Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Упражнения логопедии
Глава 5. Движение и речь
Оглавление
- Говорящее тело
- Динамика жеста
- Импровизация движений
- Координация действий
- Лингвистическая пластика
- Моторика речи
- Ритмика общения
- Танец слов
- Телесный диалог
- Чувственная координация
5.1 Упражнение «Говорящее тело»
Описание упражнения
Упражнение «Говорящее тело» направлено на развитие связи между речью и движением тела. Оно помогает участникам осознать, как их тело естественным образом участвует в процессе речи и коммуникации, делая её более выразительной и эффективной.
В процессе выполнения упражнения участники исследуют различные способы выражения слов и фраз через движения тела, учатся координировать речь с жестами и мимикой, а также развивают навыки невербальной коммуникации.
Особенность данного упражнения заключается в том, что оно позволяет участникам почувствовать естественную связь между словом и движением, помогая преодолеть скованность и неестественность в общении.
Цель упражнения
- Развитие координации речи и движений тела
- Улучшение навыков невербальной коммуникации
- Повышение осознанности в использовании языка тела
- Преодоление зажатости в движениях при разговоре
- Развитие выразительности речи через телесные проявления
Реквизит
- Просторное помещение для свободного движения
- Удобная одежда для участников
- Карточки с текстами или словами (опционально)
- Музыкальное сопровождение (спокойная фоновая музыка)
Размер группы
От 6 до 12 человек
Порядок выполнения
Этап 1. Разминка
Участники располагаются свободно в пространстве и выполняют простые движения для расслабления тела. Внимание обращается на дыхание и осанку.
Этап 2. Базовые движения
Ведущий предлагает участникам произносить простые слова, сопровождая их естественными движениями тела. Например, слово «высокий» — потянуться вверх, «широкий» — развести руки в стороны.
Этап 3. Работа с фразами
Участники получают короткие фразы и должны передать их смысл через движения тела, сопровождая произнесением вслух.
Этап 4. Диалоги телом
Участники разбиваются на пары и ведут короткие диалоги, где каждое слово сопровождается соответствующим движением.
Слово/Фраза | Движение тела | Эмоциональный акцент |
---|---|---|
Радость | Руки вверх, прыжок | Улыбка, открытая поза |
Грусть | Плечи опущены, голова вниз | Медленные движения |
Уверенность | Прямая спина, шаг вперед | Четкие жесты |
Время на каждый этап
- Разминка: 5-7 минут
- Базовые движения: 10-15 минут
- Работа с фразами: 15-20 минут
- Диалоги телом: 20-25 минут
Ключевые моменты для участников
- Движения должны быть естественными и комфортными
- Важно сохранять связь между словом и движением
- Не следует копировать других участников
- Необходимо следить за дыханием
- Движения должны усиливать смысл произносимых слов
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие движения давались легче всего?
- Что было сложным при соединении речи и движения?
- Как изменилось восприятие собственной речи?
- Какие эмоции вызвало упражнение?
Примеры выполнения
Участник произносит фразу «Я спокоен и уверен в себе», выполняя следующие движения:
- «Я» — прикладывает руку к груди
- «спокоен» — плавное движение руками в стороны
- «уверен» — твердый шаг вперед
- «в себе» — скрещивает руки на груди
Интерпретация результатов
- Легкость движений указывает на хорошую связь речи и моторики
- Скованность может говорить о психологических барьерах
- Несоответствие движений словам может указывать на проблемы с восприятием речи
Показания к применению
- Нарушения координации речи и движений
- Скованность в общении
- Недостаточная выразительность речи
- Проблемы с жестикуляцией
Противопоказания
- Острые травмы опорно-двигательного аппарата
- Тяжелые формы двигательных нарушений
- Острые респираторные заболевания
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную и поддерживающую атмосферу
- Учитывать физические возможности участников
- Демонстрировать упражнения личным примером
- Поощрять индивидуальное выражение
- Следить за правильным дыханием участников
Возможные модификации упражнений
- Использование музыкального сопровождения разных темпов
- Работа с поэтическими текстами
- Добавление элементов театрализации
- Включение работы с предметами
- Групповые варианты выполнения
5.2 Упражнение «Динамика жеста»
Описание упражнения
Упражнение «Динамика жеста» представляет собой комплексную работу над развитием выразительности речи через осознанное использование жестикуляции. Оно направлено на формирование гармоничной связи между словом и жестом, что особенно важно для логопедической практики.
В ходе выполнения упражнения участники осваивают различные типы жестов, учатся их правильно применять в речи и развивают способность к выразительной невербальной коммуникации. Особое внимание уделяется скорости, амплитуде и уместности жестов в разных речевых ситуациях.
Уникальность данного упражнения заключается в том, что оно помогает сформировать индивидуальный «жестовый словарь», который органично дополняет речевые высказывания и делает коммуникацию более эффективной.
Цель упражнения
- Развитие осознанной жестикуляции при говорении
- Улучшение координации речи и движений рук
- Формирование навыков выразительной невербальной коммуникации
- Преодоление скованности в жестикуляции
- Развитие пластичности движений
- Обогащение репертуара коммуникативных жестов
Реквизит
- Зеркало большого размера или зеркальная стена
- Карточки с описанием различных коммуникативных ситуаций
- Видеокамера для записи и анализа движений (опционально)
- Легкие предметы для манипуляций (ленты, платки, мячи)
Тип жеста | Пример использования | Речевая ситуация | Эмоциональный компонент |
---|---|---|---|
Указательные | Направление движения | Объяснение маршрута | Нейтральный |
Изобразительные | Форма предмета | Описание объекта | Заинтересованность |
Эмоциональные | Выражение чувств | Рассказ о событии | Яркий |
Ритмические | Подчеркивание слов | Публичное выступление | Умеренный |
Размер группы
От 4 до 8 человек (оптимально для индивидуального внимания к каждому участнику)
Порядок выполнения
Этап 1. Разогрев и подготовка
Участники выполняют упражнения на расслабление рук и плечевого пояса. Особое внимание уделяется снятию напряжения в кистях и пальцах. Выполняются плавные вращательные движения в суставах.
Этап 2. Базовые жесты
Изучение и отработка основных коммуникативных жестов: приветствие, прощание, согласие, отрицание, вопрос, указание. Каждый жест отрабатывается сначала без речи, затем с соответствующими речевыми формулами.
