
- Анализ образовательных барьеров
- Бланк учебных достижений
- Карта учебных трудностей
- Маршрут индивидуальной помощи
- Опросник учебной мотивации
- План когнитивных тренировок
- Программа академической поддержки
- Рекомендации по обучению
- Стратегии концентрации внимания
- Шкала образовательных потребностей
39.1 Шаблон «Анализ образовательных барьеров»
Образовательные барьеры — как стены лабиринта, где ребенок пытается найти свой путь к знаниям. Этот шаблон поможет разобрать эти стены по кирпичикам, выявляя конкретные препятствия, которые мешают ученику полноценно учиться. Анализ образовательных барьеров — это своеобразная карта минного поля, где каждая мина — это конкретная трудность.
Работа с этим инструментом напоминает работу детектива: вы собираете улики, анализируете факты и находите истинные причины учебных затруднений. Глубокое понимание барьеров даёт ключ к их преодолению, превращая непреодолимые препятствия в просто сложные участки пути.
Шаблон особенно эффективен при командной работе, когда над решением проблемы трудятся психолог, учитель и родители. Так многогранный взгляд на ситуацию позволяет увидеть все аспекты образовательных трудностей и найти комплексное решение.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — выявить и структурировать конкретные препятствия, мешающие ученику успешно осваивать учебный материал. Шаблон помогает систематизировать наблюдения за учеником, результаты диагностики и обратную связь от учителей и родителей. В результате работы с шаблоном создаётся целостная картина образовательных трудностей, что становится основой для разработки эффективной стратегии помощи.
Шаблон
| АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ | ||
|---|---|---|
| ФИО ученика: | ||
| Класс: | Дата заполнения: | Специалист: |
| 1. КОГНИТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ | ||
| Память | ||
| Внимание | ||
| Мышление | ||
| Восприятие | ||
| 2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ | ||
| Тревожность | ||
| Страхи | ||
| Мотивация | ||
| Самооценка | ||
| 3. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ | ||
| Организованность | ||
| Активность на уроке | ||
| Выполнение домашних заданий | ||
| Взаимодействие со сверстниками | ||
| 4. СОЦИАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ | ||
| Семейная ситуация | ||
| Отношения в классе | ||
| Культурные факторы | ||
| 5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ | ||
| Учебная нагрузка | ||
| Методы преподавания | ||
| Учебные материалы | ||
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ | ||
Интерпретация информации
При анализе заполненного шаблона обратите внимание на повторяющиеся паттерны и взаимосвязи между разными видами барьеров. Часто первичные трудности в одной области (например, когнитивной) порождают вторичные проблемы в других сферах (эмоциональной, поведенческой). Ищите корень проблемы, а не просто её проявления.
Для эффективного преодоления барьеров рекомендуется определить 2-3 приоритетных направления работы, сосредоточившись на самых значимых препятствиях. Комплексное воздействие на ключевые барьеры часто приводит к снижению остальных трудностей по принципу домино.
39.2 Шаблон «Бланк учебных достижений»
Бланк учебных достижений — это не просто перечень оценок, а настоящая панорама роста ученика. Этот инструмент помогает увидеть за цифрами в дневнике реальный прогресс в освоении знаний и навыков. Словно альпинист, отмечающий на карте покорённые вершины, ученик с помощью этого бланка может наглядно увидеть свой путь к успеху.
Каждое достижение, даже самое маленькое, становится заметным и значимым. Как мозаика из ярких камешков, которая постепенно складывается в красивую картину, этот бланк собирает воедино все успехи ученика. Такой подход меняет восприятие учебного процесса — от погони за оценками к осознанию реального роста.
Особенно важен этот инструмент для детей с трудностями обучения, ведь он позволяет делать акцент не на пробелах, а на достижениях. Это как строить мост не из проблем, а из успехов — такая конструкция будет гораздо надёжнее и приведёт к цели быстрее.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — создать позитивно ориентированную систему отслеживания учебного прогресса ученика, фокусируясь не только на оценках, но и на качественных изменениях в знаниях, навыках и отношении к учёбе. Шаблон систематизирует информацию об учебных успехах ребёнка в динамике, что позволяет отмечать даже небольшие улучшения и поддерживать мотивацию к обучению. В результате использования этого бланка формируется более целостная и объективная картина образовательных достижений ученика, создаётся основа для позитивного подкрепления и дальнейшего планирования учебной деятельности.
