Глава 21. Подсознательные программы в расстановках

Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта


Расстановочные упражнения


Глава 21. Подсознательные программы в расстановках

Оглавление

  1. Анализ автоматических реакций и установок
  2. Выявление бессознательных мотивов и страхов
  3. Диагностика вытесненных травматических переживаний
  4. Достижение осознанности и самонаблюдения
  5. Интеграция внутренних конфликтов
  6. Изменение деструктивных поведенческих паттернов
  7. Обретение внутренней свободы и гибкости
  8. Осознание ограничивающих убеждений
  9. Преодоление психологических барьеров
  10. Трансформация подсознательных установок

21.1 Анализ автоматических реакций и установок

Описание упражнения

Данное упражнение направлено на исследование автоматических реакций участников в различных жизненных ситуациях через метод системных расстановок. Участники получают возможность увидеть свои типичные паттерны реагирования со стороны и осознать их влияние на свою жизнь.

В процессе работы происходит выявление и анализ глубинных установок, которые запускают определенные поведенческие реакции. Это позволяет участникам получить более полное представление о своих неосознаваемых программах поведения.

Особенностью данного упражнения является использование заместителей для различных реакций и установок, что позволяет наглядно увидеть их взаимодействие и влияние друг на друга в пространстве расстановки.

Цель упражнения

  • Осознание собственных автоматических реакций в стрессовых ситуациях
  • Выявление глубинных установок, запускающих определенные паттерны поведения
  • Развитие навыков самонаблюдения и осознанности
  • Формирование более адаптивных способов реагирования

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Карточки для записей20-30 штукДля фиксации выявленных реакций и установок
Маркеры разных цветов3-4 штукиДля обозначения различных типов реакций
Флипчарт1 штукаДля визуализации процесса анализа

Размер группы

8-12 человек

Порядок выполнения

Этап 1. Подготовка

Участники располагаются в кругу. Ведущий объясняет цель упражнения и просит каждого вспомнить 2-3 ситуации, в которых они регулярно испытывают сильные эмоциональные реакции.

Этап 2. Идентификация реакций

Каждый участник записывает на карточках свои типичные реакции в выбранных ситуациях. Важно отмечать как эмоциональные, так и поведенческие проявления.

Этап 3. Расстановка реакций

Протагонист выбирает заместителей для каждой из выявленных реакций и располагает их в пространстве. Заместители начинают двигаться и выражать то, что чувствуют на своих позициях.

Этап 4. Исследование взаимосвязей

Ведущий помогает исследовать взаимодействие между различными реакциями, задавая вопросы заместителям и наблюдая за их движениями в пространстве.

Ключевые моменты для участников

  • Важно быть максимально честными при определении своих типичных реакций
  • Необходимо фиксировать первые, спонтанные проявления, не подвергая их цензуре
  • Следует обращать внимание на телесные ощущения во время наблюдения за расстановкой
  • Важно отмечать любые инсайты и открытия, возникающие в процессе работы

Обсуждение

  • Какие реакции оказались наиболее неожиданными?
  • Какие связи между различными реакциями удалось обнаружить?
  • Какие установки лежат в основе выявленных реакций?
  • Как можно использовать полученные знания в повседневной жизни?

Примеры выполнения

Мария выявила, что в ситуациях конфликта на работе у нее автоматически возникает реакция избегания. В расстановке стало видно, что эта реакция связана с глубинной установкой «конфликт разрушителен» и детским опытом наблюдения за ссорами родителей. После осознания этой связи Мария смогла начать работу над формированием более конструктивного отношения к конфликтным ситуациям.

Интерпретация результатов

Тип реакцииВозможная интерпретацияНаправление работы
ИзбеганиеСтрах конфронтацииРазвитие навыков конструктивного конфликта
АгрессияЗащитный механизмРабота с базовым чувством безопасности
ЗамираниеТравматический опытПроработка травматических переживаний

Показания к применению

  • Трудности в управлении эмоциями
  • Повторяющиеся деструктивные паттерны поведения
  • Желание развить осознанность и самопонимание
  • Работа с конфликтными ситуациями

Противопоказания

  • Острое психотическое состояние
  • Тяжелая депрессия
  • Недавние травматические события

Рекомендации для ведущего

  • Создавать безопасную и поддерживающую атмосферу в группе
  • Внимательно следить за состоянием участников
  • Иметь опыт работы с сильными эмоциональными реакциями
  • Уметь удерживать фокус внимания группы на процессе
  • Владеть техниками заземления и стабилизации состояния

Возможные модификации

  • Работа с парными реакциями (например, страх-агрессия)
  • Включение в расстановку ресурсных состояний
  • Использование предметов-заместителей вместо людей
  • Работа с телесными проявлениями реакций
  • Добавление временной линии для отслеживания развития реакций

21.2 Выявление бессознательных мотивов и страхов

Описание упражнения

Данное упражнение представляет собой глубинную работу с бессознательными мотивами и страхами через метод системных расстановок. В процессе работы участники получают возможность исследовать скрытые движущие силы своего поведения и принятия решений, которые обычно остаются за пределами осознавания.

Особенность упражнения заключается в использовании специальной техники «временных линий», где участники могут наблюдать развитие своих страхов и мотивов в различные периоды жизни. Это позволяет увидеть, как формировались определенные паттерны и какое влияние они оказывают на текущую жизненную ситуацию.

В ходе работы происходит не только выявление, но и трансформация глубинных страхов через их принятие и интеграцию, что создает основу для формирования более осознанного и свободного поведения.

Цель упражнения

  • Выявление скрытых мотивов, влияющих на принятие решений и поведение
  • Осознание и трансформация глубинных страхов
  • Развитие способности к самоанализу и пониманию своих истинных потребностей
  • Формирование более эффективных стратегий достижения целей
  • Интеграция теневых аспектов личности

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Напольные маркеры10-15 штукОбозначение временных точек
Цветные карточки30-40 штукЗаписи мотивов и страхов
Символические предметы15-20 штукРепрезентация различных аспектов
Бланки наблюденийПо числу участниковФиксация инсайтов и открытий

Бланк наблюдений

Временная точкаВыявленные мотивыОбнаруженные страхиТелесные ощущения
Настоящее
5 лет назад
Детство

Размер группы

6-8 человек (оптимально для глубинной работы)

Порядок выполнения

Этап 1. Подготовительный

Ведущий проводит медитативную настройку, помогающую участникам войти в контакт со своим внутренним пространством. Важно создать безопасную атмосферу, располагающую к исследованию глубинных аспектов психики. Продолжительность: 15-20 минут.

