Упражнение направлено на развитие навыка выявления информационных пробелов в собственном мышлении и схемах восприятия реальности. Участники учатся определять, какой информации им не хватает для полного понимания ситуации.
Цель упражнения
Развитие критического мышления и навыков метакогнитивного анализа. Упражнение помогает участникам осознать ограниченность собственного восприятия и научиться выявлять области, требующие дополнительного исследования.
Реквизит
Наименование
Количество
Назначение
Бланки для записей
По количеству участников
Фиксация наблюдений
Ручки или карандаши
По количеству участников
Ведение записей
Флипчарт
1 шт.
Демонстрация примеров
Размер группы
5-12 человек
Порядок выполнения
Участники получают бланки для записей и инструкции по выполнению упражнения (5 минут)
Каждый участник выбирает проблемную ситуацию из своего опыта (10 минут)
Анализ ситуации по предложенной схеме (20 минут):
Описание фактов
Выявление предположений
Поиск недостающей информации
Групповое обсуждение результатов (25 минут)
Время на этапы
Этап
Длительность
Активность
Подготовка
5 минут
Раздача материалов и инструктаж
Выбор ситуации
10 минут
Индивидуальная работа
Основной анализ
20 минут
Заполнение бланков
Обсуждение
25 минут
Групповая работа
Обсуждение
Рекомендуемые вопросы для обсуждения:
Какие типы информации чаще всего оказываются упущенными?
Как отсутствие определенной информации влияет на наши выводы?
Какие стратегии можно использовать для восполнения информационных пробелов?
Примеры выполнения
Ситуация
Известные факты
Недостающая информация
Конфликт с коллегой
Резкий ответ на просьбу
Предыстория отношений
Отказ в повышении
Формальный отказ
Критерии оценки
Срыв дедлайна
Факт опоздания
Причины задержки
Интерпретация результатов
При анализе результатов следует обращать внимание на:
Паттерны в типах упускаемой информации
Склонность к определенным предположениям
Способность выявлять информационные пробелы
Когда применять
Упражнение особенно полезно в следующих ситуациях:
При принятии важных решений
В ситуациях конфликта
При анализе проблемных ситуаций
В процессе планирования
Противопоказания
Упражнение не рекомендуется использовать:
В острой фазе кризиса
При высоком уровне тревожности
В ситуациях, требующих немедленных действий
Рекомендации для ведущего
Поддерживайте безоценочную атмосферу
Помогайте участникам фокусироваться на конкретных фактах
Поощряйте глубокий анализ ситуаций
Обращайте внимание на эмоциональное состояние участников
Возможные модификации
Вариант
Описание
Применение
Парная работа
Анализ в парах
Для развития коммуникации
Групповой анализ
Работа с общей ситуацией
Для сплочения группы
Письменный формат
Заполнение дневника
Для самостоятельной работы
10.2 Упражнение «Восполнение опыта»
Описание упражнения
Упражнение направлено на заполнение пробелов в жизненном опыте через моделирование и проживание ситуаций, которых не хватало в личной истории участника. Это может быть опыт принятия решений, выражения эмоций, установления границ или других важных жизненных навыков.
Цель упражнения
Формирование недостающего эмоционального и поведенческого опыта
Развитие новых паттернов реагирования в значимых ситуациях
Преодоление ограничивающих убеждений, связанных с отсутствием определенного опыта
Расширение поведенческого репертуара
Повышение уверенности в собственных силах
Реквизит
Наименование
Количество
Назначение
Мягкие подушки
По количеству участников
Создание комфортного пространства
Листы бумаги А4
По 3 на участника
Записи и рефлексия
Цветные карандаши
1 набор на 2-3 участников
Выражение эмоций через рисунок
Повязки на глаза
По количеству участников
Углубление в процесс
Размер группы
6-8 человек (оптимально). Возможно проведение в группах до 12 человек при наличии со-ведущего.