Шаблон
| БЛАНК УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ | |||
|---|---|---|---|
| ФИО ученика: | |||
| Класс: | Учебный период: | Куратор: | |
| Предмет | Начальный уровень | Текущий уровень | Конкретные достижения |
| Русский язык | |||
| Литература | |||
| Математика | |||
| История | |||
| Биология | |||
| Иностранный язык | |||
| Физкультура | |||
| ДОСТИЖЕНИЯ В УЧЕБНЫХ НАВЫКАХ | |||
| Навык | Начальный уровень | Текущий уровень | Заметки о прогрессе |
| Чтение | |||
| Письмо | |||
| Счёт | |||
| Организация рабочего места | |||
| Планирование времени | |||
| Работа с информацией | |||
| ЛИЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ | |||
| Область | Конкретное достижение | Дата | Подтверждение |
| Творчество | |||
| Спорт | |||
| Общественная деятельность | |||
| Преодоление трудностей | |||
| РЕФЛЕКСИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ | |||
| Чем я горжусь больше всего: | Мои следующие учебные цели: | ||
Интерпретация информации
При анализе бланка учебных достижений важно учитывать индивидуальную динамику прогресса ученика, а не сравнивать его с другими детьми. Даже небольшой шаг вперёд для ребёнка с трудностями обучения может быть значительным достижением. Обратите внимание на области, где наблюдается наиболее заметный прогресс — они могут стать ресурсом для преодоления трудностей в других сферах.
Особую ценность представляет раздел «Личные достижения», который показывает сильные стороны ученика за пределами стандартной учебной программы. Эти успехи можно использовать для повышения самооценки и мотивации к преодолению учебных трудностей. Регулярное заполнение раздела «Рефлексия и планирование» развивает навыки самоанализа и целеполагания, что является важным фактором преодоления учебных трудностей в долгосрочной перспективе.
39.3 Шаблон «Карта учебных трудностей»
Карта учебных трудностей — это компас в сложном мире образовательных проблем. Подобно тому, как опытный путешественник наносит на карту опасные перевалы и топкие болота, школьный психолог отмечает конкретные учебные препятствия, с которыми сталкивается ребёнок. Эта карта позволяет не заблудиться в лабиринте учебных трудностей и найти кратчайший путь к их преодолению.
Каждая отмеченная трудность — это не приговор, а вызов, требующий конкретного решения. Как мозаика из кусочков разной формы и цвета, эта карта складывается в целостную картину образовательных потребностей ученика. Такой подход помогает видеть не просто «слабого ученика», а ребёнка с конкретным набором трудностей, каждая из которых может быть преодолена.
Особую ценность представляет системный характер карты — она охватывает различные аспекты учебного процесса и показывает взаимосвязи между ними. Это как медицинское обследование, которое не ограничивается одним симптомом, а рассматривает работу всего организма в комплексе.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — создать детализированную и структурированную картину учебных трудностей ученика, которая послужит основой для разработки эффективной стратегии психолого-педагогической поддержки. Шаблон помогает систематизировать информацию о различных аспектах образовательных затруднений, выявить их взаимосвязи и определить приоритетные направления коррекционной работы. В результате использования карты учебных трудностей формируется целостное представление о характере и степени выраженности образовательных проблем ученика, что позволяет разработать максимально персонализированную программу помощи.
Шаблон
| КАРТА УЧЕБНЫХ ТРУДНОСТЕЙ | |||
|---|---|---|---|
| ФИО ученика: | |||
| Класс: | Дата заполнения: | Специалист: | |
| 1. БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ | |||
| Навык | Трудности | Степень выраженности (1-5) | Примечания |
| Чтение: скорость | |||
| Чтение: понимание | |||
| Письмо: почерк | |||
| Письмо: грамотность | |||
| Устная речь | |||
| Счёт и вычисления | |||
| 2. КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ | |||
| Функция | Трудности | Степень выраженности (1-5) | Примечания |
| Внимание: устойчивость | |||
| Внимание: переключаемость | |||
| Память: слуховая | |||
| Память: зрительная | |||
| Мышление: логика | |||
| Пространственное восприятие | |||
| 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НАВЫКИ | |||
| Навык | Трудности | Степень выраженности (1-5) | Примечания |
| Самоорганизация | |||
| Планирование времени | |||
| Следование инструкциям | |||
| Завершение начатых дел | |||
| 4. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ | |||
| Фактор | Трудности | Степень выраженности (1-5) | Примечания |
| Учебная мотивация | |||
| Тревожность | |||
| Самооценка | |||
| Отношения со сверстниками | |||
| 5. ТРУДНОСТИ В КОНКРЕТНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ | |||
| Предмет | Конкретные трудности | Степень выраженности (1-5) | Примечания |
| Русский язык | |||
| Математика | |||
| Иностранный язык | |||
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ЗОНЫ ТРУДНОСТЕЙ И РЕСУРСЫ | |||
| Приоритетные зоны помощи: | Сильные стороны ученика: | ||
Интерпретация информации
При анализе карты учебных трудностей важно рассматривать выявленные проблемы в их взаимосвязи. Часто трудности в одной области могут быть следствием проблем в другой. Например, низкая скорость чтения может быть связана с проблемами внимания, а трудности с письмом — с недостаточным развитием мелкой моторики.
