Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Упражнения для школьных психологов
Шаблоны для школьных психологов
Глава 39. Трудности обучения
Оглавление
- Анализ образовательных барьеров
- Бланк учебных достижений
- Карта учебных трудностей
- Маршрут индивидуальной помощи
- Опросник учебной мотивации
- План когнитивных тренировок
- Программа академической поддержки
- Рекомендации по обучению
- Стратегии концентрации внимания
- Шкала образовательных потребностей
39.1 Шаблон «Анализ образовательных барьеров»
Образовательные барьеры — как стены лабиринта, где ребенок пытается найти свой путь к знаниям. Этот шаблон поможет разобрать эти стены по кирпичикам, выявляя конкретные препятствия, которые мешают ученику полноценно учиться. Анализ образовательных барьеров — это своеобразная карта минного поля, где каждая мина — это конкретная трудность.
Работа с этим инструментом напоминает работу детектива: вы собираете улики, анализируете факты и находите истинные причины учебных затруднений. Глубокое понимание барьеров даёт ключ к их преодолению, превращая непреодолимые препятствия в просто сложные участки пути.
Шаблон особенно эффективен при командной работе, когда над решением проблемы трудятся психолог, учитель и родители. Так многогранный взгляд на ситуацию позволяет увидеть все аспекты образовательных трудностей и найти комплексное решение.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — выявить и структурировать конкретные препятствия, мешающие ученику успешно осваивать учебный материал. Шаблон помогает систематизировать наблюдения за учеником, результаты диагностики и обратную связь от учителей и родителей. В результате работы с шаблоном создаётся целостная картина образовательных трудностей, что становится основой для разработки эффективной стратегии помощи.
Шаблон
АНАЛИЗ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ БАРЬЕРОВ | ||
---|---|---|
ФИО ученика: | ||
Класс: | Дата заполнения: | Специалист: |
1. КОГНИТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ | ||
Память | ||
Внимание | ||
Мышление | ||
Восприятие | ||
2. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ | ||
Тревожность | ||
Страхи | ||
Мотивация | ||
Самооценка | ||
3. ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ БАРЬЕРЫ | ||
Организованность | ||
Активность на уроке | ||
Выполнение домашних заданий | ||
Взаимодействие со сверстниками | ||
4. СОЦИАЛЬНЫЕ БАРЬЕРЫ | ||
Семейная ситуация | ||
Отношения в классе | ||
Культурные факторы | ||
5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ БАРЬЕРЫ | ||
Учебная нагрузка | ||
Методы преподавания | ||
Учебные материалы | ||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ И РЕКОМЕНДАЦИИ | ||
Интерпретация информации
При анализе заполненного шаблона обратите внимание на повторяющиеся паттерны и взаимосвязи между разными видами барьеров. Часто первичные трудности в одной области (например, когнитивной) порождают вторичные проблемы в других сферах (эмоциональной, поведенческой). Ищите корень проблемы, а не просто её проявления.
Для эффективного преодоления барьеров рекомендуется определить 2-3 приоритетных направления работы, сосредоточившись на самых значимых препятствиях. Комплексное воздействие на ключевые барьеры часто приводит к снижению остальных трудностей по принципу домино.
39.2 Шаблон «Бланк учебных достижений»
Бланк учебных достижений — это не просто перечень оценок, а настоящая панорама роста ученика. Этот инструмент помогает увидеть за цифрами в дневнике реальный прогресс в освоении знаний и навыков. Словно альпинист, отмечающий на карте покорённые вершины, ученик с помощью этого бланка может наглядно увидеть свой путь к успеху.
Каждое достижение, даже самое маленькое, становится заметным и значимым. Как мозаика из ярких камешков, которая постепенно складывается в красивую картину, этот бланк собирает воедино все успехи ученика. Такой подход меняет восприятие учебного процесса — от погони за оценками к осознанию реального роста.
Особенно важен этот инструмент для детей с трудностями обучения, ведь он позволяет делать акцент не на пробелах, а на достижениях. Это как строить мост не из проблем, а из успехов — такая конструкция будет гораздо надёжнее и приведёт к цели быстрее.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — создать позитивно ориентированную систему отслеживания учебного прогресса ученика, фокусируясь не только на оценках, но и на качественных изменениях в знаниях, навыках и отношении к учёбе. Шаблон систематизирует информацию об учебных успехах ребёнка в динамике, что позволяет отмечать даже небольшие улучшения и поддерживать мотивацию к обучению. В результате использования этого бланка формируется более целостная и объективная картина образовательных достижений ученика, создаётся основа для позитивного подкрепления и дальнейшего планирования учебной деятельности.
