Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Упражнения логопедии
Глава 29. Язык тела
Оглавление
- Внутренний диалог
- Говорящее тело
- Жестовая коммуникация
- Интуитивный язык
- Невербальный контакт
- Пластика общения
- Телесная выразительность
- Техника движений
- Физический интеллект
- Язык прикосновений
29.1 Упражнение «Внутренний диалог»
Описание упражнения
Упражнение «Внутренний диалог» направлено на развитие осознанности телесных ощущений и их связи с речью. Участники учатся прислушиваться к сигналам своего тела и интерпретировать их в контексте коммуникации.
В процессе выполнения упражнения происходит исследование взаимосвязи между внутренними ощущениями и внешним выражением эмоций через речь и движения. Это помогает лучше понимать собственные реакции и развивать более эффективную коммуникацию.
Особое внимание уделяется развитию навыка осознанного присутствия в теле во время речи и способности регулировать свое состояние через телесные практики.
Цель упражнения
- Развитие навыков телесного осознавания при речевом взаимодействии
- Улучшение координации между речью и движением
- Повышение осознанности в коммуникации
- Развитие способности к саморегуляции через телесные практики
Реквизит
- Удобная одежда для движения
- Просторное помещение
- Коврики для упражнений на полу
Бланк самонаблюдения
Время наблюдения | Телесные ощущения | Эмоциональное состояние | Речевые особенности |
---|---|---|---|
Начало практики | Опишите ощущения в теле | Какие эмоции присутствуют | Характер речи |
Середина практики | Изменения в ощущениях | Динамика эмоций | Изменения в речи |
Размер группы
От 6 до 12 человек
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Участники располагаются в удобном положении на ковриках, закрывают глаза и делают несколько глубоких вдохов и выдохов. Ведущий направляет внимание группы на ощущения в теле, начиная с макушки головы и постепенно спускаясь к стопам.
2. Исследование телесных ощущений
Участники начинают медленно двигаться, сохраняя внимание на ощущениях в теле. При возникновении импульса к движению, они позволяют ему проявиться, отмечая, какие части тела стремятся к движению и какие ощущения это вызывает.
3. Включение речи
Постепенно участники начинают озвучивать свои ощущения, описывая словами то, что происходит в теле. Важно сохранять связь между движением и речью, позволяя словам естественно возникать из телесного опыта.
4. Взаимодействие в парах
Участники объединяются в пары и продолжают исследование, по очереди делясь своими наблюдениями с партнером. Один участник двигается и говорит, другой внимательно наблюдает и отмечает согласованность между речью и движением.
Время на каждый этап
- Подготовительный этап: 10 минут
- Исследование телесных ощущений: 15 минут
- Включение речи: 20 минут
- Взаимодействие в парах: 30 минут
Ключевые моменты для участников
- Сохранять внимательность к телесным ощущениям на протяжении всего упражнения
- Не форсировать речь, позволять словам возникать естественно
- Отмечать моменты рассогласования между речью и движением
- Быть искренним в выражении своих ощущений
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменилось ваше восприятие связи между телом и речью?
- Какие открытия вы сделали о своем способе коммуникации?
- В какие моменты вы чувствовали наибольшую согласованность между движением и речью?
- Что было самым сложным в упражнении?
Примеры выполнения
Участник А начинает с медленных движений руками, постепенно включая описание своих ощущений: «Чувствую легкость в кистях… движение как будто расходится волнами… появляется импульс к движению в плечах…» Речь естественно следует за движением, отражая актуальный телесный опыт.
Интерпретация результатов
Наблюдаемый параметр | Интерпретация | Рекомендации |
---|---|---|
Согласованность речи и движения | Высокая естественность взаимодействия | Продолжать развивать навык |
Трудности с вербализацией | Возможная телесная зажатость | Больше внимания подготовительному этапу |
Прерывистость речи | Недостаточная связь с телом | Усилить работу с дыханием |
Когда применять
Упражнение особенно эффективно:
- При работе над координацией речи и движения
- Для развития осознанности в коммуникации
- При подготовке к публичным выступлениям
- В работе с речевыми зажимами
Противопоказания:
- Острые воспалительные процессы
- Тяжелые формы заболеваний опорно-двигательного аппарата
- Острые психические состояния
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную и поддерживающую атмосферу
- Внимательно следить за состоянием участников
- Давать достаточно времени для исследования
- Поощрять искренность и спонтанность в выражении
- Помогать участникам находить индивидуальный темп работы
Возможные модификации упражнений
- Включение работы с голосом (звуки, пение)
- Добавление элементов творческого движения
- Использование музыкального сопровождения
- Работа в малых группах вместо пар
- Включение элементов театральных техник
29.2 Упражнение «Говорящее тело»
Описание упражнения
Упражнение «Говорящее тело» представляет собой комплексную практику, направленную на развитие способности использовать язык тела для усиления речевой выразительности. Участники учатся осознанно использовать различные части тела для поддержки и усиления своего речевого сообщения.
В ходе упражнения исследуется взаимосвязь между различными положениями тела и качеством речи, выявляются наиболее эффективные позы и жесты для разных типов коммуникации. Особое внимание уделяется согласованности вербального и невербального компонентов общения.
Практика включает работу с разными уровнями телесной экспрессии: от микродвижений лица до крупной моторики всего тела, что позволяет развить богатый репертуар выразительных средств для поддержки речи.
Цель упражнения
- Развитие осознанного использования языка тела в речевой коммуникации
- Улучшение координации между речью и телесными проявлениями
- Расширение репертуара выразительных средств в коммуникации
- Повышение эффективности передачи речевого сообщения
- Развитие навыков невербальной коммуникации
Реквизит
- Большое зеркало или зеркальная стена
- Видеокамера для записи и анализа упражнений
- Карточки с описанием различных коммуникативных ситуаций
- Удобная одежда, не стесняющая движений
Карточки для упражнения
Ситуация | Эмоциональный контекст | Целевое сообщение |
---|---|---|
Публичное выступление | Уверенность, воодушевление | Презентация нового проекта |
Дружеская беседа | Эмпатия, поддержка | Обсуждение личных переживаний |
Деловые переговоры | Профессионализм, компетентность | Обсуждение условий сотрудничества |
Размер группы
От 8 до 16 человек
Этапы выполнения
1. Разминка и настройка
Участники выполняют серию упражнений для активизации тела: мягкие потягивания, вращения суставов, расслабление и напряжение различных групп мышц. Особое внимание уделяется раскрепощению мышц лица, шеи и плечевого пояса.
