Глава 37. Профориентационная работа

Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта


Упражнения для школьных психологов

Шаблоны для школьных психологов


Глава 37. Профориентационная работа

Оглавление

  1. Анкета профнамерений
  2. Банк профессий
  3. Диагностика склонностей
  4. Карта компетенций
  5. Маршрут профессионального выбора
  6. Опросник профинтересов
  7. Профориентационная игра
  8. Профориентационный тест
  9. Схема принятия решений
  10. Шкала профпригодности

37.1 Шаблон «Анкета профнамерений»

Анкета профнамерений — это инструмент для понимания текущего состояния планов подростка относительно будущей профессии. Она помогает психологу увидеть разрыв между мечтами и реальными действиями школьника, выявить степень осознанности выбора и понять, насколько хорошо ученик ориентируется в мире профессий.

Подобно компасу в мире карьерных возможностей, анкета профнамерений дает первичную информацию о том, в каком направлении движется подросток. Это отправная точка для планирования дальнейшей профориентационной работы и основа для индивидуальных консультаций.

Регулярное заполнение анкеты (например, раз в год) позволяет отслеживать динамику изменений представлений ученика о своем профессиональном будущем, что особенно ценно для психолога, сопровождающего ребенка на протяжении нескольких лет обучения в школе.

Цель шаблона

Анкета профнамерений позволяет систематизировать представления учащихся о своих профессиональных планах, выявить степень их реалистичности и осознанности. Шаблон помогает психологу определить пробелы в профессиональных знаниях школьника и спланировать дальнейшую профориентационную работу. Ожидаемый результат — создание базы данных о профессиональных намерениях учащихся и первичная диагностика готовности к выбору профессии.

Шаблон анкеты профнамерений

АНКЕТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ НАМЕРЕНИЙ
Ф.И.О. учащегося
Класс
Дата заполнения
1. Какую профессию ты хотел бы получить после окончания школы?
2. Каковы мотивы выбора этой профессии? (Отметить не более 3-х)□ Высокая зарплата
□ Престижность
□ Соответствует моим способностям
□ Возможность карьерного роста
□ Востребованность на рынке труда
□ Интерес к профессии
□ По совету родителей/знакомых
□ Другое: _________________
3. Что ты знаешь об этой профессии? (Перечисли основные обязанности, условия труда)
4. Какое образование необходимо для этой профессии?□ Среднее профессиональное
□ Высшее
□ Не знаю
5. Какие учебные заведения готовят таких специалистов?
6. Какие предметы нужно сдавать для поступления?
7. Какие школьные предметы тебе нужно подтянуть для поступления?
8. Какие дополнительные занятия ты посещаешь для подготовки к профессии?
9. Что может помешать тебе в получении выбранной профессии?
10. Если не удастся получить выбранную профессию, какие альтернативы ты рассматриваешь?
11. В какой помощи по профориентации ты нуждаешься?□ Информация о профессиях
□ Диагностика способностей
□ Встречи с представителями профессий
□ Экскурсии на предприятия
□ Консультации с психологом
□ Другое: _________________

Интерпретация информации

При анализе заполненной анкеты обратите внимание на следующие моменты:

Аспект анализаНа что обратить вниманиеВозможные проблемыРекомендации
Осознанность выбораНасколько подробно учащийся описывает выбранную профессиюРазмытое представление о профессииПредоставить дополнительную информацию о профессии
Реалистичность выбораСоответствие выбора способностям и возможностям ученикаНесоответствие способностей требованиям профессииПровести дополнительную диагностику способностей
МотивацияПреобладающие мотивы выбора профессииВыбор по внешним мотивам (престиж, зарплата)Обсудить внутренние мотивы (интерес, способности)
ИнформированностьЗнание учебных заведений и вступительных требованийНедостаток информации о путях получения профессииОрганизовать встречи с представителями учебных заведений

37.2 Шаблон «Банк профессий»

Банк профессий представляет собой структурированную базу данных о современных профессиях, которая постоянно обновляется и дополняется. Этот инструмент позволяет школьному психологу иметь под рукой актуальную информацию о мире профессий, необходимую для качественной профориентационной работы с учащимися различных возрастов.

Подобно библиотеке знаний о карьерных возможностях, банк профессий помогает расширить кругозор подростков и познакомить их с разнообразием профессиональных путей. Часто школьники ограничены в своих представлениях о мире профессий, зная лишь о наиболее распространенных или модных специальностях.

Наличие структурированной информации о профессиях также облегчает проведение профориентационных мероприятий — игр, классных часов, экскурсий, поскольку психолог может быстро подобрать необходимый материал, адаптированный под конкретную аудиторию.

Цель шаблона

Банк профессий систематизирует информацию о современных и перспективных профессиях для использования в профориентационной работе. Шаблон помогает структурировать сведения о требованиях к профессии, необходимых качествах, образовании и перспективах трудоустройства. Ожидаемый результат — создание информационной базы для знакомства учащихся с разнообразием профессий и их осознанного выбора будущей специальности.

