Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Психологическое консультирование
- Глава 1. Активное слушание
- Глава 2. Анализ случая
- Глава 3. Барьеры в консультировании
- Глава 4. Выявление ресурсов клиента
- Глава 5. Герменевтика в консультировании
- Глава 6. Динамика консультативного процесса
- Глава 7. Доверие в консультировании
- Глава 8. Завершение консультирования
- Глава 9. Зоны неопределенности
- Глава 10. Идентификация запроса
- Глава 11. Интерпретация в консультировании
- Глава 12. Клиент-центрированный подход
- Глава 13. Конфиденциальность
- Глава 14. Кризисное консультирование
- Глава 15. Мотивация клиента
- Глава 16. Обратная связь в консультировании
- Глава 17. Определение целей консультирования
- Глава 18. Оценка эффективности консультирования
- Глава 19. Профессиональная этика
- Глава 20. Психологический контракт
- Глава 21. Рефлексия консультанта
- Глава 22. Сбор анамнеза
- Глава 23. Стадии консультативного процесса
- Глава 24. Стили консультирования
- Глава 25. Субъективность консультанта
- Глава 26. Терапевтические отношения
- Глава 27. Техники консультирования
- Глава 28. Трудности в консультировании
- Глава 29. Установление контакта
- Глава 30. Эмоциональная компетентность консультанта
Глава 23. Стадии консультативного процесса
Оглавление
- Упражнение «Карта консультативного процесса»
- Упражнение «Динамический анализ сессии»
- Упражнение «Стадийная рефлексия»
- Упражнение «Маркеры перехода»
- Упражнение «Терапевтический альянс»
- Упражнение «Работа с сопротивлением»
- Упражнение «Адаптивное консультирование»
- Упражнение «Кризисные точки»
- Упражнение «Позиция сопровождения»
- Упражнение «Цели и задачи этапов»
23.1 Упражнение «Карта консультативного процесса»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие системного понимания консультативного процесса через создание визуальной карты его стадий. Участники создают детальное графическое представление различных этапов консультирования, их взаимосвязей и ключевых характеристик.
В ходе работы консультанты учатся выделять и анализировать специфические особенности каждой стадии, определять критические точки перехода между этапами и осознавать циклический характер некоторых процессов в консультировании.
Особое внимание уделяется визуализации динамики отношений между консультантом и клиентом на разных этапах, что помогает лучше понять и прогнозировать развитие терапевтического альянса.
Цель упражнения
- Развитие навыков системного видения консультативного процесса
- Углубление понимания взаимосвязей между различными стадиями консультирования
- Формирование способности прогнозировать динамику терапевтических отношений
- Развитие навыков планирования консультативной работы
Реквизит
- Большие листы бумаги (формат А1 или флипчарт)
- Цветные маркеры (минимум 4 цвета)
- Стикеры разных цветов
- Образец базовой структуры карты для каждого участника
Образец бланка базовой структуры карты
Стадия | Ключевые задачи | Маркеры перехода | Риски |
---|---|---|---|
Начальная | Установление контакта | Формирование доверия | Преждевременное погружение |
Рабочая | Исследование проблемы | Готовность к изменениям | Застревание |
Завершающая | Интеграция опыта | Достижение целей | Преждевременное завершение |
Размер группы
От 6 до 12 человек
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Участники знакомятся с базовой структурой карты и материалами. Ведущий объясняет принципы визуализации процессов и демонстрирует примеры условных обозначений.
2. Индивидуальная работа
Каждый участник создает собственную карту консультативного процесса, отражая на ней основные стадии, их характеристики, взаимосвязи и переходы.
3. Работа в парах
Участники обмениваются картами, обсуждают различия в понимании процесса, дополняют карты друг друга новыми элементами и связями.
4. Групповая интеграция
Создание общей карты группы на основе индивидуальных наработок, обсуждение ключевых элементов и связей.
Время на каждый этап
- Подготовительный этап: 15 минут
- Индивидуальная работа: 40 минут
- Работа в парах: 30 минут
- Групповая интеграция: 45 минут
Ключевые моменты для участников
- Уделять внимание взаимосвязям между стадиями
- Отмечать критические точки перехода
- Учитывать возможность нелинейного развития процесса
- Включать в карту элементы терапевтических отношений
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие стадии консультативного процесса наиболее сложны для визуализации?
- Какие связи между этапами выявились в процессе создания карты?
- Как отражается динамика терапевтических отношений на разных стадиях?
- Какие элементы карты вызвали наибольшие разногласия при обсуждении?
Примеры выполнения
Пример базовой карты консультативного процесса:
Элемент карты | Обозначение | Примечание |
---|---|---|
Основные стадии | Круги большого размера | Разные цвета для разных стадий |
Переходы | Стрелки между стадиями | Толщина указывает на значимость |
Критические точки | Красные звездочки | Требуют особого внимания |
Интерпретация результатов
- Сложность и детализация карты отражает глубину понимания процесса
- Количество и характер связей показывает системность мышления
- Наличие циклических элементов говорит о понимании нелинейности процесса
- Визуальные акценты указывают на зоны особого внимания консультанта
Когда применять, противопоказания
Упражнение рекомендуется использовать:
- На этапе обучения консультантов
- При супервизии сложных случаев
- Для профилактики профессионального выгорания
- При разработке индивидуального стиля консультирования
Противопоказания:
- Высокий уровень эмоционального выгорания участников
- Отсутствие базового понимания стадий консультирования
Рекомендации для ведущего
- Поощрять творческий подход к визуализации
- Обращать внимание на баланс между деталями и общей картиной
- Помогать участникам находить индивидуальный стиль отображения процесса
- Фасилитировать групповую дискуссию, избегая оценочных суждений
Возможные модификации упражнения
- Создание карт для различных типов клиентских запросов
- Фокусировка на определенной стадии с детальной проработкой
- Добавление временной шкалы к карте процесса
- Включение элементов супервизорского процесса
23.2 Упражнение «Динамический анализ сессии»
Описание упражнения
Упражнение представляет собой структурированный анализ видеозаписей или транскриптов консультативных сессий с фокусом на динамику терапевтических отношений. Участники учатся отслеживать изменения в эмоциональном состоянии, уровне доверия и глубине терапевтического контакта на протяжении всей сессии.
