Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Упражнения профайлинга
Глава 28. Скрытые мотивы
Оглавление
- Анализ желаний
- Вторичные выгоды
- Истинные цели
- Маскировка намерений
- Неосознанные мотивы
- Поведенческие мотивы
- Скрытые интересы
- Социальные мотивы
- Теневые стороны
- Явные мотивы
28.1 Упражнение «Анализ желаний»
Описание упражнения
В современном мире, где каждое действие человека может быть продиктовано множеством скрытых мотивов, важно научиться распознавать истинные желания, скрывающиеся за внешними проявлениями. Это упражнение поможет развить навыки глубинного анализа человеческих потребностей и желаний.
Подобно археологу, который слой за слоем снимает породу, чтобы добраться до древних артефактов, профайлер должен уметь проникать сквозь внешние слои поведения, чтобы увидеть подлинные мотивы человека.
Методика основана на принципе «пирамиды желаний», где каждый уровень раскрывает всё более глубокие и неосознанные стремления личности.
Теоретическая основа
В основе упражнения лежит теория иерархии потребностей Маслоу, дополненная современными исследованиями в области поведенческой психологии и нейролингвистики. Каждое внешнее проявление желания имеет более глубокие корни, уходящие в базовые потребности человека.
Исследования показывают, что люди часто маскируют свои истинные желания под социально приемлемые формы, создавая многослойную структуру мотивации.
Уровень желания | Внешнее проявление | Глубинная потребность |
---|---|---|
Материальный | Стремление к богатству | Потребность в безопасности |
Социальный | Желание признания | Потребность в принадлежности |
Личностный | Стремление к развитию | Потребность в самореализации |
Цель упражнения
Развитие навыков глубинного анализа мотивации человека через распознавание различных уровней желаний и потребностей. Упражнение помогает научиться видеть связь между внешними проявлениями и скрытыми мотивами, что критически важно для профессионального профайлера.
Реквизит
- Бланки для записи наблюдений
- Карточки с описанием различных ситуаций
- Видеоматериалы с примерами поведения
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Участники получают материалы для анализа: видеофрагменты или описания реальных ситуаций, где люди выражают свои желания и стремления. Важно обеспечить разнообразие материала для анализа.
2. Первичный анализ
Наблюдатели фиксируют все внешние проявления желаний, включая вербальные и невербальные признаки. На этом этапе важно записывать все детали без их интерпретации.
3. Глубинный анализ
Участники применяют технику «пяти почему», последовательно углубляясь в причины каждого желания, пока не доберутся до базовой потребности.
4. Систематизация
Выявленные желания классифицируются по уровням и категориям, составляется карта мотивации объекта наблюдения.
Время на этапы
- Подготовительный этап: 15 минут
- Первичный анализ: 30 минут
- Глубинный анализ: 45 минут
- Систематизация: 30 минут
Образец бланка анализа
Внешнее проявление | Уровень 1 | Уровень 2 | Уровень 3 | Базовая потребность |
---|---|---|---|---|
Покупка дорогого автомобиля | Демонстрация статуса | Социальное признание | Чувство превосходства | Безопасность и уважение |
Стремление к повышению | Карьерный рост | Власть и влияние | Контроль ситуации | Самореализация |
Размер группы
Оптимальное количество участников: 8-12 человек, разделенных на пары или тройки для взаимного анализа.
Ключевые моменты для участников
- Избегайте поспешных выводов и стереотипных интерпретаций
- Обращайте внимание на несоответствия между словами и невербальными сигналами
- Учитывайте контекст и социальную среду объекта наблюдения
- Фиксируйте все наблюдения письменно для последующего анализа
Обсуждение и актуальные вопросы
- Какие признаки помогают отличить истинное желание от демонстративного?
- Как культурный контекст влияет на проявление желаний?
- Какие паттерны поведения наиболее часто маскируют глубинные потребности?
Примеры выполнения
Случай 1: Анализ поведения сотрудника, который постоянно вызывается выполнять дополнительную работу. Внешнее проявление — трудоголизм, глубинная потребность — страх потери работы и стремление к безопасности.
Случай 2: Исследование мотивации человека, активно демонстрирующего свои благотворительные акции в социальных сетях. Внешнее проявление — альтруизм, глубинная потребность — социальное признание и повышение статуса.
Интерпретация результатов
Уровень согласованности | Характеристика | Рекомендации |
---|---|---|
Высокий | Желания прозрачны и искренни | Прямая коммуникация |
Средний | Частичная маскировка мотивов | Углубленное исследование |
Низкий | Сильное несоответствие | Поиск скрытых мотивов |
Когда применять
- При анализе поведения в деловых переговорах
- В ситуациях принятия важных решений
- При оценке кандидатов на должность
- В процессе разрешения конфликтов
Противопоказания: Не рекомендуется применять в ситуациях острого эмоционального стресса или при работе с людьми в состоянии кризиса.
Рекомендации для ведущего
- Создавайте безопасную атмосферу для обсуждения наблюдений
- Поощряйте разнообразие интерпретаций
- Следите за соблюдением этических границ при анализе
- Помогайте участникам избегать проекций собственных желаний
Возможные модификации упражнения
- Анализ желаний в письменных текстах (письма, посты в соцсетях)
- Работа с видеозаписями публичных выступлений
- Исследование групповой динамики желаний
- Кросс-культурный анализ проявления желаний
28.2 Упражнение «Вторичные выгоды»
Описание упражнения
Подобно тому, как айсберг скрывает большую часть своей массы под водой, так и человеческие поступки часто имеют неочевидные преимущества, спрятанные под поверхностью явных мотивов. Это упражнение позволяет научиться выявлять скрытые выгоды в поведении людей.
Вторичные выгоды – это те неочевидные преимущества, которые человек получает от определённой ситуации или поведения, даже если на первый взгляд ситуация кажется неблагоприятной.
Методика работает как детектор скрытых бонусов, позволяя увидеть весь спектр преимуществ, которые человек извлекает из своего поведения.
Теоретическая основа
В основе упражнения лежит концепция вторичных выгод из психоанализа, обогащенная современными исследованиями в области поведенческой экономики и теории принятия решений. Любое устойчивое поведение поддерживается системой явных и скрытых преимуществ.
Исследования показывают, что люди часто неосознанно выбирают модели поведения, которые дают им дополнительные, неочевидные преимущества, даже если эти модели кажутся деструктивными на первый взгляд.