Для определения приоритетных направлений помощи полезно выделить «ядерные» трудности — те, которые оказывают наиболее сильное влияние на общую успеваемость ученика. При этом следует опираться на выявленные сильные стороны ребёнка, используя их как ресурс для преодоления трудностей. Регулярный пересмотр и обновление карты (рекомендуется делать это раз в триместр) позволяет отслеживать динамику и своевременно корректировать стратегию помощи.
39.4 Шаблон «Маршрут индивидуальной помощи»
Маршрут индивидуальной помощи — это навигатор в мире учебных трудностей. Как опытный проводник, который не просто указывает на вершину горы, но прокладывает оптимальный путь с учётом всех опасностей и ресурсов путешественника, этот инструмент создаёт для ребёнка персональную дорожную карту преодоления учебных проблем.
Каждый этап маршрута — это конкретный шаг, ведущий к образовательному успеху. Как мост, соединяющий берега реки, этот маршрут перебрасывает надёжные опоры через поток школьных трудностей. Такой подход делает путь к знаниям не случайным блужданием, а целенаправленным движением к чётко обозначенной цели.
Особую ценность представляет комплексный характер маршрута — он учитывает не только академические, но и эмоциональные, социальные, организационные аспекты обучения. Это как многопрофильная медицинская помощь, где каждый специалист вносит свой вклад в общее выздоровление пациента.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — разработать чёткий, пошаговый план преодоления учебных трудностей, учитывающий индивидуальные особенности ученика и специфику его образовательных проблем. Шаблон помогает систематизировать и согласовать действия всех участников образовательного процесса — педагогов, психолога, родителей и самого ребёнка. В результате использования маршрута индивидуальной помощи создаётся единая стратегия поддержки ученика, повышается эффективность коррекционных мероприятий, обеспечивается преемственность и последовательность в оказании помощи.
Шаблон
| МАРШРУТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ | |||
|---|---|---|---|
| ФИО ученика: | |||
| Класс: | Период реализации: | Куратор маршрута: | |
| ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ | |||
| Долгосрочная цель (к концу периода): | Промежуточные задачи: | ||
| НАПРАВЛЕНИЯ ПОМОЩИ | |||
| Направление | Конкретные мероприятия | Ответственные | Сроки |
| Когнитивное развитие | |||
| Эмоциональная поддержка | |||
| Развитие учебных навыков | |||
| Педагогическая помощь | |||
| Работа с родителями | |||
| РАСПИСАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ | |||
| День недели | Время | Специалист | Содержание |
| Понедельник | |||
| Вторник | |||
| Среда | |||
| Четверг | |||
| Пятница | |||
| МОНИТОРИНГ ПРОГРЕССА | |||
| Критерии оценки | Исходный уровень | Промежуточные результаты | Итоговые результаты |
| КОРРЕКТИРОВКА МАРШРУТА | |||
| Дата | Причина изменений | Внесённые коррективы | |
Интерпретация информации
Эффективность маршрута индивидуальной помощи во многом зависит от согласованности действий всех специалистов и родителей. Регулярные встречи команды сопровождения (рекомендуется проводить их не реже одного раза в месяц) позволяют обсудить промежуточные результаты и при необходимости скорректировать маршрут.
Особое внимание следует уделять разделу «Мониторинг прогресса» — именно он позволяет объективно оценить эффективность выбранной стратегии помощи. Критерии оценки должны быть конкретными, измеримыми и связанными с поставленными целями. При отсутствии положительной динамики по ключевым критериям в течение двух месяцев рекомендуется существенная корректировка маршрута, возможно, с привлечением дополнительных специалистов или изменением приоритетных направлений работы.
39.5 Шаблон «Опросник учебной мотивации»
Опросник учебной мотивации — это ключ к пониманию внутренних движущих сил ученика. Как опытный археолог, бережно раскапывающий древние артефакты, этот инструмент помогает осторожно извлечь на поверхность истинные мотивы и стимулы к учёбе. Знание этих глубинных причин даёт возможность найти индивидуальный подход к ребёнку с трудностями обучения.
Каждый вопрос опросника — это маленькое окошко в мир внутренних переживаний ученика. Как мозаика из разноцветных стёклышек, ответы складываются в целостную картину отношения ребёнка к учебному процессу. Такой подход позволяет увидеть за общей неуспеваемостью конкретные мотивационные проблемы и ресурсы.
Особую ценность представляет динамический характер опросника — он позволяет отслеживать изменения в мотивационной сфере ученика с течением времени. Это как барометр, чутко реагирующий на перемены в эмоциональном климате обучения.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — выявить характер и уровень учебной мотивации ученика, определить доминирующие мотивы и стимулы к обучению, а также факторы, снижающие мотивацию. Шаблон помогает систематизировать информацию о мотивационной сфере ребёнка, полученную как от самого ученика, так и от родителей и педагогов. В результате использования опросника формируется многогранная картина мотивационных особенностей ученика, что становится основой для разработки индивидуализированных стратегий повышения учебной мотивации и преодоления связанных с ней трудностей обучения.
