Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Упражнения логопедии
Глава 16. Пластика эмоций
Оглавление
- Вагон чувств
- Внутренняя динамика
- Жест как язык
- Контроль эмоций
- Моторика переживаний
- Пластическая выразительность
- Ритмика чувств
- Телесная память
- Форма эмоции
- Хореография души
16.1 Упражнение «Вагон чувств»
Описание упражнения
Упражнение «Вагон чувств» представляет собой групповую двигательную практику, направленную на развитие эмоциональной выразительности через движение. Участники выстраиваются в линию, символизирующую вагон поезда, где каждый является «пассажиром» со своим эмоциональным состоянием.
В процессе выполнения упражнения участники передвигаются по помещению, передавая различные эмоциональные состояния через пластику тела, мимику и жесты. Движение происходит как в индивидуальном режиме, так и в групповой динамике, создавая единый эмоциональный поток.
Особенность упражнения заключается в том, что оно сочетает элементы театральной пластики, танцевально-двигательной терапии и логопедической работы, что позволяет комплексно воздействовать на речевую и эмоциональную сферы участников.
Цель упражнения
- Развитие способности выражать эмоции через движение
- Улучшение координации движений и пластичности тела
- Развитие эмоционального интеллекта и эмпатии
- Формирование навыков невербальной коммуникации
- Снятие мышечных зажимов и эмоционального напряжения
- Развитие способности к синхронизации движений с группой
Реквизит
- Просторное помещение для свободного передвижения группы
- Музыкальное сопровождение (различные эмоциональные композиции)
- Карточки с названиями эмоций
Образец карточек с эмоциями
Базовые эмоции | Сложные эмоции | Смешанные состояния |
---|---|---|
Радость | Воодушевление | Радостное волнение |
Грусть | Разочарование | Светлая печаль |
Гнев | Возмущение | Раздражённое веселье |
Размер группы
8-12 человек
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Участники располагаются в пространстве, образуя линию. Ведущий объясняет правила и демонстрирует примеры движений. Проводится разминка для разогрева мышц и снятия напряжения.
2. Индивидуальная работа
Каждый участник получает карточку с эмоцией и начинает исследовать способы её выражения через движение. Важно найти свой уникальный пластический язык для выражения заданного чувства.
3. Формирование «вагона»
Участники выстраиваются в линию, держась за плечи впереди стоящего. Первый участник становится «локомотивом» и задаёт направление движения и эмоциональное состояние.
4. Групповая динамика
«Вагон» начинает движение по пространству. Каждый участник последовательно становится «локомотивом», передавая свою эмоцию через движение всей группе.
5. Завершающий этап
Группа завершает движение, участники делятся впечатлениями и обсуждают опыт проживания различных эмоциональных состояний.
Время на каждый этап
Этап | Продолжительность |
---|---|
Подготовительный этап | 10 минут |
Индивидуальная работа | 15 минут |
Формирование «вагона» | 5 минут |
Групповая динамика | 20 минут |
Завершающий этап | 10 минут |
Ключевые моменты для участников
- Важно полностью погрузиться в заданную эмоцию и найти её телесное выражение
- Необходимо сохранять физический контакт с группой во время движения
- Следует быть внимательным к смене ведущего и подхватывать новое эмоциональное состояние
- Движения должны быть плавными и согласованными с группой
- Важно уважать личное пространство других участников
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие эмоции было легче/сложнее выражать через движение?
- Как менялось ваше состояние при смене эмоций?
- Что вы чувствовали, будучи ведущим/ведомым?
- Какие телесные ощущения возникали при выражении разных эмоций?
- Как влияла группа на индивидуальное выражение эмоций?
Примеры выполнения
При выражении радости: участник может двигаться легко, припрыгивая, с широкими движениями рук, открытой позой, улыбкой на лице.
При выражении грусти: движения становятся медленными, плечи опущены, голова наклонена, шаги небольшие.
При выражении гнева: резкие, отрывистые движения, напряженная поза, сжатые кулаки, широкие шаги.
Интерпретация результатов
Наблюдаемое поведение | Возможная интерпретация |
---|---|
Скованность движений | Эмоциональные блоки, внутренние зажимы |
Трудности в смене эмоций | Ригидность эмоциональной сферы |
Чрезмерная экспрессия | Потребность в самовыражении |
Когда применять, противопоказания
Упражнение рекомендуется применять:
- На групповых занятиях по развитию эмоциональной выразительности
- В работе с заиканием и другими нарушениями плавности речи
- При психологической коррекции эмоциональной сферы
- В рамках социально-психологических тренингов
Противопоказания:
- Острые травмы опорно-двигательного аппарата
- Тяжёлые формы социофобии
- Острые психотические состояния
- Выраженная клаустрофобия
Рекомендации для ведущего
- Внимательно следить за физическим и эмоциональным состоянием участников
- Помогать участникам, испытывающим затруднения в выражении эмоций
- Поддерживать безопасную и доверительную атмосферу в группе
- Регулировать темп и интенсивность упражнения
- Быть готовым продемонстрировать примеры движений
- Чутко реагировать на групповую динамику
Возможные модификации упражнений
- Использование масок или элементов костюмов для усиления выразительности
- Добавление звукового сопровождения движений (неречевые звуки)
- Работа с контрастными эмоциями
- Включение элементов импровизации
- Создание мини-представлений на основе упражнения
- Комбинирование с дыхательными упражнениями
16.2 Упражнение «Внутренняя динамика»
Описание упражнения
Упражнение «Внутренняя динамика» представляет собой комплексную методику, направленную на развитие внутреннего ощущения движения речи и эмоций. Оно основано на принципах связи между внутренним эмоциональным состоянием человека и его внешними проявлениями в речи, мимике и движениях тела.
В ходе выполнения упражнения участники исследуют различные уровни эмоциональной интенсивности, начиная от легкого волнения и заканчивая глубокими переживаниями, учатся распознавать и контролировать эти состояния через осознанную работу с телом и дыханием.
Особенность данного упражнения заключается в том, что оно позволяет установить прямую связь между эмоциональным состоянием и речевым выражением, что особенно важно для работы с заиканием, нарушениями темпа речи и другими логопедическими проблемами.
Цель упражнения
- Развитие осознанности в восприятии собственных эмоциональных состояний
- Улучшение контроля над речевым дыханием в различных эмоциональных состояниях
- Формирование навыков управления голосом при изменении эмоционального фона
- Развитие способности к плавному переходу между различными эмоциональными состояниями
- Коррекция речевых нарушений, связанных с эмоциональным напряжением
- Формирование навыков саморегуляции
Реквизит
- Коврики для упражнений на полу
- Зеркало для самонаблюдения
- Диктофон для записи речи
- Метроном или музыкальное сопровождение
- Дневник самонаблюдений
Образец дневника самонаблюдений
Параметр наблюдения | В начале упражнения | В процессе | После завершения |
---|---|---|---|
Напряжение в теле | Высокое | Среднее | Низкое |
Ритм дыхания | Учащённый | Нормализуется | Спокойный |
Качество речи | Прерывистая | Более плавная | Свободная |
Эмоциональное состояние | Тревожное | Стабильное | Уравновешенное |
Размер группы
5-8 человек (возможно индивидуальное выполнение)
Этапы выполнения
1. Диагностический этап
Участники проводят первичную самодиагностику своего эмоционального и физического состояния, заполняют начальные данные в дневнике самонаблюдений. Отмечают области напряжения в теле, особенности дыхания и речи.
