Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Психологическое консультирование
- Глава 1. Активное слушание
- Глава 2. Анализ случая
- Глава 3. Барьеры в консультировании
- Глава 4. Выявление ресурсов клиента
- Глава 5. Герменевтика в консультировании
- Глава 6. Динамика консультативного процесса
- Глава 7. Доверие в консультировании
- Глава 8. Завершение консультирования
- Глава 9. Зоны неопределенности
- Глава 10. Идентификация запроса
- Глава 11. Интерпретация в консультировании
- Глава 12. Клиент-центрированный подход
- Глава 13. Конфиденциальность
- Глава 14. Кризисное консультирование
- Глава 15. Мотивация клиента
- Глава 16. Обратная связь в консультировании
- Глава 17. Определение целей консультирования
- Глава 18. Оценка эффективности консультирования
- Глава 19. Профессиональная этика
- Глава 20. Психологический контракт
- Глава 21. Рефлексия консультанта
- Глава 22. Сбор анамнеза
- Глава 23. Стадии консультативного процесса
- Глава 24. Стили консультирования
- Глава 25. Субъективность консультанта
- Глава 26. Терапевтические отношения
- Глава 27. Техники консультирования
- Глава 28. Трудности в консультировании
- Глава 29. Установление контакта
- Глава 30. Эмоциональная компетентность консультанта
Глава 17. Определение целей консультирования
Оглавление
- Анализ запроса и проблемной ситуации
- Выявление иерархии потребностей
- Демонстрация навыков целеполагания
- Занятие позиции коллаборативного партнера
- Идентификация ресурсов и возможностей
- Обсуждение реалистичности и измеримости
- Проработка промежуточных и конечных целей
- Работа с постановкой SMART-целей
- Рефлексия влияния ценностей консультанта
- Фокусировка на ориентированности на решение
17.1 Упражнение «Анализ запроса и проблемной ситуации»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие навыков глубинного анализа запроса клиента и выявления истинной проблемной ситуации. В процессе работы консультант учится различать явный и скрытый запрос, определять несоответствия между заявленной проблемой и реальной ситуацией клиента.
Особенность упражнения заключается в использовании структурированного подхода к анализу запроса через последовательное выявление различных аспектов проблемной ситуации. Участники учатся выделять ключевые элементы запроса и связывать их с более глубокими психологическими процессами.
В ходе выполнения упражнения происходит формирование системного видения проблемной ситуации клиента, развивается способность к выявлению причинно-следственных связей и построению целостной картины случая.
Цель упражнения
- Развитие навыков структурированного анализа запроса клиента
- Формирование умения различать явный и скрытый запрос
- Совершенствование способности к системному видению проблемной ситуации
- Отработка навыков выявления противоречий в описании проблемы
Реквизит
- Бланки анализа запроса (по одному на каждого участника)
- Карточки с описанием случаев
- Флипчарт или доска для записи
- Маркеры разных цветов
Образец бланка анализа запроса
Параметр анализа | Содержание | Противоречия/несоответствия |
---|---|---|
Явный запрос | Формулировка клиента | Отметки о противоречиях |
Контекст ситуации | Описание обстоятельств | Несоответствия в описании |
Эмоциональная окраска | Эмоции при рассказе | Противоречия в реакциях |
Размер группы
От 6 до 12 человек
Поэтапное выполнение
1. Подготовительный этап
Участники получают бланки анализа запроса и карточки с описанием случаев. Ведущий объясняет принципы работы с бланком и критерии анализа. Происходит разбор примера заполнения бланка на простом случае.
2. Индивидуальная работа
Каждый участник самостоятельно анализирует полученный случай, заполняя все разделы бланка. Особое внимание уделяется выявлению несоответствий и противоречий в материале.
3. Работа в парах
Участники объединяются в пары и обмениваются результатами анализа. Происходит взаимная проверка полноты анализа и обсуждение найденных противоречий.
4. Групповое обсуждение
Каждая пара представляет наиболее интересные находки своего анализа. Группа участвует в обсуждении, дополняя и корректируя результаты.
Время на выполнение этапов
- Подготовительный этап: 15 минут
- Индивидуальная работа: 30 минут
- Работа в парах: 20 минут
- Групповое обсуждение: 25 минут
Ключевые моменты для участников
- Внимательное отношение к деталям в описании проблемы
- Фиксация всех замеченных несоответствий
- Поиск связей между различными аспектами ситуации
- Проверка гипотез через сопоставление фактов
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие критерии помогают отличить явный запрос от скрытого?
- Как определить значимость выявленных противоречий?
- Каким образом можно проверить правильность понимания запроса?
- Как работать с сопротивлением клиента при прояснении запроса?
Примеры выполнения
Случай 1: «Клиентка обращается с запросом на работу с прокрастинацией. В ходе анализа выявляется несоответствие между заявленным желанием повысить продуктивность и описанием множества успешно выполняемых задач. При более глубоком рассмотрении обнаруживается скрытый запрос на работу с перфекционизмом.»
Элемент анализа | Явный запрос | Скрытый запрос |
---|---|---|
Проблема | Прокрастинация | Перфекционизм |
Симптомы | Откладывание дел | Страх несовершенства |
Запрос | Повышение продуктивности | Снижение требовательности |
Интерпретация результатов
При анализе заполненных бланков следует обращать внимание на:
- Количество и характер выявленных противоречий
- Глубину анализа контекста ситуации
- Способность формулировать обоснованные гипотезы
- Качество установленных причинно-следственных связей
Когда применять
Упражнение рекомендуется использовать:
- На начальных этапах обучения консультированию
- При работе с начинающими специалистами
- В рамках супервизий и разборов случаев
- При подготовке к сложным консультациям
Противопоказания
- Отсутствие базовой подготовки в консультировании
- Сильная усталость участников
- Напряженная атмосфера в группе
Рекомендации для ведущего
- Подготовить разнообразные случаи разной степени сложности
- Контролировать время на каждом этапе выполнения
- Поощрять активное участие всех членов группы
- Фиксировать наиболее интересные находки участников
- Помогать в формулировке выводов и обобщений
Возможные модификации упражнения
- Использование видеозаписей реальных консультаций для анализа
- Проведение анализа в тройках с распределением ролей
- Добавление этапа ролевой игры для проверки гипотез
- Включение элементов супервизии в процесс обсуждения
17.2 Упражнение «Выявление иерархии потребностей»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие навыков выявления и анализа иерархии потребностей клиента в контексте психологического консультирования. Участники учатся определять различные уровни потребностей, их взаимосвязи и влияние на формирование запроса клиента.
