Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Упражнения для школьных психологов
Шаблоны для школьных психологов
Глава 32. Групповая работа
Оглавление
- Антибуллинговая программа
- Игры на сплочение
- Карта группового взаимодействия
- Круг доверия
- Опросник психоклимата класса
- План командообразования
- Сеанс групповой рефлексии
- Социометрический опрос
- Упражнения на коммуникацию
- Чек-лист эффективности
32.1 Шаблон «Антибуллинговая программа»
Описание шаблона
Антибуллинговая программа — это специально разработанный инструмент для выявления, предотвращения и устранения буллинга в школьной среде. Как луч света в тёмном царстве школьных конфликтов, данный шаблон помогает структурировать работу психолога и педагогического коллектива.
Шаблон представляет собой дорожную карту с пошаговым планом действий, включающим диагностику, профилактические мероприятия, методы вмешательства и оценку эффективности. В нём учтены различные формы буллинга — от прямой физической агрессии до киберзапугивания.
Программа адаптируется под особенности конкретного класса или школы, включая актуальную информацию о динамике отношений между учениками и специфических проявлениях буллинга в данном коллективе.
Цель шаблона
Шаблон антибуллинговой программы решает задачу системного противодействия травле в школьной среде. Он систематизирует профилактические, диагностические и коррекционные процессы, создавая безопасную психологическую атмосферу в детском коллективе. Ожидаемый результат — снижение случаев буллинга, улучшение психологического климата в классе и формирование культуры взаимного уважения.
Шаблон антибуллинговой программы
АНТИБУЛЛИНГОВАЯ ПРОГРАММА | |||
---|---|---|---|
Учебное заведение: | Класс: | ||
Ответственный психолог: | Период реализации: | ||
I. ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ БЛОК | |||
Мероприятие | Сроки | Целевая группа | Примечания |
Анонимное анкетирование учащихся | Все учащиеся класса | ||
Социометрическое исследование | Все учащиеся класса | ||
Опрос учителей и персонала | Педколлектив | ||
Анкетирование родителей | Родители учащихся | ||
II. ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЙ БЛОК | |||
Мероприятие | Сроки | Целевая группа | Примечания |
Классный час «Мы разные, но равные» | Все учащиеся класса | ||
Тренинг развития эмпатии | Все учащиеся класса | ||
Родительское собрание о признаках буллинга | Родители | ||
Мастер-класс для учителей | Педколлектив | ||
III. БЛОК ВМЕШАТЕЛЬСТВА | |||
Стратегия реагирования | Когда применять | Ответственное лицо | Протокол |
Метод «No Blame Approach» | Выявление ранних признаков | ||
Восстановительная медиация | Подтвержденные случаи | ||
Индивидуальная работа с жертвами | Для пострадавших | ||
Работа с агрессорами | Для инициаторов | ||
IV. БЛОК ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ | |||
Метод оценки | Периодичность | Показатели успеха | Результаты |
Повторное анкетирование | Ежеквартально | Снижение выявленных случаев | |
Наблюдение за классом | Еженедельно | Улучшение взаимодействия | |
Обратная связь от учителей | Ежемесячно | Позитивные изменения в поведении | |
Отзывы родителей | На собраниях | Положительные отзывы |
Интерпретация информации
Данные, собранные в ходе реализации антибуллинговой программы, можно интерпретировать следующим образом:
- Диагностический блок: Выявляет «горячие точки» потенциального буллинга, определяет вовлеченных лиц и формы травли. Особое внимание следует уделить расхождениям между данными от разных источников (ученики, учителя, родители).
- Профилактический блок: Оценивается по изменению отношения детей к проблеме буллинга, повышению уровня эмпатии и сплоченности коллектива. Важно отслеживать появление новых положительных лидеров.
- Блок вмешательства: Эффективность оценивается по скорости и качеству разрешения конфликтных ситуаций, формированию у участников навыков мирного разрешения конфликтов.
- Блок оценки: Прогресс считается удовлетворительным, если наблюдается устойчивая тенденция к снижению случаев буллинга на 25% и более за период реализации программы.
32.2 Шаблон «Игры на сплочение»
Описание шаблона
Шаблон «Игры на сплочение» представляет собой структурированный набор игровых активностей, направленных на формирование и укрепление командного духа в детском коллективе. Как мостики между одинокими островками, эти игры соединяют разрозненных учеников в единое, гармоничное целое.
В шаблоне собраны игры различной интенсивности и сложности, подходящие для разных возрастных групп и ситуаций — от быстрых «ледоколов» для начала занятия до глубоких эмоциональных упражнений для сформированных групп. Каждая игра сопровождается чётким описанием правил, необходимых материалов и рефлексивных вопросов для обсуждения.
Особенность шаблона — удобная система категоризации игр по целям (знакомство, доверие, сотрудничество), продолжительности, необходимому пространству и интенсивности физического контакта, что позволяет быстро подобрать подходящую активность под конкретную ситуацию и группу.
Цель шаблона
Шаблон решает задачу систематизации групповой работы, направленной на построение здоровых межличностных отношений в детском коллективе. Он упорядочивает процессы формирования командного духа, взаимного доверия и развития коммуникативных навыков. Ожидаемый результат применения шаблона — создание сплоченного коллектива с высоким уровнем эмоциональной поддержки, где каждый ученик чувствует свою значимость и принадлежность к группе.
Шаблон игр на сплочение
КАРТОТЕКА ИГР НА СПЛОЧЕНИЕ | |||
---|---|---|---|
Класс/группа: _____________ Возраст: _____________ Психолог: _____________ | |||
Название игры | Описание и правила | Материалы и время | Категория и цели |
«Молекулы и атомы» | Участники свободно перемещаются по помещению («атомы»). По сигналу ведущего они объединяются в «молекулы» из заданного числа человек. | Время: 10-15 минут Материалы: не требуются | Категория: Знакомство Цель: снятие напряжения, первичное объединение |
«Паутина» | Участники стоят в кругу. Первый держит клубок, называет своё имя и что-то о себе, затем бросает клубок другому, оставляя конец нити у себя. В итоге создаётся «паутина». | Время: 15-20 минут Материалы: клубок пряжи | Категория: Знакомство Цель: визуализация связей в группе |
«Остров» | На полу очерчивается «остров» (или кладётся обруч). Группа должна разместиться на нём, причём размер «острова» постепенно уменьшается. | Время: 15-20 минут Материалы: мел или обруч | Категория: Сотрудничество Цель: развитие телесного контакта и взаимопомощи |
«Слепой и поводырь» | Участники разбиваются на пары. Один закрывает глаза, другой становится его «поводырём» и проводит через несложные препятствия. Затем меняются ролями. | Время: 20-25 минут Материалы: повязки на глаза | Категория: Доверие Цель: формирование доверия и ответственности |
«Рисунок на спине» | Участники встают в цепочку. Замыкающий рисует пальцем на спине стоящего впереди простую фигуру. Тот передаёт рисунок дальше. Сравниваются исходный и конечный рисунки. | Время: 10-15 минут Материалы: бумага, карандаш | Категория: Коммуникация Цель: развитие невербальной коммуникации |
«Башня» | Группа делится на команды. Каждая должна построить башню из предложенных материалов. Оценивается высота, устойчивость и креативность. | Время: 25-30 минут Материалы: бумага, скотч, ножницы | Категория: Сотрудничество Цель: развитие командной работы |
«Узел» | Участники встают в круг, закрывают глаза и протягивают руки в центр. Каждый берёт чьи-то две руки. Открыв глаза, группа должна распутаться, не размыкая рук. | Время: 15-20 минут Материалы: не требуются | Категория: Командное решение проблем Цель: развитие коллективного мышления |
«Электрическая цепь» | Участники держатся за руки. Ведущий посылает «импульс», сжимая руку соседа. Импульс должен обойти круг и вернуться к ведущему. | Время: 10 минут Материалы: не требуются | Категория: Координация Цель: развитие внимания и единства |
«Скала» | На полу делается «скала» из препятствий. Команда должна перебраться через неё, помогая друг другу и не касаясь пола за границами «скалы». | Время: 25-30 минут Материалы: мягкие модули, стулья | Категория: Преодоление препятствий Цель: развитие взаимопомощи |
«Комплименты» | Участники бросают друг другу мяч. Поймавший должен сказать комплимент тому, кто бросил, и кинуть мяч следующему. | Время: 15 минут Материалы: мягкий мяч | Категория: Позитивная обратная связь Цель: создание доброжелательной атмосферы |
РЕФЛЕКСИЯ ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИГР | |||
Дата проведения | Какие игры использовались | Отклик группы | Наблюдения психолога |
Интерпретация информации
При анализе результатов игр на сплочение обращайте внимание на следующие аспекты:
- Лидерство: Кто берёт на себя организующую роль в группе? Меняются ли лидеры от игры к игре или лидерство закреплено за определёнными учениками?
