Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Упражнения интервизии
Глава 1. Алгоритмы интервизии
Оглавление
- Алгоритм обсуждения
- Базовые шаги
- Временная структура
- Движение процесса
- Карта интервизии
- Ключевые этапы
- Основные принципы
- Последовательность действий
- Процессуальная схема
- Этапы процесса
1.1 Упражнение «Алгоритм обсуждения»
Описание упражнения
Представьте себе, что процесс интервизии — это танец, где каждый участник должен найти свой ритм и следовать общей хореографии. Это упражнение помогает освоить базовый алгоритм проведения интервизорской встречи, где каждый шаг имеет свое особое значение и время.
Подобно тому, как в оркестре каждый музыкант знает свою партию, в интервизорской группе каждый участник должен понимать свою роль и момент вступления в общий процесс. Это создает гармоничное пространство для профессионального роста и взаимной поддержки.
Алгоритм обсуждения становится тем самым компасом, который помогает группе двигаться в правильном направлении, не теряя фокуса и сохраняя продуктивность работы на каждом этапе встречи.
Теоретическая основа
В основе алгоритма лежит принцип структурированной рефлексии, где каждый этап имеет свою четкую функцию и способствует глубокому анализу представленного случая. Это позволяет избежать хаотичности в обсуждении и обеспечивает максимальную эффективность работы группы.
Структурированный подход опирается на теорию групповой динамики и принципы профессиональной супервизии, адаптированные под формат интервизорской работы.
Этап алгоритма | Основная функция | Ожидаемый результат |
---|---|---|
Презентация случая | Погружение в контекст | Формирование общего поля понимания |
Прояснающие вопросы | Сбор недостающей информации | Создание полной картины ситуации |
Обратная связь | Обмен наблюдениями и гипотезами | Расширение видения ситуации |
Цель упражнения
Упражнение направлено на освоение базового алгоритма проведения интервизорской встречи, развитие навыков структурированного обсуждения профессиональных случаев и формирование культуры профессиональной коммуникации в группе. Участники учатся следовать определенной последовательности шагов, что повышает эффективность работы группы и качество получаемой обратной связи.
Реквизит
- Флипчарт или большой лист бумаги
- Маркеры разных цветов
- Таймер или секундомер
- Карточки с описанием этапов алгоритма
Порядок выполнения
Этап 1. Подготовка
Группа располагается в кругу. Ведущий представляет общую структуру алгоритма и раздает карточки с описанием этапов.
Этап 2. Выбор презентующего
Определяется участник, готовый представить свой случай для разбора. Остальные участники распределяют между собой роли наблюдателей за процессом.
Этап 3. Презентация случая
Презентующий представляет свой случай, следуя структуре: контекст, запрос, трудности, предпринятые действия.
Этап 4. Прояснение деталей
Участники задают уточняющие вопросы, соблюдая правила корректной обратной связи.
Этап 5. Обсуждение
Группа обсуждает случай, следуя алгоритму: наблюдения, гипотезы, рекомендации.
Время на этапы
- Подготовка: 10 минут
- Презентация случая: 15-20 минут
- Прояснение деталей: 15 минут
- Обсуждение: 30 минут
- Подведение итогов: 10 минут
Размер группы
Оптимально: 6-8 человек
Ключевые моменты для участников
- Соблюдение временных рамок каждого этапа
- Следование структуре алгоритма
- Фокусировка на профессиональных аспектах обсуждаемого случая
- Корректность в формулировках обратной связи
- Активное слушание на всех этапах работы
Обсуждение, актуальные вопросы
- Что помогало и что мешало следовать алгоритму?
- Какие этапы вызвали наибольшие трудности?
- Как можно улучшить процесс обсуждения?
- Насколько комфортно было работать в предложенной структуре?
Примеры выполнения
Случай 1: Обсуждение работы с тревожным клиентом
Презентация: 15 минут — описание ситуации и запроса
Вопросы: 10 минут — уточнение деталей работы
Обсуждение: 25 минут — анализ и рекомендации
Интерпретация результатов
Оценивается способность группы следовать структуре алгоритма, качество обратной связи, глубина анализа случая и практическая применимость выработанных рекомендаций.
Когда применять
Упражнение особенно полезно на начальных этапах формирования интервизорской группы, когда важно заложить основы структурированной работы. Противопоказаний к применению нет.
Рекомендации для ведущего
- Чётко отслеживать временные рамки каждого этапа
- Обеспечивать соблюдение структуры обсуждения
- Поддерживать фокус группы на профессиональных аспектах
- Способствовать равному участию всех членов группы
- Помогать формулировать конструктивную обратную связь
Возможные модификации упражнений
- Введение роли хронометриста из числа участников
- Использование письменной формы обратной связи
- Работа с видеозаписью случая
- Применение техники «стоп-кадр» для анализа ключевых моментов
- Добавление этапа метакоммуникации о процессе обсуждения
1.2 Упражнение «Базовые шаги»
Описание упражнения
Представьте, что процесс интервизии — это путешествие по карте, где каждый шаг ведет группу к новым открытиям и пониманиям. Это упражнение помогает освоить базовые шаги интервизорского процесса, подобно тому как опытный путешественник изучает основные маршруты перед дальним походом.