Этап 3. Ситуативная практика
Участники получают карточки с описанием различных коммуникативных ситуаций и должны использовать подходящие жесты, сопровождая их соответствующей речью. Ситуации постепенно усложняются.
Этап 4. Творческое развитие
Участники создают собственные комбинации жестов для выражения сложных коммуникативных намерений. Работа с импровизацией и спонтанной жестикуляцией.
Этап 5. Анализ и коррекция
Просмотр видеозаписей (если используются) или работа с зеркалом. Анализ типичных ошибок, корректировка неестественных движений, обсуждение наиболее удачных находок.
Время на каждый этап
- Разогрев и подготовка: 7-10 минут
- Базовые жесты: 15-20 минут
- Ситуативная практика: 20-25 минут
- Творческое развитие: 15-20 минут
- Анализ и коррекция: 10-15 минут
Ключевые моменты для участников
- Жесты должны быть естественными и соответствовать содержанию речи
- Важно соблюдать соразмерность жестов и речевой ситуации
- Необходимо следить за плавностью переходов между жестами
- Жестикуляция не должна отвлекать от содержания речи
- Следует избегать монотонных повторяющихся движений
- Важно учитывать культурный контекст используемых жестов
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменилось ощущение собственной речи с добавлением осознанной жестикуляции?
- Какие жесты кажутся наиболее естественными?
- В каких ситуациях жестикуляция помогала, а в каких мешала?
- Какие культурные особенности жестов были выявлены?
- Как влияет темп речи на характер жестикуляции?
Примеры выполнения
Ситуация «Объяснение дороги»:
- Речь: «Сначала идите прямо до светофора»
- Жест: плавное движение рукой вперед
- Речь: «Затем поверните направо»
- Жест: четкий поворот руки вправо под прямым углом
- Речь: «Пройдите еще немного»
- Жест: короткое движение рукой вперед
Интерпретация результатов
- Естественность жестикуляции: оценивается плавность и уместность движений
- Координация речи и жестов: синхронность и согласованность
- Разнообразие жестов: использование различных типов движений
- Эмоциональная выразительность: соответствие жестов эмоциональному содержанию речи
Показания к применению
- Нарушения координации речи и движений
- Недостаточная выразительность речи
- Проблемы с невербальной коммуникацией
- Логоневроз
- Постинсультная реабилитация речи
- Профессиональная подготовка ораторов
Противопоказания
- Острые заболевания опорно-двигательного аппарата
- Тяжелые нарушения координации движений
- Выраженные нарушения пространственного восприятия
Рекомендации для ведущего
- Начинать с простых, базовых жестов, постепенно усложняя задания
- Учитывать индивидуальные особенности и ограничения участников
- Регулярно давать обратную связь по качеству выполнения упражнений
- Создавать комфортную атмосферу для экспериментов с жестами
- Использовать видеозапись для анализа прогресса
- Поощрять творческий подход к выполнению заданий
Возможные модификации упражнений
- Работа с различными стилями речи (деловой, разговорный, художественный)
- Использование музыкального сопровождения для развития чувства ритма
- Включение элементов пантомимы для развития выразительности
- Работа с предметами для расширения жестового репертуара
- Групповые упражнения на взаимодействие через жесты
- Создание индивидуальных «жестовых партитур» для типовых ситуаций
5.3 Упражнение «Импровизация движений»
Описание упражнения
Упражнение «Импровизация движений» представляет собой комплексную методику, направленную на развитие спонтанной двигательной активности в сочетании с речью. Оно помогает участникам освободиться от двигательных стереотипов и найти собственный естественный стиль движения при говорении.
В основе упражнения лежит принцип свободного потока движений, где каждый участник учится прислушиваться к своему телу и позволять ему двигаться в соответствии с речевым ритмом и содержанием высказывания. Это создает основу для более гармоничного соединения речи и движения.
Важной особенностью упражнения является его направленность на развитие креативности в движении и речи, что особенно важно для преодоления речевых барьеров и развития свободы самовыражения.
Цель упражнения
- Развитие спонтанности в движении и речи
- Формирование индивидуального стиля двигательного самовыражения
- Улучшение координации движений и речи
- Преодоление двигательных и речевых зажимов
- Развитие творческого потенциала в коммуникации
- Формирование навыков телесного осознавания
Реквизит
- Просторное помещение с нескользким полом
- Музыкальное оборудование с подборкой разнохарактерной музыки
- Мягкие мячи разного размера
- Лёгкие шарфы или ленты
- Коврики для упражнений на полу
Тип импровизации | Речевое сопровождение | Характер движений | Сложность |
---|---|---|---|
Свободный поток | Спонтанная речь | Плавные, текучие | Начальный |
Ритмическая | Стихотворный текст | Чёткие, ритмичные | Средний |
Образная | Описательный рассказ | Иллюстративные | Продвинутый |
Эмоциональная | Диалог | Экспрессивные | Высокий |
Размер группы
От 6 до 12 человек (оптимально для создания динамичной атмосферы и сохранения индивидуального подхода)
Порядок выполнения
Этап 1. Разогрев и настройка
Участники выполняют плавные движения всем телом, постепенно увеличивая амплитуду. Особое внимание уделяется дыханию и расслаблению. Включается спокойная музыка для создания комфортной атмосферы.
Этап 2. Исследование пространства
Участники начинают двигаться по помещению, исследуя разные уровни и направления движения. Добавляются простые звуки и междометия, соответствующие характеру движений.
Этап 3. Речевая импровизация
К движениям добавляются слова и фразы. Участники экспериментируют с разными типами речи: от шёпота до громкого голоса, от медленной речи до быстрой.
Этап 4. Взаимодействие в пространстве
Участники начинают взаимодействовать друг с другом через движение и речь, создавая спонтанные диалоги и групповые импровизации.
Этап 5. Интеграция
Завершающий этап, где участники объединяют все освоенные элементы в целостную импровизацию, включающую движение, речь и взаимодействие.
Время на каждый этап
- Разогрев и настройка: 10-15 минут
- Исследование пространства: 15-20 минут
- Речевая импровизация: 20-25 минут
- Взаимодействие в пространстве: 20-25 минут
- Интеграция: 15-20 минут
Ключевые моменты для участников
- Следовать за естественными импульсами тела
- Не оценивать свои движения и речь
- Сохранять связь с дыханием
- Поддерживать состояние исследования и любопытства
- Быть внимательным к ощущениям в теле
- Позволять себе экспериментировать с разными качествами движения и речи
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие открытия произошли во время импровизации?
