Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Упражнения логопедии
Глава 13. Мастерство общения
Оглавление
- Активное слушание
- Гармония диалога
- Искусство беседы
- Коммуникативные навыки
- Мосты понимания
- Психологический контакт
- Стратегия общения
- Техники убеждения
- Точность выражения
- Языковая свобода
13.1 Упражнение «Активное слушание»
Описание упражнения
Активное слушание является одним из ключевых навыков эффективной коммуникации. Это упражнение направлено на развитие способности внимательно воспринимать речь собеседника, правильно интерпретировать услышанное и давать адекватную обратную связь.
В процессе выполнения участники учатся использовать различные техники активного слушания, включая перефразирование, отражение чувств и уточняющие вопросы. Это помогает создать атмосферу доверия и взаимопонимания между собеседниками.
Особое внимание уделяется невербальным аспектам коммуникации: зрительному контакту, позе, жестам и мимике, которые играют важную роль в процессе активного слушания.
Цель упражнения
- Развитие навыков внимательного слушания и концентрации на речи собеседника
- Формирование умения точно воспринимать и интерпретировать информацию
- Освоение техник обратной связи и эмпатического слушания
- Улучшение способности распознавать эмоциональное состояние собеседника
- Развитие навыков построения доверительных отношений в процессе общения
Реквизит
- Бланки для записи наблюдений
- Секундомер или таймер
- Карточки с темами для обсуждения
Образец бланка наблюдения
Критерий оценки | Наблюдение | Комментарий |
---|---|---|
Зрительный контакт | Присутствует/отсутствует | Частота и продолжительность |
Перефразирование | Использует/не использует | Точность передачи смысла |
Уточняющие вопросы | Количество и качество | Уместность и своевременность |
Размер группы
От 6 до 12 человек (оптимально для формирования пар и проведения наблюдения)
Поэтапное выполнение
1. Подготовительный этап
Участники разбиваются на пары и получают бланки наблюдения. Ведущий объясняет основные принципы активного слушания и критерии оценки.
2. Основной этап: Диалог
Один участник в паре получает роль говорящего, второй — слушающего. Говорящий выбирает тему из предложенных карточек и рассказывает в течение 5 минут. Слушающий применяет техники активного слушания.
3. Этап наблюдения
Наблюдатели (остальные участники группы) заполняют бланки, отмечая использование различных техник активного слушания.
4. Обратная связь
После завершения диалога участники обмениваются впечатлениями и получают комментарии от наблюдателей.
Время на этапы
Этап | Продолжительность |
---|---|
Подготовительный этап | 10 минут |
Диалог | 5 минут на каждую пару |
Обратная связь | 3 минуты на пару |
Ключевые моменты для участников
- Поддерживать постоянный зрительный контакт с говорящим
- Использовать невербальные сигналы поддержки (кивки, мимику)
- Избегать оценочных суждений и советов
- Задавать открытые вопросы для прояснения информации
- Применять техники перефразирования и отражения чувств
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие техники активного слушания оказались наиболее эффективными?
- С какими трудностями столкнулись в роли слушающего?
- Как чувствовал себя говорящий при разном стиле слушания?
- Какие невербальные сигналы оказались наиболее важными?
Примеры выполнения
Пример диалога с использованием техник активного слушания:
Говорящий | Слушающий | Техника |
---|---|---|
«Вчера у меня был сложный день на работе» | «Я слышу, что день был непростым…» | Отражение чувств |
«Начальник раскритиковал мой отчет» | «То есть ваш отчет не получил одобрения?» | Перефразирование |
«Да, и теперь не знаю, как исправлять» | «Что именно в отчете требует доработки?» | Уточняющий вопрос |
Интерпретация результатов
- Высокий уровень: использование всех техник активного слушания, поддержание естественного диалога
- Средний уровень: частичное использование техник, периодические трудности в поддержании контакта
- Начальный уровень: преобладание пассивного слушания, затруднения в применении техник
Когда применять
Упражнение эффективно применять:
- В начале тренинга коммуникативных навыков
- При работе с конфликтными ситуациями
- Для развития эмпатии и понимания собеседника
- В процессе формирования команды
Противопоказания:
- Острые конфликтные ситуации в группе
- Сильное эмоциональное напряжение участников
- Отсутствие базового доверия между участниками
Рекомендации для ведущего
- Создать безопасную и доверительную атмосферу
- Четко объяснить критерии оценки и правила выполнения
- Контролировать временные рамки каждого этапа
- Обеспечить конструктивную обратную связь
- Помогать участникам в разборе сложных моментов
Возможные модификации упражнения
- Использование видеозаписи для последующего анализа
- Добавление роли «эксперта» для более детального анализа
- Усложнение тем для обсуждения
- Введение элемента соревнования между парами
- Работа в тройках с поочередной сменой ролей
13.2 Упражнение «Гармония диалога»
Описание упражнения
Упражнение «Гармония диалога» представляет собой комплексную технику для развития речевых навыков и коммуникативных способностей. Оно направлено на формирование плавности речи, правильного дыхания и интонационной выразительности в процессе диалогического общения.
В основе упражнения лежит принцип синхронизации речевого дыхания с артикуляцией и голосоведением. Участники учатся координировать свою речь с собеседником, соблюдая естественные паузы и ритм диалога, что особенно важно для пациентов с нарушениями речевой плавности.
Особенностью данного упражнения является его направленность на формирование навыков спонтанной речи в условиях естественного диалога, что позволяет закреплять правильные речевые паттерны в повседневном общении.