В ходе работы консультанты осваивают методику глубинного анализа потребностей, основанную на пирамиде Маслоу и современных теориях мотивации. Особое внимание уделяется выявлению неосознаваемых потребностей и их связи с заявленными целями консультирования.
Участники практикуются в построении карты потребностей клиента, учатся выявлять приоритетные направления работы и определять оптимальную последовательность удовлетворения различных потребностей в процессе консультирования.
Цель упражнения
- Развитие навыков системного анализа потребностей клиента
- Формирование умения выстраивать иерархию потребностей
- Совершенствование способности определять взаимосвязи между различными потребностями
- Отработка навыков выявления неосознаваемых потребностей
- Освоение техник работы с противоречивыми потребностями
Реквизит
- Карточки с описанием случаев консультирования
- Бланки для построения иерархии потребностей
- Цветные маркеры или карандаши (минимум 4 цвета для каждого участника)
- Большие листы бумаги формата А3
- Стикеры разных цветов
Образец бланка анализа потребностей
Уровень потребностей | Выявленные потребности | Степень осознанности | Способы удовлетворения |
---|---|---|---|
Базовые потребности | Безопасность, стабильность | Высокая | Создание надежной среды |
Социальные потребности | Признание, принадлежность | Средняя | Работа с группой |
Духовные потребности | Самореализация, развитие | Низкая | Личностный рост |
Специфические потребности | Уникальные запросы | Вариативная | Индивидуальный подход |
Размер группы
От 8 до 16 человек (оптимально 12 человек для возможности работы в разных форматах)
Поэтапное выполнение
1. Вводный этап — теоретическая подготовка
Ведущий представляет основные концепции иерархии потребностей, объясняет принципы их выявления и анализа. Участники знакомятся с бланками и инструментами работы. Происходит разбор примера анализа потребностей на модельном случае.
2. Индивидуальная работа с случаем
Каждый участник получает описание случая и проводит первичный анализ потребностей клиента. На этом этапе важно выделить все упомянутые и предполагаемые потребности, используя разные цвета для обозначения явных и скрытых потребностей.
3. Построение иерархии
Участники создают визуальную схему иерархии потребностей на большом листе, используя стикеры разных цветов для обозначения различных уровней и типов потребностей. Устанавливаются связи между потребностями, отмечаются противоречия и конфликты.
4. Работа в малых группах
Участники объединяются в группы по 3-4 человека, представляют свои схемы друг другу, обсуждают находки и сложности. Группа помогает выявить пропущенные потребности и уточнить их иерархию.
5. Презентация и обсуждение
Каждая малая группа представляет наиболее интересный или сложный случай из рассмотренных. Происходит общее обсуждение, участники делятся наблюдениями и инсайтами.
Время на выполнение этапов
- Вводный этап: 20 минут
- Индивидуальная работа: 30 минут
- Построение иерархии: 25 минут
- Работа в малых группах: 35 минут
- Презентация и обсуждение: 40 минут
Ключевые моменты для участников
- Обращать внимание на невербальные проявления при описании потребностей
- Учитывать культурный и социальный контекст клиента
- Отслеживать противоречия между заявленными и реальными потребностями
- Проверять гипотезы о скрытых потребностях
- Анализировать динамику изменения потребностей во времени
Обсуждение, актуальные вопросы
Тема для обсуждения | Ключевые вопросы | Фокус внимания |
---|---|---|
Выявление потребностей | Как определить истинные потребности? | Методы диагностики |
Работа с противоречиями | Как разрешать конфликт потребностей? | Стратегии интеграции |
Динамика изменений | Как меняются потребности в процессе работы? | Отслеживание прогресса |
Примеры выполнения
Случай: «Клиент обращается с запросом о профессиональном развитии. В ходе анализа выявляется следующая иерархия потребностей:»
Уровень | Явные потребности | Скрытые потребности |
---|---|---|
Высший | Профессиональный рост | Самоактуализация |
Средний | Признание коллег | Преодоление одиночества |
Базовый | Финансовая стабильность | Безопасность и контроль |
Интерпретация результатов
- Анализ соотношения явных и скрытых потребностей
- Оценка реалистичности удовлетворения выявленных потребностей
- Определение приоритетности работы с различными уровнями потребностей
- Выявление ресурсов для удовлетворения потребностей
Когда применять
- На начальных этапах консультирования для прояснения запроса
- При работе с неопределенным или противоречивым запросом
- В ситуациях множественных запросов
- При необходимости структурировать работу с клиентом
Рекомендации для ведущего
- Подготовить разнообразные случаи с различной структурой потребностей
- Обеспечить безопасную атмосферу для обсуждения сложных случаев
- Помогать участникам в формулировке гипотез о скрытых потребностях
- Поддерживать баланс между теоретическим анализом и практическим применением
- Обращать внимание на динамику групповой работы
Возможные модификации упражнения
- Использование реальных случаев из практики участников
- Добавление элементов ролевой игры для проверки гипотез
- Включение техник арт-терапии для визуализации иерархии потребностей
- Работа с видеозаписями консультаций для анализа невербальных проявлений
- Создание групповой карты потребностей для сложных случаев
17.3 Упражнение «Демонстрация навыков целеполагания»
Описание упражнения
Упражнение разработано для развития практических навыков целеполагания в консультативной работе. Участники осваивают технику демонстрации процесса целеполагания клиенту, учатся наглядно показывать связь между текущей ситуацией и желаемым результатом.
В ходе выполнения упражнения консультанты отрабатывают различные способы визуализации целей, учатся использовать метафоры и аналогии для объяснения процесса целеполагания, практикуются в создании наглядных схем и моделей достижения целей.
Особое внимание уделяется развитию способности адаптировать техники целеполагания под индивидуальные особенности клиента, его когнитивный стиль и предпочитаемый способ восприятия информации.