Как в искусстве танца, где каждое движение имеет свое значение и плавно перетекает в следующее, так и в интервизии каждый базовый шаг создает основу для последующего, формируя целостный и гармоничный процесс профессионального взаимодействия.
В этом упражнении участники учатся «танцевать» профессиональный диалог, соблюдая ритм и последовательность базовых шагов интервизии, что позволяет создать безопасное и продуктивное пространство для обмена опытом.
Теоретическая основа
Упражнение базируется на принципах системного подхода к профессиональной рефлексии, где каждый шаг имеет свою специфическую функцию в общем процессе. Это позволяет участникам освоить базовую хореографию профессионального взаимодействия в формате интервизии.
В основе лежит понимание интервизии как структурированного процесса взаимного обучения, где каждый базовый шаг направлен на развитие определенных профессиональных компетенций.
Базовый шаг | Ключевая задача | Профессиональный фокус | Развиваемая компетенция |
---|---|---|---|
Вход в процесс | Создание рабочей атмосферы | Групповая динамика | Коммуникативная гибкость |
Представление случая | Структурированное описание | Профессиональная рефлексия | Аналитическое мышление |
Исследование | Глубинный анализ | Профессиональное видение | Системное мышление |
Цель упражнения
Упражнение направлено на освоение базовых шагов интервизорского процесса, развитие навыков структурированного профессионального взаимодействия и формирование культуры профессиональной коммуникации в группе. Участники учатся осознанно проходить каждый этап, понимая его значение и вклад в общий результат работы группы.
Реквизит
- Карточки с описанием базовых шагов
- Маркерная доска или флипчарт
- Цветные стикеры
- Песочные часы или таймер
Порядок выполнения
Этап 1. Знакомство с базовыми шагами
Ведущий представляет карточки с описанием базовых шагов, группа обсуждает значение каждого шага.
Этап 2. Распределение ролей
Участники распределяют между собой роли: презентующий, фасилитатор, наблюдатели за процессом.
Этап 3. Практика базовых шагов
Группа последовательно проходит каждый базовый шаг, уделяя особое внимание переходам между ними.
Этап 4. Рефлексия процесса
Участники обсуждают свой опыт прохождения базовых шагов, отмечая сложности и находки.
Этап 5. Закрепление навыков
Группа повторяет процесс с новым случаем, фокусируясь на плавности переходов между шагами.
Время на этапы
- Знакомство с шагами: 15 минут
- Распределение ролей: 5 минут
- Практика шагов: 40 минут
- Рефлексия: 15 минут
- Закрепление: 25 минут
Размер группы
Оптимально: 5-7 человек
Ключевые моменты для участников
- Внимательное следование структуре каждого шага
- Осознанность в переходах между шагами
- Удержание профессионального фокуса
- Качество обратной связи
- Развитие навыка наблюдения за процессом
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие шаги дались легче всего и почему?
- Где возникали сложности в процессе?
- Что помогало удерживать структуру?
- Как можно улучшить переходы между шагами?
Примеры выполнения
Случай 1: Работа с профессиональным выгоранием
Вход: 5 минут — создание безопасной атмосферы
Презентация: 10 минут — структурированное описание ситуации
Исследование: 20 минут — глубинный анализ факторов
Интерпретация результатов
Оценивается качество прохождения каждого базового шага, способность группы поддерживать структуру процесса и эффективность профессиональной коммуникации.
Когда применять
Упражнение эффективно на начальном этапе формирования интервизорской группы, а также при необходимости восстановить структурированность работы. Противопоказаний к применению нет.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживать четкую структуру процесса
- Помогать группе осознавать переходы между шагами
- Фокусировать внимание на качестве выполнения каждого шага
- Способствовать развитию навыков наблюдения
- Поддерживать баланс между структурой и гибкостью
Возможные модификации упражнений
- Использование метафорических карт для описания шагов
- Применение техники «замедленной съемки» для анализа переходов
- Введение ролей «хранителей шагов»
- Работа с письменными протоколами
- Добавление элементов визуализации процесса
1.3 Упражнение «Временная структура»
Описание упражнения
Время в интервизии подобно драгоценному ресурсу, который нужно использовать с особой мудростью. Это упражнение погружает участников в искусство управления временем группового процесса, где каждая минута имеет свою ценность и предназначение.
Как в симфоническом оркестре каждый инструмент вступает в строго определенный момент, создавая гармоничное звучание, так и в интервизии каждый этап имеет свое оптимальное время, создавая продуктивный ритм работы группы.
Временная структура становится тем каркасом, который помогает удерживать фокус внимания и энергию группы на протяжении всей встречи, обеспечивая максимальную эффективность процесса.
Теоретическая основа
В основе упражнения лежит понимание цикличности групповых процессов и принципов управления групповой динамикой. Временная структура опирается на исследования оптимальных периодов концентрации внимания и работоспособности группы.