Порядок выполнения
Подготовительный этап (30 минут):
Участники определяют области жизни, где им не хватает определенного опыта
Записывают конкретные ситуации, которые хотели бы прожить
Формулируют желаемый результат от проживания каждой ситуации
Основной этап (60-90 минут):
Создание безопасного пространства в группе
Последовательное проживание выбранных ситуаций
Работа с телесными ощущениями и эмоциями
Интеграция нового опыта
Завершающий этап (30 минут):
Рефлексия полученного опыта
Обратная связь от группы
Планирование переноса опыта в реальную жизнь
Время на этапы
Этап работы
Время
Активность ведущего
Вводная часть
15 минут
Объяснение правил и создание атмосферы
Подготовка участников
15 минут
Помощь в определении ситуаций
Основная работа
60-90 минут
Фасилитация процесса
Рефлексия
20 минут
Организация обратной связи
Завершение
10 минут
Подведение итогов
Обсуждение
Ключевые вопросы для обсуждения:
Какие чувства возникали в процессе проживания ситуации?
Что нового вы узнали о себе?
Какие ресурсы обнаружили в себе?
Как полученный опыт может быть использован в реальной жизни?
Что помогало и что мешало в процессе получения нового опыта?
Какие инсайты появились во время выполнения упражнения?
Примеры выполнения
Ситуация
Способ проработки
Ожидаемый результат
Выражение гнева
Ролевая игра с подушками
Освоение безопасных способов выражения гнева
Принятие похвалы
Групповое взаимодействие
Развитие навыка принятия позитивной обратной связи
Установление границ
Парная работа
Формирование уверенного поведения
Интерпретация результатов
При анализе результатов важно обращать внимание на:
Степень эмоциональной вовлеченности в процесс
Качество телесных ощущений
Изменение эмоционального состояния до и после упражнения
Появление новых поведенческих паттернов
Степень интеграции полученного опыта
Когда применять
Упражнение особенно эффективно:
При работе с ограничивающими убеждениями
В процессе личностного роста
При подготовке к важным жизненным событиям
В ситуациях, требующих развития новых навыков
При работе с травматическим опытом (после базовой стабилизации)
Противопоказания
Острое кризисное состояние
Тяжелые психические расстройства в острой фазе
Высокий уровень тревожности
Неготовность к групповой работе
Сильное сопротивление к получению нового опыта
Рекомендации для ведущего
При проведении упражнения важно:
Создать безопасную и поддерживающую атмосферу
Внимательно следить за эмоциональным состоянием каждого участника
Иметь план работы с сильными эмоциональными реакциями
Обеспечить возможность выхода из упражнения при необходимости
Помогать участникам в интеграции полученного опыта
Поддерживать баланс между погружением в опыт и сохранением контакта с реальностью
Возможные модификации
Вариация
Особенности проведения
Специфика применения
Индивидуальный формат
Работа один на один с терапевтом
Для глубокой проработки травматичного опыта
Мини-группы
Работа в тройках или четверках
Для более интенсивной обратной связи
Экспресс-вариант
Сокращенное время работы
Для предварительного знакомства с методом
С использованием арт-терапии
Включение рисования и других видов творчества
Для работы с образным мышлением
10.3 Упражнение «Выявление искажений восприятия»
Описание упражнения
Упражнение направлено на идентификацию и осознание искажений в восприятии реальности. Участники учатся распознавать когнитивные искажения, которые влияют на их интерпретацию событий и принятие решений.
