Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Психодиагностические упражнения
Глава 20. Проективные методики
Оглавление
- Ассоциативный тест
- Визуальные образы
- Графический тест
- Незаконченные фразы
- Проективный рисунок
- Символический тест
- Словесные ассоциации
- Сюжетные картины
- Цветовой тест
- Чернильные пятна
20.1 Ассоциативный тест
Описание упражнения
Ассоциативный тест представляет собой проективную методику, основанную на выявлении индивидуальных особенностей мышления, эмоционального состояния и личностных характеристик через спонтанные ассоциации. В ходе выполнения теста участнику предлагается серия стимульных слов, на которые необходимо как можно быстрее отреагировать первым пришедшим в голову словом-ассоциацией.
Особенность данной методики заключается в том, что она позволяет обойти защитные механизмы сознания и получить доступ к глубинным слоям психики. Спонтанные ассоциации отражают актуальные переживания, страхи, желания и конфликты личности.
Метод основан на предположении, что характер ассоциаций определяется не случайными факторами, а индивидуально-психологическими особенностями человека, его жизненным опытом и текущим психоэмоциональным состоянием.
Теоретическая основа
Методика базируется на фундаментальных исследованиях К.Г. Юнга в области ассоциативного эксперимента и его последователей. Согласно теории, наше бессознательное структурировано определенным образом, и эта структура проявляется через ассоциативные связи. Характер этих связей может указывать на особенности психической организации личности.
Важным теоретическим основанием является положение о том, что ассоциативные реакции отражают как когнитивные, так и эмоциональные аспекты психической деятельности. Время реакции и характер ассоциаций могут свидетельствовать о наличии психологических комплексов и внутренних конфликтов.
Цель упражнения
Методика направлена на диагностику индивидуальных особенностей мышления, выявление скрытых эмоциональных комплексов, определение актуального психологического состояния и личностных характеристик. Развивает навыки спонтанного реагирования и способствует более глубокому самопознанию.
Реквизит
Наименование | Количество | Примечание |
---|---|---|
Список стимульных слов | 1 экземпляр | Для психолога |
Бланк протокола | По числу участников | Для записи ответов |
Секундомер | 1 штука | Для замера времени реакции |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Психолог знакомит участника с инструкцией, объясняет правила выполнения теста. Важно создать спокойную, доверительную атмосферу. Участник должен расположиться удобно, исключив внешние раздражители.
2. Основной этап
Психолог последовательно зачитывает слова-стимулы из списка. После каждого слова делается пауза для ответа участника. Ответы фиксируются в протоколе вместе с временем реакции.
3. Заключительный этап
Проводится обработка результатов, анализ характера ассоциаций и времени реакции. При необходимости проводится уточняющая беседа с участником.
Время на каждый этап
Этап | Продолжительность | Комментарий |
---|---|---|
Подготовительный | 5-7 минут | Знакомство с инструкцией |
Основной | 15-20 минут | Работа со стимульным материалом |
Заключительный | 10-15 минут | Обработка результатов |
Образец бланка протокола
№ | Слово-стимул | Реакция | Время реакции (сек) | Примечания |
---|---|---|---|---|
1 | дом | семья | 1.5 | спокойная реакция |
2 | вода | море | 1.2 | быстрый ответ |
3 | страх | темнота | 2.8 | замедленная реакция |
Размер группы
Методика предназначена для индивидуальной работы. В случае необходимости возможно групповое проведение с численностью до 5-7 человек, но это снижает диагностическую ценность результатов.
Ключевые моменты для участников
- Отвечать нужно первым пришедшим в голову словом, не обдумывая ответ длительно
- Нет правильных или неправильных ответов
- Важна естественность реакций
- Не стараться выглядеть лучше или умнее
- Возможен отказ от ответа, если слово вызывает сильный дискомфорт
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие слова вызвали наибольшие затруднения при ответе?
- Были ли слова, на которые хотелось дать несколько ответов?
- Заметили ли вы определенные закономерности в своих ответах?
- Что показалось необычным в собственных реакциях?
- Какие эмоции возникали в процессе выполнения теста?
Примеры выполнения
Стимул | Типичная реакция | Особая реакция | Интерпретация особой реакции |
---|---|---|---|
мать | любовь | страх | возможны проблемы в отношениях с матерью |
работа | деньги | клетка | неудовлетворенность профессиональной деятельностью |
будущее | мечта | туман | неуверенность в завтрашнем дне |
Интерпретация результатов
При анализе результатов учитываются следующие параметры:
Параметр | Что анализируется | Значение |
---|---|---|
Время реакции | Скорость ответа | Показатель значимости стимула |
Характер ассоциаций | Тип связи со стимулом | Особенности мышления |
Эмоциональная окраска | Позитив/негатив ответа | Эмоциональное состояние |
Когда применять
Методика эффективна в следующих случаях:
- Первичная диагностика личности
- Выявление скрытых психологических проблем
- Мониторинг психологического состояния
- Исследование когнитивных особенностей
- Диагностика эмоциональной сферы
Противопоказания:
- Острые психотические состояния
- Выраженное утомление
- Состояние острого стресса
- Тяжелые соматические заболевания
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безопасности и доверия
- Четко произносить слова-стимулы
- Соблюдать нейтральность в реакциях на ответы
- Вести четкий протокол
- Отмечать особенности поведения и эмоциональные реакции
Возможные модификации
- Использование специализированных наборов стимульных слов для разных задач диагностики
- Включение визуальных стимулов наряду со словесными
- Применение цветовых ассоциаций
- Работа с парными ассоциациями
- Использование звуковых стимулов совместно со словесными
20.2 Визуальные образы
Описание упражнения
Методика «Визуальные образы» представляет собой проективную технику, основанную на интерпретации участниками специально подобранных изображений неопределенного или многозначного содержания. В процессе работы испытуемому предъявляются карточки с разнообразными визуальными стимулами — от абстрактных форм до сюжетных картин с намеренно размытым или неоднозначным содержанием.
Уникальность данной методики заключается в том, что она позволяет исследовать особенности восприятия, воображения и эмоционального реагирования личности через призму субъективной интерпретации визуальных стимулов. Каждый участник, описывая увиденное, неизбежно проецирует свой внутренний мир на предъявляемый материал.
