КПТ упражнения. Глава 7. Выявление промежуточных убеждений

Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта


КПТ упражнения


Глава 7. Выявление промежуточных убеждений

Оглавление

  1. Анализ условных правил
  2. Выявление компенсаторных стратегий
  3. Исследование жизненных правил
  4. Карта промежуточных убеждений
  5. Определение поведенческих паттернов
  6. Поиск связующих убеждений
  7. Построение мостиков убеждений
  8. Распознавание установок
  9. Соединение опыта и убеждений
  10. Формулировка предположений

7.1 Упражнение «Анализ условных правил»

Описание упражнения

Упражнение направлено на выявление и анализ условных правил («если…, то…»), которыми человек руководствуется в жизни. Эти правила часто являются источником дезадаптивного поведения и эмоциональных проблем.

Цель упражнения

Выявить неосознаваемые условные правила, оценить их влияние на жизнь и поведение, определить источники их формирования и степень реалистичности.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Бланки для записейПо количеству участниковДля записи выявленных правил
Ручки или карандашиПо количеству участниковДля заполнения бланков

Размер группы

От 1 до 8 человек

Этапы выполнения

  1. Введение и объяснение концепции условных правил (10 минут)
  2. Самостоятельное выявление личных условных правил (20 минут)
  3. Анализ правил по структурированной схеме (30 минут)
  4. Групповое обсуждение и обратная связь (20 минут)

Обсуждение и актуальные вопросы

  • Как давно существует это правило в вашей жизни?
  • Какие преимущества и недостатки дает следование этому правилу?
  • Насколько реалистично это правило в современном контексте?
  • Какие эмоции возникают при нарушении этого правила?

Примеры выполнения

Условное правилоВозможные последствияАльтернативная формулировка
«Если я не сделаю всё идеально, то я некомпетентен»Перфекционизм, тревожность, прокрастинация«Я могу делать ошибки и учиться на них»
«Если кто-то критикует меня, значит я плохой человек»Избегание обратной связи, низкая самооценка«Критика помогает мне развиваться»

Интерпретация результатов

При анализе обратите внимание на:

  • Жесткость формулировок
  • Наличие крайностей в суждениях
  • Связь с глубинными убеждениями
  • Влияние на повседневное поведение

Показания к применению

  • Работа с тревожными расстройствами
  • Коррекция перфекционизма
  • Проработка проблем самооценки
  • Работа с прокрастинацией

Противопоказания

Острое психотическое состояние, тяжелая депрессия с суицидальными мыслями

Рекомендации для ведущего

  • Создать безопасную атмосферу для самораскрытия
  • Избегать оценочных суждений
  • Помогать участникам формулировать более гибкие правила
  • Отслеживать эмоциональное состояние участников

Возможные модификации

Вариант модификацииОсобенности проведенияЦелевая группа
Работа в парахВзаимный анализ правил друг другаДля терапевтических групп
Письменный форматВедение дневника правилДля индивидуальной работы
Ролевая играПроигрывание ситуаций с правиламиДля продвинутых групп

7.2 Упражнение «Выявление компенсаторных стратегий»

Описание упражнения

Упражнение направлено на исследование и осознание компенсаторных стратегий поведения — тех способов, которыми человек пытается справиться с дискомфортом, тревогой или другими негативными переживаниями. Участники учатся распознавать свои защитные механизмы и оценивать их эффективность.

Цель упражнения

Научиться выявлять собственные компенсаторные стратегии, понять их происхождение, оценить их адаптивность и найти более эффективные способы совладания с трудностями. Развить навыки самонаблюдения и рефлексии.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Рабочие тетрадиПо числу участниковДля ведения записей и анализа
Карточки с ситуациями20-30 штукДля моделирования различных ситуаций
Флипчарт1 штукаДля групповой работы и визуализации
Маркеры разных цветов4-5 наборовДля работы с флипчартом

Размер группы

Оптимально 6-12 человек

Этапы выполнения

  1. Теоретическое введение (15 минут)
    • Объяснение понятия компенсаторных стратегий
    • Примеры различных видов компенсаций
    • Обсуждение их роли в жизни
  2. Индивидуальная работа по выявлению стратегий (30 минут)
    • Анализ типичных стрессовых ситуаций
    • Выявление автоматических реакций
    • Заполнение дневника наблюдений
  3. Работа в малых группах (45 минут)
    • Обмен опытом
    • Анализ сходств и различий
    • Поиск альтернативных стратегий
  4. Групповое обсуждение и обобщение (30 минут)

