Глава 33. Диагностический инструментарий

Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта


Упражнения для школьных психологов

Шаблоны для школьных психологов


Глава 33. Диагностический инструментарий

Оглавление

  1. Анализ школьной тревожности
  2. Диаграмма эмоций
  3. Исследование мотивации
  4. Карта интересов
  5. Лист наблюдений
  6. Определение самооценки
  7. Профиль адаптации
  8. Скрининг суицидального риска
  9. Тест социальных навыков
  10. Шкала психологического благополучия

33.1 Шаблон «Анализ школьной тревожности»

Школьная тревожность — это настоящий эмоциональный шторм, который может накрыть ребенка с головой в самых разных ситуациях школьной жизни. От безобидного ответа у доски до контрольной работы, от общения со сверстниками до разговора с учителем. Важно поймать первые признаки этой эмоциональной бури, чтобы помочь ребенку обрести спокойную гавань.

Данный шаблон позволяет собрать многогранную картину тревожных проявлений ученика в различных школьных ситуациях. Он поможет выявить особенно «горячие точки», которые вызывают наибольшее беспокойство, и оценить общий уровень школьной тревожности для дальнейшей работы с ней.

С помощью этого инструмента школьный психолог может провести как индивидуальную диагностику, так и групповой скрининг. Результаты становятся отправной точкой для разработки эффективной программы психологической поддержки и коррекции тревожных состояний учащихся.

Цель шаблона

Основная задача шаблона — выявить и оценить уровень школьной тревожности ученика в различных ситуациях образовательного процесса. Он систематизирует проявления тревоги по ключевым факторам школьной жизни: ситуации оценивания, межличностные отношения, учебный процесс и взаимодействие с учителями. Ожидаемым результатом станет создание индивидуального профиля школьной тревожности, который поможет выстроить адресную психологическую поддержку.

Шаблон для заполнения

ТЕСТ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
ФИО ученика:
Класс:Дата оценки:
Оценивающий:
I. Базовые социальные навыки (оценить по 10-балльной шкале)
НавыкОценка (0-10)Наблюдаемые проявленияСитуации применения
Установление контакта
Активное слушание
Задавание вопросов
Поддержание беседы
Завершение разговора
Невербальная коммуникация
II. Навыки эмоционального интеллекта (оценить по 10-балльной шкале)
НавыкОценка (0-10)Наблюдаемые проявленияСитуации применения
Распознавание эмоций других
Выражение собственных эмоций
Эмпатия
Регуляция эмоций
Оказание эмоциональной поддержки
III. Навыки сотрудничества (оценить по 10-балльной шкале)
НавыкОценка (0-10)Наблюдаемые проявленияСитуации применения
Работа в команде
Следование инструкциям
Оказание помощи
Принятие помощи
Компромисс
Совместное решение проблем
IV. Навыки ассертивности (оценить по 10-балльной шкале)
НавыкОценка (0-10)Наблюдаемые проявленияСитуации применения
Выражение просьбы
Отказ в просьбе
Выражение несогласия
Отстаивание своих прав
Принятие критики
Выражение критики
V. Навыки разрешения конфликтов (оценить по 10-балльной шкале)
НавыкОценка (0-10)Наблюдаемые проявленияСитуации применения
Распознавание конфликта
Контроль агрессии
Ведение переговоров
Поиск компромисса
Принятие извинений
Принесение извинений
VI. Социальное поведение в различных контекстах
КонтекстУспешность (0-10)Сильные стороныТрудности
В классе во время урока
На перемене
В малой группе
В большой группе
В новой ситуации
В конфликтной ситуации
АНАЛИЗ ШКОЛЬНОЙ ТРЕВОЖНОСТИ
ФИО ученика:
Класс:Дата заполнения:
Кем проведен анализ:
Факторы тревожностиНизкий уровень (0-3)Средний уровень (4-7)Высокий уровень (8-10)
1. Страх ситуации проверки знаний
2. Страх самовыражения
3. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих
4. Проблемы в отношениях с учителями
5. Переживание социального стресса
6. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу
7. Фрустрация потребности в достижении успеха
8. Общая тревожность в школе
Физиологические проявления тревожности
Учащенное сердцебиениеНе наблюдаетсяИногдаЧасто
Повышенная потливостьНе наблюдаетсяИногдаЧасто
Нарушения сна перед важными событиямиНе наблюдаетсяИногдаЧасто
Проблемы с пищеварениемНе наблюдаетсяИногдаЧасто
Поведенческие проявления тревожности
Избегание деятельностиНе наблюдаетсяИногдаЧасто
Чрезмерное беспокойство перед событиямиНе наблюдаетсяИногдаЧасто
Склонность к перфекционизмуНе наблюдаетсяИногдаЧасто
Плаксивость, эмоциональная лабильностьНе наблюдаетсяИногдаЧасто
Основные ситуации, вызывающие тревогу
Рекомендации по психологической поддержке

Интерпретация информации

Для интерпретации полученных результатов следует обратить внимание на факторы, получившие высокие оценки (8-10 баллов). Они указывают на основные источники тревожности, требующие первоочередной психологической работы. Среднеуровневые показатели (4-7 баллов) говорят о ситуативном характере тревожности в данных областях.

Особого внимания заслуживает сочетание высоких показателей по нескольким факторам, а также соответствие между отмеченными факторами и наблюдаемыми физиологическими и поведенческими проявлениями. Комплексный анализ поможет определить, носит ли тревожность ситуативный или личностный характер, что важно для подбора коррекционных стратегий.

Наиболее эффективными методами работы с выявленной школьной тревожностью являются: обучение навыкам саморегуляции, когнитивно-поведенческие техники, повышение уверенности в себе, а также при необходимости — работа с родителями и педагогами по созданию поддерживающей среды.


33.2 Шаблон «Диаграмма эмоций»

Эмоциональный мир ребенка — это разноцветная палитра переживаний, которая постоянно меняется под влиянием школьных событий. Как настоящий художник, школьный психолог может помочь ученику увидеть и распознать оттенки своих чувств, научиться называть их и управлять этой эмоциональной картиной жизни.

Диаграмма эмоций служит своеобразным эмоциональным компасом, который помогает ученику ориентироваться в собственных переживаниях и сообщать о них взрослым. Этот инструмент наглядно отображает интенсивность и спектр эмоциональных реакций в различных школьных ситуациях.

Регулярное использование диаграммы позволяет отслеживать эмоциональные паттерны, выявлять триггеры негативных состояний и положительные стимулы, способствующие благополучию ученика. Это основа для развития эмоционального интеллекта и саморегуляции.

