Глава 31. Аутизм

Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта


Упражнения клинической психологии

Шаблоны клинической психологии


Глава 31. Аутизм

Оглавление

  1. Анализ сенсорики
  2. Дневник социализации
  3. Карта стимов
  4. Коммуникационная матрица
  5. Маршрут адаптации
  6. Профиль интересов
  7. Сенсорный профиль
  8. Социальные истории
  9. Структурированное наблюдение
  10. Шкала коммуникации

31.1 Шаблон «Анализ сенсорики»

Описание шаблона

Анализ сенсорики — это инструмент для выявления и документирования особенностей восприятия ребенка с РАС. Как компас в мире чувственных переживаний, этот шаблон помогает картировать реакции на различные сенсорные стимулы.

Каждый человек с аутизмом воспринимает мир по-своему: для кого-то скрип мела по доске — лишь незначительный раздражитель, а для другого — настоящая буря ощущений. Этот шаблон помогает разложить эти реакции по полочкам, создавая ясную картину сенсорного профиля.

Заполняя его, специалист получает возможность выявить как гиперчувствительность (когда стимул воспринимается слишком интенсивно), так и гипочувствительность (когда реакция на стимул снижена). Эта информация становится основой для создания комфортной среды и разработки индивидуальных стратегий поддержки.

Цель шаблона

Шаблон «Анализ сенсорики» решает задачу детального картирования сенсорных реакций человека с РАС на различные стимулы. Он систематизирует информацию о том, как человек воспринимает окружающий мир через все органы чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, тактильные ощущения и проприоцепцию (ощущение положения тела в пространстве). Ожидаемым результатом является создание индивидуального сенсорного профиля, который поможет адаптировать окружение, предотвращать сенсорные перегрузки и разрабатывать программы сенсорной интеграции, повышая качество жизни человека с аутизмом.

Шаблон

АНАЛИЗ СЕНСОРИКИ
Имя ребенка:Возраст:
Дата заполнения:Специалист:
Сенсорная системаГиперчувствительность (признаки)Гипочувствительность (признаки)
ЗрительнаяЯркий свет
Мигающий свет
Определенные цвета
Движущиеся объекты
СлуховаяГромкие звуки
Неожиданные звуки
Фоновый шум
Определенные частоты
ТактильнаяПрикосновения
Текстуры тканей
Температура
Давление
ОбонятельнаяСильные запахи
Определенные запахи
Нейтральные запахи
ВкусоваяОпределенные вкусы
Текстура пищи
Температура пищи
ПроприоцептивнаяПоложение тела
Движение
Равновесие
ВестибулярнаяВращение
Качание
Изменение положения
Примечания и наблюдения
Рекомендации

Интерпретация информации

Полученные данные позволяют составить «сенсорную карту» ребенка и использовать её для адаптации среды. Заполненный шаблон даёт возможность:

  • Выявить триггеры, вызывающие дискомфорт или сенсорную перегрузку
  • Определить сенсорные стимулы, которые могут быть использованы в качестве поощрения или для саморегуляции
  • Разработать индивидуальную программу сенсорной интеграции
  • Подобрать подходящие сенсорные игрушки, инструменты и материалы
  • Создать более комфортную среду дома и в образовательном учреждении

Важно регулярно обновлять анализ сенсорики, так как сенсорный профиль может меняться с возрастом и по мере развития навыков саморегуляции.


31.2 Шаблон «Дневник социализации»

Описание шаблона

Дневник социализации — это окно в мир социальных взаимодействий человека с аутизмом. Как кинолента, он фиксирует каждый кадр социального опыта, позволяя увидеть динамику и закономерности.

Этот дневник становится путеводителем в сложном лабиринте социальных правил и ожиданий. С его помощью можно отследить, какие ситуации вызывают интерес, а какие — тревогу; какие социальные навыки уже освоены, а какие требуют дополнительной поддержки.

Ведение такого дневника помогает не только специалистам, но и родителям, и самому человеку с РАС лучше понимать социальные ситуации. Он становится компасом, направляющим работу по развитию социальных навыков в нужное русло.

Цель шаблона

Шаблон «Дневник социализации» решает задачу мониторинга и документирования социальных взаимодействий человека с РАС в различных контекстах. Он систематизирует информацию о типах социальных ситуаций, реакциях на них, успешных стратегиях и трудностях. Ожидаемым результатом является создание детальной картины социального функционирования, выявление паттернов, определение зон ближайшего развития и отслеживание прогресса в освоении социальных навыков. Это позволяет целенаправленно разрабатывать стратегии поддержки и обучения социальным навыкам с учетом индивидуальных особенностей человека с аутизмом.

