Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Упражнения для ораторского мастерства
Глава 13. Невербальная коммуникация
Оглавление
- Взгляд-посыл
- Невербальный диалог
- Знаки тела
- Молчаливый разговор
- Поза-сигнал
- Сигналы рук
- Телесный язык
- Точки контакта
- Энергия движения
- Язык жестов
13.1 Упражнение «Взгляд-посыл»
Описание упражнения
В искусстве ораторского мастерства глаза являются мощнейшим инструментом воздействия на аудиторию. Подобно прожектору, освещающему темную сцену, взгляд оратора способен выхватить из толпы отдельные лица, установить невидимую связь и передать эмоциональный заряд каждому слушателю.
Это упражнение погружает участников в глубокое исследование силы взгляда, раскрывая его потенциал как инструмента невербальной коммуникации. Словно художник, работающий с палитрой красок, оратор учится использовать различные типы взглядов для создания нужного эмоционального воздействия.
Каждый взгляд несет свой уникальный посыл – от теплого, располагающего к доверительной беседе, до властного, способного мгновенно захватить внимание большой аудитории. В ходе выполнения упражнения участники осваивают это тонкое искусство невербального общения.
Теоретическая основа
Согласно исследованиям в области невербальной коммуникации, до 60-70% информации передается через визуальный контакт. Глаза являются единственным органом тела, напрямую связанным с лимбической системой мозга, отвечающей за эмоции и формирование доверия.
Характер взгляда может существенно влиять на восприятие сообщения слушателями. Прямой взгляд активирует области мозга, связанные с эмпатией и социальным взаимодействием, что усиливает эффективность коммуникации.
Цель упражнения
Развитие навыков управления взглядом как инструментом воздействия на аудиторию. Упражнение помогает освоить различные типы взглядов, научиться сознательно использовать их для достижения нужного коммуникативного эффекта, преодолеть страх визуального контакта с аудиторией.
Реквизит
- Зеркало в полный рост
- Карточки с описанием эмоциональных состояний
- Секундомер
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Участники располагаются в просторном помещении, образуя круг. Расстояние между участниками должно быть достаточным для свободного перемещения. Ведущий раздает карточки с описанием различных эмоциональных состояний.
2. Разминка «Зеркальный взгляд»
Каждый участник проводит 2-3 минуты перед зеркалом, экспериментируя с различными типами взглядов. Необходимо обратить внимание на мышцы лица, положение головы и осанку при каждом типе взгляда.
3. Основное упражнение
Участники делятся на пары. Один человек из пары становится «передающим», второй — «принимающим». Передающий должен без слов, используя только взгляд, передать эмоцию или состояние, указанное на полученной карточке.
4. Обмен ролями
После выполнения первого раунда участники меняются ролями и получают новые карточки с эмоциональными состояниями.
5. Групповая практика
Один участник становится в центр круга и последовательно устанавливает визуальный контакт с каждым членом группы, передавая заданную эмоцию.
Время на каждый этап
Этап | Продолжительность |
---|---|
Подготовительный этап | 5 минут |
Разминка «Зеркальный взгляд» | 10 минут |
Основное упражнение | 20 минут |
Обмен ролями | 20 минут |
Групповая практика | 15 минут |
Образец карточки эмоционального состояния
Эмоция | Описание взгляда | Дополнительные характеристики |
---|---|---|
Уверенность | Прямой, открытый взгляд | Спокойное выражение лица |
Сочувствие | Мягкий, внимательный взгляд | Легкий наклон головы |
Вдохновение | Сияющий, энергичный взгляд | Приподнятые брови |
Размер группы
Оптимальное количество участников: 8-16 человек
Ключевые моменты для участников
- Сохраняйте естественность выражения лица
- Избегайте излишне длительного визуального контакта
- Обращайте внимание на реакцию партнера
- Экспериментируйте с интенсивностью взгляда
- Следите за положением головы и осанкой
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие типы взглядов давались легче всего?
- С какими трудностями столкнулись при передаче эмоций?
- Как влияет расстояние между партнерами на эффективность передачи эмоций?
- Какие невербальные сигналы помогали усилить воздействие взгляда?
Примеры выполнения
Участник А демонстрирует «взгляд уверенности»: прямая осанка, подбородок параллельно полу, открытый прямой взгляд, спокойное выражение лица. Движения головы плавные, взгляд перемещается между слушателями с задержкой на 2-3 секунды.
Типичные ошибки и их исправление
Ошибка | Как исправить | На что обратить внимание |
---|---|---|
Слишком пристальный взгляд | Делать плавные переходы между собеседниками | Время фиксации взгляда 2-3 секунды |
Бегающий взгляд | Тренировать устойчивость взгляда перед зеркалом | Контроль дыхания для снятия напряжения |
Неестественное выражение лица | Расслабить мышцы лица, особенно вокруг глаз | Общая расслабленность тела |
Когда применять
Упражнение особенно эффективно перед публичными выступлениями, деловыми переговорами, проведением презентаций. Рекомендуется практиковать регулярно для развития навыка управления взглядом.
Противопоказания
Следует соблюдать осторожность при высоком уровне социальной тревожности у участников. В таких случаях рекомендуется начинать с более простых упражнений на установление зрительного контакта.
Рекомендации для ведущего
- Создайте безопасную, доверительную атмосферу в группе
- Отслеживайте уровень комфорта участников
- Предоставляйте четкие инструкции по времени удержания взгляда
- Поощряйте обратную связь после каждого этапа
- Помогайте участникам корректировать ошибки в процессе выполнения
Возможные модификации упражнений
- Добавление элемента соревнования: кто дольше удержит определенный тип взгляда
- Усложнение задания путем добавления движения в пространстве
- Комбинирование различных типов взглядов в определенной последовательности
- Работа с разным количеством участников одновременно
- Включение элементов театрализации при передаче эмоций
13.2 Упражнение «Невербальный диалог»
Описание упражнения
Представьте себе театр теней, где актеры рассказывают истории без единого слова. Подобно этому древнему искусству, «Невербальный диалог» погружает участников в мир безмолвного общения, где каждый жест становится словом, а каждое движение – предложением.
Это упражнение подобно танцу, в котором партнеры ведут беседу без слов, используя только язык тела. Словно музыканты, настраивающие свои инструменты перед концертом, участники учатся тонко чувствовать и понимать невербальные сигналы друг друга.
