300 упражнений для психологического консультирования. Глава 17. Определение целей консультирования

Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта


Психологическое консультирование


Глава 17. Определение целей консультирования

Оглавление

  1. Анализ запроса и проблемной ситуации
  2. Выявление иерархии потребностей
  3. Демонстрация навыков целеполагания
  4. Занятие позиции коллаборативного партнера
  5. Идентификация ресурсов и возможностей
  6. Обсуждение реалистичности и измеримости
  7. Проработка промежуточных и конечных целей
  8. Работа с постановкой SMART-целей
  9. Рефлексия влияния ценностей консультанта
  10. Фокусировка на ориентированности на решение

17.1 Упражнение «Анализ запроса и проблемной ситуации»

Описание упражнения

Упражнение направлено на развитие навыков глубинного анализа запроса клиента и выявления истинной проблемной ситуации. В процессе работы консультант учится различать явный и скрытый запрос, определять несоответствия между заявленной проблемой и реальной ситуацией клиента.

Особенность упражнения заключается в использовании структурированного подхода к анализу запроса через последовательное выявление различных аспектов проблемной ситуации. Участники учатся выделять ключевые элементы запроса и связывать их с более глубокими психологическими процессами.

В ходе выполнения упражнения происходит формирование системного видения проблемной ситуации клиента, развивается способность к выявлению причинно-следственных связей и построению целостной картины случая.

Цель упражнения

  • Развитие навыков структурированного анализа запроса клиента
  • Формирование умения различать явный и скрытый запрос
  • Совершенствование способности к системному видению проблемной ситуации
  • Отработка навыков выявления противоречий в описании проблемы

Реквизит

  • Бланки анализа запроса (по одному на каждого участника)
  • Карточки с описанием случаев
  • Флипчарт или доска для записи
  • Маркеры разных цветов

Образец бланка анализа запроса

Параметр анализаСодержаниеПротиворечия/несоответствия
Явный запросФормулировка клиентаОтметки о противоречиях
Контекст ситуацииОписание обстоятельствНесоответствия в описании
Эмоциональная окраскаЭмоции при рассказеПротиворечия в реакциях

Размер группы

От 6 до 12 человек

Поэтапное выполнение

1. Подготовительный этап

Участники получают бланки анализа запроса и карточки с описанием случаев. Ведущий объясняет принципы работы с бланком и критерии анализа. Происходит разбор примера заполнения бланка на простом случае.

2. Индивидуальная работа

Каждый участник самостоятельно анализирует полученный случай, заполняя все разделы бланка. Особое внимание уделяется выявлению несоответствий и противоречий в материале.

3. Работа в парах

Участники объединяются в пары и обмениваются результатами анализа. Происходит взаимная проверка полноты анализа и обсуждение найденных противоречий.

4. Групповое обсуждение

Каждая пара представляет наиболее интересные находки своего анализа. Группа участвует в обсуждении, дополняя и корректируя результаты.

Время на выполнение этапов

  • Подготовительный этап: 15 минут
  • Индивидуальная работа: 30 минут
  • Работа в парах: 20 минут
  • Групповое обсуждение: 25 минут

Ключевые моменты для участников

  • Внимательное отношение к деталям в описании проблемы
  • Фиксация всех замеченных несоответствий
  • Поиск связей между различными аспектами ситуации
  • Проверка гипотез через сопоставление фактов

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие критерии помогают отличить явный запрос от скрытого?
  • Как определить значимость выявленных противоречий?
  • Каким образом можно проверить правильность понимания запроса?
  • Как работать с сопротивлением клиента при прояснении запроса?

Примеры выполнения

Случай 1: «Клиентка обращается с запросом на работу с прокрастинацией. В ходе анализа выявляется несоответствие между заявленным желанием повысить продуктивность и описанием множества успешно выполняемых задач. При более глубоком рассмотрении обнаруживается скрытый запрос на работу с перфекционизмом.»

Элемент анализаЯвный запросСкрытый запрос
ПроблемаПрокрастинацияПерфекционизм
СимптомыОткладывание делСтрах несовершенства
ЗапросПовышение продуктивностиСнижение требовательности

Интерпретация результатов

При анализе заполненных бланков следует обращать внимание на:

  • Количество и характер выявленных противоречий
  • Глубину анализа контекста ситуации
  • Способность формулировать обоснованные гипотезы
  • Качество установленных причинно-следственных связей

Когда применять

Упражнение рекомендуется использовать:

  • На начальных этапах обучения консультированию
  • При работе с начинающими специалистами
  • В рамках супервизий и разборов случаев
  • При подготовке к сложным консультациям

Противопоказания

  • Отсутствие базовой подготовки в консультировании
  • Сильная усталость участников
  • Напряженная атмосфера в группе

Рекомендации для ведущего

  • Подготовить разнообразные случаи разной степени сложности
  • Контролировать время на каждом этапе выполнения
  • Поощрять активное участие всех членов группы
  • Фиксировать наиболее интересные находки участников
  • Помогать в формулировке выводов и обобщений

Возможные модификации упражнения

  • Использование видеозаписей реальных консультаций для анализа
  • Проведение анализа в тройках с распределением ролей
  • Добавление этапа ролевой игры для проверки гипотез
  • Включение элементов супервизии в процесс обсуждения

17.2 Упражнение «Выявление иерархии потребностей»

Описание упражнения

Упражнение направлено на развитие навыков выявления и анализа иерархии потребностей клиента в контексте психологического консультирования. Участники учатся определять различные уровни потребностей, их взаимосвязи и влияние на формирование запроса клиента.

В ходе работы консультанты осваивают методику глубинного анализа потребностей, основанную на пирамиде Маслоу и современных теориях мотивации. Особое внимание уделяется выявлению неосознаваемых потребностей и их связи с заявленными целями консультирования.

Участники практикуются в построении карты потребностей клиента, учатся выявлять приоритетные направления работы и определять оптимальную последовательность удовлетворения различных потребностей в процессе консультирования.

