Глава 29. Социальное взаимодействие

Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта


Упражнения профайлинга


Глава 29. Социальное взаимодействие

Оглавление

  1. Анализ отношений
  2. Групповая динамика
  3. Коммуникативные роли
  4. Лидерские позиции
  5. Межличностные связи
  6. Ролевое поведение
  7. Социальные маски
  8. Статусные игры
  9. Стили общения
  10. Формальные отношения

29.1 Упражнение «Социальный барометр»

Описание упражнения

В современном мире социальные связи подобны тончайшей паутине, где каждая нить может рассказать внимательному наблюдателю целую историю. «Социальный барометр» – это упражнение, которое позволяет участникам научиться считывать эти невидимые нити взаимоотношений, словно метеоролог, предсказывающий погоду по едва заметным признакам.

Подобно тому, как опытный моряк может предугадать шторм по легкой ряби на воде, профайлер должен уметь распознавать характер отношений между людьми по минимальным проявлениям их взаимодействия. Это упражнение развивает способность замечать и интерпретировать тонкие сигналы социальной динамики.

В основе упражнения лежит принцип активного наблюдения за группой людей с последующим анализом и картографированием их социальных связей, подобно тому, как картограф составляет детальную карту местности.

Теоретическая основа

Теоретическим фундаментом упражнения служит концепция социометрии Якоба Морено, согласно которой все межличностные отношения можно измерить и представить в виде структурированной схемы. Эта методика позволяет визуализировать невидимые социальные связи и сделать их доступными для анализа.

Современные исследования в области социальной психологии подтверждают, что человек способен интуитивно считывать до 80% информации о характере отношений между людьми, наблюдая за их невербальным поведением в течение всего 30 секунд.

Тип связиХарактерные признакиЧастота проявленияСила связи
ФормальнаяСоблюдение дистанции, официальный тонРегулярная, предсказуемаяНизкая
НеформальнаяСпонтанность, эмоциональностьНерегулярная, спонтаннаяСредняя
ДружескаяОткрытость, доверительностьЧастая, добровольнаяВысокая

Цель упражнения

Упражнение направлено на развитие следующих навыков:

  • Умение распознавать характер отношений между людьми по невербальным признакам
  • Развитие навыков социального картографирования
  • Способность определять статусно-ролевые позиции в группе
  • Понимание групповой динамики и социальной иерархии

Реквизит

  • Бланки для записи наблюдений
  • Схема социального картографирования
  • Цветные маркеры или карандаши
  • Секундомер

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Участники получают бланки наблюдений и знакомятся с системой условных обозначений для различных типов социальных связей. Ведущий объясняет принципы социального картографирования и критерии оценки взаимодействий.

2. Наблюдение

Участники наблюдают за группой людей в естественной обстановке (например, в кафе, на деловой встрече или в общественном месте) в течение определенного времени, фиксируя все замеченные взаимодействия.

3. Картографирование

На основе наблюдений создается социальная карта группы с использованием условных обозначений для различных типов связей и взаимодействий.

4. Анализ

Участники анализируют созданные карты, выявляя ключевые паттерны взаимодействия, центры влияния и характер связей между членами группы.

Время на каждый этап

  • Подготовительный этап: 15 минут
  • Наблюдение: 30-40 минут
  • Картографирование: 20 минут
  • Анализ: 30 минут

Образец бланка наблюдений

УчастникВзаимодействие с кемТип контактаНевербальные признаки
Участник АУчастник БФормальныйУвеличенная дистанция
Участник ВУчастник ГНеформальныйОткрытая поза
Участник ДУчастник ЕДружескийТактильный контакт

Размер группы

Оптимальное количество участников для наблюдения: 5-15 человек. Количество наблюдателей: 2-4 человека.

Ключевые моменты для участников

  • Сохранять нейтральную позицию наблюдателя
  • Фиксировать все заметные взаимодействия
  • Обращать внимание на невербальные сигналы
  • Отмечать частоту и характер контактов
  • Выявлять устойчивые паттерны взаимодействия

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие типы связей преобладают в наблюдаемой группе?
  • Как распределяются роли и статусы?
  • Какие невербальные сигналы наиболее информативны?
  • Как меняется характер взаимодействий во времени?

Примеры выполнения

В офисном пространстве наблюдатель отмечает, что сотрудник А регулярно становится центром неформального общения во время перерывов, при этом поддерживая формальные отношения с руководством. Сотрудники Б и В демонстрируют признаки дружеских отношений, часто обедают вместе и общаются на личные темы.

Интерпретация результатов

Паттерн поведенияЗначениеРекомендации по интерпретации
Частые неформальные контактыВысокий уровень доверияОтмечать контекст взаимодействий
Избегание контактаВозможный конфликтПроверить историю отношений
Групповая изоляцияСтатусные барьерыАнализировать причины изоляции

Когда применять

Упражнение эффективно для:

  • Анализа корпоративной культуры
  • Исследования групповой динамики
  • Выявления неформальных лидеров
  • Диагностики социально-психологического климата

Противопоказания: Не рекомендуется применять в ситуациях острого конфликта или при наличии явного сопротивления со стороны наблюдаемой группы.

Рекомендации для ведущего

  • Подробно объяснить систему условных обозначений
  • Обеспечить комфортные условия для наблюдения
  • Помогать участникам в интерпретации неоднозначных ситуаций
  • Поощрять обмен наблюдениями между участниками
  • Следить за соблюдением этических норм при наблюдении

Возможные модификации упражнений

  • Видеоанализ социальных взаимодействий
  • Сравнительный анализ разных групп
  • Фокусировка на конкретных аспектах взаимодействия
  • Включение элементов ролевой игры
  • Расширение временных рамок наблюдения

29.2 Упражнение «Групповой радар»

Описание упражнения

Подобно тому, как радар улавливает движение объектов в пространстве, «Групповой радар» позволяет участникам фиксировать и анализировать динамику развития группы в реальном времени. Это упражнение помогает увидеть, как группа живет и дышит, словно единый организм.

Каждая группа, будь то команда профессионалов или случайное собрание людей, проходит через определенные стадии развития, создавая уникальный энергетический рисунок взаимодействий. Это упражнение позволяет сделать эти процессы видимыми и понятными.

В процессе выполнения упражнения участники учатся распознавать различные стадии групповой динамики, словно настраивая свой внутренний радар на улавливание тончайших изменений в групповом поле.