В процессе выполнения упражнения происходит удивительная трансформация: обычные движения превращаются в осмысленные послания, а пространство между участниками наполняется невидимыми нитями взаимопонимания.
Теоретическая основа
Исследования показывают, что в межличностной коммуникации более 65% информации передается невербально. Способность считывать и правильно интерпретировать невербальные сигналы является ключевым навыком успешного оратора и лидера.
Невербальная коммуникация работает на подсознательном уровне и часто воспринимается аудиторией как более достоверный источник информации, чем произносимые слова. Это связано с тем, что контроль над невербальными проявлениями требует большего осознания и мастерства.
Цель упражнения
Развитие навыков невербальной коммуникации, повышение чувствительности к языку тела собеседника, совершенствование способности передавать информацию без использования слов. Упражнение помогает участникам осознать важность невербальных сигналов в публичных выступлениях и межличностном общении.
Реквизит
- Карточки с ситуациями для диалога
- Таймер
- Музыкальное сопровождение (фоновая музыка без слов)
- Просторное помещение
Этапы выполнения
1. Разминка «Зеркало эмоций»
Участники разбиваются на пары и по очереди копируют невербальные проявления партнера, настраиваясь на взаимное восприятие.
2. Установление контакта
Пары располагаются на расстоянии 2-3 метров друг от друга. Участники должны установить невербальный контакт, используя только язык тела и взгляд.
3. Диалог эмоций
Каждая пара получает карточку с описанием ситуации. Участники должны разыграть эту ситуацию без слов, используя только невербальные средства общения.
4. Групповое взаимодействие
Все участники образуют круг. Один человек начинает передавать невербальное сообщение по кругу, каждый следующий участник должен его принять и передать дальше.
5. Рефлексия и обратная связь
Участники обсуждают свой опыт, делятся наблюдениями и полученными инсайтами.
Время на каждый этап
Этап упражнения | Продолжительность | Комментарии |
---|---|---|
Разминка «Зеркало эмоций» | 10 минут | По 5 минут на каждого в паре |
Установление контакта | 5 минут | Без вербального общения |
Диалог эмоций | 15 минут | Смена ролей через 7-8 минут |
Групповое взаимодействие | 20 минут | Несколько раундов передачи |
Образец карточки ситуации
Ситуация | Роль первого участника | Роль второго участника |
---|---|---|
Встреча старых друзей | Радостное узнавание | Приятное удивление |
Деловые переговоры | Уверенное предложение | Заинтересованное рассмотрение |
Примирение после ссоры | Желание помириться | Готовность к диалогу |
Размер группы
Оптимальное количество участников: 10-20 человек (чётное количество для парной работы)
Ключевые моменты для участников
- Внимательно наблюдайте за всеми невербальными проявлениями партнера
- Используйте весь спектр невербальных средств: позу, жесты, мимику, взгляд
- Старайтесь быть естественными в проявлении эмоций
- Поддерживайте постоянный визуальный контакт
- Обращайте внимание на изменения в поведении партнера
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие невербальные сигналы оказались наиболее эффективными для передачи информации?
- С какими трудностями столкнулись при передаче и приеме невербальных сообщений?
- Как изменилось ваше восприятие невербальной коммуникации после упражнения?
- Какие новые способы невербального выражения вы для себя открыли?
Примеры выполнения
В ситуации «Деловые переговоры» первый участник демонстрирует уверенную позу, открытые жесты, поддерживает доброжелательное выражение лица. Второй участник показывает заинтересованность через наклон корпуса вперед, кивки головой, внимательный взгляд.
Типичные ошибки и их исправление
Ошибка | Способ исправления | Профилактика |
---|---|---|
Чрезмерная театральность | Упрощение жестов и мимики | Практика перед зеркалом |
Потеря контакта с партнером | Восстановление визуального контакта | Регулярные упражнения на внимание |
Несогласованность сигналов | Работа над целостностью образа | Видеозапись тренировок |
Интерпретация результатов
Успешность выполнения упражнения оценивается по следующим критериям: точность передачи и приема невербальных сигналов, естественность движений, способность поддерживать постоянный контакт с партнером, разнообразие используемых невербальных средств.
Когда применять
Упражнение особенно полезно при подготовке к публичным выступлениям, презентациям, переговорам. Рекомендуется включать в тренинги по развитию коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта.
Рекомендации для ведущего
- Обеспечьте комфортную, безопасную атмосферу для участников
- Давайте четкие инструкции перед каждым этапом
- Наблюдайте за динамикой в парах и группе
- Помогайте участникам расширять репертуар невербальных средств
- Фиксируйте и обсуждайте успешные моменты взаимодействия
Возможные модификации упражнений
- Добавление сложных эмоциональных состояний для передачи
- Включение элементов соревнования между парами
- Усложнение заданий путем ограничения используемых средств (например, только жесты или только мимика)
- Работа в тройках или малых группах
- Использование видеозаписи для последующего анализа
13.3 Упражнение «Знаки тела»
Описание упражнения
Подобно тому, как дирижер управляет оркестром своими движениями, наше тело постоянно отправляет сигналы окружающим. «Знаки тела» – это упражнение, которое раскрывает богатый язык телесных проявлений, помогая участникам осознать и использовать этот мощный инструмент коммуникации.
В ходе упражнения участники учатся распознавать и интерпретировать различные телесные сигналы, начиная от микродвижений и заканчивая полноценными позами. Каждое движение рассматривается как часть целостного послания, которое тело отправляет в пространство.
Практика построена по принципу возрастающей сложности: от простого считывания очевидных сигналов до тонкой работы с нюансами телесных проявлений в различных коммуникативных ситуациях.
Теоретическая основа
Исследования в области кинесики показывают, что тело человека способно передавать до 700 000 различных сигналов. Телесные проявления являются наиболее древней и устойчивой формой коммуникации, предшествующей вербальному общению.
Знаки тела часто действуют на подсознательном уровне и могут как усиливать, так и противоречить словесному сообщению. Понимание этого языка критически важно для построения эффективной коммуникации.
Цель упражнения
Развитие навыков осознанного управления телесными сигналами, повышение чувствительности к языку тела других людей, формирование умения использовать телесные проявления для усиления воздействия публичного выступления. Упражнение помогает участникам научиться создавать конгруэнтные послания, где тело и слова работают в единстве.