Тип выгоды | Внешнее проявление | Скрытое преимущество | Признаки наличия |
---|---|---|---|
Социальная | Жалобы на обстоятельства | Получение внимания | Повторяемость паттерна |
Эмоциональная | Затягивание решений | Избегание ответственности | Систематические отсрочки |
Практическая | Демонстрация некомпетентности | Делегирование сложных задач | Избирательная беспомощность |
Цель упражнения
Развитие навыков выявления неочевидных преимуществ в поведении человека, понимание истинных мотивов поддержания определённых поведенческих паттернов. Упражнение помогает научиться видеть полную картину мотивации, включая скрытые выгоды.
Реквизит
- Матрица анализа вторичных выгод
- Карточки с описанием проблемных ситуаций
- Дневник наблюдений
Этапы выполнения
1. Выбор ситуации для анализа
Участники выбирают конкретную ситуацию или поведенческий паттерн, который кажется нелогичным или неэффективным на первый взгляд.
2. Анализ явных неудобств
Составляется список очевидных негативных последствий данного поведения или ситуации.
3. Поиск скрытых преимуществ
Для каждого негативного аспекта определяются возможные неочевидные выгоды.
4. Проверка гипотез
Участники ищут подтверждения найденным вторичным выгодам в поведении объекта наблюдения.
Время на этапы
- Выбор ситуации: 15 минут
- Анализ неудобств: 20 минут
- Поиск преимуществ: 40 минут
- Проверка гипотез: 25 минут
Образец матрицы анализа
Поведение | Явный минус | Скрытый плюс | Подтверждающие признаки |
---|---|---|---|
Опоздания на встречи | Потеря репутации | Чувство власти над ситуацией | Выборочность опозданий |
Затягивание проекта | Штрафные санкции | Дополнительное финансирование | Периодичность «проблем» |
Конфликтное поведение | Стресс и напряжение | Внимание руководства | Выбор времени конфликтов |
Размер группы
Рекомендуемый размер группы: 6-10 человек. Возможна работа в парах или мини-группах по 3-4 человека.
Ключевые моменты для участников
- Сохраняйте нейтральную позицию при анализе
- Ищите системные паттерны, а не единичные случаи
- Учитывайте контекст и историю поведения
- Проверяйте гипотезы несколькими способами
Обсуждение и актуальные вопросы
- Как отличить реальную вторичную выгоду от случайного совпадения?
- Какие признаки указывают на наличие скрытых преимуществ?
- Как можно использовать понимание вторичных выгод в переговорах?
Примеры выполнения
Пример 1: Анализ ситуации с сотрудником, который регулярно создает конфликты в коллективе. Явный минус – напряженная атмосфера, скрытая выгода – возможность манипулировать руководством через роль «защитника справедливости».
Пример 2: Исследование случая с клиентом, постоянно меняющим требования к проекту. Явный минус – задержки в реализации, скрытая выгода – удержание контроля над подрядчиком через создание неопределенности.
Интерпретация результатов
Количество выгод | Уровень устойчивости паттерна | Рекомендуемые действия |
---|---|---|
1-2 выгоды | Низкая устойчивость | Прямое обсуждение альтернатив |
3-4 выгоды | Средняя устойчивость | Поэтапная работа с каждой выгодой |
5+ выгод | Высокая устойчивость | Комплексная стратегия замещения |
Когда применять
- При анализе сопротивления изменениям
- В ситуациях повторяющихся конфликтов
- При работе с «невыгодным» поведением
- В процессе организационных изменений
Противопоказания: Не рекомендуется применять в ситуациях острого кризиса или при работе с травмирующими событиями.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживайте исследовательскую позицию участников
- Избегайте оценочных суждений
- Помогайте группе видеть системные связи
- Фокусируйте внимание на поиске подтверждающих признаков
Возможные модификации упражнения
- Анализ групповых вторичных выгод
- Исследование организационных паттернов
- Работа с семейными системами
- Анализ социальных феноменов
28.3 Упражнение «Истинные цели»
Описание упражнения
Как опытный следователь распутывает сложное дело, отделяя ложные следы от истинных улик, так и профайлер должен уметь различать декларируемые цели от реальных намерений человека. Это упражнение развивает способность видеть подлинные стремления за фасадом заявленных целей.
В основе методики лежит принцип многослойного анализа целеполагания, где каждый последующий слой раскрывает всё более глубокие и значимые для человека цели, вплоть до базовых жизненных устремлений.
Упражнение построено как детективное расследование, где каждая деталь поведения может стать ключом к пониманию истинных целей человека.
Теоретическая основа
Методика опирается на современные исследования в области поведенческой психологии и теории принятия решений. Согласно исследованиям, люди часто не осознают свои истинные цели, подменяя их социально одобряемыми или навязанными извне.
Важным аспектом является концепция когнитивного диссонанса, который возникает при несоответствии декларируемых и реальных целей, создавая характерные поведенческие паттерны.
Уровень цели | Характеристика | Признаки | Способ выявления |
---|---|---|---|
Декларируемая | Озвученная публично | Формальность изложения | Прямой опрос |
Социальная | Ожидаемая обществом | Стереотипность | Анализ окружения |
Скрытая | Реальная мотивация | Эмоциональная вовлеченность | Глубинное наблюдение |
Цель упражнения
Развитие навыков выявления истинных целей человека через анализ его поведения, речи и невербальных сигналов. Формирование способности отличать подлинные стремления от декларируемых намерений.
Реквизит
- Карта анализа целей
- Дневник наблюдений
- Видеоматериалы для анализа
- Бланки фиксации несоответствий
Этапы выполнения
1. Сбор первичной информации
Участники фиксируют все заявленные цели объекта наблюдения, включая контекст их появления.
2. Анализ поведенческих паттернов
Наблюдение за реальными действиями и их соответствием заявленным целям.
3. Выявление несоответствий
Поиск и анализ расхождений между словами и действиями.
4. Построение гипотез
Формулирование предположений об истинных целях на основе собранных данных.
5. Проверка гипотез
Сбор дополнительной информации для подтверждения или опровержения выдвинутых предположений.
