Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Расстановочные упражнения
Глава 3. Выгорание и ресурсы в расстановках
Оглавление
- Восстановление внутренних ресурсов
- Выявление причин выгорания
- Гармонизация рабочих и личных отношений
- Диагностика энергетического состояния
- Интеграция методов восстановления
- Мотивация и поддержка в работе
- Осознание жизненного предназначения
- Поиск внутренних резервов
- Профилактика профессионального выгорания
- Ресурсность и психологическая устойчивость
3.1 Упражнение «Восстановление внутренних ресурсов»
Описание упражнения
Это глубинное расстановочное упражнение направлено на выявление и активацию скрытых внутренних ресурсов человека через работу с пространственными метафорами и телесными ощущениями. Участники получают возможность исследовать свои ресурсные состояния и найти доступ к источникам внутренней силы.
В процессе работы происходит символическое путешествие по внутреннему ландшафту, где каждая «остановка» представляет определенный ресурс или потенциал. Это может быть место силы, значимые люди, важные достижения или природные метафоры.
Особенность упражнения заключается в том, что оно совмещает элементы системных расстановок с техниками визуализации и телесно-ориентированной терапии, что позволяет достичь глубокого терапевтического эффекта.
Цель упражнения
- Восстановление доступа к внутренним ресурсам участника
- Активация ресурсных состояний через телесный опыт
- Развитие навыков саморегуляции и самоподдержки
- Формирование устойчивой связи с источниками личной силы
Реквизит
- Просторное помещение
- Маркеры для обозначения мест в пространстве (можно использовать листы бумаги)
- Мягкие коврики для работы с телесными практиками
- Спокойная фоновая музыка (опционально)
Размер группы
6-12 человек
Поэтапное выполнение
1. Подготовительный этап
Участники располагаются в кругу. Ведущий проводит короткую медитацию для центрирования и настройки на работу. Важно создать безопасную и доверительную атмосферу. Время: 10-15 минут.
2. Исследование ресурсного пространства
Каждый участник по очереди выходит в центр круга и начинает исследовать пространство, обозначая места, связанные с различными ресурсными состояниями. Ведущий помогает направляющими вопросами: «Где находится место вашей силы?», «Где расположен источник спокойствия?», «Где живет ваша радость?». Время: 20-30 минут.
3. Работа с телесными якорями
Участник посещает каждую обозначенную точку, останавливается там и исследует телесные ощущения, связанные с конкретным ресурсом. Важно зафиксировать и запомнить эти ощущения как «якоря» для последующего доступа к ресурсу. Время: 15-20 минут на каждого участника.
Ресурсное состояние | Телесный якорь | Метафора |
---|---|---|
Уверенность | Выпрямленная спина | Могучее дерево |
Спокойствие | Расслабленные плечи | Тихое озеро |
Радость | Открытая грудная клетка | Солнечный свет |
Ключевые моменты для участников
- Внимательно отслеживать телесные ощущения в каждой точке пространства
- Не торопиться, давать себе время для глубокого проживания каждого состояния
- Запоминать и фиксировать позитивные изменения в теле
- Быть искренним в выражении своих чувств и ощущений
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие ресурсные состояния оказались наиболее яркими?
- Что удивило вас в процессе исследования?
- Какие телесные ощущения были самыми заметными?
- Как вы можете использовать полученный опыт в повседневной жизни?
Примеры выполнения
Мария, 34 года, психолог: «Я обнаружила, что мое место силы находится позади меня, словно за спиной стоят все мои предки. Когда я встаю в эту точку, моя спина автоматически выпрямляется, появляется ощущение поддержки и уверенности. Теперь я использую это упражнение перед важными встречами с клиентами.»
Интерпретация результатов
- Легкость доступа к ресурсу указывает на его актуальность для участника
- Сложности в определении местоположения ресурса могут говорить о блокировке доступа к нему
- Интенсивность телесных ощущений часто коррелирует с силой ресурса
Когда применять
- При первых признаках эмоционального выгорания
- В ситуациях повышенного стресса
- Для профилактики истощения
- При необходимости быстрого восстановления сил
Противопоказания
- Острые психотические состояния
- Тяжелые депрессивные эпизоды
- Состояния измененного сознания
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную и поддерживающую атмосферу
- Внимательно следить за состоянием участников
- Давать достаточно времени для проживания опыта
- Помогать участникам находить точные метафоры для их состояний
- Фиксировать и поддерживать позитивные изменения
Возможные модификации упражнения
- Работа с цветовыми ассоциациями для каждого ресурса
- Добавление звукового сопровождения
- Использование предметов-символов для обозначения ресурсов
- Групповая работа с общим ресурсным полем
- Интеграция с техниками арт-терапии
3.2 Упражнение «Выявление причин выгорания»
Описание упражнения
Это структурированное расстановочное упражнение направлено на системное исследование факторов, приводящих к профессиональному и эмоциональному выгоранию. В процессе работы участники создают пространственную метафору своего состояния, где каждый элемент системы представлен заместителем или символическим предметом.
Особенность данного упражнения заключается в том, что оно позволяет увидеть не только явные, но и скрытые причины выгорания, включая системные факторы, унаследованные паттерны поведения и неосознаваемые внутренние конфликты. Участники получают возможность исследовать свою ситуацию с разных позиций и уровней.
В ходе работы происходит не только диагностика причин выгорания, но и трансформация деструктивных паттернов через изменение положения элементов системы и поиск ресурсных решений. Это позволяет участникам найти новые способы взаимодействия с рабочими и жизненными ситуациями.
Цель упражнения
- Определение системных и личных факторов, ведущих к выгоранию
- Осознание глубинных причин эмоционального истощения
- Поиск ресурсных решений для преодоления выгорания
- Трансформация деструктивных паттернов поведения
- Восстановление баланса между работой и личной жизнью
Реквизит
- Большое свободное пространство для расстановки
- Карточки или листы бумаги для записи элементов системы
- Цветные маркеры или стикеры разных цветов
- Флипчарт для фиксации инсайтов и решений
- Подушки или другие предметы для обозначения позиций в пространстве
Размер группы
8-15 человек (необходимо достаточное количество участников для работы заместителями)
Роль в расстановке | Характерные признаки | Типичные фразы |
---|---|---|
Протагонист | Испытывает симптомы выгорания | «Я больше не могу так работать» |
Работа | Источник напряжения и истощения | «Ты должен больше и лучше» |
Ресурс | Поддерживающая энергия | «Я здесь, чтобы помочь тебе» |
Граница | Защитный механизм | «Я охраняю твои пределы» |
Поэтапное выполнение
1. Подготовительный этап
Ведущий проводит краткое интервью с протагонистом, выясняя основные симптомы и проявления выгорания. Группа настраивается на работу через короткую медитацию. Время: 15-20 минут.