Реквизит
- Карточки с описанием различных эмоциональных состояний
- Зеркало в полный рост
- Видеокамера для записи и анализа упражнений
- Пространство для свободного передвижения
Этапы выполнения
1. Разминка «Телесное пробуждение»
Участники последовательно активизируют различные части тела, отмечая возникающие ощущения и изменения в самочувствии.
2. Исследование базовых поз
Работа с основными положениями тела: закрытые и открытые позы, позы доминирования и подчинения, позы доверия и недоверия.
3. Передача эмоциональных состояний
Участники получают карточки с эмоциями и должны передать их через положение тела, не используя мимику.
4. Групповая скульптура
Создание групповых композиций, где каждый участник своим положением тела выражает определенное состояние или отношение.
5. Анализ видеозаписей
Просмотр и разбор записей выполнения упражнений с фокусом на точность передачи телесных сигналов.
Время на каждый этап
Название этапа | Длительность | Особенности проведения |
---|---|---|
Телесное пробуждение | 15 минут | Плавное нарастание активности |
Исследование базовых поз | 20 минут | Работа с зеркалом |
Передача эмоций | 25 минут | Индивидуальная практика |
Групповая скульптура | 30 минут | Коллективное творчество |
Образец карточки эмоционального состояния
Состояние | Ключевые характеристики | Телесные проявления |
---|---|---|
Уверенность | Устойчивость, открытость | Прямая спина, расправленные плечи |
Защита | Закрытость, напряжение | Скрещенные руки, поджатые губы |
Интерес | Направленность, внимание | Наклон вперед, открытые ладони |
Размер группы
Рекомендуемое количество участников: 12-16 человек
Ключевые моменты для участников
- Сохраняйте осознанность в каждом движении
- Отслеживайте свои телесные реакции
- Обращайте внимание на изменения в состоянии
- Экспериментируйте с различными вариантами движений
- Наблюдайте за реакциями других участников
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие телесные сигналы оказались наиболее выразительными?
- Как изменилось восприятие собственного тела?
- Какие состояния было легче/сложнее передавать?
- Какие неожиданные открытия сделали в процессе упражнения?
Примеры выполнения
При передаче состояния «уверенность» участник демонстрирует устойчивую позу с равномерным распределением веса, расправленными плечами, поднятой головой. Руки свободно опущены вдоль тела или используются для открытых жестов. Дыхание глубокое, движения плавные и размеренные.
Типичные ошибки и их исправление
Ошибка | Коррекция | Результат |
---|---|---|
Механические движения | Добавление осознанности | Естественность проявлений |
Избыточное напряжение | Работа с расслаблением | Свобода движений |
Несогласованность частей тела | Целостное движение | Гармоничное выражение |
Интерпретация результатов
Эффективность выполнения оценивается по следующим критериям: точность передачи состояний через телесные проявления, разнообразие используемых сигналов, способность поддерживать выбранное состояние, конгруэнтность различных элементов телесного выражения.
Когда применять
Упражнение особенно полезно при подготовке к публичным выступлениям, деловым переговорам, важным встречам. Рекомендуется использовать как часть регулярной практики развития навыков невербальной коммуникации.
Рекомендации для ведущего
- Создавайте атмосферу безопасного эксперимента
- Поощряйте индивидуальное выражение
- Помогайте участникам расширять репертуар движений
- Обращайте внимание на качество выполнения
- Давайте конструктивную обратную связь
Возможные модификации упражнений
- Работа с динамическими последовательностями движений
- Включение элементов импровизации
- Создание сложных эмоциональных композиций
- Добавление музыкального сопровождения
- Использование предметов для усиления выразительности
13.4 Упражнение «Молчаливый разговор»
Описание упражнения
Подобно искусству пантомимы, где артисты рассказывают целые истории без слов, «Молчаливый разговор» погружает участников в мир безмолвного общения. Это упражнение раскрывает богатство невербальных средств коммуникации, позволяя прочувствовать, как много можно сказать без единого слова.
В этом упражнении участники словно погружаются в мир немого кино, где каждый жест, каждое движение наполнено глубоким смыслом. Они учатся вести полноценный диалог, используя только мимику, жесты и положение тела.
Практика построена так, чтобы участники могли постепенно перейти от простых однозначных сигналов к сложным эмоциональным посланиям, развивая свою способность к тонкой невербальной коммуникации.
Теоретическая основа
В процессе эволюции невербальная коммуникация предшествовала появлению речи. Исследования показывают, что в межличностном общении до 93% информации передается невербально, причем значительная часть этой информации воспринимается на подсознательном уровне.
При отсутствии возможности говорить люди активируют древние механизмы коммуникации, что позволяет развить более тонкое восприятие невербальных сигналов и усилить способность к их осознанному использованию.
Цель упражнения
Развитие навыков невербального общения, повышение чувствительности к невербальным сигналам, совершенствование способности передавать сложные сообщения без использования слов. Упражнение помогает участникам расширить свой арсенал выразительных средств и научиться более эффективно использовать язык тела в публичных выступлениях.
Реквизит
- Карточки с коммуникативными ситуациями
- Секундомер
- Видеокамера (для записи и последующего анализа)
- Флипчарт для записи наблюдений
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап «Настройка»
Участники выполняют упражнения на расслабление и активизацию невербальных каналов коммуникации.
2. Базовые сигналы
Освоение основного набора жестов и мимических выражений для передачи простых сообщений.
3. Ситуативный диалог
Разыгрывание предложенных ситуаций в парах без использования слов.
4. Групповое взаимодействие
Невербальная коммуникация в группе с решением общей задачи.
5. Анализ и обратная связь
Просмотр видеозаписей, обсуждение эффективных стратегий невербального общения.
Время на каждый этап
Этап | Время | Формат работы |
---|---|---|
Настройка | 10 минут | Индивидуальная работа |
Базовые сигналы | 15 минут | Работа в парах |
Ситуативный диалог | 25 минут | Парные упражнения |
Групповое взаимодействие | 20 минут | Общегрупповая работа |
Образец карточки коммуникативной ситуации
Ситуация | Задача первого участника | Задача второго участника |
---|---|---|
В библиотеке | Попросить книгу | Объяснить, где её найти |
На совещании | Выразить несогласие | Предложить компромисс |
В кафе | Сделать заказ | Уточнить детали заказа |
Размер группы
Оптимальное количество участников: 8-14 человек (чётное число для парной работы)
Ключевые моменты для участников
- Уделяйте внимание синхронизации жестов и мимики
- Следите за ясностью и однозначностью сигналов
- Поддерживайте постоянный визуальный контакт
- Используйте все доступные каналы невербальной коммуникации
- Будьте внимательны к ответным реакциям собеседника
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие способы передачи информации оказались наиболее эффективными?
