Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Упражнения для школьных психологов
Шаблоны для школьных психологов
Глава 35. Кризисные ситуации
Оглавление
- Алгоритм антикризисной помощи
- Бланк оценки риска
- Маршрут безопасности
- Неотложная психологическая помощь
- Памятка самоподдержки
- План кризисного реагирования
- Протокол вмешательства
- Ресурсный круг
- Стратегия деэскалации
- Экстренная психологическая поддержка
35.1 Шаблон «Алгоритм антикризисной помощи»
Алгоритм антикризисной помощи — это ваш надёжный компас в бурном море школьных кризисов. Как опытный капитан, направляющий корабль сквозь шторм, так и психолог с помощью этого алгоритма последовательно ведёт ребёнка и школьное сообщество к безопасной гавани. Пошаговая структура помогает не упустить важные элементы помощи даже в самых сложных ситуациях.
В школьной среде кризисы могут возникать внезапно: от конфликтов и травли до последствий чрезвычайных происшествий или потери близких. Без чёткого плана действий ценное время может быть потеряно, а помощь — оказана несвоевременно. Алгоритм позволяет быстро мобилизовать необходимые ресурсы и оказать поддержку тем, кто в ней нуждается, минимизируя последствия кризисной ситуации.
Этот шаблон структурирует работу психолога, делая её более эффективной и предсказуемой. Благодаря алгоритму вы сможете оценить ситуацию, определить приоритеты, мобилизовать доступные ресурсы и распределить ответственность между участниками антикризисной команды. Это не просто документ — это инструмент, который помогает превратить хаос кризиса в управляемый процесс помощи.
Цель шаблона
Алгоритм антикризисной помощи призван обеспечить последовательное, своевременное и эффективное реагирование на кризисные ситуации в школе. Он систематизирует действия школьного психолога и других специалистов, позволяя быстро активировать необходимые протоколы помощи и координировать усилия всех участников. Ожидаемый результат — снижение негативного влияния кризиса на учащихся и школьное сообщество, предотвращение вторичной травматизации и быстрое восстановление нормального функционирования школы.
Шаблон
АЛГОРИТМ АНТИКРИЗИСНОЙ ПОМОЩИ | |||
---|---|---|---|
Образовательное учреждение | |||
Дата разработки | Дата обновления | ||
ЭТАП 1: ВЫЯВЛЕНИЕ КРИЗИСНОЙ СИТУАЦИИ | |||
Признаки кризиса | |||
Источник информации | |||
Время получения сигнала | Первичный контакт | ||
ЭТАП 2: ОЦЕНКА СИТУАЦИИ И РИСКОВ | |||
Тип кризисной ситуации | □ Индивидуальный кризис ученика □ Групповой конфликт □ Общешкольная ситуация □ Внешнее чрезвычайное происшествие □ Другое: __________________ | ||
Уровень опасности | □ Низкий (требует внимания) □ Средний (требует активного вмешательства) □ Высокий (требует немедленных действий и привлечения сторонних специалистов) | ||
Затронутые лица | |||
ЭТАП 3: АКТИВАЦИЯ АНТИКРИЗИСНОЙ КОМАНДЫ | |||
Состав команды | ФИО | Роль | Контакты |
Координатор | |||
Психолог | |||
Администрация | |||
Медицинский работник | |||
ЭТАП 4: ПЛАН ПЕРВИЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ | |||
Действие | Ответственный | Срок | Отметка о выполнении |
Обеспечение физической безопасности | |||
Информирование администрации | |||
Контакт с родителями/опекунами | |||
Оказание первой психологической помощи | |||
ЭТАП 5: КОММУНИКАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ | |||
Целевая аудитория | Содержание сообщения | Способ коммуникации | Ответственный |
Учащиеся | |||
Педагогический состав | |||
Родители | |||
ЭТАП 6: ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ | |||
Форма поддержки | Целевая группа | Периодичность | Ответственный |
Индивидуальные консультации | |||
Групповые занятия | |||
Мониторинг состояния | |||
ЭТАП 7: ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ВНЕШНИМИ СЛУЖБАМИ | |||
Организация | Контактное лицо | Телефон | Задача |
Психологический центр | |||
Медицинское учреждение | |||
Социальные службы | |||
ЭТАП 8: ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И КОРРЕКТИРОВКА ПЛАНА | |||
Критерий эффективности | Метод оценки | Результат | Корректирующие действия |
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ЗАМЕТКИ | |||
Составил | Подпись |
Интерпретация информации
При работе с алгоритмом важно помнить, что кризисные ситуации уникальны и могут требовать гибкости в применении шаблона. Ключевой момент — скорость реакции и правильная оценка уровня опасности. Низкий уровень опасности обычно подразумевает ситуации, которые могут быть разрешены силами школьной психологической службы. Средний уровень требует координации с администрацией и, возможно, родителями. Высокий уровень опасности — это ситуации, угрожающие физическому или психическому здоровью, требующие немедленного вмешательства и привлечения внешних специалистов (медиков, кризисных психологов, правоохранительных органов). Помните, что своевременное прохождение всех этапов алгоритма значительно повышает эффективность антикризисной работы.
35.2 Шаблон «Бланк оценки риска»
Бланк оценки риска — это ваш надежный радар, позволяющий заблаговременно обнаружить приближающуюся опасность. В море человеческих эмоций и поведения он помогает различить тревожные сигналы, которые могут указывать на серьезные проблемы. Этот инструмент особенно ценен тем, что переводит интуитивные опасения в конкретные, измеримые параметры, позволяя принимать обоснованные решения.
В школьной среде риски разнообразны: от суицидальных тенденций и самоповреждающего поведения до агрессивных проявлений и виктимизации. Своевременное выявление этих рисков критически важно для предотвращения трагических последствий. Бланк оценки помогает структурировать наблюдения и собранную информацию, создавая целостную картину ситуации и определяя необходимый уровень вмешательства.
Использование стандартизированного бланка также обеспечивает объективность оценки, позволяя минимизировать влияние субъективных факторов. При этом он достаточно гибок, чтобы учитывать индивидуальные особенности каждого случая. Заполненный бланк становится важной частью документации, фиксирующей состояние ребенка на определенный момент времени и обосновывающей принятые меры.
Цель шаблона
Бланк оценки риска призван систематизировать процесс выявления и анализа потенциальных угроз психологическому и физическому благополучию учащихся. Он помогает школьному психологу объективно оценить уровень опасности в ситуациях, когда есть подозрения на риск самоповреждения, суицида, агрессивных действий или других деструктивных форм поведения. Ожидаемым результатом является своевременное выявление учащихся группы риска, определение приоритетности случаев и разработка адекватных мер вмешательства, соответствующих уровню выявленной опасности.
