300 упражнений для психологического консультирования. Глава 15. Мотивация клиента

Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта


Психологическое консультирование


Глава 15. Мотивация клиента

Оглавление

  1. Анализ внутренних и внешних стимулов
  2. Выявление препятствий на пути изменений
  3. Демонстрация веры в возможности клиента
  4. Занятие позиции поддерживающего партнера
  5. Идентификация ценностей и убеждений
  6. Обсуждение промежуточных достижений
  7. Проработка амбивалентных чувств
  8. Работа с созданием позитивных ожиданий
  9. Рефлексия влияния личности консультанта
  10. Фокусировка на развитии автономной мотивации

15.1 Упражнение «Анализ внутренних и внешних стимулов»

Упражнение направлено на глубинное исследование мотивационной структуры личности клиента через анализ различных типов стимулов, влияющих на его поведение и принятие решений. В процессе выполнения клиент учится различать внутренние и внешние источники мотивации, оценивать их влияние на свою жизнь и деятельность.

Данная техника помогает клиенту осознать, какие стимулы действительно резонируют с его внутренними потребностями, а какие являются навязанными извне. Это создает основу для построения устойчивой мотивационной системы, опирающейся на подлинные желания и стремления человека.

В ходе выполнения упражнения происходит структурирование представлений клиента о собственных мотивах, что способствует более осознанному подходу к постановке целей и принятию решений.

Цель упражнения

  • Развитие навыков самоанализа и рефлексии мотивационной сферы
  • Повышение осознанности в определении истинных источников мотивации
  • Формирование умения различать внутренние и внешние стимулы
  • Укрепление способности к автономному принятию решений

Реквизит

  • Бланк для записи стимулов (2 экземпляра)
  • Ручка или карандаш
  • Карточки двух цветов (для визуализации разных типов стимулов)

Образец бланка анализа стимулов

Тип стимулаОписаниеСила влияния (1-10)Источник
ВнутреннийЖелание саморазвития8Личные стремления
ВнешнийОдобрение коллег6Социальное окружение

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Консультант объясняет клиенту различие между внутренними и внешними стимулами, приводит примеры. Важно подчеркнуть, что нет «правильных» или «неправильных» стимулов — каждый из них может быть полезен в определенном контексте.

2. Идентификация стимулов

Клиент записывает все значимые стимулы, которые влияют на его поведение и решения в текущей ситуации. На этом этапе важно фиксировать все, что приходит в голову, без оценки и категоризации.

3. Категоризация

Все выявленные стимулы распределяются по двум категориям: внутренние и внешние. Для наглядности можно использовать карточки разных цветов.

4. Анализ влияния

Клиент оценивает силу влияния каждого стимула по шкале от 1 до 10 и записывает результаты в бланк.

Время на выполнение этапов

  • Подготовительный этап: 10-15 минут
  • Идентификация стимулов: 20-25 минут
  • Категоризация: 15-20 минут
  • Анализ влияния: 20-25 минут

Ключевые моменты для участников

  • Важно быть максимально честным с собой при определении стимулов
  • Не существует «правильных» или «неправильных» стимулов
  • Каждый стимул может быть полезен в определенном контексте
  • Стоит обращать внимание на эмоциональную реакцию при анализе каждого стимула

Вопросы для обсуждения

  • Какие стимулы оказались для вас неожиданными?
  • Как соотносится количество внутренних и внешних стимулов?
  • Какие стимулы вызывают наиболее сильный эмоциональный отклик?
  • Как можно усилить влияние полезных внутренних стимулов?

Пример выполнения

Клиент Анна, 32 года, работает менеджером среднего звена. В ходе выполнения упражнения она выявила следующие стимулы:

Внутренние стимулыВнешние стимулыСила влияния
Стремление к профессиональному ростуОжидания родителей7/9
Желание финансовой независимостиКонкуренция с коллегами8/6
Интерес к новым проектамКорпоративная культура9/5

Интерпретация результатов

  • Преобладание внутренних стимулов говорит о высоком уровне автономности
  • Баланс между внутренними и внешними стимулами указывает на адаптивность
  • Высокая сила влияния внешних стимулов может сигнализировать о необходимости работы над самостоятельностью

Показания к применению

  • Трудности с принятием решений
  • Конфликт мотивов
  • Потеря интереса к деятельности
  • Проблемы с целеполаганием

Рекомендации для ведущего

  • Создавайте безопасную атмосферу для искреннего самораскрытия клиента
  • Избегайте оценочных суждений относительно выявленных стимулов
  • Помогайте клиенту увидеть связи между разными стимулами
  • Обращайте внимание на невербальные реакции при обсуждении разных стимулов

Возможные модификации

  • Включение анализа препятствий для каждого стимула
  • Добавление временной перспективы (краткосрочные/долгосрочные стимулы)
  • Анализ стимулов в разных жизненных сферах
  • Работа с иерархией стимулов

15.2 Упражнение «Выявление препятствий на пути изменений»

Упражнение представляет собой структурированный метод анализа и проработки препятствий, которые мешают клиенту достигать желаемых изменений в жизни. Оно помогает не только выявить явные и скрытые барьеры, но и разработать конкретные стратегии их преодоления.

В процессе работы клиент учится смотреть на препятствия как на задачи, требующие решения, а не как на непреодолимые преграды. Такой подход способствует развитию проактивной позиции и усилению мотивации к изменениям.

Особое внимание уделяется работе с внутренними барьерами и ограничивающими убеждениями, которые часто являются более существенными препятствиями, чем внешние обстоятельства.

Цель упражнения

  • Развитие навыков системного анализа препятствий на пути к цели
  • Формирование конструктивного отношения к преградам
  • Усиление мотивации через понимание преодолимости препятствий
  • Создание индивидуальной стратегии преодоления барьеров
  • Трансформация ограничивающих убеждений в ресурсные

Реквизит

  • Рабочая тетрадь для записей
  • Специальный бланк «Карта препятствий»
  • Цветные маркеры или карандаши (минимум 4 цвета)
  • Стикеры трёх разных цветов
  • Флипчарт или большой лист бумаги

Образец бланка «Карта препятствий»

Тип препятствияОписаниеУровень влияния (1-10)Ресурсы для преодоленияСтратегия
ВнутренниеСтрах неудачи8Опыт прошлых успеховПошаговое планирование
ВнешниеНехватка времени7Навыки планированияДелегирование задач
СистемныеОтсутствие поддержки6Социальные связиСоздание группы поддержки

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Консультант объясняет концепцию различных типов препятствий (внутренние, внешние, системные) и их взаимосвязь. Важно создать атмосферу безопасности, где клиент может открыто говорить о своих страхах и сомнениях.