Процесс работы с визуальными образами активизирует механизмы проекции, что позволяет получить богатый диагностический материал о личностных особенностях, актуальных переживаниях и неосознаваемых аспектах психической жизни человека.
Теоретическая основа
Методика базируется на психоаналитической концепции проекции и теории перцептивной защиты. Согласно этим теоретическим положениям, при восприятии неоднозначных стимулов человек неосознанно наделяет их личностно значимым содержанием, отражающим его внутренний мир, потребности, конфликты и способы их разрешения.
Важным теоретическим основанием является положение гештальтпсихологии о целостности восприятия и тенденции психики к завершению неполных образов. Это позволяет исследовать индивидуальные особенности построения целостной картины мира на основе фрагментарной информации.
Цель упражнения
Методика направлена на диагностику особенностей восприятия, воображения, эмоционального реагирования и личностных характеристик. Развивает навыки образного мышления, способствует осознанию собственных проекций и стереотипов восприятия. Позволяет выявить неосознаваемые тенденции личности, актуальные конфликты и способы их разрешения.
Реквизит
Наименование | Количество | Примечание |
---|---|---|
Набор стимульных карточек | 15-20 штук | С различными изображениями |
Протокол исследования | По числу участников | Для фиксации ответов |
Диктофон | 1 штука | Для записи вербальных реакций |
Этапы выполнения
1. Установочный этап
Психолог знакомит участника с инструкцией, объясняет правила работы с карточками. Создается атмосфера доверия и психологической безопасности. Участник располагается в удобном положении.
2. Диагностический этап
Последовательное предъявление визуальных стимулов. Участник описывает свои впечатления, ассоциации, интерпретирует увиденное. Психолог фиксирует ответы и особенности поведения.
3. Аналитический этап
Обработка полученных данных, анализ содержания и структуры ответов, особенностей восприятия и интерпретации образов.
Время на каждый этап
Этап | Продолжительность | Особенности |
---|---|---|
Установочный | 5-7 минут | Формирование рабочего настроя |
Диагностический | 30-40 минут | Основная работа с материалом |
Аналитический | 15-20 минут | Обработка результатов |
Образец протокола
№ карточки | Первичная реакция | Развернутое описание | Эмоциональный фон |
---|---|---|---|
1 | Удивление | Необычный пейзаж | Позитивный |
2 | Настороженность | Темное помещение | Тревожный |
3 | Интерес | Группа людей | Нейтральный |
Размер группы
Оптимально проводить методику индивидуально. При необходимости возможна работа в малых группах до 3-4 человек, но это снижает глубину диагностики.
Ключевые моменты для участников
- Важна спонтанность в описании первых впечатлений
- Нет правильных или неправильных интерпретаций
- Можно описывать любые возникающие ассоциации и образы
- Не стремиться к логическому объяснению увиденного
- Доверять своим чувствам и впечатлениям
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие изображения вызвали наиболее яркий эмоциональный отклик?
- Были ли образы, которые показались знакомыми или значимыми?
- Какие чувства возникали в процессе работы с разными карточками?
- Заметили ли вы определенные темы, повторяющиеся в ваших интерпретациях?
- Что нового вы узнали о себе в процессе работы?
Примеры выполнения
Тип изображения | Типичная интерпретация | Необычная интерпретация | Диагностическое значение |
---|---|---|---|
Абстрактная форма | Природный объект | Эмоциональное состояние | Развитое образное мышление |
Размытый пейзаж | Описание природы | Метафора жизни | Склонность к философствованию |
Силуэты людей | Бытовая сцена | Символическое значение | Проекция отношений |
Интерпретация результатов
При анализе учитываются следующие параметры:
Параметр анализа | На что указывает | Диагностическое значение |
---|---|---|
Целостность восприятия | Способ организации опыта | Когнитивный стиль |
Эмоциональный фон | Актуальное состояние | Эмоциональная сфера |
Уровень символизации | Глубина интерпретации | Личностная зрелость |
Когда применять
Методика эффективна в следующих случаях:
- Исследование особенностей восприятия и воображения
- Диагностика эмоциональной сферы
- Выявление неосознаваемых конфликтов
- Исследование механизмов психологической защиты
- Оценка творческого потенциала
Противопоказания:
- Состояния острого психологического кризиса
- Выраженная тревожность
- Нарушения восприятия
- Явные признаки утомления
Рекомендации для ведущего
- Поддерживать атмосферу принятия и безоценочности
- Внимательно фиксировать невербальные реакции
- Избегать навязывания собственных интерпретаций
- Проявлять гибкость в последовательности предъявления стимулов
- Учитывать индивидуальный темп работы участника
Возможные модификации
- Использование цветных и черно-белых вариантов изображений
- Работа с сериями тематически связанных картин
- Включение элементов арт-терапии
- Создание собственных образов на основе стимульного материала
- Групповое обсуждение различных интерпретаций
20.3 Графический тест
Описание упражнения
Графический тест представляет собой проективную методику, в которой участнику предлагается выполнить серию рисунков по определенным инструкциям. Особенность методики заключается в том, что через особенности изображения и характер выполнения рисунка проявляются личностные характеристики, эмоциональное состояние и неосознаваемые аспекты психики человека.
В процессе рисования активизируются различные психические процессы: восприятие, моторика, память, воображение, мышление. Характер их взаимодействия отражается в конечном продукте — рисунке, который становится богатым источником диагностической информации.
Методика основана на принципе проекции — человек неосознанно переносит свои психологические особенности и состояния на создаваемое изображение, что делает возможным их анализ и интерпретацию.
Теоретическая основа
Методика базируется на положениях проективной психологии и психоанализа о том, что в процессе творческой деятельности человек неосознанно раскрывает свой внутренний мир. Важную роль играет теория символизации, согласно которой различные элементы рисунка могут иметь символическое значение.
Существенным теоретическим основанием является концепция психомоторной связи, утверждающая наличие устойчивых соответствий между психическим состоянием человека и характеристиками его графической деятельности.
Цель упражнения
Методика направлена на диагностику личностных особенностей, эмоционального состояния, межличностных отношений и неосознаваемых конфликтов через анализ графической продукции. Развивает навыки самовыражения, способствует эмоциональной разрядке и самопознанию.
