Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
КПТ упражнения
- Глава 1. Анализ автоматических мыслей
- Глава 2. Анализ выгод и потерь
- Глава 3. Анализ дисфункциональных убеждений
- Глава 4. Анализ когнитивных искажений
- Глава 5. Анализ последствий
- Глава 6. Вертикальная стрелка
- Глава 7. Выявление промежуточных убеждений
- Глава 8. Градуированная экспозиция
- Глава 9. Декатастрофизация
- Глава 10. Заполнение пробелов в схемах
- Глава 11. Исследование доказательств
- Глава 12. Когнитивное концептуализирование
- Глава 13. Когнитивное реструктурирование
- Глава 14. Континуум убеждений
- Глава 15. Модификация базовых убеждений
- Глава 16. Обнаружение правил и предположений
- Глава 17. Определение когнитивных схем
- Глава 18. Осознание триггеров
- Глава 19. Переоценка убеждений
- Глава 20. Поведенческие эксперименты
- Глава 21. Поведенческое тестирование
- Глава 22. Проблемно-решающая терапия
- Глава 23. Проверка гипотез
- Глава 24. Протокол отчетности
- Глава 25. Рационально-эмотивная реконструкция
- Глава 26. Регистрация мыслей
- Глава 27. Ролевые игры в КПТ
- Глава 28. Сократический диалог
- Глава 29. Техника «за и против»
- Глава 30. Формулировка случая
Шаблоны КПТ
Глава 14. Континуум убеждений
Оглавление
- Анализ крайностей
- Выявление промежуточных позиций
- Градация убеждений
- Исследование нюансов
- Поиск середины
- Построение спектра мнений
- Работа со шкалой
- Смягчение категоричности
- Создание континуума
- Шкалирование убеждений
14.1 Упражнение «Анализ крайностей»
Описание упражнения
Упражнение направлено на выявление и анализ крайних позиций в убеждениях человека. Участники учатся распознавать полярное мышление и находить более сбалансированные варианты восприятия ситуации.
Цель упражнения
Развитие навыков:
- Выявление дихотомического мышления
- Распознавание крайних позиций в своих убеждениях
- Формирование более гибкого мышления
- Развитие способности видеть промежуточные варианты
Реквизит
| Наименование | Количество | Назначение | 
|---|---|---|
| Бумага А4 | По 2 листа на участника | Для записи убеждений | 
| Ручки или карандаши | По 1 шт на участника | Для заполнения форм | 
| Флипчарт или доска | 1 шт | Для демонстрации примеров | 
Размер группы
От 4 до 12 человек
Поэтапное выполнение
- Участники располагаются в кругу или за столами
- Ведущий объясняет концепцию крайних убеждений и дихотомического мышления
- Каждый участник записывает на листе бумаги 3-4 своих жёстких убеждения
- Для каждого убеждения участник определяет его противоположность
- Участники анализируют, какие промежуточные варианты существуют между крайностями
- Группа обсуждает найденные варианты и делится опытом
Время на этапы
| Этап | Длительность | Действия ведущего | 
|---|---|---|
| Введение | 10 минут | Объяснение концепции и правил | 
| Индивидуальная работа | 15 минут | Наблюдение и помощь участникам | 
| Работа в парах | 20 минут | Модерация обсуждения | 
| Групповое обсуждение | 25 минут | Ведение дискуссии | 
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие крайности в мышлении вы обнаружили у себя?
- Как влияют крайние убеждения на вашу жизнь?
- Что помогает увидеть промежуточные варианты?
- Какие эмоции возникают при смягчении категоричных убеждений?
- Как можно применить полученные инсайты в повседневной жизни?
Примеры выполнения
| Крайность 1 | Промежуточные варианты | Крайность 2 | 
|---|---|---|
| Я всегда должен быть идеальным | Я стараюсь делать всё хорошо | Мне всё равно как я делаю работу | 
| Люди или хорошие, или плохие | У людей есть разные качества | Нет хороших и плохих людей | 
| Нужно контролировать всё | Можно планировать важные вещи | Пусть всё идёт своим чередом | 
Интерпретация результатов
При анализе результатов важно обратить внимание на:
- Количество найденных промежуточных вариантов
- Гибкость в поиске альтернатив
- Эмоциональную реакцию на смягчение убеждений
- Способность принять более мягкие формулировки
Когда применять, противопоказания
Упражнение рекомендуется применять:
- При работе с перфекционизмом
- В ситуациях принятия решений
- При склонности к категоричным суждениям
- В периоды стресса и неопределённости
Противопоказания:
- Острое кризисное состояние
- Выраженное депрессивное состояние
- Неготовность к изменениям
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную атмосферу для обсуждения
- Поощрять поиск разнообразных вариантов
- Избегать оценочных суждений
- Помогать участникам формулировать промежуточные варианты
- Фиксировать успешные находки группы
- Давать достаточно времени на размышление
Возможные модификации упражнения
| Вариант модификации | Особенности проведения | Целевой результат | 
|---|---|---|
| Работа с метафорами | Использование образов и аналогий | Лучшее понимание градаций | 
| Групповой коллаж | Визуализация промежуточных вариантов | Развитие образного мышления | 
| Ролевая игра | Проигрывание разных позиций | Практическое освоение гибкости | 
14.2 Упражнение «Выявление промежуточных позиций»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие навыка находить и осознавать промежуточные варианты между крайними позициями в своих убеждениях. Участники учатся выстраивать детальную градацию между противоположными точками зрения и находить более сбалансированные позиции в своём мышлении.
Цель упражнения
Развитие следующих навыков и способностей:
- Умение видеть множество оттенков между крайними позициями
- Развитие гибкости мышления
- Способность находить компромиссные решения
- Преодоление склонности к чёрно-белому мышлению
- Формирование более реалистичного взгляда на жизненные ситуации
- Развитие навыков анализа собственных убеждений
Реквизит
| Наименование | Количество | Назначение | 
|---|---|---|
| Рабочие листы со шкалой от 0 до 100 | По 3 шт на участника | Для отметок промежуточных позиций | 
| Цветные маркеры | 3-4 набора на группу | Для обозначения разных позиций | 
| Карточки для записей | 20-30 шт на участника | Для формулировки утверждений | 
| Магнитная доска | 1 шт | Для демонстрации примеров | 
| Магниты | 15-20 штук | Для крепления карточек | 
Размер группы
От 6 до 15 человек. При большем количестве участников рекомендуется разделить группу на подгруппы по 5-7 человек.
Поэтапное выполнение
- Подготовительный этап (15 минут):
- Ведущий объясняет концепцию промежуточных позиций
- Демонстрирует примеры на доске
- Раздаёт материалы участникам
- Отвечает на организационные вопросы
 