- Коммуникация: Как участники общаются между собой при решении задач? Кто больше говорит, кто молчит? Умеют ли слушать друг друга?
- Включённость: Все ли активно участвуют или есть «наблюдатели»? Меняется ли степень вовлеченности с течением времени?
- Эмоциональный фон: Какие эмоции преобладают у участников? Как группа справляется с неудачами и трудностями?
- Динамика развития: Сравнивайте результаты от занятия к занятию. Положительная динамика проявляется в снижении времени на выполнение задач, уменьшении конфликтов, более равномерном распределении активности между участниками.
32.3 Шаблон «Карта группового взаимодействия»
Описание шаблона
Карта группового взаимодействия — это визуальный инструмент для фиксации и анализа коммуникативных процессов в детском коллективе. Словно аэрофотосъемка местности, она позволяет увидеть с высоты «птичьего полёта» всю картину взаимодействий, выявляя невидимые при обычном наблюдении связи и закономерности.
Шаблон представляет собой структурированную схему, на которой отражаются участники группы, направления коммуникации между ними, интенсивность взаимодействий, эмоциональный фон общения и другие значимые параметры. Использование различных условных обозначений (стрелки, цвета, линии разной толщины) позволяет наглядно представить сложную динамику отношений.
Особую ценность карта представляет в динамическом применении — при регулярном картировании одной и той же группы можно проследить эволюцию взаимоотношений, оценить эффективность проведённых мероприятий и спрогнозировать дальнейшее развитие коллектива.
Цель шаблона
Шаблон «Карта группового взаимодействия» решает задачу объективной диагностики межличностных отношений в классе или группе. Он систематизирует процесс наблюдения за коммуникацией между учениками, выявления лидеров, аутсайдеров и микрогрупп. Ожидаемый результат применения шаблона — точное понимание социально-психологической структуры коллектива, необходимое для планирования эффективных интервенций, направленных на улучшение психологического климата и взаимодействия в группе.
Шаблон карты группового взаимодействия
КАРТА ГРУППОВОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ | |||
---|---|---|---|
Класс/группа: ____________ | Дата наблюдения: ____________ | ||
Наблюдатель: ____________ | Контекст наблюдения: ____________ | ||
I. УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ | |||
Девочки: ○ (круг) | Мальчики: □ (квадрат) | ||
Взаимодействие: → (стрелка) | Конфликт: ⚡ (молния) | ||
Дружба: == (двойная линия) | Изоляция: ⊗ (перечеркнутый круг) | ||
Лидерство: ★ (звезда) | Подгруппа: ⌒ (объединяющая линия) | ||
II. СХЕМА КОЛЛЕКТИВА | |||
[Здесь размещается схема взаимодействия, где каждый ученик представлен соответствующим символом, а взаимодействия между ними — указанными выше обозначениями] | |||
III. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ | |||
Всего участников | Количество изолированных | ||
Количество подгрупп | Количество лидеров | ||
Количество конфликтов | Коэффициент сплоченности | ||
IV. КАЧЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ | |||
Параметр | Описание | Участники | Комментарии |
Лидеры формальные | |||
Лидеры неформальные | |||
Устойчивые подгруппы | |||
Зоны напряжения | |||
Изолированные участники | |||
V. ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (в сравнении с предыдущими наблюдениями) | |||
Изменившийся параметр | Было ранее | Стало сейчас | Предполагаемые причины |
VI. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА | |||
Выявленная проблема | Рекомендуемые мероприятия | Сроки | Ожидаемый результат |
Интерпретация информации
При анализе карты группового взаимодействия ориентируйтесь на следующие критерии:
- Структура группы: Оптимальной считается структура с несколькими микрогруппами, между которыми есть «мостики» — участники, поддерживающие контакты с разными подгруппами. Тревожным признаком является наличие жестко изолированных микрогрупп или значительного числа одиночек.
- Характер лидерства: Здоровой групповой динамике соответствует наличие нескольких лидеров с разными функциями (эмоциональный лидер, лидер задачи, лидер мнений). Доминирование одного человека или отсутствие лидерства требует коррекции.
- Коэффициент сплоченности: Рассчитывается как отношение количества реальных взаимных выборов к максимально возможному их числу. Норма — 0,6-0,7 для сформированной группы.
- Динамические изменения: Позитивной динамикой считается увеличение количества связей, снижение числа изолированных участников, появление «мостиков» между подгруппами и снижение количества конфликтных взаимодействий.
32.4 Шаблон «Круг доверия»
Описание шаблона
Шаблон «Круг доверия» — это структурированная форма проведения групповых встреч, направленных на создание безопасного пространства для открытого диалога. Подобно древним кострам, вокруг которых собирались люди для решения важных вопросов, этот формат создаёт атмосферу равенства, взаимного уважения и поддержки.
В основе шаблона лежит методика восстановительных практик, где участники располагаются по кругу без физических преград между ними (таких как столы), что символизирует отсутствие иерархии и барьеров для общения. Ключевой элемент методики — «говорящий предмет», который передаётся по кругу и даёт право высказаться только тому, кто держит его в руках.
Шаблон включает подробный протокол проведения встречи, набор вопросов-стимулов для обсуждения различных тем, правила взаимодействия и форму для фиксации результатов. Это делает его универсальным инструментом как для регулярных классных часов, так и для разрешения конфликтных ситуаций или глубокого обсуждения значимых для группы тем.
Цель шаблона
Шаблон «Круг доверия» решает задачу создания структурированного, но при этом психологически безопасного формата общения в детском коллективе. Он систематизирует процессы выражения мнений, активного слушания и конструктивного обсуждения важных для группы вопросов. Ожидаемый результат применения шаблона — формирование культуры равноправного диалога, где каждый участник чувствует себя услышанным и значимым, что способствует развитию эмоционального интеллекта, эмпатии и навыков решения конфликтов мирным путём.
