Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Психологическое консультирование
- Глава 1. Активное слушание
- Глава 2. Анализ случая
- Глава 3. Барьеры в консультировании
- Глава 4. Выявление ресурсов клиента
- Глава 5. Герменевтика в консультировании
- Глава 6. Динамика консультативного процесса
- Глава 7. Доверие в консультировании
- Глава 8. Завершение консультирования
- Глава 9. Зоны неопределенности
- Глава 10. Идентификация запроса
- Глава 11. Интерпретация в консультировании
- Глава 12. Клиент-центрированный подход
- Глава 13. Конфиденциальность
- Глава 14. Кризисное консультирование
- Глава 15. Мотивация клиента
- Глава 16. Обратная связь в консультировании
- Глава 17. Определение целей консультирования
- Глава 18. Оценка эффективности консультирования
- Глава 19. Профессиональная этика
- Глава 20. Психологический контракт
- Глава 21. Рефлексия консультанта
- Глава 22. Сбор анамнеза
- Глава 23. Стадии консультативного процесса
- Глава 24. Стили консультирования
- Глава 25. Субъективность консультанта
- Глава 26. Терапевтические отношения
- Глава 27. Техники консультирования
- Глава 28. Трудности в консультировании
- Глава 29. Установление контакта
- Глава 30. Эмоциональная компетентность консультанта
Глава 15. Мотивация клиента
Оглавление
- Анализ внутренних и внешних стимулов
- Выявление препятствий на пути изменений
- Демонстрация веры в возможности клиента
- Занятие позиции поддерживающего партнера
- Идентификация ценностей и убеждений
- Обсуждение промежуточных достижений
- Проработка амбивалентных чувств
- Работа с созданием позитивных ожиданий
- Рефлексия влияния личности консультанта
- Фокусировка на развитии автономной мотивации
15.1 Упражнение «Анализ внутренних и внешних стимулов»
Упражнение направлено на глубинное исследование мотивационной структуры личности клиента через анализ различных типов стимулов, влияющих на его поведение и принятие решений. В процессе выполнения клиент учится различать внутренние и внешние источники мотивации, оценивать их влияние на свою жизнь и деятельность.
Данная техника помогает клиенту осознать, какие стимулы действительно резонируют с его внутренними потребностями, а какие являются навязанными извне. Это создает основу для построения устойчивой мотивационной системы, опирающейся на подлинные желания и стремления человека.
В ходе выполнения упражнения происходит структурирование представлений клиента о собственных мотивах, что способствует более осознанному подходу к постановке целей и принятию решений.
Цель упражнения
- Развитие навыков самоанализа и рефлексии мотивационной сферы
- Повышение осознанности в определении истинных источников мотивации
- Формирование умения различать внутренние и внешние стимулы
- Укрепление способности к автономному принятию решений
Реквизит
- Бланк для записи стимулов (2 экземпляра)
- Ручка или карандаш
- Карточки двух цветов (для визуализации разных типов стимулов)
Образец бланка анализа стимулов
Тип стимула | Описание | Сила влияния (1-10) | Источник |
---|---|---|---|
Внутренний | Желание саморазвития | 8 | Личные стремления |
Внешний | Одобрение коллег | 6 | Социальное окружение |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Консультант объясняет клиенту различие между внутренними и внешними стимулами, приводит примеры. Важно подчеркнуть, что нет «правильных» или «неправильных» стимулов — каждый из них может быть полезен в определенном контексте.
2. Идентификация стимулов
Клиент записывает все значимые стимулы, которые влияют на его поведение и решения в текущей ситуации. На этом этапе важно фиксировать все, что приходит в голову, без оценки и категоризации.
3. Категоризация
Все выявленные стимулы распределяются по двум категориям: внутренние и внешние. Для наглядности можно использовать карточки разных цветов.
4. Анализ влияния
Клиент оценивает силу влияния каждого стимула по шкале от 1 до 10 и записывает результаты в бланк.
Время на выполнение этапов
- Подготовительный этап: 10-15 минут
- Идентификация стимулов: 20-25 минут
- Категоризация: 15-20 минут
- Анализ влияния: 20-25 минут
Ключевые моменты для участников
- Важно быть максимально честным с собой при определении стимулов
- Не существует «правильных» или «неправильных» стимулов
- Каждый стимул может быть полезен в определенном контексте
- Стоит обращать внимание на эмоциональную реакцию при анализе каждого стимула
Вопросы для обсуждения
- Какие стимулы оказались для вас неожиданными?
- Как соотносится количество внутренних и внешних стимулов?
- Какие стимулы вызывают наиболее сильный эмоциональный отклик?
- Как можно усилить влияние полезных внутренних стимулов?
Пример выполнения
Клиент Анна, 32 года, работает менеджером среднего звена. В ходе выполнения упражнения она выявила следующие стимулы:
Внутренние стимулы | Внешние стимулы | Сила влияния |
---|---|---|
Стремление к профессиональному росту | Ожидания родителей | 7/9 |
Желание финансовой независимости | Конкуренция с коллегами | 8/6 |
Интерес к новым проектам | Корпоративная культура | 9/5 |
Интерпретация результатов
- Преобладание внутренних стимулов говорит о высоком уровне автономности
- Баланс между внутренними и внешними стимулами указывает на адаптивность
- Высокая сила влияния внешних стимулов может сигнализировать о необходимости работы над самостоятельностью
Показания к применению
- Трудности с принятием решений
- Конфликт мотивов
- Потеря интереса к деятельности
- Проблемы с целеполаганием
Рекомендации для ведущего
- Создавайте безопасную атмосферу для искреннего самораскрытия клиента
- Избегайте оценочных суждений относительно выявленных стимулов
- Помогайте клиенту увидеть связи между разными стимулами
- Обращайте внимание на невербальные реакции при обсуждении разных стимулов
Возможные модификации
- Включение анализа препятствий для каждого стимула
- Добавление временной перспективы (краткосрочные/долгосрочные стимулы)
- Анализ стимулов в разных жизненных сферах
- Работа с иерархией стимулов
15.2 Упражнение «Выявление препятствий на пути изменений»
Упражнение представляет собой структурированный метод анализа и проработки препятствий, которые мешают клиенту достигать желаемых изменений в жизни. Оно помогает не только выявить явные и скрытые барьеры, но и разработать конкретные стратегии их преодоления.
В процессе работы клиент учится смотреть на препятствия как на задачи, требующие решения, а не как на непреодолимые преграды. Такой подход способствует развитию проактивной позиции и усилению мотивации к изменениям.