Цель шаблона

Данный шаблон создан для визуализации и мониторинга эмоционального состояния учащихся. Он решает задачу выявления преобладающих эмоций в различных ситуациях школьной жизни, систематизирует эмоциональные реакции и их интенсивность в динамике. Ожидаемым результатом применения диаграммы эмоций является повышение эмоциональной осознанности учащихся, обогащение их эмоционального словаря и создание основы для обучения навыкам эмоциональной саморегуляции.

Шаблон для заполнения

ДИАГРАММА ЭМОЦИЙ
ФИО ученика:
Класс:Период наблюдения:
ЭмоцияНизкая интенсивность (1-3)Средняя интенсивность (4-7)Высокая интенсивность (8-10)
РадостьДовольство, удовлетворениеВеселье, приподнятое настроениеВосторг, ликование
ГрустьЛегкое разочарованиеПечаль, уныниеГлубокая тоска, горе
ЗлостьНедовольство, раздражениеВозмущение, негодованиеЯрость, гнев
СтрахНастороженность, опасениеТревога, испугУжас, паника
УдивлениеЛюбопытствоИзумлениеПотрясение
ОтвращениеНеприязньНеприятиеОмерзение
Ситуативный эмоциональный профиль (отметить интенсивность эмоции в каждой ситуации)
СитуацияПреобладающая эмоцияИнтенсивность (1-10)Примечания
Урок математики
Урок русского языка
Урок физкультуры
Контрольная работа
Перемена
Общение с одноклассниками
Общение с учителями
Динамика преобладающих эмоций за неделю (отметить преобладающую эмоцию каждого дня)
ПонедельникСитуация-триггер:
ВторникСитуация-триггер:
СредаСитуация-триггер:
ЧетвергСитуация-триггер:
ПятницаСитуация-триггер:
Стратегии регуляции эмоций (отметить эффективные)
Дыхательные техникиЭффективно / НеэффективноПереключение вниманияЭффективно / Неэффективно
Физическая активностьЭффективно / НеэффективноРазговор о чувствахЭффективно / Неэффективно
Творческое самовыражениеЭффективно / НеэффективноПозитивный настройЭффективно / Неэффективно
Рекомендации по развитию эмоционального интеллекта

Интерпретация информации

При анализе диаграммы эмоций важно обратить внимание на несколько ключевых аспектов. Во-первых, стоит выявить эмоции, которые проявляются с наибольшей интенсивностью и частотой — они могут указывать на устойчивые эмоциональные паттерны. Во-вторых, необходимо соотнести эмоциональные реакции с конкретными ситуациями, чтобы определить эмоциональные триггеры.

Особое значение имеет анализ динамики эмоций: устойчивое преобладание негативных эмоций высокой интенсивности (злость, страх, грусть) может свидетельствовать о психологическом неблагополучии и требует дополнительного внимания. При этом важно учитывать индивидуальный эмоциональный профиль ученика, не сравнивая его с другими детьми.

Результаты диаграммы эмоций могут стать основой для разработки индивидуальных стратегий эмоциональной саморегуляции, тематических занятий по развитию эмоционального интеллекта, а также для обсуждения с родителями и педагогами способов эмоциональной поддержки ребенка в школе и дома.


33.3 Шаблон «Исследование мотивации»

Мотивация — это внутренний двигатель, который заставляет школьника каждое утро собирать портфель и отправляться в мир знаний. Когда этот двигатель работает хорошо, ученик с интересом осваивает новое, преодолевает трудности и радуется своим успехам. Но иногда мотивационное топливо заканчивается, и важно вовремя это заметить, чтобы помочь ребенку найти новые источники энергии для учебы.

Данный шаблон позволяет провести всестороннее исследование учебной мотивации, выявить ее преобладающие типы, силу и устойчивость. Он помогает определить, что именно движет учеником: стремление к знаниям, желание получить похвалу, страх наказания или что-то другое. Это ценная информация для психолога, учителей и родителей.

С помощью этого инструмента можно не только диагностировать текущее состояние мотивационной сферы, но и отслеживать ее изменения в ходе учебного года или в результате психолого-педагогических интервенций. Такой мониторинг становится основой для адресной поддержки учебной мотивации каждого ученика.

Цель шаблона

Шаблон «Исследование мотивации» направлен на выявление доминирующих мотивов учебной деятельности и оценку общего уровня мотивации школьников. Он систематизирует различные компоненты мотивационной сферы: познавательные и социальные мотивы, внутренние и внешние стимулы, а также отношение к учебным предметам и задачам. Ожидаемым результатом применения шаблона является создание мотивационного профиля ученика, который послужит основой для разработки индивидуальных стратегий поддержки и развития устойчивой внутренней мотивации к учебе.

Шаблон для заполнения

ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ
ФИО ученика:
Класс:Дата исследования:
I. Уровень учебной мотивации (по результатам наблюдения и диагностики)
☐ Высокий (5 уровень) — выраженное преобладание учебных мотивов, интерес к содержанию☐ Хороший (4 уровень) — преобладание позиционных мотивов, интерес к оценке
☐ Средний (3 уровень) — преобладание социальных мотивов, ориентация на одобрение☐ Низкий (2 уровень) — преобладание внешних мотивов, отсутствие интереса
☐ Негативный (1 уровень) — школьная дезадаптация, отрицательное отношение к учению
II. Структура мотивации (оценить по 10-балльной шкале)
Тип мотивацииБалл (1-10)ПроявлениеПримеры
ПознавательнаяСтремление узнать новое, интерес к знаниям
СоциальнаяЖелание общаться, быть принятым
Мотивация достиженияСтремление к успеху, высоким результатам
ПозиционнаяСтремление занять определенную позицию
ВнешняяПоощрения, наказания, требования
ИгроваяПривлекает игровая форма обучения
III. Отношение к учебным предметам
ПредметИнтерес (1-10)Уверенность (1-10)Преобладающий мотив
Математика
Русский язык
Литература
История
Биология
Иностранный язык
IV. Факторы, влияющие на мотивацию
ФакторПоложительное влияниеНейтральное влияниеОтрицательное влияние
Стиль преподавания
Атмосфера в классе
Сложность материала
Отношения с учителем
Отношения со сверстниками
Оценивание
V. Динамика мотивации (по четвертям учебного года)
ПериодУровень мотивации (1-5)Преобладающий тип мотивацииОсобенности
I четверть
II четверть
III четверть
IV четверть
VI. Рекомендации по развитию и поддержке мотивации
VII. Рекомендации для родителей
VIII. Рекомендации для учителей

Интерпретация информации

При анализе результатов исследования мотивации следует обратить внимание на соотношение различных типов мотивов и их силу. Доминирование познавательных мотивов и мотивов достижения указывает на благоприятную мотивационную структуру, способствующую успешному обучению. Преобладание внешних мотивов при низких показателях внутренней мотивации свидетельствует о необходимости психолого-педагогической работы в этом направлении.

