Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
КПТ упражнения
- Глава 1. Анализ автоматических мыслей
- Глава 2. Анализ выгод и потерь
- Глава 3. Анализ дисфункциональных убеждений
- Глава 4. Анализ когнитивных искажений
- Глава 5. Анализ последствий
- Глава 6. Вертикальная стрелка
- Глава 7. Выявление промежуточных убеждений
- Глава 8. Градуированная экспозиция
- Глава 9. Декатастрофизация
- Глава 10. Заполнение пробелов в схемах
- Глава 11. Исследование доказательств
- Глава 12. Когнитивное концептуализирование
- Глава 13. Когнитивное реструктурирование
- Глава 14. Континуум убеждений
- Глава 15. Модификация базовых убеждений
- Глава 16. Обнаружение правил и предположений
- Глава 17. Определение когнитивных схем
- Глава 18. Осознание триггеров
- Глава 19. Переоценка убеждений
- Глава 20. Поведенческие эксперименты
- Глава 21. Поведенческое тестирование
- Глава 22. Проблемно-решающая терапия
- Глава 23. Проверка гипотез
- Глава 24. Протокол отчетности
- Глава 25. Рационально-эмотивная реконструкция
- Глава 26. Регистрация мыслей
- Глава 27. Ролевые игры в КПТ
- Глава 28. Сократический диалог
- Глава 29. Техника «за и против»
- Глава 30. Формулировка случая
Шаблоны КПТ
Глава 31. Автоматические мысли
Глава 32. Дисфункциональные убеждения
Глава 33. Когнитивные искажения
Глава 34. Метакогнитивные техники
Глава 35. Поведенческие эксперименты
Глава 36. Проблемно-ориентированные техники
Глава 37. Регуляция эмоций
Глава 38. Социальные взаимодействия
Глава 39. Тревожные состояния
Глава 40. Управление стрессом
Глава 41. Рабочая тетрадь по КПТ (бесплатная)
Глава 15. Модификация базовых убеждений
Оглавление
- Анализ происхождения убеждений
- Выявление ключевых схем
- Замена дисфункциональных схем
- Исследование альтернатив
- Поиск новых перспектив
- Построение адаптивных убеждений
- Проверка базовых установок
- Работа с глубинными схемами
- Трансформация убеждений
- Формирование новых схем
15.1 Упражнение «Анализ происхождения убеждений»
Описание упражнения
Упражнение направлено на исследование истоков формирования базовых убеждений через телесно-ориентированную практику. Участники исследуют связь между физическими ощущениями и глубинными установками, используя движение как инструмент самопознания.
Цель упражнения
— Осознание телесных проявлений базовых убеждений
— Определение источников формирования дисфункциональных схем
— Развитие навыков самонаблюдения
— Интеграция телесного и ментального опыта
Реквизит
- Просторное помещение
- Коврики для йоги или мягкое покрытие
- Спокойная медитативная музыка
- Бумага и ручки для записей
Размер группы
6-12 человек
Этап работы | Время | Действия участников |
---|---|---|
Разминка | 10 минут | Мягкие движения для разогрева тела |
Исследование ощущений | 15 минут | Сканирование тела в движении |
Работа с убеждением | 20 минут | Воплощение убеждения через движение |
Интеграция | 15 минут | Осознание и записи наблюдений |
Выполнение упражнения
- Подготовительный этап:
- Участники располагаются в пространстве на расстоянии вытянутых рук друг от друга
- Ведущий включает спокойную музыку
- Проводится короткая медитация для центрирования внимания
- Основной этап:
- Участники начинают медленно двигаться, следуя за ощущениями в теле
- Ведущий предлагает вспомнить одно из значимых базовых убеждений
- Исследование, как это убеждение отражается в теле
- Перевод ощущений в движение
- Наблюдение за изменениями в движении при трансформации убеждения
- Завершающий этап:
- Плавное завершение движения
- Фиксация опыта в письменной форме
- Обмен наблюдениями в группе
Обсуждение
Примерные вопросы для обсуждения:
- Какие телесные ощущения сопровождали работу с убеждением?
- Как менялось движение при трансформации убеждения?
- Какие инсайты появились в процессе работы?
- Что нового вы узнали о своем убеждении через движение?
Примеры выполнения
Пример 1: Участница работала с убеждением «Я должна быть идеальной». В начале движения наблюдалась скованность и механистичность. По мере исследования движения становились более плавными и свободными, что отражало трансформацию убеждения в «Я могу быть разной».
Пример 2: Участник исследовал убеждение «Мне нужно всё контролировать». Начальные движения были резкими и напряженными. В процессе работы появилась возможность «отпустить контроль», что выразилось в более расслабленных, спонтанных движениях.
Интерпретация результатов
Паттерн движения | Возможная интерпретация | Направление работы |
---|---|---|
Скованность, зажатость | Сильные ограничивающие убеждения | Работа с гибкостью установок |
Хаотичность движений | Неустойчивость убеждений | Поиск внутренней опоры |
Повторяющиеся паттерны | Фиксированные схемы мышления | Расширение поведенческого репертуара |
Когда применять
Упражнение особенно эффективно:
- На этапе исследования глубинных убеждений
- При работе с сопротивлением изменениям
- В ситуациях, когда вербальные методы малоэффективны
- Для усиления осознанности телесных проявлений убеждений
Противопоказания:
- Острые травмы опорно-двигательного аппарата
- Тяжелые психические состояния в острой фазе
- Выраженная склонность к диссоциации
Рекомендации для ведущего
- Создать безопасную, принимающую атмосферу
- Внимательно следить за состоянием участников
- Давать чёткие, но не директивные инструкции
- Поддерживать индивидуальный темп каждого участника
- Быть готовым к проявлению сильных эмоций
- Иметь опыт работы с телесно-ориентированными практиками
Возможные модификации
- Работа в парах: один участник движется, другой наблюдает и даёт обратную связь
- Использование предметов (ленты, мячи) для символического выражения убеждений
- Добавление звукового сопровождения к движению
- Создание групповой скульптуры убеждений
- Интеграция с техниками визуализации
15.2 Упражнение «Выявление ключевых схем через телесную метафору»
Описание упражнения
Это интегративное упражнение, объединяющее телесно-ориентированный подход с когнитивной терапией. Участники исследуют свои ключевые схемы через метафорические позы и движения, постепенно переходя от телесного осознавания к когнитивному пониманию своих базовых убеждений.