Цель упражнения
- Развитие навыков диалогической речи с правильным речевым дыханием
- Формирование плавности речевого высказывания
- Совершенствование интонационной выразительности
- Улучшение координации между дыханием и артикуляцией
- Развитие способности к естественному поддержанию диалога
Реквизит
- Карточки с диалогическими ситуациями
- Метроном для отработки ритма речи
- Зеркало для контроля артикуляции
- Диктофон для записи и анализа речи
- Схемы речевого дыхания
Образец карточки диалогической ситуации
Ситуация | Речевая задача | Ключевые фразы |
---|---|---|
В магазине | Запрос информации | Уточнение цены, наличия товара |
На приеме у врача | Описание симптомов | Жалобы, вопросы о лечении |
В транспорте | Просьба, благодарность | Вежливые обращения, извинения |
Размер группы
4-8 человек (оптимально для работы в парах с возможностью ротации и наблюдения)
Поэтапное выполнение
1. Подготовительный этап — настройка дыхания
Участники выполняют дыхательную гимнастику, направленную на формирование речевого дыхания. Особое внимание уделяется диафрагмальному дыханию и длительности выдоха.
2. Разминка артикуляционного аппарата
Выполнение комплекса артикуляционных упражнений перед зеркалом для подготовки речевого аппарата к работе.
3. Отработка ритмизированной речи
Произнесение коротких фраз в заданном метрономом ритме с постепенным увеличением длины высказываний.
4. Диалогическая практика
Работа в парах с использованием карточек ситуаций, применение освоенных навыков в диалоге.
5. Анализ и коррекция
Прослушивание записей диалогов, анализ успехов и трудностей, корректировка речевых паттернов.
Время на этапы
Этап | Длительность | Количество повторений |
---|---|---|
Дыхательная гимнастика | 7-10 минут | 2-3 подхода |
Артикуляционная разминка | 5-7 минут | 10-12 упражнений |
Ритмическая работа | 10-15 минут | 3-4 серии |
Ключевые моменты для участников
- Контроль дыхания на протяжении всего диалога
- Соблюдение естественного темпа речи
- Поддержание зрительного контакта с собеседником
- Использование пауз для восстановления дыхания
- Следование интонационному рисунку фразы
Обсуждение, актуальные вопросы
- В каких ситуациях возникают наибольшие трудности с плавностью речи?
- Какие приемы помогают сохранять контроль над дыханием?
- Как эмоциональное состояние влияет на качество диалога?
- Какие ситуации требуют дополнительной проработки?
Примеры выполнения
Пример диалогического взаимодействия с контролем дыхания:
Реплика | Дыхательная пауза | Интонационный рисунок |
---|---|---|
Добрый день, подскажите пожалуйста | Короткая пауза | Восходящий тон |
Где находится ближайшая аптека? | Средняя пауза | Нисходящий тон |
Спасибо за подробное объяснение | Длинная пауза | Ровный тон |
Интерпретация результатов
- Отличный результат: плавная речь с естественными паузами и интонацией
- Хороший результат: незначительные запинки при сохранении общей плавности
- Удовлетворительный результат: периодические нарушения плавности, требующие коррекции
- Требует доработки: частые запинки, нарушения дыхания и темпа
Когда применять
Упражнение рекомендуется применять:
- На этапе формирования навыков плавной речи
- При работе с заиканием и тахилалией
- В процессе коррекции темпо-ритмических нарушений
- Для развития коммуникативных навыков
Противопоказания:
- Острые воспалительные заболевания дыхательных путей
- Выраженное эмоциональное напряжение
- Состояние физического утомления
Рекомендации для ведущего
- Внимательно следить за правильностью выполнения дыхательных упражнений
- Регулировать темп работы в зависимости от возможностей группы
- Обеспечивать постепенное усложнение речевого материала
- Поддерживать положительный эмоциональный фон
- Индивидуально корректировать нагрузку для каждого участника
Возможные модификации упражнения
- Включение элементов ролевой игры для повышения мотивации
- Использование музыкального сопровождения для работы над ритмом
- Добавление двигательных элементов для координации речи и движения
- Усложнение диалогических ситуаций
- Работа с разными эмоциональными состояниями
13.3 Упражнение «Искусство беседы»
Описание упражнения
Упражнение «Искусство беседы» представляет собой комплексную методику, направленную на развитие навыков построения связной речи в формате непринужденной беседы. Особое внимание уделяется формированию умения инициировать, поддерживать и грамотно завершать разговор, используя различные речевые конструкции и соблюдая логику повествования.
Методика включает работу над просодическими компонентами речи: темпом, ритмом, интонацией и модуляцией голоса. Участники учатся правильно использовать паузы, логические ударения и эмоциональную окраску речи для достижения максимальной выразительности и понятности высказывания.
В процессе выполнения упражнения происходит отработка навыков спонтанной речи с одновременным контролем за артикуляцией, дыханием и голосоведением, что способствует формированию естественной, свободной манеры общения.
Цель упражнения
- Развитие навыков построения связного монологического высказывания в контексте беседы
- Формирование умения логично и последовательно излагать мысли
- Совершенствование просодической стороны речи
- Обогащение активного словарного запаса и развитие грамматического строя речи
- Преодоление речевых барьеров и коммуникативных трудностей
Реквизит
- Карточки с темами для бесед
- Таймер для контроля длительности высказываний
- Диктофон для записи и последующего анализа
- Схемы построения диалога
- Визуальные опоры для построения высказываний
Образец карточки для построения беседы
Этап беседы | Речевые клише | Примеры фраз |
---|---|---|
Начало разговора | Приветствие и обращение | Позвольте поинтересоваться… |
Основная часть | Развитие темы | В связи с этим хотелось бы отметить… |
Завершение | Подведение итогов | Подводя итог, можно сказать… |
Размер группы
6-8 человек (оптимально для создания микрогрупп и обеспечения достаточной речевой практики)
Поэтапное выполнение
1. Подготовительный этап
Участники выполняют комплекс упражнений для активизации речевого аппарата, включающий артикуляционную и дыхательную гимнастику. Проводится краткий инструктаж по структуре построения беседы.
2. Выбор темы и подготовка к беседе
Участники получают карточки с темами, знакомятся с опорными схемами и речевыми клише. Происходит предварительное обдумывание содержания будущей беседы.
