Глава 9. Самадхи (8 техник)

Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта

1000 техник Упражнения для тренингов Упражнения для гештальт-тренинга Упражнения для детского тренинга Упражнения для пар Упражнения для женского тренинга Упражнения для мозга КПТ упражнения Упражнения для бизнес-тренингов Упражнения для тренинга продаж Упражнения для блогеров Упражнения для коучинга Упражнения восточных практик Упражнения для похудения Физические упражнения для тела Упражнения для телесного тренинга Упражнения сексологии Упражнения для клинической психологии Упражнения для ведущих Упражнения для консультантов Упражнения травматерапии Упражнения про деньги Фитнес упражнения Расстановочные упражнения Упражнения арт-терапии Упражнения логопедии Психоаналитические упражнения Экзистенциальные упражнения Упражнения НЛП и гипноза Упражнения по работе с зависимостями Медитации Тесты

Медитации


Глава 9: Самадхи

Оглавление

  1. Первая джхана: радость и счастье
  2. Вторая джхана: однонаправленность
  3. Третья джхана: невозмутимость
  4. Четвертая джхана: чистое осознавание
  5. Сфера бесконечного пространства
  6. Сфера бесконечного сознания
  7. Сфера отсутствия чего бы то ни было
  8. Сфера ни восприятия, ни не-восприятия

9.1 Медитация «Первая джхана: радость и счастье»

Описание медитации

Первая джхана представляет собой начальный уровень медитативного погружения, характеризующийся появлением ощущений восторга и счастья. Это состояние достигается через направленное внимание и устойчивое сосредоточение на выбранном объекте медитации.

В этом состоянии практикующий испытывает отрешение от чувственных удовольствий и неблагих состояний ума, заменяя их более тонкими и возвышенными переживаниями. Медитирующий может ощущать волны радости, распространяющиеся по телу, и глубокое чувство умиротворения.

Первая джхана является важным этапом в развитии медитативной практики, так как она демонстрирует практикующему возможность достижения глубоких состояний счастья без внешних стимулов.

Цель медитации

  • Развитие способности к глубокому сосредоточению
  • Очищение ума от пяти помех: чувственного желания, недоброжелательности, лени и torpor, беспокойства и сомнения
  • Достижение состояния направленной мысли (витакка) и исследования (вичара)
  • Переживание медитативной радости (пити) и счастья (сукха)

Реквизит

ПредметНазначениеПримечание
Подушка для медитацииПоддержание устойчивой позыЖелательно жесткая
ТаймерКонтроль времени практикиБез резких звуков
КоврикИзоляция от холодного полаНескользящий материал

Как выполнять поэтапно

1. Подготовка

Найдите тихое место и примите устойчивую медитативную позу. Выпрямите спину, расслабьте плечи. Положите руки на колени или сложите их на коленях в мудру. Прикройте глаза или направьте взгляд в точку перед собой.
Время: 5-10 минут

2. Успокоение ума

Начните с нескольких глубоких вдохов и выдохов. Позвольте дыханию стать естественным. Отпустите все мысли о прошлом и будущем, сосредоточьтесь на настоящем моменте.
Время: 10-15 минут

3. Сосредоточение на объекте

Выберите объект медитации (например, дыхание) и удерживайте на нем внимание. Отмечайте каждый вдох и выдох. Когда ум блуждает, мягко возвращайте его к объекту.
Время: 15-20 минут

4. Развитие радости

По мере углубления концентрации, обратите внимание на приятные ощущения, возникающие в теле и уме. Позвольте им усиливаться естественным образом, не пытаясь их контролировать.
Время: неопределенно

5. Стабилизация

Когда возникнет состояние радости и счастья, старайтесь поддерживать его, не теряя осознанности объекта медитации.
Время: неопределенно

Ключевые моменты для участников

  • Не пытайтесь форсировать появление приятных ощущений
  • Сохраняйте баланс между расслаблением и бдительностью
  • Не отвлекайтесь на анализ возникающих состояний
  • Поддерживайте непрерывность внимания

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как отличить истинную джхану от поверхностных состояний концентрации?
  • Какие препятствия могут возникать на пути к первой джхане?
  • Как работать с ожиданиями и стремлением к результату?
  • Что делать, если возникает беспокойство или сонливость?

Примеры выполнения

Практикующий начинает с концентрации на дыхании. Через некоторое время ум успокаивается, и внимание становится более устойчивым. Появляются первые признаки пити — легкие мурашки по телу, чувство воодушевления. Затем возникает более глубокое состояние счастья (сукха). Внимание естественным образом удерживается на объекте медитации без особых усилий.

Интерпретация результатов

ПризнакЗначениеРекомендации
Волны радости в телеПоявление питиСохранять спокойное наблюдение
Устойчивое вниманиеРазвитие самадхиПоддерживать баланс усилий
Глубокое умиротворениеПроявление сукхаНе привязываться к состоянию

Когда применять, противопоказания

Практика первой джханы рекомендуется после освоения базовых техник концентрации и осознанности. Противопоказана при острых психических расстройствах, сильном эмоциональном возбуждении или истощении. Не рекомендуется практиковать сразу после приема пищи или в состоянии сильной усталости.