Цель упражнения
- Выявление неосознаваемых схем мышления через телесный опыт
- Развитие навыков соматического осознавания
- Интеграция телесного и ментального опыта
- Расширение репертуара способов самопознания
- Определение влияния схем на физическое состояние
Реквизит
- Просторное помещение с нескользким покрытием
- Коврики для йоги (по количеству участников)
- Мягкие подушки или болстеры
- Пледы для этапа расслабления
- Спокойная фоновая музыка
- Дневники и ручки для записей
- Таймер для отслеживания времени этапов
Размер группы
8-15 человек (оптимально), возможно проведение в мини-группах по 4-6 человек
Этап упражнения | Продолжительность | Основные задачи | Действия ведущего |
---|---|---|---|
Разогрев и центрирование | 15 минут | Подготовка тела и внимания | Проведение разминки, медитации |
Исследование телесных паттернов | 25 минут | Выявление привычных поз | Направление внимания, поддержка |
Работа с метафорами | 30 минут | Создание телесных метафор | Фасилитация процесса |
Интеграция опыта | 20 минут | Осмысление и фиксация | Организация обсуждения |
Подробное описание выполнения
- Подготовительный этап (15 минут):
- Участники распределяются в пространстве, обеспечивая комфортную дистанцию
- Выполняется плавная разминка всех суставов (5 минут):
- Круговые движения головой
- Раскрытие и закрытие плеч
- Скручивания позвоночника
- Круговые движения тазом
- Разминка коленей и голеностопов
- Проводится короткая медитация на дыхание (5 минут)
- Выполняется телесное сканирование (5 минут)
- Основной этап — Исследование телесных паттернов (25 минут):
- Участники начинают спонтанное движение, следуя за импульсами тела
- Ведущий предлагает исследовать:
- Привычные положения тела
- Зоны напряжения и расслабления
- Характер движений (резкие/плавные, большие/маленькие)
- Предпочитаемые направления движения
- Фиксация и исследование «значимых» поз
- Работа с метафорами (30 минут):
- Создание телесной метафоры для своего типичного способа реагирования
- Исследование позы через вопросы:
- Какое сообщение несет эта поза?
- Какие убеждения она выражает?
- Когда впервые появилась эта поза?
- Как она помогает/мешает в жизни?
- Трансформация позы:
- Постепенное изменение положения тела
- Поиск более ресурсного состояния
- Интеграция нового телесного опыта
- Интеграция опыта (20 минут):
- Индивидуальная работа с дневником (7 минут)
- Работа в парах — обмен опытом (7 минут)
- Групповое обсуждение (6 минут)
Вопросы для обсуждения
- Какие телесные паттерны вы обнаружили?
- Как эти паттерны связаны с вашими убеждениями?
- Какие метафоры возникали в процессе работы?
- Что изменилось в восприятии своих схем после телесного исследования?
- Какие новые возможности вы увидели через трансформацию поз?
Примеры выполнения
Пример 1:
Участница обнаружила, что часто держит плечи поднятыми и напряженными. В процессе исследования выявила связь с убеждением «Я должна быть готова к нападению». Через работу с метафорой «щита» пришла к более адаптивной позе «открытой силы».
Пример 2:
Участник заметил паттерн сутулости и «прячущейся» позы. Работая с метафорой «улитки», обнаружил связь с убеждением «Лучше быть незаметным». Трансформировал позу в «спокойное присутствие».
Интерпретация результатов
Телесный паттерн | Возможное убеждение | Направление трансформации |
---|---|---|
Высоко поднятые плечи | Мир опасен, нужно защищаться | Развитие гибкой силы |
Впалая грудь | Я недостоин/недостойна | Укрепление самоценности |
Жесткая спина | Нельзя показывать слабость | Баланс силы и мягкости |
Зажатый живот | Нельзя доверять чувствам | Развитие эмоциональной гибкости |
Когда применять
Оптимальные ситуации для применения:
- На этапе исследования глубинных убеждений
- При работе с сопротивлением изменениям
- Когда вербальные методы малоэффективны
- В периоды личностного кризиса
- При необходимости укрепления связи с телом
Противопоказания:
- Острые травмы опорно-двигательного аппарата
- Тяжелые психические состояния
- Выраженная алекситимия
- Период обострения хронических заболеваний
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную, принимающую атмосферу
- Внимательно отслеживать состояние участников
- Быть готовым к проявлению сильных эмоций
- Иметь личный опыт телесно-ориентированной работы
- Владеть навыками кризисной интервенции
- Уметь работать с групповой динамикой
- Обеспечивать индивидуальный подход к темпу работы
Возможные модификации упражнения
- Работа с предметами:
- Использование тканей для выражения схем
- Работа с весом (мячи, подушки)
- Создание скульптур из реквизита
- Парная работа:
- Зеркальное отражение поз
- Исследование контакта
- Совместное создание метафор
- Групповые варианты:
- Создание групповых скульптур
- Хоровод трансформации
- Круговая поддержка
15.3 Упражнение «Замена дисфункциональных схем через движение и ритм»
Описание упражнения
Данное упражнение представляет собой структурированную практику, использующую ритмические движения и танцевальные элементы для выявления и трансформации дисфункциональных схем мышления. Участники исследуют свои убеждения через различные качества движения, постепенно переходя от паттернов, отражающих негативные схемы, к более адаптивным формам самовыражения.
Цель упражнения
- Осознание телесных проявлений дисфункциональных схем
- Развитие новых поведенческих паттернов через движение
- Создание телесного опыта более адаптивных состояний
- Интеграция когнитивных изменений на соматическом уровне
- Расширение репертуара эмоционального самовыражения
Реквизит
- Просторное помещение с деревянным или другим подходящим для движения полом
- Музыкальное оборудование
- Подборка музыки разных ритмов и настроений:
- Медленные, медитативные композиции
- Ритмичные, энергичные треки
- Плавная, текучая музыка
- Динамичные, бодрые мелодии
- Шарфы или ленты для движения (по желанию)
- Маты или коврики для заземления
- Дневники и ручки для рефлексии
Размер группы
8-12 человек (оптимально для обеспечения достаточного пространства и внимания каждому участнику)
Фаза работы | Время | Тип музыки | Фокус внимания |
---|---|---|---|
Разогрев | 15 минут | Спокойная, ритмичная | Подготовка тела |
Исследование схем | 20 минут | Медленная, медитативная | Осознавание паттернов |
Трансформация | 25 минут | Динамичная, разнообразная | Поиск новых форм |
Интеграция | 20 минут | Гармоничная, плавная | Закрепление опыта |
Подробное описание выполнения
- Подготовительный этап (15 минут)
- Организация пространства:
- Проверка безопасности помещения
- Распределение участников в пространстве
- Настройка музыкального оборудования
- Разминка:
- Мягкая разминка суставов
- Растяжка основных групп мышц
- Активация центра тела
- Упражнения на баланс
- Организация пространства:
- Основной этап (65 минут)
- Исследование текущих схем (20 минут):
- Выявление привычных паттернов движения
- Осознание связи движений с убеждениями
- Исследование ограничивающих паттернов
- Трансформационная работа (25 минут):
- Экспериментирование с новыми качествами движения
- Поиск ресурсных состояний через движение
- Интеграция новых двигательных паттернов
- Закрепление опыта (20 минут):
- Танцевальная импровизация
- Работа с ритмом и пространством
- Взаимодействие в группе через движение
- Исследование текущих схем (20 минут):
Вопросы для обсуждения
- Какие телесные ощущения сопровождали работу со схемами?