Теоретическая основа

Упражнение базируется на классической теории групповой динамики Курта Левина и современных исследованиях в области социальной психологии. Согласно этим теориям, любая группа проходит через определённые стадии развития, каждая из которых имеет свои характерные признаки и особенности.

Важным теоретическим аспектом является понимание циклической природы групповых процессов и их влияния на поведение отдельных участников группы.

Стадия развития группыКлючевые признакиГрупповые процессыРоль лидера
ФормированиеОсторожность, неуверенностьЗнакомство, ориентацияНаправляющая
КонфронтацияКонфликты, противостояниеБорьба за влияниеМодерирующая
НормированиеСтабилизация отношенийВыработка правилПоддерживающая
ФункционированиеПродуктивность, синергияЭффективная работаДелегирующая

Цель упражнения

Развиваемые навыки и компетенции:

  • Способность распознавать стадии развития группы
  • Умение прогнозировать групповые процессы
  • Навыки управления групповой динамикой
  • Понимание механизмов группового взаимодействия

Реквизит

  • Карты наблюдения за групповой динамикой
  • Диагностические бланки
  • Флипчарт или большой лист бумаги
  • Маркеры разных цветов
  • Таймер

Этапы выполнения

1. Подготовка группы

Участники знакомятся с основными понятиями групповой динамики и получают инструменты для наблюдения. Формируются малые группы по 3-4 человека.

2. Активное наблюдение

Каждая малая группа получает задание и начинает работу, в то время как наблюдатели фиксируют проявления групповой динамики.

3. Картирование процессов

Наблюдатели отмечают на временной шкале ключевые моменты групповых процессов, используя специальные символы и цветовые коды.

4. Анализ и обсуждение

Группа совместно анализирует полученные данные, выявляет закономерности и обсуждает обнаруженные паттерны.

Время на каждый этап

  • Подготовка группы: 20 минут
  • Активное наблюдение: 45-60 минут
  • Картирование процессов: 30 минут
  • Анализ и обсуждение: 40 минут

Образец карты наблюдения

ВремяГрупповой процессЭмоциональный фонАктивность группы
0-15 минОриентацияНастороженностьНизкая
15-30 минРаспределение ролейНапряжениеСредняя
30-45 минСогласование правилКонструктивностьВысокая

Размер группы

Оптимальное количество участников: 12-20 человек, разделенных на подгруппы по 3-4 человека. Количество наблюдателей: 2-3 человека на каждую подгруппу.

Ключевые моменты для участников

  • Фокусироваться на процессах, а не на личностях
  • Отслеживать изменения групповой атмосферы
  • Замечать переходные моменты между стадиями
  • Фиксировать влияние внешних факторов на группу
  • Отмечать роль лидера на разных этапах

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как быстро группа проходит разные стадии развития?
  • Какие факторы влияют на групповую динамику?
  • Как проявляются кризисные моменты?
  • Какова роль неформальных лидеров?

Примеры выполнения

В ходе наблюдения за группой стартаперов, работающих над новым проектом, отмечено быстрое прохождение стадии формирования (30 минут) и затяжная стадия конфронтации (2 часа), связанная с различием в видении продукта. После вмешательства фасилитатора группа успешно перешла к стадии нормирования.

Интерпретация результатов

Наблюдаемый паттернИнтерпретацияРекомендуемые действия
Быстрая смена стадийВысокая адаптивность группыПоддержка темпа развития
Застревание на стадииНаличие скрытого конфликтаПроработка противоречий
Возврат к ранней стадииНерешенные групповые задачиАнализ причин регресса

Когда применять

Упражнение особенно эффективно:

  • При формировании новых команд
  • В процессе организационных изменений
  • Для диагностики командных проблем
  • При подготовке групповых фасилитаторов

Противопоказания: Не рекомендуется использовать в группах с высоким уровнем конфликтности или при наличии острого кризиса в команде.

Рекомендации для ведущего

  • Создавать безопасную атмосферу для наблюдения
  • Помогать в интерпретации сложных ситуаций
  • Обращать внимание на этические аспекты наблюдения
  • Поддерживать объективность оценок
  • Способствовать конструктивному обсуждению

Возможные модификации упражнений

  • Наблюдение за виртуальными командами
  • Анализ видеозаписей групповой работы
  • Сравнительный анализ разных типов групп
  • Фокус на конкретных аспектах динамики
  • Расширенное время наблюдения с перерывами

29.3 Упражнение «Коммуникативная палитра»

Описание упражнения

Каждый человек в группе, подобно цвету в палитре художника, привносит свой уникальный оттенок в общую картину коммуникации. «Коммуникативная палитра» – это упражнение, позволяющее участникам научиться различать и анализировать разнообразные коммуникативные роли, которые люди принимают в процессе общения.

Подобно тому, как опытный художник умеет смешивать краски для создания нужного оттенка, профайлер должен уметь распознавать и интерпретировать различные коммуникативные роли и их взаимодействие в группе. Это упражнение помогает развить «цветовое зрение» в области коммуникации.

Участники учатся идентифицировать и анализировать коммуникативные роли в реальном времени, отслеживая их смену и влияние на групповую динамику, словно наблюдая за сменой красок в калейдоскопе общения.

Теоретическая основа

В основе упражнения лежит теория коммуникативных ролей Роберта Бейлза и современные исследования в области групповой коммуникации. Согласно этим теориям, в любой группе существует определенный набор коммуникативных ролей, которые участники принимают осознанно или неосознанно.

Исследования показывают, что эффективность групповой коммуникации во многом зависит от баланса различных коммуникативных ролей и способности участников гибко переключаться между ними в зависимости от ситуации.

Коммуникативная рольОсновные функцииХарактерное поведениеВлияние на группу
ИнициаторЗапуск обсужденийАктивные высказыванияСтимулирующее
КоординаторОрганизация процессаСтруктурирование диалогаУпорядочивающее
ЭкспертИнформационная поддержкаАргументированностьУглубляющее
ГармонизаторСнижение напряженияПоиск компромиссовСтабилизирующее

Цель упражнения

Упражнение направлено на развитие следующих навыков:

  • Способность идентифицировать коммуникативные роли участников группы
  • Умение анализировать эффективность различных коммуникативных паттернов
  • Навык распознавания смены коммуникативных ролей
  • Понимание влияния коммуникативных ролей на групповую динамику

Реквизит

  • Карточки с описанием коммуникативных ролей
  • Бланки наблюдения за коммуникацией
  • Цветные стикеры для маркировки ролей
  • Диктофон для записи обсуждений (по согласованию)

Этапы выполнения

1. Знакомство с ролями

Участники изучают описания основных коммуникативных ролей и их характеристики. Проводится обсуждение примеров из личного опыта.