- Индивидуальная работа (20 минут):
- Каждый участник выбирает 2-3 своих категоричных убеждения
- Записывает их на карточках
- Определяет противоположные позиции
- Размещает их на концах шкалы
 
- Поиск промежуточных позиций (30 минут):
- Участники формулируют промежуточные утверждения
- Записывают их на карточках
- Располагают на шкале между крайними позициями
- Оценивают каждую позицию по степени приемлемости
 
- Работа в парах (25 минут):
- Участники объединяются в пары
- Обмениваются найденными позициями
- Помогают друг другу находить дополнительные варианты
- Обсуждают эмоциональную реакцию на разные позиции
 
- Групповое обсуждение (40 минут):
- Каждая пара представляет наиболее интересные находки
- Группа обсуждает сложности в поиске промежуточных позиций
- Участники делятся инсайтами
- Формулируются общие выводы
 
Время на этапы
| Этап работы | Время (минут) | Основные задачи | 
|---|---|---|
| Подготовка | 15 | Организация пространства и материалов | 
| Индивидуальная работа | 20 | Выявление личных убеждений | 
| Поиск позиций | 30 | Формулировка промежуточных вариантов | 
| Парная работа | 25 | Обмен опытом и взаимопомощь | 
| Групповое обсуждение | 40 | Подведение итогов и выводы | 
Обсуждение, актуальные вопросы
- Какие промежуточные позиции было найти легче всего/сложнее всего?
- Какие эмоции возникали при поиске промежуточных вариантов?
- Как менялось восприятие ситуации по мере нахождения новых позиций?
- Какие инсайты появились во время выполнения упражнения?
- Как найденные промежуточные позиции можно использовать в реальной жизни?
- Что помогало/мешало в поиске промежуточных вариантов?
Примеры выполнения
| Исходное убеждение | Промежуточные позиции | Противоположное убеждение | 
|---|---|---|
| Нужно всегда быть первым | Иногда стоит постараться быть в числе лучших | Место не имеет значения | 
| Все должны меня любить | Приятно, когда некоторые люди хорошо ко мне относятся | Никому не должно быть до меня дела | 
| Ошибки недопустимы | На ошибках можно учиться | Ошибки не имеют значения | 
Интерпретация результатов
При анализе результатов важно обращать внимание на следующие показатели:
- Количество найденных промежуточных позиций (чем больше, тем лучше развита гибкость мышления)
- Разнообразие формулировок (показывает широту взгляда на ситуацию)
- Эмоциональное отношение к разным позициям (помогает выявить зоны напряжения)
- Способность принимать разные точки зрения (показатель когнитивной гибкости)
- Реалистичность найденных промежуточных вариантов
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При работе с чёрно-белым мышлением
- В ситуациях конфликта убеждений
- При принятии сложных решений
- В процессе работы над перфекционизмом
- При подготовке к переговорам
Противопоказания:
- Острое кризисное состояние
- Высокий уровень тревоги
- Сильное сопротивление к изменениям
- Неготовность работать с убеждениями
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную атмосферу для исследования убеждений
- Поощрять творческий подход к поиску промежуточных позиций
- Помогать участникам формулировать более точные и конкретные утверждения
- Следить за эмоциональным состоянием участников
- Давать достаточно времени для размышлений
- Поддерживать участников в моменты затруднений
- Фиксировать успешные находки группы
- Помогать в обобщении опыта
Возможные модификации упражнения
| Вариант модификации | Особенности проведения | Ожидаемый результат | 
|---|---|---|
| Работа с метафорами | Использование образных сравнений | Более глубокое понимание градаций | 
| Визуализация позиций | Создание рисунков для каждой позиции | Лучшее осознание различий | 
| Групповой анализ | Коллективный поиск промежуточных вариантов | Расширение видения ситуации | 
| Ролевое проигрывание | Проживание разных позиций через роли | Эмоциональное принятие различий | 
14.3 Упражнение «Градация убеждений»
Описание упражнения
Упражнение предназначено для развития навыка градуированного мышления через разложение жёстких убеждений на различные уровни интенсивности. Участники учатся видеть тонкие различия в степени выраженности своих убеждений и находить более адаптивные варианты мышления.
Цель упражнения
Развитие следующих навыков и способностей:
- Умение различать степени выраженности убеждений
- Развитие способности к нюансированному мышлению
- Преодоление привычки к экстремальным оценкам
- Формирование более гибкого взгляда на ситуации
- Улучшение навыков самонаблюдения
- Развитие эмоциональной грамотности
Реквизит
| Наименование | Количество | Назначение | 
|---|---|---|
| Градационные шкалы | 5 шт на участника | Для оценки интенсивности убеждений | 
| Цветные стикеры | 3 набора разных цветов | Для маркировки разных уровней | 
| Рабочие тетради | 1 шт на участника | Для записи наблюдений | 
| Планшеты | 1 шт на участника | Для удобства записи | 
| Термометр эмоций | 1 шт на участника | Для измерения интенсивности | 
Размер группы
От 5 до 12 человек. Оптимальный размер — 8 человек для обеспечения качественной обратной связи.
Поэтапное выполнение
- Вводный этап (20 минут):
- Объяснение принципа градуированного мышления
- Демонстрация примеров градации на простых ситуациях
- Разбор структуры рабочей тетради
- Калибровка термометра эмоций
 