2. Идентификация препятствий

Клиент записывает все возможные препятствия, которые мешают достижению желаемых изменений. На этом этапе важно фиксировать все, что приходит в голову, без цензуры и оценки. Каждое препятствие записывается на отдельный стикер.

3. Категоризация препятствий

Все выявленные препятствия распределяются по трем категориям: — Внутренние (страхи, убеждения, привычки) — Внешние (время, ресурсы, обстоятельства) — Системные (организационные, социальные факторы)

4. Анализ влияния

Для каждого препятствия определяется: — Степень влияния (по шкале 1-10) — Частота возникновения — Области жизни, на которые оно влияет — Последствия его сохранения

5. Поиск ресурсов

Для каждого препятствия определяются: — Имеющиеся ресурсы для его преодоления — Потенциальные источники поддержки — Успешный прошлый опыт решения похожих проблем

6. Разработка стратегий

Создание конкретного плана действий по преодолению каждого значимого препятствия с учетом выявленных ресурсов.

Время на выполнение этапов

  • Подготовительный этап: 15-20 минут
  • Идентификация препятствий: 25-30 минут
  • Категоризация: 15-20 минут
  • Анализ влияния: 30-35 минут
  • Поиск ресурсов: 25-30 минут
  • Разработка стратегий: 35-40 минут

Ключевые моменты для участников

  • Все препятствия преодолимы при правильном подходе
  • Важно различать реальные и воображаемые препятствия
  • Каждое препятствие может содержать в себе ресурс для развития
  • Необходимо фокусироваться на тех препятствиях, которые поддаются влиянию
  • Работа с препятствиями — это процесс, требующий времени и терпения

Вопросы для обсуждения

  • Какие препятствия оказались для вас неожиданными?
  • Какие препятствия повторяются в разных жизненных ситуациях?
  • Как связаны между собой различные препятствия?
  • Какие ресурсы для преодоления препятствий вы раньше не замечали?
  • Какие стратегии преодоления кажутся наиболее реалистичными?
  • Что может помешать реализации разработанных стратегий?

Пример выполнения

Клиент Михаил, 28 лет, работает программистом. Основная цель — сменить сферу деятельности и начать свой бизнес. В ходе выполнения упражнения были выявлены следующие препятствия:

ПрепятствиеКатегорияВлияниеСтратегия преодоления
Страх потери стабильностиВнутреннее9Создание финансовой подушки
Отсутствие бизнес-знанийВнешнее7Обучение и менторство
Сопротивление семьиСистемное6Открытый диалог и планирование
Нехватка связейВнешнее8Нетворкинг и партнерства

Интерпретация результатов

  • Высокий уровень влияния внутренних препятствий указывает на необходимость работы с убеждениями
  • Наличие системных препятствий требует долгосрочного планирования
  • Взаимосвязанность препятствий предполагает комплексный подход к их преодолению
  • Преобладание определенного типа препятствий может указывать на области, требующие приоритетного внимания

Показания к применению

  • Ситуации застоя в достижении целей
  • Повторяющиеся неудачи в реализации планов
  • Сложности с принятием решений о изменениях
  • Потребность в структурировании процесса изменений
  • Работа с прокрастинацией и самосаботажем

Рекомендации для ведущего

  • Поддерживайте атмосферу безопасности и принятия
  • Помогайте клиенту видеть связи между разными препятствиями
  • Фокусируйте внимание на поиске ресурсов и возможностей
  • Способствуйте трансформации препятствий в задачи
  • Уделяйте особое внимание работе с внутренними барьерами
  • Проверяйте реалистичность разработанных стратегий

Возможные модификации

  • Групповой формат работы с обменом опытом преодоления препятствий
  • Создание визуальной карты препятствий с использованием метафор
  • Включение элементов ролевой игры для проработки стратегий
  • Добавление временной перспективы (краткосрочные/долгосрочные препятствия)
  • Работа с препятствиями в контексте конкретной жизненной сферы
  • Использование техник визуализации для работы с препятствиями

15.3 Упражнение «Демонстрация веры в возможности клиента»

Упражнение направлено на укрепление самоэффективности клиента через структурированную работу с его прошлыми достижениями и имеющимися ресурсами. В процессе выполнения создается детальная карта успехов и преодоленных трудностей, которая служит наглядным доказательством способностей клиента.

Особое внимание уделяется анализу конкретных ситуаций, где клиент проявил свои сильные стороны и достиг результатов, превосходящих его собственные ожидания. Это помогает сформировать более объективный взгляд на свои возможности.

Важным компонентом упражнения является работа с «якорями успеха» — конкретными ощущениями, эмоциями и телесными проявлениями, сопровождавшими значимые достижения клиента.

Цель упражнения

  • Укрепление уверенности клиента в собственных силах
  • Формирование реалистичной самооценки на основе фактических достижений
  • Развитие навыков самоподдержки
  • Создание ресурсного состояния для достижения новых целей
  • Трансформация негативных убеждений о собственных возможностях

Реквизит

  • Рабочая тетрадь «Дневник достижений»
  • Карточки для записи успехов
  • Маркеры разных цветов
  • Таймер
  • Фотографии или предметы, символизирующие успехи (по желанию клиента)

Образец страницы «Дневника достижений»

ДостижениеПреодоленные трудностиИспользованные ресурсыПриобретенный опыт
Защита диплома на отличноНехватка времениОрганизованностьНавыки планирования
Продвижение по работеСильная конкуренцияПрофессионализмУверенность в себе
Марафон здоровьяЛень, усталостьСила волиСамодисциплина

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Консультант объясняет важность опоры на реальный опыт успеха и создает доверительную атмосферу. Клиенту предлагается расслабиться и настроиться на исследование своих достижений.

2. Инвентаризация успехов

Клиент составляет список всех значимых достижений за последние 5-10 лет, включая как крупные, так и небольшие победы. Каждое достижение записывается на отдельной карточке с указанием даты и контекста.

3. Анализ достижений

Для каждого достижения определяются: — Конкретные действия, приведшие к успеху — Преодоленные препятствия — Использованные ресурсы и стратегии — Полученные уроки и навыки

4. Работа с ощущениями

Клиент вспоминает и детально описывает: — Эмоциональное состояние во время достижения успеха — Телесные ощущения — Мысли и убеждения — Поддерживающие факторы окружения

5. Создание ресурсной карты

На основе проанализированного опыта составляется структурированная карта личных ресурсов и способностей клиента.