2. Практическое наблюдение

Группа разделяется на подгруппы, одни участники ведут дискуссию, другие наблюдают и фиксируют проявление различных коммуникативных ролей.

3. Ролевое картирование

Наблюдатели создают карту коммуникативных ролей, отмечая их появление, смену и взаимодействие в процессе групповой работы.

4. Анализ и рефлексия

Участники обсуждают результаты наблюдений, делятся инсайтами и анализируют эффективность различных коммуникативных стратегий.

Время на каждый этап

  • Знакомство с ролями: 25 минут
  • Практическое наблюдение: 40 минут
  • Ролевое картирование: 30 минут
  • Анализ и рефлексия: 35 минут

Образец бланка наблюдения

Временная меткаУчастникКоммуникативная рольЭффект воздействия
10:15Участник АИнициаторАктивизация группы
10:25Участник БЭкспертУглубление темы
10:35Участник ВГармонизаторСнижение напряжения

Размер группы

Оптимальное количество участников: 8-16 человек. Рекомендуемое распределение: 6-8 человек в дискуссионной группе и 2-8 наблюдателей.

Ключевые моменты для участников

  • Концентрироваться на поведенческих проявлениях ролей
  • Отслеживать смену ролей у одного участника
  • Замечать влияние ролей на групповую динамику
  • Фиксировать эффективность разных ролевых комбинаций
  • Отмечать контекст появления определенных ролей

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие роли чаще всего проявляются в группе?
  • Как происходит смена ролей?
  • Какие роли способствуют продуктивности группы?
  • Как распределяются роли в зависимости от задачи?

Примеры выполнения

В ходе наблюдения за рабочей группой, обсуждающей новый проект, было отмечено, что один из участников успешно переключался между ролями инициатора и координатора, что способствовало эффективному продвижению дискуссии. Другой участник стабильно удерживал роль эксперта, обеспечивая группу необходимой информацией и аналитикой.

Интерпретация результатов

Ролевой паттернИнтерпретацияРекомендации
Частая смена ролейГибкость коммуникацииПоддержка адаптивности
Фиксация на ролиРолевая ригидностьРазвитие гибкости
Отсутствие ключевых ролейДисбаланс коммуникацииКоррекция состава

Когда применять

Упражнение эффективно для:

  • Анализа командной коммуникации
  • Развития коммуникативной компетентности
  • Оптимизации групповой работы
  • Подготовки фасилитаторов и модераторов

Противопоказания: Не рекомендуется использовать в группах с высоким уровнем межличностной напряженности или при наличии острого конфликта.

Рекомендации для ведущего

  • Обеспечить четкое понимание критериев наблюдения
  • Поддерживать нейтральность наблюдателей
  • Помогать в интерпретации сложных случаев
  • Способствовать конструктивной обратной связи
  • Следить за соблюдением временных рамок

Возможные модификации упражнений

  • Анализ видеозаписей групповых дискуссий
  • Фокус на специфических коммуникативных ролях
  • Исследование культурных особенностей ролей
  • Изучение онлайн-коммуникации
  • Расширенный анализ ролевой динамики

29.4 Упражнение «Компас лидерства»

Описание упражнения

Подобно тому, как компас указывает на магнитный полюс, упражнение «Компас лидерства» помогает определить различные типы лидерского влияния в группе. Каждый лидер, как уникальный магнитный полюс, создает своё особое поле притяжения, влияющее на поведение и взаимодействие членов группы.

В социальном пространстве группы существуют разные векторы влияния, подобные сторонам света на компасе. Это упражнение позволяет участникам научиться определять эти направления и понимать, как они формируют групповую динамику.

В процессе работы участники учатся различать формальное и неформальное лидерство, выявлять различные стили руководства и анализировать их эффективность в конкретных ситуациях.

Теоретическая основа

Упражнение базируется на современных теориях ситуационного лидерства и концепции распределенного лидерства. Исследования показывают, что эффективность лидера зависит от его способности адаптировать свой стиль к потребностям группы и ситуации.

Важным теоретическим аспектом является понимание многомерности лидерства и различных механизмов влияния на группу.

Тип лидерстваИсточник влиянияСтиль управленияЭффективность
ФормальныйДолжностные полномочияДирективныйСитуативная
НеформальныйЛичный авторитетПартнерскийУстойчивая
СитуативныйЭкспертностьАдаптивныйВысокая
РаспределенныйГрупповое признаниеДемократическийКомплексная

Цель упражнения

Развиваемые навыки и компетенции:

  • Умение распознавать различные типы лидерского влияния в группе
  • Способность анализировать эффективность разных лидерских стилей
  • Навыки определения источников власти и влияния
  • Понимание динамики лидерских позиций в группе

Реквизит

  • Карты наблюдения за лидерскими стилями
  • Диагностические бланки
  • Видеокамера для записи групповой работы (по согласованию)
  • Флипчарт и маркеры

Этапы выполнения

1. Подготовительный этап

Участники знакомятся с различными типами лидерства и критериями их определения. Формируются группы наблюдателей.

2. Моделирование ситуаций

Создаются различные ситуации группового взаимодействия, где могут проявиться разные типы лидерства.

3. Наблюдение и анализ

Наблюдатели фиксируют проявления различных типов лидерского поведения и их влияние на группу.

4. Картирование влияния

Создается карта лидерского влияния в группе с указанием типов, источников и эффективности различных лидерских позиций.

Время на каждый этап

  • Подготовительный этап: 30 минут
  • Моделирование ситуаций: 45-60 минут
  • Наблюдение и анализ: 40 минут
  • Картирование влияния: 35 минут

Образец карты наблюдения

СитуацияТип лидерстваПоведенческие маркерыРеакция группы
КризисДирективныйЧеткие указанияБыстрое подчинение
ОбсуждениеДемократическийВовлечение всехАктивное участие
КонфликтМедиативныйПоиск компромиссаСнижение напряжения

Размер группы

Оптимальный размер группы: 12-15 человек. Рекомендуемое распределение: 8-10 человек в активной группе и 4-5 наблюдателей.