Шаблон
| ОПРОСНИК УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ | |||
|---|---|---|---|
| ФИО ученика: | |||
| Класс: | Дата заполнения: | Специалист: | |
| ЧАСТЬ 1: САМООЦЕНКА УЧЕНИКОМ (для учащихся 3-11 классов) | |||
| Инструкция: Оцени, насколько ты согласен с каждым утверждением по шкале от 1 до 5, где 1 – совершенно не согласен, 5 – полностью согласен. | |||
| № | Утверждение | Оценка (1-5) | Примечание |
| 1 | Мне нравится узнавать новое | ||
| 2 | Я учусь, чтобы получать хорошие оценки | ||
| 3 | Я стараюсь в школе, чтобы родители были довольны | ||
| 4 | Мне важно быть лучше одноклассников | ||
| 5 | На уроках мне часто бывает скучно | ||
| 6 | Я учусь, чтобы в будущем получить хорошую профессию | ||
| 7 | Мне нравится решать сложные задачи | ||
| 8 | Я стараюсь в школе, чтобы избежать наказания | ||
| 9 | Мне важно, что обо мне думают учителя | ||
| 10 | Я с удовольствием хожу в школу | ||
| ЧАСТЬ 2: ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ УЧЕНИКА | |||
| Какой предмет тебе нравится больше всего и почему? | |||
| Какой предмет тебе нравится меньше всего и почему? | |||
| Что могло бы сделать учёбу интереснее для тебя? | |||
| Кто или что больше всего помогает тебе в учёбе? | |||
| ЧАСТЬ 3: ОЦЕНКА ПЕДАГОГА | |||
| Показатель | Оценка (1-5) | Комментарий | |
| Активность на уроках | |||
| Инициативность в выполнении заданий | |||
| Самостоятельность в учебной работе | |||
| Реакция на трудности и неудачи | |||
| Интерес к предмету | |||
| ЧАСТЬ 4: ОЦЕНКА РОДИТЕЛЕЙ | |||
| Показатель | Оценка (1-5) | Комментарий | |
| Самостоятельность выполнения домашних заданий | |||
| Интерес к учебному материалу | |||
| Отношение к школе | |||
| Реакция на школьные успехи и неудачи | |||
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
| Преобладающие мотивы: | Демотивирующие факторы: | ||
| Рекомендации по повышению мотивации: | |||
Интерпретация информации
При анализе заполненного опросника обратите внимание на соотношение внутренних и внешних мотивов учебной деятельности. Внутренние мотивы (познавательный интерес, стремление к саморазвитию) являются более устойчивыми и эффективными, чем внешние (одобрение, избегание наказания, соревновательные мотивы).
Особую ценность представляет сопоставление ответов ученика, наблюдений педагогов и мнения родителей — расхождения в их оценках могут указывать на проблемные зоны во взаимоотношениях ребёнка со взрослыми или на разрыв между его самовосприятием и тем, как его видят окружающие. При разработке рекомендаций следует опираться на выявленные «сильные» мотивы ученика, постепенно развивая менее выраженные компоненты мотивационной сферы.
39.6 Шаблон «План когнитивных тренировок»
План когнитивных тренировок — это фитнес-программа для мозга ребёнка. Как опытный тренер составляет индивидуальный комплекс упражнений для каждого спортсмена, так школьный психолог разрабатывает персонализированный план тренировки познавательных функций для ученика с трудностями обучения. Этот план помогает укрепить «когнитивные мышцы», необходимые для успешной учёбы.
Каждое упражнение в плане — это кирпичик в фундаменте будущих учебных успехов. Как строитель, который знает, какую именно деталь конструкции нужно укрепить, этот план целенаправленно воздействует на конкретные когнитивные функции — память, внимание, мышление. Такой подход делает помощь ребёнку не случайным набором развивающих заданий, а системной работой с видимым результатом.
Особую ценность представляет последовательность и регулярность тренировок. Как музыкант, который ежедневными упражнениями оттачивает своё мастерство, ребёнок с помощью регулярных тренировок постепенно повышает эффективность работы своего мозга. Умение планировать эти тренировки и отслеживать результат — важный навык для психолога, работающего с трудностями обучения.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — создать структурированную программу развития когнитивных функций, лежащих в основе учебной деятельности. Шаблон помогает систематизировать работу по развитию внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов, обеспечивая последовательность и целенаправленность тренировок. В результате использования плана когнитивных тренировок формируется устойчивый комплекс когнитивных навыков, необходимых для успешного обучения, повышается уровень развития базовых познавательных функций, создаётся основа для преодоления многих учебных трудностей.