2. Определение элементов системы
Протагонист называет основные элементы своей ситуации: работа, отношения, здоровье, ресурсы, границы и др. Каждый элемент записывается на отдельной карточке. Время: 20-25 минут.
3. Построение первичной конфигурации
Протагонист интуитивно расставляет заместителей, представляющих каждый элемент системы. Важно следовать первому импульсу при размещении фигур. Время: 15-20 минут.
4. Исследование системы
Заместители делятся своими ощущениями из позиций. Ведущий задает уточняющие вопросы, помогая выявить скрытые взаимосвязи. Время: 30-40 минут.
5. Поиск ресурсного решения
Через перестановки и проверку различных конфигураций система движется к более гармоничному состоянию. Время: 25-30 минут.
Ключевые моменты для участников
- Внимательно следить за телесными ощущениями в позиции заместителя
- Честно сообщать о своих чувствах и импульсах движения
- Оставаться в контакте с группой и процессом
- Не интерпретировать происходящее, а просто наблюдать
- Фиксировать значимые инсайты и изменения в системе
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие паттерны выгорания проявились в расстановке?
- Как изменилось восприятие ситуации после работы?
- Какие ресурсные решения были найдены?
- Что необходимо изменить в реальной жизни?
- Как поддерживать найденные решения?
Примеры выполнения
Александр, 42 года, руководитель отдела: «В расстановке стало очевидно, что моё выгорание связано с нарушенными границами между работой и личной жизнью. Когда заместитель, представляющий ‘границы’, занял сильную позицию между мной и работой, я почувствовал облегчение и прилив энергии. Это помогло мне осознать необходимость установления чётких временных рамок для работы.»
Елена, 38 лет, врач: «Расстановка показала, что я неосознанно повторяю паттерн своей матери — ‘служение до изнеможения’. Когда мы добавили в систему фигуру ‘здорового эгоизма’, вся конфигурация изменилась, появилось больше пространства для заботы о себе.»
Интерпретация результатов
- Расположение элементов системы указывает на степень их влияния на выгорание
- Динамика изменений в системе показывает потенциал для трансформации
- Сопротивление изменениям может указывать на глубинные убеждения
- Появление новых элементов часто свидетельствует о раскрытии скрытых ресурсов
Когда применять
- При устойчивых симптомах профессионального выгорания
- В ситуации карьерного кризиса
- При необходимости пересмотра баланса работа-жизнь
- Для профилактики эмоционального истощения
Противопоказания
- Острые психические расстройства
- Состояния глубокой депрессии
- Недавние травматические события
- Сильное сопротивление к групповой работе
Рекомендации для ведущего
- Поддерживать безопасное пространство для всех участников
- Внимательно следить за динамикой процесса
- Помогать участникам оставаться в контакте с телесными ощущениями
- Фиксировать ключевые моменты трансформации
- Обеспечивать экологичное завершение процесса
- Помогать в интеграции полученного опыта
Возможные модификации упражнения
- Использование символических предметов вместо заместителей
- Работа с временной линией выгорания
- Включение элементов арт-терапии
- Добавление работы с метафорическими картами
- Интеграция с техниками визуализации
- Включение телесно-ориентированных практик
3.3 Упражнение «Гармонизация рабочих и личных отношений»
Описание упражнения
Данное расстановочное упражнение представляет собой глубинную работу с системой взаимоотношений человека в профессиональной и личной сферах жизни. Оно позволяет увидеть и трансформировать скрытые конфликты между различными ролями и обязательствами, которые часто становятся причиной стресса и эмоционального истощения.
В процессе работы создается объемная модель текущего баланса между работой и личной жизнью, где каждая сфера представлена отдельными элементами системы. Участники могут исследовать существующие связи, обнаруживать точки напряжения и находить новые способы организации жизненного пространства.
Уникальность упражнения заключается в том, что оно позволяет работать одновременно с несколькими системами отношений, выявляя их взаимное влияние и находя точки соприкосновения, где возможна гармонизация.
Цель упражнения
- Выявление и разрешение конфликтов между рабочей и личной сферами жизни
- Поиск баланса между различными жизненными ролями
- Развитие навыков управления временем и энергией
- Улучшение качества отношений во всех сферах жизни
- Профилактика эмоционального выгорания через гармонизацию жизненных сфер
Реквизит
- Просторное помещение для расстановочной работы
- Разноцветные круги или маркеры для обозначения различных сфер жизни
- Карточки для записи ролей и обязанностей
- Веревки или ленты для обозначения связей
- Флипчарт для фиксации инсайтов
Размер группы
10-16 человек (оптимально для обеспечения достаточного количества заместителей)
Сфера жизни | Ключевые роли | Типичные конфликты |
---|---|---|
Профессиональная | Руководитель, коллега, эксперт | Перегрузка обязательствами |
Семейная | Супруг(а), родитель, ребенок | Нехватка времени на близких |
Личная | Друг, хобби, саморазвитие | Отсутствие личного пространства |
Социальная | Член сообщества, волонтер | Сложности с вовлеченностью |
Поэтапное выполнение
1. Диагностический этап
Участник составляет карту своих жизненных ролей и обязанностей, определяя степень важности и энергозатратности каждой из них. Время: 20-25 минут.
2. Расстановка системы
Выбираются заместители для каждой ключевой роли и сферы жизни. Протагонист расставляет их в пространстве, следуя своему внутреннему ощущению. Время: 25-30 минут.
3. Исследование взаимосвязей
Заместители делятся своими ощущениями, выявляются напряженные и ресурсные связи между элементами системы. Особое внимание уделяется местам пересечения различных сфер. Время: 30-35 минут.
4. Трансформационная работа
Поиск и проверка новых конфигураций системы, которые способствуют большей гармонии и балансу. Включение недостающих ресурсов и поддержки. Время: 35-40 минут.