Этап 2. Построение временной линии

На полу выкладывается линия времени с ключевыми точками жизни участника. Протагонист проходит по линии, отмечая свои ощущения и впечатления в каждой временной точке. Продолжительность: 30-40 минут.

Этап 3. Выявление мотивов

В каждой временной точке выбираются заместители для значимых мотивов. Важно дать возможность проявиться как осознаваемым, так и скрытым движущим силам. Продолжительность: 40-50 минут.

Этап 4. Работа со страхами

Отдельно выставляются заместители для выявленных страхов. Исследуется их влияние на мотивацию и поведение в разные периоды жизни. Продолжительность: 40-50 минут.

Этап 5. Интеграция

Проводится работа по интеграции выявленных аспектов, поиск ресурсных состояний и новых возможностей. Продолжительность: 30-40 минут.

Ключевые моменты для участников

  • Сохранять открытость к неожиданным открытиям и инсайтам
  • Внимательно отслеживать телесные реакции и ощущения
  • Не оценивать и не критиковать проявляющиеся мотивы и страхи
  • Фиксировать все значимые наблюдения в бланке
  • Быть готовым к встрече с вытесненными аспектами опыта

Обсуждение

  • Какие мотивы оказались наиболее неожиданными?
  • Как изменялись страхи на протяжении временной линии?
  • Какие паттерны взаимодействия между мотивами и страхами удалось обнаружить?
  • Какие ресурсы были найдены в процессе работы?
  • Как можно использовать полученные инсайты в повседневной жизни?

Примеры выполнения

Алексей обнаружил, что его страх неудачи, сформировавшийся в подростковом возрасте, тесно связан с мотивом достижения совершенства. В процессе расстановки стало видно, как эта связка влияет на его профессиональную реализацию, часто приводя к прокрастинации и откладыванию важных проектов. Через работу с временной линией удалось найти ресурсное состояние принятия несовершенства и трансформировать страх в конструктивную мотивацию к развитию.

Интерпретация результатов

ПаттернПроявлениеСпособ трансформации
Избегающее поведениеСтрах неудачи преобладает над мотивациейРазвитие принятия неопределенности
ПерфекционизмЧрезмерно высокие стандартыБаланс между стремлением и принятием
СамосаботажНеосознанное создание препятствийОсознание и интеграция теневых аспектов

Показания к применению

  • Трудности в достижении целей
  • Повторяющиеся неконструктивные паттерны поведения
  • Внутренние конфликты и противоречия
  • Потребность в более глубоком самопонимании
  • Работа с профессиональной самореализацией

Противопоказания

  • Острые психотические состояния
  • Тяжелые формы депрессии
  • Недостаточная психологическая устойчивость
  • Отсутствие мотивации к глубинной работе

Рекомендации для ведущего

  • Обеспечивать психологическую безопасность на всех этапах работы
  • Владеть техниками работы с травматическим опытом
  • Уметь удерживать процесс в рамках терапевтического пространства
  • Иметь навыки работы с сопротивлением и защитными механизмами
  • Обладать опытом проведения глубинных расстановок

Возможные модификации

  • Включение работы с родовой системой для понимания происхождения паттернов
  • Использование арт-терапевтических техник для выражения бессознательного содержания
  • Добавление телесно-ориентированных практик для усиления осознавания
  • Работа с метафорическими картами для символического выражения мотивов и страхов
  • Включение элементов психодрамы для проработки конкретных ситуаций

21.3 Диагностика вытесненных травматических переживаний

Описание упражнения

Упражнение представляет собой комплексный метод диагностики и работы с вытесненными травматическими переживаниями через системные расстановки. Особенность подхода заключается в бережном и постепенном исследовании травматического опыта с использованием техник безопасного дистанцирования и ресурсирования.

В процессе работы происходит мягкое соприкосновение с травматическими переживаниями через систему заместителей, что позволяет избежать ретравматизации и создать безопасные условия для исследования глубинного материала. Важным аспектом является постоянное удержание связи с ресурсными состояниями.

Метод включает элементы телесно-ориентированной терапии и работы с образами, что позволяет задействовать различные каналы восприятия и обработки травматического опыта. Это создает более целостный подход к исцелению травмы.

Цель упражнения

  • Выявление и осознание вытесненных травматических переживаний
  • Создание безопасного контекста для работы с травмой
  • Развитие навыков саморегуляции и стабилизации
  • Интеграция травматического опыта в общий жизненный контекст
  • Восстановление чувства целостности и безопасности

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Мягкие подушки5-7 штукСоздание физического комфорта
ПледыПо числу участниковОбеспечение чувства защищенности
Карточки-якоря30-40 штукМаркировка ресурсных состояний
Платки разных цветов10-15 штукСимволическое обозначение состояний

Бланк наблюдений за состоянием

ПараметрДо работыВо время работыПосле работы
Уровень тревоги (0-10)
Телесные ощущения
Эмоциональное состояние

Размер группы

4-6 человек (малая группа для обеспечения безопасности и внимания к каждому участнику)

Порядок выполнения

Этап 1. Создание безопасного пространства

Ведущий проводит серию упражнений на заземление и установление контакта с ресурсными состояниями. Участники определяют свои зоны комфорта в пространстве. Продолжительность: 20-25 минут.

Этап 2. Диагностика актуального состояния

Проводится первичная оценка состояния участников, определяются индивидуальные триггеры и ресурсы. Заполняется первая часть бланка наблюдений. Продолжительность: 15-20 минут.

Этап 3. Построение системы поддержки

Выстраивается система заместителей, представляющих различные аспекты поддержки и ресурсов. Определяются безопасные дистанции и способы взаимодействия. Продолжительность: 30-35 минут.

Этап 4. Мягкое исследование травматического опыта

Через систему заместителей происходит постепенное приближение к травматическому материалу. Важно постоянно отслеживать уровень напряжения участников. Продолжительность: 40-45 минут.

Этап 5. Интеграция и стабилизация

Проводится работа по интеграции полученного опыта, укрепление связи с ресурсными состояниями. Заполняется финальная часть бланка наблюдений. Продолжительность: 25-30 минут.