Шаблон

ДНЕВНИК СОЦИАЛИЗАЦИИ
Имя ребенка:Возраст:
Период наблюдения:
ДатаСоциальная ситуацияНаблюдения и реакцииСтратегии и результаты
Еженедельный анализ
Успешные взаимодействияСложные ситуацииНовые навыкиСледующие шаги
Ежемесячная оценка прогресса
Область социализацииНачало месяцаКонец месяцаПримечания
Зрительный контакт
Совместное внимание
Инициирование взаимодействия
Поддержание беседы
Понимание эмоций других
Соблюдение социальных правил
Игра со сверстниками
Общие выводы и рекомендации

Интерпретация информации

Дневник социализации позволяет проводить комплексный анализ социального развития человека с РАС:

  • Выявлять ситуации, в которых социальное взаимодействие происходит наиболее успешно, и понимать факторы, способствующие этому
  • Определять триггеры социальной тревоги или поведенческих трудностей
  • Отслеживать эффективность применяемых стратегий поддержки в различных социальных контекстах
  • Наблюдать динамику развития отдельных социальных навыков
  • Корректировать программу развития социальных навыков на основе получаемых данных

Результаты анализа дневника социализации должны использоваться для создания индивидуализированных социальных историй, планирования групповых занятий и определения приоритетных направлений работы. Важно привлекать к интерпретации информации всех специалистов, работающих с ребенком, а также родителей, чтобы обеспечить комплексный подход к развитию социальных навыков.


31.3 Шаблон «Карта стимов»

Описание шаблона

Карта стимов — это своеобразный атлас саморегуляции человека с аутизмом. Как разноцветные флажки на географической карте, здесь отмечаются все повторяющиеся движения и действия, помогающие человеку с РАС справляться с эмоциональным напряжением, тревогой или сенсорной перегрузкой.

В отличие от устаревшего взгляда на стимы как на нежелательное поведение, которое нужно подавлять, современный подход признаёт их важную роль в жизни человека с аутизмом. Стимы — это не просто «странное поведение», а важный инструмент саморегуляции, своеобразный клапан для выпуска накопившегося напряжения.

Этот шаблон помогает понять функцию и контекст каждого стима, выявить его связь с эмоциональным и сенсорным состоянием. Такое понимание становится мостом между внутренним миром человека с аутизмом и окружающими его людьми.

Цель шаблона

Шаблон «Карта стимов» решает задачу документирования и анализа стереотипных движений и повторяющихся действий (стимминга), которые человек с РАС использует для саморегуляции. Он систематизирует информацию о типах, частоте, триггерах и функциях стимминга, позволяя понять его роль в жизни конкретного человека. Ожидаемым результатом является создание индивидуализированного подхода к стиммингу: определение стимов, которые помогают саморегуляции без негативных последствий, и разработка альтернативных стратегий для потенциально вредных форм стимминга. Это позволяет уважать потребность человека в саморегуляции, одновременно минимизируя социальную стигматизацию и возможный физический вред.

Шаблон

КАРТА СТИМОВ
Имя:Возраст:
Дата начала наблюдения:Наблюдатель:
Тип стиммингаОписание (конкретные действия)Триггеры и контекстФункция и эффект
Моторные стимы
Раскачивания
Хлопки/взмахи руками
Кружения
Прыжки
Постукивания
Другие моторные стимы
Вокальные стимы
Повторение звуков
Эхолалия
Напевание/мелодии
Другие вокальные стимы
Тактильные/сенсорные стимы
Прикосновения к предметам
Самостимуляция через тактильные ощущения
Другие тактильные стимы
Визуальные стимы
Разглядывание/слежение за предметами
Другие визуальные стимы
Анализ и рекомендации
СтимБезопасностьСоциальное влияниеРекомендации
Общая стратегия управления стимами

Интерпретация информации

Правильная интерпретация информации из карты стимов требует понимания, что стимминг — это не «проблема», которую нужно искоренить, а адаптивное поведение, выполняющее важную функцию для человека с РАС. При анализе карты стимов следует учитывать:

  • Функцию каждого стима — может быть связана с саморегуляцией, сенсорной стимуляцией, коммуникацией эмоционального состояния или другими потребностями
  • Контекст появления стима — связь с определенными ситуациями, эмоциональными состояниями, сенсорными стимулами
  • Безопасность — отсутствие риска физического вреда для самого человека или окружающих
  • Социальное влияние — степень, в которой конкретный стим может вызывать стигматизацию или затруднять социальную интеграцию

На основе этого анализа разрабатывается индивидуальная стратегия, которая может включать:

  • Сохранение безопасных и функциональных стимов, особенно в ситуациях стресса
  • Перенаправление потенциально опасных или социально неприемлемых стимов на более безопасные альтернативы
  • Создание возможностей для «стим-перерывов» в течение дня
  • Использование стим-игрушек и сенсорных инструментов для удовлетворения потребности в определенных сенсорных ощущениях

31.4 Шаблон «Коммуникационная матрица»

Описание шаблона

Коммуникационная матрица — это карта возможностей общения человека с аутизмом. Как мозаика складывается из множества мелких деталей, так и коммуникация состоит из множества навыков и форм выражения. Этот шаблон помогает увидеть всю картину целиком.

В мире, где привычно ценится вербальное общение, люди с аутизмом часто используют альтернативные способы коммуникации. Кто-то указывает на предметы, кто-то использует карточки PECS, кто-то полагается на жесты или вокализации. Матрица позволяет зафиксировать все эти способы и оценить их эффективность.