Особое внимание уделяется работе с внутренними барьерами и ограничивающими убеждениями, которые часто являются более существенными препятствиями, чем внешние обстоятельства.
Цель упражнения
- Развитие навыков системного анализа препятствий на пути к цели
- Формирование конструктивного отношения к преградам
- Усиление мотивации через понимание преодолимости препятствий
- Создание индивидуальной стратегии преодоления барьеров
- Трансформация ограничивающих убеждений в ресурсные
Реквизит
- Рабочая тетрадь для записей
- Специальный бланк «Карта препятствий»
- Цветные маркеры или карандаши (минимум 4 цвета)
- Стикеры трёх разных цветов
- Флипчарт или большой лист бумаги
Образец бланка «Карта препятствий»
Тип препятствия | Описание | Уровень влияния (1-10) | Ресурсы для преодоления | Стратегия |
---|---|---|---|---|
Внутренние | Страх неудачи | 8 | Опыт прошлых успехов | Пошаговое планирование |
Внешние | Нехватка времени | 7 | Навыки планирования | Делегирование задач |
Системные | Отсутствие поддержки | 6 | Социальные связи | Создание группы поддержки |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Консультант объясняет концепцию различных типов препятствий (внутренние, внешние, системные) и их взаимосвязь. Важно создать атмосферу безопасности, где клиент может открыто говорить о своих страхах и сомнениях.
2. Идентификация препятствий
Клиент записывает все возможные препятствия, которые мешают достижению желаемых изменений. На этом этапе важно фиксировать все, что приходит в голову, без цензуры и оценки. Каждое препятствие записывается на отдельный стикер.
3. Категоризация препятствий
Все выявленные препятствия распределяются по трем категориям: — Внутренние (страхи, убеждения, привычки) — Внешние (время, ресурсы, обстоятельства) — Системные (организационные, социальные факторы)
4. Анализ влияния
Для каждого препятствия определяется: — Степень влияния (по шкале 1-10) — Частота возникновения — Области жизни, на которые оно влияет — Последствия его сохранения
5. Поиск ресурсов
Для каждого препятствия определяются: — Имеющиеся ресурсы для его преодоления — Потенциальные источники поддержки — Успешный прошлый опыт решения похожих проблем
6. Разработка стратегий
Создание конкретного плана действий по преодолению каждого значимого препятствия с учетом выявленных ресурсов.
Время на выполнение этапов
- Подготовительный этап: 15-20 минут
- Идентификация препятствий: 25-30 минут
- Категоризация: 15-20 минут
- Анализ влияния: 30-35 минут
- Поиск ресурсов: 25-30 минут
- Разработка стратегий: 35-40 минут
Ключевые моменты для участников
- Все препятствия преодолимы при правильном подходе
- Важно различать реальные и воображаемые препятствия
- Каждое препятствие может содержать в себе ресурс для развития
- Необходимо фокусироваться на тех препятствиях, которые поддаются влиянию
- Работа с препятствиями — это процесс, требующий времени и терпения
Вопросы для обсуждения
- Какие препятствия оказались для вас неожиданными?
- Какие препятствия повторяются в разных жизненных ситуациях?
- Как связаны между собой различные препятствия?
- Какие ресурсы для преодоления препятствий вы раньше не замечали?
- Какие стратегии преодоления кажутся наиболее реалистичными?
- Что может помешать реализации разработанных стратегий?
Пример выполнения
Клиент Михаил, 28 лет, работает программистом. Основная цель — сменить сферу деятельности и начать свой бизнес. В ходе выполнения упражнения были выявлены следующие препятствия:
Препятствие | Категория | Влияние | Стратегия преодоления |
---|---|---|---|
Страх потери стабильности | Внутреннее | 9 | Создание финансовой подушки |
Отсутствие бизнес-знаний | Внешнее | 7 | Обучение и менторство |
Сопротивление семьи | Системное | 6 | Открытый диалог и планирование |
Нехватка связей | Внешнее | 8 | Нетворкинг и партнерства |
Интерпретация результатов
- Высокий уровень влияния внутренних препятствий указывает на необходимость работы с убеждениями
- Наличие системных препятствий требует долгосрочного планирования
- Взаимосвязанность препятствий предполагает комплексный подход к их преодолению
- Преобладание определенного типа препятствий может указывать на области, требующие приоритетного внимания
Показания к применению
- Ситуации застоя в достижении целей
- Повторяющиеся неудачи в реализации планов
- Сложности с принятием решений о изменениях
- Потребность в структурировании процесса изменений
- Работа с прокрастинацией и самосаботажем
Рекомендации для ведущего
- Поддерживайте атмосферу безопасности и принятия
- Помогайте клиенту видеть связи между разными препятствиями
- Фокусируйте внимание на поиске ресурсов и возможностей
- Способствуйте трансформации препятствий в задачи
- Уделяйте особое внимание работе с внутренними барьерами
- Проверяйте реалистичность разработанных стратегий
Возможные модификации
- Групповой формат работы с обменом опытом преодоления препятствий
- Создание визуальной карты препятствий с использованием метафор
- Включение элементов ролевой игры для проработки стратегий
- Добавление временной перспективы (краткосрочные/долгосрочные препятствия)
- Работа с препятствиями в контексте конкретной жизненной сферы
- Использование техник визуализации для работы с препятствиями
15.3 Упражнение «Демонстрация веры в возможности клиента»
Упражнение направлено на укрепление самоэффективности клиента через структурированную работу с его прошлыми достижениями и имеющимися ресурсами. В процессе выполнения создается детальная карта успехов и преодоленных трудностей, которая служит наглядным доказательством способностей клиента.
Особое внимание уделяется анализу конкретных ситуаций, где клиент проявил свои сильные стороны и достиг результатов, превосходящих его собственные ожидания. Это помогает сформировать более объективный взгляд на свои возможности.
Важным компонентом упражнения является работа с «якорями успеха» — конкретными ощущениями, эмоциями и телесными проявлениями, сопровождавшими значимые достижения клиента.
Цель упражнения
- Укрепление уверенности клиента в собственных силах
- Формирование реалистичной самооценки на основе фактических достижений
- Развитие навыков самоподдержки
- Создание ресурсного состояния для достижения новых целей
- Трансформация негативных убеждений о собственных возможностях
Реквизит
- Рабочая тетрадь «Дневник достижений»
- Карточки для записи успехов
- Маркеры разных цветов
- Таймер
- Фотографии или предметы, символизирующие успехи (по желанию клиента)
Образец страницы «Дневника достижений»
Достижение | Преодоленные трудности | Использованные ресурсы | Приобретенный опыт |
---|---|---|---|
Защита диплома на отлично | Нехватка времени | Организованность | Навыки планирования |
Продвижение по работе | Сильная конкуренция | Профессионализм | Уверенность в себе |
Марафон здоровья | Лень, усталость | Сила воли | Самодисциплина |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Консультант объясняет важность опоры на реальный опыт успеха и создает доверительную атмосферу. Клиенту предлагается расслабиться и настроиться на исследование своих достижений.