- Что помогало и что мешало свободному движению и речи?
- Как менялось восприятие собственного тела и голоса?
- Какие моменты вызывали наибольший интерес или трудности?
- Как изменилось ощущение связи между движением и речью?
Примеры выполнения
Свободная импровизация на тему «Времена года»:
- Весна: лёгкие, восходящие движения с произнесением слов о пробуждении природы
- Лето: широкие, размашистые движения с эмоциональными восклицаниями
- Осень: плавные, нисходящие движения с описательной речью
- Зима: сдержанные, чёткие движения с медленной, размеренной речью
Интерпретация результатов
- Степень свободы движений и речи
- Разнообразие используемых движений и речевых средств
- Качество координации движения и речи
- Уровень творческой активности
- Способность к спонтанному самовыражению
Показания к применению
- Речевые зажимы и барьеры
- Нарушения координации
- Трудности с самовыражением
- Психоэмоциональные блоки
- Недостаточная пластичность движений
- Проблемы с произвольной регуляцией движений
Противопоказания
- Острые травмы опорно-двигательного аппарата
- Тяжёлые нарушения вестибулярного аппарата
- Острые воспалительные процессы
- Состояния, требующие ограничения физической активности
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную и поддерживающую атмосферу
- Внимательно наблюдать за состоянием участников
- Гибко адаптировать задания под возможности группы
- Использовать разнообразную музыку для поддержки импровизации
- Поощрять индивидуальное выражение каждого участника
- Быть готовым к эмоциональным реакциям участников
Возможные модификации упражнений
- Использование различных предметов для стимуляции движений
- Работа с разными музыкальными стилями
- Включение элементов сюжетной импровизации
- Добавление партнёрских упражнений
- Использование техник контактной импровизации
- Работа с различными пространственными условиями
5.4 Упражнение «Координация действий»
Описание упражнения
Упражнение «Координация действий» представляет собой специализированный комплекс двигательно-речевых заданий, направленных на развитие согласованности между речью и физическими действиями. Оно помогает формировать навыки одновременного выполнения различных действий при сохранении качества речи.
В процессе выполнения упражнения участники учатся распределять внимание между речевой и двигательной активностью, что особенно важно для развития автоматизации речевых навыков в повседневной жизни. Упражнение также способствует развитию межполушарного взаимодействия.
Особую ценность представляет возможность постепенного усложнения заданий, что позволяет адаптировать упражнение под различный уровень подготовки участников и обеспечивать постоянный прогресс в развитии координационных способностей.
Цель упражнения
- Развитие способности координировать речь и движения
- Улучшение межполушарного взаимодействия
- Формирование навыков многозадачности
- Совершенствование произвольного контроля над движениями
- Развитие концентрации внимания
- Улучшение пространственной ориентации
Реквизит
- Мячи разного размера и веса
- Балансировочные подушки или доски
- Скакалки
- Гимнастические палки
- Карточки с речевым материалом
- Метроном или ритмическая музыка
Тип движения | Речевое задание | Уровень сложности | Время выполнения |
---|---|---|---|
Перекрестные шаги | Счет до 10 | Начальный | 3-5 минут |
Жонглирование мячом | Чтение стихов | Средний | 5-7 минут |
Балансирование | Пересказ текста | Продвинутый | 7-10 минут |
Асимметричные движения | Спонтанная речь | Высокий | 10-12 минут |
Размер группы
От 4 до 8 человек (для обеспечения качественного контроля за выполнением упражнений)
Порядок выполнения
Этап 1. Подготовительная разминка
Выполнение простых координационных упражнений без речевого сопровождения. Разогрев основных мышечных групп. Настройка дыхания.
Этап 2. Простые координационные упражнения с речью
Выполнение базовых движений с одновременным проговариванием простых речевых конструкций. Особое внимание уделяется синхронизации движений и речи.
Этап 3. Усложненные координационные задания
Введение асимметричных движений и более сложных речевых заданий. Работа с разным темпом и ритмом движений и речи.
Этап 4. Комплексные координационные упражнения
Выполнение сложных двигательных программ с одновременным решением речевых задач. Включение элементов импровизации.
Этап 5. Интеграция навыков
Объединение всех освоенных элементов в целостные координационные комплексы с речевым сопровождением.
Время на каждый этап
- Подготовительная разминка: 10-15 минут
- Простые координационные упражнения: 15-20 минут
- Усложненные координационные задания: 20-25 минут
- Комплексные координационные упражнения: 20-25 минут
- Интеграция навыков: 15-20 минут
Ключевые моменты для участников
- Сохранять равномерное дыхание при выполнении упражнений
- Следить за четкостью артикуляции во время движения
- Поддерживать устойчивый ритм выполнения заданий
- Контролировать качество как движений, так и речи
- Не допускать чрезмерного напряжения мышц
- Сохранять концентрацию внимания на протяжении всего упражнения
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие комбинации движений и речи вызывали наибольшие трудности?
- Как менялось качество речи при усложнении движений?
- Какие стратегии помогали сохранять координацию?
- Какие ощущения возникали при выполнении асимметричных движений?
- Как влияет темп движений на качество речи?