В процессе анализа особое внимание уделяется выявлению ключевых моментов, влияющих на качество терапевтического альянса: моменты усиления и ослабления контакта, проявления сопротивления, изменения в уровне эмоциональной вовлеченности как клиента, так и консультанта.
Важным аспектом упражнения является развитие навыка распознавания невербальных сигналов и микроизменений в процессе взаимодействия, которые могут указывать на значимые сдвиги в динамике терапевтических отношений.
Цель упражнения
- Развитие навыков анализа динамики терапевтических отношений
- Повышение чувствительности к изменениям в качестве контакта
- Улучшение способности распознавать критические моменты сессии
- Формирование умения отслеживать собственные реакции в процессе консультирования
- Развитие навыков прогнозирования развития терапевтических отношений
Реквизит
- Видеозаписи консультативных сессий или подробные транскрипты
- Бланки динамического анализа для каждого участника
- Цветные маркеры или карандаши (минимум 4 цвета)
- Секундомер или таймер
- Проектор и экран для просмотра видеоматериалов
Образец бланка динамического анализа
Время | Вербальные маркеры | Невербальные сигналы | Качество контакта | Заметки |
---|---|---|---|---|
0-5 мин | Темп речи, паузы | Поза, мимика | Шкала 1-10 | Особенности динамики |
5-10 мин | Изменения в лексике | Жесты, движения | Шкала 1-10 | Ключевые моменты |
10-15 мин | Эмоциональная окраска | Изменения дистанции | Шкала 1-10 | Гипотезы |
Размер группы
От 4 до 8 человек
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Участники знакомятся с критериями анализа и системой оценки динамики терапевтических отношений. Ведущий объясняет принципы заполнения бланков и демонстрирует примеры анализа коротких фрагментов.
2. Индивидуальный анализ
Каждый участник самостоятельно анализирует предложенный материал (видео или транскрипт), отмечая в бланке наблюдаемые изменения в динамике отношений, ключевые моменты и свои гипотезы.
3. Работа в малых группах
Участники объединяются в пары или тройки для обсуждения своих наблюдений, сравнения отмеченных ключевых моментов и обмена гипотезами о причинах изменений в динамике отношений.
4. Групповое обсуждение
Вся группа собирается для обсуждения наиболее значимых наблюдений, сопоставления различных точек зрения и формулирования общих выводов о факторах, влияющих на динамику терапевтических отношений.
5. Интеграция опыта
Участники формулируют практические выводы для своей работы, определяют области для развития и составляют индивидуальные планы по улучшению навыков управления динамикой терапевтических отношений.
Время на каждый этап
- Подготовительный этап: 20 минут
- Индивидуальный анализ: 45-60 минут
- Работа в малых группах: 30 минут
- Групповое обсуждение: 45 минут
- Интеграция опыта: 20 минут
Ключевые моменты для участников
- Обращать внимание на соотношение вербальных и невербальных сигналов
- Отмечать моменты изменения эмоциональной интенсивности
- Фиксировать проявления сопротивления и защитных механизмов
- Отслеживать собственные эмоциональные реакции при анализе
- Выделять успешные интервенции и их влияние на динамику отношений
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие моменты в динамике отношений оказались наиболее сложными для анализа?
- Как различались интерпретации одних и тех же моментов разными участниками?
- Какие факторы оказывали наибольшее влияние на качество терапевтического контакта?
- Как консультант мог бы улучшить динамику отношений в критические моменты?
- Какие личные инсайты получили участники в процессе анализа?
Примеры выполнения
Момент сессии | Наблюдение | Интерпретация |
---|---|---|
Начало работы | Клиент избегает прямого взгляда | Тревога, недоверие |
Середина сессии | Увеличение пауз в речи | Углубление процесса |
Завершение | Расслабленная поза | Установление доверия |
Интерпретация результатов
- Количество отмеченных изменений отражает чувствительность к динамике отношений
- Глубина интерпретаций показывает уровень понимания процессов
- Способность связывать различные наблюдения указывает на системность мышления
- Качество гипотез демонстрирует уровень профессиональной компетентности
Когда применять, противопоказания
Упражнение рекомендуется использовать:
- В процессе обучения начинающих консультантов
- При супервизии сложных случаев
- Для развития профессиональных навыков опытных специалистов
- В рамках групп профессионального развития
Противопоказания:
- Недостаточный опыт базовой консультативной работы
- Высокий уровень тревоги у участников
- Отсутствие безопасной групповой атмосферы
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безопасности и принятия различных точек зрения
- Помогать участникам удерживать фокус на динамике отношений
- Поощрять детальность и глубину анализа
- Моделировать уважительное отношение к работе коллег
- Поддерживать баланс между анализом и эмоциональным откликом
Возможные модификации упражнения
- Анализ собственных сессий участников
- Фокусировка на конкретных аспектах динамики (например, только невербальные сигналы)
- Использование ролевых игр вместо видеоматериалов
- Добавление элемента прогнозирования развития отношений
- Сравнительный анализ разных стилей ведения консультации
23.3 Упражнение «Стадийная рефлексия»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие способности психолога-консультанта к глубокой рефлексии своей работы на различных стадиях консультативного процесса. Участники анализируют собственные профессиональные действия, эмоциональные реакции и принимаемые решения на каждой стадии консультирования через структурированное самонаблюдение и групповое обсуждение.
В ходе упражнения особое внимание уделяется осознанию личных паттернов реагирования, профессиональных предпочтений и зон развития на каждой стадии консультативного процесса. Участники исследуют свои сильные стороны и ограничения, учатся более осознанно подходить к выбору интервенций.
Важной составляющей является работа с профессиональными убеждениями и установками, влияющими на эффективность консультанта на разных этапах работы с клиентом. Упражнение помогает выявить и проработать «слепые пятна» в профессиональной деятельности.