5. Интеграция изменений
Закрепление найденных решений через конкретные действия и договоренности с собой и другими. Составление плана изменений. Время: 20-25 минут.
Ключевые моменты для участников
- Быть честным в оценке текущей ситуации и своих приоритетов
- Обращать внимание на телесные сигналы и эмоциональные реакции
- Принимать все части своей жизни как важные и значимые
- Искать не идеальные, а работающие решения
- Учитывать потребности всех участников системы
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие паттерны в организации жизни стали очевидны?
- Где находятся основные точки напряжения?
- Какие ресурсы доступны для гармонизации?
- Что можно изменить прямо сейчас?
- Как поддерживать найденный баланс?
Примеры выполнения
Наталья, 36 лет, маркетолог: «В расстановке стало очевидно, что моя рабочая роль буквально вторгается в пространство семьи. Когда мы физически обозначили границы между сферами и добавили фигуру ‘здоровых границ’, я почувствовала, как можно организовать жизнь по-другому. Теперь у меня есть четкое время для работы и для семьи.»
Игорь, 45 лет, предприниматель: «Расстановка показала, что я полностью игнорировал сферу личных интересов и саморазвития. Когда мы поставили эту часть в систему, все остальные роли тоже пришли в движение и нашли более гармоничное положение. Я понял, что забота о себе — это не эгоизм, а необходимость.»
Интерпретация результатов
- Степень удаленности элементов друг от друга показывает уровень разобщенности жизненных сфер
- Направление взглядов заместителей указывает на приоритеты внимания
- Телесные реакции заместителей отражают реальное напряжение в системе
- Легкость или сложность движения в системе говорит о гибкости/ригидности текущей организации жизни
Когда применять
- При ощущении «разрыва» между разными сферами жизни
- В ситуации ролевого конфликта
- При необходимости пересмотра жизненных приоритетов
- Для профилактики выгорания от множественных ролей
- В периоды значительных жизненных изменений
Противопоказания
- Острый личностный или семейный кризис
- Неготовность к изменениям в жизни
- Сильное сопротивление к групповой работе
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасное пространство для исследования всех сфер жизни
- Помогать удерживать фокус на взаимосвязях между различными ролями
- Поддерживать участников в поиске реалистичных решений
- Обращать внимание на системные эффекты любых изменений
- Способствовать формированию конкретных шагов по внедрению изменений
- Следить за эмоциональным состоянием всех участников процесса
Возможные модификации упражнения
- Использование временной шкалы для работы с разными периодами жизни
- Добавление работы с ценностями и смыслами каждой роли
- Включение элементов визуализации желаемого будущего
- Работа с метафорическими картами для углубления понимания ролей
- Интеграция техник тайм-менеджмента
- Дополнение телесно-ориентированными практиками для лучшего закрепления изменений
3.4 Упражнение «Диагностика энергетического состояния»
Описание упражнения
Это интегративное упражнение, сочетающее элементы системных расстановок и телесно-ориентированной терапии, направленное на глубинную диагностику энергетического состояния человека. Оно позволяет визуализировать и прочувствовать различные аспекты жизненной энергии, выявить места её утечки и найти источники восполнения.
В ходе работы создается пространственная карта энергетического состояния, где каждый элемент (работа, отношения, здоровье, творчество и др.) представлен как отдельный энергетический центр. Это позволяет увидеть, какие сферы жизни требуют больше ресурсов, а какие могут служить источником восстановления.
Особенность упражнения заключается в том, что оно работает одновременно на физическом, эмоциональном и системном уровнях, позволяя получить целостную картину состояния человека и найти индивидуальные пути восстановления энергетического баланса.
Цель упражнения
- Диагностика текущего энергетического состояния участника
- Выявление источников энергетических потерь
- Определение ресурсных зон и способов восстановления
- Создание индивидуальной карты энергетического баланса
- Развитие навыков саморегуляции и управления энергией
Реквизит
- Просторное помещение с возможностью свободного перемещения
- Цветные маркеры или круги разных цветов для обозначения энергетических центров
- Карточки для записи названий энергетических зон
- Коврики для телесной работы
- Спокойная фоновая музыка
- Дневник самонаблюдения для участников
Размер группы
8-12 человек
Энергетическая зона | Физические проявления | Эмоциональные маркеры |
---|---|---|
Профессиональная активность | Напряжение в плечах и шее | Тревога, беспокойство |
Отношения с близкими | Ощущения в области сердца | Теплота, принятие |
Творческая реализация | Свободное дыхание | Воодушевление, радость |
Личные границы | Ощущения в солнечном сплетении | Уверенность, защищенность |
Поэтапное выполнение
1. Центрирование и настройка
Участники выполняют серию дыхательных упражнений для центрирования и повышения телесной осознанности. Проводится короткая медитация для подключения к своему энергетическому состоянию. Время: 15-20 минут.
2. Сканирование энергетических зон
Пошаговое исследование различных областей жизни через телесные ощущения и эмоциональные проявления. Каждая зона отмечается в пространстве с помощью маркеров или кругов. Время: 25-30 минут.
3. Расстановка энергетической карты
Участник размещает в пространстве заместителей для каждой энергетической зоны, основываясь на интуитивном ощущении их взаимного расположения. Исследуются взаимосвязи между зонами. Время: 30-35 минут.
4. Диагностика энергетических потоков
Исследование направления и интенсивности энергетических потоков между различными зонами. Выявление мест утечки энергии и зон восстановления. Время: 25-30 минут.
5. Работа с ресурсными состояниями
Поиск и активация источников восстановления энергии. Практическое освоение техник энергетической подзарядки. Время: 20-25 минут.
Ключевые моменты для участников
- Поддерживать постоянный контакт с телесными ощущениями
- Отмечать любые изменения в энергетическом состоянии
- Фиксировать свои наблюдения в дневнике
- Быть внимательным к сигналам тела о перегрузке или восстановлении
- Практиковать найденные техники саморегуляции
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как распределяется энергия между различными сферами жизни?
- Где находятся основные источники энергетических потерь?
- Какие зоны являются ресурсными?
- Как можно оптимизировать энергетические затраты?
- Какие техники восстановления наиболее эффективны?
Примеры выполнения
Марина, 34 года, психолог: «В процессе работы я обнаружила, что моя профессиональная деятельность забирает непропорционально много энергии из-за отсутствия чётких границ с клиентами. Когда мы поставили фигуру ‘здоровых профессиональных границ’, я физически почувствовала, как выравнивается энергетический баланс.»