Цель упражнения
- Развитие навыков наглядной демонстрации процесса целеполагания
- Формирование умения адаптировать техники под особенности клиента
- Освоение различных способов визуализации целей
- Отработка навыков использования метафор в процессе целеполагания
- Совершенствование техник вовлечения клиента в процесс постановки целей
Реквизит
- Флипчарт или магнитная доска
- Набор разноцветных маркеров
- Карточки с описанием типов клиентов
- Шаблоны визуальных моделей целеполагания
- Набор метафорических карт
- Цветная бумага и ножницы
Образец шаблона визуальной модели целеполагания
Компонент модели | Визуальное представление | Ключевые вопросы |
---|---|---|
Текущая ситуация | Круг с описанием «здесь и сейчас» | Где вы находитесь сейчас? |
Желаемый результат | Звезда с описанием цели | Куда хотите прийти? |
Путь достижения | Стрелки с этапами | Как будете двигаться? |
Препятствия | Барьеры на пути | Что может помешать? |
Размер группы
8-12 человек (оптимально для работы в парах и малых группах с последующим общим обсуждением)
Поэтапное выполнение
1. Демонстрационный этап
Ведущий показывает различные способы визуализации процесса целеполагания, демонстрирует использование метафор и аналогий. Участники знакомятся с базовыми шаблонами и инструментами.
2. Работа с шаблонами
Участники в парах практикуются в использовании различных шаблонов визуализации целей, адаптируя их под разные типы клиентов. Один участник выступает в роли консультанта, другой — в роли клиента.
3. Создание собственных моделей
Каждый участник разрабатывает свою уникальную модель визуализации целеполагания, используя предоставленные материалы. Особое внимание уделяется созданию универсальных моделей, подходящих для разных типов клиентов.
4. Презентация и отработка
Участники демонстрируют свои модели в малых группах, получают обратную связь и корректируют их. Происходит обмен идеями и находками.
5. Интеграция и обобщение
Группа создает общий банк эффективных способов демонстрации целеполагания, обсуждает критерии выбора подходящего метода для конкретного клиента.
Время на выполнение этапов
- Демонстрационный этап: 25 минут
- Работа с шаблонами: 40 минут
- Создание собственных моделей: 35 минут
- Презентация и отработка: 45 минут
- Интеграция и обобщение: 25 минут
Ключевые моменты для участников
Аспект работы | На что обратить внимание | Типичные ошибки |
---|---|---|
Визуализация | Четкость и понятность схем | Перегруженность деталями |
Метафоры | Соответствие опыту клиента | Слишком сложные аналогии |
Вовлечение | Активное участие клиента | Навязывание своего видения |
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как определить оптимальный способ визуализации для конкретного клиента?
- Какие метафоры наиболее эффективны для разных типов целей?
- Как сочетать различные техники демонстрации целеполагания?
- Как адаптировать модели под различные запросы клиентов?
Примеры выполнения
Пример 1: «Метафора горной вершины»
Элемент метафоры | Значение | Применение |
---|---|---|
Подножие горы | Текущая ситуация | Описание исходной точки |
Вершина | Желаемая цель | Визуализация результата |
Маршрут | План действий | Этапы достижения |
Интерпретация результатов
- Оценка ясности и понятности визуализации для клиента
- Анализ эффективности использованных метафор
- Определение степени вовлеченности клиента в процесс
- Проверка соответствия модели особенностям восприятия клиента
Когда применять
- При работе с клиентами, испытывающими трудности в формулировании целей
- В ситуациях, требующих прояснения пути достижения цели
- При необходимости структурировать представление клиента о желаемом результате
- В случаях, когда важно усилить мотивацию клиента
Рекомендации для ведущего
- Подготовить разнообразные примеры визуализации целей
- Создать атмосферу творческого поиска и эксперимента
- Поощрять индивидуальный стиль каждого участника
- Обращать внимание на практическую применимость создаваемых моделей
- Помогать участникам в адаптации моделей под разные ситуации
Возможные модификации упражнения
- Использование цифровых инструментов визуализации
- Включение элементов арт-терапии в процесс создания моделей
- Добавление работы с реальными запросами участников
- Создание видеозаписей демонстрации техник для последующего анализа
- Разработка интерактивных моделей с возможностью трансформации
17.4 Упражнение «Занятие позиции коллаборативного партнера»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие навыков построения равноправных партнерских отношений в процессе психологического консультирования. Участники осваивают техники создания атмосферы сотрудничества, учатся балансировать между профессиональной экспертностью и партнерской позицией.
В ходе упражнения консультанты практикуются в использовании языка сотрудничества, осваивают методы совместного принятия решений и учатся вовлекать клиента в активное участие в консультативном процессе. Особое внимание уделяется развитию навыков эмпатического слушания и поддержки инициативы клиента.
Работа строится на основе моделирования различных ситуаций консультирования, где необходимо продемонстрировать навыки коллаборативного партнерства, избегая как излишней директивности, так и чрезмерной пассивности.
Цель упражнения
- Развитие навыков построения партнерских отношений с клиентом
- Освоение техник совместного принятия решений
- Формирование умения балансировать между экспертной и партнерской позицией
- Отработка навыков использования языка сотрудничества
- Развитие способности поддерживать инициативу клиента
Реквизит
- Карточки с описанием консультативных ситуаций
- Бланки наблюдения за позицией консультанта
- Диктофоны или средства видеозаписи для фиксации диалогов
- Флипчарт для записи ключевых наблюдений
- Раздаточный материал с примерами коллаборативных техник
Образец бланка наблюдения
Параметр наблюдения | Проявления коллаборативности | Проявления директивности |
---|---|---|
Речевые паттерны | Использование «мы-высказываний» | Преобладание советов |
Принятие решений | Совместное обсуждение | Готовые рекомендации |
Постановка целей | Согласование приоритетов | Навязывание целей |
Обратная связь | Диалог и обмен мнениями | Односторонняя оценка |
Размер группы
6-15 человек (оптимально 12 человек для работы в тройках с ротацией ролей)
Поэтапное выполнение
1. Теоретическое введение
Обсуждение принципов коллаборативного партнерства, разбор примеров эффективного и неэффективного взаимодействия. Знакомство с критериями оценки партнерской позиции.
2. Демонстрация техник
Ведущий показывает примеры коллаборативного взаимодействия, обращая внимание на ключевые элементы: язык, позу, интонацию, способы вовлечения клиента в диалог.
3. Работа в тройках
Участники распределяются по ролям: консультант, клиент, наблюдатель. Работают с предложенными ситуациями, практикуя коллаборативный подход. После каждой сессии происходит обмен обратной связью.