Ключевые моменты для участников

  • Соблюдать принцип постепенности и не форсировать процесс
  • Поддерживать постоянный контакт с телесными ощущениями
  • Использовать стоп-сигналы при превышении порога комфорта
  • Регулярно обращаться к ресурсным состояниям
  • Отмечать все изменения в состоянии в бланке наблюдений

Обсуждение

  • Какие изменения в состоянии были замечены во время работы?
  • Какие ресурсы оказались наиболее эффективными?
  • Что помогало поддерживать чувство безопасности?
  • Какие инсайты были получены в процессе работы?
  • Какие стратегии самоподдержки были выявлены?

Примеры выполнения

Елена работала с травматическим опытом потери. В процессе расстановки обнаружилось, что основное напряжение сконцентрировано в области груди. Через работу с заместителями удалось выявить связь этого напряжения с подавленным горем. Постепенное и бережное исследование позволило начать процесс принятия утраты и восстановления эмоциональной целостности.

Интерпретация результатов

ПоказательЗначениеРекомендации
Высокий уровень тревогиПризнак активации травмыУсиление ресурсирования
Телесные зажимыСоматическая память травмыРабота с телесным осознаванием
Эмоциональное оцепенениеЗащитная реакцияПостепенное восстановление чувствительности

Показания к применению

  • Наличие непроработанного травматического опыта
  • Психосоматические проявления
  • Трудности в эмоциональной регуляции
  • Повторяющиеся деструктивные паттерны поведения
  • Потребность в исцелении старых травм

Противопоказания

  • Острая фаза психотического расстройства
  • Тяжелая депрессия с суицидальными тенденциями
  • Недавние травматические события (менее 3 месяцев)
  • Отсутствие достаточных ресурсов для стабилизации

Рекомендации для ведущего

  • Иметь специальную подготовку в области работы с травмой
  • Владеть техниками стабилизации состояния
  • Уметь распознавать признаки диссоциации
  • Поддерживать постоянный контакт с состоянием участников
  • Иметь навыки кризисного консультирования

Возможные модификации

  • Включение элементов арт-терапии для безопасного выражения травматического опыта
  • Использование техник соматического переживания
  • Добавление работы с метафорическими картами
  • Интеграция техник mindfulness для усиления осознанности
  • Применение элементов песочной терапии для символического выражения

21.4 Достижение осознанности и самонаблюдения

Описание упражнения

Данное упражнение представляет собой интегративный метод развития осознанности и навыков самонаблюдения через системные расстановки. В основе лежит работа с различными частями личности, ответственными за осознавание, наблюдение и автоматические реакции. Особенность подхода заключается в создании внутреннего «наблюдающего центра» и развитии способности отслеживать свои мысли, чувства и телесные ощущения в режиме реального времени.

Упражнение использует пространственные метафоры для визуализации различных уровней осознанности, что позволяет участникам буквально «увидеть» и прочувствовать процесс перехода от автоматического реагирования к осознанному присутствию. Важным элементом является работа с темпоральностью – исследование различий между реактивным и рефлексивным режимами восприятия.

В процессе работы происходит формирование нового качества внимания, которое характеризуется большей объемностью, устойчивостью и способностью удерживать одновременно несколько фокусов наблюдения. Это создает основу для более глубокого самопонимания и осознанного управления своим состоянием.

Цель упражнения

  • Развитие способности к устойчивому самонаблюдению без оценки и критики
  • Формирование навыка различения автоматических реакций и осознанных действий
  • Углубление контакта с телесными ощущениями и эмоциональными состояниями
  • Развитие метапозиции по отношению к своему опыту
  • Интеграция различных аспектов осознавания в целостную систему самонаблюдения

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Маркеры пространства8-10 штукОбозначение зон осознавания
Таймер1 штукаОтслеживание интервалов внимания
Дневники самонаблюденияПо числу участниковФиксация наблюдений
Колокольчик1 штукаСигналы к смене фокуса внимания

Дневник самонаблюдения

Временная меткаТелесные ощущенияЭмоцииМысли
Утро
День
Вечер

Размер группы

8-10 человек (оптимально для создания разнообразного поля взаимодействия)

Порядок выполнения

Этап 1. Настройка внимания

Участники выполняют серию упражнений на концентрацию внимания, начиная с фокусировки на дыхании и постепенно расширяя поле осознавания. Ведущий помогает установить оптимальный режим наблюдения без чрезмерного напряжения. Продолжительность: 15-20 минут.

Этап 2. Картография внутреннего пространства

В пространстве размещаются маркеры, обозначающие различные аспекты осознавания: телесные ощущения, эмоции, мысли, внешние стимулы. Участники исследуют каждую зону, отмечая свои наблюдения в дневнике. Продолжительность: 30-35 минут.

Этап 3. Расстановка наблюдающих частей

Выбираются заместители для различных аспектов осознающего «Я»: наблюдатель, критик, автопилот, интегратор. Исследуются их взаимодействия и влияние на качество осознавания. Продолжительность: 40-45 минут.

Этап 4. Практика переключения режимов

Участники практикуют переходы между различными режимами осознавания: от автоматического к осознанному, от узкого фокуса к широкому, от поверхностного к глубокому. Ведущий использует колокольчик для обозначения переходов. Продолжительность: 35-40 минут.

Этап 5. Интеграция опыта

Проводится работа по соединению различных аспектов осознавания в единую систему самонаблюдения. Участники формулируют свои открытия и инсайты. Продолжительность: 20-25 минут.

Ключевые моменты для участников

  • Поддерживать баланс между активным наблюдением и естественным течением процессов
  • Развивать принимающую, неоценочную позицию по отношению к наблюдаемому
  • Отмечать моменты потери и восстановления осознанного присутствия
  • Фиксировать различные качества внимания и осознавания
  • Исследовать связь между телесными ощущениями и уровнем осознанности

Обсуждение

  • Какие режимы осознавания оказались наиболее доступными?
  • Что помогало поддерживать устойчивое внимание?
  • Какие препятствия для осознанности были обнаружены?
  • Как менялось качество присутствия в процессе упражнения?
  • Какие инструменты самонаблюдения оказались наиболее эффективными?

Примеры выполнения

Михаил в процессе работы обнаружил, что его «внутренний критик» существенно снижает качество осознавания, создавая постоянный фоновый шум самоосуждения. Через расстановку удалось найти более сбалансированную позицию наблюдателя, что привело к значительному углублению самопонимания и способности быть в контакте с текущим опытом.