3. Основной этап — ведение беседы
Участники по очереди инициируют и поддерживают беседу, следуя структуре и используя подготовленные речевые конструкции. Особое внимание уделяется плавности переходов между темами.
4. Анализ и рефлексия
Прослушивание записей, анализ использованных речевых средств, обсуждение успешных моментов и трудностей.
Время на этапы
Этап работы | Продолжительность | Количество повторений |
---|---|---|
Подготовка речевого аппарата | 10 минут | 1 раз |
Ведение беседы | 15-20 минут | 2-3 раза |
Анализ записей | 10 минут | После каждой беседы |
Ключевые моменты для участников
- Соблюдение логической последовательности в изложении мыслей
- Использование разнообразных речевых конструкций
- Контроль за темпом и ритмом речи
- Поддержание естественной интонации
- Своевременное применение речевых клише
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие темы вызывают наибольшие трудности при построении беседы?
- Какие речевые конструкции оказались наиболее эффективными?
- Как справляться с волнением во время беседы?
- Какие приёмы помогают поддерживать внимание собеседника?
Примеры выполнения
Тема беседы | Структурный элемент | Речевое оформление |
---|---|---|
Хобби и увлечения | Вступление | Расскажите, что вас особенно увлекает… |
Путешествия | Развитие темы | Особенно запомнилась поездка в… |
Профессия | Заключение | Таким образом, моя работа… |
Интерпретация результатов
- Высокий уровень: свободное владение речью, логичность изложения, богатый словарный запас
- Средний уровень: наличие отдельных речевых трудностей при общей связности высказывания
- Начальный уровень: затруднения в построении связного высказывания, ограниченный словарный запас
Когда применять
Упражнение рекомендуется использовать:
- На этапе автоматизации правильной речи
- При работе над связной речью
- В процессе развития коммуникативных навыков
- При подготовке к публичным выступлениям
Противопоказания:
- Выраженная логофобия
- Острый период заикания
- Тяжелые формы дизартрии
Рекомендации для ведущего
- Создавать доброжелательную атмосферу
- Учитывать индивидуальные особенности речи каждого участника
- Постепенно усложнять темы для обсуждения
- Поощрять инициативу в построении диалога
- Фиксировать прогресс каждого участника
Возможные модификации упражнения
- Введение элементов дискуссии
- Использование видеозаписи для анализа невербальных компонентов
- Добавление ситуационных задач
- Включение элементов деловой игры
- Работа с различными стилями речи
13.4 Упражнение «Коммуникативные навыки»
Описание упражнения
Упражнение «Коммуникативные навыки» представляет собой интегрированный комплекс речевых и социально-коммуникативных техник, направленных на развитие всех компонентов речевой деятельности в условиях активного взаимодействия. Особый акцент делается на формировании правильного звукопроизношения и грамматического строя речи в ситуациях реального общения.
В ходе выполнения упражнения участники осваивают различные коммуникативные стратегии, учатся адаптировать свою речь к различным социальным ситуациям и собеседникам, отрабатывают навыки правильного произношения в спонтанной речи. Важной составляющей является работа над просодикой речи и невербальными компонентами общения.
Методика включает элементы ролевой игры и ситуационного моделирования, что позволяет создавать естественные условия для речевой практики и закрепления правильных речевых паттернов в различных коммуникативных ситуациях.
Цель упражнения
- Совершенствование навыков правильного звукопроизношения в спонтанной речи
- Развитие грамматического строя речи в различных коммуникативных ситуациях
- Формирование навыков социального взаимодействия средствами речи
- Расширение активного словарного запаса
- Преодоление речевых барьеров и коммуникативных трудностей
Реквизит
- Карточки с описанием коммуникативных ситуаций
- Предметные и сюжетные картинки для стимуляции речи
- Речевые схемы и опорные таблицы
- Диктофон для записи диалогов
- Зеркало для контроля артикуляции
Образец карточки коммуникативной ситуации
Ситуация | Речевая задача | Отрабатываемые звуки |
---|---|---|
В библиотеке | Запрос книги | Ш, Щ, С |
На почте | Отправка посылки | П, Б, В |
В кафе | Заказ блюд | К, Г, Х |
Размер группы
4-6 человек (оптимально для обеспечения индивидуального подхода и достаточной речевой практики)
Поэтапное выполнение
1. Подготовительный этап — артикуляционная разминка
Выполнение комплекса артикуляционных упражнений, направленных на подготовку речевого аппарата к работе. Особое внимание уделяется звукам, которые будут отрабатываться в ходе занятия.
2. Фонетическая разминка
Отработка произношения отдельных звуков, слогов и слов, которые будут использоваться в коммуникативных ситуациях.
3. Моделирование ситуации
Участники получают карточки с описанием коммуникативных ситуаций и распределяют роли. Проводится предварительное обсуждение возможных вариантов диалога.
4. Практика коммуникации
Разыгрывание диалогов в парах или мини-группах с использованием отработанных речевых конструкций и звуков.
5. Анализ и коррекция
Прослушивание записей диалогов, анализ правильности произношения, грамматического оформления речи и коммуникативной эффективности.
Время на этапы
Этап работы | Продолжительность | Особенности выполнения |
---|---|---|
Артикуляционная разминка | 8-10 минут | Индивидуальный темп |
Фонетическая работа | 10-12 минут | Групповая форма |
Практика диалогов | 20-25 минут | Работа в парах |
Ключевые моменты для участников
- Контроль за правильностью звукопроизношения
- Соблюдение грамматических норм в речи
- Использование адекватных речевых конструкций
- Поддержание зрительного контакта
- Контроль за темпом и громкостью речи
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие звуки вызывают наибольшие трудности в спонтанной речи?
- Как преодолевать волнение при общении с незнакомыми людьми?
- Какие коммуникативные ситуации требуют дополнительной отработки?
- Как адаптировать речь к различным социальным контекстам?
