Методичку сделал Олег Хрулёв, при создании использовались методы искусственного интеллекта
Экзистенциальные упражнения
Глава 19. Настоящее и будущее
Оглавление
- Важность момента
 - Видение перспективы
 - Грядущие свершения
 - Дар мига
 - Забота завтрашнего
 - Живое мгновение
 - Ожидание неведомого
 - Планирование действий
 - Предвкушение новизны
 - Творение судьбы
 
19.1 Упражнение «Важность момента»
Описание упражнения
Это глубинное экзистенциальное упражнение направлено на осознание ценности текущего момента жизни и развитие способности быть «здесь и сейчас». В процессе выполнения участники учатся замечать и ценить каждое мгновение своей жизни, отслеживая свои мысли, чувства и телесные ощущения.
Упражнение помогает преодолеть автоматизм восприятия и действий, когда человек «проживает» свою жизнь механически, не замечая её важных моментов. Через специальные техники осознанности участники учатся быть более внимательными к своему опыту в настоящем времени.
Работа построена на принципах экзистенциальной психологии и включает элементы медитативных практик, что позволяет достичь глубокого погружения в текущий момент и переживания его уникальной ценности.
Цель упражнения
- Развитие навыков осознанного проживания текущего момента
 - Преодоление автоматизма в восприятии повседневной жизни
 - Формирование способности ценить каждое мгновение
 - Развитие навыков самонаблюдения и рефлексии
 - Углубление контакта с собственными переживаниями
 
Реквизит
- Удобные стулья для каждого участника
 - Дневник самонаблюдения
 - Таймер или секундомер
 - Колокольчик для обозначения начала и конца упражнения
 
Образец дневника самонаблюдения
| Время | Мысли | Чувства | Телесные ощущения | 
|---|---|---|---|
| 10:15 | Беспокойство о завтрашней встрече | Тревога, напряжение | Сжатие в груди | 
| 10:20 | Воспоминания о вчерашнем разговоре | Грусть, сожаление | Тяжесть в плечах | 
| 10:25 | Осознание текущего момента | Спокойствие, принятие | Расслабленность | 
Размер группы
5-12 человек
Этапы выполнения
1. Подготовка
Участники располагаются в удобных позах на стульях, образуя круг. Ведущий объясняет принципы осознанного наблюдения и важность безоценочного отношения к своему опыту. Раздаются дневники самонаблюдения.
2. Настройка на осознанность
Проводится короткая медитация для центрирования внимания. Участники закрывают глаза и делают несколько глубоких вдохов, постепенно переключая внимание на текущий момент.
3. Основная практика
Участники в течение определенного времени практикуют осознанное наблюдение за своим опытом, отмечая в дневнике возникающие мысли, чувства и телесные ощущения.
4. Интеграция опыта
После завершения основной практики участники делятся своими наблюдениями и инсайтами в группе.
Время на каждый этап
- Подготовка: 10 минут
 - Настройка на осознанность: 5 минут
 - Основная практика: 30 минут
 - Интеграция опыта: 15 минут
 
Ключевые моменты для участников
- Важность безоценочного отношения к своему опыту
 - Необходимость регулярной фиксации наблюдений в дневнике
 - Принятие любых возникающих мыслей и чувств
 - Отсутствие стремления к особым состояниям или переживаниям
 - Важность сохранения внимательности на протяжении всего упражнения
 
Обсуждение, актуальные вопросы
- Что помогало и что мешало оставаться в настоящем моменте?
 - Какие паттерны мышления вы заметили у себя?
 - Как менялось ваше состояние в процессе практики?
 - Что вы узнали о себе во время выполнения упражнения?
 - Как можно применить полученный опыт в повседневной жизни?
 