- Как изменилось качество движения при трансформации убеждений?
- Какие новые возможности открылись через движение?
- Что помогало и что мешало в процессе трансформации?
- Какие инсайты появились во время практики?
Примеры выполнения
Пример 1:
Участница работала с убеждением «Я не имею права занимать пространство». Начальные движения были мелкими, сжатыми, близко к телу. Через исследование различных ритмов и направлений движения пришла к более свободному использованию пространства, что отразило трансформацию убеждения в «Я имею право быть здесь полностью».
Пример 2:
Участник исследовал схему «Я должен всегда быть сильным». Изначальные движения были резкими, напряженными, преимущественно прямолинейными. В процессе работы открыл для себя ценность плавных, текучих движений, что привело к формированию более гибкого убеждения «Я могу быть разным».
Интерпретация результатов
Тип движения | Возможная схема | Направление трансформации |
---|---|---|
Резкие, отрывистые | Жесткие требования к себе | Развитие гибкости и принятия |
Маленькие, сжатые | Неуверенность, страх | Расширение личных границ |
Механические, повторяющиеся | Ригидность мышления | Развитие спонтанности |
Хаотичные, несфокусированные | Отсутствие внутренней опоры | Формирование устойчивости |
Когда применять
Оптимальные ситуации для применения:
- При работе с глубинными убеждениями
- В ситуациях застревания в паттернах
- Для развития эмоциональной гибкости
- При необходимости телесной интеграции изменений
Противопоказания:
- Серьезные проблемы с координацией
- Острые травмы или заболевания опорно-двигательного аппарата
- Тяжелые психические состояния с нарушением реальности
- Сильная дезориентация или головокружение
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную, поддерживающую атмосферу
- Внимательно следить за физическим состоянием участников
- Предлагать альтернативные варианты движений
- Поддерживать индивидуальный темп каждого участника
- Быть готовым к проявлению сильных эмоций
- Иметь опыт работы с телесно-ориентированными практиками
- Уметь работать с групповой динамикой
Возможные модификации упражнения
- Работа с музыкальными стилями:
- Использование разных музыкальных направлений
- Работа с контрастными ритмами
- Создание индивидуальных плейлистов
- Включение дополнительных элементов:
- Работа с дыханием и голосом
- Использование предметов (ленты, мячи)
- Интеграция элементов визуализации
- Варианты групповой работы:
- Парные упражнения на отзеркаливание
- Групповые танцевальные композиции
- Круговые танцы с сменой ведущего
15.4 Упражнение «Исследование альтернатив через пространственные метафоры»
Описание упражнения
Упражнение основано на принципах пространственного моделирования убеждений, где каждая позиция в пространстве символизирует определенную точку зрения или убеждение. Участники физически перемещаются между различными позициями, исследуя альтернативные способы мышления и реагирования через телесный опыт.
Цель упражнения
- Расширение репертуара восприятия ситуаций
- Развитие гибкости мышления через телесный опыт
- Интеграция различных точек зрения
- Формирование новых нейронных связей через движение
- Усиление способности к смене перспектив
Реквизит
- Просторное помещение с возможностью свободного перемещения
- Маркеры для обозначения позиций на полу (например, цветной скотч)
- Карточки для записи убеждений
- Флипчарт или доска для фиксации инсайтов
- Стулья по количеству участников
- Бумага и ручки для записей
Размер группы
6-10 человек (оптимально для обеспечения индивидуального подхода и пространства для движения)
Этап работы | Время | Задачи | Инструменты |
---|---|---|---|
Подготовка пространства | 15 минут | Организация рабочих зон | Маркеры, карточки |
Выявление убеждений | 20 минут | Определение позиций | Бумага, ручки |
Исследование альтернатив | 30 минут | Смена перспектив | Пространственные метки |
Интеграция опыта | 25 минут | Обобщение открытий | Флипчарт, дневники |
Подробное описание выполнения
- Подготовительный этап (15 минут):
- Организация пространства:
- Обозначение 4-5 позиций на полу
- Расстановка стульев по периметру
- Подготовка материалов для записей
- Разминка:
- Упражнения на осознанное перемещение в пространстве
- Практика внимательного движения
- Развитие пространственной чувствительности
- Организация пространства:
- Основной этап (50 минут):
- Выявление базового убеждения (20 минут):
- Определение актуальной темы
- Формулировка текущего убеждения
- Размещение его в пространстве
- Исследование альтернативных позиций (30 минут):
- Поиск противоположной точки зрения
- Исследование промежуточных вариантов
- Интеграция различных перспектив
- Выявление базового убеждения (20 минут):
- Заключительный этап (25 минут):
- Индивидуальная рефлексия (10 минут)
- Групповое обсуждение (10 минут)
- Формулировка выводов (5 минут)
Примеры выполнения
Пример 1:
Участница работала с убеждением «Я должна всё делать идеально». В процессе пространственного исследования она обнаружила позиции «Я могу делать ошибки», «Я учусь на опыте» и «Я выбираю оптимальный уровень усилий». Интеграция этих перспектив привела к формированию более гибкого отношения к своей деятельности.
Пример 2:
Участник исследовал убеждение «Просить о помощи — значит быть слабым». Через пространственное моделирование он открыл позиции «Взаимопомощь укрепляет отношения», «Сила в признании своих потребностей» и «Умение просить помощь — признак эмоциональной зрелости».
Позиция в пространстве | Возможные убеждения | Телесные ощущения |
---|---|---|
Центр | Текущее базовое убеждение | Привычное состояние тела |
Противоположная сторона | Альтернативная точка зрения | Новые ощущения |
Промежуточные точки | Вариации и нюансы | Переходные состояния |
Мета-позиция | Интегративный взгляд | Состояние баланса |
Вопросы для обсуждения
- Какие физические ощущения возникали в разных позициях?