Интерпретация результатов

Параметр наблюденияИндикаторы качестваНаправления развития
Устойчивость вниманияДлительность фокусировкиРегулярная практика концентрации
Объём осознаванияКоличество отслеживаемых аспектовРасширение поля внимания
Глубина присутствияКачество контакта с опытомРазвитие чувствительности

Показания к применению

  • Потребность в развитии навыков самонаблюдения
  • Трудности с осознаванием своих состояний
  • Желание улучшить качество присутствия в жизни
  • Работа с автоматическими реакциями
  • Развитие эмоционального интеллекта

Противопоказания

  • Острые психотические состояния
  • Выраженная тревожность с тенденцией к руминации
  • Состояния острой дезорганизации
  • Тяжелые депрессивные эпизоды

Рекомендации для ведущего

  • Иметь собственную практику осознанности и самонаблюдения
  • Уметь создавать поддерживающую атмосферу для исследования
  • Владеть техниками работы с различными уровнями внимания
  • Понимать специфику работы с измененными состояниями сознания
  • Обладать навыками фасилитации групповых процессов

Возможные модификации

  • Включение элементов медитативных практик
  • Использование техник движения и танца для развития телесного осознавания
  • Добавление работы с звуком и голосом
  • Интеграция практик созерцания и визуализации
  • Применение техник письменной рефлексии

21.5 Интеграция внутренних конфликтов

Описание упражнения

Данное упражнение представляет собой глубинную работу с внутренними конфликтами через метод системных расстановок. В основе лежит представление о том, что внутренние конфликты являются столкновением различных частей личности, каждая из которых имеет свои потребности, мотивы и стратегии выживания. Особенность подхода заключается в создании пространства, где эти части могут быть представлены через заместителей и вступить в диалог.

В процессе работы происходит не только выявление конфликтующих частей, но и исследование их происхождения, функций и глубинных потребностей. Важным аспектом является поиск ресурсов для интеграции и создание новой, более целостной конфигурации внутреннего пространства.

Упражнение включает элементы психодрамы и гештальт-терапии, что позволяет работать с конфликтом на разных уровнях: эмоциональном, когнитивном и телесном. Это создает основу для глубинной трансформации и долгосрочных изменений.

Цель упражнения

  • Выявление и осознание внутренних конфликтующих частей личности
  • Исследование природы и динамики внутренних конфликтов
  • Развитие способности к внутреннему диалогу и медиации
  • Поиск путей интеграции противоречивых аспектов опыта
  • Формирование более целостного самовосприятия

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Карты символов2-3 колодыРепрезентация частей личности
Цветные шарфы10-12 штукМаркировка различных частей
Журналы диалоговПо числу участниковЗапись внутренних диалогов
Маркеры пространства6-8 штукОбозначение позиций частей

Журнал внутреннего диалога

Часть личностиПотребностиСтрахиРесурсы
Часть 1
Часть 2
Интегратор

Размер группы

6-8 человек (оптимально для глубокой индивидуальной работы в группе)

Порядок выполнения

Этап 1. Идентификация конфликта

Участники определяют основной внутренний конфликт, с которым хотят работать. Используются техники визуализации и телесного осознавания для более четкого выявления конфликтующих частей. Продолжительность: 20-25 минут.

Этап 2. Выстраивание конфигурации

Выбираются заместители для каждой конфликтующей части. Протагонист располагает их в пространстве, отражая актуальное состояние внутреннего конфликта. Продолжительность: 30-35 минут.

Этап 3. Исследование динамики

Происходит изучение взаимодействия между частями: как они влияют друг на друга, какие паттерны поведения проявляются, какие блокировки существуют. Продолжительность: 40-45 минут.

Этап 4. Поиск ресурсов

Выявляются и активируются ресурсы для разрешения конфликта. Это могут быть внутренние качества, опыт успешного разрешения подобных ситуаций, поддерживающие фигуры. Продолжительность: 35-40 минут.

Этап 5. Интеграция

Проводится работа по созданию новой конфигурации, где конфликтующие части находят способ сосуществования и взаимодействия. Закрепляются новые паттерны отношений. Продолжительность: 30-35 минут.

Ключевые моменты для участников

  • Сохранять позицию любопытства и принятия по отношению ко всем частям
  • Отслеживать телесные сигналы и эмоциональные реакции
  • Развивать способность удерживать одновременно разные перспективы
  • Фиксировать моменты напряжения и облегчения в системе
  • Поддерживать контакт с ресурсными состояниями

Обсуждение

  • Какие открытия были сделаны о природе внутреннего конфликта?
  • Что помогало и что мешало процессу интеграции?
  • Какие новые способы взаимодействия между частями были найдены?
  • Как изменилось восприятие конфликта в процессе работы?
  • Какие ресурсы оказались наиболее полезными?

Примеры выполнения

Анна работала с внутренним конфликтом между частью, стремящейся к профессиональному развитию, и частью, нуждающейся в стабильности и безопасности. В процессе расстановки обнаружилось, что обе части пытаются защитить её от детского опыта нестабильности. Через работу с ресурсными состояниями удалось найти способ совмещения профессионального роста с созданием надёжной базы.

Интерпретация результатов

Тип конфигурацииХарактеристикиНаправления работы
ПоляризацияСильное противостояние частейПоиск общих интересов
Иерархический конфликтБорьба за доминированиеВыстраивание здоровой иерархии
Временной конфликтПротиворечие между этапами развитияИнтеграция разных периодов жизни

Показания к применению

  • Наличие устойчивых внутренних конфликтов
  • Трудности в принятии решений
  • Повторяющиеся паттерны самосаботажа
  • Потребность в большей внутренней согласованности
  • Работа с амбивалентностью

Противопоказания

  • Острые психотические состояния
  • Тяжелая дезинтеграция личности
  • Недостаточная психологическая устойчивость
  • Отсутствие мотивации к интеграционной работе

Рекомендации для ведущего

  • Иметь опыт работы с внутренними частями личности
  • Владеть навыками медиации и фасилитации диалога
  • Уметь работать с сильными эмоциональными состояниями
  • Поддерживать безопасное пространство для исследования
  • Обладать собственным опытом интеграционной работы

Возможные модификации

  • Включение элементов арт-терапии для визуализации частей
  • Использование техник эмбодимента для углубления контакта с частями
  • Добавление работы с генограммой для понимания происхождения частей
  • Интеграция техник психосинтеза
  • Применение ритуальных элементов для закрепления изменений

21.6 Изменение деструктивных поведенческих паттернов

Описание упражнения

Данное упражнение направлено на трансформацию устойчивых деструктивных паттернов поведения через метод системных расстановок. В основе лежит понимание того, что деструктивные паттерны когда-то служили способом адаптации и выживания, но со временем стали ограничивающими. Особенность подхода заключается в одновременной работе с поведенческим, эмоциональным и системным уровнями паттерна.