Важно также проанализировать связь между интересом к предметам и типом преобладающей мотивации по ним. Это поможет понять, какие факторы учебного процесса наиболее значимы для конкретного ученика, и использовать эту информацию для повышения мотивации по «проблемным» предметам.

Наконец, особое внимание стоит уделить динамике мотивации в течение учебного года. Естественным является некоторое снижение мотивации к концу учебного года, однако резкие спады требуют дополнительного изучения и коррекционной работы. На основе полученных данных разрабатывается комплексная программа поддержки мотивации, включающая рекомендации для родителей, учителей и самого ученика.


33.4 Шаблон «Карта интересов»

Интересы ученика — это маленькие семена, из которых могут вырасти большие достижения и даже будущая профессия. Школьный психолог выступает здесь в роли внимательного садовника, который замечает, какие семена уже проклюнулись, и помогает создать условия для их роста. Карта интересов — это своеобразная почвенная карта, которая показывает, где именно зарождаются ростки увлечений ребенка.

С помощью этого инструмента можно не только выявить существующие интересы, но и обнаружить потенциальные области, которые могут заинтересовать ученика в будущем. Карта интересов позволяет увидеть не только предметные увлечения, но и выявить более глубокие закономерности — тяготение к определенным видам деятельности, формам работы, типам задач.

Систематическое применение этого шаблона помогает отслеживать развитие интересов, их устойчивость и глубину. Это бесценная информация для профориентационной работы, организации внеурочной деятельности и индивидуализации образовательного процесса, позволяющая раскрыть и поддержать уникальный потенциал каждого ученика.

Цель шаблона

Шаблон «Карта интересов» направлен на выявление и систематизацию познавательных, творческих и профессиональных интересов учащихся. Он решает задачу определения преобладающих сфер интересов, их выраженности и устойчивости во времени. Данный инструмент систематизирует информацию об увлечениях ученика в различных областях знаний и деятельности, что служит основой для индивидуализации образовательного процесса. Ожидаемым результатом является создание целостной картины интересов ребенка, которая может быть использована для профориентации, развития познавательной активности и разработки индивидуальной образовательной траектории.

Шаблон для заполнения

КАРТА ИНТЕРЕСОВ
ФИО ученика:
Класс:Дата заполнения:
I. Сферы интересов (оценить степень выраженности от 0 до 10)
Сфера интересовОценка (0-10)Конкретные проявленияУстойчивость
Физика, механика
Математика, программирование
Химия, биология
Радиотехника, электроника
География, геология
Медицина, ветеринария
История, политика
Литература, журналистика
Искусство (музыка, ИЗО)
Спорт, физическая культура
Педагогика, психология
Предпринимательство, бизнес
Техника, конструирование
Природа, экология
Иностранные языки
Другое:
II. Ведущие типы деятельности
Тип деятельностиПредпочтение (0-10)ПроявленияПримеры
ТеоретическаяЧтение, изучение, исследование
ПрактическаяСоздание, конструирование, действия
КоммуникативнаяОбщение, обсуждение, дискуссии
ТворческаяСамовыражение, фантазирование
ОрганизаторскаяПланирование, руководство, контроль
III. Внешкольные занятия и увлечения
Занятие/ХоббиДлительностьУровень достиженийПланы развития
IV. Информация для профориентации
Профессиональная сфераИнтерес (0-10)Информированность (0-10)Соответствие способностям
Человек-человек
Человек-техника
Человек-природа
Человек-знаковая система
Человек-художественный образ
V. Профессиональные намерения
Предполагаемая профессия:
План подготовки:
VI. Рекомендации по развитию интересов

Интерпретация информации

Анализ карты интересов позволяет выделить несколько ключевых параметров. Первый — это выраженность интересов: высокие оценки (8-10 баллов) указывают на ярко выраженный интерес к данной сфере, средние (4-7 баллов) говорят о умеренном интересе, а низкие (0-3 балла) — о незначительном интересе или его отсутствии. Важно обратить внимание на сферы с наивысшими показателями — они могут стать основой для профориентации.

Второй параметр — это разнообразие и широта интересов. Очень важно определить, насколько разнообразны интересы ученика: чрезмерная сосредоточенность на одной сфере может затруднять всестороннее развитие, тогда как излишняя разбросанность интересов может препятствовать углублению в ключевые области. Оптимальной является ситуация, когда ученик имеет 2-3 ярко выраженные области интересов с сопутствующими им смежными сферами.

Третий параметр — это соответствие между интересами и типами деятельности, а также профессиональными намерениями. Важно, чтобы выявленные интересы соотносились с предпочитаемыми видами деятельности и планируемой профессиональной сферой. Несоответствие в этой триаде может указывать на необходимость более глубокой профориентационной работы. На основе выявленных закономерностей разрабатываются индивидуализированные рекомендации по развитию и углублению интересов ученика.


33.5 Шаблон «Лист наблюдений»

Наблюдение — это золотой ключик к пониманию ребенка. То, что говорят ученики, может быть маской или фантазией, то, что отмечают родители, может быть окрашено их беспокойством или идеализацией. Но то, что видит внимательный психолог в реальном поведении, — это чистое золото объективных данных, которое помогает создать точный психологический портрет.

Лист наблюдений структурирует процесс сбора этих «золотых крупиц» данных, позволяя не упустить важные аспекты поведения и взаимодействия ученика. Этот инструмент помогает фиксировать как вербальные проявления, так и жесты, мимику, особенности позы — все то, что может рассказать о внутреннем мире ребенка больше, чем самые подробные тесты.

Регулярное и систематичное заполнение листа наблюдений позволяет увидеть не только текущую картину, но и отследить динамику развития, заметить едва наметившиеся изменения в поведении. Это своего рода психологический дневник, который становится ценным источником информации для всестороннего понимания личности ученика.

Цель шаблона

Шаблон «Лист наблюдений» предназначен для систематической фиксации поведенческих проявлений, эмоциональных реакций и особенностей взаимодействия учащихся в различных ситуациях школьной жизни. Он решает задачу объективного документирования наблюдаемых феноменов без субъективной интерпретации на этапе сбора данных. Этот инструмент систематизирует процесс наблюдения, выделяя ключевые сферы внимания психолога: учебную деятельность, социальное взаимодействие, эмоциональное состояние и поведенческие особенности. Ожидаемым результатом становится создание объективной картины поведения ученика, которая служит основой для психологического анализа и выработки рекомендаций.