Структурирование времени базируется на принципах тайм-менеджмента, адаптированных под специфику интервизорской работы, где важно соблюдать баланс между глубиной проработки материала и поддержанием энергии группы.
Временной блок | Оптимальная длительность | Фокус внимания | Энергетический режим |
---|---|---|---|
Разогрев группы | 15-20 минут | Групповая атмосфера | Активизация |
Основная работа | 45-60 минут | Анализ случая | Стабильность |
Завершение | 20-25 минут | Интеграция опыта | Заземление |
Цель упражнения
Упражнение направлено на освоение навыков эффективного управления временем в интервизорской группе, развитие чувствительности к групповым процессам и формирование умения создавать оптимальный темпо-ритм работы. Участники учатся распознавать и учитывать естественные циклы групповой активности.
Реквизит
- Таймер или секундомер
- Колокольчик для обозначения временных границ
- Флипчарт с временной структурой
- Цветные карточки для сигнализации о времени
Порядок выполнения
Этап 1. Знакомство с временной структурой
Ведущий представляет оптимальное распределение времени для каждого этапа интервизии.
Этап 2. Назначение хронометриста
Выбирается участник, который будет отслеживать время и подавать сигналы группе.
Этап 3. Практика временной структуры
Группа работает со случаем, строго придерживаясь временных рамок каждого этапа.
Этап 4. Анализ временных паттернов
Участники отмечают моменты, где время использовалось эффективно или неэффективно.
Этап 5. Корректировка временной структуры
Группа обсуждает и вносит необходимые изменения в распределение времени.
Время на этапы
- Знакомство со структурой: 10 минут
- Подготовка: 5 минут
- Практика: 60 минут
- Анализ: 15 минут
- Корректировка: 10 минут
Размер группы
Оптимально: 6-8 человек
Ключевые моменты для участников
- Внимательность к временным сигналам
- Способность завершать этапы вовремя
- Гибкость в распределении времени
- Чувствительность к групповым процессам
- Умение удерживать фокус внимания
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как распределение времени влияет на качество работы?
- Какие этапы требуют больше/меньше времени?
- Что помогает эффективно использовать время?
- Как справляться с нехваткой времени?
Примеры выполнения
Случай 1: Сложный клиентский случай
Разогрев: 15 минут — создание рабочей атмосферы
Презентация: 20 минут — подробное описание
Обсуждение: 40 минут — глубокий анализ
Завершение: 15 минут — интеграция выводов
Интерпретация результатов
Оценивается способность группы эффективно распределять и использовать время, качество переходов между этапами и общая продуктивность работы в заданных временных рамках.
Когда применять
Упражнение полезно в начале формирования группы, при появлении трудностей с тайм-менеджментом или при необходимости повысить эффективность работы. Противопоказаний нет.
Рекомендации для ведущего
- Четко обозначать временные границы
- Помогать группе чувствовать ритм работы
- Поддерживать баланс между структурой и гибкостью
- Учитывать естественные циклы групповой активности
- Своевременно корректировать темп работы
Возможные модификации упражнений
- Использование визуальных таймеров
- Работа с разными временными форматами
- Введение «временных экспериментов»
- Применение техники «временного зума»
- Создание индивидуальных временных карт
1.4 Упражнение «Движение процесса»
Описание упражнения
Интервизорский процесс можно сравнить с рекой, которая имеет свое русло, течение и ритм. Это упражнение позволяет участникам почувствовать естественное движение группового процесса, научиться распознавать его основные течения и управлять ими.
Как опытный лоцман чувствует все подводные течения и знает, как провести корабль через опасные места, так и участники учатся чувствовать динамику процесса и направлять его в продуктивное русло.
В этом упражнении группа учится различать разные фазы движения процесса, понимать их значение и находить оптимальные способы перехода между ними.
Теоретическая основа
Упражнение основано на теории групповой динамики и принципах процессуально-ориентированной психологии. Особое внимание уделяется пониманию естественных фаз развития группового процесса и способам работы с групповым полем.
В основе лежит представление о том, что каждый групповой процесс имеет свою внутреннюю логику развития, которую важно учитывать для эффективной работы группы.
Фаза процесса | Характерные признаки | Задачи фасилитации | Типичные трудности |
---|---|---|---|
Погружение | Нарастание вовлеченности | Создание безопасности | Сопротивление глубине |
Развертывание | Появление инсайтов | Поддержка исследования | Потеря фокуса |
Интеграция | Формирование выводов | Структурирование опыта | Поспешные решения |
Цель упражнения
Упражнение направлено на развитие чувствительности к движению группового процесса, освоение навыков фасилитации различных фаз работы и формирование умения создавать оптимальные условия для естественного развертывания процесса интервизии.
Реквизит
- Флипчарт для фиксации наблюдений
- Цветные маркеры для отмечания разных фаз
- Метафорические карты для обозначения состояний
- Бланки наблюдения за процессом
Порядок выполнения
Этап 1. Настройка на процесс
Группа проводит короткую медитацию для повышения чувствительности к групповому полю.