Ключевые моменты для участников

  • Фокусироваться на поведенческих проявлениях лидерства
  • Отслеживать смену лидерских позиций
  • Замечать реакции группы на разные стили лидерства
  • Анализировать эффективность лидерского влияния
  • Учитывать контекст проявления лидерства

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие типы лидерства наиболее эффективны в разных ситуациях?
  • Как происходит смена лидерских позиций?
  • Как влияет стиль лидерства на групповую динамику?
  • Какие факторы определяют успешность лидера?

Примеры выполнения

В ходе наблюдения за проектной командой было отмечено, что в ситуации технического кризиса лидерскую позицию занял специалист с высокой экспертностью, временно заменив формального руководителя. После разрешения кризиса лидерство вернулось к руководителю, который использовал более партнерский стиль для организации дальнейшей работы.

Интерпретация результатов

Лидерский паттернЗначениеРекомендации
Быстрая смена лидераГибкость группыПоддержка адаптивности
Конкуренция лидеровБорьба за влияниеПрояснение ролей
Отсутствие лидераГрупповая дезориентацияРазвитие лидерства

Когда применять

Упражнение особенно эффективно:

  • При формировании новых команд
  • В процессе развития лидерских компетенций
  • При анализе групповой динамики
  • В ситуациях организационных изменений

Противопоказания: Не рекомендуется использовать в группах с явным деструктивным лидерством или острым конфликтом за власть.

Рекомендации для ведущего

  • Обеспечить безопасную атмосферу для наблюдения
  • Помогать в идентификации сложных случаев
  • Поддерживать объективность оценок
  • Способствовать конструктивному обсуждению
  • Учитывать культурный контекст лидерства

Возможные модификации упражнений

  • Фокус на конкретных стилях лидерства
  • Анализ лидерства в виртуальных командах
  • Исследование гендерных аспектов лидерства
  • Изучение кросс-культурного лидерства
  • Долгосрочное наблюдение за развитием лидерства

29.5 Упражнение «Социальная паутина»

Описание упражнения

Подобно тому, как паук плетет свою паутину, нить за нитью, люди создают сложную сеть межличностных связей. «Социальная паутина» – это упражнение, позволяющее увидеть и проанализировать тончайшие нити отношений, связывающие людей в группе.

Каждая связь в социальной сети, словно шелковая нить паутины, имеет свою прочность, направление и качество. Это упражнение помогает участникам научиться различать эти характеристики и понимать их значение для общей структуры отношений.

В процессе выполнения упражнения участники учатся видеть не только явные, но и скрытые связи, формирующие социальную ткань группы, подобно тому как опытный следопыт читает следы на снегу.

Теоретическая основа

В основе упражнения лежат современные теории социальных сетей и концепция социального капитала. Исследования показывают, что качество и структура межличностных связей напрямую влияют на эффективность группы и удовлетворенность её членов.

Особое внимание уделяется концепции силы слабых связей Марка Грановеттера, которая объясняет важность различных типов социальных контактов для функционирования группы.

Тип связиХарактеристикиФункцииИндикаторы
Сильные связиВысокая эмоциональностьПоддержка, довериеЧастый контакт
Слабые связиИнформационный обменНовые возможностиПериодичность
Формальные связиСтруктурированностьКоординацияРегламентация
Потенциальные связиЛатентностьРазвитие сетиВозможности

Цель упражнения

Развиваемые навыки и компетенции:

  • Умение анализировать структуру межличностных отношений в группе
  • Способность выявлять различные типы социальных связей
  • Навыки определения качества и силы межличностных контактов
  • Понимание динамики развития социальных отношений

Реквизит

  • Большие листы бумаги для построения социограмм
  • Цветные маркеры или нити разных цветов
  • Карточки для записи наблюдений
  • Матрицы социальных связей

Этапы выполнения

1. Предварительное картирование

Участники создают первичную карту видимых социальных связей в группе, используя различные цвета для обозначения разных типов отношений.

2. Глубинное наблюдение

Проводится систематическое наблюдение за взаимодействиями в группе с фиксацией частоты, качества и характера контактов.

3. Анализ связей

Участники анализируют собранные данные, выявляя паттерны взаимодействий, центры притяжения и периферийные зоны.

4. Построение социальной карты

Создается детальная карта социальных связей с указанием их типов, силы и направленности.

Время на каждый этап

  • Предварительное картирование: 25 минут
  • Глубинное наблюдение: 45-60 минут
  • Анализ связей: 35 минут
  • Построение социальной карты: 30 минут

Образец матрицы связей

УчастникТип связиСила связиВзаимность
А → БДружескаяСильнаяВзаимная
Б → ВРабочаяСредняяОдносторонняя
В → ГИнформационнаяСлабаяПотенциальная

Размер группы

Оптимальный размер наблюдаемой группы: 7-12 человек. Количество наблюдателей: 3-4 человека.

Ключевые моменты для участников

  • Обращать внимание на частоту и качество контактов
  • Фиксировать направленность связей
  • Отмечать изменения в характере отношений
  • Учитывать контекст взаимодействий
  • Анализировать неформальные связи

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как формируются и развиваются межличностные связи?
  • Какие факторы влияют на прочность отношений?
  • Как определить качество социальных связей?
  • Какую роль играют слабые связи в группе?

Примеры выполнения

При наблюдении за проектной командой было выявлено, что сотрудник А, занимающий формально невысокую позицию, имеет разветвленную сеть неформальных связей, что делает его ключевым информационным узлом. В то же время формальный руководитель Б поддерживает преимущественно сильные связи с ограниченным кругом сотрудников.

Интерпретация результатов

Паттерн связейИнтерпретацияРекомендации
ЦентрализацияИерархичность группыРазвитие горизонтальных связей
КластеризацияФормирование подгруппУкрепление мостов
ИзоляцияКоммуникационные барьерыИнтеграционные меры

Когда применять

Упражнение эффективно для:

  • Анализа групповой структуры
  • Диагностики командных отношений
  • Выявления коммуникационных паттернов
  • Оценки социального капитала группы

Противопоказания: Не рекомендуется использовать в ситуациях острого конфликта или при наличии сильного сопротивления группы.