- Какая позиция ощущалась наиболее комфортной/дискомфортной?
- Какие новые перспективы открылись в процессе движения?
- Как изменилось восприятие исходного убеждения?
- Какие инсайты появились при интеграции разных точек зрения?
Интерпретация результатов
Паттерн перемещения | Значение | Рекомендации |
---|---|---|
Быстрые переходы | Поиск быстрых решений | Замедление, углубление исследования |
Застревание в позиции | Сильная фиксация на убеждении | Поощрение мягких сдвигов |
Избегание позиций | Сопротивление определенным взглядам | Постепенное исследование |
Плавные переходы | Гибкость в смене перспектив | Укрепление этого навыка |
Когда применять
Оптимальные ситуации для применения:
- При работе с ригидными убеждениями
- В ситуациях принятия решений
- При необходимости расширения перспективы
- Для развития эмпатии и понимания других точек зрения
Противопоказания:
- Сильное головокружение или проблемы с равновесием
- Острые состояния тревоги с дезориентацией
- Серьезные нарушения пространственного восприятия
- Острые психотические состояния
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную атмосферу для исследования
- Поддерживать индивидуальный темп участников
- Помогать в формулировке альтернативных позиций
- Обращать внимание на невербальные сигналы
- Фасилитировать процесс интеграции опыта
- Быть готовым к проявлению сильных эмоций
- Иметь опыт пространственного моделирования
Возможные модификации упражнения
- Работа с временной перспективой:
- Исследование убеждений в прошлом
- Проекция в будущее
- Интеграция временных аспектов
- Групповые варианты:
- Одновременное исследование разными участниками
- Обмен позициями и опытом
- Создание групповых конфигураций
- Дополнительные элементы:
- Использование звука и движения
- Работа с метафорическими образами
- Интеграция арт-терапевтических техник
15.5 Упражнение «Поиск новых перспектив через уровни движения»
Описание упражнения
Упражнение основано на работе с различными уровнями пространства (нижний, средний, верхний) для исследования и трансформации базовых убеждений. Участники исследуют свои убеждения через движение на разных уровнях, что позволяет получить новый телесный опыт и расширить восприятие ситуации.
Цель упражнения
- Развитие многомерного восприятия ситуаций
- Расширение поведенческого репертуара
- Интеграция различных уровней опыта
- Трансформация ограничивающих убеждений
- Усиление телесного осознавания
Реквизит
- Просторное помещение с нескользким полом
- Маты или коврики для работы на полу
- Мягкие подушки или болстеры
- Музыкальное оборудование
- Подборка музыки разного характера:
- Заземляющие композиции
- Энергичные треки
- Воздушная, легкая музыка
- Дневники и ручки для записей
Размер группы
6-12 человек (для обеспечения безопасного пространства и индивидуального внимания)
Уровень работы | Время | Фокус внимания | Тип движения |
---|---|---|---|
Нижний уровень | 20 минут | Заземление, основа | Плавные, текучие |
Средний уровень | 20 минут | Взаимодействие, контакт | Разнообразные, социальные |
Верхний уровень | 20 минут | Видение, перспектива | Легкие, воздушные |
Интеграция | 20 минут | Объединение опыта | Свободная импровизация |
Подробное описание выполнения
- Подготовительный этап (15 минут):
- Организация пространства:
- Распределение матов и подушек
- Проверка безопасности пространства
- Настройка музыкального сопровождения
- Разминка:
- Мягкая разминка суставов
- Упражнения на координацию
- Развитие осознанности движения
- Организация пространства:
- Основной этап (60 минут):
- Работа на нижнем уровне (20 минут):
- Исследование движений лежа и сидя
- Контакт с опорой
- Работа с базовыми убеждениями о безопасности
- Работа на среднем уровне (20 минут):
- Движения стоя на коленях и в полуприседе
- Исследование социальных взаимодействий
- Работа с убеждениями о взаимоотношениях
- Работа на верхнем уровне (20 минут):
- Движения стоя, прыжки, вытяжения
- Исследование целей и стремлений
- Работа с убеждениями о самореализации
- Работа на нижнем уровне (20 минут):
- Интеграционный этап (25 минут):
- Свободное исследование всех уровней (15 минут)
- Рефлексия и запись наблюдений (5 минут)
- Групповое обсуждение (5 минут)
Примеры выполнения
Пример 1:
Участница обнаружила, что на нижнем уровне чувствует себя неуверенно (убеждение «Мне не на что опереться»). Через последовательное исследование уровней и работу с опорой пришла к новому убеждению «У меня есть внутренняя и внешняя поддержка».
Пример 2:
Участник заметил сложности в движении на верхнем уровне (убеждение «Я не могу достичь большего»). Через интеграцию опыта разных уровней сформировал более адаптивное убеждение «Я могу расти постепенно, опираясь на свой фундамент».
Уровень движения | Типичные убеждения | Направление трансформации | Телесные проявления |
---|---|---|---|
Нижний | Безопасность, опора | Укрепление базового доверия | Стабильность, заземление |
Средний | Отношения, границы | Развитие гибкости контакта | Адаптивность, взаимодействие |
Верхний | Достижения, рост | Расширение возможностей | Легкость, экспансия |
Вопросы для обсуждения
- На каком уровне вы чувствовали себя наиболее комфортно/некомфортно?
- Какие убеждения проявились на разных уровнях?
- Как изменилось ваше восприятие ситуации после работы на всех уровнях?
- Какие новые возможности открылись через это исследование?
- Как опыт разных уровней может помочь в повседневной жизни?
Интерпретация результатов
Особенность движения | Возможное значение | Рекомендации |
---|---|---|
Избегание уровня | Непроработанная область опыта | Постепенное исследование |
Фиксация на уровне | Зона комфорта/защиты | Мягкое расширение диапазона |
Резкие переходы | Трудности интеграции | Развитие плавности переходов |
Гармоничное движение | Хорошая интеграция опыта | Укрепление навыка |
Когда применять
Оптимальные ситуации для применения:
- При работе с системными убеждениями
- В процессе личностного роста
- При поиске новых решений
- Для развития телесной осознанности
Противопоказания:
- Острые травмы опорно-двигательного аппарата
- Проблемы с вестибулярным аппаратом
- Серьезные нарушения координации
- Острые психические состояния
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивать безопасность при смене уровней
- Учитывать физические возможности участников
- Поддерживать индивидуальный темп исследования
- Помогать в вербализации телесного опыта
- Фасилитировать процесс интеграции
- Быть внимательным к признакам перегрузки
- Иметь опыт работы с разными уровнями движения
Возможные модификации упражнения
- Парная работа:
- Исследование уровней с поддержкой партнера
- Зеркальное движение на разных уровнях
- Контактная импровизация с сменой уровней
- Групповые варианты:
- Групповые композиции на разных уровнях
- Совместное исследование пространства
- Создание групповых скульптур
- Интеграция с другими техниками:
- Добавление голосового сопровождения
- Использование визуализаций
- Работа с дыханием на разных уровнях
15.6 Упражнение «Построение адаптивных убеждений через ритуал движения»
Описание упражнения
Упражнение направлено на создание и закрепление новых адаптивных убеждений через разработку индивидуального двигательного ритуала. Участники создают последовательность движений, которая символизирует процесс трансформации от ограничивающего к поддерживающему убеждению.