Шаблон
| ПЛАН КОГНИТИВНЫХ ТРЕНИРОВОК | |||
|---|---|---|---|
| ФИО ученика: | |||
| Класс: | Период реализации: | Специалист: | |
| ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ | |||
| Функция | Использованные методики | Выявленные особенности | Приоритет (1-3) |
| Внимание | |||
| Память | |||
| Мышление | |||
| Восприятие | |||
| Речь | |||
| ПЛАН ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ | |||
| Компонент | Упражнения | Частота/Длительность | Форма проведения |
| Устойчивость внимания | |||
| Концентрация внимания | |||
| Переключение внимания | |||
| Распределение внимания | |||
| ПЛАН ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ | |||
| Компонент | Упражнения | Частота/Длительность | Форма проведения |
| Слуховая память | |||
| Зрительная память | |||
| Ассоциативная память | |||
| Смысловая память | |||
| ПЛАН ТРЕНИРОВКИ МЫШЛЕНИЯ | |||
| Компонент | Упражнения | Частота/Длительность | Форма проведения |
| Логическое мышление | |||
| Понятийное мышление | |||
| Пространственное мышление | |||
| Креативное мышление | |||
| ПЛАН ТРЕНИРОВКИ ДРУГИХ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ | |||
| Функция | Упражнения | Частота/Длительность | Форма проведения |
| КОНТРОЛЬ ПРОГРЕССА | |||
| Дата | Функция | Методика проверки | Результат |
| РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНТЕГРАЦИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС | |||
Интерпретация информации
При разработке плана когнитивных тренировок важно опираться на результаты диагностики и выделять приоритетные направления работы. Наиболее эффективной стратегией является фокусировка на 2-3 когнитивных функциях, развитие которых даст максимальный эффект для преодоления учебных трудностей конкретного ученика.
Успешность когнитивных тренировок во многом зависит от их регулярности и системности. Включение тренировочных упражнений в повседневную жизнь ребёнка, их интеграция в учебный процесс и домашнюю рутину повышает эффективность работы. Важно также учитывать, что перенос сформированных навыков в учебную деятельность происходит не автоматически — необходимо специально отрабатывать применение развиваемых когнитивных функций на учебном материале.
39.7 Шаблон «Программа академической поддержки»
Программа академической поддержки — это надёжный мост, соединяющий берега учебных затруднений и образовательных успехов. Подобно профессиональной команде спасателей, вооружённой специальным снаряжением и чётким планом действий, эта программа не просто вытаскивает ученика из болота образовательных проблем, но и учит его уверенно двигаться по твёрдой почве знаний. Этот инструмент создаёт вокруг ребёнка защитную сеть, не позволяющую ему упасть в пропасть учебной неуспешности.
Каждый компонент программы — это небольшой, но важный кирпичик в строительстве здания учебного успеха. Как опытный архитектор, который знает, как сочетать разные материалы для создания прочной и красивой конструкции, эта программа гармонично объединяет различные формы поддержки — от дополнительных занятий до психологического сопровождения. Такой всесторонний подход обеспечивает стабильное улучшение академических показателей.
Особую ценность представляет системный характер программы — она не фокусируется на отдельных пробелах в знаниях, а охватывает весь спектр учебных потребностей ребёнка. Это как лечение не только симптомов болезни, но и её причин, что обеспечивает не временное улучшение, а устойчивый долгосрочный прогресс.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — создать комплексную, персонализированную систему академической поддержки ученика, испытывающего трудности в освоении учебной программы. Шаблон помогает организовать скоординированную работу педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленную на преодоление учебных затруднений. В результате применения программы формируется эффективная образовательная среда, учитывающая индивидуальные особенности ученика, повышается его академическая успеваемость, развиваются навыки самостоятельной учебной деятельности, укрепляется уверенность в своих силах.
Шаблон
| ПРОГРАММА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ | |||
|---|---|---|---|
| ФИО ученика: | |||
| Класс: | Период реализации: | Куратор программы: | |
| АНАЛИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ | |||
| Текущая успеваемость (предметы с оценками): | Выявленные трудности обучения: | ||
| Результаты предыдущей образовательной поддержки: | Ресурсы ученика: | ||
| ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ | |||
| Предмет | Текущий уровень | Целевой уровень | Сроки |
| ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ | |||
| Предмет | Форма занятий | Периодичность | Ответственный |
| АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | |||
| Мера адаптации | Предметы | Ответственный | Примечания |
| Индивидуальные задания | |||
| Дополнительное время | |||
| Альтернативные формы контроля | |||
| Вспомогательные материалы | |||
| РАЗВИТИЕ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ | |||
| Навык | Форма работы | Ответственный | Периодичность |
| Организация рабочего места | |||
| Планирование времени | |||
| Работа с учебной информацией | |||
| Подготовка к контрольным работам | |||
| ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | |||
| Направление | Форма работы | Ответственный | Периодичность |
| Мотивация | |||
| Учебная тревожность | |||
| Самооценка | |||
| Коммуникативные навыки | |||
| РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | |||
| Направление | Форма работы | Ответственный | Периодичность |
| Информирование о программе | |||
| Обучение приёмам помощи | |||
| Обратная связь | |||
| МОНИТОРИНГ ПРОГРЕССА | |||
| Критерий | Форма оценки | Периодичность | Ответственный |
| Текущая успеваемость | |||
| Контрольные работы | |||
| Домашние задания | |||
| Учебные навыки | |||
| КОРРЕКТИРОВКА ПРОГРАММЫ | |||
| Дата | Причина корректировки | Внесённые изменения | |
Интерпретация информации
Эффективность программы академической поддержки во многом зависит от её комплексности и системности. Важно, чтобы все компоненты программы были взаимосвязаны и работали на достижение общих целей. Регулярный мониторинг прогресса (не реже одного раза в две недели) позволяет своевременно выявлять как позитивные изменения, так и зоны, требующие дополнительного внимания.