6. Проекция на будущее

Разрабатывается план применения выявленных ресурсов для достижения новых целей.

Время на выполнение этапов

  • Подготовительный этап: 10-15 минут
  • Инвентаризация успехов: 30-35 минут
  • Анализ достижений: 40-45 минут
  • Работа с ощущениями: 25-30 минут
  • Создание ресурсной карты: 20-25 минут
  • Проекция на будущее: 20-25 минут

Ключевые моменты для участников

  • Важно фиксировать все достижения, даже кажущиеся незначительными
  • Необходимо детально исследовать каждый успешный опыт
  • Следует обращать внимание на конкретные действия и стратегии
  • Важно отмечать роль личных качеств и навыков в достижении успеха
  • Нужно фиксировать телесные и эмоциональные маркеры успеха

Вопросы для обсуждения

  • Какие достижения были для вас наиболее значимыми и почему?
  • Какие стратегии успеха повторяются в разных ситуациях?
  • Как изменилось ваше восприятие собственных возможностей после анализа достижений?
  • Какие ресурсы вы раньше недооценивали?
  • Как можно применить выявленные стратегии успеха в текущих задачах?
  • Что помогает вам сохранять веру в себя в сложных ситуациях?

Пример выполнения

Клиентка Елена, 35 лет, руководитель отдела. В ходе упражнения были проанализированы следующие достижения:

ДостижениеСтратегии успехаВнутренние ресурсыПрименение в будущем
Создание нового отделаСистемный подходЛидерские качестваРазвитие компании
Переезд в новую странуПланированиеАдаптивностьМеждународные проекты
Восстановление после травмыПостепенностьНастойчивостьПреодоление кризисов

Интерпретация результатов

  • Разнообразие достижений указывает на широкий спектр способностей
  • Повторяющиеся стратегии успеха говорят об устойчивых сильных сторонах
  • Способность преодолевать различные трудности свидетельствует о высокой адаптивности
  • Наличие долгосрочных достижений показывает способность к стратегическому планированию

Показания к применению

  • Ситуации неуверенности в собственных силах
  • Периоды снижения мотивации
  • Подготовка к сложным задачам или изменениям
  • Работа с заниженной самооценкой
  • Восстановление после неудач

Рекомендации для ведущего

  • Создавайте атмосферу безусловного принятия и поддержки
  • Помогайте клиенту замечать неочевидные достижения
  • Фокусируйте внимание на конкретных действиях и стратегиях
  • Поддерживайте процесс детального исследования успешного опыта
  • Помогайте формировать связи между разными достижениями
  • Способствуйте закреплению позитивного опыта через телесные «якоря»

Возможные модификации

  • Создание визуальной временной линии достижений
  • Работа с метафорическими картами для углубления осознания успехов
  • Включение элементов арт-терапии в процесс анализа достижений
  • Создание коллажа успеха
  • Ведение дневника достижений в течение определенного периода
  • Групповой формат с обменом историями успеха

15.4 Упражнение «Занятие позиции поддерживающего партнера»

Упражнение направлено на развитие навыков создания и поддержания партнерских отношений между консультантом и клиентом, где консультант выступает в роли заинтересованного и поддерживающего союзника. Такой подход помогает клиенту чувствовать себя более уверенно и безопасно в процессе работы над изменениями.

В ходе упражнения происходит моделирование различных ситуаций взаимодействия, где консультант практикует навыки эмпатического слушания, поддерживающей обратной связи и конструктивного диалога. Особое внимание уделяется балансу между поддержкой и стимуляцией самостоятельности клиента.

Важным аспектом является работа с невербальными компонентами коммуникации, которые создают атмосферу доверия и безопасности в консультативном процессе.

Цель упражнения

  • Развитие навыков создания поддерживающих отношений
  • Формирование умения балансировать между поддержкой и вызовом
  • Усиление способности к эмпатическому присутствию
  • Отработка техник конструктивной обратной связи
  • Развитие чувствительности к невербальным сигналам клиента

Реквизит

  • Карточки с описанием ситуаций для моделирования
  • Бланки наблюдения за взаимодействием
  • Видеокамера (по возможности)
  • Флипчарт для записи обратной связи
  • Список поддерживающих фраз и интервенций

Образец бланка наблюдения за взаимодействием

Параметр взаимодействияПроявления консультантаРеакции клиентаЭффективность
Вербальная поддержкаУточняющие вопросыРасширение рассказаВысокая
Невербальная поддержкаПоддерживающий контакт глазРасслабление позыСредняя
Эмпатический откликОтражение чувствУглубление самораскрытияВысокая

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Участники знакомятся с принципами поддерживающего партнерства и основными техниками создания безопасной атмосферы. Происходит распределение ролей и объяснение правил взаимодействия.

2. Демонстрация модели

Ведущий показывает примеры эффективного поддерживающего взаимодействия, комментируя используемые техники и приемы. Участники наблюдают и делают заметки.

3. Практика в парах

Участники разбиваются на пары и практикуют навыки поддерживающего взаимодействия в различных моделируемых ситуациях. Каждый участник пробует себя в роли как консультанта, так и клиента.

4. Анализ взаимодействия

После каждой практической сессии происходит анализ: — Эффективности использованных техник — Уровня комфорта клиента — Качества установленного контакта — Достигнутых результатов

5. Обратная связь

Участники делятся опытом, обмениваются наблюдениями и получают рекомендации от ведущего.

6. Интеграция опыта

Формулирование личных выводов и рекомендаций по развитию навыков поддерживающего партнерства.

Время на выполнение этапов

  • Подготовительный этап: 20-25 минут
  • Демонстрация модели: 15-20 минут
  • Практика в парах: 45-50 минут
  • Анализ взаимодействия: 30-35 минут
  • Обратная связь: 20-25 минут
  • Интеграция опыта: 15-20 минут

Ключевые моменты для участников

  • Важность создания безопасной атмосферы
  • Необходимость баланса между поддержкой и стимуляцией
  • Значимость невербальных аспектов коммуникации
  • Роль эмпатического присутствия
  • Важность аутентичности в проявлении поддержки

Вопросы для обсуждения

  • Какие техники поддержки оказались наиболее эффективными?
  • Что помогало создавать атмосферу доверия?
  • Какие сложности возникали в процессе взаимодействия?
  • Как менялось состояние клиента при разных способах поддержки?
  • Что было наиболее сложным в роли поддерживающего партнера?
  • Какие личные открытия произошли в процессе упражнения?