- С какими трудностями столкнулись при невербальном общении?
- Как изменилось восприятие невербальных сигналов в процессе упражнения?
- Какие новые способы невербального выражения были открыты?
Примеры выполнения
В ситуации «В библиотеке» первый участник использует жест «чтения книги», затем указывает на воображаемую полку вопросительным взглядом. Второй участник показывает направление движения, затем «рисует» в воздухе номер полки и секции, использует жесты для обозначения размера книги.
Типичные ошибки и их исправление
Ошибка | Как исправить | Что развивать |
---|---|---|
Нечёткие жесты | Замедление движений | Точность выполнения |
Отсутствие обратной связи | Контроль реакции партнёра | Внимательность |
Ограниченный набор сигналов | Расширение репертуара | Выразительность |
Интерпретация результатов
Успешность выполнения оценивается по следующим параметрам: точность передачи информации, разнообразие используемых невербальных средств, скорость установления взаимопонимания, способность поддерживать длительный невербальный диалог.
Когда применять
Упражнение эффективно при подготовке к публичным выступлениям, в тренингах коммуникативных навыков, при работе над развитием эмоционального интеллекта. Особенно полезно для людей, чья профессиональная деятельность связана с публичными выступлениями и межличностным общением.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживайте творческую атмосферу в группе
- Помогайте участникам расширять репертуар невербальных средств
- Следите за соблюдением временных рамок каждого этапа
- Фиксируйте успешные стратегии невербального общения
- Обеспечивайте конструктивную обратную связь
Возможные модификации упражнений
- Усложнение коммуникативных ситуаций
- Добавление элемента соревнования между парами
- Введение ограничений на использование определённых жестов
- Работа с эмоционально сложными ситуациями
- Включение элементов театрализации
13.5 Упражнение «Поза-сигнал»
Описание упражнения
Подобно тому, как скульптор создает свои произведения, придавая материалу определенную форму, оратор формирует свой образ через осознанное управление позой. «Поза-сигнал» – это упражнение, раскрывающее возможности тела как инструмента влияния на аудиторию.
В этой практике каждая поза рассматривается как мощный коммуникативный сигнал, способный передать широкий спектр посланий: от статуса и уверенности до открытости и доброжелательности. Участники учатся тонко настраивать этот инструмент, добиваясь максимальной выразительности и убедительности.
Фокус упражнения направлен на развитие осознанности в управлении положением тела и понимание того, какие сигналы различные позы посылают окружающим.
Теоретическая основа
Исследования показывают, что поза не только отражает внутреннее состояние человека, но и способна активно влиять на него. Принятие определенной позы в течение даже короткого времени может существенно изменить гормональный фон и эмоциональное состояние.
Поза является одним из самых стабильных элементов невербальной коммуникации и часто воспринимается аудиторией как более достоверный источник информации о состоянии и намерениях оратора, чем его слова.
Цель упражнения
Развитие навыков осознанного управления позой для усиления воздействия публичного выступления, формирование умения использовать положение тела для создания необходимого впечатления и передачи определенных сигналов аудитории. Упражнение помогает участникам научиться быстро принимать и удерживать эффективные позы в различных коммуникативных ситуациях.
Реквизит
- Зеркало в полный рост
- Видеокамера для записи и анализа
- Карточки с описанием коммуникативных ситуаций
- Таймер
Этапы выполнения
1. Диагностика
Анализ привычных поз участников, выявление их сильных и слабых сторон.
2. Освоение базовых поз
Изучение и отработка основных поз, используемых в публичных выступлениях.
3. Динамическая работа
Практика переходов между различными позами, развитие пластичности.
4. Ситуативное применение
Использование различных поз в конкретных коммуникативных ситуациях.
5. Интеграция
Соединение работы с позой и других элементов невербальной коммуникации.
Время на каждый этап
Название этапа | Продолжительность | Форма работы |
---|---|---|
Диагностика | 15 минут | Индивидуальная |
Освоение базовых поз | 25 минут | Групповая |
Динамическая работа | 20 минут | Парная |
Ситуативное применение | 30 минут | Смешанная |
Образец карточки с позами
Поза | Основные характеристики | Передаваемый сигнал |
---|---|---|
Открытая стойка | Прямая спина, развернутые плечи | Уверенность, доступность |
Позиция влияния | Устойчивое положение, голова приподнята | Авторитетность, контроль |
Доверительная поза | Легкий наклон вперед, расслабленные руки | Эмпатия, внимание |
Размер группы
Рекомендуемое количество участников: 8-12 человек
Ключевые моменты для участников
- Следите за распределением веса тела
- Контролируйте положение позвоночника
- Обращайте внимание на симметрию позы
- Отслеживайте напряжение в различных частях тела
- Практикуйте удержание позы без лишнего напряжения
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменилось ощущение собственного тела?
- Какие позы оказались наиболее комфортными?
- В чем сложность удержания эффективной позы?
- Какие внутренние изменения происходят при смене позы?
Примеры выполнения
При демонстрации «позиции влияния» участник принимает устойчивую стойку с равномерным распределением веса на обе ноги, выпрямляет спину, расправляет плечи, поднимает подбородок параллельно полу. Руки расположены свободно, готовы к жестикуляции. Выражение лица спокойное и уверенное.
Типичные ошибки и их исправление
Ошибка | Исправление | Профилактика |
---|---|---|
Перенапряжение мышц | Снижение мышечного тонуса | Регулярная растяжка |
Асимметричная поза | Выравнивание центра тяжести | Работа с балансом |
Зажатость в суставах | Плавные разминочные движения | Суставная гимнастика |
Интерпретация результатов
Эффективность освоения упражнения оценивается по следующим критериям: естественность принятия и удержания позы, соответствие позы коммуникативной задаче, способность сохранять комфортное состояние в позе, скорость перехода между различными позами.