Рекомендации для ведущего

  • Удостоверьтесь, что участники имеют базовый опыт медитации
  • Объясните разницу между концентрацией и расслаблением
  • Подчеркните важность регулярной практики
  • Будьте готовы работать с различными трудностями у практикующих
  • Поощряйте участников вести дневник медитации

Возможные модификации медитации

  • Использование различных объектов медитации (мантра, визуальный объект, телесные ощущения)
  • Практика с открытыми глазами для тех, кто склонен к сонливости
  • Добавление предварительных практик для успокоения ума
  • Сокращение или увеличение продолжительности этапов в зависимости от опыта практикующих

9.2 Медитация «Вторая джхана: однонаправленность»

Описание медитации

Вторая джхана представляет собой более глубокое состояние медитативного погружения, в котором исчезает необходимость в направленной мысли и исследовании. Это состояние характеризуется спонтанным возникновением уверенности, глубокой радости и однонаправленности ума, которые появляются без преднамеренного усилия.

В этом состоянии практикующий переживает внутреннее безмолвие и покой, при этом сохраняя яркую осознанность и ясность. Ум естественным образом собирается в единую точку, а тело наполняется более утонченными ощущениями радости и счастья.

Отличительной особенностью второй джханы является то, что медитирующий больше не нуждается в вербальном мышлении или преднамеренном удержании внимания на объекте — состояние поддерживается само собой благодаря глубокой вовлеченности в медитативный опыт.

Цель медитации

  • Достижение более тонкого уровня сосредоточения без использования направленной мысли
  • Развитие внутренней тишины и покоя при сохранении ясности осознавания
  • Углубление переживания медитативной радости и счастья
  • Культивация спонтанной однонаправленности ума

Реквизит

ПредметНазначениеОсобенности
Медитационное сиденьеПоддержание устойчивой позыДостаточно высокое для длительной практики
Свободная одеждаКомфортное положение телаНатуральные материалы
Шаль или пледПоддержание комфортной температурыЛегкий и теплый материал

Как выполнять поэтапно

1. Вхождение в первую джхану

Начните с практики первой джханы, достигая состояния начальной концентрации и радости. Убедитесь, что ум устойчив и спокоен, а тело комфортно и расслаблено.
Время: 20-30 минут

2. Отпускание направленного внимания

Постепенно ослабьте преднамеренное удержание внимания на объекте медитации. Позвольте уму естественным образом пребывать в состоянии осознанности, не прилагая усилий для концентрации.
Время: 10-15 минут

3. Углубление радости

Обратите внимание на более тонкие формы радости и счастья, возникающие спонтанно. Позвольте этим состояниям усиливаться естественным образом, не пытаясь их контролировать или направлять.
Время: неопределенно

4. Развитие внутренней тишины

По мере углубления практики, заметьте как утихает внутренний диалог. Пребывайте в состоянии безмолвного осознавания, где нет необходимости в словах или концептуальном мышлении.
Время: неопределенно

5. Стабилизация состояния

Когда возникнет естественная однонаправленность, просто пребывайте в этом состоянии. Не пытайтесь что-либо менять или улучшать — позвольте состоянию углубляться само по себе.
Время: неопределенно

Ключевые моменты для участников

  • Не пытайтесь «сделать» вторую джхану — она возникает естественно при отпускании усилий первой джханы
  • Будьте готовы отпустить все методы и техники, которые использовались для достижения первой джханы
  • Доверяйте естественной способности ума к самостабилизации
  • Не беспокойтесь о потере концентрации — однонаправленность возникает спонтанно

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как распознать момент перехода от первой ко второй джхане?
  • Что делать, если возникает страх потери контроля?
  • Как работать с сомнениями в правильности практики?
  • Каким образом различать тонкие состояния медитативной радости?

Примеры выполнения

Практикующий начинает с достижения первой джханы. Затем, когда концентрация становится устойчивой, он замечает, что может отпустить преднамеренное удержание внимания на дыхании. Возникает более глубокое состояние радости, которое как будто «притягивает» ум к себе. Внутренний диалог естественным образом затихает, и появляется ощущение глубокого внутреннего безмолвия. При этом сохраняется яркая осознанность происходящего.

Интерпретация результатов

ПризнакЗначениеРекомендации
Исчезновение внутреннего диалогаУглубление самадхиСохранять спокойное принятие
Спонтанная концентрацияРазвитие экагратыНе пытаться усилить состояние
Углубление радостиУтончение пити-сукхаПозволить процессу развиваться естественно
Чувство уверенностиУкрепление верыРазвивать доверие к процессу

Когда применять, противопоказания

Практика второй джханы возможна только после надежного освоения первой джханы. Необходимо иметь регулярную практику медитации и способность достигать глубоких состояний сосредоточения. Противопоказана при наличии серьезных психических расстройств, особенно связанных с нарушением чувства реальности. Не рекомендуется практиковать без опытного наставника, способного распознавать и корректировать возможные отклонения в практике.

Рекомендации для ведущего

  • Убедитесь, что практикующие имеют стабильное достижение первой джханы
  • Помогите участникам распознать момент готовности к отпусканию направленного внимания
  • Будьте внимательны к признакам возможного перенапряжения или дисбаланса в практике
  • Создайте атмосферу безопасности и поддержки для глубокого погружения
  • Предоставьте четкие ориентиры для распознавания правильного направления практики
  • Будьте готовы работать с сильными эмоциональными состояниями, которые могут возникать

Возможные модификации медитации

  • Использование предварительных практик для развития веры и уверенности
  • Работа с более короткими периодами практики для начинающих
  • Добавление специальных техник для развития способности к отпусканию
  • Включение практик для развития различения тонких состояний сознания
  • Интеграция элементов метта-медитации для усиления радостных состояний
  • Использование групповой практики для создания поддерживающего поля медитации

9.3 Медитация «Третья джхана: невозмутимость»

Описание медитации

Третья джхана знаменует собой переход к более утонченному состоянию сознания, где восторг и радость сменяются глубоким умиротворением и невозмутимостью. В этом состоянии практикующий переживает исключительную ясность осознавания, сочетающуюся с глубоким внутренним покоем и отстраненным блаженством.