Шаблон «Круг доверия»
ПРОТОКОЛ ПРОВЕДЕНИЯ «КРУГА ДОВЕРИЯ» | |||
---|---|---|---|
Дата проведения: _____________ | Класс/группа: _____________ | ||
Фасилитатор: _____________ | Ассистент: _____________ | ||
Тема круга: _____________ | Длительность: _____________ мин. | ||
I. ПОДГОТОВКА | |||
Элемент | Описание | Статус | Примечания |
Пространство | Стулья расставлены по кругу без столов | ||
Говорящий предмет | Выбран предмет, имеющий символическое значение | ||
Центр круга | Создан центральный элемент (салфетка, свеча и т.п.) | ||
Участники | Все участники проинформированы о формате | ||
II. СТРУКТУРА ПРОВЕДЕНИЯ | |||
Этап | Содержание/вопросы | Время | Особенности проведения |
1. Приветствие | Представление фасилитатора, объяснение цели встречи | 5 мин. | Говорит только фасилитатор |
2. Правила круга | Объяснение базовых правил взаимодействия | 5 мин. | Можно добавить правила от группы |
3. Знакомство | Вопрос: «Пожалуйста, представьтесь и скажите, как ваше настроение сейчас» | 10 мин. | Говорящий предмет идёт по кругу |
4. Основной вопрос | [Вписать основной вопрос по теме круга] | 30 мин. | Говорящий предмет перемещается свободно |
5. Дополнительный вопрос | [Вписать дополнительный вопрос] | 15 мин. | По необходимости |
6. Завершающий круг | «Что важного вы сегодня для себя узнали или поняли?» | 10 мин. | Говорящий предмет идёт по кругу |
7. Благодарность | Благодарность всем за участие и вклад | 5 мин. | Говорит фасилитатор |
III. БАЗОВЫЕ ПРАВИЛА КРУГА | |||
1. Говорит только тот, у кого в руках говорящий предмет | |||
2. Можно пропустить ход, сказав «пас» и передав предмет дальше | |||
3. Говорим от своего имени, используя «я-высказывания» | |||
4. Уважаем конфиденциальность — личные истории остаются в круге | |||
5. Слушаем друг друга внимательно, без перебивания | |||
IV. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ (примеры для разных ситуаций) | |||
Тема | Примеры вопросов | ||
Знакомство | «Расскажите о себе что-то, что мало кто знает» «Если бы вы могли выбрать суперспособность, какую бы выбрали и почему?» | ||
Конфликт | «Как вы себя чувствовали, когда это произошло?» «Что нужно, чтобы ситуация разрешилась справедливо для всех?» | ||
Ценности | «Какое качество в людях вы цените больше всего и почему?» «Кто для вас является примером и чему вы у этого человека учитесь?» | ||
Сплочение | «Что делает команду сильной?» «Как мы можем поддерживать друг друга в сложных ситуациях?» | ||
V. РЕЗУЛЬТАТЫ И НАБЛЮДЕНИЯ | |||
Критерий | Наблюдения | Рекомендации на будущее | |
Уровень вовлеченности | |||
Эмоциональный фон | |||
Ключевые инсайты | |||
Проблемные моменты | |||
Динамика группы |
Интерпретация информации
При оценке результатов проведения «Круга доверия» обратите внимание на следующие аспекты:
- Вовлеченность: Отслеживайте, все ли участники высказывались, сколько было «пасов», менялся ли уровень активности в процессе встречи. Высокий процент добровольных высказываний (более 70%) говорит об эффективности формата.
- Глубина высказываний: Оценивайте, насколько личными и искренними были ответы участников. Поверхностные, формальные ответы могут указывать на недостаток доверия в группе.
- Динамика процесса: Отмечайте изменения в эмоциональном фоне, скорости передачи говорящего предмета, характере высказываний от начала к концу встречи. Замедление темпа и появление более глубоких размышлений часто свидетельствует о вхождении группы в продуктивное состояние.
- Выявленные проблемы: Фиксируйте упоминания о проблемах, которые спонтанно возникают в ходе обсуждения. Даже если встреча не была посвящена решению проблем, такие «побочные» находки часто бывают очень ценными.
- Применение в будущем: Для каждой группы формат круга может требовать модификаций. Отмечайте, какие элементы процедуры работали лучше всего для данной конкретной группы.
32.5 Шаблон «Опросник психоклимата класса»
Описание шаблона
Опросник психологического климата класса — это комплексный диагностический инструмент, позволяющий оценить эмоциональную атмосферу и характер межличностных отношений в школьном коллективе. Подобно метеорологическому оборудованию, фиксирующему климатические показатели, этот опросник замеряет «погоду» в классе — от солнечной и благоприятной до штормовой и напряжённой.
Шаблон представляет собой структурированный набор вопросов, охватывающих различные аспекты групповой динамики: общую удовлетворённость, чувство принадлежности к коллективу, восприятие справедливости и уважения, безопасность выражения своего мнения и другие важные параметры здоровой психологической среды.
Одним из главных преимуществ шаблона является его универсальность — возможность адаптировать базовые вопросы под различные возрастные группы и учебные коллективы, сохраняя при этом системность и сопоставимость результатов. Регулярное применение опросника позволяет отслеживать динамику психологического климата в количественных показателях.
Цель шаблона
Шаблон «Опросник психоклимата класса» решает задачу объективной оценки эмоционально-психологической атмосферы в детском коллективе. Он систематизирует процесс сбора информации о субъективном восприятии классной среды всеми участниками образовательного процесса — учениками, учителями и родителями. Ожидаемый результат применения шаблона — получение многомерной картины психологического климата, выявление проблемных зон и ресурсов для улучшения, а также возможность количественного сравнения и отслеживания изменений при проведении корректирующих мероприятий.