Шаблон
БЛАНК УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ | |||
---|---|---|---|
ФИО ученика: | |||
Класс: | Учебный период: | Куратор: | |
Предмет | Начальный уровень | Текущий уровень | Конкретные достижения |
Русский язык | |||
Литература | |||
Математика | |||
История | |||
Биология | |||
Иностранный язык | |||
Физкультура | |||
ДОСТИЖЕНИЯ В УЧЕБНЫХ НАВЫКАХ | |||
Навык | Начальный уровень | Текущий уровень | Заметки о прогрессе |
Чтение | |||
Письмо | |||
Счёт | |||
Организация рабочего места | |||
Планирование времени | |||
Работа с информацией | |||
ЛИЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ | |||
Область | Конкретное достижение | Дата | Подтверждение |
Творчество | |||
Спорт | |||
Общественная деятельность | |||
Преодоление трудностей | |||
РЕФЛЕКСИЯ И ПЛАНИРОВАНИЕ | |||
Чем я горжусь больше всего: | Мои следующие учебные цели: | ||
Интерпретация информации
При анализе бланка учебных достижений важно учитывать индивидуальную динамику прогресса ученика, а не сравнивать его с другими детьми. Даже небольшой шаг вперёд для ребёнка с трудностями обучения может быть значительным достижением. Обратите внимание на области, где наблюдается наиболее заметный прогресс — они могут стать ресурсом для преодоления трудностей в других сферах.
Особую ценность представляет раздел «Личные достижения», который показывает сильные стороны ученика за пределами стандартной учебной программы. Эти успехи можно использовать для повышения самооценки и мотивации к преодолению учебных трудностей. Регулярное заполнение раздела «Рефлексия и планирование» развивает навыки самоанализа и целеполагания, что является важным фактором преодоления учебных трудностей в долгосрочной перспективе.
39.3 Шаблон «Карта учебных трудностей»
Карта учебных трудностей — это компас в сложном мире образовательных проблем. Подобно тому, как опытный путешественник наносит на карту опасные перевалы и топкие болота, школьный психолог отмечает конкретные учебные препятствия, с которыми сталкивается ребёнок. Эта карта позволяет не заблудиться в лабиринте учебных трудностей и найти кратчайший путь к их преодолению.
Каждая отмеченная трудность — это не приговор, а вызов, требующий конкретного решения. Как мозаика из кусочков разной формы и цвета, эта карта складывается в целостную картину образовательных потребностей ученика. Такой подход помогает видеть не просто «слабого ученика», а ребёнка с конкретным набором трудностей, каждая из которых может быть преодолена.
Особую ценность представляет системный характер карты — она охватывает различные аспекты учебного процесса и показывает взаимосвязи между ними. Это как медицинское обследование, которое не ограничивается одним симптомом, а рассматривает работу всего организма в комплексе.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — создать детализированную и структурированную картину учебных трудностей ученика, которая послужит основой для разработки эффективной стратегии психолого-педагогической поддержки. Шаблон помогает систематизировать информацию о различных аспектах образовательных затруднений, выявить их взаимосвязи и определить приоритетные направления коррекционной работы. В результате использования карты учебных трудностей формируется целостное представление о характере и степени выраженности образовательных проблем ученика, что позволяет разработать максимально персонализированную программу помощи.
Шаблон
КАРТА УЧЕБНЫХ ТРУДНОСТЕЙ | |||
---|---|---|---|
ФИО ученика: | |||
Класс: | Дата заполнения: | Специалист: | |
1. БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ | |||
Навык | Трудности | Степень выраженности (1-5) | Примечания |
Чтение: скорость | |||
Чтение: понимание | |||
Письмо: почерк | |||
Письмо: грамотность | |||
Устная речь | |||
Счёт и вычисления | |||
2. КОГНИТИВНЫЕ ФУНКЦИИ | |||
Функция | Трудности | Степень выраженности (1-5) | Примечания |
Внимание: устойчивость | |||
Внимание: переключаемость | |||
Память: слуховая | |||
Память: зрительная | |||
Мышление: логика | |||
Пространственное восприятие | |||
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ НАВЫКИ | |||
Навык | Трудности | Степень выраженности (1-5) | Примечания |
Самоорганизация | |||
Планирование времени | |||
Следование инструкциям | |||
Завершение начатых дел | |||
4. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ФАКТОРЫ | |||
Фактор | Трудности | Степень выраженности (1-5) | Примечания |
Учебная мотивация | |||
Тревожность | |||
Самооценка | |||
Отношения со сверстниками | |||
5. ТРУДНОСТИ В КОНКРЕТНЫХ ПРЕДМЕТНЫХ ОБЛАСТЯХ | |||
Предмет | Конкретные трудности | Степень выраженности (1-5) | Примечания |
Русский язык | |||
Математика | |||
Иностранный язык | |||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ: КЛЮЧЕВЫЕ ЗОНЫ ТРУДНОСТЕЙ И РЕСУРСЫ | |||
Приоритетные зоны помощи: | Сильные стороны ученика: | ||
Интерпретация информации
При анализе карты учебных трудностей важно рассматривать выявленные проблемы в их взаимосвязи. Часто трудности в одной области могут быть следствием проблем в другой. Например, низкая скорость чтения может быть связана с проблемами внимания, а трудности с письмом — с недостаточным развитием мелкой моторики.