Шаблон банка профессий

БАНК ПРОФЕССИЙ
Категория профессииНаименование профессииКлючевые характеристикиОбразовательная траектория
ИТ и цифровые технологииРазработчик программного обеспечения• Создание программ и приложений
• Тестирование и отладка кода
• Аналитическое мышление
• Знание языков программирования
• ВО: информатика и ВТ
• Курсы программирования
• Стажировки в ИТ-компаниях
Специалист по кибербезопасности• Защита данных и сетей
• Предотвращение кибератак
• Внимательность к деталям
• Системное мышление
• ВО: информационная безопасность
• Профессиональные сертификаты
• Хакатоны по безопасности
Медицина и здравоохранениеВрач-терапевт• Диагностика и лечение
• Работа с пациентами
• Ответственность
• Эмпатия и стрессоустойчивость
• ВО: лечебное дело
• Интернатура, ординатура
• Курсы повышения квалификации
Биомедицинский инженер• Разработка медицинского оборудования
• Исследовательская работа
• Инновационность
• Междисциплинарные знания
• ВО: биомедицинская инженерия
• Магистратура
• Научная лаборатория
Экономика и финансыФинансовый аналитик• Анализ финансовых данных
• Прогнозирование
• Математические способности
• Внимание к деталям
• ВО: экономика, финансы
• CFA сертификация
• Стажировки в финансовом секторе
Специалист по блокчейну• Работа с цифровыми валютами
• Создание смарт-контрактов
• Логическое мышление
• Знание криптографии
• ВО: финансы, ИТ
• Специализированные курсы
• Участие в блокчейн-проектах
Креативные индустрииUX/UI дизайнер• Разработка интерфейсов
• Тестирование удобства использования
• Креативность
• Понимание психологии пользователей
• СПО/ВО: дизайн
• Курсы по UX/UI
• Портфолио проектов
Режиссер монтажа• Создание видеоконтента
• Работа с видеоматериалами
• Чувство ритма и композиции
• Внимание к деталям
• СПО/ВО: кинематография
• Курсы монтажа
• Личные и коммерческие проекты
Образование и наукаМетодист онлайн-образования• Разработка образовательных программ
• Адаптация учебных материалов
• Педагогические способности
• Цифровая грамотность
• ВО: педагогика
• Курсы EdTech
• Опыт в образовательных проектах
Исследователь данных• Анализ больших данных
• Построение моделей
• Аналитическое мышление
• Знание статистики
• ВО: математика, статистика
• Магистратура/аспирантура
• Исследовательская практика

Инструкция по ведению и обновлению банка профессий:

РекомендацииРесурсы для обновленияПериодичность обновления
Добавляйте новые профессии, появляющиеся на рынке трудаАтлас новых профессий, сайты кадровых агентствРаз в полгода
Обновляйте требования к уже существующим профессиямПрофстандарты, сайты вакансийЕжегодно
Отслеживайте изменения в системе образованияСайты вузов и колледжей, Министерство образованияПеред началом приемной кампании
Приглашайте экспертов для проверки актуальности информацииРодители учеников, выпускники, HR-специалистыПо возможности

Интерпретация информации

Банк профессий — это не просто справочный материал, а инструмент, который можно использовать для различных форм профориентационной работы:

Форма работыКак использовать банк профессийОжидаемый результат
Индивидуальные консультацииПодбирать профессии, соответствующие интересам и способностям ученикаРасширение представлений о карьерных возможностях
Групповые занятияИспользовать для сравнения профессий, обсуждения требованийПонимание многообразия мира профессий
Профориентационные игрыСоздавать карточки профессий для игровых активностейИнтерактивное знакомство с профессиями
Профессиональные пробыВыбирать профессии для организации пробных мастер-классовПрактическое знакомство с профессиональной деятельностью

37.3 Шаблон «Диагностика склонностей»

Диагностика склонностей — это комплексный инструмент для выявления предрасположенности учащихся к определенным видам профессиональной деятельности. Он позволяет определить, в каких областях ребенок может достичь наибольшего успеха, опираясь на свои естественные склонности и способности, а не только на модные тенденции или советы окружающих.

Подобно тому как садовник определяет, какие растения лучше растут в тени, а какие — на солнце, диагностика склонностей помогает понять, в каких профессиональных условиях подросток будет чувствовать себя наиболее комфортно и продуктивно. Это позволяет выстроить образовательную траекторию, соответствующую природным наклонностям ученика.

Важно помнить, что склонности — это лишь предрасположенность, а не приговор. Они могут меняться с возрастом и под влиянием различных факторов. Однако раннее выявление склонностей позволяет более эффективно направлять развитие ребенка, давая ему возможность попробовать себя в тех областях, где он имеет наибольшие шансы на успех.

Цель шаблона

Диагностика склонностей направлена на выявление предрасположенности учащихся к определенным типам профессиональной деятельности. Шаблон помогает систематизировать результаты различных диагностических методик и представить их в виде, удобном для интерпретации и обсуждения с учеником и родителями. Ожидаемый результат — формирование индивидуального профиля склонностей учащегося как основы для дальнейшего профессионального самоопределения.

Шаблон диагностики склонностей

КАРТА ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СКЛОННОСТЕЙ
Ф.И.О. учащегося
КлассДата проведения
I. Результаты диагностических методик
МетодикаШкалы/ПараметрыРезультаты (баллы/уровень)Интерпретация
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО)Человек-Природа
Человек-Техника
Человек-Человек
Человек-Знаковая система
Человек-Художественный образ
Доминирующий тип
Опросник профессиональных склонностей (Л. Йовайши)Склонность к работе с людьми
Склонность к исследовательской деятельности
Склонность к практической деятельности
Методика «Карта интересов»Ведущие интересы (1-3 направления)
Выраженные интересы (4-6 направления)
Отвергаемые сферы (с низкими показателями)
II. Интегральный профиль склонностей
Профессиональная сфераУровень склонностиРекомендуемые направления деятельности
Технические науки и инженерия□ Высокий □ Средний □ Низкий
Естественные науки□ Высокий □ Средний □ Низкий
Гуманитарные науки□ Высокий □ Средний □ Низкий
Социальная сфера□ Высокий □ Средний □ Низкий
Творчество и искусство□ Высокий □ Средний □ Низкий
Предпринимательство□ Высокий □ Средний □ Низкий
III. Выводы и рекомендации
1. Выявленные склонности:
2. Соответствие интересов и склонностей:
3. Рекомендуемые профессиональные направления:
4. Рекомендации по развитию профессионально важных качеств:
5. Рекомендации по выбору профильных предметов/курсов:

Интерпретация информации

При анализе результатов диагностики склонностей важно учитывать не только выраженность отдельных показателей, но и их сочетание, а также соответствие склонностей и интересов учащегося. Ниже приведены рекомендации по интерпретации полученных данных:

СитуацияИнтерпретацияРекомендуемые действия
Высокие показатели по одной сфереЯрко выраженная склонность к определенному типу деятельностиУглубленное изучение данной сферы, профессиональные пробы
Равномерно высокие показатели по нескольким сферамШирокий диапазон склонностей, многосторонностьПоиск профессий на стыке сфер, изучение междисциплинарных областей
Отсутствие явных склонностейНесформированность профессиональных склонностей или защитная реакцияДополнительная диагностика, профессиональные пробы в разных сферах
Несоответствие склонностей и интересовВыбор под влиянием внешних факторов, а не внутренних предпочтенийИндивидуальная консультация, обсуждение причин расхождения

37.4 Шаблон «Карта компетенций»

Карта компетенций — это визуальный инструмент, отражающий совокупность знаний, умений, навыков и личностных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности в выбранной сфере. Она помогает учащимся увидеть не только конечную цель (профессию), но и весь путь развития компетенций, который предстоит пройти для достижения профессионального успеха.

Подобно дорожной карте, помогающей найти оптимальный маршрут к пункту назначения, карта компетенций показывает, какие навыки и качества необходимо развивать, чтобы стать востребованным специалистом. Она позволяет перейти от абстрактного понимания профессии к конкретным шагам по развитию необходимых компетенций.

Важно отметить, что карта компетенций — это живой документ, который может и должен корректироваться в процессе профессионального развития учащегося, с учетом изменений в мире профессий, требований рынка труда и личных открытий ребенка в процессе профессионального самоопределения.

Цель шаблона

Карта компетенций позволяет наглядно представить комплекс навыков, знаний и личностных качеств, необходимых для успешной работы в выбранной профессиональной сфере. Шаблон систематизирует информацию о ключевых компетенциях и способах их развития, помогая ученику планировать свой образовательный маршрут. Ожидаемый результат — формирование понимания требований профессии и создание плана по развитию необходимых компетенций.

Шаблон карты компетенций

КАРТА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
Ф.И.О. учащегося
КлассЖелаемая профессия/сфера
I. Ключевые профессиональные компетенции
Группа компетенцийКомпетенцияТекущий уровень
(0-10)
Способы развития
Профессиональные знанияТеоретические знания в области
Знание профессиональной терминологии
Понимание отраслевых тенденций
Технические навыкиВладение специализированными программами
Работа со специальным оборудованием
Применение профессиональных методик
Универсальные навыкиКоммуникативные навыки
Критическое мышление
Креативность
Работа в команде
Личностные качестваОтветственность
Стрессоустойчивость
Адаптивность к изменениям
II. Образовательная траектория
Этап образованияНеобходимые шагиСрокиОжидаемые результаты
Школьное образование
Дополнительное образование
Профессиональное образование
Самообразование
III. План развития компетенций на ближайший год
КомпетенцияМероприятия по развитиюСрокиКритерии достижения
Примечания и дополнительные рекомендации:

Интерпретация информации

Карта компетенций может быть использована как основа для различных форматов работы с учащимися:

Формат работыМетодика использования карты компетенцийОжидаемые результаты
Индивидуальная консультацияСовместное заполнение карты, анализ сильных и слабых сторонОсознание имеющихся ресурсов и зон развития
Групповое занятиеОбсуждение универсальных компетенций, обмен идеями по их развитиюРасширение представлений о способах развития компетенций
Работа с родителямиОбсуждение результатов заполнения карты, планирование семейной поддержкиВовлечение семьи в процесс профессионального самоопределения
Мониторинг развитияРегулярное обновление карты (раз в полугодие), отслеживание прогрессаПоддержание мотивации, корректировка образовательной траектории

37.5 Шаблон «Маршрут профессионального выбора»

Маршрут профессионального выбора — это пошаговая инструкция, помогающая учащимся последовательно двигаться от осознания своих интересов и способностей к конкретным действиям по профессиональному самоопределению. Он структурирует сложный и многогранный процесс выбора профессии, делая его более понятным и управляемым.

Подобно навигатору, который прокладывает оптимальный путь с учетом пробок и ремонтных работ, маршрут профессионального выбора помогает ученику избежать типичных ошибок и преодолеть трудности на пути к правильному профессиональному решению. Он учитывает индивидуальные особенности ребенка и предлагает оптимальную последовательность действий.

Важно отметить, что маршрут не является статичным — он может корректироваться по мере прохождения каждого этапа, с учетом новых открытий, изменения ситуации или появления новых возможностей. Главное его предназначение — сделать процесс выбора осознанным и управляемым.

Цель шаблона

Маршрут профессионального выбора помогает структурировать процесс профессионального самоопределения учащегося и планировать конкретные шаги от диагностики до принятия решения. Шаблон позволяет систематизировать профориентационную работу и обеспечить последовательность действий всех участников процесса: ученика, психолога, родителей. Ожидаемый результат — создание персонализированного плана действий, ведущего к осознанному выбору профессии.