Цель упражнения

  • Развитие навыков системного анализа потребностей клиента
  • Формирование умения выстраивать иерархию потребностей
  • Совершенствование способности определять взаимосвязи между различными потребностями
  • Отработка навыков выявления неосознаваемых потребностей
  • Освоение техник работы с противоречивыми потребностями

Реквизит

  • Карточки с описанием случаев консультирования
  • Бланки для построения иерархии потребностей
  • Цветные маркеры или карандаши (минимум 4 цвета для каждого участника)
  • Большие листы бумаги формата А3
  • Стикеры разных цветов

Образец бланка анализа потребностей

Уровень потребностейВыявленные потребностиСтепень осознанностиСпособы удовлетворения
Базовые потребностиБезопасность, стабильностьВысокаяСоздание надежной среды
Социальные потребностиПризнание, принадлежностьСредняяРабота с группой
Духовные потребностиСамореализация, развитиеНизкаяЛичностный рост
Специфические потребностиУникальные запросыВариативнаяИндивидуальный подход

Размер группы

От 8 до 16 человек (оптимально 12 человек для возможности работы в разных форматах)

Поэтапное выполнение

1. Вводный этап — теоретическая подготовка

Ведущий представляет основные концепции иерархии потребностей, объясняет принципы их выявления и анализа. Участники знакомятся с бланками и инструментами работы. Происходит разбор примера анализа потребностей на модельном случае.

2. Индивидуальная работа с случаем

Каждый участник получает описание случая и проводит первичный анализ потребностей клиента. На этом этапе важно выделить все упомянутые и предполагаемые потребности, используя разные цвета для обозначения явных и скрытых потребностей.

3. Построение иерархии

Участники создают визуальную схему иерархии потребностей на большом листе, используя стикеры разных цветов для обозначения различных уровней и типов потребностей. Устанавливаются связи между потребностями, отмечаются противоречия и конфликты.

4. Работа в малых группах

Участники объединяются в группы по 3-4 человека, представляют свои схемы друг другу, обсуждают находки и сложности. Группа помогает выявить пропущенные потребности и уточнить их иерархию.

5. Презентация и обсуждение

Каждая малая группа представляет наиболее интересный или сложный случай из рассмотренных. Происходит общее обсуждение, участники делятся наблюдениями и инсайтами.

Время на выполнение этапов

  • Вводный этап: 20 минут
  • Индивидуальная работа: 30 минут
  • Построение иерархии: 25 минут
  • Работа в малых группах: 35 минут
  • Презентация и обсуждение: 40 минут

Ключевые моменты для участников

  • Обращать внимание на невербальные проявления при описании потребностей
  • Учитывать культурный и социальный контекст клиента
  • Отслеживать противоречия между заявленными и реальными потребностями
  • Проверять гипотезы о скрытых потребностях
  • Анализировать динамику изменения потребностей во времени

Обсуждение, актуальные вопросы

Тема для обсужденияКлючевые вопросыФокус внимания
Выявление потребностейКак определить истинные потребности?Методы диагностики
Работа с противоречиямиКак разрешать конфликт потребностей?Стратегии интеграции
Динамика измененийКак меняются потребности в процессе работы?Отслеживание прогресса

Примеры выполнения

Случай: «Клиент обращается с запросом о профессиональном развитии. В ходе анализа выявляется следующая иерархия потребностей:»

УровеньЯвные потребностиСкрытые потребности
ВысшийПрофессиональный ростСамоактуализация
СреднийПризнание коллегПреодоление одиночества
БазовыйФинансовая стабильностьБезопасность и контроль

Интерпретация результатов

  • Анализ соотношения явных и скрытых потребностей
  • Оценка реалистичности удовлетворения выявленных потребностей
  • Определение приоритетности работы с различными уровнями потребностей
  • Выявление ресурсов для удовлетворения потребностей

Когда применять

  • На начальных этапах консультирования для прояснения запроса
  • При работе с неопределенным или противоречивым запросом
  • В ситуациях множественных запросов
  • При необходимости структурировать работу с клиентом

Рекомендации для ведущего

  • Подготовить разнообразные случаи с различной структурой потребностей
  • Обеспечить безопасную атмосферу для обсуждения сложных случаев
  • Помогать участникам в формулировке гипотез о скрытых потребностях
  • Поддерживать баланс между теоретическим анализом и практическим применением
  • Обращать внимание на динамику групповой работы

Возможные модификации упражнения

  • Использование реальных случаев из практики участников
  • Добавление элементов ролевой игры для проверки гипотез
  • Включение техник арт-терапии для визуализации иерархии потребностей
  • Работа с видеозаписями консультаций для анализа невербальных проявлений
  • Создание групповой карты потребностей для сложных случаев

17.3 Упражнение «Демонстрация навыков целеполагания»

Описание упражнения

Упражнение разработано для развития практических навыков целеполагания в консультативной работе. Участники осваивают технику демонстрации процесса целеполагания клиенту, учатся наглядно показывать связь между текущей ситуацией и желаемым результатом.

В ходе выполнения упражнения консультанты отрабатывают различные способы визуализации целей, учатся использовать метафоры и аналогии для объяснения процесса целеполагания, практикуются в создании наглядных схем и моделей достижения целей.

Особое внимание уделяется развитию способности адаптировать техники целеполагания под индивидуальные особенности клиента, его когнитивный стиль и предпочитаемый способ восприятия информации.

Цель упражнения

  • Развитие навыков наглядной демонстрации процесса целеполагания
  • Формирование умения адаптировать техники под особенности клиента
  • Освоение различных способов визуализации целей
  • Отработка навыков использования метафор в процессе целеполагания
  • Совершенствование техник вовлечения клиента в процесс постановки целей

Реквизит

  • Флипчарт или магнитная доска
  • Набор разноцветных маркеров
  • Карточки с описанием типов клиентов
  • Шаблоны визуальных моделей целеполагания
  • Набор метафорических карт
  • Цветная бумага и ножницы

Образец шаблона визуальной модели целеполагания

Компонент моделиВизуальное представлениеКлючевые вопросы
Текущая ситуацияКруг с описанием «здесь и сейчас»Где вы находитесь сейчас?
Желаемый результатЗвезда с описанием целиКуда хотите прийти?
Путь достиженияСтрелки с этапамиКак будете двигаться?
ПрепятствияБарьеры на путиЧто может помешать?