Пример выполнения

Моделируемая ситуация: клиент делится сомнениями по поводу смены профессии. Примеры эффективных интервенций консультанта:

Тип интервенцииПример реализацииЭффектПоследующие шаги
Отражение чувствОзвучивание тревогиУглубление контактаИсследование страхов
Поддерживающий вызовОбращение к ресурсамАктивизация мотивацииПланирование действий
Нормализация чувствПринятие сомненийСнижение напряженияРабота с убеждениями

Интерпретация результатов

  • Качество установленного контакта оценивается по степени открытости клиента
  • Эффективность поддержки измеряется изменением эмоционального состояния клиента
  • Успешность партнерства определяется уровнем вовлеченности клиента в процесс
  • Результативность работы оценивается по конкретным шагам, предпринятым клиентом

Показания к применению

  • Работа с неуверенными клиентами
  • Ситуации принятия сложных решений
  • Периоды жизненных изменений
  • Работа с сопротивлением
  • Кризисные состояния

Рекомендации для ведущего

  • Создавайте безопасную атмосферу для практики
  • Демонстрируйте разнообразие техник поддержки
  • Обращайте внимание на невербальные аспекты
  • Помогайте участникам находить свой стиль поддержки
  • Поощряйте рефлексию и обмен опытом
  • Фокусируйтесь на конкретных поведенческих проявлениях

Возможные модификации

  • Использование видеозаписи для анализа взаимодействия
  • Работа в тройках с наблюдателем
  • Включение элементов ролевой игры
  • Практика с разными типами клиентских запросов
  • Фокус на определенном аспекте поддержки
  • Интеграция техник телесно-ориентированной терапии

15.5 Упражнение «Идентификация ценностей и убеждений»

Упражнение представляет собой глубинную работу по исследованию системы ценностей и убеждений клиента, которые лежат в основе его мотивации и принятия решений. Особое внимание уделяется выявлению как осознаваемых, так и неосознаваемых ценностных ориентиров, влияющих на поведение и выборы клиента.

В процессе работы происходит не только выявление существующих ценностей и убеждений, но и исследование их происхождения, актуальности и влияния на текущую жизнь клиента. Это помогает понять, какие ценности действительно являются личностно значимыми, а какие были некритично переняты из окружения.

Важным компонентом упражнения является проверка согласованности между декларируемыми ценностями и реальным поведением клиента, что позволяет выявить области внутренних конфликтов и противоречий.

Цель упражнения

  • Выявление системы личных ценностей и убеждений клиента
  • Прояснение иерархии ценностей и их взаимосвязей
  • Определение степени конгруэнтности между ценностями и поведением
  • Работа с ценностными конфликтами
  • Формирование осознанного отношения к собственной системе ценностей

Реквизит

  • Карточки для записи ценностей
  • Бланк анализа ценностей и убеждений
  • Маркеры разных цветов
  • Большой лист бумаги для создания ценностной карты
  • Список базовых человеческих ценностей (как опора для работы)

Образец бланка анализа ценностей и убеждений

Ценность/УбеждениеИсточникПроявления в жизниСтепень актуальности
ПрофессионализмСемейная традицияПостоянное обучениеВысокая
НезависимостьЛичный опытСвое делоСредняя
Забота о близкихВоспитаниеПоддержка семьиВысокая

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Консультант объясняет различие между ценностями и убеждениями, их роль в жизни человека. Создается безопасная атмосфера для исследования глубинных аспектов личности.

2. Свободное перечисление ценностей

Клиент записывает все ценности и убеждения, которые считает важными для себя, не оценивая и не структурируя их. Каждая ценность записывается на отдельной карточке.

3. Исследование происхождения

Для каждой ценности определяется: — Источник её формирования — Время и обстоятельства принятия — Люди или события, повлиявшие на её формирование — Степень осознанности выбора данной ценности

4. Анализ актуальности

Проводится оценка: — Степени важности каждой ценности в настоящий момент — Соответствия ценности текущим жизненным целям — Реального влияния на принимаемые решения — Конфликтов между различными ценностями

5. Построение иерархии

Создается структура ценностей с учетом их: — Значимости для клиента — Влияния на жизнь — Взаимосвязей между собой — Временной перспективы

6. Проверка конгруэнтности

Анализируется соответствие между: — Декларируемыми ценностями и реальным поведением — Различными уровнями ценностной системы — Ценностями и жизненными целями — Личными и социальными ценностями

Время на выполнение этапов

  • Подготовительный этап: 15-20 минут
  • Свободное перечисление: 25-30 минут
  • Исследование происхождения: 35-40 минут
  • Анализ актуальности: 30-35 минут
  • Построение иерархии: 25-30 минут
  • Проверка конгруэнтности: 30-35 минут

Ключевые моменты для участников

  • Важно различать собственные и заимствованные ценности
  • Необходимо быть честным с собой при анализе ценностей
  • Система ценностей может меняться со временем
  • Конфликты между ценностями — нормальное явление
  • Осознание ценностей помогает принимать более осознанные решения

Вопросы для обсуждения

  • Какие ценности оказались для вас неожиданными?
  • Как изменились ваши ценности с течением времени?
  • Какие ценностные конфликты вы обнаружили?
  • Как ваши ценности влияют на важные жизненные решения?
  • Какие ценности требуют большего внимания в вашей жизни?
  • Как можно усилить связь между ценностями и поведением?