Как опытный переводчик, этот инструмент помогает расшифровать язык коммуникации конкретного человека с РАС и создать мост понимания между ним и окружающими. Он становится основой для разработки индивидуальной коммуникационной системы, максимально соответствующей потребностям и возможностям человека.

Цель шаблона

Шаблон «Коммуникационная матрица» решает задачу всестороннего документирования и анализа коммуникативных способностей человека с РАС. Он систематизирует информацию о различных формах коммуникации (вербальных и невербальных), их функциональном использовании и контекстах применения. Ожидаемым результатом является создание детальной картины коммуникативного профиля, выявление сильных сторон и областей для развития, а также определение наиболее эффективных стратегий поддержки коммуникации. Это позволяет разработать индивидуализированный подход к развитию коммуникативных навыков, который учитывает уникальные особенности и потребности человека с аутизмом.

Шаблон

КОММУНИКАЦИОННАЯ МАТРИЦА
Имя:Возраст:
Дата заполнения:Специалист:
Коммуникативная функцияДоступные способы выраженияКонтекст использованияУровень самостоятельности
I. Отказ
Отказ от предлагаемого предмета
Отказ от действия
Прекращение действия
II. Запрос
Запрос предмета
Запрос действия
Запрос помощи
Запрос информации
III. Социальное взаимодействие
Привлечение внимания
Приветствие/прощание
Выражение привязанности
Предложение взаимодействия
IV. Передача информации
Наименование предметов
Комментирование событий
Выражение эмоций
Сообщение о потребностях
Используемые формы коммуникации
Форма коммуникацииПримеры использованияЧастота использованияЭффективность
Вокализации
Жесты
Указывание
Карточки/изображения
Письменная коммуникация
Устная речь (слова/фразы)
Электронные устройства
Другие формы
Рекомендации по развитию коммуникации

Интерпретация информации

Заполненная коммуникационная матрица даёт всестороннее представление о коммуникативном профиле человека с РАС и становится основой для разработки эффективной коммуникационной поддержки:

  • Раздел «Коммуникативные функции» позволяет определить, для каких целей человек использует коммуникацию, и выявить потенциальные пробелы (например, способность отказываться, но отсутствие навыков запроса)
  • Анализ «Форм коммуникации» показывает, какие способы выражения наиболее доступны и эффективны для конкретного человека
  • Информация о контексте использования помогает понять ситуационную обусловленность коммуникативных навыков (например, использование определенных форм только дома, но не в школе)
  • Оценка уровня самостоятельности даёт представление о степени необходимой поддержки для успешной коммуникации

На основе этих данных разрабатывается индивидуализированный план развития коммуникации, который может включать:

  • Внедрение альтернативной или дополнительной коммуникации (PECS, жестовый язык, коммуникаторы)
  • Стратегии развития конкретных коммуникативных функций (например, навыков запроса или комментирования)
  • Рекомендации для родителей и педагогов по созданию коммуникативно богатой среды
  • Методы генерализации коммуникативных навыков в различных контекстах

31.5 Шаблон «Маршрут адаптации»

Описание шаблона

Маршрут адаптации — это путеводитель по джунглям социальной интеграции для человека с аутизмом. Как GPS-навигатор помогает найти дорогу в незнакомом городе, этот шаблон прокладывает путь к успешной адаптации в различных жизненных сферах.

Каждая новая среда — детский сад, школа, кружок, больница — может стать источником тревоги и дезориентации для человека с РАС. Маршрут адаптации помогает сделать этот переход плавным и предсказуемым, разбивая большой путь на маленькие, достижимые шаги.

Этот инструмент не только фиксирует план действий, но и отслеживает прогресс, празднует маленькие победы и своевременно корректирует стратегию в зависимости от возникающих трудностей. Он становится мостом между защищенным, знакомым миром и новыми горизонтами возможностей.

Цель шаблона

Шаблон «Маршрут адаптации» решает задачу планирования и документирования процесса интеграции человека с РАС в новую среду: образовательное учреждение, рабочее место, социальную группу или общественное пространство. Он систематизирует информацию об этапах адаптации, необходимых мерах поддержки, ответственных лицах и критериях успешности. Ожидаемым результатом является создание структурированного, пошагового плана, который обеспечивает предсказуемость процесса адаптации, учитывает индивидуальные особенности человека с аутизмом и предусматривает регулярный мониторинг прогресса. Это позволяет минимизировать стресс, связанный с изменениями, и максимизировать шансы на успешную интеграцию.