Цель упражнения
Развитие навыков метакогнитивного анализа
Осознание собственных паттернов мышления
Формирование более объективного взгляда на ситуации
Улучшение навыков принятия решений
Реквизит
Материал
Количество
Применение
Карточки с описанием ситуаций
20-30 штук
Анализ кейсов
Рабочие тетради
По числу участников
Ведение записей
Маркеры разных цветов
3-4 набора
Визуализация типов искажений
Размер группы
8-12 человек
Порядок выполнения
Теоретическая часть (25 минут):
Знакомство с основными типами когнитивных искажений
Разбор примеров из жизни
Обсуждение механизмов формирования искажений
Практическая часть (45 минут):
Работа с карточками ситуаций
Анализ собственного опыта
Групповое обсуждение находок
Закрепление (20 минут):
Составление индивидуальных планов работы
Формулировка стратегий преодоления искажений
Время на этапы
Этап
Продолжительность
Деятельность
Введение
15 минут
Объяснение базовых концепций
Разбор примеров
10 минут
Анализ типовых ситуаций
Индивидуальная работа
25 минут
Анализ личных ситуаций
Групповой анализ
20 минут
Обсуждение находок
Планирование
20 минут
Разработка стратегий
Обсуждение
Тема обсуждения
Ключевые вопросы
Фокус внимания
Личный опыт
Какие искажения встречаются чаще?
Паттерны мышления
Стратегии преодоления
Что помогает заметить искажения?
Практические инструменты
Групповые находки
Какие общие тенденции?
Закономерности
Примеры выполнения
Ситуация
Искажение
Корректировка
Забытый звонок друга
Персонализация
Рассмотрение других причин
Провал презентации
Катастрофизация
Объективная оценка последствий
Отказ в просьбе
Сверхобобщение
Анализ конкретной ситуации
Интерпретация результатов
При анализе обращаем внимание на:
Частоту появления определенных типов искажений
Способность к самостоятельному выявлению искажений
Эффективность используемых стратегий коррекции
Изменения в эмоциональном состоянии при работе с искажениями
Когда применять
Упражнение эффективно:
В начале терапевтической работы
При подготовке к важным решениям
В ситуациях эмоционального напряжения
При работе с негативными убеждениями
Противопоказания
Упражнение не рекомендуется при:
Остром психотическом состоянии
Сильном эмоциональном кризисе
Выраженной депрессии
Отсутствии мотивации к изменениям
Рекомендации для ведущего
Создавать атмосферу принятия и безопасности
Использовать конкретные примеры из жизни группы
Помогать участникам в формулировке альтернативных интерпретаций
Поддерживать баланс между анализом и эмоциональным проживанием
Отслеживать групповую динамику
Возможные модификации
Формат
Особенности
Применение
Онлайн-версия
Работа через видеоконференцию
Дистанционная терапия
Письменный формат
Ведение дневника искажений
Самостоятельная работа
Игровой формат
Использование ролевых игр
Работа с подростками
10.4 Упражнение «Дополнение картины реальности»
Описание упражнения
Практическое упражнение, направленное на расширение восприятия реальности через активное исследование различных аспектов ситуации с использованием всех органов чувств и разных перспектив восприятия.
Цель упражнения
Развитие многомерного восприятия ситуации
Активизация работы всех сенсорных каналов
Формирование навыка целостного анализа
Преодоление субъективных искажений восприятия
Реквизит
Предмет
Количество
Назначение
Природные объекты
5-7 на участника
Сенсорное исследование
Бумага А3
По 2 листа на участника
Фиксация наблюдений
Цветные карандаши
1 набор на 2 участников
Визуализация восприятия
Аудиозаписи звуков природы
5-6 разных записей
Работа со слуховым восприятием
Размер группы
6-10 человек
Порядок выполнения
Подготовительный этап (20 минут):
Создание спокойной атмосферы
Настройка на работу с восприятием
Распределение материалов
Основной этап (60 минут):
Последовательное исследование объектов через разные каналы восприятия
Фиксация наблюдений в специальных бланках
Групповое обсуждение находок
Завершающий этап (30 минут):
Интеграция полученного опыта
Составление комплексного описания
Обмен впечатлениями
Время на этапы
Этап
Время
Содержание работы
Настройка
20 минут
Вводные упражнения
Исследование
30 минут
Работа с объектами
Обсуждение
30 минут
Анализ опыта
Интеграция
30 минут
Подведение итогов
Обсуждение
Аспект обсуждения
Вопросы
Фокус внимания
Сенсорный опыт
Что нового заметили?