Примеры выполнения
Комплексное координационное упражнение:
- Ходьба с перекрестными движениями и счетом
- Жонглирование мячом с проговариванием скороговорок
- Балансирование на одной ноге с пересказом текста
- Асимметричные движения руками с называнием слов на заданную тему
Интерпретация результатов
- Оценка плавности и точности движений
- Анализ качества речи при выполнении движений
- Контроль равномерности дыхания
- Наблюдение за способностью удерживать внимание
- Оценка скорости переключения между заданиями
Показания к применению
- Нарушения координации движений
- Речевые расстройства
- Проблемы с концентрацией внимания
- Нарушения межполушарного взаимодействия
- Трудности с многозадачностью
- Реабилитация после неврологических заболеваний
Противопоказания
- Острые заболевания опорно-двигательного аппарата
- Нарушения равновесия вестибулярного характера
- Тяжелые формы сердечно-сосудистых заболеваний
- Эпилепсия в активной фазе
Рекомендации для ведущего
- Строго соблюдать принцип постепенного усложнения заданий
- Контролировать правильность выполнения каждого элемента
- Учитывать индивидуальные особенности участников
- Обеспечивать безопасность при выполнении упражнений
- Давать четкие и понятные инструкции
- Поддерживать мотивацию участников
Возможные модификации упражнений
- Использование различных речевых материалов (стихи, проза, диалоги)
- Варьирование темпа и ритма выполнения
- Включение дополнительного оборудования
- Работа в парах или малых группах
- Добавление элементов соревнования
- Создание тематических координационных комплексов
5.5 Упражнение «Лингвистическая пластика»
Описание упражнения
Упражнение «Лингвистическая пластика» представляет собой инновационный подход к развитию речи через пластическое движение. В его основе лежит идея о том, что каждое слово и звук имеют свое пластическое воплощение, а их соединение создает уникальный «танец речи».
Данное упражнение объединяет принципы классической логопедии с элементами пластического театра и танцевально-двигательной терапии. Участники учатся чувствовать физическое воплощение звуков и слов, что способствует более глубокому пониманию и освоению речевых паттернов.
Особенность упражнения заключается в том, что оно позволяет работать одновременно над несколькими аспектами речи: артикуляцией, просодикой, речевым дыханием, используя при этом весь потенциал тела как инструмента выражения.
Цель упражнения
- Развитие пластичности артикуляционного аппарата через движение всего тела
- Формирование связи между звучанием и пластическим выражением
- Улучшение речевого дыхания через работу с движением
- Развитие просодических компонентов речи
- Активизация речевых центров через двигательную активность
- Формирование целостного восприятия речи как психофизического процесса
Реквизит
- Просторное помещение с зеркалами
- Мягкие маты или коврики
- Легкие ткани разной фактуры
- Музыкальное оборудование
- Карточки с речевым материалом
- Видеокамера для записи и анализа движений (опционально)
Звук | Характер движения | Уровень пространства | Динамика |
---|---|---|---|
Гласные | Плавные, текучие | Средний, верхний | Медленная |
Взрывные согласные | Резкие, четкие | Нижний, средний | Быстрая |
Шипящие | Волнообразные | Все уровни | Переменная |
Сонорные | Круговые, спиральные | Средний | Умеренная |
Размер группы
От 5 до 10 человек (оптимально для индивидуального подхода и групповой динамики)
Порядок выполнения
Этап 1. Телесная настройка
Работа начинается с мягкой разминки всего тела, особое внимание уделяется расслаблению мышц шеи, плеч и лица. Выполняются упражнения на развитие осознанности движений и связи с дыханием.
Этап 2. Звуковая пластика
Исследование пластического выражения отдельных звуков. Каждому звуку подбирается соответствующее движение, учитывающее его артикуляционные и акустические характеристики.
Этап 3. Слоговые комбинации
Соединение звуков в слоги с соответствующим объединением движений. Работа над плавностью переходов между звуками и движениями.
Этап 4. Словесная пластика
Переход к работе со словами, где каждое слово становится маленькой пластической композицией. Внимание уделяется ударению и ритмической структуре слова.
Этап 5. Фразовая пластика
Развитие пластических последовательностей для целых фраз с учетом интонации, пауз и логических ударений.
Время на каждый этап
- Телесная настройка: 15-20 минут
- Звуковая пластика: 20-25 минут
- Слоговые комбинации: 15-20 минут
- Словесная пластика: 20-25 минут
- Фразовая пластика: 25-30 минут
Ключевые моменты для участников
- Сохранять связь между движением и дыханием
- Обращать внимание на качество артикуляции при движении
- Стремиться к естественности и органичности движений
- Исследовать разные качества движения для каждого звука
- Развивать осознанность в координации речи и движения
- Использовать все пространство для движения
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как движение помогает прочувствовать характер звука?
- Какие звуки легче/сложнее выражать через движение?
- Как меняется ощущение речи при добавлении движения?
- Какие движения наиболее органично сочетаются с определенными звуками?
- Как влияет темп движения на качество произношения?
Примеры выполнения
Пластическое воплощение слова «волна»:
- «В» — плавное движение рукой вверх с легким колебанием
- «О» — круговое движение всем телом
- «Л» — текучее движение руками сверху вниз
- «Н» — волнообразное движение руками вперед
- «А» — широкое раскрытие рук в стороны
Интерпретация результатов
- Оценка плавности сочетания движений и речи
- Анализ соответствия движений характеру звуков
- Наблюдение за качеством артикуляции в движении
- Оценка выразительности движений
- Анализ координации дыхания с движением и речью
Показания к применению
- Нарушения звукопроизношения
- Проблемы с речевым дыханием
- Нарушения просодики речи
- Зажатость артикуляционного аппарата
- Трудности с координацией речи и движения
- Речевая неуверенность
Противопоказания
- Острые заболевания опорно-двигательного аппарата
- Тяжелые формы сердечно-сосудистых заболеваний
- Период обострения хронических заболеваний
- Состояния, требующие ограничения физической активности
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу творческой свободы и безопасности
- Учитывать физические возможности каждого участника
- Поощрять индивидуальное выражение в движении
- Следить за правильностью выполнения артикуляционных движений
- Поддерживать баланс между структурой и свободой импровизации
- Использовать музыкальное сопровождение, поддерживающее характер движений
Возможные модификации упражнений
- Использование различных стилей движения (классический танец, современный танец)
- Работа с разными текстовыми материалами (стихи, проза, скороговорки)
- Включение элементов театральной пластики
- Использование предметов для обогащения движений
- Создание групповых пластических композиций
- Работа с различными эмоциональными состояниями
5.6 Упражнение «Моторика речи»
Описание упражнения
Упражнение «Моторика речи» представляет собой комплексную систему двигательно-речевых тренировок, направленных на развитие тонкой моторики артикуляционного аппарата в сочетании с движениями рук и тела. Это многоуровневая работа, где каждое движение связано с определенным речевым компонентом.
В основу упражнения положен принцип нейромоторного обучения, где тонкие движения пальцев и артикуляционного аппарата развиваются параллельно, создавая прочные нейронные связи. Особое внимание уделяется синхронизации мелких движений с речевыми задачами.