Шаблон
БЛАНК ОЦЕНКИ РИСКА | |||
---|---|---|---|
Дата оценки | Время оценки | ||
ФИО учащегося | Класс | ||
Причина оценки | |||
РАЗДЕЛ 1: ОЦЕНКА РИСКА САМОПОВРЕЖДЕНИЯ/СУИЦИДА | |||
Фактор риска | Отсутствует (0) | Умеренный (1) | Высокий (2) |
Суицидальные мысли | Отрицает наличие | Неопределенные мысли | Конкретные, частые мысли |
Суицидальные намерения | Отсутствуют | Расплывчатые | Конкретный план |
Доступ к средствам | Нет доступа | Ограниченный доступ | Свободный доступ |
Предыдущие попытки | Не было | Были мысли/жесты | Были попытки |
Самоповреждения | Отсутствуют | Эпизодические | Регулярные |
Эмоциональное состояние | Стабильное | Умеренное расстройство | Тяжелое расстройство |
Недавние потери/травмы | Нет | Незначительные | Значительные |
Социальная поддержка | Сильная | Ограниченная | Отсутствует |
Сумма баллов (раздел 1) | |||
РАЗДЕЛ 2: ОЦЕНКА РИСКА АГРЕССИИ/НАСИЛИЯ | |||
Фактор риска | Отсутствует (0) | Умеренный (1) | Высокий (2) |
История агрессии | Нет | Вербальная агрессия | Физическая агрессия |
Угрозы насилия | Отсутствуют | Неопределенные | Конкретные угрозы |
Доступ к оружию | Нет доступа | Ограниченный доступ | Свободный доступ |
Импульсивность | Контролируемая | Умеренная | Высокая |
Агрессивные фантазии | Отрицает | Периодические | Постоянные |
Чувство обиды/мести | Отсутствует | Умеренное | Интенсивное |
Отношение к авторитетам | Уважительное | Переменное | Враждебное |
Сумма баллов (раздел 2) | |||
РАЗДЕЛ 3: ЗАЩИТНЫЕ ФАКТОРЫ | |||
Защитный фактор | Отсутствует (0) | Частично присутствует (1) | Присутствует (2) |
Семейная поддержка | |||
Связь со школой | |||
Друзья/сверстники | |||
Участие в активностях | |||
Позитивные планы | |||
Навыки решения проблем | |||
Готовность принять помощь | |||
Сумма баллов (раздел 3) | |||
ОБЩАЯ ОЦЕНКА РИСКА | |||
Риск самоповреждения/суицида | □ Низкий (0-5 баллов) □ Средний (6-10 баллов) □ Высокий (11-16 баллов) | ||
Риск агрессии/насилия | □ Низкий (0-4 баллов) □ Средний (5-9 баллов) □ Высокий (10-14 баллов) | ||
Защитные факторы | □ Слабые (0-4 баллов) □ Умеренные (5-9 баллов) □ Сильные (10-14 баллов) | ||
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |||
□ Наблюдение (низкий риск) □ Школьное психологическое вмешательство (средний риск) □ Направление к психиатру/клиническому психологу (высокий риск) □ Немедленное кризисное вмешательство (очень высокий риск) □ Информирование родителей □ Разработка плана безопасности □ Другое: ___________________________ | |||
ПРИМЕЧАНИЯ | |||
Оценку провел | Подпись |
Интерпретация информации
При интерпретации результатов оценки риска важно учитывать как общий балл по каждому разделу, так и наличие критических факторов, которые сами по себе могут указывать на высокий риск. Например, наличие конкретного суицидального плана в сочетании с доступом к средствам его реализации должно рассматриваться как ситуация высокого риска, даже если общий балл не достигает критического уровня. Высокие показатели по разделам 1 или 2 в сочетании с низкими показателями по разделу 3 (защитные факторы) указывают на особо уязвимую позицию ребенка и требуют незамедлительного вмешательства. Помните, что оценка риска — это не одноразовое действие, а процесс, требующий регулярного мониторинга и переоценки, особенно при изменении обстоятельств жизни ребенка.
35.3 Шаблон «Маршрут безопасности»
Маршрут безопасности — это персональная карта выживания для ребенка, оказавшегося в эмоциональном шторме. Подобно тому, как альпинисты планируют путь спуска с опасной вершины, этот документ прокладывает безопасный маршрут через кризисную ситуацию. Он предлагает конкретные шаги, которые ученик может предпринять, когда чувствует, что теряет контроль над ситуацией или собственными эмоциями.
В критический момент способность ясно мыслить часто снижается, и заранее подготовленный план становится незаменимым спасательным кругом. Маршрут безопасности разрабатывается совместно с учеником, что увеличивает вероятность его использования в реальной ситуации. Ребенок активно участвует в определении своих триггеров, предупреждающих знаков и эффективных стратегий самопомощи, что одновременно повышает его осведомленность о собственном состоянии и расширяет арсенал копинг-стратегий.
Этот инструмент особенно ценен для учеников, склонных к эмоциональным всплескам, самоповреждающему поведению или имеющих суицидальные тенденции, но может быть полезен любому ребенку, испытывающему интенсивные эмоции или попавшему в сложную жизненную ситуацию. Маршрут становится мостиком между профессиональной психологической помощью и повседневными ситуациями, когда специалист недоступен.
Цель шаблона
Маршрут безопасности призван обеспечить ученика структурированным планом действий для самостоятельного преодоления кризисных моментов. Он систематизирует процесс самопомощи, помогая распознавать предупреждающие сигналы и применять эффективные стратегии совладания с трудными эмоциональными состояниями. Ожидаемый результат — повышение способности ученика управлять своим эмоциональным состоянием, снижение риска деструктивного поведения и формирование навыков эмоциональной саморегуляции, которые будут полезны на протяжении всей жизни.
Шаблон
МОЙ МАРШРУТ БЕЗОПАСНОСТИ | |
---|---|
Имя | |
ЧАСТЬ 1: МОИ ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ЗНАКИ | |
Я понимаю, что мне становится трудно, когда замечаю у себя: | |
Мысли | |
Чувства | |
Физические ощущения | |
Поведение | |
ЧАСТЬ 2: МОИ ТРИГГЕРЫ | |
Ситуации, которые могут вызвать у меня сильные негативные чувства: | |
В школе | |
Дома | |
С друзьями | |
Другое | |
ЧАСТЬ 3: МОИ СТРАТЕГИИ САМОПОМОЩИ | |
Когда я замечаю предупреждающие знаки, я могу: | |
Для успокоения | 1. 2. 3. |
Для отвлечения | 1. 2. 3. |
Для выражения чувств | 1. 2. 3. |
ЧАСТЬ 4: ЛЮДИ, КОТОРЫЕ МОГУТ ПОМОЧЬ | |
В школе | Имя: ______________ Как найти: ______________ Имя: ______________ Как найти: ______________ |
Дома/семья | Имя: ______________ Телефон: ______________ Имя: ______________ Телефон: ______________ |
Друзья | Имя: ______________ Телефон: ______________ Имя: ______________ Телефон: ______________ |
ЧАСТЬ 5: ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОМОЩЬ | |
Школьный психолог | Имя: ______________ Телефон: ______________ |
Мой терапевт/психолог | Имя: ______________ Телефон: ______________ |
Телефон доверия | 8-800-2000-122 (круглосуточно, анонимно) |
Экстренные службы | 112 |
ЧАСТЬ 6: МОЙ ПЛАН БЕЗОПАСНОСТИ В КРИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ | |
Если я чувствую, что могу навредить себе или другим: | |
Шаг 1 | |
Шаг 2 | |
Шаг 3 | |
Шаг 4 | |
Шаг 5 | |
МОЕ ОБЕЩАНИЕ СЕБЕ | |
Подпись ученика | Дата |
Подпись психолога | Дата обновления плана |
Интерпретация информации
Эффективный маршрут безопасности должен быть максимально конкретным и персонализированным. Включенные в него стратегии самопомощи должны быть доступны ученику в различных ситуациях (например, и в школе, и дома). При разработке маршрута обращайте особое внимание на реалистичность плана — ученик должен быть действительно способен выполнить предложенные шаги в момент эмоционального кризиса. Регулярно пересматривайте и обновляйте маршрут, особенно после кризисных эпизодов, чтобы оценить эффективность используемых стратегий и внести необходимые корректировки. Помните, что само наличие такого плана может значительно снизить тревогу ученика, дав ему чувство контроля над сложной ситуацией.