Характерной особенностью этого состояния является способность сохранять полную осознанность и равностность даже при возникновении интенсивных физических или ментальных переживаний. Ум становится необычайно устойчивым и невозмутимым, способным наблюдать любые феномены без вовлечения в них.

В третьей джхане происходит дальнейшее очищение сознания от более тонких форм привязанности и отвращения. Медитирующий учится пребывать в состоянии чистого осознавания, где даже приятные состояния не вызывают привязанности, а неприятные — отторжения.

Цель медитации

  • Развитие способности к глубокой невозмутимости и равностности
  • Очищение сознания от тонких форм привязанности к приятным состояниям
  • Усиление способности к ясному различению тонких ментальных состояний
  • Культивация непривязанного блаженства и внутреннего покоя
  • Углубление понимания природы удовольствия и страдания

Реквизит

ПредметНазначениеСпецифика
Специальное сиденьеПоддержка длительной практикиМаксимально устойчивое и комфортное
Температурный контрольПоддержание оптимальных условийСистема вентиляции или обогрева
ЗвукоизоляцияМинимизация внешних раздражителейМаксимально тихое помещение
ХронометрКонтроль длительности сессииС мягким сигналом окончания

Как выполнять поэтапно

1. Достижение предварительных джхан

Последовательно пройдите через первую и вторую джханы, убедившись в стабильности каждого состояния. Особое внимание уделите устойчивости однонаправленности во второй джхане.
Время: 30-45 минут

2. Отпускание восторга

Начните замечать некоторую грубость в переживании восторга и радости. Позвольте вниманию естественным образом смещаться к более тонким и спокойным аспектам переживания. Не форсируйте этот процесс.
Время: 15-20 минут

3. Развитие невозмутимости

По мере затихания восторга, культивируйте качество невозмутимого наблюдения. Отмечайте, как ум становится все более спокойным и уравновешенным. Позвольте осознанности становиться все более ясной и прозрачной.
Время: неопределенно

4. Углубление внутреннего покоя

Обратите внимание на возникающее чувство глубокого умиротворения и покоя. Не пытайтесь за него держаться — просто позвольте ему быть. Отмечайте, как тело и ум естественным образом успокаиваются все глубже.
Время: неопределенно

5. Стабилизация осознавания

Развивайте способность оставаться в состоянии чистого, невозмутимого осознавания. Замечайте, как любые возникающие феномены не нарушают внутреннего равновесия.
Время: неопределенно

Ключевые моменты для участников

  • Не пытайтесь искусственно подавлять радость или восторг — позвольте им естественно утихнуть
  • Будьте особенно внимательны к возникновению тонких форм привязанности
  • Развивайте способность различать все более тонкие состояния сознания
  • Сохраняйте бдительность, не позволяя уму впадать в притупленность
  • Поддерживайте баланс между расслаблением и ясностью осознавания

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как различать истинную невозмутимость от эмоционального безразличия?
  • Каким образом работать с возникающими тонкими привязанностями к состояниям медитации?
  • Как распознать правильный баланс между усилием и отпусканием?
  • Что делать, если возникает страх потери приятных состояний?
  • Как интегрировать опыт невозмутимости в повседневную жизнь?

Примеры выполнения

Опытный практикующий начинает с достижения второй джханы. Затем, по мере углубления практики, он замечает, как интенсивная радость начинает казаться несколько грубой и беспокойной. Не пытаясь ничего менять, он просто наблюдает этот процесс. Постепенно восторг и радость утихают, сменяясь более тонким и глубоким состоянием покоя. Возникает удивительная ясность восприятия, сочетающаяся с глубокой невозмутимостью. В этом состоянии даже сильные внешние раздражители не нарушают внутреннего равновесия.

Интерпретация результатов

ПризнакЗначениеНаправление развития
Утихание восторгаПереход к более тонким состояниямПозволить процессу развиваться естественно
Возрастающая ясностьУглубление осознанностиПоддерживать бдительность без напряжения
Стабильная невозмутимостьРазвитие упекхиУкреплять качество равностности
Глубокий покойОчищение сознанияРазвивать все большую утонченность восприятия

Когда применять, противопоказания

Практика третьей джханы требует значительного опыта медитации и стабильного достижения предыдущих джхан. Не рекомендуется практиковать при наличии острых психологических проблем, особенно связанных с диссоциацией или деперсонализацией. Необходимо иметь опытного учителя, способного распознавать и корректировать возможные отклонения в практике. Противопоказана при состояниях сильного эмоционального возбуждения или истощения.

Рекомендации для ведущего

  • Тщательно оценивайте готовность практикующих к работе с глубокими состояниями сознания
  • Создавайте безопасное пространство для практики, где участники могут открыто обсуждать свой опыт
  • Помогайте различать истинную невозмутимость от эмоционального подавления
  • Будьте внимательны к признакам возможной диссоциации или других нежелательных состояний
  • Регулярно проверяйте интеграцию опыта в повседневную жизнь практикующих
  • Поддерживайте баланс между углублением практики и сохранением здоровой вовлеченности в жизнь

Возможные модификации медитации

  • Интеграция практик осознанности тела для лучшего заземления
  • Добавление предварительных упражнений для развития различения тонких состояний
  • Использование периодов более короткой практики для начинающих
  • Комбинирование с практиками любящей доброты для предотвращения эмоционального охлаждения
  • Включение элементов практики исследования дхармы для углубления понимания
  • Адаптация длительности практики в зависимости от опыта и стабильности практикующих

9.4 Медитация «Четвертая джхана: чистое осознавание»

Описание медитации

Четвертая джхана представляет собой высшее состояние сосредоточения в сфере тонкой материи. Это состояние характеризуется предельной ясностью сознания и совершенной невозмутимостью. Здесь исчезают даже тонкие формы телесного и ментального блаженства, уступая место кристальной чистоте осознавания.