Этап 2. Выбор наблюдателей
Определяются участники, которые будут отслеживать разные аспекты процесса.
Этап 3. Работа со случаем
Группа начинает обсуждение случая, уделяя особое внимание движению процесса.
Этап 4. Мониторинг процесса
Наблюдатели фиксируют ключевые моменты и переходы в движении процесса.
Этап 5. Анализ динамики
Группа обсуждает замеченные паттерны и особенности движения процесса.
Время на этапы
- Настройка: 10 минут
- Подготовка наблюдателей: 5 минут
- Работа со случаем: 45 минут
- Анализ наблюдений: 20 минут
- Интеграция опыта: 15 минут
Размер группы
Оптимально: 7-9 человек
Ключевые моменты для участников
- Внимательность к групповой динамике
- Чувствительность к изменениям в процессе
- Способность различать фазы процесса
- Умение поддерживать продуктивное движение
- Навыки работы с сопротивлением
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие фазы процесса были наиболее заметны?
- Где происходили естественные замедления или ускорения?
- Как группа справлялась с трудными моментами?
- Что способствовало продуктивному движению процесса?
Примеры выполнения
Случай 1: Работа с профессиональным конфликтом
Погружение: 15 минут — создание контекста
Развертывание: 30 минут — исследование глубинных причин
Интеграция: 20 минут — формулирование выводов и рекомендаций
Интерпретация результатов
Оценивается способность группы чувствовать и поддерживать естественное движение процесса, качество переходов между фазами и эффективность работы с групповой динамикой.
Когда применять
Упражнение особенно полезно при работе с опытными группами, где важно углубить понимание процессов и улучшить качество групповой работы. Не рекомендуется для начинающих групп без опыта базовой структуры интервизии.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживать внимательность к процессу
- Помогать группе замечать ключевые моменты
- Фасилитировать переходы между фазами
- Работать с групповым сопротивлением
- Удерживать баланс между структурой и спонтанностью
Возможные модификации упражнений
- Использование телесных метафор процесса
- Работа с визуальным картированием
- Применение техники «процессуального зеркала»
- Введение ролей «хранителей процесса»
- Добавление элементов арт-терапии
1.5 Упражнение «Карта интервизии»
Описание упражнения
Представьте, что интервизия — это неизведанная территория, по которой группе предстоит путешествовать вместе. Как опытные картографы, участники создают детальную карту этого пространства, отмечая ключевые ориентиры, возможные маршруты и значимые точки профессионального исследования.
Подобно тому, как древние мореплаватели составляли карты новых земель, участники группы совместно создают карту интервизорского пространства, определяя его границы, особенности и потенциальные зоны развития.
В процессе создания карты группа не только структурирует свое понимание процесса интервизии, но и формирует общее видение пространства профессионального взаимодействия.
Теоретическая основа
В основе упражнения лежит метод когнитивного картирования, адаптированный под задачи профессиональной интервизии. Картирование помогает визуализировать сложные процессы и создавать общее понимание структуры профессионального взаимодействия.
Теоретической базой также служат принципы системного подхода к организации профессиональной рефлексии и методы визуального моделирования групповых процессов.
Элемент карты | Символическое значение | Практическое применение | Индикаторы качества |
---|---|---|---|
Маршруты | Стратегии работы | Выбор направления | Ясность пути |
Ориентиры | Ключевые точки | Отслеживание прогресса | Чёткость определения |
Территории | Области исследования | Фокусировка внимания | Глубина проработки |
Цель упражнения
Упражнение направлено на создание общего понимания структуры и динамики интервизорского процесса, развитие навыков системного видения профессиональных ситуаций и формирование единого профессионального языка в группе.
Реквизит
- Большой лист бумаги для карты
- Цветные маркеры и фломастеры
- Стикеры разных цветов и форм
- Материалы для создания легенды карты
Порядок выполнения
Этап 1. Подготовка пространства
Группа располагается вокруг большого листа бумаги, подготавливает материалы для картирования.
Этап 2. Создание базовой структуры
Участники определяют основные элементы карты и их расположение.
Этап 3. Нанесение деталей
Группа последовательно добавляет элементы, обсуждая их значение и взаимосвязи.
Этап 4. Создание легенды
Разработка системы условных обозначений и пояснений к карте.
Этап 5. Проверка карты
Группа тестирует созданную карту на конкретном случае.
Время на этапы
- Подготовка: 10 минут
- Базовая структура: 20 минут
- Детализация: 30 минут
- Легенда: 15 минут
- Тестирование: 25 минут
Размер группы
Оптимально: 6-8 человек
Ключевые моменты для участников
- Системное видение процесса
- Внимание к взаимосвязям элементов
- Точность в обозначениях
- Понимание масштаба и пропорций
- Умение использовать визуальные метафоры
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие элементы карты оказались наиболее важными?
- Где обнаружились неожиданные связи?
- Как карта помогает в понимании процесса?