- Выявление убеждений (30 минут):
- Идентификация ключевых убеждений
- Запись их в рабочую тетрадь
- Первичная оценка интенсивности
- Определение эмоциональной окраски
 
- Создание градаций (45 минут):
- Разработка промежуточных формулировок
- Оценка каждой градации по шкале
- Исследование эмоциональных реакций
- Фиксация телесных ощущений
 
- Практика применения (35 минут):
- Подбор реальных ситуаций
- Применение градаций к ситуациям
- Отслеживание изменений в реакциях
- Корректировка формулировок
 
Время на этапы
| Этап работы | Время (минут) | Ключевые действия ведущего | 
|---|---|---|
| Введение | 20 | Объяснение и демонстрация | 
| Выявление | 30 | Поддержка и прояснение | 
| Градация | 45 | Помощь в формулировках | 
| Практика | 35 | Модерация и обратная связь | 
Обсуждение, актуальные вопросы
| Тема обсуждения | Ключевые вопросы | Фокус внимания | 
|---|---|---|
| Процесс градации | Что было самым сложным? | Препятствия и их преодоление | 
| Эмоциональный опыт | Какие чувства возникали? | Динамика эмоций | 
| Практическое применение | Где можно использовать? | Перенос в жизнь | 
| Личные открытия | Что нового узнали о себе? | Инсайты и осознания | 
Примеры выполнения
| Исходное убеждение | Градации | Интенсивность (%) | 
|---|---|---|
| Я должен быть лучшим | Я стараюсь делать хорошо | 80 | 
| Нельзя показывать слабость | Иногда можно быть уязвимым | 60 | 
| Всё должно быть идеально | Достаточно сделать качественно | 70 | 
Интерпретация результатов
При анализе результатов важно обращать внимание на:
- Количество созданных градаций (оптимально 5-7)
- Равномерность распределения по шкале
- Реалистичность промежуточных формулировок
- Эмоциональную реакцию на разные градации
- Способность применять градации в реальных ситуациях
- Изменение в телесных ощущениях при работе с разными градациями
Когда применять, противопоказания
Показания к применению:
- Работа с перфекционизмом
- Преодоление дихотомического мышления
- Снижение тревожности
- Развитие эмоциональной гибкости
- Подготовка к сложным жизненным изменениям
Противопоказания:
- Острое психотическое состояние
- Выраженное депрессивное расстройство
- Высокий уровень диссоциации
- Состояние острого стресса
Рекомендации для ведущего
- Тщательно готовить примеры градаций
- Учитывать индивидуальный темп участников
- Помогать в формулировании градаций
- Отслеживать эмоциональное состояние группы
- Поддерживать исследовательскую позицию
- Фиксировать успешные находки
- Обеспечивать безопасную атмосферу
- Давать развёрнутую обратную связь
Возможные модификации упражнения
| Модификация | Способ реализации | Особые условия | 
|---|---|---|
| Телесно-ориентированная | Включение движений | Просторное помещение | 
| Арт-терапевтическая | Рисование градаций | Материалы для творчества | 
| Групповая динамика | Совместное создание | Сплочённая группа | 
| Метафорическая | Работа с образами | Развитое образное мышление | 
14.4 Упражнение «Исследование нюансов»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие способности замечать и различать тонкие оттенки в своих убеждениях, эмоциях и поведенческих реакциях. Участники учатся исследовать различные аспекты своего мышления, находить скрытые допущения и выявлять неочевидные связи между мыслями, чувствами и поведением.
Цель упражнения
Развитие следующих навыков и способностей:
- Повышение осознанности в отношении своих мыслительных процессов
- Улучшение способности различать оттенки смыслов
- Развитие наблюдательности к деталям собственного опыта
- Формирование более тонкого понимания причинно-следственных связей
- Усиление способности к самоанализу
- Развитие метакогнитивных навыков
Реквизит
| Наименование | Количество | Назначение | 
|---|---|---|
| Дневники наблюдений | 1 шт на участника | Для записи нюансов | 
| Карточки с ситуациями | 20 шт на группу | Для анализа различных контекстов | 
| Цветовая палитра эмоций | 1 шт на участника | Для обозначения оттенков чувств | 
| Набор метафорических карт | 2-3 набора на группу | Для работы с образами | 
| Лупы | 5-6 шт на группу | Для метафорического усиления внимания к деталям | 
Размер группы
От 4 до 10 человек. При большем количестве участников рекомендуется разделение на подгруппы.
Поэтапное выполнение
- Подготовительный этап (25 минут):
- Введение в концепцию нюансированного восприятия
- Демонстрация примеров различных оттенков смысла
- Знакомство с инструментами наблюдения
- Настройка на внимательное исследование
 
- Исследование ситуаций (40 минут):
- Выбор ситуаций для анализа
- Детальное описание контекста
- Выявление неочевидных аспектов
- Фиксация находок в дневнике
 
- Работа с оттенками (35 минут):
- Определение базовых эмоций и мыслей
- Поиск тонких различий
- Использование метафорических карт
- Отслеживание телесных сигналов
 
- Анализ взаимосвязей (30 минут):
- Построение связей между находками
- Выявление паттернов
- Поиск скрытых влияний
- Формулирование выводов
 