Когда применять
Упражнение особенно полезно при подготовке к публичным выступлениям, презентациям, фотосессиям, видеосъемкам. Также эффективно для повседневного использования в ситуациях, требующих уверенного самопозиционирования.
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивайте безопасную атмосферу для экспериментов
- Демонстрируйте правильное выполнение поз
- Помогайте участникам находить индивидуальный комфорт в позах
- Следите за признаками физического дискомфорта
- Поддерживайте постепенное усложнение заданий
Возможные модификации упражнений
- Работа с динамическими последовательностями поз
- Добавление элементов дыхательных практик
- Включение работы с различными уровнями пространства
- Интеграция с голосовыми упражнениями
- Создание индивидуальных комплексов поз
13.6 Упражнение «Сигналы рук»
Описание упражнения
Руки оратора подобны кисти художника, рисующего в воздухе живые картины. Каждый жест – это мазок, дополняющий и усиливающий сказанное слово. «Сигналы рук» – это упражнение, раскрывающее выразительные возможности рук как одного из самых мощных инструментов невербальной коммуникации.
В процессе практики участники исследуют богатейший язык жестов, учатся использовать движения рук для усиления воздействия своих слов, создания эмоциональных акцентов и установления контакта с аудиторией. Каждый жест рассматривается как отдельная буква в алфавите невербального общения.
Особое внимание уделяется точности и уместности жестов, их соответствию содержанию речи и ситуации общения. Участники учатся избегать хаотичных движений и развивают способность к осознанной жестикуляции.
Теоретическая основа
Исследования в области кинесики показывают, что жесты рук являются древнейшей формой коммуникации, предшествующей речи. Движения рук напрямую связаны с речевыми центрами мозга, что делает их естественным усилителем вербального сообщения.
Значительная часть коры головного мозга отвечает за управление руками, что делает их чрезвычайно точным инструментом выражения мыслей и эмоций. При этом жесты часто опережают речь, выдавая истинные намерения говорящего.
Цель упражнения
Развитие навыков осознанного использования жестов для усиления воздействия речи, формирование умения точно и уместно применять различные виды жестикуляции, расширение репертуара жестов. Упражнение помогает участникам преодолеть скованность рук и научиться эффективно использовать жесты в публичных выступлениях.
Реквизит
- Зеркало для самонаблюдения
- Видеокамера для записи упражнений
- Карточки с описанием различных типов жестов
- Предметы для жестикуляции (указка, маркер, книга)
Этапы выполнения
1. Разминка и освобождение
Упражнения на снятие зажимов и развитие подвижности рук.
2. Изучение базовых жестов
Освоение основных категорий жестов: указательных, изобразительных, эмоциональных.
3. Жесты в контексте
Практика применения жестов в различных коммуникативных ситуациях.
4. Спонтанная жестикуляция
Развитие естественности и свободы жестикуляции.
5. Интеграция с речью
Соединение жестов с вербальным сообщением.
Время на каждый этап
Этап упражнения | Длительность | Тип активности |
---|---|---|
Разминка и освобождение | 15 минут | Индивидуальная работа |
Изучение базовых жестов | 20 минут | Групповая практика |
Жесты в контексте | 25 минут | Работа в парах |
Спонтанная жестикуляция | 20 минут | Свободная практика |
Образец карточки с жестами
Тип жеста | Описание выполнения | Коммуникативная функция |
---|---|---|
Указательный | Направленное движение рукой | Привлечение внимания |
Изобразительный | Рисование формы в воздухе | Визуализация информации |
Эмоциональный | Выразительное движение обеими руками | Усиление эмоционального воздействия |
Размер группы
Оптимальное количество участников: 10-15 человек
Ключевые моменты для участников
- Следите за плавностью и точностью движений
- Контролируйте амплитуду жестов
- Соблюдайте соответствие жестов содержанию речи
- Избегайте повторяющихся и бессмысленных движений
- Учитывайте культурный контекст жестов
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие жесты кажутся наиболее естественными?
- Как изменилось ощущение свободы рук?
- Какие жесты наиболее эффективны для различных ситуаций?
- Как влияет осознанная жестикуляция на качество выступления?
Примеры выполнения
При демонстрации изобразительного жеста «большой объем информации» участник плавно разводит руки в стороны, показывая пространство между ладонями. Движение выполняется на уровне груди, синхронно с произнесением соответствующей фразы. Взгляд следует за движением рук, подчеркивая значимость жеста.
Типичные ошибки и их исправление
Ошибка | Способ коррекции | Ожидаемый результат |
---|---|---|
Суетливые движения | Замедление темпа жестов | Уверенная жестикуляция |
Несогласованность с речью | Тренировка синхронизации | Гармоничное сочетание |
Однообразные жесты | Расширение репертуара | Разнообразие выражения |
Интерпретация результатов
Эффективность освоения упражнения оценивается по следующим критериям: разнообразие используемых жестов, их уместность и выразительность, синхронизация с речью, естественность жестикуляции, способность адаптировать жесты к различным ситуациям.
Когда применять
Упражнение особенно полезно при подготовке к публичным выступлениям, презентациям, переговорам. Рекомендуется практиковать регулярно для развития навыка осознанной жестикуляции.
Рекомендации для ведущего
- Создавайте атмосферу творческого эксперимента
- Демонстрируйте разнообразие возможных жестов
- Помогайте участникам находить индивидуальный стиль
- Обращайте внимание на культурные особенности жестов
- Поощряйте осознанность в использовании жестов
Возможные модификации упражнений
- Работа с разной скоростью выполнения жестов
- Использование предметов для усиления выразительности
- Создание жестовых историй и диалогов
- Практика жестикуляции в разных эмоциональных состояниях
- Интеграция с другими элементами невербальной коммуникации
13.7 Упражнение «Телесный язык»
Описание упражнения
Тело человека – это уникальный инструмент самовыражения, способный рассказать больше, чем тысяча слов. «Телесный язык» – это комплексное упражнение, направленное на освоение всех аспектов телесной выразительности, от мельчайших движений до целостных паттернов поведения.
Участники учатся воспринимать своё тело как единый организм, где каждая часть вносит свой вклад в общую картину коммуникации. Особое внимание уделяется развитию осознанности в управлении телом и пониманию того, какие сигналы оно передает окружающим.