35.4 Шаблон «Неотложная психологическая помощь»
Неотложная психологическая помощь — это первая линия обороны в эмоциональных чрезвычайных ситуациях. Как медики используют протоколы первой помощи при физических травмах, так и школьные психологи применяют этот инструмент для оказания немедленной психологической поддержки. Этот шаблон структурирует процесс быстрого реагирования, помогая специалисту сохранять ясность мышления даже в самых напряженных ситуациях.
В школьной среде эмоциональные кризисы могут возникать внезапно и требовать немедленного вмешательства — будь то панические атаки, острые стрессовые реакции или эмоциональные срывы. Промедление или неструктурированный подход могут усугубить состояние ребенка и привести к долгосрочным последствиям. Шаблон неотложной помощи обеспечивает последовательность действий, минимизирующих вред и создающих основу для дальнейшей работы.
Документированный протокол неотложной помощи также служит важным юридическим инструментом, фиксирующим предпринятые психологом меры и обоснование принятых решений. Это особенно важно в ситуациях, когда речь идет о безопасности ребенка или необходимости привлечения дополнительных специалистов и служб.
Цель шаблона
Шаблон неотложной психологической помощи предназначен для систематизации действий психолога в острых кризисных ситуациях, требующих быстрого реагирования. Он обеспечивает структурированный подход к оценке состояния ученика, оказанию первичной психологической поддержки и принятию решений о дальнейших действиях. Ожидаемые результаты — стабилизация эмоционального состояния ребенка, предотвращение эскалации кризиса и обеспечение преемственности помощи через четкую документацию предпринятых мер.
Шаблон
ПРОТОКОЛ НЕОТЛОЖНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ | |||
---|---|---|---|
Дата | Время начала | ||
ФИО учащегося | Класс | ||
Местоположение | |||
Кто сообщил о ситуации | |||
ЧАСТЬ 1: ПЕРВИЧНАЯ ОЦЕНКА | |||
Тип ситуации | □ Паническая атака □ Острая стрессовая реакция □ Агрессивное поведение □ Суицидальное поведение □ Диссоциативное состояние □ Другое: __________________ | ||
Наблюдаемые симптомы | □ Дрожь/тремор □ Гипервентиляция □ Плач/рыдания □ Дезориентация □ Вербальная агрессия □ Физическая агрессия □ Ступор □ Самоповреждающие действия □ Другое: __________________ | ||
Уровень сознания | □ Ясное сознание □ Частичная дезориентация □ Выраженная дезориентация □ Потеря сознания | ||
Риск для безопасности | □ Нет непосредственной угрозы □ Риск для себя □ Риск для окружающих □ Высокий риск (требуется немедленное вмешательство) | ||
Триггер ситуации (если известен) | |||
ЧАСТЬ 2: ПРЕДПРИНЯТЫЕ МЕРЫ | |||
Мера | Время | Результат | Примечания |
Обеспечение физической безопасности | |||
Техники стабилизации | |||
Эмоциональная поддержка | |||
Медицинская помощь | |||
Информирование администрации | |||
Контакт с родителями/опекунами | |||
Привлечение внешних служб | |||
ЧАСТЬ 3: ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИНТЕРВЕНЦИИ | |||
Интервенция | Применялась | Эффективность | Комментарии |
Контролируемое дыхание | □ Да □ Нет | ||
Техника заземления | □ Да □ Нет | ||
Переключение внимания | □ Да □ Нет | ||
Техника безопасного места | □ Да □ Нет | ||
Вербальное убеждение | □ Да □ Нет | ||
Кризисное консультирование | □ Да □ Нет | ||
ЧАСТЬ 4: РЕЗУЛЬТАТ И ДАЛЬНЕЙШИЕ ДЕЙСТВИЯ | |||
Состояние на момент завершения | □ Полная стабилизация □ Частичная стабилизация □ Минимальное улучшение □ Без изменений □ Ухудшение | ||
Дальнейшие рекомендации | □ Возвращение к обычной деятельности □ Наблюдение в течение дня □ Сопровождение домой родителями □ Дополнительная консультация психолога □ Направление к специалистам □ Госпитализация □ Другое: __________________ | ||
План наблюдения | |||
Информирование | □ Классный руководитель (время: _______) □ Администрация школы (время: _______) □ Родители/опекуны (время: _______) □ Медицинский персонал (время: _______) □ Внешние специалисты (время: ______) | ||
Время завершения | |||
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ | |||
Специалист | Подпись |
Интерпретация информации
При оказании неотложной психологической помощи критически важно правильно определить тип кризисной ситуации, так как это влияет на выбор интервенций. При панических атаках наиболее эффективны техники контролируемого дыхания и переключения внимания. Для острой стрессовой реакции рекомендуются техники заземления и создания ощущения безопасности. При агрессивном поведении акцент делается на обеспечении физической безопасности всех участников ситуации и деэскалации эмоционального состояния. В случае суицидального поведения необходимо обеспечить непрерывное наблюдение и привлечение специализированной помощи. Помните, что документирование всех предпринятых шагов и их результатов критически важно как для обеспечения последующей помощи, так и с точки зрения профессиональной ответственности.
35.5 Шаблон «Памятка самоподдержки»
Памятка самоподдержки — это личный спасательный круг для психолога в бурном море эмоционально истощающей работы. Подобно тому, как в самолете нас инструктируют сначала надеть кислородную маску на себя, а потом помогать другим, эта памятка напоминает специалисту о необходимости заботиться о собственном психологическом благополучии. В противном случае способность эффективно помогать другим неизбежно снижается.
Работа с кризисными ситуациями требует колоссальных эмоциональных ресурсов и может приводить к вторичной травматизации, выгоранию и состраданию усталости. Памятка самоподдержки создает структуру для регулярной психогигиены, помогая специалисту распознавать предупреждающие знаки истощения и применять проверенные стратегии самопомощи прежде, чем ситуация станет критической.
Этот шаблон не просто список рекомендаций, а персонализированный план, адаптированный под индивидуальные потребности конкретного специалиста. Он учитывает уникальные триггеры, предупреждающие сигналы и эффективные ресурсы восстановления, делая процесс самоподдержки максимально эффективным.
Цель шаблона
Памятка самоподдержки предназначена для систематизации процесса профилактики профессионального выгорания и вторичного травматического стресса у школьных психологов, особенно работающих с кризисными ситуациями. Она помогает специалисту осознанно планировать и реализовывать стратегии психологической самопомощи, своевременно распознавать признаки истощения и поддерживать оптимальный уровень профессионального функционирования. Ожидаемый результат — сохранение психологического благополучия специалиста, предотвращение выгорания и поддержание высокого качества оказываемой психологической помощи.