- Что можно добавить или изменить в карте?
Примеры выполнения
Карта 1: Процесс работы с запросом
Центр: основной запрос
Ответвления: возможные направления исследования
Связи: взаимовлияния различных аспектов
Территории: области профессиональной компетенции
Интерпретация результатов
Оценивается полнота и системность созданной карты, качество визуализации процесса, практическая применимость разработанной модели для работы группы.
Когда применять
Упражнение эффективно на этапе формирования общего видения работы группы, при необходимости структурировать сложные процессы или обновить понимание методики работы. Не рекомендуется при высоком уровне тревожности в группе.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживать баланс между деталями и общей картиной
- Помогать группе удерживать системное видение
- Способствовать созданию понятных обозначений
- Фасилитировать процесс согласования видения
- Следить за вовлеченностью всех участников
Возможные модификации упражнений
- Создание цифровой версии карты
- Использование объемного моделирования
- Добавление временной перспективы
- Создание тематических слоев карты
- Разработка интерактивных элементов
1.6 Упражнение «Ключевые этапы»
Описание упражнения
Интервизорский процесс подобен восхождению на вершину, где каждый ключевой этап — это важная высота, которую необходимо взять группе. Это упражнение помогает участникам освоить искусство прохождения каждого значимого этапа, понимая его особенности и значение.
Как альпинисты тщательно готовятся к покорению каждого уровня горы, так и участники группы учатся распознавать специфику каждого этапа и подбирать оптимальные инструменты для работы на нём.
В процессе упражнения группа создает своеобразный путеводитель по ключевым этапам интервизии, отмечая важные моменты, потенциальные сложности и способы их преодоления.
Теоретическая основа
Упражнение базируется на теории поэтапного формирования профессиональных навыков и принципах структурированной рефлексии. Особое внимание уделяется пониманию специфики каждого этапа и его роли в общем процессе.
В основе лежит представление о том, что каждый этап интервизии имеет свои уникальные задачи и требует специфических компетенций от участников.
Этап | Ключевые задачи | Необходимые компетенции | Критерии успешности |
---|---|---|---|
Предъявление случая | Структурированное представление | Аналитическое мышление | Ясность изложения |
Исследование | Глубинный анализ | Системное видение | Качество гипотез |
Рекомендации | Практические выводы | Синтез решений | Применимость |
Цель упражнения
Упражнение направлено на развитие навыков прохождения ключевых этапов интервизии, формирование понимания их специфики и взаимосвязи, а также освоение инструментов работы на каждом этапе.
Реквизит
- Карточки с описанием этапов
- Чек-листы для каждого этапа
- Бланки наблюдения
- Маркерная доска для записи наблюдений
Порядок выполнения
Этап 1. Знакомство с этапами
Группа изучает особенности каждого ключевого этапа интервизии.
Этап 2. Распределение ролей
Участники получают роли для отслеживания различных аспектов каждого этапа.
Этап 3. Практика этапов
Группа последовательно проходит все этапы, работая с конкретным случаем.
Этап 4. Анализ прохождения
Обсуждение особенностей работы на каждом этапе.
Этап 5. Формулирование выводов
Группа создает рекомендации по эффективному прохождению этапов.
Время на этапы
- Знакомство: 15 минут
- Подготовка: 10 минут
- Практика: 50 минут
- Анализ: 20 минут
- Выводы: 15 минут
Размер группы
Оптимально: 6-9 человек
Ключевые моменты для участников
- Понимание специфики каждого этапа
- Внимание к переходам между этапами
- Соблюдение критериев качества
- Отслеживание групповой динамики
- Фиксация значимых наблюдений
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие этапы вызвали наибольшие трудности?
- Что помогало эффективно проходить этапы?
- Как улучшить качество работы на каждом этапе?
- Какие инструменты оказались наиболее полезными?
Примеры выполнения
Случай 1: Профессиональное выгорание
Предъявление: 15 минут — структурированное описание ситуации
Исследование: 25 минут — анализ факторов и динамики
Рекомендации: 20 минут — разработка стратегий профилактики
Интерпретация результатов
Оценивается качество прохождения каждого этапа, способность группы удерживать фокус работы и эффективность выработанных решений.
Когда применять
Упражнение полезно как для начинающих групп для освоения базовой структуры, так и для опытных групп для углубления понимания процесса. Противопоказаний нет.
Рекомендации для ведущего
- Четко обозначать границы этапов
- Помогать группе удерживать фокус
- Отслеживать качество переходов
- Поддерживать рабочую атмосферу
- Фасилитировать процесс рефлексии
Возможные модификации упражнений
- Использование видеозаписи для анализа
- Работа с параллельными процессами
- Введение дополнительных ролей наблюдателей
- Создание подробных протоколов этапов
- Применение техники «стоп-кадр»
1.7 Упражнение «Основные принципы»
Описание упражнения
В профессиональном мире интервизии принципы подобны звездам на небе — они направляют и помогают сориентироваться в сложных ситуациях. Это упражнение помогает участникам группы не только понять, но и прочувствовать основные принципы интервизорской работы.