Практика построена по принципу «от простого к сложному»: от работы с отдельными частями тела к их интеграции в целостную систему невербальной коммуникации.
Теоретическая основа
Современные исследования в области невербальной коммуникации показывают, что тело непрерывно транслирует информацию о нашем эмоциональном состоянии, отношении к происходящему и намерениях. При этом телесные сигналы воспринимаются собеседником на подсознательном уровне и формируют до 55% впечатления.
Способность управлять телесными проявлениями – это не только важный навык публичного выступления, но и ключевой элемент эффективной межличностной коммуникации.
Цель упражнения
Развитие навыков целостного управления телом для создания убедительного образа оратора, формирование умения использовать телесные сигналы для усиления воздействия выступления, повышение осознанности в невербальной коммуникации.
Реквизит
- Большое зеркало или зеркальная стена
- Видеокамера для записи упражнений
- Удобная одежда, не стесняющая движений
- Коврики для упражнений на полу
Этапы выполнения
1. Телесное сканирование
Последовательное исследование ощущений в различных частях тела, выявление зон напряжения.
2. Работа с центрами
Освоение основных центров движения: голова, плечи, грудь, таз, конечности.
3. Интеграция движений
Объединение отдельных движений в целостные паттерны.
4. Эмоциональная экспрессия
Выражение различных эмоциональных состояний через тело.
5. Ситуативная практика
Применение освоенных навыков в моделируемых ситуациях выступления.
Время на каждый этап
Этап работы | Продолжительность | Особенности проведения |
---|---|---|
Телесное сканирование | 15 минут | Индивидуальная работа в тишине |
Работа с центрами | 25 минут | Поэтапное освоение |
Интеграция движений | 20 минут | Парная и групповая работа |
Эмоциональная экспрессия | 30 минут | Практика с обратной связью |
Образец карточки телесных паттернов
Состояние | Телесные проявления | Рекомендации |
---|---|---|
Уверенность | Расправленные плечи, поднятая голова | Сохранять баланс |
Открытость | Развернутая грудь, свободные руки | Избегать напряжения |
Внимание | Легкий наклон вперед, собранность | Поддерживать контакт |
Размер группы
Оптимальное количество участников: 8-12 человек
Ключевые моменты для участников
- Поддерживайте осознанное внимание к телу
- Отслеживайте изменения в телесных ощущениях
- Развивайте чувствительность к сигналам тела
- Практикуйте целостное движение
- Сохраняйте естественность в выражении
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменилось восприятие собственного тела?
- Какие телесные паттерны оказались наиболее эффективными?
- Как влияет состояние тела на качество коммуникации?
- Какие открытия сделали в процессе практики?
Примеры выполнения
При выражении состояния уверенности участник начинает с выравнивания осанки, распределяя вес равномерно на обе ноги. Плечи естественно расправляются, грудная клетка раскрывается, дыхание становится свободным. Голова удерживается прямо, взгляд направлен вперед. Руки расположены свободно, готовые к естественной жестикуляции.
Типичные ошибки и их исправление
Проблема | Корректировка | Закрепление |
---|---|---|
Общая скованность | Последовательное расслабление | Регулярная практика |
Фрагментарность движений | Работа над целостностью | Интеграционные упражнения |
Неосознанные паттерны | Развитие внимательности | Практика осознанности |
Интерпретация результатов
Успешность освоения упражнения оценивается по следующим параметрам: осознанность в управлении телом, способность создавать целостные выразительные образы, гибкость в переключении между различными состояниями, естественность телесных проявлений.
Когда применять
Упражнение эффективно при подготовке к публичным выступлениям, важным презентациям, переговорам. Особенно полезно для развития навыков невербальной коммуникации и повышения осознанности телесных проявлений.
Рекомендации для ведущего
- Создавайте безопасную атмосферу для практики
- Учитывайте индивидуальные особенности участников
- Поддерживайте постепенное усложнение заданий
- Обеспечивайте конструктивную обратную связь
- Помогайте интегрировать полученные навыки
Возможные модификации упражнений
- Добавление работы с дыханием
- Включение элементов импровизации
- Использование музыкального сопровождения
- Работа с различными пространственными уровнями
- Интеграция с голосовыми практиками
13.8 Упражнение «Точки контакта»
Описание упражнения
В искусстве публичных выступлений установление контакта с аудиторией подобно наведению мостов между островами. «Точки контакта» – это упражнение, направленное на развитие способности создавать и поддерживать эмоциональные связи с аудиторией через невербальные каналы коммуникации.
В ходе практики участники исследуют различные способы установления невербального контакта, учатся распознавать и использовать моменты возникновения эмоционального резонанса с аудиторией. Каждая точка контакта рассматривается как возможность углубить взаимопонимание.
Упражнение развивает чувствительность к обратной связи от аудитории и способность гибко адаптировать свое поведение для поддержания эффективной коммуникации.
Теоретическая основа
Научные исследования в области межличностной коммуникации показывают, что успешность выступления во многом зависит от способности оратора устанавливать эмоциональный контакт с аудиторией. При этом до 80% информации о степени вовлеченности слушателей передается по невербальным каналам.
Установление и поддержание контакта происходит через синхронизацию невербальных проявлений оратора и аудитории, что создает эффект эмоционального резонанса.
Цель упражнения
Развитие навыков установления и поддержания невербального контакта с аудиторией, формирование умения считывать обратную связь и адаптировать свое поведение для повышения эффективности коммуникации. Упражнение помогает участникам научиться создавать атмосферу доверия и взаимопонимания во время выступления.
Реквизит
- Стулья для рассадки участников
- Видеокамера для записи упражнений
- Флипчарт для записи наблюдений
- Карточки с коммуникативными задачами
Этапы выполнения
1. Диагностика пространства
Исследование возможностей установления контакта в различных пространственных конфигурациях.
2. Установление первичного контакта
Практика создания начального раппорта с аудиторией.
3. Развитие контакта
Углубление и расширение зон взаимодействия с аудиторией.
4. Поддержание связи
Работа над сохранением устойчивого контакта в течение выступления.
5. Управление групповой динамикой
Практика работы с различными реакциями аудитории.