Дмитрий, 41 год, менеджер: «Расстановка показала неожиданную связь между моим творческим хобби и профессиональной эффективностью. Оказалось, что время, которое я трачу на музыку, не забирает энергию, а наоборот, служит мощным источником восстановления.»
Интерпретация результатов
- Расположение энергетических зон отражает текущий баланс сил
- Дистанция между зонами показывает степень их взаимовлияния
- Телесные реакции указывают на реальное энергетическое состояние
- Сопротивление при работе с определёнными зонами может говорить о блоках
Когда применять
- При первых признаках энергетического истощения
- Для профилактики выгорания
- В периоды повышенных нагрузок
- При необходимости оптимизации распределения сил
- Для создания индивидуальной системы самовосстановления
Противопоказания
- Острые психосоматические состояния
- Тяжёлые формы депрессии
- Период обострения хронических заболеваний
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безопасности и принятия
- Внимательно следить за состоянием участников
- Помогать в развитии телесной осознанности
- Поддерживать процесс исследования без оценок и интерпретаций
- Обеспечивать плавные переходы между этапами работы
- Помогать в интеграции полученного опыта
Возможные модификации упражнения
- Использование цветовых ассоциаций для энергетических зон
- Добавление звукового сопровождения для разных состояний
- Включение элементов арт-терапии
- Работа с метафорическими картами
- Интеграция дыхательных практик
- Добавление техник визуализации
3.5 Упражнение «Интеграция методов восстановления»
Описание упражнения
Это комплексное расстановочное упражнение направлено на создание персональной системы восстановления сил и профилактики выгорания. В его основе лежит интеграция различных терапевтических подходов и методов самопомощи, которые подбираются индивидуально для каждого участника с учетом его личностных особенностей и жизненной ситуации.
Уникальность данного упражнения заключается в том, что оно позволяет не просто познакомиться с разными методами восстановления, но и найти их оптимальное сочетание, выстроить персональную последовательность применения и закрепить на телесном уровне эффективные способы самопомощи.
В процессе работы происходит активное исследование различных практик и инструментов через их пространственное размещение и телесное проживание, что позволяет найти наиболее органичные и действенные способы самоподдержки.
Цель упражнения
- Создание индивидуальной системы методов восстановления
- Интеграция различных терапевтических подходов
- Развитие навыков самопомощи и саморегуляции
- Формирование устойчивых практик профилактики выгорания
- Повышение осознанности в управлении собственными ресурсами
Реквизит
- Просторное помещение для расстановочной работы
- Карточки для записи методов и практик
- Цветные маркеры или стикеры для категоризации методов
- Флипчарт для визуализации системы
- Коврики для телесных практик
- Дневники для записи наблюдений
Размер группы
8-15 человек
Метод восстановления | Уровень воздействия | Время применения |
---|---|---|
Дыхательные практики | Физический, эмоциональный | 5-15 минут |
Телесные упражнения | Физический, энергетический | 15-30 минут |
Медитативные техники | Ментальный, духовный | 20-40 минут |
Творческие практики | Эмоциональный, духовный | 30-60 минут |
Поэтапное выполнение
1. Исследование доступных методов
Участники знакомятся с различными методами восстановления, пробуют их на практике и оценивают их эффективность для себя. Каждый метод записывается на отдельной карточке. Время: 30-40 минут.
2. Пространственная организация
Методы размещаются в пространстве в соответствии с их значимостью, доступностью и эффективностью для участника. Исследуются взаимосвязи между различными практиками. Время: 25-30 минут.
3. Телесное проживание
Участники последовательно проходят через пространство, телесно проживая каждый метод и отмечая возникающие ощущения, эмоции и инсайты. Время: 35-40 минут.
4. Создание системы
На основе полученного опыта формируется индивидуальная система восстановления, учитывающая особенности жизненного ритма и потребности участника. Время: 25-30 минут.
5. Практическое закрепление
Участники практикуют выбранные методы в определенной последовательности, отрабатывая переходы между ними и закрепляя навыки самопомощи. Время: 30-35 минут.
Ключевые моменты для участников
- Внимательно отслеживать свои реакции на разные методы
- Учитывать реалистичность применения практик в повседневной жизни
- Фиксировать наиболее эффективные сочетания методов
- Отмечать противопоказания или сложности в применении
- Развивать осознанность в использовании различных практик
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие методы оказались наиболее эффективными?
- Как интегрировать практики в повседневную жизнь?
- Какие сочетания методов дают синергетический эффект?
- Как адаптировать систему под разные ситуации?
- Какие препятствия могут возникнуть при регулярном применении?
Примеры выполнения
Светлана, 38 лет, врач: «В процессе работы я обнаружила, что наиболее эффективным для меня является сочетание короткой дыхательной практики в начале дня, физических упражнений в обеденный перерыв и медитации перед сном. Такая последовательность позволяет поддерживать энергию в течение всего дня.»
Андрей, 42 года, руководитель: «Расстановка показала, что мне необходимо начинать с телесных практик, чтобы ‘заземлиться’, и только потом переходить к более тонким методам работы с сознанием. Также я понял важность регулярных творческих пауз для профилактики выгорания.»
Интерпретация результатов
- Расположение методов в пространстве отражает их доступность и применимость
- Телесные реакции указывают на эффективность практик
- Сопротивление определенным методам может говорить о скрытых блоках
- Легкость интеграции практик показывает их органичность для человека
Когда применять
- При формировании системы самопомощи
- В периоды повышенных нагрузок
- Для профилактики выгорания
- При необходимости обновления существующих практик
- В моменты жизненных переходов и изменений
Противопоказания
- Острые психические состояния
- Серьезные соматические заболевания
- Период острого кризиса
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивать безопасное пространство для экспериментирования
- Поддерживать индивидуальный подход к каждому участнику
- Помогать в выявлении наиболее органичных практик
- Следить за физическим и эмоциональным состоянием участников
- Содействовать практическому освоению методов
- Поддерживать процесс интеграции различных практик
Возможные модификации упражнения
- Включение работы с метафорическими картами для выбора методов
- Добавление элементов арт-терапии
- Использование музыкального сопровождения
- Интеграция парной работы
- Создание визуальных карт восстановления
- Дополнение техниками осознанного движения
3.6 Упражнение «Мотивация и поддержка в работе»
Описание упражнения
Это глубинное расстановочное упражнение направлено на исследование и укрепление внутренних и внешних источников мотивации в профессиональной деятельности. Оно позволяет выявить ключевые мотивационные факторы, найти скрытые ресурсы поддержки и создать устойчивую систему профессиональной самореализации.