Реквизит
Наименование | Количество | Характеристики |
---|---|---|
Бумага для рисования | По 3-4 листа на участника | Формат А4, белая |
Простые карандаши | 2-3 штуки на участника | Различной мягкости |
Цветные карандаши | Набор 12 цветов | Стандартные цвета |
Ластик | 1 штука | Мягкий, качественный |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Создание комфортной обстановки, объяснение инструкции, подготовка материалов. Важно обеспечить хорошее освещение и удобное рабочее место.
2. Выполнение рисунков
Последовательное выполнение серии рисунков согласно инструкции. Психолог фиксирует особенности процесса рисования, последовательность создания элементов, комментарии испытуемого.
3. Анализ и обсуждение
Рассмотрение готовых рисунков, беседа с участником о процессе работы, получение дополнительной информации для интерпретации.
Время на каждый этап
Этап работы | Длительность | Примечания |
---|---|---|
Подготовка | 5-7 минут | Инструктаж и организация |
Рисование | 30-40 минут | Выполнение всех заданий |
Обсуждение | 15-20 минут | Анализ работ |
Образец протокола наблюдения
Параметр | Характеристики | Особенности |
---|---|---|
Нажим | Сильный/средний/слабый | Изменения в процессе |
Линии | Прерывистые/сплошные | Качество исполнения |
Детализация | Высокая/средняя/низкая | Значимые элементы |
Размер группы
Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе до 8-10 человек. При групповом формате важно обеспечить каждому участнику достаточное личное пространство.
Ключевые моменты для участников
- Не беспокоиться о художественных качествах рисунка
- Следовать своим импульсам в процессе рисования
- Не использовать вспомогательные средства (линейку, циркуль)
- Выполнять работу в удобном темпе
- Стараться не стирать и не исправлять нарисованное
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие чувства возникали в процессе рисования?
- Какие элементы рисунка кажутся наиболее значимыми?
- Были ли затруднения при выполнении каких-либо заданий?
- Что хотелось изменить или добавить в рисунках?
- Какие ассоциации вызывают готовые работы?
Примеры выполнения
Задание | Типичное исполнение | Особое исполнение | Диагностическое значение |
---|---|---|---|
Дерево | Пропорциональное | Без корней | Чувство нестабильности |
Человек | В полный рост | Только голова | Интеллектуализация |
Дом | С окнами и дверью | Без входа | Закрытость от контактов |
Интерпретация результатов
Показатель | Характеристика | Значение |
---|---|---|
Размер рисунка | Соотношение с листом | Самооценка |
Расположение | Зона листа | Временная ориентация |
Детализация | Количество элементов | Тревожность |
Когда применять
Методика эффективна в следующих случаях:
- Первичная психологическая диагностика
- Исследование эмоциональной сферы
- Выявление внутренних конфликтов
- Диагностика межличностных отношений
- Мониторинг психологического состояния
Противопоказания:
- Выраженные нарушения моторики
- Острые психические состояния
- Сильное физическое утомление
- Негативизм к рисованию
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безоценочного принятия
- Внимательно наблюдать за процессом
- Фиксировать последовательность создания рисунка
- Отмечать комментарии и эмоциональные реакции
- Избегать преждевременных интерпретаций
Возможные модификации
- Использование различных художественных материалов
- Работа с заданной цветовой гаммой
- Рисование доминантной и недоминантной рукой
- Создание серии тематически связанных рисунков
- Включение элементов арт-терапии
20.4 Незаконченные фразы
Описание упражнения
Методика «Незаконченные фразы» представляет собой проективную технику, основанную на принципе вербального завершения предложенных психологом незаконченных предложений. Каждая фраза-стимул сконструирована таким образом, чтобы спровоцировать ответы, относящиеся к определенной сфере отношений личности или области переживаний.
В ходе выполнения методики участнику последовательно предъявляются незаконченные предложения, которые он должен завершить первой пришедшей в голову мыслью. Особенность данного метода заключается в том, что структура незаконченного предложения направляет ассоциации в определенное русло, при этом оставляя человеку свободу в выборе ответа.
Содержание завершенных предложений позволяет выявить скрытые переживания, отношения к различным сферам жизни, внутренние конфликты и способы их разрешения, что делает методику ценным диагностическим инструментом.
Теоретическая основа
Методика основывается на теории проективной психологии и психоанализа, согласно которым неструктурированный стимульный материал провоцирует проявление скрытых аспектов личности. Важным теоретическим основанием является положение о том, что характер завершения предложения отражает личностно значимое содержание психической жизни человека.
Существенную роль играет концепция установки, определяющая готовность человека реагировать определенным образом на предъявляемые стимулы. При этом характер этой готовности обусловлен как сознательными, так и бессознательными факторами.
Цель упражнения
Методика направлена на исследование системы отношений личности, выявление скрытых переживаний, внутренних конфликтов и актуальных потребностей. Развивает навыки рефлексии, способствует осознанию собственных установок и стереотипов мышления, помогает в самопознании.
Реквизит
Наименование | Количество | Назначение |
---|---|---|
Бланки с незаконченными предложениями | По числу участников | Для записи ответов |
Ручки или карандаши | По числу участников | Для заполнения бланков |
Секундомер | 1 штука | Для контроля времени |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Психолог знакомит участников с инструкцией, раздает бланки, создает рабочую атмосферу. Важно подчеркнуть, что нет правильных или неправильных ответов.
2. Основной этап
Участники последовательно заполняют бланк, завершая предложенные фразы. Важно работать в комфортном темпе, не задерживаясь долго на одном предложении.
3. Завершающий этап
Сбор бланков, первичный анализ ответов, при необходимости — уточняющая беседа с участниками.
Время на каждый этап
Этап | Длительность | Содержание работы |
---|---|---|
Подготовка | 5-7 минут | Инструктаж и организация |
Заполнение | 25-30 минут | Работа с предложениями |
Завершение | 10-15 минут | Сбор и обработка |
Образец бланка методики
№ | Начало фразы | Завершение | Категория |
---|---|---|---|
1 | Я думаю, что люди… | [место для ответа] | Отношение к людям |
2 | Будущее кажется мне… | [место для ответа] | Отношение к будущему |
3 | Большинство моих друзей… | [место для ответа] | Межличностные отношения |
Размер группы
Методика может проводиться как индивидуально, так и в группе до 15-20 человек. При групповом формате важно обеспечить самостоятельность работы каждого участника.