2. Работа с дыханием
Выполняется комплекс дыхательных упражнений с постепенным увеличением сложности. Участники учатся координировать дыхание с движением и речью, отслеживая изменения в своём состоянии.
3. Исследование эмоциональных уровней
Последовательное исследование различных эмоциональных состояний через движение и звук. Начиная с нейтрального состояния, участники постепенно переходят к более интенсивным эмоциям, отслеживая изменения в теле и речи.
4. Речевая практика
Произнесение текстов различной эмоциональной окраски с одновременным движением. Работа над связью между эмоциональным состоянием и речевым выражением.
5. Интеграция
Объединение всех элементов работы — дыхания, движения, эмоций и речи в единый поток. Практика спонтанной речи в различных эмоциональных состояниях.
6. Завершающий этап
Возвращение к спокойному состоянию, финальная самодиагностика, заполнение дневника наблюдений, обсуждение опыта.
Время на каждый этап
Этап работы | Продолжительность | Содержание |
---|---|---|
Диагностический этап | 10 минут | Самодиагностика и заполнение дневника |
Работа с дыханием | 15 минут | Дыхательные упражнения |
Исследование эмоций | 20 минут | Работа с эмоциональными состояниями |
Речевая практика | 20 минут | Работа с текстами и речью |
Интеграция | 15 минут | Объединение всех элементов |
Завершающий этап | 10 минут | Обсуждение и рефлексия |
Ключевые моменты для участников
- Внимательное отслеживание связи между эмоциональным состоянием и качеством речи
- Регулярное заполнение дневника самонаблюдений для отслеживания прогресса
- Соблюдение постепенности в нарастании эмоциональной интенсивности
- Сохранение осознанного контроля над дыханием в процессе всего упражнения
- Внимание к телесным ощущениям и их изменениям
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменялось качество речи при различных эмоциональных состояниях?
- Какие телесные ощущения сопровождали различные этапы работы?
- Какие способы саморегуляции оказались наиболее эффективными?
- Как менялось дыхание при переходе между разными эмоциональными состояниями?
- Какие сложности возникали при выполнении упражнения?
Примеры выполнения
При работе со страхом публичных выступлений: участник начинает с осознания телесных проявлений страха (учащённое сердцебиение, напряжение в горле), затем через дыхательные упражнения учится регулировать своё состояние, постепенно переходя к речевой практике.
При работе с заиканием: участник исследует, как различные эмоциональные состояния влияют на проявление заикания, учится находить оптимальное состояние для плавной речи.
При работе с нарушениями темпа речи: через осознание связи между эмоциональным состоянием и темпом речи участник учится регулировать скорость своей речи в различных ситуациях.
Интерпретация результатов
Наблюдаемый параметр | Положительная динамика | Требует внимания |
---|---|---|
Контроль дыхания | Стабильное, ритмичное | Сбивчивое, поверхностное |
Речевой поток | Плавный, связный | Прерывистый, напряжённый |
Эмоциональная регуляция | Контролируемая, гибкая | Ригидная, нестабильная |
Телесная осознанность | Высокая, детальная | Слабая, размытая |
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При работе с заиканием и другими нарушениями плавности речи
- При коррекции темпо-ритмических нарушений речи
- В работе со страхом публичных выступлений
- При психогенных речевых нарушениях
Противопоказания:
- Острые респираторные заболевания
- Тяжёлые психические расстройства
- Период обострения хронических заболеваний
- Состояния после черепно-мозговых травм в остром периоде
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную и поддерживающую атмосферу для исследования эмоций
- Внимательно отслеживать состояние каждого участника
- Обеспечивать индивидуальный подход в подборе темпа работы
- Помогать в осознании связей между эмоциональным состоянием и речью
- Поддерживать мотивацию к самонаблюдению и ведению дневника
- Быть готовым к оказанию эмоциональной поддержки
Возможные модификации упражнений
- Включение элементов арт-терапии для усиления эмоционального осознания
- Использование видеозаписи для анализа изменений в речи и поведении
- Добавление парной работы для развития эмпатии и взаимной поддержки
- Интеграция с техниками mindfulness для углубления осознанности
- Использование музыкального сопровождения различной эмоциональной окраски
- Включение элементов психодрамы для проработки сложных эмоциональных состояний
16.3 Упражнение «Жест как язык»
Описание упражнения
Упражнение «Жест как язык» представляет собой комплексную методику, направленную на развитие навыков невербальной коммуникации и их интеграции с речью. Основной фокус упражнения направлен на осознание и развитие жестикуляции как вспомогательного инструмента речевой деятельности, особенно важного при работе с различными речевыми нарушениями.
Участники исследуют различные типы жестов: указательные, изобразительные, символические и эмоциональные, учатся их осознанно использовать для усиления речевого высказывания и компенсации речевых трудностей. Особое внимание уделяется связи между жестом и речевым дыханием.
В процессе выполнения упражнения происходит формирование нового двигательно-речевого стереотипа, где жест становится естественным продолжением речи, помогая снизить речевое напряжение и улучшить плавность высказывания.
Цель упражнения
- Развитие осознанного использования жестов в процессе речи
- Формирование связи между жестом и речевым дыханием
- Расширение репертуара коммуникативных жестов
- Снижение речевого напряжения через включение жестикуляции
- Развитие координации движений и речи
- Улучшение общей выразительности речи
Реквизит
- Большое зеркало для самонаблюдения
- Карточки с описанием различных коммуникативных ситуаций
- Видеокамера для записи и анализа упражнений
- Предметы для манипуляций (мячи, ленты, платки)
- Бланки для фиксации наблюдений
Образец карточек с коммуникативными ситуациями
Тип ситуации | Описание | Рекомендуемые жесты |
---|---|---|
Приветствие | Встреча с другом | Открытые, широкие |
Объяснение | Описание маршрута | Указательные, направляющие |
Эмоциональный рассказ | Описание впечатлений | Экспрессивные, образные |
Деловой разговор | Обсуждение проекта | Сдержанные, точные |
Размер группы
6-10 человек (возможна индивидуальная работа)
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Участники знакомятся с различными типами жестов, их значением и функциями в речи. Проводится разминка для развития пластичности рук и тела. Выполняются упражнения на осознание связи жеста и дыхания.
2. Исследование базовых жестов
Изучение и практика основных коммуникативных жестов. Работа с зеркалом для развития самонаблюдения. Отработка координации жеста с дыханием и простыми речевыми конструкциями.
3. Интеграция жеста и речи
Постепенное усложнение речевого материала с сохранением осознанной жестикуляции. Работа с различными типами текстов и коммуникативными ситуациями. Развитие спонтанности в использовании жестов.
4. Коммуникативные практики
Моделирование различных ситуаций общения с активным использованием жестов. Работа в парах и малых группах. Анализ эффективности использования жестов в разных контекстах.