Время на этапы
- Сбор информации: 30 минут
- Анализ паттернов: 45 минут
- Выявление несоответствий: 30 минут
- Построение гипотез: 20 минут
- Проверка: 35 минут
Образец карты анализа целей
Заявленная цель | Реальные действия | Несоответствия | Предполагаемая истинная цель |
---|---|---|---|
Профессиональный рост | Избегание ответственности | Отказ от повышения | Сохранение комфортной зоны |
Помощь коллегам | Создание зависимости | Выборочная поддержка | Усиление влияния |
Оптимизация процессов | Усложнение процедур | Саботаж изменений | Сохранение контроля |
Размер группы
Оптимальное количество участников: 8-12 человек. Возможна работа в малых группах по 2-3 человека.
Ключевые моменты для участников
- Фокусируйтесь на фактах, избегая интерпретаций на начальных этапах
- Отмечайте эмоциональные реакции при обсуждении различных целей
- Обращайте внимание на повторяющиеся паттерны поведения
- Учитывайте контекст и историю взаимоотношений
Обсуждение и актуальные вопросы
- Как распознать истинную цель за социально приемлемым обоснованием?
- Какие поведенческие маркеры указывают на несоответствие целей?
- Как культурный контекст влияет на маскировку истинных целей?
- Каковы типичные способы сокрытия реальных намерений?
Примеры выполнения
Случай 1: Анализ поведения руководителя, декларирующего цель развития команды, но систематически блокирующего инициативы сотрудников. Выявленная истинная цель – сохранение единоличного контроля над процессами.
Случай 2: Исследование мотивации сотрудника, заявляющего о желании карьерного роста, но отказывающегося от предложений повышения. Обнаруженная истинная цель – поддержание образа активного работника без реальных изменений в ответственности.
Интерпретация результатов
Степень расхождения | Признаки | Стратегия работы |
---|---|---|
Незначительная | Отдельные несоответствия | Уточнение деталей |
Существенная | Системные противоречия | Глубинный анализ |
Критическая | Полное несоответствие | Полная переоценка |
Когда применять
- При проведении переговоров
- В процессе отбора персонала
- При анализе конфликтных ситуаций
- В ходе стратегического планирования
Противопоказания: Не рекомендуется применять в ситуациях, требующих быстрого принятия решений или при отсутствии достаточного количества данных для анализа.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживайте нейтральную позицию при анализе
- Помогайте участникам избегать поспешных выводов
- Обращайте внимание на системность наблюдений
- Стимулируйте поиск альтернативных объяснений
Возможные модификации упражнения
- Анализ целей в письменной коммуникации
- Исследование целей в групповой динамике
- Работа с видеозаписями публичных выступлений
- Анализ целеполагания в социальных сетях
28.4 Упражнение «Маскировка намерений»
Описание упражнения
В мире социальных взаимодействий люди часто скрывают свои истинные намерения под различными масками, подобно актерам в театре теней. Это упражнение раскрывает техники выявления истинных намерений за фасадом демонстрируемого поведения.
Методика основана на систематическом наблюдении за несоответствиями между вербальным и невербальным поведением, анализе микровыражений и поведенческих паттернов.
Используя принцип «двойного дна», упражнение учит распознавать различные уровни маскировки намерений и выявлять подлинные мотивы действий.
Теоретическая основа
В основе упражнения лежат исследования в области микровыражений, теории лжи и социальной психологии. Особое внимание уделяется концепции защитных механизмов и социальных масок, которые люди используют для сокрытия истинных намерений.
Важным аспектом является понимание психологических механизмов самообмана, когда человек может не осознавать свои истинные намерения, маскируя их даже от самого себя.
Тип маскировки | Проявления | Индикаторы | Методы выявления |
---|---|---|---|
Социальная маска | Демонстративное поведение | Избыточная эмоциональность | Анализ последовательности |
Профессиональная роль | Формальное соответствие | Ригидность реакций | Проверка гибкости |
Эмоциональная защита | Отстраненность | Несоответствие контексту | Провокационные вопросы |
Манипулятивная маска | Чрезмерная любезность | Непоследовательность | Перекрестная проверка |
Цель упражнения
Развитие навыков распознавания замаскированных намерений через анализ вербальных и невербальных сигналов, выявление несоответствий между декларируемыми и реальными целями, понимание механизмов маскировки намерений.
Реквизит
- Карточки с описанием ситуаций
- Матрица анализа несоответствий
- Видеоматериалы для анализа
- Бланки наблюдений
Этапы выполнения
1. Первичное наблюдение
Фиксация всех проявлений поведения без интерпретации, создание базы наблюдений.
2. Анализ несоответствий
Выявление противоречий между различными каналами коммуникации.
3. Построение гипотез
Формулирование предположений о реальных намерениях на основе выявленных несоответствий.
4. Проверка через провокацию
Использование специальных техник для проверки выдвинутых гипотез.
5. Систематизация наблюдений
Создание целостной картины реальных намерений и способов их маскировки.
Время на этапы
- Первичное наблюдение: 30 минут
- Анализ несоответствий: 40 минут
- Построение гипотез: 25 минут
- Проверка: 35 минут
- Систематизация: 20 минут
Образец матрицы анализа
Демонстрируемое поведение | Несоответствия | Возможные намерения | Способы проверки |
---|---|---|---|
Чрезмерная услужливость | Напряженная мимика | Манипуляция доверием | Отказ от помощи |
Показная скромность | Демонстративные жесты | Привлечение внимания | Игнорирование заслуг |
Активное сочувствие | Отсутствие реальных действий | Создание образа | Просьба о помощи |
Размер группы
Оптимальный размер группы: 6-8 человек для обеспечения качественного наблюдения и анализа.
Ключевые моменты для участников
- Сохраняйте нейтральную позицию наблюдателя
- Фиксируйте все несоответствия, даже незначительные
- Обращайте внимание на контекст ситуации
- Проверяйте гипотезы несколькими способами
Обсуждение и актуальные вопросы
- Как различать осознанную и неосознанную маскировку намерений?
- Какие факторы влияют на выбор способа маскировки?
- Как культурный контекст влияет на интерпретацию сигналов?
- Каковы этические границы при выявлении скрытых намерений?
Примеры выполнения
Пример 1: Анализ поведения участника переговоров, демонстрирующего крайнюю заинтересованность в сделке, но систематически создающего препятствия для её заключения. Выявленное намерение – затягивание процесса для получения лучших условий.
Пример 2: Исследование поведения сотрудника, проявляющего чрезмерную заботу о коллегах, но распространяющего негативную информацию о них. Скрытое намерение – подрыв репутации конкурентов.