Расширение восприятия
Эмоциональный отклик
Какие чувства возникали?
Связь восприятия и эмоций
Когнитивные процессы
Как менялось мышление?
Изменение установок
Примеры выполнения
Объект
Сенсорные каналы
Результат наблюдения
Лист дерева
Зрение, осязание, обоняние
Комплексное описание
Морская галька
Осязание, зрение, слух
Текстурный анализ
Природные звуки
Слух, воображение
Звуковая карта
Интерпретация результатов
Оценка полноты восприятия
Анализ субъективных фильтров
Выявление доминирующих каналов
Определение слепых зон
Когда применять
Упражнение особенно эффективно:
В начале терапевтического процесса
При работе с ограничивающими убеждениями
В ситуациях эмоционального застревания
Для развития осознанности
Противопоказания
Острые психотические состояния
Сильная тревожность
Состояния дереализации
Сенсорная перегрузка
Рекомендации для ведущего
Создавать безопасную атмосферу
Учитывать индивидуальные особенности восприятия
Поддерживать исследовательский интерес
Помогать в интеграции опыта
Отслеживать эмоциональное состояние участников
Возможные модификации
Вариант
Особенности
Применение
Виртуальная среда
Работа с цифровыми объектами
Онлайн-формат
Парная работа
Взаимное исследование
Развитие эмпатии
Арт-терапия
Творческое выражение
Глубинная проработка
10.5 Упражнение «Исследование белых пятен»
Описание упражнения
Практика по выявлению и анализу областей неопределенности в собственном опыте и принятии решений. Участники учатся замечать пробелы в информации и работать с ними.
Цель упражнения
Развитие осознанности в отношении неизвестного
Формирование навыков работы с неопределенностью
Улучшение принятия решений в условиях неполной информации
Снижение тревоги перед неизвестным
Реквизит
Материал
Количество
Применение
Белые листы А4
По 3 на участника
Картирование опыта
Маркеры цветные
2 набора на группу
Визуализация пробелов
Стикеры разных цветов
100 штук
Маркировка зон
Размер группы
5-8 человек
Порядок выполнения
Вводная часть (15 минут):
Объяснение концепции белых пятен
Примеры из жизненных ситуаций
Инструкции по выполнению
Индивидуальная работа (30 минут):
Картирование своего опыта
Выявление зон неопределенности
Анализ влияния пробелов
Парная работа (20 минут):
Обмен находками
Взаимное исследование
Время на этапы
Этап
Время
Действия
Подготовка
15 минут
Введение в тему
Картирование
30 минут
Создание карты опыта
Обсуждение
20 минут
Работа в парах
Интеграция
15 минут
Групповой анализ
Примеры выполнения
Область
Белые пятна
Стратегия исследования
Отношения
Границы доверия
Постепенное изучение
Карьера
Неизвестные возможности
Активный поиск информации
Здоровье
Скрытые ресурсы
Профессиональная консультация
Интерпретация результатов
Паттерны избегания неизвестного
Способы совладания с неопределенностью
Ресурсы для исследования
Зоны роста
Когда применять
Эффективно использовать:
При принятии важных решений
В ситуациях неопределенности
При планировании изменений
В начале терапии
Противопоказания
Острая тревога
Состояния паники
Тяжелая депрессия
ОКР в активной фазе
Рекомендации для ведущего
Поддерживать исследовательский интерес
Нормализовать наличие неопределенности
Помогать в поиске ресурсов
Отслеживать уровень тревоги
Возможные модификации
Вариант
Особенности
Применение
Метафорическая работа
Использование образов
Творческое исследование
Групповой формат
Коллективное исследование
Обмен опытом
Дневниковый формат
Регулярные записи
Длительное наблюдение
10.6 Упражнение «Поиск альтернативных объяснений»
Описание упражнения
Структурированная практика по развитию навыка поиска и анализа различных интерпретаций событий и ситуаций. Участники учатся выходить за рамки привычных объяснений и рассматривать альтернативные варианты.