Размер группы

8-12 человек (оптимально для работы в парах и малых группах с последующим общим обсуждением)

Поэтапное выполнение

1. Демонстрационный этап

Ведущий показывает различные способы визуализации процесса целеполагания, демонстрирует использование метафор и аналогий. Участники знакомятся с базовыми шаблонами и инструментами.

2. Работа с шаблонами

Участники в парах практикуются в использовании различных шаблонов визуализации целей, адаптируя их под разные типы клиентов. Один участник выступает в роли консультанта, другой — в роли клиента.

3. Создание собственных моделей

Каждый участник разрабатывает свою уникальную модель визуализации целеполагания, используя предоставленные материалы. Особое внимание уделяется созданию универсальных моделей, подходящих для разных типов клиентов.

4. Презентация и отработка

Участники демонстрируют свои модели в малых группах, получают обратную связь и корректируют их. Происходит обмен идеями и находками.

5. Интеграция и обобщение

Группа создает общий банк эффективных способов демонстрации целеполагания, обсуждает критерии выбора подходящего метода для конкретного клиента.

Время на выполнение этапов

  • Демонстрационный этап: 25 минут
  • Работа с шаблонами: 40 минут
  • Создание собственных моделей: 35 минут
  • Презентация и отработка: 45 минут
  • Интеграция и обобщение: 25 минут

Ключевые моменты для участников

Аспект работыНа что обратить вниманиеТипичные ошибки
ВизуализацияЧеткость и понятность схемПерегруженность деталями
МетафорыСоответствие опыту клиентаСлишком сложные аналогии
ВовлечениеАктивное участие клиентаНавязывание своего видения

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как определить оптимальный способ визуализации для конкретного клиента?
  • Какие метафоры наиболее эффективны для разных типов целей?
  • Как сочетать различные техники демонстрации целеполагания?
  • Как адаптировать модели под различные запросы клиентов?

Примеры выполнения

Пример 1: «Метафора горной вершины»

Элемент метафорыЗначениеПрименение
Подножие горыТекущая ситуацияОписание исходной точки
ВершинаЖелаемая цельВизуализация результата
МаршрутПлан действийЭтапы достижения

Интерпретация результатов

  • Оценка ясности и понятности визуализации для клиента
  • Анализ эффективности использованных метафор
  • Определение степени вовлеченности клиента в процесс
  • Проверка соответствия модели особенностям восприятия клиента

Когда применять

  • При работе с клиентами, испытывающими трудности в формулировании целей
  • В ситуациях, требующих прояснения пути достижения цели
  • При необходимости структурировать представление клиента о желаемом результате
  • В случаях, когда важно усилить мотивацию клиента

Рекомендации для ведущего

  • Подготовить разнообразные примеры визуализации целей
  • Создать атмосферу творческого поиска и эксперимента
  • Поощрять индивидуальный стиль каждого участника
  • Обращать внимание на практическую применимость создаваемых моделей
  • Помогать участникам в адаптации моделей под разные ситуации

Возможные модификации упражнения

  • Использование цифровых инструментов визуализации
  • Включение элементов арт-терапии в процесс создания моделей
  • Добавление работы с реальными запросами участников
  • Создание видеозаписей демонстрации техник для последующего анализа
  • Разработка интерактивных моделей с возможностью трансформации

17.4 Упражнение «Занятие позиции коллаборативного партнера»

Описание упражнения

Упражнение направлено на развитие навыков построения равноправных партнерских отношений в процессе психологического консультирования. Участники осваивают техники создания атмосферы сотрудничества, учатся балансировать между профессиональной экспертностью и партнерской позицией.

В ходе упражнения консультанты практикуются в использовании языка сотрудничества, осваивают методы совместного принятия решений и учатся вовлекать клиента в активное участие в консультативном процессе. Особое внимание уделяется развитию навыков эмпатического слушания и поддержки инициативы клиента.

Работа строится на основе моделирования различных ситуаций консультирования, где необходимо продемонстрировать навыки коллаборативного партнерства, избегая как излишней директивности, так и чрезмерной пассивности.

Цель упражнения

  • Развитие навыков построения партнерских отношений с клиентом
  • Освоение техник совместного принятия решений
  • Формирование умения балансировать между экспертной и партнерской позицией
  • Отработка навыков использования языка сотрудничества
  • Развитие способности поддерживать инициативу клиента

Реквизит

  • Карточки с описанием консультативных ситуаций
  • Бланки наблюдения за позицией консультанта
  • Диктофоны или средства видеозаписи для фиксации диалогов
  • Флипчарт для записи ключевых наблюдений
  • Раздаточный материал с примерами коллаборативных техник

Образец бланка наблюдения

Параметр наблюденияПроявления коллаборативностиПроявления директивности
Речевые паттерныИспользование «мы-высказываний»Преобладание советов
Принятие решенийСовместное обсуждениеГотовые рекомендации
Постановка целейСогласование приоритетовНавязывание целей
Обратная связьДиалог и обмен мнениямиОдносторонняя оценка

Размер группы

6-15 человек (оптимально 12 человек для работы в тройках с ротацией ролей)

Поэтапное выполнение

1. Теоретическое введение

Обсуждение принципов коллаборативного партнерства, разбор примеров эффективного и неэффективного взаимодействия. Знакомство с критериями оценки партнерской позиции.

2. Демонстрация техник

Ведущий показывает примеры коллаборативного взаимодействия, обращая внимание на ключевые элементы: язык, позу, интонацию, способы вовлечения клиента в диалог.

3. Работа в тройках

Участники распределяются по ролям: консультант, клиент, наблюдатель. Работают с предложенными ситуациями, практикуя коллаборативный подход. После каждой сессии происходит обмен обратной связью.

4. Анализ видеозаписей

Просмотр и анализ записанных фрагментов консультаций с фокусом на проявления коллаборативной позиции. Выделение успешных стратегий и обсуждение возможных улучшений.

5. Групповая супервизия

Разбор сложных случаев, где участники испытывали трудности в поддержании партнерской позиции. Поиск альтернативных способов реагирования.