Шаблон для заполнения

ЛИСТ НАБЛЮДЕНИЙ
ФИО ученика:
Класс:Дата наблюдения:
Место наблюдения:Время наблюдения:
Цель наблюдения:
I. Учебная деятельность
Наблюдаемый параметрОтмеченоЧастота/ИнтенсивностьПримечания
Внимание к объяснениям учителяДа / Нет
Активность на урокеДа / Нет
Самостоятельность в выполнении заданийДа / Нет
Организованность рабочего местаДа / Нет
Реакция на трудностиДа / Нет
Темп работыДа / Нет
II. Социальное взаимодействие
Наблюдаемый параметрОтмеченоЧастота/ИнтенсивностьПримечания
Взаимодействие со сверстникамиДа / Нет
Позиция в группеДа / Нет
КонфликтностьДа / Нет
Способы разрешения конфликтовДа / Нет
Отношение к учителюДа / Нет
Реакция на критикуДа / Нет
III. Эмоциональное состояние
Наблюдаемый параметрОтмеченоЧастота/ИнтенсивностьПримечания
Преобладающее настроениеДа / Нет
Эмоциональная устойчивостьДа / Нет
ТревожностьДа / Нет
Реакция на успех/неудачуДа / Нет
Мимические проявленияДа / Нет
ЖестикуляцияДа / Нет
IV. Поведенческие особенности
Наблюдаемый параметрОтмеченоЧастота/ИнтенсивностьПримечания
Двигательная активностьДа / Нет
Импульсивность/РефлексивностьДа / Нет
Агрессивные проявленияДа / Нет
СамоконтрольДа / Нет
Соблюдение правилДа / Нет
Особые привычки, стереотипииДа / Нет
V. Вербальные проявления
Наблюдаемый параметрОтмеченоЧастота/ИнтенсивностьПримечания
Темп речиДа / Нет
ГромкостьДа / Нет
Словарный запасДа / Нет
Особенности содержания речиДа / Нет
VI. Конкретные ситуации и реакции (записать по мере наблюдения)
СитуацияВремяРеакция ученикаПоследствия
VII. Общие выводы и интерпретация
VIII. Рекомендации по результатам наблюдения

Интерпретация информации

При анализе данных листа наблюдений важно рассматривать не отдельные поведенческие проявления, а их комплексы и паттерны. Систематичность определенных реакций в сходных ситуациях может указывать на устойчивые особенности личности, тогда как единичные проявления часто говорят о ситуативном характере поведения.

Особое внимание следует уделять несоответствиям между различными каналами информации: вербальными высказываниями и невербальными проявлениями, поведением в разных социальных контекстах, декларируемыми целями и реальными действиями. Такие несоответствия часто указывают на внутренние конфликты или защитные механизмы психики.

При интерпретации результатов наблюдения следует учитывать контекст ситуации, индивидуальные особенности ученика, этап его развития, а также возможное влияние присутствия наблюдателя на поведение. Выводы и рекомендации должны основываться на комплексном анализе всех разделов наблюдения и, при необходимости, подкрепляться данными из других диагностических источников.


33.6 Шаблон «Определение самооценки»

Самооценка ученика — это внутреннее зеркало, в котором он видит себя каждый день. От того, насколько точно и доброжелательно это зеркало отражает реальность, зависит уверенность в своих силах, отношения с окружающими и даже учебные достижения. Школьный психолог помогает настроить это зеркало так, чтобы оно не искажало образ ребенка, не делало его ни приниженным, ни непомерно раздутым.

Данный шаблон позволяет провести многоаспектное исследование самооценки, выявляя как общий уровень самопринятия, так и оценку учеником отдельных сторон своей личности и деятельности. Он помогает обнаружить области, где самооценка может быть необоснованно занижена или завышена, создавая основу для коррекционной работы.

Систематическое применение этого инструмента помогает отслеживать динамику развития самооценки, её формирование под влиянием школьного опыта, межличностных отношений и других факторов. Это важный компонент психологического сопровождения ученика на пути к формированию здоровой, адекватной и устойчивой самооценки как основы психологического благополучия.

Цель шаблона

Шаблон «Определение самооценки» направлен на выявление уровня и особенностей самооценки учащихся, включая её адекватность, устойчивость и дифференцированность. Он решает задачу систематизации различных аспектов самовосприятия, сопоставления самооценки с объективными показателями и оценками окружающих. Данный инструмент помогает проанализировать самооценку в разных сферах жизнедеятельности: учебе, общении, внешности, способностях. Ожидаемым результатом является создание целостной картины самоотношения ученика, выявление проблемных зон и ресурсов для формирования адекватной самооценки.

Шаблон для заполнения

ОПРЕДЕЛЕНИЕ САМООЦЕНКИ
ФИО ученика:
Класс:Дата проведения:
I. Общий уровень самооценки
☐ Высокая самооценка (9-10 баллов) — выраженное самоуважение, принятие себя, уверенность
☐ Повышенная самооценка (7-8 баллов) — хорошее отношение к себе, склонность к переоценке своих возможностей
☐ Средняя самооценка (4-6 баллов) — равновесное самоотношение, адекватная оценка своих сильных и слабых сторон
☐ Пониженная самооценка (2-3 балла) — неуверенность в себе, склонность к самокритике, зависимость от мнения других
☐ Низкая самооценка (0-1 балл) — острая неудовлетворенность собой, самоотвержение, болезненная самокритика
II. Самооценка по отдельным параметрам (оценить от 0 до 10)
ПараметрСамооценка (0-10)Оценка экспертов*Расхождение
Учебные способности
Интеллектуальные качества
Коммуникативные качества
Внешность
Спортивные способности
Авторитет у сверстников
Волевые качества
Аккуратность, организованность
Творческие способности
Уверенность в себе
* Оценка экспертов — средний балл на основе оценок учителей, родителей, одноклассников или объективных показателей
III. Анализ соотношения «Я-реальное» и «Я-идеальное»
КачествоЯ-реальное (0-10)Я-идеальное (0-10)Расхождение
Умный
Добрый
Общительный
Красивый
Смелый
Трудолюбивый
Честный
Самостоятельный
IV. Ситуативная самооценка
СитуацияСамооценка (0-10)ОбоснованиеУверенность в оценке
Ответ у доски
Контрольная работа
Разрешение конфликта
Публичное выступление
Спортивные соревнования
V. Источники самооценки (ранжировать по значимости от 1 до 5)
Мнение родителей
Мнение учителей
Мнение одноклассников
Собственные стандарты
Сравнение с другими
VI. Динамика самооценки (при повторных исследованиях)
ДатаОбщий уровеньПроблемные параметрыИзменения
VII. Рекомендации по развитию адекватной самооценки

Интерпретация информации

Интерпретация результатов исследования самооценки строится на анализе нескольких ключевых показателей. Первый — это общий уровень самооценки, который отражает базовое отношение ученика к себе. Второй — адекватность самооценки, которая определяется через соотношение самооценки и внешних оценок (раздел II шаблона). Значительные расхождения (более 2-3 баллов) в ту или иную сторону указывают на неадекватность самооценки.