2. Инвентаризация успехов
Клиент составляет список всех значимых достижений за последние 5-10 лет, включая как крупные, так и небольшие победы. Каждое достижение записывается на отдельной карточке с указанием даты и контекста.
3. Анализ достижений
Для каждого достижения определяются: — Конкретные действия, приведшие к успеху — Преодоленные препятствия — Использованные ресурсы и стратегии — Полученные уроки и навыки
4. Работа с ощущениями
Клиент вспоминает и детально описывает: — Эмоциональное состояние во время достижения успеха — Телесные ощущения — Мысли и убеждения — Поддерживающие факторы окружения
5. Создание ресурсной карты
На основе проанализированного опыта составляется структурированная карта личных ресурсов и способностей клиента.
6. Проекция на будущее
Разрабатывается план применения выявленных ресурсов для достижения новых целей.
Время на выполнение этапов
- Подготовительный этап: 10-15 минут
- Инвентаризация успехов: 30-35 минут
- Анализ достижений: 40-45 минут
- Работа с ощущениями: 25-30 минут
- Создание ресурсной карты: 20-25 минут
- Проекция на будущее: 20-25 минут
Ключевые моменты для участников
- Важно фиксировать все достижения, даже кажущиеся незначительными
- Необходимо детально исследовать каждый успешный опыт
- Следует обращать внимание на конкретные действия и стратегии
- Важно отмечать роль личных качеств и навыков в достижении успеха
- Нужно фиксировать телесные и эмоциональные маркеры успеха
Вопросы для обсуждения
- Какие достижения были для вас наиболее значимыми и почему?
- Какие стратегии успеха повторяются в разных ситуациях?
- Как изменилось ваше восприятие собственных возможностей после анализа достижений?
- Какие ресурсы вы раньше недооценивали?
- Как можно применить выявленные стратегии успеха в текущих задачах?
- Что помогает вам сохранять веру в себя в сложных ситуациях?
Пример выполнения
Клиентка Елена, 35 лет, руководитель отдела. В ходе упражнения были проанализированы следующие достижения:
Достижение | Стратегии успеха | Внутренние ресурсы | Применение в будущем |
---|---|---|---|
Создание нового отдела | Системный подход | Лидерские качества | Развитие компании |
Переезд в новую страну | Планирование | Адаптивность | Международные проекты |
Восстановление после травмы | Постепенность | Настойчивость | Преодоление кризисов |
Интерпретация результатов
- Разнообразие достижений указывает на широкий спектр способностей
- Повторяющиеся стратегии успеха говорят об устойчивых сильных сторонах
- Способность преодолевать различные трудности свидетельствует о высокой адаптивности
- Наличие долгосрочных достижений показывает способность к стратегическому планированию
Показания к применению
- Ситуации неуверенности в собственных силах
- Периоды снижения мотивации
- Подготовка к сложным задачам или изменениям
- Работа с заниженной самооценкой
- Восстановление после неудач
Рекомендации для ведущего
- Создавайте атмосферу безусловного принятия и поддержки
- Помогайте клиенту замечать неочевидные достижения
- Фокусируйте внимание на конкретных действиях и стратегиях
- Поддерживайте процесс детального исследования успешного опыта
- Помогайте формировать связи между разными достижениями
- Способствуйте закреплению позитивного опыта через телесные «якоря»
Возможные модификации
- Создание визуальной временной линии достижений
- Работа с метафорическими картами для углубления осознания успехов
- Включение элементов арт-терапии в процесс анализа достижений
- Создание коллажа успеха
- Ведение дневника достижений в течение определенного периода
- Групповой формат с обменом историями успеха
15.4 Упражнение «Занятие позиции поддерживающего партнера»
Упражнение направлено на развитие навыков создания и поддержания партнерских отношений между консультантом и клиентом, где консультант выступает в роли заинтересованного и поддерживающего союзника. Такой подход помогает клиенту чувствовать себя более уверенно и безопасно в процессе работы над изменениями.
В ходе упражнения происходит моделирование различных ситуаций взаимодействия, где консультант практикует навыки эмпатического слушания, поддерживающей обратной связи и конструктивного диалога. Особое внимание уделяется балансу между поддержкой и стимуляцией самостоятельности клиента.
Важным аспектом является работа с невербальными компонентами коммуникации, которые создают атмосферу доверия и безопасности в консультативном процессе.
Цель упражнения
- Развитие навыков создания поддерживающих отношений
- Формирование умения балансировать между поддержкой и вызовом
- Усиление способности к эмпатическому присутствию
- Отработка техник конструктивной обратной связи
- Развитие чувствительности к невербальным сигналам клиента
Реквизит
- Карточки с описанием ситуаций для моделирования
- Бланки наблюдения за взаимодействием
- Видеокамера (по возможности)
- Флипчарт для записи обратной связи
- Список поддерживающих фраз и интервенций
Образец бланка наблюдения за взаимодействием
Параметр взаимодействия | Проявления консультанта | Реакции клиента | Эффективность |
---|---|---|---|
Вербальная поддержка | Уточняющие вопросы | Расширение рассказа | Высокая |
Невербальная поддержка | Поддерживающий контакт глаз | Расслабление позы | Средняя |
Эмпатический отклик | Отражение чувств | Углубление самораскрытия | Высокая |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Участники знакомятся с принципами поддерживающего партнерства и основными техниками создания безопасной атмосферы. Происходит распределение ролей и объяснение правил взаимодействия.
2. Демонстрация модели
Ведущий показывает примеры эффективного поддерживающего взаимодействия, комментируя используемые техники и приемы. Участники наблюдают и делают заметки.
3. Практика в парах
Участники разбиваются на пары и практикуют навыки поддерживающего взаимодействия в различных моделируемых ситуациях. Каждый участник пробует себя в роли как консультанта, так и клиента.
4. Анализ взаимодействия
После каждой практической сессии происходит анализ: — Эффективности использованных техник — Уровня комфорта клиента — Качества установленного контакта — Достигнутых результатов
5. Обратная связь
Участники делятся опытом, обмениваются наблюдениями и получают рекомендации от ведущего.