Шаблон

МАРШРУТ АДАПТАЦИИ
Имя:Возраст:
Новая среда/учреждение:
Дата начала адаптации:Планируемая длительность:
Координатор адаптации:
I. Подготовительный этап
ЗадачаОтветственное лицоСрок выполненияСтатус
Предварительное знакомство со средой
Создание визуальной поддержки (карты, расписания)
Информирование персонала
Подготовка сенсорной поддержки
Социальные истории о новой среде
II. Этап первичной адаптации
НеделяГрафик посещенияКлючевые задачиМеры поддержки
Неделя 1
Неделя 2
Неделя 3
Неделя 4
III. Промежуточная оценка адаптации
ОбластьДостиженияТрудностиКорректировки плана
Физическая адаптация к среде
Социальная адаптация
Эмоциональное благополучие
Выполнение основных задач
IV. Этап углубленной адаптации
ЗадачаСтратегии реализацииКритерии успешностиРезультаты
Расширение физических пространств
Расширение социальных контактов
Увеличение самостоятельности
Включение в групповые активности
V. Итоговая оценка и дальнейшие рекомендации

Интерпретация информации

Качественный маршрут адаптации должен быть одновременно структурированным и гибким, отражая индивидуальные особенности человека с РАС и специфику среды адаптации. При интерпретации собранной информации следует обращать внимание на:

  • Темп адаптации — он сугубо индивидуален и должен учитывать сенсорную чувствительность, адаптивные возможности и предшествующий опыт человека с РАС
  • Баланс между новым и знакомым — успешная адаптация часто зависит от сохранения элементов предсказуемости и безопасности при постепенном введении новых элементов
  • Сигналы стресса и перегрузки — важно своевременно распознавать признаки того, что темп адаптации слишком высок или поддержки недостаточно
  • Функциональность полученных навыков — акцент должен делаться не только на формальных показателях (например, время пребывания в новой среде), но и на качестве участия и эмоциональном благополучии

Результаты маршрута адаптации используются для:

  • Разработки долгосрочного плана поддержки после завершения основного периода адаптации
  • Создания «паспорта адаптации», который может быть использован при переходе в другие среды в будущем
  • Выявления наиболее эффективных стратегий поддержки для конкретного человека
  • Оценки готовности к расширению участия в новых видах деятельности и социальных контекстах

31.6 Шаблон «Профиль интересов»

Описание шаблона

Профиль интересов — это разноцветная палитра увлечений человека с аутизмом. Как опытный искусствовед может рассказать многое о художнике, изучая его полотна, так и профиль интересов раскрывает личность, мотивацию и способности человека с РАС через призму того, что его по-настоящему захватывает.

Особые интересы при аутизме — это не просто хобби или увлечения. Они могут быть глубокими, всепоглощающими, наполненными особым смыслом. Для многих людей с РАС эти интересы становятся источником радости, способом структурирования мира, возможностью для самовыражения и развития экспертных знаний в определенной области.

Этот шаблон помогает не просто перечислить интересы, но понять их функцию, интенсивность, потенциал для развития и возможности использования как ресурса в обучении и социализации. Он становится мостиком от особых интересов к развитию функциональных навыков и расширению жизненных возможностей.

Цель шаблона

Шаблон «Профиль интересов» решает задачу детального документирования и анализа сферы увлечений и специфических интересов человека с РАС. Он систематизирует информацию о типах, интенсивности, контексте и функциональном значении интересов. Ожидаемым результатом является не только понимание содержания интересов, но и выявление их роли в жизни человека, а также определение путей использования этих интересов как мотивационного, обучающего и социализирующего ресурса. Это позволяет выстраивать терапевтические и образовательные стратегии, опирающиеся на внутреннюю мотивацию человека с аутизмом, что значительно повышает их эффективность.

Шаблон

ПРОФИЛЬ ИНТЕРЕСОВ
Имя:Возраст:
Дата составления:Составитель:
I. Карта интересов
Область интересаКонкретное содержаниеИнтенсивность (1-5)Продолжительность
Объекты/предметы
Темы/информация
Сенсорные стимулы
Деятельность/активности
Люди/персонажи
II. Анализ интересов
ИнтересФункцияСоциальный аспектОбразовательный потенциал
III. Динамика интересов
Прошлые интересыПериод активностиПричина угасанияОстаточный интерес
IV. Стратегии использования интересов
ИнтересДля развития навыковДля социализацииДля саморегуляции
V. Ограничения и проблемные аспекты
ИнтересПроблемные аспектыВлияние на повседневную жизньСтратегии управления
VI. Общий план использования интересов

Интерпретация информации

Профиль интересов дает ценную информацию для понимания внутреннего мира человека с РАС и может быть использован в различных аспектах терапевтической и образовательной работы:

  • Функциональный анализ интересов помогает понять, какую роль они играют в жизни человека: источник удовольствия, способ саморегуляции, структурирования времени, получения сенсорной стимуляции или инструмент для социального взаимодействия
  • Оценка интенсивности позволяет отличить здоровые увлечения от чрезмерно ограничивающих или фиксированных интересов, которые могут требовать терапевтического вмешательства
  • Понимание образовательного потенциала интересов открывает возможности для их интеграции в обучающие программы (например, использование интереса к поездам для обучения математике или географии)
  • Анализ социального аспекта показывает, как интересы могут быть использованы для развития коммуникативных навыков и дружеских отношений (например, через кружки, клубы или онлайн-сообщества по интересам)

При разработке стратегий использования интересов важно придерживаться баланса: поддерживать и уважать естественные интересы человека, одновременно постепенно расширяя их спектр и функциональность. Подход должен быть не директивным («перестань столько времени проводить за своим интересом»), а развивающим («давай посмотрим, как твой интерес может помочь тебе узнать что-то новое или познакомиться с людьми»).