Рекомендации для ведущего

  • Создавать атмосферу доверия и безопасности
  • Соблюдать этические нормы наблюдения
  • Помогать в интерпретации сложных ситуаций
  • Поддерживать объективность анализа
  • Учитывать контекстные факторы

Возможные модификации упражнений

  • Анализ виртуальных социальных сетей
  • Исследование профессиональных связей
  • Картирование эмоциональных отношений
  • Изучение межгрупповых связей
  • Динамическое отслеживание изменений

29.6 Упражнение «Театр социальных ролей»

Описание упражнения

Подобно актерам на сцене, каждый человек в социальном взаимодействии исполняет определенные роли. «Театр социальных ролей» – это упражнение, позволяющее увидеть, как люди принимают, меняют и адаптируют различные социальные роли в зависимости от контекста и окружения.

Как в настоящем театре, где один актер может играть разные роли, так и в социальном взаимодействии человек демонстрирует различные паттерны ролевого поведения. Это упражнение помогает понять механизмы ролевого переключения и их влияние на групповую динамику.

В ходе упражнения участники учатся распознавать, анализировать и интерпретировать различные роли, которые люди принимают в процессе социального взаимодействия, словно наблюдая за спектаклем через увеличительное стекло профайлера.

Теоретическая основа

Упражнение базируется на драматургическом подходе Ирвинга Гофмана и теории социальных ролей. Согласно этим теориям, социальное поведение можно рассматривать как серию представлений, где люди «играют» определенные роли в зависимости от ситуации и аудитории.

Современные исследования в области социальной психологии подтверждают, что успешность социального взаимодействия во многом зависит от способности человека адекватно воспринимать и исполнять различные социальные роли.

Тип ролиХарактерные признакиФункцииКонтекст проявления
ФормальнаяРегламентированностьОрганизационнаяДеловая среда
НеформальнаяСпонтанностьСоциальнаяЛичное общение
СитуативнаяАдаптивностьАдаптационнаяНовые ситуации
ХабитуальнаяУстойчивостьСтабилизирующаяПривычная среда

Цель упражнения

Развиваемые навыки и компетенции:

  • Умение распознавать различные социальные роли в поведении людей
  • Способность анализировать механизмы ролевого переключения
  • Навыки определения соответствия роли контексту
  • Понимание влияния ролевого поведения на групповую динамику

Реквизит

  • Карточки с описанием социальных ролей
  • Бланки наблюдения за ролевым поведением
  • Видеокамера для записи ролевых игр (по согласованию)
  • Флипчарт и маркеры

Этапы выполнения

1. Подготовка наблюдателей

Участники знакомятся с различными типами социальных ролей и критериями их определения. Обсуждаются индикаторы ролевого поведения.

2. Ролевые игры

Моделируются различные социальные ситуации, где участники естественным образом принимают различные роли.

3. Наблюдение и фиксация

Наблюдатели отмечают проявления различных ролей, их смену и влияние на взаимодействие.

4. Анализ и обсуждение

Группа анализирует замеченные паттерны ролевого поведения и их эффективность.

Время на каждый этап

  • Подготовка наблюдателей: 30 минут
  • Ролевые игры: 45-60 минут
  • Наблюдение и фиксация: 40 минут
  • Анализ и обсуждение: 35 минут

Образец бланка наблюдения

ВремяУчастникПринятая рольПоведенческие маркеры
10:00Участник АЛидерИнициатива, организация
10:15Участник БМедиаторСглаживание конфликта
10:30Участник ВЭкспертАналитические реплики

Размер группы

Оптимальное количество участников: 10-15 человек. Рекомендуемое распределение: 6-8 человек в активной группе и 4-7 наблюдателей.

Ключевые моменты для участников

  • Обращать внимание на вербальные и невербальные проявления ролей
  • Отслеживать моменты ролевого переключения
  • Фиксировать реакции группы на разные роли
  • Анализировать соответствие роли ситуации
  • Отмечать эффективность ролевого поведения

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие роли наиболее часто проявляются в группе?
  • Как происходит смена ролей?
  • Какие факторы влияют на выбор роли?
  • Как группа реагирует на разные роли?

Примеры выполнения

При наблюдении за рабочим совещанием было отмечено, как один из участников легко переключался между ролями эксперта (при обсуждении технических вопросов) и медиатора (при возникновении разногласий), демонстрируя высокую ролевую гибкость. Другой участник устойчиво удерживал роль критика, что создавало определенное напряжение в группе.

Интерпретация результатов

Ролевой паттернЗначениеРекомендации
Гибкая смена ролейВысокая адаптивностьПоддержка гибкости
Ролевая фиксацияРигидность поведенияРазвитие репертуара
Ролевой конфликтНесовместимость ролейПрояснение ожиданий

Когда применять

Упражнение эффективно для:

  • Анализа групповой динамики
  • Развития навыков социальной перцепции
  • Обучения навыкам профайлинга
  • Подготовки социальных психологов

Противопоказания: Не рекомендуется использовать в группах с высоким уровнем социальной тревожности или при наличии острых межличностных конфликтов.

Рекомендации для ведущего

  • Создавать безопасную атмосферу для наблюдения
  • Помогать в интерпретации сложных случаев
  • Поддерживать объективность оценок
  • Способствовать конструктивному обсуждению
  • Учитывать индивидуальные особенности участников

Возможные модификации упражнений

  • Фокус на специфических социальных ролях
  • Анализ профессиональных ролей
  • Исследование культурных аспектов ролей
  • Изучение ролевых конфликтов
  • Тренинг ролевой гибкости

29.7 Упражнение «Калейдоскоп масок»

Описание упражнения

Подобно тому, как калейдоскоп создает бесконечное множество узоров из нескольких элементов, люди используют различные социальные маски, комбинируя их в зависимости от ситуации. «Калейдоскоп масок» – это упражнение, позволяющее увидеть и проанализировать многообразие социальных масок, которые люди надевают в различных контекстах общения.

Каждая социальная маска, как грань драгоценного камня, отражает определенный аспект личности и служит инструментом адаптации к социальной среде. Это упражнение помогает понять, как и почему люди выбирают те или иные маски в разных ситуациях.

В процессе работы участники учатся распознавать различные социальные маски, понимать их функции и анализировать эффективность их использования в разных контекстах социального взаимодействия.

Теоретическая основа

Упражнение основано на концепции персоны Карла Юнга и современных исследованиях в области социальной психологии. Согласно этим теориям, социальные маски являются необходимым инструментом социальной адаптации и самопрезентации.

Важным теоретическим аспектом является понимание функциональности социальных масок и их роли в построении эффективной коммуникации.