4. Анализ видеозаписей
Просмотр и анализ записанных фрагментов консультаций с фокусом на проявления коллаборативной позиции. Выделение успешных стратегий и обсуждение возможных улучшений.
5. Групповая супервизия
Разбор сложных случаев, где участники испытывали трудности в поддержании партнерской позиции. Поиск альтернативных способов реагирования.
Время на выполнение этапов
- Теоретическое введение: 30 минут
- Демонстрация техник: 25 минут
- Работа в тройках: 60 минут
- Анализ видеозаписей: 40 минут
- Групповая супервизия: 35 минут
Ключевые моменты для участников
Аспект работы | Признаки эффективности | Риски и ловушки |
---|---|---|
Позиция консультанта | Гибкость и открытость | Чрезмерная директивность |
Коммуникация | Диалогичность общения | Монологичность, поучение |
Принятие решений | Совместный поиск решений | Навязывание своего мнения |
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как сохранять баланс между экспертной и партнерской позицией?
- Каковы признаки эффективного коллаборативного партнерства?
- Как работать с клиентами, ожидающими директивного подхода?
- Какие техники помогают поддерживать партнерскую позицию в сложных ситуациях?
Примеры выполнения
Пример диалога с использованием коллаборативного подхода:
Роль | Реплика | Коллаборативный элемент |
---|---|---|
Консультант | «Как мы могли бы исследовать это вместе?» | Приглашение к сотрудничеству |
Клиент | «У меня есть идея…» | Проявление инициативы |
Консультант | «Давайте рассмотрим ваше предложение» | Поддержка инициативы |
Интерпретация результатов
- Анализ способности поддерживать партнерскую позицию
- Оценка эффективности использования коллаборативных техник
- Определение индивидуального стиля построения партнерских отношений
- Выявление зон роста в развитии навыков сотрудничества
Когда применять
- На этапе формирования консультативных отношений
- При работе с клиентами, способными к партнерству
- В ситуациях, требующих активного участия клиента
- При необходимости усиления мотивации клиента
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безопасного экспериментирования
- Демонстрировать коллаборативный подход в собственном поведении
- Помогать участникам находить индивидуальный стиль партнерства
- Обращать внимание на невербальные аспекты взаимодействия
- Поддерживать рефлексию участников о своем опыте
Возможные модификации упражнения
- Использование реальных случаев из практики участников
- Добавление элементов ролевой игры с «трудными» клиентами
- Включение техник телесно-ориентированной терапии
- Работа с видеообратной связью
- Создание учебных видеоматериалов для дальнейшего использования
17.5 Упражнение «Идентификация ресурсов и возможностей»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие навыков выявления и активизации ресурсов клиента в процессе консультирования. Участники учатся систематически исследовать различные виды ресурсов: личностные, социальные, материальные, временные и др., а также определять потенциальные возможности их использования.
В ходе работы консультанты осваивают техники картирования ресурсов, учатся помогать клиентам осознавать и активировать скрытые возможности, практикуются в создании ресурсных карт и планов развития потенциала.
Особое внимание уделяется развитию способности помогать клиентам переосмысливать имеющийся опыт как ресурс и находить новые способы использования существующих возможностей.
Цель упражнения
- Развитие навыков системного анализа ресурсов клиента
- Формирование умения выявлять скрытые возможности
- Освоение техник активизации ресурсных состояний
- Отработка методов картирования ресурсов
- Развитие способности создавать индивидуальные планы использования ресурсов
Реквизит
- Бланки для картирования ресурсов
- Карточки с описанием различных типов ресурсов
- Цветные маркеры и стикеры
- Большие листы бумаги для создания ресурсных карт
- Метафорические карты (если есть)
Образец карты ресурсов
Тип ресурса | Примеры | Способы активации | Потенциал развития |
---|---|---|---|
Личностные | Оптимизм, упорство | Позитивная переоценка | Развитие стойкости |
Социальные | Семья, друзья | Обращение за поддержкой | Расширение сети |
Профессиональные | Навыки, опыт | Новые применения | Повышение квалификации |
Физические | Здоровье, энергия | Здоровый образ жизни | Улучшение состояния |
Размер группы
8-16 человек (оптимально для работы в парах и малых группах с последующим обменом опытом)
Поэтапное выполнение
1. Теоретический этап
Знакомство с различными видами ресурсов, обсуждение методов их выявления и активизации. Разбор примеров успешного использования ресурсного подхода в консультировании.
2. Самоисследование
Участники практикуют техники идентификации ресурсов на собственном опыте, создавая индивидуальные ресурсные карты. Это помогает лучше понять процесс с позиции клиента.
3. Парная работа
Участники разделяются на пары и практикуют техники выявления ресурсов друг с другом, используя специальные протоколы интервью и карты наблюдения.
4. Групповое картирование
В малых группах участники создают комплексные карты ресурсов для предложенных случаев, обсуждают различные подходы к активизации выявленных возможностей.
5. Интеграция опыта
Общегрупповое обсуждение наиболее эффективных стратегий работы с ресурсами, создание общего банка техник и методов.