Шаблон опросника психоклимата класса
ОПРОСНИК ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА КЛАССА | |||
---|---|---|---|
Класс: _____________ | Дата проведения: _____________ | ||
Инструкция: Оцените, насколько вы согласны с каждым утверждением, используя шкалу от 1 до 5, где: 1 — совершенно не согласен, 2 — скорее не согласен, 3 — нейтрально, 4 — скорее согласен, 5 — полностью согласен | |||
I. БЛОК «ОБЩАЯ АТМОСФЕРА» | |||
№ | Утверждение | Балл (1-5) | Комментарий |
1 | Мне нравится находиться в этом классе | ||
2 | В нашем классе доброжелательная атмосфера | ||
3 | Я бы порекомендовал другу перейти в наш класс | ||
4 | В классе я чувствую себя комфортно и расслабленно | ||
5 | В нашем классе редко бывают конфликты | ||
II. БЛОК «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С ОДНОКЛАССНИКАМИ» | |||
№ | Утверждение | Балл (1-5) | Комментарий |
6 | У меня есть настоящие друзья в классе | ||
7 | Одноклассники помогают мне, когда я в этом нуждаюсь | ||
8 | Я легко могу обратиться к любому однокласснику |
9 | В нашем классе принято поддерживать друг друга | ||
10 | Меня не дразнят и не обижают в классе | ||
III. БЛОК «УЧЕБНАЯ АТМОСФЕРА» | |||
---|---|---|---|
№ | Утверждение | Балл (1-5) | Комментарий |
11 | На уроках я могу свободно высказывать своё мнение | ||
12 | В классе ценится творческий подход и оригинальные идеи | ||
13 | Мои одноклассники с уважением относятся к учебе | ||
14 | Мы умеем работать в группах, распределяя задачи | ||
15 | Я не боюсь ошибаться и задавать вопросы | ||
IV. БЛОК «ОТНОШЕНИЯ С УЧИТЕЛЯМИ» | |||
№ | Утверждение | Балл (1-5) | Комментарий |
16 | Учителя справедливо относятся ко всем ученикам | ||
17 | Я могу обратиться к учителю с личным вопросом | ||
18 | Учителя замечают и ценят мои успехи | ||
19 | Учителя поддерживают инициативу учеников | ||
20 | В конфликтных ситуациях учителя помогают найти решение | ||
V. БЛОК «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ» | |||
№ | Утверждение | Балл (1-5) | Комментарий |
21 | Я не боюсь приходить в школу | ||
22 | В классе не бывает ситуаций травли | ||
23 | Я могу быть собой, не опасаясь насмешек | ||
24 | Если возникает проблема, я знаю, к кому обратиться | ||
25 | В нашем классе не терпят унижения других | ||
VI. ОТКРЫТЫЕ ВОПРОСЫ | |||
26. Что вам больше всего нравится в вашем классе? | |||
27. Что бы вы хотели изменить в атмосфере класса? | |||
28. Какие мероприятия могли бы улучшить отношения в классе? | |||
VII. ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ | |||
Блок | Сумма баллов | Средний балл | Интерпретация |
I. Общая атмосфера | |||
II. Взаимоотношения с одноклассниками | |||
III. Учебная атмосфера | |||
IV. Отношения с учителями | |||
V. Психологическая безопасность | |||
ОБЩИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ |
Интерпретация информации
Для интерпретации результатов опросника используйте следующие критерии:
- Средний балл по блокам и общий показатель:
- 4,5 – 5,0: Отличный психологический климат по данному параметру
- 3,5 – 4,4: Хороший уровень, есть отдельные зоны для улучшения
- 2,5 – 3,4: Средний уровень, требуется внимание и коррекционная работа
- 1,5 – 2,4: Проблемная зона, необходима срочная интервенция
- 1,0 – 1,4: Критическая ситуация, требующая немедленных действий
- Разброс оценок: Большой разброс индивидуальных оценок (стандартное отклонение > 1,0) указывает на неоднородность восприятия психологического климата и возможное наличие микрогрупп с разным опытом пребывания в классе.
- Профиль класса: Сравнивайте средние баллы по разным блокам, чтобы определить сильные и слабые стороны коллектива. Например, высокие баллы по блоку «Взаимоотношения с одноклассниками» при низких баллах в блоке «Учебная атмосфера» указывают на дружественный, но недостаточно мотивированный на учебу коллектив.
- Качественный анализ: Ответы на открытые вопросы часто содержат конкретные идеи для улучшения ситуации и должны быть внимательно проанализированы, даже если количественные показатели находятся в пределах нормы.
32.6 Шаблон «План командообразования»
Описание шаблона
План командообразования — это стратегический документ, содержащий последовательность мероприятий, направленных на формирование эффективного и сплочённого коллектива. Как дорожная карта для путешественника, этот шаблон помогает психологу проложить оптимальный маршрут в построении здоровых групповых отношений, обходя потенциальные препятствия и используя имеющиеся ресурсы.
В шаблоне предусмотрена многоэтапная структура работы — от диагностики текущего состояния коллектива через различные форматы активностей до оценки результатов. Для каждого этапа предлагаются конкретные мероприятия с описанием целей, необходимых ресурсов и ожидаемых результатов.
Особенность шаблона заключается в его гибкости и адаптивности: план может быть скорректирован в зависимости от специфики конкретного класса, возраста учеников, выявленных проблем и доступных ресурсов. При этом сохраняется системный подход, обеспечивающий последовательное движение от поверхностного знакомства к глубокому доверию и эффективному сотрудничеству.
Цель шаблона
Шаблон «План командообразования» решает задачу структурирования процесса формирования команды в детском коллективе. Он систематизирует последовательность мероприятий, направленных на развитие групповой идентичности, налаживание эффективной коммуникации и создание атмосферы взаимного доверия и поддержки. Ожидаемый результат применения шаблона — трансформация разрозненной группы детей в сплоченный коллектив, где каждый чувствует свою ценность и причастность к общим целям, а групповые процессы способствуют развитию и самореализации каждого участника.
Шаблон плана командообразования
ПЛАН КОМАНДООБРАЗОВАНИЯ | |||
---|---|---|---|
Класс/группа: _____________ | Период реализации: _____________ | ||
Куратор: _____________ | Психолог: _____________ | ||
I. ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА | |||
Метод | Цель | Сроки | Ответственный |
Социометрия | Определение структуры межличностных отношений | ||
Опросник психоклимата | Оценка текущей атмосферы в коллективе | ||
Наблюдение | Выявление особенностей взаимодействия | ||
Интервью с педагогами | Сбор информации о динамике группы | ||
II. ЭТАП ЗНАКОМСТВА И ФОРМИРОВАНИЯ ГРУППЫ | |||
Мероприятие | Описание и цели | Сроки | Ресурсы |
«Ледокол» | Серия игр на знакомство и снятие напряжения | ||
«Карта группы» | Визуализация общих и уникальных качеств участников | ||
«Групповое имя» | Создание названия, девиза и символики класса | ||
«Общая история» | Совместное создание истории/сказки о классе | ||
III. ЭТАП РАЗВИТИЯ ДОВЕРИЯ И СПЛОЧЁННОСТИ | |||
Мероприятие | Описание и цели | Сроки | Ресурсы |
«Круг доверия» | Структурированный диалог по значимым темам | ||
«Веревочный курс» | Серия упражнений на командное взаимодействие | ||
«Островок безопасности» | Создание групповых правил и ценностей | ||
«Совместное творчество» | Коллективный арт-проект на свободную тему | ||
IV. ЭТАП РАЗВИТИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА И ЭФФЕКТИВНОСТИ | |||
Мероприятие | Описание и цели | Сроки | Ресурсы |
«Командная задача» | Решение проблемной ситуации всем классом | ||
«Распределение ролей» | Определение командных ролей и зон ответственности | ||
«Проектная работа» | Планирование и реализация общего проекта | ||
«Социальная инициатива» | Организация полезного дела для школы/сообщества | ||
V. ЭТАП ПОДДЕРЖАНИЯ И РАЗВИТИЯ КОМАНДЫ | |||
Мероприятие | Описание и цели | Сроки | Ресурсы |
«Традиции класса» | Создание регулярных ритуалов и традиций | ||
«Сеансы рефлексии» | Регулярное обсуждение групповых процессов | ||
«Празднование успехов» | Отмечание достижений группы и участников | ||
«Конфликтная компетентность» | Развитие навыков конструктивного разрешения конфликтов | ||
VI. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ | |||
Показатель | Метод оценки | Исходное состояние | Достигнутый результат |
Сплочённость | Повторная социометрия | ||
Психологический климат | Повторный опрос | ||
Коммуникативные навыки | Наблюдение | ||
Академические показатели | Анализ успеваемости | ||
Удовлетворённость учеников | Анкетирование |
Интерпретация информации
При реализации плана командообразования и анализе его эффективности обратите внимание на следующие аспекты:
- Динамика группового развития: Классическая модель развития команды включает стадии: формирование, конфликт, нормирование, функционирование. Не стремитесь перескочить стадию конфликта — это необходимый этап взаимного притирания и установления границ.