В процессе работы происходит исследование структуры паттерна, его триггеров и поддерживающих механизмов. Важным элементом является выявление вторичных выгод и скрытых функций деструктивного поведения. Это позволяет создать новые, более адаптивные способы удовлетворения лежащих в основе потребностей.

Упражнение включает работу с временной перспективой, что позволяет увидеть эволюцию паттерна и найти точки, где возможно внесение изменений. Особое внимание уделяется созданию поддерживающей среды для закрепления новых форм поведения.

Цель упражнения

  • Выявление и осознание структуры деструктивных поведенческих паттернов
  • Понимание системной функции и происхождения проблемного поведения
  • Развитие способности к осознанному выбору новых форм реагирования
  • Формирование более адаптивных стратегий поведения
  • Создание поддерживающей среды для закрепления изменений

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Карты паттернов15-20 штукВизуализация поведенческих стратегий
Дневники наблюденийПо числу участниковОтслеживание изменений
Якорные предметы8-10 штукФиксация новых состояний
Флипчарт1 штукаВизуализация системных связей

Дневник отслеживания паттернов

ДатаТриггерРеакцияАльтернатива
День 1
День 2
День 3

Размер группы

7-9 человек (оптимально для создания разнообразного поля взаимодействия)

Порядок выполнения

Этап 1. Диагностика паттерна

Участники определяют конкретный деструктивный паттерн для работы. Происходит исследование его структуры, триггеров и последствий. Используются техники визуализации и телесного осознавания. Продолжительность: 25-30 минут.

Этап 2. Исследование системного контекста

Выстраивается расстановка, отражающая системные связи и поддерживающие механизмы паттерна. Выявляются ключевые фигуры и события, связанные с его формированием. Продолжительность: 35-40 минут.

Этап 3. Работа с вторичными выгодами

Исследуются скрытые функции и преимущества деструктивного поведения. Происходит поиск альтернативных способов удовлетворения базовых потребностей. Продолжительность: 30-35 минут.

Этап 4. Формирование новых стратегий

Разрабатываются и тестируются новые поведенческие паттерны. Особое внимание уделяется их экологичности и устойчивости. Продолжительность: 40-45 минут.

Этап 5. Закрепление изменений

Создаются якоря и поддерживающие структуры для новых форм поведения. Разрабатывается план практического применения. Продолжительность: 25-30 минут.

Ключевые моменты для участников

  • Развивать безоценочное отношение к исследуемым паттернам
  • Отслеживать телесные сигналы и эмоциональные реакции
  • Фиксировать моменты сопротивления и прорыва
  • Уделять внимание практической применимости новых стратегий
  • Поддерживать связь с ресурсными состояниями

Обсуждение

  • Какие системные связи паттерна были обнаружены?
  • Какие вторичные выгоды оказались наиболее значимыми?
  • Какие новые стратегии кажутся наиболее перспективными?
  • Что может помешать внедрению изменений?
  • Какие ресурсы необходимы для поддержания нового поведения?

Примеры выполнения

Сергей работал с паттерном откладывания важных решений. В процессе расстановки обнаружилось, что этот паттерн связан с детским опытом, когда принятие самостоятельных решений наказывалось. Через работу с системными связями удалось найти новый способ принятия решений, основанный на внутреннем доверии и поддержке.

Интерпретация результатов

Уровень измененийПризнаки трансформацииРиски регресса
ПоведенческийПоявление новых реакцийАвтоматический возврат
ЭмоциональныйИзменение эмоционального фонаТриггерные ситуации
СистемныйПерестройка отношенийСопротивление системы

Показания к применению

  • Устойчивые деструктивные паттерны поведения
  • Трудности в изменении привычных реакций
  • Повторяющиеся неэффективные стратегии
  • Потребность в развитии новых форм поведения
  • Работа с самосаботажем

Противопоказания

  • Острые кризисные состояния
  • Выраженная нестабильность психического состояния
  • Отсутствие мотивации к изменениям
  • Недостаточность ресурсов для поддержания изменений

Рекомендации для ведущего

  • Иметь опыт работы с поведенческими изменениями
  • Владеть техниками системного анализа
  • Уметь работать с сопротивлением изменениям
  • Обладать навыками фасилитации групповых процессов
  • Поддерживать экологичность процесса трансформации

Возможные модификации

  • Включение элементов поведенческой терапии
  • Использование техник визуализации будущего
  • Добавление работы с телесными метафорами
  • Интеграция техник когнитивного переструктурирования
  • Применение ритуальных элементов для закрепления изменений

21.7 Обретение внутренней свободы и гибкости

Описание упражнения

Данное упражнение направлено на развитие внутренней свободы и гибкости через работу с глубинными установками и ограничениями в формате системных расстановок. В основе лежит представление о том, что внутренняя свобода связана со способностью осознанно выбирать свои реакции и находить новые способы взаимодействия с реальностью.

В процессе работы происходит исследование различных аспектов внутренней несвободы: устоявшихся убеждений, страхов, социальных предписаний и семейных паттернов. Особое внимание уделяется развитию способности замечать моменты выбора и расширять репертуар возможных реакций.

Упражнение включает работу с «пространством свободы» как метафорической территорией, где участники могут экспериментировать с новыми способами бытия и взаимодействия. Важным аспектом является интеграция опыта свободы на телесном, эмоциональном и когнитивном уровнях.