Шаблон
ПАМЯТКА САМОПОДДЕРЖКИ ДЛЯ ПСИХОЛОГА | |
---|---|
ФИО психолога | |
Дата создания | |
РАЗДЕЛ 1: МОИ ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ СИГНАЛЫ | |
Сфера | Признаки, на которые следует обратить внимание |
Физические сигналы | □ _________________________ □ _________________________ □ _________________________ |
Эмоциональные сигналы | □ _________________________ □ _________________________ □ _________________________ |
Когнитивные сигналы | □ _________________________ □ _________________________ □ _________________________ |
Поведенческие сигналы | □ _________________________ □ _________________________ □ _________________________ |
Профессиональные сигналы | □ _________________________ □ _________________________ □ _________________________ |
РАЗДЕЛ 2: МОИ ТРИГГЕРЫ СТРЕССА | |
Категория | Конкретные ситуации |
Типы случаев | |
Организационные факторы | |
Межличностные ситуации | |
Личные уязвимости | |
РАЗДЕЛ 3: МОИ РЕСУРСЫ САМОПОДДЕРЖКИ | |
Тип ресурса | Конкретные стратегии |
Физические | □ _________________________ □ _________________________ □ _________________________ |
Эмоциональные | □ _________________________ □ _________________________ □ _________________________ |
Социальные | □ _________________________ □ _________________________ □ _________________________ |
Духовные/ценностные | □ _________________________ □ _________________________ □ _________________________ |
Профессиональные | □ _________________________ □ _________________________ □ _________________________ |
РАЗДЕЛ 4: МОЙ ПЛАН РЕГУЛЯРНОЙ САМОПОДДЕРЖКИ | |
Временной интервал | Конкретные практики |
Ежедневные практики | |
Еженедельные практики | |
Ежемесячные практики | |
РАЗДЕЛ 5: МОЙ ПЛАН ЭКСТРЕННОЙ САМОПОДДЕРЖКИ | |
Уровень стресса | Стратегии самопомощи |
При умеренном стрессе | |
При выраженном стрессе | |
При критическом стрессе | |
РАЗДЕЛ 6: МОЯ СЕТЬ ПОДДЕРЖКИ | |
Тип поддержки | Контактная информация |
Коллегиальная поддержка/интервизия | |
Профессиональная супервизия | |
Личная психотерапия | |
Близкие люди | |
РАЗДЕЛ 7: МОИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ГРАНИЦЫ | |
Область | Мои границы |
Рабочее время | |
Рабочая нагрузка | |
Типы случаев | |
Коммуникация вне рабочего времени | |
МОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ПЕРЕД СОБОЙ | |
Подпись | Дата пересмотра |
Интерпретация информации
Эффективная памятка самоподдержки должна быть максимально конкретной и персонализированной. В разделе предупреждающих сигналов важно включать ранние, не очевидные признаки профессионального стресса, которые вы можете заметить до развития выраженного выгорания. Например, изменения в режиме сна, питания, появление избегающего поведения или снижение профессиональной эмпатии. При идентификации триггеров будьте честны с собой — некоторые ситуации и типы случаев могут быть особенно трудными из-за вашего личного опыта или уязвимостей. План регулярной самоподдержки должен включать не только реактивные, но и проактивные стратегии — практики, которые вы выполняете даже при отсутствии выраженного стресса. Помните, что забота о себе — это не эгоизм, а профессиональная ответственность, позволяющая сохранять высокое качество психологической помощи на протяжении всей карьеры.
35.6 Шаблон «План кризисного реагирования»
План кризисного реагирования — это детальная карта действий в чрезвычайной ситуации, затрагивающей всю школу. Подобно тому, как в здании размещаются планы эвакуации, этот документ создает четкий алгоритм психологических действий при масштабных событиях. Он превращает хаотичные попытки помощи в организованный процесс, где каждый знает свою роль и последовательность шагов.
Масштабные кризисные события — от природных катастроф и чрезвычайных происшествий до трагических случаев с учениками или персоналом — могут парализовать работу всего учебного заведения. Без четкого плана реакция может быть запоздалой или неадекватной, усугубляя психологические последствия. План кризисного реагирования обеспечивает быструю мобилизацию ресурсов и координированные действия всех вовлеченных специалистов.
Особая ценность этого документа в том, что он разрабатывается заранее, в спокойной обстановке, когда есть возможность тщательно продумать все аспекты реагирования. В момент реального кризиса способность к стратегическому планированию снижается, и заранее созданный план становится бесценным руководством к действию, позволяя сфокусироваться на его реализации, а не на разработке.
Цель шаблона
План кризисного реагирования предназначен для обеспечения скоординированного, комплексного и эффективного психологического реагирования на масштабные кризисные события в школе. Он систематизирует процессы оповещения, оценки ситуации, мобилизации необходимых ресурсов и оказания психологической помощи различным группам школьного сообщества. Ожидаемый результат — минимизация психологического вреда от кризисного события, предотвращение дезорганизации работы школы, своевременное оказание необходимой психологической поддержки и создание условий для восстановления нормального функционирования учебного заведения.
Шаблон
ПЛАН КРИЗИСНОГО РЕАГИРОВАНИЯ | |||
---|---|---|---|
Образовательное учреждение | |||
Дата разработки | Дата последнего обновления | ||
РАЗДЕЛ 1: КРИЗИСНАЯ КОМАНДА | |||
Должность в команде | ФИО | Контактная информация | Зона ответственности |
Координатор кризисной команды | |||
Психолог | |||
Представитель администрации | |||
Медицинский работник | |||
Ответственный за коммуникацию | |||
Ответственный за безопасность | |||
РАЗДЕЛ 2: ТИПЫ КРИЗИСНЫХ СИТУАЦИЙ | |||
Тип кризиса | Описание | Уровень готовности | Специфические протоколы |
Природные бедствия | |||
Техногенные происшествия | |||
Смерть ученика/сотрудника | |||
Суицид/попытка суицида | |||
Насилие в школе | |||
Массовые конфликты | |||
РАЗДЕЛ 3: АЛГОРИТМ НЕМЕДЛЕННОГО РЕАГИРОВАНИЯ | |||
Шаг | Действие | Ответственный | Временные рамки |
1 | Получение информации о кризисной ситуации | ||
2 | Активация кризисной команды | ||
3 | Первичная оценка ситуации | ||
4 | Обеспечение физической безопасности | ||
5 | Информирование администрации | ||
6 | Определение масштаба необходимой помощи | ||
7 | Организация пространства для кризисного реагирования | ||
РАЗДЕЛ 4: ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ | |||
Целевая группа | Виды помощи | Ответственные | Ресурсы |
Непосредственно пострадавшие | |||
Свидетели | |||
Учащиеся | |||
Педагоги и персонал | |||
Родители | |||
РАЗДЕЛ 5: КОММУНИКАЦИОННАЯ СТРАТЕГИЯ | |||
Целевая аудитория | Содержание сообщения | Каналы передачи | Ответственные лица |
Учащиеся | |||
Педагогический состав | |||
Родители | |||
Вышестоящие организации | |||
СМИ | |||
РАЗДЕЛ 6: ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ | |||
Организация | Контактное лицо | Контактная информация | Сфера поддержки |
Психологические службы | |||
Медицинские учреждения | |||
Правоохранительные органы | |||
Социальные службы | |||
МЧС | |||
РАЗДЕЛ 7: ДОЛГОСРОЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ | |||
Фаза восстановления | Временные рамки | Мероприятия | Ответственные |
Первая неделя после кризиса | |||
Второй-четвертая недели | |||
Один-три месяца | |||
Долгосрочное сопровождение | |||
РАЗДЕЛ 8: ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА | |||
Тип подготовки | Целевая аудитория | Периодичность | Ответственные |
Тренинги кризисной команды | |||
Общешкольные учения | |||
Обучение первой психологической помощи | |||
РАЗДЕЛ 9: МОНИТОРИНГ И ПЕРЕСМОТР ПЛАНА | |||
Аспект | Метод оценки | Ответственный | Периодичность |
Актуальность контактов | |||
Учебные тревоги | |||
Полный пересмотр плана | |||
УТВЕРЖДЕНИЕ | |||
Должность | ФИО | Подпись | Дата |
Директор школы | |||
Координатор кризисной команды |
Интерпретация информации
Эффективный план кризисного реагирования должен быть одновременно детализированным и гибким, чтобы адаптироваться к различным типам кризисных ситуаций. Приоритетными задачами являются обеспечение физической безопасности, быстрая мобилизация необходимых ресурсов и скоординированная коммуникация. В разделе психологической помощи важно учитывать разные уровни воздействия кризиса — от непосредственно пострадавших до тех, кто затронут опосредованно. Коммуникационная стратегия должна предусматривать четкие, согласованные сообщения, адаптированные для разных аудиторий, и назначение официальных спикеров. Для успешной реализации плана необходимо регулярное обучение всех участников кризисной команды и периодические учения. Помните, что план должен быть живым документом, который регулярно пересматривается и обновляется с учетом изменений в школе и новых данных о кризисном реагировании.