Интерпретация результатов
Уровень маскировки | Характеристики | Рекомендации |
---|---|---|
Поверхностный | Легко выявляемые противоречия | Прямая конфронтация |
Средний | Системная маскировка | Длительное наблюдение |
Глубокий | Комплексная защита | Многоуровневый анализ |
Когда применять
- В процессе важных переговоров
- При оценке надежности партнеров
- В ситуациях конфликта интересов
- При выявлении скрытых мотивов
Противопоказания: Не рекомендуется использовать в ситуациях, требующих быстрого построения доверительных отношений, или при работе с людьми в состоянии эмоционального кризиса.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживайте этичность процесса наблюдения
- Помогайте участникам избегать поспешных выводов
- Обращайте внимание на культурный контекст
- Учите различать факты и интерпретации
Возможные модификации упражнения
- Анализ маскировки в онлайн-коммуникации
- Исследование групповых масок и защит
- Работа с письменными документами
- Анализ публичных выступлений
28.5 Упражнение «Неосознанные мотивы»
Описание упражнения
Подобно тому, как подводное течение незаметно влияет на движение корабля на поверхности, неосознанные мотивы направляют поведение человека, оставаясь невидимыми для внешнего наблюдателя. Это упражнение помогает научиться выявлять и анализировать скрытые движущие силы человеческого поведения.
Методика использует комплексный подход к наблюдению, сочетая анализ автоматических реакций, оговорок, непроизвольных действий и эмоциональных откликов на различные стимулы.
В основе упражнения лежит принцип «психологического айсберга», где осознанные мотивы составляют лишь видимую часть общей картины мотивации.
Теоретическая основа
Упражнение базируется на достижениях глубинной психологии и современных исследованиях в области нейропсихологии. Особое внимание уделяется механизмам формирования автоматических поведенческих паттернов и их связи с неосознаваемыми мотивами.
Исследования показывают, что значительная часть поведенческих решений принимается на основе неосознаваемых процессов, которые можно выявить через систематическое наблюдение и анализ.
Тип мотива | Проявления | Диагностические признаки | Методы выявления |
---|---|---|---|
Базовые потребности | Автоматические реакции | Стабильность паттерна | Длительное наблюдение |
Социальные страхи | Защитное поведение | Избегающие реакции | Провокационные тесты |
Скрытые желания | Проективные реакции | Эмоциональные всплески | Ассоциативные техники |
Вытесненные мотивы | Компенсаторные действия | Навязчивые паттерны | Анализ противоречий |
Цель упражнения
Развитие навыков выявления неосознанных мотивов через анализ автоматических реакций, непроизвольных действий и эмоциональных откликов. Формирование умения видеть связь между неосознаваемыми стимулами и поведенческими паттернами.
Реквизит
- Карты наблюдения
- Стимульный материал
- Дневник фиксации реакций
- Набор проективных методик
Этапы выполнения
1. Базовое наблюдение
Фиксация автоматических реакций и привычных паттернов поведения.
2. Провокационное тестирование
Создание ситуаций, вызывающих непроизвольные реакции.
3. Анализ противоречий
Выявление несоответствий между декларируемыми мотивами и реальными реакциями.
4. Глубинное исследование
Использование проективных методик для выявления скрытых мотивов.
5. Синтез данных
Построение целостной картины неосознанной мотивации.
Время на этапы
- Базовое наблюдение: 40 минут
- Провокационное тестирование: 30 минут
- Анализ противоречий: 35 минут
- Глубинное исследование: 45 минут
- Синтез данных: 25 минут
Образец карты наблюдения
Ситуация | Автоматическая реакция | Эмоциональный отклик | Предполагаемый мотив |
---|---|---|---|
Неожиданная критика | Мгновенное оправдание | Скрытая агрессия | Защита самооценки |
Публичное выступление | Чрезмерная подготовка | Тревожность | Страх отвержения |
Командная работа | Захват лидерства | Скрытое напряжение | Потребность в контроле |
Размер группы
Рекомендуемый размер группы: 8-10 человек, работа в парах или тройках для взаимного наблюдения и анализа.
Ключевые моменты для участников
- Фокусируйтесь на непроизвольных реакциях
- Отмечайте повторяющиеся паттерны
- Избегайте поспешных интерпретаций
- Учитывайте контекст наблюдений
Обсуждение и актуальные вопросы
- Как отличить неосознанный мотив от осознанного?
- Какие факторы влияют на проявление скрытых мотивов?
- Как культурный контекст формирует неосознанные мотивы?
- Каковы способы работы с выявленными неосознанными мотивами?
Примеры выполнения
Пример 1: Анализ поведения менеджера, который систематически опаздывает на важные встречи, несмотря на внешнюю заинтересованность в результате. Выявленный неосознанный мотив – сопротивление авторитетам через пассивную агрессию.
Пример 2: Исследование поведения сотрудника, постоянно берущего на себя дополнительные обязанности, несмотря на явную перегрузку. Обнаруженный неосознанный мотив – компенсация чувства профессиональной неуверенности.
Интерпретация результатов
Глубина мотива | Характеристики | Стратегия работы |
---|---|---|
Поверхностный | Легко осознаваемый | Прямое обсуждение |
Промежуточный | Частично осознаваемый | Постепенное осознание |
Глубинный | Полностью неосознаваемый | Длительная проработка |
Когда применять
- При анализе поведенческих паттернов
- В ситуациях принятия важных решений
- При разрешении конфликтов
- В процессе личностного развития
Противопоказания: Не рекомендуется применять в ситуациях острого стресса или при работе с людьми в нестабильном эмоциональном состоянии.
Рекомендации для ведущего
- Создавайте безопасную атмосферу для исследования
- Поддерживайте нейтральную позицию наблюдателя
- Помогайте участникам избегать оценочных суждений
- Обеспечивайте конфиденциальность наблюдений
Возможные модификации упражнения
- Анализ групповых неосознанных мотивов
- Исследование культурных паттернов
- Работа с профессиональными стереотипами
- Анализ семейных сценариев
28.6 Упражнение «Поведенческие мотивы»
Описание упражнения
Как опытный дирижер читает партитуру, различая партии каждого инструмента, так и профайлер должен уметь «читать» поведение человека, выделяя отдельные мотивационные компоненты. Это упражнение развивает способность анализировать сложную симфонию человеческого поведения.