Ключевые моменты для участников
- Отвечать быстро, не раздумывая долго
- Записывать первый пришедший в голову ответ
- Не пропускать предложения
- Стараться быть искренним
- Не беспокоиться о правильности ответов
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие предложения вызвали затруднения при завершении?
- Были ли фразы, над которыми пришлось задуматься особенно долго?
- Заметили ли вы определенные темы в своих ответах?
- Какие чувства возникали при работе с разными предложениями?
- Что нового вы узнали о себе?
Примеры выполнения
Стимул | Типичное завершение | Особое завершение | Интерпретация |
---|---|---|---|
Моя семья… | самая лучшая | далеко от меня | Проблемы в семье |
Я мечтаю… | о счастье | забыть всё | Внутренний конфликт |
Большинство людей… | добрые | опасны | Недоверие к миру |
Интерпретация результатов
При анализе учитываются следующие параметры:
Критерий анализа | Что оценивается | Диагностическое значение |
---|---|---|
Содержание ответов | Смысловое наполнение | Система отношений |
Эмоциональный тон | Позитив/негатив | Общий фон настроения |
Объем ответа | Развернутость | Значимость темы |
Когда применять
Методика эффективна в следующих случаях:
- Диагностика системы отношений личности
- Выявление внутренних конфликтов
- Исследование эмоциональной сферы
- Профориентационная работа
- Семейное консультирование
Противопоказания:
- Выраженное негативное состояние
- Острый стресс
- Сильное утомление
- Нежелание участвовать
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу доверия
- Не торопить участников
- Избегать оценочных суждений
- Фиксировать невербальные реакции
- Быть готовым к эмоциональным проявлениям
Возможные модификации
- Использование тематических наборов предложений
- Работа с временными категориями
- Включение проективных рисунков
- Групповое обсуждение ответов
- Сочетание с другими проективными методиками
20.5 Проективный рисунок
Описание упражнения
Методика «Проективный рисунок» представляет собой специализированную технику психодиагностики, в которой испытуемому предлагается создать рисунок на заданную тему с последующей интерпретацией его символического содержания. Уникальность метода заключается в том, что через особенности изображения проявляются глубинные аспекты личности, которые сложно выявить другими способами.
В основе методики лежит предположение о том, что характер изображения, выбор цветов, размещение элементов на листе, степень детализации и другие особенности рисунка отражают психологические характеристики автора. Каждый элемент рисунка может рассматриваться как символ, несущий определенное психологическое содержание.
Особенность данного метода состоит в его гибкости и многофункциональности — он может использоваться как для диагностики, так и для терапевтических целей, позволяя не только выявить проблемные зоны, но и начать работу с ними.
Теоретическая основа
Методика базируется на психоаналитической концепции проекции и теории символического отражения бессознательного в творческой продукции. Согласно этим представлениям, в процессе рисования активизируются глубинные психические процессы, которые находят своё выражение в создаваемых образах и символах.
Важным теоретическим основанием является положение о том, что проективный рисунок отражает не только осознаваемые, но и неосознаваемые аспекты психики, позволяя получить целостное представление о личности. При этом символический язык рисунка является универсальным способом выражения психического содержания.
Цель упражнения
Методика направлена на диагностику личностных особенностей, эмоционального состояния, неосознаваемых конфликтов и способов их разрешения через анализ символического содержания рисунка. Способствует развитию самопознания, эмоциональной экспрессии и творческого самовыражения.
Реквизит
Наименование | Характеристики | Количество |
---|---|---|
Бумага для рисования | Формат А4, белая | 2-3 листа на человека |
Цветные карандаши | 12 цветов, мягкие | 1 набор на человека |
Простые карандаши | Разной мягкости | 2-3 штуки |
Ластик | Мягкий, качественный | 1 штука |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Создание комфортной атмосферы, объяснение инструкции, подготовка материалов. Важно обеспечить отсутствие внешних раздражителей и хорошее освещение.
2. Основной этап рисования
Непосредственное создание рисунка по заданной теме. Психолог наблюдает за процессом, отмечает особенности работы, последовательность создания элементов.
3. Этап интерпретации
Анализ готового рисунка, беседа с автором, выявление символического значения элементов, обсуждение возникших ассоциаций и чувств.
Время на каждый этап
Этап | Продолжительность | Особенности |
---|---|---|
Подготовка | 10 минут | Организационные моменты |
Рисование | 20-30 минут | Создание изображения |
Интерпретация | 15-20 минут | Анализ и обсуждение |
Образец протокола наблюдения
Критерий | Показатели | Значение |
---|---|---|
Расположение на листе | Центр/периферия | Самооценка |
Размер изображения | Большой/малый | Значимость темы |
Цветовое решение | Яркость/тусклость | Эмоциональный фон |
Размер группы
Методика может проводиться как индивидуально, так и в группах до 10-12 человек. При групповой работе важно обеспечить каждому участнику достаточное личное пространство для творчества.
Ключевые моменты для участников
- Не беспокоиться о художественных качествах рисунка
- Выражать свои чувства и мысли свободно
- Не копировать чужие работы
- Работать в комфортном темпе
- Доверять своей интуиции в выборе образов
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие чувства возникали в процессе рисования?
- Что означают различные элементы рисунка?
- Какие ассоциации вызывает готовая работа?
- С чем связан выбор цветов?
- Что бы хотелось изменить в рисунке?