Время на этапы
| Этап работы | Время (минут) | Основные задачи ведущего | 
|---|---|---|
| Подготовка | 25 | Создание внимательной атмосферы | 
| Исследование | 40 | Направление внимания на детали | 
| Работа с оттенками | 35 | Помощь в различении нюансов | 
| Анализ | 30 | Поддержка в обобщении опыта | 
Обсуждение, актуальные вопросы
| Область исследования | Ключевые вопросы | На что обратить внимание | 
|---|---|---|
| Эмоциональные нюансы | Какие оттенки чувств заметили? | Тонкости эмоциональных реакций | 
| Когнитивные аспекты | Какие мысли скрываются за очевидными? | Глубинные убеждения | 
| Телесные сигналы | Что происходит в теле при разных мыслях? | Соматические маркеры | 
| Поведенческие паттерны | Какие реакции проявляются неявно? | Автоматические действия | 
Примеры выполнения
| Ситуация | Обнаруженные нюансы | Новое понимание | 
|---|---|---|
| Публичное выступление | Разные виды волнения | Не все волнение вредно | 
| Конфликт с коллегой | Оттенки раздражения | Есть конструктивное недовольство | 
| Принятие решения | Градации сомнений | Сомнения могут быть полезны | 
Интерпретация результатов
При анализе результатов следует обращать внимание на:
- Глубину проработки деталей
- Способность различать тонкие оттенки
- Качество связей между находками
- Уровень осознанности наблюдений
- Практическую применимость открытий
- Изменения в восприятии ситуаций
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При работе с эмоциональной осознанностью
- В ситуациях принятия сложных решений
- При исследовании личных границ
- В процессе развития эмпатии
- При работе с творческими задачами
Противопоказания:
- Состояние острого стресса
- Выраженная тревожность
- Склонность к чрезмерному анализу
- Эмоциональное истощение
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу спокойного исследования
- Поддерживать индивидуальный темп каждого участника
- Помогать в формулировании наблюдений
- Обращать внимание на признаки перенапряжения
- Поощрять разнообразие в находках
- Помогать в интеграции опыта
- Следить за балансом глубины и безопасности
Возможные модификации упражнения
| Тип модификации | Особенности проведения | Дополнительные материалы | 
|---|---|---|
| Художественная | Использование красок и цветов | Наборы для рисования | 
| Музыкальная | Работа со звуками и ритмами | Музыкальные инструменты | 
| Двигательная | Исследование через движение | Пространство для движения | 
| Письменная | Ведение подробного дневника | Специальные бланки | 
14.5 Упражнение «Поиск середины»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие способности находить сбалансированную позицию между крайностями в мышлении и поведении. Участники учатся определять оптимальную «золотую середину» в различных жизненных ситуациях, развивая более гибкий и адаптивный подход к решению проблем.
Цель упражнения
Развитие следующих навыков и способностей:
- Умение находить баланс в противоречивых ситуациях
- Развитие способности к компромиссу
- Формирование навыка взвешенного принятия решений
- Преодоление склонности к крайностям
- Улучшение способности к интеграции противоположностей
- Развитие диалектического мышления
Реквизит
| Наименование | Количество | Назначение | 
|---|---|---|
| Весы-балансир | 1 шт на пару участников | Для визуализации баланса | 
| Карточки для записей | 30 шт на участника | Для фиксации позиций | 
| Маятники на подставках | 1 шт на пару | Для демонстрации колебаний | 
| Рабочие листы «Поиск баланса» | 5 шт на участника | Для письменных упражнений | 
| Цветные маркеры | 1 набор на участника | Для выделения разных аспектов | 
Размер группы
От 6 до 16 человек (чётное количество для работы в парах)
Поэтапное выполнение
- Подготовительный этап (20 минут):
- Объяснение концепции «золотой середины»
- Демонстрация работы с весами-балансиром
- Распределение материалов
- Формирование пар для работы
 
- Выявление крайностей (30 минут):
- Определение личных дилемм
- Запись противоположных позиций
- Анализ плюсов и минусов каждой крайности
- Работа с маятником для визуализации
 
- Поиск баланса (45 минут):
- Исследование промежуточных позиций
- Эксперименты с весами-балансиром
- Формулировка сбалансированных утверждений
- Проверка их реалистичности
 
- Практическое применение (35 минут):
- Моделирование реальных ситуаций
- Отработка найденных решений
- Получение обратной связи
- Коррекция формулировок
 