35.7 Шаблон «Протокол вмешательства»
Протокол вмешательства — это детальный сценарий действий, разработанный для конкретной кризисной ситуации. Как хирургический протокол определяет последовательность действий во время операции, так и этот документ задает четкий алгоритм психологической интервенции. Он исключает импровизацию в моменты, когда требуются выверенные, научно обоснованные действия, и обеспечивает единый подход к похожим ситуациям.
В школьной среде многие кризисные ситуации имеют схожие черты, что позволяет стандартизировать подходы к их разрешению. Без четкого протокола каждая ситуация может обрабатываться по-разному, что снижает эффективность и увеличивает риск ошибок. Протокол вмешательства систематизирует накопленный опыт и научные данные, обеспечивая применение лучших практик в каждом конкретном случае.
Особая ценность протокола в том, что он служит не только руководством к действию для опытного специалиста, но и обучающим инструментом для менее опытных членов психологической службы. Кроме того, наличие утвержденных протоколов повышает профессиональный статус школьной психологической службы и обеспечивает преемственность работы при смене специалистов.
Цель шаблона
Протокол вмешательства предназначен для стандартизации процесса психологического реагирования на специфические кризисные ситуации в школе. Он систематизирует последовательность действий, определяет критерии принятия решений и обеспечивает применение научно обоснованных методов вмешательства. Ожидаемый результат — повышение эффективности и безопасности психологических интервенций, обеспечение единого подхода к схожим ситуациям и снижение риска профессиональных ошибок, особенно в стрессовых условиях.
Шаблон
ПРОТОКОЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВМЕШАТЕЛЬСТВА | |||
---|---|---|---|
Название протокола | |||
Тип кризисной ситуации | |||
Разработчик | Дата разработки | ||
Утверждающее лицо | Дата утверждения | ||
РАЗДЕЛ 1: ОБЩЕЕ ОПИСАНИЕ | |||
Область применения | |||
Целевая группа | |||
Показания к применению | |||
Противопоказания | |||
Требуемые компетенции | |||
Необходимые ресурсы | |||
РАЗДЕЛ 2: ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ОЦЕНКА | |||
Индикаторы | Инструменты оценки | Критические значения | Кто проводит |
Физическая безопасность | |||
Психологическое состояние | |||
Поведенческие риски | |||
Социальный контекст | |||
РАЗДЕЛ 3: ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ | |||
Шаг | Действие | Примечания | Ожидаемый результат |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
РАЗДЕЛ 4: КОНТРОЛЬНЫЕ ТОЧКИ И ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ | |||
Контрольная точка | Критерии оценки | Варианты решений | Ответственное лицо |
После шага 2 | |||
После шага 4 | |||
После шага 6 | |||
РАЗДЕЛ 5: ТЕХНИКИ И МЕТОДЫ ВМЕШАТЕЛЬСТВА | |||
Название техники | Описание | Применение | Ожидаемый эффект |
РАЗДЕЛ 6: ВОЗМОЖНЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ И РЕАКЦИИ | |||
Осложнение/реакция | Признаки | Действия | Превентивные меры |
РАЗДЕЛ 7: ПОСЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ И МОНИТОРИНГ | |||
Этап | Мероприятия | Временные рамки | Ответственные |
Краткосрочный мониторинг | |||
Среднесрочное сопровождение | |||
Долгосрочное наблюдение | |||
РАЗДЕЛ 8: ДОКУМЕНТАЦИЯ И ОТЧЕТНОСТЬ | |||
Тип документа | Содержание | Кто заполняет | Сроки |
Протокол вмешательства | |||
Отчет о результатах | |||
Информирование заинтересованных сторон | |||
РАЗДЕЛ 9: НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ | |||
Источники | |||
Эффективность | |||
Ограничения | |||
РАЗДЕЛ 10: ПЕРЕСМОТР И ОБНОВЛЕНИЕ ПРОТОКОЛА | |||
Периодичность пересмотра | |||
Критерии обновления | |||
История изменений | |||
УТВЕРЖДЕНИЕ | |||
Подпись разработчика | Подпись утверждающего лица |
Интерпретация информации
Эффективный протокол вмешательства должен быть одновременно достаточно детализированным, чтобы обеспечить четкое руководство к действию, и гибким, чтобы адаптироваться к уникальным аспектам каждой ситуации. Особое внимание следует уделить разделу предварительной оценки, поскольку именно он определяет дальнейший ход вмешательства. Контрольные точки — это моменты, когда необходимо оценить прогресс и, возможно, скорректировать дальнейшие действия. В разделе возможных осложнений важно предусмотреть не только очевидные, но и редкие, но потенциально серьезные реакции. Научное обоснование делает протокол более авторитетным и обеспечивает применение доказательных практик. Помните, что протокол — это не догма, а руководство, требующее профессиональной оценки в каждом конкретном случае. Регулярный пересмотр и обновление протокола на основе новых научных данных и практического опыта — важная часть обеспечения его эффективности.
35.8 Шаблон «Ресурсный круг»
Ресурсный круг — это визуальная карта внутренних и внешних источников поддержки, доступных ребенку или взрослому в период кризиса. Подобно тому, как физическая карта помогает ориентироваться на незнакомой территории, ресурсный круг помогает найти источники силы и поддержки в эмоционально сложных ситуациях. Его создание — это не просто упражнение на бумаге, а процесс осознания и активации доступных ресурсов.
В кризисных ситуациях человек часто чувствует себя беспомощным и изолированным, теряя из виду те опоры, которые могли бы помочь справиться с трудностями. Ресурсный круг противодействует этому чувству беспомощности, визуализируя и структурируя все доступные источники поддержки — от внутренних качеств и навыков до людей и организаций, готовых оказать помощь.
Особая ценность этого инструмента в том, что он может быть адаптирован для любого возраста и любой ситуации, а также использоваться как в индивидуальной, так и в групповой работе. Процесс создания ресурсного круга сам по себе имеет терапевтический эффект, помогая перенаправить фокус внимания с проблемы на возможности ее решения.