Примеры выполнения
Тема рисунка | Типичное исполнение | Особое исполнение | Интерпретация |
---|---|---|---|
Мой мир | Пейзаж, дом | Абстракция | Сложность самовыражения |
Моя семья | Группа фигур | Символы | Непрямое выражение чувств |
Мое будущее | Солнце, дорога | Темные тона | Тревога о будущем |
Интерпретация результатов
Параметр | Особенности | Диагностическое значение |
---|---|---|
Композиция | Целостность, структура | Организация психики |
Цветовая гамма | Преобладающие цвета | Эмоциональное состояние |
Символика | Значимые образы | Глубинные темы |
Когда применять
Методика эффективна в следующих случаях:
- Диагностика эмоционального состояния
- Исследование личностных особенностей
- Работа с внутренними конфликтами
- Семейная диагностика
- Профориентационная работа
Противопоказания:
- Острые психотические состояния
- Выраженная тревожность
- Сильное сопротивление методу
- Серьезные нарушения моторики
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную атмосферу
- Поддерживать творческую свободу
- Избегать оценочных суждений
- Внимательно наблюдать за процессом
- Деликатно подходить к интерпретации
Возможные модификации
- Использование различных материалов
- Работа с определенной цветовой гаммой
- Создание серии тематических рисунков
- Коллективное рисование
- Сочетание с другими проективными техниками
20.6 Символический тест
Описание упражнения
Символический тест представляет собой проективную методику, основанную на интерпретации символических образов и метафор. Участнику предлагается работа с набором символических изображений или описаний, которые он должен соотнести с различными аспектами своей жизни, личности или актуальной ситуации.
Особенность методики заключается в использовании универсальных символов и архетипических образов, которые позволяют обойти сознательные защитные механизмы и получить доступ к глубинным слоям психики. Работа с символами активизирует процессы образного мышления и интуитивного познания.
В процессе выполнения теста участник не только выбирает и интерпретирует символы, но и создает собственные символические репрезентации, что делает методику особенно ценной для исследования индивидуального символического языка личности.
Теоретическая основа
Методика базируется на юнгианской концепции архетипов и коллективного бессознательного, согласно которой символы являются универсальным языком психики, отражающим глубинные психические процессы. Важную роль играет теория символической репрезентации опыта в работах современных представителей глубинной психологии.
Существенным теоретическим основанием является представление о том, что символ всегда многозначен и содержит как универсальные, так и индивидуальные смыслы, что делает его эффективным инструментом психологического исследования.
Цель упражнения
Методика направлена на исследование глубинных аспектов личности, выявление неосознаваемых паттернов мышления и поведения, диагностику актуальных психологических проблем через анализ символических репрезентаций. Развивает образное мышление, способствует расширению самосознания.
Реквизит
Наименование | Характеристики | Назначение |
---|---|---|
Набор символических карт | 30-40 штук | Основной стимульный материал |
Протокол исследования | Формат А4 | Фиксация результатов |
Бланки для записей | Чистые листы | Для заметок участников |
Этапы выполнения
1. Ознакомительный этап
Знакомство с инструкцией, просмотр набора символических карт, создание доверительной атмосферы. Объяснение принципов работы с символами.
2. Основной этап работы
Выбор и интерпретация символов, соотнесение их с различными аспектами жизни, создание символических композиций. Фиксация ассоциаций и переживаний.
3. Аналитический этап
Обсуждение результатов, анализ выбранных символов, исследование их личностного значения, выявление связей между символами и реальной жизнью.
Время на каждый этап
Этап работы | Продолжительность | Комментарии |
---|---|---|
Ознакомление | 10-15 минут | Подготовка к работе |
Основная работа | 30-40 минут | Взаимодействие с символами |
Анализ | 20-25 минут | Обсуждение результатов |
Образец протокола
Символ | Первичные ассоциации | Личностное значение |
---|---|---|
Дерево | Рост, развитие | Жизненные цели |
Мост | Переход, связь | Преодоление трудностей |
Ключ | Доступ, тайна | Поиск решения |
Размер группы
Методика эффективна как в индивидуальной работе, так и в малых группах до 8-10 человек. При групповой работе важно обеспечить возможность индивидуального выбора и интерпретации символов.
Ключевые моменты для участников
- Доверять первым впечатлениям и ассоциациям
- Не стремиться к логическому объяснению выбора
- Быть открытым к неожиданным значениям символов
- Фиксировать эмоциональные реакции
- Исследовать личные смыслы символов
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие символы привлекли особое внимание?
- Какие чувства вызывают выбранные символы?
- Как связаны символы с актуальной жизненной ситуацией?
- Какие инсайты возникли в процессе работы?
- Как изменилось понимание ситуации через призму символов?
Примеры выполнения
Категория символов | Типичная интерпретация | Глубинное значение |
---|---|---|
Природные символы | Жизненные циклы | Процессы развития |
Геометрические формы | Структура отношений | Психическая организация |
Предметные символы | Практические аспекты | Способы реализации |
Интерпретация результатов
Аспект анализа | Критерии оценки | Значение |
---|---|---|
Выбор символов | Предпочтения | Актуальные темы |
Сочетание символов | Взаимосвязи | Системные паттерны |
Эмоциональный отклик | Реакции | Значимость темы |
Когда применять
Методика эффективна в следующих случаях:
- Исследование глубинных аспектов личности
- Работа с неосознаваемыми процессами
- Диагностика актуальных проблем
- Поиск ресурсных состояний
- Развитие самопознания
Противопоказания:
- Острые психотические состояния
- Выраженная тревожность
- Сопротивление работе с символами
- Состояние острого стресса
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасное пространство для работы
- Поддерживать индивидуальный темп исследования
- Избегать навязывания интерпретаций
- Внимательно следить за эмоциональным состоянием
- Помогать в раскрытии личных смыслов
Возможные модификации
- Использование различных наборов символов
- Создание личных символических карт
- Работа с динамическими композициями
- Сочетание с арт-терапевтическими техниками
- Интеграция с другими проективными методами
20.7 Словесные ассоциации
Описание упражнения
Методика «Словесные ассоциации» представляет собой проективную технику, основанную на анализе спонтанных вербальных реакций на предъявляемые слова-стимулы. В ходе исследования психолог зачитывает специально подобранные слова, а испытуемый должен как можно быстрее назвать первое слово, которое пришло ему в голову в связи с услышанным.
Уникальность данного метода заключается в его способности выявлять неосознаваемые аспекты психики через анализ характера ассоциативных связей. Спонтанность реакций позволяет обойти сознательный контроль и получить доступ к глубинным слоям личности.
Особую ценность представляет возможность проследить индивидуальные особенности ассоциативного мышления, эмоциональные реакции на определенные темы и наличие психологических комплексов через анализ характера и времени ответов.