Цель упражнения

  • Развитие осознанности в моментах выбора и принятия решений
  • Расширение репертуара поведенческих и эмоциональных реакций
  • Освобождение от ограничивающих убеждений и установок
  • Формирование более гибкого отношения к жизненным ситуациям
  • Укрепление контакта с внутренними ресурсами

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Напольные маркеры12-15 штукОбозначение зон выбора
Символические предметы20-25 штукРепрезентация ресурсов
Карты метафор2-3 колодыРабота с образами свободы
Дневники наблюденийПо числу участниковФиксация опыта свободы

Дневник исследования свободы

АспектОграниченияВозможностиЭксперименты
Отношения
Работа
Творчество

Размер группы

8-10 человек (оптимально для создания разнообразного поля взаимодействия)

Порядок выполнения

Этап 1. Исследование текущих границ

Участники исследуют свои представления о внутренних границах и ограничениях. Происходит картирование зон несвободы и выявление ключевых ограничивающих убеждений. Продолжительность: 25-30 минут.

Этап 2. Создание пространства свободы

Выстраивается символическое пространство, где представлены различные аспекты свободы: выбор, творчество, спонтанность, аутентичность. Участники исследуют свое отношение к каждому аспекту. Продолжительность: 35-40 минут.

Этап 3. Работа с ограничениями

Исследуются источники внутренних ограничений, их системная функция и возможности трансформации. Особое внимание уделяется семейным и культурным паттернам. Продолжительность: 40-45 минут.

Этап 4. Эксперименты со свободой

Участники пробуют новые способы реагирования и взаимодействия в безопасном пространстве группы. Проводятся эксперименты с различными аспектами свободы. Продолжительность: 35-40 минут.

Этап 5. Интеграция опыта

Происходит закрепление нового опыта, создание опор для поддержания состояния внутренней свободы в повседневной жизни. Продолжительность: 25-30 минут.

Ключевые моменты для участников

  • Развивать осознанность в отношении моментов выбора
  • Отслеживать телесные проявления свободы и несвободы
  • Замечать автоматические реакции ограничения
  • Практиковать новые способы реагирования
  • Поддерживать баланс между свободой и ответственностью

Обсуждение

  • Какие аспекты внутренней свободы оказались наиболее значимыми?
  • Какие ограничения проявились наиболее ярко?
  • Что помогало и что мешало в экспериментах со свободой?
  • Какие новые возможности были обнаружены?
  • Как поддерживать состояние внутренней свободы в повседневности?

Примеры выполнения

Наталья обнаружила, что её ощущение несвободы связано с глубинным убеждением «я должна соответствовать ожиданиям других». В процессе расстановки удалось найти связь этого убеждения с семейной историей и создать новое пространство, где стало возможным действовать из собственных желаний и потребностей.

Интерпретация результатов

Аспект свободыПризнаки развитияОбласти применения
ЭмоциональнаяРасширение спектра чувствБлизкие отношения
ПоведенческаяГибкость реакцийСоциальные ситуации
ТворческаяСпонтанность самовыраженияСамореализация

Показания к применению

  • Ощущение внутренней скованности и несвободы
  • Трудности в принятии решений
  • Зависимость от мнения других
  • Потребность в большей спонтанности
  • Работа с перфекционизмом

Противопоказания

  • Острые кризисные состояния
  • Выраженная тревожность
  • Недостаточная психологическая устойчивость
  • Отсутствие готовности к изменениям

Рекомендации для ведущего

  • Создавать безопасное пространство для экспериментов
  • Поддерживать баланс между свободой и структурой
  • Владеть техниками работы с сопротивлением
  • Уметь моделировать свободное поведение
  • Обладать собственным опытом исследования внутренней свободы

Возможные модификации

  • Включение элементов танцевально-двигательной терапии
  • Использование техник импровизации
  • Добавление работы с голосом и звуком
  • Интеграция медитативных практик
  • Применение техник спонтанного рисования

21.8 Осознание ограничивающих убеждений

Описание упражнения

Данное упражнение представляет собой глубинную работу с ограничивающими убеждениями через метод системных расстановок. В основе лежит понимание того, что ограничивающие убеждения формируются как защитные механизмы в определенном системном контексте и продолжают влиять на жизнь человека даже после того, как утратили свою адаптивную функцию.

В процессе работы происходит не только выявление самих убеждений, но и исследование всей системы их поддержки: эмоциональных якорей, поведенческих паттернов, семейных лояльностей. Особое внимание уделяется поиску ресурсов для формирования новых, поддерживающих убеждений.

Упражнение использует пространственные метафоры для визуализации влияния убеждений на различные сферы жизни и позволяет участникам буквально «увидеть» структуру своих внутренних ограничений. Важным элементом является работа с телесными проявлениями убеждений.

Цель упражнения

  • Выявление и осознание ключевых ограничивающих убеждений
  • Исследование системного контекста формирования убеждений
  • Понимание защитной функции ограничивающих убеждений
  • Трансформация негативных установок в ресурсные
  • Развитие более гибкой системы убеждений

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Карточки для записи убеждений30-40 штукФиксация выявленных убеждений
Маркеры разных цветов5-6 штукКатегоризация убеждений
Листы для схемПо числу участниковВизуализация системы убеждений
Напольные якоря8-10 штукПространственная разметка

Карта убеждений

Сфера жизниОграничивающее убеждениеЗащитная функцияНовое убеждение
Отношения
Самореализация
Благополучие

Размер группы

6-8 человек (оптимально для глубокой индивидуальной работы)

Порядок выполнения

Этап 1. Выявление убеждений

Участники исследуют различные сферы своей жизни и выявляют действующие в них ограничивающие убеждения. Используются техники направленной рефлексии и телесного осознавания. Продолжительность: 30-35 минут.

Этап 2. Построение системы

Выстраивается пространственная конфигурация, отражающая взаимосвязи между различными убеждениями и их влияние на жизнь человека. Выбираются заместители для ключевых убеждений. Продолжительность: 35-40 минут.

Этап 3. Исследование происхождения

Прослеживается история формирования убеждений, их связь с семейной системой и значимыми событиями жизни. Выявляется защитная функция каждого убеждения. Продолжительность: 40-45 минут.

Этап 4. Поиск ресурсов

Исследуются возможности трансформации убеждений, находятся ресурсные состояния и поддерживающие фигуры. Формируются новые, более адаптивные убеждения. Продолжительность: 35-40 минут.

Этап 5. Интеграция изменений

Происходит закрепление новых убеждений, создание поддерживающих ритуалов и практик. Разрабатывается план внедрения изменений в повседневную жизнь. Продолжительность: 25-30 минут.