5. Рефлексия и анализ
Просмотр видеозаписей, обсуждение наблюдений, определение наиболее эффективных жестов для каждого участника. Составление индивидуального плана развития жестикуляции.
Время на каждый этап
Этап работы | Продолжительность | Основные задачи |
---|---|---|
Подготовительный этап | 15 минут | Разминка и теория |
Исследование жестов | 20 минут | Базовые навыки |
Интеграция с речью | 25 минут | Координация |
Коммуникативные практики | 20 минут | Применение |
Рефлексия и анализ | 10 минут | Обратная связь |
Ключевые моменты для участников
- Соблюдение естественности и органичности жестикуляции
- Поддержание связи между жестом и содержанием речи
- Внимание к координации жеста и дыхания
- Развитие осознанности в использовании жестов
- Наблюдение за влиянием жестов на качество речи
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменилось качество речи при использовании жестов?
- Какие жесты оказались наиболее полезными?
- Каковы индивидуальные особенности жестикуляции?
- Как влияет эмоциональное состояние на характер жестов?
- Какие трудности возникли при интеграции жестов в речь?
Примеры выполнения
При работе с заиканием: Участник использует плавные, круговые жесты руками для поддержания ритма речи и снижения речевого напряжения. Жесты синхронизируются с речевым дыханием, помогая сохранять плавность высказывания.
При нарушениях темпа речи: Использование размеренных, контролируемых жестов помогает регулировать скорость речи. Каждый жест соответствует определённому речевому такту.
При работе над выразительностью: Участник практикует использование эмоционально окрашенных жестов, усиливающих смысловые акценты в речи и передающих эмоциональное состояние.
Интерпретация результатов
Наблюдаемые изменения | Интерпретация | Рекомендации |
---|---|---|
Улучшение плавности речи | Успешная интеграция жеста | Продолжать практику |
Скованность движений | Внутренние зажимы | Больше разминки |
Рассогласование жеста и речи | Недостаточная координация | Упражнения на координацию |
Чрезмерная жестикуляция | Компенсаторное поведение | Работа над естественностью |
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При заикании и нарушениях плавности речи
- В работе над выразительностью речи
- При коррекции темпо-ритмических нарушений
- В процессе развития коммуникативных навыков
- При работе с нарушениями просодической стороны речи
Противопоказания:
- Острые травмы верхних конечностей
- Тяжелые нарушения координации движений
- Состояния острого психологического стресса
- Период обострения неврологических заболеваний
Рекомендации для ведущего
- Учитывать индивидуальные особенности жестикуляции каждого участника
- Помогать в подборе наиболее органичных жестов
- Контролировать правильность выполнения упражнений
- Поддерживать мотивацию к практике
- Обеспечивать регулярную обратную связь
- Создавать атмосферу психологической безопасности
Возможные модификации упражнений
- Включение элементов театральной пластики
- Использование музыкального сопровождения
- Работа с различными предметами для развития жестикуляции
- Добавление элементов пантомимы
- Интеграция с дыхательной гимнастикой
- Использование видеомоделирования
16.4 Упражнение «Контроль эмоций»
Описание упражнения
Упражнение «Контроль эмоций» представляет собой структурированную практику по развитию навыков эмоциональной саморегуляции в процессе речевой деятельности. Оно направлено на формирование способности сохранять контроль над речью при различных эмоциональных состояниях, что особенно важно для людей с логопедическими проблемами.
Участники осваивают техники управления эмоциональным состоянием через работу с телом, дыханием и голосом. Особое внимание уделяется развитию навыков быстрого восстановления эмоционального равновесия в стрессовых ситуациях, влияющих на качество речи.
В основе упражнения лежит принцип постепенного усложнения эмоциональных стимулов с одновременным развитием способности поддерживать стабильное речевое поведение. Это помогает формировать устойчивый навык контроля речи в различных эмоциональных состояниях.
Цель упражнения
- Развитие навыков эмоциональной саморегуляции в процессе речи
- Формирование устойчивости речевой функции к эмоциональным нагрузкам
- Освоение техник быстрого восстановления эмоционального равновесия
- Улучшение контроля над речевым поведением в стрессовых ситуациях
- Развитие способности к осознанному управлению эмоциональным состоянием
- Профилактика эмоционально обусловленных речевых нарушений
Реквизит
- Карточки с эмоционально окрашенными ситуациями
- Дневник самонаблюдения за эмоциональным состоянием
- Метроном для контроля темпа речи
- Аудиозаписи различной эмоциональной окраски
- Видеокамера для записи упражнений
Образец дневника эмоционального контроля
Параметр | До упражнения | Во время стресса | После регуляции |
---|---|---|---|
Напряжение в теле | 3 из 10 | 8 из 10 | 4 из 10 |
Контроль дыхания | Стабильное | Прерывистое | Восстановленное |
Качество речи | Плавная | Запинки | Улучшенная |
Эмоциональный фон | Спокойный | Тревожный | Уравновешенный |
Размер группы
4-8 человек (возможно индивидуальное выполнение)
Этапы выполнения
1. Диагностический этап
Проведение первичной оценки эмоционального состояния участников. Заполнение дневника самонаблюдения. Определение индивидуальных триггеров эмоционального напряжения в речи.
2. Обучение базовым техникам
Освоение основных приёмов эмоциональной саморегуляции: дыхательные техники, мышечная релаксация, ментальные практики. Отработка их применения в спокойном состоянии.
3. Работа с эмоциональными стимулами
Последовательное введение эмоциогенных ситуаций с нарастающей интенсивностью. Практика применения техник саморегуляции в условиях эмоционального напряжения.
4. Речевые практики
Выполнение речевых заданий различной сложности на фоне эмоциональной стимуляции. Развитие навыков сохранения контроля над речью в стрессовых ситуациях.
5. Интеграция навыков
Объединение всех освоенных техник в единую систему эмоционально-речевой саморегуляции. Практика их применения в различных коммуникативных ситуациях.
Время на каждый этап
Этап | Длительность | Ключевые задачи |
---|---|---|
Диагностический этап | 15 минут | Оценка состояния |
Обучение техникам | 25 минут | Освоение методов |
Работа со стимулами | 20 минут | Тренировка устойчивости |
Речевые практики | 20 минут | Развитие контроля |
Интеграция навыков | 10 минут | Закрепление результатов |
Ключевые моменты для участников
- Регулярное ведение дневника эмоционального контроля
- Последовательное освоение техник саморегуляции
- Внимательное отслеживание связи эмоций и речи
- Практика техник в повседневных ситуациях
- Своевременное применение приёмов регуляции
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие техники эмоциональной регуляции оказались наиболее эффективными?
- Как изменилось качество речи при использовании техник контроля?
- Какие ситуации вызывают наибольшее эмоциональное напряжение?
- Как быстро удаётся восстановить контроль над речью?
- Какие индивидуальные особенности эмоционального реагирования были замечены?
Примеры выполнения
При работе с публичными выступлениями: Участник использует технику «5-4-3-2-1» (последовательное внимание к пяти чувствам) для снижения тревоги перед выступлением, сочетая её с контролем дыхания и поддержанием устойчивой позы.