В этом состоянии практикующий достигает такой степени очищения сознания, что даже дыхание становится почти незаметным. Ум пребывает в состоянии совершенного равновесия, где нет ни малейшего колебания между приятным и неприятным, принятием и отвержением.

Особенностью четвертой джханы является то, что она служит основой для развития различных сверхобычных способностей (абхиньня) и прямого постижения природы реальности. Это состояние максимальной утонченности сознания в рамках мира форм.

Цель медитации

  • Достижение высшей степени ментальной чистоты и невозмутимости
  • Развитие способности к предельно ясному осознаванию
  • Преодоление тонких форм привязанности к медитативному блаженству
  • Подготовка ума к проникновению в бесформенные сферы
  • Создание основы для развития высших способностей познания

Реквизит

ПредметНазначениеОсобые требования
Изолированное помещениеПолная защита от помехЗвуконепроницаемость
Специальное сиденьеПоддержание неподвижностиМаксимальная устойчивость
Система климат-контроляИдеальные условия средыБесшумная работа
Система освещенияОптимальный уровень светаРегулируемая яркость

Как выполнять поэтапно

1. Последовательное прохождение джхан

Методично пройдите через первые три джханы, уделяя особое внимание чистоте и стабильности каждого состояния. Убедитесь в полной невозмутимости в третьей джхане.
Время: 45-60 минут

2. Отпускание тонкого блаженства

Начните замечать даже самые тонкие формы удовольствия и привязанности к состояниям. Позвольте вниманию естественным образом отстраняться от этих переживаний, развивая еще более глубокую невозмутимость.
Время: 20-30 минут

3. Углубление чистого осознавания

По мере отпускания блаженства, концентрируйтесь на качестве чистого осознавания. Отмечайте, как восприятие становится все более ясным и безличным. Позвольте всем процессам происходить без малейшего вмешательства.
Время: неопределенно

4. Развитие совершенной невозмутимости

Культивируйте состояние абсолютного равновесия, где нет ни малейшего предпочтения или отвержения по отношению к любым возникающим феноменам. Пребывайте в состоянии чистого, незамутненного присутствия.
Время: неопределенно

5. Стабилизация состояния

Позвольте уму естественным образом установиться в состоянии предельной ясности и покоя. Не пытайтесь что-либо улучшить или изменить — просто пребывайте в чистом осознавании.
Время: неопределенно

Ключевые моменты для участников

  • Не пытайтесь форсировать отпускание приятных состояний — это должно происходить естественно
  • Будьте предельно внимательны к тончайшим формам цепляния и отвержения
  • Сохраняйте максимальную бдительность без малейшего напряжения
  • Развивайте способность различать все более тонкие состояния сознания
  • Поддерживайте равновесие между глубоким покоем и кристальной ясностью

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как распознать подлинное достижение четвертой джханы?
  • Каким образом работать с тончайшими формами привязанности?
  • Как отличить истинную невозмутимость от притупленности сознания?
  • Что делать при возникновении необычных состояний сознания?
  • Как интегрировать опыт чистого осознавания в повседневную жизнь?
  • Как распознать готовность к переходу к бесформенным сферам?

Примеры выполнения

Продвинутый практикующий, достигнув стабильной третьей джханы, начинает замечать, как даже тонкое блаженство создает некоторую «рябь» в сознании. Не прилагая усилий, он позволяет вниманию естественным образом отстраняться от этих приятных ощущений. Постепенно все формы удовольствия и неудовольствия растворяются, уступая место кристально чистому осознаванию. Дыхание становится настолько тонким, что едва заметно. Ум пребывает в состоянии совершенного равновесия, где любые феномены воспринимаются с абсолютной ясностью, но не вызывают ни малейшего отклика.

Интерпретация результатов

ПризнакЗначениеКритерии достоверности
Исчезновение блаженстваПревосхождение тонких привязанностейОтсутствие сожаления об утрате
Предельная ясностьЧистота сознанияОтсутствие малейшей замутненности
Совершенная невозмутимостьПолное равновесие умаНеколебимость при любых феноменах
Утончение дыханияГлубина самадхиЕстественность процесса

Когда применять, противопоказания

Практика четвертой джханы требует исключительного уровня подготовки и стабильного достижения предыдущих джхан. Строго противопоказана при любых психических нарушениях и нестабильных состояниях сознания. Необходимо постоянное руководство опытного учителя, способного распознавать тонкие отклонения в практике. Не рекомендуется практиковать в периоды физического или эмоционального истощения, а также при наличии неразрешенных психологических проблем.

Рекомендации для ведущего

  • Тщательно оценивайте готовность практикующих к работе с глубочайшими состояниями сознания
  • Создавайте максимально защищенное пространство для практики
  • Будьте готовы распознавать и корректировать тончайшие отклонения
  • Поддерживайте баланс между углублением практики и заземлением
  • Регулярно проверяйте интеграцию опыта в повседневную жизнь
  • Помогайте различать подлинные достижения от временных состояний
  • Будьте внимательны к признакам возможной диссоциации

Возможные модификации медитации

  • Предварительная практика развития различающей мудрости
  • Интеграция элементов практики прозрения
  • Специальные упражнения для развития сверхчувственного восприятия
  • Дополнительные техники для стабилизации глубоких состояний
  • Практики для плавного перехода к бесформенным сферам
  • Методы интеграции опыта в повседневную жизнь
  • Адаптация практики для разных уровней подготовки

9.5 Медитация «Сфера бесконечного пространства»

Описание медитации

Эта медитация представляет собой первое из четырех бесформенных достижений (арупа-джхан). В этом состоянии практикующий трансцендирует все восприятие материальной формы и входит в переживание бесконечного пространства. Сознание расширяется за пределы обычных пространственных ограничений, растворяя все представления о физических границах и формах.