6. Интеграция опыта
Формулирование личных выводов и рекомендаций по развитию навыков поддерживающего партнерства.
Время на выполнение этапов
- Подготовительный этап: 20-25 минут
- Демонстрация модели: 15-20 минут
- Практика в парах: 45-50 минут
- Анализ взаимодействия: 30-35 минут
- Обратная связь: 20-25 минут
- Интеграция опыта: 15-20 минут
Ключевые моменты для участников
- Важность создания безопасной атмосферы
- Необходимость баланса между поддержкой и стимуляцией
- Значимость невербальных аспектов коммуникации
- Роль эмпатического присутствия
- Важность аутентичности в проявлении поддержки
Вопросы для обсуждения
- Какие техники поддержки оказались наиболее эффективными?
- Что помогало создавать атмосферу доверия?
- Какие сложности возникали в процессе взаимодействия?
- Как менялось состояние клиента при разных способах поддержки?
- Что было наиболее сложным в роли поддерживающего партнера?
- Какие личные открытия произошли в процессе упражнения?
Пример выполнения
Моделируемая ситуация: клиент делится сомнениями по поводу смены профессии. Примеры эффективных интервенций консультанта:
Тип интервенции | Пример реализации | Эффект | Последующие шаги |
---|---|---|---|
Отражение чувств | Озвучивание тревоги | Углубление контакта | Исследование страхов |
Поддерживающий вызов | Обращение к ресурсам | Активизация мотивации | Планирование действий |
Нормализация чувств | Принятие сомнений | Снижение напряжения | Работа с убеждениями |
Интерпретация результатов
- Качество установленного контакта оценивается по степени открытости клиента
- Эффективность поддержки измеряется изменением эмоционального состояния клиента
- Успешность партнерства определяется уровнем вовлеченности клиента в процесс
- Результативность работы оценивается по конкретным шагам, предпринятым клиентом
Показания к применению
- Работа с неуверенными клиентами
- Ситуации принятия сложных решений
- Периоды жизненных изменений
- Работа с сопротивлением
- Кризисные состояния
Рекомендации для ведущего
- Создавайте безопасную атмосферу для практики
- Демонстрируйте разнообразие техник поддержки
- Обращайте внимание на невербальные аспекты
- Помогайте участникам находить свой стиль поддержки
- Поощряйте рефлексию и обмен опытом
- Фокусируйтесь на конкретных поведенческих проявлениях
Возможные модификации
- Использование видеозаписи для анализа взаимодействия
- Работа в тройках с наблюдателем
- Включение элементов ролевой игры
- Практика с разными типами клиентских запросов
- Фокус на определенном аспекте поддержки
- Интеграция техник телесно-ориентированной терапии
15.5 Упражнение «Идентификация ценностей и убеждений»
Упражнение представляет собой глубинную работу по исследованию системы ценностей и убеждений клиента, которые лежат в основе его мотивации и принятия решений. Особое внимание уделяется выявлению как осознаваемых, так и неосознаваемых ценностных ориентиров, влияющих на поведение и выборы клиента.
В процессе работы происходит не только выявление существующих ценностей и убеждений, но и исследование их происхождения, актуальности и влияния на текущую жизнь клиента. Это помогает понять, какие ценности действительно являются личностно значимыми, а какие были некритично переняты из окружения.
Важным компонентом упражнения является проверка согласованности между декларируемыми ценностями и реальным поведением клиента, что позволяет выявить области внутренних конфликтов и противоречий.
Цель упражнения
- Выявление системы личных ценностей и убеждений клиента
- Прояснение иерархии ценностей и их взаимосвязей
- Определение степени конгруэнтности между ценностями и поведением
- Работа с ценностными конфликтами
- Формирование осознанного отношения к собственной системе ценностей
Реквизит
- Карточки для записи ценностей
- Бланк анализа ценностей и убеждений
- Маркеры разных цветов
- Большой лист бумаги для создания ценностной карты
- Список базовых человеческих ценностей (как опора для работы)
Образец бланка анализа ценностей и убеждений
Ценность/Убеждение | Источник | Проявления в жизни | Степень актуальности |
---|---|---|---|
Профессионализм | Семейная традиция | Постоянное обучение | Высокая |
Независимость | Личный опыт | Свое дело | Средняя |
Забота о близких | Воспитание | Поддержка семьи | Высокая |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Консультант объясняет различие между ценностями и убеждениями, их роль в жизни человека. Создается безопасная атмосфера для исследования глубинных аспектов личности.
2. Свободное перечисление ценностей
Клиент записывает все ценности и убеждения, которые считает важными для себя, не оценивая и не структурируя их. Каждая ценность записывается на отдельной карточке.
3. Исследование происхождения
Для каждой ценности определяется: — Источник её формирования — Время и обстоятельства принятия — Люди или события, повлиявшие на её формирование — Степень осознанности выбора данной ценности
4. Анализ актуальности
Проводится оценка: — Степени важности каждой ценности в настоящий момент — Соответствия ценности текущим жизненным целям — Реального влияния на принимаемые решения — Конфликтов между различными ценностями
5. Построение иерархии
Создается структура ценностей с учетом их: — Значимости для клиента — Влияния на жизнь — Взаимосвязей между собой — Временной перспективы
6. Проверка конгруэнтности
Анализируется соответствие между: — Декларируемыми ценностями и реальным поведением — Различными уровнями ценностной системы — Ценностями и жизненными целями — Личными и социальными ценностями
Время на выполнение этапов
- Подготовительный этап: 15-20 минут
- Свободное перечисление: 25-30 минут
- Исследование происхождения: 35-40 минут
- Анализ актуальности: 30-35 минут
- Построение иерархии: 25-30 минут
- Проверка конгруэнтности: 30-35 минут
Ключевые моменты для участников
- Важно различать собственные и заимствованные ценности
- Необходимо быть честным с собой при анализе ценностей
- Система ценностей может меняться со временем
- Конфликты между ценностями — нормальное явление
- Осознание ценностей помогает принимать более осознанные решения
Вопросы для обсуждения
- Какие ценности оказались для вас неожиданными?
- Как изменились ваши ценности с течением времени?
- Какие ценностные конфликты вы обнаружили?
- Как ваши ценности влияют на важные жизненные решения?
- Какие ценности требуют большего внимания в вашей жизни?
- Как можно усилить связь между ценностями и поведением?