Время на этапы
| Этап работы | Время (минут) | Задачи ведущего | 
|---|---|---|
| Подготовка | 20 | Создание рабочей атмосферы | 
| Выявление | 30 | Помощь в определении крайностей | 
| Балансировка | 45 | Поддержка в поиске середины | 
| Практика | 35 | Модерация упражнений | 
Обсуждение, актуальные вопросы
| Тема обсуждения | Ключевые вопросы | Фокус внимания | 
|---|---|---|
| Процесс поиска | Как определяли баланс? | Критерии выбора середины | 
| Сложности | Что мешало найти баланс? | Препятствия и их преодоление | 
| Применимость | Где можно использовать? | Практические ситуации | 
| Эффективность | Что помогало в поиске? | Полезные стратегии | 
Примеры выполнения
| Крайность 1 | Найденная середина | Крайность 2 | 
|---|---|---|
| Работать без отдыха | Чередовать работу и отдых | Только отдыхать | 
| Полный контроль | Разумное планирование | Полная спонтанность | 
| Всегда соглашаться | Выборочное согласие | Всегда отказывать | 
Интерпретация результатов
При анализе результатов важно обращать внимание на:
- Способность находить работающие компромиссы
- Реалистичность найденных решений
- Гибкость в подходе к поиску баланса
- Практическую применимость найденных вариантов
- Эмоциональную реакцию на сбалансированные решения
- Устойчивость найденного баланса
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При работе с конфликтами
- В ситуациях выбора
- При планировании изменений
- В процессе принятия решений
- При работе с противоречивыми целями
Противопоказания:
- Ситуации, требующие однозначного выбора
- Кризисные состояния
- Высокий уровень стресса
- Состояние эмоционального истощения
Рекомендации для ведущего
- Поддерживать исследовательский подход
- Помогать в формулировке сбалансированных решений
- Отслеживать реалистичность предложений
- Обеспечивать безопасную атмосферу
- Поощрять творческий подход
- Помогать в проверке найденных решений
- Фасилитировать групповое обсуждение
Возможные модификации упражнения
| Вариант | Особенности проведения | Необходимые условия | 
|---|---|---|
| Пространственная | Физическое перемещение между позициями | Большое помещение | 
| Метафорическая | Работа с образами и символами | Набор метафорических карт | 
| Групповая | Коллективный поиск баланса | Сплочённая группа | 
| Творческая | Создание коллажей равновесия | Материалы для творчества | 
14.6 Упражнение «Построение спектра мнений»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие способности видеть разнообразие точек зрения по определённому вопросу и выстраивать их в непрерывный спектр мнений. Участники учатся распознавать различные позиции, понимать их обоснованность и находить связи между разными взглядами.
Цель упражнения
Развитие следующих навыков и способностей:
- Расширение восприятия различных точек зрения
- Развитие толерантности к неоднозначности
- Формирование навыка систематизации мнений
- Улучшение понимания многогранности явлений
- Развитие эмпатии к различным позициям
- Преодоление поляризованного мышления
Реквизит
| Наименование | Количество | Назначение | 
|---|---|---|
| Магнитная доска-спектр | 1 шт | Для визуализации спектра мнений | 
| Цветные магниты | 50 шт | Для обозначения позиций | 
| Карточки для записи мнений | 100 шт | Для фиксации разных позиций | 
| Цветовой градиент | 1 шт на пару | Для метафорической работы | 
| Рабочие тетради | 1 шт на участника | Для записи наблюдений | 
Размер группы
От 8 до 20 человек. Оптимально — 12-15 участников для обеспечения разнообразия мнений.
Поэтапное выполнение
- Подготовительный этап (25 минут):
- Объяснение концепции спектра мнений
- Демонстрация примера построения спектра
- Выбор темы для обсуждения
- Подготовка рабочего пространства
 
- Сбор мнений (35 минут):
- Индивидуальная запись своих позиций
- Обмен мнениями в малых группах
- Фиксация всех высказанных точек зрения
- Первичная группировка похожих мнений
 
- Построение спектра (40 минут):
- Определение крайних позиций
- Размещение промежуточных мнений
- Выявление взаимосвязей
- Проверка целостности спектра
 
- Анализ и обсуждение (30 минут):
- Исследование получившегося спектра
- Поиск закономерностей
- Выявление пробелов
- Формулирование выводов
 
Время на этапы
| Этап работы | Время (минут) | Действия ведущего | 
|---|---|---|
| Подготовка | 25 | Организация процесса | 
| Сбор мнений | 35 | Фасилитация обсуждения | 
| Построение | 40 | Помощь в систематизации | 
| Анализ | 30 | Модерация обсуждения | 
Обсуждение, актуальные вопросы
| Тема анализа | Вопросы для обсуждения | Цель исследования | 
|---|---|---|
| Разнообразие | Насколько широк спектр? | Оценка полноты охвата | 
| Связность | Как связаны позиции? | Понимание переходов | 
| Пробелы | Чего не хватает? | Поиск неучтённого | 
| Инсайты | Что нового открылось? | Фиксация открытий | 
Примеры выполнения
| Тема | Спектр мнений | Ключевые наблюдения | 
|---|---|---|
| Правила жизни | От жёстких до гибких | Зависимость от контекста | 
| Отношение к риску | От избегания до поиска | Влияние опыта | 
| Планирование | От детального до спонтанного | Баланс контроля | 
Интерпретация результатов
При анализе результатов важно обращать внимание на:
- Полноту представленного спектра мнений
- Равномерность распределения позиций
- Наличие и характер взаимосвязей
- Степень детализации различий
- Способность группы видеть нюансы
- Качество аргументации позиций
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При работе с конфликтами мнений
- В процессе принятия групповых решений
- При обсуждении сложных тем
- Для развития толерантности
- В образовательных целях
Противопоказания:
- Высокий уровень конфликтности в группе
- Сильная поляризация мнений
- Отсутствие базового доверия
- Временные ограничения
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную атмосферу для высказываний
- Поощрять разнообразие мнений
- Помогать в формулировке позиций
- Следить за корректностью обсуждения
- Поддерживать исследовательский подход
- Фиксировать важные наблюдения
- Способствовать конструктивному диалогу
Возможные модификации упражнения
| Вариация | Описание | Особые условия | 
|---|---|---|
| Пространственная | Расположение участников в пространстве | Большое помещение | 
| Визуальная | Создание коллажа мнений | Материалы для творчества | 
| Дискуссионная | Активное обсуждение позиций | Навыки модерации | 
| Цифровая | Использование онлайн-инструментов | Техническое оснащение | 
14.7 Упражнение «Работа со шкалой»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие навыка количественной оценки убеждений и эмоциональных состояний с помощью числовых шкал. Участники учатся измерять интенсивность своих мыслей и чувств, отслеживать их динамику и находить способы регулирования.
Цель упражнения
Развитие следующих навыков и способностей:
- Умение оценивать интенсивность убеждений
- Развитие способности к самонаблюдению
- Формирование навыков количественной оценки качественных параметров
- Улучшение осознанности в отношении своих состояний
- Развитие способности к саморегуляции
- Повышение точности самооценки
Реквизит
| Наименование | Количество | Назначение | 
|---|---|---|
| Шкалы самооценки | 5 шт на участника | Для измерения состояний | 
| Графики динамики | 3 шт на участника | Для отслеживания изменений | 
| Линейки-измерители | 1 шт на участника | Для визуальной оценки | 
| Дневники наблюдений | 1 шт на участника | Для записи результатов | 
| Цветные маркеры | 1 набор на участника | Для отметок на шкалах | 
Размер группы
От 5 до 15 человек. При большем количестве участников рекомендуется разделение на подгруппы.
Поэтапное выполнение
- Подготовительный этап (20 минут):
- Знакомство с принципами шкалирования
- Калибровка индивидуальных шкал
- Определение критериев оценки
- Подготовка материалов для работы
 