При разработке программы следует учитывать баланс между академической нагрузкой и психологическим благополучием ученика.
39.8 Шаблон «Рекомендации по обучению»
Рекомендации по обучению — это путеводитель для учителей, работающих с ребёнком, имеющим трудности обучения. Как карта для путешественника, этот документ помогает педагогу находить оптимальные маршруты передачи знаний, избегая опасных участков и максимально используя благоприятные возможности. Этот инструмент превращает интуитивный педагогический опыт в конкретные, ясные рекомендации.
Каждая рекомендация — это ключ, открывающий дверь к эффективному обучению конкретного ребёнка. Как опытный ювелир, который знает, какой инструмент нужен для работы с определённым камнем, школьный психолог подбирает те педагогические подходы, которые будут наиболее эффективны для ученика с конкретным профилем учебных трудностей. Такой индивидуализированный подход позволяет достичь максимального образовательного результата.
Особую ценность представляет практическая направленность рекомендаций — они содержат не общие пожелания, а конкретные, реализуемые в повседневной педагогической практике советы. Это как детальный рецепт блюда для повара, где указаны не только ингредиенты, но и точные пропорции, последовательность действий, время приготовления.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — разработать конкретные, практические рекомендации для педагогов, работающих с учеником, испытывающим трудности в обучении. Шаблон помогает систематизировать психолого-педагогические знания о наиболее эффективных стратегиях обучения, адаптировать их к индивидуальным особенностям ученика и представить в удобной для использования форме. В результате применения рекомендаций учителя получают инструментарий для эффективной работы с учеником, повышается качество обучения без дополнительной нагрузки на педагогов, создаются условия для наиболее полной реализации образовательного потенциала ребёнка.
Шаблон
| РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ | ||
|---|---|---|
| ФИО ученика: | ||
| Класс: | Дата составления: | Специалист: |
| КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ | ||
| ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | ||
| Аспект | Рекомендации | Примечания |
| Оптимальное место в классе | ||
| Режим учебной деятельности | ||
| Особенности восприятия информации | ||
| Продолжительность концентрации внимания | ||
| ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | ||
| Аспект | Рекомендации | Примечания |
| Предпочтительные каналы восприятия | ||
| Структурирование информации | ||
| Темп подачи материала | ||
| Использование наглядных материалов | ||
| УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ | ||
| Аспект | Рекомендации | Примечания |
| Инструкции к заданиям | ||
| Объём и сложность | ||
| Дополнительная помощь | ||
| Альтернативные формы заданий | ||
| КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ | ||
| Аспект | Рекомендации | Примечания |
| Форма контроля | ||
| Время на выполнение | ||
| Критерии оценивания | ||
| Обратная связь | ||
| ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ | ||
| Аспект | Рекомендации | Примечания |
| Эффективное поощрение | ||
| Интересы ученика | ||
| Создание ситуации успеха | ||
| Реакция на ошибки и неудачи | ||
| РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ | ||
| Предмет | Специфические рекомендации | |
| Русский язык | ||
| Математика | ||
| Иностранный язык | ||
| ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ | ||
Интерпретация информации
При разработке рекомендаций важно учитывать не только особенности ученика, но и реальные возможности педагогов для их реализации. Наиболее эффективны те рекомендации, которые не требуют от учителя значительных дополнительных усилий, но при этом существенно повышают доступность обучения для ребёнка с трудностями.
Регулярная обратная связь от педагогов об эффективности предложенных рекомендаций позволяет своевременно их корректировать. Важно понимать, что рекомендации — не догма, а гибкий инструмент, который должен адаптироваться к изменяющимся потребностям ученика и возможностям образовательной среды. Оптимально пересматривать и обновлять рекомендации не реже одного раза в триместр, учитывая как динамику развития ребёнка, так и отзывы учителей о практической применимости тех или иных подходов.