Для определения приоритетных направлений помощи полезно выделить «ядерные» трудности — те, которые оказывают наиболее сильное влияние на общую успеваемость ученика. При этом следует опираться на выявленные сильные стороны ребёнка, используя их как ресурс для преодоления трудностей. Регулярный пересмотр и обновление карты (рекомендуется делать это раз в триместр) позволяет отслеживать динамику и своевременно корректировать стратегию помощи.
39.4 Шаблон «Маршрут индивидуальной помощи»
Маршрут индивидуальной помощи — это навигатор в мире учебных трудностей. Как опытный проводник, который не просто указывает на вершину горы, но прокладывает оптимальный путь с учётом всех опасностей и ресурсов путешественника, этот инструмент создаёт для ребёнка персональную дорожную карту преодоления учебных проблем.
Каждый этап маршрута — это конкретный шаг, ведущий к образовательному успеху. Как мост, соединяющий берега реки, этот маршрут перебрасывает надёжные опоры через поток школьных трудностей. Такой подход делает путь к знаниям не случайным блужданием, а целенаправленным движением к чётко обозначенной цели.
Особую ценность представляет комплексный характер маршрута — он учитывает не только академические, но и эмоциональные, социальные, организационные аспекты обучения. Это как многопрофильная медицинская помощь, где каждый специалист вносит свой вклад в общее выздоровление пациента.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — разработать чёткий, пошаговый план преодоления учебных трудностей, учитывающий индивидуальные особенности ученика и специфику его образовательных проблем. Шаблон помогает систематизировать и согласовать действия всех участников образовательного процесса — педагогов, психолога, родителей и самого ребёнка. В результате использования маршрута индивидуальной помощи создаётся единая стратегия поддержки ученика, повышается эффективность коррекционных мероприятий, обеспечивается преемственность и последовательность в оказании помощи.
Шаблон
МАРШРУТ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ПОМОЩИ | |||
---|---|---|---|
ФИО ученика: | |||
Класс: | Период реализации: | Куратор маршрута: | |
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ | |||
Долгосрочная цель (к концу периода): | Промежуточные задачи: | ||
НАПРАВЛЕНИЯ ПОМОЩИ | |||
Направление | Конкретные мероприятия | Ответственные | Сроки |
Когнитивное развитие | |||
Эмоциональная поддержка | |||
Развитие учебных навыков | |||
Педагогическая помощь | |||
Работа с родителями | |||
РАСПИСАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ | |||
День недели | Время | Специалист | Содержание |
Понедельник | |||
Вторник | |||
Среда | |||
Четверг | |||
Пятница | |||
МОНИТОРИНГ ПРОГРЕССА | |||
Критерии оценки | Исходный уровень | Промежуточные результаты | Итоговые результаты |
КОРРЕКТИРОВКА МАРШРУТА | |||
Дата | Причина изменений | Внесённые коррективы | |
Интерпретация информации
Эффективность маршрута индивидуальной помощи во многом зависит от согласованности действий всех специалистов и родителей. Регулярные встречи команды сопровождения (рекомендуется проводить их не реже одного раза в месяц) позволяют обсудить промежуточные результаты и при необходимости скорректировать маршрут.
Особое внимание следует уделять разделу «Мониторинг прогресса» — именно он позволяет объективно оценить эффективность выбранной стратегии помощи. Критерии оценки должны быть конкретными, измеримыми и связанными с поставленными целями. При отсутствии положительной динамики по ключевым критериям в течение двух месяцев рекомендуется существенная корректировка маршрута, возможно, с привлечением дополнительных специалистов или изменением приоритетных направлений работы.
39.5 Шаблон «Опросник учебной мотивации»
Опросник учебной мотивации — это ключ к пониманию внутренних движущих сил ученика. Как опытный археолог, бережно раскапывающий древние артефакты, этот инструмент помогает осторожно извлечь на поверхность истинные мотивы и стимулы к учёбе. Знание этих глубинных причин даёт возможность найти индивидуальный подход к ребёнку с трудностями обучения.
Каждый вопрос опросника — это маленькое окошко в мир внутренних переживаний ученика. Как мозаика из разноцветных стёклышек, ответы складываются в целостную картину отношения ребёнка к учебному процессу. Такой подход позволяет увидеть за общей неуспеваемостью конкретные мотивационные проблемы и ресурсы.
Особую ценность представляет динамический характер опросника — он позволяет отслеживать изменения в мотивационной сфере ученика с течением времени. Это как барометр, чутко реагирующий на перемены в эмоциональном климате обучения.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — выявить характер и уровень учебной мотивации ученика, определить доминирующие мотивы и стимулы к обучению, а также факторы, снижающие мотивацию. Шаблон помогает систематизировать информацию о мотивационной сфере ребёнка, полученную как от самого ученика, так и от родителей и педагогов. В результате использования опросника формируется многогранная картина мотивационных особенностей ученика, что становится основой для разработки индивидуализированных стратегий повышения учебной мотивации и преодоления связанных с ней трудностей обучения.