2. Исследование базовых поз
Группа изучает основные положения тела, характерные для разных коммуникативных ситуаций. Участники последовательно принимают различные позы, отмечая их влияние на дыхание, голос и общее состояние. Каждая поза удерживается 1-2 минуты с фокусом внимания на возникающих ощущениях.
3. Работа с жестами
Исследуются различные типы жестов: указательные, изобразительные, эмоциональные, ритмические. Участники практикуют координацию жестов с речью, начиная с простых фраз и постепенно переходя к более сложным речевым конструкциям.
4. Интеграция движения и речи
Участники работают с короткими текстами, экспериментируя с различными способами телесного выражения. Особое внимание уделяется созданию целостного образа, где тело и речь работают как единый инструмент коммуникации.
5. Практика в парах
Участники разбиваются на пары и отрабатывают различные коммуникативные ситуации, давая друг другу обратную связь по поводу согласованности вербального и невербального компонентов общения.
Время на каждый этап
- Разминка и настройка: 15 минут
- Исследование базовых поз: 20 минут
- Работа с жестами: 25 минут
- Интеграция движения и речи: 30 минут
- Практика в парах: 40 минут
Ключевые моменты для участников
- Поддерживать постоянное осознавание связи между телом и речью
- Обращать внимание на естественность и органичность движений
- Следить за соответствием жестов содержанию речи
- Развивать чувствительность к обратной связи от партнёров
- Экспериментировать с разной интенсивностью телесного выражения
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие позы и жесты оказались наиболее комфортными и эффективными?
- В каких ситуациях вы заметили рассогласование между телом и речью?
- Какие телесные паттерны помогают усилить воздействие речи?
- Как изменилось ваше восприятие собственной телесной выразительности?
Примеры выполнения
Пример 1: При работе с публичным выступлением участник начинает с устойчивой позы, ноги на ширине плеч, вес равномерно распределен. Жесты открытые, направленные на аудиторию, движения рук согласованы с ритмом и смысловыми акцентами речи.
Пример 2: В ситуации дружеской беседы участник принимает более расслабленную позу, использует мягкие, округлые жесты, поддерживает зрительный контакт и отражает эмоциональное состояние собеседника через микромимику.
Интерпретация результатов
Параметр наблюдения | Положительные индикаторы | Зоны развития |
---|---|---|
Координация тела и речи | Синхронность движений и слов | Механистичность, рассогласованность |
Выразительность жестов | Уместность, естественность | Скованность, избыточность |
Эмоциональный контакт | Конгруэнтность выражения | Формальность, неискренность |
Когда применять
- При подготовке к публичным выступлениям
- В работе над улучшением коммуникативных навыков
- Для развития навыков самопрезентации
- При коррекции речевых зажимов и блоков
Противопоказания:
- Острые состояния опорно-двигательного аппарата
- Повышенная тревожность или панические атаки
- Серьезные нарушения координации движений
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивать постепенное усложнение заданий
- Уделять внимание индивидуальным особенностям каждого участника
- Поддерживать атмосферу творческого эксперимента
- Давать конструктивную обратную связь
- Следить за физической и эмоциональной безопасностью участников
- Фиксировать и анализировать прогресс каждого участника
Возможные модификации упражнений
- Добавление работы с различными речевыми стилями
- Включение элементов импровизации
- Использование музыкального сопровождения
- Работа с видеозаписью для самоанализа
- Включение элементов ролевой игры
- Практика в разных пространственных условиях
29.3 Упражнение «Жестовая коммуникация»
Описание упражнения
Упражнение «Жестовая коммуникация» представляет собой систематическую работу с жестами как важнейшим компонентом невербальной коммуникации в логопедической практике. Участники осваивают различные типы жестов и учатся их осознанно использовать для усиления речевого воздействия и компенсации речевых трудностей.
В процессе выполнения упражнения происходит глубокое исследование взаимосвязи между жестами и речью, выявляются индивидуальные паттерны жестикуляции и их влияние на качество коммуникации. Особое внимание уделяется развитию способности использовать жесты для поддержки речевого высказывания.
Практика включает работу с культурными особенностями жестов, их семантическим значением и эмоциональной окраской, что позволяет участникам расширить свой коммуникативный репертуар и повысить эффективность межличностного взаимодействия.
Цель упражнения
- Развитие осознанного использования жестов в речевой коммуникации
- Формирование навыков координации жестов и речи
- Расширение репертуара коммуникативных жестов
- Улучшение понимания культурного контекста жестов
- Развитие способности компенсировать речевые трудности с помощью жестов
Реквизит
- Карточки с изображением различных жестов
- Видеокамера для записи упражнений
- Экран для демонстрации видеоматериалов
- Зеркала для самонаблюдения
Классификационная таблица жестов
Тип жеста | Функция | Пример использования | Контекст применения |
---|---|---|---|
Указательные | Направление внимания | Показ направления или объекта | Пространственная ориентация |
Изобразительные | Визуализация информации | Демонстрация размера или формы | Описание предметов |
Регулирующие | Управление коммуникацией | Призыв к тишине | Групповое взаимодействие |
Эмоциональные | Выражение чувств | Жест одобрения | Эмоциональный контакт |
Размер группы
От 6 до 12 человек
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Участники выполняют разминку для рук и плечевого пояса, включающую упражнения на гибкость, координацию и расслабление. Особое внимание уделяется подвижности кистей и пальцев.
2. Знакомство с базовыми жестами
Ведущий демонстрирует и объясняет основные типы жестов, их значение и контекст использования. Участники повторяют жесты, обсуждают их культурные особенности и возможные интерпретации.
3. Практика координации жестов и речи
Участники работают с простыми фразами, добавляя к ним соответствующие жесты. Начинают с медленного темпа, постепенно увеличивая скорость и сложность речевого материала.
4. Творческая импровизация
Упражнения на спонтанное использование жестов в различных коммуникативных ситуациях. Участники получают карточки с ситуациями и должны передать заданную информацию, используя как речь, так и жесты.
