Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Упражнения для родителей
Глава 3. Восстановление связи
Оглавление
- Вечерние разговоры
- Воспоминания детства
- Договор доверия
- Мосты общения
- Новые традиции
- Общий проект
- Секретный код
- Совместное хобби
- Тёплые слова
- Фотоальбом памяти
3.1 Упражнение «Вечерние разговоры»
В современном мире, где время летит с невероятной скоростью, а гаджеты часто заменяют живое общение, создание особого пространства для душевных бесед становится настоящим якорем семейных отношений. «Вечерние разговоры» — это не просто упражнение, а волшебный ритуал, превращающий обычный вечер в территорию искренности и взаимопонимания.
Представьте себе уютную гавань, где можно укрыться от всех штормов прошедшего дня, где каждое слово имеет значение, а каждая эмоция находит отклик. Это пространство, где дети чувствуют себя услышанными, а родители открывают новые грани личности своего ребёнка.
Это упражнение создаёт особую атмосферу доверия и близости, которая постепенно становится неотъемлемой частью семейной жизни, подобно тёплому огоньку, согревающему сердца всех участников.
Теоретическая основа
Регулярные вечерние беседы основываются на принципах активного слушания и эмоционального интеллекта. Они помогают выстраивать прочные эмоциональные связи между родителями и детьми, создавая безопасное пространство для выражения чувств и мыслей.
Психологические исследования показывают, что дети, имеющие возможность регулярно делиться своими переживаниями с родителями в спокойной обстановке, демонстрируют более высокий уровень эмоциональной устойчивости и лучшие навыки коммуникации.
Компонент общения | Влияние на отношения | Развиваемые навыки |
---|---|---|
Активное слушание | Укрепление доверия | Эмпатия |
Открытые вопросы | Глубина понимания | Коммуникация |
Эмоциональный отклик | Эмоциональная близость | Самовыражение |
Цель упражнения
Основная цель — создание регулярного пространства для глубокого эмоционального контакта между родителями и детьми. Упражнение развивает навыки активного слушания, эмпатии и помогает преодолеть коммуникативные барьеры. Ожидаемый результат включает улучшение взаимопонимания, укрепление доверия и создание прочной эмоциональной связи.
Реквизит
- Уютное место в доме
- Мягкое освещение (например, настольная лампа или свечи)
- Удобные подушки или кресла
- Тёплые пледы (по желанию)
- Травяной чай или другие уютные напитки
Этапы выполнения
1. Подготовка пространства
Выберите уютный уголок в доме, создайте располагающую атмосферу с помощью мягкого света и комфортной мебели. Важно, чтобы это место ассоциировалось у всех участников с безопасностью и уютом.
2. Установление времени
Определите конкретное время для ежедневных бесед, желательно за 1-2 часа до сна. Важно, чтобы это время было свободно от других дел и отвлекающих факторов.
3. Создание ритуала
Придумайте особый ритуал начала беседы: например, зажигание свечи, приготовление особого напитка или устройство с мягкими подушками.
4. Проведение беседы
Начните с простых вопросов о прошедшем дне, постепенно переходя к более глубоким темам. Используйте открытые вопросы и активное слушание.
Время на каждый этап
- Подготовка пространства: 5-10 минут
- Проведение беседы: 20-30 минут
Примерный размер группы
2-5 человек (родитель/родители и ребёнок/дети)
Ключевые моменты для участников
- Отключите все гаджеты и внешние раздражители
- Проявляйте искренний интерес к словам собеседника
- Избегайте критики и оценочных суждений
- Соблюдайте конфиденциальность разговоров
- Дайте каждому возможность высказаться
Обсуждение, актуальные вопросы
- Что было самым интересным/важным сегодня?
- Какие эмоции ты испытывал в течение дня?
- Что тебя порадовало/огорчило?
- О чём ты мечтаешь?
- Какая помощь тебе нужна?
Примеры выполнения
Мама и 12-летняя дочь каждый вечер устраиваются в уголке с пледами и травяным чаем. Начинают с простого вопроса «Как прошёл день?», затем мама делится своими впечатлениями, после чего дочь рассказывает о своих переживаниях в школе. Постепенно разговор переходит к более глубоким темам: отношениям с друзьями, мечтам, планам на будущее.
Интерпретация результатов
Успешность упражнения можно оценить по следующим критериям:
- Регулярность проведения вечерних бесед
- Увеличение длительности и глубины разговоров
- Повышение уровня доверия и открытости в общении
- Улучшение взаимопонимания в повседневной жизни
Когда применять
Упражнение рекомендуется практиковать ежедневно, особенно в периоды:
- Эмоционального отдаления между родителями и детьми
- Возрастных кризисов
- Значительных изменений в жизни семьи
- Профилактики коммуникативных проблем
Противопоказания: острые конфликтные ситуации, сильное эмоциональное напряжение (в таких случаях сначала необходимо снизить уровень стресса).
Рекомендации для ведущего
- Будьте последовательны в соблюдении установленного времени
- Создавайте атмосферу безопасности и принятия
- Используйте техники активного слушания
- Проявляйте искренний интерес к рассказам ребёнка
- Избегайте поучений и критики
- Уважайте личные границы каждого участника
Возможные модификации упражнения
- Тематические вечера (например, «вечер мечтаний», «вечер благодарности»)
- Использование метафорических карт или других стимульных материалов
- Включение элементов игры или творчества
- Проведение бесед в необычных местах (на природе, в парке)
- Добавление элементов совместного творчества (рисование, лепка во время разговора)
3.2 Упражнение «Воспоминания детства»
Каждый из нас хранит в душе особую шкатулку с драгоценными воспоминаниями детства. Эти моменты, словно жемчужины, переливаются разными красками и дарят тепло даже спустя многие годы. Данное упражнение — это волшебный ключик, открывающий эту шкатулку и позволяющий родителям и детям создать мост между прошлым и настоящим.
Когда родители делятся своими детскими воспоминаниями, они словно приоткрывают для ребёнка окно в другой мир, где мама или папа были такими же маленькими, с похожими страхами, мечтами и радостями. Это создаёт удивительное чувство связи поколений.
В процессе этого упражнения происходит удивительная трансформация: родитель из «всезнающего взрослого» превращается в понятного, близкого человека, который тоже когда-то был ребёнком, совершал ошибки, преодолевал трудности и радовался маленьким победам.