В процессе работы участники исследуют различные аспекты своей профессиональной мотивации: материальные стимулы, профессиональные цели, личностный смысл работы, социальное признание, возможности развития. Каждый аспект представлен в пространстве и может быть исследован через телесный опыт и эмоциональные переживания.
Уникальность упражнения состоит в том, что оно позволяет работать одновременно с внутренними источниками мотивации и внешними поддерживающими факторами, создавая целостную картину профессиональной самореализации.
Цель упражнения
- Выявление и активация ключевых мотивационных факторов
- Поиск и усиление источников профессиональной поддержки
- Интеграция различных аспектов профессиональной мотивации
- Создание устойчивой системы профессионального развития
- Профилактика демотивации и профессионального выгорания
Реквизит
- Просторное помещение для расстановочной работы
- Карточки для записи мотивационных факторов
- Цветные маркеры для обозначения разных типов мотивации
- Флипчарт для визуализации результатов
- Рабочие тетради для участников
- Символические предметы для обозначения ресурсов
Размер группы
6-12 человек
Тип мотивации | Проявления | Способы усиления |
---|---|---|
Внутренняя мотивация | Интерес к процессу работы | Развитие компетенций |
Социальная мотивация | Стремление к признанию | Укрепление связей |
Материальная мотивация | Ориентация на результат | Постановка целей |
Духовная мотивация | Поиск смысла | Связь с ценностями |
Поэтапное выполнение
1. Диагностический этап
Участники исследуют и записывают свои мотивационные факторы, распределяя их по категориям. Проводится первичная оценка силы каждого фактора. Время: 20-25 минут.
2. Построение мотивационной карты
В пространстве размещаются представители различных мотивационных факторов. Исследуются их взаимное расположение и влияние друг на друга. Время: 25-30 минут.
3. Работа с источниками поддержки
Выявляются и активируются внешние и внутренние ресурсы поддержки. Исследуется их доступность и эффективность. Время: 30-35 минут.
4. Интеграция системы
Создается целостная система мотивации и поддержки, определяются способы активации и поддержания мотивации. Время: 25-30 минут.
5. Практическое закрепление
Отрабатываются конкретные способы поддержания мотивации в различных профессиональных ситуациях. Время: 20-25 минут.
Ключевые моменты для участников
- Быть честным в оценке своих мотивационных факторов
- Отслеживать телесные реакции на разные источники мотивации
- Замечать взаимосвязи между различными мотивационными факторами
- Фиксировать ресурсные состояния и способы их достижения
- Развивать осознанность в управлении своей мотивацией
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие источники мотивации оказались наиболее значимыми?
- Как изменилось восприятие профессиональной деятельности?
- Какие новые ресурсы поддержки были обнаружены?
- Какие способы поддержания мотивации наиболее эффективны?
- Как интегрировать найденные решения в повседневную практику?
Примеры выполнения
Екатерина, 35 лет, HR-специалист: «В процессе расстановки я осознала, что моя основная мотивация связана не столько с материальным вознаграждением, сколько с возможностью помогать людям раскрывать их потенциал. Это открытие помогло мне переориентировать свою работу и найти новые источники профессионального удовлетворения.»
Михаил, 44 года, предприниматель: «Работа с мотивационной картой показала, что мне важно сбалансировать материальные цели с творческой самореализацией. Когда я поставил эти аспекты в правильное соотношение, появилось больше энергии и вдохновения в работе.»
Интерпретация результатов
- Расположение мотивационных факторов отражает их реальную значимость
- Сила эмоциональной реакции указывает на актуальность мотивации
- Взаимное расположение элементов показывает их взаимодействие
- Легкость доступа к ресурсам говорит об их интегрированности
Когда применять
- При снижении профессиональной мотивации
- В периоды карьерных переходов
- Для профилактики профессионального выгорания
- При необходимости переосмысления профессиональных целей
- В ситуациях профессионального кризиса
Противопоказания
- Острое депрессивное состояние
- Сильный профессиональный стресс
- Период активного конфликта на работе
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасное пространство для исследования
- Поддерживать индивидуальный подход к мотивации каждого участника
- Помогать в выявлении скрытых мотивационных факторов
- Содействовать интеграции различных аспектов мотивации
- Способствовать формированию конкретных стратегий поддержания мотивации
- Следить за эмоциональным состоянием группы
Возможные модификации упражнения
- Работа с профессиональной временной линией
- Включение элементов визуализации профессионального будущего
- Добавление работы с профессиональными ролями
- Интеграция техник целеполагания
- Использование метафорических карт
- Добавление элементов коучингового подхода
3.7 Упражнение «Осознание жизненного предназначения»
Описание упражнения
Это глубинное расстановочное упражнение направлено на исследование и раскрытие жизненного предназначения через работу с системными полями и архетипическими образами. Оно позволяет участникам соприкоснуться с глубинными аспектами своей личности и найти подлинное направление самореализации.
В ходе работы создается многомерное пространство, где представлены различные аспекты жизненного пути: таланты, призвание, препятствия, ресурсы и поддерживающие силы. Это позволяет увидеть целостную картину своего предназначения и путей его реализации.
Особенность упражнения заключается в том, что оно работает одновременно на нескольких уровнях: личностном, профессиональном и духовном, помогая найти точки соприкосновения между различными сферами самореализации.
Цель упражнения
- Исследование глубинных аспектов жизненного предназначения
- Выявление скрытых талантов и потенциала
- Определение путей реализации своего призвания
- Интеграция различных аспектов самореализации
- Преодоление внутренних препятствий на пути к предназначению
Реквизит
- Просторное помещение для расстановочной работы
- Символические предметы для обозначения различных аспектов предназначения
- Карточки для записи инсайтов и открытий
- Материалы для арт-терапевтической работы
- Медитативная музыка
- Дневники самопознания
Размер группы
8-12 человек
Аспект предназначения | Проявления | Ресурсы развития |
---|---|---|
Призвание | Внутренний зов души | Духовные практики |
Таланты | Естественные способности | Обучение и развитие |
Миссия | Вклад в мир | Социальная активность |
Самореализация | Творческое воплощение | Практическая деятельность |
Поэтапное выполнение
1. Подготовительный этап
Участники проходят через медитативную практику для соединения с глубинными аспектами себя. Создается безопасное пространство для исследования. Время: 20-25 минут.
