Глава 34. Документация психолога

Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта


Упражнения для школьных психологов

Шаблоны для школьных психологов


Глава 34. Документация психолога

Оглавление

  1. Аналитический отчёт
  2. График консультаций
  3. Журнал обращений
  4. Индивидуальная карта
  5. Календарь мероприятий на месяц
  6. Отчёт диагностики
  7. План коррекционных мероприятий
  8. Протокол беседы
  9. Рабочая программа
  10. Согласие на психологическую работу

34.1 Шаблон «Аналитический отчёт»

Описание шаблона

Аналитический отчёт психолога — это зеркало проделанной работы, отражающее основные результаты, достижения и проблемные зоны за определённый период. Подобно капитанскому журналу, такой документ помогает не только зафиксировать пройденный путь, но и проложить маршрут дальнейшего движения.

В этом документе собираются воедино все значимые статистические данные, качественные показатели и аналитические выводы. Это своеобразная карта психологического ландшафта школы, позволяющая увидеть как общую картину, так и отдельные детали.

Хорошо структурированный аналитический отчёт становится незаменимым инструментом для планирования будущей работы, обоснования необходимых изменений и демонстрации эффективности психологической службы перед администрацией школы и педагогическим коллективом.

Цель шаблона

Цель данного шаблона — систематизировать результаты психологической работы за отчётный период (четверть, полугодие, год), представить их в структурированном виде для анализа и планирования. Документ позволяет оценить эффективность проведённых мероприятий, выявить проблемные зоны и достижения, а также сформулировать рекомендации по дальнейшей работе. В результате использования шаблона появляется целостная картина психологической деятельности с количественными и качественными показателями.

Шаблон документа

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЁТ
о работе педагога-психолога _______________ за период ________________
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ВЫПОЛНЕННОЙ РАБОТЕ
Общее количество мероприятий: _______
Направление работыКоличество мероприятийОхват (количество человек)Процент выполнения плана
Диагностическая работа
Коррекционно-развивающая работа
Консультативная работа
Просветительская работа
Профилактическая работа
Организационно-методическая работа
2. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Направление диагностикиМетодикиВыявленные проблемыРекомендации
Адаптация к школе
Эмоциональное состояние
Познавательная сфера
Профориентация
3. АНАЛИЗ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ
НаправлениеКоличество групп/человекДостигнутые результатыПроблемные зоны
Индивидуальная коррекция
Групповая работа
4. АНАЛИЗ КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ
КатегорияКоличествоОсновные темыТипичные запросы
Обучающиеся
Педагоги
Родители
5. ВЫВОДЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Основные достижения:Проблемные зоны:
1.1.
2.2.
3.3.
6. ЗАДАЧИ НА СЛЕДУЮЩИЙ ПЕРИОД
1.
2.
3.
7. НЕОБХОДИМЫЕ РЕСУРСЫ
1.
2.
3.
Дата составления: _______________
Педагог-психолог: _________________ / ___________________

Интерпретация информации

При анализе отчёта особое внимание следует уделить соотношению запланированных и фактически проведённых мероприятий, а также соотношению различных видов работ. Идеальное распределение зависит от специфики учреждения, но рекомендуется, чтобы коррекционно-развивающая работа занимала не менее 30% общего объёма. Важно также отслеживать динамику обращений и их тематику, что позволяет выявлять актуальные проблемы и своевременно реагировать на них.

Раздел «Выводы и перспективы» должен содержать не просто перечисление фактов, а аналитический взгляд на причинно-следственные связи между проведёнными мероприятиями и полученными результатами. Задачи на следующий период формулируются на основе выявленных проблемных зон и должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени (SMART).


34.2 Шаблон «График консультаций»

Описание шаблона

График консультаций — это своеобразный компас в море школьной жизни, позволяющий всем участникам образовательного процесса найти свое время для встречи с психологом. Подобно расписанию занятий, он структурирует рабочую неделю специалиста и делает психологическую помощь доступной и предсказуемой.

Этот документ не просто расписание — это мостик между психологом и теми, кто нуждается в поддержке. Чёткий график сигнализирует о том, что помощь организована системно, а не стихийно, и каждый может рассчитывать на своё «окошко» для личной беседы.

Хорошо продуманный график консультаций учитывает особенности школьного расписания, пики активности различных групп (учеников, учителей, родителей) и предусматривает как плановые встречи, так и возможность экстренных обращений.

Цель шаблона

Цель данного шаблона — организовать систему консультативной работы психолога, сделать её прозрачной и доступной для всех участников образовательного процесса. Документ решает задачу эффективного планирования рабочего времени специалиста и обеспечивает системность проведения консультаций. График позволяет упорядочить запись на приём, избежать накладок и очередей, а также рационально распределить нагрузку психолога по дням недели. В результате использования шаблона ожидается повышение организованности консультативной работы и её доступности для целевой аудитории.