Теоретическая основа
Методика основана на нарративной психологии и теории привязанности. Sharing личных историй помогает создать эмоциональный резонанс между родителем и ребёнком, укрепляя их связь через понимание общности человеческого опыта.
Исследования показывают, что дети, чьи родители делятся с ними историями своего детства, демонстрируют более высокий уровень эмпатии и лучшее понимание эмоциональной преемственности в семье.
Элемент воспоминаний | Психологическое значение | Влияние на отношения |
---|---|---|
Эмоциональные моменты | Развитие эмпатии | Усиление близости |
Преодоление трудностей | Формирование жизнестойкости | Укрепление доверия |
Семейные традиции | Чувство принадлежности | Укрепление связей |
Детские шалости | Нормализация опыта | Снижение тревожности |
Цель упражнения
Создание глубокой эмоциональной связи между родителями и детьми через shared опыт и понимание общности человеческих переживаний. Упражнение развивает эмпатию, навыки рефлексии и помогает детям лучше понимать своих родителей как личностей. Ожидаемый результат включает укрепление доверительных отношений, повышение взаимопонимания и создание общего эмоционального пространства.
Реквизит
- Семейные фотоальбомы
- Старые игрушки или предметы из детства родителей (если сохранились)
- Блокнот для записи историй
- Карандаши или фломастеры для зарисовок
Этапы выполнения
1. Подготовка атмосферы
Создайте уютную обстановку, расположитесь в комфортном месте, достаньте фотоальбомы или памятные вещи.
2. Выбор темы воспоминаний
Определите тему для разговора: первый день в школе, любимые игры, дружба, праздники, путешествия.
3. Рассказ историй
Начните с конкретной истории из детства родителя, описывая детали, эмоции и переживания того времени.
4. Поиск параллелей
Найдите сходства и различия между опытом родителя и современным опытом ребёнка.
5. Творческое закрепление
Зарисуйте ключевые моменты историй или запишите их в специальный блокнот.
Время на каждый этап
- Подготовка атмосферы: 10-15 минут
- Рассказ историй: 20-30 минут
- Обсуждение и поиск параллелей: 15-20 минут
- Творческое закрепление: 15-20 минут
Примерный размер группы
2-6 человек (родитель/родители и ребёнок/дети)
Ключевые моменты для участников
- Будьте искренними в проявлении эмоций
- Не приукрашивайте истории
- Включайте в рассказ детали, понятные ребёнку
- Давайте возможность задавать вопросы
- Проводите параллели с современностью
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие чувства вызывает эта история?
- Что похожего происходит в твоей жизни?
- Как бы ты поступил в такой ситуации?
- Какие уроки можно извлечь из этой истории?
- Что удивило тебя в этом рассказе?
Примеры выполнения
Отец рассказывает 9-летнему сыну о своём первом велосипеде: как долго мечтал о нём, как учился кататься, падал и поднимался, как старшие ребята помогали освоить трюки. Сын узнаёт в этой истории свой недавний опыт освоения скейтборда и делится своими переживаниями. Они вместе рисуют комикс, сравнивая два похожих пути преодоления страха и достижения цели.
Интерпретация результатов
Результативность упражнения можно оценить по следующим показателям:
- Эмоциональная вовлеченность участников
- Количество и качество обратной связи от ребёнка
- Желание продолжать подобные беседы
- Появление спонтанных разговоров о прошлом
Когда применять
Упражнение особенно эффективно в следующих ситуациях:
- При появлении эмоциональной дистанции
- В периоды возрастных кризисов
- Когда ребёнок сталкивается с трудностями, похожими на опыт родителей
- Для профилактики конфликтов и непонимания
Противопоказания: не рекомендуется использовать травмирующие истории или воспоминания, которые могут вызвать тревогу у ребёнка.
Рекомендации для ведущего
- Выбирайте истории, соответствующие возрасту ребёнка
- Используйте юмор и легкость в повествовании
- Будьте готовы к неожиданным вопросам
- Не превращайте рассказ в нравоучение
- Поощряйте ответные истории ребёнка
Возможные модификации упражнения
- Создание семейной книги историй
- Разыгрывание историй по ролям
- Создание коллажей из фотографий и рисунков
- Запись видео-интервью с разными членами семьи
- Организация тематических вечеров воспоминаний
3.3 Упражнение «Договор доверия»
В мире родительско-детских отношений доверие подобно нежному растению, которое требует особого ухода и внимания. «Договор доверия» — это не просто формальный документ, а живой, развивающийся организм, который растёт и крепнет вместе с отношениями. Это своеобразный компас, который помогает и родителям, и детям ориентироваться в сложном мире взаимоотношений.
Создание договора доверия — это как строительство моста между двумя берегами: миром взрослых с их опытом и ответственностью, и миром детей с их стремлением к самостоятельности и потребностью в безопасности. Каждый пункт договора — это опора этого моста, делающая его крепче и надёжнее.
Этот инструмент становится особенно ценным в подростковом возрасте, когда традиционные методы воспитания уже не работают так эффективно, а потребность в автономии растёт с каждым днём. Договор помогает найти тот самый баланс между свободой и ответственностью.
Теоретическая основа
Методика базируется на принципах позитивной психологии и теории социального научения. Создание договора доверия способствует развитию ответственности, самостоятельности и навыков ведения переговоров, одновременно укрепляя семейные связи через совместное принятие решений.
Исследования показывают, что чёткие, совместно выработанные правила и договорённости значительно снижают уровень конфликтности в семье и способствуют формированию здоровых поведенческих паттернов.
Аспект договора | Психологический эффект | Практический результат | Зона ответственности |
---|---|---|---|
Взаимные обязательства | Развитие эмпатии | Снижение конфликтов | Общая |
Границы свободы | Чувство безопасности | Ясность правил | Родительская |
Последствия нарушений | Ответственность | Предсказуемость | Детская |
Цель упражнения
Основная цель — создание чётких, понятных обеим сторонам правил взаимодействия, которые помогут укрепить доверие и взаимопонимание в семье. Упражнение развивает навыки ведения переговоров, способность к компромиссу и умение брать на себя ответственность. Ожидаемый результат включает снижение количества конфликтов, повышение уровня доверия и формирование здоровых границ в отношениях.