2. Исследование внутреннего пространства
Работа с архетипическими образами и символами предназначения. Выявление ключевых аспектов жизненной миссии. Время: 30-35 минут.
3. Расстановка системы предназначения
В пространстве размещаются представители различных аспектов предназначения. Исследуются их взаимосвязи и влияние друг на друга. Время: 35-40 минут.
4. Работа с препятствиями
Выявление и трансформация внутренних блоков и ограничений на пути реализации предназначения. Время: 25-30 минут.
5. Интеграция открытий
Создание практического плана реализации своего предназначения, определение конкретных шагов и ресурсов. Время: 20-25 минут.
Ключевые моменты для участников
- Сохранять открытость к внутренним сигналам и интуитивным прозрениям
- Доверять процессу раскрытия предназначения
- Фиксировать значимые инсайты и откровения
- Быть готовым к трансформации привычных представлений о себе
- Интегрировать полученные открытия в практическую жизнь
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие аспекты предназначения проявились наиболее ярко?
- Какие открытия были наиболее значимыми?
- Как изменилось восприятие своего жизненного пути?
- Какие ресурсы необходимы для реализации предназначения?
- Какие первые шаги можно предпринять уже сейчас?
Примеры выполнения
Анна, 32 года, дизайнер: «В процессе расстановки я увидела, что мое предназначение связано не просто с созданием красивых вещей, а с трансформацией пространств и состояний людей через дизайн. Это открытие полностью изменило мой подход к работе и дало новое направление развития.»
Сергей, 40 лет, бизнес-тренер: «Работа с полем предназначения показала, что моя истинная миссия – это не просто обучение людей, а создание пространства для глубинных трансформаций. Когда я начал интегрировать этот аспект в свои тренинги, результаты стали намного глубже и значительнее.»
Интерпретация результатов
- Расположение элементов показывает степень интеграции различных аспектов предназначения
- Эмоциональные реакции указывают на значимость определенных направлений
- Сопротивление может говорить о страхах и блоках
- Легкость и поток указывают на резонанс с истинным призванием
Когда применять
- В периоды жизненных переходов и кризисов
- При поиске нового направления развития
- Для углубления самопонимания
- При необходимости переосмысления жизненных целей
- В моменты важных жизненных выборов
Противопоказания
- Острые психические состояния
- Период глубокого личностного кризиса
- Неготовность к глубинной работе
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безопасности и принятия
- Поддерживать глубинный процесс исследования
- Помогать в интеграции духовных прозрений с практической жизнью
- Удерживать баланс между глубиной и практичностью
- Сопровождать процесс трансформации с уважением и деликатностью
- Помогать в формулировании конкретных шагов реализации
Возможные модификации упражнения
- Включение работы с архетипическими картами
- Добавление элементов арт-терапии
- Интеграция телесных практик
- Использование техник активного воображения
- Работа с временной линией жизни
- Включение элементов ритуальной работы
3.8 Упражнение «Поиск внутренних резервов»
Описание упражнения
Это комплексное расстановочное упражнение направлено на исследование и активацию скрытых внутренних ресурсов личности. Оно помогает участникам обнаружить неиспользованный потенциал и найти новые источники энергии и силы для профессиональной и личной самореализации.
Уникальность этого упражнения заключается в его многоуровневом подходе к работе с внутренними резервами. В процессе расстановки участники исследуют не только очевидные, но и скрытые ресурсы, включая родовые, архетипические и трансперсональные источники силы.
Работа строится на принципе системного видения, где каждый внутренний ресурс рассматривается как часть целостной структуры личности, находящейся в постоянном взаимодействии с другими элементами системы.
Цель упражнения
- Выявление скрытых внутренних ресурсов и потенциалов
- Активация неиспользованных источников энергии
- Интеграция различных уровней внутренней силы
- Создание системы доступа к внутренним резервам
- Развитие навыков самоподдержки и саморегуляции
Реквизит
- Просторное помещение для расстановочной работы
- Карточки разных цветов для обозначения типов ресурсов
- Символические предметы для якорения ресурсных состояний
- Флипчарт для визуализации карты ресурсов
- Коврики для телесной работы
- Дневники для фиксации открытий
Размер группы
8-14 человек
Тип ресурса | Проявления | Способы активации |
---|---|---|
Витальные ресурсы | Физическая энергия | Телесные практики |
Эмоциональные ресурсы | Чувственный опыт | Работа с состояниями |
Ментальные ресурсы | Интеллектуальный потенциал | Когнитивные техники |
Духовные ресурсы | Смысловые опоры | Медитативные практики |
Поэтапное выполнение
1. Подготовительный этап
Участники проходят через процесс центрирования и настройки на внутреннее пространство. Проводится предварительное сканирование доступных ресурсов. Время: 20-25 минут.
2. Создание ресурсной карты
В пространстве размещаются представители различных типов внутренних ресурсов. Исследуются их взаимосвязи и потенциал взаимного усиления. Время: 30-35 минут.
3. Исследование блоков и ограничений
Выявляются препятствия в доступе к ресурсам, исследуются причины их возникновения и способы трансформации. Время: 25-30 минут.
4. Активация ресурсов
Проводится последовательная работа с каждым типом ресурса, создаются и закрепляются каналы доступа к ним. Время: 35-40 минут.
5. Интеграция и закрепление
Формируется целостная система работы с внутренними резервами, создаются практические инструменты их активации. Время: 20-25 минут.
Ключевые моменты для участников
- Поддерживать открытость к обнаружению новых ресурсов
- Внимательно отслеживать телесные сигналы и ощущения
- Фиксировать моменты соприкосновения с ресурсными состояниями
- Развивать навыки быстрого доступа к внутренним резервам
- Практиковать регулярную работу с обнаруженными ресурсами
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие типы ресурсов оказались наиболее доступными?
- Где обнаружились неожиданные источники силы?
- Какие блоки препятствуют доступу к ресурсам?
- Как поддерживать связь с внутренними резервами?