Пример выполнения
Клиент Сергей, 40 лет, предприниматель. В ходе работы была составлена следующая ценностная карта:
Уровень ценностей | Содержание | Проявления | Конфликты |
---|---|---|---|
Базовые | Семья, здоровье | Забота о близких | Нехватка времени |
Социальные | Статус, признание | Карьерные достижения | Выгорание |
Личностные | Развитие, свобода | Самообразование | Ограничения среды |
Интерпретация результатов
- Согласованность ценностной системы указывает на личностную зрелость
- Наличие ценностных конфликтов может быть источником внутреннего напряжения
- Осознание иерархии ценностей помогает в принятии решений
- Связь ценностей с поведением показывает уровень личностной интеграции
Показания к применению
- Ситуации принятия важных жизненных решений
- Работа с внутренними конфликтами
- Период переоценки жизненных приоритетов
- Проблемы с самоопределением
- Кризис идентичности
Рекомендации для ведущего
- Создавайте безопасное пространство для исследования
- Избегайте оценочных суждений
- Помогайте различать истинные и навязанные ценности
- Обращайте внимание на невербальные реакции
- Поддерживайте процесс интеграции осознанных ценностей
- Работайте с сопротивлением осторожно и уважительно
Возможные модификации
- Работа с метафорическими картами для выявления ценностей
- Создание визуальной карты ценностей
- Исследование ценностей через значимые жизненные события
- Анализ ценностей в различных жизненных сферах
- Проективные техники для работы с неосознаваемыми ценностями
- Групповой формат с обменом опытом
15.6 Упражнение «Обсуждение промежуточных достижений»
Упражнение направлено на развитие навыков работы с промежуточными результатами клиента, их анализом и интеграцией в общий процесс изменений. Особое внимание уделяется способности замечать и ценить даже небольшие позитивные изменения, что существенно влияет на поддержание мотивации клиента.
В ходе выполнения упражнения происходит обучение навыкам структурированного анализа достижений, их объективной оценки и использования как ресурса для дальнейшего продвижения к цели. Важным аспектом является развитие способности клиента самостоятельно отслеживать и оценивать свой прогресс.
Работа включает не только анализ видимых результатов, но и исследование внутренних изменений, новых навыков и инсайтов, полученных в процессе движения к цели.
Цель упражнения
- Развитие навыков отслеживания промежуточных результатов
- Формирование объективного взгляда на процесс изменений
- Усиление мотивации через осознание достигнутого прогресса
- Развитие способности ценить малые шаги и достижения
- Создание системы поддержки долгосрочных изменений
Реквизит
- Дневник прогресса
- Шкалы оценки достижений
- Карточки для записи результатов
- Таблица мониторинга прогресса
- Визуальные материалы для фиксации достижений
Образец таблицы мониторинга прогресса
Дата | Достижение | Затраченные усилия | Полученные результаты |
---|---|---|---|
10.03.2024 | Первый публичный доклад | Подготовка 2 недели | Позитивная обратная связь |
15.03.2024 | Освоение новой методики | 20 часов практики | Уверенное применение |
20.03.2024 | Работа со сложным клиентом | 3 консультации | Установление контакта |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Консультант объясняет важность отслеживания промежуточных достижений и обучает клиента методам их фиксации. Определяются критерии оценки прогресса и способы его измерения.
2. Сбор информации
Клиент собирает и систематизирует информацию о всех изменениях и достижениях за определённый период. Важно фиксировать как объективные результаты, так и субъективные ощущения.
3. Анализ достижений
Проводится детальный анализ каждого достижения: — Что конкретно было достигнуто — Какие ресурсы были использованы — Какие навыки развиты — Какие уроки извлечены
4. Оценка значимости
Определяется важность каждого достижения: — Влияние на общий процесс изменений — Субъективная значимость — Объективная ценность — Потенциал для дальнейшего развития
5. Интеграция опыта
Формулируются выводы о: — Наиболее эффективных стратегиях — Полученных инсайтах — Новых возможностях — Направлениях дальнейшего развития
Время на выполнение этапов
- Подготовительный этап: 20-25 минут
- Сбор информации: 30-35 минут
- Анализ достижений: 35-40 минут
- Оценка значимости: 25-30 минут
- Интеграция опыта: 20-25 минут
Ключевые моменты для участников
- Важность регулярной фиксации достижений
- Необходимость объективной оценки прогресса
- Значимость даже небольших изменений
- Роль систематического анализа достижений
- Важность празднования успехов
Вопросы для обсуждения
- Какие достижения были наиболее значимыми для вас?
- Что помогало замечать и ценить промежуточные результаты?
- Какие изменения оказались неожиданными?
- Как менялась ваша мотивация при осознании достижений?
- Какие стратегии оказались наиболее эффективными?
- Что можно улучшить в процессе достижения целей?
Пример выполнения
Клиентка Мария, 29 лет, работает над развитием навыков публичных выступлений. Анализ её промежуточных достижений:
Период | Достижения | Развитые навыки | Следующие шаги |
---|---|---|---|
1 месяц | Первое выступление | Контроль волнения | Работа с голосом |
2 месяц | Уверенная презентация | Структурирование | Работа с аудиторией |
3 месяц | Спонтанные ответы | Гибкость мышления | Сложные темы |
Интерпретация результатов
- Регулярность достижений указывает на стабильный прогресс
- Разнообразие достижений говорит о комплексном развитии
- Качество изменений свидетельствует об эффективности выбранной стратегии
- Динамика развития показывает готовность к более сложным задачам
Показания к применению
- Длительные процессы изменений
- Работа с комплексными целями
- Периоды снижения мотивации
- Потребность в объективной оценке прогресса
- Работа с перфекционизмом
Рекомендации для ведущего
- Помогайте замечать даже небольшие изменения
- Поддерживайте объективность в оценке достижений
- Способствуйте развитию навыков самонаблюдения
- Обучайте методам фиксации прогресса
- Помогайте в интеграции полученного опыта
- Поддерживайте празднование успехов
Возможные модификации
- Ведение визуального дневника достижений
- Создание карты прогресса
- Работа с временной линией изменений
- Использование цифровых инструментов трекинга
- Включение элементов геймификации
- Групповой формат обмена достижениями
15.7 Упражнение «Проработка амбивалентных чувств»
Упражнение направлено на исследование и работу с противоречивыми чувствами и желаниями клиента в отношении изменений. В процессе работы происходит осознание и принятие естественности амбивалентности, что помогает снизить внутреннее напряжение и найти конструктивные способы работы с противоречивыми стремлениями.
Особое внимание уделяется выявлению скрытых выгод от сохранения текущей ситуации и страхов перед изменениями. Это позволяет более полно понять внутреннюю динамику сопротивления изменениям и работать с ней более эффективно.