При преодолении речевых блоков: Применение техники «эмоциональной разгрузки» через последовательное расслабление групп мышц с одновременным выполнением дыхательных упражнений.
При работе со скоростью речи: Использование метронома и техник заземления для поддержания оптимального темпа речи в ситуациях эмоционального возбуждения.
Интерпретация результатов
Показатель | Позитивная динамика | Требует внимания |
---|---|---|
Время восстановления | Меньше 2 минут | Более 5 минут |
Речевой контроль | Стабильный | Нестабильный |
Эмоциональная устойчивость | Возрастает | Колеблется |
Применение техник | Автоматизированное | Требует усилий |
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При логоневрозе и других эмоционально обусловленных нарушениях речи
- В ситуациях повышенной речевой ответственности
- При подготовке к публичным выступлениям
- В процессе коррекции темпо-ритмических нарушений речи
- Для профилактики рецидивов речевых нарушений
Противопоказания:
- Острые психотические состояния
- Тяжёлые депрессивные расстройства
- Период острой психологической травмы
- Выраженные когнитивные нарушения
Рекомендации для ведущего
- Индивидуальный подбор техник эмоциональной регуляции
- Постепенное усложнение эмоциогенных ситуаций
- Мониторинг эмоционального состояния участников
- Обеспечение психологической безопасности
- Поддержка в освоении новых навыков
- Регулярная обратная связь по прогрессу
Возможные модификации упражнений
- Включение элементов арт-терапии для работы с эмоциями
- Использование ролевых игр для практики техник
- Добавление соревновательных элементов
- Интеграция с техниками mindfulness
- Применение биологической обратной связи
- Включение элементов телесно-ориентированной терапии
16.5 Упражнение «Моторика переживаний»
Описание упражнения
Упражнение «Моторика переживаний» представляет собой комплексную методику, направленную на развитие способности выражать эмоциональные состояния через целенаправленные двигательные паттерны. В основе упражнения лежит принцип психомоторного единства, где каждое эмоциональное переживание находит своё отражение в определённом типе движений и их динамике.
В процессе выполнения упражнения участники исследуют взаимосвязь между различными эмоциональными состояниями и их моторным выражением, учатся осознанно использовать движение для регуляции эмоционального состояния и улучшения качества речи. Особое внимание уделяется развитию мелкой моторики как важного компонента речевой деятельности.
Упражнение включает работу с различными уровнями движения: от мелкой моторики пальцев до крупных движений всего тела, что позволяет создать целостную систему психомоторной регуляции речевой деятельности.
Цель упражнения
- Развитие осознанности в восприятии связи между эмоциями и движением
- Формирование навыков использования движения для регуляции эмоционального состояния
- Улучшение координации движений и речи
- Развитие выразительности движений как основы речевой экспрессии
- Снижение психомоторного напряжения
- Развитие пластичности в выражении эмоций
Реквизит
- Мячи разного размера и фактуры
- Эластичные ленты различной упругости
- Карточки с описанием эмоциональных состояний
- Музыкальное сопровождение различного характера
- Дневник наблюдений за психомоторными реакциями
Образец карточек эмоциональных состояний
Эмоция | Характер движений | Речевое сопровождение |
---|---|---|
Радость | Лёгкие, воздушные | Напевная речь |
Грусть | Плавные, медленные | Приглушённая речь |
Интерес | Направленные, точные | Чёткая артикуляция |
Удивление | Резкие, прерывистые | Восклицательная интонация |
Размер группы
6-12 человек
Этапы выполнения
1. Диагностический этап
Определение индивидуальных особенностей психомоторных реакций участников. Оценка исходного уровня координации движений и речи. Выявление предпочитаемых паттернов движения.
2. Разминка и настройка
Подготовка тела к работе через последовательную активизацию всех групп мышц. Выполнение упражнений на развитие осознанности в движении. Настройка дыхания и голоса.
3. Исследование базовых эмоций
Изучение моторного выражения основных эмоциональных состояний. Работа с различными качествами движения: скоростью, амплитудой, напряжением. Поиск индивидуального двигательного выражения эмоций.
4. Интеграция движения и речи
Соединение двигательных паттернов с речевым сопровождением. Развитие координации между движением и речью. Работа над выразительностью речи через движение.
5. Групповое взаимодействие
Выполнение парных и групповых упражнений на эмоциональное взаимодействие через движение. Развитие эмпатии и невербальной коммуникации.
6. Завершающий этап
Интеграция полученного опыта. Обсуждение наблюдений и открытий. Планирование дальнейшей практики.
Время на каждый этап
Этап работы | Время | Ключевые задачи |
---|---|---|
Диагностический этап | 10 минут | Оценка состояния |
Разминка и настройка | 15 минут | Подготовка тела |
Исследование эмоций | 20 минут | Работа с эмоциями |
Интеграция движения и речи | 25 минут | Координация |
Групповое взаимодействие | 15 минут | Коммуникация |
Завершающий этап | 5 минут | Рефлексия |
Ключевые моменты для участников
- Внимательное наблюдение за связью эмоций и движений
- Поддержание осознанности в выполнении движений
- Соблюдение принципа постепенности в освоении новых паттернов
- Регулярная практика освоенных навыков
- Ведение дневника наблюдений за изменениями
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменилось восприятие собственных эмоций через движение?
- Какие движения помогают лучше выразить определённые эмоции?
- Как влияет качество движения на речевое выражение?
- Какие изменения в речи наблюдаются при работе с движением?
- Какие трудности возникают при интеграции движения и речи?
Примеры выполнения
Работа с радостью: Участник исследует лёгкие, воздушные движения руками, постепенно добавляя прыжки и повороты. Речь становится более мелодичной, появляется естественная модуляция голоса.
Работа с уверенностью: Использование сильных, направленных движений в сочетании с чёткой артикуляцией и уверенной интонацией. Акцент на устойчивость позы и равномерное распределение веса.
Работа со спокойствием: Плавные, медленные движения сочетаются с глубоким дыханием и спокойной, размеренной речью. Внимание на ощущение опоры и заземления.
Интерпретация результатов
Наблюдаемый параметр | Положительная динамика | Требует внимания |
---|---|---|
Координация движений | Плавная, согласованная | Рассогласованная |
Речевое сопровождение | Естественное, свободное | Напряжённое |
Эмоциональное выражение | Разнообразное, гибкое | Ограниченное |
Групповое взаимодействие | Гармоничное | Затруднённое |
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При работе с эмоционально обусловленными речевыми нарушениями
- В процессе развития выразительности речи
- При коррекции темпо-ритмических нарушений
- Для развития координации движений и речи
- В работе над эмоциональной экспрессией
Противопоказания:
- Острые травмы опорно-двигательного аппарата
- Тяжёлые нарушения координации
- Острые психические состояния
- Период обострения хронических заболеваний
Рекомендации для ведущего
- Создание безопасной и поддерживающей атмосферы
- Учёт индивидуальных особенностей участников
- Постепенное усложнение заданий
- Поддержка творческого самовыражения
- Внимательное наблюдение за состоянием участников
- Обеспечение регулярной обратной связи
Возможные модификации упражнений
- Использование различных предметов для обогащения двигательного опыта
- Включение элементов танцевальной терапии
- Добавление звукового сопровождения движений
- Работа с воображаемыми объектами и ситуациями
- Интеграция с дыхательными практиками
- Создание индивидуальных двигательных композиций
16.6 Упражнение «Пластическая выразительность»
Описание упражнения
Упражнение «Пластическая выразительность» представляет собой систему работы над развитием способности к гармоничному сочетанию речи и движения через осознанное управление пластикой тела. Методика направлена на формирование естественной связи между речевым высказыванием и сопровождающими его движениями, что особенно важно при коррекции различных речевых нарушений.