Примеры выполнения
Коммуникативная ситуация | Правильное произношение | Типичные ошибки |
---|---|---|
Приветствие в магазине | Здравствуйте, подскажите пожалуйста | Искажение звука [р] |
Вопрос о времени | Скажите, который час? | Смягчение звука [ч] |
Просьба о помощи | Помогите, пожалуйста | Замена звука [п] на [б] |
Интерпретация результатов
- Высокий уровень: правильное произношение всех звуков в спонтанной речи
- Средний уровень: отдельные нарушения произношения при эмоциональном напряжении
- Базовый уровень: требуется постоянный контроль за произношением
- Начальный уровень: значительные трудности в спонтанной речи
Когда применять
Упражнение эффективно применять:
- На этапе автоматизации поставленных звуков
- При работе над дикцией и произношением
- В процессе развития коммуникативных навыков
- При подготовке к публичным выступлениям
Противопоказания:
- Острые воспалительные заболевания органов речи
- Состояние выраженного утомления
- Период обострения заикания
Рекомендации для ведущего
- Обеспечить индивидуальный подход к каждому участнику
- Создавать ситуации успеха
- Постепенно усложнять речевой материал
- Следить за правильностью выполнения артикуляционных упражнений
- Поддерживать мотивацию к совершенствованию речи
Возможные модификации упражнения
- Включение элементов театрализации
- Использование технических средств обучения
- Добавление соревновательных элементов
- Работа с различными речевыми стилями
- Моделирование нестандартных ситуаций общения
13.5 Упражнение «Мосты понимания»
Описание упражнения
Упражнение «Мосты понимания» является комплексной методикой, направленной на развитие речевого восприятия и понимания устной речи. Основной фокус упражнения направлен на формирование навыков активного слушания, распознавания эмоционального подтекста высказываний и адекватного речевого реагирования в различных коммуникативных ситуациях.
Особенностью данного упражнения является его направленность на развитие всех уровней понимания речи: от распознавания отдельных звуков и слов до улавливания скрытого смысла высказываний и эмоционального подтекста. Участники учатся выделять ключевую информацию, анализировать интонационные характеристики речи и формулировать адекватные речевые реакции.
Методика включает работу с различными типами речевых сообщений, от простых инструкций до сложных диалогов, что позволяет постепенно наращивать сложность задач и формировать устойчивые навыки речевого восприятия и понимания.
Цель упражнения
- Развитие навыков восприятия и понимания устной речи различной сложности
- Формирование умения выделять главную мысль в речевом сообщении
- Совершенствование навыков интерпретации эмоционального подтекста
- Развитие способности к адекватному речевому реагированию
- Улучшение навыков распознавания и анализа интонационных характеристик речи
Реквизит
- Карточки с текстами различной сложности
- Аудиозаписи диалогов и монологов
- Схемы анализа речевых сообщений
- Бланки для фиксации результатов наблюдения
- Визуальные опоры для интерпретации эмоций
Образец бланка анализа речевого сообщения
Компонент анализа | Характеристика | Интерпретация |
---|---|---|
Основная мысль | Ясная/неясная | Краткая формулировка |
Эмоциональный фон | Позитивный/негативный | Преобладающие эмоции |
Интонационный рисунок | Выразительный/монотонный | Особенности модуляции |
Размер группы
8-10 человек (оптимально для организации парной и групповой работы с возможностью индивидуального контроля)
Поэтапное выполнение
1. Подготовительный этап — настройка слухового восприятия
Выполнение упражнений на развитие фонематического слуха и слухового внимания. Прослушивание коротких аудиофрагментов с различной интонационной окраской.
2. Работа с простыми речевыми сообщениями
Прослушивание и анализ простых инструкций, выделение ключевых слов, определение эмоционального фона высказывания.
3. Анализ сложных речевых конструкций
Работа с диалогами и монологами, выявление скрытого смысла, анализ подтекста и эмоциональной составляющей.
4. Практика речевого реагирования
Формулирование адекватных речевых реакций на различные типы сообщений, отработка навыков эмпатического слушания.
5. Рефлексия и обсуждение
Анализ успешности выполнения заданий, обсуждение трудностей и способов их преодоления.
Время на этапы
Этап работы | Длительность | Форма работы |
---|---|---|
Слуховая настройка | 10 минут | Групповая |
Работа с сообщениями | 20 минут | Индивидуальная |
Практика реагирования | 15 минут | Парная |
Ключевые моменты для участников
- Внимательное слушание всего сообщения до конца
- Фиксация ключевых слов и фраз
- Наблюдение за интонационным рисунком речи
- Анализ невербальных компонентов сообщения
- Формулирование уточняющих вопросов
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие факторы затрудняют понимание речевого сообщения?
- Как распознать эмоциональный подтекст высказывания?
- Какие стратегии помогают лучше воспринимать сложную информацию?
- Как развивать навыки эмпатического слушания?
Примеры выполнения
Тип сообщения | Анализируемые компоненты | Ожидаемая реакция |
---|---|---|
Просьба о помощи | Интонация, контекст | Уточняющие вопросы |
Деловой разговор | Ключевая информация | Структурированный ответ |
Эмоциональное сообщение | Подтекст, чувства | Эмпатический отклик |
Интерпретация результатов
- Отличный результат: точное понимание всех компонентов сообщения
- Хороший результат: правильное восприятие основной информации с отдельными неточностями
- Удовлетворительный результат: понимание базового смысла без улавливания нюансов
- Требует доработки: значительные трудности в понимании речевых сообщений
Когда применять
Упражнение рекомендуется использовать:
- При работе над развитием речевого восприятия
- В процессе формирования коммуникативных навыков
- При коррекции нарушений понимания речи
- Для развития эмпатических способностей
Противопоказания:
- Выраженные нарушения слуха
- Состояние повышенной тревожности
- Сниженная концентрация внимания
Рекомендации для ведущего
- Учитывать индивидуальные особенности восприятия участников
- Постепенно увеличивать сложность речевого материала
- Обеспечивать четкую обратную связь
- Создавать атмосферу психологического комфорта
- Поощрять активность участников в обсуждении
Возможные модификации упражнения
- Использование видеоматериалов с различными коммуникативными ситуациями
- Включение элементов ролевой игры
- Работа с текстами различных жанров и стилей
- Анализ записей реальных диалогов
- Добавление заданий на развитие критического мышления
13.6 Упражнение «Психологический контакт»
Описание упражнения
Упражнение «Психологический контакт» представляет собой комплексную методику, направленную на развитие навыков установления и поддержания эффективного речевого взаимодействия с учетом психологических особенностей собеседника. Особое внимание уделяется преодолению коммуникативных барьеров и созданию благоприятной атмосферы для речевого общения.