- Маркеры успешности: Ключевыми признаками эффективного командообразования являются: появление групповой идентичности («мы-чувство»), равномерное распределение активности между участниками, конструктивное разрешение конфликтов, принятие общих решений с учётом мнения каждого.
- Особенности возрастной группы: Для младших школьников наиболее эффективны игровые форматы и совместное творчество, для подростков — значимые социальные проекты и обсуждение ценностных вопросов, для старшеклассников — распределение ответственности и совместное планирование будущего.
- Устойчивость результатов: Настоящая команда отличается способностью сохранять эффективность в стрессовых ситуациях и при смене деятельности. Проверяйте устойчивость достигнутых результатов, предлагая группе новые вызовы после завершения основного плана.
32.7 Шаблон «Сеанс групповой рефлексии»
Описание шаблона
Сеанс групповой рефлексии — это структурированная форма совместного анализа опыта, направленная на осмысление пережитых событий, извлечение уроков и планирование будущих действий. Подобно зеркалу, позволяющему увидеть себя со стороны, этот формат даёт группе возможность осознать свои процессы, достижения и затруднения.
Шаблон представляет собой пошаговый протокол проведения рефлексивной встречи, включающий подготовительный этап, основную часть с различными техниками рефлексии и заключительный этап с фиксацией выводов и планов. Важными элементами являются создание безопасной атмосферы, стимулирующие вопросы и визуальные опоры для структурирования обсуждения.
Универсальность шаблона позволяет использовать его как для рефлексии конкретных событий (проект, конфликт, мероприятие), так и для регулярного анализа групповых процессов. Гибкая структура даёт возможность адаптировать формат под разные возрастные группы, изменяя глубину вопросов и способы визуализации.
Цель шаблона
Шаблон «Сеанс групповой рефлексии» решает задачу систематизации процесса осмысления и анализа совместного опыта в детском коллективе. Он упорядочивает процессы выражения чувств, обмена наблюдениями, формулирования выводов и планирования будущих действий. Ожидаемый результат применения шаблона — развитие у группы навыков метапознания (способности думать о собственном мышлении и поведении), повышение осознанности групповых процессов и формирование культуры постоянного обучения через опыт, что в конечном итоге ведёт к более эффективному взаимодействию и личностному росту каждого участника.
Шаблон сеанса групповой рефлексии
ПРОТОКОЛ СЕАНСА ГРУППОВОЙ РЕФЛЕКСИИ | |||
---|---|---|---|
Класс/группа: _____________ | Дата проведения: _____________ | ||
Ведущий: _____________ | Продолжительность: _______ мин. | ||
Тема/событие для рефлексии: _____________________________________________ | |||
I. ПОДГОТОВКА К РЕФЛЕКСИИ | |||
Элемент | Описание | Статус | Комментарии |
Организация пространства | Участники размещены в кругу/полукруге, хорошо видят друг друга | ||
Правила встречи | Озвучены и приняты правила безоценочного общения и конфиденциальности | ||
Визуальные материалы | Подготовлены флипчарт/доска для фиксации идей | ||
Настрой группы | Проведена короткая разминка/активность для фокусировки внимания | ||
II. ОСНОВНОЙ ПРОЦЕСС РЕФЛЕКСИИ | |||
Этап/техника | Ключевые вопросы/задания | Реакция группы | Ключевые высказывания |
1. Эмоциональная рефлексия | «Какие чувства вы испытывали во время события/процесса?» «Выберите метафору/образ, который отражает ваши ощущения» | ||
2. Фактическая рефлексия | «Что конкретно произошло? Какие были ключевые моменты?» «Какие действия предпринимали участники?» | ||
3. Анализ процесса | «Как взаимодействовали участники?» «Какие роли проявились?» «Как принимались решения?» | ||
4. Выявление успехов | «Что удалось сделать хорошо?» «Какие сильные стороны группы проявились?» «Чем мы можем гордиться?» | ||
5. Анализ трудностей | «С какими сложностями столкнулись?» «Что мешало более эффективной работе?» «Какие моменты вызвали дискомфорт?» | ||
6. Поиск ресурсов | «Что помогло преодолеть трудности?» «Какие качества/навыки участников оказались полезными?» «Какая поддержка требовалась, но отсутствовала?» | ||
7. Извлечение уроков | «Какие выводы мы можем сделать?» «Чему мы научились?» «Что будем делать по-другому в следующий раз?» | ||
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП РЕФЛЕКСИИ | |||
Компонент | Содержание | Ответственные | Сроки |
Фиксация основных выводов | |||
План действий | |||
Нерешенные вопросы | |||
Обратная связь о процессе рефлексии | |||
IV. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ РЕФЛЕКСИИ (по необходимости) | |||
Название техники | Описание | Когда применять | Необходимые материалы |
«Рефлексивная мишень» | Участники отмечают на концентрических кругах-мишенях свою оценку разных аспектов события (ближе к центру — выше оценка) | Для количественной и визуальной оценки результатов | Нарисованная мишень, стикеры/маркеры |
«Шесть шляп мышления» | Поочередное рассмотрение ситуации с разных позиций: факты, эмоции, критика, оптимизм, креативность, метапозиция | Для всестороннего анализа сложных ситуаций | Карточки с описанием «шляп» |
«Линия времени» | Визуализация хронологии события с отметкой ключевых моментов, поворотных точек и эмоций | Для анализа протяженных во времени процессов | Длинный лист бумаги, маркеры |
«Письмо самим себе» | Участники пишут письмо «будущим себе» с советами, основанными на полученном опыте | Для личностной рефлексии в рамках группового процесса | Бумага, ручки, конверты |
Интерпретация информации
При анализе результатов групповой рефлексии обратите внимание на следующие аспекты:
- Глубина рефлексии: Оценивайте, насколько участники выходят за пределы простого описания фактов к анализу причин, следствий и закономерностей. Признак глубокой рефлексии — появление инсайтов и неожиданных выводов.
- Эмоциональный компонент: Важно отслеживать не только рациональный анализ, но и проживание эмоционального опыта. Здоровый процесс рефлексии включает признание как позитивных, так и негативных чувств.
- Групповая динамика во время рефлексии: Сам процесс рефлексии часто отражает общие паттерны взаимодействия в группе. Обращайте внимание, кто доминирует в обсуждении, кто молчит, как группа реагирует на критические замечания.
- Практическая ориентация: Качественная рефлексия всегда завершается конкретными выводами и планами. Отсутствие практических решений может указывать на то, что процесс остался на уровне «разговоров» без реального влияния на будущее поведение.
- Развитие рефлексивных навыков: При регулярном проведении сеансов рефлексии отслеживайте, как меняется способность группы к самоанализу. Прогресс проявляется в увеличении самостоятельности участников, снижении необходимости в наводящих вопросах и появлении инициативных предложений по улучшению.
32.8 Шаблон «Социометрический опрос»
Описание шаблона
Социометрический опрос — это диагностический инструмент для исследования межличностных отношений и социальной структуры группы. Подобно рентгену, просвечивающему физическую структуру, социометрия делает видимой невидимую сеть симпатий, антипатий и нейтральных отношений между членами коллектива.
Шаблон представляет собой комплексную методику, включающую процедуру сбора данных через специально сформулированные вопросы-критерии, математическую обработку результатов с расчётом индивидуальных и групповых индексов, а также визуализацию полученных данных в форме социограммы — схематического изображения взаимоотношений в группе.