В этом состоянии исчезает восприятие тела и материальных объектов, уступая место непосредственному переживанию безграничного пространства. Это не просто визуализация или концептуальное понимание, а прямое, непосредственное восприятие бесконечности пространства как таковой.

Практикующий входит в состояние, где единственным объектом медитации становится само бесконечное пространство, воспринимаемое во всех направлениях одновременно. Это приводит к глубокому освобождению ума от привязанности к материальным формам и ограничениям.

Цель медитации

  • Преодоление привязанности к восприятию материальной формы
  • Развитие способности к восприятию бесконечности
  • Освобождение ума от пространственных ограничений
  • Подготовка сознания к еще более тонким состояниям
  • Углубление понимания иллюзорности материальных ограничений

Реквизит

ПредметНазначениеОсобые требования
Изолированное пространствоПолная тишина и покойОтсутствие эха и резонансов
Медитационное сиденьеМаксимальный комфортМинимальное давление на тело
Система вентиляцииОптимальный воздухообменБесшумная работа
ЗатемнениеКонтроль освещенияПолное отсутствие бликов

Как выполнять поэтапно

1. Достижение четвертой джханы

Начните с последовательного прохождения материальных джхан до достижения устойчивой четвертой джханы. Убедитесь в полной чистоте и стабильности этого состояния.
Время: 60-90 минут

2. Отпускание восприятия формы

Начните постепенно отпускать все восприятия, связанные с материальной формой. Позвольте образу тела и других физических объектов естественно растворяться в сознании. Не форсируйте этот процесс.
Время: 20-30 минут

3. Переход к восприятию пространства

По мере растворения восприятия форм, направьте внимание на само пространство. Начните с осознавания пространства вокруг тела, постепенно расширяя его во всех направлениях.
Время: неопределенно

4. Расширение в бесконечность

Позвольте восприятию пространства естественно расширяться, выходя за пределы любых воображаемых границ. Не пытайтесь контролировать этот процесс — просто наблюдайте за естественным расширением осознавания.
Время: неопределенно

5. Стабилизация в безграничности

Пребывайте в состоянии чистого восприятия бесконечного пространства. Поддерживайте ясное осознавание без фиксации на каких-либо отдельных точках или направлениях.
Время: неопределенно

Ключевые моменты для участников

  • Не пытайтесь создавать или визуализировать бесконечное пространство
  • Позвольте восприятию естественно расширяться само по себе
  • Будьте внимательны к тонким формам материального цепляния
  • Сохраняйте ясность осознавания при расширении восприятия
  • Не пытайтесь контролировать или направлять процесс

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как отличить концептуальное понимание от прямого восприятия бесконечного пространства?
  • Каким образом работать с возникающим страхом или дезориентацией?
  • Как распознать подлинное достижение этого состояния?
  • Что делать при возникновении необычных пространственных переживаний?
  • Как интегрировать опыт безграничности в обычное восприятие?

Примеры выполнения

Опытный практикующий, достигнув устойчивой четвертой джханы, начинает замечать, как даже тончайшее восприятие формы создает некоторое ограничение в сознании. Не прилагая усилий, он позволяет всем формам естественно растворяться. Постепенно возникает все более ясное восприятие самого пространства. Сначала это может быть пространство вокруг тела, но затем оно начинает расширяться во всех направлениях одновременно. В какой-то момент исчезают все референтные точки, и сознание пребывает в непосредственном восприятии бесконечного пространства.

Интерпретация результатов

ПризнакЗначениеОсобенности восприятия
Исчезновение формПреодоление материальных ограниченийЕстественное растворение
Расширение восприятияВыход за пределы обычных границОтсутствие центра и периферии
Чистая безграничностьПрямое восприятие бесконечностиНедвойственное переживание
Стабильность осознаванияЗрелость практикиОтсутствие колебаний внимания

Когда применять, противопоказания

Практика сферы бесконечного пространства требует исключительного уровня медитативного развития и абсолютно стабильного достижения четвертой джханы. Строго противопоказана при любых психических расстройствах, особенно связанных с нарушением восприятия пространства или чувства реальности. Необходимо постоянное руководство высококвалифицированного учителя. Не рекомендуется практиковать без предварительной подготовки в работе с более грубыми состояниями сознания.

Рекомендации для ведущего

  • Тщательно проверяйте подготовленность практикующих к работе с бесформенными состояниями
  • Создавайте максимально благоприятные условия для глубокого погружения
  • Будьте готовы работать с возможными страхами и дезориентацией
  • Помогайте различать концептуальное понимание от прямого опыта
  • Регулярно проверяйте стабильность психического состояния практикующих
  • Обеспечивайте плавный переход между сессиями практики и обычным состоянием

Возможные модификации медитации

  • Предварительные практики для развития пространственного осознавания
  • Специальные упражнения для работы со страхом безграничности
  • Техники постепенного расширения восприятия
  • Методы интеграции опыта бесформенных состояний
  • Практики для развития устойчивости в безопорных состояниях
  • Дополнительные техники для преодоления тонких привязанностей к форме

9.6 Медитация «Сфера бесконечного сознания»

Описание медитации

Эта медитация представляет собой второе бесформенное достижение, где внимание переходит от бесконечного пространства к бесконечности самого сознания. В этом состоянии практикующий выходит за пределы даже восприятия пространства, погружаясь в созерцание безграничной природы осознавания как такового.