Цель упражнения
- Формирование новых нейронных связей через повторение движений
- Создание телесной опоры для новых убеждений
- Интеграция когнитивных и соматических изменений
- Развитие навыков саморегуляции
- Усиление самоподдержки через ритуализацию практики
Реквизит
- Просторное помещение со свободным пространством
- Коврики для упражнений
- Музыкальное оборудование
- Подборка музыки различного характера:
- Медитативные композиции
- Ритмичная музыка
- Вдохновляющие треки
- Карточки для записи убеждений
- Дневники для фиксации опыта
Размер группы
8-12 человек
Этап практики | Время | Содержание работы | Музыкальный фон |
---|---|---|---|
Разогрев | 15 минут | Подготовка тела | Спокойная, ритмичная |
Исследование | 25 минут | Поиск движений | Разнообразная |
Создание ритуала | 30 минут | Структурирование практики | Медитативная |
Интеграция | 20 минут | Закрепление опыта | Вдохновляющая |
Подробное описание выполнения
- Подготовительный этап (15 минут):
- Создание рабочего пространства:
- Расстановка ковриков
- Проверка музыкального оборудования
- Подготовка материалов для записей
- Разминка:
- Активация суставов
- Разогрев основных групп мышц
- Упражнения на осознанность
- Создание рабочего пространства:
- Основной этап (55 минут):
- Исследование текущего убеждения (25 минут):
- Определение ограничивающего убеждения
- Поиск его телесного выражения
- Исследование влияния на движение
- Создание ритуала трансформации (30 минут):
- Разработка последовательности движений
- Интеграция дыхания
- Добавление звука (по желанию)
- Исследование текущего убеждения (25 минут):
- Заключительный этап (20 минут):
- Практика созданного ритуала
- Фиксация опыта в дневнике
- Обсуждение в группе
Примеры выполнения
Пример 1:
Участница работала с убеждением «Я не заслуживаю пространства». Создала ритуал, начинающийся с маленьких движений близко к телу и постепенно расширяющийся до полного использования пространства, интегрируя новое убеждение «Я имею право занимать пространство полностью».
Пример 2:
Участник трансформировал убеждение «Я должен всегда быть сильным» через ритуал, включающий чередование сильных и мягких движений, завершающийся интеграцией качеств в убеждение «Я могу быть и сильным, и уязвимым».
Элемент ритуала | Символическое значение | Физическое воплощение |
---|---|---|
Начальная поза | Текущее состояние | Исходное положение тела |
Переходные движения | Процесс трансформации | Последовательность изменений |
Кульминация | Момент интеграции | Пиковое движение |
Завершающая поза | Новое убеждение | Финальное положение |
Вопросы для обсуждения
- Как ощущается созданный ритуал в теле?
- Какие эмоции возникают при его выполнении?
- Что помогает закрепить новое убеждение?
- Как можно интегрировать эту практику в повседневность?
- Какие элементы ритуала наиболее значимы?
Интерпретация результатов
Характеристика ритуала | Возможное значение | Рекомендации |
---|---|---|
Простые движения | Потребность в ясности | Поддержка базовых элементов |
Сложная хореография | Стремление к совершенству | Упрощение, принятие |
Повторяющиеся паттерны | Поиск стабильности | Исследование вариаций |
Спонтанные элементы | Открытость изменениям | Поддержка гибкости |
Когда применять
Оптимальные ситуации для применения:
- При работе с глубинными убеждениями
- В периоды трансформации
- Для укрепления новых паттернов
- При необходимости самоподдержки
Противопоказания:
- Острые физические травмы
- Тяжёлые психические состояния
- Сильное сопротивление телесной работе
- Период обострения хронических заболеваний
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную атмосферу для исследования
- Поддерживать творческий процесс
- Помогать в структурировании ритуала
- Учитывать физические ограничения участников
- Соблюдать баланс структуры и свободы
- Фасилитировать процесс интеграции
- Проявлять чуткость к эмоциональным реакциям
Возможные модификации упражнения
- Работа с голосом:
- Добавление звуковых элементов
- Интеграция аффирмаций
- Использование вокализации
- Парные варианты:
- Создание парных ритуалов
- Зеркальное выполнение
- Поддержка партнёра
- Групповые элементы:
- Коллективные ритуалы
- Круговые практики
- Обмен элементами ритуалов
15.7 Упражнение «Проверка базовых установок через контактную импровизацию»
Описание упражнения
Упражнение использует элементы контактной импровизации для исследования и проверки базовых установок о взаимодействии с другими людьми и миром. Через структурированное взаимодействие в парах участники получают непосредственный опыт проверки своих убеждений о доверии, границах и взаимоподдержке.