Уникальность упражнения заключается в системном подходе к развитию моторных навыков, где каждое движение становится частью более сложной речедвигательной программы, что особенно важно для формирования правильных речевых стереотипов.
Цель упражнения
- Развитие тонкой моторики артикуляционного аппарата
- Совершенствование координации движений пальцев и речи
- Формирование правильных речедвигательных стереотипов
- Улучшение нейромоторной координации
- Развитие кинестетического контроля речевых движений
- Активизация речевых зон мозга через моторную активность
Реквизит
- Мелкие предметы для манипуляций (бусины, пуговицы, мозаика)
- Специальные тренажеры для развития моторики
- Карточки с артикуляционными упражнениями
- Массажные мячики разного размера
- Пальчиковые куклы
- Зеркала для контроля артикуляции
Тип движения | Речевой компонент | Моторная задача | Сложность |
---|---|---|---|
Пальцевые позиции | Артикуляция гласных | Точность позиции | Базовый |
Последовательные движения | Слоговые цепочки | Переключаемость | Средний |
Синхронные комбинации | Сложные слова | Координация | Высокий |
Асимметричные действия | Фразовая речь | Распределение внимания | Продвинутый |
Размер группы
От 3 до 6 человек (для обеспечения качественного контроля за выполнением тонких движений)
Порядок выполнения
Этап 1. Подготовка моторного аппарата
Начинается с разогрева и разминки пальцев рук и артикуляционного аппарата. Выполняются упражнения на расслабление мышц лица и кистей. Проводится массаж пальцев и ладоней.
Этап 2. Базовые упражнения
Отрабатываются простые сочетания пальцевых позиций с артикуляционными движениями. Внимание уделяется точности выполнения каждого элемента и правильному дыханию.
Этап 3. Координационные упражнения
Выполнение последовательных движений пальцами с одновременным произнесением слогов и слов. Добавляются упражнения на переключаемость движений.
Этап 4. Сложные моторно-речевые комплексы
Работа с асимметричными движениями пальцев при произнесении сложных речевых конструкций. Включение элементов мелкой моторики с предметами.
Этап 5. Автоматизация навыков
Закрепление освоенных движений в различных речевых ситуациях. Работа над скоростью и точностью выполнения комбинированных заданий.
Время на каждый этап
- Подготовка моторного аппарата: 10-15 минут
- Базовые упражнения: 15-20 минут
- Координационные упражнения: 20-25 минут
- Сложные моторно-речевые комплексы: 20-25 минут
- Автоматизация навыков: 15-20 минут
Ключевые моменты для участников
- Сохранять точность артикуляционных движений при выполнении пальцевых упражнений
- Контролировать дыхание во время выполнения сложных комбинаций
- Следить за плавностью переключения между движениями
- Поддерживать равномерный темп выполнения упражнений
- Обращать внимание на качество звукопроизношения
- Избегать излишнего напряжения мышц
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие комбинации движений вызывают наибольшие трудности?
- Как меняется качество артикуляции при разной скорости движений?
- Какие стратегии помогают удерживать внимание на нескольких задачах?
- Каково влияние сложных движений на речевой контроль?
- Как развивается координация с практикой?
Примеры выполнения
Комплексное упражнение на координацию:
- Поочередное соединение пальцев с большим пальцем с произнесением гласных
- Перебирание бусин с проговариванием слогов
- Выкладывание узора из мозаики с называнием цветов
- Раскручивание-закручивание предметов с произнесением скороговорок
Интерпретация результатов
- Точность выполнения моторных программ
- Качество координации движений и речи
- Скорость переключения между заданиями
- Устойчивость внимания при выполнении
- Степень автоматизации навыков
Показания к применению
- Нарушения звукопроизношения
- Проблемы с артикуляционной моторикой
- Задержка речевого развития
- Дизартрические расстройства
- Нарушения темпо-ритмической организации речи
- Общее недоразвитие речи
Противопоказания
- Острые воспалительные процессы в суставах пальцев
- Травмы кистей рук в острой фазе
- Тяжелые формы неврологических расстройств
- Выраженное психомоторное возбуждение
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивать индивидуальный подход к каждому участнику
- Контролировать правильность выполнения всех элементов
- Своевременно корректировать ошибки
- Поддерживать мотивацию участников
- Варьировать сложность заданий в зависимости от успехов
- Создавать положительный эмоциональный фон
Возможные модификации упражнений
- Использование различных материалов для развития тактильных ощущений
- Включение элементов арт-терапии
- Работа с разными текстовыми материалами
- Добавление ритмических компонентов
- Создание игровых ситуаций
- Использование компьютерных тренажеров
5.7 Упражнение «Ритмика общения»
Описание упражнения
Упражнение «Ритмика общения» представляет собой специализированный комплекс, направленный на развитие ритмической организации речи через движение. В его основе лежит принцип синхронизации речевых и двигательных ритмов, что способствует формированию естественного темпо-ритма речи и повышению коммуникативной эффективности.
Данное упражнение интегрирует элементы музыкальной ритмики, логопедической ритмики и коммуникативных техник. Участники осваивают различные ритмические паттерны, учатся чувствовать и поддерживать ритм в диалоге, развивают способность к гибкому изменению темпа речи.
Особую ценность представляет работа над просодическими компонентами речи через ритмическое движение, что помогает сделать речь более выразительной и эмоционально насыщенной.
Цель упражнения
- Развитие чувства речевого ритма
- Формирование навыков темпо-ритмической организации речи
- Улучшение координации движений и речи
- Развитие просодических компонентов речи
- Совершенствование коммуникативных навыков
- Формирование навыков речевого взаимодействия в группе
Реквизит
- Музыкальное оборудование с качественным звуком
- Подборка музыкальных произведений разного темпа и ритма
- Метроном (электронный или механический)
- Ритмические инструменты (бубны, маракасы, клавесы)
- Мячи разного размера
- Карточки с ритмическими схемами
Тип ритма | Речевой материал | Движение | Темп |
---|---|---|---|
Двудольный | Двусложные слова | Шаги с хлопками | Медленный |
Трёхдольный | Трехсложные слова | Покачивания | Умеренный |
Четырёхдольный | Короткие фразы | Круговые движения | Средний |
Синкопированный | Сложные фразы | Прыжки и повороты | Быстрый |
Размер группы
От 6 до 12 человек (оптимально для создания различных коммуникативных ситуаций)
Порядок выполнения
Этап 1. Ритмическая разминка
Начинается с простых ритмических движений под музыку. Участники осваивают базовые ритмические рисунки, учатся чувствовать темп и метр. Включаются упражнения на координацию движений.