Цель упражнения
Развитие гибкости мышления
Преодоление когнитивных искажений
Расширение поведенческого репертуара
Снижение эмоциональной реактивности
Формирование более адаптивных интерпретаций
Реквизит
Материал
Количество
Назначение
Рабочие бланки
По 3 на участника
Фиксация объяснений
Карточки с ситуациями
15-20 штук
Тренировочные кейсы
Флипчарт с маркерами
1 комплект
Общий анализ
Размер группы
6-12 человек
Порядок выполнения
Подготовительный этап (20 минут):
Объяснение принципа множественных интерпретаций
Разбор примеров из жизни
Распределение материалов
Основной этап (40 минут):
Работа с карточками ситуаций
Индивидуальный поиск объяснений
Обсуждение в малых группах
Заключительный этап (30 минут):
Общегрупповое обсуждение
Обобщение находок
Планирование применения
Время на этапы
Этап работы
Длительность
Содержание
Введение
20 минут
Теоретическая часть
Практика
40 минут
Работа с ситуациями
Обсуждение
20 минут
Анализ опыта
Завершение
10 минут
Подведение итогов
Обсуждение
Фокус внимания
Вопросы для обсуждения
Ожидаемые инсайты
Личный опыт
Что было сложным?
Паттерны мышления
Групповые находки
Какие объяснения повторяются?
Общие тенденции
Практическое применение
Как использовать в жизни?
Стратегии внедрения
Примеры выполнения
Ситуация
Первичное объяснение
Альтернативы
Не ответил на звонок
Игнорирование
Занятость, проблемы со связью
Критика на работе
Некомпетентность
Возможность роста, обратная связь
Отмена встречи
Неуважение
Форс-мажор, забота о других
Интерпретация результатов
Количество генерируемых альтернатив
Качество предлагаемых объяснений
Эмоциональная реакция на альтернативы
Способность интегрировать новый опыт
Когда применять
Упражнение особенно полезно:
В ситуациях межличностных конфликтов
При принятии важных решений
В моменты эмоционального напряжения
При работе с негативными убеждениями
Противопоказания
Острое кризисное состояние
Выраженная депрессия
Параноидные тенденции
Состояние острой тревоги
Рекомендации для ведущего
Создавать безопасную атмосферу
Поддерживать исследовательский интерес
Помогать в формулировке альтернатив
Отслеживать групповую динамику
Фокусироваться на качестве объяснений
Возможные модификации
Вариация
Описание
Особенности применения
Индивидуальный формат
Работа один на один
Глубинная проработка
Онлайн-версия
Дистанционный формат
Использование чатов
Ролевая игра
Проигрывание ситуаций
Практическое закрепление
Письменный формат
Ведение дневника
Самостоятельная работа
10.7 Упражнение «Работа с неполными данными»
Описание упражнения
Практическое упражнение, направленное на развитие навыков анализа и принятия решений в условиях ограниченной информации. Участники учатся работать с фрагментарными данными, определять степень их достоверности и достаточности.
Цель упражнения
Развитие аналитического мышления
Формирование навыков работы с неопределенностью
Улучшение способности к взвешенной оценке информации
Повышение толерантности к неизвестности
Развитие критического мышления
Реквизит
Материал
Количество
Назначение
Кейсы с неполными данными
5-7 на группу
Материал для анализа
Рабочие тетради
По числу участников
Фиксация наблюдений
Цветные стикеры
3 набора по цветам
Маркировка информации
Маркерная доска
1 штука
Визуализация анализа
Размер группы
8-15 человек
Порядок выполнения
Подготовительный этап (25 минут):
Введение в методологию анализа неполных данных
Демонстрация примеров работы
Распределение материалов
Основная часть (45 минут):
Индивидуальная работа с кейсами
Анализ в малых группах
Презентация находок
Заключительная часть (20 минут):
Обобщение результатов
Формулировка выводов
Планирование применения
Время на этапы
Этап
Длительность
Деятельность
Теоретическая часть
25 минут
Обучение методологии
Практическая работа
45 минут
Анализ кейсов
Групповое обсуждение
15 минут
Обмен опытом
Подведение итогов
5 минут
Формулировка выводов
Обсуждение
Тема
Вопросы
Результаты
Процесс анализа
Как определяли важность данных?