Особую ценность представляет динамическое применение методики — регулярные замеры с использованием одних и тех же критериев позволяют отслеживать изменения в структуре отношений, оценивать эффективность проведённых мероприятий и прогнозировать возможные проблемы в развитии коллектива.
Цель шаблона
Шаблон «Социометрический опрос» решает задачу объективного измерения и анализа межличностных отношений в детском коллективе. Он систематизирует процесс выявления лидеров и аутсайдеров, обнаружения микрогрупп, определения степени сплочённости коллектива и эмоционального благополучия каждого ученика в системе групповых отношений. Ожидаемый результат применения шаблона — получение точной картины социальной структуры класса, необходимой для планирования эффективных психолого-педагогических интервенций, направленных на оптимизацию групповых процессов и поддержку эмоционального благополучия каждого ученика.
Шаблон социометрического опроса
ПРОТОКОЛ СОЦИОМЕТРИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ | |||
---|---|---|---|
Класс/группа: _____________ | Дата проведения: _____________ | ||
Психолог: _____________ | Количество учащихся: _____________ | ||
I. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ | |||
Инструкция для учащихся: «Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о ваших отношениях с одноклассниками. Ваши ответы останутся конфиденциальными и будут использованы только для создания более комфортной атмосферы в классе. Для каждого вопроса укажите имена и фамилии трех одноклассников в порядке предпочтения.» | |||
II. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ | |||
Критерий | Формулировка вопроса | Тип критерия | Сфера отношений |
Учебная деятельность | «С кем из одноклассников ты хотел бы вместе готовить важный учебный проект?» | Положительный | Деловые отношения |
Досуг | «Кого из одноклассников ты пригласил бы на свой день рождения?» | Положительный | Личные отношения |
Совместное проживание | «С кем из одноклассников ты хотел бы жить в одной комнате во время школьной поездки?» | Положительный | Личные отношения |
Сложная ситуация | «К кому из одноклассников ты обратился бы за помощью в трудной ситуации?» | Положительный | Эмоциональная поддержка |
III. СОЦИОМЕТРИЧЕСКАЯ МАТРИЦА | |||
[Здесь размещается таблица, где в строках и столбцах указаны имена всех учеников, а на пересечении отмечаются выборы. Например: 1 — первый выбор, 2 — второй выбор, 3 — третий выбор, 0 — отсутствие выбора] | |||
IV. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ | |||
ФИО ученика | Статус (количество полученных выборов) | Эмоциональная экспансивность (сделанные выборы) | Социометрический статус |
V. ГРУППОВЫЕ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ИНДЕКСЫ | |||
Индекс | Формула расчета | Значение | Интерпретация |
Индекс групповой сплоченности | Отношение числа взаимных выборов к максимально возможному их числу | ||
Индекс взаимности | Отношение числа участников, имеющих взаимные выборы, к общему числу участников | ||
Индекс изолированности | Доля изолированных участников (не получивших ни одного выбора) | ||
VI. СОЦИОМЕТРИЧЕСКИЕ ГРУППЫ | |||
Группа | Критерии выделения | Участники | Доля от общего числа |
«Звезды» | Более 6 выборов | ||
«Предпочитаемые» | 3-5 выборов | ||
«Принятые» | 1-2 выбора | ||
«Изолированные» | 0 выборов | ||
VII. СОЦИОГРАММА | |||
[Здесь размещается графическое изображение социометрических выборов в виде схемы, где каждый ученик представлен кружком/квадратом, а выборы — стрелками между ними] | |||
VIII. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ | |||
Параметр | Выявленные особенности | Рекомендуемые мероприятия | Сроки |
Структура группы | |||
Положение «изолированных» учеников | |||
Лидерство | |||
Микрогруппы |
Интерпретация информации
При анализе результатов социометрического исследования ориентируйтесь на следующие критерии:
- Социометрический статус учеников:
- «Звезды» (высокостатусные) — получают наибольшее количество выборов, являются эмоциональными лидерами группы
- «Предпочитаемые» — имеют устойчивое положительное положение в структуре группы
- «Принятые» — получают небольшое количество выборов, имеют ограниченный круг общения
- «Изолированные» — не получают выборов, находятся в эмоционально неблагоприятном положении
- «Отвергаемые» — получают активные отрицательные выборы (при использовании отрицательных критериев)
- Индекс групповой сплоченности: Показывает, насколько взаимны выборы в группе. Нормативные значения: 0,6-0,7 для сформированных коллективов, 0,4-0,5 для новых групп. Значения ниже 0,3 свидетельствуют о низкой сплоченности и разобщенности.
- Структура группы: Анализируйте наличие микрогрупп, их взаимодействие, наличие «мостиков» между подгруппами. Неблагоприятными признаками являются: жесткое разделение на изолированные микрогруппы, большое число «изолированных» участников, концентрация выборов вокруг одного-двух лидеров при отсутствии горизонтальных связей.
- Динамика показателей: Сравнивайте результаты с предыдущими замерами. Позитивная динамика проявляется в увеличении индекса сплоченности, сокращении числа изолированных участников, более равномерном распределении статусов.
32.9 Шаблон «Упражнения на коммуникацию»
Описание шаблона
Шаблон «Упражнения на коммуникацию» представляет собой структурированный набор активностей, направленных на развитие навыков эффективного общения в детском коллективе. Подобно тренажерному залу для мышц, эти упражнения создают возможность для целенаправленной тренировки различных аспектов коммуникативной компетентности.
В шаблоне собраны разнообразные упражнения, охватывающие ключевые области коммуникации: вербальное и невербальное общение, активное слушание, выражение своих мыслей и чувств, разрешение конфликтов, групповое взаимодействие и другие. Каждое упражнение сопровождается чётким описанием процедуры проведения, необходимых материалов, примерного времени и рефлексивных вопросов для обсуждения.
Особую практическую ценность представляет система категоризации упражнений по целям, возрастной адекватности, сложности и интенсивности, что позволяет быстро подобрать подходящую активность под конкретные задачи психолого-педагогической работы с группой, учитывая её актуальные потребности и особенности.
Цель шаблона
Шаблон «Упражнения на коммуникацию» решает задачу систематизации работы по развитию коммуникативных навыков у детей и подростков. Он упорядочивает процесс формирования таких ключевых компетенций, как умение слушать и слышать, ясно выражать свои мысли, понимать невербальные сигналы, конструктивно разрешать конфликты. Ожидаемый результат применения шаблона — создание в детском коллективе культуры эффективной коммуникации, что способствует улучшению психологического климата, снижению конфликтности и формированию важных социальных навыков, необходимых для успешной адаптации во взрослой жизни.