Ключевые моменты для участников

  • Сохранять исследовательскую позицию по отношению к своим убеждениям
  • Отслеживать телесные сигналы при работе с убеждениями
  • Замечать сопротивление изменениям
  • Уделять внимание экологичности трансформации
  • Фиксировать все значимые инсайты и открытия

Обсуждение

  • Какие убеждения оказались наиболее влиятельными?
  • Как проявилась защитная функция убеждений?
  • Какие системные связи были обнаружены?
  • Что помогает в трансформации убеждений?
  • Как поддерживать новые, ресурсные убеждения?

Примеры выполнения

Дмитрий работал с убеждением «успех требует постоянной борьбы». В процессе расстановки обнаружилась связь этого убеждения с семейной историей выживания в трудные времена. Через работу с ресурсными состояниями удалось трансформировать это убеждение в более гибкое: «я могу достигать успеха разными путями, в том числе через радость и легкость».

Интерпретация результатов

Тип убежденияПризнаки трансформацииСпособы поддержки
СамоограничивающиеПоявление новых возможностейПрактика новых действий
ЗащитныеСнижение тревожностиРазвитие безопасности
СистемныеИзменение отношенийНовые способы контакта

Показания к применению

  • Наличие устойчивых ограничивающих убеждений
  • Трудности в достижении целей
  • Повторяющиеся негативные паттерны
  • Потребность в личностном росте
  • Работа с самооценкой

Противопоказания

  • Острые психотические состояния
  • Тяжелая депрессия
  • Недостаточная психологическая устойчивость
  • Отсутствие мотивации к изменениям

Рекомендации для ведущего

  • Иметь опыт работы с убеждениями и установками
  • Владеть техниками когнитивной реструктуризации
  • Уметь работать с сопротивлением изменениям
  • Поддерживать экологичность трансформации
  • Обладать навыками системного мышления

Возможные модификации

  • Включение элементов арт-терапии для визуализации убеждений
  • Использование техник психодрамы
  • Добавление работы с метафорическими картами
  • Интеграция телесно-ориентированных практик
  • Применение техник визуализации будущего

21.9 Преодоление психологических барьеров

Описание упражнения

Данное упражнение направлено на работу с глубинными психологическими барьерами через метод системных расстановок. В основе лежит понимание того, что психологические барьеры формируются как защитные механизмы в ответ на травматический опыт или системные динамики и могут существенно ограничивать жизненное пространство человека.

В процессе работы происходит исследование структуры барьера, его функций в системе и влияния на различные аспекты жизни. Особое внимание уделяется поиску ресурсов и альтернативных способов защиты, которые позволяют сохранить безопасность без чрезмерных ограничений.

Упражнение использует комбинацию пространственных и символических элементов для создания целостного опыта трансформации. Важным аспектом является постепенное и безопасное исследование пространства за пределами привычных барьеров.

Цель упражнения

  • Выявление и осознание ключевых психологических барьеров
  • Понимание защитной функции барьеров и их системного значения
  • Развитие способности к гибкому преодолению ограничений
  • Формирование новых способов обеспечения безопасности
  • Расширение зоны психологического комфорта

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Веревки разной длины10-12 штукОбозначение границ и барьеров
Цветные подушки8-10 штукСимволическое обозначение ресурсов
Карты измененийПо числу участниковФиксация процесса трансформации
Маркерные доски2-3 штукиВизуализация стратегий

Карта трансформации барьеров

БарьерЗащитная функцияОграниченияНовые возможности
Социальный
Эмоциональный
Поведенческий

Размер группы

7-9 человек (оптимально для создания безопасного пространства исследования)

Порядок выполнения

Этап 1. Диагностика барьеров

Участники исследуют свои основные психологические барьеры через технику направленной визуализации и телесного осознавания. Каждый барьер описывается с точки зрения его проявлений и влияния на жизнь. Продолжительность: 30-35 минут.

Этап 2. Пространственное моделирование

С помощью веревок и других материалов создается физическая репрезентация барьеров в пространстве. Выбираются заместители для различных аспектов барьера и ресурсных состояний. Продолжительность: 35-40 минут.

Этап 3. Исследование системы

Происходит глубинное исследование структуры барьера, его связей с семейной системой и жизненным опытом. Выявляются ключевые точки поддержки и сопротивления. Продолжительность: 40-45 минут.

Этап 4. Трансформация

Участники экспериментируют с различными способами преодоления барьеров, находят новые ресурсы и стратегии. Особое внимание уделяется сохранению чувства безопасности. Продолжительность: 45-50 минут.

Этап 5. Интеграция

Закрепляется новый опыт, создаются конкретные планы по внедрению изменений в повседневную жизнь. Разрабатываются стратегии поддержки в сложных ситуациях. Продолжительность: 25-30 минут.

Ключевые моменты для участников

  • Сохранять уважительное отношение к защитной функции барьеров
  • Отслеживать телесные сигналы при работе с границами
  • Соблюдать принцип постепенности в преодолении ограничений
  • Фиксировать моменты расширения возможностей
  • Поддерживать баланс между вызовом и безопасностью

Обсуждение

  • Какие барьеры оказались наиболее значимыми?
  • Какие ресурсы помогали в преодолении ограничений?
  • Как изменилось восприятие барьеров в процессе работы?
  • Какие новые возможности открылись?
  • Что помогает поддерживать состояние расширенных возможностей?

Примеры выполнения

Анна работала с барьером в профессиональной самореализации. В процессе расстановки обнаружилась связь этого барьера с семейным посланием «не выделяйся». Через работу с ресурсными состояниями и поддерживающими фигурами удалось трансформировать этот барьер в осознанное управление своей видимостью и влиянием.