Шаблон
ОПРОСНИК УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ | |||
---|---|---|---|
ФИО ученика: | |||
Класс: | Дата заполнения: | Специалист: | |
ЧАСТЬ 1: САМООЦЕНКА УЧЕНИКОМ (для учащихся 3-11 классов) | |||
Инструкция: Оцени, насколько ты согласен с каждым утверждением по шкале от 1 до 5, где 1 – совершенно не согласен, 5 – полностью согласен. | |||
№ | Утверждение | Оценка (1-5) | Примечание |
1 | Мне нравится узнавать новое | ||
2 | Я учусь, чтобы получать хорошие оценки | ||
3 | Я стараюсь в школе, чтобы родители были довольны | ||
4 | Мне важно быть лучше одноклассников | ||
5 | На уроках мне часто бывает скучно | ||
6 | Я учусь, чтобы в будущем получить хорошую профессию | ||
7 | Мне нравится решать сложные задачи | ||
8 | Я стараюсь в школе, чтобы избежать наказания | ||
9 | Мне важно, что обо мне думают учителя | ||
10 | Я с удовольствием хожу в школу | ||
ЧАСТЬ 2: ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ УЧЕНИКА | |||
Какой предмет тебе нравится больше всего и почему? | |||
Какой предмет тебе нравится меньше всего и почему? | |||
Что могло бы сделать учёбу интереснее для тебя? | |||
Кто или что больше всего помогает тебе в учёбе? | |||
ЧАСТЬ 3: ОЦЕНКА ПЕДАГОГА | |||
Показатель | Оценка (1-5) | Комментарий | |
Активность на уроках | |||
Инициативность в выполнении заданий | |||
Самостоятельность в учебной работе | |||
Реакция на трудности и неудачи | |||
Интерес к предмету | |||
ЧАСТЬ 4: ОЦЕНКА РОДИТЕЛЕЙ | |||
Показатель | Оценка (1-5) | Комментарий | |
Самостоятельность выполнения домашних заданий | |||
Интерес к учебному материалу | |||
Отношение к школе | |||
Реакция на школьные успехи и неудачи | |||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
Преобладающие мотивы: | Демотивирующие факторы: | ||
Рекомендации по повышению мотивации: | |||
Интерпретация информации
При анализе заполненного опросника обратите внимание на соотношение внутренних и внешних мотивов учебной деятельности. Внутренние мотивы (познавательный интерес, стремление к саморазвитию) являются более устойчивыми и эффективными, чем внешние (одобрение, избегание наказания, соревновательные мотивы).
Особую ценность представляет сопоставление ответов ученика, наблюдений педагогов и мнения родителей — расхождения в их оценках могут указывать на проблемные зоны во взаимоотношениях ребёнка со взрослыми или на разрыв между его самовосприятием и тем, как его видят окружающие. При разработке рекомендаций следует опираться на выявленные «сильные» мотивы ученика, постепенно развивая менее выраженные компоненты мотивационной сферы.
39.6 Шаблон «План когнитивных тренировок»
План когнитивных тренировок — это фитнес-программа для мозга ребёнка. Как опытный тренер составляет индивидуальный комплекс упражнений для каждого спортсмена, так школьный психолог разрабатывает персонализированный план тренировки познавательных функций для ученика с трудностями обучения. Этот план помогает укрепить «когнитивные мышцы», необходимые для успешной учёбы.
Каждое упражнение в плане — это кирпичик в фундаменте будущих учебных успехов. Как строитель, который знает, какую именно деталь конструкции нужно укрепить, этот план целенаправленно воздействует на конкретные когнитивные функции — память, внимание, мышление. Такой подход делает помощь ребёнку не случайным набором развивающих заданий, а системной работой с видимым результатом.
Особую ценность представляет последовательность и регулярность тренировок. Как музыкант, который ежедневными упражнениями оттачивает своё мастерство, ребёнок с помощью регулярных тренировок постепенно повышает эффективность работы своего мозга. Умение планировать эти тренировки и отслеживать результат — важный навык для психолога, работающего с трудностями обучения.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — создать структурированную программу развития когнитивных функций, лежащих в основе учебной деятельности. Шаблон помогает систематизировать работу по развитию внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов, обеспечивая последовательность и целенаправленность тренировок. В результате использования плана когнитивных тренировок формируется устойчивый комплекс когнитивных навыков, необходимых для успешного обучения, повышается уровень развития базовых познавательных функций, создаётся основа для преодоления многих учебных трудностей.