Шаблон маршрута профессионального выбора

Сфера интересовПримеры профессийРекомендуемые школьные предметы
Техника и информационные технологииИнженер, программист, системный администратор, робототехник, специалист по информационной безопасностиИнформатика, физика, математика
Естествознание и медицинаВрач, ветеринар, биолог, эколог, фармацевт, агрономБиология, химия, география
Общение и управлениеПедагог, психолог, менеджер, HR-специалист, социальный работникОбществознание, история, литература
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ МАРШРУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА
Ф.И.О. учащегося
КлассДата составления
I. ЭТАП САМОПОЗНАНИЯ
ЗадачиМероприятияСрокиОтметка о выполнении
Выявление интересов и склонностей□ Диагностика интересов (методика «Карта интересов»)
□ Анализ любимых предметов, хобби
□ Консультация с психологом по результатам
Оценка способностей и возможностей□ Диагностика способностей (тесты на IQ, творческое мышление)
□ Анализ успеваемости по предметам
□ Обсуждение результатов с родителями и учителями
Изучение психофизиологических особенностей□ Диагностика темперамента и характера
□ Оценка состояния здоровья и ограничений
□ Определение подходящих условий труда
Выявление ценностей и мотивов□ Опросник профессиональных ценностей
□ Беседа о жизненных приоритетах
□ Упражнение «Мои ценности в профессии»
II. ЭТАП ИЗУЧЕНИЯ МИРА ПРОФЕССИЙ
ЗадачиМероприятияСрокиОтметка о выполнении
Изучение профессиональных сфер, соответствующих интересам□ Работа с атласом профессий
□ Классные часы о профессиях
□ Изучение профессиограмм
Встречи с профессионалами□ Экскурсии на предприятия
□ Встречи с представителями профессий
□ Участие в Дне профессий/Дне открытых дверей
Изучение требований к профессиям□ Анализ должностных инструкций
□ Изучение профстандартов
□ Анализ вакансий на рынке труда
Анализ перспективности профессий□ Изучение прогнозов рынка труда
□ Анализ «Атласа новых профессий»
□ Консультация с профориентологом
III. ЭТАП ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПРОБ
ЗадачиМероприятияСрокиОтметка о выполнении
Получение первичного опыта в выбранной сфере□ Участие в профессиональных мастер-классах
□ Посещение профориентационных лагерей
□ Выполнение проектных работ по тематике
Участие в волонтерских проектах и стажировках□ Волонтерство в организациях выбранного профиля
□ Экскурсии-погружения в профессию
□ Летняя стажировка/подработка
Моделирование профессиональных ситуаций□ Участие в профориентационных играх
□ Решение кейсов из профессиональной практики
□ Профессиональные симуляторы (при наличии)
Анализ результатов проб□ Ведение дневника профессиональных проб
□ Рефлексивное обсуждение с психологом
□ Оценка комфортности и успешности в деятельности
IV. ЭТАП ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ
ЗадачиМероприятияСрокиОтметка о выполнении
Сравнительный анализ альтернатив□ Составление таблицы «за» и «против» по каждой профессии
□ Оценка соответствия требований профессии личностным особенностям
□ Консультация с психологом по выбору
Анализ образовательных маршрутов□ Изучение учебных заведений по выбранным специальностям
□ Анализ вступительных требований и конкурса
□ Консультация с представителями приемных комиссий
Составление плана подготовки к поступлению□ Выбор экзаменов для сдачи ЕГЭ/ОГЭ
□ Планирование подготовки к экзаменам
□ Выбор дополнительных курсов и олимпиад
Принятие окончательного решения□ Формулировка профессионального плана
□ Обсуждение решения с родителями и педагогами
□ Составление запасных вариантов
V. РЕСУРСЫ И ОТВЕТСТВЕННЫЕ
УчастникЗона ответственностиПредоставляемые ресурсыКонтакты
УчащийсяАктивное участие во всех мероприятиях, самоанализВремя, усилия, мотивация
ПсихологДиагностика, консультирование, сопровождениеМетодики, рекомендации, обратная связь
РодителиПоддержка, участие в обсуждении, организация пробЭмоциональная поддержка, финансы, контакты
Классный руководительОрганизация групповых мероприятий, обратная связьАдминистративный ресурс, характеристика
Примечания и дополнительные комментарии:

Интерпретация информации

Маршрут профессионального выбора позволяет структурировать процесс профессионального самоопределения и сделать его более осознанным. При работе с данным шаблоном рекомендуется учитывать следующие аспекты:

Этап маршрутаНа что обратить вниманиеВозможные трудностиРекомендации
СамопознаниеГлубина и разносторонность самоанализаСложности в оценке своих способностей и качествИспользовать несколько методик, привлекать внешнюю оценку
Изучение мира профессийШирота охвата профессиональных сферПоверхностное представление о профессияхОбеспечить разнообразие источников информации
Профессиональные пробыПрактический опыт в реальных условияхОграниченные возможности для пробИспользовать ресурсы родителей, социальных партнеров
Принятие решенияОсознанность и обоснованность выбораДавление со стороны окружения, страх ошибкиОбеспечить психологическую поддержку, обсудить запасные варианты

37.6 Шаблон «Опросник профинтересов»

Описание шаблона

Опросник профессиональных интересов — это компас в бурном море профессий. Он помогает подросткам увидеть свои предпочтения, которые часто скрыты за пеленой неопределенности. Психолог получает чёткую картину того, к каким сферам деятельности тяготеет ученик.