Примеры выполнения
Участник А: «В начале упражнения я заметил, что постоянно возвращаюсь мыслями к предстоящей встрече. Постепенно научился отмечать эти мысли без погружения в них и возвращаться к наблюдению за дыханием. К концу практики появилось ощущение большей устойчивости и спокойствия.»
Участник Б: «Самым сложным для меня было принять появляющиеся негативные эмоции. Когда я перестала с ними бороться и просто начала их отмечать, появилось больше пространства и свободы во внутреннем опыте.»
Интерпретация результатов
| Наблюдение | Значение | Рекомендации | 
|---|---|---|
| Частая смена фокуса внимания | Высокая ментальная активность | Практиковать якорение внимания | 
| Преобладание негативных мыслей | Наличие непроработанных проблем | Исследовать источники беспокойства | 
| Телесный дискомфорт | Накопленное напряжение | Включить телесные практики | 
Когда применять, противопоказания
Упражнение рекомендуется выполнять:
- В периоды высокого стресса и тревоги
 - При ощущении «потери себя» в рутине
 - Для развития навыков самонаблюдения
 - В качестве подготовки к важным жизненным решениям
 
Противопоказания:
- Острые психотические состояния
 - Тяжелая депрессия
 - Посттравматическое стрессовое расстройство в острой фазе
 
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасную и поддерживающую атмосферу
 - Говорить спокойным, размеренным голосом
 - Давать четкие и понятные инструкции
 - Быть готовым к проявлению сильных эмоций у участников
 - Иметь опыт личной практики осознанности
 - Уметь работать с сопротивлением группы
 
Возможные модификации упражнения
- Включение элементов телесно-ориентированной терапии
 - Добавление работы с метафорами и образами
 - Использование музыкального сопровождения
 - Комбинирование с техниками арт-терапии
 - Проведение упражнения на природе
 
19.2 Упражнение «Видение перспективы»
Описание упражнения
Это глубинное экзистенциальное упражнение направлено на развитие способности видеть жизненную перспективу во всей её полноте и многогранности. Участники работают с временной перспективой, исследуя взаимосвязи между прошлым опытом, текущим моментом и возможным будущим, что позволяет лучше осознать свой жизненный путь.
В ходе упражнения происходит работа с различными временными горизонтами — от нескольких месяцев до нескольких лет, что помогает развить более объемное видение своей жизни. Особое внимание уделяется исследованию личных ценностей и их влиянию на формирование жизненной перспективы.
Упражнение включает элементы визуализации, письменной рефлексии и групповой работы, что обеспечивает глубокое погружение в тему и возможность посмотреть на свою жизнь с разных точек зрения.
Цель упражнения
- Развитие навыков долгосрочного планирования и видения перспективы
 - Осознание взаимосвязи между текущими действиями и будущими результатами
 - Формирование более целостного представления о своём жизненном пути
 - Прояснение личных ценностей и приоритетов
 - Развитие способности к стратегическому мышлению
 
Реквизит
- Большие листы бумаги формата А2 для каждого участника
 - Цветные маркеры или карандаши
 - Рабочие тетради для записей
 - Карточки с вопросами для рефлексии
 - Песочные часы или таймер
 
Образец карточки для рефлексии
| Временной горизонт | Ключевые вопросы | Области исследования | 
|---|---|---|
| 6 месяцев | Какие конкретные шаги я могу предпринять? | Работа, отношения, здоровье | 
| 1 год | Что должно измениться в моей жизни? | Навыки, окружение, привычки | 
| 3 года | Какой я хочу видеть свою жизнь? | Ценности, достижения, развитие | 
Размер группы
6-15 человек
Этапы выполнения
1. Подготовительный этап
Участники располагаются в комфортной обстановке, получают необходимые материалы. Ведущий проводит короткую медитацию для центрирования внимания и объясняет принципы работы с временной перспективой.
2. Индивидуальная работа с временной линией
Каждый участник создает на большом листе визуальное представление своей временной линии, отмечая ключевые события прошлого, настоящего и предполагаемого будущего.
3. Исследование ценностей
Участники работают с карточками рефлексии, исследуя свои ценности и их влияние на формирование жизненной перспективы. Особое внимание уделяется согласованности между ценностями и планируемыми действиями.
4. Групповой шеринг
Участники делятся своими открытиями и инсайтами в малых группах, получая обратную связь и поддержку от других участников.
5. Интеграция опыта
Завершающий этап включает формулирование конкретных шагов по реализации намеченных планов и создание системы поддержки изменений.
Время на каждый этап
- Подготовительный этап: 15 минут
 - Индивидуальная работа: 45 минут
 - Исследование ценностей: 30 минут
 - Групповой шеринг: 40 минут
 - Интеграция опыта: 20 минут
 