В основе упражнения лежит работа с различными психологическими аспектами речевой коммуникации: установление раппорта, считывание невербальных сигналов, управление эмоциональным состоянием в процессе общения. Участники учатся адаптировать свою речь и поведение в зависимости от реакций собеседника.
Методика включает элементы поведенческой терапии и техники нейролингвистического программирования, адаптированные для работы с речевыми нарушениями и коммуникативными трудностями.
Цель упражнения
- Развитие навыков установления психологического контакта через речевое взаимодействие
- Формирование умения преодолевать коммуникативные барьеры
- Освоение техник эмоциональной саморегуляции в процессе общения
- Развитие способности к эмпатическому слушанию и пониманию
- Совершенствование навыков невербальной коммуникации
Реквизит
- Карточки с описанием коммуникативных ситуаций
- Бланки наблюдения за невербальными сигналами
- Зеркало для самонаблюдения
- Видеокамера для записи и анализа взаимодействия
- Стимульный материал для создания различных эмоциональных состояний
Образец карты наблюдения за психологическим контактом
Параметр наблюдения | Проявления | Оценка эффективности |
---|---|---|
Зрительный контакт | Устойчивый/прерывистый | Степень доверия |
Поза и жесты | Открытые/закрытые | Уровень комфорта |
Речевая синхронизация | Темп и ритм речи | Качество раппорта |
Размер группы
6-8 человек (оптимально для создания комфортной атмосферы и обеспечения индивидуального подхода)
Поэтапное выполнение
1. Подготовительный этап — создание доверительной атмосферы
Проведение упражнений на расслабление и снятие психологических зажимов. Обсуждение правил безопасного взаимодействия в группе.
2. Диагностический этап
Определение индивидуальных особенностей участников в установлении контакта, выявление типичных коммуникативных барьеров.
3. Практика установления контакта
Отработка техник установления раппорта, практика различных стилей общения, развитие навыков эмпатического слушания.
4. Работа с обратной связью
Анализ видеозаписей взаимодействия, обсуждение успешных стратегий и возможных улучшений.
5. Закрепление навыков
Моделирование сложных коммуникативных ситуаций, практика преодоления коммуникативных барьеров.
Время на этапы
Этап работы | Продолжительность | Периодичность |
---|---|---|
Создание атмосферы | 15 минут | Каждое занятие |
Основная практика | 30 минут | 2-3 раза за занятие |
Анализ результатов | 15 минут | После каждой практики |
Ключевые моменты для участников
- Осознанное управление собственным эмоциональным состоянием
- Внимательное наблюдение за реакциями собеседника
- Гибкость в выборе коммуникативных стратегий
- Использование техник активного слушания
- Поддержание позитивного эмоционального фона общения
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие факторы способствуют быстрому установлению контакта?
- Как распознавать и преодолевать коммуникативные барьеры?
- Какие техники помогают сохранять эмоциональную устойчивость?
- Как адаптировать стиль общения к различным собеседникам?
Примеры выполнения
Ситуация контакта | Техника установления | Ожидаемый результат |
---|---|---|
Первая встреча | Техника «малого разговора» | Создание доверия |
Деловая беседа | Техника отзеркаливания | Достижение раппорта |
Сложный диалог | Техника эмпатического слушания | Взаимопонимание |
Интерпретация результатов
- Высокий уровень: легкое установление и поддержание контакта в любых ситуациях
- Средний уровень: успешное взаимодействие в большинстве ситуаций
- Базовый уровень: установление контакта в простых ситуациях
- Начальный уровень: трудности в установлении и поддержании контакта
Когда применять
Упражнение эффективно использовать:
- На начальных этапах групповой работы
- При наличии коммуникативных барьеров
- В ситуациях социальной тревожности
- Для развития навыков профессионального общения
Противопоказания:
- Острые состояния социофобии
- Выраженные нарушения эмоционально-волевой сферы
- Период острого стресса или депрессии
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную и поддерживающую атмосферу
- Учитывать индивидуальные особенности участников
- Обеспечивать постепенное усложнение заданий
- Давать конструктивную обратную связь
- Поощрять самостоятельность в выборе стратегий общения
Возможные модификации упражнения
- Включение элементов арт-терапии для работы с эмоциями
- Использование ролевых игр с усложненными сценариями
- Добавление техник телесно-ориентированной терапии
- Работа с профессиональными коммуникативными ситуациями
- Включение элементов групповой психотерапии
13.7 Упражнение «Стратегия общения»
Описание упражнения
Упражнение «Стратегия общения» представляет собой структурированный комплекс методов и техник, направленных на формирование эффективных стратегий речевой коммуникации. Особое внимание уделяется развитию способности выбирать и применять оптимальные речевые тактики в зависимости от ситуации общения, собеседника и коммуникативной цели.
Методика основана на системном подходе к развитию коммуникативной компетенции и включает работу над всеми компонентами речевого взаимодействия: планированием высказывания, выбором языковых средств, контролем темпа и громкости речи, использованием невербальных средств коммуникации.
В ходе выполнения упражнения участники осваивают различные коммуникативные стратегии, учатся анализировать эффективность их применения и корректировать свое речевое поведение в соответствии с получаемой обратной связью.