- Какие практики наиболее эффективны для активации ресурсов?
Примеры выполнения
Ольга, 37 лет, педагог: «В процессе работы я обнаружила, что мой главный ресурс – это творческая энергия, которую я давно перестала использовать. Когда мы поставили ‘творчество’ в центр системы, все остальные ресурсы словно ожили и начали взаимодействовать по-новому.»
Павел, 45 лет, руководитель отдела: «Расстановка показала, что я почти не обращаюсь к своим эмоциональным ресурсам, полагаясь только на интеллект и волю. Когда мы включили эмоциональный компонент в систему, я почувствовал, насколько больше энергии становится доступно.»
Интерпретация результатов
- Расположение ресурсов в пространстве отражает их доступность
- Качество взаимодействия между ресурсами показывает их интеграцию
- Телесные реакции указывают на истинность связи с ресурсом
- Легкость активации говорит о степени освоенности ресурса
Когда применять
- В периоды повышенных нагрузок и стресса
- При необходимости мобилизации внутренних сил
- Для профилактики истощения и выгорания
- В ситуациях, требующих новых решений
- При подготовке к важным жизненным событиям
Противопоказания
- Состояния острого кризиса
- Тяжелые формы депрессии
- Выраженная психосоматика
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасное пространство для исследования
- Поддерживать индивидуальный темп работы каждого участника
- Помогать в распознавании истинных ресурсов
- Содействовать процессу интеграции разных типов ресурсов
- Способствовать формированию практических навыков
- Отслеживать признаки перегрузки у участников
Возможные модификации упражнения
- Включение работы с телесными метафорами
- Добавление элементов арт-терапии
- Использование звуковых и ритмических практик
- Интеграция дыхательных техник
- Работа с символическими образами
- Включение элементов движения и танца
3.9 Упражнение «Профилактика профессионального выгорания»
Описание упражнения
Это системное расстановочное упражнение направлено на раннее выявление и предотвращение признаков профессионального выгорания. Оно позволяет участникам создать индивидуальную систему профилактики, основанную на понимании личных факторов риска и защитных механизмов.
В процессе работы создается пространственная модель профессиональной деятельности, где каждый элемент (рабочие задачи, отношения, границы, ресурсы) может быть исследован с точки зрения его влияния на энергетическое состояние человека. Особое внимание уделяется выявлению ранних признаков истощения и созданию эффективных стратегий восстановления.
Уникальность упражнения заключается в его превентивном характере – оно позволяет не только диагностировать текущее состояние, но и выстроить систему предупреждения выгорания, учитывающую индивидуальные особенности каждого участника.
Цель упражнения
- Создание системы ранней диагностики признаков выгорания
- Формирование индивидуальных стратегий профилактики
- Развитие навыков управления профессиональными нагрузками
- Укрепление личных границ и защитных механизмов
- Интеграция профессиональных и личных аспектов жизни
Реквизит
- Просторное помещение для расстановочной работы
- Карточки для записи факторов риска и ресурсов
- Цветные маркеры для обозначения различных аспектов
- Флипчарт для создания профилактической карты
- Рабочие тетради для участников
- Диагностические бланки для самомониторинга
Размер группы
6-12 человек
Аспект профилактики | Сигналы тревоги | Профилактические меры |
---|---|---|
Физическое состояние | Хроническая усталость | Режим отдыха и сна |
Эмоциональный фон | Раздражительность | Регуляция эмоций |
Профессиональная мотивация | Снижение интереса | Постановка новых целей |
Межличностные отношения | Отстранённость | Поддержка контактов |
Поэтапное выполнение
1. Диагностический этап
Участники проводят самодиагностику текущего состояния, определяют индивидуальные факторы риска и существующие способы профилактики. Используются специальные диагностические бланки. Время: 25-30 минут.
2. Построение модели профессиональной деятельности
В пространстве размещаются представители различных аспектов работы, исследуется их влияние на состояние участника. Выявляются зоны напряжения и потенциального истощения. Время: 30-35 минут.
3. Исследование защитных механизмов
Определяются существующие и необходимые способы защиты от профессионального выгорания. Проверяется их эффективность и доступность. Время: 25-30 минут.
4. Создание системы профилактики
Формируется индивидуальная программа предупреждения выгорания, включающая конкретные практики и инструменты самопомощи. Время: 35-40 минут.
5. Отработка навыков
Участники практикуют выбранные техники профилактики, получают обратную связь, корректируют и закрепляют новые навыки. Время: 20-25 минут.
Ключевые моменты для участников
- Развивать осознанность в отношении своего состояния
- Регулярно отслеживать ранние признаки выгорания
- Своевременно применять профилактические меры
- Поддерживать баланс между работой и отдыхом
- Укреплять личные границы и учиться говорить «нет»
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие признаки выгорания наиболее характерны для вас?
- Какие профилактические меры оказываются наиболее эффективными?
- Что мешает регулярно заботиться о своем состоянии?
- Как интегрировать профилактические практики в рабочий график?
- Какие ресурсы поддержки доступны в профессиональной среде?
Примеры выполнения
Елена, 39 лет, врач: «Расстановка показала, что мой главный фактор риска – это неумение делегировать задачи и чрезмерная ответственность за пациентов. Когда мы поставили фигуру ‘здоровых границ’ между мной и работой, я физически почувствовала облегчение и поняла, как важно разделять ответственность с коллегами.»
Андрей, 43 года, менеджер проектов: «В процессе работы стало очевидно, что я игнорирую первые признаки усталости и продолжаю работать на пределе возможностей. Создание системы раннего предупреждения помогло мне научиться вовремя замечать сигналы перегрузки и принимать меры.»