Время на выполнение этапов
- Теоретический этап: 30 минут
- Самоисследование: 35 минут
- Парная работа: 45 минут
- Групповое картирование: 40 минут
- Интеграция опыта: 30 минут
Протокол ресурсного интервью
Область исследования | Примеры вопросов | Фокус внимания |
---|---|---|
Прошлый опыт | Что помогало справляться раньше? | Успешные стратегии |
Текущая ситуация | Какие возможности есть сейчас? | Доступные ресурсы |
Потенциал развития | Что можно развить или усилить? | Зоны роста |
Ключевые моменты для участников
- Системный подход к поиску ресурсов
- Внимание к неочевидным возможностям
- Важность позитивной переоценки опыта
- Учет контекста использования ресурсов
- Баланс между активацией существующих и развитием новых ресурсов
Обсуждение, актуальные вопросы
Тема обсуждения | Ключевые вопросы | Практические выводы |
---|---|---|
Выявление ресурсов | Как находить скрытые возможности? | Техники диагностики |
Активация ресурсов | Как помочь использовать потенциал? | Методы активизации |
Развитие ресурсов | Как укреплять имеющиеся ресурсы? | Стратегии развития |
Интерпретация результатов
- Оценка полноты выявленных ресурсов
- Анализ реалистичности планов использования ресурсов
- Определение потенциала развития различных видов ресурсов
- Прогноз эффективности активизации выявленных возможностей
Когда применять
- На начальных этапах консультирования для оценки потенциала
- В ситуациях, требующих мобилизации ресурсов
- При работе с темой личностного роста
- В кризисных ситуациях для поиска опор
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу поддержки и оптимизма
- Помогать участникам расширять представление о ресурсах
- Поощрять творческий подход к поиску возможностей
- Обращать внимание на практическую применимость выявленных ресурсов
- Способствовать обмену опытом между участниками
Возможные модификации упражнения
- Использование метафорических карт для выявления ресурсов
- Создание цифровых ресурсных карт
- Включение элементов арт-терапии в процесс картирования
- Работа с временной перспективой ресурсов
- Добавление техник визуализации потенциала
17.6 Упражнение «Обсуждение реалистичности и измеримости»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие навыков оценки и обсуждения с клиентом реалистичности поставленных целей, а также определения конкретных критериев их достижения. Участники учатся работать с различными аспектами целеполагания, уделяя особое внимание измеримости результатов и реалистичности временных рамок.
В процессе работы консультанты осваивают техники проверки целей на соответствие критериям реалистичности, практикуются в разработке измеримых показателей успеха и учатся вести диалог с клиентом о корректировке чрезмерно амбициозных или неконкретных целей.
Особое внимание уделяется развитию навыков тактичного обсуждения с клиентом вопросов реализуемости целей без демотивации и обесценивания его стремлений.
Цель упражнения
- Развитие навыков оценки реалистичности целей клиента
- Формирование умения определять измеримые критерии достижения
- Освоение техник корректировки нереалистичных целей
- Отработка навыков конструктивного диалога о возможностях и ограничениях
- Совершенствование способности разработки системы промежуточных показателей
Реквизит
- Бланки анализа целей
- Карточки с примерами различных целей клиентов
- Шкалы оценки реалистичности
- Таблицы критериев измеримости
- Флипчарт и маркеры
Образец бланка анализа цели
Критерий оценки | Показатели | Способы измерения | Риски |
---|---|---|---|
Временные рамки | Конкретные сроки | Календарный план | Нереалистичные сроки |
Ресурсы | Необходимые средства | Список ресурсов | Недооценка затрат |
Результаты | Ожидаемые изменения | Критерии достижения | Размытые критерии |
Контекст | Внешние условия | Анализ ситуации | Игнорирование препятствий |
Размер группы
6-12 человек (оптимально для обеспечения активного участия каждого и качественной обратной связи)
Поэтапное выполнение
1. Подготовительный этап
Обсуждение критериев реалистичности и измеримости целей, знакомство с инструментами оценки, разбор примеров хорошо и плохо сформулированных целей.
2. Анализ кейсов
Участники получают карточки с различными целями клиентов и проводят их анализ по предложенным критериям, определяя степень реалистичности и разрабатывая измеримые показатели.
3. Ролевые игры
Работа в парах: один участник представляет клиента с нереалистичной целью, другой практикует техники обсуждения и корректировки цели. Остальные участники наблюдают и дают обратную связь.
4. Разработка критериев
В малых группах участники разрабатывают системы измеримых показателей для различных типов целей, создают шкалы оценки прогресса.
5. Обсуждение и интеграция
Общегрупповое обсуждение наиболее эффективных стратегий работы с нереалистичными целями, обмен опытом и находками.
Время на выполнение этапов
- Подготовительный этап: 25 минут
- Анализ кейсов: 35 минут
- Ролевые игры: 50 минут
- Разработка критериев: 30 минут
- Обсуждение и интеграция: 40 минут
Примеры формулировок целей и их анализа
Исходная цель | Проблемные аспекты | Улучшенная формулировка |
---|---|---|
Стать успешным | Неизмеримость, неконкретность | Увеличить доход на 30% за год |
Полностью изменить жизнь | Глобальность, неопределенность | Сменить профессию в течение 2 лет |
Быстро похудеть | Отсутствие конкретных сроков | Снизить вес на 5 кг за 3 месяца |
Ключевые моменты для участников
- Важность баланса между поддержкой стремлений клиента и реалистичной оценкой
- Необходимость разработки конкретных измеримых показателей
- Значение промежуточных целей и этапов
- Учет контекста и доступных ресурсов
- Роль временных рамок в оценке реалистичности
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как сохранять мотивацию клиента при корректировке нереалистичных целей?
- Какие критерии измеримости наиболее эффективны для разных типов целей?
- Как работать с сопротивлением при обсуждении реалистичности?
- Как помочь клиенту самостоятельно оценивать достижимость целей?
Интерпретация результатов
- Оценка способности участника выявлять нереалистичные аспекты целей
- Анализ навыков разработки измеримых критериев
- Определение эффективности стратегий обсуждения реалистичности
- Выявление индивидуального стиля работы с целями клиента
Когда применять
- На этапе формулирования целей консультирования
- При работе с завышенными ожиданиями клиента
- В ситуациях неопределенных или размытых целей
- При необходимости конкретизации критериев успеха
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу конструктивного обсуждения
- Демонстрировать различные подходы к оценке реалистичности
- Поощрять творческий подход к разработке измеримых показателей
- Обращать внимание на баланс поддержки и критического анализа
- Помогать участникам находить индивидуальный стиль обсуждения
Возможные модификации упражнения
- Работа с видеозаписями реальных консультаций
- Использование техник визуализации для оценки реалистичности
- Включение элементов проективных методик
- Добавление работы с временной перспективой
- Создание индивидуальных шкал оценки прогресса
17.7 Упражнение «Проработка промежуточных и конечных целей»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие навыков структурирования процесса достижения целей через выделение и проработку промежуточных этапов. Участники учатся выстраивать логическую последовательность шагов от текущей ситуации к желаемому результату, определяя ключевые точки и показатели прогресса.
В ходе работы консультанты осваивают методики декомпозиции глобальных целей на более мелкие, управляемые задачи, практикуются в создании «дорожных карт» достижения результата и учатся помогать клиентам видеть связь между промежуточными и конечными целями.
Особое внимание уделяется развитию навыков гибкого планирования, позволяющего адаптировать промежуточные цели в зависимости от получаемых результатов и изменения ситуации.