Цель упражнения
- Формирование навыков стратегического планирования речевого взаимодействия
- Развитие умения выбирать оптимальные речевые тактики
- Совершенствование навыков адаптации речи к различным коммуникативным ситуациям
- Освоение техник эффективного речевого воздействия
- Развитие гибкости в применении различных стилей общения
Реквизит
- Карточки с описанием коммуникативных ситуаций
- Схемы анализа коммуникативных стратегий
- Бланки для планирования речевого взаимодействия
- Аудио/видеоаппаратура для записи и анализа
- Дидактические материалы с примерами речевых тактик
Образец карты планирования коммуникативной стратегии
Элемент стратегии | Варианты реализации | Ожидаемый эффект |
---|---|---|
Установление контакта | Формальное/неформальное | Создание доверия |
Основная коммуникация | Прямая/косвенная | Достижение цели |
Завершение общения | Открытое/отложенное | Перспектива продолжения |
Размер группы
8-12 человек (оптимально для моделирования различных коммуникативных ситуаций и обеспечения разнообразия взаимодействий)
Поэтапное выполнение
1. Анализ коммуникативной ситуации
Участники получают описание ситуации общения, анализируют её особенности, определяют цели и возможные препятствия.
2. Планирование стратегии
Разработка плана речевого взаимодействия, выбор подходящих речевых тактик и приёмов коммуникации.
3. Практическая реализация
Моделирование коммуникативной ситуации с применением выбранной стратегии, запись взаимодействия на видео.
4. Анализ эффективности
Просмотр видеозаписей, анализ успешности применённых стратегий, обсуждение альтернативных вариантов.
5. Корректировка и повторная практика
Внесение изменений в стратегию на основе полученной обратной связи, повторное моделирование ситуации.
Время на этапы
Этап работы | Продолжительность | Форма проведения |
---|---|---|
Анализ ситуации | 15 минут | Индивидуальная/групповая |
Планирование | 20 минут | Работа в парах |
Практика | 30 минут | Ролевая игра |
Ключевые моменты для участников
- Тщательный анализ коммуникативной ситуации перед выбором стратегии
- Учёт особенностей собеседника и контекста общения
- Гибкость в применении различных тактик
- Контроль над реализацией выбранной стратегии
- Анализ эффективности и готовность к корректировке
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие факторы влияют на выбор коммуникативной стратегии?
- Как определить эффективность выбранной тактики?
- Когда необходимо менять стратегию в процессе общения?
- Как учитывать индивидуальные особенности собеседника?
Примеры выполнения
Ситуация общения | Выбранная стратегия | Результат применения |
---|---|---|
Деловые переговоры | Конструктивный диалог | Достижение соглашения |
Решение конфликта | Медиативный подход | Примирение сторон |
Публичное выступление | Убеждающая речь | Привлечение внимания |
Интерпретация результатов
- Высокий уровень: свободное владение различными стратегиями, эффективная адаптация к ситуации
- Средний уровень: успешное применение основных стратегий в типичных ситуациях
- Базовый уровень: использование ограниченного набора стратегий с переменным успехом
- Начальный уровень: трудности в выборе и реализации коммуникативных стратегий
Когда применять
Упражнение рекомендуется использовать:
- При подготовке к важным коммуникативным ситуациям
- В процессе развития навыков делового общения
- При работе над преодолением коммуникативных барьеров
- Для совершенствования профессиональных навыков общения
Противопоказания:
- Высокий уровень коммуникативной тревожности
- Недостаточное владение базовыми речевыми навыками
- Острые состояния эмоционального напряжения
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивать индивидуальный подход к каждому участнику
- Создавать условия для безопасного экспериментирования с различными стратегиями
- Поощрять творческий подход к решению коммуникативных задач
- Предоставлять конструктивную обратную связь
- Помогать в анализе неудачных коммуникативных попыток
Возможные модификации упражнения
- Усложнение коммуникативных ситуаций
- Добавление элементов соревнования
- Включение работы с реальными профессиональными кейсами
- Использование технических средств для анализа коммуникации
- Расширение спектра изучаемых стратегий
13.8 Упражнение «Техники убеждения»
Описание упражнения
Упражнение «Техники убеждения» представляет собой комплексную методику, направленную на развитие навыков аргументированной речи и способности эффективно воздействовать на собеседника с помощью речевых средств. В основе упражнения лежит работа над логикой построения высказывания, использованием различных риторических приёмов и техник аргументации.
Методика включает развитие навыков построения убедительной речи с учетом особенностей восприятия собеседника, работу над интонационной выразительностью и эмоциональной составляющей высказывания. Особое внимание уделяется формированию умения структурировать аргументы и выстраивать логическую цепочку доказательств.
В процессе выполнения упражнения участники осваивают различные техники убеждения, учатся анализировать реакции собеседника и гибко адаптировать свою аргументацию в зависимости от получаемой обратной связи.
Цель упражнения
- Развитие навыков построения аргументированной речи
- Формирование умения использовать различные техники убеждения
- Совершенствование логики построения высказывания
- Развитие способности к эффективному речевому воздействию
- Освоение приёмов работы с возражениями собеседника
Реквизит
- Карточки с темами для аргументации
- Схемы построения аргументации
- Бланки для анализа техник убеждения
- Видеокамера для записи выступлений
- Таймер для контроля времени аргументации
Образец схемы построения аргументации
Этап аргументации | Содержание | Применяемые техники |
---|---|---|
Тезис | Основная мысль | Чёткая формулировка |
Аргументы | Доказательства | Логические связки |
Вывод | Заключение | Обобщение |
Размер группы
6-8 человек (оптимально для обеспечения активной практики и получения обратной связи)
Поэтапное выполнение
1. Подготовительный этап
Участники выбирают тему для аргументации, анализируют возможные подходы к убеждению, готовят структуру выступления.
2. Разработка аргументации
Составление логической цепочки аргументов, подбор примеров и доказательств, подготовка ответов на возможные возражения.
3. Практика убеждения
Выступление перед группой с применением подготовленных техник убеждения, работа с вопросами и возражениями.