Теоретическая основа
Методика основывается на теории ассоциативного мышления и концепции проекции в психологии. Согласно этим представлениям, характер ассоциативных связей отражает как когнитивные особенности личности, так и эмоционально значимые темы и переживания.
Важным теоретическим основанием является положение о том, что увеличение времени реакции и особенности ассоциаций на определенные стимулы могут указывать на наличие психологических комплексов и внутренних конфликтов.
Цель упражнения
Методика направлена на исследование индивидуальных особенностей мышления, выявление эмоционально значимых тем, диагностику психологических проблем и внутренних конфликтов через анализ ассоциативных реакций. Развивает спонтанность мышления и способность к самовыражению.
Реквизит
Наименование | Количество | Использование |
---|---|---|
Список слов-стимулов | 100-200 слов | Основной материал |
Секундомер | 1 штука | Замер времени реакции |
Бланк протокола | По числу участников | Запись результатов |
Этапы выполнения
1. Установочный этап
Объяснение инструкции, создание рабочей атмосферы, проверка понимания задания на пробных словах. Важно убедиться, что участник понял принцип работы.
2. Диагностический этап
Последовательное предъявление слов-стимулов, фиксация ответов и времени реакции. Важно поддерживать равномерный темп работы и отмечать особенности реагирования.
3. Аналитический этап
Обработка полученных данных, анализ характера ассоциаций, времени реакции и особенностей ответов. При необходимости — уточняющая беседа.
Время на каждый этап
Этап | Длительность | Содержание |
---|---|---|
Установочный | 5-7 минут | Инструктаж |
Диагностический | 30-40 минут | Основная работа |
Аналитический | 15-20 минут | Обработка данных |
Образец протокола
Слово-стимул | Реакция | Время (сек) |
---|---|---|
счастье | солнце | 1.2 |
страх | темнота | 2.5 |
дружба | верность | 1.8 |
Размер группы
Методика предназначена для индивидуальной работы. В исключительных случаях возможно проведение в малых группах до 3-4 человек, но это снижает диагностическую ценность.
Ключевые моменты для участников
- Отвечать первым пришедшим в голову словом
- Не обдумывать ответ долго
- Стараться поддерживать постоянный темп работы
- Не пытаться давать «правильные» ответы
- Быть естественным в реакциях
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие слова вызвали наибольшие затруднения?
- На какие стимулы реакция была наиболее быстрой?
- Заметили ли вы определенные закономерности в своих ответах?
- Какие эмоции возникали в процессе работы?
- Удивили ли вас какие-то собственные ассоциации?
Примеры выполнения
Стимул | Типичная реакция | Нетипичная реакция | Интерпретация |
---|---|---|---|
дом | семья | одиночество | Проблемы в семье |
работа | деньги | страх | Тревога о работе |
жизнь | радость | усталость | Эмоциональное истощение |
Интерпретация результатов
Показатель | Что анализируется | Значение |
---|---|---|
Время реакции | Скорость ответа | Значимость темы |
Тип ассоциации | Характер связи | Особенности мышления |
Эмоциональный фон | Окраска ответов | Состояние |
Когда применять
Методика эффективна в следующих случаях:
- Общая психологическая диагностика
- Исследование когнитивных процессов
- Выявление эмоциональных проблем
- Диагностика внутренних конфликтов
- Оценка психического состояния
Противопоказания:
- Острые психические состояния
- Выраженное утомление
- Нарушения речи
- Состояние стресса
Рекомендации для ведущего
- Поддерживать нейтральный тон
- Четко произносить стимулы
- Точно фиксировать время реакции
- Отмечать особенности поведения
- Вести подробный протокол
Возможные модификации
- Использование тематических наборов слов
- Работа с антонимами
- Цепочки ассоциаций
- Включение эмоционально окрашенных стимулов
- Комбинация со зрительными стимулами
20.8 Сюжетные картины
Описание упражнения
Методика «Сюжетные картины» представляет собой проективную технику, основанную на интерпретации специально подобранных изображений, содержащих различные жизненные ситуации. Участнику предлагается рассмотреть картины и составить рассказ о том, что на них происходит, что предшествовало изображенной ситуации и чем она может закончиться.
Уникальность методики заключается в том, что через описание и интерпретацию сюжетных картин проявляются личностные особенности человека, его установки, ценности, способы реагирования на различные жизненные ситуации и межличностные отношения.
В процессе работы активизируются механизмы проекции и идентификации, что позволяет получить богатый диагностический материал о внутреннем мире человека, его страхах, желаниях и способах разрешения конфликтных ситуаций.
Теоретическая основа
Методика базируется на психоаналитической теории проекции и положении о том, что в процессе интерпретации неопределенного стимульного материала человек неизбежно проецирует свои личностные особенности, актуальные переживания и неосознаваемые конфликты.
Важным теоретическим основанием является представление о том, что характер восприятия и интерпретации социальных ситуаций отражает личный опыт человека, его ожидания и способы взаимодействия с окружающим миром.
Цель упражнения
Методика направлена на диагностику личностных особенностей, системы отношений, способов реагирования в различных ситуациях, выявление актуальных конфликтов и неосознаваемых тенденций. Развивает навыки анализа социальных ситуаций и эмпатического восприятия.
Реквизит
Наименование | Количество | Характеристики |
---|---|---|
Набор картин | 8-12 штук | Различные сюжеты |
Протокол исследования | По числу участников | Для записи рассказов |
Диктофон | 1 штука | Запись интерпретаций |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Знакомство с инструкцией, создание комфортной обстановки, объяснение принципов работы с картинами. Важно убедиться в понимании задания.
2. Основной этап
Последовательное предъявление картин, составление рассказов по каждой из них. Психолог фиксирует особенности восприятия и интерпретации.
3. Заключительный этап
Обсуждение впечатлений, анализ рассказов, выявление основных тем и способов разрешения конфликтов в историях.
Время на каждый этап
Этап работы | Продолжительность | Содержание |
---|---|---|
Подготовка | 10 минут | Инструктаж |
Работа с картинами | 40-50 минут | Создание историй |
Обсуждение | 20-30 минут | Анализ результатов |
Образец протокола
Параметр анализа | Показатели | Комментарии |
---|---|---|
Восприятие ситуации | Полнота описания | Значимые детали |
Эмоциональный фон | Характер переживаний | Доминирующие эмоции |
Развитие сюжета | Логика истории | Способы разрешения |
Размер группы
Оптимально проводить методику индивидуально. При необходимости возможна работа в малых группах до 5-6 человек, но это снижает глубину диагностики.