Цель упражнения
- Развитие навыков профессиональной рефлексии
- Повышение осознанности в выборе консультативных стратегий
- Выявление индивидуального стиля работы на разных стадиях консультирования
- Определение зон профессионального развития
- Профилактика профессионального выгорания через углубление самопонимания
Реквизит
- Рефлексивные дневники для каждого участника
- Структурированные бланки самоанализа
- Карты стадий консультативного процесса
- Маркеры и флипчарт
- Метафорические карты (при наличии)
Образец бланка рефлексивного анализа
Стадия процесса | Мои сильные стороны | Зоны развития | Типичные реакции |
---|---|---|---|
Установление контакта | Эмпатическое слушание | Работа с молчанием | Стремление заполнить паузы |
Сбор информации | Структурирование беседы | Глубина исследования | Поспешные выводы |
Завершение работы | Подведение итогов | Проработка расставания | Избегание сложных эмоций |
Размер группы
От 6 до 12 человек
Этапы выполнения
1. Индивидуальная рефлексия
Участники заполняют бланки самоанализа, исследуя свой опыт работы на каждой стадии консультативного процесса. Важно уделить внимание как успешному опыту, так и сложностям.
2. Работа с метафорами
Каждый участник подбирает метафоры или образы, отражающие его восприятие себя на разных стадиях консультирования. Это помогает выявить неосознаваемые установки и паттерны.
3. Обмен опытом в тройках
Участники делятся на малые группы, где каждый представляет свой анализ и получает обратную связь от коллег. Важно создать атмосферу безопасности и принятия.
4. Групповая дискуссия
Обсуждение общих паттернов, выявленных в группе, обмен стратегиями преодоления трудностей, формулирование рекомендаций для профессионального развития.
5. Планирование развития
Каждый участник составляет индивидуальный план профессионального роста, основываясь на полученных инсайтах и обратной связи.
Время на каждый этап
- Индивидуальная рефлексия: 40 минут
- Работа с метафорами: 20 минут
- Обмен опытом в тройках: 45 минут
- Групповая дискуссия: 40 минут
- Планирование развития: 25 минут
Ключевые моменты для участников
- Фокус на конкретных примерах из практики
- Внимание к эмоциональным реакциям и их влиянию на процесс
- Исследование личных убеждений и установок
- Выявление повторяющихся паттернов в работе
- Поиск ресурсов для профессионального развития
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие стадии консультативного процесса вызывают наибольший дискомфорт и почему?
- Как личные особенности влияют на эффективность работы на разных этапах?
- Какие профессиональные убеждения помогают, а какие мешают в работе?
- Как развивать гибкость в применении различных подходов?
- Какие ресурсы необходимы для профессионального роста?
Примеры выполнения
Стадия | Метафора | Значение | План развития |
---|---|---|---|
Начальная | Мост над рекой | Соединение миров | Развитие эмпатии |
Рабочая | Компас в пути | Направление движения | Улучшение навигации |
Завершающая | Садовник | Забота о росте | Работа с границами |
Интерпретация результатов
- Богатство и разнообразие метафор указывает на глубину профессиональной рефлексии
- Характер выявленных паттернов отражает индивидуальный стиль консультирования
- Способность видеть зоны развития говорит о профессиональной зрелости
- Конкретность планов развития показывает готовность к изменениям
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- В процессе профессиональной супервизии
- При подготовке консультантов
- В рамках профессиональных групп поддержки
- При работе над профессиональным выгоранием
Противопоказания:
- Острое эмоциональное выгорание
- Недостаточный опыт практической работы
- Отсутствие мотивации к самоисследованию
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную атмосферу для самораскрытия
- Поддерживать баланс между поддержкой и вызовом
- Моделировать открытость к исследованию своего опыта
- Помогать в формулировании конкретных шагов развития
- Работать с сопротивлением через нормализацию трудностей
Возможные модификации упражнения
- Фокус на конкретной стадии консультативного процесса
- Использование видеозаписей для анализа
- Добавление ролевых игр для исследования паттернов
- Включение элементов арт-терапии в процесс рефлексии
- Работа с профессиональной генограммой
- Создание групповой карты ресурсов
23.4 Упражнение «Маркеры перехода»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие профессиональной чувствительности к признакам перехода между различными стадиями консультативного процесса. Участники учатся распознавать вербальные и невербальные сигналы, указывающие на готовность клиента к переходу на следующий этап работы или на необходимость возвращения к предыдущим задачам.
В процессе выполнения упражнения консультанты осваивают навыки тонкой диагностики состояния клиента и терапевтических отношений, учатся замечать микроизменения в поведении и эмоциональном состоянии клиента, которые сигнализируют о динамике процесса.
Особое внимание уделяется развитию способности своевременно реагировать на маркеры перехода, выбирать адекватные интервенции и поддерживать оптимальный темп продвижения в консультативном процессе.
Цель упражнения
- Развитие навыков распознавания маркеров перехода между стадиями
- Повышение чувствительности к изменениям в состоянии клиента
- Формирование умения адекватно реагировать на сигналы готовности/неготовности к переходу
- Улучшение навыков тайминга в консультативном процессе
- Развитие способности гибко управлять динамикой консультации
Реквизит
- Карточки с описанием различных маркеров перехода
- Бланки наблюдения за маркерами перехода
- Видеозаписи консультативных сессий
- Флипчарт и маркеры
- Секундомер для отработки тайминга
Образец бланка наблюдения за маркерами перехода
Тип маркера | Описание признаков | Возможные интервенции | Риски игнорирования |
---|---|---|---|
Эмоциональные | Изменение интенсивности чувств | Отражение состояния | Эмоциональное застревание |
Когнитивные | Новое понимание ситуации | Интеграция опыта | Потеря инсайта |
Поведенческие | Готовность к действиям | Планирование изменений | Преждевременная активность |
Размер группы
От 8 до 16 человек
Этапы выполнения
1. Теоретическое введение
Ведущий представляет основные типы маркеров перехода, их значение и способы реагирования на них. Участники знакомятся с системой наблюдения и фиксации маркеров.
2. Демонстрационная работа
Просмотр видеофрагментов консультаций с разбором маркеров перехода. Ведущий демонстрирует процесс анализа и принятия решений на основе наблюдаемых сигналов.
3. Практика в парах
Участники работают в парах, отрабатывая навыки распознавания и реагирования на маркеры перехода через ролевые игры. Один участник выступает в роли клиента, демонстрируя различные маркеры, другой практикует их распознавание.
4. Супервизионный анализ
Разбор сложных случаев из практики участников с фокусом на моменты перехода между стадиями. Анализ успешных и неуспешных решений в работе с маркерами.