Шаблон документа

ГРАФИК КОНСУЛЬТАЦИЙ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
ФИО психолога: ______________________________
Контакты для предварительной записи: телефон _______________, email _______________
На период: _______________ учебный год, __________________ четверть/полугодие
День неделиВремяЦелевая аудиторияПримечания
Понедельник9:00 — 11:00Индивидуальные консультации для учениковПо предварительной записи
12:00 — 13:00Консультации для педагоговВ свободное от уроков время
14:00 — 16:00Консультации для родителейПо предварительной записи
Вторник10:00 — 12:00Групповые консультации для классовПо согласованию с классными руководителями
13:00 — 14:00Экстренные консультацииБез предварительной записи
15:00 — 17:00Консультации для родителейПо предварительной записи
Среда9:00 — 11:00Индивидуальные консультации для учениковПо предварительной записи
12:00 — 13:00Консультации для администрацииПо согласованию
14:00 — 16:00Методический час (консультации не проводятся)Время для подготовки материалов
Четверг9:00 — 11:00Консультации для выпускных классовВопросы профориентации и подготовки к экзаменам
12:00 — 14:00Консультации для педагоговВ свободное от уроков время
15:00 — 17:00Индивидуальные консультации для учеников «группы риска»По предварительной записи
Пятница9:00 — 11:00Индивидуальные консультации для учениковПо предварительной записи
13:00 — 15:00Работа с документацией (консультации не проводятся)Обработка результатов недели
16:00 — 18:00Вечерние консультации для родителейУдобное время для работающих родителей
ОСОБЫЕ УСЛОВИЯ И ПРАВИЛА:
1. Продолжительность индивидуальной консультации — 45 минут.
2. Для записи на консультацию необходимо обратиться лично или связаться по указанным контактам не позднее, чем за 1 день.
3. В случае экстренной ситуации возможна внеплановая консультация.
4. В случае отмены консультации просьба сообщить заранее.
5. Групповые консультации проводятся по запросу классных руководителей или администрации.
График составлен: _______________ Подпись психолога: _______________
Согласовано: Директор школы _______________ / _______________

Интерпретация информации

При составлении графика консультаций следует учитывать несколько ключевых моментов. Во-первых, время консультаций должно быть удобно для целевой аудитории — например, для родителей лучше планировать встречи в вечернее время или в конце рабочего дня. Во-вторых, необходимо распределять нагрузку равномерно в течение недели, чередуя интенсивную работу с периодами для обработки информации и подготовки материалов.

Важно также предусмотреть время для экстренных ситуаций и незапланированных обращений. Рекомендуется отводить на это специальные «окна» или резервировать часть времени в каждом дне. Размещать график следует на информационных стендах школы, на сайте образовательного учреждения и в доступных для всех участников образовательного процесса местах.


34.3 Шаблон «Журнал обращений»

Описание шаблона

Журнал обращений к школьному психологу — это своеобразный пульс психологической службы, фиксирующий каждый запрос о помощи. Подобно ежедневнику врача, он отражает все «симптомы» и «диагнозы» психологического климата в школе, помогая отслеживать тенденции и своевременно реагировать на них.

Этот документ становится надёжным архивом контактов и проблемных ситуаций, позволяя видеть не только отдельные случаи, но и их взаимосвязь, повторяемость, сезонность. Словно карта звёздного неба, журнал обращений помогает увидеть созвездия типичных проблем в океане школьной жизни.

Хорошо структурированный журнал не просто документирует факты, но и становится инструментом анализа эффективности психологической работы. Он позволяет оценить востребованность различных видов помощи, отследить результативность вмешательства и спланировать дальнейшие шаги по профилактике выявленных проблем.

Цель шаблона

Цель данного шаблона — систематизировать и фиксировать все обращения к школьному психологу для последующего анализа и статистики. Документ решает задачу учёта категорий обращающихся, типов запросов и принятых мер, что позволяет отслеживать тенденции и планировать профилактическую работу. Журнал обращений также служит инструментом контроля исполнения и оценки эффективности психологической помощи. В результате использования шаблона ожидается повышение системности в работе с обращениями и возможность анализа наиболее актуальных проблем в образовательном учреждении.

Шаблон документа

ЖУРНАЛ ОБРАЩЕНИЙ К ПЕДАГОГУ-ПСИХОЛОГУ
Образовательное учреждение: _____________________________
ФИО психолога: _______________________________
Период: _______________ — _______________
№ п/пДата обращенияКто обратилсяФорма обращения
112.09.2024Иванова А.М., мама ученика 5А классаЛичная встреча
Причина обращения (запрос)Проведённая работаРезультатПримечания
Трудности в адаптации ребёнка к среднему звену, конфликты с одноклассникамиКонсультация, диагностика социометрического статуса в классеВыявлены причины, даны рекомендации, назначена повторная встречаЗапланирована групповая работа с классом на 20.09
№ п/пДата обращенияКто обратилсяФорма обращения
214.09.2024Петров С.Н., классный руководитель 8БПо телефону
Причина обращения (запрос)Проведённая работаРезультатПримечания
Резкое снижение успеваемости у ученика Сидорова К.Беседа с педагогом, планирование диагностикиНазначена диагностика познавательных процессовПолучено согласие родителей на работу с ребёнком
№ п/пДата обращенияКто обратилсяФорма обращения
315.09.2024Ученица 10А класса Смирнова В.Личная встреча
Причина обращения (запрос)Проведённая работаРезультатПримечания
Трудности в профессиональном самоопределенииПрофориентационная диагностика, консультацияВыявлены профессиональные склонности, даны рекомендацииРекомендовано участие в профориентационной экскурсии 22.09
№ п/пДата обращенияКто обратилсяФорма обращения
4
Причина обращения (запрос)Проведённая работаРезультатПримечания
№ п/пДата обращенияКто обратилсяФорма обращения
5
Причина обращения (запрос)Проведённая работаРезультатПримечания
СТАТИСТИКА ОБРАЩЕНИЙ (заполняется в конце отчетного периода)
Категория обратившихсяКоличество обращений
Обучающиеся
Родители
Педагоги
Администрация
Другие лица
Форма обращенияКоличество обращений
Личная встреча
По телефону
По электронной почте
Через третьих лиц
Тип запросаКоличество обращений
Проблемы в обучении
Проблемы в поведении
Эмоциональные проблемы
Конфликты
Профориентация
Методическая помощь
Другое
Журнал заполнил: ___________________________ / Дата: _______________

Интерпретация информации

Анализ журнала обращений позволяет выявить несколько важных аспектов психологической работы в школе. Во-первых, сезонные пики обращений — например, традиционно высокая нагрузка в период адаптации (сентябрь, октябрь), перед экзаменами (апрель, май) и в конце четвертей. Во-вторых, преобладающие типы запросов, что помогает планировать профилактические мероприятия и готовить соответствующие методические материалы.