Ключевые моменты для участников
- Внимательно рассматривать все детали картины
- Давать волю воображению при создании историй
- Включать в рассказ прошлое и будущее ситуации
- Описывать чувства и мысли персонажей
- Не беспокоиться о правильности интерпретации
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие картины вызвали наиболее сильный отклик?
- Какие сюжеты показались знакомыми?
- Как обычно разрешаются конфликты в ваших историях?
- Какие эмоции преобладают в рассказах?
- Какие темы повторяются в разных историях?
Примеры выполнения
Тип сюжета | Типичная интерпретация | Особая интерпретация | Значение |
---|---|---|---|
Семейная сцена | Бытовой конфликт | Глубокий кризис | Семейные проблемы |
Рабочая ситуация | Деловое общение | Борьба за власть | Карьерные амбиции |
Общение друзей | Поддержка | Соперничество | Проблемы доверия |
Интерпретация результатов
Критерий | Характеристики | Диагностическое значение |
---|---|---|
Герой истории | Основной персонаж | Идентификация |
Конфликты | Тип проблем | Актуальные трудности |
Развязка | Способ решения | Копинг-стратегии |
Когда применять
Методика эффективна в следующих случаях:
- Диагностика личностных особенностей
- Исследование межличностных отношений
- Выявление способов разрешения конфликтов
- Анализ эмоциональной сферы
- Изучение защитных механизмов
Противопоказания:
- Острые психические состояния
- Выраженная тревожность
- Сильное утомление
- Негативизм к методике
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу принятия
- Не торопить с интерпретацией
- Внимательно слушать все детали историй
- Фиксировать эмоциональные реакции
- Избегать оценочных суждений
Возможные модификации
- Использование тематических наборов картин
- Работа с серией взаимосвязанных сюжетов
- Создание коллективных историй
- Драматизация сюжетов
- Сочетание с арт-терапевтическими техниками
20.9 Цветовой тест
Описание упражнения
Цветовой тест представляет собой проективную методику, основанную на исследовании эмоционального состояния человека через его отношение к различным цветам. В процессе тестирования участнику предлагается выразить свои предпочтения в отношении предложенных цветовых стимулов, что позволяет выявить его актуальное психологическое состояние и личностные особенности.
Особенность методики заключается в том, что цветовые предпочтения являются относительно устойчивыми характеристиками и мало поддаются сознательному контролю. Это делает цветовой тест надежным инструментом психологической диагностики.
В основе метода лежит предположение о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение, функциональное состояние и наиболее устойчивые черты личности.
Теоретическая основа
Методика основывается на теории психологического значения цвета и его связи с эмоциональными состояниями человека. Важную роль играют исследования о влиянии цвета на психофизиологическое состояние и работы по цветовой психодиагностике.
Существенным теоретическим основанием является концепция о том, что каждый цвет имеет определенное психологическое значение и вызывает специфические эмоциональные реакции, которые являются достаточно устойчивыми для разных людей.
Цель упражнения
Методика направлена на диагностику актуального эмоционального состояния, выявление личностных особенностей и внутренних конфликтов через анализ цветовых предпочтений. Позволяет оценить работоспособность, уровень стресса и особенности эмоционального реагирования.
Реквизит
Наименование | Характеристики | Количество |
---|---|---|
Набор цветовых карточек | Стандартные цвета | 8 основных цветов |
Протокол исследования | Бланк регистрации | 1 на участника |
Таблица интерпретаций | Справочный материал | 1 экземпляр |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Организация рабочего места, проверка освещения, раскладка цветовых карточек. Важно обеспечить нейтральный фон и равномерное освещение.
2. Диагностический этап
Предъявление цветовых стимулов, регистрация выборов участника. Проводится несколько серий выборов для повышения надежности результатов.
3. Интерпретационный этап
Анализ полученных данных, сопоставление результатов разных выборов, формулирование выводов о психологическом состоянии.
Время на каждый этап
Название этапа | Длительность | Действия |
---|---|---|
Подготовка | 5-7 минут | Организация пространства |
Диагностика | 15-20 минут | Выполнение выборов |
Интерпретация | 20-25 минут | Анализ результатов |
Образец протокола
Серия выбора | Последовательность цветов | Особенности выбора |
---|---|---|
Первый выбор | 3, 4, 1, 7, 5, 2, 6, 0 | Быстрый, уверенный |
Второй выбор | 3, 4, 1, 7, 2, 5, 6, 0 | С колебаниями |
Третий выбор | 3, 1, 4, 7, 5, 2, 6, 0 | Медленный, неуверенный |
Размер группы
Методика может проводиться как индивидуально, так и в малых группах до 5-7 человек. При групповом формате важно обеспечить независимость выборов каждого участника.
Ключевые моменты для участников
- Выбирать цвета интуитивно, не раздумывая долго
- Не пытаться «угадать» правильный ответ
- Опираться на актуальные ощущения
- Не пытаться запомнить предыдущие выборы
- Быть искренним в своих предпочтениях
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как менялось отношение к цветам в разных выборах?
- Какие цвета вызывали наиболее сильные эмоции?
- Были ли цвета, к которым отношение неоднозначно?
- Как связаны цветовые предпочтения с настроением?
- Совпадают ли результаты с самооценкой состояния?