31.7 Шаблон «Сенсорный профиль»

Описание шаблона

Сенсорный профиль — это индивидуальная карта восприятия мира человеком с аутизмом. Как отпечаток пальца, он уникален для каждого человека и отражает его особый способ ощущать и переживать окружающую реальность через все органы чувств.

Мир полон сенсорных стимулов: звуков, запахов, текстур, цветов, вкусов. Для человека с РАС эти стимулы могут восприниматься иначе — быть более интенсивными, менее заметными, более приятными или болезненными, чем для нейротипичных людей. Эти различия формируют особый сенсорный ландшафт, который влияет на поведение, эмоции и способность функционировать в различных средах.

Этот шаблон позволяет детально описать индивидуальные сенсорные особенности, выявить источники дискомфорта и удовольствия, а также определить оптимальные стратегии сенсорной поддержки. Он становится ключом к созданию комфортной среды, где человек с аутизмом может расцвести, не испытывая постоянной сенсорной перегрузки.

Цель шаблона

Шаблон «Сенсорный профиль» решает задачу комплексной оценки и документирования особенностей сенсорной обработки у человека с РАС. Он систематизирует информацию о реакциях на различные сенсорные стимулы, паттернах гипер- и гипочувствительности, а также стратегиях, которые помогают регулировать сенсорный опыт. Ожидаемым результатом является создание детальной сенсорной карты, которая позволяет адаптировать окружающую среду, предотвращать сенсорные перегрузки и разрабатывать индивидуализированные программы сенсорной интеграции. Это существенно улучшает качество жизни человека с аутизмом, снижая стресс и создавая условия для успешного обучения и социального взаимодействия.

Шаблон

СЕНСОРНЫЙ ПРОФИЛЬ
Имя:Возраст:
Дата заполнения:Специалист:
I. Оценка сенсорной чувствительности
Сенсорная системаГиперчувствительностьГипочувствительностьСенсорный поиск
Шкала оценки: 0 — не характерно, 1 — иногда проявляется, 2 — часто проявляется, 3 — очень характерно
Зрительная
Слуховая
Тактильная
Вкусовая
Обонятельная
Проприоцептивная
Вестибулярная
II. Детальный анализ сенсорных реакций
Сенсорный стимулРеакцияИнтенсивность (1-5)Примечания
Зрительные стимулы
Яркий свет
Мигающий свет
Определенные цвета
Визуальный хаос
Слуховые стимулы
Громкие звуки
Определенные частоты
Фоновый шум
Внезапные звуки
Тактильные стимулы
Определенные текстуры
Легкие прикосновения
Глубокое давление
Этикетки на одежде
III. Сенсорные предпочтения и избегания
Сенсорная системаПредпочитаемые стимулыИзбегаемые стимулыСтимулы для саморегуляции
Зрительная
Слуховая
Тактильная
Вкусовая
Обонятельная
Вестибулярная
Проприоцептивная
IV. План сенсорной поддержки
СредаСенсорные адаптацииИнструменты саморегуляцииСтратегии для окружающих
Дом
Образовательное учреждение
Общественные места
Особые ситуации
V. Рекомендации для сенсорной диеты

Интерпретация информации

Сенсорный профиль является фундаментальным инструментом для понимания поведения, реакций и потребностей человека с РАС. При интерпретации полученных данных важно учитывать:

  • Взаимосвязь между сенсорными особенностями и поведением. Многие «проблемные» или «странные» поведения могут быть попыткой справиться с сенсорным дискомфортом или удовлетворить сенсорные потребности
  • Изменчивость сенсорных реакций в зависимости от контекста, общего состояния, уровня стресса и других факторов
  • Необходимость индивидуального подхода к сенсорной поддержке. То, что помогает одному человеку с аутизмом, может быть неэффективным или даже вредным для другого
  • Важность «сенсорной диеты» — сбалансированного распределения сенсорных переживаний в течение дня, включающего как стимулирующие, так и успокаивающие активности

На основе сенсорного профиля разрабатываются:

  • Рекомендации по адаптации физической среды (освещение, акустика, организация пространства)
  • Индивидуальный набор сенсорных инструментов для саморегуляции
  • Программа сенсорной интеграции, направленная на развитие адаптивных реакций на сенсорные стимулы
  • Стратегии для родителей, педагогов и других специалистов по учету сенсорных особенностей во взаимодействии с человеком с РАС
  • Рекомендации по выбору одежды, питания, игрушек и других предметов с учетом сенсорных предпочтений

31.8 Шаблон «Социальные истории»

Описание шаблона

Социальные истории — это персонализированные повествования, которые становятся путеводителем по миру социальных ситуаций для человека с аутизмом. Как карта в незнакомом городе помогает ориентироваться, так и социальная история раскрывает неписаные правила социального взаимодействия.