В процессе работы участники осваивают различные качества движения: плавность, точность, ритмичность, координацию, и учатся интегрировать их с речевым потоком. Особое внимание уделяется развитию осознанности в движении и способности тонко чувствовать связь между эмоциональным состоянием, движением и речью.
Упражнение строится по принципу постепенного усложнения: от простых движений к более сложным пластическим композициям, от работы с отдельными звуками к полноценным речевым высказываниям, сопровождаемым выразительными движениями.
Цель упражнения
- Развитие пластической выразительности как основы речевой координации
- Формирование навыков гармоничного сочетания движения и речи
- Улучшение общей координации движений
- Развитие способности к выразительному самовыражению
- Коррекция зажимов и блоков, влияющих на речевую функцию
- Повышение уверенности в процессе речевого общения
Реквизит
- Зеркала для самонаблюдения
- Шарфы или ленты различной текстуры
- Музыкальное сопровождение разных темпов и характеров
- Карточки с описанием движений и речевых заданий
- Видеокамера для записи и анализа упражнений
Образец карточек с заданиями
Тип движения | Речевое задание | Эмоциональный окрас |
---|---|---|
Плавные волны | Гласные звуки | Умиротворение |
Острые линии | Согласные звуки | Решительность |
Спирали | Слоги | Любопытство |
Пульсация | Короткие фразы | Радость |
Размер группы
8-10 человек
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Разогрев тела, работа с дыханием, настройка на осознанное движение. Выполнение базовых упражнений на координацию. Проверка готовности голосового аппарата.
2. Исследование качеств движения
Изучение различных качеств движения: плавность, резкость, легкость, тяжесть. Поиск их связи с различными звуками и речевыми паттернами. Работа с пространством и ритмом.
3. Интеграция звука и движения
Соединение простых движений с отдельными звуками, постепенное усложнение до слогов и слов. Развитие координации между движением и речевым выдохом.
4. Пластические композиции
Создание небольших пластических этюдов с речевым сопровождением. Работа над выразительностью движения и речи. Развитие способности к импровизации.
5. Групповое взаимодействие
Выполнение парных и групповых упражнений на пластическую коммуникацию. Развитие чувства партнёра и группы. Создание общих композиций.
Время на каждый этап
Название этапа | Продолжительность | Основные задачи |
---|---|---|
Подготовительный | 15 минут | Разогрев и настройка |
Исследование движений | 20 минут | Освоение качеств движения |
Интеграция со звуком | 25 минут | Соединение звука и движения |
Пластические этюды | 20 минут | Создание композиций |
Групповая работа | 10 минут | Взаимодействие в группе |
Ключевые моменты для участников
- Сохранение осознанности в движении и речи
- Внимание к связи дыхания и движения
- Поддержание естественности в выражении
- Развитие чувствительности к качествам движения
- Постепенное наращивание сложности
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменилось качество речи при работе с движением?
- Какие движения наиболее органично сочетаются с речью?
- Какие трудности возникают при соединении движения и речи?
- Как влияет групповая динамика на индивидуальную выразительность?
- Какие изменения в восприятии собственной речи произошли?
Примеры выполнения
Работа с гласными звуками: Участник выполняет плавные, волнообразные движения руками, сопровождая их протяжным произнесением гласных звуков. Движение и звук образуют единый поток, помогая снять напряжение в речевом аппарате.
Работа с согласными звуками: Использование более чётких, направленных движений при произнесении согласных звуков. Акцент на точность артикуляции и координацию с движением.
Работа с фразами: Создание пластического рисунка, отражающего ритм и эмоциональное содержание фразы. Внимание на сохранение естественности речи при движении.
Интерпретация результатов
Критерий оценки | Хорошая динамика | Необходима работа |
---|---|---|
Пластичность | Свободное течение | Механичность |
Координация | Естественная связь | Рассогласование |
Выразительность | Яркая, органичная | Скованная |
Речевой поток | Плавный, связный | Прерывистый |
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При работе над плавностью речи
- В коррекции темпо-ритмических нарушений
- Для развития координации движений и речи
- При подготовке к публичным выступлениям
- В процессе работы над выразительностью речи
Противопоказания:
- Острые заболевания опорно-двигательного аппарата
- Нарушения вестибулярного аппарата
- Период обострения хронических заболеваний
- Высокое артериальное давление
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу творческой свободы и безопасности
- Учитывать индивидуальные особенности участников
- Помогать в поиске органичного соединения движения и речи
- Поддерживать естественность самовыражения
- Обеспечивать постепенное усложнение заданий
- Давать конструктивную обратную связь
Возможные модификации упражнений
- Использование различных предметов для обогащения движений
- Включение элементов театральной пластики
- Работа с разными музыкальными стилями
- Создание тематических пластических композиций
- Интеграция с дыхательными техниками
- Добавление элементов импровизации
16.7 Упражнение «Ритмика чувств»
Описание упражнения
Упражнение «Ритмика чувств» представляет собой специализированный комплекс работы над ритмической организацией эмоциональной экспрессии в речи. Методика основана на понимании тесной связи между эмоциональным состоянием человека и ритмической структурой его речи и движений.
В процессе выполнения упражнения участники исследуют различные ритмические паттерны, соответствующие разным эмоциональным состояниям, учатся осознанно использовать ритм для управления эмоциональным состоянием и улучшения качества речи. Особое внимание уделяется развитию чувства темпа и ритма как базовых составляющих плавной речи.
Важным аспектом упражнения является работа над синхронизацией ритмов дыхания, движения и речи, что способствует формированию целостного психофизического состояния и улучшению речевой функции.
Цель упражнения
- Развитие чувства ритма и способности к его осознанному использованию в речи
- Формирование навыков управления темпо-ритмической стороной речи
- Улучшение координации между дыханием, движением и речью
- Развитие эмоциональной выразительности через ритмическую организацию
- Коррекция темпо-ритмических нарушений речи
- Развитие способности к эмоциональной саморегуляции через ритм
Реквизит
- Метроном или ритмические музыкальные записи
- Мячи разного размера и веса
- Карточки с ритмическими схемами
- Музыкальные инструменты (бубен, барабан, маракасы)
- Дневник наблюдений за ритмическими изменениями
Образец карточек с ритмическими схемами
Эмоция | Ритмический рисунок | Темп речи |
---|---|---|
Спокойствие | Равномерный, плавный | Умеренный |
Радость | Лёгкий, прыгающий | Быстрый |
Грусть | Медленный, тягучий | Замедленный |
Уверенность | Чёткий, маршевый | Размеренный |
Размер группы
6-8 человек
Этапы выполнения
1. Ритмическая разминка
Подготовка к работе через простые ритмические упражнения. Настройка группы на единый ритм. Работа с базовыми ритмическими структурами.