5. Групповая рефлексия
Обсуждение полученного опыта, обмен наблюдениями и выводами, формулирование индивидуальных стратегий работы с маркерами перехода.
Время на каждый этап
- Теоретическое введение: 30 минут
- Демонстрационная работа: 45 минут
- Практика в парах: 60 минут
- Супервизионный анализ: 45 минут
- Групповая рефлексия: 30 минут
Ключевые моменты для участников
- Развитие навыка одновременного наблюдения за разными типами маркеров
- Внимание к контексту появления маркеров
- Учет индивидуальных особенностей клиента при интерпретации маркеров
- Важность своевременного реагирования на маркеры
- Баланс между следованием за клиентом и управлением процессом
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие маркеры перехода наиболее сложны для распознавания?
- Как различать истинные и ложные маркеры готовности к переходу?
- Какие факторы влияют на выбор реакции на маркеры?
- Как работать с противоречивыми маркерами?
- Каковы культурные особенности в проявлении маркеров перехода?
Примеры выполнения
Стадия перехода | Маркер | Реакция консультанта | Результат |
---|---|---|---|
Начало работы | Углубление самораскрытия | Поддержка исследования | Укрепление доверия |
Середина процесса | Появление сопротивления | Работа с амбивалентностью | Преодоление барьера |
Завершение | Обобщение опыта | Интеграция изменений | Успешное закрытие |
Интерпретация результатов
- Скорость распознавания маркеров указывает на уровень профессиональной чувствительности
- Разнообразие замечаемых маркеров отражает широту профессионального видения
- Адекватность реакций показывает уровень профессионального мастерства
- Способность работать с неоднозначными маркерами демонстрирует профессиональную зрелость
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- В процессе обучения начинающих консультантов
- При повышении квалификации опытных специалистов
- В рамках супервизионных групп
- При разборе сложных случаев
Противопоказания:
- Отсутствие базового опыта консультирования
- Высокий уровень тревоги у участников
- Недостаточная теоретическая подготовка
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивать постепенное усложнение заданий
- Уделять внимание работе с ошибками распознавания
- Поощрять обмен опытом между участниками
- Помогать в формировании индивидуального стиля работы с маркерами
- Поддерживать атмосферу профессионального любопытства
Возможные модификации упражнения
- Работа с аудиозаписями для фокусировки на вербальных маркерах
- Использование письменных кейсов для анализа
- Создание каталога типичных маркеров перехода
- Включение элементов телесно-ориентированной работы
- Фокусировка на культурно-специфических маркерах
- Разработка индивидуальных чек-листов для работы с маркерами
23.5 Упражнение «Терапевтический альянс»
Описание упражнения
Упражнение фокусируется на развитии навыков формирования и поддержания терапевтического альянса на разных стадиях консультативного процесса. Участники исследуют компоненты терапевтического альянса: эмоциональную связь, согласование целей и задач терапии, распределение ответственности в процессе работы.
В ходе упражнения консультанты практикуют различные техники укрепления терапевтического альянса, учатся распознавать признаки его ослабления и осваивают методы восстановления рабочих отношений. Особое внимание уделяется работе с разрывами в терапевтическом альянсе и их репарации.
Важным аспектом является развитие способности балансировать между поддержкой и конфронтацией, сохраняя при этом прочность терапевтического альянса. Участники учатся адаптировать свой стиль работы к индивидуальным особенностям клиентов.
Цель упражнения
- Развитие навыков формирования надежного терапевтического альянса
- Освоение техник поддержания и восстановления рабочих отношений
- Улучшение способности распознавать угрозы терапевтическому альянсу
- Формирование умения работать с разрывами в терапевтических отношениях
- Развитие гибкости в адаптации стиля работы к потребностям клиента
Реквизит
- Бланки оценки терапевтического альянса
- Карточки с описанием сложных ситуаций
- Видеоаппаратура для записи ролевых игр
- Флипчарт и маркеры
- Шкалы оценки качества терапевтического альянса
Образец бланка оценки терапевтического альянса
Компонент альянса | Индикаторы | Оценка (1-10) | Комментарии |
---|---|---|---|
Эмоциональная связь | Доверие, открытость | Шкала оценки | Наблюдения |
Согласование целей | Ясность, принятие | Шкала оценки | Динамика |
Сотрудничество | Вовлеченность, активность | Шкала оценки | Препятствия |
Размер группы
От 6 до 12 человек
Этапы выполнения
1. Диагностический этап
Участники оценивают собственный стиль формирования терапевтического альянса, анализируют типичные сложности и успешные стратегии в работе с клиентами.
2. Демонстрационная сессия
Ведущий демонстрирует работу с различными аспектами терапевтического альянса, показывая техники его укрепления и восстановления.
3. Практика в тройках
Участники работают в тройках (консультант, клиент, наблюдатель), отрабатывая навыки формирования и поддержания терапевтического альянса в различных ситуациях.
4. Анализ видеозаписей
Просмотр и анализ видеозаписей работы участников с фокусом на динамику терапевтического альянса и эффективность применяемых интервенций.
5. Супервизионное обсуждение
Разбор сложных случаев из практики участников, связанных с проблемами в формировании и поддержании терапевтического альянса.
Время на каждый этап
- Диагностический этап: 30 минут
- Демонстрационная сессия: 45 минут
- Практика в тройках: 90 минут
- Анализ видеозаписей: 45 минут
- Супервизионное обсуждение: 40 минут
Ключевые моменты для участников
- Внимание к невербальным сигналам в терапевтических отношениях
- Своевременное распознавание угроз терапевтическому альянсу
- Баланс между поддержкой и конфронтацией
- Гибкость в адаптации к потребностям клиента
- Работа с собственными реакциями в сложных ситуациях
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как распознавать ранние признаки ослабления терапевтического альянса?
- Какие факторы способствуют формированию прочного альянса?
- Как работать с разрывами в терапевтических отношениях?
- Каким образом личные особенности консультанта влияют на формирование альянса?
- Как адаптировать стиль работы к различным типам клиентов?