Критерии оценки
Принятие решений
Что помогало в условиях неопределенности?
Стратегии работы
Эмоциональный аспект
Какие чувства возникали?
Способы совладания
Примеры выполнения
Кейс
Имеющиеся данные
Стратегия анализа
Бизнес-решение
Частичная статистика
Поэтапный анализ
Личная ситуация
Фрагменты информации
Контекстный анализ
Групповой конфликт
Разные версии событий
Системный подход
Интерпретация результатов
Способность к структурированию неполной информации
Навыки выявления ключевых данных
Умение формулировать обоснованные гипотезы
Качество принимаемых решений
Когда применять
Упражнение эффективно:
При подготовке к принятию сложных решений
В ситуациях неопределенности
При работе с противоречивой информацией
В процессе обучения критическому мышлению
Противопоказания
Высокий уровень тревожности
Склонность к навязчивым мыслям
Острое стрессовое состояние
Эмоциональное истощение
Рекомендации для ведущего
Создавать атмосферу исследования
Поддерживать методологическую строгость
Помогать в структурировании информации
Обращать внимание на признаки перегрузки
Поощрять разные подходы к анализу
Возможные модификации
Формат
Особенности
Применение
Соревновательный
Работа на время
Развитие быстроты анализа
Проектный
Длительное исследование
Глубокая проработка
Дистанционный
Онлайн-формат
Удаленная работа
Игровой
Использование ролей
Повышение вовлеченности
10.8 Упражнение «Расширение перспективы»
Описание упражнения
Практическое упражнение, направленное на развитие способности видеть ситуацию с разных точек зрения и в разных временных перспективах. Участники учатся выходить за рамки привычного восприятия и расширять угол зрения при анализе жизненных ситуаций.
Цель упражнения
Развитие многомерного видения ситуаций
Формирование навыка смены перспективы
Улучшение эмпатических способностей
Расширение поведенческого репертуара
Преодоление ригидности мышления
Реквизит
Материал
Количество
Назначение
Круглые метки разных цветов
50 штук каждого цвета
Маркировка перспектив
Листы формата А3
По 2 на участника
Визуализация ситуаций
Карточки с ролями
20-25 штук
Смена перспектив
Таймер
1 штука
Контроль времени
Размер группы
6-12 человек
Порядок выполнения
Подготовительный этап (25 минут):
Введение в концепцию множественных перспектив
Демонстрация техники смены точек зрения
Распределение материалов
Основная часть (60 минут):
Выбор ситуации для анализа
Последовательное рассмотрение с разных позиций
Фиксация наблюдений
Интеграция (35 минут):
Обобщение полученных перспектив
Создание целостной картины
Формулировка выводов
Время на этапы
Этап работы
Длительность
Активность
Теория
25 минут
Объяснение принципов
Практика
60 минут
Смена перспектив
Обсуждение
20 минут
Групповой анализ
Завершение
15 минут
Подведение итогов
Обсуждение
Аспект
Вопросы для анализа
Фокус внимания
Когнитивный
Какие новые идеи появились?
Изменение мышления
Эмоциональный
Что было сложно принять?
Работа с сопротивлением
Поведенческий
Какие действия стали видны?