2. Исследование эмоциональных ритмов
Изучение характерных ритмических паттернов различных эмоциональных состояний. Работа с темпом, интенсивностью и характером ритмического движения.
3. Речевые ритмы
Соединение ритмического движения с речью. Работа над различными речевыми структурами в разных ритмических рисунках. Развитие чувства речевого ритма.
4. Эмоциональная экспрессия
Исследование выразительных возможностей ритма в передаче эмоциональных состояний. Работа над эмоциональной окраской речи через ритм.
5. Групповая синхронизация
Выполнение групповых упражнений на создание общего ритмического пространства. Развитие чувства группового ритма.
Время на каждый этап
Этап работы | Длительность | Основное содержание |
---|---|---|
Ритмическая разминка | 15 минут | Базовые ритмы |
Исследование ритмов | 20 минут | Эмоциональные паттерны |
Речевые ритмы | 25 минут | Речевая работа |
Эмоциональная экспрессия | 20 минут | Выразительность |
Групповая синхронизация | 10 минут | Взаимодействие |
Ключевые моменты для участников
- Внимательное отслеживание связи ритма и эмоционального состояния
- Поддержание осознанности в работе с ритмом
- Сохранение естественности в речевом выражении
- Развитие чувствительности к групповому ритму
- Регулярная практика ритмических упражнений
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменяется речь при работе с разными ритмами?
- Какие ритмы наиболее комфортны для речевого выражения?
- Как влияет групповой ритм на индивидуальное состояние?
- Какие сложности возникают при смене ритмических рисунков?
- Как ритмическая работа влияет на эмоциональное состояние?
Примеры выполнения
Работа с медленным ритмом: Участники выполняют плавные, размеренные движения под метроном, постепенно добавляя простые речевые конструкции. Внимание на сохранение спокойного дыхания и мягкой артикуляции.
Работа с быстрым ритмом: Отработка чёткой артикуляции и координации движений в активном темпе. Использование коротких фраз и чётких жестов, сохранение контроля над дыханием.
Работа с переменным ритмом: Практика перехода между различными ритмическими структурами с сохранением качества речи и движения. Развитие гибкости в смене темпо-ритмических паттернов.
Интерпретация результатов
Параметр оценки | Успешное освоение | Требует развития |
---|---|---|
Чувство ритма | Устойчивое | Неустойчивое |
Речевая координация | Согласованная | Рассогласованная |
Эмоциональная выразительность | Богатая | Однообразная |
Групповая синхронизация | Высокая | Низкая |
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При работе с нарушениями темпо-ритмической организации речи
- В процессе коррекции заикания
- При развитии выразительности речи
- Для улучшения координации движений и речи
- В работе над эмоциональной экспрессией
Противопоказания:
- Острые сердечно-сосудистые заболевания
- Тяжёлые нарушения координации
- Эпилепсия
- Острые психические состояния
Рекомендации для ведущего
- Учитывать индивидуальный темпо-ритм каждого участника
- Обеспечивать постепенное усложнение ритмических структур
- Поддерживать баланс между индивидуальной и групповой работой
- Следить за сохранением естественности в выражении
- Давать чёткие ритмические ориентиры
- Создавать атмосферу творческой свободы
Возможные модификации упражнений
- Использование различных музыкальных инструментов
- Включение элементов танцевальных движений
- Работа с поэтическими текстами разного ритма
- Создание ритмических композиций в парах
- Интеграция с дыхательными упражнениями
- Добавление элементов театрализации
16.8 Упражнение «Телесная память»
Описание упражнения
Упражнение «Телесная память» представляет собой комплексную методику, направленную на работу с эмоциональными состояниями через их телесные проявления и связь с речевой функцией. В основе упражнения лежит представление о том, что эмоциональный опыт запечатлевается в теле и может быть доступен через осознанную работу с телесными ощущениями.
В процессе выполнения упражнения участники учатся распознавать и трансформировать телесные паттерны, связанные с различными эмоциональными состояниями, что особенно важно при работе с речевыми нарушениями, имеющими психосоматическую природу. Особое внимание уделяется выявлению и проработке телесных зажимов, влияющих на качество речи.
Методика включает элементы телесно-ориентированной терапии, дыхательных практик и техник осознанности, адаптированных для решения логопедических задач. Работа строится по принципу постепенного углубления осознанности и развития способности к саморегуляции через тело.
Цель упражнения
- Развитие осознанности в восприятии телесных ощущений, связанных с речью
- Выявление и проработка телесных паттернов, препятствующих свободной речи
- Формирование новых адаптивных двигательно-речевых стереотипов
- Улучшение координации между телесными и речевыми процессами
- Развитие способности к саморегуляции через работу с телом
- Профилактика психосоматических речевых нарушений
Реквизит
- Удобные коврики для работы на полу
- Мягкие валики для работы с телом
- Карты тела для отметок ощущений
- Дневники телесной осознанности
- Спокойное музыкальное сопровождение
Образец карты телесных ощущений
Зона тела | Ощущения при напряжении | Ощущения при расслаблении |
---|---|---|
Область горла | Сжатие, спазм | Свободное дыхание |
Челюсть | Стискивание | Мягкость, расслабленность |
Плечевой пояс | Поднятые плечи | Опущенные плечи |
Диафрагма | Зажатость | Свободное движение |
Размер группы
4-6 человек (возможна индивидуальная работа)
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Создание безопасной атмосферы, настройка на телесное осознавание. Выполнение упражнений на заземление и центрирование. Первичная диагностика телесных напряжений.
2. Исследование телесных паттернов
Последовательное сканирование тела с фокусом на областях, связанных с речью. Отслеживание и фиксация телесных ощущений. Выявление связи между телесными зажимами и речевыми трудностями.
3. Работа с напряжением
Освоение техник расслабления и высвобождения напряжения. Практика осознанного дыхания. Работа с телесными метафорами эмоциональных состояний.
4. Интеграция телесного опыта
Соединение телесного осознавания с речевой практикой. Развитие навыков поддержания свободного состояния тела во время речи. Закрепление новых телесно-речевых паттернов.
5. Практика саморегуляции
Освоение техник быстрого возвращения в ресурсное состояние через работу с телом. Развитие навыков самопомощи в стрессовых ситуациях.
Время на каждый этап
Название этапа | Продолжительность | Основные задачи |
---|---|---|
Подготовка | 15 минут | Настройка и диагностика |
Исследование паттернов | 20 минут | Осознавание тела |
Работа с напряжением | 25 минут | Расслабление и регуляция |
Интеграция | 20 минут | Речевая практика |
Саморегуляция | 10 минут | Освоение техник |
Ключевые моменты для участников
- Поддержание постоянного внимания к телесным ощущениям
- Регулярная практика техник расслабления
- Ведение дневника телесных наблюдений
- Последовательность в освоении навыков
- Своевременное применение техник саморегуляции
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие телесные ощущения сопровождают речевые трудности?