- Базовая оценка (30 минут):
- Выбор убеждений для работы
- Первичная оценка по шкалам
- Запись базовых показателей
- Обсуждение в парах
 
- Работа с динамикой (40 минут):
- Отслеживание изменений во времени
- Построение графиков динамики
- Анализ факторов влияния
- Поиск закономерностей
 
- Практика регуляции (35 минут):
- Эксперименты с изменением интенсивности
- Проверка эффективности методов
- Фиксация результатов
- Обмен опытом
 
Время на этапы
| Этап работы | Время (минут) | Основные задачи | 
|---|---|---|
| Подготовка | 20 | Освоение метода | 
| Базовая оценка | 30 | Первичные измерения | 
| Динамика | 40 | Отслеживание изменений | 
| Регуляция | 35 | Практика управления | 
Обсуждение, актуальные вопросы
| Область анализа | Вопросы для обсуждения | Ожидаемые результаты | 
|---|---|---|
| Точность оценки | Насколько надежны измерения? | Уверенность в методе | 
| Факторы влияния | Что влияет на показатели? | Понимание причин | 
| Методы регуляции | Как менять интенсивность? | Освоение техник | 
| Практическое применение | Где использовать навык? | План внедрения | 
Примеры выполнения
| Убеждение | Начальная оценка | После работы | 
|---|---|---|
| Я должен быть идеальным | 90% | 70% | 
| Нельзя ошибаться | 85% | 65% | 
| Все должны меня любить | 95% | 75% | 
Интерпретация результатов
При анализе результатов важно обращать внимание на:
- Стабильность оценок во времени
- Чувствительность к изменениям
- Согласованность разных измерений
- Способность к осознанной регуляции
- Реалистичность самооценки
- Динамику изменений в процессе работы
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При работе с тревожностью
- Для развития самоосознанности
- В процессе изменения убеждений
- При обучении саморегуляции
- Для мониторинга прогресса
Противопоказания:
- Острое кризисное состояние
- Выраженная алекситимия
- Нарушения восприятия реальности
- Сильное сопротивление измерениям
Рекомендации для ведущего
- Помогать в калибровке шкал
- Проверять понимание метода
- Поддерживать регулярность измерений
- Обсуждать сложности в оценке
- Давать обратную связь
- Помогать в интерпретации
- Отслеживать точность самонаблюдения
Возможные модификации упражнения
| Вариант | Особенности | Требования | 
|---|---|---|
| Визуальная шкала | Использование цветов и форм | Художественные материалы | 
| Телесная шкала | Оценка через движение | Свободное пространство | 
| Цифровой трекинг | Использование приложений | Технические средства | 
| Групповая оценка | Коллективное измерение | Согласованность группы | 
14.8 Упражнение «Смягчение категоричности»
Описание упражнения
Упражнение направлено на преодоление жёсткого, категоричного мышления через практику формулирования более мягких, гибких утверждений. Участники учатся трансформировать абсолютистские суждения в более реалистичные и адаптивные формы мышления.
Цель упражнения
Развитие следующих навыков и способностей:
- Снижение ригидности мышления
- Формирование более гибких формулировок
- Развитие способности видеть исключения
- Улучшение навыков вербализации
- Повышение психологической гибкости
- Развитие толерантности к неопределённости
Реквизит
| Наименование | Количество | Назначение | 
|---|---|---|
| Карточки для записей | 30 шт на участника | Для фиксации утверждений | 
| Маркеры разных цветов | 1 набор на участника | Для выделения изменений | 
| Списки смягчающих слов | 1 шт на участника | Для помощи в формулировках | 
| Рабочие тетради | 1 шт на участника | Для записи наблюдений | 
| Таблицы трансформации | 3 шт на участника | Для отслеживания изменений | 
Размер группы
От 6 до 12 человек. При большем количестве рекомендуется разделение на подгруппы по 6-8 человек.
Поэтапное выполнение
- Подготовительный этап (25 минут):
- Объяснение принципов смягчения категоричности
- Знакомство со списком смягчающих слов
- Демонстрация примеров трансформации
- Обсуждение критериев гибкости
 
- Выявление категоричных утверждений (30 минут):
- Поиск личных жёстких убеждений
- Запись их на карточки
- Оценка степени категоричности
- Выбор приоритетных для работы
 
- Трансформация утверждений (45 минут):
- Поиск исключений из правил
- Добавление условий и оговорок
- Использование смягчающих слов
- Проверка реалистичности
 
- Практика применения (30 минут):
- Отработка новых формулировок
- Проверка в разных ситуациях
- Получение обратной связи
- Корректировка при необходимости
 