Цель шаблона
Ресурсный круг предназначен для систематизации и визуализации всех доступных ребенку или взрослому ресурсов поддержки в кризисной ситуации. Он помогает идентифицировать и активировать как внутренние (личностные качества, навыки, стратегии), так и внешние (люди, организации, материальные ресурсы) источники помощи. Ожидаемый результат — повышение психологической устойчивости, снижение чувства беспомощности и изоляции, формирование более целостного видения ситуации и проактивного подхода к ее разрешению.
Шаблон
РЕСУРСНЫЙ КРУГ | |
---|---|
Имя | |
Дата | |
ИНСТРУКЦИЯ | |
1. В центральном круге напишите своё имя или «Я». 2. Во внутреннем круге запишите ваши личные ресурсы и сильные стороны. 3. В среднем круге укажите людей, которые могут вас поддержать. 4. Во внешнем круге отметьте доступные организации и службы поддержки. 5. Раскрасьте каждый сектор в цвет, который ассоциируется у вас с этим ресурсом. | |
МОЙ РЕСУРСНЫЙ КРУГ | |
Организации и службы поддержкиЛюди, которые могут поддержатьЛичные ресурсы и сильные стороныЯ | |
МОИ ЛИЧНЫЕ РЕСУРСЫ (внутренний круг) | |
Качества характера | |
Знания и умения | |
Интересы и увлечения | |
Стратегии совладания | |
Духовные/ценностные ресурсы | |
МОИ ЛЮДИ (средний круг) | |
Семья | |
Друзья | |
Учителя/наставники | |
Одноклассники/коллеги | |
Другие значимые люди | |
ОРГАНИЗАЦИИ И СЛУЖБЫ (внешний круг) | |
Школьная поддержка | |
Психологическая помощь | |
Медицинская помощь | |
Социальные службы | |
Другие ресурсы | |
АКТИВАЦИЯ РЕСУРСОВ | |
Когда мне нужна помощь, я могу: | Конкретные шаги и контакты |
Обратиться прямо сейчас | |
Обратиться в ближайшее время | |
Использовать при необходимости | |
РЕФЛЕКСИЯ | |
Что я узнал(а) о своих ресурсах? | |
Какие ресурсы я хочу укрепить? | |
Как это может помочь мне сейчас? |
Интерпретация информации
Ресурсный круг наиболее эффективен, когда он максимально конкретен и персонализирован. При работе с детьми и подростками особенно важно помочь им увидеть личные ресурсы, которые они могут не осознавать — такие как творческие способности, чувство юмора, упорство или способность просить о помощи. Часто ученики в кризисной ситуации недооценивают количество доступных им источников поддержки или не знают, как к ним обратиться. Раздел «Активация ресурсов» помогает перейти от осознания к действию, превращая теоретические возможности в конкретный план. При заполнении обратите внимание на пустые или слабо заполненные сектора — они могут указывать на области, требующие развития. Ресурсный круг может периодически обновляться, отражая изменения в жизни ребенка и расширение его сети поддержки.
35.9 Шаблон «Стратегия деэскалации»
Стратегия деэскалации — это дорожная карта для снижения эмоционального накала в конфликтных и кризисных ситуациях. Как опытный пожарный знает, как погасить разные типы возгораний, так и психолог с помощью этой стратегии может снизить накал эмоций прежде, чем ситуация выйдет из-под контроля. Этот инструмент особенно ценен в школьной среде, где эмоциональные всплески происходят регулярно и требуют быстрого, но продуманного реагирования.
Эскалация эмоций часто происходит по предсказуемой траектории, и на каждой стадии этого процесса эффективны разные техники вмешательства. Без стратегии деэскалации интуитивные действия могут случайно усилить напряжение, а не снизить его. Этот шаблон помогает распознавать признаки нарастающего напряжения и выбирать адекватные способы вмешательства, предотвращая развитие ситуации по деструктивному сценарию.
Важная особенность стратегии деэскалации в том, что она подходит для широкого спектра ситуаций — от индивидуальных эмоциональных кризисов до групповых конфликтов. Она также может быть адаптирована для использования не только психологами, но и педагогами, что особенно важно, учитывая, что именно они часто первыми сталкиваются с эскалацией эмоций в классе.
Цель шаблона
Стратегия деэскалации предназначена для систематизации процесса снижения эмоционального напряжения в конфликтных и кризисных ситуациях. Она помогает специалисту распознавать стадии эскалации, выбирать адекватные методы вмешательства и последовательно снижать уровень напряжения до безопасного. Ожидаемый результат — предотвращение перехода эмоционального напряжения в деструктивное поведение, восстановление способности к рациональному мышлению и диалогу, создание основы для конструктивного разрешения ситуации.
Шаблон
СТРАТЕГИЯ ДЕЭСКАЛАЦИИ | |||
---|---|---|---|
Учебное заведение | |||
Разработчик | Дата | ||
РАЗДЕЛ 1: СТАДИИ ЭСКАЛАЦИИ И ПРИЗНАКИ | |||
Стадия | Поведенческие признаки | Вербальные признаки | Физические признаки |
1. Триггер | |||
2. Нарастание напряжения | |||
3. Кризис | |||
4. Восстановление | |||
5. Послекризисная депрессия | |||
РАЗДЕЛ 2: УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЭСКАЛАЦИИ | |||
Принцип | Описание | Как применять | Чего избегать |
Безопасность | |||
Уважение и достоинство | |||
Невербальная коммуникация | |||
Активное слушание | |||
Управление эмоциями | |||
РАЗДЕЛ 3: СТРАТЕГИИ ПО СТАДИЯМ | |||
Стадия | Стратегии деэскалации | Примеры фраз | Действия, усиливающие эскалацию |
1. Триггер | |||
2. Нарастание напряжения | |||
3. Кризис | |||
4. Восстановление | |||
5. Послекризисная депрессия | |||
РАЗДЕЛ 4: СПЕЦИФИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ | |||
Тип ситуации | Особенности | Рекомендуемые стратегии | Предостережения |
Индивидуальный кризис | |||
Конфликт между учениками | |||
Групповой конфликт | |||
Конфликт учитель-ученик | |||
Кризис с родителем | |||
РАЗДЕЛ 5: ФИЗИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ | |||
Аспект | Рекомендации | Когда применять | Примечания |
Безопасная дистанция | |||
Поза и положение тела | |||
Окружающая среда | |||
Призыв о помощи | |||
РАЗДЕЛ 6: ПОСЛЕКРИЗИСНЫЕ ДЕЙСТВИЯ | |||
Действие | С кем проводится | Временные рамки | Ответственный |
Дебрифинг | |||
Документирование | |||
Информирование | |||
Профилактика повторения | |||
РАЗДЕЛ 7: САМОПОДДЕРЖКА СПЕЦИАЛИСТА | |||
Реакция специалиста | Признаки | Стратегии самоподдержки | Когда обращаться за помощью |
Острая стрессовая реакция | |||
Накопленный стресс | |||
РАЗДЕЛ 8: ОБУЧЕНИЕ И ПОДГОТОВКА | |||
Категория персонала | Необходимые навыки | Форма обучения | Периодичность |
Психологи | |||
Педагоги | |||
Администрация | |||
Другой персонал |
Интерпретация информации
Эффективная стратегия деэскалации основана на понимании того, что эмоциональное напряжение обычно развивается по предсказуемой траектории. Ключ к успеху — раннее распознавание признаков эскалации и быстрое, но спокойное вмешательство. На стадии триггера и нарастания напряжения наиболее эффективны превентивные стратегии, направленные на снижение стимуляции и перенаправление внимания. На стадии кризиса приоритетом становится физическая безопасность всех участников ситуации и создание условий для снижения напряжения. В фазе восстановления важно не возвращаться к провоцирующим темам, а поддерживать возвращение к нормальному функционированию. Помните, что ваше собственное эмоциональное состояние и невербальные сигналы могут либо усиливать, либо снижать напряжение ситуации. Спокойный тон, открытая поза, уважительное отношение и активное слушание — это универсальные инструменты деэскалации, эффективные на всех стадиях.