4. Анализ эффективности
Разбор видеозаписей выступлений, оценка эффективности применённых техник, получение обратной связи от группы.
5. Корректировка и повторная практика
Внесение изменений в стратегию убеждения на основе полученных замечаний, повторное выступление.
Время на этапы
Этап работы | Длительность | Содержание работы |
---|---|---|
Подготовка | 15 минут | Разработка структуры |
Выступление | 5-7 минут | Презентация аргументов |
Анализ | 10 минут | Разбор выступления |
Ключевые моменты для участников
- Чёткая структура аргументации
- Использование убедительных примеров
- Контроль невербальных сигналов
- Работа с интонацией и паузами
- Внимание к реакциям слушателей
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие техники убеждения оказались наиболее эффективными?
- Как работать с сопротивлением аудитории?
- Какие аргументы вызывают наибольший отклик?
- Как адаптировать техники под разные типы собеседников?
Примеры выполнения
Техника убеждения | Пример применения | Ожидаемый эффект |
---|---|---|
Рациональная аргументация | Опора на факты и статистику | Логическое принятие |
Эмоциональное воздействие | Использование историй | Эмпатический отклик |
Авторитетное мнение | Цитирование экспертов | Повышение доверия |
Интерпретация результатов
- Отличный результат: убедительная аргументация, эффективная работа с возражениями
- Хороший результат: логичное построение речи с отдельными неточностями
- Средний результат: наличие структуры, но недостаточная убедительность
- Требует доработки: слабая аргументация, нарушение логики изложения
Когда применять
Упражнение рекомендуется использовать:
- При подготовке к публичным выступлениям
- В процессе развития навыков аргументации
- При работе над убедительностью речи
- Для совершенствования техник влияния
Противопоказания:
- Выраженные логопедические нарушения
- Сильная социальная тревожность
- Недостаточное владение темой аргументации
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивать безопасную атмосферу для практики
- Давать конструктивную обратную связь
- Помогать в анализе неудачных попыток
- Поощрять использование разных техник убеждения
- Следить за соблюдением временных рамок
Возможные модификации упражнения
- Усложнение тем для аргументации
- Добавление элемента дебатов
- Включение работы с провокационными вопросами
- Использование видеоанализа выступлений
- Расширение спектра изучаемых техник убеждения
13.9 Упражнение «Точность выражения»
Описание упражнения
Упражнение «Точность выражения» представляет собой специализированную методику, направленную на развитие навыков точного, ясного и лаконичного выражения мыслей. Основной акцент делается на формировании умения подбирать максимально подходящие языковые средства для передачи конкретного содержания, избегая двусмысленности и размытости формулировок.
В основе методики лежит работа с различными уровнями языка: лексическим (точность словоупотребления), грамматическим (правильность построения фраз), стилистическим (уместность выбора языковых средств). Особое внимание уделяется развитию навыков семантического анализа и синтеза.
Упражнение включает практику в определении и устранении речевой избыточности, работу над четкостью формулировок и развитие умения адекватно передавать смысловые оттенки с помощью языковых средств.
Цель упражнения
- Развитие навыков точного выражения мыслей в устной и письменной речи
- Формирование умения выбирать оптимальные языковые средства
- Совершенствование навыков семантического анализа
- Развитие способности к лаконичному изложению информации
- Преодоление речевой избыточности и неточности
Реквизит
- Карточки с заданиями на точность выражения
- Словари (толковый, синонимов, антонимов)
- Бланки для анализа речевых ошибок
- Набор текстов для редактирования
- Диктофон для записи и анализа речи
Образец карточки для работы над точностью выражения
Тип задания | Исходная фраза | Необходимая коррекция |
---|---|---|
Устранение избыточности | Свободная вакансия | Вакансия |
Замена неточного слова | Большой уровень знаний | Высокий уровень знаний |
Конкретизация смысла | Хорошая погода | Солнечная, тёплая погода |
Размер группы
4-6 человек (оптимально для обеспечения индивидуального подхода и активной речевой практики)
Поэтапное выполнение
1. Подготовительный этап — анализ типичных ошибок
Разбор примеров неточного словоупотребления, анализ причин речевых ошибок, обсуждение способов их устранения.
2. Работа со словарным запасом
Упражнения на подбор синонимов, антонимов, уточняющих определений. Работа с толковыми словарями.
3. Практика точного выражения
Выполнение упражнений на формулирование точных определений, описаний, инструкций.
4. Редактирование текстов
Работа с текстами, содержащими речевые неточности, их анализ и исправление.
5. Самостоятельное построение высказываний
Создание собственных текстов с акцентом на точность и ясность выражения мыслей.
Время на этапы
Этап работы | Продолжительность | Тип деятельности |
---|---|---|
Анализ ошибок | 15 минут | Групповое обсуждение |
Словарная работа | 20 минут | Индивидуальные упражнения |
Практика высказываний | 25 минут | Активная речевая работа |
Ключевые моменты для участников
- Внимание к значению каждого слова
- Проверка точности словоупотребления
- Устранение избыточных слов и выражений
- Контроль за логикой построения фраз
- Использование словарей при затруднениях
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие факторы влияют на точность выражения мыслей?
- Как избежать двусмысленности в высказываниях?
- Каковы признаки речевой избыточности?
- Как работать над расширением активного словарного запаса?