В основе методики лежит принцип декомпозиции поведения на отдельные паттерны и выявления стоящих за ними мотивационных факторов. Каждое действие рассматривается как часть более широкой поведенческой стратегии.
Упражнение позволяет создать детальную карту мотивационных драйверов, влияющих на поведение человека в различных ситуациях.
Теоретическая основа
Методика опирается на бихевиоральный подход и современные исследования в области поведенческой экономики. Особое внимание уделяется концепции подкрепления и формирования поведенческих паттернов через систему стимулов и последствий.
Важным аспектом является понимание роли контекста и предшествующего опыта в формировании поведенческих стратегий.
Тип мотива | Поведенческие проявления | Стимулы активации | Способы диагностики |
---|---|---|---|
Избегание угрозы | Защитные реакции | Сигналы опасности | Стресс-тестирование |
Достижение успеха | Целенаправленная активность | Возможности роста | Анализ целеполагания |
Социальное одобрение | Конформное поведение | Групповое давление | Наблюдение в группе |
Властные стремления | Доминирующее поведение | Ситуации конкуренции | Ролевые игры |
Цель упражнения
Формирование умения анализировать поведенческие паттерны через призму мотивационных факторов, развитие навыков выявления связей между стимулами среды и поведенческими реакциями, понимание механизмов формирования устойчивых поведенческих стратегий.
Реквизит
- Матрицы анализа поведения
- Карточки с описанием ситуаций
- Видеоматериалы для разбора
- Протоколы наблюдения
Этапы выполнения
1. Ситуационный анализ
Изучение контекста и условий проявления определенных поведенческих паттернов.
2. Выделение паттернов
Определение устойчивых элементов в поведении и их классификация.
3. Анализ стимулов
Выявление факторов, запускающих определенные поведенческие реакции.
4. Мотивационный анализ
Определение мотивов, стоящих за выявленными паттернами.
5. Проверка гипотез
Экспериментальная проверка предположений о связи мотивов и поведения.
Время на этапы
- Ситуационный анализ: 30 минут
- Выделение паттернов: 35 минут
- Анализ стимулов: 40 минут
- Мотивационный анализ: 45 минут
- Проверка гипотез: 30 минут
Образец матрицы анализа
Поведенческий паттерн | Ситуация-триггер | Предполагаемый мотив | Способ проверки |
---|---|---|---|
Перфекционизм в деталях | Публичная презентация | Страх критики | Изменение аудитории |
Агрессивная защита идей | Групповое обсуждение | Потребность в признании | Предварительное одобрение |
Избегание конфликтов | Разногласия в команде | Страх отвержения | Моделирование конфликта |
Размер группы
Оптимальное количество участников: 8-12 человек, с возможностью разделения на малые группы по 3-4 человека.
Ключевые моменты для участников
- Фиксируйте конкретные поведенческие проявления
- Отслеживайте условия появления реакций
- Анализируйте последствия поведения
- Проверяйте устойчивость паттернов
Обсуждение и актуальные вопросы
- Как различать устойчивые паттерны и ситуативные реакции?
- Какова роль социального контекста в формировании поведенческих мотивов?
- Как выявлять истинные мотивы за демонстративным поведением?
- Каким образом прошлый опыт влияет на текущие поведенческие стратегии?
Примеры выполнения
Пример 1: Анализ поведения руководителя, который избегает принятия важных решений, перекладывая ответственность на подчиненных. Выявленный мотив – страх неудачи, маскируемый под делегирование полномочий.
Пример 2: Исследование поведения сотрудника, проявляющего чрезмерную активность в малозначимых задачах. Обнаруженный мотив – компенсация неуверенности в профессиональной компетентности.
Интерпретация результатов
Устойчивость паттерна | Признаки | Рекомендации |
---|---|---|
Ситуативный | Непостоянство проявлений | Анализ контекста |
Привычный | Регулярное повторение | Поиск триггеров |
Устойчивый | Независимость от условий | Глубинный анализ |
Когда применять
- При оценке персонала
- В процессе переговоров
- При разрешении конфликтов
- В ситуациях стратегического планирования
Противопоказания: Не рекомендуется применять в ситуациях острого стресса или при работе с людьми в состоянии эмоционального кризиса.
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивайте объективность наблюдений
- Поддерживайте исследовательский интерес участников
- Помогайте различать факты и интерпретации
- Стимулируйте поиск альтернативных объяснений
Возможные модификации упражнения
- Анализ групповых поведенческих паттернов
- Исследование профессиональных стереотипов
- Работа с кросс-культурными различиями
- Анализ онлайн-поведения
28.7 Упражнение «Скрытые интересы»
Описание упражнения
Как искусный реставратор открывает под слоями краски оригинальное изображение, так и профайлер должен уметь выявлять истинные интересы человека, скрытые под поверхностными проявлениями. Это упражнение развивает навыки выявления и анализа скрытых интересов в различных ситуациях взаимодействия.
Методика основана на комплексном анализе вербальных и невербальных сигналов, которые человек неосознанно демонстрирует при обсуждении тем, затрагивающих его истинные интересы.
Упражнение использует принцип «концентрических кругов», где каждый последующий уровень анализа раскрывает более глубокий слой интересов личности.
Теоретическая основа
В основе упражнения лежат современные исследования в области психологии мотивации и теории принятия решений. Особое внимание уделяется концепции множественных интересов и их иерархической организации в структуре личности.
Значительную роль играет понимание механизмов психологической защиты и способов маскировки истинных интересов под социально приемлемыми формами.
Уровень интересов | Характерные признаки | Способы маскировки | Методы выявления |
---|---|---|---|
Материальные | Фокус на ресурсах | Демонстративная щедрость | Анализ расходов |
Статусные | Внимание к иерархии | Показная скромность | Наблюдение реакций |
Профессиональные | Акцент на компетенциях | Самоуничижение | Проверка знаний |
Личностные | Поиск признания | Отстраненность | Глубинные интервью |
Цель упражнения
Развитие навыков выявления и анализа скрытых интересов личности через наблюдение за поведенческими паттернами, речевыми особенностями и эмоциональными реакциями в различных ситуациях взаимодействия.
Реквизит
- Карты наблюдения
- Список проверочных вопросов
- Матрица анализа интересов
- Видеоматериалы для разбора
Этапы выполнения
1. Предварительное изучение
Сбор общей информации об объекте наблюдения и контексте его деятельности.