5. Работа с обратной связью
Анализ видеозаписей, обсуждение эффективности использованных жестов, корректировка и отработка более точных движений.
Время на каждый этап
- Подготовительный этап: 15 минут
- Знакомство с базовыми жестами: 25 минут
- Практика координации: 30 минут
- Творческая импровизация: 35 минут
- Работа с обратной связью: 25 минут
Ключевые моменты для участников
- Соблюдать естественность и уместность жестов
- Следить за синхронизацией жестов и речи
- Учитывать культурный контекст используемых жестов
- Развивать осознанность в использовании невербальных средств
- Обращать внимание на реакцию собеседника
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие жесты вызывают наибольшее затруднение в использовании?
- Как изменилось качество коммуникации с осознанным использованием жестов?
- Какие культурные различия в использовании жестов вы заметили?
- Как жесты помогают в ситуациях речевых затруднений?
Примеры выполнения
Пример 1: При рассказе о путешествии участник использует указательные жесты для обозначения направлений, изобразительные жесты для описания размеров и форм объектов, эмоциональные жесты для передачи впечатлений.
Пример 2: В деловой презентации участник применяет регулирующие жесты для структурирования информации, указательные жесты для акцентирования внимания на ключевых моментах.
Интерпретация результатов
Критерий оценки | Успешное выполнение | Требуется коррекция |
---|---|---|
Разнообразие жестов | Использование всех типов жестов | Ограниченный набор жестов |
Координация | Плавное сочетание с речью | Рассогласованность движений |
Уместность | Соответствие контексту | Неадекватность ситуации |
Когда применять
- При работе над выразительностью речи
- В ситуациях речевых затруднений
- При подготовке публичных выступлений
- В межкультурной коммуникации
Противопоказания:
- Травмы верхних конечностей в острой фазе
- Выраженные нарушения координации движений
- Состояния повышенной тревожности
Рекомендации для ведущего
- Учитывать индивидуальные особенности участников
- Создавать безопасную атмосферу для экспериментов
- Предоставлять конструктивную обратную связь
- Адаптировать темп работы под группу
- Поощрять творческий подход и инициативу
- Обращать внимание на культурную специфику жестов
Возможные модификации упражнений
- Включение элементов пантомимы
- Работа с профессиональными жестами
- Использование жестового словаря разных культур
- Применение цифровых технологий для анализа движений
- Интеграция с другими невербальными техниками
- Создание индивидуальных жестовых комплексов
29.4 Упражнение «Интуитивный язык»
Описание упражнения
Упражнение «Интуитивный язык» направлено на развитие способности спонтанно и естественно выражать свои мысли и чувства через интеграцию вербальных и невербальных средств коммуникации. Участники учатся доверять своим внутренним импульсам и трансформировать их в осмысленные коммуникативные сигналы.
В основе упражнения лежит принцип свободной экспрессии, где участники исследуют различные способы самовыражения, начиная от простых звуков и движений и постепенно переходя к более сложным формам взаимодействия. Особое внимание уделяется развитию чувствительности к невербальным сигналам собеседника.
Практика включает элементы телесно-ориентированной терапии, импровизации и игровой терапии, что позволяет участникам раскрыть свой природный коммуникативный потенциал и преодолеть речевые барьеры.
Цель упражнения
- Развитие спонтанности в коммуникации
- Усиление связи между эмоциональным состоянием и его выражением
- Преодоление коммуникативных барьеров
- Развитие эмпатического восприятия
- Интеграция различных каналов самовыражения
Реквизит
- Мягкие маты или коврики
- Шарфы или повязки на глаза
- Музыкальные инструменты (простые перкуссионные)
- Карточки с эмоциональными состояниями
Диагностическая карта наблюдения
Параметр | Начало занятия | Середина занятия | Конец занятия |
---|---|---|---|
Спонтанность выражения | Оценка 1-10 | Оценка 1-10 | Оценка 1-10 |
Разнообразие средств | Перечень используемых средств | Перечень используемых средств | Перечень используемых средств |
Эмоциональная включенность | Описание состояния | Описание состояния | Описание состояния |
Размер группы
От 8 до 14 человек
Этапы выполнения
1. Настройка на телесные ощущения
Участники располагаются на матах, закрывают глаза и выполняют серию дыхательных упражнений. Ведущий направляет внимание группы на внутренние ощущения, помогая установить контакт с телом.
2. Звуковая разминка
Начиная с простых звуков (вздохи, мычание, гудение), участники постепенно расширяют свой звуковой репертуар, экспериментируя с громкостью, тембром и длительностью звучания.
3. Спонтанное движение
Участники начинают двигаться, следуя за импульсами тела. Движения могут быть любыми — от микродвижений пальцев до перемещений в пространстве. Важно сохранять связь между движением и внутренним состоянием.
4. Интеграция звука и движения
Объединение звуковой и двигательной экспрессии. Участники исследуют, как разные движения влияют на голос и наоборот.
5. Парное взаимодействие
Работа в парах, где один участник является ведущим, а другой — ведомым. Задача — установить невербальный диалог, используя все освоенные средства выражения.
Время на каждый этап
- Настройка на телесные ощущения: 15 минут
- Звуковая разминка: 20 минут
- Спонтанное движение: 25 минут
- Интеграция звука и движения: 30 минут
- Парное взаимодействие: 40 минут
Ключевые моменты для участников
- Отказ от оценочного отношения к своим проявлениям
- Внимание к внутренним импульсам
- Принятие любых форм самовыражения
- Поддержание связи с телесными ощущениями
- Открытость к эксперименту
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие формы самовыражения оказались наиболее комфортными?
- Что помогало и что мешало спонтанному самовыражению?
- Как менялось восприятие себя в процессе упражнения?
- Какие открытия произошли во время парного взаимодействия?
Примеры выполнения
Пример 1: Участница начинает с мелких движений пальцев, к которым постепенно добавляются тихие звуки. По мере погружения в процесс движения становятся более свободными, появляются развернутые жесты руками, звуки трансформируются в мелодические фразы.
Пример 2: В парном взаимодействии участники начинают с зеркального отражения движений друг друга, затем переходят к спонтанному диалогу, где каждый момент рождает новую форму взаимодействия.