Пример выполнения

Клиент Сергей, 40 лет, предприниматель. В ходе работы была составлена следующая ценностная карта:

Уровень ценностейСодержаниеПроявленияКонфликты
БазовыеСемья, здоровьеЗабота о близкихНехватка времени
СоциальныеСтатус, признаниеКарьерные достиженияВыгорание
ЛичностныеРазвитие, свободаСамообразованиеОграничения среды

Интерпретация результатов

  • Согласованность ценностной системы указывает на личностную зрелость
  • Наличие ценностных конфликтов может быть источником внутреннего напряжения
  • Осознание иерархии ценностей помогает в принятии решений
  • Связь ценностей с поведением показывает уровень личностной интеграции

Показания к применению

  • Ситуации принятия важных жизненных решений
  • Работа с внутренними конфликтами
  • Период переоценки жизненных приоритетов
  • Проблемы с самоопределением
  • Кризис идентичности

Рекомендации для ведущего

  • Создавайте безопасное пространство для исследования
  • Избегайте оценочных суждений
  • Помогайте различать истинные и навязанные ценности
  • Обращайте внимание на невербальные реакции
  • Поддерживайте процесс интеграции осознанных ценностей
  • Работайте с сопротивлением осторожно и уважительно

Возможные модификации

  • Работа с метафорическими картами для выявления ценностей
  • Создание визуальной карты ценностей
  • Исследование ценностей через значимые жизненные события
  • Анализ ценностей в различных жизненных сферах
  • Проективные техники для работы с неосознаваемыми ценностями
  • Групповой формат с обменом опытом

15.6 Упражнение «Обсуждение промежуточных достижений»

Упражнение направлено на развитие навыков работы с промежуточными результатами клиента, их анализом и интеграцией в общий процесс изменений. Особое внимание уделяется способности замечать и ценить даже небольшие позитивные изменения, что существенно влияет на поддержание мотивации клиента.

В ходе выполнения упражнения происходит обучение навыкам структурированного анализа достижений, их объективной оценки и использования как ресурса для дальнейшего продвижения к цели. Важным аспектом является развитие способности клиента самостоятельно отслеживать и оценивать свой прогресс.

Работа включает не только анализ видимых результатов, но и исследование внутренних изменений, новых навыков и инсайтов, полученных в процессе движения к цели.

Цель упражнения

  • Развитие навыков отслеживания промежуточных результатов
  • Формирование объективного взгляда на процесс изменений
  • Усиление мотивации через осознание достигнутого прогресса
  • Развитие способности ценить малые шаги и достижения
  • Создание системы поддержки долгосрочных изменений

Реквизит

  • Дневник прогресса
  • Шкалы оценки достижений
  • Карточки для записи результатов
  • Таблица мониторинга прогресса
  • Визуальные материалы для фиксации достижений

Образец таблицы мониторинга прогресса

ДатаДостижениеЗатраченные усилияПолученные результаты
10.03.2024Первый публичный докладПодготовка 2 неделиПозитивная обратная связь
15.03.2024Освоение новой методики20 часов практикиУверенное применение
20.03.2024Работа со сложным клиентом3 консультацииУстановление контакта

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Консультант объясняет важность отслеживания промежуточных достижений и обучает клиента методам их фиксации. Определяются критерии оценки прогресса и способы его измерения.

2. Сбор информации

Клиент собирает и систематизирует информацию о всех изменениях и достижениях за определённый период. Важно фиксировать как объективные результаты, так и субъективные ощущения.

3. Анализ достижений

Проводится детальный анализ каждого достижения: — Что конкретно было достигнуто — Какие ресурсы были использованы — Какие навыки развиты — Какие уроки извлечены

4. Оценка значимости

Определяется важность каждого достижения: — Влияние на общий процесс изменений — Субъективная значимость — Объективная ценность — Потенциал для дальнейшего развития

5. Интеграция опыта

Формулируются выводы о: — Наиболее эффективных стратегиях — Полученных инсайтах — Новых возможностях — Направлениях дальнейшего развития

Время на выполнение этапов

  • Подготовительный этап: 20-25 минут
  • Сбор информации: 30-35 минут
  • Анализ достижений: 35-40 минут
  • Оценка значимости: 25-30 минут
  • Интеграция опыта: 20-25 минут

Ключевые моменты для участников

  • Важность регулярной фиксации достижений
  • Необходимость объективной оценки прогресса
  • Значимость даже небольших изменений
  • Роль систематического анализа достижений
  • Важность празднования успехов

Вопросы для обсуждения

  • Какие достижения были наиболее значимыми для вас?
  • Что помогало замечать и ценить промежуточные результаты?
  • Какие изменения оказались неожиданными?
  • Как менялась ваша мотивация при осознании достижений?
  • Какие стратегии оказались наиболее эффективными?
  • Что можно улучшить в процессе достижения целей?

Пример выполнения

Клиентка Мария, 29 лет, работает над развитием навыков публичных выступлений. Анализ её промежуточных достижений:

ПериодДостиженияРазвитые навыкиСледующие шаги
1 месяцПервое выступлениеКонтроль волненияРабота с голосом
2 месяцУверенная презентацияСтруктурированиеРабота с аудиторией
3 месяцСпонтанные ответыГибкость мышленияСложные темы

Интерпретация результатов

  • Регулярность достижений указывает на стабильный прогресс
  • Разнообразие достижений говорит о комплексном развитии
  • Качество изменений свидетельствует об эффективности выбранной стратегии
  • Динамика развития показывает готовность к более сложным задачам

Показания к применению

  • Длительные процессы изменений
  • Работа с комплексными целями
  • Периоды снижения мотивации
  • Потребность в объективной оценке прогресса
  • Работа с перфекционизмом

Рекомендации для ведущего

  • Помогайте замечать даже небольшие изменения
  • Поддерживайте объективность в оценке достижений
  • Способствуйте развитию навыков самонаблюдения
  • Обучайте методам фиксации прогресса
  • Помогайте в интеграции полученного опыта
  • Поддерживайте празднование успехов

Возможные модификации

  • Ведение визуального дневника достижений
  • Создание карты прогресса
  • Работа с временной линией изменений
  • Использование цифровых инструментов трекинга
  • Включение элементов геймификации
  • Групповой формат обмена достижениями

15.7 Упражнение «Проработка амбивалентных чувств»

Упражнение направлено на исследование и работу с противоречивыми чувствами и желаниями клиента в отношении изменений. В процессе работы происходит осознание и принятие естественности амбивалентности, что помогает снизить внутреннее напряжение и найти конструктивные способы работы с противоречивыми стремлениями.

Особое внимание уделяется выявлению скрытых выгод от сохранения текущей ситуации и страхов перед изменениями. Это позволяет более полно понять внутреннюю динамику сопротивления изменениям и работать с ней более эффективно.

В ходе упражнения клиент учится распознавать, принимать и интегрировать различные части своей личности, имеющие противоположные стремления и потребности.