Время на выполнение этапов

  • Теоретическое введение: 30 минут
  • Демонстрация техник: 25 минут
  • Работа в тройках: 60 минут
  • Анализ видеозаписей: 40 минут
  • Групповая супервизия: 35 минут

Ключевые моменты для участников

Аспект работыПризнаки эффективностиРиски и ловушки
Позиция консультантаГибкость и открытостьЧрезмерная директивность
КоммуникацияДиалогичность общенияМонологичность, поучение
Принятие решенийСовместный поиск решенийНавязывание своего мнения

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как сохранять баланс между экспертной и партнерской позицией?
  • Каковы признаки эффективного коллаборативного партнерства?
  • Как работать с клиентами, ожидающими директивного подхода?
  • Какие техники помогают поддерживать партнерскую позицию в сложных ситуациях?

Примеры выполнения

Пример диалога с использованием коллаборативного подхода:

РольРепликаКоллаборативный элемент
Консультант«Как мы могли бы исследовать это вместе?»Приглашение к сотрудничеству
Клиент«У меня есть идея…»Проявление инициативы
Консультант«Давайте рассмотрим ваше предложение»Поддержка инициативы

Интерпретация результатов

  • Анализ способности поддерживать партнерскую позицию
  • Оценка эффективности использования коллаборативных техник
  • Определение индивидуального стиля построения партнерских отношений
  • Выявление зон роста в развитии навыков сотрудничества

Когда применять

  • На этапе формирования консультативных отношений
  • При работе с клиентами, способными к партнерству
  • В ситуациях, требующих активного участия клиента
  • При необходимости усиления мотивации клиента

Рекомендации для ведущего

  • Создавать атмосферу безопасного экспериментирования
  • Демонстрировать коллаборативный подход в собственном поведении
  • Помогать участникам находить индивидуальный стиль партнерства
  • Обращать внимание на невербальные аспекты взаимодействия
  • Поддерживать рефлексию участников о своем опыте

Возможные модификации упражнения

  • Использование реальных случаев из практики участников
  • Добавление элементов ролевой игры с «трудными» клиентами
  • Включение техник телесно-ориентированной терапии
  • Работа с видеообратной связью
  • Создание учебных видеоматериалов для дальнейшего использования

17.5 Упражнение «Идентификация ресурсов и возможностей»

Описание упражнения

Упражнение направлено на развитие навыков выявления и активизации ресурсов клиента в процессе консультирования. Участники учатся систематически исследовать различные виды ресурсов: личностные, социальные, материальные, временные и др., а также определять потенциальные возможности их использования.

В ходе работы консультанты осваивают техники картирования ресурсов, учатся помогать клиентам осознавать и активировать скрытые возможности, практикуются в создании ресурсных карт и планов развития потенциала.

Особое внимание уделяется развитию способности помогать клиентам переосмысливать имеющийся опыт как ресурс и находить новые способы использования существующих возможностей.

Цель упражнения

  • Развитие навыков системного анализа ресурсов клиента
  • Формирование умения выявлять скрытые возможности
  • Освоение техник активизации ресурсных состояний
  • Отработка методов картирования ресурсов
  • Развитие способности создавать индивидуальные планы использования ресурсов

Реквизит

  • Бланки для картирования ресурсов
  • Карточки с описанием различных типов ресурсов
  • Цветные маркеры и стикеры
  • Большие листы бумаги для создания ресурсных карт
  • Метафорические карты (если есть)

Образец карты ресурсов

Тип ресурсаПримерыСпособы активацииПотенциал развития
ЛичностныеОптимизм, упорствоПозитивная переоценкаРазвитие стойкости
СоциальныеСемья, друзьяОбращение за поддержкойРасширение сети
ПрофессиональныеНавыки, опытНовые примененияПовышение квалификации
ФизическиеЗдоровье, энергияЗдоровый образ жизниУлучшение состояния

Размер группы

8-16 человек (оптимально для работы в парах и малых группах с последующим обменом опытом)

Поэтапное выполнение

1. Теоретический этап

Знакомство с различными видами ресурсов, обсуждение методов их выявления и активизации. Разбор примеров успешного использования ресурсного подхода в консультировании.

2. Самоисследование

Участники практикуют техники идентификации ресурсов на собственном опыте, создавая индивидуальные ресурсные карты. Это помогает лучше понять процесс с позиции клиента.

3. Парная работа

Участники разделяются на пары и практикуют техники выявления ресурсов друг с другом, используя специальные протоколы интервью и карты наблюдения.

4. Групповое картирование

В малых группах участники создают комплексные карты ресурсов для предложенных случаев, обсуждают различные подходы к активизации выявленных возможностей.

5. Интеграция опыта

Общегрупповое обсуждение наиболее эффективных стратегий работы с ресурсами, создание общего банка техник и методов.

Время на выполнение этапов

  • Теоретический этап: 30 минут
  • Самоисследование: 35 минут
  • Парная работа: 45 минут
  • Групповое картирование: 40 минут
  • Интеграция опыта: 30 минут

Протокол ресурсного интервью

Область исследованияПримеры вопросовФокус внимания
Прошлый опытЧто помогало справляться раньше?Успешные стратегии
Текущая ситуацияКакие возможности есть сейчас?Доступные ресурсы
Потенциал развитияЧто можно развить или усилить?Зоны роста

Ключевые моменты для участников

  • Системный подход к поиску ресурсов
  • Внимание к неочевидным возможностям
  • Важность позитивной переоценки опыта
  • Учет контекста использования ресурсов
  • Баланс между активацией существующих и развитием новых ресурсов

Обсуждение, актуальные вопросы

Тема обсужденияКлючевые вопросыПрактические выводы
Выявление ресурсовКак находить скрытые возможности?Техники диагностики
Активация ресурсовКак помочь использовать потенциал?Методы активизации
Развитие ресурсовКак укреплять имеющиеся ресурсы?Стратегии развития

Интерпретация результатов

  • Оценка полноты выявленных ресурсов
  • Анализ реалистичности планов использования ресурсов
  • Определение потенциала развития различных видов ресурсов
  • Прогноз эффективности активизации выявленных возможностей

Когда применять

  • На начальных этапах консультирования для оценки потенциала
  • В ситуациях, требующих мобилизации ресурсов
  • При работе с темой личностного роста
  • В кризисных ситуациях для поиска опор

Рекомендации для ведущего

  • Создавать атмосферу поддержки и оптимизма
  • Помогать участникам расширять представление о ресурсах
  • Поощрять творческий подход к поиску возможностей
  • Обращать внимание на практическую применимость выявленных ресурсов
  • Способствовать обмену опытом между участниками

Возможные модификации упражнения

  • Использование метафорических карт для выявления ресурсов
  • Создание цифровых ресурсных карт
  • Включение элементов арт-терапии в процесс картирования
  • Работа с временной перспективой ресурсов
  • Добавление техник визуализации потенциала

17.6 Упражнение «Обсуждение реалистичности и измеримости»

Описание упражнения

Упражнение направлено на развитие навыков оценки и обсуждения с клиентом реалистичности поставленных целей, а также определения конкретных критериев их достижения. Участники учатся работать с различными аспектами целеполагания, уделяя особое внимание измеримости результатов и реалистичности временных рамок.