Соотношение категорий обратившихся также даёт важную информацию — низкое количество обращений от учеников может говорить о недостаточной доступности психологической службы, а преобладание запросов от педагогов может указывать на необходимость усиления их психологической компетентности через обучающие семинары. Статистика «результатов» помогает оценить эффективность вмешательства и скорректировать формы работы в дальнейшем.


34.4 Шаблон «Индивидуальная карта»

Описание шаблона

Индивидуальная карта психологического сопровождения ученика — это своеобразный психологический портрет ребёнка, раскрывающийся во времени. Подобно дневнику путешественника, она фиксирует все значимые события на пути развития личности, отмечая как достигнутые вершины, так и преодолённые препятствия.

В этом документе, словно в мозаике, собираются разрозненные данные о ребёнке — результаты диагностик, наблюдения педагогов, беседы с родителями, — складываясь в целостную картину его психологических особенностей, сильных сторон и зон роста.

Хорошо заполненная индивидуальная карта становится не просто историей психологической работы с учеником, но и компасом для дальнейшего сопровождения, помогая всем специалистам двигаться в одном направлении, выбирая оптимальные маршруты помощи и поддержки.

Цель шаблона

Цель данного шаблона — систематизировать и структурировать информацию о психологических особенностях конкретного ученика и ходе психологической работы с ним. Документ решает задачу комплексного отслеживания развития ребёнка, фиксации результатов диагностики и эффективности коррекционно-развивающих мероприятий. Индивидуальная карта позволяет обеспечить преемственность в психологическом сопровождении при смене специалистов или переходе ученика на другую ступень обучения. В результате использования шаблона ожидается повышение системности индивидуальной работы и возможность отслеживания динамики развития ребёнка.

Шаблон документа

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧЕНИКА
1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
ФИО ученика:
Дата рождения:Класс:
Дата начала сопровождения:Основание:
Классный руководитель:Контакты родителей:
2. СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ
Состав семьи:
Особенности семейной ситуации:
Взаимоотношения в классе:
Значимые друзья, референтные группы:
Особые социальные обстоятельства:
3. ЗАПРОС НА ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ РАБОТУ
Дата поступления запроса:Инициатор:
Содержание запроса:
Ожидания от работы психолога:
4. РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
СфераДатаМетодикаРезультаты
Познавательные процессы
Эмоционально-волевая сфера
Личностные особенности
Коммуникативные навыки
Профориентация
5. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Дата составления: __________________
Сильные стороны:
Проблемные зоны:
Рекомендации:
6. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЗадачаМероприятияСрокиРезультат
7. ЖУРНАЛ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ДатаФорма работыСодержаниеРезультат/наблюдения
8. КОНСУЛЬТАЦИИ С РОДИТЕЛЯМИ
ДатаПрисутствовалиТемаРезультаты/решения
9. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПЕДАГОГАМИ
ДатаУчастникиТемаРезультаты/решения
10. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Дата оценки:
Динамика изменений:
Достигнутые результаты:
Перспективы дальнейшей работы:
Психолог: _________________ / _________________

Интерпретация информации

При заполнении индивидуальной карты следует учитывать несколько важных моментов. Во-первых, документ должен отражать целостный взгляд на личность ребёнка, а не фокусироваться только на проблемных аспектах. Важно уделять внимание сильным сторонам и ресурсам ученика, которые могут стать опорой в коррекционной работе.

Особенно тщательно нужно подходить к формулировкам в разделе «Психологическое заключение», избегая стигматизирующих ярлыков и оценочных суждений. Выводы должны опираться на конкретные результаты диагностики и наблюдений, а рекомендации — быть конкретными и реалистичными для выполнения всеми участниками образовательного процесса. Важно регулярно обновлять информацию, особенно в разделе «Журнал индивидуальной работы», чтобы отслеживать динамику изменений.


34.5 Шаблон «Календарь мероприятий на месяц»

Описание шаблона

Календарь психологических мероприятий на месяц — это дорожная карта психологической службы школы, превращающая хаос задач в структурированную последовательность действий. Подобно режиссёрскому сценарию, он задаёт ритм и последовательность психологической работы, помогая удерживать фокус на приоритетных направлениях.

Этот документ становится не только личным планировщиком психолога, но и инструментом коммуникации с коллегами и администрацией, обеспечивая прозрачность и предсказуемость психологической работы. Словно пазл, календарь помогает увидеть, как отдельные мероприятия складываются в целостную картину психологического сопровождения.

Хорошо составленный календарь учитывает ритм школьной жизни, особенности учебного процесса в разных параллелях и сезонную актуальность тех или иных психологических тем. Он позволяет равномерно распределить нагрузку психолога, избежать авралов и «слепых зон» в работе.

Цель шаблона

Цель данного шаблона — обеспечить системное планирование и прозрачность психологической работы в школе на месяц вперёд. Документ решает задачу структурирования различных видов активности психолога по датам, целевым группам и формам работы, что позволяет эффективно распределять ресурсы и согласовывать действия со всеми участниками образовательного процесса. Календарь мероприятий также служит инструментом контроля исполнения плана работы психологической службы. В результате использования шаблона ожидается повышение системности в планировании и реализации психологической работы.