Шаблон
ПЛАН КОГНИТИВНЫХ ТРЕНИРОВОК | |||
---|---|---|---|
ФИО ученика: | |||
Класс: | Период реализации: | Специалист: | |
ДИАГНОСТИКА КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ | |||
Функция | Использованные методики | Выявленные особенности | Приоритет (1-3) |
Внимание | |||
Память | |||
Мышление | |||
Восприятие | |||
Речь | |||
ПЛАН ТРЕНИРОВКИ ВНИМАНИЯ | |||
Компонент | Упражнения | Частота/Длительность | Форма проведения |
Устойчивость внимания | |||
Концентрация внимания | |||
Переключение внимания | |||
Распределение внимания | |||
ПЛАН ТРЕНИРОВКИ ПАМЯТИ | |||
Компонент | Упражнения | Частота/Длительность | Форма проведения |
Слуховая память | |||
Зрительная память | |||
Ассоциативная память | |||
Смысловая память | |||
ПЛАН ТРЕНИРОВКИ МЫШЛЕНИЯ | |||
Компонент | Упражнения | Частота/Длительность | Форма проведения |
Логическое мышление | |||
Понятийное мышление | |||
Пространственное мышление | |||
Креативное мышление | |||
ПЛАН ТРЕНИРОВКИ ДРУГИХ КОГНИТИВНЫХ ФУНКЦИЙ | |||
Функция | Упражнения | Частота/Длительность | Форма проведения |
КОНТРОЛЬ ПРОГРЕССА | |||
Дата | Функция | Методика проверки | Результат |
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИНТЕГРАЦИИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС | |||
Интерпретация информации
При разработке плана когнитивных тренировок важно опираться на результаты диагностики и выделять приоритетные направления работы. Наиболее эффективной стратегией является фокусировка на 2-3 когнитивных функциях, развитие которых даст максимальный эффект для преодоления учебных трудностей конкретного ученика.
Успешность когнитивных тренировок во многом зависит от их регулярности и системности. Включение тренировочных упражнений в повседневную жизнь ребёнка, их интеграция в учебный процесс и домашнюю рутину повышает эффективность работы. Важно также учитывать, что перенос сформированных навыков в учебную деятельность происходит не автоматически — необходимо специально отрабатывать применение развиваемых когнитивных функций на учебном материале.
39.7 Шаблон «Программа академической поддержки»
Программа академической поддержки — это надёжный мост, соединяющий берега учебных затруднений и образовательных успехов. Подобно профессиональной команде спасателей, вооружённой специальным снаряжением и чётким планом действий, эта программа не просто вытаскивает ученика из болота образовательных проблем, но и учит его уверенно двигаться по твёрдой почве знаний. Этот инструмент создаёт вокруг ребёнка защитную сеть, не позволяющую ему упасть в пропасть учебной неуспешности.
Каждый компонент программы — это небольшой, но важный кирпичик в строительстве здания учебного успеха. Как опытный архитектор, который знает, как сочетать разные материалы для создания прочной и красивой конструкции, эта программа гармонично объединяет различные формы поддержки — от дополнительных занятий до психологического сопровождения. Такой всесторонний подход обеспечивает стабильное улучшение академических показателей.
Особую ценность представляет системный характер программы — она не фокусируется на отдельных пробелах в знаниях, а охватывает весь спектр учебных потребностей ребёнка. Это как лечение не только симптомов болезни, но и её причин, что обеспечивает не временное улучшение, а устойчивый долгосрочный прогресс.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — создать комплексную, персонализированную систему академической поддержки ученика, испытывающего трудности в освоении учебной программы. Шаблон помогает организовать скоординированную работу педагогов, психолога, администрации школы и родителей, направленную на преодоление учебных затруднений. В результате применения программы формируется эффективная образовательная среда, учитывающая индивидуальные особенности ученика, повышается его академическая успеваемость, развиваются навыки самостоятельной учебной деятельности, укрепляется уверенность в своих силах.
Шаблон
ПРОГРАММА АКАДЕМИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ | |||
---|---|---|---|
ФИО ученика: | |||
Класс: | Период реализации: | Куратор программы: | |
АНАЛИЗ АКАДЕМИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ | |||
Текущая успеваемость (предметы с оценками): | Выявленные трудности обучения: | ||
Результаты предыдущей образовательной поддержки: | Ресурсы ученика: | ||
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ | |||
Предмет | Текущий уровень | Целевой уровень | Сроки |
ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ | |||
Предмет | Форма занятий | Периодичность | Ответственный |
АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | |||
Мера адаптации | Предметы | Ответственный | Примечания |
Индивидуальные задания | |||
Дополнительное время | |||
Альтернативные формы контроля | |||
Вспомогательные материалы | |||
РАЗВИТИЕ УЧЕБНЫХ НАВЫКОВ | |||
Навык | Форма работы | Ответственный | Периодичность |
Организация рабочего места | |||
Планирование времени | |||
Работа с учебной информацией | |||
Подготовка к контрольным работам | |||
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | |||
Направление | Форма работы | Ответственный | Периодичность |
Мотивация | |||
Учебная тревожность | |||
Самооценка | |||
Коммуникативные навыки | |||
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | |||
Направление | Форма работы | Ответственный | Периодичность |
Информирование о программе | |||
Обучение приёмам помощи | |||
Обратная связь | |||
МОНИТОРИНГ ПРОГРЕССА | |||
Критерий | Форма оценки | Периодичность | Ответственный |
Текущая успеваемость | |||
Контрольные работы | |||
Домашние задания | |||
Учебные навыки | |||
КОРРЕКТИРОВКА ПРОГРАММЫ | |||
Дата | Причина корректировки | Внесённые изменения | |
Интерпретация информации
Эффективность программы академической поддержки во многом зависит от её комплексности и системности. Важно, чтобы все компоненты программы были взаимосвязаны и работали на достижение общих целей. Регулярный мониторинг прогресса (не реже одного раза в две недели) позволяет своевременно выявлять как позитивные изменения, так и зоны, требующие дополнительного внимания.