Время на этапы
| Этап работы | Время (минут) | Задачи ведущего | 
|---|---|---|
| Подготовка | 25 | Объяснение метода | 
| Выявление | 30 | Помощь в осознании | 
| Трансформация | 45 | Поддержка в изменениях | 
| Практика | 30 | Закрепление навыка | 
Обсуждение, актуальные вопросы
| Тема обсуждения | Ключевые вопросы | Фокус внимания | 
|---|---|---|
| Сложности | Что труднее всего смягчить? | Препятствия в работе | 
| Эффективность | Какие формулировки работают? | Успешные стратегии | 
| Эмоции | Как меняются чувства? | Эмоциональный отклик | 
| Применение | Где можно использовать? | Практические ситуации | 
Примеры выполнения
| Исходное утверждение | Смягченная версия | Эффект изменения | 
|---|---|---|
| Я всегда должен быть прав | Я стараюсь быть точным | Снижение напряжения | 
| Никто не должен ошибаться | Ошибки — часть обучения | Принятие несовершенства | 
| Всё должно быть идеально | Стремлюсь к хорошему качеству | Реалистичность целей | 
Интерпретация результатов
При анализе результатов важно обращать внимание на:
- Степень смягчения формулировок
- Реалистичность новых утверждений
- Эмоциональную реакцию на изменения
- Устойчивость трансформаций
- Практическую применимость
- Влияние на поведение
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При работе с перфекционизмом
- В ситуациях высокой тревожности
- При склонности к максимализму
- Для развития гибкости мышления
- При подготовке к изменениям
Противопоказания:
- Острое кризисное состояние
- Сильное сопротивление изменениям
- Выраженная депрессия
- Нестабильное состояние
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную атмосферу
- Помогать в поиске формулировок
- Отслеживать реалистичность изменений
- Поддерживать постепенность процесса
- Давать конструктивную обратную связь
- Учитывать индивидуальный темп
- Поощрять самостоятельные находки
Возможные модификации упражнения
| Вариант | Особенности проведения | Необходимые условия | 
|---|---|---|
| Парная работа | Обмен опытом в диадах | Чётное число участников | 
| Групповая дискуссия | Коллективный поиск решений | Навыки модерации | 
| Ролевая игра | Проигрывание ситуаций | Готовность к экспериментам | 
| Письменная практика | Ведение дневника изменений | Регулярность записей | 
14.9 Упражнение «Создание континуума»
Описание упражнения
Упражнение направлено на создание непрерывной последовательности переходов между противоположными состояниями или убеждениями. Участники учатся выстраивать плавные переходы между крайними позициями, развивая более целостное и нюансированное восприятие реальности.
Цель упражнения
Развитие следующих навыков и способностей:
- Умение видеть плавные переходы между состояниями
- Развитие системного мышления
- Формирование навыка создания связных последовательностей
- Улучшение понимания процессов изменений
- Развитие способности к интеграции противоположностей
- Преодоление дихотомического мышления
Реквизит
| Наименование | Количество | Назначение | 
|---|---|---|
| Длинные полосы бумаги | 3 шт на участника | Для создания континуума | 
| Маленькие карточки | 50 шт на участника | Для записи этапов | 
| Градиентные шкалы | 2 шт на участника | Для визуализации переходов | 
| Цветовые палитры | 1 шт на участника | Для метафорической работы | 
| Клейкая лента | 1 рулон на двоих | Для фиксации карточек | 
Размер группы
От 5 до 12 человек. Оптимально — 8-10 участников для обеспечения разнообразия опыта и возможности детального обсуждения.
Поэтапное выполнение
- Подготовительный этап (25 минут):
- Объяснение концепции континуума
- Демонстрация примеров переходов
- Распределение материалов
- Выбор тем для работы
 
- Определение крайних точек (30 минут):
- Выбор противоположных состояний
- Описание их характеристик
- Фиксация на концах шкалы
- Проверка полярности
 
- Создание переходов (45 минут):
- Выявление промежуточных состояний
- Установление последовательности
- Описание каждого этапа
- Проверка связности
 
- Проработка деталей (35 минут):
- Уточнение формулировок
- Добавление нюансов
- Проверка переходов
- Финальные корректировки
 