Шаблон документа

КАЛЕНДАРЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ
Месяц: _____________ 20____ г.
Образовательное учреждение: _____________________________
Педагог-психолог: _____________________________
ДатаМероприятиеИнформация о проведении
Целевая аудиторияМесто проведенияВремя
1 октября (Пн)Индивидуальная диагностика адаптацииУченики 1А класса (5 человек)Кабинет психолога9:00-11:00
Консультационный часПедагогиКабинет психолога13:00-14:00
Родительская консультацияРодители учеников 5В классаКабинет психолога17:00-18:00
2 октября (Вт)Групповое занятие «Учимся общаться»6Б классАктовый зал12:00-12:45
Подготовка материалов для диагностикиКабинет психолога14:00-16:00
3 октября (Ср)Заседание Совета профилактикиАдминистрация, социальный педагогКабинет директора14:00-15:00
Индивидуальные консультацииУченики 9-11 классовКабинет психолога15:30-17:30
4 октября (Чт)Групповое тестирование8А классКабинет 20310:00-10:45
Методический семинар «Профилактика буллинга»Педагогический коллективУчительская14:00-15:30
Обработка результатов тестированияКабинет психолога16:00-18:00
5 октября (Пт)Тренинг стрессоустойчивости11А классКабинет 30512:00-12:45
Оформление документацииКабинет психолога14:00-16:00
8 октября (Пн)
9 октября (Вт)
10 октября (Ср)
11 октября (Чт)
12 октября (Пт)
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ:
МероприятиеЦелевая аудиторияРекомендуемые сроки
Консультационный час для педагоговПедагогиКаждый понедельник, 13:00-14:00
Родительский клуб «Мы вместе»РодителиПоследняя среда месяца, 18:00-19:30
Заседание ППкСпециалисты службы сопровожденияТретий четверг месяца, 15:00-16:30
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. О переносе или отмене мероприятий необходимо сообщать заранее всем участникам и администрации.
2. Для индивидуальных консультаций предварительная запись обязательна.
3. Для проведения групповых мероприятий в классах необходимо согласование с завучем и классным руководителем.
Календарь составлен: _______________ Подпись: _______________
Согласовано: Заместитель директора по УВР: _______________ / _______________

Интерпретация информации

При составлении календаря мероприятий на месяц важно соблюдать баланс между различными направлениями работы психолога. Рекомендуется выделять фиксированное время для индивидуальных консультаций (не менее 30% рабочего времени), групповой работы (около 25%), диагностики (15-20%) и организационно-методической деятельности (20-25%). Важно также учитывать сезонную специфику психологической работы в школе — например, в начале учебного года акцент делается на адаптационных мероприятиях, в середине — на коррекционно-развивающей работе, а в конце — на итоговой диагностике и консультировании.

Эффективный календарь должен быть гибким инструментом, допускающим корректировки в случае возникновения непредвиденных ситуаций, но при этом достаточно структурированным, чтобы обеспечивать последовательность в работе. Рекомендуется выделять в нём цветом или иным способом мероприятия разной степени приоритетности и планировать сложные, энергозатратные активности на периоды максимальной продуктивности психолога.


34.6 Шаблон «Отчёт диагностики»

Описание шаблона

Отчёт по результатам психологической диагностики — это профессиональное зеркало, отражающее актуальное состояние исследуемых психологических аспектов. Подобно медицинскому анализу, он преобразует разрозненные показатели в целостную картину, позволяющую увидеть как очевидные симптомы, так и скрытые тенденции.

Этот документ — мост между цифрами тестов и практическими действиями по поддержке развития личности. В нём сухая статистика превращается в живое понимание потребностей и возможностей людей, с которыми работает психолог.

Хорошо составленный отчёт по диагностике не ограничивается констатацией фактов, а предлагает их интерпретацию и конкретные рекомендации, становясь отправной точкой для дальнейшей работы всех участников образовательного процесса.

Цель шаблона

Цель данного шаблона — структурировать и систематизировать результаты психологической диагностики для их эффективного использования в дальнейшей работе. Документ решает задачу представления сложных диагностических данных в доступной форме для различных категорий специалистов и родителей. Отчёт позволяет выявить общие тенденции и индивидуальные особенности, сформулировать обоснованные выводы и разработать адресные рекомендации. В результате использования шаблона ожидается повышение эффективности психолого-педагогического сопровождения на основе объективных диагностических данных.

Шаблон документа

ОТЧЁТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тема диагностики:
Цель диагностики:
Сроки проведения:
Участники:
Общее количество:
2. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДИКИ
Название методикиАвторДиагностируемые параметрыЦелевая группа
3. ОБЩИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
3.1. Количественные показатели
ПараметрНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровень
3.2. Качественный анализ
Позитивные тенденции:1.2.3.Выявленные проблемные зоны:1.2.3.
4. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (если применимо)
ПараметрПредыдущие результатыТекущие результатыДинамика
5. РЕЗУЛЬТАТЫ ПО ГРУППАМ (классам, параллелям и т.д.)
ГруппаОсобенностиСильные стороныПроблемные зоны
6. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ, ТРЕБУЮЩИЕ ВНИМАНИЯ
Код участникаВыявленные особенностиРекомендуемые мерыПримечания
7. ВЫВОДЫ
1.2.3.
8. РЕКОМЕНДАЦИИ
Для когоСодержание рекомендаций
Для педагогов1.2.3.
Для родителей1.2.3.
Для учеников1.2.3.
Для администрации1.2.3.
9. ПРИЛОЖЕНИЯ (перечень)
1. Сводные таблицы данных2. Графики и диаграммы3. Образцы использованных методик
Отчёт составил: педагог-психолог _________________ / _________________
Дата: _______________

Интерпретация информации

При подготовке отчёта по результатам диагностики важно соблюдать баланс между научной строгостью и доступностью изложения. Учитывая, что с документом могут работать разные специалисты и родители, рекомендуется избегать узкоспециализированной терминологии или давать к ней пояснения в скобках. Особое внимание следует уделять формулировкам выводов и рекомендаций — они должны быть конкретными, практико-ориентированными и реалистичными для выполнения.