Цель упражнения
- Развитие навыков декомпозиции глобальных целей
- Формирование умения выстраивать логическую последовательность достижения результата
- Освоение техник определения промежуточных показателей прогресса
- Отработка навыков гибкого планирования
- Совершенствование способности видеть взаимосвязи между различными уровнями целей
Реквизит
- Шаблоны «дорожных карт» достижения целей
- Карточки с описанием различных конечных целей
- Маркеры разных цветов
- Большие листы бумаги для визуализации
- Стикеры для обозначения промежуточных целей
Образец дорожной карты целей
Этап пути | Промежуточные цели | Индикаторы достижения | Временные рамки |
---|---|---|---|
Начальный | Оценка ситуации | Составленный анализ | 1-2 недели |
Подготовительный | Формирование ресурсов | Готовность к действиям | 2-3 недели |
Основной | Реализация плана | Конкретные результаты | 1-2 месяца |
Завершающий | Закрепление изменений | Устойчивые изменения | 2-3 недели |
Размер группы
8-14 человек (оптимально для работы в парах и малых группах с последующим обменом опытом)
Поэтапное выполнение
1. Теоретическое введение
Обсуждение принципов декомпозиции целей, знакомство с различными подходами к определению промежуточных этапов, разбор примеров эффективного структурирования пути достижения цели.
2. Работа с моделями
Участники получают описания различных конечных целей и практикуются в их декомпозиции, используя предложенные шаблоны и модели планирования.
3. Парная практика
Работа в парах над реальными запросами участников: один выступает в роли консультанта, помогая партнеру структурировать путь к его цели.
4. Групповой анализ
В малых группах участники представляют свои разработки, получают обратную связь и совместно ищут способы улучшения планов.
5. Интеграция опыта
Общее обсуждение выявленных закономерностей и наиболее эффективных подходов к структурированию целей.
Время на выполнение этапов
- Теоретическое введение: 20 минут
- Работа с моделями: 35 минут
- Парная практика: 45 минут
- Групповой анализ: 40 минут
- Интеграция опыта: 30 минут
Примеры декомпозиции целей
Конечная цель | Промежуточные этапы | Показатели прогресса |
---|---|---|
Смена профессии | Выбор направления | Список вариантов |
Улучшение отношений | Развитие коммуникации | Снижение конфликтов |
Личностный рост | Самопознание | Новые инсайты |
Ключевые моменты для участников
- Важность логической связи между этапами
- Необходимость конкретных показателей прогресса
- Значение гибкости в планировании
- Учет ресурсов на каждом этапе
- Роль обратной связи в корректировке плана
Обсуждение, актуальные вопросы
Аспект работы | Ключевые вопросы | Области внимания |
---|---|---|
Декомпозиция | Как определить оптимальный размер шага? | Управляемость задач |
Последовательность | Как выстроить логичную цепочку? | Связность этапов |
Измеримость | Как отслеживать прогресс? | Конкретные показатели |
Интерпретация результатов
- Оценка логичности выстроенной последовательности целей
- Анализ реалистичности промежуточных этапов
- Определение адекватности временных рамок
- Проверка измеримости показателей прогресса
Когда применять
- При работе с глобальными целями клиента
- В ситуациях, требующих длительной работы
- При необходимости структурировать процесс изменений
- В случаях, когда клиент теряется в последовательности действий
Рекомендации для ведущего
- Поощрять детальную проработку каждого этапа
- Обращать внимание на реалистичность промежуточных целей
- Помогать участникам находить баланс между детализацией и обобщением
- Поддерживать творческий подход к планированию
- Акцентировать внимание на гибкости и адаптивности планов
Возможные модификации упражнения
- Использование цифровых инструментов планирования
- Добавление элементов визуального моделирования
- Включение техник прогнозирования препятствий
- Работа с альтернативными сценариями достижения цели
- Создание интерактивных карт прогресса
17.8 Упражнение «Работа с постановкой SMART-целей»
Описание упражнения
Упражнение направлено на освоение и отработку техники постановки целей по критериям SMART в контексте психологического консультирования. Участники учатся преобразовывать общие запросы клиентов в конкретные, измеримые, достижимые, релевантные и определенные во времени цели.
В процессе работы консультанты практикуются в анализе целей по каждому из критериев SMART, осваивают методы помощи клиентам в формулировании целей, соответствующих данным критериям, и учатся выявлять несоответствия целей этим параметрам.
Особое внимание уделяется развитию навыков деликатного обсуждения с клиентом необходимости корректировки целей для их большей эффективности, без обесценивания исходного запроса.
Цель упражнения
- Развитие навыков формулирования SMART-целей в консультировании
- Освоение техник анализа целей по критериям SMART
- Формирование умения помогать клиентам трансформировать общие желания в конкретные цели
- Отработка навыков конструктивного обсуждения корректировки целей
- Развитие способности удерживать баланс между структурированностью и гибкостью в целеполагании
Реквизит
- Бланки анализа SMART-целей
- Карточки с примерами запросов клиентов
- Таблицы критериев SMART
- Флипчарт и маркеры
- Рабочие тетради для участников
Образец бланка анализа SMART-целей
Критерий SMART | Вопросы для анализа | Исходная формулировка | Улучшенная версия |
---|---|---|---|
Specific (Конкретность) | Что именно должно быть достигнуто? | Стать увереннее | Выступать на совещаниях |
Measurable (Измеримость) | Как измерить результат? | Лучше общаться | Проводить 2 презентации в месяц |
Achievable (Достижимость) | Реально ли это сделать? | Полностью измениться | Освоить 3 новых навыка |
Relevant (Значимость) | Зачем это нужно? | Потому что надо | Для карьерного роста |
Размер группы
8-16 человек (оптимально для работы в парах и малых группах с возможностью получения качественной обратной связи)
Поэтапное выполнение
1. Теоретическая подготовка
Обзор критериев SMART, разбор примеров их применения в консультировании, обсуждение типичных ошибок и способов их избегания.
2. Демонстрация процесса
Ведущий показывает процесс трансформации общего запроса в SMART-цель, комментируя каждый шаг и обосновывая принимаемые решения.
3. Индивидуальная практика
Участники получают карточки с запросами и практикуются в их преобразовании в SMART-цели, используя предложенные бланки анализа.