39.9 Шаблон «Стратегии концентрации внимания»
Стратегии концентрации внимания — это набор инструментов для управления самым ценным ресурсом ученика. Как капитан корабля, который умело управляет рулём, направляя судно среди опасных рифов, ребёнок с помощью этих стратегий учится управлять своим вниманием в море учебных задач и отвлекающих факторов. Этот инструмент особенно ценен для детей, чьи трудности обучения связаны с проблемами удержания и переключения внимания.
Каждая стратегия — это своеобразная техника психологического айкидо, позволяющая использовать особенности своего внимания не как препятствие, а как ресурс. Как опытный фотограф, который умеет фокусировать объектив на главном объекте, размывая фон, ребёнок учится выделять в потоке информации самое важное. Такой подход преобразует хаотичное восприятие в структурированное познание.
Особую ценность представляет прикладной характер стратегий — они применимы не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни. Это как универсальный навык езды на велосипеде, который, однажды освоив, человек сохраняет на всю жизнь и может использовать в самых разных ситуациях.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — разработать комплекс практических стратегий и техник, помогающих ученику улучшить концентрацию внимания в процессе обучения. Шаблон помогает систематизировать эффективные методы управления вниманием, адаптировать их к индивидуальным особенностям ребёнка и представить в доступной форме для использования самим учеником, педагогами и родителями. В результате применения стратегий концентрации внимания повышается эффективность учебной деятельности, снижается утомляемость, формируется навык самоконтроля и саморегуляции, что ведёт к преодолению многих учебных трудностей.
Шаблон
| СТРАТЕГИИ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ | ||
|---|---|---|
| ФИО ученика: | ||
| Класс: | Дата составления: | Специалист: |
| ПРОФИЛЬ ВНИМАНИЯ УЧЕНИКА | ||
| Характеристика | Особенности | Влияние на обучение |
| Устойчивость внимания | ||
| Концентрация внимания | ||
| Переключаемость внимания | ||
| Распределение внимания | ||
| Избирательность внимания | ||
| ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА | ||
| Стратегия | Описание | Применение |
| Оптимальное рабочее место | ||
| Управление сенсорной стимуляцией | ||
| Организация рабочих материалов | ||
| Визуальные подсказки | ||
| УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ВРЕМЕНЕМ | ||
| Стратегия | Описание | Применение |
| Чередование активности | ||
| Методы хронометража | ||
| Ритуалы начала работы | ||
| Система микро-перерывов | ||
| ТЕХНИКИ САМОКОНТРОЛЯ | ||
| Техника | Описание | Применение |
| Самоинструктирование | ||
| Техники самомониторинга | ||
| Якоря внимания | ||
| Сигналы возвращения к задаче | ||
| КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ | ||
| Стратегия | Описание | Применение |
| Активное чтение | ||
| Структурирование информации | ||
| Мнемотехники | ||
| Визуализация | ||
| ФИЗИЧЕСКИЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ | ||
| Стратегия | Описание | Применение |
| Двигательные микропаузы | ||
| Техники релаксации | ||
| Дыхательные упражнения | ||
| Сенсорное «регулирование» | ||
| ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ | ||
| Стратегия | Описание | Применение |
Интерпретация информации
При работе со стратегиями концентрации внимания важно помнить о принципе индивидуализации — то, что эффективно для одного ученика, может быть бесполезно для другого. Экспериментальный подход, когда ребёнок пробует разные стратегии и отбирает наиболее эффективные, даёт наилучшие результаты. Рекомендуется начинать с 2-3 стратегий, постепенно расширяя их репертуар.
Успешность применения стратегий во многом зависит от их систематического использования — только регулярная практика ведёт к формированию устойчивых навыков управления вниманием. Важно также учитывать, что некоторые стратегии требуют предварительного обучения и поддержки со стороны взрослых на начальных этапах. Особую роль играет позитивное подкрепление — отмечайте и поощряйте даже небольшие успехи ученика в применении стратегий, это значительно повышает мотивацию к их использованию.
39.10 Шаблон «Шкала образовательных потребностей»
Шкала образовательных потребностей — это своеобразный измерительный прибор для определения индивидуальных учебных нужд ребёнка. Как врач с помощью различных диагностических тестов определяет состояние здоровья пациента, так школьный психолог с помощью этой шкалы выявляет специфические образовательные потребности ученика. Этот инструмент позволяет перейти от размытых характеристик вроде «трудный ученик» к конкретным, измеримым образовательным запросам.
Каждый пункт шкалы — это маленькое окошко в мир учебных возможностей и ограничений ребёнка. Как мозаика из разноцветных кусочков, эти пункты складываются в целостную картину образовательных потребностей ученика. Такой подход позволяет перейти от реактивного «тушения пожаров» к проактивному созданию оптимальной образовательной среды.
Особую ценность представляет количественный характер шкалы — она позволяет не просто констатировать наличие тех или иных потребностей, но и оценивать их интенсивность. Это как термометр, который показывает не просто «есть температура» или «нет температуры», а конкретное значение в градусах, что позволяет точнее выбирать методы «лечения».