При интерпретации результатов важно избегать категоричных оценок и стигматизирующих формулировок. Вместо фразы «низкий уровень интеллекта» корректнее использовать «показатели интеллектуального развития ниже возрастной нормы», вместо «агрессивный ребёнок» — «проявляет признаки повышенной агрессивности». Также следует подчёркивать временный характер выявленных особенностей и возможность положительной динамики при соответствующей поддержке.


34.7 Шаблон «План коррекционных мероприятий»

Описание шаблона

План коррекционных мероприятий — это профессиональный маршрут трансформации, карта движения от актуального состояния к желаемому результату. Подобно архитектурному проекту, он детализирует каждый этап строительства нового психологического опыта, указывая необходимые материалы, технологии и последовательность действий.

Этот документ соединяет теорию с практикой, преобразуя понимание проблемы в конкретные шаги по её преодолению. Словно навигатор, план коррекционных мероприятий помогает не сбиться с пути, последовательно продвигаясь к заданной цели через систему взаимосвязанных занятий и упражнений.

Хорошо продуманный план коррекционной работы учитывает не только содержание, но и ритм вмешательства, сочетая интенсивные периоды с этапами закрепления и переноса навыков в естественную среду. Он предусматривает возможные препятствия и содержит альтернативные маршруты психологической помощи.

Цель шаблона

Цель данного шаблона — обеспечить системность и последовательность в проведении коррекционно-развивающей работы психолога. Документ решает задачу структурирования коррекционного процесса от диагностики до оценки результатов, позволяя логически выстроить последовательность занятий, подобрать адекватные методы и отследить динамику изменений. План коррекционных мероприятий также служит инструментом координации усилий всех участников коррекционного процесса: психолога, педагогов, родителей и самого ребёнка. В результате использования шаблона ожидается повышение эффективности коррекционно-развивающей работы.

Шаблон документа

ПЛАН КОРРЕКЦИОННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Название программы:
Направленность:
Целевая группа:
Форма проведения:
Ответственный:
Период реализации:
2. ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ
Выявленные проблемы:
Результаты диагностики:
Запрос от:
3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель программы:
Задачи:
1. Диагностические:2. Коррекционные:3. Развивающие:4. Профилактические:
4. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По окончании программы участники смогут:1.2.3.
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЭтапЗадачи этапаКоличество занятий
1Диагностический
2Установочный
3Коррекционно-развивающий
4Закрепляющий
5Итоговый
6. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ЗАНЯТИЙ
Тема занятияСодержаниеКоличество часов
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
7. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Место проведения:
Режим и частота занятий:
Количество участников:
Необходимое оборудование:
Дидактические материалы:
8. МЕЖВЕДОМСТВЕННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Специалист/организацияЗадачи взаимодействияФормы взаимодействияПериодичность
Классный руководитель
Родители
Социальный педагог
Медицинский работник
9. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ
КритерийПоказательМетодика оценкиСроки
10. РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое обеспечение:
Материально-техническое обеспечение:
Кадровое обеспечение:
План составил: педагог-психолог _________________ / _________________
Дата: _______________
Согласовано: Заместитель директора по УВР: _______________ / _______________

Интерпретация информации

При разработке плана коррекционных мероприятий важно соблюдать принцип комплексности, охватывая все аспекты выявленной проблемы, и принцип системности, выстраивая логическую последовательность работы. Структура программы должна включать постепенное усложнение материала, чередование активных и спокойных форм работы, смену видов деятельности на каждом занятии для поддержания мотивации участников.

Особое внимание следует уделить формулировке целей и задач — они должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, релевантными и ограниченными по времени (SMART). Планируемые результаты формулируются в терминах наблюдаемого поведения или измеряемых показателей. Система оценки эффективности должна включать как объективные (тестовые показатели, экспертная оценка), так и субъективные (самооценка участников) критерии.


34.8 Шаблон «Протокол беседы»

Описание шаблона

Протокол психологической беседы — это документальное эхо диалога, сохраняющее ключевые моменты взаимодействия психолога с собеседником. Подобно стенограмме важных переговоров, он фиксирует не только слова и факты, но и эмоциональные оттенки, значимые паузы, невербальные сигналы, составляющие полную картину коммуникации.

Этот документ становится профессиональной памятью психолога, позволяя восстановить детали и нюансы беседы через дни, недели или месяцы. Словно якорь, протокол удерживает плавучие воспоминания о контакте, не позволяя им искажаться или исчезать со временем.

Хорошо структурированный протокол беседы не только документирует прошлое, но и программирует будущее взаимодействие, фиксируя достигнутые договорённости, намеченные шаги и обязательства сторон. Он становится отправной точкой для планирования дальнейшей работы и критерием оценки её результативности.

Цель шаблона

Цель данного шаблона — обеспечить документальную фиксацию содержания и результатов психологической беседы для дальнейшего анализа и планирования работы. Документ решает задачу структурирования информации, полученной в ходе беседы, выделения ключевых моментов и формулировки выводов. Протокол позволяет сохранить детали взаимодействия, которые могут забыться со временем, и обеспечивает преемственность в работе при необходимости передачи случая другому специалисту. В результате использования шаблона ожидается повышение системности в анализе информации и планировании психологической помощи.