В этой практике происходит глубокое исследование природы сознания, где сам ум становится объектом медитации. Это не просто рефлексия или самонаблюдение, а непосредственное переживание бесконечности сознания, где исчезает различие между наблюдателем и наблюдаемым.

Особенность этого состояния заключается в том, что практикующий напрямую воспринимает всеобъемлющую природу сознания, выходя за пределы любых ограничений и двойственности. Это приводит к глубокому пониманию безграничной природы ума и его фундаментальных качеств.

Цель медитации

  • Преодоление привязанности к восприятию пространства
  • Развитие прямого понимания природы сознания
  • Углубление недвойственного восприятия
  • Очищение ума от тонких форм концептуализации
  • Подготовка к еще более утонченным состояниям сознания

Реквизит

ПредметНазначениеСпециальные требования
Звукоизолированное помещениеПолная изоляция от помехМаксимальная звукоизоляция
Специальное сиденьеПоддержание неподвижностиЭргономичная форма
Система микроклиматаСтабильность условийАвтоматическая регуляция
Защита от светаКонтроль визуальных стимуловПолное затемнение

Как выполнять поэтапно

1. Достижение сферы бесконечного пространства

Начните с последовательного прохождения всех предыдущих джхан до устойчивого достижения сферы бесконечного пространства. Убедитесь в полной стабильности этого состояния.
Время: 60-90 минут

2. Переход к восприятию сознания

Начните замечать само осознавание, которое воспринимает бесконечное пространство. Постепенно перемещайте внимание от объекта (пространства) к самому процессу осознавания.
Время: 20-30 минут

3. Расширение восприятия сознания

Позвольте восприятию сознания естественно расширяться, выходя за пределы индивидуального опыта. Отмечайте безграничную природу самого осознавания.
Время: неопределенно

4. Углубление недвойственности

По мере углубления практики, позвольте раствориться различию между наблюдателем и наблюдаемым. Пребывайте в чистом осознавании без разделения на субъект и объект.
Время: неопределенно

5. Стабилизация в бесконечном сознании

Поддерживайте устойчивое пребывание в состоянии чистого, безграничного осознавания. Не пытайтесь что-либо удерживать или контролировать.
Время: неопределенно

Ключевые моменты для участников

  • Не пытайтесь концептуально понять бесконечность сознания
  • Позвольте естественно раствориться всем границам восприятия
  • Сохраняйте бдительность без создания напряжения
  • Будьте внимательны к тонким формам двойственности
  • Не пытайтесь «схватить» или зафиксировать переживание

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как распознать подлинное достижение этого состояния?
  • Каким образом отличить концептуальное понимание от прямого опыта?
  • Как работать с возникающим чувством растворения личности?
  • Что делать при появлении страха потери контроля?
  • Как интегрировать опыт безграничного сознания в повседневную жизнь?

Примеры выполнения

Опытный практикующий, достигнув стабильного состояния бесконечного пространства, начинает замечать само осознавание, которое воспринимает это пространство. Постепенно внимание естественным образом смещается от объекта восприятия к самому процессу осознавания. По мере углубления практики, различие между воспринимающим и воспринимаемым начинает растворяться, уступая место непосредственному переживанию бесконечности сознания как такового. Возникает прямое понимание безграничной природы осознавания, выходящее за пределы любых концептуальных рамок.

Интерпретация результатов

ПризнакЗначениеГлубина постижения
Растворение двойственностиПреодоление субъект-объектного разделенияПрямое недвойственное восприятие
Безграничность осознаванияВыход за пределы индивидуального сознанияУниверсальное восприятие
Чистота восприятияОтсутствие концептуальных наслоенийНепосредственное знание
Спонтанное присутствиеЕстественность состоянияОтсутствие усилий

Когда применять, противопоказания

Практика сферы бесконечного сознания требует исключительного уровня медитативного развития и абсолютно стабильного достижения предыдущих состояний. Строго противопоказана при любых психических расстройствах, особенно связанных с нарушением восприятия реальности или деперсонализацией. Необходимо постоянное руководство высококвалифицированного учителя, имеющего личный опыт этих состояний. Не рекомендуется практиковать в периоды эмоциональной нестабильности или при наличии непроработанных психологических травм.

Рекомендации для ведущего

  • Тщательно оценивайте готовность практикующих к работе с глубочайшими состояниями сознания
  • Создавайте максимально безопасные условия для практики
  • Будьте внимательны к признакам возможной дезориентации
  • Помогайте в интеграции опыта недвойственного восприятия
  • Поддерживайте баланс между углублением практики и заземлением
  • Обеспечивайте постепенный переход к обычному состоянию сознания

Возможные модификации медитации

  • Предварительные практики для развития недвойственного восприятия
  • Специальные техники для работы со страхом растворения эго
  • Методы постепенного расширения осознавания
  • Практики для интеграции опыта в повседневную жизнь
  • Дополнительные упражнения для развития устойчивости в безопорных состояниях
  • Техники для преодоления тонких форм концептуализации

9.7 Медитация «Сфера отсутствия чего бы то ни было»

Описание медитации

Эта медитация представляет собой третье бесформенное достижение, где внимание переходит к состоянию полного отсутствия каких-либо объектов восприятия. В этом состоянии практикующий выходит за пределы даже восприятия бесконечного сознания, входя в сферу, где нет ничего, что можно было бы воспринять или познать.