Обсуждение и актуальные вопросы

Вопрос для обсужденияЦель вопросаОжидаемый результат
Когда вы впервые заметили эту стратегию?Определение истоков поведенияОсознание исторического контекста
Что происходит, если стратегия не срабатывает?Выявление глубинных страховПонимание мотивации
Какую цену вы платите за использование этой стратегии?Оценка последствийОсознание издержек
Что бы произошло без этой стратегии?Исследование убежденийПереоценка необходимости

Примеры выполнения

Пример заполнения дневника наблюдений:

СитуацияСтратегияКраткосрочный эффектДолгосрочные последствия
Конфликт на работеИзбегание общенияСнижение тревогиУхудшение отношений
Публичное выступлениеСверхподготовкаЧувство контроляИстощение ресурсов
Критика от близкихАгрессивная защитаСохранение самооценкиКонфликты в отношениях

Интерпретация результатов

  • Анализ частоты использования различных стратегий
  • Оценка их эффективности в разных контекстах
  • Выявление паттернов и связей с глубинными убеждениями
  • Определение областей для развития новых навыков

Показания к применению

  • Работа с тревожными расстройствами
  • Социальные фобии
  • Проблемы межличностных отношений
  • Трудности самореализации
  • Профессиональное выгорание

Противопоказания

  • Острые психотические состояния
  • Тяжелая депрессия
  • Посттравматическое стрессовое расстройство в острой фазе

Рекомендации для ведущего

При проведении упражнения важно:

  • Создать безопасную атмосферу для самораскрытия участников
  • Избегать оценочных суждений о выявленных стратегиях
  • Помогать участникам находить связь между стратегиями и их жизненным опытом
  • Поощрять поиск альтернативных способов совладания
  • Отслеживать эмоциональное состояние участников
  • Быть готовым к проявлению сильных эмоций

Возможные модификации

Вариант модификацииОписание измененийОсобые указания
Арт-терапевтическая версияРисование своих стратегийНеобходимы материалы для рисования
Психодраматическая версияПроигрывание ситуацийТребуется опыт в психодраме
Медитативная версияРабота с телесными ощущениямиПодходит для продвинутых групп

7.3 Упражнение «Исследование жизненных правил»

Описание упражнения

Упражнение фокусируется на выявлении и анализе жизненных правил — глубинных убеждений, которые определяют поведение человека в различных ситуациях. Участники исследуют свои неписаные правила жизни, их происхождение и влияние на текущие решения.

Цель упражнения

Осознать свои основные жизненные правила, оценить их актуальность и функциональность, научиться различать конструктивные и деструктивные правила, развить навыки их корректировки.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Рабочие листы «Мои правила»По числу участниковДля записи и анализа правил
Карточки с примерами правил30-40 штукДля демонстрации и обсуждения
Цветные стикеры3 набораДля категоризации правил

Размер группы

5-15 человек

Этапы выполнения

  1. Подготовительный этап (20 минут)
    • Объяснение концепции жизненных правил
    • Демонстрация примеров
    • Раздача материалов
  2. Индивидуальная работа (40 минут)
    • Составление списка личных правил
    • Анализ их происхождения
    • Оценка влияния на жизнь
  3. Работа в парах (30 минут)
    • Обмен найденными правилами
    • Взаимная обратная связь
    • Поиск альтернативных формулировок
  4. Групповое обсуждение (40 минут)

Примеры выполнения

Исходное правилоАнализ влиянияМодифицированная версия
«Нельзя показывать слабость»Трудности в близких отношениях«Проявление уязвимости укрепляет доверие»
«Нужно всегда быть первым»Хроническое напряжение«Я могу выбирать, где прилагать максимум усилий»
«Люди всегда используют других»Изоляция, недоверие«Люди могут быть разными, важно их узнавать»