Реквизит
- Большой лист бумаги или ватман
- Цветные маркеры или фломастеры
- Стикеры разных цветов
- Красивая папка для хранения договора
- Печать или наклейки для «официального» заверения
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Каждый участник записывает свои ожидания, потребности и опасения на отдельных стикерах.
2. Обсуждение потребностей
Все участники по очереди представляют свои записи, объясняя их важность. Особое внимание уделяется чувствам и потребностям каждой стороны.
3. Формулирование пунктов договора
Совместная работа над созданием конкретных, измеримых и реалистичных пунктов договора. Каждый пункт должен учитывать интересы всех сторон.
4. Определение последствий
Обсуждение и согласование естественных последствий при нарушении договорённостей.
5. Оформление договора
Красивое оформление документа с подписями всех участников и возможным «торжественным» заверением.
Время на каждый этап
- Подготовительный этап: 20-30 минут
- Обсуждение потребностей: 30-40 минут
- Формулирование пунктов: 40-50 минут
- Определение последствий: 20-30 минут
- Оформление договора: 15-20 минут
Примерный размер группы
2-5 человек (родители и дети, возможно участие других значимых членов семьи)
Ключевые моменты для участников
- Будьте честными в выражении своих потребностей
- Слушайте друг друга без осуждения
- Формулируйте пункты конкретно и понятно
- Избегайте обобщений и категоричных требований
- Будьте готовы к компромиссам
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие правила самые важные для каждой стороны?
- Что может помешать соблюдению договорённостей?
- Как мы поймём, что договор работает?
- Когда и как можно пересматривать условия?
- Что делать в случае нарушения договора?
Примеры выполнения
Семья с 14-летним подростком создаёт договор, включающий пункты о времени возвращения домой, использовании гаджетов, выполнении домашних обязанностей. В договоре прописываются конкретные временные рамки, способы предупреждения об опозданиях, распределение домашних дел. Особое внимание уделяется взаимным обязательствам: например, если подросток вовремя выполняет договорённости в течение месяца, время пребывания на улице может быть увеличено.
Интерпретация результатов
Эффективность договора можно оценить по следующим критериям:
- Частота соблюдения договорённостей
- Уменьшение количества конфликтов
- Повышение уровня взаимного доверия
- Улучшение коммуникации в семье
Когда применять
Договор доверия особенно актуален:
- В начале подросткового возраста
- При частых конфликтах из-за правил и ограничений
- В период повышенной потребности ребёнка в автономии
- При необходимости структурировать отношения
Противопоказания: острые конфликтные ситуации, сильное сопротивление одной из сторон, неготовность к компромиссам.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживайте атмосферу равноправия
- Помогайте формулировать пункты конкретно
- Следите за балансом интересов
- Проверяйте реалистичность договорённостей
- Планируйте регулярный пересмотр условий
Возможные модификации упражнения
- Создание визуального договора с рисунками и схемами
- Включение системы бонусов и привилегий
- Разработка цифровой версии договора
- Создание отдельных мини-договоров по конкретным темам
- Добавление элементов геймификации в процесс соблюдения договора
3.4 Упражнение «Мосты общения»
В современном мире, где каждый член семьи часто погружен в свой собственный мир — работы, учебы, социальных сетей — построение прочных мостов общения становится жизненно важной задачей. Это упражнение подобно искусству мостостроения: каждое слово, каждый жест становится кирпичиком в создании надёжной конструкции взаимопонимания.
Представьте себе, что общение — это река, где одни берег — это мир родителя, а другой — мир ребёнка. Между ними постоянно курсируют лодочки слов, жестов и эмоций. Но только крепкий мост может обеспечить надёжную, постоянную связь между этими берегами.
Упражнение «Мосты общения» помогает семье создать систему коммуникации, где каждый участник чувствует себя услышанным и понятым, где слова не разъединяют, а соединяют, где молчание может быть таким же значимым, как и разговор.
Теоретическая основа
Методика базируется на принципах транзактного анализа и теории коммуникации. Особое внимание уделяется развитию навыков активного слушания, невербальной коммуникации и эмоционального интеллекта в контексте семейных отношений.
Научные исследования показывают, что семьи с развитыми коммуникативными навыками демонстрируют более высокий уровень эмоционального благополучия и лучше справляются с кризисными ситуациями.
Тип коммуникации | Инструменты | Эффект | Применение |
---|---|---|---|
Вербальная | Я-сообщения | Ясность намерений | Ежедневно |
Невербальная | Язык тела | Эмоциональная связь | Постоянно |
Письменная | Записки, письма | Глубина понимания | Периодически |
Творческая | Рисунки, символы | Раскрытие чувств | По ситуации |
Цель упражнения
Основная цель — создание многоканальной системы коммуникации в семье, где каждый участник может выражать свои мысли и чувства наиболее комфортным для себя способом. Упражнение развивает навыки эмпатии, активного слушания и конструктивного диалога. Ожидаемый результат включает улучшение взаимопонимания, снижение количества конфликтов и создание атмосферы эмоциональной безопасности.
Реквизит
- Большие листы бумаги для схем коммуникации
- Цветные карандаши или фломастеры
- Карточки с эмоциями
- Небольшие листочки для записок
- Символические предметы для невербального общения
Этапы выполнения
1. Диагностика текущих паттернов общения
Каждый член семьи рисует схему своего типичного дня, отмечая все моменты общения и их характер.
2. Определение коммуникативных барьеров
Совместное обсуждение ситуаций, когда общение затруднено или не приносит желаемого результата.
3. Создание новых каналов коммуникации
Разработка и внедрение различных способов общения, подходящих для разных ситуаций и состояний.
4. Практика новых форм общения
Ежедневное использование выбранных инструментов коммуникации с последующим обсуждением результатов.
5. Анализ и корректировка
Регулярное обсуждение эффективности новых способов общения и их адаптация под меняющиеся потребности семьи.
Время на каждый этап
- Диагностика: 30-40 минут
- Определение барьеров: 20-30 минут
- Создание каналов: 40-50 минут
- Практика: в течение недели
- Анализ: 30 минут в конце недели
Примерный размер группы
2-6 человек (все члены семьи)
Ключевые моменты для участников
- Уважайте предпочитаемый способ общения каждого члена семьи
- Будьте внимательны к невербальным сигналам
- Практикуйте активное слушание
- Давайте время на обдумывание и ответ
- Создавайте безопасное пространство для выражения чувств
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какой способ общения самый комфортный для каждого?