Примеры выполнения
Ситуация | Признаки проблем | Интервенции | Результат |
---|---|---|---|
Начало работы | Настороженность клиента | Прозрачность процесса | Рост доверия |
Кризисный момент | Уход от контакта | Метакоммуникация | Восстановление связи |
Завершение | Амбивалентность | Обсуждение чувств | Конструктивное закрытие |
Интерпретация результатов
- Качество терапевтического альянса отражается в уровне доверия и открытости клиента
- Способность восстанавливать альянс показывает профессиональную зрелость
- Гибкость в работе указывает на развитость профессиональных навыков
- Осознание собственных паттернов помогает в развитии индивидуального стиля
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- В процессе обучения начинающих консультантов
- При работе с трудными случаями
- В рамках профессиональной супервизии
- Для профилактики профессионального выгорания
Противопоказания:
- Сильное эмоциональное истощение участников
- Недостаточный опыт базовой консультативной работы
- Актуальные личные кризисы участников
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную атмосферу для исследования сложных ситуаций
- Моделировать работу с различными аспектами терапевтического альянса
- Помогать участникам находить индивидуальный стиль работы
- Поддерживать баланс между теорией и практикой
- Фокусироваться на ресурсах и сильных сторонах участников
Возможные модификации упражнения
- Фокус на работе с определенным типом клиентов
- Добавление элементов системной семейной терапии
- Включение техник осознанности в работу с альянсом
- Использование метафорических карт
- Работа с культурными особенностями в формировании альянса
- Интеграция телесно-ориентированных подходов
23.6 Упражнение «Работа с сопротивлением»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие навыков распознавания, понимания и эффективной работы с различными формами сопротивления в консультативном процессе. Участники учатся идентифицировать разные типы сопротивления, понимать их защитную функцию и выбирать адекватные стратегии работы с ними.
Особое внимание уделяется пониманию сопротивления как естественной части терапевтического процесса и важного источника информации о клиенте. Участники осваивают техники работы с сопротивлением, не нарушающие терапевтический альянс и способствующие углублению процесса.
В ходе упражнения консультанты исследуют собственные реакции на различные формы сопротивления, учатся распознавать контрпереносные явления и использовать их для понимания динамики терапевтических отношений.
Цель упражнения
- Развитие навыков распознавания различных форм сопротивления
- Освоение техник конструктивной работы с сопротивлением
- Формирование понимания защитной функции сопротивления
- Улучшение способности сохранять терапевтический альянс при работе с сопротивлением
- Развитие осознанности в работе с собственными реакциями на сопротивление клиента
Реквизит
- Карточки с описанием различных форм сопротивления
- Бланки анализа работы с сопротивлением
- Видеоаппаратура для записи ролевых игр
- Флипчарт и маркеры
- Раздаточные материалы с описанием техник работы с сопротивлением
Образец бланка анализа сопротивления
Форма сопротивления | Проявления | Защитная функция | Стратегии работы |
---|---|---|---|
Интеллектуализация | Абстрактные рассуждения | Защита от чувств | Мягкая конфронтация |
Избегание | Смена темы | Страх углубления | Валидация чувств |
Обесценивание | Критика процесса | Защита самооценки | Исследование опасений |
Размер группы
От 8 до 12 человек
Этапы выполнения
1. Теоретическая подготовка
Изучение различных форм сопротивления, их функций и способов работы с ними. Обсуждение типичных ошибок в работе с сопротивлением.
2. Демонстрационная работа
Ведущий показывает различные техники работы с сопротивлением, демонстрируя как эффективные, так и неэффективные подходы.
3. Практика в малых группах
Участники работают в тройках (консультант, клиент, наблюдатель), практикуя различные подходы к работе с сопротивлением.
4. Супервизионный разбор
Анализ видеозаписей работы участников с фокусом на распознавание сопротивления и эффективность применяемых интервенций.
5. Групповая рефлексия
Обсуждение полученного опыта, анализ сложностей и успехов в работе с сопротивлением.
Время на каждый этап
- Теоретическая подготовка: 40 минут
- Демонстрационная работа: 30 минут
- Практика в малых группах: 90 минут
- Супервизионный разбор: 45 минут
- Групповая рефлексия: 35 минут
Ключевые моменты для участников
- Важность понимания защитной функции сопротивления
- Необходимость сохранения терапевтического альянса при работе с сопротивлением
- Значение темпа и тайминга в работе с сопротивлением
- Роль собственных реакций консультанта
- Баланс между принятием и конфронтацией
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как распознать различные формы сопротивления?
- Какие техники наиболее эффективны для разных типов сопротивления?
- Как сохранять терапевтический альянс при работе с сильным сопротивлением?
- Каким образом личное сопротивление консультанта влияет на процесс?
- Как использовать сопротивление как ресурс в терапии?
Примеры выполнения
Тип сопротивления | Интервенция | Реакция клиента | Результат |
---|---|---|---|
Молчание | Нормализация | Постепенное раскрытие | Углубление контакта |
Агрессия | Исследование чувств | Выражение страха | Снижение защит |
Рационализация | Фокус на чувствах | Проявление эмоций | Аутентичность |
Интерпретация результатов
- Способность распознавать различные формы сопротивления
- Умение выбирать адекватные техники работы
- Навык сохранения терапевтического альянса
- Качество работы с собственными реакциями
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При обучении начинающих консультантов
- В процессе супервизии
- При работе со сложными случаями
- Для профилактики профессионального выгорания
Противопоказания:
- Недостаточная теоретическая подготовка
- Высокий уровень личностного сопротивления участников
- Отсутствие опыта базовой консультативной работы
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную атмосферу для исследования сопротивления
- Демонстрировать принимающее отношение к различным формам сопротивления
- Помогать участникам работать с собственными реакциями
- Поддерживать баланс между теорией и практикой
- Фокусироваться на развитии практических навыков
Возможные модификации упражнения
- Фокус на конкретном типе сопротивления
- Использование письменных кейсов
- Работа с культурно-специфическими формами сопротивления
- Включение техник телесно-ориентированной терапии
- Добавление элементов гештальт-подхода
- Интеграция системного подхода в работу с сопротивлением
23.7 Упражнение «Адаптивное консультирование»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие гибкости консультанта в адаптации своего подхода к индивидуальным особенностям и потребностям клиентов. Участники учатся распознавать различные типы клиентов, их предпочтительные стили коммуникации и способы работы, а затем практикуют соответствующую адаптацию своего консультативного стиля.