Особое значение имеет анализ соотношения «Я-реальное» и «Я-идеальное» (раздел III). Здесь важно обратить внимание на величину расхождения: слишком большой разрыв (более 4-5 баллов) может свидетельствовать о внутреннем конфликте и быть источником тревожности, тогда как минимальные различия могут указывать на недостаточную критичность или заниженные притязания. Оптимальным считается умеренное расхождение (2-3 балла).

Также важно проанализировать профиль самооценки, выявив сферы с наиболее заниженной или завышенной самооценкой, сопоставить общую и ситуативную самооценку, определить ведущие источники формирования самооценки. На основе комплексного анализа всех этих показателей разрабатываются индивидуализированные рекомендации по формированию адекватной, дифференцированной и устойчивой самооценки ученика.


33.7 Шаблон «Профиль адаптации»

Адаптация ученика к школе — это как настройка музыкального инструмента перед большим концертом. Когда все струны натянуты правильно, рождается гармоничная мелодия учебного процесса. Но если хотя бы одна струна перетянута или, наоборот, ослаблена, весь инструмент звучит фальшиво. Школьный психолог выступает в роли настройщика, помогая каждому ученику найти свою гармонию в школьной жизни.

Данный шаблон позволяет создать многомерный профиль адаптации, охватывающий учебные, социальные, психологические и физиологические аспекты приспособления к школе. Он помогает выявить как общий уровень адаптированности, так и конкретные «проблемные струны», которые нуждаются в настройке, — будь то трудности в освоении учебной программы, сложности в коммуникации со сверстниками или повышенная тревожность.

Регулярное применение этого инструмента позволяет отслеживать динамику адаптационного процесса, своевременно выявлять признаки дезадаптации и разрабатывать адресные меры поддержки. Особую ценность представляет комплексный подход, учитывающий взаимосвязь различных факторов адаптации и вовлекающий в этот процесс всех участников образовательного процесса — учителей, родителей и самого ученика.

Цель шаблона

Шаблон «Профиль адаптации» предназначен для комплексной оценки успешности приспособления учащихся к условиям школьной среды. Он решает задачу многоаспектного анализа адаптации, включая учебный, социальный, психологический и физиологический компоненты. Инструмент систематизирует различные показатели адаптированности, факторы риска и ресурсы адаптации, создавая целостную картину этого процесса. Ожидаемым результатом применения шаблона является выявление уровня адаптации ученика, определение проблемных зон и разработка индивидуализированной стратегии психолого-педагогической поддержки адаптационного процесса.

Шаблон для заполнения

ПРОФИЛЬ АДАПТАЦИИ
ФИО ученика:
Класс:Дата заполнения:
Период оценки:
I. Общий уровень адаптации
☐ Высокий уровень адаптации — полное принятие норм и требований школы, включенность в учебный процесс и коллектив
☐ Средний уровень адаптации — в целом положительное отношение к школе при наличии некоторых трудностей
☐ Низкий уровень адаптации — выраженные проблемы в учебной деятельности, общении или эмоциональном состоянии
☐ Дезадаптация — острое неприятие школьных норм, конфликты, отказ от учебы, эмоциональные нарушения
II. Учебная адаптация (оценить по 10-балльной шкале)
КомпонентОценка (0-10)ОсобенностиДинамика
Успеваемость
Учебная мотивация
Усвоение программы
Самостоятельность
Темп работы
Организованность
III. Социальная адаптация (оценить по 10-балльной шкале)
КомпонентОценка (0-10)ОсобенностиДинамика
Отношения со сверстниками
Отношения с учителями
Соблюдение норм и правил
Принятие коллективом
Коммуникативные навыки
Социальная активность
IV. Психологическая адаптация (оценить по 10-балльной шкале)
КомпонентОценка (0-10)ОсобенностиДинамика
Эмоциональное благополучие
Уровень тревожности
Самооценка
Учебная мотивация
Эмоциональная устойчивость
Стрессоустойчивость
V. Физиологическая адаптация
КомпонентНаличие проблемОписаниеДинамика
УтомляемостьДа / Нет
Нарушения снаДа / Нет
Соматические жалобыДа / Нет
АппетитДа / Нет
ЗаболеваемостьДа / Нет
VI. Факторы риска дезадаптации
Индивидуальные особенности ученика:
Особенности семейной ситуации:
Особенности школьной среды:
VII. Ресурсы адаптации
Индивидуальные ресурсы ученика:
Ресурсы семейной среды:
Ресурсы школьной среды:
VIII. Динамика адаптации (при повторных оценках)
ДатаОбщий уровеньПроблемные компонентыИзменения
IX. Выводы и рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению

Интерпретация информации

Анализ профиля адаптации строится на комплексной оценке всех его компонентов. Учебная, социальная, психологическая и физиологическая составляющие адаптации тесно взаимосвязаны, поэтому важно рассматривать их в единстве. Показатели ниже 5 баллов по 10-балльной шкале в любом из компонентов требуют пристального внимания и целенаправленной работы.

Особое значение имеет соотношение факторов риска и ресурсов адаптации. При наличии значительных рисков, но достаточных ресурсов для их компенсации, прогноз адаптации может быть благоприятным. И напротив, даже при незначительных рисках, но недостаточности ресурсов, могут возникать адаптационные трудности. Это диктует необходимость разработки индивидуализированных стратегий поддержки, направленных не только на минимизацию рисков, но и на активизацию имеющихся ресурсов.

При оценке динамики адаптации важно учитывать естественные колебания этого процесса в течение учебного года. Типичными периодами снижения показателей адаптации являются начало учебного года, период перед и после каникул, конец четверти. Стойкое снижение показателей, особенно захватывающее несколько компонентов адаптации, требует разработки комплексной программы психолого-педагогического сопровождения с привлечением всех участников образовательного процесса.


33.8 Шаблон «Скрининг суицидального риска»

Суицидальный риск у подростков — это тревожный сигнал, который, как пожарная сирена, требует немедленного внимания и действий. Часто этот сигнал звучит тихо, почти неслышно, скрываясь за обычными для подросткового возраста переживаниями и поведенческими проявлениями. Задача школьного психолога — научиться улавливать даже самые слабые звуки этой тревожной сирены и своевременно реагировать, предотвращая возможную трагедию.

Данный шаблон предлагает структурированный подход к выявлению признаков суицидального риска, помогая отличить нормативные подростковые кризисы от действительно опасных состояний. Он охватывает различные маркеры риска: от эмоциональных и поведенческих проявлений до конкретных высказываний и действий, связанных с темой смерти и самоповреждения.

Важно понимать, что этот инструмент — не окончательный диагноз, а скорее, компас для школьного психолога, указывающий направление дальнейшей углубленной диагностики и помощи. Скрининг суицидального риска — это первый шаг в непрерывном процессе поддержки психологического благополучия учащихся, требующий чуткости, профессионализма и межведомственного взаимодействия.