Мир социальных ожиданий полон скрытых сигналов и неочевидных связей, которые большинство людей улавливает интуитивно. Для человека с РАС эти неписаные правила могут быть непонятны, вызывать тревогу и замешательство. Социальная история делает невидимое видимым, предоставляя чёткое, конкретное и позитивное описание социальной ситуации.

Этот шаблон помогает создать историю, идеально подходящую для конкретного человека, с учётом его возраста, интересов, уровня развития и особенностей восприятия. Он обеспечивает правильную структуру и баланс различных типов предложений, что делает историю максимально эффективной.

Цель шаблона

Шаблон «Социальные истории» решает задачу создания структурированных, индивидуализированных повествований, которые помогают человеку с РАС понять и успешно справиться с конкретными социальными ситуациями. Он систематизирует процесс написания социальных историй, обеспечивая корректное соотношение описательных, перспективных, директивных и контрольных предложений. Ожидаемым результатом является создание эффективного инструмента для развития социального понимания, снижения тревоги в новых или сложных ситуациях и формирования адаптивного поведения. Это помогает человеку с аутизмом успешнее интегрироваться в социальную среду, повышает его самостоятельность и улучшает качество жизни.

Шаблон

ШАБЛОН СОЦИАЛЬНОЙ ИСТОРИИ
Имя:Возраст:
Тема истории:
Разработчик:Дата:
I. Подготовительный этап
АспектОписание
Целевая ситуация
Конкретная цель истории
Точка зрения человека
Интересы и сильные стороны
Уровень понимания
II. Структура социальной истории
Тип предложенияОписание типаПримеры для данной историиКоличество
ОписательныеОбъективная информация о ситуации (кто, что, где, когда, почему)
ПерспективныеОписание мыслей, чувств, реакций других людей
ДирективныеПозитивное руководство к действию
КонтрольныеСтратегии, напоминания, подсказки
Проверка соотношенияПримерное соотношение: 2-5 описательных/перспективных на 1 директивное/контрольное
III. Текст социальной истории
IV. Формат представления
ФорматДетали
Визуальные дополнения
Размер и шрифт
Способ презентации
V. План использования
АспектОписание
Когда представлять историю
Частота чтения
Кто будет читать
Способы отслеживания эффективности
VI. Результаты и корректировки

Интерпретация информации

Эффективность социальной истории зависит от множества факторов, которые необходимо учитывать при её создании и использовании:

  • Индивидуализация — история должна быть написана специально для конкретного человека, с учетом его интересов, уровня понимания и особенностей восприятия
  • Точность — история должна предоставлять чёткую, конкретную и фактически верную информацию о социальной ситуации
  • Позитивная формулировка — акцент должен делаться на том, что человек может делать, а не на том, чего ему делать не следует
  • Учёт перспективы — включение информации о мыслях и чувствах других людей помогает развивать понимание социальных взаимодействий
  • Баланс типов предложений — соотношение должно быть примерно 2-5 описательных/перспективных на 1 директивное/контрольное

При оценке эффективности социальной истории следует обращать внимание на:

  • Изменения в поведении в целевой ситуации
  • Снижение тревоги или проблемного поведения, связанного с данной ситуацией
  • Возникновение новых вопросов или интереса к обсуждаемой теме
  • Способность применять описанные стратегии в аналогичных ситуациях

Важно помнить, что социальные истории являются частью комплексного подхода и должны использоваться в сочетании с другими методами поддержки и обучения. Они не являются средством контроля над поведением, а инструментом расширения понимания и возможностей.


31.9 Шаблон «Структурированное наблюдение»

Описание шаблона

Структурированное наблюдение — это увеличительное стекло, позволяющее детально рассмотреть поведение и взаимодействия человека с аутизмом в различных ситуациях. Как натуралист внимательно фиксирует все нюансы поведения животных в их естественной среде, так и специалист через структурированное наблюдение собирает ценную информацию о функционировании человека с РАС.

В отличие от стандартизированных тестов и опросников, наблюдение позволяет увидеть человека в контексте реальной жизни. Оно фиксирует не только то, что человек делает, но и когда, как, с кем и в ответ на что происходят те или иные действия и реакции.

Этот шаблон превращает процесс наблюдения из субъективного впечатления в структурированную, надежную и полезную информацию. Он помогает выделить паттерны, установить причинно-следственные связи и отследить прогресс, что становится основой для разработки эффективных стратегий поддержки.

Цель шаблона

Шаблон «Структурированное наблюдение» решает задачу систематического, объективного и детального документирования поведения и функционирования человека с РАС в различных естественных условиях. Он организует процесс наблюдения, помогая фиксировать конкретные проявления, их контекст, частоту, интенсивность и функциональное значение. Ожидаемым результатом является создание целостной картины поведенческих паттернов, выявление факторов, влияющих на успешность функционирования, и определение потенциальных направлений для вмешательства. Это позволяет разрабатывать максимально индивидуализированные и контекстуально релевантные стратегии поддержки, отслеживать эффективность вмешательств и фиксировать прогресс во времени.