В ходе упражнения клиент учится распознавать, принимать и интегрировать различные части своей личности, имеющие противоположные стремления и потребности.
Цель упражнения
- Осознание и принятие противоречивых чувств и желаний
- Развитие навыков работы с внутренними конфликтами
- Снижение тревоги в отношении амбивалентности
- Интеграция противоположных стремлений
- Поиск ресурсных состояний в ситуации внутреннего конфликта
Реквизит
- Бланки для записи амбивалентных чувств
- Карточки двух разных цветов
- Флипчарт или большой лист бумаги
- Маркеры разных цветов
- Рабочая тетрадь для записей
Образец бланка анализа амбивалентности
Сфера изменений | Стремление к изменениям | Сопротивление изменениям | Возможный компромисс |
---|---|---|---|
Карьерный рост | Желание развития | Страх неудачи | Постепенные шаги |
Личные отношения | Потребность в близости | Страх зависимости | Здоровые границы |
Образ жизни | Стремление к здоровью | Привычный комфорт | Баланс привычек |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Консультант объясняет природу амбивалентности, её нормальность и адаптивную функцию. Создается безопасная атмосфера для исследования противоречивых чувств.
2. Идентификация амбивалентности
Клиент определяет области жизни, где присутствуют противоречивые чувства и желания. Каждая область подробно описывается с указанием обеих сторон внутреннего конфликта.
3. Исследование каждой стороны
Для каждой стороны амбивалентности определяется: — Глубинные потребности и стремления — Страхи и опасения — Защитные механизмы — Вторичные выгоды
4. Диалог противоположностей
Проводится структурированный диалог между различными частями личности: — Выражение потребностей каждой стороны — Поиск общих интересов — Определение возможных компромиссов — Выработка интегративных решений
5. Поиск баланса
Разрабатываются способы: — Учета интересов обеих сторон — Постепенного движения к изменениям — Сохранения чувства безопасности — Интеграции противоположных стремлений
Время на выполнение этапов
- Подготовительный этап: 15-20 минут
- Идентификация амбивалентности: 25-30 минут
- Исследование сторон: 35-40 минут
- Диалог противоположностей: 30-35 минут
- Поиск баланса: 25-30 минут
Ключевые моменты для участников
- Амбивалентность – нормальное явление при изменениях
- Каждая сторона внутреннего конфликта имеет свою ценность
- Важно уважать и принимать все части своей личности
- Интеграция противоположностей возможна через диалог
- Постепенные изменения часто эффективнее резких
Вопросы для обсуждения
- Какие чувства вызывает осознание внутренних противоречий?
- Что помогает принимать амбивалентность?
- Как можно использовать энергию противоречий для развития?
- Какие способы интеграции противоположностей работают лучше всего?
- Как меняется отношение к изменениям при работе с амбивалентностью?
Пример выполнения
Клиент Дмитрий, 34 года, работает над принятием важного карьерного решения. Анализ его амбивалентности:
Аспект решения | За изменения | Против изменений | Найденный баланс |
---|---|---|---|
Новая должность | Развитие навыков | Страх неизвестности | Поэтапный переход |
Смена компании | Лучшие условия | Потеря стабильности | Пробный период |
Переезд в другой город | Новые возможности | Разрыв связей | Временное проживание |
Интерпретация результатов
- Степень осознания амбивалентности указывает на готовность к работе с изменениями
- Характер внутренних конфликтов отражает ключевые зоны развития
- Способность находить компромиссы говорит об адаптивности личности
- Качество интеграции противоположностей показывает уровень личностной зрелости
Показания к применению
- Ситуации принятия сложных решений
- Периоды значительных жизненных изменений
- Работа с внутренними конфликтами
- Преодоление сопротивления изменениям
- Развитие навыков принятия решений
Рекомендации для ведущего
- Создавайте безопасное пространство для исследования противоречий
- Помогайте в признании и принятии всех частей личности
- Поддерживайте процесс интеграции противоположностей
- Обращайте внимание на телесные проявления при работе с амбивалентностью
- Способствуйте поиску творческих решений
- Уважайте темп клиента в работе с противоречиями
Возможные модификации
- Использование техник психодрамы для работы с частями личности
- Применение арт-терапевтических методов
- Включение телесно-ориентированных практик
- Работа с метафорическими картами
- Ведение дневника амбивалентности
- Групповой формат исследования противоречий
15.8 Упражнение «Работа с созданием позитивных ожиданий»
Упражнение направлено на формирование конструктивных ожиданий от будущего и развитие способности видеть позитивные перспективы изменений. Особое внимание уделяется работе с образом желаемого будущего и созданию реалистичного оптимистичного настроя.
В ходе выполнения упражнения клиент учится различать реалистичные и нереалистичные ожидания, формировать адекватные критерии оценки успеха и создавать мотивирующий образ будущего, основанный на реальных возможностях и ресурсах.
Важным компонентом является работа с временной перспективой и развитие способности планировать позитивные изменения, сохраняя баланс между оптимизмом и реализмом.
Цель упражнения
- Формирование конструктивных ожиданий от будущего
- Развитие навыков позитивного планирования
- Укрепление веры в возможность позитивных изменений
- Создание реалистичного оптимистического настроя
- Работа с образом желаемого будущего
Реквизит
- Бланки планирования будущего
- Карточки для визуализации целей
- Материалы для создания коллажа
- Дневник позитивных ожиданий
- Цветные маркеры и карандаши
Образец бланка работы с ожиданиями
Сфера жизни | Желаемые изменения | Реальные возможности | План действий |
---|---|---|---|
Карьера | Повышение квалификации | Доступные курсы | Поэтапное обучение |
Отношения | Улучшение коммуникации | Практика навыков | Ежедневные упражнения |
Саморазвитие | Новые компетенции | Онлайн-ресурсы | Регулярная практика |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Консультант объясняет принципы формирования конструктивных ожиданий, различие между оптимизмом и нереалистичными надеждами. Создается атмосфера поддержки и принятия.