При разработке программы следует учитывать баланс между академической нагрузкой и психологическим благополучием ученика.
39.8 Шаблон «Рекомендации по обучению»
Рекомендации по обучению — это путеводитель для учителей, работающих с ребёнком, имеющим трудности обучения. Как карта для путешественника, этот документ помогает педагогу находить оптимальные маршруты передачи знаний, избегая опасных участков и максимально используя благоприятные возможности. Этот инструмент превращает интуитивный педагогический опыт в конкретные, ясные рекомендации.
Каждая рекомендация — это ключ, открывающий дверь к эффективному обучению конкретного ребёнка. Как опытный ювелир, который знает, какой инструмент нужен для работы с определённым камнем, школьный психолог подбирает те педагогические подходы, которые будут наиболее эффективны для ученика с конкретным профилем учебных трудностей. Такой индивидуализированный подход позволяет достичь максимального образовательного результата.
Особую ценность представляет практическая направленность рекомендаций — они содержат не общие пожелания, а конкретные, реализуемые в повседневной педагогической практике советы. Это как детальный рецепт блюда для повара, где указаны не только ингредиенты, но и точные пропорции, последовательность действий, время приготовления.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — разработать конкретные, практические рекомендации для педагогов, работающих с учеником, испытывающим трудности в обучении. Шаблон помогает систематизировать психолого-педагогические знания о наиболее эффективных стратегиях обучения, адаптировать их к индивидуальным особенностям ученика и представить в удобной для использования форме. В результате применения рекомендаций учителя получают инструментарий для эффективной работы с учеником, повышается качество обучения без дополнительной нагрузки на педагогов, создаются условия для наиболее полной реализации образовательного потенциала ребёнка.
Шаблон
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОБУЧЕНИЮ | ||
---|---|---|
ФИО ученика: | ||
Класс: | Дата составления: | Специалист: |
КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ | ||
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | ||
Аспект | Рекомендации | Примечания |
Оптимальное место в классе | ||
Режим учебной деятельности | ||
Особенности восприятия информации | ||
Продолжительность концентрации внимания | ||
ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | ||
Аспект | Рекомендации | Примечания |
Предпочтительные каналы восприятия | ||
Структурирование информации | ||
Темп подачи материала | ||
Использование наглядных материалов | ||
УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ | ||
Аспект | Рекомендации | Примечания |
Инструкции к заданиям | ||
Объём и сложность | ||
Дополнительная помощь | ||
Альтернативные формы заданий | ||
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНИВАНИЕ | ||
Аспект | Рекомендации | Примечания |
Форма контроля | ||
Время на выполнение | ||
Критерии оценивания | ||
Обратная связь | ||
ПОДДЕРЖКА УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ | ||
Аспект | Рекомендации | Примечания |
Эффективное поощрение | ||
Интересы ученика | ||
Создание ситуации успеха | ||
Реакция на ошибки и неудачи | ||
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОТДЕЛЬНЫМ ПРЕДМЕТАМ | ||
Предмет | Специфические рекомендации | |
Русский язык | ||
Математика | ||
Иностранный язык | ||
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ | ||
Интерпретация информации
При разработке рекомендаций важно учитывать не только особенности ученика, но и реальные возможности педагогов для их реализации. Наиболее эффективны те рекомендации, которые не требуют от учителя значительных дополнительных усилий, но при этом существенно повышают доступность обучения для ребёнка с трудностями.
Регулярная обратная связь от педагогов об эффективности предложенных рекомендаций позволяет своевременно их корректировать. Важно понимать, что рекомендации — не догма, а гибкий инструмент, который должен адаптироваться к изменяющимся потребностям ученика и возможностям образовательной среды. Оптимально пересматривать и обновлять рекомендации не реже одного раза в триместр, учитывая как динамику развития ребёнка, так и отзывы учителей о практической применимости тех или иных подходов.