Цель упражнения
- Исследование базовых установок через телесный контакт
- Развитие навыков доверия и поддержки
- Проверка убеждений о безопасности и границах
- Формирование нового опыта взаимодействия
- Интеграция телесного и социального опыта
Реквизит
- Просторное помещение с мягким покрытием
- Маты или гимнастические коврики
- Музыкальное оборудование
- Подборка музыки:
- Медленные, медитативные композиции
- Плавная инструментальная музыка
- Ритмичные, но спокойные треки
- Мягкие подушки и болстеры
- Дневники для записей
Размер группы
8-16 человек (чётное количество для парной работы)
Этап работы | Время | Форма взаимодействия | Фокус внимания |
---|---|---|---|
Индивидуальная разминка | 15 минут | Самостоятельная работа | Подготовка тела |
Знакомство с контактом | 20 минут | Парные упражнения | Базовые навыки |
Глубокое исследование | 30 минут | Контактная импровизация | Проверка убеждений |
Завершение и интеграция | 25 минут | Групповая работа | Осмысление опыта |
Подробное описание выполнения
- Подготовительный этап (15 минут):
- Индивидуальная разминка:
- Разогрев суставов
- Растяжка основных групп мышц
- Упражнения на баланс
- Практики заземления
- Настройка на работу:
- Медитация на дыхании
- Сканирование тела
- Определение личных границ
- Индивидуальная разминка:
- Основной этап (50 минут):
- Базовые упражнения на контакт (20 минут):
- «Перетекание веса»
- «Следование и ведение»
- «Точки соприкосновения»
- «Поддержка и опора»
- Глубокое исследование (30 минут):
- Работа с весом партнёра
- Исследование доверия
- Проверка границ
- Практика взаимоподдержки
- Базовые упражнения на контакт (20 минут):
- Заключительный этап (25 минут):
- Индивидуальная интеграция (10 минут)
- Обсуждение в парах (5 минут)
- Групповая рефлексия (10 минут)
Примеры выполнения
Пример 1:
Участница с убеждением «Нельзя доверять другим» через постепенное исследование контакта и поддержки обнаружила возможность выборочного доверия и способность чувствовать, когда можно опереться на другого человека.
Пример 2:
Участник, работающий с убеждением «Я должен быть всегда сильным», через опыт получения поддержки пришёл к пониманию ценности взаимного обмена силой и слабостью в отношениях.
Паттерн взаимодействия | Возможное убеждение | Направление работы |
---|---|---|
Избегание контакта | Недоверие к людям | Постепенное построение доверия |
Чрезмерный контроль | Страх уязвимости | Развитие гибкости |
Размытые границы | Сложности с автономией | Укрепление личных границ |
Неустойчивость | Отсутствие внутренней опоры | Развитие самоподдержки |
Вопросы для обсуждения
- Какие убеждения о контакте проявились в работе?
- Что помогало и что мешало доверять партнёру?
- Как менялось ощущение границ в процессе работы?
- Какой новый опыт взаимодействия вы получили?
- Что удивило вас в процессе упражнения?
Интерпретация результатов
Особенность контакта | Значение | Рекомендации |
---|---|---|
Высокая осторожность | Потребность в безопасности | Постепенное расширение зоны комфорта |
Быстрое сближение | Размытые границы | Развитие осознанности в контакте |
Ригидность в движениях | Страх потери контроля | Работа с гибкостью реагирования |
Текучесть контакта | Развитое доверие | Укрепление этого навыка |
Когда применять
Оптимальные ситуации для применения:
- При работе с темами доверия и близости
- Для развития навыков взаимодействия
- В процессе исследования личных границ
- При формировании новых паттернов отношений
Противопоказания:
- Острая травма привязанности
- Сильная социальная тревожность
- Нарушения личных границ в анамнезе
- Острые физические травмы
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную атмосферу
- Внимательно следить за групповой динамикой
- Учитывать индивидуальные границы
- Быть готовым к сильным эмоциональным реакциям
- Иметь опыт работы с контактной импровизацией
- Обеспечивать возможность выхода из упражнения
- Поддерживать процесс рефлексии
Возможные модификации упражнения
- Вариации контакта:
- Работа через предмет (ткань, мяч)
- Контакт только определёнными частями тела
- Исследование разных качеств прикосновения
- Групповые форматы:
- Работа в малых группах
- Смена партнёров
- Групповые импровизации
- Дополнительные элементы:
- Включение голосового сопровождения
- Работа с образами
- Интеграция дыхательных практик
15.8 Упражнение «Работа с глубинными схемами через телесную скульптуру»
Описание упражнения
Данное упражнение объединяет элементы телесно-ориентированной терапии и работу с образами для исследования глубинных схем через создание и трансформацию телесных скульптур. Участники создают статичные позы, отражающие их глубинные убеждения, и постепенно трансформируют их в более адаптивные формы.
Цель упражнения
- Осознание телесных проявлений глубинных схем
- Развитие навыков символизации через тело
- Интеграция когнитивных и телесных изменений
- Создание нового телесного опыта
- Расширение репертуара самовыражения
Реквизит
- Просторное помещение с нескользким полом
- Маты или мягкие коврики
- Музыкальное оборудование
- Подборка музыки:
- Атмосферная, медитативная
- Мягкая инструментальная
- Вдохновляющие композиции
- Материалы для записей
- Мягкие подушки и опоры
Размер группы
6-12 человек
Этап работы | Время | Тип активности | Музыкальное сопровождение |
---|---|---|---|
Разогрев | 15 минут | Подготовка тела | Ритмичная, плавная |
Создание скульптуры | 25 минут | Поиск формы | Медитативная |
Трансформация | 30 минут | Изменение формы | Динамичная |
Интеграция | 20 минут | Закрепление опыта | Гармоничная |
Подробное описание выполнения
- Подготовительный этап (15 минут):
- Разогрев тела:
- Мягкая разминка суставов
- Активация мышечных цепей
- Развитие подвижности позвоночника
- Упражнения на баланс
- Настройка на работу:
- Центрирование внимания
- Сканирование тела
- Настройка на внутренние ощущения
- Разогрев тела:
- Основная часть (55 минут):
- Создание исходной скульптуры (25 минут):
- Выявление глубинной схемы
- Поиск телесного выражения
- Фиксация позы-скульптуры
- Исследование ощущений
- Процесс трансформации (30 минут):
- Постепенное изменение формы
- Поиск новых положений
- Интеграция ресурсных состояний
- Закрепление новой формы
- Создание исходной скульптуры (25 минут):
- Завершающий этап (20 минут):
- Фиксация опыта:
- Запись наблюдений
- Зарисовка скульптур
- Формулировка инсайтов
- Групповой шеринг:
- Обмен опытом
- Получение обратной связи
- Интеграция наблюдений
- Фиксация опыта:
Примеры выполнения
Пример 1:
Участница работала с убеждением «Я должна нести всё на своих плечах». Начальная скульптура отражала напряжённые, поднятые плечи и согнутую спину. Через процесс трансформации пришла к более сбалансированной позе с распределённым весом и открытой грудной клеткой, отражающей новое убеждение «Я могу разделять ответственность».
Пример 2:
Участник исследовал схему «Я должен быть начеку». Исходная скульптура показывала напряжённую, защитную позу. Через трансформацию достиг более расслабленного, но устойчивого положения, воплощающего убеждение «Я могу быть одновременно расслабленным и внимательным».