2. Исследование текущих ожиданий
Клиент анализирует свои актуальные ожидания от будущего: — Характер ожиданий — Их реалистичность — Влияние на мотивацию — Источники формирования
3. Формирование позитивного образа будущего
Создается детальный образ желаемого будущего с учетом: — Реальных возможностей — Имеющихся ресурсов — Необходимых условий — Временных рамок
4. Проверка реалистичности
Происходит оценка сформированных ожиданий: — Соответствие реальности — Наличие необходимых ресурсов — Возможные препятствия — Пути преодоления трудностей
5. Планирование действий
Разрабатывается конкретный план: — Последовательность шагов — Промежуточные результаты — Критерии успеха — Способы поддержки мотивации
Время на выполнение этапов
- Подготовительный этап: 20-25 минут
- Исследование ожиданий: 30-35 минут
- Формирование образа будущего: 35-40 минут
- Проверка реалистичности: 25-30 минут
- Планирование действий: 30-35 минут
Ключевые моменты для участников
- Важность баланса между оптимизмом и реализмом
- Необходимость опоры на реальные возможности
- Значимость поэтапного планирования
- Роль позитивных ожиданий в мотивации
- Ценность регулярной проверки реалистичности планов
Вопросы для обсуждения
- Как ваши ожидания влияют на мотивацию?
- Что помогает сохранять оптимистический настрой?
- Какие ожидания оказались наиболее реалистичными?
- Как изменился ваш взгляд на будущее?
- Что может помочь в реализации планов?
- Как справляться с возможными разочарованиями?
Пример выполнения
Клиентка Анна, 27 лет, работает над развитием собственного бизнеса. Анализ её ожиданий:
Временной период | Ожидания | Реальные шаги | Необходимые ресурсы |
---|---|---|---|
3 месяца | Запуск проекта | Бизнес-план | Обучение, финансы |
6 месяцев | Первые клиенты | Маркетинг | Реклама, сеть |
1 год | Стабильный доход | Развитие бренда | Команда, процессы |
Интерпретация результатов
- Реалистичность ожиданий показывает готовность к практическим действиям
- Баланс краткосрочных и долгосрочных целей говорит о стратегическом мышлении
- Детализация планов указывает на серьезность намерений
- Понимание необходимых ресурсов свидетельствует о практичности подхода
Показания к применению
- Начало новых проектов
- Периоды жизненных изменений
- Работа с неуверенностью в будущем
- Преодоление пессимистических установок
- Развитие мотивации к изменениям
Рекомендации для ведущего
- Поддерживайте баланс оптимизма и реализма
- Помогайте в проверке реалистичности планов
- Способствуйте детализации образа будущего
- Обращайте внимание на ресурсное обеспечение планов
- Поддерживайте при работе с сомнениями
- Помогайте в разработке конкретных шагов
Возможные модификации
- Создание визуальной карты будущего
- Работа с временной линией
- Использование техник визуализации
- Включение элементов коучинга
- Ведение дневника успехов
- Групповой формат планирования
15.9 Упражнение «Рефлексия влияния личности консультанта»
Упражнение направлено на развитие профессиональной осознанности консультанта относительно влияния его личности на мотивацию клиента. В процессе работы происходит исследование различных аспектов взаимодействия консультанта и клиента, их влияния на терапевтический процесс и результаты консультирования.
Особое внимание уделяется анализу как позитивных, так и потенциально проблемных аспектов личностного влияния консультанта, что помогает развивать более осознанный и профессиональный подход к работе.
Важным компонентом является исследование собственных установок, ценностей и предубеждений консультанта, которые могут оказывать влияние на процесс мотивирования клиента.
Цель упражнения
- Развитие профессиональной рефлексии консультанта
- Осознание влияния личности на процесс консультирования
- Повышение качества терапевтического взаимодействия
- Профилактика профессиональных искажений
- Развитие навыков самоанализа в консультировании
Реквизит
- Бланки самоанализа консультанта
- Дневник профессиональной рефлексии
- Карточки для записи наблюдений
- Видеозаписи консультаций (при возможности)
- Протоколы супервизий
Образец бланка анализа влияния консультанта
Аспект влияния | Проявления | Эффект для клиента | Необходимые изменения |
---|---|---|---|
Вербальное поведение | Стиль речи | Уровень понимания | Адаптация языка |
Невербальные сигналы | Мимика, жесты | Уровень доверия | Осознанность |
Эмоциональные реакции | Эмпатия | Чувство поддержки | Баланс |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Консультант настраивается на исследовательскую позицию, подготавливает необходимые материалы для анализа своей работы. Важно создать безопасную атмосферу для честного самоанализа.
2. Самонаблюдение в процессе работы
Ведется структурированное наблюдение за: — Собственными реакциями — Стилем взаимодействия — Эмоциональными откликами — Профессиональными интервенциями
3. Анализ влияния
Исследуются различные аспекты влияния: — Личностные особенности — Профессиональный стиль — Ценности и убеждения — Теоретические предпочтения
4. Выявление паттернов
Определяются устойчивые паттерны: — В работе с разными клиентами — В различных ситуациях — При разных запросах — В кризисных моментах
5. Супервизионный разбор
Обсуждаются с супервизором: — Найденные закономерности — Проблемные моменты — Ресурсные стороны — Направления развития
Время на выполнение этапов
- Подготовительный этап: 20-25 минут
- Самонаблюдение: 45-50 минут
- Анализ влияния: 35-40 минут
- Выявление паттернов: 30-35 минут
- Супервизионный разбор: 60-90 минут
Ключевые моменты для участников
- Важность честного самоанализа
- Необходимость регулярной рефлексии
- Значимость профессиональной супервизии
- Ценность обратной связи от клиентов
- Роль постоянного профессионального развития
Вопросы для обсуждения
- Как ваши личные особенности влияют на работу с клиентами?
- Какие паттерны вы замечаете в своей работе?
- Как меняется ваше влияние с разными типами клиентов?
- Что помогает сохранять профессиональную позицию?
- Какие аспекты влияния требуют дополнительного внимания?
- Как развивать осознанность в консультировании?
Пример выполнения
Консультант Елена, стаж работы 5 лет, анализирует свою работу с клиентами:
Ситуация | Реакции консультанта | Влияние на клиента | Выводы |
---|---|---|---|
Кризисная ситуация | Повышенная забота | Зависимость | Баланс поддержки |
Сопротивление | Настойчивость | Защитная реакция | Гибкость подхода |
Успех клиента | Воодушевление | Мотивация | Поддержка автономии |
Интерпретация результатов
- Осознание паттернов помогает улучшить качество работы
- Понимание своего влияния ведет к более осознанной практике
- Регулярная рефлексия способствует профессиональному росту
- Анализ помогает предотвратить профессиональные искажения
Показания к применению
- Регулярная профессиональная практика
- Сложные случаи в консультировании
- Профессиональное выгорание
- Потребность в развитии
- Подготовка к супервизии
Рекомендации для ведущего
- Создавайте безопасную среду для самоанализа
- Поощряйте честность и открытость
- Поддерживайте исследовательскую позицию
- Помогайте в выявлении слепых пятен
- Способствуйте интеграции полученных инсайтов
- Направляйте к конструктивным выводам
Возможные модификации
- Использование видеозаписей консультаций
- Работа в группе коллег
- Ведение структурированного дневника
- Анализ случаев из практики
- Включение методов арт-терапии
- Использование ролевых игр
15.10 Упражнение «Фокусировка на развитии автономной мотивации»
Упражнение направлено на развитие внутренней мотивации клиента и укрепление его способности к самостоятельному поддержанию мотивации. Особое внимание уделяется переходу от внешней мотивации к внутренней, развитию самодетерминации и способности находить личностный смысл в выполняемой деятельности.