Этот инструмент собирает информацию о склонностях учащихся к различным видам деятельности, не требуя от них глубоких знаний о профессиях. Он улавливает даже слабые сигналы интереса, которые могут стать фундаментом будущей карьеры.

Особенность опросника в том, что он исследует живые реакции подростка на конкретные виды деятельности, а не абстрактные знания о профессиях. Так мы обходим барьер неосведомленности и получаем картину истинных предпочтений.

Цель шаблона

Опросник решает важнейшую задачу — выявление природных склонностей и предрасположенностей ученика к определенным профессиональным областям. Он систематизирует разрозненные представления подростка о своих интересах, превращая их в структурированную картину профессиональных предпочтений. Ожидаемый результат — создание индивидуального профиля интересов, который станет отправной точкой для профориентационной работы и поможет сузить круг подходящих профессий.

Шаблон опросника профессиональных интересов

ОПРОСНИК ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ
ФИО учащегося: ______________________________ Класс: _______ Дата: ____________
Инструкция: Оцените, насколько вам нравится или хотелось бы заниматься перечисленными видами деятельности. Используйте шкалу: 0 – совсем не нравится, 1 – немного нравится, 2 – нравится, 3 – очень нравится.
Вид деятельностиОценка (0-3)Профессиональная сфера
1Ремонтировать технику, собирать конструкцииТехника
2Управлять машинами, механизмами
3Конструировать новые устройства
4Разбираться в технических чертежах, схемах
5Создавать компьютерные программы
6Выращивать растения, ухаживать за животнымиПрирода
7Изучать живые организмы
8Заботиться об окружающей среде
9Работать в полевых условиях
10Проводить опыты с природными материалами
11Лечить людей, оказывать помощьЧеловек
12Обучать, объяснять, консультировать
13Помогать решать проблемы
14Организовывать людей, руководить
15Обслуживать потребности людей
16Работать с текстами, информациейЗнак
17Вести документацию, учет
18Анализировать данные, производить расчеты
19Систематизировать, классифицировать
20Переводить иностранные тексты
21Создавать художественные образыИскусство
22Выступать перед публикой
23Играть на музыкальных инструментах
24Рисовать, лепить, фотографировать
25Создавать дизайн предметов, интерьеров
26Продавать, рекламировать товарыБизнес
27Заключать сделки, вести переговоры
28Планировать финансовые операции
29Организовывать собственное дело
30Разрабатывать бизнес-стратегии
31Проводить научные исследованияНаука
32Изобретать, придумывать новое
33Решать сложные теоретические задачи
34Проводить эксперименты
35Изучать закономерности, теории
Результаты (заполняется психологом):
Техника: ___ балловПрирода: ___ баллов
Человек: ___ балловЗнак: ___ баллов
Искусство: ___ балловБизнес: ___ баллов
Наука: ___ балловДоминирующие сферы: __________________

Интерпретация информации

При анализе результатов опросника следует обратить внимание на сферы, набравшие наибольшее количество баллов — они указывают на основные профессиональные интересы учащегося. Сумма баллов по каждой сфере может варьироваться от 0 до 15. Значения 11-15 баллов свидетельствуют о ярко выраженном интересе к данной сфере, 7-10 баллов — о среднем уровне интереса, 0-6 баллов — о низком интересе.

Важно соотносить результаты с данными других диагностических методик, так как интересы не всегда совпадают со способностями. Обсудите с учеником полученные результаты, предложите ознакомиться с конкретными профессиями из выявленных сфер интересов. Помните, что профиль интересов может меняться с возрастом и получением нового опыта, поэтому рекомендуется проводить повторные исследования.


37.7 Шаблон «Профориентационная игра»

Описание шаблона

Профориентационная игра — это живая лаборатория выбора, где ученики могут примерить разные профессиональные роли без риска ошибиться. Такой формат открывает дверь в мир профессий через активное действие и эмоциональное погружение, что особенно ценно для современных подростков, уставших от сухой теории.

Игровой подход снимает барьеры страха и неуверенности, создавая безопасное пространство для профессиональных экспериментов. Ученики получают возможность не просто узнать о профессиях, а прожить их хотя бы в миниатюре, получив бесценный опыт самопознания.

Важное преимущество профориентационных игр — их универсальность и адаптивность. Они одинаково эффективны как для групповой работы в классе, так и для индивидуальных занятий с психологом, позволяя каждому участнику двигаться в собственном темпе открытий.

Цель шаблона

Профориентационная игра решает комплексную задачу активизации процесса самоопределения через моделирование профессиональных ситуаций и ролей. Она систематизирует процесс знакомства с профессиями, превращая его из пассивного получения информации в увлекательное исследование. Ожидаемый результат — повышение осознанности профессионального выбора через личный опыт, развитие навыков принятия решений и формирование более объемного представления о мире профессий.