Обсуждение и актуальные вопросы

Направление анализаКлючевые вопросыФокус внимания
Происхождение правилаКогда и как возникло?Семейный контекст
АктуальностьРаботает ли сейчас?Современный контекст
ПоследствияЧто дает и что забирает?Баланс пользы/вреда

Интерпретация результатов

  • Анализ жесткости/гибкости правил
  • Оценка их адаптивности
  • Выявление конфликтующих правил
  • Определение приоритетных областей для изменений

Показания к применению

  • Трудности в принятии решений
  • Проблемы в отношениях
  • Внутриличностные конфликты
  • Сложности с самореализацией
  • Работа с перфекционизмом

Противопоказания

  • Острые психотические состояния
  • Тяжелая депрессия
  • Биполярное расстройство в фазе мании

Рекомендации для ведущего

  • Поддерживать исследовательскую позицию участников
  • Помогать в формулировке более гибких правил
  • Отслеживать сопротивление изменениям
  • Работать с групповой динамикой
  • Обеспечивать психологическую безопасность

Возможные модификации

ВариантОсобенности проведенияЦелевая группа
Семейная версияРабота с семейными правиламиСемейные пары
Профессиональная версияФокус на рабочих правилахРабочие коллективы
Метафорическая версияИспользование образов и символовТворческие группы

7.4 Упражнение «Карта промежуточных убеждений»

Описание упражнения

Упражнение представляет собой структурированный метод визуализации и анализа промежуточных убеждений с помощью создания ментальной карты. Участники создают графическое представление связей между различными убеждениями, эмоциями и поведением.

Цель упражнения

Визуализировать систему убеждений, выявить связи между различными уровнями убеждений, найти ключевые точки для терапевтической работы.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Большие листы бумаги А2По числу участниковДля создания карт
Цветные маркерыПо 5-6 на участникаДля рисования связей
Цветные стикеры4-5 блоков разных цветовДля записи убеждений

Этапы выполнения

  1. Подготовка (20 минут)
    • Объяснение принципов построения карты
    • Демонстрация примера
    • Раздача материалов
  2. Создание карты (45 минут)
    • Определение центрального убеждения
    • Выявление связанных мыслей
    • Построение связей
  3. Анализ карты (30 минут)
    • Поиск паттернов
    • Выявление циклов
    • Определение ключевых узлов
  4. Групповое обсуждение (35 минут)

Обсуждение и актуальные вопросы

Аспект анализаВопросыЧто исследуем
Структура картыКакие связи самые сильные?Основные паттерны
Эмоциональный откликЧто вызывает наибольший дискомфорт?Точки напряжения
Возможности измененийГде легче всего начать перемены?Точки входа

Примеры выполнения

Структура типичной карты:

УровеньСодержаниеЦветовое кодирование
Центральное убеждениеОсновная тема работыКрасный
Промежуточные убежденияПравила и установкиСиний
Поведенческие паттерныКонкретные действияЗеленый

Интерпретация результатов

  • Анализ плотности связей
  • Выявление центральных узлов
  • Определение циклических паттернов
  • Поиск точек для терапевтического вмешательства

Показания к применению

  • Работа с когнитивными искажениями
  • Исследование источников тревоги
  • Анализ самоограничивающих убеждений
  • Работа с жизненными сценариями

Противопоказания

  • Выраженная тревожность
  • Состояния острого кризиса
  • Сложности с абстрактным мышлением

Рекомендации для ведущего

  • Помогать в структурировании процесса
  • Поддерживать исследовательский интерес
  • Следить за эмоциональным состоянием
  • Помогать в выявлении неочевидных связей
  • Фиксировать значимые инсайты

Возможные модификации

МодификацияОсобенности проведенияДля кого подходит
Цифровая версияИспользование онлайн-инструментовДистанционная работа
Групповая картаСоздание общей карты группойСемейная терапия
Динамическая картаОтслеживание изменений во времениДлительная терапия

7.5 Упражнение «Определение поведенческих паттернов»

Описание упражнения

Структурированное наблюдение и анализ повторяющихся моделей поведения, их связи с промежуточными убеждениями и их влияния на жизнь человека.