4. Работа в парах
Участники обмениваются результатами, дают друг другу обратную связь и совместно ищут способы улучшения формулировок.
5. Групповой анализ
Обсуждение наиболее интересных случаев, совместный поиск оптимальных формулировок, разбор сложных ситуаций.
Время на выполнение этапов
- Теоретическая подготовка: 25 минут
- Демонстрация процесса: 20 минут
- Индивидуальная практика: 35 минут
- Работа в парах: 45 минут
- Групповой анализ: 35 минут
Примеры трансформации целей
Исходный запрос | Проблемные аспекты | SMART-формулировка |
---|---|---|
Хочу быть счастливым | Неконкретность, неизмеримость | Ежедневно делать одно приятное дело |
Найти себя | Абстрактность, отсутствие критериев | Попробовать 3 новых хобби за 2 месяца |
Перестать бояться | Неопределенность, глобальность | Выступить с докладом на конференции |
Ключевые моменты для участников
- Важность сохранения сути запроса при его трансформации
- Необходимость проверки цели по всем критериям SMART
- Значение баланса между структурированностью и гибкостью
- Роль диалога с клиентом в процессе уточнения цели
- Учет индивидуальных особенностей клиента при формулировании целей
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как сохранить мотивацию клиента при конкретизации целей?
- Какие критерии SMART наиболее сложны для применения в психологическом консультировании?
- Как работать с сопротивлением при уточнении целей?
- Каковы ограничения применения SMART-подхода в консультировании?
Интерпретация результатов
- Оценка способности трансформировать общие запросы в конкретные цели
- Анализ навыков применения каждого из критериев SMART
- Определение индивидуального стиля работы с целями
- Выявление областей для дальнейшего развития
Когда применять
- На начальных этапах консультирования при формулировании целей работы
- При работе с размытыми или неконкретными запросами
- В ситуациях, требующих четкого планирования изменений
- При необходимости структурировать процесс достижения результата
Рекомендации для ведущего
- Подготовить разнообразные примеры запросов разной сложности
- Уделять внимание процессу трансформации целей
- Поощрять творческий подход в рамках структуры SMART
- Помогать участникам находить баланс между структурой и гибкостью
- Обсуждать ограничения и возможности метода
Возможные модификации упражнения
- Использование реальных запросов участников
- Добавление работы с видеозаписями консультаций
- Включение элементов ролевой игры
- Создание банка успешных формулировок SMART-целей
- Разработка индивидуальных шаблонов для работы с разными типами запросов
17.9 Упражнение «Рефлексия влияния ценностей консультанта»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие осознанности консультантов в отношении влияния их собственных ценностей, убеждений и установок на процесс работы с целями клиентов. Участники учатся выявлять свои неосознанные предпочтения и предубеждения, которые могут влиять на восприятие и оценку целей клиентов.
В ходе работы консультанты исследуют собственную систему ценностей, анализируют случаи из практики, где их личные убеждения могли повлиять на процесс целеполагания, и развивают навыки профессиональной рефлексии.
Особое внимание уделяется развитию способности отделять собственные ценностные ориентации от профессиональной позиции и поддерживать клиентов в достижении их аутентичных целей.
Цель упражнения
- Развитие навыков профессиональной рефлексии
- Осознание влияния личных ценностей на консультативный процесс
- Формирование умения различать профессиональную и личную позиции
- Освоение техник работы с собственными предубеждениями
- Совершенствование способности поддерживать автономию клиента
Реквизит
- Бланки для самоанализа ценностей
- Карточки с описанием сложных случаев
- Рабочие тетради для ведения рефлексивного дневника
- Флипчарт и маркеры
- Список ценностных ориентаций
Образец бланка рефлексивного анализа
Аспект анализа | Личная позиция | Профессиональная позиция | Потенциальные конфликты |
---|---|---|---|
Ценности | Личные убеждения | Этический кодекс | Области противоречий |
Установки | Жизненный опыт | Профессиональные знания | Зоны напряжения |
Предпочтения | Личные приоритеты | Научные подходы | Точки расхождения |
Размер группы
6-12 человек (оптимально для создания доверительной атмосферы и возможности глубокой проработки)
Поэтапное выполнение
1. Самоисследование
Участники анализируют собственную систему ценностей и убеждений, заполняя специальные бланки самоанализа и выявляя ключевые жизненные принципы.
2. Анализ случаев
Работа с описаниями ситуаций, где ценности консультанта могли повлиять на процесс целеполагания. Выявление точек потенциального конфликта между личными убеждениями и профессиональной позицией.
3. Групповая рефлексия
Обсуждение в малых группах опыта влияния личных ценностей на работу с клиентами, обмен стратегиями совладания с ценностными конфликтами.
4. Практика супервизии
Разбор сложных случаев с фокусом на влияние ценностей консультанта, поиск способов сохранения профессиональной позиции.
5. Интеграция опыта
Формулирование личных стратегий работы с ценностными конфликтами, создание планов профессионального развития.
Время на выполнение этапов
- Самоисследование: 35 минут
- Анализ случаев: 40 минут
- Групповая рефлексия: 45 минут
- Практика супервизии: 50 минут
- Интеграция опыта: 30 минут
Примеры ценностных конфликтов
Ситуация | Ценности консультанта | Цели клиента | Способы разрешения |
---|---|---|---|
Карьерный выбор | Стабильность | Риск и перемены | Исследование мотивов |
Отношения | Семейные ценности | Свободные связи | Нейтральная позиция |
Образ жизни | Здоровье | Экстремальный спорт | Информированный выбор |
Ключевые моменты для участников
- Важность осознания собственных ценностных установок
- Необходимость различения личной и профессиональной позиции
- Значение регулярной профессиональной рефлексии
- Роль супервизии в работе с ценностными конфликтами
- Приоритет автономии клиента в выборе целей
Обсуждение, актуальные вопросы
Тема | Вопросы для обсуждения | Фокус внимания |
---|---|---|
Границы влияния | Где проходит грань допустимого влияния? | Этические аспекты |
Конфликт ценностей | Как сохранять нейтральность? | Профессионализм |
Самораскрытие | Когда уместно делиться ценностями? | Терапевтичность |
Интерпретация результатов
- Оценка уровня осознанности собственных ценностных установок
- Анализ способности сохранять профессиональную позицию
- Определение областей потенциальных ценностных конфликтов
- Выявление стратегий работы с ценностными различиями
Когда применять
- В процессе профессиональной подготовки консультантов
- При возникновении сложностей в работе с клиентами
- В рамках регулярной супервизии
- При работе с клиентами, чьи ценности существенно отличаются
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную атмосферу для самораскрытия
- Поддерживать неосуждающую позицию в группе
- Помогать участникам в осознании собственных установок
- Фокусировать внимание на профессиональных аспектах
- Поощрять открытое обсуждение сложностей
Возможные модификации упражнения
- Включение элементов арт-терапии для исследования ценностей
- Использование видеозаписей консультаций для анализа
- Добавление ролевых игр с различными ценностными позициями
- Создание личных кодексов профессиональной этики
- Ведение рефлексивных дневников между встречами
17.10 Упражнение «Фокусировка на ориентированности на решение»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие навыков формулирования целей в позитивном ключе, с акцентом на желаемое решение, а не на проблему. Участники осваивают техники переформулирования проблемно-ориентированных запросов клиентов в цели, ориентированные на решение, и учатся поддерживать конструктивный фокус в процессе целеполагания.