2. Систематическое наблюдение
Фиксация поведенческих проявлений в различных ситуациях.
3. Выявление паттернов
Анализ повторяющихся реакций и особенностей поведения.
4. Тестирование гипотез
Проверка предположений о скрытых интересах через специальные техники.
5. Обобщение данных
Формирование целостной картины системы интересов личности.
Время на этапы
- Предварительное изучение: 30 минут
- Систематическое наблюдение: 45 минут
- Выявление паттернов: 35 минут
- Тестирование гипотез: 40 минут
- Обобщение данных: 25 минут
Образец матрицы анализа
Проявляемый интерес | Поведенческие маркеры | Реальные действия | Скрытый интерес |
---|---|---|---|
Забота о коллективе | Организация мероприятий | Сбор информации | Контроль группы |
Профессиональный рост | Участие в тренингах | Создание видимости | Карьерное продвижение |
Развитие проекта | Активное обсуждение | Блокировка решений | Сохранение влияния |
Размер группы
Рекомендуемый размер группы: 6-8 человек для обеспечения качественного наблюдения и анализа.
Ключевые моменты для участников
- Сохраняйте нейтральную позицию наблюдателя
- Фиксируйте контекст проявления интересов
- Обращайте внимание на несоответствия
- Проверяйте свои гипотезы несколькими способами
Обсуждение и актуальные вопросы
- Как различать истинные и декларируемые интересы?
- Какие факторы влияют на маскировку интересов?
- Как культурный контекст влияет на проявление интересов?
- Каковы типичные способы сокрытия реальных интересов?
Примеры выполнения
Пример 1: Анализ поведения участника проектной группы, который активно продвигает идею реорганизации отдела. Декларируемый интерес – повышение эффективности, скрытый интерес – получение контроля над ресурсами.
Пример 2: Исследование мотивации сотрудника, регулярно организующего неформальные встречи коллектива. Явный интерес – укрепление команды, скрытый интерес – сбор информации о настроениях в группе.
Интерпретация результатов
Уровень маскировки | Признаки | Способы верификации |
---|---|---|
Низкий | Явные несоответствия | Прямое наблюдение |
Средний | Частичная маскировка | Перекрестный анализ |
Высокий | Сложная маскировка | Комплексная проверка |
Когда применять
- При проведении переговоров
- В ситуациях стратегического планирования
- При анализе конфликтов
- В процессе принятия важных решений
Противопоказания: Не рекомендуется использовать в ситуациях с высоким уровнем эмоционального напряжения или при отсутствии достаточного времени для анализа.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживайте этичность процесса наблюдения
- Помогайте участникам избегать проекций
- Стимулируйте системный подход к анализу
- Обращайте внимание на контекст ситуации
Возможные модификации упражнения
- Анализ групповых интересов
- Исследование организационных интересов
- Работа с письменными источниками
- Анализ виртуальной коммуникации
28.8 Упражнение «Социальные мотивы»
Описание упражнения
Как опытный социолог изучает общественные течения, так и профайлер должен уметь выявлять социальные мотивы, движущие поведением человека в группе. Это упражнение помогает понять, как социальный контекст влияет на мотивацию и поведение личности.
Методика фокусируется на выявлении связей между индивидуальными действиями и социальными ожиданиями, нормами и ценностями группы. Особое внимание уделяется анализу ролевого поведения и социальных масок.
Упражнение построено по принципу «социального радара», позволяющего обнаруживать различные уровни социальной мотивации, от базовых потребностей в принадлежности до сложных статусных стремлений.
Теоретическая основа
Методика основывается на современных исследованиях социальной психологии и теории социального влияния. Учитываются механизмы конформности, социальной фасилитации и социального сравнения.
Важную роль играет понимание групповой динамики и процессов формирования социальной идентичности.
Социальный мотив | Поведенческие проявления | Групповой контекст | Методы анализа |
---|---|---|---|
Принадлежность | Подражание группе | Сплоченный коллектив | Наблюдение включенности |
Статус | Конкурентное поведение | Иерархическая структура | Анализ взаимодействий |
Признание | Демонстративные действия | Публичное внимание | Оценка реакций |
Влияние | Лидерские проявления | Командная работа | Исследование решений |
Цель упражнения
Развитие навыков выявления и анализа социальных мотивов поведения через понимание групповой динамики, социальных норм и ролевых ожиданий.
Реквизит
- Карты социометрического анализа
- Бланки наблюдения групповой динамики
- Матрицы социальных взаимодействий
- Видеоматериалы групповых ситуаций
Этапы выполнения
1. Анализ группового контекста
Изучение структуры и особенностей социальной группы.
2. Наблюдение взаимодействий
Фиксация паттернов социального поведения и коммуникации.
3. Выявление социальных ролей
Определение позиций и статусов участников группы.
4. Анализ мотивационных факторов
Исследование связи между социальным положением и мотивацией.
5. Проверка гипотез
Тестирование предположений о социальных мотивах через моделирование ситуаций.
Время на этапы
- Анализ контекста: 35 минут
- Наблюдение: 45 минут
- Выявление ролей: 30 минут
- Анализ мотивов: 40 минут
- Проверка гипотез: 30 минут
Образец матрицы анализа
Социальная роль | Поведенческие маркеры | Мотивационные факторы | Способы проверки |
---|---|---|---|
Неформальный лидер | Инициатива в решениях | Стремление к влиянию | Смена состава группы |
Медиатор | Решение конфликтов | Потребность в гармонии | Создание напряжения |
Критик | Постоянные возражения | Защита статуса эксперта | Проверка компетентности |
Размер группы
Оптимальное количество участников: 10-15 человек для наблюдения полноценной групповой динамики.
Ключевые моменты для участников
- Учитывайте контекст социальных взаимодействий
- Отмечайте изменения в групповой динамике
- Анализируйте неформальные связи
- Обращайте внимание на статусные проявления
Обсуждение и актуальные вопросы
- Как социальные роли влияют на мотивацию?
- Какие факторы определяют статус в группе?
- Как выявлять скрытые социальные мотивы?
- Каково влияние групповых норм на поведение?
Примеры выполнения
Пример 1: Анализ поведения нового члена команды, который активно поддерживает все инициативы лидера. Выявленный социальный мотив – стремление к быстрой интеграции в группу через демонстрацию лояльности.