Этап 2. Речевые ритмы
Добавление речевого компонента к движениям. Отработка произнесения слов и фраз в заданном ритме. Использование различных ритмических схем для организации речи.
Этап 3. Коммуникативные ритмы
Работа в парах и малых группах. Освоение ритмических диалогов, передача ритмических посланий, развитие способности поддерживать общий ритм в групповом взаимодействии.
Этап 4. Ритмическая импровизация
Создание собственных ритмических паттернов, соединение их с речью. Развитие способности гибко менять темп и ритм в зависимости от коммуникативной ситуации.
Этап 5. Ритмическая интеграция
Объединение всех освоенных элементов в целостные коммуникативные ситуации с использованием различных ритмических структур.
Время на каждый этап
- Ритмическая разминка: 15-20 минут
- Речевые ритмы: 20-25 минут
- Коммуникативные ритмы: 25-30 минут
- Ритмическая импровизация: 20-25 минут
- Ритмическая интеграция: 15-20 минут
Ключевые моменты для участников
- Сохранять связь движения с дыханием
- Следить за чёткостью артикуляции в движении
- Поддерживать заданный темп и ритм
- Сохранять внимание к партнёрам по коммуникации
- Контролировать громкость голоса
- Использовать естественные акценты в речи
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как ритмическая организация влияет на качество речи?
- Какие ритмические паттерны наиболее комфортны?
- Как меняется восприятие речи при разном темпе?
- Какие стратегии помогают поддерживать общий ритм в группе?
- Как ритм влияет на эмоциональное состояние?
Примеры выполнения
Ритмический диалог в паре:
- Первый участник задаёт ритм движением и фразой
- Второй участник подхватывает ритм и отвечает
- Постепенное усложнение ритмического рисунка
- Смена ролей ведущего и ведомого
Интерпретация результатов
- Способность удерживать заданный ритм
- Качество координации речи и движения
- Гибкость в смене темпо-ритмических структур
- Уровень коммуникативного взаимодействия
- Выразительность речи в движении
Показания к применению
- Нарушения темпо-ритмической организации речи
- Запинки в речи
- Монотонность речи
- Проблемы с коммуникативными навыками
- Нарушения просодической стороны речи
- Трудности с координацией
Противопоказания
- Тяжёлые нарушения сердечного ритма
- Острые заболевания опорно-двигательного аппарата
- Эпилепсия в активной фазе
- Сильное физическое утомление
Рекомендации для ведущего
- Подбирать музыку с чётким ритмическим рисунком
- Учитывать физические возможности участников
- Постепенно усложнять ритмические задания
- Создавать позитивную атмосферу
- Поощрять творческую активность
- Следить за безопасностью выполнения движений
Возможные модификации упражнений
- Использование различных музыкальных стилей
- Включение элементов танцевальной терапии
- Добавление игровых моментов
- Работа с разными речевыми жанрами
- Использование видеозаписи для анализа
- Создание групповых ритмических композиций
5.8 Упражнение «Танец слов»
Описание упражнения
Упражнение «Танец слов» — это инновационная методика, объединяющая хореографические элементы с речевой практикой. В основе упражнения лежит идея о том, что каждое слово может быть выражено через танцевальное движение, а последовательность слов создает уникальную хореографическую фразу.
Данный подход позволяет работать одновременно над пластичностью тела и выразительностью речи, создавая естественную связь между словом и движением. Упражнение помогает развивать чувство ритма, координацию и способность к самовыражению через интеграцию речи и танца.
Особенность методики заключается в том, что она позволяет участникам создавать собственный «словарь движений», где каждому слову или фразе соответствует определённая танцевальная комбинация, что способствует более глубокому пониманию и запоминанию речевого материала.
Цель упражнения
- Развитие связи между речью и движением через танцевальную экспрессию
- Улучшение координации и пластичности движений
- Формирование выразительности речи через движение
- Развитие чувства ритма и темпа в речи
- Активизация творческого потенциала в речевой деятельности
- Преодоление психологических барьеров в общении
Реквизит
- Просторное помещение с зеркалами
- Качественное музыкальное оборудование
- Подборка музыки разных стилей и темпов
- Легкие шарфы или ленты для движения
- Карточки со словами и фразами
- Коврики для упражнений на полу
Речевой элемент | Тип движения | Эмоциональный окрас | Пространственный уровень |
---|---|---|---|
Гласные звуки | Плавные вращения | Спокойный | Средний |
Согласные звуки | Четкие позиции | Энергичный | Нижний |
Слоги | Шаги и прыжки | Ритмичный | Смешанный |
Фразы | Комбинации | Выразительный | Все уровни |
Размер группы
От 5 до 8 человек (оптимально для создания танцевальных композиций и сохранения индивидуального подхода)
Порядок выполнения
Этап 1. Танцевальная разминка
Начинается с простых танцевальных движений для разогрева тела. Особое внимание уделяется освобождению суставов и развитию пластичности. Включаются элементы дыхательной гимнастики.
Этап 2. Звуковая пластика
Работа над созданием пластического выражения для отдельных звуков. Каждый звук получает свое танцевальное воплощение, учитывающее его артикуляционные особенности.
Этап 3. Слоговые танцы
Соединение звуковых движений в слоговые комбинации. Создание простых танцевальных фраз на основе слогов. Работа над плавностью переходов между движениями.
Этап 4. Танцевальные фразы
Составление более сложных танцевальных комбинаций на основе целых фраз. Добавление эмоциональной окраски движениям. Работа над выразительностью.
Этап 5. Танцевальный диалог
Создание интерактивных танцевальных композиций с элементами диалога. Развитие способности к спонтанному танцевально-речевому взаимодействию.
Время на каждый этап
- Танцевальная разминка: 15-20 минут
- Звуковая пластика: 20-25 минут
- Слоговые танцы: 20-25 минут
- Танцевальные фразы: 25-30 минут
- Танцевальный диалог: 20-25 минут
Ключевые моменты для участников
- Следить за естественностью движений и речи
- Поддерживать связь движения с дыханием
- Сохранять чёткость артикуляции в движении
- Использовать все пространство для движения
- Развивать пластическую выразительность
- Соблюдать баланс между танцем и речью
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как танцевальное движение влияет на качество речи?