Время на каждый этап
Название этапа | Время выполнения | Формат работы |
---|---|---|
Диагностика пространства | 15 минут | Индивидуальная практика |
Установление контакта | 20 минут | Работа с группой |
Развитие контакта | 25 минут | Интерактивные упражнения |
Поддержание связи | 30 минут | Практика выступлений |
Образец карточки коммуникативных задач
Задача | Способ установления контакта | Индикаторы успеха |
---|---|---|
Привлечение внимания | Визуальный контакт с аудиторией | Ответные взгляды |
Создание доверия | Открытая поза и жесты | Расслабленность слушателей |
Вовлечение в диалог | Приглашающие жесты | Активные реакции |
Размер группы
Рекомендуемое количество участников: 12-20 человек
Ключевые моменты для участников
- Поддерживайте постоянный визуальный контакт
- Следите за реакциями аудитории
- Используйте открытые позы и жесты
- Реагируйте на изменения в поведении слушателей
- Сохраняйте естественность в проявлениях
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие способы установления контакта оказались наиболее эффективными?
- С какими трудностями столкнулись при поддержании контакта?
- Как менялось состояние во время упражнения?
- Какие новые инструменты коммуникации были открыты?
Примеры выполнения
При установлении первичного контакта участник начинает с визуального сканирования аудитории, последовательно устанавливая краткий зрительный контакт с разными слушателями. Поза открытая, плечи расправлены, улыбка естественная. Первые слова произносятся после установления визуального контакта минимум с третью аудитории.
Типичные ошибки и их исправление
Ошибка | Исправление | Профилактика |
---|---|---|
Избегание контакта | Постепенное увеличение времени | Регулярные тренировки |
Формальный подход | Развитие эмпатии | Практика внимательности |
Потеря связи | Регулярный мониторинг | Система контрольных точек |
Интерпретация результатов
Эффективность выполнения оценивается по следующим параметрам: скорость установления контакта, глубина взаимодействия, способность поддерживать связь с аудиторией, гибкость в адаптации коммуникативных стратегий.
Когда применять
Упражнение особенно полезно при подготовке к публичным выступлениям, проведении презентаций, ведении тренингов и семинаров. Рекомендуется использовать как часть регулярной практики развития ораторских навыков.
Рекомендации для ведущего
- Создавайте безопасную атмосферу для практики
- Поощряйте экспериментирование с различными стилями
- Давайте конструктивную обратную связь
- Помогайте участникам находить индивидуальные подходы
- Следите за групповой динамикой
Возможные модификации упражнений
- Работа с разными размерами аудитории
- Добавление элементов импровизации
- Усложнение коммуникативных задач
- Включение работы с пространством
- Интеграция с другими техниками презентации
13.9 Упражнение «Энергия движения»
Описание упражнения
Подобно тому, как дирижер управляет энергией оркестра своими движениями, оратор способен направлять энергию аудитории через собственную динамику. «Энергия движения» – это упражнение, раскрывающее потенциал осознанного использования движений для создания нужного эмоционального воздействия на слушателей.
Участники учатся управлять интенсивностью, темпом и характером своих движений, осваивая их как инструмент влияния на энергетику выступления. Особое внимание уделяется связи между внутренним состоянием оратора и его внешними проявлениями.
В процессе выполнения упражнения формируется понимание того, как различные типы движений могут активизировать или успокаивать аудиторию, создавать напряжение или разрядку.
Теоретическая основа
Исследования в области кинесики демонстрируют, что характер движений говорящего напрямую влияет на восприятие его сообщения аудиторией. Энергетика движений способна вызывать эффект «эмоционального заражения», когда состояние оратора передается слушателям.
Динамика движений тесно связана с работой нервной системы и может использоваться как для саморегуляции состояния оратора, так и для управления групповой динамикой.
Цель упражнения
Развитие навыков управления энергетикой выступления через осознанное использование движений, формирование умения создавать нужный эмоциональный фон презентации, освоение техник влияния на состояние аудитории через собственную двигательную активность.
Реквизит
- Просторное помещение для свободного движения
- Музыкальное сопровождение разного характера
- Видеокамера для записи и анализа
- Мячи разного размера для динамических упражнений
Этапы выполнения
1. Калибровка энергии
Исследование различных уровней интенсивности движения и их влияния на состояние.
2. Управление динамикой
Практика осознанного изменения характера движений.
3. Энергетические паттерны
Освоение типовых двигательных последовательностей для создания определённых эффектов.
4. Работа с пространством
Использование перемещений в пространстве для управления вниманием аудитории.
5. Интеграция с речью
Соединение движений с вербальным компонентом выступления.
Время на каждый этап
Этап практики | Длительность | Характер работы |
---|---|---|
Калибровка энергии | 20 минут | Индивидуальная практика |
Управление динамикой | 25 минут | Парная работа |
Энергетические паттерны | 30 минут | Групповая практика |
Работа с пространством | 25 минут | Комплексная работа |
Образец карточки энергетических состояний
Состояние | Характер движений | Эффект воздействия |
---|---|---|
Вдохновение | Плавные, восходящие | Воодушевление аудитории |
Уверенность | Чёткие, размеренные | Создание доверия |
Динамичность | Быстрые, направленные | Активизация внимания |
Размер группы
Оптимальное количество участников: 10-16 человек
Ключевые моменты для участников
- Сохраняйте осознанность в движениях
- Отслеживайте связь движения и состояния
- Практикуйте разные уровни интенсивности
- Развивайте чувствительность к энергетике группы
- Учитывайте контекст выступления
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как различные типы движений влияют на ваше состояние?
- Какие паттерны движения оказались наиболее эффективными?
- Как меняется восприятие пространства при разной динамике?
- Какие способы управления энергией были открыты?
Примеры выполнения
При работе с энергетическим состоянием «вдохновение» участник начинает с плавных, восходящих движений руками, постепенно включая всё тело. Движения выполняются с нарастающей амплитудой, но без резких переходов. Важно поддерживать свободное дыхание и зрительный контакт с аудиторией.
Типичные ошибки и их исправление
Ошибка | Корректировка | Правильное выполнение |
---|---|---|
Механистичность движений | Работа с дыханием | Органичность движений |
Избыточная энергия | Калибровка интенсивности | Сбалансированная динамика |
Потеря контакта | Фокус на аудитории | Устойчивая связь |
Интерпретация результатов
Эффективность выполнения оценивается по следующим критериям: осознанность в управлении энергией движений, способность создавать нужное воздействие на аудиторию, гибкость в переключении между различными динамическими состояниями.