- Что мешает открыто выражать мысли и чувства?
- Как мы можем улучшить понимание друг друга?
- Какие сигналы показывают, что нас не слышат?
- Как мы можем поддерживать связь в сложных ситуациях?
Примеры выполнения
Семья с двумя детьми-подростками создает систему коммуникации, включающую: утренние записки с пожеланиями, специальный семейный чат для срочных сообщений, вечерний круг общения без гаджетов, цветные магниты на холодильнике для обозначения настроения и готовности к разговору. Младший ребенок предпочитает рисовать свои чувства, старший — писать сообщения, родители учатся использовать оба способа.
Интерпретация результатов
Эффективность упражнения можно оценить по следующим параметрам:
- Увеличение частоты позитивных взаимодействий
- Снижение количества недопониманий и конфликтов
- Повышение качества эмоциональной связи
- Рост инициативы в общении от всех членов семьи
Когда применять
Упражнение особенно полезно:
- При появлении коммуникативных барьеров
- В период возрастных кризисов
- При изменении состава семьи
- Для профилактики эмоционального отчуждения
Противопоказания: острые семейные конфликты, требующие профессиональной помощи; серьёзные психологические проблемы у членов семьи.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживайте индивидуальный подход к каждому участнику
- Отмечайте и поощряйте любые позитивные изменения
- Помогайте находить альтернативные способы выражения
- Учитывайте возрастные особенности участников
- Создавайте атмосферу безопасности и принятия
Возможные модификации упражнения
- Создание семейного кода общения (жесты, символы)
- Ведение общего дневника коммуникации
- Использование элементов арт-терапии
- Включение музыкальных элементов в общение
- Разработка семейной карты эмоций и способов их выражения
3.5 Упражнение «Новые традиции»
В каждой семье, как в маленькой вселенной, существуют свои созвездия традиций, освещающие путь из прошлого в будущее. Но иногда эти созвездия нуждаются в обновлении — добавлении новых звёзд, которые сделают семейное небо ярче и богаче. Создание новых традиций — это не просто изобретение очередного ритуала, это искусство плетения невидимых нитей, связывающих сердца близких людей.
Новые традиции подобны свежим росткам на древе семейной жизни. Они привносят энергию обновления, создают пространство для совместного творчества и радости, помогают семье адаптироваться к меняющемуся миру, сохраняя при этом свою уникальность и целостность.
Каждая новая традиция становится маленьким маяком, который освещает путь к более глубокому взаимопониманию и близости, создаёт особые моменты, где время словно замедляется, позволяя насладиться присутствием друг друга.
Теоретическая основа
Методика основывается на принципах системной семейной психологии и ритуальной терапии. Создание новых традиций помогает укрепить семейную идентичность, создать позитивные якоря памяти и усилить эмоциональную связь между членами семьи.
Исследования показывают, что семьи с устойчивыми традициями демонстрируют более высокий уровень психологического благополучия и лучше справляются с жизненными трудностями.
Вид традиции | Психологическое значение | Частота проведения | Основной фокус |
---|---|---|---|
Ежедневные ритуалы | Стабильность | Каждый день | Поддержка |
Еженедельные встречи | Единство | Раз в неделю | Общение |
Сезонные праздники | Радость | По сезонам | Праздник |
Особые события | Уникальность | По случаю | Память |
Цель упражнения
Создание новых семейных традиций, которые будут способствовать укреплению эмоциональных связей, развитию чувства принадлежности и формированию позитивной семейной идентичности. Упражнение развивает креативность, навыки совместного планирования и умение находить радость в простых вещах. Ожидаемый результат включает появление новых точек соприкосновения между членами семьи, создание позитивных воспоминаний и укрепление семейных уз.
Реквизит
- Большой лист бумаги для записи идей
- Цветные маркеры или фломастеры
- Календарь для планирования
- Фотоаппарат или телефон для документирования
- Специальный блокнот для записи традиций
Этапы выполнения
1. Исследование существующих традиций
Составление списка уже существующих семейных традиций, оценка их актуальности и значимости для каждого члена семьи.
2. Мозговой штурм
Генерация идей новых традиций с учётом интересов, возможностей и потребностей всех членов семьи.
3. Выбор и планирование
Отбор наиболее подходящих идей и детальное планирование их реализации.
4. Пробный запуск
Внедрение новой традиции с последующим обсуждением впечатлений и возможных корректировок.
5. Закрепление
Регулярное проведение выбранных традиций с документированием и празднованием успехов.
Время на каждый этап
- Исследование: 30-40 минут
- Мозговой штурм: 40-50 минут
- Выбор и планирование: 30-40 минут
- Пробный запуск: зависит от традиции
- Анализ и корректировка: 20-30 минут
Примерный размер группы
Вся семья (2-8 человек)
Ключевые моменты для участников
- Учитывайте интересы всех членов семьи
- Делайте традиции выполнимыми и приятными
- Не перегружайте календарь традициями
- Будьте гибкими в адаптации традиций
- Документируйте особые моменты
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие моменты семейной жизни хочется сделать особенными?
- Что может препятствовать поддержанию традиций?
- Как сделать традиции интересными для всех?
- Какие ресурсы нужны для поддержания традиций?
- Как адаптировать традиции к меняющимся обстоятельствам?
Примеры выполнения
Семья создаёт традицию «Воскресного приключения»: каждое воскресенье один член семьи планирует небольшое приключение для всех (поход в новое место, необычная активность, творческий проект). Ведётся специальный дневник приключений с фотографиями и заметками, в конце месяца устраивается просмотр лучших моментов и планирование следующих активностей.