Тип маскиФункцияПризнакиКонтекст использования
ПрофессиональнаяДеловая презентацияФормальностьРабочая среда
СоциальнаяГрупповая адаптацияКонформностьОбщественные места
ЗащитнаяПсихологическая защитаОтстраненностьСтрессовые ситуации
ТворческаяСамовыражениеЭкспрессивностьНеформальное общение

Цель упражнения

Развиваемые навыки и компетенции:

  • Умение распознавать различные социальные маски
  • Способность анализировать функциональность масок в разных контекстах
  • Навыки определения конгруэнтности маски ситуации
  • Понимание механизмов смены социальных масок

Реквизит

  • Карточки с описанием социальных ситуаций
  • Бланки наблюдения за социальными масками
  • Видеоматериалы для анализа (опционально)
  • Флипчарт и маркеры

Этапы выполнения

1. Подготовительная фаза

Участники знакомятся с концепцией социальных масок и критериями их распознавания. Обсуждаются различные типы масок и их функции.

2. Наблюдение в реальных условиях

Группа наблюдает за социальными взаимодействиями, фиксируя используемые маски и контекст их применения.

3. Анализ и классификация

Участники анализируют собранные данные, классифицируют наблюдаемые маски и оценивают их эффективность.

4. Обсуждение результатов

Группа обсуждает выявленные паттерны использования социальных масок и их влияние на коммуникацию.

Время на каждый этап

  • Подготовительная фаза: 25 минут
  • Наблюдение в реальных условиях: 45-60 минут
  • Анализ и классификация: 35 минут
  • Обсуждение результатов: 30 минут

Образец бланка наблюдения

СитуацияИспользуемая маскаПоведенческие маркерыЭффективность
Деловая встречаПрофессиональнаяДеловой стиль общенияВысокая
Неформальная беседаСоциальнаяОткрытость, юморСредняя
Конфликтная ситуацияЗащитнаяСдержанностьУмеренная

Размер группы

Оптимальное количество участников: 8-12 человек. Рекомендуемое распределение: 5-7 человек в активной группе и 3-5 наблюдателей.

Ключевые моменты для участников

  • Фокусироваться на контексте использования масок
  • Отмечать признаки смены масок
  • Анализировать конгруэнтность маски ситуации
  • Оценивать эффективность выбранных масок
  • Учитывать невербальные проявления

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как выбор маски влияет на эффективность коммуникации?
  • Какие факторы определяют выбор социальной маски?
  • Как распознать неконгруэнтность маски?
  • Каковы признаки эффективного использования масок?

Примеры выполнения

В ходе наблюдения за менеджером среднего звена было отмечено умелое переключение между профессиональной маской (при общении с руководством), социальной маской (при взаимодействии с коллегами) и более неформальной маской (в общении с подчиненными). Эта гибкость позволяла ему эффективно выполнять свои функции на разных уровнях организации.

Интерпретация результатов

Паттерн использованияЗначениеРекомендации
Гибкая смена масокВысокая адаптивностьРазвитие репертуара
Фиксация на маскеРигидность поведенияРасширение диапазона
НеконгруэнтностьВнутренний конфликтРабота над аутентичностью

Когда применять

Упражнение эффективно для:

  • Развития навыков социальной перцепции
  • Анализа коммуникативных стратегий
  • Подготовки специалистов по профайлингу
  • Тренинга социальной компетентности

Противопоказания: Не рекомендуется использовать в группах с высоким уровнем социальной тревожности или при наличии серьезных психологических проблем у участников.

Рекомендации для ведущего

  • Создавать безопасную атмосферу для наблюдения
  • Поддерживать нейтральность в оценках
  • Помогать в интерпретации наблюдений
  • Фокусироваться на функциональности масок
  • Избегать оценочных суждений

Возможные модификации упражнений

  • Анализ профессиональных масок
  • Исследование культурных особенностей масок
  • Изучение гендерных аспектов масок
  • Работа с виртуальными масками
  • Тренинг аутентичности

29.8 Упражнение «Статусная динамика»

Описание упражнения

Подобно тому, как шахматные фигуры имеют разную ценность и возможности хода, люди в социальном пространстве обладают различными статусными позициями. «Статусная динамика» – это упражнение, помогающее увидеть и проанализировать тонкую игру статусов, которая разворачивается в процессе социального взаимодействия.

В социальном взаимодействии статус постоянно находится в движении, как ртуть в термометре – он может повышаться или понижаться в зависимости от множества факторов. Это упражнение позволяет отследить эти изменения и понять их механизмы.

Участники учатся распознавать статусные сигналы, анализировать статусные игры и понимать, как статусное позиционирование влияет на эффективность коммуникации и групповую динамику.

Теоретическая основа

Упражнение базируется на теории статусного обмена и концепции символического интеракционизма. Исследования показывают, что понимание статусной динамики критически важно для успешной социальной адаптации и эффективного взаимодействия.

Особое внимание уделяется концепции статусных маркеров и их роли в социальном взаимодействии.

Статусный маркерПроявленияФункцияКонтекст
ВербальныйРечевые паттерныПозиционированиеКоммуникация
НевербальныйЯзык телаДемонстрацияПоведение
СимволическийАтрибуты статусаИдентификацияСоциальное
ПоведенческийДействияУтверждениеВзаимодействие

Цель упражнения

Развиваемые навыки и компетенции:

  • Умение распознавать статусные сигналы в поведении людей
  • Способность анализировать динамику статусных изменений
  • Навыки определения статусных игр и стратегий
  • Понимание влияния статуса на групповые процессы

Реквизит

  • Карты наблюдения за статусным поведением
  • Бланки фиксации статусной динамики
  • Видеоматериалы для анализа (опционально)
  • Таблицы статусных маркеров

Этапы выполнения

1. Теоретическое введение

Участники знакомятся с концепцией статуса и различными формами его проявления в социальном взаимодействии.

2. Практическое наблюдение

Группа наблюдает за реальными взаимодействиями, фиксируя статусные сигналы и их изменения.

3. Анализ статусной динамики

Участники анализируют собранные данные, выявляя паттерны статусного поведения и стратегии статусных игр.

4. Обсуждение наблюдений

Группа обсуждает выявленные закономерности и их влияние на эффективность коммуникации.