- Какие эмоции вызывает соединение слова и танца?
- Как меняется восприятие речи через движение?
- Какие движения наиболее органично сочетаются со словами?
- Как влияет групповая динамика на индивидуальное выражение?
Примеры выполнения
Танцевальная интерпретация стихотворения:
- Определение ключевых слов и соответствующих им движений
- Создание связок между движениями
- Добавление эмоциональной окраски
- Работа над целостностью композиции
Интерпретация результатов
- Оценка пластичности движений
- Анализ координации речи и танца
- Наблюдение за выразительностью исполнения
- Оценка эмоциональной включенности
- Анализ коммуникативной эффективности
Показания к применению
- Нарушения темпо-ритмической организации речи
- Недостаточная выразительность речи
- Проблемы с координацией
- Эмоциональные зажимы
- Трудности с самовыражением
- Нарушения просодической стороны речи
Противопоказания
- Острые заболевания опорно-двигательного аппарата
- Тяжелые формы сердечно-сосудистых заболеваний
- Вестибулярные нарушения в острой фазе
- Высокая температура тела
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу творческой свободы
- Учитывать физические возможности участников
- Поддерживать индивидуальное выражение
- Использовать разнообразную музыку
- Обеспечивать безопасность движений
- Поощрять творческие эксперименты
Возможные модификации упражнений
- Использование различных танцевальных стилей
- Включение элементов импровизации
- Работа с разными литературными жанрами
- Создание групповых композиций
- Добавление элементов театрализации
- Использование различных предметов в танце
5.9 Упражнение «Телесный диалог»
Описание упражнения
Упражнение «Телесный диалог» представляет собой комплексную методику, направленную на развитие невербальной коммуникации в сочетании с речевым взаимодействием. Это особый вид работы, где тело становится активным участником диалога, дополняя и обогащая речевое общение.
В основе упражнения лежит концепция целостного коммуникативного акта, где вербальные и невербальные компоненты образуют единую систему выражения. Участники учатся осознанно использовать язык тела для усиления речевого воздействия и улучшения взаимопонимания.
Уникальность данного упражнения заключается в том, что оно позволяет развивать коммуникативные навыки на двух уровнях одновременно: через осознанное использование телесных сигналов и через вербальное взаимодействие.
Цель упражнения
- Развитие навыков невербальной коммуникации
- Улучшение осознанности телесных проявлений в общении
- Формирование целостного коммуникативного стиля
- Развитие эмпатии и понимания собеседника
- Совершенствование навыков активного слушания
- Повышение эффективности межличностного взаимодействия
Реквизит
- Просторное помещение для свободного перемещения
- Мягкие маты или подушки
- Зеркала для самонаблюдения
- Видеокамера для записи взаимодействий
- Карточки с коммуникативными ситуациями
- Спокойная фоновая музыка
Тип сигнала | Значение | Применение | Речевое сопровождение |
---|---|---|---|
Позы | Открытость/закрытость | Установление контакта | Приветствия |
Жесты | Усиление смысла | Пояснение сказанного | Описания |
Мимика | Эмоциональный отклик | Выражение чувств | Эмоциональные высказывания |
Дистанция | Степень доверия | Регуляция близости | Личные темы |
Размер группы
От 6 до 12 человек (оптимально для создания разнообразных диалогических пар и малых групп)
Порядок выполнения
Этап 1. Подготовка и настройка
Участники выполняют упражнения на осознание собственного тела, развитие чувствительности к телесным сигналам. Проводится разминка с элементами самонаблюдения.
Этап 2. Исследование невербальных сигналов
Изучение различных компонентов невербальной коммуникации: поз, жестов, мимики, дистанции. Практика осознанного использования этих элементов.
Этап 3. Парные взаимодействия
Работа в парах с фокусом на создание и поддержание контакта через телесные сигналы. Практика «отзеркаливания» и эмпатического слушания.
Этап 4. Групповой диалог
Расширение взаимодействия до малых групп. Практика многостороннего телесного диалога, развитие чувствительности к групповой динамике.
Этап 5. Интеграция навыков
Объединение вербальных и невербальных компонентов в целостную коммуникацию. Работа над естественностью и органичностью взаимодействия.
Время на каждый этап
- Подготовка и настройка: 15-20 минут
- Исследование невербальных сигналов: 20-25 минут
- Парные взаимодействия: 25-30 минут
- Групповой диалог: 20-25 минут
- Интеграция навыков: 15-20 минут
Ключевые моменты для участников
- Сохранять осознанность телесных проявлений
- Развивать чувствительность к сигналам собеседника
- Поддерживать баланс между речью и невербаликой
- Следить за конгруэнтностью сообщений
- Практиковать активное слушание
- Уважать личные границы партнёров
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменяется качество общения при осознанном использовании тела?
- Какие невербальные сигналы наиболее информативны?
- Как распознавать и интерпретировать телесные сигналы собеседника?
- Какие барьеры возникают в телесном диалоге?
- Как развивать эмпатическое понимание через тело?
Примеры выполнения
Упражнение «Молчаливый диалог»:
- Участники общаются без слов, используя только тело
- Постепенное добавление отдельных слов и фраз
- Наблюдение за изменением качества контакта
- Обмен впечатлениями о невербальных сигналах
Интерпретация результатов
- Оценка осознанности телесных проявлений
- Анализ качества невербального контакта
- Наблюдение за развитием эмпатических способностей
- Оценка конгруэнтности общения
- Анализ эффективности коммуникации
Показания к применению
- Трудности в межличностном общении
- Неуверенность в коммуникации
- Проблемы с эмоциональным выражением
- Нарушения социального взаимодействия
- Сложности в понимании невербальных сигналов
- Психологические барьеры в общении
Противопоказания
- Острые психические состояния
- Тяжелые формы социофобии
- Выраженные нарушения личных границ
- Состояния острого стресса
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную и доверительную атмосферу
- Уважать индивидуальные границы участников
- Внимательно следить за групповой динамикой
- Оказывать поддержку при возникновении трудностей
- Давать четкие и понятные инструкции
- Обеспечивать конструктивную обратную связь
Возможные модификации упражнений
- Включение элементов театральных техник
- Работа с различными коммуникативными ситуациями
- Использование музыкального сопровождения
- Добавление элементов арт-терапии
- Создание сложных коммуникативных сценариев
- Интеграция с другими терапевтическими методиками
5.10 Упражнение «Чувственная координация»
Описание упражнения
Упражнение «Чувственная координация» представляет собой комплексную методику, направленную на развитие тонкой взаимосвязи между эмоциональным состоянием, движением и речью. Это интегративный подход, где основное внимание уделяется развитию способности осознанно координировать эмоциональные проявления с речевой и двигательной активностью.