В процессе работы консультанты осваивают техники проверки целей на соответствие критериям реалистичности, практикуются в разработке измеримых показателей успеха и учатся вести диалог с клиентом о корректировке чрезмерно амбициозных или неконкретных целей.

Особое внимание уделяется развитию навыков тактичного обсуждения с клиентом вопросов реализуемости целей без демотивации и обесценивания его стремлений.

Цель упражнения

  • Развитие навыков оценки реалистичности целей клиента
  • Формирование умения определять измеримые критерии достижения
  • Освоение техник корректировки нереалистичных целей
  • Отработка навыков конструктивного диалога о возможностях и ограничениях
  • Совершенствование способности разработки системы промежуточных показателей

Реквизит

  • Бланки анализа целей
  • Карточки с примерами различных целей клиентов
  • Шкалы оценки реалистичности
  • Таблицы критериев измеримости
  • Флипчарт и маркеры

Образец бланка анализа цели

Критерий оценкиПоказателиСпособы измеренияРиски
Временные рамкиКонкретные срокиКалендарный планНереалистичные сроки
РесурсыНеобходимые средстваСписок ресурсовНедооценка затрат
РезультатыОжидаемые измененияКритерии достиженияРазмытые критерии
КонтекстВнешние условияАнализ ситуацииИгнорирование препятствий

Размер группы

6-12 человек (оптимально для обеспечения активного участия каждого и качественной обратной связи)

Поэтапное выполнение

1. Подготовительный этап

Обсуждение критериев реалистичности и измеримости целей, знакомство с инструментами оценки, разбор примеров хорошо и плохо сформулированных целей.

2. Анализ кейсов

Участники получают карточки с различными целями клиентов и проводят их анализ по предложенным критериям, определяя степень реалистичности и разрабатывая измеримые показатели.

3. Ролевые игры

Работа в парах: один участник представляет клиента с нереалистичной целью, другой практикует техники обсуждения и корректировки цели. Остальные участники наблюдают и дают обратную связь.

4. Разработка критериев

В малых группах участники разрабатывают системы измеримых показателей для различных типов целей, создают шкалы оценки прогресса.

5. Обсуждение и интеграция

Общегрупповое обсуждение наиболее эффективных стратегий работы с нереалистичными целями, обмен опытом и находками.

Время на выполнение этапов

  • Подготовительный этап: 25 минут
  • Анализ кейсов: 35 минут
  • Ролевые игры: 50 минут
  • Разработка критериев: 30 минут
  • Обсуждение и интеграция: 40 минут

Примеры формулировок целей и их анализа

Исходная цельПроблемные аспектыУлучшенная формулировка
Стать успешнымНеизмеримость, неконкретностьУвеличить доход на 30% за год
Полностью изменить жизньГлобальность, неопределенностьСменить профессию в течение 2 лет
Быстро похудетьОтсутствие конкретных сроковСнизить вес на 5 кг за 3 месяца

Ключевые моменты для участников

  • Важность баланса между поддержкой стремлений клиента и реалистичной оценкой
  • Необходимость разработки конкретных измеримых показателей
  • Значение промежуточных целей и этапов
  • Учет контекста и доступных ресурсов
  • Роль временных рамок в оценке реалистичности

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как сохранять мотивацию клиента при корректировке нереалистичных целей?
  • Какие критерии измеримости наиболее эффективны для разных типов целей?
  • Как работать с сопротивлением при обсуждении реалистичности?
  • Как помочь клиенту самостоятельно оценивать достижимость целей?

Интерпретация результатов

  • Оценка способности участника выявлять нереалистичные аспекты целей
  • Анализ навыков разработки измеримых критериев
  • Определение эффективности стратегий обсуждения реалистичности
  • Выявление индивидуального стиля работы с целями клиента

Когда применять

  • На этапе формулирования целей консультирования
  • При работе с завышенными ожиданиями клиента
  • В ситуациях неопределенных или размытых целей
  • При необходимости конкретизации критериев успеха

Рекомендации для ведущего

  • Создавать атмосферу конструктивного обсуждения
  • Демонстрировать различные подходы к оценке реалистичности
  • Поощрять творческий подход к разработке измеримых показателей
  • Обращать внимание на баланс поддержки и критического анализа
  • Помогать участникам находить индивидуальный стиль обсуждения

Возможные модификации упражнения

  • Работа с видеозаписями реальных консультаций
  • Использование техник визуализации для оценки реалистичности
  • Включение элементов проективных методик
  • Добавление работы с временной перспективой
  • Создание индивидуальных шкал оценки прогресса

17.7 Упражнение «Проработка промежуточных и конечных целей»

Описание упражнения

Упражнение направлено на развитие навыков структурирования процесса достижения целей через выделение и проработку промежуточных этапов. Участники учатся выстраивать логическую последовательность шагов от текущей ситуации к желаемому результату, определяя ключевые точки и показатели прогресса.

В ходе работы консультанты осваивают методики декомпозиции глобальных целей на более мелкие, управляемые задачи, практикуются в создании «дорожных карт» достижения результата и учатся помогать клиентам видеть связь между промежуточными и конечными целями.

Особое внимание уделяется развитию навыков гибкого планирования, позволяющего адаптировать промежуточные цели в зависимости от получаемых результатов и изменения ситуации.