39.9 Шаблон «Стратегии концентрации внимания»
Стратегии концентрации внимания — это набор инструментов для управления самым ценным ресурсом ученика. Как капитан корабля, который умело управляет рулём, направляя судно среди опасных рифов, ребёнок с помощью этих стратегий учится управлять своим вниманием в море учебных задач и отвлекающих факторов. Этот инструмент особенно ценен для детей, чьи трудности обучения связаны с проблемами удержания и переключения внимания.
Каждая стратегия — это своеобразная техника психологического айкидо, позволяющая использовать особенности своего внимания не как препятствие, а как ресурс. Как опытный фотограф, который умеет фокусировать объектив на главном объекте, размывая фон, ребёнок учится выделять в потоке информации самое важное. Такой подход преобразует хаотичное восприятие в структурированное познание.
Особую ценность представляет прикладной характер стратегий — они применимы не только в учебной деятельности, но и в повседневной жизни. Это как универсальный навык езды на велосипеде, который, однажды освоив, человек сохраняет на всю жизнь и может использовать в самых разных ситуациях.
Цель шаблона
Цель данного шаблона — разработать комплекс практических стратегий и техник, помогающих ученику улучшить концентрацию внимания в процессе обучения. Шаблон помогает систематизировать эффективные методы управления вниманием, адаптировать их к индивидуальным особенностям ребёнка и представить в доступной форме для использования самим учеником, педагогами и родителями. В результате применения стратегий концентрации внимания повышается эффективность учебной деятельности, снижается утомляемость, формируется навык самоконтроля и саморегуляции, что ведёт к преодолению многих учебных трудностей.
Шаблон
СТРАТЕГИИ КОНЦЕНТРАЦИИ ВНИМАНИЯ | ||
---|---|---|
ФИО ученика: | ||
Класс: | Дата составления: | Специалист: |
ПРОФИЛЬ ВНИМАНИЯ УЧЕНИКА | ||
Характеристика | Особенности | Влияние на обучение |
Устойчивость внимания | ||
Концентрация внимания | ||
Переключаемость внимания | ||
Распределение внимания | ||
Избирательность внимания | ||
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОСТРАНСТВА | ||
Стратегия | Описание | Применение |
Оптимальное рабочее место | ||
Управление сенсорной стимуляцией | ||
Организация рабочих материалов | ||
Визуальные подсказки | ||
УПРАВЛЕНИЕ УЧЕБНЫМ ВРЕМЕНЕМ | ||
Стратегия | Описание | Применение |
Чередование активности | ||
Методы хронометража | ||
Ритуалы начала работы | ||
Система микро-перерывов | ||
ТЕХНИКИ САМОКОНТРОЛЯ | ||
Техника | Описание | Применение |
Самоинструктирование | ||
Техники самомониторинга | ||
Якоря внимания | ||
Сигналы возвращения к задаче | ||
КОГНИТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ | ||
Стратегия | Описание | Применение |
Активное чтение | ||
Структурирование информации | ||
Мнемотехники | ||
Визуализация | ||
ФИЗИЧЕСКИЕ И ДВИГАТЕЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ | ||
Стратегия | Описание | Применение |
Двигательные микропаузы | ||
Техники релаксации | ||
Дыхательные упражнения | ||
Сенсорное «регулирование» | ||
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ | ||
Стратегия | Описание | Применение |
Интерпретация информации
При работе со стратегиями концентрации внимания важно помнить о принципе индивидуализации — то, что эффективно для одного ученика, может быть бесполезно для другого. Экспериментальный подход, когда ребёнок пробует разные стратегии и отбирает наиболее эффективные, даёт наилучшие результаты. Рекомендуется начинать с 2-3 стратегий, постепенно расширяя их репертуар.
Успешность применения стратегий во многом зависит от их систематического использования — только регулярная практика ведёт к формированию устойчивых навыков управления вниманием. Важно также учитывать, что некоторые стратегии требуют предварительного обучения и поддержки со стороны взрослых на начальных этапах. Особую роль играет позитивное подкрепление — отмечайте и поощряйте даже небольшие успехи ученика в применении стратегий, это значительно повышает мотивацию к их использованию.
39.10 Шаблон «Шкала образовательных потребностей»
Шкала образовательных потребностей — это своеобразный измерительный прибор для определения индивидуальных учебных нужд ребёнка. Как врач с помощью различных диагностических тестов определяет состояние здоровья пациента, так школьный психолог с помощью этой шкалы выявляет специфические образовательные потребности ученика. Этот инструмент позволяет перейти от размытых характеристик вроде «трудный ученик» к конкретным, измеримым образовательным запросам.
Каждый пункт шкалы — это маленькое окошко в мир учебных возможностей и ограничений ребёнка. Как мозаика из разноцветных кусочков, эти пункты складываются в целостную картину образовательных потребностей ученика. Такой подход позволяет перейти от реактивного «тушения пожаров» к проактивному созданию оптимальной образовательной среды.
Особую ценность представляет количественный характер шкалы — она позволяет не просто констатировать наличие тех или иных потребностей, но и оценивать их интенсивность. Это как термометр, который показывает не просто «есть температура» или «нет температуры», а конкретное значение в градусах, что позволяет точнее выбирать методы «лечения».