35.10 Шаблон «Экстренная психологическая поддержка»
Экстренная психологическая поддержка — это скорая помощь для души в момент острого кризиса. Как медицинская экстренная помощь стабилизирует физическое состояние до прибытия специализированной бригады, так и этот вид поддержки помогает стабилизировать психологическое состояние человека в первые часы после травмирующего события. Это не глубокая терапевтическая работа, а набор базовых интервенций, доступных даже неспециалистам при минимальной подготовке.
В школьной среде ситуации, требующие экстренной психологической поддержки, могут возникать внезапно и требовать немедленного реагирования. Растерянность и неправильные действия в первые моменты кризиса могут усугубить психологические последствия, тогда как своевременная и грамотная поддержка способна существенно снизить риск развития посттравматических расстройств и обеспечить более быстрое восстановление.
Особая ценность данного шаблона в том, что он может быть использован как руководство для обучения базовым навыкам экстренной психологической поддержки широкого круга школьных работников — от учителей до административного персонала. Это важно, учитывая, что школьный психолог не всегда может оказаться рядом в момент кризиса, а первые минуты и часы имеют критическое значение.
Цель шаблона
Шаблон экстренной психологической поддержки предназначен для систематизации базовых принципов и практических шагов оказания первой психологической помощи в острых кризисных ситуациях. Он обеспечивает структуру для обучения и практического применения навыков психологической поддержки широким кругом школьных работников. Ожидаемый результат — своевременное оказание адекватной психологической помощи до прибытия специализированной поддержки, минимизация негативных психологических последствий кризиса и создание основы для дальнейшей профессиональной психологической работы.
Шаблон
ЭКСТРЕННАЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА | ||
---|---|---|
Дата разработки | ||
Разработчик | ||
РАЗДЕЛ 1: БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ЭКСТРЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ | ||
Принцип | Описание | Практические рекомендации |
Безопасность прежде всего | Обеспечение физической и психологической безопасности — первый и главный приоритет | • Удостоверьтесь, что место безопасно • Удалите потенциальные источники опасности • Переместитесь в безопасное место, если необходимо • Защитите от посторонних взглядов и лишних контактов |
Спокойствие и уверенность | Ваше эмоциональное состояние напрямую влияет на состояние пострадавшего | • Говорите спокойным, уверенным голосом • Контролируйте свое дыхание и позу • Избегайте паники и суеты • Используйте простые, ясные высказывания |
Присутствие и связь | Физическое и эмоциональное присутствие рядом с человеком в кризисе | • Не оставляйте пострадавшего одного • Поддерживайте зрительный контакт • Используйте имя человека • При уместности используйте физический контакт (прикосновение к руке, плечу) |
Нормализация реакций | Подтверждение, что реакции человека нормальны и естественны в данной ситуации | • Объясните, что сильные эмоции — нормальная реакция • Избегайте оценочных суждений • Не говорите «успокойся» или «возьми себя в руки» • Подчеркивайте, что со временем станет легче |
Практичность и конкретность | Фокус на практических аспектах помощи в настоящий момент | • Предлагайте конкретную помощь • Решайте насущные проблемы • Избегайте философских обобщений • Фокусируйтесь на «здесь и сейчас» |
РАЗДЕЛ 2: ПОШАГОВЫЙ АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ | ||
Шаг | Задача | Конкретные действия |
1. Установление контакта | Создание атмосферы безопасности и доверия | • Представьтесь и объясните свою роль • Спросите имя человека и как к нему обращаться • Разместитесь на уровне глаз, если возможно • Используйте спокойный, уверенный тон голоса • Сообщите, что вы здесь, чтобы помочь |
2. Обеспечение безопасности | Защита от физических и психологических угроз | • Переместитесь в безопасное место • Оградите от любопытных и посторонних • Оцените наличие физических повреждений • При необходимости вызовите медицинскую помощь • Оградите от потенциально травмирующей информации |
3. Стабилизация эмоционального состояния | Снижение интенсивности эмоциональных реакций | • Помогите с дыханием (медленное, глубокое) • Используйте технику заземления (5-4-3-2-1) • Предложите воду • Используйте простые, успокаивающие фразы • При необходимости применяйте легкое тактильное воздействие |
4. Выявление потребностей | Определение насущных нужд и проблем | • Задавайте простые, конкретные вопросы • Выясните, о ком/чем беспокоится человек • Определите практические потребности (вода, тепло, контакт с близкими) • Оцените необходимость медицинской помощи • Выясните, есть ли близкие, которых нужно проинформировать |
5. Практическая помощь | Решение конкретных проблем и удовлетворение базовых потребностей | • Предложите воду, одеяло, салфетки при необходимости • Помогите связаться с близкими • Предоставьте простую, ясную информацию о ситуации • Защитите личные вещи пострадавшего • Помогите с базовыми потребностями |
6. Активация социальной поддержки | Подключение системы социальной поддержки | • Выясните, кто может оказать поддержку • Помогите связаться с близкими • Проинформируйте о доступных службах помощи • Обеспечьте преемственность поддержки • Убедитесь, что человек не останется один |
7. Информирование | Предоставление базовой информации о ситуации и дальнейших шагах | • Давайте точную, конкретную информацию • Избегайте предположений и слухов • Расскажите о возможных реакциях на стресс • Объясните, что будет происходить в ближайшее время • Расскажите о доступных ресурсах помощи |
РАЗДЕЛ 3: ОСОБЫЕ СИТУАЦИИ | ||
Ситуация | Признаки | Действия |
Паническая атака | • Затрудненное дыхание • Учащенное сердцебиение • Дрожь, потливость • Ощущение нереальности • Страх потери контроля или смерти | • Отвести в тихое место • Говорить спокойно и уверенно • Помочь с дыханием (медленный счет) • Заверить, что это не опасно и пройдет • Использовать заземление (5-4-3-2-1) |
Острая стрессовая реакция | • Оцепенение, ступор • Дезориентация • Фрагментированное восприятие • Вегетативные симптомы • Амнезия | • Обеспечить тихую, безопасную обстановку • Использовать простой, понятный язык • Ориентировать во времени и пространстве • Стимулировать сенсорные ощущения (тактильные, вкусовые) • Не оставлять одного |
Агрессивное поведение | • Повышенный тон голоса • Угрожающие жесты • Напряженная поза • Вторжение в личное пространство • Прямые угрозы | • Сохранять безопасную дистанцию • Говорить спокойно, без угроз • Избегать резких движений • Если возможно, устранить аудиторию • При необходимости вызвать помощь |
Сильное горе, потеря | • Интенсивный плач • Выражение отрицания • Физические симптомы (слабость, тошнота) • Повторяющиеся вопросы • Чувство нереальности происходящего | • Обеспечить уединенное место • Позволить выражать эмоции • Использовать активное слушание • Избегать утешений типа «всё будет хорошо» • Помочь с практическими вопросами |