Шаблон профориентационной игры «Профессиональный навигатор»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ ИГРА «ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ НАВИГАТОР»
Общая информация:
Целевая аудитория:Учащиеся 8-11 классов
Количество участников:12-30 человек (оптимально 15-20)
Время проведения:60-90 минут
Необходимые материалы:Карточки с описанием профессий, игровое поле, кубик, жетоны, таймер
Подготовка к игре:
1. Подготовьте игровое поле с секторами «Образование», «Карьера», «Умения», «Риски», «Выгоды», «Вызовы»
2. Подготовьте карточки профессий (25-30 наименований) с краткими характеристиками
3. Подготовьте бланки для фиксации результатов каждому участнику
4. Разделите участников на команды по 3-5 человек
Правила игры:
1. Команды по очереди бросают кубик и перемещаются по игровому полю
2. Попадая на сектор, команда получает задание, связанное с определенной профессией
3. За правильные ответы и решения команды получают жетоны
4. Побеждает команда, набравшая больше жетонов за отведенное время
Типы заданий по секторам:
СекторТип заданияПримеры
«Образование»Определить необходимое образование для профессииКакое образование нужно для профессии геолога?
«Карьера»Описать карьерный путь в профессииКак может развиваться карьера шеф-повара?
«Умения»Назвать ключевые навыки для профессииКакие 5 главных навыков нужны программисту?
«Риски»Определить риски и сложности профессииКакие профессиональные риски у журналиста?
«Выгоды»Назвать преимущества профессииКакие преимущества у работы архитектора?
«Вызовы»Решить профессиональную задачуКак бы вы поступили в данной рабочей ситуации?
Варианты дополнительных блоков:
«Пантомима»Показать профессию без слов, чтобы другие отгадали
«Блиц-опрос»Быстро ответить на 5 вопросов о профессии
«Дуэль профессий»Сравнить две профессии по заданным критериям
«Профессия будущего»Придумать и описать профессию, которая появится через 20 лет
Рефлексия после игры:
1. Какие профессии показались наиболее интересными и почему?
2. Что нового узнали о мире профессий?
3. Изменилось ли отношение к каким-либо профессиям?
4. Какие профессиональные задачи оказались наиболее сложными?
5. Какие навыки оказались востребованными во многих профессиях?
Оценка результатов: После игры предложите участникам выбрать 3 наиболее заинтересовавшие их профессии и обосновать свой выбор.

Интерпретация информации

При анализе результатов профориентационной игры важно обращать внимание не только на количество набранных жетонов, но и на качественные показатели: активность участия, эмоциональные реакции на определенные профессии, глубину погружения в профессиональные задачи. Особенно ценными являются спонтанные комментарии учеников о профессиях — они часто содержат неосознанные предпочтения.

Обратите внимание на профессии, которые вызвали наибольший интерес у учащихся. Предложите им более подробно изучить эти направления через дополнительные материалы, экскурсии или встречи с профессионалами. Игровые результаты следует сопоставить с данными диагностики интересов и способностей, чтобы увидеть картину целиком и помочь ученикам сделать более осознанный выбор.


37.8 Шаблон «Профориентационный тест»

Описание шаблона

Профориентационный тест — это диагностический маяк, помогающий подросткам найти путь в тумане самоопределения. В отличие от обычного опросника, он направлен на выявление не только интересов, но и способностей, ценностей, особенностей мышления и личности, создавая многомерный портрет потенциального профессионала.

Такой тест — это не просто набор вопросов, а тщательно выстроенная система исследования личности, где каждый ответ — деталь мозаики будущего. Он помогает выявить скрытые таланты и предрасположенности, о которых ученик мог даже не подозревать.

Особая ценность профориентационного теста в его объективности и системности. Он сводит к минимуму влияние сиюминутных настроений и социальных стереотипов, позволяя увидеть истинные склонности и потенциал развития в различных сферах деятельности.

Цель шаблона

Профориентационный тест решает комплексную задачу объективной диагностики профессиональных предрасположенностей учащихся. Он систематизирует сбор информации о различных аспектах личности, значимых для профессионального самоопределения — от интеллектуальных способностей до ценностных ориентаций. Ожидаемый результат — формирование обоснованных рекомендаций по выбору направления профессионального развития на основе выявленных особенностей личности.

Шаблон профориентационного теста «Компас профессий»

ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ ТЕСТ «КОМПАС ПРОФЕССИЙ»
ФИО учащегося: ______________________________ Класс: _______ Дата: ____________
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое утверждение и отметьте степень вашего согласия с ним по шкале от 0 до 3, где: 0 – совершенно не согласен, 1 – скорее не согласен, 2 – скорее согласен, 3 – полностью согласен.
УтверждениеОценка (0-3)Раздел
I. Интеллектуальные способности
1Мне нравится решать логические задачи и головоломкиЛогическое мышление
2Я легко нахожу закономерности и взаимосвязи между фактами
3Мне интересно анализировать информацию и делать выводы
4Я умею выстраивать последовательные цепочки рассуждений
5Мне легко придумывать новые идеи и решенияТворческое мышление
6Я люблю нестандартные подходы к решению проблем
7Мне нравится создавать что-то новое, оригинальное
8Я часто нахожу необычные способы использования обычных вещей
II. Коммуникативные способности
9Мне легко общаться с новыми людьмиКоммуникабельность
10Я умею ясно и убедительно выражать свои мысли
11Мне нравится выступать перед аудиторией
12Я хорошо понимаю чувства и мотивы других людей
13Я умею организовать работу группы для достижения целиЛидерские качества
14Мне нравится брать на себя ответственность
15Я могу мотивировать других людей
16Мне удается разрешать конфликты и находить компромиссы
III. Практические навыки
17Мне нравится работать руками, создавать или чинить вещиТехнические навыки
18Я легко разбираюсь в устройстве механизмов
19Мне интересно работать с инструментами и приборами
20Я обладаю хорошей координацией движений
21Я внимателен к деталям и точен в работеСкрупулезность
22Мне нравится выполнять работу, требующую аккуратности
23Я способен долго концентрироваться на одной задаче
24Я предпочитаю работать по четкому плану
IV. Ценности и приоритеты
25Для меня важно помогать другим людямСоциальная значимость
26Мне хотелось бы работать на благо общества
27Я предпочитаю деятельность, приносящую пользу людям
28Для меня важно иметь высокий доходМатериальное благополучие
29Я хотел бы работать в престижной сфере
30Карьерный рост и финансовый успех для меня приоритетны
31Я предпочитаю работу с гибким графикомКомфортные условия
32Для меня важен баланс работы и личной жизни
33Я хотел бы работать в комфортных условиях
34Мне важно постоянно учиться и развиватьсяСаморазвитие
35Я стремлюсь к работе, позволяющей реализовать мой потенциал
36Мне интересны задачи, требующие творческого подхода
V. Дополнительная информация
Три сферы деятельности, которые вам наиболее интересны:
1. _________________________________________________________________
2. _________________________________________________________________
3. _________________________________________________________________
Школьные предметы, которые даются вам легче всего:
_____________________________________________________________________
Ваши хобби и увлечения:
_____________________________________________________________________
Результаты (заполняется психологом):
Интеллектуальный профиль:Коммуникативный профиль:
Логическое мышление: _____ балловКоммуникабельность: _____ баллов
Творческое мышление: _____ балловЛидерские качества: _____ баллов
Практический профиль:Ценностный профиль:
Технические навыки: _____ балловСоциальная значимость: _____ баллов
Скрупулезность: _____ балловМатериальное благополучие: _____ баллов
Рекомендуемые направления:Комфортные условия: _____ баллов
1. ________________________Саморазвитие: _____ баллов
2. ________________________Дата анализа: _______________
3. ________________________Подпись психолога: __________