Цель упражнения

  • Развитие навыков декомпозиции глобальных целей
  • Формирование умения выстраивать логическую последовательность достижения результата
  • Освоение техник определения промежуточных показателей прогресса
  • Отработка навыков гибкого планирования
  • Совершенствование способности видеть взаимосвязи между различными уровнями целей

Реквизит

  • Шаблоны «дорожных карт» достижения целей
  • Карточки с описанием различных конечных целей
  • Маркеры разных цветов
  • Большие листы бумаги для визуализации
  • Стикеры для обозначения промежуточных целей

Образец дорожной карты целей

Этап путиПромежуточные целиИндикаторы достиженияВременные рамки
НачальныйОценка ситуацииСоставленный анализ1-2 недели
ПодготовительныйФормирование ресурсовГотовность к действиям2-3 недели
ОсновнойРеализация планаКонкретные результаты1-2 месяца
ЗавершающийЗакрепление измененийУстойчивые изменения2-3 недели

Размер группы

8-14 человек (оптимально для работы в парах и малых группах с последующим обменом опытом)

Поэтапное выполнение

1. Теоретическое введение

Обсуждение принципов декомпозиции целей, знакомство с различными подходами к определению промежуточных этапов, разбор примеров эффективного структурирования пути достижения цели.

2. Работа с моделями

Участники получают описания различных конечных целей и практикуются в их декомпозиции, используя предложенные шаблоны и модели планирования.

3. Парная практика

Работа в парах над реальными запросами участников: один выступает в роли консультанта, помогая партнеру структурировать путь к его цели.

4. Групповой анализ

В малых группах участники представляют свои разработки, получают обратную связь и совместно ищут способы улучшения планов.

5. Интеграция опыта

Общее обсуждение выявленных закономерностей и наиболее эффективных подходов к структурированию целей.

Время на выполнение этапов

  • Теоретическое введение: 20 минут
  • Работа с моделями: 35 минут
  • Парная практика: 45 минут
  • Групповой анализ: 40 минут
  • Интеграция опыта: 30 минут

Примеры декомпозиции целей

Конечная цельПромежуточные этапыПоказатели прогресса
Смена профессииВыбор направленияСписок вариантов
Улучшение отношенийРазвитие коммуникацииСнижение конфликтов
Личностный ростСамопознаниеНовые инсайты

Ключевые моменты для участников

  • Важность логической связи между этапами
  • Необходимость конкретных показателей прогресса
  • Значение гибкости в планировании
  • Учет ресурсов на каждом этапе
  • Роль обратной связи в корректировке плана

Обсуждение, актуальные вопросы

Аспект работыКлючевые вопросыОбласти внимания
ДекомпозицияКак определить оптимальный размер шага?Управляемость задач
ПоследовательностьКак выстроить логичную цепочку?Связность этапов
ИзмеримостьКак отслеживать прогресс?Конкретные показатели

Интерпретация результатов

  • Оценка логичности выстроенной последовательности целей
  • Анализ реалистичности промежуточных этапов
  • Определение адекватности временных рамок
  • Проверка измеримости показателей прогресса

Когда применять

  • При работе с глобальными целями клиента
  • В ситуациях, требующих длительной работы
  • При необходимости структурировать процесс изменений
  • В случаях, когда клиент теряется в последовательности действий

Рекомендации для ведущего

  • Поощрять детальную проработку каждого этапа
  • Обращать внимание на реалистичность промежуточных целей
  • Помогать участникам находить баланс между детализацией и обобщением
  • Поддерживать творческий подход к планированию
  • Акцентировать внимание на гибкости и адаптивности планов

Возможные модификации упражнения

  • Использование цифровых инструментов планирования
  • Добавление элементов визуального моделирования
  • Включение техник прогнозирования препятствий
  • Работа с альтернативными сценариями достижения цели
  • Создание интерактивных карт прогресса

17.8 Упражнение «Работа с постановкой SMART-целей»

Описание упражнения

Упражнение направлено на освоение и отработку техники постановки целей по критериям SMART в контексте психологического консультирования. Участники учатся преобразовывать общие запросы клиентов в конкретные, измеримые, достижимые, релевантные и определенные во времени цели.

В процессе работы консультанты практикуются в анализе целей по каждому из критериев SMART, осваивают методы помощи клиентам в формулировании целей, соответствующих данным критериям, и учатся выявлять несоответствия целей этим параметрам.

Особое внимание уделяется развитию навыков деликатного обсуждения с клиентом необходимости корректировки целей для их большей эффективности, без обесценивания исходного запроса.

Цель упражнения

  • Развитие навыков формулирования SMART-целей в консультировании
  • Освоение техник анализа целей по критериям SMART
  • Формирование умения помогать клиентам трансформировать общие желания в конкретные цели
  • Отработка навыков конструктивного обсуждения корректировки целей
  • Развитие способности удерживать баланс между структурированностью и гибкостью в целеполагании

Реквизит

  • Бланки анализа SMART-целей
  • Карточки с примерами запросов клиентов
  • Таблицы критериев SMART
  • Флипчарт и маркеры
  • Рабочие тетради для участников

Образец бланка анализа SMART-целей

Критерий SMARTВопросы для анализаИсходная формулировкаУлучшенная версия
Specific (Конкретность)Что именно должно быть достигнуто?Стать увереннееВыступать на совещаниях
Measurable (Измеримость)Как измерить результат?Лучше общатьсяПроводить 2 презентации в месяц
Achievable (Достижимость)Реально ли это сделать?Полностью изменитьсяОсвоить 3 новых навыка
Relevant (Значимость)Зачем это нужно?Потому что надоДля карьерного роста

Размер группы

8-16 человек (оптимально для работы в парах и малых группах с возможностью получения качественной обратной связи)

Поэтапное выполнение

1. Теоретическая подготовка

Обзор критериев SMART, разбор примеров их применения в консультировании, обсуждение типичных ошибок и способов их избегания.

2. Демонстрация процесса

Ведущий показывает процесс трансформации общего запроса в SMART-цель, комментируя каждый шаг и обосновывая принимаемые решения.

3. Индивидуальная практика

Участники получают карточки с запросами и практикуются в их преобразовании в SMART-цели, используя предложенные бланки анализа.

4. Работа в парах

Участники обмениваются результатами, дают друг другу обратную связь и совместно ищут способы улучшения формулировок.

5. Групповой анализ

Обсуждение наиболее интересных случаев, совместный поиск оптимальных формулировок, разбор сложных ситуаций.