В процессе работы происходит исследование источников мотивации клиента, выявление его истинных интересов и ценностей, а также создание условий для развития автономной мотивации. Важным аспектом является работа с преодолением зависимости от внешних стимулов и оценок.
Упражнение помогает клиенту научиться поддерживать устойчивую мотивацию, опираясь на собственные ценности и стремления, а не на внешние требования и ожидания других людей.
Цель упражнения
- Развитие способности к автономной мотивации
- Укрепление внутренних источников мотивации
- Формирование навыков самомотивации
- Повышение осознанности в выборе целей
- Развитие самодетерминации
Реквизит
- Бланки анализа мотивации
- Дневник самомотивации
- Карточки для записи целей
- Шкалы оценки автономности
- Материалы для визуализации
Образец бланка анализа автономной мотивации
Сфера деятельности | Внешние стимулы | Внутренние мотивы | Степень автономности |
---|---|---|---|
Профессиональное развитие | Одобрение руководства | Интерес к делу | Средняя |
Личностный рост | Социальные ожидания | Самореализация | Высокая |
Здоровый образ жизни | Мода на ЗОЖ | Забота о себе | Растущая |
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Консультант объясняет различия между внешней и внутренней мотивацией, значение автономной мотивации для устойчивых изменений. Создается атмосфера принятия и поддержки самостоятельности клиента.
2. Анализ текущей мотивации
Исследуются: — Преобладающие типы мотивации — Источники мотивации — Степень автономности — Зависимость от внешних стимулов
3. Исследование внутренних ресурсов
Определяются: — Личные интересы и ценности — Природные склонности — Области самостоятельности — Зоны развития автономии
4. Развитие самодетерминации
Практикуются навыки: — Самостоятельного целеполагания — Принятия решений — Оценки результатов — Корректировки действий
5. Формирование поддерживающих стратегий
Разрабатываются способы: — Поддержания внутренней мотивации — Преодоления зависимости от внешних оценок — Укрепления уверенности в себе — Развития самостоятельности
Время на выполнение этапов
- Подготовительный этап: 20-25 минут
- Анализ мотивации: 35-40 минут
- Исследование ресурсов: 30-35 минут
- Развитие самодетерминации: 40-45 минут
- Формирование стратегий: 30-35 минут
Ключевые моменты для участников
- Важность осознания собственных желаний
- Ценность самостоятельного выбора
- Необходимость доверия своим решениям
- Значимость личного интереса в деятельности
- Роль внутренних критериев оценки
Вопросы для обсуждения
- Что мотивирует вас больше всего?
- Как вы определяете истинность своих желаний?
- Что помогает сохранять мотивацию без внешних стимулов?
- Как изменилось ваше отношение к самомотивации?
- Какие стратегии самоподдержки работают лучше всего?
- Как развивать уверенность в своих решениях?
Пример выполнения
Клиент Артём, 31 год, работает над развитием собственного проекта. Анализ его мотивации:
Этап проекта | Внутренние драйверы | Внешние стимулы | Развитие автономии |
---|---|---|---|
Планирование | Творческий интерес | Мнение коллег | Доверие интуиции |
Реализация | Желание создавать | Ожидания клиентов | Следование видению |
Развитие | Стремление к росту | Конкуренция | Собственные критерии |
Интерпретация результатов
- Преобладание внутренней мотивации указывает на высокий потенциал автономии
- Баланс мотивов говорит о зрелости личности
- Развитие самодетерминации отражает личностный рост
- Способность к самомотивации показывает психологическую устойчивость
Показания к применению
- Зависимость от внешней оценки
- Трудности с самомотивацией
- Потребность в развитии автономии
- Работа над личными проектами
- Профессиональное самоопределение
Рекомендации для ведущего
- Поддерживайте самостоятельность клиента
- Помогайте в исследовании внутренних мотивов
- Укрепляйте веру в собственные решения
- Развивайте способность к самоанализу
- Поощряйте независимость суждений
- Фокусируйтесь на личных критериях успеха
Возможные модификации
- Ведение дневника автономной мотивации
- Создание карты внутренних ресурсов
- Практика принятия самостоятельных решений
- Работа с ценностными ориентирами
- Развитие навыков самоподдержки
- Групповой формат обмена опытом
Итоговая таблица упражнений главы 15 «Мотивация клиента»
Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение |
---|---|---|
15.1 Анализ внутренних и внешних стимулов | Исследование мотивационной структуры личности, различение внутренних и внешних источников мотивации | 90-105 минут |
15.2 Выявление препятствий на пути изменений | Анализ и проработка барьеров, мешающих достижению целей, разработка стратегий преодоления | 145-165 минут |
15.3 Демонстрация веры в возможности клиента | Укрепление самоэффективности, работа с прошлыми достижениями и ресурсами | 145-170 минут |
15.4 Занятие позиции поддерживающего партнера | Развитие навыков создания поддерживающих отношений, баланс поддержки и стимуляции | 145-165 минут |
15.5 Идентификация ценностей и убеждений | Исследование системы ценностей, их влияния на мотивацию и принятие решений | 130-155 минут |
15.6 Обсуждение промежуточных достижений | Анализ и интеграция промежуточных результатов, поддержание мотивации через осознание прогресса | 135-160 минут |
15.7 Проработка амбивалентных чувств | Исследование противоречивых чувств и желаний, работа с внутренними конфликтами | 130-155 минут |
15.8 Работа с созданием позитивных ожиданий | Формирование конструктивных ожиданий от будущего, баланс оптимизма и реализма | 140-165 минут |
15.9 Рефлексия влияния личности консультанта | Анализ влияния личности консультанта на мотивацию клиента, профессиональная рефлексия | 190-240 минут |
15.10 Фокусировка на развитии автономной мотивации | Развитие внутренней мотивации, укрепление самодетерминации и самостоятельности | 155-180 минут |