Интерпретация информации

При анализе результатов профориентационного теста подсчитывается сумма баллов в каждом разделе. По каждой шкале можно набрать от 0 до 12 баллов (в разделе ценностей от 0 до 9 баллов). Шкалы с наибольшими баллами указывают на выраженные способности и предпочтения учащегося.

Интерпретация должна включать не только количественный анализ, но и качественное сопоставление результатов разных разделов. Например, высокие показатели по шкалам «Творческое мышление» и «Саморазвитие» в сочетании с интересом к искусству могут указывать на склонность к творческим профессиям. Важно также учитывать дополнительную информацию о хобби, успеваемости по предметам и личных интересах, которая может существенно дополнить общую картину. Рекомендуемые направления формируются на основе комплексного анализа всех показателей.


37.9 Шаблон «Схема принятия решений»

Описание шаблона

Схема принятия решений в профориентации — это навигационная карта для тех, кто стоит на перепутье выбора. Она преобразует сложный, часто эмоционально перегруженный процесс профессионального самоопределения в последовательность понятных шагов. Эта схема — противоядие от импульсивных решений и внешнего давления.

Особая ценность этого инструмента — в его способности превратить эмоциональный туман в ясные контуры будущего. Ученик учится взвешивать варианты не на зыбких весах настроения, а на прочном фундаменте фактов, знаний о себе и мире профессий. Каждый шаг схемы — это кирпичик в строительстве осознанного решения.

Схема принятия решений учит не просто выбирать профессию, но и овладевать универсальным навыком принятия жизненно важных решений, который пригодится подростку в самых разных областях жизни. Это своего рода тренажер стратегического мышления, развивающий способность планировать свое будущее.

Цель шаблона

Схема принятия решений решает ключевую задачу — структурирование процесса выбора профессии, превращение его из хаотичного поиска в логичную последовательность действий. Она систематизирует анализ факторов, влияющих на профессиональный выбор, помогает выявить приоритеты и оценить альтернативы. Ожидаемый результат — формирование навыка осознанного принятия решений, снижение тревожности перед выбором и повышение удовлетворенности от принятого решения.

Шаблон «Схема принятия решений о профессиональном выборе»

СХЕМА ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВЫБОРЕ
ФИО учащегося: ______________________________ Класс: _______ Дата: ____________
Этап 1: Самоанализ
АспектМои характеристикиЗначимость (1-10)
Интересы и увлечения
Способности и таланты
Ценности и приоритеты
Личностные качества
Здоровье и ограничения
Этап 2: Исследование вариантов
Профессия/направлениеЧто я знаю о нейИсточники информации
Вариант 1:
Вариант 2:
Вариант 3:
Вариант 4:
Этап 3: Анализ вариантов
Критерии оценкиОценка вариантов (1-10 баллов)
Вариант 1Вариант 2
Соответствие интересам
Соответствие способностям
Востребованность на рынке труда
Перспективы карьерного роста
Уровень оплаты труда
Условия труда
Возможности для саморазвития
Доступность образования
Общий балл:
Этап 4: Принятие решения
Мой выбор: ____________________________________________________________
Обоснование выбора (почему именно этот вариант):
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Этап 5: План действий
ШагиСрокиНеобходимые ресурсы
1.
2.
3.
4.
5.
Этап 6: Преодоление барьеров
Возможные препятствияСпособы преодоления
1.
2.
3.
Этап 7: Оценка и корректировка
Дата пересмотра решения: _____________________
Изменения в ситуации или предпочтениях:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Необходимые корректировки:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Обратная связь (заполняется психологом):
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Дата: ______________ Подпись психолога: ____________________

Интерпретация информации

При работе со схемой принятия решений важно помнить, что это не просто заполнение формы, а последовательный процесс рефлексии и анализа. На этапе самоанализа обращайте внимание на степень осознанности учеником своих характеристик — чем конкретнее формулировки, тем лучше. При оценке вариантов следите за тем, чтобы ученик опирался на объективные факты, а не только на эмоциональное отношение.

Особую ценность представляет этап разработки плана действий — он превращает абстрактный выбор в конкретный путь. Важно, чтобы шаги плана были реалистичными, измеримыми и имели конкретные сроки. Обратите внимание на этап «Преодоление барьеров» — способность ученика предвидеть препятствия и планировать их преодоление говорит о зрелости подхода к выбору. Схема не является статичным документом — возвращайтесь к ней по мере реализации плана и при необходимости корректируйте.