Время на выполнение этапов

  • Теоретическая подготовка: 25 минут
  • Демонстрация процесса: 20 минут
  • Индивидуальная практика: 35 минут
  • Работа в парах: 45 минут
  • Групповой анализ: 35 минут

Примеры трансформации целей

Исходный запросПроблемные аспектыSMART-формулировка
Хочу быть счастливымНеконкретность, неизмеримостьЕжедневно делать одно приятное дело
Найти себяАбстрактность, отсутствие критериевПопробовать 3 новых хобби за 2 месяца
Перестать боятьсяНеопределенность, глобальностьВыступить с докладом на конференции

Ключевые моменты для участников

  • Важность сохранения сути запроса при его трансформации
  • Необходимость проверки цели по всем критериям SMART
  • Значение баланса между структурированностью и гибкостью
  • Роль диалога с клиентом в процессе уточнения цели
  • Учет индивидуальных особенностей клиента при формулировании целей

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как сохранить мотивацию клиента при конкретизации целей?
  • Какие критерии SMART наиболее сложны для применения в психологическом консультировании?
  • Как работать с сопротивлением при уточнении целей?
  • Каковы ограничения применения SMART-подхода в консультировании?

Интерпретация результатов

  • Оценка способности трансформировать общие запросы в конкретные цели
  • Анализ навыков применения каждого из критериев SMART
  • Определение индивидуального стиля работы с целями
  • Выявление областей для дальнейшего развития

Когда применять

  • На начальных этапах консультирования при формулировании целей работы
  • При работе с размытыми или неконкретными запросами
  • В ситуациях, требующих четкого планирования изменений
  • При необходимости структурировать процесс достижения результата

Рекомендации для ведущего

  • Подготовить разнообразные примеры запросов разной сложности
  • Уделять внимание процессу трансформации целей
  • Поощрять творческий подход в рамках структуры SMART
  • Помогать участникам находить баланс между структурой и гибкостью
  • Обсуждать ограничения и возможности метода

Возможные модификации упражнения

  • Использование реальных запросов участников
  • Добавление работы с видеозаписями консультаций
  • Включение элементов ролевой игры
  • Создание банка успешных формулировок SMART-целей
  • Разработка индивидуальных шаблонов для работы с разными типами запросов

17.9 Упражнение «Рефлексия влияния ценностей консультанта»

Описание упражнения

Упражнение направлено на развитие осознанности консультантов в отношении влияния их собственных ценностей, убеждений и установок на процесс работы с целями клиентов. Участники учатся выявлять свои неосознанные предпочтения и предубеждения, которые могут влиять на восприятие и оценку целей клиентов.

В ходе работы консультанты исследуют собственную систему ценностей, анализируют случаи из практики, где их личные убеждения могли повлиять на процесс целеполагания, и развивают навыки профессиональной рефлексии.

Особое внимание уделяется развитию способности отделять собственные ценностные ориентации от профессиональной позиции и поддерживать клиентов в достижении их аутентичных целей.

Цель упражнения

  • Развитие навыков профессиональной рефлексии
  • Осознание влияния личных ценностей на консультативный процесс
  • Формирование умения различать профессиональную и личную позиции
  • Освоение техник работы с собственными предубеждениями
  • Совершенствование способности поддерживать автономию клиента

Реквизит

  • Бланки для самоанализа ценностей
  • Карточки с описанием сложных случаев
  • Рабочие тетради для ведения рефлексивного дневника
  • Флипчарт и маркеры
  • Список ценностных ориентаций

Образец бланка рефлексивного анализа

Аспект анализаЛичная позицияПрофессиональная позицияПотенциальные конфликты
ЦенностиЛичные убежденияЭтический кодексОбласти противоречий
УстановкиЖизненный опытПрофессиональные знанияЗоны напряжения
ПредпочтенияЛичные приоритетыНаучные подходыТочки расхождения

Размер группы

6-12 человек (оптимально для создания доверительной атмосферы и возможности глубокой проработки)

Поэтапное выполнение

1. Самоисследование

Участники анализируют собственную систему ценностей и убеждений, заполняя специальные бланки самоанализа и выявляя ключевые жизненные принципы.

2. Анализ случаев

Работа с описаниями ситуаций, где ценности консультанта могли повлиять на процесс целеполагания. Выявление точек потенциального конфликта между личными убеждениями и профессиональной позицией.

3. Групповая рефлексия

Обсуждение в малых группах опыта влияния личных ценностей на работу с клиентами, обмен стратегиями совладания с ценностными конфликтами.

4. Практика супервизии

Разбор сложных случаев с фокусом на влияние ценностей консультанта, поиск способов сохранения профессиональной позиции.

5. Интеграция опыта

Формулирование личных стратегий работы с ценностными конфликтами, создание планов профессионального развития.

Время на выполнение этапов

  • Самоисследование: 35 минут
  • Анализ случаев: 40 минут
  • Групповая рефлексия: 45 минут
  • Практика супервизии: 50 минут
  • Интеграция опыта: 30 минут

Примеры ценностных конфликтов

СитуацияЦенности консультантаЦели клиентаСпособы разрешения
Карьерный выборСтабильностьРиск и переменыИсследование мотивов
ОтношенияСемейные ценностиСвободные связиНейтральная позиция
Образ жизниЗдоровьеЭкстремальный спортИнформированный выбор

Ключевые моменты для участников

  • Важность осознания собственных ценностных установок
  • Необходимость различения личной и профессиональной позиции
  • Значение регулярной профессиональной рефлексии
  • Роль супервизии в работе с ценностными конфликтами
  • Приоритет автономии клиента в выборе целей

Обсуждение, актуальные вопросы

ТемаВопросы для обсужденияФокус внимания
Границы влиянияГде проходит грань допустимого влияния?Этические аспекты
Конфликт ценностейКак сохранять нейтральность?Профессионализм
СамораскрытиеКогда уместно делиться ценностями?Терапевтичность

Интерпретация результатов

  • Оценка уровня осознанности собственных ценностных установок
  • Анализ способности сохранять профессиональную позицию
  • Определение областей потенциальных ценностных конфликтов
  • Выявление стратегий работы с ценностными различиями