Интерпретация результатов
Наблюдаемый параметр | Позитивные индикаторы | Области для развития |
---|---|---|
Спонтанность | Естественность проявлений | Контроль и зажатость |
Выразительность | Богатство средств выражения | Однообразие проявлений |
Контакт | Чуткость к партнеру | Изоляция, отстраненность |
Когда применять
- При работе с речевыми зажимами
- Для развития коммуникативной гибкости
- В ситуациях эмоционального блокирования
- При подготовке к публичным выступлениям
Противопоказания:
- Острые психотические состояния
- Выраженная социальная тревожность
- Период обострения хронических заболеваний
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безопасности и принятия
- Внимательно отслеживать состояние участников
- Гибко адаптировать темп и интенсивность упражнений
- Оказывать индивидуальную поддержку при необходимости
- Моделировать спонтанное самовыражение
- Быть готовым к различным эмоциональным реакциям
Возможные модификации упражнений
- Включение работы с предметами и материалами
- Использование направленных визуализаций
- Добавление элементов драматерапии
- Интеграция с арт-терапевтическими техниками
- Работа с голосовыми архетипами
- Исследование различных пространственных уровней
29.5 Упражнение «Невербальный контакт»
Описание упражнения
Упражнение «Невербальный контакт» направлено на развитие способности устанавливать и поддерживать коммуникативную связь без использования речи. Участники осваивают различные каналы невербальной коммуникации, учатся считывать и передавать информацию с помощью мимики, взгляда, поз и других невербальных сигналов.
В ходе упражнения особое внимание уделяется развитию чувствительности к невербальным сигналам собеседника, умению интерпретировать язык тела и эмоциональные состояния. Участники исследуют различные способы установления контакта без слов и учатся управлять качеством невербального взаимодействия.
Практика включает элементы социально-психологического тренинга и телесно-ориентированной терапии, что позволяет участникам расширить свой репертуар коммуникативных средств и повысить эффективность невербального общения.
Цель упражнения
- Развитие навыков установления невербального контакта
- Повышение чувствительности к невербальным сигналам
- Расширение репертуара средств невербальной коммуникации
- Улучшение понимания языка тела и мимики
- Развитие эмпатических способностей
Реквизит
- Карточки с эмоциональными состояниями
- Повязки на глаза
- Секундомер
- Зеркала для самонаблюдения
Карта наблюдения за невербальными сигналами
Канал коммуникации | Наблюдаемые элементы | Интерпретация | Эффективность |
---|---|---|---|
Мимика | Движения лицевых мышц | Эмоциональное состояние | 1-10 баллов |
Визуальный контакт | Направление и длительность взгляда | Уровень вовлеченности | 1-10 баллов |
Поза | Положение тела в пространстве | Отношение к ситуации | 1-10 баллов |
Размер группы
От 8 до 16 человек
Этапы выполнения
1. Разминка «Зеркало»
Участники разбиваются на пары и встают лицом друг к другу. Один становится «ведущим», другой — «зеркалом». Задача «зеркала» — максимально точно повторять движения ведущего. Через 5 минут участники меняются ролями.
2. Установление контакта взглядом
Участники свободно перемещаются по помещению. По сигналу ведущего останавливаются и устанавливают зрительный контакт с ближайшим человеком. Удерживают контакт 30 секунд, стараясь передать и считать эмоциональное состояние партнера.
3. Передача эмоций без слов
Работа в парах. Один участник получает карточку с эмоцией и должен передать её партнеру, используя только невербальные средства. Партнер пытается угадать эмоцию и описать, какие сигналы помогли ему в этом.
4. Групповое взаимодействие
Группа выстраивается в круг. Один участник начинает передавать невербальное послание по кругу. Каждый следующий участник должен максимально точно повторить полученное послание следующему. В конце сравнивается исходное и конечное сообщение.
5. Невербальный диалог
Участники в парах ведут «разговор» без слов на заданную тему (например, «планирование совместного путешествия», «обсуждение фильма»). После упражнения каждая пара делится своими впечатлениями и сверяет понимание «диалога».
Время на каждый этап
- Разминка «Зеркало»: 10 минут
- Установление контакта взглядом: 15 минут
- Передача эмоций без слов: 25 минут
- Групповое взаимодействие: 20 минут
- Невербальный диалог: 30 минут
Ключевые моменты для участников
- Сохранять высокий уровень внимания к невербальным сигналам
- Развивать чувствительность к тонким изменениям в выражении лица и позе
- Отслеживать собственные непроизвольные реакции
- Практиковать осознанное использование невербальных сигналов
- Учитывать культурные особенности невербальной коммуникации
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие невербальные сигналы было легче всего считывать и передавать?
- С какими трудностями вы столкнулись при невербальной коммуникации?
- Как изменилось ваше восприятие невербальных сигналов в процессе упражнения?
- Какие новые способы невербального общения вы для себя открыли?
Примеры выполнения
Пример 1: В упражнении «Зеркало» участница точно отражает мелкую моторику партнера, включая едва заметные движения пальцев и мимические проявления. Это демонстрирует высокий уровень внимания и развитую способность к невербальному копированию.
Пример 2: При передаче эмоции «разочарование» участник использует комплекс невербальных сигналов: опущенные плечи, избегание зрительного контакта, характерное положение головы. Партнер успешно считывает эмоцию, отмечая важность целостного восприятия всех сигналов.
Интерпретация результатов
Параметр оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Требует развития |
---|---|---|---|
Считывание сигналов | Точное распознавание | Частичное понимание | Затруднения в интерпретации |
Передача информации | Четкие сигналы | Неполная ясность | Размытые сигналы |
Поддержание контакта | Стабильное взаимодействие | Периодические разрывы | Частая потеря контакта |
Когда применять
- При работе над развитием коммуникативных навыков
- В ситуациях межкультурного общения
- При подготовке к публичным выступлениям
- В работе с социальной тревожностью
Противопоказания:
- Острые психические состояния
- Выраженная социальная фобия
- Нарушения зрительного восприятия
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную атмосферу для экспериментирования
- Учитывать индивидуальные особенности участников
- Постепенно усложнять задания
- Давать четкую обратную связь
- Поощрять рефлексию и обмен опытом
- Контролировать временные рамки каждого этапа
Возможные модификации упражнений
- Добавление работы с пространственной дистанцией
- Включение элементов театральных техник
- Использование музыкального сопровождения
- Работа с разными уровнями пространства
- Включение предметов-посредников
- Усложнение сценариев невербального диалога
29.6 Упражнение «Пластика общения»
Описание упражнения
Упражнение «Пластика общения» представляет собой комплексную работу с телесной пластичностью в контексте речевой коммуникации. Участники осваивают различные качества движения и учатся интегрировать их с речью для повышения выразительности и эффективности общения.