Цель шаблона

Шаблон «Скрининг суицидального риска» разработан для своевременного выявления признаков возможного суицидального поведения у учащихся. Он решает задачу первичной оценки наличия и выраженности факторов риска, позволяя определить необходимость и срочность дальнейшей специализированной помощи. Инструмент систематизирует информацию о эмоциональных, поведенческих, вербальных и социальных индикаторах суицидального риска, прямых и косвенных признаках суицидальных намерений. Ожидаемым результатом применения шаблона является выявление учащихся группы риска и разработка индивидуализированной стратегии психологической поддержки и при необходимости — кризисного вмешательства.

Шаблон для заполнения

СКРИНИНГ СУИЦИДАЛЬНОГО РИСКА
ФИО ученика:
Класс:Дата скрининга:
Основание для скрининга:
I. Общая оценка риска
☐ Минимальный риск — отсутствие явных признаков суицидальных мыслей и намерений
☐ Низкий риск — наличие эмоционального дискомфорта без конкретных суицидальных мыслей
☐ Средний риск — наличие суицидальных мыслей без конкретного плана
☐ Высокий риск — наличие суицидальных мыслей с конкретным планом, но без немедленного намерения
☐ Экстремальный риск — наличие суицидальных мыслей с конкретным планом и немедленным намерением
II. Эмоциональные индикаторы (отметить наличие)
ИндикаторНаличиеИнтенсивность (0-10)Примечания
Устойчивое сниженное настроениеДа / Нет
Чувство безнадежностиДа / Нет
Выраженная тревогаДа / Нет
Чувство вины, самообвинениеДа / Нет
Чувство одиночества, ненужностиДа / Нет
Раздражительность, гневДа / Нет
Ангедония (утрата удовольствия)Да / Нет
III. Поведенческие индикаторы (отметить наличие)
ИндикаторНаличиеПериод наблюденияПримечания
Изоляция от окружающихДа / Нет
Снижение успеваемостиДа / Нет
Пропуски занятийДа / Нет
Отказ от ранее приятных занятийДа / Нет
Раздача личных вещейДа / Нет
Самоповреждающее поведениеДа / Нет
Рискованное поведениеДа / Нет
IV. Вербальные индикаторы (отметить наличие)
ИндикаторНаличиеПрямое цитированиеКонтекст
Прямые высказывания о желании умеретьДа / Нет
Косвенные высказывания («Скоро это все закончится»)Да / Нет
Разговоры о бессмысленности жизниДа / Нет
Шутки о смерти, самоубийствеДа / Нет
Интерес к теме смерти в творчествеДа / Нет
Сообщения в соцсетях суицидальной тематикиДа / Нет
V. Социальные факторы риска (отметить наличие)
ФакторНаличиеОписаниеПроверка информации
Конфликты в семьеДа / Нет
Буллинг, отвержение сверстникамиДа / Нет
Потеря значимого человекаДа / Нет
Разрыв романтических отношенийДа / Нет
Суициды в окруженииДа / Нет
Насилие (физическое, психологическое, сексуальное)Да / Нет
Академическая неуспеваемостьДа / Нет
VI. Защитные факторы (отметить наличие)
ФакторНаличиеОписаниеВозможность активации
Поддерживающая семьяДа / Нет
Друзья, значимые людиДа / Нет
Позитивные жизненные планыДа / Нет
Хобби, интересыДа / Нет
Религиозность, духовностьДа / Нет
Успешный опыт преодоления трудностейДа / Нет
Доступ к психологической помощиДа / Нет
VII. Оценка суицидальных намерений (при наличии)
Наличие суицидальных мыслей:Да / Нет
Наличие плана:Да / Нет
Конкретность плана:
Доступность средств:Да / Нет
Предыдущие попытки:Да / Нет
Готовность обратиться за помощью:Да / Нет
VIII. План действий
Уровень срочности:☐ Немедленные действия
☐ В течение 24 часов
☐ В течение недели
Информирование родителей:Дата, время, способ:
Направление к специалистам:☐ Психиатр
☐ Клинический психолог
☐ Другое:
Контакты специалистов:
Контрольная встреча:Дата, время:
IX. Дополнительные наблюдения и комментарии

Интерпретация информации

Интерпретация результатов скрининга суицидального риска требует особой осторожности и профессионализма. Ключевым принципом является интегративная оценка всех разделов шаблона, так как ни один отдельный индикатор не является достаточным для точного определения риска. Важно учитывать как наличие и выраженность факторов риска, так и наличие защитных факторов, способных компенсировать опасные тенденции.

При выявлении признаков среднего, высокого или экстремального риска необходимо незамедлительно информировать родителей (законных представителей) и рекомендовать консультацию специалистов психиатрического профиля. В случае экстремального риска, особенно при наличии конкретного плана и доступных средств, требуется неотложное вмешательство с организацией непрерывного наблюдения за учеником до момента передачи ответственности родителям или специалистам медицинского учреждения.

Важно помнить, что цель скрининга — не постановка диагноза, а определение необходимости и срочности дальнейшей помощи. Даже при низком уровне риска, но наличии отдельных тревожных индикаторов необходимо организовать систему психологического сопровождения и мониторинга состояния ученика. При этом следует соблюдать баланс между обеспечением безопасности и избеганием стигматизации, поддерживая конфиденциальность информации в пределах, определяемых необходимостью защиты жизни и здоровья ребенка.


33.9 Шаблон «Тест социальных навыков»

Социальные навыки ученика — это набор инструментов для строительства мостов к другим людям. Одни дети создают эти мосты легко и непринужденно, другим требуется больше времени и усилий, чтобы научиться соединять берега человеческих отношений. Школьный психолог выступает здесь и как наставник, и как инженер, помогая ребенку освоить технологию строительства крепких и надежных социальных связей.

Данный шаблон позволяет провести всестороннюю оценку социальных навыков ученика, выявляя как его сильные стороны, так и зоны развития. Он охватывает различные аспекты социальной компетентности: от базовых коммуникативных умений до сложных навыков урегулирования конфликтов и проявления эмпатии. Такой комплексный подход помогает создать индивидуальный профиль социальных умений каждого ребенка.

Регулярное применение этого инструмента позволяет отслеживать динамику развития социальных навыков, оценивать эффективность психолого-педагогических интервенций и корректировать программы социально-эмоционального обучения. Это особенно важно для детей с трудностями в общении, которым требуется систематическая поддержка в освоении искусства человеческих взаимоотношений.

Цель шаблона

Шаблон «Тест социальных навыков» предназначен для комплексной оценки коммуникативных умений и социальной компетентности учащихся. Он решает задачу выявления сильных и слабых сторон в сфере межличностного взаимодействия, определения конкретных социальных навыков, требующих развития. Инструмент систематизирует информацию о базовых и продвинутых социальных умениях, их проявлении в различных контекстах и ситуациях. Ожидаемым результатом применения шаблона является создание индивидуального профиля социальных навыков ученика для разработки таргетированных программ социально-эмоционального обучения и коррекции коммуникативных трудностей.