Пример 2: Исследование поведения опытного сотрудника, который регулярно критикует идеи коллег. Обнаруженный мотив – защита экспертного статуса и влияния в условиях появления новых компетентных членов команды.
Интерпретация результатов
Тип мотивации | Характеристики | Рекомендации |
---|---|---|
Адаптивная | Направлена на включение | Поддержка интеграции |
Статусная | Фокус на позиции | Прояснение роли |
Защитная | Сохранение положения | Работа с угрозами |
Когда применять
- При формировании новых команд
- В ситуациях организационных изменений
- При разрешении групповых конфликтов
- В процессе развития корпоративной культуры
Противопоказания: Не рекомендуется применять в ситуациях острого конфликта или при наличии серьезных межличностных противоречий в группе.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживайте нейтральную позицию наблюдателя
- Учитывайте культурный контекст группы
- Следите за этическими аспектами анализа
- Помогайте участникам видеть системные связи
Возможные модификации упражнения
- Анализ виртуальных социальных групп
- Исследование межкультурных взаимодействий
- Работа с формальными организациями
- Анализ временных проектных команд
28.9 Упражнение «Теневые стороны»
Описание упражнения
Как опытный криминалист исследует не только явные улики, но и скрытые следы преступления, так и профайлер должен уметь распознавать теневые аспекты личности, которые человек старательно скрывает от окружающих. Это упражнение развивает способность видеть за фасадом социально приемлемого поведения скрытые теневые стороны личности.
Методика основана на наблюдении за проявлениями компенсаторного поведения, оговорками, непроизвольными реакциями и другими признаками, указывающими на подавленные или отрицаемые аспекты личности.
В работе используется принцип «негативного пространства», где внимание уделяется не только тому, что человек демонстрирует, но и тому, что он старательно скрывает или избегает.
Теоретическая основа
В основе упражнения лежат концепции глубинной психологии и современные исследования в области психодинамики личности. Особое внимание уделяется механизмам психологической защиты и компенсации.
Важным аспектом является понимание роли социальных табу и культурных ограничений в формировании теневых аспектов личности.
Теневой аспект | Проявления | Механизмы защиты | Способы выявления |
---|---|---|---|
Подавленная агрессия | Чрезмерная вежливость | Реактивное образование | Провокационные тесты |
Скрытые страхи | Компенсаторная смелость | Отрицание | Стресс-тестирование |
Запретные желания | Морализаторство | Проекция | Анализ осуждений |
Власть и контроль | Показная беспомощность | Регрессия | Ролевые ситуации |
Цель упражнения
Развитие навыков выявления и анализа теневых аспектов личности через наблюдение за компенсаторным поведением, защитными механизмами и непроизвольными реакциями в различных ситуациях.
Реквизит
- Карты наблюдения теневых аспектов
- Протоколы фиксации реакций
- Матрицы анализа защитных механизмов
- Стимульный материал для провокаций
Этапы выполнения
1. Базовое наблюдение
Фиксация явных поведенческих паттернов и социальных масок.
2. Выявление несоответствий
Поиск противоречий между декларируемым и реальным поведением.
3. Анализ защитных механизмов
Определение способов психологической защиты и компенсации.
4. Провокационное тестирование
Создание ситуаций для проявления скрытых аспектов.
5. Интеграция наблюдений
Формирование целостного представления о теневых сторонах личности.
Время на этапы
- Базовое наблюдение: 40 минут
- Выявление несоответствий: 35 минут
- Анализ механизмов: 45 минут
- Тестирование: 30 минут
- Интеграция: 25 минут
Образец матрицы анализа
Демонстрируемое качество | Признаки компенсации | Теневой аспект | Метод проверки |
---|---|---|---|
Идеальная честность | Навязчивый контроль | Склонность к обману | Проверка информации |
Показная скромность | Тайное хвастовство | Грандиозность | Создание конкуренции |
Чрезмерная забота | Манипулятивность | Жажда контроля | Отказ от помощи |
Размер группы
Оптимальное количество участников: 6-8 человек для обеспечения глубокого анализа и качественной обратной связи.
Ключевые моменты для участников
- Сохраняйте непредвзятость в наблюдениях
- Обращайте внимание на эмоциональные реакции
- Фиксируйте компенсаторное поведение
- Анализируйте защитные механизмы
Обсуждение и актуальные вопросы
- Как распознать истинные теневые аспекты за маской компенсации?
- Какие факторы влияют на формирование теневых сторон?
- Как культурный контекст определяет проявление теневых аспектов?
- Каковы этические границы в работе с теневыми сторонами личности?
Примеры выполнения
Пример 1: Анализ поведения руководителя, демонстрирующего крайнюю демократичность в принятии решений. Выявленный теневой аспект – подавленное стремление к абсолютной власти, проявляющееся через манипулятивные техники влияния.
Пример 2: Исследование поведения сотрудника, известного своей безупречной честностью. Обнаруженный теневой аспект – скрытое желание обмануть систему, проявляющееся в навязчивом контроле за другими.
Интерпретация результатов
Уровень проявления | Характеристики | Рекомендации |
---|---|---|
Слабый | Частичная компенсация | Мягкое тестирование |
Умеренный | Активная защита | Постепенное раскрытие |
Сильный | Полное отрицание | Комплексный подход |
Когда применять
- При оценке благонадежности
- В ситуациях повышенного риска
- При работе с конфликтами
- В процессе отбора персонала
Противопоказания: Не рекомендуется применять в ситуациях острого стресса или при работе с людьми в нестабильном психологическом состоянии.
Рекомендации для ведущего
- Соблюдайте этические границы исследования
- Обеспечивайте психологическую безопасность
- Избегайте поспешных выводов
- Учитывайте культурный контекст
Возможные модификации упражнения
- Анализ групповых теневых аспектов
- Исследование организационных теней
- Работа с профессиональными деформациями
- Анализ культурных табу
28.10 Упражнение «Явные мотивы»
Описание упражнения
В этом увлекательном упражнении мы будем работать с распознаванием явных мотивов человека, которые часто служат «дымовой завесой» для истинных намерений. Подобно тому, как опытный фокусник отвлекает внимание зрителей очевидными движениями, люди нередко демонстрируют явные мотивы, чтобы скрыть более глубокие причины своих действий.
Упражнение построено на принципе «двойного дна» — участники учатся видеть, как декларируемые мотивы соотносятся с реальным поведением человека. Это похоже на чтение книги, где текст напечатан обычными чернилами, а между строк проступает невидимый текст, написанный симпатическими чернилами.