Цель шаблона
Цель данного шаблона — создать инструмент для комплексной оценки специальных образовательных потребностей ученика, испытывающего трудности в обучении. Шаблон помогает систематизировать информацию о различных аспектах образовательных нужд ребёнка, определить их приоритетность и разработать стратегию их удовлетворения. В результате использования шкалы образовательных потребностей формируется целостное представление об особенностях учебной деятельности ученика, создаётся основа для разработки индивидуализированных образовательных маршрутов, повышается эффективность психолого-педагогического сопровождения.
Шаблон
| ШКАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ | |||
|---|---|---|---|
| ФИО ученика: | |||
| Класс: | Дата заполнения: | Специалист: | |
| Инструкция: Оцените по шкале от 0 до 3 степень выраженности каждой образовательной потребности, где 0 – потребность отсутствует, 1 – потребность выражена слабо, 2 – потребность выражена умеренно, 3 – потребность выражена сильно. | |||
| ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | |||
| Потребность | Оценка (0-3) | Комментарий | Рекомендации |
| Индивидуальный темп работы | |||
| Дополнительное время на выполнение заданий | |||
| Особое структурирование учебного дня | |||
| Специальное рабочее место | |||
| АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | |||
| Потребность | Оценка (0-3) | Комментарий | Рекомендации |
| Упрощение инструкций | |||
| Дополнительные наглядные материалы | |||
| Адаптация текстовых материалов | |||
| Дополнительная структура заданий | |||
| УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ И СТРАТЕГИИ | |||
| Потребность | Оценка (0-3) | Комментарий | Рекомендации |
| Развитие навыков чтения | |||
| Развитие навыков письма | |||
| Развитие математических навыков | |||
| Стратегии обработки информации | |||
| ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА | |||
| Потребность | Оценка (0-3) | Комментарий | Рекомендации |
| Индивидуальные дополнительные занятия | |||
| Тьюторское сопровождение | |||
| Использование вспомогательных технологий | |||
| Консультации специалистов | |||
| СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА | |||
| Потребность | Оценка (0-3) | Комментарий | Рекомендации |
| Развитие учебной мотивации | |||
| Снижение учебной тревожности | |||
| Поддержка самооценки | |||
| Развитие социальных навыков | |||
| ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
| Приоритетные образовательные потребности: | Ресурсы для удовлетворения потребностей: | ||
Интерпретация информации
При анализе заполненной шкалы образовательных потребностей особое внимание следует уделять пунктам с высокими оценками (2-3 балла) — они указывают на приоритетные направления работы. В то же время, потребности с оценкой 1 балл также не следует игнорировать, так как со временем они могут усилиться или стать более значимыми при изменении образовательной ситуации.
Важно анализировать взаимосвязи между различными образовательными потребностями — часто они образуют кластеры взаимосвязанных нужд, которые эффективнее удовлетворять комплексно. При разработке рекомендаций учитывайте не только выявленные потребности, но и доступные ресурсы образовательной среды и семьи. Шкалу рекомендуется пересматривать и обновлять не реже одного раза в полугодие, а также при существенных изменениях в учебной ситуации ученика.
Итоговая таблица шаблонов
| Шаблон | Назначение | Примечание |
|---|---|---|
| Анализ образовательных барьеров | Выявление и структурирование конкретных препятствий, мешающих ученику успешно осваивать учебный материал | Особенно эффективен при командной работе психолога, учителя и родителей |
| Бланк учебных достижений | Создание позитивно ориентированной системы отслеживания учебного прогресса ученика | Акцентирует внимание на реальных успехах и достижениях, а не только на оценках |
| Карта учебных трудностей | Создание детализированной и структурированной картины учебных трудностей ученика | Помогает выявить взаимосвязи между разными аспектами образовательных затруднений |
| Маршрут индивидуальной помощи | Разработка чёткого, пошагового плана преодоления учебных трудностей | Координирует действия всех участников образовательного процесса |
| Опросник учебной мотивации | Выявление характера и уровня учебной мотивации ученика | Учитывает мнение ученика, педагогов и родителей |
| План когнитивных тренировок | Создание структурированной программы развития когнитивных функций | Требует систематического подхода и регулярного мониторинга эффективности |
| Программа академической поддержки | Разработка комплексной системы поддержки ученика с учебными трудностями | Интегрирует различные подходы и методы помощи в единую систему |
| Рекомендации по обучению | Разработка конкретных, практических рекомендаций для педагогов | Должны быть реалистичными и учитывать возможности конкретной образовательной среды |
| Стратегии концентрации внимания | Разработка комплекса практических стратегий и техник улучшения концентрации внимания | Требуют индивидуального подбора и систематического применения |
| Шкала образовательных потребностей | Комплексная оценка специальных образовательных потребностей ученика | Позволяет не только выявить потребности, но и определить их приоритетность |