Примеры выполнения
Речевая задача | Неточное выражение | Точная формулировка |
---|---|---|
Описание действия | Сделал работу | Выполнил задание |
Характеристика явления | Плохая погода | Дождливая, ветреная погода |
Передача состояния | Чувствую себя нехорошо | Испытываю головную боль |
Интерпретация результатов
- Высокий уровень: точные, ясные формулировки без речевой избыточности
- Средний уровень: преимущественно точные выражения с отдельными неточностями
- Базовый уровень: наличие речевых неточностей при сохранении основного смысла
- Требует доработки: частые неточности, затрудняющие понимание
Когда применять
Упражнение эффективно использовать:
- При работе над культурой речи
- В процессе развития словарного запаса
- При подготовке к публичным выступлениям
- В ходе совершенствования письменной речи
Противопоказания:
- Выраженные нарушения речевого развития
- Существенные ограничения словарного запаса
- Нарушения языкового анализа и синтеза
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивать доступ к справочным материалам
- Поощрять самостоятельный поиск точных формулировок
- Развивать навыки самоконтроля речи
- Стимулировать работу со словарями
- Формировать привычку анализировать собственную речь
Возможные модификации упражнения
- Включение элементов игры в поиск точных выражений
- Использование профессиональной лексики
- Работа с различными стилями речи
- Создание собственного словаря точных выражений
- Применение компьютерных программ для анализа текста
13.10 Упражнение «Языковая свобода»
Описание упражнения
Упражнение «Языковая свобода» представляет собой комплексную методику, направленную на развитие спонтанной речи и преодоление речевых барьеров. Основной фокус упражнения сделан на формировании навыков свободного речевого самовыражения, снятии психологических зажимов и развитии способности к импровизации в речи.
Методика базируется на принципах постепенного перехода от структурированных речевых упражнений к свободному речевому творчеству. Особое внимание уделяется работе с эмоциональной составляющей речи, развитию ассоциативного мышления и способности к языковой игре.
В процессе выполнения упражнения участники осваивают различные техники спонтанной речи, учатся преодолевать внутреннюю цензуру и развивают способность к естественному самовыражению в различных коммуникативных ситуациях.
Цель упражнения
- Развитие навыков спонтанной речи и речевой импровизации
- Преодоление психологических барьеров в речевом общении
- Формирование навыков свободного речевого самовыражения
- Развитие ассоциативного мышления и речевого творчества
- Расширение диапазона речевых возможностей
Реквизит
- Набор стимульных картинок для речевой импровизации
- Карточки с темами для спонтанных высказываний
- Предметы для создания ассоциативных цепочек
- Диктофон для записи спонтанной речи
- Материалы для речевых игр и упражнений
Образец карты речевой импровизации
Тип задания | Стимульный материал | Ожидаемая реакция |
---|---|---|
Спонтанный рассказ | Случайный предмет | Свободная ассоциация |
Речевая игра | Набор слов | Творческая история |
Диалог-импровизация | Ситуация общения | Спонтанный разговор |
Размер группы
6-8 человек (оптимально для создания комфортной атмосферы и обеспечения достаточной речевой практики)
Поэтапное выполнение
1. Подготовительный этап — создание творческой атмосферы
Выполнение упражнений на расслабление, снятие психологических зажимов, создание доверительной атмосферы в группе.
2. Разминка речевого аппарата
Артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, работа над голосом и интонацией.
3. Ассоциативные упражнения
Построение ассоциативных цепочек, работа с метафорами, создание спонтанных словесных образов.
4. Речевая импровизация
Создание спонтанных высказываний, участие в речевых играх, построение свободных диалогов.
5. Творческое речевое взаимодействие
Групповые речевые игры, коллективное речевое творчество, спонтанные дискуссии.
Время на этапы
Этап работы | Продолжительность | Характер активности |
---|---|---|
Подготовка | 10 минут | Разминка, настрой |
Основная часть | 30 минут | Активная практика |
Завершение | 15 минут | Рефлексия |
Ключевые моменты для участников
- Отключение внутренней цензуры при говорении
- Следование за спонтанными ассоциациями
- Принятие любых речевых экспериментов
- Поддержание естественности в выражении
- Развитие речевой смелости
Обсуждение, актуальные вопросы
- Что помогает достичь свободы в речевом самовыражении?
- Какие факторы ограничивают речевую спонтанность?
- Как развивать речевую креативность?
- Каким образом преодолевать страх речевых ошибок?
Примеры выполнения
Упражнение | Способ выполнения | Развиваемый навык |
---|---|---|
Словесный джем | Спонтанное рифмование | Речевая гибкость |
Речевой коллаж | Создание историй | Образное мышление |
Диалог-поток | Свободная беседа | Спонтанность речи |
Интерпретация результатов
- Высокий уровень: свободное речевое самовыражение в любых ситуациях
- Средний уровень: частичная свобода речи с отдельными затруднениями
- Базовый уровень: проявление речевой свободы в знакомых ситуациях
- Начальный уровень: сохранение значительных речевых ограничений
Когда применять
Упражнение рекомендуется использовать:
- При работе над преодолением речевых барьеров
- В процессе развития коммуникативной свободы
- Для активизации речевого творчества
- При подготовке к публичным выступлениям
Противопоказания:
- Острые формы логоневроза
- Выраженная социальная тревожность
- Период обострения речевых нарушений
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу принятия и поддержки
- Поощрять любые проявления речевой активности
- Избегать критики и оценочных суждений
- Стимулировать творческий подход к речи
- Обеспечивать психологическую безопасность
Возможные модификации упражнения
- Включение элементов театральной импровизации
- Использование музыкального сопровождения
- Добавление двигательных компонентов
- Работа с различными речевыми стилями
- Создание групповых речевых перформансов
Итоговая таблица упражнений главы 13
Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение |
---|---|---|
Активное слушание | Развитие навыков восприятия речи | 45-60 минут |
Гармония диалога | Формирование навыков общения | 40-50 минут |
Искусство беседы | Развитие коммуникативных навыков | 50-60 минут |
Коммуникативные навыки | Совершенствование общения | 45-55 минут |
Мосты понимания | Развитие эмпатии и понимания | 40-50 минут |
Психологический контакт | Установление контакта | 35-45 минут |
Стратегия общения | Планирование коммуникации | 45-55 минут |
Техники убеждения | Развитие навыков аргументации | 40-50 минут |
Точность выражения | Работа над четкостью речи | 35-45 минут |
Языковая свобода | Развитие спонтанной речи | 50-60 минут |