В процессе выполнения упражнения исследуются различные характеристики движения (плавность, резкость, текучесть, прерывистость) и их влияние на качество речевого высказывания. Особое внимание уделяется развитию осознанности в управлении телесной пластикой.
Практика включает элементы танцевально-двигательной терапии и сценического движения, что позволяет участникам развить более гибкий и выразительный стиль телесного самовыражения в процессе общения.
Цель упражнения
- Развитие пластичности движений в контексте речевой коммуникации
- Улучшение координации между пластикой тела и речью
- Расширение репертуара выразительных движений
- Повышение осознанности в управлении телесными проявлениями
- Развитие способности к целостному самовыражению
Реквизит
- Просторное помещение с нескользким полом
- Музыкальное оборудование
- Легкие шарфы или ленты
- Карточки с описанием качеств движения
Карта анализа движений
Качество движения | Характеристики | Речевой эффект | Применение |
---|---|---|---|
Плавность | Непрерывность, текучесть | Мелодичность речи | Поэтическая речь |
Резкость | Чёткость границ | Акцентированность | Убеждающая речь |
Ритмичность | Повторяющийся паттерн | Структурированность | Публичные выступления |
Волнообразность | Переменная динамика | Выразительность | Эмоциональная речь |
Размер группы
От 8 до 12 человек
Этапы выполнения
1. Разминка и активизация
Участники выполняют комплекс упражнений для разогрева суставов и мышц. Особое внимание уделяется позвоночнику, шее и плечевому поясу. Движения выполняются с постепенным увеличением амплитуды и сложности.
2. Исследование качеств движения
Последовательно изучаются различные качества движения: плавность, резкость, волнообразность, прерывистость. Каждое качество исследуется сначала изолированно, затем в сочетании с другими.
3. Интеграция с речью
К движениям добавляются звуки и слова. Участники экспериментируют с различными сочетаниями качеств движения и речевых характеристик, отмечая наиболее органичные комбинации.
4. Пластические диалоги
Работа в парах, где участники ведут диалог, сознательно используя различные качества движения для усиления выразительности речи.
5. Групповая композиция
Создание групповой пластико-речевой композиции, где каждый участник вносит свой элемент в общую структуру, сохраняя при этом целостность и гармоничность общего действия.
Время на каждый этап
- Разминка и активизация: 15 минут
- Исследование качеств движения: 25 минут
- Интеграция с речью: 30 минут
- Пластические диалоги: 35 минут
- Групповая композиция: 25 минут
Ключевые моменты для участников
- Поддерживать осознанность в движении и речи
- Сохранять связь между намерением и выражением
- Отслеживать влияние движения на качество речи
- Экспериментировать с различными комбинациями
- Развивать чувствительность к групповой динамике
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие качества движения наиболее органично сочетаются с вашей речью?
- Как изменяется восприятие речи при различных качествах движения?
- Какие комбинации движения и речи оказались наиболее эффективными?
- Что помогает и что мешает достижению пластичности в общении?
Примеры выполнения
Пример 1: При работе над плавностью участник начинает с медленных, текучих движений рук, постепенно добавляя мягкую, мелодичную речь. Движения и голос сливаются в единый поток, создавая впечатление гармоничного единства.
Пример 2: В пластическом диалоге участники используют контрастные качества движения — один говорит и движется резко, отрывисто, другой отвечает плавно и текуче. Это создает интересную динамику взаимодействия и помогает лучше осознать различия в стилях коммуникации.
Интерпретация результатов
Критерий оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
---|---|---|---|
Пластичность | Свободное течение движений | Периодические зажимы | Механистичность |
Интеграция | Полное единство | Частичная согласованность | Разрозненность |
Выразительность | Богатство нюансов | Базовая вариативность | Монотонность |
Когда применять
- При подготовке к публичным выступлениям
- В работе над выразительностью речи
- Для развития коммуникативной пластичности
- При коррекции телесных зажимов
Противопоказания:
- Травмы опорно-двигательного аппарата
- Острые воспалительные процессы
- Тяжелые нарушения координации
Рекомендации для ведущего
- Учитывать физическую подготовку участников
- Следить за безопасностью выполнения движений
- Поощрять индивидуальный стиль выражения
- Создавать атмосферу творческого поиска
- Обеспечивать постепенное усложнение заданий
- Поддерживать баланс между структурой и свободой
Возможные модификации упражнений
- Добавление работы с предметами
- Включение элементов контактной импровизации
- Использование различных музыкальных стилей
- Работа с пространственными уровнями
- Интеграция с дыхательными техниками
- Включение элементов пантомимы
29.7 Упражнение «Телесная выразительность»
Описание упражнения
Упражнение «Телесная выразительность» направлено на развитие способности осознанно использовать тело как инструмент коммуникации и самовыражения. Участники учатся распознавать и управлять различными аспектами телесной экспрессии, включая мышечный тонус, позу, жесты и движения.
В ходе упражнения исследуются разные уровни телесной выразительности: от микродвижений лица до крупномоторных паттернов всего тела. Особое внимание уделяется развитию осознанности в использовании телесных сигналов и их связи с речевым высказыванием.
Практика интегрирует элементы биомеханики, актерского мастерства и телесно-ориентированной психотерапии, что позволяет участникам развить более богатый и нюансированный язык телесного самовыражения.
Цель упражнения
- Развитие осознанности в использовании телесных сигналов
- Расширение диапазона выразительных средств
- Улучшение контроля над мышечным тонусом
- Повышение точности в передаче эмоциональных состояний
- Развитие способности к целостному самовыражению
Реквизит
- Большие зеркала
- Видеокамера для записи и анализа
- Карточки с описанием эмоциональных состояний
- Реквизит для создания образов (шарфы, шляпы)
Шкала оценки телесной выразительности
Компонент | Параметры оценки | Проявления | Рекомендации |
---|---|---|---|
Мимика | Подвижность, разнообразие | Оттенки эмоций | Упражнения для лица |
Пантомимика | Целостность, точность | Жесты и позы | Этюды на выразительность |
Динамика | Темп, ритм, амплитуда | Характер движений | Работа с темпоритмом |
Координация | Согласованность движений | Пластичность | Координационные упражнения |
Размер группы
От 6 до 12 человек
Этапы выполнения
1. Телесная настройка
Участники выполняют комплекс упражнений для активизации тела, включая растяжку, суставную гимнастику и дыхательные упражнения. Особое внимание уделяется освобождению от излишнего напряжения и поиску оптимального мышечного тонуса.