Как компас указывает путь путешественнику, так и принципы интервизии помогают группе двигаться в верном направлении, сохраняя профессиональную этику и эффективность работы.
Через практическое освоение принципов участники учатся создавать и поддерживать пространство профессионального развития и взаимной поддержки.
Теоретическая основа
В основе упражнения лежит понимание фундаментальных принципов профессиональной этики и специфики интервизорской работы. Особое внимание уделяется интеграции этических принципов в практическую деятельность группы.
Теоретической базой служат исследования в области профессиональной этики, групповой динамики и принципов коллегиальной поддержки.
Принцип | Практическое проявление | Инструменты реализации | Критерии соблюдения |
---|---|---|---|
Конфиденциальность | Безопасное пространство | Групповой договор | Уровень доверия |
Коллегиальность | Равное участие | Ротация ролей | Вовлеченность |
Профессионализм | Качество обратной связи | Структурированный анализ | Глубина работы |
Цель упражнения
Упражнение направлено на освоение и интеграцию основных принципов интервизорской работы, развитие способности применять их в практической деятельности и формирование профессиональной культуры взаимодействия в группе.
Реквизит
- Карточки с описанием принципов
- Флипчарт для записи наблюдений
- Бланки для рефлексии
- Маркеры разных цветов
Порядок выполнения
Этап 1. Знакомство с принципами
Группа изучает и обсуждает основные принципы интервизии.
Этап 2. Выбор фокуса наблюдения
Участники распределяют между собой принципы для отслеживания.
Этап 3. Практическая работа
Группа работает со случаем, фокусируясь на соблюдении принципов.
Этап 4. Анализ соблюдения принципов
Обсуждение того, как проявлялись принципы в работе.
Этап 5. Формулирование рекомендаций
Создание практических рекомендаций по реализации принципов.
Время на этапы
- Знакомство: 20 минут
- Подготовка: 10 минут
- Практика: 45 минут
- Анализ: 20 минут
- Рекомендации: 15 минут
Размер группы
Оптимально: 5-8 человек
Ключевые моменты для участников
- Осознанное применение принципов
- Внимание к этическим аспектам
- Баланс теории и практики
- Рефлексия собственной позиции
- Развитие профессиональной чувствительности
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие принципы реализовывались наиболее успешно?
- Где возникали сложности в соблюдении принципов?
- Как принципы помогают в работе группы?
- Что нужно для лучшей реализации принципов?
Примеры выполнения
Случай 1: Этическая дилемма
Презентация: 15 минут — описание ситуации
Анализ принципов: 25 минут — исследование этических аспектов
Разработка решений: 20 минут — поиск этически обоснованных стратегий
Интерпретация результатов
Оценивается степень понимания и интеграции принципов, качество их применения в практической работе и способность группы поддерживать этические стандарты.
Когда применять
Упражнение особенно полезно на начальных этапах формирования группы, при появлении этических вопросов или необходимости укрепить профессиональную культуру. Не рекомендуется при высоком уровне конфликтности в группе.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживать этическую рефлексию
- Помогать в прояснении сложных моментов
- Моделировать применение принципов
- Фасилитировать групповое обсуждение
- Отслеживать соблюдение этических границ
Возможные модификации упражнений
- Работа с этическими дилеммами
- Создание кодекса группы
- Использование ролевых игр
- Анализ сложных случаев
- Разработка этических рекомендаций
1.8 Упражнение «Последовательность действий»
Описание упражнения
Представьте, что интервизорский процесс — это сложный танец, где каждое движение следует за предыдущим в четкой последовательности. Это упражнение помогает участникам освоить правильную последовательность действий, подобно тому, как танцоры разучивают сложную хореографию.
Как в симфонии каждый инструмент вступает в свое время, создавая гармоничное звучание, так и в интервизии каждое действие имеет свое оптимальное время и место в общем процессе.
В ходе упражнения участники учатся чувствовать ритм и логику процесса, понимая, какое действие должно следовать за каким для достижения максимальной эффективности работы.
Теоретическая основа
Упражнение основано на принципах процессуального подхода и теории поэтапного формирования действий. Особое внимание уделяется пониманию логических связей между различными элементами интервизорского процесса.
В основе лежит представление о том, что эффективность интервизии во многом зависит от правильной последовательности действий, где каждый шаг создает основу для следующего.
Действие | Предварительные условия | Ожидаемый результат | Индикаторы готовности |
---|---|---|---|
Настройка группы | Физическая готовность | Рабочее состояние | Включенность участников |
Презентация случая | Общий фокус внимания | Понимание контекста | Ясность картины |
Исследование | Сформированный запрос | Глубина анализа | Качество гипотез |
Цель упражнения
Упражнение направлено на освоение оптимальной последовательности действий в интервизорском процессе, развитие чувства ритма групповой работы и формирование навыков эффективного структурирования профессионального взаимодействия.