Когда применять

  • В процессе профессиональной подготовки консультантов
  • При возникновении сложностей в работе с клиентами
  • В рамках регулярной супервизии
  • При работе с клиентами, чьи ценности существенно отличаются

Рекомендации для ведущего

  • Создавать безопасную атмосферу для самораскрытия
  • Поддерживать неосуждающую позицию в группе
  • Помогать участникам в осознании собственных установок
  • Фокусировать внимание на профессиональных аспектах
  • Поощрять открытое обсуждение сложностей

Возможные модификации упражнения

  • Включение элементов арт-терапии для исследования ценностей
  • Использование видеозаписей консультаций для анализа
  • Добавление ролевых игр с различными ценностными позициями
  • Создание личных кодексов профессиональной этики
  • Ведение рефлексивных дневников между встречами

17.10 Упражнение «Фокусировка на ориентированности на решение»

Описание упражнения

Упражнение направлено на развитие навыков формулирования целей в позитивном ключе, с акцентом на желаемое решение, а не на проблему. Участники осваивают техники переформулирования проблемно-ориентированных запросов клиентов в цели, ориентированные на решение, и учатся поддерживать конструктивный фокус в процессе целеполагания.

В ходе работы консультанты практикуются в использовании языковых конструкций, направленных на решение, осваивают методы выявления ресурсных состояний и исключений из проблемной ситуации, развивают навыки построения образа желаемого результата.

Особое внимание уделяется развитию способности помогать клиентам видеть возможности и потенциальные решения даже в сложных ситуациях, не игнорируя при этом их актуальные трудности.

Цель упражнения

  • Развитие навыков позитивного переформулирования целей
  • Освоение техник фокусировки на решении
  • Формирование умения выявлять ресурсные состояния
  • Отработка навыков конструктивного целеполагания
  • Совершенствование способности поддерживать ориентацию на решение

Реквизит

  • Бланки переформулирования целей
  • Карточки с проблемно-ориентированными запросами
  • Таблицы языковых конструкций
  • Флипчарт и маркеры
  • Рабочие тетради для участников

Образец бланка переформулирования

Фокус вниманияПроблемная формулировкаРешение-ориентированная версияКлючевые изменения
ЦельИзбавиться от страхаРазвить уверенностьПозитивный фокус
ПроцессПерестать конфликтоватьУлучшить коммуникациюКонструктивность
РезультатНе допускать ошибокДействовать эффективноОриентация на успех

Размер группы

8-14 человек (оптимально для работы в парах и малых группах с возможностью детальной обратной связи)

Поэтапное выполнение

1. Теоретическое введение

Обсуждение принципов ориентации на решение, знакомство с техниками позитивного переформулирования, разбор примеров эффективных формулировок.

2. Анализ языка

Участники изучают различные языковые конструкции, способствующие фокусировке на решении, практикуются в их использовании.

3. Практика переформулирования

Работа с картотекой проблемно-ориентированных запросов, трансформация их в цели, ориентированные на решение.

4. Ролевые игры

Моделирование консультативных ситуаций с фокусом на поддержание ориентации на решение в диалоге с клиентом.

5. Групповая рефлексия

Обсуждение опыта, обмен находками, анализ сложностей и способов их преодоления.

Время на выполнение этапов

  • Теоретическое введение: 25 минут
  • Анализ языка: 30 минут
  • Практика переформулирования: 45 минут
  • Ролевые игры: 50 минут
  • Групповая рефлексия: 30 минут

Примеры языковых конструкций

Тип конструкцииПроблемный вариантРешение-ориентированный вариант
Вопросы о будущемПочему это происходит?Как вы хотите, чтобы было?
Описание измененийКак избежать ошибок?Что поможет достичь успеха?
Оценка прогрессаЧто не получается?Что уже работает лучше?

Ключевые моменты для участников

  • Важность сохранения баланса между признанием проблемы и фокусом на решении
  • Необходимость внимания к языку и формулировкам
  • Значение выявления ресурсных состояний
  • Роль позитивного переформулирования в мотивации клиента
  • Ценность поиска исключений из проблемной ситуации

Обсуждение, актуальные вопросы

Тема обсужденияКлючевые вопросыПрактические аспекты
Баланс вниманияКак не игнорировать проблему?Техники признания
МотивацияКак поддерживать настрой?Работа с ресурсами
РеалистичностьКак сохранять практичность?Проверка возможностей

Интерпретация результатов

  • Оценка способности удерживать фокус на решении
  • Анализ эффективности переформулировок
  • Определение индивидуального стиля работы
  • Выявление зон роста в освоении подхода

Когда применять

  • При работе с клиентами, фиксированными на проблеме
  • В ситуациях, требующих изменения перспективы
  • При необходимости усиления мотивации клиента
  • В случаях, когда важно быстро достичь позитивных изменений

Рекомендации для ведущего

  • Демонстрировать ориентацию на решение в собственном стиле ведения
  • Поощрять креативность в поиске решений
  • Помогать участникам замечать успешные моменты
  • Поддерживать баланс между оптимизмом и реализмом
  • Обращать внимание на практическую применимость техник

Возможные модификации упражнения

  • Включение техник визуализации желаемого будущего
  • Добавление элементов нарративного подхода
  • Использование метафорических карт для поиска решений
  • Создание банка успешных переформулировок
  • Разработка индивидуальных стратегий поддержания фокуса на решении

Итоговая таблица упражнений главы 17

УпражнениеФокусировкаВремя на выполнение
17.1 Анализ запроса и проблемной ситуацииСтруктурный анализ запроса90 минут
17.2 Выявление иерархии потребностейДиагностика потребностей150 минут
17.3 Демонстрация навыков целеполаганияВизуализация целей170 минут
17.4 Занятие позиции коллаборативного партнераПартнерское взаимодействие190 минут
17.5 Идентификация ресурсов и возможностейРесурсный анализ180 минут
17.6 Обсуждение реалистичности и измеримостиОценка достижимости180 минут
17.7 Проработка промежуточных и конечных целейСтруктурирование целей170 минут
17.8 Работа с постановкой SMART-целейКритерии целеполагания160 минут
17.9 Рефлексия влияния ценностей консультантаПрофессиональная рефлексия200 минут
17.10 Фокусировка на ориентированности на решениеПозитивное переформулирование180 минут