Время на каждый этап

  • Теоретическое введение: 30 минут
  • Практическое наблюдение: 45-60 минут
  • Анализ статусной динамики: 40 минут
  • Обсуждение наблюдений: 35 минут

Образец карты наблюдения

ВремяДействиеСтатусный сигналЭффект
10:00Вход в помещениеУверенная походкаПовышение
10:15ДискуссияУступка в спореПонижение
10:30ПрезентацияЭкспертное мнениеСтабилизация

Размер группы

Оптимальное количество участников: 10-15 человек. Рекомендуемое распределение: 6-8 человек в активной группе и 4-7 наблюдателей.

Ключевые моменты для участников

  • Фокусироваться на вербальных и невербальных статусных сигналах
  • Отслеживать динамику статусных изменений
  • Анализировать контекст статусного поведения
  • Замечать статусные игры и стратегии
  • Оценивать эффективность статусного позиционирования

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Какие факторы влияют на статусную позицию?
  • Как происходит статусное регулирование в группе?
  • Какие стратегии статусных игр наиболее эффективны?
  • Как статус влияет на групповую динамику?

Примеры выполнения

В ходе наблюдения за деловым совещанием было отмечено, как молодой специалист успешно повысил свой статус через демонстрацию экспертных знаний и уверенное, но уважительное поведение. В то же время, более опытный сотрудник потерял часть статусных позиций из-за излишне агрессивного отстаивания устаревшего подхода.

Интерпретация результатов

Статусный паттернЗначениеРекомендации
Стабильный высокийУстойчивое влияниеПоддержание позиции
ФлуктуирующийНеустойчивость позицииСтабилизация статуса
НисходящийПотеря влиянияКоррекция стратегии

Когда применять

Упражнение эффективно для:

  • Анализа групповой динамики
  • Развития лидерских компетенций
  • Обучения навыкам профайлинга
  • Подготовки переговорщиков

Противопоказания: Не рекомендуется использовать в группах с высоким уровнем конфликтности или при наличии острой борьбы за статус.

Рекомендации для ведущего

  • Поддерживать нейтральную позицию наблюдателя
  • Помогать в интерпретации сложных случаев
  • Обращать внимание на культурный контекст
  • Способствовать конструктивному обсуждению
  • Учитывать групповую динамику

Возможные модификации упражнений

  • Анализ статусной динамики в онлайн-коммуникации
  • Исследование гендерных аспектов статуса
  • Изучение культурных особенностей статусного поведения
  • Фокус на профессиональных статусных играх
  • Тренинг статусной гибкости

29.9 Упражнение «Коммуникативная палитра стилей»

Описание упражнения

Каждый стиль общения, подобно оттенку в палитре художника, имеет свои уникальные характеристики и области применения. «Коммуникативная палитра стилей» – это упражнение, позволяющее научиться различать и анализировать различные стили общения в их естественном проявлении.

Как опытный художник смешивает краски для получения нужного оттенка, так и в общении люди часто комбинируют различные стили для достижения своих коммуникативных целей. Это упражнение помогает увидеть эти тонкие сочетания и понять их эффективность.

В процессе выполнения упражнения участники учатся идентифицировать различные стили общения, анализировать их уместность в разных ситуациях и оценивать их влияние на эффективность коммуникации.

Теоретическая основа

Упражнение базируется на классических теориях коммуникативных стилей и современных исследованиях в области межличностного общения. Особое внимание уделяется концепции коммуникативной компетентности и ситуационной адаптивности стилей общения.

Важным теоретическим аспектом является понимание взаимосвязи между стилем общения и эффективностью коммуникации в различных контекстах.

Стиль общенияХарактеристикиСильные стороныОграничения
ДирективныйЧеткость, конкретностьБыстрота решенийДавление
КооперативныйСотрудничествоВзаимопониманиеМедленность
ЭмоциональныйЭкспрессивностьВовлеченностьНестабильность
АналитическийЛогичностьТочностьОтстраненность

Цель упражнения

Развиваемые навыки и компетенции:

  • Умение распознавать различные стили общения
  • Способность анализировать эффективность стилей в разных контекстах
  • Навыки определения доминирующего стиля собеседника
  • Понимание влияния стиля общения на результат коммуникации

Реквизит

  • Карты наблюдения за стилями общения
  • Бланки анализа коммуникативных ситуаций
  • Диктофон для записи диалогов (по согласованию)
  • Описания коммуникативных ситуаций

Этапы выполнения

1. Ознакомление со стилями

Участники изучают основные стили общения, их характеристики и области применения.

2. Наблюдение за коммуникацией

Группа наблюдает за реальными диалогами, фиксируя проявления различных стилей общения.

3. Анализ стилевых паттернов

Участники анализируют собранные данные, выявляя закономерности в использовании различных стилей.

4. Практика распознавания

Тренировка навыков быстрого определения стиля общения собеседника.

Время на каждый этап

  • Ознакомление со стилями: 30 минут
  • Наблюдение за коммуникацией: 45-60 минут
  • Анализ стилевых паттернов: 35 минут
  • Практика распознавания: 30 минут

Образец бланка наблюдения

СитуацияСтиль общенияИндикаторыРезультативность
СовещаниеДирективныйЧеткие указанияВысокая
ОбсуждениеКооперативныйПоиск консенсусаСредняя
КонфликтАналитическийФакты, логикаУмеренная

Размер группы

Оптимальное количество участников: 8-12 человек. Рекомендуемое распределение: 5-7 человек в активной группе и 3-5 наблюдателей.

Ключевые моменты для участников

  • Обращать внимание на вербальные и невербальные компоненты стиля
  • Учитывать контекст коммуникации
  • Отмечать смену стилей общения
  • Анализировать эффективность выбранного стиля
  • Фиксировать реакции собеседников

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как выбор стиля влияет на результат общения?
  • Какие факторы определяют эффективность стиля?
  • Как адаптировать стиль под собеседника?
  • Какие стили наиболее эффективны в разных ситуациях?

Примеры выполнения

При наблюдении за переговорами было отмечено, как опытный менеджер умело переключался между аналитическим стилем (при обсуждении цифр и фактов) и кооперативным стилем (при поиске компромиссных решений). Это позволило ему успешно достичь целей переговоров, сохранив при этом позитивные отношения с партнерами.

Интерпретация результатов

Паттерн стиляИнтерпретацияРекомендации
Гибкая сменаВысокая адаптивностьРазвитие репертуара
Фиксация стиляРигидность общенияРасширение диапазона
НеконгруэнтностьКоммуникативный сбойРабота над согласованностью

Когда применять

Упражнение эффективно для:

  • Развития коммуникативной компетентности
  • Подготовки переговорщиков
  • Обучения менеджеров
  • Тренинга профайлеров

Противопоказания: Не рекомендуется использовать в группах с низким уровнем коммуникативной компетентности или при наличии серьезных межличностных конфликтов.