Реквизит
- Карточки с описанием действий
- Схема последовательности на флипчарте
- Таймер для отслеживания времени
- Бланки наблюдения за процессом
Порядок выполнения
Этап 1. Изучение последовательности
Группа знакомится с оптимальной последовательностью действий в интервизии.
Этап 2. Распределение фокусов внимания
Участники выбирают аспекты процесса для наблюдения.
Этап 3. Практическая работа
Группа проходит весь процесс, соблюдая последовательность.
Этап 4. Анализ выполнения
Обсуждение соблюдения последовательности и её эффективности.
Этап 5. Корректировка
Внесение необходимых изменений в понимание последовательности.
Время на этапы
- Изучение: 15 минут
- Подготовка: 10 минут
- Практика: 45 минут
- Анализ: 20 минут
- Корректировка: 10 минут
Размер группы
Оптимально: 6-8 человек
Ключевые моменты для участников
- Внимание к логике процесса
- Соблюдение последовательности
- Чувствительность к переходам
- Отслеживание готовности группы
- Поддержание рабочего ритма
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие переходы были наиболее сложными?
- Что помогало удерживать последовательность?
- Где возникала потребность в гибкости?
- Как улучшить плавность переходов?
Примеры выполнения
Случай 1: Работа с профессиональным запросом
Вход: 10 минут — создание контекста
Развертывание: 30 минут — последовательное исследование
Завершение: 20 минут — интеграция результатов
Интерпретация результатов
Оценивается способность группы соблюдать оптимальную последовательность действий, качество переходов между этапами и общая эффективность процесса.
Когда применять
Упражнение эффективно на начальных этапах формирования группы, при необходимости улучшить структурированность работы или обновить понимание процесса. Не рекомендуется при высокой спонтанности группы.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживать логику процесса
- Помогать в сложных переходах
- Отслеживать готовность группы
- Фасилитировать групповую динамику
- Обеспечивать баланс структуры и гибкости
Возможные модификации упражнений
- Использование метафорических карт
- Работа с видеозаписью процесса
- Создание визуальной схемы действий
- Применение техники «стоп-кадр»
- Анализ альтернативных последовательностей
1.9 Упражнение «Процессуальная схема»
Описание упражнения
Процесс интервизии можно сравнить с живой рекой, которая имеет свои притоки, повороты и глубины. Это упражнение помогает участникам увидеть и прочувствовать процессуальную схему интервизии, понять её динамику и закономерности.
Подобно тому, как картограф создает карту реки, отмечая все значимые элементы ландшафта, участники учатся видеть и фиксировать ключевые элементы процесса, их взаимосвязи и влияние на общее течение работы.
В ходе упражнения группа создает живую, динамичную схему процесса, которая становится навигационным инструментом для эффективной работы.
Теоретическая основа
Упражнение базируется на принципах процессуально-ориентированной психологии и системного подхода к анализу групповой динамики. Особое внимание уделяется пониманию взаимосвязей между различными элементами процесса.
В основе лежит представление о том, что процесс интервизии — это сложная, многоуровневая система, требующая целостного понимания для эффективной работы.
Элемент схемы | Характеристики процесса | Уровень анализа | Фокус внимания |
---|---|---|---|
Основное русло | Базовый процесс | Макроуровень | Общая динамика |
Притоки | Параллельные процессы | Мезоуровень | Взаимовлияния |
Глубины | Глубинные процессы | Микроуровень | Нюансы работы |
Цель упражнения
Упражнение направлено на развитие системного видения процесса интервизии, понимание его многоуровневой природы и формирование навыков работы с процессуальной схемой как инструментом профессиональной рефлексии.
Реквизит
- Большой лист бумаги для схемы
- Цветные маркеры разной толщины
- Стикеры для заметок
- Материалы для визуализации
Порядок выполнения
Этап 1. Подготовка пространства
Группа создает физическое пространство для работы со схемой.
Этап 2. Создание базовой схемы
Участники обозначают основные элементы процессуальной схемы.
Этап 3. Работа с кейсом
Группа использует схему для анализа реального случая.
Этап 4. Обогащение схемы
Добавление новых элементов и связей на основе опыта работы.
Этап 5. Интеграция
Обобщение опыта и создание финальной версии схемы.
Время на этапы
- Подготовка: 15 минут
- Создание схемы: 20 минут
- Практическая работа: 40 минут
- Доработка: 15 минут
- Интеграция: 10 минут
Размер группы
Оптимально: 6-9 человек
Ключевые моменты для участников
- Системное видение процесса
- Внимание к взаимосвязям
- Чувствительность к динамике
- Понимание уровней процесса
- Способность к визуализации
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие элементы схемы оказались наиболее важными?
- Где обнаружились неожиданные связи?
- Как схема помогает в понимании процесса?
- Что можно добавить или изменить?
Примеры выполнения
Случай 1: Анализ групповой динамики
Базовая схема: 15 минут — обозначение основных элементов
Практика: 30 минут — работа с реальным случаем
Обогащение: 20 минут — добавление новых элементов
Интерпретация результатов
Оценивается полнота и системность созданной схемы, её практическая применимость и способность группы использовать её как рабочий инструмент.