Цель шаблона
Цель данного шаблона — создать инструмент для комплексной оценки специальных образовательных потребностей ученика, испытывающего трудности в обучении. Шаблон помогает систематизировать информацию о различных аспектах образовательных нужд ребёнка, определить их приоритетность и разработать стратегию их удовлетворения. В результате использования шкалы образовательных потребностей формируется целостное представление об особенностях учебной деятельности ученика, создаётся основа для разработки индивидуализированных образовательных маршрутов, повышается эффективность психолого-педагогического сопровождения.
Шаблон
ШКАЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ | |||
---|---|---|---|
ФИО ученика: | |||
Класс: | Дата заполнения: | Специалист: | |
Инструкция: Оцените по шкале от 0 до 3 степень выраженности каждой образовательной потребности, где 0 – потребность отсутствует, 1 – потребность выражена слабо, 2 – потребность выражена умеренно, 3 – потребность выражена сильно. | |||
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА | |||
Потребность | Оценка (0-3) | Комментарий | Рекомендации |
Индивидуальный темп работы | |||
Дополнительное время на выполнение заданий | |||
Особое структурирование учебного дня | |||
Специальное рабочее место | |||
АДАПТАЦИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА | |||
Потребность | Оценка (0-3) | Комментарий | Рекомендации |
Упрощение инструкций | |||
Дополнительные наглядные материалы | |||
Адаптация текстовых материалов | |||
Дополнительная структура заданий | |||
УЧЕБНЫЕ НАВЫКИ И СТРАТЕГИИ | |||
Потребность | Оценка (0-3) | Комментарий | Рекомендации |
Развитие навыков чтения | |||
Развитие навыков письма | |||
Развитие математических навыков | |||
Стратегии обработки информации | |||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА | |||
Потребность | Оценка (0-3) | Комментарий | Рекомендации |
Индивидуальные дополнительные занятия | |||
Тьюторское сопровождение | |||
Использование вспомогательных технологий | |||
Консультации специалистов | |||
СОЦИАЛЬНО-ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА | |||
Потребность | Оценка (0-3) | Комментарий | Рекомендации |
Развитие учебной мотивации | |||
Снижение учебной тревожности | |||
Поддержка самооценки | |||
Развитие социальных навыков | |||
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | |||
Приоритетные образовательные потребности: | Ресурсы для удовлетворения потребностей: | ||
Интерпретация информации
При анализе заполненной шкалы образовательных потребностей особое внимание следует уделять пунктам с высокими оценками (2-3 балла) — они указывают на приоритетные направления работы. В то же время, потребности с оценкой 1 балл также не следует игнорировать, так как со временем они могут усилиться или стать более значимыми при изменении образовательной ситуации.
Важно анализировать взаимосвязи между различными образовательными потребностями — часто они образуют кластеры взаимосвязанных нужд, которые эффективнее удовлетворять комплексно. При разработке рекомендаций учитывайте не только выявленные потребности, но и доступные ресурсы образовательной среды и семьи. Шкалу рекомендуется пересматривать и обновлять не реже одного раза в полугодие, а также при существенных изменениях в учебной ситуации ученика.
Итоговая таблица шаблонов
Шаблон | Назначение | Примечание |
---|---|---|
Анализ образовательных барьеров | Выявление и структурирование конкретных препятствий, мешающих ученику успешно осваивать учебный материал | Особенно эффективен при командной работе психолога, учителя и родителей |
Бланк учебных достижений | Создание позитивно ориентированной системы отслеживания учебного прогресса ученика | Акцентирует внимание на реальных успехах и достижениях, а не только на оценках |
Карта учебных трудностей | Создание детализированной и структурированной картины учебных трудностей ученика | Помогает выявить взаимосвязи между разными аспектами образовательных затруднений |
Маршрут индивидуальной помощи | Разработка чёткого, пошагового плана преодоления учебных трудностей | Координирует действия всех участников образовательного процесса |
Опросник учебной мотивации | Выявление характера и уровня учебной мотивации ученика | Учитывает мнение ученика, педагогов и родителей |
План когнитивных тренировок | Создание структурированной программы развития когнитивных функций | Требует систематического подхода и регулярного мониторинга эффективности |
Программа академической поддержки | Разработка комплексной системы поддержки ученика с учебными трудностями | Интегрирует различные подходы и методы помощи в единую систему |
Рекомендации по обучению | Разработка конкретных, практических рекомендаций для педагогов | Должны быть реалистичными и учитывать возможности конкретной образовательной среды |
Стратегии концентрации внимания | Разработка комплекса практических стратегий и техник улучшения концентрации внимания | Требуют индивидуального подбора и систематического применения |
Шкала образовательных потребностей | Комплексная оценка специальных образовательных потребностей ученика | Позволяет не только выявить потребности, но и определить их приоритетность |