РАЗДЕЛ 4: ПРАКТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ | ||
Техника | Описание | Применение |
Техника контролируемого дыхания | Метод регуляции дыхания для снижения физиологических проявлений стресса | 1. Попросите человека дышать вместе с вами 2. Вдох через нос на счет 4 3. Задержка на счет 2 4. Медленный выдох через рот на счет 6 5. Повторите 5-10 раз |
Техника заземления 5-4-3-2-1 | Метод переключения внимания на чувственный опыт для возвращения в настоящий момент | Попросите человека назвать: • 5 вещей, которые он видит • 4 вещи, до которых можно дотронуться • 3 звука, которые он слышит • 2 запаха, которые он чувствует • 1 вкус, который он ощущает |
Активное слушание | Техника внимательного слушания с отражением чувств и содержания | • Поддерживайте зрительный контакт • Кивайте и используйте поддерживающие звуки • Отражайте чувства: «Кажется, вы чувствуете…» • Перефразируйте сказанное • Не перебивайте и не давайте советов |
Техника временной шкалы | Метод структурирования восприятия времени для снижения ощущения бесконечности кризиса | • Разделите время на маленькие отрезки • Обсудите конкретные действия на ближайшие 1-2 часа • Обозначьте важные временные точки • Создайте предсказуемость • Подчеркивайте временный характер кризиса |
РАЗДЕЛ 5: ЧТО ГОВОРИТЬ И ЧЕГО ИЗБЕГАТЬ | ||
Ситуация | Полезные фразы | Фразы, которых следует избегать |
При первом контакте | • «Меня зовут… Я здесь, чтобы помочь» • «Вы в безопасности» • «Можно я посижу рядом с вами?» • «Как я могу вам помочь?» | • «Всё будет хорошо» • «Я знаю, что вы чувствуете» • «Вам повезло, что…» • «Вы должны быть сильным» |
При сильных эмоциях | • «Это нормальная реакция на ненормальную ситуацию» • «Многие люди чувствуют подобное в такой ситуации» • «Можно плакать, это нормально» • «Давайте сосредоточимся на вашем дыхании» | • «Не плачьте» • «Возьмите себя в руки» • «Успокойтесь» • «Вы слишком остро реагируете» |
При потере/горе | • «Мне очень жаль, что это произошло» • «Это действительно тяжело» • «Я здесь, чтобы выслушать» • «Можно просто посидеть с вами в тишине» | • «Время лечит» • «Это судьба/воля Божья» • «По крайней мере, у вас есть…» • «Вы должны двигаться дальше» |
При завершении контакта | • «Вот контакты, по которым вы можете получить поддержку» • «Что бы вам помогло в ближайшие часы?» • «Кто может побыть с вами?» • «Мы можем проверить, как вы, завтра» | • «Позвоните, если будет нужна помощь» • «Вы справитесь сами» • «Теперь всё в ваших руках» • «Обсудим подробнее, когда вы успокоитесь» |
РАЗДЕЛ 6: ЗАБОТА О СЕБЕ | ||
Область | Признаки перегрузки | Стратегии самоподдержки |
Физическое состояние | • Чрезмерная усталость • Головные боли • Напряжение мышц • Изменения аппетита/сна | • Следите за дыханием • Делайте короткие перерывы • Выпейте воды • Сделайте несколько растяжек • После события уделите время физической активности |
Эмоциональное состояние | • Чувство беспомощности • Раздражительность • Эмоциональная притупленность • Чрезмерная идентификация | • Признайте свои чувства • Используйте техники самоуспокоения • Поговорите с коллегой • Напомните себе о границах ответственности • После события выразите свои чувства |
Когнитивное состояние | • Трудности с концентрацией • Навязчивые мысли о ситуации • Снижение способности принимать решения • Сомнения в своей компетентности | • Используйте чек-листы • Консультируйтесь с коллегами • Фокусируйтесь на конкретных задачах • Напоминайте себе о ценности вашей поддержки • После события рефлексируйте о позитивном вкладе |
РАЗДЕЛ 7: ДОКУМЕНТИРОВАНИЕ И ОТЧЕТНОСТЬ | ||
Аспект | Что документировать | Формат |
Основная информация | • Дата и время • Имя пострадавшего • Обстоятельства кризисной ситуации • Кто оказывал помощь | Заполните форму «Отчет об экстренной психологической поддержке» и передайте школьному психологу или антикризисной команде |
Состояние пострадавшего | • Наблюдаемые физические симптомы • Эмоциональное состояние • Высказывания, вызвавшие беспокойство • Динамика состояния | |
Предпринятые действия | • Какая поддержка была оказана • Привлеченные ресурсы • Контакты с родителями/опекунами • Передача ответственности (кому, когда) | |
РАЗДЕЛ 8: КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ | ||
Служба/специалист | Контактная информация | Когда обращаться |
Школьный психолог | ||
Антикризисная команда | ||
Администрация школы | ||
Экстренные службы | 112 | При непосредственной угрозе жизни и здоровью |
Детский телефон доверия | 8-800-2000-122 | Круглосуточно и анонимно |
Интерпретация информации
Экстренная психологическая поддержка основана на принципе «не навреди» и не заменяет профессиональную психологическую или психиатрическую помощь. Главная цель — стабилизировать эмоциональное состояние и обеспечить базовое чувство безопасности в первые часы после кризиса. Важно помнить, что в момент острого стресса способность человека воспринимать информацию и принимать решения снижена, поэтому используйте простой язык, короткие фразы и повторения. Не все люди реагируют одинаково — кому-то помогает разговор, кому-то — тишина и физическое присутствие рядом. Будьте гибкими и чуткими к индивидуальным потребностям. Помните о своих границах компетенции — если ситуация требует специализированной помощи, своевременно передайте ответственность профессионалам. И не забывайте о самоподдержке — оказание помощи в кризисных ситуациях может быть эмоционально истощающим.
Итоговая таблица шаблонов по кризисным ситуациям
Шаблон | Назначение | Примечание |
---|---|---|
Алгоритм антикризисной помощи | Пошаговое руководство по реагированию на кризисные ситуации в школе | Основной документ, задающий общую структуру антикризисной работы |
Бланк оценки риска | Оценка уровня опасности ситуации для принятия решений о вмешательстве | Необходим для объективизации процесса оценки угрозы |
Маршрут безопасности | Персональный план действий ученика в кризисной ситуации | Разрабатывается совместно с учеником для повышения самоэффективности |
Неотложная психологическая помощь | Документирование и структурирование процесса оказания срочной психологической поддержки | Применяется в острой фазе кризиса для стабилизации состояния |
Памятка самоподдержки | Профилактика выгорания и вторичной травматизации у специалистов | Важный инструмент обеспечения профессионального долголетия психолога |
План кризисного реагирования | Комплексный план действий школы при масштабных кризисных ситуациях | Разрабатывается заранее и регулярно обновляется |
Протокол вмешательства | Детальный алгоритм действий при конкретном типе кризисной ситуации | Обеспечивает стандартизацию подходов к типовым ситуациям |
Ресурсный круг | Визуализация внутренних и внешних ресурсов поддержки | Имеет терапевтический эффект уже в процессе создания |
Стратегия деэскалации | Система методов снижения эмоционального напряжения в конфликтных ситуациях | Особенно полезна для педагогов как первичного звена реагирования |
Экстренная психологическая поддержка | Базовые принципы и техники первой психологической помощи | Может использоваться при обучении широкого круга школьных работников |