В этой практике происходит полное отпускание всех объектов сознания, включая само восприятие бесконечности. Это не является состоянием пустоты или небытия, но rather представляет собой крайне утонченное состояние осознавания, где отсутствуют любые «нечто», которые можно было бы воспринять.

Особенность этой медитации заключается в том, что она ведет к предельному очищению сознания от всех объектов восприятия, оставляя только чистое «ничто». Это состояние характеризуется глубочайшим покоем и отсутствием какой-либо феноменальной активности.

Цель медитации

  • Преодоление привязанности к восприятию бесконечного сознания
  • Достижение состояния полного отсутствия объектов восприятия
  • Углубление понимания пустотности всех феноменов
  • Развитие способности к предельному отпусканию
  • Подготовка к наивысшему бесформенному достижению

Реквизит

ПредметНазначениеКритические характеристики
Абсолютная изоляцияУстранение всех внешних стимуловПолная сенсорная депривация
Идеальная позаЗабывание о телеМаксимальная устойчивость
Температурный контрольОтсутствие телесных ощущенийТочная регуляция
Полная темнотаУстранение визуальных стимуловАбсолютное затемнение

Как выполнять поэтапно

1. Достижение предварительных состояний

Последовательно пройдите через все предыдущие джханы до устойчивого достижения сферы бесконечного сознания. Убедитесь в полной стабильности каждого состояния.
Время: 90-120 минут

2. Отпускание восприятия бесконечного сознания

Начните замечать некоторую «плотность» или «существование» даже в восприятии бесконечного сознания. Позвольте вниманию естественно отстраняться от этого восприятия.
Время: 30-40 минут

3. Вхождение в «ничто»

По мере отпускания восприятия бесконечного сознания, позвольте уму естественно погружаться в состояние, где нет никаких объектов восприятия. Не пытайтесь ничего создавать или удерживать.
Время: неопределенно

4. Углубление в отсутствие

Пребывайте в состоянии, где нет ничего, что можно было бы воспринять или познать. Сохраняйте предельную бдительность без создания какой-либо опоры для ума.
Время: неопределенно

5. Стабилизация в «ничто»

Поддерживайте устойчивое пребывание в состоянии отсутствия чего бы то ни было. Не пытайтесь проверять или анализировать это состояние.
Время: неопределенно

Ключевые моменты для участников

  • Не пытайтесь создавать или визуализировать «ничто»
  • Позвольте всем объектам восприятия естественно исчезнуть
  • Сохраняйте предельную бдительность без создания напряжения
  • Не пытайтесь анализировать или концептуализировать опыт
  • Будьте готовы отпустить даже самые тонкие формы восприятия

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как отличить истинное состояние «ничто» от притупленности сознания?
  • Каким образом сохранять осознанность без объекта восприятия?
  • Как работать со страхом полного исчезновения?
  • Что делать при возникновении тонких концептуальных построений?
  • Как распознать готовность к переходу на этот уровень практики?

Примеры выполнения

Мастер медитации, достигнув устойчивого состояния бесконечного сознания, начинает замечать, что даже это тончайшее восприятие создает некоторое «присутствие» или «существование». Не прилагая усилий, он позволяет этому восприятию естественно растворяться. Постепенно исчезают все объекты сознания, включая само восприятие бесконечности. Остается только чистое «ничто», которое нельзя описать как наличие чего-либо, но при этом сохраняется предельно ясное осознавание.

Интерпретация результатов

ПризнакЗначениеУровень достижения
Отсутствие объектовПолное отпускание восприятияАбсолютная пустотность
Сохранение осознанностиЧистота сознанияПредельная бдительность
Отсутствие концепцийПреодоление ментальных конструкцийБезопорное состояние
Глубочайший покойПолное успокоение умаАбсолютная тишина

Когда применять, противопоказания

Практика сферы отсутствия чего бы то ни было требует высочайшего уровня медитативного развития и абсолютно стабильного достижения всех предыдущих состояний. Строго противопоказана при любых психических нарушениях и нестабильных состояниях сознания. Требуется постоянное руководство мастера высочайшей квалификации, имеющего прямой опыт этих состояний. Не рекомендуется даже пытаться практиковать без достижения полной стабильности в предыдущих джханах.

Рекомендации для ведущего

  • Тщательно оценивайте готовность практикующих к работе с высшими состояниями
  • Создавайте идеальные условия для глубокого погружения
  • Будьте готовы распознавать тончайшие отклонения в практике
  • Обеспечивайте безопасный выход из глубоких состояний
  • Помогайте в интеграции опыта в повседневную жизнь
  • Поддерживайте регулярную проверку психического здоровья

Возможные модификации медитации

  • Предварительные практики для развития способности к полному отпусканию
  • Специальные техники для работы со страхом небытия
  • Методы постепенного углубления в «ничто»
  • Практики для сохранения осознанности без опоры
  • Техники безопасного возвращения в обычное состояние
  • Упражнения для укрепления способности к предельной бдительности

9.8 Медитация «Сфера ни восприятия, ни не-восприятия»

Описание медитации

Эта медитация представляет собой высшее из бесформенных достижений, где сознание достигает такой степени утонченности, что невозможно сказать, есть ли восприятие или его нет. Это предельно тонкое состояние, находящееся на грани постижимого опыта, где даже само отсутствие чего бы то ни было не может быть четко определено.

В этом состоянии происходит трансценденция даже самой концепции присутствия или отсутствия восприятия. Сознание становится настолько утонченным, что выходит за пределы обычной дихотомии существования и несуществования. Это не является ни полным прекращением восприятия, ни его присутствием в обычном смысле.