Когда применять
Упражнение особенно полезно при подготовке к эмоциональным выступлениям, мотивационным речам, презентациям с элементами убеждения. Рекомендуется использовать для развития навыков энергетического воздействия на аудиторию.
Рекомендации для ведущего
- Создавайте атмосферу творческого эксперимента
- Помогайте участникам найти свой стиль движения
- Следите за безопасностью выполнения упражнений
- Обеспечивайте постепенное наращивание сложности
- Поддерживайте индивидуальный подход
Возможные модификации упражнений
- Добавление работы с предметами
- Включение элементов импровизации
- Использование различных музыкальных ритмов
- Работа с разными уровнями пространства
- Интеграция с техниками актерского мастерства
13.10 Упражнение «Язык жестов»
Описание упражнения
Подобно тому, как художник использует палитру красок, оратор применяет богатство жестов для создания выразительной и убедительной речи. «Язык жестов» – это комплексное упражнение, направленное на освоение всего спектра жестикуляции как важнейшего инструмента невербальной коммуникации.
В ходе практики участники осваивают различные категории жестов: от универсальных до культурно-специфических, от эмоциональных до иллюстративных. Особое внимание уделяется уместности и точности жестикуляции в различных контекстах выступления.
Упражнение построено как последовательное погружение в искусство жестикуляции, где каждый жест рассматривается как осознанный элемент коммуникативного воздействия.
Теоретическая основа
Исследования показывают, что правильно подобранные жесты могут увеличить запоминаемость информации на 30-40%. Жестикуляция активирует дополнительные нейронные связи в мозге как говорящего, так и слушающих, что способствует лучшему пониманию и усвоению материала.
Каждый жест имеет свою семантическую нагрузку и эмоциональный компонент, что делает жестикуляцию мощным инструментом воздействия на аудиторию.
Цель упражнения
Развитие навыков осознанного использования жестов в публичных выступлениях, формирование индивидуального репертуара жестов, освоение техник усиления речевого воздействия через жестикуляцию. Упражнение помогает участникам научиться точно и уместно применять жесты для достижения максимального коммуникативного эффекта.
Реквизит
- Карточки с описанием различных типов жестов
- Зеркало для самонаблюдения
- Видеокамера для записи и анализа
- Предметы для демонстрационных жестов
Этапы выполнения
1. Диагностика жестикуляции
Анализ привычных жестов участников, выявление стереотипов и ограничений.
2. Освоение базового словаря
Изучение основных категорий жестов и их значений.
3. Контекстная практика
Применение жестов в различных ситуациях выступления.
4. Интеграция с речью
Соединение жестов с вербальным компонентом выступления.
5. Индивидуализация стиля
Развитие собственного жестового репертуара.
Время на каждый этап
Этап работы | Продолжительность | Особенности проведения |
---|---|---|
Диагностика жестикуляции | 20 минут | Индивидуальный анализ |
Освоение базового словаря | 30 минут | Групповая практика |
Контекстная практика | 25 минут | Работа в парах |
Интеграция с речью | 35 минут | Комплексная работа |
Образец карточки жестов
Категория жеста | Описание | Применение |
---|---|---|
Указательные | Направленное движение рукой | Акцентирование внимания |
Иллюстративные | Изображение формы или размера | Визуализация информации |
Эмфатические | Усиление смысловых акцентов | Подчеркивание важности |
Размер группы
Рекомендуемое количество участников: 8-14 человек
Ключевые моменты для участников
- Следите за точностью выполнения жестов
- Соблюдайте соответствие жеста содержанию речи
- Контролируйте амплитуду движений
- Учитывайте культурный контекст жестов
- Развивайте естественность жестикуляции
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие жесты оказались наиболее эффективными?
- Как изменилось восприятие собственной жестикуляции?
- Какие трудности возникли при освоении новых жестов?
- Как влияет осознанная жестикуляция на качество выступления?
Примеры выполнения
При использовании иллюстративного жеста для описания роста показателей участник плавно поднимает руку снизу вверх, сопровождая движение соответствующими словами. Жест выполняется на уровне груди, с умеренной амплитудой, взгляд периодически обращается к воображаемому графику.
Типичные ошибки и их исправление
Ошибка | Коррекция | Результат |
---|---|---|
Избыточная жестикуляция | Осознанный отбор жестов | Точность выражения |
Несогласованность с речью | Работа над синхронизацией | Гармоничное единство |
Неуверенные жесты | Отработка четкости движений | Убедительное воздействие |
Интерпретация результатов
Успешность освоения упражнения оценивается по следующим критериям: разнообразие используемых жестов, их уместность и точность, согласованность с речью, способность адаптировать жестикуляцию к различным ситуациям выступления.
Когда применять
Упражнение эффективно при подготовке к публичным выступлениям любого формата: от деловых презентаций до вдохновляющих речей. Особенно полезно для развития навыков эмоционального воздействия на аудиторию.
Рекомендации для ведущего
- Создавайте атмосферу творческого поиска
- Поощряйте индивидуальный стиль жестикуляции
- Обращайте внимание на культурные особенности жестов
- Помогайте в преодолении скованности
- Давайте конструктивную обратную связь
Возможные модификации упражнений
- Включение элементов театральных техник
- Работа с различными эмоциональными состояниями
- Использование видеозаписи для самоанализа
- Создание индивидуального словаря жестов
- Практика в различных пространственных условиях
Итоговая таблица упражнений главы 13
Упражнение | Фокусировка | Время выполнения |
---|---|---|
13.1 Взгляд-посыл | Визуальный контакт и воздействие | 70 минут |
13.2 Невербальный диалог | Безмолвная коммуникация | 50 минут |
13.3 Знаки тела | Телесные сигналы и их значение | 90 минут |
13.4 Молчаливый разговор | Невербальное общение в группе | 70 минут |
13.5 Поза-сигнал | Управление позой и осанкой | 100 минут |
13.6 Сигналы рук | Жестикуляция и выразительность | 80 минут |
13.7 Телесный язык | Целостное управление телом | 90 минут |
13.8 Точки контакта | Установление связи с аудиторией | 90 минут |
13.9 Энергия движения | Динамика и энергетика выступления | 100 минут |
13.10 Язык жестов | Система жестикуляции | 110 минут |