Шаблон для заполнения

ТЕСТ СОЦИАЛЬНЫХ НАВЫКОВ
ФИО ученика:
Класс:Дата оценки:
Оценивающий:
I. Базовые социальные навыки (оценить по 10-балльной шкале)
НавыкОценка (0-10)Наблюдаемые проявленияСитуации применения
Установление контакта
Активное слушание
Задавание вопросов
Поддержание беседы
Завершение разговора
Невербальная коммуникация
II. Навыки эмоционального интеллекта (оценить по 10-балльной шкале)
НавыкОценка (0-10)Наблюдаемые проявленияСитуации применения
Распознавание эмоций других
Выражение собственных эмоций
Эмпатия
Регуляция эмоций
Оказание эмоциональной поддержки
III. Навыки сотрудничества (оценить по 10-балльной шкале)
НавыкОценка (0-10)Наблюдаемые проявленияСитуации применения
Работа в команде
Следование инструкциям
Оказание помощи
Принятие помощи
Компромисс
Совместное решение проблем
IV. Навыки ассертивности (оценить по 10-балльной шкале)
НавыкОценка (0-10)Наблюдаемые проявленияСитуации применения
Выражение просьбы
Отказ в просьбе
Выражение несогласия
Отстаивание своих прав
Принятие критики
Выражение критики
V. Навыки разрешения конфликтов (оценить по 10-балльной шкале)
НавыкОценка (0-10)Наблюдаемые проявленияСитуации применения
Распознавание конфликта
Контроль агрессии
Ведение переговоров
Поиск компромисса
Принятие извинений
Принесение извинений
VI. Социальное поведение в различных контекстах
КонтекстУспешность (0-10)Сильные стороныТрудности
В классе во время урока
На перемене
В малой группе
В большой группе
В новой ситуации
В конфликтной ситуации
VII. Общие наблюдения и рекомендации
Ведущие социальные навыки:
Навыки, требующие развития:
Рекомендуемые формы работы:
Ситуации для практики:
Индивидуальный план развития социальных навыков:

Интерпретация информации

При анализе результатов теста социальных навыков важно обратить внимание на общий профиль социальной компетентности ученика, выявляя относительно сильные и слабые стороны. Следует учитывать, что социальные навыки формируют единую систему, и дефицит в одной области может компенсироваться развитостью в другой. Например, некоторые дети могут испытывать трудности в невербальной коммуникации, но успешно компенсировать это хорошо развитыми вербальными навыками.

Особое внимание стоит уделить различиям в проявлении социальных навыков в разных контекстах. Значительные расхождения могут указывать на ситуативные факторы, влияющие на социальное функционирование ребенка. Также важно оценить соотношение базовых и более сложных навыков: дефицит базовых коммуникативных умений затрудняет развитие продвинутых социальных компетенций и требует последовательной коррекционной работы.

При разработке рекомендаций следует учитывать возрастные нормы развития социальных навыков, индивидуальные особенности ученика и социокультурный контекст. Эффективная программа развития социальных навыков должна включать как структурированное обучение (моделирование, ролевые игры, обратная связь), так и создание возможностей для естественной практики в повседневном общении. Важно также вовлекать в этот процесс родителей и педагогов, создавая единую поддерживающую среду для развития социальной компетентности ребенка.


33.10 Шаблон «Шкала психологического благополучия»

Психологическое благополучие ученика — это целостное состояние внутреннего равновесия и гармонии, как погода в душе ребенка. И так же, как метеорологи используют множество параметров для оценки погоды, школьный психолог должен учитывать различные аспекты психологического климата — от эмоционального фона и самоощущения до отношений с окружающими и успехов в значимой деятельности.

Данный шаблон предлагает многомерную модель оценки психологического благополучия, охватывающую ключевые сферы жизни школьника. Он помогает выявить как общий уровень субъективного ощущения счастья и удовлетворенности жизнью, так и благополучие в отдельных доменах — учебе, общении со сверстниками, семейных отношениях, досуге. Такой комплексный подход позволяет создать индивидуальный профиль благополучия каждого ученика.

Регулярное применение этого инструмента дает возможность отслеживать динамику психологического благополучия, выявлять факторы, влияющие на его повышение или снижение, и своевременно реагировать на признаки психологического неблагополучия. Это важный компонент системы психологической безопасности образовательной среды и профилактики эмоциональных и поведенческих проблем учащихся.

Цель шаблона

Шаблон «Шкала психологического благополучия» направлен на комплексную оценку субъективного ощущения счастья, удовлетворенности жизнью и гармоничного функционирования учащихся в различных сферах. Он решает задачу выявления общего уровня психологического благополучия, определения его отдельных компонентов и факторов, влияющих на психологическое состояние ученика. Инструмент систематизирует информацию об эмоциональном, социальном, учебном и личностном аспектах благополучия. Ожидаемым результатом применения шаблона является создание целостной картины психологического самочувствия ученика, выявление ресурсов и рисков, разработка стратегий поддержки и укрепления психологического благополучия.