В ходе работы консультанты практикуются в использовании языковых конструкций, направленных на решение, осваивают методы выявления ресурсных состояний и исключений из проблемной ситуации, развивают навыки построения образа желаемого результата.
Особое внимание уделяется развитию способности помогать клиентам видеть возможности и потенциальные решения даже в сложных ситуациях, не игнорируя при этом их актуальные трудности.
Цель упражнения
- Развитие навыков позитивного переформулирования целей
- Освоение техник фокусировки на решении
- Формирование умения выявлять ресурсные состояния
- Отработка навыков конструктивного целеполагания
- Совершенствование способности поддерживать ориентацию на решение
Реквизит
- Бланки переформулирования целей
- Карточки с проблемно-ориентированными запросами
- Таблицы языковых конструкций
- Флипчарт и маркеры
- Рабочие тетради для участников
Образец бланка переформулирования
Фокус внимания | Проблемная формулировка | Решение-ориентированная версия | Ключевые изменения |
---|---|---|---|
Цель | Избавиться от страха | Развить уверенность | Позитивный фокус |
Процесс | Перестать конфликтовать | Улучшить коммуникацию | Конструктивность |
Результат | Не допускать ошибок | Действовать эффективно | Ориентация на успех |
Размер группы
8-14 человек (оптимально для работы в парах и малых группах с возможностью детальной обратной связи)
Поэтапное выполнение
1. Теоретическое введение
Обсуждение принципов ориентации на решение, знакомство с техниками позитивного переформулирования, разбор примеров эффективных формулировок.
2. Анализ языка
Участники изучают различные языковые конструкции, способствующие фокусировке на решении, практикуются в их использовании.
3. Практика переформулирования
Работа с картотекой проблемно-ориентированных запросов, трансформация их в цели, ориентированные на решение.
4. Ролевые игры
Моделирование консультативных ситуаций с фокусом на поддержание ориентации на решение в диалоге с клиентом.
5. Групповая рефлексия
Обсуждение опыта, обмен находками, анализ сложностей и способов их преодоления.
Время на выполнение этапов
- Теоретическое введение: 25 минут
- Анализ языка: 30 минут
- Практика переформулирования: 45 минут
- Ролевые игры: 50 минут
- Групповая рефлексия: 30 минут
Примеры языковых конструкций
Тип конструкции | Проблемный вариант | Решение-ориентированный вариант |
---|---|---|
Вопросы о будущем | Почему это происходит? | Как вы хотите, чтобы было? |
Описание изменений | Как избежать ошибок? | Что поможет достичь успеха? |
Оценка прогресса | Что не получается? | Что уже работает лучше? |
Ключевые моменты для участников
- Важность сохранения баланса между признанием проблемы и фокусом на решении
- Необходимость внимания к языку и формулировкам
- Значение выявления ресурсных состояний
- Роль позитивного переформулирования в мотивации клиента
- Ценность поиска исключений из проблемной ситуации
Обсуждение, актуальные вопросы
Тема обсуждения | Ключевые вопросы | Практические аспекты |
---|---|---|
Баланс внимания | Как не игнорировать проблему? | Техники признания |
Мотивация | Как поддерживать настрой? | Работа с ресурсами |
Реалистичность | Как сохранять практичность? | Проверка возможностей |
Интерпретация результатов
- Оценка способности удерживать фокус на решении
- Анализ эффективности переформулировок
- Определение индивидуального стиля работы
- Выявление зон роста в освоении подхода
Когда применять
- При работе с клиентами, фиксированными на проблеме
- В ситуациях, требующих изменения перспективы
- При необходимости усиления мотивации клиента
- В случаях, когда важно быстро достичь позитивных изменений
Рекомендации для ведущего
- Демонстрировать ориентацию на решение в собственном стиле ведения
- Поощрять креативность в поиске решений
- Помогать участникам замечать успешные моменты
- Поддерживать баланс между оптимизмом и реализмом
- Обращать внимание на практическую применимость техник
Возможные модификации упражнения
- Включение техник визуализации желаемого будущего
- Добавление элементов нарративного подхода
- Использование метафорических карт для поиска решений
- Создание банка успешных переформулировок
- Разработка индивидуальных стратегий поддержания фокуса на решении
Итоговая таблица упражнений главы 17
Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение |
---|---|---|
17.1 Анализ запроса и проблемной ситуации | Структурный анализ запроса | 90 минут |
17.2 Выявление иерархии потребностей | Диагностика потребностей | 150 минут |
17.3 Демонстрация навыков целеполагания | Визуализация целей | 170 минут |
17.4 Занятие позиции коллаборативного партнера | Партнерское взаимодействие | 190 минут |
17.5 Идентификация ресурсов и возможностей | Ресурсный анализ | 180 минут |
17.6 Обсуждение реалистичности и измеримости | Оценка достижимости | 180 минут |
17.7 Проработка промежуточных и конечных целей | Структурирование целей | 170 минут |
17.8 Работа с постановкой SMART-целей | Критерии целеполагания | 160 минут |
17.9 Рефлексия влияния ценностей консультанта | Профессиональная рефлексия | 200 минут |
17.10 Фокусировка на ориентированности на решение | Позитивное переформулирование | 180 минут |