Методика основана на современных исследованиях нейропластичности и эмбодимента, показывающих тесную связь между эмоциональным состоянием, положением тела и речевыми паттернами. Упражнение помогает участникам научиться использовать эту связь для более эффективной коммуникации.
Особенность упражнения заключается в его многоуровневом воздействии: работа ведётся одновременно с телесными ощущениями, эмоциональными состояниями и речевыми проявлениями, что способствует формированию целостного опыта самовыражения.
Цель упражнения
- Развитие осознанности в координации эмоций, движений и речи
- Улучшение контроля над эмоциональными состояниями через движение
- Формирование навыков эмоциональной саморегуляции
- Развитие выразительности речи через эмоциональное движение
- Совершенствование навыков эмоционального интеллекта
- Повышение качества невербальной коммуникации
Реквизит
- Просторное помещение с хорошей вентиляцией
- Мягкие маты или коврики для упражнений
- Зеркала для самонаблюдения
- Музыкальное оборудование с подборкой разнохарактерной музыки
- Карточки с описанием эмоциональных состояний
- Материалы для арт-терапии (при необходимости)
Эмоция | Характер движения | Речевые особенности | Мышечный паттерн |
---|---|---|---|
Радость | Легкие, восходящие | Звонкий голос | Расширение |
Грусть | Медленные, нисходящие | Приглушенная речь | Сжатие |
Гнев | Резкие, направленные | Напряженный голос | Напряжение |
Спокойствие | Плавные, текучие | Ровная интонация | Расслабление |
Размер группы
От 4 до 8 человек (оптимально для создания доверительной атмосферы и индивидуальной работы)
Порядок выполнения
Этап 1. Эмоциональная настройка
Участники выполняют упражнения на осознание текущего эмоционального состояния и его телесных проявлений. Проводится работа с дыханием и мышечным тонусом.
Этап 2. Исследование эмоциональных состояний
Изучение различных эмоций через движение и голос. Участники экспериментируют с выражением эмоций в движении, наблюдая за изменениями в речи.
Этап 3. Эмоциональная пластика
Работа над плавными переходами между различными эмоциональными состояниями. Развитие способности сохранять речевой контроль при смене эмоций.
Этап 4. Эмоциональный диалог
Взаимодействие в парах и малых группах с фокусом на эмоциональном обмене через движение и речь. Развитие эмпатии и понимания эмоций других.
Этап 5. Интеграция опыта
Объединение полученных навыков в целостный опыт эмоционального самовыражения. Работа над естественностью проявления эмоций в речи и движении.
Время на каждый этап
- Эмоциональная настройка: 15-20 минут
- Исследование эмоциональных состояний: 20-25 минут
- Эмоциональная пластика: 25-30 минут
- Эмоциональный диалог: 20-25 минут
- Интеграция опыта: 15-20 минут
Ключевые моменты для участников
- Сохранять осознанность эмоциональных проявлений
- Отслеживать связь между эмоциями и телом
- Развивать чувствительность к эмоциональным состояниям
- Поддерживать естественность выражения
- Практиковать эмоциональную саморегуляцию
- Соблюдать баланс между контролем и спонтанностью
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как эмоциональное состояние влияет на качество речи?
- Какие телесные сигналы помогают распознавать эмоции?
- Как развивать эмоциональную гибкость?
- Какие стратегии помогают в управлении сложными эмоциями?
- Как поддерживать эмоциональный баланс в общении?
Примеры выполнения
Упражнение «Эмоциональная волна»:
- Плавный переход от радости к спокойствию через движение
- Изменение речевых характеристик соответственно эмоции
- Наблюдение за изменениями в теле
- Работа с голосом и дыханием
Интерпретация результатов
- Оценка эмоциональной осознанности
- Анализ координации эмоций и движений
- Наблюдение за качеством речи при разных эмоциях
- Оценка способности к эмоциональной регуляции
- Анализ эмоционального взаимодействия
Показания к применению
- Эмоциональная неустойчивость
- Трудности с выражением эмоций
- Нарушения эмоционально-волевой сферы
- Проблемы с эмоциональной регуляцией
- Алекситимия
- Психосоматические расстройства
Противопоказания
- Острые психические состояния
- Тяжелые эмоциональные травмы
- Период острого горя
- Выраженная дезорганизация поведения
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасное пространство для эмоционального выражения
- Учитывать индивидуальные особенности участников
- Быть готовым к проявлению сильных эмоций
- Поддерживать атмосферу принятия
- Владеть навыками эмоциональной регуляции
- Обеспечивать профессиональную поддержку
Возможные модификации упражнений
- Включение элементов арт-терапии
- Использование музыкального сопровождения
- Работа с метафорами и образами
- Добавление техник mindfulness
- Интеграция с дыхательными практиками
- Создание индивидуальных программ эмоциональной регуляции
Итоговая таблица упражнений главы 5
Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение |
---|---|---|
Говорящее тело | Развитие связи между речью и движением тела | 90-100 минут |
Динамика жеста | Развитие осознанной жестикуляции | 85-95 минут |
Импровизация движений | Развитие спонтанности в движении и речи | 90-105 минут |
Координация действий | Развитие согласованности речи и движений | 80-95 минут |
Лингвистическая пластика | Развитие пластического выражения речи | 95-110 минут |
Моторика речи | Развитие тонкой моторики артикуляции | 80-100 минут |
Ритмика общения | Развитие ритмической организации речи | 95-105 минут |
Танец слов | Развитие связи между словом и танцевальным движением | 100-115 минут |
Телесный диалог | Развитие невербальной коммуникации | 95-110 минут |
Чувственная координация | Развитие эмоционально-двигательной координации | 95-110 минут |