Цель упражнения

  • Осознание и принятие противоречивых чувств и желаний
  • Развитие навыков работы с внутренними конфликтами
  • Снижение тревоги в отношении амбивалентности
  • Интеграция противоположных стремлений
  • Поиск ресурсных состояний в ситуации внутреннего конфликта

Реквизит

  • Бланки для записи амбивалентных чувств
  • Карточки двух разных цветов
  • Флипчарт или большой лист бумаги
  • Маркеры разных цветов
  • Рабочая тетрадь для записей

Образец бланка анализа амбивалентности

Сфера измененийСтремление к изменениямСопротивление изменениямВозможный компромисс
Карьерный ростЖелание развитияСтрах неудачиПостепенные шаги
Личные отношенияПотребность в близостиСтрах зависимостиЗдоровые границы
Образ жизниСтремление к здоровьюПривычный комфортБаланс привычек

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Консультант объясняет природу амбивалентности, её нормальность и адаптивную функцию. Создается безопасная атмосфера для исследования противоречивых чувств.

2. Идентификация амбивалентности

Клиент определяет области жизни, где присутствуют противоречивые чувства и желания. Каждая область подробно описывается с указанием обеих сторон внутреннего конфликта.

3. Исследование каждой стороны

Для каждой стороны амбивалентности определяется: — Глубинные потребности и стремления — Страхи и опасения — Защитные механизмы — Вторичные выгоды

4. Диалог противоположностей

Проводится структурированный диалог между различными частями личности: — Выражение потребностей каждой стороны — Поиск общих интересов — Определение возможных компромиссов — Выработка интегративных решений

5. Поиск баланса

Разрабатываются способы: — Учета интересов обеих сторон — Постепенного движения к изменениям — Сохранения чувства безопасности — Интеграции противоположных стремлений

Время на выполнение этапов

  • Подготовительный этап: 15-20 минут
  • Идентификация амбивалентности: 25-30 минут
  • Исследование сторон: 35-40 минут
  • Диалог противоположностей: 30-35 минут
  • Поиск баланса: 25-30 минут

Ключевые моменты для участников

  • Амбивалентность – нормальное явление при изменениях
  • Каждая сторона внутреннего конфликта имеет свою ценность
  • Важно уважать и принимать все части своей личности
  • Интеграция противоположностей возможна через диалог
  • Постепенные изменения часто эффективнее резких

Вопросы для обсуждения

  • Какие чувства вызывает осознание внутренних противоречий?
  • Что помогает принимать амбивалентность?
  • Как можно использовать энергию противоречий для развития?
  • Какие способы интеграции противоположностей работают лучше всего?
  • Как меняется отношение к изменениям при работе с амбивалентностью?

Пример выполнения

Клиент Дмитрий, 34 года, работает над принятием важного карьерного решения. Анализ его амбивалентности:

Аспект решенияЗа измененияПротив измененийНайденный баланс
Новая должностьРазвитие навыковСтрах неизвестностиПоэтапный переход
Смена компанииЛучшие условияПотеря стабильностиПробный период
Переезд в другой городНовые возможностиРазрыв связейВременное проживание

Интерпретация результатов

  • Степень осознания амбивалентности указывает на готовность к работе с изменениями
  • Характер внутренних конфликтов отражает ключевые зоны развития
  • Способность находить компромиссы говорит об адаптивности личности
  • Качество интеграции противоположностей показывает уровень личностной зрелости

Показания к применению

  • Ситуации принятия сложных решений
  • Периоды значительных жизненных изменений
  • Работа с внутренними конфликтами
  • Преодоление сопротивления изменениям
  • Развитие навыков принятия решений

Рекомендации для ведущего

  • Создавайте безопасное пространство для исследования противоречий
  • Помогайте в признании и принятии всех частей личности
  • Поддерживайте процесс интеграции противоположностей
  • Обращайте внимание на телесные проявления при работе с амбивалентностью
  • Способствуйте поиску творческих решений
  • Уважайте темп клиента в работе с противоречиями

Возможные модификации

  • Использование техник психодрамы для работы с частями личности
  • Применение арт-терапевтических методов
  • Включение телесно-ориентированных практик
  • Работа с метафорическими картами
  • Ведение дневника амбивалентности
  • Групповой формат исследования противоречий

15.8 Упражнение «Работа с созданием позитивных ожиданий»

Упражнение направлено на формирование конструктивных ожиданий от будущего и развитие способности видеть позитивные перспективы изменений. Особое внимание уделяется работе с образом желаемого будущего и созданию реалистичного оптимистичного настроя.

В ходе выполнения упражнения клиент учится различать реалистичные и нереалистичные ожидания, формировать адекватные критерии оценки успеха и создавать мотивирующий образ будущего, основанный на реальных возможностях и ресурсах.

Важным компонентом является работа с временной перспективой и развитие способности планировать позитивные изменения, сохраняя баланс между оптимизмом и реализмом.

Цель упражнения

  • Формирование конструктивных ожиданий от будущего
  • Развитие навыков позитивного планирования
  • Укрепление веры в возможность позитивных изменений
  • Создание реалистичного оптимистического настроя
  • Работа с образом желаемого будущего

Реквизит

  • Бланки планирования будущего
  • Карточки для визуализации целей
  • Материалы для создания коллажа
  • Дневник позитивных ожиданий
  • Цветные маркеры и карандаши

Образец бланка работы с ожиданиями

Сфера жизниЖелаемые измененияРеальные возможностиПлан действий
КарьераПовышение квалификацииДоступные курсыПоэтапное обучение
ОтношенияУлучшение коммуникацииПрактика навыковЕжедневные упражнения
СаморазвитиеНовые компетенцииОнлайн-ресурсыРегулярная практика

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Консультант объясняет принципы формирования конструктивных ожиданий, различие между оптимизмом и нереалистичными надеждами. Создается атмосфера поддержки и принятия.

2. Исследование текущих ожиданий

Клиент анализирует свои актуальные ожидания от будущего: — Характер ожиданий — Их реалистичность — Влияние на мотивацию — Источники формирования

3. Формирование позитивного образа будущего

Создается детальный образ желаемого будущего с учетом: — Реальных возможностей — Имеющихся ресурсов — Необходимых условий — Временных рамок

4. Проверка реалистичности

Происходит оценка сформированных ожиданий: — Соответствие реальности — Наличие необходимых ресурсов — Возможные препятствия — Пути преодоления трудностей

5. Планирование действий

Разрабатывается конкретный план: — Последовательность шагов — Промежуточные результаты — Критерии успеха — Способы поддержки мотивации

Время на выполнение этапов

  • Подготовительный этап: 20-25 минут
  • Исследование ожиданий: 30-35 минут
  • Формирование образа будущего: 35-40 минут
  • Проверка реалистичности: 25-30 минут
  • Планирование действий: 30-35 минут

Ключевые моменты для участников

  • Важность баланса между оптимизмом и реализмом
  • Необходимость опоры на реальные возможности
  • Значимость поэтапного планирования
  • Роль позитивных ожиданий в мотивации
  • Ценность регулярной проверки реалистичности планов

Вопросы для обсуждения

  • Как ваши ожидания влияют на мотивацию?
  • Что помогает сохранять оптимистический настрой?
  • Какие ожидания оказались наиболее реалистичными?
  • Как изменился ваш взгляд на будущее?
  • Что может помочь в реализации планов?
  • Как справляться с возможными разочарованиями?