Тип скульптуры | Характерные черты | Возможное значение | Направление работы |
---|---|---|---|
Закрытая | Сжатая, защитная поза | Потребность в безопасности | Постепенное раскрытие |
Неустойчивая | Нестабильный баланс | Отсутствие внутренней опоры | Поиск устойчивости |
Асимметричная | Несбалансированное положение | Внутренний конфликт | Развитие баланса |
Статичная | Отсутствие гибкости | Ригидность убеждений | Исследование движения |
Вопросы для обсуждения
- Какие ощущения возникали в разных скульптурах?
- Что было наиболее сложным в процессе трансформации?
- Какие инсайты появились во время работы?
- Как изменилось восприятие убеждения через телесный опыт?
- Какие ресурсы обнаружились в процессе трансформации?
Интерпретация результатов
Особенность процесса | Значение | Рекомендации |
---|---|---|
Сложность в удержании формы | Нестабильность убеждений | Укрепление внутренней опоры |
Быстрая смена поз | Избегание глубокого контакта | Замедление процесса |
Застревание в форме | Сильная фиксация схемы | Постепенные микроизменения |
Плавная трансформация | Готовность к изменениям | Поддержка процесса |
Когда применять
Оптимальные ситуации для применения:
- При работе с глубинными убеждениями
- В процессе личностной трансформации
- Для развития телесного осознавания
- При поиске новых способов самовыражения
Противопоказания:
- Острые физические травмы
- Серьёзные проблемы с равновесием
- Тяжёлые психические состояния
- Период обострения хронических заболеваний
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную атмосферу
- Внимательно следить за физическим состоянием участников
- Поддерживать индивидуальный темп работы
- Помогать в вербализации телесного опыта
- Быть готовым к сильным эмоциональным реакциям
- Обеспечивать возможность отдыха
- Фасилитировать процесс интеграции
Возможные модификации упражнения
- Парная работа:
- Создание парных скульптур
- Работа с отзеркаливанием
- Поддержка в трансформации
- Групповые варианты:
- Создание групповых композиций
- Коллективная трансформация
- Работа с групповым полем
- Дополнительные элементы:
- Использование дыхания
- Добавление звука
- Работа с воображаемым пространством
15.9 Упражнение «Трансформация убеждений через архетипические движения»
Описание упражнения
Это упражнение основано на работе с архетипическими образами и их воплощением через движение для трансформации глубинных убеждений. Участники исследуют различные архетипические качества через последовательность структурированных движений, что позволяет расширить репертуар поведенческих стратегий и трансформировать ограничивающие убеждения.
Цель упражнения
- Расширение поведенческого репертуара через архетипические образы
- Интеграция новых качеств в самовосприятие
- Трансформация ограничивающих убеждений
- Развитие многомерного восприятия себя
- Усиление внутренних ресурсов
Реквизит
- Просторное помещение
- Коврики для упражнений
- Музыкальное оборудование
- Подборка музыки для разных архетипов:
- Сильная, энергичная музыка (для Воина)
- Мягкая, текучая музыка (для Мудреца)
- Игривая, лёгкая музыка (для Ребёнка)
- Глубокая, медитативная музыка (для Целителя)
- Карточки с описанием архетипов
- Дневники для записей
Размер группы
8-15 человек
Этап работы | Время | Архетип | Качества движения |
---|---|---|---|
Подготовка | 15 минут | — | Разминочные, центрирующие |
Воин | 20 минут | Сила, защита | Чёткие, направленные |
Мудрец | 20 минут | Созерцание, понимание | Медленные, осознанные |
Интеграция | 25 минут | Все аспекты | Свободные, спонтанные |
Подробное описание выполнения
- Подготовительный этап (15 минут):
- Разминка тела:
- Активация суставов
- Разогрев мышц
- Развитие подвижности
- Центрирование внимания
- Знакомство с архетипами:
- Краткое описание качеств
- Примеры проявлений
- Связь с убеждениями
- Разминка тела:
- Основной этап (60 минут):
- Работа с архетипом Воина (20 минут):
- Исследование силы и границ
- Практика уверенных движений
- Развитие решительности
- Трансформация страхов
- Работа с архетипом Мудреца (20 минут):
- Практика осознанности
- Развитие внутреннего видения
- Исследование баланса
- Интеграция опыта
- Интеграционная работа (20 минут):
- Объединение качеств
- Создание целостного образа
- Закрепление опыта
- Работа с архетипом Воина (20 минут):
- Завершающий этап (25 минут):
- Индивидуальная рефлексия (10 минут)
- Работа в малых группах (5 минут)
- Общий шеринг (10 минут)
Примеры выполнения
Пример 1:
Участница работала с убеждением «Я не могу постоять за себя». Через архетип Воина исследовала качества силы и защиты, что привело к формированию нового убеждения «Я могу защищать свои границы с достоинством».
Пример 2:
Участник исследовал убеждение «Нужно всегда быть сильным» через архетип Мудреца, что позволило интегрировать понимание «Истинная сила включает в себя способность быть мягким».
Архетип | Связанные убеждения | Трансформация через движение |
---|---|---|
Воин | Страх конфронтации | Развитие уверенности |
Мудрец | Недоверие интуиции | Углубление понимания |
Ребёнок | Запрет на радость | Освобождение спонтанности |
Целитель | Отрицание уязвимости | Принятие всех частей себя |
Вопросы для обсуждения
- Какой архетип оказался наиболее близким?
- Какие качества было сложнее всего воплотить?
- Как изменилось восприятие себя через разные архетипы?
- Какие новые ресурсы были обнаружены?
- Как можно интегрировать этот опыт в повседневную жизнь?
Интерпретация результатов
Особенность проявления | Значение | Рекомендации |
---|---|---|
Избегание архетипа | Сопротивление качествам | Постепенное исследование |
Чрезмерная идентификация | Компенсаторное поведение | Развитие баланса |
Сложности интеграции | Внутренний конфликт | Поиск синтеза |
Свободное воплощение | Доступность ресурса | Укрепление навыка |
Когда применять
Оптимальные ситуации для применения:
- При работе с самоидентичностью
- В процессе личностного роста
- Для развития новых качеств
- При трансформации глубинных убеждений
Противопоказания:
- Острые психотические состояния
- Тяжёлая депрессия
- Серьёзные физические ограничения
- Сильная дезориентация
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасное пространство для исследования
- Помогать в осознании и интеграции опыта
- Поддерживать индивидуальный темп работы
- Быть чутким к эмоциональным проявлениям
- Помогать в вербализации опыта
- Фасилитировать процесс интеграции
- Иметь личный опыт работы с архетипами
Возможные модификации упражнения
- Работа с дополнительными архетипами:
- Включение новых образов
- Создание персональных архетипов
- Работа с культурными архетипами
- Групповые форматы:
- Архетипические диалоги
- Групповые композиции
- Ритуальные практики
- Интеграция других техник:
- Использование голоса
- Работа с образами
- Элементы драматерапии
15.10 Упражнение «Формирование новых схем через интегративное движение»
Описание упражнения
Упражнение направлено на формирование новых когнитивных схем через комплексную работу с телом, движением и осознаванием. Участники исследуют возможности интеграции различных паттернов движения для создания более адаптивных способов мышления и реагирования.