Цель упражнения

Научиться распознавать автоматические поведенческие реакции, понимать их связь с убеждениями и развивать более адаптивные модели поведения.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Дневники наблюденийПо числу участниковФиксация паттернов
Карточки ситуаций25-30 штукМоделирование реакций
Видеокамера1 штукаЗапись поведения

Размер группы

6-8 человек

Этапы выполнения

  1. Подготовительный этап (25 минут)
    • Объяснение концепции паттернов
    • Демонстрация примеров
    • Инструктаж по ведению дневника
  2. Практическая часть (60 минут)
    • Разыгрывание типичных ситуаций
    • Видеозапись поведения
    • Анализ реакций
  3. Анализ видеоматериала (45 минут)
    • Просмотр записей
    • Выявление паттернов
    • Обратная связь группы

Обсуждение и актуальные вопросы

Тема обсужденияКлючевые вопросыОжидаемые инсайты
Триггеры паттерновЧто запускает реакцию?Осознание стимулов
Автоматизм реакцийНасколько осознанны действия?Понимание механизмов
Последствия паттерновК чему приводят реакции?Оценка эффективности

Примеры выполнения

ПаттернТриггерРеакцияПоследствия
Избегание конфликтовПовышение голосаУход из ситуацииНерешенные проблемы
СверхконтрольНеопределенностьДетальное планированиеРигидность поведения
УгождениеКритикаЧрезмерная помощьИгнорирование своих потребностей

Интерпретация результатов

  • Оценка адаптивности паттернов
  • Анализ их эффективности
  • Выявление «слепых пятен»
  • Определение направлений изменений

Показания к применению

  • Межличностные конфликты
  • Проблемы с самореализацией
  • Трудности адаптации
  • Профессиональные проблемы

Противопоказания

  • Социальная фобия
  • Острое тревожное состояние
  • Выраженная депрессия

Рекомендации для ведущего

  • Обеспечить безопасную атмосферу
  • Давать конструктивную обратную связь
  • Поддерживать исследовательский интерес
  • Помогать в поиске альтернатив
  • Следить за групповой динамикой

Возможные модификации

ВариантСпецификаПреимущества
Онлайн-вариантЗапись видеоконференцийДоступность удаленно
Ролевая играПроигрывание сценариевБезопасная практика
Письменный анализВедение дневникаГлубокая рефлексия

7.6 Упражнение «Поиск связующих убеждений»

Описание упражнения

Упражнение направлено на выявление и анализ убеждений, которые связывают различные области жизни и формируют мостики между разными типами опыта. Участники исследуют, как одни и те же базовые убеждения проявляются в разных сферах их жизни.

Цель упражнения

Обнаружить общие паттерны мышления, которые проявляются в разных жизненных ситуациях, понять их влияние на поведение и эмоциональное состояние.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Рабочие тетрадиПо числу участниковДля записи наблюдений
Карточки с жизненными сферами30-40 штукДля анализа ситуаций
Маркеры разных цветов3-4 набораДля визуализации связей

Этапы выполнения

  1. Подготовительный этап (20 минут)
    • Объяснение концепции связующих убеждений
    • Примеры из разных сфер жизни
    • Инструктаж по выполнению
  2. Индивидуальная работа (45 минут)
    • Анализ жизненных ситуаций
    • Выявление повторяющихся тем
    • Поиск общих убеждений
  3. Работа в малых группах (35 минут)
    • Обсуждение находок
    • Поиск сходств и различий
    • Взаимная поддержка

Обсуждение и актуальные вопросы

Область анализаКлючевые вопросыФокус внимания
Универсальность убежденийГде еще проявляется?Сквозные темы
История формированияКак возникла связь?Ранний опыт
ПоследствияКак влияет на жизнь?Текущие проблемы

Интерпретация результатов

  • Определение ключевых тем
  • Анализ влияния на разные сферы
  • Оценка адаптивности убеждений
  • Поиск возможностей для изменений

Показания к применению

  • Повторяющиеся жизненные сценарии
  • Устойчивые проблемные паттерны
  • Сложности в разных сферах жизни
  • Поиск личностных изменений

Противопоказания

  • Острое кризисное состояние
  • Выраженная тревожность
  • Низкая мотивация к самоисследованию