2. Исследование выразительных средств
Последовательная работа с различными аспектами телесной выразительности: мимикой, жестами, позами, походкой. Каждый элемент исследуется отдельно и в сочетании с другими.
3. Эмоциональные этюды
Участники получают карточки с различными эмоциональными состояниями и создают короткие этюды, где эмоция передается преимущественно через телесные проявления.
4. Характерные образы
Создание и воплощение различных характерных образов с акцентом на телесную выразительность. Исследование того, как особенности личности проявляются в телесных паттернах.
5. Интеграция с речью
Объединение наработанных телесных навыков с речевым высказыванием. Поиск органичного сочетания вербального и невербального компонентов.
Время на каждый этап
- Телесная настройка: 20 минут
- Исследование выразительных средств: 30 минут
- Эмоциональные этюды: 35 минут
- Характерные образы: 25 минут
- Интеграция с речью: 30 минут
Ключевые моменты для участников
- Сохранять осознанность в использовании телесных сигналов
- Развивать чувствительность к нюансам телесных проявлений
- Следить за соответствием внутреннего состояния и внешнего выражения
- Поддерживать баланс между контролем и естественностью
- Учитывать контекст и уместность телесных проявлений
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие телесные проявления даются легче всего, а какие вызывают затруднения?
- Как меняется внутреннее состояние при работе с разными типами выразительности?
- Какие открытия о собственной телесной экспрессии были сделаны?
- Как влияет осознанное управление телом на качество коммуникации?
Примеры выполнения
Пример 1: При работе над эмоциональным этюдом «Радость» участница начинает с легкой улыбки, постепенно включая более активную мимику, затем добавляет открытые жесты рук и завершает легкими прыжками, создавая целостный образ радостного состояния.
Пример 2: В характерном этюде «Старый профессор» участник работает с осанкой, темпом движений, характерными жестами, создавая убедительный образ через точные телесные проявления.
Интерпретация результатов
Аспект оценки | Успешное освоение | Средний уровень | Требует развития |
---|---|---|---|
Осознанность | Полный контроль | Частичное управление | Спонтанные реакции |
Выразительность | Яркая, точная | Умеренная | Слабая |
Интеграция | Целостность проявлений | Частичная координация | Разрозненность |
Когда применять
- При подготовке к публичным выступлениям
- В работе над улучшением коммуникативных навыков
- Для развития актерского мастерства
- При коррекции телесных зажимов
Противопоказания:
- Острые заболевания опорно-двигательного аппарата
- Серьезные нарушения координации
- Высокий уровень тревожности
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную и поддерживающую атмосферу
- Учитывать индивидуальные особенности участников
- Давать четкие и понятные инструкции
- Обеспечивать конструктивную обратную связь
- Следить за физической безопасностью участников
- Поощрять творческий подход к заданиям
Возможные модификации упражнений
- Включение работы с масками
- Добавление элементов танцевальной терапии
- Использование музыкального сопровождения
- Работа с различными стилями движения
- Интеграция с техниками импровизации
- Добавление элементов театра теней
29.8 Упражнение «Техника движений»
Описание упражнения
Упражнение «Техника движений» направлено на освоение основ биомеханики движения в контексте речевой деятельности. Участники изучают базовые принципы эффективного движения, учатся контролировать центр тяжести, оптимизировать мышечные усилия и координировать движения с речью.
В ходе упражнения особое внимание уделяется развитию точности и экономичности движений, пониманию механики телесных действий и их влияния на речевой аппарат. Участники осваивают принципы правильной осанки, баланса и координации.
Практика основана на принципах биомеханики, спортивной физиологии и эргономики движения, что позволяет сформировать эффективные двигательные паттерны, поддерживающие речевую активность.
Цель упражнения
- Развитие осознанного контроля над движениями тела
- Формирование правильных двигательных паттернов
- Улучшение координации движений и речи
- Освоение принципов эргономичного движения
- Развитие телесной грамотности
Реквизит
- Гимнастические коврики
- Мячи разного размера
- Гимнастические палки
- Зеркала
- Метроном
Оценочная таблица двигательных навыков
Компонент движения | Критерии оценки | Типичные ошибки | Способы коррекции |
---|---|---|---|
Осанка | Выравнивание позвоночника | Сутулость | Укрепление мышц спины |
Баланс | Устойчивость положения | Перенос веса | Балансировочные упражнения |
Координация | Согласованность действий | Рассогласование | Ритмические упражнения |
Дыхание | Синхронизация с движением | Задержки дыхания | Дыхательная гимнастика |
Размер группы
От 6 до 10 человек
Этапы выполнения
1. Базовая диагностика
Оценка исходного уровня двигательных навыков участников. Анализ осанки, паттернов движения, мышечных напряжений. Определение индивидуальных особенностей и ограничений.
2. Освоение принципов движения
Изучение основных биомеханических принципов: центр тяжести, оси движения, распределение веса, экономия усилий. Выполнение базовых упражнений на понимание этих принципов.
3. Координационные упражнения
Развитие координации через последовательное усложнение движений. Работа с разными частями тела, многозадачность, изменение скорости и направления движения.
4. Интеграция с дыханием
Освоение техник согласования движения и дыхания. Работа над поддержанием свободного дыхания при различных двигательных паттернах.
5. Речедвигательная координация
Объединение освоенных двигательных навыков с речевой активностью. Работа над синхронизацией движения и речи в различных темпах и ритмах.
Время на каждый этап
- Базовая диагностика: 20 минут
- Освоение принципов движения: 30 минут
- Координационные упражнения: 35 минут
- Интеграция с дыханием: 25 минут
- Речедвигательная координация: 30 минут
Ключевые моменты для участников
- Поддерживать осознанность в выполнении движений
- Следить за правильностью исполнения базовых принципов
- Обращать внимание на сигналы тела
- Соблюдать принцип постепенного усложнения
- Контролировать дыхание во время движения
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие движения вызывают наибольшие затруднения?