Интерпретация результатов
Успешность внедрения новых традиций можно оценить по следующим критериям:
- Регулярность поддержания традиций
- Эмоциональный отклик участников
- Желание продолжать и развивать традицию
- Появление спонтанных дополнений к традициям
Когда применять
Создание новых традиций особенно актуально:
- При переходе семьи на новый этап развития
- В период адаптации к изменениям
- Для укрепления семейных связей
- При появлении признаков эмоционального отдаления
Противопоказания: сильное сопротивление членов семьи, период острого кризиса, когда требуется решение более насущных проблем.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживайте естественность и органичность традиций
- Учитывайте возрастные особенности всех участников
- Помогайте находить баланс между постоянством и гибкостью
- Поощряйте творческий подход и инициативу
- Следите за соблюдением границ и возможностей семьи
Возможные модификации упражнения
- Создание традиций для разных сезонов года
- Разработка мини-традиций для будних дней
- Включение элементов разных культур
- Создание традиций для особых случаев
- Разработка виртуальных традиций для семей, живущих на расстоянии
3.6 Упражнение «Общий проект»
В мире, где каждый член семьи часто погружен в свои индивидуальные задачи и цели, создание общего проекта становится подобно строительству маяка, который собирает всех вместе и освещает путь к более глубокому взаимопониманию. Это не просто совместная деятельность — это создание общего пространства, где каждый может проявить свои сильные стороны и научиться чему-то новому у других.
Общий проект подобен садику, который семья выращивает вместе: каждый вносит свой вклад, и результат становится отражением усилий, творчества и взаимной поддержки всех участников. В процессе такой работы не только создается что-то материальное, но и укрепляются невидимые нити, связывающие членов семьи.
Этот инструмент особенно ценен тем, что позволяет открыть новые грани личности каждого участника, увидеть друг друга в непривычных ролях и создать общую историю успеха, которая станет важной частью семейной летописи.
Теоретическая основа
Методика базируется на принципах проектной деятельности и командообразования в семейной системе. Совместная работа над проектом способствует развитию навыков сотрудничества, коммуникации и решения проблем в безопасном семейном контексте.
Исследования показывают, что семьи, регулярно занимающиеся совместными проектами, демонстрируют более высокий уровень сплоченности и лучше справляются с жизненными вызовами.
Аспект проекта | Роль в развитии | Навыки | Результат |
---|---|---|---|
Планирование | Стратегическое мышление | Организация | Системность |
Реализация | Практические навыки | Сотрудничество | Сплочённость |
Коммуникация | Взаимопонимание | Общение | Близость |
Достижение | Уверенность | Целеполагание | Гордость |
Цель упражнения
Создание и реализация совместного семейного проекта, направленного на укрепление связей между членами семьи через общую деятельность. Упражнение развивает навыки планирования, коммуникации, совместного принятия решений и достижения целей. Ожидаемый результат включает усиление чувства единства, создание общих позитивных воспоминаний и развитие навыков эффективного взаимодействия.
Реквизит
- Большой лист бумаги для планирования
- Материалы для визуализации проекта
- Календарь для отслеживания прогресса
- Инструменты и материалы под конкретный проект
- Фотоаппарат для документирования процесса
Этапы выполнения
1. Выбор проекта
Совместное обсуждение и выбор проекта, интересного всем членам семьи. Важно учесть возможности, интересы и доступные ресурсы.
2. Планирование
Детальная разработка плана действий, распределение ролей и ответственности, определение временных рамок.
3. Подготовка
Сбор необходимых материалов, обучение нужным навыкам, создание рабочего пространства.
4. Реализация
Поэтапное выполнение запланированных действий с регулярными встречами для обсуждения прогресса.
5. Празднование
Торжественное завершение проекта, подведение итогов и планирование следующих шагов.
Время на каждый этап
- Выбор проекта: 1-2 часа
- Планирование: 2-3 часа
- Подготовка: зависит от проекта
- Реализация: от нескольких дней до нескольких месяцев
- Празднование: 2-3 часа
Примерный размер группы
2-8 человек (вся семья)
Ключевые моменты для участников
- Учитывайте мнение каждого члена семьи
- Распределяйте задачи с учетом способностей
- Поддерживайте позитивную атмосферу
- Документируйте процесс
- Празднуйте маленькие победы
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какой проект будет интересен всем?
- Какие навыки мы можем развить?
- Как распределить ответственность?
- Какие ресурсы нам доступны?
- Как мы будем решать возникающие трудности?
Примеры выполнения
Семья решает создать собственный мини-сад на балконе. Папа отвечает за конструкцию полок и систему полива, мама — за выбор растений и планирование ухода, дети — за декорирование горшков и ежедневный мониторинг роста растений. Каждые выходные проводится «садовое совещание», где обсуждается прогресс и планируются следующие шаги. Процесс документируется в специальном дневнике с фотографиями и заметками.
Интерпретация результатов
Успешность проекта можно оценить по следующим критериям:
- Уровень вовлеченности всех участников
- Качество коммуникации в процессе работы
- Достижение поставленных целей
- Удовлетворенность процессом и результатом
Когда применять
Упражнение особенно эффективно:
- Для укрепления семейных связей
- При появлении свободного времени
- В периоды отдаления членов семьи
- Для развития новых семейных интересов
Противопоказания: сильная занятость членов семьи, острые конфликты, отсутствие необходимых ресурсов.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживайте баланс между процессом и результатом
- Помогайте справляться с трудностями
- Следите за равномерным распределением нагрузки
- Поощряйте творческий подход
- Создавайте атмосферу поддержки
Возможные модификации упражнения
- Создание серии мини-проектов
- Включение элементов соревнования
- Добавление социальной составляющей
- Организация взаимодействия с другими семьями
- Создание проекта с образовательным компонентом
3.7 Упражнение «Секретный код»
В каждой семье существует свой особый язык — тайные словечки, особые жесты, понятные только «своим». «Секретный код» — это не просто игра в шпионов, это создание уникального семейного языка, который становится мостиком взаимопонимания и источником радости от принадлежности к особому кругу посвящённых.
Подобно тому, как древние цивилизации создавали свои символы и знаки, каждая семья может разработать собственную систему коммуникации. Это не только увлекательное занятие, но и мощный инструмент для создания чувства единства и особой семейной идентичности.
Секретный код становится своеобразным семейным сокровищем, передающимся из поколения в поколение, обрастающим новыми значениями и историями, делающим общение не только эффективным, но и по-настоящему уникальным.
Теоретическая основа
Методика основана на принципах семиотики и психолингвистики, учитывает особенности формирования групповой идентичности через создание уникальных средств коммуникации. Использование особого языка способствует укреплению семейных связей и развитию креативного мышления.
Исследования показывают, что семьи, имеющие собственные коммуникативные коды, демонстрируют более высокий уровень эмоциональной близости и лучше справляются со стрессовыми ситуациями.