Цель упражнения
- Создание новых нейронных связей через комплексное движение
- Интеграция различных аспектов опыта
- Формирование гибких поведенческих стратегий
- Развитие адаптивных схем реагирования
- Укрепление связи между телом и сознанием
Реквизит
- Просторное помещение с нескользким полом
- Маты или коврики для упражнений
- Музыкальное оборудование
- Разнообразная музыка:
- Ритмичные композиции
- Медитативные треки
- Динамичная музыка
- Спокойные мелодии
- Мягкие мячи разного размера
- Эластичные ленты
- Дневники для записей
Размер группы
8-14 человек
Этап работы | Время | Фокус внимания | Тип движения |
---|---|---|---|
Подготовка | 15 минут | Разогрев тела | Плавные, разминочные |
Исследование паттернов | 25 минут | Анализ привычек | Структурированные |
Интеграция | 30 минут | Объединение опыта | Комплексные |
Закрепление | 20 минут | Стабилизация | Повторяющиеся |
Подробное описание выполнения
- Подготовительный этап (15 минут):
- Разминка:
- Активация суставов и мышц
- Развитие координации
- Упражнения на баланс
- Дыхательные практики
- Настройка внимания:
- Медитация на движении
- Сканирование тела
- Центрирование
- Разминка:
- Основной этап (55 минут):
- Исследование текущих паттернов (25 минут):
- Анализ привычных движений
- Выявление ограничений
- Поиск ресурсных состояний
- Работа с качествами движения
- Интеграционная работа (30 минут):
- Объединение разных качеств движения
- Создание новых комбинаций
- Развитие пластичности
- Практика адаптивности
- Исследование текущих паттернов (25 минут):
- Завершающий этап (20 минут):
- Закрепление опыта:
- Повторение ключевых элементов
- Фиксация телесных ощущений
- Интеграция изменений
- Рефлексия и обсуждение:
- Индивидуальные наблюдения
- Групповой шеринг
- Планирование практики
- Закрепление опыта:
Примеры выполнения
Пример 1:
Участница работала над формированием схемы гибкого реагирования. Начала с исследования своих типичных реакций через движение, затем постепенно добавляла новые элементы и качества, создавая более адаптивный паттерн поведения.
Пример 2:
Участник исследовал формирование схемы баланса между активностью и отдыхом через чередование динамичных и спокойных движений, что привело к лучшему пониманию своих энергетических циклов.
Паттерн движения | Связанная схема | Направление интеграции |
---|---|---|
Резкие, механические | Контроль и напряжение | Развитие плавности |
Нерешительные, прерывистые | Неуверенность | Укрепление намерения |
Однообразные, повторяющиеся | Ригидность мышления | Расширение репертуара |
Гармоничные, разнообразные | Адаптивность | Закрепление гибкости |
Вопросы для обсуждения
- Какие новые возможности движения вы открыли?
- Как изменилось ваше восприятие привычных паттернов?
- Какие качества движения оказались наиболее ресурсными?
- Что помогало интегрировать новый опыт?
- Как можно применить полученный опыт в повседневной жизни?
Интерпретация результатов
Особенность интеграции | Значение | Рекомендации |
---|---|---|
Быстрое освоение | Готовность к изменениям | Поддержка процесса |
Сложности координации | Внутренние конфликты | Постепенное освоение |
Избирательное принятие | Частичная готовность | Работа с сопротивлением |
Творческая адаптация | Высокая пластичность | Развитие уникальности |
Когда применять
Оптимальные ситуации для применения:
- При формировании новых поведенческих стратегий
- В процессе личностной трансформации
- Для развития адаптивности
- При работе с ригидными паттернами
Противопоказания:
- Острые физические травмы
- Тяжелые психические состояния
- Серьезные проблемы с координацией
- Период обострения хронических заболеваний
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безопасного эксперимента
- Поддерживать индивидуальный темп освоения
- Помогать в осознании телесного опыта
- Фасилитировать процесс интеграции
- Быть внимательным к признакам перегрузки
- Предлагать альтернативные варианты движения
- Поощрять творческий подход
Возможные модификации упражнения
- Работа с предметами:
- Использование мячей
- Работа с лентами
- Применение других предметов
- Парные варианты:
- Зеркальное отражение
- Совместная импровизация
- Поддержка в движении
- Групповые форматы:
- Круговые практики
- Коллективная хореография
- Групповая синхронизация
Итоговая таблица упражнений главы 15: Модификация базовых убеждений
Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение | Основной метод |
---|---|---|---|
15.1 Анализ происхождения убеждений | Исследование истоков убеждений через телесный опыт | 60 минут | Телесно-ориентированная практика |
15.2 Выявление ключевых схем через телесную метафору | Работа с телесными метафорами убеждений | 90 минут | Метафорическое движение |
15.3 Замена дисфункциональных схем через движение и ритм | Трансформация схем через ритмическое движение | 80 минут | Ритмическая двигательная терапия |
15.4 Исследование альтернатив через пространственные метафоры | Работа с пространственным моделированием убеждений | 90 минут | Пространственное моделирование |
15.5 Поиск новых перспектив через уровни движения | Исследование разных уровней пространства и их связи с убеждениями | 80 минут | Многоуровневая двигательная работа |
15.6 Построение адаптивных убеждений через ритуал движения | Создание и практика двигательных ритуалов для закрепления новых убеждений | 90 минут | Ритуальная практика |
15.7 Проверка базовых установок через контактную импровизацию | Работа с контактом и взаимодействием для исследования убеждений | 90 минут | Контактная импровизация |
15.8 Работа с глубинными схемами через телесную скульптуру | Создание и трансформация телесных поз для работы с убеждениями | 90 минут | Телесная скульптура |
15.9 Трансформация убеждений через архетипические движения | Исследование и интеграция архетипических качеств через движение | 90 минут | Архетипическая работа |
15.10 Формирование новых схем через интегративное движение | Создание новых когнитивных схем через комплексную двигательную работу | 90 минут | Интегративное движение |