Когда применять
Упражнение эффективно для групп с опытом базовой работы, готовых к углублению понимания процесса. Не рекомендуется для начинающих групп без опыта базовой структуры интервизии.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживать системное мышление
- Помогать в визуализации процессов
- Фасилитировать групповое обсуждение
- Поддерживать баланс деталей и целого
- Способствовать творческому подходу
Возможные модификации упражнений
- Создание цифровой версии схемы
- Использование объемного моделирования
- Работа с метафорическими картами
- Добавление временной перспективы
- Создание интерактивной модели
1.10 Упражнение «Этапы процесса»
Описание упражнения
Интервизорский процесс можно сравнить с восхождением на гору, где каждый этап — это определенная высота, требующая своего подхода и подготовки. Это упражнение помогает участникам освоить особенности каждого этапа процесса и научиться эффективно проходить весь путь от подножия до вершины.
Как опытный альпинист тщательно готовится к каждому участку маршрута, так и участники группы учатся понимать специфику каждого этапа и подбирать оптимальные инструменты для работы.
В ходе упражнения группа создает глубокое понимание каждого этапа процесса, его задач и особенностей, что позволяет сделать восхождение к профессиональным высотам более осознанным и безопасным.
Теоретическая основа
Упражнение базируется на теории поэтапного развития групповых процессов и принципах структурированной профессиональной рефлексии. Особое внимание уделяется пониманию специфики каждого этапа и его роли в общем процессе.
В основе лежит представление о том, что каждый этап интервизии имеет свои уникальные задачи, требования и возможности для профессионального роста участников.
Этап процесса | Ключевые задачи | Необходимые условия | Показатели успешности |
---|---|---|---|
Подготовительный | Создание контекста | Безопасное пространство | Готовность группы |
Исследовательский | Глубинный анализ | Рабочий альянс | Качество гипотез |
Интеграционный | Синтез решений | Групповая синергия | Практическая ценность |
Цель упражнения
Упражнение направлено на развитие понимания специфики каждого этапа интервизорского процесса, освоение навыков работы на разных этапах и формирование способности эффективно проходить весь цикл профессиональной рефлексии.
Реквизит
- Карточки с описанием этапов
- Флипчарт для визуализации
- Бланки наблюдения
- Таймер для структурирования времени
Порядок выполнения
Этап 1. Знакомство со структурой
Изучение особенностей каждого этапа процесса.
Этап 2. Распределение ролей
Назначение наблюдателей за каждым этапом.
Этап 3. Практическая работа
Прохождение всех этапов с реальным случаем.
Этап 4. Анализ опыта
Обсуждение особенностей каждого этапа.
Этап 5. Интеграция выводов
Формулирование рекомендаций по работе на каждом этапе.
Время на этапы
- Знакомство: 15 минут
- Подготовка: 10 минут
- Практика: 45 минут
- Анализ: 20 минут
- Интеграция: 10 минут
Размер группы
Оптимально: 6-8 человек
Ключевые моменты для участников
- Понимание специфики этапов
- Внимание к переходам
- Чувствительность к групповым процессам
- Навыки наблюдения
- Способность к рефлексии
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие этапы оказались наиболее сложными?
- Что помогало в прохождении этапов?
- Как улучшить качество работы на каждом этапе?
- Какие инструменты были наиболее полезными?
Примеры выполнения
Случай 1: Профессиональная дилемма
Подготовка: 15 минут — создание контекста
Исследование: 30 минут — анализ ситуации
Интеграция: 20 минут — формулирование решений
Интерпретация результатов
Оценивается качество прохождения каждого этапа, способность группы удерживать фокус работы и эффективность выработанных решений.
Когда применять
Упражнение полезно как для начинающих групп для освоения структуры, так и для опытных групп для углубления понимания процесса. Не рекомендуется при высоком уровне усталости в группе.
Рекомендации для ведущего
- Поддерживать структуру процесса
- Помогать в сложных переходах
- Фасилитировать групповую динамику
- Отслеживать качество работы
- Способствовать рефлексии
Возможные модификации упражнений
- Использование видеозаписи
- Работа с параллельными процессами
- Введение дополнительных этапов
- Создание подробных протоколов
- Применение метафорических карт
Итоговая таблица упражнений главы 1
Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение |
---|---|---|
1.1 Алгоритм обсуждения | Структура и последовательность | 80 минут |
1.2 Базовые шаги | Основные элементы процесса | 100 минут |
1.3 Временная структура | Управление временем | 100 минут |
1.4 Движение процесса | Групповая динамика | 95 минут |
1.5 Карта интервизии | Системное видение | 100 минут |
1.6 Ключевые этапы | Структура этапов | 100 минут |
1.7 Основные принципы | Этические основы | 110 минут |
1.8 Последовательность действий | Логика процесса | 100 минут |
1.9 Процессуальная схема | Визуализация процесса | 100 минут |
1.10 Этапы процесса | Стадии развития | 100 минут |