Элемент кода | Функция | Применение | Эффект |
---|---|---|---|
Слова-пароли | Идентификация | Повседневность | Единство |
Жесты | Быстрая связь | Публичные места | Близость |
Символы | Маркировка | Письменное общение | Уникальность |
Ритуалы | Закрепление | Особые моменты | Традиция |
Цель упражнения
Создание уникальной системы семейной коммуникации для укрепления эмоциональных связей и развития чувства принадлежности. Упражнение развивает творческое мышление, навыки невербального общения и способность к созданию и поддержанию семейных традиций. Ожидаемый результат включает появление особого семейного языка, усиление чувства сплочённости и создание дополнительного канала эмоциональной поддержки.
Реквизит
- Блокнот для записи кодов
- Цветные карандаши или маркеры
- Карточки для создания символов
- Фотоаппарат или телефон для фиксации жестов
- Декоративные материалы для оформления кодовой книги
Этапы выполнения
1. Создание базы кода
Определение основных ситуаций, требующих особого языка общения, и базовых элементов кода.
2. Разработка символов
Совместное создание слов, жестов и символов для различных ситуаций и эмоций.
3. Тестирование
Проверка работоспособности кода в различных ситуациях, корректировка при необходимости.
4. Документирование
Создание семейной книги кодов с иллюстрациями и пояснениями.
5. Практика использования
Регулярное применение кода в повседневной жизни и особых ситуациях.
Время на каждый этап
- Создание базы: 40-60 минут
- Разработка символов: 1-2 часа
- Тестирование: неделя
- Документирование: 1-2 часа
- Практика: постоянно
Примерный размер группы
2-6 человек (члены семьи)
Ключевые моменты для участников
- Создавайте простые и запоминающиеся коды
- Учитывайте удобство использования
- Поддерживайте баланс между секретностью и практичностью
- Регулярно практикуйте использование кода
- Будьте открыты к изменениям и дополнениям
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие ситуации требуют особого кода?
- Как сделать код понятным для всех?
- Какие эмоции важно закодировать?
- Как обновлять и развивать код?
- Когда лучше использовать код?
Примеры выполнения
Семья создает систему жестов для общения в общественных местах: поглаживание уха означает «я устал/хочу домой», скрещенные пальцы — «нужна помощь», легкое постукивание по носу — «это секрет». Для дома разработаны специальные словечки: «крокозябра» — беспорядок, «чуфырки» — минуты для себя. Все коды записаны в красивый блокнот с иллюстрациями, который хранится в особом месте.
Интерпретация результатов
Эффективность кода можно оценить по следующим параметрам:
- Частота использования в повседневной жизни
- Точность понимания между членами семьи
- Эмоциональный отклик при использовании
- Появление новых элементов кода
Когда применять
Создание семейного кода особенно полезно:
- Для укрепления семейной идентичности
- В период формирования новой семьи
- При необходимости улучшить коммуникацию
- Для создания особой атмосферы доверия
Противопоказания: избегайте использования кода для манипуляций или создания барьеров в общении с окружающими.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживайте творческую атмосферу
- Следите за этичностью кодов
- Помогайте находить баланс между игрой и практичностью
- Поощряйте регулярное использование
- Содействуйте развитию и обновлению кода
Возможные модификации упражнения
- Создание визуального словаря кодов
- Разработка кодов для разных ситуаций
- Включение элементов других языков
- Создание цифровой версии кодовой книги
- Добавление музыкальных элементов в код
3.8 Упражнение «Совместное хобби»
В современном мире, где каждый член семьи часто погружен в свой собственный мир увлечений, совместное хобби становится той золотой нитью, которая способна создать особое пространство для общего творчества и радости. Это не просто времяпрепровождение, а волшебный котел, в котором смешиваются интересы, таланты и стремления каждого, создавая уникальный семейный опыт.
Совместное хобби подобно садику, где каждый может посадить свой цветок, но ухаживать за этим садом все будут вместе, наблюдая, как из маленьких семян вырастают прекрасные растения общих достижений и радостей. Это пространство, где учатся друг у друга, делятся опытом и создают общие истории успеха.
В процессе совместного увлечения формируется особый микроклимат, где каждый может быть и учителем, и учеником, где естественным образом укрепляются связи между поколениями, а различия в возрасте и опыте становятся преимуществом, а не препятствием.
Теоретическая основа
Методика базируется на принципах совместной деятельности и теории потока. Общее хобби создаёт условия для позитивного взаимодействия, развития эмпатии и формирования глубоких эмоциональных связей через разделённый опыт и общие достижения.
Исследования показывают, что семьи, имеющие общие увлечения, демонстрируют более высокий уровень удовлетворённости отношениями и лучше справляются с жизненными трудностями.
Компонент хобби | Психологический эффект | Развиваемые навыки | Семейный результат |
---|---|---|---|
Обучение | Взаимное развитие | Терпение | Поддержка |
Практика | Совместный опыт | Настойчивость | Сближение |
Достижения | Общий успех | Целеустремленность | Гордость |
Творчество | Самовыражение | Креативность | Уникальность |
Цель упражнения
Создание общего увлекательного занятия, которое объединит членов семьи и станет источником радости и развития для каждого. Упражнение развивает навыки сотрудничества, взаимного обучения и поддержки, способствует формированию общих интересов и целей. Ожидаемый результат включает укрепление эмоциональных связей, создание пространства для качественного совместного времяпрепровождения и развитие новых компетенций.
Реквизит
- Материалы для выбранного хобби
- Дневник достижений
- Фотоаппарат для документирования процесса
- Календарь для планирования занятий
- Место для хранения инструментов и материалов
Этапы выполнения
1. Выбор хобби
Совместное обсуждение и выбор увлечения, которое будет интересно всем членам семьи.
2. Подготовка
Сбор необходимых материалов, организация пространства, изучение основ выбранного хобби.
3. Обучение
Освоение базовых навыков, взаимное обучение, поиск информации и ресурсов.
4. Регулярная практика
Установление режима занятий, постановка общих целей и их достижение.
5. Развитие
Усложнение задач, участие в мероприятиях, расширение горизонтов.