В процессе работы особое внимание уделяется развитию способности быстро оценивать индивидуальные особенности клиента и выбирать наиболее подходящие стратегии взаимодействия. Участники осваивают различные техники и подходы, учатся переключаться между ними в зависимости от ситуации.
Важным компонентом является развитие навыка балансирования между сохранением своего профессионального стиля и необходимой адаптацией к потребностям клиента, что способствует повышению эффективности консультативного процесса.
Цель упражнения
- Развитие гибкости в применении различных консультативных подходов
- Улучшение навыков оценки индивидуальных особенностей клиентов
- Освоение техник адаптации консультативного стиля
- Формирование умения быстро перестраивать стратегию работы
- Расширение репертуара профессиональных интервенций
Реквизит
- Карточки с описанием различных типов клиентов
- Бланки анализа консультативных стратегий
- Видеооборудование для записи практической работы
- Флипчарт и маркеры
- Раздаточные материалы с описанием техник адаптации
Образец бланка анализа адаптивных стратегий
Тип клиента | Характерные особенности | Предпочтительный подход | Ключевые адаптации |
---|---|---|---|
Интеллектуальный | Аналитическое мышление | Структурированный подход | Логические объяснения |
Эмоциональный | Высокая чувствительность | Эмпатическое слушание | Работа с чувствами |
Прагматичный | Ориентация на результат | Целевой подход | Конкретные техники |
Размер группы
От 8 до 16 человек
Этапы выполнения
1. Теоретическое введение
Обзор различных типов клиентов и соответствующих им стратегий консультирования. Обсуждение принципов адаптивного подхода.
2. Демонстрационная работа
Ведущий показывает примеры адаптации консультативного стиля к различным типам клиентов, комментируя свои решения и стратегии.
3. Практика в малых группах
Участники работают в тройках, практикуя различные стили консультирования и получая обратную связь от наблюдателей.
4. Анализ видеозаписей
Просмотр и обсуждение видеозаписей работы участников с акцентом на эффективность адаптации консультативного стиля.
5. Групповая супервизия
Обсуждение сложных случаев из практики участников, связанных с необходимостью адаптации подхода.
Время на каждый этап
- Теоретическое введение: 35 минут
- Демонстрационная работа: 45 минут
- Практика в малых группах: 90 минут
- Анализ видеозаписей: 40 минут
- Групповая супервизия: 30 минут
Ключевые моменты для участников
- Важность быстрой оценки типа клиента
- Необходимость гибкости в выборе подхода
- Сохранение профессиональной аутентичности при адаптации
- Внимание к обратной связи от клиента
- Развитие навыка переключения между стилями
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как определить оптимальный стиль работы для конкретного клиента?
- Какие признаки указывают на необходимость изменения подхода?
- Как сохранять профессиональную идентичность при адаптации стиля?
- Какие ограничения существуют в адаптации подхода?
- Как работать с клиентами, чей предпочтительный стиль сильно отличается от вашего?
Примеры выполнения
Ситуация | Адаптация стиля | Реакция клиента | Эффективность |
---|---|---|---|
Интеллектуализация | Структурированный подход | Снижение защит | Высокая |
Эмоциональная блокада | Работа с метафорами | Раскрытие чувств | Средняя |
Ориентация на действие | Конкретные техники | Активное участие | Высокая |
Интерпретация результатов
- Скорость адаптации к новому клиенту
- Точность определения оптимального подхода
- Эффективность применяемых адаптаций
- Способность сохранять профессиональную аутентичность
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При подготовке консультантов
- В рамках повышения квалификации
- При работе с разнообразной клиентской базой
- В процессе супервизии
Противопоказания:
- Недостаточный базовый опыт консультирования
- Неустойчивый собственный стиль работы
- Высокий уровень профессиональной тревоги
Рекомендации для ведущего
- Поощрять экспериментирование с различными стилями
- Помогать в анализе эффективности адаптаций
- Поддерживать профессиональную уверенность участников
- Фокусироваться на практических аспектах адаптации
- Способствовать развитию гибкости мышления
Возможные модификации упражнения
- Работа с культурно-специфическими особенностями клиентов
- Фокус на определенной группе клиентов
- Включение элементов различных терапевтических модальностей
- Использование ролевых игр с заданными сценариями
- Добавление работы с видеообратной связью
- Интеграция техник микроанализа взаимодействия
23.8 Упражнение «Кризисные точки»
Описание упражнения
Упражнение посвящено развитию навыков распознавания и эффективной работы с кризисными моментами в консультативном процессе. Участники учатся идентифицировать различные типы кризисных ситуаций, понимать их природу и выбирать адекватные стратегии интервенций.
В ходе работы особое внимание уделяется развитию способности сохранять профессиональное присутствие в кризисных ситуациях, управлять собственными эмоциональными реакциями и удерживать терапевтическую позицию при работе с интенсивными переживаниями клиента.
Важным компонентом является формирование навыков прогнозирования потенциальных кризисных точек и превентивной работы с ними, а также умения использовать кризисные моменты как возможность для углубления терапевтического процесса.
Цель упражнения
- Развитие навыков идентификации кризисных точек в консультировании
- Освоение техник работы с кризисными ситуациями
- Формирование умения сохранять профессиональную позицию в кризисные моменты
- Улучшение способности прогнозировать и предупреждать кризисные ситуации
- Развитие навыков использования кризиса как ресурса для терапии
Реквизит
- Карточки с описанием кризисных ситуаций
- Бланки анализа кризисных моментов
- Видеооборудование для записи практической работы
- Флипчарт и маркеры
- Методические материалы по кризисным интервенциям
Образец бланка анализа кризисных ситуаций
Тип кризиса | Признаки | Риски | Стратегии работы |
---|---|---|---|
Эмоциональный прорыв | Интенсивные чувства | Дестабилизация | Контейнирование |
Сопротивление изменениям | Регресс, отказ | Прерывание терапии | Валидация страхов |
Терапевтический тупик | Отсутствие динамики | Демотивация | Переосмысление целей |
Размер группы
От 6 до 12 человек
Этапы выполнения
1. Теоретическая подготовка
Обзор различных типов кризисных ситуаций в консультировании, их признаков и механизмов развития. Изучение базовых принципов кризисной интервенции.
2. Анализ случаев
Разбор реальных случаев кризисных ситуаций из практики участников или предложенных ведущим. Выявление ключевых моментов и принятых решений.