Уникальность этого состояния заключается в его неописуемой тонкости, где даже определение «ничто» становится слишком грубым. Это высшая точка медитативного погружения, доступная для тренируемого сознания в рамках обусловленного существования.

Цель медитации

  • Достижение предельной утонченности сознания
  • Преодоление последних следов двойственного восприятия
  • Выход за пределы всех концептуальных ограничений
  • Реализация высшего медитативного достижения
  • Подготовка к возможности полного прекращения восприятия

Реквизит

ПредметНазначениеПредельные требования
Особое помещениеАбсолютная изоляцияПолная защита от всех воздействий
Специальное сиденьеПоддержание высшей неподвижностиМаксимальный комфорт без ощущений
Система жизнеобеспеченияПоддержание оптимальных условийАвтономное функционирование
Система мониторингаНаблюдение за состоянием практикующегоНеинвазивный контроль

Как выполнять поэтапно

1. Достижение предварительных состояний

Последовательно и тщательно пройдите через все предыдущие джханы до полностью устойчивого достижения сферы отсутствия чего бы то ни было. Каждое состояние должно быть абсолютно стабильным.
Время: 120-180 минут

2. Трансценденция «ничто»

Начните замечать, что даже восприятие «ничто» является некоторой формой опыта. Позвольте сознанию естественно выйти за пределы этого последнего объекта.
Время: 40-60 минут

3. Вхождение в неопределимое состояние

Позвольте сознанию достичь такой степени утонченности, где невозможно определить, есть ли восприятие или его нет. Не пытайтесь анализировать это состояние.
Время: неопределенно

4. Пребывание в предельной тонкости

Сохраняйте высочайшую бдительность в состоянии, которое находится за пределами всех определений и концепций. Не пытайтесь как-либо охарактеризовать этот опыт.
Время: неопределенно

5. Поддержание неопределимости

Оставайтесь в состоянии, где невозможно сказать ни о присутствии, ни об отсутствии чего бы то ни было. Сохраняйте предельную естественность.
Время: неопределенно

Ключевые моменты для участников

  • Не пытайтесь концептуально понять или определить это состояние
  • Позвольте раствориться даже самой тонкой двойственности
  • Сохраняйте предельную бдительность без малейшего усилия
  • Не пытайтесь проверять или анализировать свой опыт
  • Будьте готовы отпустить все известные ориентиры сознания

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как распознать подлинность этого высшего достижения?
  • Каким образом сохранять осознанность в неопределимом состоянии?
  • Как работать с тончайшими формами концептуализации?
  • Что делать при возникновении страха полной неопределенности?
  • Как интегрировать этот опыт в понимание природы реальности?

Примеры выполнения

Высший мастер медитации, достигнув совершенного состояния «ничто», начинает замечать, что даже это тончайшее состояние является некоторой формой определенности. Не прилагая ни малейшего усилия, он позволяет сознанию выйти за пределы даже этой последней опоры. Постепенно возникает состояние такой утонченности, что невозможно сказать, есть ли какое-либо восприятие или его нет. Это не является ни существованием, ни несуществованием в обычном понимании, но представляет собой предельно тонкое состояние сознания.

Интерпретация результатов

ПризнакЗначениеПредельная реализация
Неопределимость состоянияВыход за пределы всех категорийАбсолютная трансценденция
Предельная тонкостьВысшая утонченность сознанияЗа пределами описаний
Отсутствие концептуализацииПреодоление всех ментальных конструкцийЧистое присутствие
Совершенная естественностьОтсутствие малейшего усилияСпонтанное пребывание

Когда применять, противопоказания

Практика сферы ни восприятия, ни не-восприятия требует абсолютного мастерства во всех предыдущих медитативных достижениях. Строго противопоказана без полной реализации всех предшествующих состояний. Необходимо прямое руководство мастера высочайшей квалификации, имеющего непосредственный опыт этого состояния. Даже малейшие психологические нестабильности или сомнения делают практику непригодной. Требует полного посвящения медитативной практике и отрешения от мирской активности на период освоения.

Рекомендации для ведущего

  • Тщательно проверяйте полноту реализации всех предыдущих достижений
  • Создавайте абсолютно совершенные условия для практики
  • Обеспечивайте постоянный ненавязчивый мониторинг состояния
  • Будьте готовы к работе с тончайшими отклонениями
  • Поддерживайте безопасное возвращение в обычное состояние
  • Обеспечивайте длительную интеграцию опыта

Возможные модификации медитации

  • Специальные подготовительные практики для развития предельной утонченности восприятия
  • Техники для работы с тончайшими формами концептуализации
  • Методы безопасного исследования запредельных состояний
  • Практики для интеграции высших достижений
  • Упражнения для развития способности к предельной естественности
  • Техники плавного перехода между состояниями сознания

Итоговая таблица медитаций

МедитацияФокусировкаВремя выполнения
Первая джхана: радость и счастьеРазвитие концентрации и радости30-60 минут
Вторая джхана: однонаправленностьУглубление концентрации45-90 минут
Третья джхана: невозмутимостьРазвитие равностности60-120 минут
Четвертая джхана: чистое осознаваниеДостижение чистоты ума90-150 минут
Сфера бесконечного пространстваВыход за пределы формы120-180 минут
Сфера бесконечного сознанияПостижение природы сознания150-210 минут
Сфера отсутствия чего бы то ни былоПолное отпускание180-240 минут
Сфера ни восприятия, ни не-восприятияПредельная утонченность210-270 минут