Время на каждый этап
- Выбор хобби: 1-2 часа
- Подготовка: 2-3 часа
- Начальное обучение: 4-6 часов
- Регулярная практика: 2-3 часа в неделю
- Развитие: постоянно
Примерный размер группы
2-6 человек (члены семьи)
Ключевые моменты для участников
- Учитывайте интересы и возможности каждого
- Создавайте атмосферу поддержки и принятия
- Празднуйте общие достижения
- Будьте терпеливы в обучении
- Поддерживайте регулярность занятий
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какое хобби подойдёт всей семье?
- Как распределить роли и обязанности?
- Какие цели мы хотим достичь?
- Как поддерживать интерес и мотивацию?
- Что делать при возникновении трудностей?
Примеры выполнения
Семья выбирает кулинарию как общее хобби. Каждые выходные они вместе готовят новое блюдо: папа отвечает за выбор рецептов и закупку продуктов, мама — за организацию процесса, дети помогают с подготовкой ингредиентов и украшением блюд. Ведётся кулинарный дневник с фотографиями, рецептами и комментариями каждого участника. Раз в месяц устраивается тематический ужин для друзей.
Интерпретация результатов
Успешность совместного хобби можно оценить по следующим критериям:
- Регулярность занятий
- Уровень вовлеченности всех участников
- Развитие навыков и достижений
- Эмоциональная удовлетворенность процессом
Когда применять
Совместное хобби особенно полезно:
- Для укрепления семейных связей
- В периоды эмоционального отдаления
- При желании разнообразить семейный досуг
- Для создания новых семейных традиций
Противопоказания: сильное сопротивление кого-то из членов семьи, отсутствие необходимых ресурсов или времени.
Рекомендации для ведущего
- Помогайте найти баланс между сложностью и доступностью
- Поддерживайте индивидуальный темп каждого
- Создавайте условия для успеха
- Отмечайте прогресс и достижения
- Сохраняйте элемент игры и удовольствия
Возможные модификации упражнения
- Чередование разных хобби по сезонам
- Создание семейного клуба по интересам
- Организация мастер-классов друг для друга
- Участие в тематических мероприятиях
- Ведение блога о семейном хобби
3.9 Упражнение «Тёплые слова»
В ежедневной суете мы часто забываем говорить близким о своих чувствах, считая, что они и так всё знают. Но слова любви и признательности подобны солнечным лучам — они согревают сердце и питают душу, помогая расцветать самым прекрасным качествам в каждом из нас. Это упражнение создаёт особое пространство, где можно безопасно и искренне выразить свои самые глубокие чувства.
Тёплые слова — это как семена добра, которые, будучи посаженными в почву семейных отношений, прорастают крепкими ростками взаимного доверия и понимания. Каждое искреннее слово становится кирпичиком в строительстве крепкого фундамента семейного благополучия.
Регулярная практика выражения признательности и любви создаёт в семье особую атмосферу эмоциональной безопасности, где каждый член семьи чувствует себя ценным и любимым, где есть место для выражения самых нежных чувств.
Теоретическая основа
Методика основана на принципах позитивной психологии и теории привязанности. Регулярное выражение позитивных чувств способствует укреплению эмоциональных связей и формированию здоровой самооценки у всех членов семьи.
Исследования показывают, что семьи, практикующие открытое выражение тёплых чувств, демонстрируют более высокий уровень психологического благополучия и устойчивости к стрессам.
Форма выражения | Психологический эффект | Частота применения | Влияние на отношения |
---|---|---|---|
Вербальная | Эмоциональная поддержка | Ежедневно | Укрепление связи |
Письменная | Глубина осознания | Еженедельно | Рефлексия чувств |
Творческая | Развитие эмпатии | По случаю | Новизна выражения |
Символическая | Создание традиций | Периодически | Ритуализация любви |
Цель упражнения
Создание в семье культуры открытого выражения позитивных чувств и благодарности. Упражнение развивает эмоциональный интеллект, навыки вербализации чувств и способность к эмпатии. Ожидаемый результат включает укрепление эмоциональных связей, повышение уровня взаимного доверия и создание атмосферы безусловного принятия.
Реквизит
- «Банка тёплых слов» или специальная шкатулка
- Цветные карточки для записей
- Красивые ручки или фломастеры
- Декоративные материалы
- Семейный альбом для хранения посланий
Этапы выполнения
1. Создание безопасного пространства
Организация уютного места и времени для выражения чувств, где все чувствуют себя комфортно.
2. Подготовка к выражению чувств
Момент внутренней настройки, размышления о том, что хочется сказать близким.
3. Выражение тёплых слов
Непосредственное выражение чувств в выбранной форме (устно, письменно, творчески).
4. Принятие
Создание атмосферы благодарного принятия выраженных чувств без критики и обесценивания.
5. Сохранение
Фиксация особо значимых моментов в семейном альбоме или специальной шкатулке.
Время на каждый этап
- Создание пространства: 10-15 минут
- Подготовка: 5-10 минут
- Выражение чувств: 15-20 минут
- Принятие: 10-15 минут
- Сохранение: 5-10 минут
Примерный размер группы
2-8 человек (все члены семьи)
Ключевые моменты для участников
- Будьте искренними в выражении чувств
- Избегайте критики и оценок
- Уважайте право каждого на свой способ выражения
- Создавайте атмосферу безопасности
- Практикуйте регулярность выражения чувств
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как часто мы говорим друг другу тёплые слова?
- Какие чувства возникают при выражении и получении признательности?
- Что мешает нам чаще выражать тёплые чувства?
- Какие формы выражения чувств наиболее комфортны?
- Как сделать выражение чувств естественной частью жизни?
Примеры выполнения
Семья создаёт «Банку тёплых слов»: каждый вечер перед сном все пишут на цветных листочках что-то хорошее о других членах семьи и складывают в специальную банку. В воскресенье вечером устраивается семейное чаепитие, где все записки зачитываются вслух. Особо важные послания сохраняются в семейном альбоме с датой и контекстом.
Интерпретация результатов
Эффективность упражнения можно оценить по следующим показателям:
- Частота спонтанного выражения тёплых чувств
- Улучшение эмоционального климата в семье
- Повышение уровня взаимного доверия
- Развитие способности к эмпатии
Когда применять
Упражнение особенно полезно:
- Для профилактики эмоционального выгорания
- В периоды семейных трудностей
- При появлении эмоциональной дистанции
- Для укрепления семейных связей
Противопоказания: острые конфликтные ситуации, когда необходимо сначала разрешить конфликт.