Шаблон упражнений на коммуникацию
КАРТОТЕКА УПРАЖНЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ | |||
---|---|---|---|
Возрастная группа: _____________ | Составитель: _____________ | ||
I. УПРАЖНЕНИЯ НА ВЕРБАЛЬНУЮ КОММУНИКАЦИЮ | |||
Название упражнения | Описание и процедура | Материалы и время | Развиваемые навыки |
«Испорченный телефон» | Первый участник шепчет короткое сообщение следующему, далее по цепочке. Сравнивается исходное и конечное сообщение. | Время: 10-15 минут Материалы: не требуются | Точность передачи информации, внимательность |
«Опиши предмет» | Один участник описывает предмет, не называя его, остальные должны угадать. Описание строится по определенной структуре: форма, цвет, материал, назначение. | Время: 15-20 минут Материалы: карточки с названиями предметов | Точность формулировок, структурированная речь |
«Активный слушатель» | Участники работают в парах. Один рассказывает историю из жизни, второй практикует техники активного слушания: перефразирование, отражение чувств, уточняющие вопросы. | Время: 20 минут Материалы: карточки с техниками активного слушания | Эмпатия, внимательность, отражение чувств |
«Я-сообщения» | Участники тренируются переформулировать обвинительные «ты-сообщения» в конструктивные «я-сообщения» по формуле: «Когда ты… я чувствую… потому что… я хотел бы…» | Время: 15-20 минут Материалы: карточки с примерами ситуаций | Безконфликтное общение, выражение чувств |
II. УПРАЖНЕНИЯ НА НЕВЕРБАЛЬНУЮ КОММУНИКАЦИЮ | |||
Название упражнения | Описание и процедура | Материалы и время | Развиваемые навыки |
«Зеркало» | Участники работают в парах. Один выполняет медленные движения, второй старается точно повторять их, как отражение в зеркале. | Время: 10 минут Материалы: не требуются | Наблюдательность, синхронизация, внимание к деталям |
«Эмоциональный словарь» | Участник вытягивает карточку с названием эмоции и пытается передать её только с помощью мимики и жестов. Группа отгадывает. | Время: 15-20 минут Материалы: карточки с названиями эмоций | Распознавание и выражение эмоций, эмпатия |
«Пантомима ситуаций» | Мини-группы получают карточки с описанием ситуаций и должны разыграть их без слов, используя только жесты и мимику. | Время: 20-25 минут Материалы: карточки с ситуациями | Невербальная выразительность, творческое мышление |
«Сурдоперевод» | Пара участников: один рассказывает историю, второй синхронно «переводит» её на язык жестов, придумывая движения на ходу. | Время: 15 минут Материалы: не требуются | Креативность, координация, внимательность |
III. УПРАЖНЕНИЯ НА КОМАНДНУЮ КОММУНИКАЦИЮ | |||
Название упражнения | Описание и процедура | Материалы и время | Развиваемые навыки |
«Молчаливая сортировка» | Группа должна без слов выстроиться в линию: по росту, по дате рождения, по алфавиту имен и т.д. | Время: 10-15 минут Материалы: не требуются | Невербальное взаимодействие, организация, сотрудничество |
«Квадрат вслепую» | Группа с завязанными глазами должна выстроить из веревки правильный квадрат, держась руками за веревку. | Время: 15-20 минут Материалы: веревка, повязки на глаза | Координация действий, пространственное мышление, лидерство |
«Совместный рисунок» | Группа создает рисунок на одном листе, не договариваясь заранее о содержании. Каждый участник добавляет 1-2 элемента, стараясь развить общую идею. | Время: 20 минут Материалы: ватман, маркеры | Невербальное понимание, адаптивность, творческая синергия |
«Коллективное решение» | Группе дается проблемная ситуация и 5 вариантов решения. Необходимо достичь консенсуса — решения, которое поддержат все участники. | Время: 25-30 минут Материалы: карточки с описанием проблемы и вариантами | Аргументация, слушание, поиск компромисса |
IV. УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТОВ | |||
Название упражнения | Описание и процедура | Материалы и время | Развиваемые навыки |
«Конфликтные ситуации» | Участники получают карточки с описанием типичных конфликтных ситуаций. В мини-группах разыгрывают их и находят конструктивные способы разрешения. | Время: 30 минут Материалы: карточки с ситуациями | Управление конфликтами, поиск решений |
«Техника медиатора» | Тройки участников: два конфликтующих и медиатор. Медиатор помогает найти решение, используя технику: каждый говорит о своих интересах, а не о позициях. | Время: 25-30 минут Материалы: карточки с описанием техник медиации | Посредничество, поиск интересов, нейтральность |
«Другими словами» | Участники переформулируют обвинительные, агрессивные фразы в нейтральные или позитивные, сохраняя суть сообщения. | Время: 15-20 минут Материалы: списки фраз | Позитивное переформулирование, контроль эмоций |
«Шаг навстречу» | Два участника стоят на противоположных сторонах комнаты. Каждый должен сделать шаг навстречу, если согласен с конструктивным предложением оппонента по решению смоделированной конфликтной ситуации. | Время: 20 минут Материалы: карточки с конфликтными ситуациями | Поиск компромисса, уступки, конструктивность |
V. ПРОВЕДЕНИЕ И АНАЛИЗ | |||
Дата | Использованные упражнения | Наблюдения психолога | Рекомендуемые следующие шаги |
VI. РЕФЛЕКСИЯ ПОСЛЕ УПРАЖНЕНИЙ | |||
Категория вопросов | Примеры рефлексивных вопросов | ||
Чувства и впечатления | «Какие эмоции вы испытывали во время упражнения?» «Что было самым сложным/легким для вас?» «Насколько комфортно вы себя чувствовали?» | ||
Процесс коммуникации | «Как происходило общение в группе?» «Были ли моменты непонимания? С чем они связаны?» «Что помогало/мешало эффективной коммуникации?» | ||
Личные открытия | «Что нового вы узнали о себе?» «Какие свои сильные/слабые стороны в общении вы заметили?» «Какой навык вы хотели бы развить дальше?» | ||
Перенос в жизнь | «Как эти навыки можно применить в реальных ситуациях?» «Какие техники вы попробуете использовать в повседневном общении?» «Какие барьеры могут помешать применению этих навыков?» |
Интерпретация информации
При анализе результатов упражнений на коммуникацию обратите внимание на следующие аспекты:
- Индивидуальные особенности: Отмечайте, какие коммуникативные стили преобладают у разных участников (директивный, аналитический, дружелюбный, экспрессивный). Эта информация поможет индивидуализировать подход к развитию коммуникативных навыков.
- Групповая динамика: Анализируйте, как группа в целом справляется с задачами, требующими эффективной коммуникации. Обращайте внимание на распределение ролей, лидерство, способность группы к самоорганизации.
- Типичные затруднения: Выявляйте повторяющиеся проблемы в коммуникации: трудности в выражении мыслей, перебивание, неумение слушать, агрессивная или пассивная позиция, страх высказывания и т.д.
- Прогресс группы: Отслеживайте динамику развития коммуникативных навыков с течением времени. Качественными показателями прогресса являются увеличение числа конструктивных предложений, снижение количества конфликтов, более равномерное участие всех членов группы, появление культуры поддерживающей обратной связи.
- Перенос навыков: Особое внимание уделяйте тому, насколько успешно участники переносят навыки из учебных упражнений в реальное общение. Это можно отслеживать через наблюдения за естественным взаимодействием группы, а также через саморефлексию участников.
32.10 Шаблон «Чек-лист эффективности»
Описание шаблона
Чек-лист эффективности групповой работы — это практичный инструмент для быстрой и структурированной оценки результативности психологических интервенций в детском коллективе. Подобно приборной панели самолёта, этот шаблон позволяет одним взглядом охватить ключевые показатели «полёта» группы, вовремя заметить отклонения и скорректировать курс.
В шаблоне представлены конкретные, наблюдаемые критерии оценки различных аспектов групповой динамики: психологической атмосферы, коммуникации, сотрудничества, управления конфликтами, вовлеченности участников и других важных параметров. Для каждого критерия предусмотрена шкала оценки, позволяющая фиксировать как текущее состояние, так и динамику изменений.