Время на этапы
| Этап работы | Время (минут) | Действия ведущего | 
|---|---|---|
| Подготовка | 25 | Объяснение метода | 
| Определение | 30 | Помощь в выборе точек | 
| Создание | 45 | Поддержка процесса | 
| Проработка | 35 | Уточнение деталей | 
Обсуждение, актуальные вопросы
| Тема анализа | Вопросы для обсуждения | Ожидаемые инсайты | 
|---|---|---|
| Процесс создания | Как находили переходы? | Понимание механизмов | 
| Сложности | Где возникали разрывы? | Выявление паттернов | 
| Открытия | Что нового заметили? | Расширение восприятия | 
| Применение | Как использовать опыт? | Практические выводы | 
Примеры выполнения
| Тема континуума | Ключевые этапы | Важные переходы | 
|---|---|---|
| Уверенность в себе | От страха к смелости | Первые маленькие шаги | 
| Отношение к ошибкам | От страха к принятию | Момент прощения себя | 
| Самооценка | От критики к поддержке | Признание достижений | 
Интерпретация результатов
При анализе результатов важно обращать внимание на:
- Целостность созданного континуума
- Качество переходов между этапами
- Реалистичность промежуточных состояний
- Полноту описания каждого этапа
- Практическую применимость шкалы
- Эмоциональный отклик на работу
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При планировании изменений
- В работе с самооценкой
- При преодолении страхов
- Для развития новых навыков
- В процессе принятия решений
Противопоказания:
- Острое кризисное состояние
- Сильная тревожность
- Неготовность к изменениям
- Выраженная депрессия
Рекомендации для ведущего
- Создавать поддерживающую атмосферу
- Помогать в поиске переходов
- Проверять реалистичность этапов
- Поощрять детализацию
- Отслеживать эмоциональное состояние
- Поддерживать исследовательский интерес
- Помогать в преодолении затруднений
Возможные модификации упражнения
| Вариация | Особенности проведения | Дополнительные материалы | 
|---|---|---|
| Визуальная | Создание рисунков этапов | Художественные принадлежности | 
| Телесная | Проживание переходов в движении | Просторное помещение | 
| Групповая | Коллективное создание | Большой формат материалов | 
| Метафорическая | Работа с образами и символами | Набор метафорических карт | 
14.10 Упражнение «Шкалирование убеждений»
Описание упражнения
Упражнение направлено на развитие навыка количественной оценки степени уверенности в различных убеждениях и их последующей корректировки. Участники учатся измерять силу своих убеждений, анализировать факторы, влияющие на них, и находить способы их гибкой настройки.
Цель упражнения
Развитие следующих навыков и способностей:
- Способность к количественной оценке убеждений
- Развитие осознанности в отношении собственных верований
- Формирование навыка градуированной оценки
- Улучшение способности к самонаблюдению
- Развитие метакогнитивных навыков
- Повышение гибкости мышления
Реквизит
| Наименование | Количество | Назначение | 
|---|---|---|
| Бланки шкалирования | 5 шт на участника | Для оценки убеждений | 
| Линейки-измерители | 1 шт на участника | Для точной градации | 
| Карточки убеждений | 20 шт на участника | Для записи утверждений | 
| Графики динамики | 3 шт на участника | Для отслеживания изменений | 
| Цветные стикеры | 2 набора на участника | Для маркировки оценок | 
Размер группы
От 4 до 10 человек. При большем количестве рекомендуется разделение на подгруппы для обеспечения качественной обратной связи.
Поэтапное выполнение
- Подготовительный этап (20 минут):
- Объяснение принципа шкалирования
- Демонстрация работы со шкалами
- Калибровка индивидуальных шкал
- Подготовка рабочих материалов
 
- Выявление убеждений (35 минут):
- Составление списка ключевых убеждений
- Первичная оценка их силы
- Группировка по темам
- Выбор приоритетных для работы
 
- Детальное шкалирование (45 минут):
- Оценка разных аспектов убеждений
- Анализ факторов влияния
- Построение графиков изменений
- Поиск закономерностей
 
- Работа с изменениями (30 минут):
- Эксперименты с силой убеждений
- Отслеживание эффектов
- Фиксация результатов
- Обмен опытом
 
Время на этапы
| Этап работы | Время (минут) | Основные задачи | 
|---|---|---|
| Подготовка | 20 | Освоение метода | 
| Выявление | 35 | Определение материала | 
| Шкалирование | 45 | Точная оценка | 
| Изменения | 30 | Практика регуляции | 
Обсуждение, актуальные вопросы
| Область анализа | Ключевые вопросы | Фокус внимания | 
|---|---|---|
| Точность оценок | Насколько объективны шкалы? | Критерии измерения | 
| Изменчивость | Как меняются оценки? | Динамика убеждений | 
| Влияние контекста | Что влияет на оценки? | Внешние факторы | 
| Практическое применение | Как использовать навык? | Реальные ситуации | 
Примеры выполнения
| Убеждение | Начальная оценка | После работы | 
|---|---|---|
| Я должен всё контролировать | 95% | 75% | 
| Нельзя показывать слабость | 90% | 65% | 
| Всё нужно делать идеально | 100% | 80% | 
Интерпретация результатов
При анализе результатов важно обращать внимание на:
- Точность и последовательность оценок
- Степень осознанности в процессе шкалирования
- Способность к тонкой дифференциации
- Динамику изменений в процессе работы
- Устойчивость новых оценок
- Влияние на поведение и эмоции
Когда применять, противопоказания
Рекомендуется применять:
- При работе с дисфункциональными убеждениями
- В процессе принятия решений
- При оценке прогресса в терапии
- Для развития осознанности
- В работе с перфекционизмом
Противопоказания:
- Острое тревожное состояние
- Выраженная депрессия
- Склонность к чрезмерной рефлексии
- Сильное сопротивление измерениям
Рекомендации для ведущего
- Обеспечивать чёткие инструкции по шкалированию
- Помогать в калибровке шкал
- Поддерживать процесс исследования
- Отслеживать эмоциональное состояние
- Давать конструктивную обратную связь
- Помогать в интерпретации результатов
- Поощрять самостоятельные открытия
Возможные модификации упражнения
| Вариант | Особенности проведения | Необходимые условия | 
|---|---|---|
| Визуальное шкалирование | Использование цветов и форм | Художественные материалы | 
| Телесное шкалирование | Оценка через движение | Свободное пространство | 
| Цифровой трекинг | Использование приложений | Технические средства | 
| Групповое оценивание | Коллективное шкалирование | Сплочённая группа | 
Итоговая таблица упражнений главы 14
| Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение | 
|---|---|---|
| 14.1 Анализ крайностей | Выявление и анализ полярного мышления | 70 минут | 
| 14.2 Выявление промежуточных позиций | Поиск промежуточных вариантов | 130 минут | 
| 14.3 Градация убеждений | Развитие нюансированного мышления | 130 минут | 
| 14.4 Исследование нюансов | Анализ тонкостей мышления | 130 минут | 
| 14.5 Поиск середины | Нахождение баланса | 130 минут | 
| 14.6 Построение спектра мнений | Создание спектра взглядов | 130 минут | 
| 14.7 Работа со шкалой | Количественная оценка убеждений | 125 минут | 
| 14.8 Смягчение категоричности | Снижение жёсткости мышления | 130 минут | 
| 14.9 Создание континуума | Построение последовательности переходов | 135 минут | 
| 14.10 Шкалирование убеждений | Измерение силы убеждений | 130 минут |