Рекомендации для ведущего

  • Помогать в поиске связей между ситуациями
  • Поддерживать безоценочную атмосферу
  • Фасилитировать групповую динамику
  • Отслеживать эмоциональное состояние участников
  • Помогать в формулировке выводов

Примеры выполнения

СитуацияСвязующее убеждениеПроявление в других сферах
Конфликт на работе«Нельзя показывать слабость»Личные отношения, спорт
Новый проект«Все должно быть идеально»Домашние дела, хобби
Знакомство«Люди не примут настоящего меня»Карьера, творчество

Возможные модификации

ВариантОсобенностиПрименение
Метафорическая работаИспользование образов и символовДля творческих групп
Телесно-ориентированный подходРабота с ощущениями в телеДля продвинутых групп
Арт-терапевтическая версияРисование связей и паттерновДля эмоциональной проработки

7.7 Упражнение «Построение мостиков убеждений»

Описание упражнения

Это упражнение фокусируется на выявлении и анализе промежуточных шагов между базовыми убеждениями и конкретным поведением. Участники учатся прослеживать цепочку от глубинных установок до повседневных реакций.

Цель упражнения

Научиться выявлять промежуточные звенья между базовыми убеждениями и поведенческими паттернами, понять механизм влияния убеждений на поведение, найти точки для возможных изменений.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Рабочие листы «Мостики убеждений»По числу участниковДля записи цепочек убеждений
Карточки с примерами убеждений40-50 штукДля демонстрации и практики
Цветные стикеры5-6 блоковДля визуализации связей

Размер группы

4-10 человек

Этапы выполнения

  1. Вводная часть (25 минут)
    • Объяснение концепции мостиков убеждений
    • Разбор примеров
    • Демонстрация техники
  2. Индивидуальная работа (40 минут)
    • Выбор базового убеждения
    • Анализ связанного поведения
    • Построение цепочки связей
  3. Работа в парах (30 минут)
    • Обмен находками
    • Поиск дополнительных связей
    • Обратная связь
  4. Групповое обсуждение (35 минут)

Обсуждение и актуальные вопросы

Тема обсужденияКлючевые вопросыЦель исследования
Истоки убежденийОткуда взялось это убеждение?Понимание корней
Промежуточные шагиЧто между мыслью и действием?Осознание механизма
Возможности измененийГде можно прервать цепочку?Поиск решений

Примеры выполнения

Базовое убеждениеПромежуточные звеньяПоведенческий паттерн
«Я должен быть лучшим»→ Страх неудачи → Повышенные требованияПерфекционизм
«Люди ненадежны»→ Ожидание предательства → НедовериеИзбегание близости
«Я недостаточно хорош»→ Страх оценки → СамокритикаПрокрастинация

Интерпретация результатов

  • Анализ логических связей в цепочке
  • Выявление искажений мышления
  • Определение ключевых точек для изменений
  • Оценка адаптивности убеждений

Показания к применению

  • Работа с дезадаптивными паттернами
  • Когнитивная реструктуризация
  • Преодоление самоограничений
  • Личностный рост

Противопоказания

  • Острые психотические состояния
  • Тяжелая депрессия
  • Выраженная тревожность

Рекомендации для ведущего

  • Создавать безопасную атмосферу
  • Помогать в прослеживании связей
  • Поддерживать исследовательский интерес
  • Фокусировать внимание на ключевых моментах
  • Помогать в формулировке альтернатив

Возможные модификации

Вариант модификацииОсобенности проведенияЦелевая аудитория
Графическая версияРисование схем связейВизуальные мыслители
Нарративная версияСоздание историй о убежденияхТворческие личности
Групповая версияКоллективное построение мостиковСплоченные группы

7.8 Упражнение «Распознавание установок»

Описание упражнения

Упражнение направлено на выявление и осознание автоматических установок — неосознаваемых предубеждений и предрасположенностей, влияющих на восприятие и поведение. Участники учатся замечать свои установки в различных жизненных ситуациях.