В ходе практики участники развивают навык различения истинных и демонстрируемых мотивов, учатся замечать несоответствия между словами и действиями, вербальными и невербальными сигналами.
Теоретическая основа
В основе упражнения лежит концепция многоуровневой мотивации человеческого поведения. Явные мотивы — это то, что человек готов предъявить окружающим и часто сам считает причиной своих действий. Однако за ними, как правило, скрываются более глубокие уровни мотивации, связанные с базовыми потребностями, страхами и желаниями.
Важно понимать, что явные мотивы не всегда являются ложными — часто они представляют собой социально приемлемую часть комплексной мотивации. Подобно айсбергу, где видимая часть составляет лишь малую долю общего объема, явные мотивы отражают лишь верхний слой мотивационной структуры личности.
Уровень мотивации | Характеристика | Пример проявления |
---|---|---|
Демонстрируемый | Социально одобряемые причины | Желание помочь другим |
Осознаваемый | Личные интересы | Стремление к признанию |
Глубинный | Базовые потребности | Страх одиночества |
Цель упражнения
Упражнение развивает следующие навыки:
— Распознавание несоответствий между заявляемыми мотивами и реальным поведением
— Выявление скрытых мотивационных паттернов
— Анализ вербальных и невербальных сигналов
— Понимание многоуровневой структуры мотивации
— Развитие критического мышления при оценке декларируемых намерений
Реквизит
— Карточки с описанием ситуаций
— Бланки для записи наблюдений
— Видеоматериалы с примерами поведения (опционально)
— Флипчарт или доска для записи выводов группы
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Участники знакомятся с концепцией явных и скрытых мотивов, обсуждают примеры из собственного опыта. Ведущий объясняет принципы анализа поведенческих паттернов и вербально-невербальных сигналов.
2. Анализ ситуаций
Группа разбирает подготовленные кейсы, где необходимо выявить расхождения между декларируемыми и реальными мотивами. Участники учатся замечать ключевые индикаторы несоответствия.
3. Практическая работа
Участники работают в парах, по очереди рассказывая о своих «благородных» целях в какой-либо ситуации. Партнер анализирует невербальные сигналы и задает уточняющие вопросы.
4. Групповое обсуждение
Разбор результатов наблюдений, обмен находками и инсайтами. Формирование общего понимания признаков расхождения явных и скрытых мотивов.
Время на каждый этап
— Подготовительный этап: 20 минут
— Анализ ситуаций: 40 минут
— Практическая работа: 60 минут
— Групповое обсуждение: 30 минут
Образец бланка наблюдений
Параметр наблюдения | Проявления | Противоречия |
---|---|---|
Заявленный мотив | Запись дословно | Отметки о несоответствиях |
Невербальные сигналы | Описание наблюдений | Противоречащие знаки |
Поведенческие паттерны | Конкретные действия | Нелогичные поступки |
Размер группы
Оптимально: 12-16 человек Минимально: 6 человек Максимально: 20 человек
Ключевые моменты для участников
— Не спешить с выводами, собирать разные факты
— Обращать внимание на контекст ситуации
— Учитывать культурные и социальные факторы
— Избегать проекции собственных мотивов
— Фиксировать первичные впечатления
— Проверять гипотезы дополнительными наблюдениями
Обсуждение, актуальные вопросы
— Как различать социально желательные ответы и истинные мотивы?
— Какие невербальные сигналы указывают на несоответствие?
— Как культурный контекст влияет на демонстрируемые мотивы?
— Всегда ли расхождение мотивов говорит о манипуляции?
— Как работать с собственными проекциями при анализе?
Примеры выполнения
Кейс 1: Сотрудник объясняет свое желание взять дополнительный проект стремлением помочь команде. Наблюдения показывают: повышенное внимание к реакции руководителя, частое упоминание своего вклада, настойчивые расспросы о возможном повышении.
Кейс 2: Волонтер заявляет о желании помогать детям из детского дома. При этом активно ведет соцсети с фотоотчетами, уделяет больше времени съемке, чем общению с детьми, избегает рутинной помощи.
Интерпретация результатов
Паттерн поведения | Возможная интерпретация | На что обратить внимание |
---|---|---|
Чрезмерное объяснение мотивов | Попытка убедить себя или других | Частота и эмоциональность объяснений |
Несоответствие слов и действий | Реальные мотивы отличаются от заявленных | Конкретные поведенческие проявления |
Ситуативное изменение мотивации | Адаптация под внешние условия | Триггеры изменений поведения |
Когда применять, противопоказания
Упражнение особенно эффективно при подготовке:
— HR-специалистов
— Переговорщиков
— Психологов
— Менеджеров по продажам
— Специалистов службы безопасности
Противопоказания:
— Высокий уровень тревожности в группе
— Напряженные отношения между участниками
— Отсутствие базовой психологической подготовки
— Недостаточный уровень доверия в группе
Рекомендации для ведущего
— Создавать безопасную атмосферу для обсуждения
— Избегать оценочных суждений
— Фокусироваться на наблюдаемых фактах
— Учитывать групповую динамику
— Давать четкие инструкции по этапам работы
— Помогать участникам удерживать фокус внимания
Возможные модификации упражнений
1. Работа с видеоматериалами вместо живых наблюдений
2. Анализ исторических примеров и кейсов
3. Включение ролевых игр с заданными сценариями
4. Добавление элементов соревнования между командами
5. Использование письменных отчетов вместо устных
6. Работа с реальными ситуациями из опыта участников
7. Включение элементов актерского мастерства
Итоговая таблица упражнений главы 28
Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение |
---|---|---|
28.1 Анализ желаний | Осознанные стремления | 120 минут |
28.2 Вторичные выгоды | Скрытые преимущества | 100 минут |
28.3 Истинные цели | Глубинная мотивация | 150 минут |
28.4 Маскировка намерений | Защитные механизмы | 100 минут |
28.5 Неосознанные мотивы | Бессознательные драйверы | 180 минут |
28.6 Поведенческие мотивы | Паттерны действий | 120 минут |
28.7 Скрытые интересы | Непроявленные желания | 90 минут |
28.8 Социальные мотивы | Групповые влияния | 150 минут |
28.9 Теневые стороны | Подавленные стремления | 160 минут |
28.10 Явные мотивы | Демонстрируемые причины | 150 минут |