Шаблон

СТРУКТУРИРОВАННОЕ НАБЛЮДЕНИЕ
Имя наблюдаемого:Возраст:
Дата наблюдения:Время:
Место наблюдения:
Наблюдатель:
I. Контекст наблюдения
АспектОписание
Тип активности/ситуации
Участники (кто присутствует)
Физическая среда
Сенсорные факторы
Предшествующие события
II. Временная шкала наблюдения
ВремяНаблюдаемое поведениеКонтекст/ТриггерыРеакции окружающих
III. Фокусированное наблюдение
Социальная сфера
Аспект наблюденияЧастотаКонкретные примерыПримечания
Инициирование социального контакта
Ответ на социальные инициативы
Зрительный контакт
Совместное внимание
Коммуникативная сфера
Вербальная коммуникация
Невербальная коммуникация
Функциональное использование коммуникации
Стереотипное поведение и интересы
Повторяющиеся движения
Ригидность/следование ритуалам
Специфические интересы
Сенсорные реакции
Реакции на сенсорные стимулы
Сенсорный поиск/избегание
IV. Функциональный анализ поведения
Наблюдаемое поведениеПредшествующие факторыПоследствияВозможная функция
V. Сильные стороны и интересы
Наблюдаемая сильная сторона/интересДетали и возможности применения
VI. Выводы и рекомендации

Интерпретация информации

Структурированное наблюдение предоставляет многогранную информацию, которая при правильной интерпретации становится основой для понимания и поддержки человека с РАС:

  • Контекстуальный анализ помогает выявить факторы среды, которые способствуют успешному функционированию или, наоборот, создают трудности. Это позволяет адаптировать окружение и создавать оптимальные условия для развития
  • Временная шкала наблюдения дает возможность установить последовательность событий, выявить триггеры определенного поведения и понять реакции человека с РАС на различные ситуации
  • Фокусированное наблюдение по ключевым областям создает профиль функционирования, показывая сильные стороны и области для развития
  • Функциональный анализ поведения позволяет установить, какие функции выполняют те или иные поведенческие проявления (коммуникация, избегание, получение сенсорных ощущений и т.д.), что является основой для разработки поведенческих вмешательств

При интерпретации результатов наблюдения важно:

  • Избегать поспешных выводов и учитывать, что поведение может значительно варьироваться в зависимости от ситуации, состояния и других факторов
  • Рассматривать поведение в контексте, а не изолированно
  • Искать паттерны и закономерности, а не концентрироваться на единичных эпизодах
  • Обращать внимание не только на проблемные области, но и на сильные стороны, интересы и успешные стратегии
  • Интегрировать наблюдения с информацией из других источников (отчеты родителей, результаты оценки и т.д.)

31.10 Шаблон «Шкала коммуникации»

Описание шаблона

Шкала коммуникации — это точный измерительный инструмент для оценки разнообразных аспектов общения человека с аутизмом. Подобно тому, как высотомер позволяет определить высоту горной вершины, эта шкала помогает измерить выраженность различных коммуникативных навыков и трудностей.

Коммуникация — это сложная система, включающая вербальные и невербальные компоненты, рецептивные и экспрессивные навыки, прагматические аспекты и социальное понимание. У людей с РАС могут наблюдаться самые разные коммуникативные профили: от невербальности до беглой речи с особенностями прагматики.

Этот шаблон позволяет создать детальную карту коммуникативных способностей, отслеживать прогресс в развитии коммуникации и определять приоритетные области для вмешательства. Он становится мостом между субъективным впечатлением и объективной оценкой, давая чёткую картину текущего уровня развития коммуникативных навыков.

Цель шаблона

Шаблон «Шкала коммуникации» решает задачу количественной и качественной оценки различных аспектов коммуникативных навыков человека с РАС. Он систематизирует процесс сбора и анализа информации о вербальной и невербальной коммуникации, рецептивных и экспрессивных навыках, прагматических аспектах общения. Ожидаемым результатом является создание детального коммуникативного профиля, который позволяет объективно оценить текущий уровень развития, отслеживать динамику и определять конкретные цели для коммуникативной поддержки. Это обеспечивает основу для разработки индивидуализированных программ развития коммуникации, соответствующих актуальным потребностям и возможностям человека с аутизмом.