Шаблон документа

ПРОТОКОЛ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕСЕДЫ
№ протокола: ________Дата проведения: _______________
Время начала: __________Время окончания: __________Общая продолжительность: __________Место проведения: __________
1. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Психолог (ФИО, должность):
Собеседник(и) (ФИО, статус):
Форма беседы:(индивидуальная/групповая, первичная/повторная, плановая/внеплановая, очная/дистанционная)
Инициатор беседы:
Основание для беседы:
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ БЕСЕДЫ
Цель:
Задачи:1.2.3.
3. ПЕРВИЧНЫЙ ЗАПРОС
(Дословная формулировка запроса собеседника)
4. СОДЕРЖАНИЕ БЕСЕДЫ
Вопросы/темыОсновные моменты обсужденияЭмоциональные реакцииПримечания
Семейная ситуация
Школьная ситуация
Межличностные отношения
Эмоциональное состояние
5. НАБЛЮДЕНИЯ ЗА ПОВЕДЕНИЕМ СОБЕСЕДНИКА
Невербальные проявления:
Эмоциональный фон:
Особенности речи:
Другие наблюдения:
6. ЗНАЧИМЫЕ ЦИТАТЫ СОБЕСЕДНИКА
1. «…»2. «…»3. «…»
7. ВЫЯВЛЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ/ПОТРЕБНОСТИ
1.2.3.
8. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕХНИКИ И ПРИЁМЫ
Техника/приёмРеакция собеседника
9. РЕЗУЛЬТАТЫ БЕСЕДЫ
Основные выводы:1.2.3.
Принятые решения:1.2.3.
Рекомендации:1.2.3.
10. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РАБОТЫ
Форма работыСрокиОтветственные лица
Протокол составил: психолог _________________ / _________________
Дата составления протокола: _______________

Интерпретация информации

При заполнении протокола психологической беседы важно соблюдать баланс между детализацией и обобщением. С одной стороны, документ должен содержать достаточно информации для восстановления существенных моментов беседы, с другой — не превращаться в дословную стенограмму всего разговора. Рекомендуется фиксировать ключевые фразы собеседника (особенно эмоционально окрашенные или содержащие важные факты) в разделе «Значимые цитаты».

Особое внимание следует уделять разделу «Наблюдения за поведением собеседника», фиксируя невербальные проявления (позу, жесты, мимику), эмоциональные реакции на различные темы и вопросы, особенности речи (темп, громкость, паузы, оговорки). Эти данные часто содержат не менее важную информацию, чем вербальный контент беседы. Раздел «Результаты беседы» должен содержать конкретные, измеримые итоги взаимодействия и чёткий план дальнейших действий с указанием сроков и ответственных лиц.


34.9 Шаблон «Рабочая программа»

Описание шаблона

Рабочая программа психолога — это профессиональный компас, указывающий направление и маршрут психологической работы в образовательном учреждении. Подобно архитектурному проекту, она определяет не только конечный результат, но и последовательность шагов для его достижения, необходимые ресурсы и технологии реализации.

Этот документ — своеобразный мост между теоретическими психологическими концепциями и практическими действиями в конкретной школе с её уникальным контекстом и потребностями. Он трансформирует общие принципы психологической науки в систему целенаправленных и взаимосвязанных мероприятий.

Хорошо разработанная рабочая программа не ограничивается перечислением планируемых активностей, а создаёт целостную систему психологического сопровождения, учитывающую возрастные и индивидуальные особенности детей, специфику образовательного учреждения и актуальные запросы всех участников образовательного процесса.

Цель шаблона

Цель данного шаблона — обеспечить структурированное планирование профессиональной деятельности психолога в образовательном учреждении. Документ решает задачу систематизации работы по всем направлениям психологического сопровождения, определяет цели, задачи, содержание и ожидаемые результаты психологической работы на учебный год. Рабочая программа позволяет согласовать деятельность психолога с общими задачами образовательного учреждения и работой других специалистов. В результате использования шаблона ожидается повышение целенаправленности и эффективности психологической работы в школе.