- Как изменилось ощущение тела после освоения техник?
- Какие принципы движения оказались наиболее полезными?
- Как техника движений влияет на качество речи?
Примеры выполнения
Пример 1: При освоении принципа центра тяжести участник выполняет упражнение «маятник», перенося вес с одной ноги на другую, постепенно добавляя произнесение слогов в момент переноса веса, что помогает почувствовать связь между движением и речью.
Пример 2: В упражнении на координацию участница работает с мячом, выполняя броски с одновременным произнесением скороговорок, постепенно усложняя траекторию броска и темп речи.
Интерпретация результатов
Показатель | Высокий уровень | Средний уровень | Начальный уровень |
---|---|---|---|
Техника движений | Точность и контроль | Некоторая неточность | Значительные ошибки |
Координация | Свободное совмещение | Периодические сбои | Частые рассогласования |
Речевая интеграция | Полная синхронизация | Частичная интеграция | Слабая связь |
Когда применять
- На начальных этапах речевой реабилитации
- При работе над координацией движений и речи
- В процессе коррекции двигательных паттернов
- Для развития телесного осознавания
Противопоказания:
- Острые травмы опорно-двигательного аппарата
- Нестабильность вестибулярного аппарата
- Серьезные нарушения координации
Рекомендации для ведущего
- Проводить тщательную предварительную диагностику
- Учитывать индивидуальные особенности и ограничения
- Обеспечивать постепенное усложнение заданий
- Контролировать правильность выполнения техники
- Давать четкие и понятные инструкции
- Следить за безопасностью выполнения упражнений
Возможные модификации упражнений
- Использование дополнительного оборудования
- Включение элементов спортивных игр
- Работа с разными типами поверхностей
- Добавление музыкального сопровождения
- Интеграция с дыхательными техниками
- Адаптация для разных возрастных групп
29.9 Упражнение «Физический интеллект»
Описание упражнения
Упражнение «Физический интеллект» направлено на развитие способности эффективно использовать тело для решения коммуникативных задач. В основе лежит концепция множественного интеллекта, где телесно-кинестетический интеллект рассматривается как важный компонент общего развития и успешной коммуникации.
В процессе выполнения упражнения участники развивают навыки телесного самопознания, учатся распознавать и интерпретировать сигналы тела, совершенствуют способность к осознанному управлению физическими проявлениями в процессе общения.
Практика включает работу с различными аспектами физического интеллекта: проприоцепцией, кинестетическим осознаванием, телесной памятью и моторным планированием. Особое внимание уделяется интеграции физических навыков с речевой деятельностью.
Цель упражнения
- Развитие телесно-кинестетического интеллекта
- Улучшение навыков телесного самопознания
- Повышение эффективности физической коммуникации
- Развитие моторного планирования
- Интеграция физических и речевых навыков
Реквизит
- Мягкие маты или коврики
- Мячи разного размера и веса
- Балансировочные подушки
- Кинезиологические ленты
- Карточки с заданиями
Карта развития физического интеллекта
Компонент | Навыки | Упражнения | Индикаторы развития |
---|---|---|---|
Проприоцепция | Ощущение положения тела | Балансировка | Точность позиционирования |
Кинестезия | Чувство движения | Координация | Плавность движений |
Телесная память | Запоминание движений | Двигательные паттерны | Воспроизведение последовательностей |
Моторное планирование | Организация движений | Комплексные задания | Эффективность выполнения |
Размер группы
От 6 до 12 человек
Этапы выполнения
1. Телесное сканирование
Участники выполняют последовательное сканирование тела, развивая осознанность и чувствительность к телесным ощущениям. Внимание направляется от стоп к голове, отмечая различные физические сенсации.
2. Проприоцептивная тренировка
Выполнение упражнений на развитие проприоцепции: работа с равновесием, определение положения тела в пространстве, точность движений без зрительного контроля.
3. Кинестетические паттерны
Освоение и отработка различных двигательных паттернов, развитие способности чувствовать и контролировать качество движения.
4. Интеграция с речью
Соединение освоенных физических навыков с речевой активностью, создание комплексных речедвигательных упражнений.
5. Творческое движение
Создание индивидуальных двигательных композиций, объединяющих все изученные элементы с речевым сопровождением.
Время на каждый этап
- Телесное сканирование: 15 минут
- Проприоцептивная тренировка: 25 минут
- Кинестетические паттерны: 30 минут
- Интеграция с речью: 35 минут
- Творческое движение: 25 минут
Ключевые моменты для участников
- Развивать осознанность в телесных ощущениях
- Поддерживать баланс между контролем и спонтанностью
- Отслеживать связь между физическим состоянием и речью
- Практиковать точность и осознанность в движениях
- Развивать способность к комплексному восприятию
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменилось восприятие собственного тела?
- Какие аспекты физического интеллекта оказались наиболее значимыми?
- Как развитие телесной осознанности влияет на речь?
- Какие открытия были сделаны в процессе практики?
Примеры выполнения
Пример 1: На этапе проприоцептивной тренировки участник выполняет упражнение «Слепой скульптор» — с закрытыми глазами принимает определённые позы и удерживает их, развивая чувство положения тела в пространстве. Затем добавляет речевое сопровождение, описывая свои ощущения.
Пример 2: В творческой части участница создает двигательную композицию, где каждому движению соответствует определенная речевая фраза, демонстрируя интеграцию физического и вербального компонентов.