Цель упражнения

Развить навыки распознавания собственных установок, понять их влияние на поведение и эмоциональные реакции, научиться различать конструктивные и деструктивные установки.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Рабочие тетрадиПо числу участниковЗапись наблюдений
Карточки ситуаций30-35 штукАнализ реакций
Флипчарт1 штукаГрупповые записи

Размер группы

5-12 человек

Этапы выполнения

  1. Теоретическая часть (30 минут)
    • Объяснение понятия установок
    • Примеры распространенных установок
    • Механизмы их влияния
  2. Практическая часть (45 минут)
    • Анализ собственных реакций
    • Выявление скрытых установок
    • Заполнение дневника наблюдений
  3. Групповая работа (40 минут)
    • Обмен опытом
    • Анализ типичных установок
    • Поиск альтернатив

Обсуждение и актуальные вопросы

Область анализаВопросы для обсужденияОжидаемые открытия
Происхождение установокКак сформировалась установка?Понимание истоков
Влияние на жизньКак установка ограничивает?Осознание последствий
Возможности измененийКак можно изменить установку?Пути трансформации

Примеры выполнения

СитуацияВыявленная установкаАльтернативный взгляд
Новый проект«Я должен все контролировать»«Можно доверять другим»
Ошибка в работе«Ошибки недопустимы»«Ошибки — часть обучения»
Критика от коллег«Критика означает неудачу»«Критика помогает расти»

Интерпретация результатов

  • Оценка гибкости/ригидности установок
  • Анализ их влияния на разные сферы жизни
  • Выявление наиболее проблемных установок
  • Определение приоритетов для изменений

Показания к применению

  • Работа с самоограничивающими убеждениями
  • Преодоление профессиональных трудностей
  • Улучшение межличностных отношений
  • Личностный рост

Противопоказания

  • Острое тревожное состояние
  • Глубокая депрессия
  • Неготовность к самоисследованию

Рекомендации для ведущего

  • Поддерживать безопасную атмосферу
  • Избегать оценочных суждений
  • Помогать в формулировке альтернатив
  • Отслеживать групповую динамику
  • Уважать темп каждого участника

Возможные модификации

Формат работыОсобенности проведенияПреимущества
Индивидуальная работаГлубинный анализ установокПерсональный подход
Парная работаВзаимный анализ установокОбмен опытом
Групповой форматКоллективное исследованиеШирокий спектр примеров

7.9 Упражнение «Соединение опыта и убеждений»

Описание упражнения

Упражнение направлено на исследование связи между жизненным опытом и сформировавшимися убеждениями. Участники анализируют конкретные события своей жизни и то, как они повлияли на формирование определенных убеждений.

Цель упражнения

Научиться прослеживать связь между опытом и убеждениями, понять механизмы формирования убеждений, найти ресурсы для изменения неадаптивных убеждений через переосмысление опыта.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Рабочие тетрадиПо числу участниковДля записи анализа
Карточки жизненных событий45-50 штукДля примеров и обсуждения
Листы для схемПо 3 на участникаДля визуализации связей

Размер группы

6-10 человек

Этапы выполнения

  1. Подготовительный этап (25 минут)
    • Введение в концепцию связи опыта и убеждений
    • Демонстрация примеров
    • Объяснение методики анализа
  2. Индивидуальная работа (50 минут)
    • Выбор значимых событий
    • Анализ сформированных убеждений
    • Построение связей
  3. Работа в малых группах (35 минут)
    • Обмен находками
    • Поиск общих паттернов
    • Взаимная поддержка

Обсуждение и актуальные вопросы

Направление анализаКлючевые вопросыЦель исследования
Значимость событияПочему это событие важно?Понимание влияния
Формирование выводовКакие выводы были сделаны?Механизм формирования
Альтернативные интерпретацииКак еще можно понять опыт?Расширение перспективы

Примеры выполнения

СобытиеСформированное убеждениеАльтернативная интерпретация
Публичное выступление«Я не умею выступать»«Навык выступлений развивается»
Развод родителей«Отношениям нельзя доверять»«Отношения бывают разные»
Провал на экзамене«Я неспособный»«Неудачи — часть обучения»

Интерпретация результатов

  • Анализ эмоциональной значимости событий
  • Оценка актуальности сделанных выводов
  • Исследование альтернативных интерпретаций
  • Поиск ресурсов для изменений

Показания к применению

  • Работа с травматическим опытом
  • Преодоление ограничивающих убеждений
  • Личностный рост
  • Улучшение самопонимания