Шаблон документа

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА
Образовательное учреждение: _____________________________
На 20____ — 20____ учебный год
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
______________ / ______________
«___» _____________ 20___ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
______________ / ______________
Приказ № ___ от «___» _____________ 20___ г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка2. Цели и задачи программы3. Нормативно-правовая база4. Характеристика контингента обучающихся5. Направления деятельности и содержание работы6. Тематическое планирование7. Планируемые результаты8. Критерии и методы оценки эффективности9. Методическое обеспечение10. Список литературы
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1. АктуальностьДанная программа психологического сопровождения разработана с учётом специфики образовательного учреждения и направлена на решение следующих актуальных задач:- …- …- …1.2. Концептуальная основаТеоретико-методологической основой программы являются:- …- …- …1.3. Принципы реализации программы- Принцип системности- Принцип целостности- Принцип профилактической направленности- Принцип комплексности- …
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Задачи:
2.1. Диагностические:- …- …- …2.2. Коррекционно-развивающие:- …- …- …2.3. Консультативные:- …- …- …2.4. Просветительские:- …- …- …2.5. Профилактические:- …- …- …2.6. Организационно-методические:- …- …- …
3. НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА
Программа разработана в соответствии со следующими нормативно-правовыми документами:- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ- ФГОС начального/основного/среднего общего образования- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)»- Устав образовательного учреждения- Этический кодекс психолога- …
4. ХАРАКТЕРИСТИКА КОНТИНГЕНТА ОБУЧАЮЩИХСЯ
4.1. Общая характеристикаОбщее количество обучающихся: _____ человекКоличество классов: _____Распределение по ступеням образования:- Начальная школа: _____ классов, _____ обучающихся- Основная школа: _____ классов, _____ обучающихся- Старшая школа: _____ классов, _____ обучающихся4.2. Особые категории обучающихся- Обучающиеся с ОВЗ: _____ человек- Дети-инвалиды: _____ человек- Одарённые дети: _____ человек- Дети группы риска: _____ человек- Дети из многодетных семей: _____ человек- …4.3. Актуальные психологические проблемыПо результатам предыдущего учебного года выявлены следующие актуальные проблемы:- …- …- …
5. НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
НаправлениеЦелевая аудиторияОсновные мероприятияСроки
5.1. Психологическая диагностика
5.2. Коррекционно-развивающая работа
5.3. Психологическое консультирование
5.4. Психологическое просвещение
5.5. Психопрофилактика
5.6. Организационно-методическая работа
6. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
6.1. I четверть (сентябрь, октябрь)
НеделяНаправление работыСодержаниеЦелевая группа
1-я неделя сентября
2-я неделя сентября
6.2. II четверть (ноябрь, декабрь)
6.3. III четверть (январь, февраль, март)
6.4. IV четверть (апрель, май)
7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Категория участников образовательного процессаОжидаемые результаты
Обучающиеся— …- …- …
Педагоги— …- …- …
Родители— …- …- …
Образовательное учреждение в целом— …- …- …
8. КРИТЕРИИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ
КритерийПоказательМетод оценкиПериодичность
9. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
9.1. Диагностический инструментарий- …- …- …9.2. Коррекционно-развивающие программы- …- …- …9.3. Информационно-просветительские материалы- …- …- …9.4. Профилактические программы- …- …- …
10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
10.1. Нормативные документы1. …2. …3. …10.2. Научно-методическая литература1. …2. …3. …10.3. Интернет-ресурсы1. …2. …3. …
Программу составил: педагог-психолог _________________ / _________________
Дата: _______________

Интерпретация информации

При разработке рабочей программы психолога важно соблюдать принцип системности, обеспечивая взаимосвязь между всеми компонентами документа. Цели и задачи должны быть конкретными, измеримыми, достижимыми, актуальными и иметь временные рамки (SMART). Тематическое планирование следует составлять с учётом годового цикла школьной жизни, выделяя периоды повышенной психологической нагрузки (адаптация, экзамены) и распределяя профилактические мероприятия до наступления критических периодов.

Особое внимание следует уделить разделу «Планируемые результаты» — они должны быть сформулированы конкретно и соотноситься с поставленными задачами. Рекомендуется выделять качественные и количественные показатели для каждой категории участников образовательного процесса. Система оценки эффективности должна включать как объективные критерии (статистические данные, результаты диагностики), так и субъективные (уровень удовлетворённости, отзывы участников). Важно также предусмотреть промежуточные формы контроля для своевременной корректировки программы.


34.10 Шаблон «Согласие на психологическую работу»

Описание шаблона

Согласие на психологическую работу — это документальный мост доверия между психологом и клиентом, устанавливающий правовые и этические рамки взаимодействия. Подобно договору о сотрудничестве, оно прозрачно определяет условия, границы и ответственность каждой из сторон, создавая безопасное пространство для психологической работы.

Этот документ — не просто формальность, а фундамент осознанного выбора и активного участия клиента в процессе психологической помощи. Он трансформирует интуитивное стремление к поддержке в чёткое понимание того, на что именно человек соглашается, какие методы будут использованы и какие результаты можно ожидать.

Хорошо составленное согласие на психологическую работу балансирует между юридической точностью и психологической этичностью, сочетая необходимую защиту интересов специалиста с уважением к автономии и достоинству клиента. Оно служит не только правовой защитой, но и инструментом выстраивания доверительных профессиональных отношений.

Цель шаблона

Цель данного шаблона — обеспечить документальное оформление добровольного и информированного согласия на психологическое сопровождение, соответствующее правовым и этическим нормам. Документ решает задачу информирования родителей (законных представителей) и/или обучающихся о содержании, формах и методах психологической работы, а также регулирует вопросы конфиденциальности и защиты персональных данных. Согласие на психологическую работу также служит инструментом защиты прав всех сторон образовательного процесса. В результате использования шаблона ожидается повышение правовой защищённости психологической деятельности в школе и укрепление доверия между участниками образовательного процесса.