Шаблон для заполнения

ШКАЛА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
ФИО ученика:
Класс:Дата оценки:
Форма проведения:☐ Самооценка ☐ Экспертная оценка ☐ Комбинированная
I. ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Инструкция: Оцените общее ощущение психологического благополучия ученика, учитывая его эмоциональное состояние, удовлетворенность жизнью, отношения с окружающими и успешность в значимых сферах деятельности.☐ Высокий уровень (8-10 баллов) — выраженное ощущение счастья и удовлетворенности жизнью, преобладание позитивных эмоций, оптимистический взгляд на будущее, гармоничные отношения с окружающими, успешность в значимых сферах деятельности.☐ Хороший уровень (6-7 баллов) — преобладание положительных эмоций над отрицательными, общая удовлетворенность жизнью при наличии отдельных областей неудовлетворенности, в целом позитивные отношения с окружающими, относительная успешность в большинстве сфер деятельности.☐ Средний уровень (4-5 баллов) — баланс положительных и отрицательных переживаний, умеренная удовлетворенность жизнью, неоднородность в отношениях с окружающими и успешности в разных сферах деятельности.☐ Пониженный уровень (2-3 балла) — преобладание негативных эмоций над позитивными, выраженная неудовлетворенность в нескольких важных сферах жизни, проблемные отношения со значимыми людьми, трудности в достижении успеха в важных видах деятельности.☐ Низкий уровень (0-1 балл) — выраженное психологическое неблагополучие, дистресс, апатия, глубокая неудовлетворенность жизнью, серьезные проблемы в отношениях, выраженная неуспешность в значимых сферах.
Общий балл психологического благополучия:
II. ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ (оценить по 10-балльной шкале)
КомпонентОценка (0-10)Наблюдаемые проявленияДинамика
Преобладающее настроение
Эмоциональная стабильность
Стрессоустойчивость
Тревожность
Жизнерадостность
Способность к саморегуляции эмоций
Средний балл по эмоциональному благополучию:
III. СОЦИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ (оценить по 10-балльной шкале)
КомпонентОценка (0-10)Наблюдаемые проявленияДинамика
Отношения со сверстниками
Отношения с учителями
Отношения в семье
Чувство принадлежности к группе
Социальная поддержка
Социальная компетентность
Средний балл по социальному благополучию:
IV. УЧЕБНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ (оценить по 10-балльной шкале)
КомпонентОценка (0-10)Наблюдаемые проявленияДинамика
Интерес к учебе
Удовлетворенность успеваемостью
Чувство компетентности
Учебная мотивация
Комфорт в образовательной среде
Учебная самоорганизация
Средний балл по учебному благополучию:
V. ЛИЧНОСТНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ (оценить по 10-балльной шкале)
КомпонентОценка (0-10)Наблюдаемые проявленияДинамика
Самооценка
Самоэффективность
Автономия
Осмысленность (наличие целей)
Личностный рост
Жизнестойкость
Средний балл по личностному благополучию:
VI. ФИЗИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ (оценить по 10-балльной шкале)
КомпонентОценка (0-10)Наблюдаемые проявленияДинамика
Общее самочувствие
Энергичность
Качество сна
Аппетит и питание
Отсутствие соматических жалоб
Физическая активность
Средний балл по физическому благополучию:
VII. ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА БЛАГОПОЛУЧИЕ
ФакторПоложительное влияниеНейтральное влияниеОтрицательное влияние
Семейная ситуация
Учебная нагрузка
Отношения со сверстниками
Отношения с учителями
Внеучебная деятельность
Личностные особенности
Состояние здоровья
Значимые жизненные события
VIII. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
Компонент благополучияСредний балл (0-10)Вес компонента для данного ученика (1-5)Взвешенный баллЭмоциональное благополучиеСоциальное благополучиеУчебное благополучиеЛичностное благополучиеФизическое благополучиеИнтегральный индекс психологического благополучия:
IX. ДИНАМИКА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ (при повторных оценках)
Дата оценкиОбщий уровень благополучия (0-10)Проблемные компонентыХарактер и причины изменений
X. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УКРЕПЛЕНИЮ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ
А. Рекомендации для школьного психолога:

B. Рекомендации для педагогов:

C. Рекомендации для родителей:

D. Рекомендации для ученика:

XI. ПЛАН ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ
ЦельМероприятияСрокиОтветственные и участники
Дата следующей оценки психологического благополучия: _______________________
Подпись специалиста: ___________________Дата: _________________

Интерпретация информации

При анализе результатов оценки психологического благополучия важно учитывать взаимосвязь всех его компонентов. Психологическое благополучие представляет собой интегральный феномен, в котором эмоциональное, социальное, учебное, личностное и физическое благополучие образуют единую систему. Снижение показателей в одной сфере часто влечет за собой ухудшение состояния в других областях. Так, проблемы в социальных отношениях могут негативно сказываться на эмоциональном благополучии и учебной успешности.

Интерпретируя данные, следует обращать внимание не только на абсолютные значения показателей, но и на их соотношение в профиле благополучия конкретного ученика. Например, средние или даже низкие показатели учебного благополучия при высоких показателях социального и личностного благополучия могут быть компенсированы и не приводить к общему ощущению неблагополучия. Важно также учитывать субъективную значимость различных сфер для конкретного ученика.

Особого внимания заслуживают результаты интегральной оценки психологического благополучия. Интегральный индекс рассчитывается как среднее взвешенное значение всех компонентов благополучия с учетом их субъективной значимости для ученика. Это позволяет получить более точную картину общего благополучия, не просто усредняя все показатели, а учитывая их разный вес в общем самоощущении.

При интерпретации результатов важно также анализировать факторы, влияющие на благополучие, разделяя их на ресурсы (факторы, оказывающие положительное влияние) и риски (факторы, оказывающие отрицательное влияние). Это помогает определить точки приложения психолого-педагогических усилий: с одной стороны, направленных на минимизацию факторов риска, с другой — на активизацию и усиление ресурсных факторов.

При разработке рекомендаций следует опираться на выявленные факторы, положительно влияющие на благополучие ученика, используя их как ресурсы. Эффективная стратегия укрепления психологического благополучия должна быть комплексной и включать меры по всем компонентам: эмоциональную поддержку, развитие социальных связей, создание ситуаций успеха в учебной деятельности, укрепление личностных ресурсов и поддержку физического здоровья. Важно также вовлекать в эту работу родителей и педагогов, создавая единую поддерживающую среду для гармоничного развития ребенка.


Итоговая таблица шаблонов диагностического инструментария

ШаблонНазначениеПримечание
33.1 Анализ школьной тревожностиВыявление и оценка уровня тревожности ученика в различных ситуациях образовательного процессаПрименяется для профилактики и коррекции тревожных состояний учащихся
33.2 Диаграмма эмоцийВизуализация и мониторинг эмоционального состояния учащихся в различных ситуациях школьной жизниПомогает развивать эмоциональную осознанность и саморегуляцию
33.3 Исследование мотивацииВыявление доминирующих мотивов учебной деятельности и оценка общего уровня мотивации школьниковСлужит основой для разработки стратегий поддержки учебной мотивации
33.4 Карта интересовВыявление и систематизация познавательных, творческих и профессиональных интересов учащихсяИспользуется для профориентации и индивидуализации образовательного процесса
33.5 Лист наблюденийСистематическая фиксация поведенческих проявлений, эмоциональных реакций и особенностей взаимодействия учащихсяСоздает объективную основу для психологического анализа и выработки рекомендаций
33.6 Определение самооценкиВыявление уровня и особенностей самооценки учащихся: адекватности, устойчивости, дифференцированностиНеобходим для формирования здоровой, адекватной самооценки как основы психологического благополучия
33.7 Профиль адаптацииКомплексная оценка успешности приспособления учащихся к условиям школьной средыВключает учебный, социальный, психологический и физиологический компоненты адаптации
33.8 Скрининг суицидального рискаСвоевременное выявление признаков возможного суицидального поведения у учащихсяТребует особой осторожности и профессионализма при применении и интерпретации
33.9 Тест социальных навыковКомплексная оценка коммуникативных умений и социальной компетентности учащихсяНеобходим для разработки программ социально-эмоционального обучения
33.10 Шкала психологического благополучияОценка субъективного ощущения счастья, удовлетворенности жизнью и гармоничного функционирования учащихсяИнтегральный показатель психологического здоровья, охватывающий эмоциональное, социальное, учебное и личностное благополучие