Интерпретация результатов
- Расположение элементов показывает степень их влияния на состояние
- Дистанция между фигурами отражает качество профессиональных границ
- Телесные реакции указывают на реальное воздействие факторов
- Сопротивление определенным изменениям говорит о глубинных установках
Когда применять
- При первых признаках профессионального стресса
- В периоды повышенных нагрузок
- При смене работы или должности
- Для профилактики в стрессовых профессиях
- При формировании новой команды
Противопоказания
- Острое состояние выгорания
- Серьезные психологические проблемы
- Период активного профессионального кризиса
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безопасности и поддержки
- Помогать в выявлении индивидуальных факторов риска
- Поддерживать в формировании реалистичных стратегий
- Учитывать специфику профессиональной деятельности участников
- Способствовать развитию навыков самодиагностики
- Обеспечивать практическую применимость решений
Возможные модификации упражнения
- Включение работы с профессиональными ролями
- Добавление техник тайм-менеджмента
- Интеграция методов стресс-менеджмента
- Использование метафорических карт
- Работа с профессиональными сценариями
- Включение элементов командной поддержки
3.10 Упражнение «Ресурсность и психологическая устойчивость»
Описание упражнения
Это интегративное расстановочное упражнение направлено на развитие психологической устойчивости и формирование стабильного доступа к внутренним и внешним ресурсам. Оно объединяет элементы системных расстановок, телесно-ориентированной терапии и работы с ресурсными состояниями для создания надежной основы психологического благополучия.
В ходе работы создается многомерная модель ресурсного состояния, где исследуются различные опоры личности: внутренние качества, социальные связи, профессиональные достижения, духовные ценности. Особое внимание уделяется развитию способности сохранять устойчивость в стрессовых ситуациях.
Уникальность упражнения заключается в его комплексном подходе к формированию психологической устойчивости через одновременную работу с когнитивным, эмоциональным и телесным уровнями опыта.
Цель упражнения
- Развитие психологической устойчивости в стрессовых ситуациях
- Формирование надежного доступа к ресурсным состояниям
- Укрепление внутренних опор личности
- Интеграция различных уровней ресурсного опыта
- Создание системы психологической самоподдержки
Реквизит
- Просторное помещение для расстановочной работы
- Карточки для записи ресурсных состояний
- Символические предметы для обозначения опор
- Коврики для телесной работы
- Дневники самонаблюдения
- Материалы для арт-терапевтической работы
Размер группы
8-15 человек
Уровень устойчивости | Ресурсная база | Способы укрепления |
---|---|---|
Физический | Телесная стабильность | Практики заземления |
Эмоциональный | Эмоциональная регуляция | Работа с состояниями |
Когнитивный | Ментальные стратегии | Техники мышления |
Социальный | Поддерживающие отношения | Развитие связей |
Поэтапное выполнение
1. Диагностика текущего состояния
Участники исследуют свой актуальный уровень психологической устойчивости, определяют сильные стороны и зоны развития. Проводится многоуровневая самодиагностика. Время: 25-30 минут.
2. Картирование ресурсов
Создается пространственная карта ресурсов и опор, определяется их доступность и эффективность. Каждый ресурс исследуется через телесный опыт. Время: 30-35 минут.
3. Работа с устойчивостью
Моделируются различные стрессовые ситуации, отрабатываются способы сохранения устойчивости и доступа к ресурсам. Время: 35-40 минут.
4. Интеграция опыта
Формируется целостная система психологической устойчивости, включающая все уровни опыта. Создаются конкретные практики поддержания ресурсного состояния. Время: 25-30 минут.
5. Закрепление навыков
Практическая отработка полученных навыков, создание якорей для быстрого доступа к ресурсным состояниям. Время: 20-25 минут.
Ключевые моменты для участников
- Развивать осознанность в отношении своих ресурсных состояний
- Регулярно практиковать техники укрепления устойчивости
- Отслеживать признаки потери ресурсного состояния
- Создавать систему быстрого восстановления устойчивости
- Интегрировать различные уровни ресурсного опыта
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие ресурсы оказались наиболее доступными и эффективными?
- Как изменилось ощущение внутренней устойчивости?
- Какие способы поддержания ресурсного состояния работают лучше всего?
- Что помогает быстро восстанавливать устойчивость в стрессе?
- Как интегрировать практики в повседневную жизнь?
Примеры выполнения
Марина, 36 лет, психотерапевт: «В процессе работы я обнаружила, что моя устойчивость сильно зависит от телесного ресурса. Когда мы поставили фигуру ‘телесной опоры’ в центр системы и добавили регулярные практики заземления, я почувствовала значительное усиление общей стабильности.»
Игорь, 41 год, юрист: «Расстановка показала, что я недооценивал роль социальной поддержки в поддержании устойчивости. Когда мы интегрировали элемент ‘поддерживающего окружения’ в систему ресурсов, появилось ощущение большей защищенности и уверенности.»
Интерпретация результатов
- Расположение опор отражает их реальную доступность
- Качество связей между элементами показывает интеграцию ресурсов
- Телесные реакции указывают на глубину ресурсного состояния
- Скорость восстановления говорит об эффективности стратегий
Когда применять
- При подготовке к стрессовым ситуациям
- Для профилактики эмоционального истощения
- В периоды повышенных нагрузок
- При необходимости укрепления психологических границ
- Для развития профессиональной устойчивости
Противопоказания
- Острые кризисные состояния
- Тяжелые формы депрессии
- Нестабильные психотические состояния
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасное пространство для исследования
- Поддерживать индивидуальный темп работы с ресурсами
- Помогать в интеграции различных уровней опыта
- Следить за признаками перегрузки у участников
- Способствовать формированию практических навыков
- Обеспечивать экологичность процесса
Возможные модификации упражнения
- Включение техник визуализации
- Добавление элементов телесно-ориентированной терапии
- Интеграция дыхательных практик
- Работа с метафорическими картами
- Использование арт-терапевтических техник
- Включение элементов групповой поддержки
Итоговая таблица упражнений главы 3
Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение |
---|---|---|
Восстановление внутренних ресурсов | Активация и интеграция ресурсных состояний | 2-2.5 часа |
Выявление причин выгорания | Диагностика и трансформация факторов выгорания | 2-2.5 часа |
Гармонизация рабочих и личных отношений | Баланс профессионального и личного | 2-2.5 часа |
Диагностика энергетического состояния | Оценка и оптимизация энергетического баланса | 2-2.5 часа |
Интеграция методов восстановления | Создание системы самовосстановления | 2-2.5 часа |
Мотивация и поддержка в работе | Укрепление профессиональной мотивации | 2-2.5 часа |
Осознание жизненного предназначения | Поиск и реализация призвания | 2-2.5 часа |
Поиск внутренних резервов | Активация скрытых ресурсов личности | 2-2.5 часа |
Профилактика профессионального выгорания | Предупреждение и профилактика выгорания | 2-2.5 часа |
Ресурсность и психологическая устойчивость | Развитие психологической стабильности | 2-2.5 часа |