Шаблон документа

СОГЛАСИЕ РОДИТЕЛЯ (ЗАКОННОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЯ)
на психолого-педагогическое сопровождение обучающегося
Я, ____________________________________________________________________________,
(ФИО родителя/законного представителя полностью)
являясь родителем (законным представителем) ______________________________________
(ФИО ребенка полностью, дата рождения)
обучающегося в ________ классе, даю согласие на его психолого-педагогическое сопровождение в
____________________________________________________________________________
(название образовательного учреждения)
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее согласие предоставляется на осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающегося, включающего:- психологическую диагностику;- участие в групповых развивающих занятиях;- индивидуальные консультации;- коррекционно-развивающие занятия;- психологическое просвещение;- профилактику деструктивного поведения;- профориентационную работу.1.2. Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется педагогом-психологом образовательного учреждения в соответствии с его должностными обязанностями и квалификацией.1.3. Психолого-педагогическое сопровождение проводится с целью создания условий для максимального личностного развития и обучения обучающегося.
2. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СТОРОН
2.1. Права родителей (законных представителей):- получать информацию о видах и результатах психологической работы с ребенком;- получать рекомендации по вопросам обучения и воспитания;- отказаться от конкретных видов работы психолога (отказ оформляется письменно);- получать информацию о перспективах коррекционно-развивающей работы.2.2. Обязанности педагога-психолога:- предоставлять информацию о результатах психологического обследования ребенка при личном обращении родителей (законных представителей);- не разглашать личную информацию, полученную в процессе индивидуальной беседы с ребенком и его родителями;- информировать родителей (законных представителей) о планируемых мероприятиях;- использовать методы и методики в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями ребенка.
3. КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ
3.1. Педагог-психолог обязуется сохранять конфиденциальность информации, полученной в процессе работы с обучающимся.3.2. Конфиденциальность может быть нарушена в следующих ситуациях:- если ребенок сообщит о намерении нанести серьезный вред себе или другим лицам;- если ребенок сообщит о жестоком обращении с ним или другими;- если материалы индивидуальной работы будут затребованы правоохранительными органами.3.3. В случае необходимости предоставления информации третьим лицам родители (законные представители) будут уведомлены об этом заранее.
4. ПЕРСОНАЛЬНЫЕ ДАННЫЕ
4.1. Я даю согласие на обработку персональных данных моего ребенка, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу третьим лицам – Управлению образования, психолого-медико-педагогической комиссии, медицинским учреждениям и т.д.), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных, в целях, связанных с образовательным процессом.4.2. Я даю согласие на психолого-педагогическую диагностику, коррекционно-развивающие занятия, консультирование ребенка и использование данных обследований в учебно-воспитательном процессе.4.3. Я информирован(а), что образовательное учреждение гарантирует обработку персональных данных в соответствии с действующим законодательством РФ как неавтоматизированным, так и автоматизированным способами.
5. СРОК ДЕЙСТВИЯ СОГЛАСИЯ
5.1. Настоящее согласие действует на период обучения ребенка в данном образовательном учреждении или до отзыва согласия родителем (законным представителем).5.2. Согласие может быть отозвано в любое время путем подачи письменного заявления об отказе от психолого-педагогического сопровождения.
6. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
6.1. График работы педагога-психолога и информация о плановых мероприятиях размещаются на информационном стенде образовательного учреждения.6.2. По всем вопросам, связанным с психолого-педагогическим сопровождением, можно обратиться к педагогу-психологу:ФИО: __________________________________________________________________________Контактный телефон: ____________________________________________________________Email: ________________________________________________________________________
Дата: _______________Подпись родителя (законного представителя): _______________
СОГЛАСИЕ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
(для обучающихся от 15 лет)
Я, ____________________________________________________________________________,
(ФИО обучающегося полностью)
обучающийся в ________ классе, даю согласие на свое психологическое сопровождение в
____________________________________________________________________________
(название образовательного учреждения)
Я информирован(а) о том, что психологическое сопровождение включает в себя:- психологическую диагностику;- психологическое консультирование;- психологическую коррекцию и развитие;- психологическую профилактику;- психологическое просвещение;- профориентационную работу.
Я информирован(а) о целях, формах, методах психологической работы, о конфиденциальности и ее пределах, а также о своих правах:- на получение информации о результатах проведенных психологических мероприятий;- на отказ от участия в конкретных видах работы;- на консультацию по интересующим меня вопросам.
Дата: _______________Подпись обучающегося: _______________

Интерпретация информации

При оформлении согласия на психологическую работу важно соблюдать баланс между юридической защищённостью и созданием атмосферы доверия. Документ должен быть написан ясным, доступным языком, без перегруженности специальной терминологией. Рекомендуется проводить личную беседу с родителями или совершеннолетними обучающимися перед подписанием согласия, чтобы разъяснить все пункты и ответить на возникающие вопросы.

Особое внимание следует уделить разделу о конфиденциальности, четко определяя случаи, в которых она может быть нарушена. Необходимо также подчеркнуть добровольность психологического сопровождения и право отказаться от отдельных видов работы. При работе с подростками от 15 лет рекомендуется получать согласие не только от родителей, но и от самих обучающихся, что повышает их ответственность и вовлеченность в процесс. Согласие оформляется в двух экземплярах, один из которых остается у родителей (законных представителей) или совершеннолетнего обучающегося.


Итоговая таблица шаблонов документации школьного психолога

ШаблонНазначениеПримечание
Аналитический отчётСистематизация и анализ результатов работы психолога за отчётный периодСоставляется по итогам четверти, полугодия или года
График консультацийОрганизация системы консультативной работы психологаРазмещается на информационных стендах и сайте школы
Журнал обращенийФиксация и учёт обращений к психологу для анализа и статистикиЗаполняется по каждому обращению в хронологическом порядке
Индивидуальная картаДокументирование психологической работы с конкретным ученикомХранится в закрытом доступе, соблюдая конфиденциальность
Календарь мероприятийПланирование психологической работы на месяцСогласовывается с администрацией и педагогическим коллективом
Отчёт диагностикиСтруктурирование результатов психологической диагностикиСоставляется по итогам комплексной или тематической диагностики
План коррекционных мероприятийСистематизация коррекционно-развивающей работыРазрабатывается на основе результатов диагностики
Протокол беседыДокументальная фиксация содержания и результатов психологической беседыЗаполняется непосредственно после проведения беседы
Рабочая программаПланирование профессиональной деятельности психолога на учебный годУтверждается администрацией образовательного учреждения
Согласие на работуОформление добровольного и информированного согласия на психологическое сопровождениеПолучается от родителей в начале учебного года или при поступлении в школу