3. Практика в тройках
Моделирование кризисных ситуаций в ролевых играх с последующим анализом и обратной связью от наблюдателя.
4. Супервизионная работа
Разбор сложных случаев с акцентом на управление кризисными моментами и выбор интервенций.
5. Интеграция опыта
Обсуждение полученного опыта, формулирование индивидуальных стратегий работы с кризисными ситуациями.
Время на каждый этап
- Теоретическая подготовка: 40 минут
- Анализ случаев: 45 минут
- Практика в тройках: 80 минут
- Супервизионная работа: 50 минут
- Интеграция опыта: 25 минут
Ключевые моменты для участников
- Важность раннего распознавания признаков кризиса
- Необходимость сохранения профессионального присутствия
- Значение баланса между поддержкой и конфронтацией
- Роль собственной эмоциональной устойчивости
- Использование супервизионной поддержки
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как распознать приближающийся кризис в терапии?
- Какие интервенции наиболее эффективны в кризисных ситуациях?
- Как управлять собственными реакциями в кризисные моменты?
- Каким образом использовать кризис для углубления терапии?
- Когда необходимо привлекать дополнительную помощь?
Примеры выполнения
Кризисная ситуация | Интервенция | Динамика процесса | Результат |
---|---|---|---|
Острое горе | Эмпатическое присутствие | Стабилизация | Интеграция опыта |
Суицидальные мысли | Кризисный план | Снижение риска | Безопасность |
Агрессия | Установление границ | Регуляция чувств | Восстановление контакта |
Интерпретация результатов
- Скорость распознавания кризисных ситуаций
- Адекватность выбора интервенций
- Способность сохранять профессиональную позицию
- Эффективность работы с собственными реакциями
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При подготовке кризисных консультантов
- В рамках повышения квалификации
- При работе с травматическим опытом
- В процессе супервизии сложных случаев
Противопоказания:
- Недостаточный опыт базовой консультативной работы
- Актуальный личный кризис участников
- Отсутствие поддерживающей среды
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную атмосферу для проработки сложных ситуаций
- Обеспечивать достаточную эмоциональную поддержку участникам
- Моделировать профессиональное поведение в кризисных ситуациях
- Помогать в интеграции личного опыта
- Поддерживать развитие профессиональной уверенности
Возможные модификации упражнения
- Фокус на специфических типах кризисов
- Включение работы с реальными случаями участников
- Добавление элементов телесно-ориентированной работы
- Использование техник психодрамы
- Интеграция методов работы с травмой
- Разработка индивидуальных протоколов кризисной помощи
23.9 Упражнение «Позиция сопровождения»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие навыков удержания позиции психологического сопровождения в консультативном процессе. Участники осваивают искусство баланса между активным вмешательством и следованием за процессом клиента, учатся создавать оптимальные условия для самостоятельного продвижения клиента к своим целям.
Особое внимание уделяется развитию способности находить правильную дистанцию в работе, избегая как чрезмерной включенности, так и отстраненности. Участники исследуют различные аспекты позиции сопровождения: эмоциональный, когнитивный, поведенческий.
Важным компонентом является осознание собственных тенденций в выборе позиции консультирования и развитие гибкости в ее регулировании в зависимости от потребностей клиента и стадии процесса.
Цель упражнения
- Развитие навыков удержания позиции психологического сопровождения
- Освоение техник регуляции профессиональной дистанции
- Формирование умения балансировать между директивностью и недирективностью
- Улучшение способности поддерживать автономию клиента
- Развитие осознанности в выборе консультативной позиции
Реквизит
- Бланки анализа консультативной позиции
- Видеооборудование для записи практической работы
- Карточки с описанием различных клиентских ситуаций
- Флипчарт и маркеры
- Раздаточные материалы по типам консультативных позиций
Образец бланка анализа консультативной позиции
Аспект позиции | Оптимальная дистанция | Риски сближения | Риски отдаления |
---|---|---|---|
Эмоциональный | Эмпатическое присутствие | Слияние с клиентом | Холодность |
Когнитивный | Совместное исследование | Навязывание мнения | Отстраненность |
Поведенческий | Поддерживающее участие | Гиперопека | Пассивность |
Размер группы
От 6 до 15 человек
Этапы выполнения
1. Теоретическое введение
Обсуждение концепции позиции сопровождения, ее основных характеристик и значения в консультативном процессе.
2. Демонстрационная сессия
Ведущий демонстрирует работу из позиции сопровождения, комментируя свои действия и решения.
3. Практика в тройках
Участники практикуют удержание позиции сопровождения в различных клиентских ситуациях с получением обратной связи.
4. Анализ видеозаписей
Просмотр и обсуждение видеозаписей работы участников с фокусом на особенности позиции консультанта.
5. Групповая рефлексия
Обсуждение опыта, трудностей и открытий в освоении позиции сопровождения.
Время на каждый этап
- Теоретическое введение: 30 минут
- Демонстрационная сессия: 40 минут
- Практика в тройках: 90 минут
- Анализ видеозаписей: 45 минут
- Групповая рефлексия: 35 минут
Ключевые моменты для участников
- Осознание собственных тенденций в выборе позиции
- Внимание к сигналам клиента о комфортной дистанции
- Важность гибкости в регулировании позиции
- Баланс между поддержкой и автономией клиента
- Роль рефлексии в удержании позиции сопровождения
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как определить оптимальную дистанцию в работе с разными клиентами?
- Какие факторы влияют на выбор консультативной позиции?
- Как распознать моменты необходимой смены позиции?
- Каким образом работать с собственными тенденциями к сближению или отдалению?
- Как сохранять позицию сопровождения в кризисных ситуациях?