Новые варианты реакций
Примеры выполнения
Ситуация
Перспектива
Новое понимание
Конфликт на работе
Позиция оппонента
Скрытые мотивы
Семейный спор
Взгляд со стороны
Системные паттерны
Личное решение
Будущая перспектива
Долгосрочные последствия
Интерпретация результатов
Способность к смене точки зрения
Глубина понимания других позиций
Гибкость в интерпретации событий
Качество интеграции разных перспектив
Когда применять
Упражнение особенно эффективно:
При разрешении конфликтов
В процессе принятия решений
При работе с предубеждениями
В ситуациях стагнации
Противопоказания
Острое кризисное состояние
Выраженная дезориентация
Сильное эмоциональное возбуждение
Состояние психологической травматизации
Рекомендации для ведущего
Поддерживать безопасную атмосферу
Помогать в преодолении сопротивления
Фасилитировать процесс интеграции
Отслеживать эмоциональное состояние участников
Обеспечивать методическую чистоту упражнения
Возможные модификации
Вариант
Особенности
Применение
Временная линия
Работа с разными периодами
Долгосрочное планирование
Ролевая игра
Физическое перемещение
Глубокое погружение
Медитативная форма
Внутренняя визуализация
Индивидуальная работа
Групповой формат
Коллективный анализ
Командная работа
10.9 Упражнение «Сбор недостающих фактов»
Описание упражнения
Практическое упражнение, направленное на развитие навыков систематического сбора информации и выявления информационных пробелов. Участники учатся определять, какой информации не хватает для полноценного понимания ситуации, и разрабатывают стратегии её получения.
Цель упражнения
Развитие навыков системного анализа информации
Формирование стратегий сбора данных
Улучшение качества принятия решений
Повышение осознанности в работе с информацией
Развитие исследовательского подхода
Реквизит
Материал
Количество
Назначение
Рабочие бланки
По 3 на участника
Структурирование информации
Карточки с кейсами
10-12 штук
Практические задания
Маркеры разных цветов
1 набор на двоих
Визуализация данных
Флипчарт
1 штука
Групповая работа
Размер группы
8-14 человек
Порядок выполнения
Подготовительный этап (30 минут):
Ознакомление с методикой сбора информации
Разбор примеров информационных пробелов
Обсуждение стратегий поиска данных
Основной этап (50 минут):
Работа с кейсами в малых группах
Определение недостающей информации
Разработка планов сбора данных
Заключительный этап (20 минут):
Презентация результатов
Обсуждение найденных стратегий
Формулировка общих принципов
Время на этапы
Этап
Длительность
Деятельность
Теория
30 минут
Обучение методике
Практика
50 минут
Работа с кейсами
Анализ
15 минут
Обсуждение результатов
Завершение
5 минут
Подведение итогов
Обсуждение
Тема
Ключевые вопросы
Направление анализа
Методология
Какие подходы работают лучше?
Эффективность стратегий
Трудности
С чем было сложно справиться?
Преодоление препятствий
Инсайты
Какие открытия произошли?
Новое понимание
Примеры выполнения
Ситуация
Недостающие факты
Способы сбора
Карьерное решение
Условия работы
Интервью, исследование
Покупка жилья
Инфраструктура района
Осмотр, опрос жителей
Выбор образования
Перспективы профессии
Анализ рынка, консультации
Интерпретация результатов
Полнота сбора информации
Качество разработанных стратегий
Эффективность применяемых методов
Способность к систематизации данных
Когда применять
Упражнение особенно полезно:
При принятии важных решений
В ситуациях неопределенности
При планировании проектов
В процессе исследования проблем
Противопоказания
Состояние информационной перегрузки
Высокий уровень тревожности
Острый стресс
Ограниченные временные ресурсы
Рекомендации для ведущего
Поддерживать структурированный подход
Помогать в систематизации информации
Следить за балансом детализации
Поощрять креативные методы сбора данных
Контролировать временные рамки
Возможные модификации
Вариант
Особенности
Применение
Исследовательский проект
Длительное изучение
Глубокая проработка
Экспресс-анализ
Быстрый сбор данных
Срочные решения
Онлайн-формат
Дистанционная работа
Удаленные группы
Командная работа
Коллективный поиск
Развитие взаимодействия
10.10 Упражнение «Уточнение деталей»
Описание упражнения
Практическое упражнение, направленное на развитие навыка детального анализа ситуаций и событий. Участники учатся замечать и прорабатывать мельчайшие детали, которые могут иметь значение для понимания целостной картины.