Рекомендации для ведущего
- Создавайте атмосферу принятия и безопасности
- Поддерживайте индивидуальный стиль выражения чувств
- Помогайте находить подходящие слова
- Поощряйте регулярность практики
- Следите за искренностью выражения чувств
Возможные модификации упражнения
- Создание «Карты любви» семьи
- Ведение дневника благодарности
- Организация тематических вечеров признательности
- Создание видео-посланий с тёплыми словами
- Разработка семейной системы выражения любви
3.10 Упражнение «Фотоальбом памяти»
В эпоху цифровых технологий, когда тысячи фотографий хранятся в облаках и на жёстких дисках, создание настоящего семейного фотоальбома становится особым ритуалом, возвращающим нас к осознанному проживанию важных моментов жизни. Это не просто коллекция изображений, а живая летопись семьи, где каждый снимок — это дверь в особый мир воспоминаний и чувств.
Работа над фотоальбомом памяти подобна археологической экспедиции, где каждая находка — фотография — становится поводом для глубокого погружения в историю семьи, для передачи опыта и ценностей между поколениями, для создания общего эмоционального пространства.
Этот процесс становится мостом между прошлым и будущим, помогая осознать ценность каждого момента, запечатлённого на снимках, и создавая особую культуру семейной памяти, где каждый член семьи чувствует свою причастность к общей истории.
Теоретическая основа
Методика основывается на принципах нарративной психологии и фототерапии. Работа с семейными фотографиями способствует укреплению семейной идентичности, развитию эмоционального интеллекта и формированию целостного восприятия семейной истории.
Исследования показывают, что семьи, уделяющие внимание сохранению и обсуждению семейных фотографий, демонстрируют более высокий уровень эмоциональной связи и лучшее понимание семейных ценностей.
Аспект работы | Психологическое значение | Влияние на семью | Развиваемые качества |
---|---|---|---|
Отбор фотографий | Осмысление опыта | Общие ценности | Рефлексия |
Создание историй | Эмоциональная связь | Преемственность | Эмпатия |
Оформление альбома | Творческое выражение | Сотрудничество | Креативность |
Просмотр альбома | Укрепление связей | Единство | Благодарность |
Цель упражнения
Создание живой семейной истории через работу с фотографиями для укрепления межпоколенческих связей и формирования общего эмоционального опыта. Упражнение развивает навыки рефлексии, storytelling и эмоционального интеллекта. Ожидаемый результат включает усиление чувства семейной идентичности, улучшение взаимопонимания и создание материального носителя семейной памяти.
Реквизит
- Фотоальбом или материалы для его создания
- Семейные фотографии
- Материалы для оформления (наклейки, маркеры, бумага)
- Блокнот для записи историй
- Сканер или фотоаппарат для оцифровки старых фото
Этапы выполнения
1. Сбор материалов
Поиск и отбор значимых фотографий, сканирование старых снимков, систематизация по периодам или темам.
2. Создание концепции
Обсуждение структуры альбома, выбор тем и способов организации материала.
3. Сбор историй
Запись рассказов и воспоминаний, связанных с каждой фотографией.
4. Оформление
Творческая работа над созданием страниц альбома, включая подписи и декоративные элементы.
5. Презентация
Совместный просмотр готового альбома, обсуждение историй и воспоминаний.
Время на каждый этап
- Сбор материалов: 2-3 часа
- Создание концепции: 1-2 часа
- Сбор историй: 2-3 часа
- Оформление: 3-4 часа
- Презентация: 1-2 часа
Примерный размер группы
2-10 человек (члены семьи разных поколений)
Ключевые моменты для участников
- Бережно относитесь к памяти каждого
- Уважайте разные точки зрения на события
- Создавайте позитивную атмосферу
- Дайте возможность высказаться каждому
- Фиксируйте важные детали и истории
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие моменты особенно важно сохранить?
- Что каждая фотография рассказывает о нашей семье?
- Какие традиции отражены в снимках?
- Как изменилась семья со временем?
- Какие ценности передаются через поколения?
Примеры выполнения
Семья создаёт тематический альбом «Наши путешествия», где каждый разворот посвящён отдельной поездке. К фотографиям добавляются билеты, открытки, засушенные цветы. Каждый член семьи записывает свои воспоминания и впечатления. Особое внимание уделяется смешным случаям и неожиданным открытиям. В конце каждого раздела оставляется место для планов будущих путешествий.
Интерпретация результатов
Эффективность работы можно оценить по следующим параметрам:
- Глубина эмоционального отклика
- Качество собранных историй
- Уровень вовлеченности всех участников
- Частота обращения к альбому
Когда применять
Создание фотоальбома особенно актуально:
- При переходных периодах в жизни семьи
- Для сохранения важных воспоминаний
- При желании укрепить связь поколений
- Для создания семейных традиций
Противопоказания: острые конфликтные ситуации, недавние травмирующие события в семье.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживайте безопасную атмосферу для воспоминаний
- Помогайте находить позитивные аспекты в каждой истории
- Следите за балансом участия всех членов семьи
- Поощряйте творческий подход к оформлению
- Способствуйте глубинному осмыслению опыта
Возможные модификации упражнения
- Создание тематических мини-альбомов
- Разработка цифровой версии альбома
- Включение видео-воспоминаний
- Организация выставки семейных фотографий
- Создание генеалогического древа с фотографиями
Итоговая таблица упражнений Главы 3
Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение |
---|---|---|
Вечерние разговоры | Коммуникация, эмоциональная связь | 25-40 минут ежедневно |
Воспоминания детства | Эмпатия, понимание | 60-85 минут |
Договор доверия | Границы, ответственность | 125-170 минут |
Мосты общения | Коммуникативные навыки | 140-170 минут + практика |
Новые традиции | Семейная идентичность | 160-210 минут |
Общий проект | Сотрудничество, достижения | 9-14 часов + регулярная практика |
Секретный код | Уникальность, близость | 115-170 минут + практика |
Совместное хобби | Развитие, творчество | 9-14 часов + регулярная практика |
Тёплые слова | Эмоциональная поддержка | 45-70 минут |
Фотоальбом памяти | Семейная история, преемственность | 9-14 часов |