Пример выполнения

Клиентка Анна, 27 лет, работает над развитием собственного бизнеса. Анализ её ожиданий:

Временной периодОжиданияРеальные шагиНеобходимые ресурсы
3 месяцаЗапуск проектаБизнес-планОбучение, финансы
6 месяцевПервые клиентыМаркетингРеклама, сеть
1 годСтабильный доходРазвитие брендаКоманда, процессы

Интерпретация результатов

  • Реалистичность ожиданий показывает готовность к практическим действиям
  • Баланс краткосрочных и долгосрочных целей говорит о стратегическом мышлении
  • Детализация планов указывает на серьезность намерений
  • Понимание необходимых ресурсов свидетельствует о практичности подхода

Показания к применению

  • Начало новых проектов
  • Периоды жизненных изменений
  • Работа с неуверенностью в будущем
  • Преодоление пессимистических установок
  • Развитие мотивации к изменениям

Рекомендации для ведущего

  • Поддерживайте баланс оптимизма и реализма
  • Помогайте в проверке реалистичности планов
  • Способствуйте детализации образа будущего
  • Обращайте внимание на ресурсное обеспечение планов
  • Поддерживайте при работе с сомнениями
  • Помогайте в разработке конкретных шагов

Возможные модификации

  • Создание визуальной карты будущего
  • Работа с временной линией
  • Использование техник визуализации
  • Включение элементов коучинга
  • Ведение дневника успехов
  • Групповой формат планирования

15.9 Упражнение «Рефлексия влияния личности консультанта»

Упражнение направлено на развитие профессиональной осознанности консультанта относительно влияния его личности на мотивацию клиента. В процессе работы происходит исследование различных аспектов взаимодействия консультанта и клиента, их влияния на терапевтический процесс и результаты консультирования.

Особое внимание уделяется анализу как позитивных, так и потенциально проблемных аспектов личностного влияния консультанта, что помогает развивать более осознанный и профессиональный подход к работе.

Важным компонентом является исследование собственных установок, ценностей и предубеждений консультанта, которые могут оказывать влияние на процесс мотивирования клиента.

Цель упражнения

  • Развитие профессиональной рефлексии консультанта
  • Осознание влияния личности на процесс консультирования
  • Повышение качества терапевтического взаимодействия
  • Профилактика профессиональных искажений
  • Развитие навыков самоанализа в консультировании

Реквизит

  • Бланки самоанализа консультанта
  • Дневник профессиональной рефлексии
  • Карточки для записи наблюдений
  • Видеозаписи консультаций (при возможности)
  • Протоколы супервизий

Образец бланка анализа влияния консультанта

Аспект влиянияПроявленияЭффект для клиентаНеобходимые изменения
Вербальное поведениеСтиль речиУровень пониманияАдаптация языка
Невербальные сигналыМимика, жестыУровень доверияОсознанность
Эмоциональные реакцииЭмпатияЧувство поддержкиБаланс

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Консультант настраивается на исследовательскую позицию, подготавливает необходимые материалы для анализа своей работы. Важно создать безопасную атмосферу для честного самоанализа.

2. Самонаблюдение в процессе работы

Ведется структурированное наблюдение за: — Собственными реакциями — Стилем взаимодействия — Эмоциональными откликами — Профессиональными интервенциями

3. Анализ влияния

Исследуются различные аспекты влияния: — Личностные особенности — Профессиональный стиль — Ценности и убеждения — Теоретические предпочтения

4. Выявление паттернов

Определяются устойчивые паттерны: — В работе с разными клиентами — В различных ситуациях — При разных запросах — В кризисных моментах

5. Супервизионный разбор

Обсуждаются с супервизором: — Найденные закономерности — Проблемные моменты — Ресурсные стороны — Направления развития

Время на выполнение этапов

  • Подготовительный этап: 20-25 минут
  • Самонаблюдение: 45-50 минут
  • Анализ влияния: 35-40 минут
  • Выявление паттернов: 30-35 минут
  • Супервизионный разбор: 60-90 минут

Ключевые моменты для участников

  • Важность честного самоанализа
  • Необходимость регулярной рефлексии
  • Значимость профессиональной супервизии
  • Ценность обратной связи от клиентов
  • Роль постоянного профессионального развития

Вопросы для обсуждения

  • Как ваши личные особенности влияют на работу с клиентами?
  • Какие паттерны вы замечаете в своей работе?
  • Как меняется ваше влияние с разными типами клиентов?
  • Что помогает сохранять профессиональную позицию?
  • Какие аспекты влияния требуют дополнительного внимания?
  • Как развивать осознанность в консультировании?

Пример выполнения

Консультант Елена, стаж работы 5 лет, анализирует свою работу с клиентами:

СитуацияРеакции консультантаВлияние на клиентаВыводы
Кризисная ситуацияПовышенная заботаЗависимостьБаланс поддержки
СопротивлениеНастойчивостьЗащитная реакцияГибкость подхода
Успех клиентаВоодушевлениеМотивацияПоддержка автономии

Интерпретация результатов

  • Осознание паттернов помогает улучшить качество работы
  • Понимание своего влияния ведет к более осознанной практике
  • Регулярная рефлексия способствует профессиональному росту
  • Анализ помогает предотвратить профессиональные искажения

Показания к применению

  • Регулярная профессиональная практика
  • Сложные случаи в консультировании
  • Профессиональное выгорание
  • Потребность в развитии
  • Подготовка к супервизии

Рекомендации для ведущего

  • Создавайте безопасную среду для самоанализа
  • Поощряйте честность и открытость
  • Поддерживайте исследовательскую позицию
  • Помогайте в выявлении слепых пятен
  • Способствуйте интеграции полученных инсайтов
  • Направляйте к конструктивным выводам

Возможные модификации

  • Использование видеозаписей консультаций
  • Работа в группе коллег
  • Ведение структурированного дневника
  • Анализ случаев из практики
  • Включение методов арт-терапии
  • Использование ролевых игр

15.10 Упражнение «Фокусировка на развитии автономной мотивации»

Упражнение направлено на развитие внутренней мотивации клиента и укрепление его способности к самостоятельному поддержанию мотивации. Особое внимание уделяется переходу от внешней мотивации к внутренней, развитию самодетерминации и способности находить личностный смысл в выполняемой деятельности.