37.10 Шаблон «Шкала профпригодности»

Описание шаблона

Шкала профпригодности — это тонкий инструмент для измерения соответствия между личностью и профессией. Она помогает увидеть не просто черно-белую картину «подходит — не подходит», а целый спектр оттенков соответствия по разным значимым параметрам, как мозаика из отдельных элементов складывается в целостный образ.

Этот инструмент позволяет перейти от расплывчатых ощущений к четким метрикам, превращая интуитивные догадки в обоснованные выводы. Он высвечивает не только сильные стороны ученика в контексте выбранной профессии, но и зоны развития, над которыми стоит поработать.

Уникальность шкалы профпригодности в том, что она работает на стыке диагностики и консультирования, соединяя объективную оценку с конструктивной обратной связью. Это не просто измерительный прибор, а ключ к диалогу между психологом и учеником о реалистичности профессиональных планов.

Цель шаблона

Шкала профпригодности решает важную задачу объективной оценки степени соответствия индивидуальных особенностей ученика требованиям конкретной профессии. Она систематизирует процесс сопоставления личностных качеств, способностей, интересов с профессиональными требованиями. Ожидаемый результат — выявление степени профессиональной пригодности, определение сильных сторон и областей для развития, а также формирование индивидуальных рекомендаций по подготовке к выбранной профессии.

Шаблон «Шкала профессиональной пригодности»

ШКАЛА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ
ФИО учащегося: ______________________________ Класс: _______ Дата: ____________
Оцениваемая профессия/направление: _________________________________
Инструкция: Оцените степень соответствия характеристик учащегося требованиям выбранной профессии по 5-балльной шкале, где 1 – минимальное соответствие, 5 – максимальное соответствие.
Параметр оценкиТребования профессииОценка (1-5)Комментарий
I. Психофизиологические характеристики
Тип нервной системы
Работоспособность
Темп деятельности
Устойчивость внимания
Координация движений
II. Интеллектуальные способности
Аналитическое мышление
Творческое мышление
Пространственное мышление
Вербальные способности
Математические способности
III. Личностные качества
Коммуникабельность
Организованность
Ответственность
Стрессоустойчивость
Лидерские качества
IV. Профессиональные интересы и мотивация
Интерес к содержанию профессии
Соответствие ценностям
Готовность к обучению
Устойчивость профессиональных намерений
V. Знания и практический опыт
Базовые знания в области
Специальные умения
Практический опыт
Дополнительное образование
Итоговая оценка профпригодности
Общий балл: _______ из 125 возможныхПроцент соответствия: _______%
Уровень профессиональной пригодности:
□ Высокий (85-100%) – полное соответствие требованиям профессии
□ Выше среднего (70-84%) – хорошее соответствие с небольшими ограничениями
□ Средний (55-69%) – частичное соответствие, требуется развитие ряда качеств
□ Ниже среднего (40-54%) – значительные ограничения, необходима серьезная подготовка
□ Низкий (менее 40%) – рекомендуется рассмотреть альтернативные варианты
Рекомендации по развитию:
Сильные стороны:Области для развития:
1.1.
2.2.
3.3.
План развития профессиональной пригодности:
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Дата следующей оценки: _________________
Психолог: _________________Учащийся: _________________

Интерпретация информации

При работе со шкалой профпригодности важно помнить, что это не вердикт, а инструмент развития. Оценка «ниже среднего» или «низкий» не означает запрет на профессию, а лишь указывает на необходимость целенаправленной подготовки. При заполнении графы «Требования профессии» используйте актуальные профессиограммы и консультации со специалистами в данной области.

Особое внимание уделите соотношению психофизиологических характеристик и требований профессии, так как эти параметры наименее подвержены изменениям. При анализе интеллектуальных способностей и личностных качеств помните, что они могут развиваться, но требуют времени и усилий. Результаты шкалы профпригодности следует обсудить с учеником в конструктивном ключе, делая акцент на возможностях развития и компенсации недостающих качеств.


Итоговая таблица шаблонов профориентационной работы

ШаблонНазначениеПримечание
37.1 Анкета профнамеренийВыявление первичных профессиональных планов учащихсяПодходит для первичного скрининга в начале профориентационной работы
37.2 Банк профессийСтруктурированная информация о востребованных профессияхРегулярно обновляйте информацию о требованиях и перспективах
37.3 Диагностика склонностейВыявление природных склонностей к определенным типам деятельностиРекомендуется проводить в комплексе с другими методиками
37.4 Карта компетенцийОценка и развитие ключевых навыков для будущей профессииУдобна для мониторинга прогресса в развитии навыков
37.5 Маршрут профессионального выбораПланирование этапов профессионального самоопределенияТребует регулярной корректировки с учетом новой информации
37.6 Опросник профинтересовВыявление интересов к различным профессиональным сферамЭффективен для учащихся с низкой осведомленностью о мире профессий
37.7 Профориентационная играМоделирование профессиональных ситуаций в игровой формеАктивизирует интерес и мотивацию к профессиональному самоопределению
37.8 Профориентационный тестКомплексная диагностика профессиональных предрасположенностейТребует квалифицированной интерпретации результатов
37.9 Схема принятия решенийСтруктурирование процесса выбора профессииФормирует навык осознанного принятия важных жизненных решений
37.10 Шкала профпригодностиОценка соответствия личности требованиям профессииИспользуйте как инструмент развития, а не отбора