Примеры выполнения
Паттерн выбора | Типичное значение | Особые случаи | Интерпретация |
---|---|---|---|
Красный первый | Активность | Агрессивность | Высокое напряжение |
Синий первый | Спокойствие | Пассивность | Потребность в покое |
Черный последний | Отвержение | Вытеснение | Защитная реакция |
Интерпретация результатов
Позиция цвета | Значение | Психологическое состояние |
---|---|---|
Первая-вторая | Явное предпочтение | Актуальные потребности |
Третья-четвертая | Нейтральное отношение | Рабочее состояние |
Последние позиции | Отвержение | Источники тревоги |
Когда применять
Методика эффективна в следующих случаях:
- Экспресс-диагностика состояния
- Мониторинг эмоционального фона
- Оценка работоспособности
- Выявление стресса
- Контроль психологического состояния
Противопоказания:
- Нарушения цветового восприятия
- Острые психические состояния
- Выраженное утомление
- Негативное отношение к тестированию
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивать стандартные условия освещения
- Контролировать качество стимульного материала
- Соблюдать процедуру тестирования
- Точно фиксировать последовательность выборов
- Учитывать динамику предпочтений
Возможные модификации
- Использование расширенного набора цветов
- Работа с цветовыми сочетаниями
- Оценка эмоциональной значимости цветов
- Сочетание с другими проективными методиками
- Применение цветового анализа рисунков
20.10 Чернильные пятна
Описание упражнения
Методика «Чернильные пятна» представляет собой классический проективный тест, основанный на интерпретации неструктурированных визуальных стимулов — симметричных чернильных пятен. В ходе исследования испытуемому последовательно предъявляются стандартизированные изображения, в которых он должен увидеть и описать различные образы.
Уникальность данного метода заключается в том, что неопределенность стимульного материала максимально способствует проявлению индивидуальных особенностей восприятия, мышления и воображения. Каждый человек видит в пятнах то, что соответствует его внутреннему миру.
Процесс интерпретации пятен активизирует работу воображения и позволяет обойти защитные механизмы сознания, что делает методику ценным инструментом для исследования личности и диагностики психологических особенностей.
Теоретическая основа
Методика основывается на теории проекции в психологии и представлении о том, что при восприятии неоднозначных стимулов человек опирается на свой внутренний опыт, проецируя на них свои мысли, чувства и переживания. Важную роль играет концепция о взаимосвязи перцептивных процессов с личностными особенностями.
Существенным теоретическим основанием является положение о том, что характер восприятия и интерпретации неструктурированного материала отражает индивидуально-психологические особенности личности, включая неосознаваемые аспекты.
Цель упражнения
Методика направлена на исследование особенностей восприятия, мышления, воображения, эмоционального реагирования и личностных характеристик через анализ особенностей интерпретации неструктурированных стимулов. Позволяет выявить скрытые тенденции личности и неосознаваемые конфликты.
Реквизит
Наименование | Количество | Характеристики |
---|---|---|
Набор стимульных карт | 10 таблиц | Стандартный комплект |
Протокол обследования | 1 на участника | Форма записи |
Секундомер | 1 штука | Для замера времени |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Создание комфортной обстановки, объяснение инструкции, проверка готовности участника. Важно обеспечить хорошее освещение и удобное положение.
2. Основной этап
Последовательное предъявление таблиц, фиксация всех ответов и реакций участника. Важно записывать не только содержание ответов, но и время реакции.
3. Заключительный этап
Проведение уточняющего опроса, систематизация полученных данных, первичный анализ результатов.
Время на каждый этап
Этап | Продолжительность | Содержание |
---|---|---|
Подготовка | 5-10 минут | Организационные моменты |
Тестирование | 30-45 минут | Работа с таблицами |
Обработка | 20-30 минут | Анализ ответов |
Образец протокола
№ таблицы | Время реакции | Ответ | Локализация |
---|---|---|---|
I | 10 сек | Бабочка | Целое |
II | 15 сек | Два человека | Верхняя часть |
III | 20 сек | Танец | Центр |
Размер группы
Методика предназначена для индивидуальной работы. Групповое проведение невозможно из-за необходимости тщательной фиксации всех реакций и ответов.
Ключевые моменты для участников
- Говорить все, что видится в пятнах
- Не беспокоиться о качестве или правильности ответов
- Сообщать о любых ассоциациях
- Указывать расположение увиденного образа
- Отмечать все детали и особенности
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие таблицы вызвали наибольший интерес?
- Были ли изображения, вызвавшие затруднения?
- Какие эмоции возникали при работе?
- Менялось ли восприятие пятен при повторном рассмотрении?
- Какие образы возникали чаще всего?
Примеры выполнения
Характер ответа | Типичное значение | Особое значение | Интерпретация |
---|---|---|---|
Целостный | Синтетическое мышление | Сверхобобщение | Когнитивный стиль |
Детализированный | Аналитичность | Тревожность | Личностные особенности |
Оригинальный | Креативность | Уход от реальности | Адаптивные механизмы |
Интерпретация результатов
Показатель | Оценка | Значение |
---|---|---|
Количество ответов | Продуктивность | Работоспособность |
Локализация | Способ восприятия | Когнитивный стиль |
Содержание | Тематика образов | Личностные темы |
Когда применять
Методика эффективна в следующих случаях:
- Глубинная личностная диагностика
- Исследование особенностей мышления
- Диагностика эмоциональной сферы
- Выявление скрытых конфликтов
- Оценка креативности
Противопоказания:
- Острые психотические состояния
- Выраженная тревожность
- Сильное утомление
- Нарушения зрения
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу принятия
- Точно следовать процедуре
- Подробно фиксировать все ответы
- Отмечать особенности поведения
- Избегать подсказок и наводящих вопросов
Возможные модификации
- Использование цветных изображений
- Работа с отдельными частями таблиц
- Создание рассказов по пятнам
- Групповое обсуждение образов
- Сочетание с другими проективными методиками
Итоговая таблица упражнений
Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение |
---|---|---|
20.1 Ассоциативный тест | Диагностика индивидуальных особенностей мышления | 30-42 минуты |
20.2 Визуальные образы | Исследование особенностей восприятия и интерпретации | 50-67 минут |
20.3 Графический тест | Анализ личностных особенностей через рисунок | 50-67 минут |
20.4 Незаконченные фразы | Исследование системы отношений личности | 40-52 минуты |
20.5 Проективный рисунок | Диагностика эмоционального состояния | 45-60 минут |
20.6 Символический тест | Исследование глубинных аспектов личности | 60-80 минут |
20.7 Словесные ассоциации | Выявление эмоционально значимых тем | 50-67 минут |
20.8 Сюжетные картины | Диагностика системы отношений | 70-90 минут |
20.9 Цветовой тест | Диагностика эмоционального состояния | 40-52 минуты |
20.10 Чернильные пятна | Исследование особенностей восприятия | 55-85 минут |