В процессе работы происходит исследование источников мотивации клиента, выявление его истинных интересов и ценностей, а также создание условий для развития автономной мотивации. Важным аспектом является работа с преодолением зависимости от внешних стимулов и оценок.

Упражнение помогает клиенту научиться поддерживать устойчивую мотивацию, опираясь на собственные ценности и стремления, а не на внешние требования и ожидания других людей.

Цель упражнения

  • Развитие способности к автономной мотивации
  • Укрепление внутренних источников мотивации
  • Формирование навыков самомотивации
  • Повышение осознанности в выборе целей
  • Развитие самодетерминации

Реквизит

  • Бланки анализа мотивации
  • Дневник самомотивации
  • Карточки для записи целей
  • Шкалы оценки автономности
  • Материалы для визуализации

Образец бланка анализа автономной мотивации

Сфера деятельностиВнешние стимулыВнутренние мотивыСтепень автономности
Профессиональное развитиеОдобрение руководстваИнтерес к делуСредняя
Личностный ростСоциальные ожиданияСамореализацияВысокая
Здоровый образ жизниМода на ЗОЖЗабота о себеРастущая

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Консультант объясняет различия между внешней и внутренней мотивацией, значение автономной мотивации для устойчивых изменений. Создается атмосфера принятия и поддержки самостоятельности клиента.

2. Анализ текущей мотивации

Исследуются: — Преобладающие типы мотивации — Источники мотивации — Степень автономности — Зависимость от внешних стимулов

3. Исследование внутренних ресурсов

Определяются: — Личные интересы и ценности — Природные склонности — Области самостоятельности — Зоны развития автономии

4. Развитие самодетерминации

Практикуются навыки: — Самостоятельного целеполагания — Принятия решений — Оценки результатов — Корректировки действий

5. Формирование поддерживающих стратегий

Разрабатываются способы: — Поддержания внутренней мотивации — Преодоления зависимости от внешних оценок — Укрепления уверенности в себе — Развития самостоятельности

Время на выполнение этапов

  • Подготовительный этап: 20-25 минут
  • Анализ мотивации: 35-40 минут
  • Исследование ресурсов: 30-35 минут
  • Развитие самодетерминации: 40-45 минут
  • Формирование стратегий: 30-35 минут

Ключевые моменты для участников

  • Важность осознания собственных желаний
  • Ценность самостоятельного выбора
  • Необходимость доверия своим решениям
  • Значимость личного интереса в деятельности
  • Роль внутренних критериев оценки

Вопросы для обсуждения

  • Что мотивирует вас больше всего?
  • Как вы определяете истинность своих желаний?
  • Что помогает сохранять мотивацию без внешних стимулов?
  • Как изменилось ваше отношение к самомотивации?
  • Какие стратегии самоподдержки работают лучше всего?
  • Как развивать уверенность в своих решениях?

Пример выполнения

Клиент Артём, 31 год, работает над развитием собственного проекта. Анализ его мотивации:

Этап проектаВнутренние драйверыВнешние стимулыРазвитие автономии
ПланированиеТворческий интересМнение коллегДоверие интуиции
РеализацияЖелание создаватьОжидания клиентовСледование видению
РазвитиеСтремление к ростуКонкуренцияСобственные критерии

Интерпретация результатов

  • Преобладание внутренней мотивации указывает на высокий потенциал автономии
  • Баланс мотивов говорит о зрелости личности
  • Развитие самодетерминации отражает личностный рост
  • Способность к самомотивации показывает психологическую устойчивость

Показания к применению

  • Зависимость от внешней оценки
  • Трудности с самомотивацией
  • Потребность в развитии автономии
  • Работа над личными проектами
  • Профессиональное самоопределение

Рекомендации для ведущего

  • Поддерживайте самостоятельность клиента
  • Помогайте в исследовании внутренних мотивов
  • Укрепляйте веру в собственные решения
  • Развивайте способность к самоанализу
  • Поощряйте независимость суждений
  • Фокусируйтесь на личных критериях успеха

Возможные модификации

  • Ведение дневника автономной мотивации
  • Создание карты внутренних ресурсов
  • Практика принятия самостоятельных решений
  • Работа с ценностными ориентирами
  • Развитие навыков самоподдержки
  • Групповой формат обмена опытом

Итоговая таблица упражнений главы 15 «Мотивация клиента»

УпражнениеФокусировкаВремя на выполнение
15.1 Анализ внутренних и внешних стимуловИсследование мотивационной структуры личности, различение внутренних и внешних источников мотивации90-105 минут
15.2 Выявление препятствий на пути измененийАнализ и проработка барьеров, мешающих достижению целей, разработка стратегий преодоления145-165 минут
15.3 Демонстрация веры в возможности клиентаУкрепление самоэффективности, работа с прошлыми достижениями и ресурсами145-170 минут
15.4 Занятие позиции поддерживающего партнераРазвитие навыков создания поддерживающих отношений, баланс поддержки и стимуляции145-165 минут
15.5 Идентификация ценностей и убежденийИсследование системы ценностей, их влияния на мотивацию и принятие решений130-155 минут
15.6 Обсуждение промежуточных достиженийАнализ и интеграция промежуточных результатов, поддержание мотивации через осознание прогресса135-160 минут
15.7 Проработка амбивалентных чувствИсследование противоречивых чувств и желаний, работа с внутренними конфликтами130-155 минут
15.8 Работа с созданием позитивных ожиданийФормирование конструктивных ожиданий от будущего, баланс оптимизма и реализма140-165 минут
15.9 Рефлексия влияния личности консультантаАнализ влияния личности консультанта на мотивацию клиента, профессиональная рефлексия190-240 минут
15.10 Фокусировка на развитии автономной мотивацииРазвитие внутренней мотивации, укрепление самодетерминации и самостоятельности155-180 минут