Рекомендации для ведущего

  • Создавать атмосферу безопасного экспериментирования
  • Поощрять рефлексию участников
  • Помогать в анализе сложных случаев
  • Поддерживать конструктивную обратную связь
  • Учитывать индивидуальные особенности

Возможные модификации упражнений

  • Анализ стилей в онлайн-коммуникации
  • Исследование культурных особенностей стилей
  • Изучение профессиональных стилей общения
  • Тренинг стилевой гибкости
  • Работа с конфликтными стилями

29.10 Упражнение «Формальный протокол»

Описание упражнения

Подобно тому, как дипломатический протокол регулирует международные отношения, формальные отношения в организации подчиняются своим неписаным правилам и кодексам. «Формальный протокол» – это упражнение, позволяющее увидеть и проанализировать тонкую механику формальных взаимодействий в профессиональной среде.

Каждое формальное взаимодействие, как хорошо отлаженный механизм, имеет свои правила и закономерности. Это упражнение помогает участникам научиться считывать эти правила и понимать их влияние на эффективность профессиональной коммуникации.

В ходе упражнения участники учатся распознавать различные уровни формальности, анализировать их уместность и оценивать их влияние на достижение коммуникативных целей.

Теоретическая основа

Упражнение основано на теориях организационного поведения и концепциях формальной коммуникации. Исследования показывают, что понимание формальных протоколов общения является ключевым фактором успеха в профессиональной среде.

Особое внимание уделяется пониманию культурных различий в формальных коммуникациях и их влиянию на деловые отношения.

Уровень формальностиХарактеристикиКонтекст примененияКлючевые маркеры
Строгий формальныйЖесткая регламентацияОфициальные встречиПротокол
Умеренный формальныйДеловой этикетРабочие встречиСтруктурность
Мягкий формальныйГибкие рамкиВнутренние коммуникацииВежливость
Квази-формальныйУсловные правилаНеформальные встречиРитуальность

Цель упражнения

Развиваемые навыки и компетенции:

  • Умение распознавать различные уровни формальности в общении
  • Способность адаптировать коммуникацию к требуемому уровню формальности
  • Навыки определения уместности формального поведения
  • Понимание культурных особенностей формальных отношений

Реквизит

  • Бланки наблюдения за формальными взаимодействиями
  • Карточки с описанием ситуаций
  • Протоколы формальных мероприятий
  • Видеоматериалы для анализа

Этапы выполнения

1. Изучение формальных протоколов

Участники знакомятся с различными уровнями формальности и их характеристиками.

2. Наблюдение за взаимодействиями

Группа наблюдает за реальными формальными коммуникациями, фиксируя их особенности.

3. Анализ формальных паттернов

Участники анализируют собранные данные, выявляя закономерности в формальных взаимодействиях.

4. Практическое моделирование

Отработка навыков адаптации к различным уровням формальности.

Время на каждый этап

  • Изучение протоколов: 30 минут
  • Наблюдение за взаимодействиями: 45-60 минут
  • Анализ паттернов: 35 минут
  • Практическое моделирование: 40 минут

Образец бланка наблюдения

СитуацияУровень формальностиПризнакиЭффективность
Совет директоровСтрогийРегламент, протоколВысокая
Рабочее совещаниеУмеренныйДеловой тонСредняя
Командный брифингМягкийСвободный диалогОптимальная

Размер группы

Оптимальное количество участников: 10-15 человек. Рекомендуемое распределение: 6-8 человек в активной группе и 4-7 наблюдателей.

Ключевые моменты для участников

  • Фокусироваться на вербальных и невербальных маркерах формальности
  • Отслеживать изменения уровня формальности
  • Анализировать культурный контекст
  • Оценивать уместность уровня формальности
  • Замечать нарушения формального протокола

Обсуждение, актуальные вопросы

  • Как определить оптимальный уровень формальности?
  • Какие факторы влияют на выбор формального стиля?
  • Как культурные различия влияют на формальные отношения?
  • Когда уместно снижать уровень формальности?

Примеры выполнения

При наблюдении за международными переговорами было отмечено, как опытный дипломат умело варьировал уровень формальности: использовал строгий протокол во время официальной части, но умело переходил к более мягкому формату во время неформального общения, что способствовало установлению доверительных отношений.

Интерпретация результатов

Паттерн формальностиЗначениеРекомендации
Адекватный уровеньЭффективная коммуникацияПоддержание баланса
Избыточная формальностьКоммуникационные барьерыСнижение напряженности
Недостаточная формальностьРиск конфликтовПовышение структурности

Когда применять

Упражнение эффективно для:

  • Подготовки дипломатов и переговорщиков
  • Обучения бизнес-этикету
  • Развития межкультурной компетентности
  • Тренинга деловой коммуникации

Противопоказания: Не рекомендуется использовать в неформальных группах или при отсутствии необходимости в формальных коммуникациях.

Рекомендации для ведущего

  • Учитывать культурный контекст группы
  • Создавать реалистичные ситуации для практики
  • Помогать в анализе тонких нюансов формальности
  • Поддерживать баланс теории и практики
  • Обращать внимание на культурные различия

Возможные модификации упражнений

  • Анализ формальности в онлайн-коммуникации
  • Исследование культурных протоколов
  • Изучение гендерных аспектов формальности
  • Тренинг международного этикета
  • Работа с нестандартными ситуациями

Итоговая таблица упражнений главы 29

УпражнениеФокусировкаВремя на выполнение
29.1 Социальный барометрАнализ отношений95-105 минут
29.2 Групповой радарГрупповая динамика150-165 минут
29.3 Коммуникативная палитраКоммуникативные роли130-145 минут
29.4 Компас лидерстваЛидерские позиции150-165 минут
29.5 Социальная паутинаМежличностные связи135-150 минут
29.6 Театр социальных ролейРолевое поведение145-160 минут
29.7 Калейдоскоп масокСоциальные маски135-150 минут
29.8 Статусная динамикаСтатусные игры150-165 минут
29.9 Коммуникативная палитра стилейСтили общения140-155 минут
29.10 Формальный протоколФормальные отношения150-170 минут