Противопоказания

  • Острые психотические состояния
  • Недавние травматические события
  • Тяжелая депрессия

Рекомендации для ведущего

  • Создавать безопасную атмосферу
  • Уважать границы участников
  • Помогать в поиске ресурсных интерпретаций
  • Поддерживать исследовательский интерес
  • Следить за групповой динамикой

Возможные модификации

Вариант модификацииОписание процессаОсобые требования
Арт-терапевтическая версияРисование опыта и убежденийМатериалы для творчества
Нарративный подходСоздание историй преодоленияНавыки сторителлинга
Телесно-ориентированная работаИсследование телесных откликовСпециальная подготовка

7.10 Упражнение «Формулировка предположений»

Описание упражнения

Упражнение направлено на развитие навыков выявления и анализа скрытых предположений, которые лежат в основе промежуточных убеждений. Участники учатся распознавать неявные допущения в своем мышлении и оценивать их обоснованность.

Цель упражнения

Научиться выявлять скрытые предположения в мышлении, развить навыки критического анализа собственных убеждений, освоить техники проверки обоснованности предположений.

Реквизит

НаименованиеКоличествоНазначение
Рабочие тетрадиПо числу участниковЗапись и анализ предположений
Карточки с ситуациями35-40 штукМоделирование ситуаций
Флипчарт1 штукаГрупповые записи

Размер группы

5-12 человек

Этапы выполнения

  1. Теоретическое введение (30 минут)
    • Объяснение понятия предположений
    • Разбор примеров
    • Демонстрация методов анализа
  2. Практическая работа (45 минут)
    • Анализ конкретных ситуаций
    • Выявление предположений
    • Проверка обоснованности
  3. Групповое обсуждение (35 минут)
    • Обмен находками
    • Анализ сложностей
    • Поиск решений

Примеры выполнения

СитуацияСкрытое предположениеПроверка реальностью
Отказ в повышении«Я недостаточно компетентен»Анализ реальных достижений
Молчание собеседника«Он меня осуждает»Выяснение истинных причин
Откладывание задач«Я не справлюсь»Оценка прошлого опыта

Обсуждение и актуальные вопросы

Тема анализаВопросы для обсужденияФокус внимания
Источники предположенийОткуда взялось это предположение?История формирования
ОбоснованностьКакие есть доказательства?Проверка фактами
АльтернативыКакие есть другие объяснения?Расширение перспективы

Интерпретация результатов

  • Оценка частоты появления определенных предположений
  • Анализ их влияния на поведение
  • Определение степени их гибкости
  • Выявление наиболее проблемных областей

Показания к применению

  • Когнитивные искажения
  • Тревожные состояния
  • Межличностные конфликты
  • Профессиональные трудности

Противопоказания

  • Острые психотические состояния
  • Тяжелая депрессия
  • Состояние острого стресса

Рекомендации для ведущего

  • Поддерживать атмосферу принятия
  • Помогать в формулировке предположений
  • Направлять процесс проверки предположений
  • Фасилитировать групповое обсуждение
  • Отслеживать эмоциональное состояние участников

Возможные модификации

Вариант работыОсобенности проведенияЦелевая группа
Ролевая играПроигрывание ситуацийАктивные группы
Письменный анализВедение дневника предположенийИндивидуальная работа
Групповой анализКоллективное исследованиеТерапевтические группы

Итоговая таблица упражнений

УпражнениеФокусировкаВремя на выполнение
7.1 Анализ условных правилВыявление и анализ условных правил80 минут
7.2 Выявление компенсаторных стратегийАнализ защитных механизмов120 минут
7.3 Исследование жизненных правилАнализ глубинных убеждений130 минут
7.4 Карта промежуточных убежденийВизуализация системы убеждений130 минут
7.5 Определение поведенческих паттерновАнализ автоматических реакций130 минут
7.6 Поиск связующих убежденийВыявление общих паттернов110 минут
7.7 Построение мостиков убежденийАнализ промежуточных звеньев130 минут
7.8 Распознавание установокВыявление предубеждений115 минут
7.9 Соединение опыта и убежденийАнализ формирования убеждений110 минут
7.10 Формулировка предположенийАнализ скрытых допущений110 минут