- Как изменяется качество речи при расслаблении тела?
- Какие техники саморегуляции наиболее эффективны?
- Как распознать приближающееся напряжение в теле?
- Какие изменения в теле происходят при различных эмоциональных состояниях?
Примеры выполнения
При работе с напряжением в горле: Участник выполняет мягкие движения шеей, сочетая их с произнесением протяжных звуков. Внимание направлено на ощущение свободы и расслабленности в области горла.
При работе с зажатой диафрагмой: Практика глубокого дыхания с постепенным расширением диафрагмы, добавление мягких звуков на выдохе, наблюдение за изменениями в качестве голоса.
При работе с общим мышечным напряжением: Последовательное расслабление всех групп мышц с одновременным отслеживанием изменений в речи, поиск оптимального уровня тонуса.
Интерпретация результатов
Аспект наблюдения | Позитивные изменения | Зоны развития |
---|---|---|
Телесная осознанность | Высокая чувствительность | Слабая связь с телом |
Способность к расслаблению | Быстрое восстановление | Хроническое напряжение |
Речевая свобода | Естественное течение | Блоки и зажимы |
Эмоциональная регуляция | Стабильность | Неустойчивость |
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При психогенных речевых нарушениях
- В работе с логоневрозом
- При наличии мышечных зажимов, влияющих на речь
- В ситуациях повышенного эмоционального напряжения
- Для профилактики речевых нарушений
Противопоказания:
- Острые воспалительные процессы
- Серьёзные травмы опорно-двигательного аппарата
- Тяжёлые психические расстройства
- Период обострения хронических заболеваний
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безопасности и доверия
- Учитывать индивидуальные особенности и ограничения
- Внимательно следить за состоянием участников
- Давать чёткие и понятные инструкции
- Обеспечивать постепенность в освоении техник
- Поддерживать устойчивую мотивацию к практике
Возможные модификации упражнений
- Включение элементов мягкой растяжки
- Использование дыхательных практик
- Добавление работы с образами и метафорами
- Интеграция с техниками медитации
- Применение элементов самомассажа
- Работа с голосовыми практиками
16.9 Упражнение «Форма эмоции»
Описание упражнения
Упражнение «Форма эмоции» представляет собой инновационный подход к работе с эмоциональной выразительностью речи через исследование и воплощение пространственных форм эмоциональных состояний. Методика основана на представлении о том, что каждая эмоция имеет свою уникальную форму проявления в пространстве, которую можно исследовать и использовать для развития выразительности речи.
В процессе работы участники учатся воспринимать и создавать пространственные образы эмоций, переносить их в движение и речь, развивая тем самым более глубокое понимание связи между формой выражения и эмоциональным содержанием. Особое внимание уделяется исследованию того, как различные геометрические формы и пространственные конфигурации соотносятся с эмоциональными состояниями и их речевым выражением.
Методика включает работу с визуальными образами, пластическими этюдами и речевыми практиками, объединёнными общей задачей развития эмоциональной выразительности. Упражнение помогает создать более осознанную связь между внутренним переживанием эмоции и её внешним выражением в речи и движении.
Цель упражнения
- Развитие способности к пространственному восприятию эмоций
- Формирование навыков перевода эмоциональных состояний в формы выражения
- Улучшение эмоциональной выразительности речи
- Развитие пластичности в выражении эмоциональных состояний
- Расширение репертуара средств эмоционального самовыражения
- Улучшение координации между формой движения и речевым выражением
Реквизит
- Набор геометрических форм разного размера
- Пластичные материалы для лепки
- Карточки с описанием эмоциональных состояний
- Зеркала для самонаблюдения
- Альбомы для зарисовок форм эмоций
Образец карты форм эмоций
Эмоция | Геометрическая форма | Характер движения |
---|---|---|
Радость | Круг, спираль | Расширяющийся |
Гнев | Острые углы | Направленный |
Спокойствие | Плавные линии | Равномерный |
Интерес | Зигзаг, волна | Исследующий |
Размер группы
6-8 человек
Этапы выполнения
1. Визуализация эмоций
Создание визуальных образов эмоциональных состояний. Работа с геометрическими формами и пластичными материалами. Исследование пространственных характеристик эмоций.
2. Пластическое воплощение
Перевод визуальных образов в движение. Исследование различных способов пластического выражения эмоциональных форм. Работа с пространством и объёмом.
3. Звуковое наполнение
Добавление звукового сопровождения к движению. Поиск соответствия между формой движения и характером звука. Развитие звуковой выразительности.
4. Речевая интеграция
Соединение движения и речи. Работа над соответствием пространственной формы и речевого выражения. Развитие эмоциональной выразительности речи.
5. Композиционное объединение
Создание целостных композиций, объединяющих форму, движение и речь. Работа над переходами между различными эмоциональными состояниями.
Время на каждый этап
Этап работы | Длительность | Ключевые задачи |
---|---|---|
Визуализация | 15 минут | Создание образов |
Пластика | 20 минут | Движение |
Озвучивание | 15 минут | Звуковая работа |
Речь | 20 минут | Речевая практика |
Композиция | 20 минут | Синтез |
Ключевые моменты для участников
- Внимательное исследование пространственных характеристик эмоций
- Сохранение связи между формой и содержанием выражения
- Развитие осознанности в создании форм
- Поддержание естественности в выражении
- Использование разнообразных средств выражения
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как форма движения влияет на характер речи?
- Какие формы наиболее точно отражают различные эмоции?
- Как меняется восприятие эмоции при изменении её формы?
- Какие сложности возникают при переводе формы в движение?
- Как пространственное решение влияет на выразительность?
Примеры выполнения
Работа с радостью: Создание спиральной формы движения, начинающейся от центра и расширяющейся наружу. Речь становится более объёмной, с повышением интонации к концу фраз.
Работа с уверенностью: Использование прямых линий и чётких геометрических форм. Речь приобретает структурированность и ритмическую организацию.
Работа с нежностью: Плавные, волнообразные движения сочетаются с мягкой, текучей речью. Внимание на округлость форм и мелодичность интонации.
Интерпретация результатов
Аспект наблюдения | Успешное освоение | Требует внимания |
---|---|---|
Пространственное чувство | Развитое | Слабое |
Форма выражения | Разнообразная | Однообразная |
Речевая пластика | Гибкая | Ригидная |
Эмоциональность | Выразительная | Сдержанная |
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При работе над выразительностью речи
- В процессе развития эмоциональной экспрессии
- При коррекции монотонности речи
- Для развития пространственного мышления
- В работе над координацией движения и речи
Противопоказания:
- Серьёзные нарушения пространственного восприятия
- Острые психические состояния
- Выраженные двигательные нарушения
- Период обострения вестибулярных расстройств
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу творческой свободы
- Поддерживать индивидуальность в выражении
- Помогать в поиске органичных форм
- Обеспечивать безопасность эксперимента
- Давать конструктивную обратную связь
- Стимулировать исследовательский подход
Возможные модификации упражнений
- Работа с цветовыми ассоциациями форм
- Использование музыкального сопровождения
- Включение элементов драматизации
- Создание групповых пространственных композиций
- Интеграция с техниками визуализации
- Добавление работы с текстом
16.10 Упражнение «Хореография души»
Описание упражнения
Упражнение «Хореография души» представляет собой интегративную методику, объединяющую элементы танцевально-двигательной терапии и логопедической работы. В основе упражнения лежит идея о том, что эмоциональное состояние человека можно выразить через последовательность осознанных движений, создающих своеобразный танец чувств, который затем интегрируется с речью.