Ключевые моменты для участников
- Важность баланса между реалистичностью и амбициозностью целей
 - Необходимость учета различных сфер жизни
 - Внимание к внутренним ресурсам и ограничениям
 - Значимость согласованности ценностей и действий
 - Роль поддерживающего окружения в достижении целей
 
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как соотносятся ваши текущие действия с желаемым будущим?
 - Какие препятствия вы видите на пути к реализации своих планов?
 - Что помогает вам двигаться к намеченным целям?
 - Какие ресурсы вам необходимы для реализации задуманного?
 - Как вы можете поддержать себя в процессе изменений?
 
Примеры выполнения
Участник А: «Создавая временную линию, я заметил, как много возможностей открывается, когда начинаешь мыслить в перспективе нескольких лет. Появилось ощущение большей свободы в планировании и принятии решений.»
Участник Б: «Работа с ценностями помогла мне понять, что некоторые мои цели на самом деле не согласуются с тем, что действительно важно для меня. Это открытие позволило скорректировать планы.»
Интерпретация результатов
| Паттерн планирования | Возможное значение | Рекомендации | 
|---|---|---|
| Очень короткий горизонт планирования | Страх будущего или неуверенность | Работа с тревогой о будущем | 
| Нереалистично амбициозные планы | Избегание текущих проблем | Проработка актуальных трудностей | 
| Отсутствие конкретных шагов | Сложности с практической реализацией | Развитие навыков планирования | 
Когда применять, противопоказания
Упражнение особенно полезно:
- В периоды жизненных переходов
 - При необходимости принятия важных решений
 - Для развития стратегического мышления
 - При работе с профессиональным самоопределением
 
Противопоказания:
- Острое кризисное состояние
 - Тяжелая форма депрессии
 - Выраженная тревога о будущем
 
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безопасности и принятия
 - Помогать участникам находить баланс между реалистичностью и мечтами
 - Поддерживать в проработке страхов и сомнений
 - Фокусировать внимание на ресурсах и возможностях
 - Помогать в формулировании конкретных шагов
 
Возможные модификации упражнения
- Использование метафорических карт для работы с образом будущего
 - Включение элементов психодрамы для проигрывания важных моментов
 - Добавление техник визуализации желаемого будущего
 - Работа с генограммой для исследования родовых сценариев
 - Использование техник арт-терапии для создания образа будущего
 
19.3 Упражнение «Грядущие свершения»
Описание упражнения
Это экзистенциальное упражнение фокусируется на исследовании личного потенциала и возможностей его реализации в будущем. Участники работают с представлениями о своих будущих достижениях, исследуя не только внешние результаты, но и внутренние трансформации, которые могут произойти на пути к этим свершениям.
Упражнение построено на принципах экзистенциального анализа и включает работу с четырьмя фундаментальными мотивациями: отношение к бытию, ценность жизни, право быть собой и смысл. Через призму этих измерений участники исследуют свои будущие возможности и потенциал.
В процессе работы особое внимание уделяется интеграции личных стремлений с более широким контекстом жизни, включая влияние на окружающих людей и мир в целом. Это помогает участникам увидеть свои будущие свершения как часть большего целого.
Цель упражнения
- Раскрытие личного потенциала и осознание возможностей его реализации
 - Развитие способности видеть долгосрочные перспективы своего развития
 - Формирование более глубокого понимания своих жизненных стремлений
 - Интеграция личных целей с общечеловеческими ценностями
 - Укрепление связи между настоящим и будущим через конкретные действия
 
Реквизит
- Специальные бланки «Карта свершений»
 - Цветные маркеры и карандаши
 - Медитативная музыка
 - Карточки с вдохновляющими цитатами
 - Свечи для создания атмосферы
 