Шаблон

ШКАЛА КОММУНИКАЦИИ
Имя:Возраст:
Дата оценки:Специалист:
Инструкция: Оцените каждый навык по шкале от 0 до 4, где:
0 — Навык отсутствует
1 — Навык проявляется редко или с минимальной функциональностью
2 — Навык проявляется иногда, с переменной функциональностью
3 — Навык проявляется часто, функционально, но с некоторыми ограничениями
4 — Навык развит в соответствии с возрастной нормой
I. Рецептивная коммуникация (понимание)
НавыкОценка (0-4)Примеры/НаблюденияКомментарии
Реагирует на собственное имя
Понимает простые инструкции
Понимает сложные инструкции
Понимает вопросы
Понимает абстрактные понятия
Понимает юмор, иронию, метафоры
II. Экспрессивная коммуникация (выражение)
НавыкОценка (0-4)Примеры/НаблюденияКомментарии
Использует жесты для коммуникации
Использует звуки/вокализации целенаправленно
Использует отдельные слова функционально
Строит фразы из 2-3 слов
Использует полные предложения
Может рассказать о событиях/опыте
Задает вопросы
III. Прагматические аспекты коммуникации
НавыкОценка (0-4)Примеры/НаблюденияКомментарии
Соблюдает очередность в разговоре
Поддерживает тему разговора
Адаптирует коммуникацию к контексту
Инициирует коммуникацию
Выражает эмоции адекватно
Учитывает информационные потребности собеседника
IV. Особенности коммуникации
ОсобенностьЧастота (0-4)Примеры/НаблюденияВлияние на общение
Эхолалия (повторение слов/фраз)
Буквальное понимание
Идиосинкратическая речь (необычные слова/выражения)
Монологи на темы интересов
Трудности с просодикой (интонация, ритм, громкость)
V. Функциональное использование коммуникации
ФункцияОценка (0-4)Способы выраженияКомментарии
Запрос предметов/действий
Выражение отказа
Комментирование
Приветствие/прощание
Выражение эмоций/чувств
Запрос информации
VI. Общая оценка и рекомендации
ОбластьСильные стороныОбласти для развитияРекомендуемые стратегии
Рецептивная коммуникация
Экспрессивная коммуникация
Прагматические аспекты
Функциональное использование
Заключение и предложения по программе развития коммуникации

Интерпретация информации

Шкала коммуникации предоставляет богатый материал для понимания коммуникативного профиля человека с РАС и разработки стратегий поддержки. При интерпретации полученных данных важно:

  • Анализировать баланс между различными компонентами коммуникации. Например, часто у людей с РАС рецептивная коммуникация (понимание) развита лучше, чем экспрессивная (выражение), или наблюдается значительный разрыв между формальными языковыми навыками и прагматическими аспектами
  • Обращать внимание на функциональное использование коммуникации — не только на то, как человек общается, но и для чего он использует коммуникацию. Часто целью является расширение репертуара коммуникативных функций
  • Учитывать уникальные особенности коммуникации, которые могут быть как ограничивающими факторами, так и потенциальными ресурсами. Например, эхолалия может быть преобразована в функциональную коммуникацию
  • Рассматривать коммуникативный профиль в контексте общего развития и индивидуальных особенностей человека с РАС

На основе результатов шкалы коммуникации разрабатывается индивидуализированная программа развития коммуникативных навыков, которая может включать:

  • Внедрение альтернативной или дополнительной коммуникации (жесты, визуальная поддержка, коммуникаторы) при необходимости
  • Стратегии развития конкретных коммуникативных навыков с учетом зоны ближайшего развития
  • Техники поддержки прагматических аспектов коммуникации (структурированные социальные скрипты, видеомоделирование)
  • Рекомендации для создания коммуникативно богатой среды в повседневной жизни
  • Методы генерализации коммуникативных навыков в различных контекстах и с разными партнерами

Итоговая таблица шаблонов

ШаблонНазначениеПримечание
31.1 Анализ сенсорикиВыявление и документирование особенностей восприятия различных сенсорных стимуловПомогает выявить триггеры сенсорной перегрузки и разработать сенсорную поддержку
31.2 Дневник социализацииМониторинг и документирование социальных взаимодействий в различных контекстахПозволяет отслеживать прогресс в развитии социальных навыков и выявлять паттерны
31.3 Карта стимовДокументирование и анализ стереотипных движений и повторяющихся действийПомогает понять функцию стимминга и разработать стратегии саморегуляции
31.4 Коммуникационная матрицаДокументирование и анализ коммуникативных способностей в различных функциональных областяхОсобенно полезна для невербальных или минимально вербальных людей с РАС
31.5 Маршрут адаптацииПланирование и документирование процесса интеграции в новую средуОбеспечивает предсказуемость и поэтапность процесса адаптации
31.6 Профиль интересовДокументирование и анализ сферы увлечений и специфических интересовПозволяет использовать интересы как ресурс для обучения и социализации
31.7 Сенсорный профильКомплексная оценка особенностей сенсорной обработки по всем сенсорным системамОснова для разработки сенсорной диеты и адаптации среды
31.8 Социальные историиСоздание структурированных повествований для объяснения социальных ситуацийПомогает развивать социальное понимание и снижать тревогу в новых ситуациях
31.9 Структурированное наблюдениеСистематическое документирование поведения и функционирования в естественных условияхОбеспечивает объективность и детальность при сборе информации
31.10 Шкала коммуникацииКоличественная и качественная оценка коммуникативных навыковПозволяет создать коммуникативный профиль и отслеживать прогресс