В процессе выполнения упражнения участники создают индивидуальные хореографические последовательности, отражающие их эмоциональные переживания, и учатся соединять эти движения с речевым выражением. Особое внимание уделяется развитию способности к плавному переходу между различными эмоциональными состояниями как в движении, так и в речи.
Методика включает работу с различными уровнями движения, от микродвижений до развёрнутых танцевальных фраз, что позволяет создать многогранный опыт телесного и речевого самовыражения. Важным аспектом является развитие чувствительности к внутренним импульсам движения и их связи с речевым выражением.
Цель упражнения
- Развитие способности к целостному эмоционально-двигательному самовыражению
- Формирование навыков интеграции движения и речи
- Улучшение координации между эмоциональным состоянием и его выражением
- Развитие пластичности в переходах между эмоциональными состояниями
- Расширение репертуара средств эмоциональной выразительности
- Коррекция речевых нарушений через танцевально-двигательное выражение
Реквизит
- Просторное помещение с зеркалами
- Разнообразное музыкальное сопровождение
- Лёгкие шарфы или ленты
- Карточки с эмоциональными состояниями
- Дневник танцевально-речевой практики
Образец структуры танцевально-речевой композиции
Часть композиции | Тип движения | Речевое сопровождение |
---|---|---|
Начало | Плавное раскрытие | Мягкие звуки |
Развитие | Нарастающая динамика | Короткие фразы |
Кульминация | Экспрессивные жесты | Эмоциональные возгласы |
Завершение | Успокаивающий ритм | Спокойная речь |
Размер группы
6-10 человек
Этапы выполнения
1. Разогрев и настройка
Подготовка тела и голосового аппарата к работе. Выполнение упражнений на развитие подвижности и пластичности. Настройка на эмоциональное самовыражение.
2. Исследование движений
Изучение различных качеств движения и их связи с эмоциональными состояниями. Работа с пространством, ритмом, динамикой. Поиск индивидуального стиля движения.
3. Создание танцевальных фраз
Составление небольших танцевальных последовательностей, отражающих определённые эмоциональные состояния. Работа над переходами между различными состояниями.
4. Интеграция с речью
Добавление речевого компонента к движению. Исследование взаимосвязи между характером движения и речевой выразительностью. Развитие координации движения и речи.
5. Композиционная работа
Создание целостных танцевально-речевых композиций. Работа над драматургией и выразительностью. Развитие способности к импровизации.
Время на каждый этап
Название этапа | Продолжительность | Основные элементы |
---|---|---|
Разогрев | 15 минут | Подготовка тела и голоса |
Исследование | 20 минут | Изучение движений |
Танцевальные фразы | 25 минут | Создание последовательностей |
Речевая работа | 20 минут | Соединение с речью |
Композиция | 20 минут | Создание целостной формы |
Ключевые моменты для участников
- Сохранение естественности в движении и речи
- Внимание к внутренним импульсам движения
- Поддержание связи между эмоцией и её выражением
- Развитие чувствительности к качествам движения
- Осознанное управление динамикой выражения
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменяется качество речи при различных типах движения?
- Какие движения наиболее органично сочетаются с речью?
- Как эмоциональное состояние влияет на характер движения?
- Какие трудности возникают при соединении движения и речи?
- Как музыкальное сопровождение влияет на выразительность?
Примеры выполнения
Работа с радостью: Создание лёгкой, воздушной хореографии с использованием прыжков и вращений. Речь становится более мелодичной, с ярко выраженными интонационными подъёмами.
Работа с гневом: Использование сильных, направленных движений с чёткой артикуляцией и энергичной речью. Внимание на контроль над силой выражения.
Работа с печалью: Плавные, текучие движения сочетаются с негромкой, мягкой речью. Акцент на глубине эмоционального проживания.
Интерпретация результатов
Параметр наблюдения | Успешное развитие | Требует внимания |
---|---|---|
Пластичность | Свободное течение | Зажатость |
Речевая выразительность | Богатая, разнообразная | Монотонная |
Координация | Гармоничная | Рассогласованная |
Эмоциональность | Естественная | Искусственная |
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При работе над выразительностью речи
- В коррекции темпо-ритмических нарушений
- Для развития эмоциональной экспрессии
- При психогенных речевых нарушениях
- В работе над координацией движения и речи
Противопоказания:
- Тяжёлые нарушения координации
- Острые заболевания опорно-двигательного аппарата
- Серьёзные сердечно-сосудистые заболевания
- Период обострения психических расстройств
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу творческой свободы и поддержки
- Учитывать индивидуальные возможности участников
- Помогать в поиске органичного самовыражения
- Поддерживать исследовательский подход
- Обеспечивать постепенное усложнение заданий
- Давать конструктивную обратную связь
Возможные модификации упражнений
- Включение элементов контактной импровизации
- Использование различных предметов и реквизита
- Работа с разными музыкальными стилями
- Создание групповых композиций
- Интеграция с техниками визуализации
- Добавление элементов сюжетного развития
Итоговая таблица упражнений главы 16 — Пластика эмоций
Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение | Основной эффект | Сложность выполнения |
---|---|---|---|---|
16.1 Вагон чувств | Групповая динамика эмоций | 60 минут | Развитие групповой эмоциональной синхронизации | Средняя |
16.2 Внутренняя динамика | Эмоциональная саморегуляция | 90 минут | Улучшение контроля над эмоциональным состоянием | Высокая |
16.3 Жест как язык | Невербальная коммуникация | 90 минут | Развитие выразительности жестов | Средняя |
16.4 Контроль эмоций | Эмоциональная устойчивость | 90 минут | Стабилизация эмоционального фона | Высокая |
16.5 Моторика переживаний | Телесное выражение эмоций | 90 минут | Улучшение телесной осознанности | Средняя |
16.6 Пластическая выразительность | Пластика и речь | 90 минут | Развитие пластичности движений | Средняя |
16.7 Ритмика чувств | Ритмическая организация | 90 минут | Улучшение чувства ритма | Высокая |
16.8 Телесная память | Психосоматическая связь | 90 минут | Проработка телесных зажимов | Высокая |
16.9 Форма эмоции | Пространственное выражение | 90 минут | Развитие образного мышления | Средняя |
16.10 Хореография души | Танцевально-речевая интеграция | 100 минут | Интеграция движения и речи | Высокая |
Примечания:
- Общая продолжительность всех упражнений главы: 880 минут (около 15 часов)
- Рекомендуется распределять упражнения на несколько занятий
- Сложность упражнений варьируется от средней до высокой
- Все упражнения можно адаптировать под индивидуальные особенности участников