Интерпретация результатов

Тип барьераПризнаки трансформацииСтратегии поддержки
КогнитивныйПоявление новых перспективПрактика гибкого мышления
ЭмоциональныйРасширение спектра чувствРазвитие эмоциональной регуляции
ПоведенческийНовые способы действийЭкспериментирование в безопасной среде

Показания к применению

  • Устойчивые психологические барьеры
  • Трудности в достижении целей
  • Ограничивающие паттерны поведения
  • Потребность в личностном росте
  • Работа со страхами и тревогами

Противопоказания

  • Острые психотические состояния
  • Тяжелые формы депрессии
  • Недавние травматические события
  • Отсутствие базового чувства безопасности

Рекомендации для ведущего

  • Создавать безопасное пространство для исследования
  • Владеть техниками работы с сопротивлением
  • Уметь распознавать признаки перегрузки
  • Поддерживать постепенность процесса изменений
  • Иметь опыт работы с травматическим материалом

Возможные модификации

  • Включение элементов арт-терапии для визуализации барьеров
  • Использование техник телесно-ориентированной терапии
  • Добавление ритуальных элементов преодоления
  • Интеграция техник эмоциональной регуляции
  • Применение методов визуализации ресурсных состояний

21.10 Трансформация подсознательных установок

Описание упражнения

Данное упражнение представляет собой комплексную работу с глубинными подсознательными установками через метод системных расстановок. В основе лежит представление о том, что подсознательные установки формируют базовый фундамент восприятия реальности и поведения, часто оставаясь за пределами осознанного контроля.

В процессе работы происходит выявление ключевых установок, исследование их происхождения и влияния на различные сферы жизни. Особое внимание уделяется работе с глубинными слоями психики, где эти установки укоренены. Важным элементом является создание безопасного пространства для трансформации базовых паттернов.

Упражнение включает элементы архетипической работы, что позволяет обращаться к универсальным паттернам человеческого опыта и использовать их энергию для трансформации ограничивающих установок. Интеграция происходит на всех уровнях: телесном, эмоциональном, ментальном и духовном.

Цель упражнения

  • Выявление и осознание глубинных подсознательных установок
  • Понимание их влияния на жизненные выборы и паттерны
  • Трансформация ограничивающих установок в ресурсные
  • Интеграция новых способов восприятия и реагирования
  • Укрепление связи с внутренними ресурсами

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Архетипические карты2-3 колодыРабота с глубинными образами
Символические предметы15-20 штукРепрезентация установок
Трансформационный дневникПо числу участниковФиксация изменений
Ритуальные предметы10-12 штукЗакрепление трансформации

Дневник трансформации установок

УстановкаИсточникВлияниеТрансформация
Базовые
Социальные
Личностные

Размер группы

5-7 человек (оптимально для глубинной трансформационной работы)

Порядок выполнения

Этап 1. Выявление установок

Участники исследуют свои глубинные установки через работу с архетипическими образами и телесными ощущениями. Каждая установка исследуется с точки зрения её влияния на различные аспекты жизни. Продолжительность: 35-40 минут.

Этап 2. Исследование происхождения

Выстраивается генеалогическая линия установок, их связь с семейной историей и коллективным бессознательным. Используются техники глубинной визуализации и системного восприятия. Продолжительность: 40-45 минут.

Этап 3. Работа с энергией установок

Исследуется энергетический аспект установок, их влияние на жизненную силу и способность к самореализации. Происходит работа с блокировками и зажимами. Продолжительность: 35-40 минут.

Этап 4. Трансформационный процесс

Осуществляется глубинная трансформация установок через работу с архетипическими силами и ресурсными состояниями. Создаются новые нейронные связи и паттерны реагирования. Продолжительность: 45-50 минут.

Этап 5. Интеграция нового опыта

Происходит закрепление новых установок через ритуальные действия и создание поддерживающих практик. Разрабатывается план интеграции изменений в повседневную жизнь. Продолжительность: 30-35 минут.

Ключевые моменты для участников

  • Поддерживать глубокий контакт с телесными ощущениями
  • Отслеживать проявления сопротивления изменениям
  • Сохранять открытость к неожиданным инсайтам
  • Уважать защитную функцию старых установок
  • Фиксировать все значимые изменения в состоянии

Обсуждение

  • Какие установки оказались наиболее глубоко укорененными?
  • Как проявлялась связь установок с родовой системой?
  • Какие ресурсы открылись в процессе трансформации?
  • Как изменилось восприятие себя и мира?
  • Что помогает поддерживать новые установки?

Примеры выполнения

Марина работала с глубинной установкой «я должна всем помогать». В процессе расстановки обнаружилась связь этой установки с ролью «спасателя» в семейной системе на протяжении нескольких поколений. Через работу с архетипом Мудреца удалось трансформировать эту установку в более зрелую форму: «я могу помогать другим, оставаясь в контакте со своими потребностями».

Интерпретация результатов

Уровень измененийПризнаки трансформацииПоддерживающие практики
ТелесныйОсвобождение напряженияСоматические практики
ЭмоциональныйНовые эмоциональные реакцииПрактики осознанности
МентальныйИзменение убежденийКогнитивные техники

Показания к применению

  • Глубинная работа с подсознательными паттернами
  • Трансформация базовых жизненных сценариев
  • Работа с родовыми программами
  • Поиск новых путей самореализации
  • Разрешение глубинных внутренних конфликтов

Противопоказания

  • Острые психотические состояния
  • Тяжелые формы депрессии
  • Недостаточная психологическая устойчивость
  • Отсутствие готовности к глубинным изменениям

Рекомендации для ведущего

  • Иметь опыт глубинной психологической работы
  • Владеть техниками работы с архетипами
  • Уметь создавать безопасное пространство трансформации
  • Обладать навыками работы с измененными состояниями сознания
  • Поддерживать экологичность процесса изменений

Возможные модификации

  • Включение шаманских практик
  • Использование техник работы со сновидениями
  • Добавление элементов арт-терапии
  • Интеграция дыхательных практик
  • Применение звукотерапии и работы с голосом

Итоговая таблица упражнений главы 21

УпражнениеФокусировкаВремя на выполнение
21.1 Анализ автоматических реакций и установокОсознание и анализ автоматических реакций2,5-3 часа
21.2 Выявление бессознательных мотивов и страховРабота с глубинной мотивацией2,5-3 часа
21.3 Диагностика вытесненных травматических переживанийИсследование травматического опыта2-2,5 часа
21.4 Достижение осознанности и самонаблюденияРазвитие навыков осознанности2,5-3 часа
21.5 Интеграция внутренних конфликтовРабота с внутренними противоречиями2,5-3 часа
21.6 Изменение деструктивных поведенческих паттерновТрансформация поведения3-3,5 часа
21.7 Обретение внутренней свободы и гибкостиРазвитие адаптивности2,5-3 часа
21.8 Осознание ограничивающих убежденийРабота с системой убеждений2,5-3 часа
21.9 Преодоление психологических барьеровРабота с ограничениями3-3,5 часа
21.10 Трансформация подсознательных установокГлубинная трансформация3-3,5 часа