Примеры выполнения
Ситуация | Позиция консультанта | Эффект | Корректировка |
---|---|---|---|
Активное исследование | Следование за процессом | Углубление контакта | Минимальная |
Застревание клиента | Мягкая поддержка | Возобновление движения | Усиление структуры |
Кризисный момент | Стабильное присутствие | Нормализация состояния | Гибкая адаптация |
Интерпретация результатов
- Способность удерживать позицию сопровождения в различных ситуациях
- Гибкость в регулировании профессиональной дистанции
- Качество контакта с клиентом
- Эффективность поддержки автономии клиента
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- В процессе обучения консультантов
- При супервизии сложных случаев
- В рамках профессионального развития
- При работе над индивидуальным стилем консультирования
Противопоказания:
- Отсутствие базового опыта консультирования
- Неразрешенные личные проблемы с границами
- Высокий уровень тревоги у участников
Рекомендации для ведущего
- Моделировать оптимальную позицию сопровождения
- Помогать участникам осознавать свои тенденции
- Поддерживать экспериментирование с разными стилями
- Обеспечивать безопасную атмосферу для практики
- Фокусироваться на развитии осознанности в выборе позиции
Возможные модификации упражнения
- Работа с разными типами клиентских запросов
- Использование метафорических карт для исследования позиции
- Включение телесно-ориентированных техник
- Добавление элементов системного подхода
- Фокус на культурных аспектах позиции сопровождения
- Интеграция различных терапевтических подходов
23.10 Упражнение «Цели и задачи этапов»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие навыков стратегического планирования консультативного процесса через четкое определение целей и задач каждого этапа работы. Участники учатся выстраивать логическую последовательность терапевтических интервенций, соотносить их с общими целями консультирования и специфическими задачами каждого этапа.
В ходе упражнения особое внимание уделяется развитию способности гибко адаптировать цели и задачи в зависимости от динамики процесса, сохраняя при этом общее направление работы. Участники практикуют навыки формулирования конкретных, измеримых и достижимых целей для каждого этапа.
Важным компонентом является развитие умения согласовывать цели с клиентом, учитывать его готовность к определенным видам работы и способность реалистично оценивать временные рамки достижения поставленных целей.
Цель упражнения
- Развитие навыков стратегического планирования консультативного процесса
- Формирование умения определять специфические задачи каждого этапа
- Улучшение способности согласовывать цели с клиентом
- Освоение техник оценки достижения поставленных целей
- Развитие гибкости в адаптации задач к динамике процесса
Реквизит
- Бланки планирования этапов консультирования
- Карточки с описанием различных клиентских случаев
- Схемы консультативного процесса
- Флипчарт и маркеры
- Раздаточные материалы по целеполаганию в консультировании
Образец бланка планирования этапов
Этап | Основные цели | Конкретные задачи | Критерии достижения |
---|---|---|---|
Начальный | Формирование альянса | Установление контакта | Уровень доверия |
Рабочий | Исследование проблемы | Проработка паттернов | Глубина понимания |
Завершающий | Интеграция опыта | Закрепление изменений | Устойчивость результатов |
Размер группы
От 8 до 14 человек
Этапы выполнения
1. Теоретический обзор
Обсуждение специфики целей и задач на разных этапах консультативного процесса, принципов их формулирования и согласования.
2. Анализ случаев
Работа с предложенными случаями: определение целей и задач для каждого этапа, обсуждение критериев их достижения.
3. Практика планирования
Участники в парах разрабатывают детальные планы работы для различных клиентских ситуаций.
4. Ролевые игры
Отработка навыков согласования целей и задач с клиентом, получение обратной связи.
5. Групповое обсуждение
Анализ опыта, обмен идеями, формулирование общих принципов работы с целями и задачами.
Время на каждый этап
- Теоретический обзор: 35 минут
- Анализ случаев: 45 минут
- Практика планирования: 60 минут
- Ролевые игры: 50 минут
- Групповое обсуждение: 30 минут
Ключевые моменты для участников
- Важность четкого определения целей каждого этапа
- Необходимость согласования целей с клиентом
- Гибкость в адаптации задач к процессу
- Значение измеримых критериев достижения целей
- Роль регулярной оценки продвижения к целям
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как определить реалистичные цели для каждого этапа?
- Каким образом согласовывать цели с возможностями клиента?
- Как оценивать достижение поставленных целей?
- Когда необходимо пересматривать цели и задачи?
- Как работать с противоречивыми целями?
Примеры выполнения
Клиентский запрос | Цели этапа | Конкретные задачи | Результаты |
---|---|---|---|
Тревожность | Стабилизация состояния | Освоение техник | Снижение симптомов |
Отношения | Осознание паттернов | Анализ опыта | Новое понимание |
Самореализация | Прояснение целей | Исследование ценностей | Ясность направления |
Интерпретация результатов
- Четкость формулировки целей и задач
- Реалистичность планирования
- Гибкость в адаптации планов
- Эффективность согласования с клиентом
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При обучении начинающих консультантов
- В процессе супервизии
- При планировании длительной работы
- В рамках методических семинаров
Противопоказания:
- Отсутствие базового понимания процесса консультирования
- Недостаточный опыт практической работы
- Ригидность в планировании
Рекомендации для ведущего
- Поощрять творческий подход к постановке целей
- Поддерживать баланс между структурой и гибкостью
- Помогать в развитии навыков оценки достижений
- Фокусироваться на практическом применении
- Стимулировать обмен опытом между участниками
Возможные модификации упражнения
- Работа со специфическими типами клиентских запросов
- Фокус на определенном этапе консультирования
- Включение элементов проектного планирования
- Использование визуальных методов планирования
- Добавление работы с временной перспективой
- Интеграция различных терапевтических подходов
Итоговая таблица упражнений главы 23
Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение |
---|---|---|
23.1 Карта консультативного процесса | Системное понимание стадий консультирования и их взаимосвязей | 130 минут |
23.2 Динамический анализ сессии | Анализ динамики терапевтических отношений и качества контакта | 170 минут |
23.3 Стадийная рефлексия | Осознание личных паттернов работы на разных стадиях | 170 минут |
23.4 Маркеры перехода | Распознавание и работа с сигналами перехода между стадиями | 210 минут |
23.5 Терапевтический альянс | Формирование и поддержание рабочих отношений | 240 минут |
23.6 Работа с сопротивлением | Навыки работы с различными формами сопротивления | 200 минут |
23.7 Адаптивное консультирование | Гибкость в адаптации подхода к потребностям клиента | 240 минут |
23.8 Кризисные точки | Управление кризисными ситуациями в консультировании | 240 минут |
23.9 Позиция сопровождения | Удержание оптимальной терапевтической позиции | 240 минут |
23.10 Цели и задачи этапов | Стратегическое планирование консультативного процесса | 220 минут |