Особую ценность чек-лист представляет при регулярном применении: систематический мониторинг одних и тех же параметров позволяет объективно отслеживать эффективность проводимых мероприятий, выявлять устойчивые тенденции и своевременно корректировать программу психологического сопровождения группы.
Цель шаблона
Шаблон «Чек-лист эффективности» решает задачу объективной оценки результативности групповой работы психолога с детским коллективом. Он систематизирует процесс мониторинга ключевых показателей групповой динамики, обеспечивая возможность быстрого выявления проблемных зон и отслеживания прогресса. Ожидаемый результат применения шаблона — повышение точности и объективности оценки эффективности психологических интервенций, что позволяет оптимизировать программу работы с группой, своевременно вносить необходимые коррективы и демонстрировать конкретные, измеримые результаты педагогам, администрации и родителям.
Шаблон чек-листа эффективности
ЧЕК-ЛИСТ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ | |||
---|---|---|---|
Класс/группа: _____________ | Период оценки: _____________ | ||
Психолог: _____________ | Проведенные мероприятия: _____________ | ||
Инструкция: Оцените каждый критерий по шкале от 1 до 5, где: 1 — критически низкий уровень, 2 — ниже среднего, 3 — средний уровень, 4 — хороший уровень, 5 — отличный уровень | |||
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ КЛИМАТ И АТМОСФЕРА | |||
Критерий | Исходная оценка | Текущая оценка | Комментарии и наблюдения |
Общая эмоциональная атмосфера в группе | |||
Уровень психологической безопасности | |||
Отсутствие случаев буллинга и изоляции | |||
Открытость в выражении эмоций и мнений | |||
Преобладание положительных эмоций | |||
II. КОММУНИКАЦИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ | |||
Критерий | Исходная оценка | Текущая оценка | Комментарии и наблюдения |
Качество вербальной коммуникации | |||
Навыки активного слушания | |||
Умение выражать мысли и чувства | |||
Распределение участия в обсуждениях | |||
Конструктивная обратная связь | |||
III. СОТРУДНИЧЕСТВО И КОМАНДНАЯ РАБОТА | |||
Критерий | Исходная оценка | Текущая оценка | Комментарии и наблюдения |
Способность к совместному решению задач | |||
Распределение ролей и ответственности | |||
Взаимопомощь и поддержка | |||
Учет мнений и идей каждого участника | |||
Наличие общих целей и ценностей | |||
IV. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ | |||
Критерий | Исходная оценка | Текущая оценка | Комментарии и наблюдения |
Частота конфликтных ситуаций (обратная шкала) | |||
Конструктивность разрешения конфликтов | |||
Умение выражать несогласие без агрессии | |||
Компромиссность и готовность к уступкам | |||
Самостоятельность группы в разрешении конфликтов | |||
V. ВОВЛЕЧЕННОСТЬ И МОТИВАЦИЯ | |||
Критерий | Исходная оценка | Текущая оценка | Комментарии и наблюдения |
Общий уровень активности участников | |||
Интерес к групповым мероприятиям | |||
Инициативность и предложение идей | |||
Готовность к дополнительным усилиям | |||
Чувство принадлежности к группе | |||
VI. СВОДНАЯ ОЦЕНКА И ВЫВОДЫ | |||
Измерение | Средний балл (исходный) | Средний балл (текущий) | Динамика |
I. Психологический климат и атмосфера | |||
II. Коммуникация и взаимодействие | |||
III. Сотрудничество и командная работа | |||
IV. Управление конфликтами | |||
V. Вовлеченность и мотивация | |||
ОБЩИЙ СРЕДНИЙ БАЛЛ | |||
VII. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ОЦЕНКИ | |||
Выявленная область для улучшения | Предлагаемые мероприятия | Приоритет | Ожидаемый результат |
Интерпретация информации
При анализе результатов чек-листа эффективности ориентируйтесь на следующие показатели:
- Общий средний балл:
- 4,5 – 5,0: Высокоэффективная группа с отличной динамикой
- 3,5 – 4,4: Хорошо функционирующая группа с отдельными зонами для улучшения
- 2,5 – 3,4: Группа со средним уровнем эффективности, требующая системной работы
- 1,5 – 2,4: Проблемная группа с серьезными нарушениями групповой динамики
- 1,0 – 1,4: Критическая ситуация, требующая немедленного вмешательства
- Динамика показателей: Положительная динамика от 0,5 балла и выше по любому измерению считается значимым улучшением. Отрицательная динамика более чем на 0,3 балла требует особого внимания, даже если абсолютное значение остаётся в пределах нормы.
- Разброс оценок по разным измерениям: Большие различия между оценками разных аспектов (более 1,5 баллов) указывают на несбалансированное развитие группы. Например, высокие показатели по вовлеченности при низких показателях по управлению конфликтами могут говорить о высокой, но деструктивной активности.
- Особенности возрастных групп: Для младших школьников нормативные значения по коммуникации и управлению конфликтами могут быть ниже (3,0 – 3,5), для подростков критически важны высокие показатели психологической безопасности и принятия, для старшеклассников — сбалансированность всех показателей.
- Контекстные факторы: При интерпретации учитывайте внешние факторы, которые могут влиять на групповую динамику: начало/конец учебного года, структурные изменения в группе, значимые события в жизни школы, социально-экономические факторы в регионе и т.д.
Сводная таблица шаблонов по групповой работе
Шаблон | Назначение | Примечание |
---|---|---|
32.1 Антибуллинговая программа | Системное противодействие травле и буллингу в школьной среде | Содержит блоки: диагностический, профилактический, вмешательства и оценки эффективности |
32.2 Игры на сплочение | Формирование и укрепление командного духа, развитие доверия и взаимопомощи | Структурирован по категориям: знакомство, доверие, сотрудничество, коммуникация |
32.3 Карта группового взаимодействия | Визуализация и анализ коммуникативных процессов и связей в детском коллективе | Позволяет отслеживать динамику отношений и эффективность интервенций в графическом виде |
32.4 Круг доверия | Создание безопасного формата для открытого диалога и обсуждения значимых тем | Основан на методике восстановительных практик с использованием «говорящего предмета» |
32.5 Опросник психоклимата класса | Оценка эмоциональной атмосферы и характера межличностных отношений в коллективе | Охватывает различные аспекты: общую атмосферу, взаимоотношения, учебную среду, безопасность |
32.6 План командообразования | Структурирование процесса формирования эффективной и сплоченной команды | Содержит этапы: диагностика, знакомство, доверие, сотрудничество, поддержание и оценка |
32.7 Сеанс групповой рефлексии | Организация осмысления совместного опыта, извлечение уроков, планирование | Включает техники эмоциональной, фактической и аналитической рефлексии с визуальной поддержкой |
32.8 Социометрический опрос | Измерение межличностных отношений и социальной структуры группы | Предоставляет количественные показатели и визуализацию в форме социограммы |
32.9 Упражнения на коммуникацию | Развитие навыков эффективного общения, слушания, выражения мыслей и чувств | Содержит разнообразные упражнения для разных аспектов коммуникации: вербальной, невербальной, командной |
32.10 Чек-лист эффективности | Мониторинг и оценка результативности групповой работы психолога | Обеспечивает объективную оценку прогресса по ключевым показателям групповой динамики |