Интерпретация результатов
Критерий оценки | Высокий уровень | Средний уровень | Начальный уровень |
---|---|---|---|
Телесная осознанность | Устойчивое внимание | Периодическое внимание | Слабое осознавание |
Координация | Точный контроль | Частичный контроль | Минимальный контроль |
Интеграция | Полное слияние | Частичное соединение | Разрозненность |
Когда применять
- При работе над развитием координации
- В процессе улучшения речевой выразительности
- Для развития телесной осознанности
- При подготовке к публичным выступлениям
Противопоказания:
- Острые травмы опорно-двигательного аппарата
- Вестибулярные нарушения
- Период обострения хронических заболеваний
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безопасного исследования
- Учитывать индивидуальные особенности участников
- Обеспечивать постепенное усложнение заданий
- Поддерживать баланс между структурой и свободой
- Давать четкую и конструктивную обратную связь
- Помогать в осознании связи между телом и речью
Возможные модификации упражнений
- Включение работы с партнером
- Добавление элементов импровизации
- Использование различных предметов
- Работа с разными уровнями пространства
- Интеграция с дыхательными практиками
- Добавление ритмических компонентов
29.10 Упражнение «Язык прикосновений»
Описание упражнения
Упражнение «Язык прикосновений» фокусируется на развитии тактильной чувствительности и навыков использования прикосновений как дополнительного канала коммуникации в логопедической практике. Особое внимание уделяется этическим аспектам и профессиональным границам при работе с тактильным контактом.
В ходе упражнения участники осваивают различные виды терапевтических прикосновений, учатся различать и применять разные качества касаний в зависимости от терапевтических задач. Работа ведётся с учётом индивидуальных особенностей и границ каждого участника.
Практика основана на современных исследованиях в области нейрофизиологии тактильного восприятия и включает элементы телесно-ориентированной терапии, остеопатических и массажных техник, адаптированных для логопедической работы.
Цель упражнения
- Развитие тактильной чувствительности
- Освоение техник терапевтических прикосновений
- Формирование навыков безопасного тактильного контакта
- Понимание связи между прикосновениями и речевыми реакциями
- Развитие профессиональной этики в работе с прикосновениями
Реквизит
- Массажные мячи разной жёсткости
- Текстурированные материалы
- Мягкие кисточки
- Резиновые массажёры
- Одноразовые салфетки
Диагностическая карта тактильной чувствительности
Зона контакта | Тип прикосновения | Реакция | Терапевтический эффект |
---|---|---|---|
Лицевая область | Лёгкое поглаживание | Расслабление мышц | Снижение напряжения |
Плечевой пояс | Надавливание | Активизация | Повышение тонуса |
Кисти рук | Растирание | Улучшение циркуляции | Координация движений |
Спина | Постукивание | Тонизация | Активизация дыхания |
Размер группы
От 4 до 8 человек (работа в парах)
Этапы выполнения
1. Вводная беседа и установление правил
Обсуждение этических аспектов работы с прикосновениями, установление границ и правил безопасности. Получение информированного согласия от участников.
2. Развитие тактильной чувствительности
Упражнения на развитие чувствительности рук с использованием различных текстур и материалов. Освоение разных качеств прикосновений: лёгкость, глубина, направление, ритм.
3. Освоение базовых техник
Изучение основных типов терапевтических прикосновений: поглаживание, растирание, разминание, вибрация. Практика безопасного применения каждой техники.
4. Интеграция с речевыми упражнениями
Соединение тактильной работы с речевыми упражнениями. Наблюдение за влиянием различных типов прикосновений на речевую активность.
5. Практика в парах
Отработка изученных техник в парах с постоянной обратной связью. Чередование ролей для получения опыта как применения, так и принятия прикосновений.
Время на каждый этап
- Вводная беседа: 20 минут
- Развитие чувствительности: 25 минут
- Освоение техник: 35 минут
- Интеграция с речью: 30 минут
- Практика в парах: 30 минут
Ключевые моменты для участников
- Соблюдать профессиональные границы
- Внимательно следить за реакциями партнёра
- Поддерживать постоянную вербальную коммуникацию
- Учитывать индивидуальные особенности и ограничения
- Соблюдать правила гигиены
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие виды прикосновений оказались наиболее эффективными?
- Как изменилось восприятие тактильного контакта?
- Какие сложности возникли при выполнении упражнений?
- Как прикосновения влияют на речевую активность?
Примеры выполнения
Пример 1: При работе над речевым дыханием логопед использует лёгкие постукивающие движения по спине клиента, синхронизируя их с фазами дыхания. Это помогает клиенту лучше осознавать дыхательный процесс и регулировать его глубину.
Пример 2: В упражнении на артикуляцию специалист применяет мягкий массаж мышц лица, помогая снять излишнее напряжение и способствуя более свободному произнесению звуков.
Интерпретация результатов
Параметр оценки | Положительный результат | Нейтральный результат | Требует внимания |
---|---|---|---|
Тактильная чувствительность | Высокая различительность | Средняя чувствительность | Низкая чувствительность |
Применение техник | Уверенное владение | Базовое освоение | Неуверенное применение |
Речевой отклик | Явное улучшение | Небольшие изменения | Отсутствие эффекта |
Когда применять
- При работе над мышечными зажимами
- В процессе коррекции артикуляции
- При развитии речевого дыхания
- Для активизации речевых центров
Противопоказания:
- Повреждения кожных покровов
- Острые воспалительные процессы
- Тактильная гиперчувствительность
- Психологические травмы, связанные с прикосновениями
Рекомендации для ведущего
- Тщательно проверять наличие противопоказаний
- Поддерживать безопасную и доверительную атмосферу
- Чётко объяснять цель каждого прикосновения
- Регулярно получать обратную связь
- Соблюдать профессиональную этику
- Учитывать культурные особенности участников
Возможные модификации упражнений
- Использование различных массажных инструментов
- Работа с температурными воздействиями
- Включение элементов самомассажа
- Интеграция с дыхательными техниками
- Добавление звуковой стимуляции
- Применение ароматерапии
Сводная таблица упражнений главы 29
Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение |
---|---|---|
29.1 Внутренний диалог | Развитие телесного осознавания и речи | 75 минут |
29.2 Говорящее тело | Интеграция тела и речи | 130 минут |
29.3 Жестовая коммуникация | Развитие жестового репертуара | 130 минут |
29.4 Интуитивный язык | Спонтанная экспрессия | 130 минут |
29.5 Невербальный контакт | Развитие невербальной коммуникации | 100 минут |
29.6 Пластика общения | Развитие пластичности движений | 130 минут |
29.7 Телесная выразительность | Развитие экспрессивности тела | 140 минут |
29.8 Техника движений | Освоение биомеханики движения | 140 минут |
29.9 Физический интеллект | Развитие телесно-кинестетического интеллекта | 130 минут |
29.10 Язык прикосновений | Развитие тактильной коммуникации | 140 минут |