Образец бланка «Карта свершений»
| Сфера жизни | Потенциал | Конкретные шаги | Ресурсы | 
|---|---|---|---|
| Личностный рост | Развитие эмоционального интеллекта | Регулярная практика осознанности | Обучающие программы | 
| Профессия | Создание инновационных проектов | Изучение новых технологий | Менторская поддержка | 
| Отношения | Глубокие и значимые связи | Развитие навыков коммуникации | Группы поддержки | 
Размер группы
8-16 человек
Этапы выполнения
1. Медитативное введение
Ведущий проводит направленную медитацию, помогающую участникам расслабиться и настроиться на контакт со своим внутренним потенциалом. Используется специально подобранная музыка и техники визуализации.
2. Исследование потенциала
Участники работают с «Картой свершений», последовательно исследуя различные сферы жизни и свой потенциал в каждой из них. Особое внимание уделяется выявлению скрытых возможностей и талантов.
3. Проработка препятствий
Исследуются возможные внутренние и внешние препятствия на пути к реализации потенциала. Участники работают с техниками трансформации ограничивающих убеждений.
4. Создание плана действий
Формулируются конкретные шаги по реализации выявленного потенциала, определяются необходимые ресурсы и поддержка.
5. Групповая интеграция
Участники делятся своими открытиями в группе, получают обратную связь и поддержку, обмениваются ресурсами и идеями.
Время на каждый этап
- Медитативное введение: 20 минут
 - Исследование потенциала: 40 минут
 - Проработка препятствий: 30 минут
 - Создание плана действий: 35 минут
 - Групповая интеграция: 45 минут
 
Ключевые моменты для участников
- Важность сохранения баланса между амбициями и реалистичностью
 - Необходимость учета собственных ценностей при планировании
 - Значимость регулярной рефлексии и корректировки планов
 - Роль поддержки и обратной связи в процессе развития
 - Связь личных свершений с более широким контекстом жизни
 
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как ваши будущие свершения связаны с вашими глубинными ценностями?
 - Какие внутренние ресурсы вы открыли в процессе работы?
 - Как изменилось ваше представление о своём потенциале?
 - Какие страхи и сомнения возникают при мысли о будущих свершениях?
 - Как ваши свершения могут повлиять на жизнь других людей?
 
Примеры выполнения
Участник А: «В процессе работы я осознал, что мои представления о собственном потенциале были сильно ограничены прошлым опытом. Медитация помогла увидеть новые возможности, о которых я раньше даже не задумывался.»
Участник Б: «Самым ценным для меня стало понимание связи между личными достижениями и их влиянием на окружающих. Это придало моим целям новый смысл и значимость.»
Интерпретация результатов
| Особенности видения будущего | Диагностическое значение | Направление работы | 
|---|---|---|
| Преобладание внешних достижений | Фокус на социальном признании | Исследование внутренних мотивов | 
| Отсутствие конкретики | Страх обязательств | Работа с ответственностью | 
| Сверхамбициозные планы | Компенсаторные механизмы | Проработка самооценки | 
Когда применять, противопоказания
Упражнение особенно полезно:
- В периоды поиска нового направления развития
 - При работе с профессиональным выгоранием
 - Для активизации внутренних ресурсов
 - В процессе личностной трансформации
 
Противопоказания:
- Острые кризисные состояния
 - Глубокая депрессия
 - Состояния с нарушенным чувством реальности
 
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасное пространство для самораскрытия
 - Поддерживать баланс между мечтами и реальностью
 - Помогать в проработке страхов и сомнений
 - Фокусировать внимание на ресурсах и возможностях
 - Содействовать интеграции открытий в повседневную жизнь
 
Возможные модификации упражнения
- Включение элементов арт-терапии для визуализации будущих свершений
 - Использование психодраматических техник для проживания успеха
 - Добавление работы с телом для усиления ресурсного состояния
 - Применение техник активного воображения
 - Интеграция методов позитивной психологии
 
19.4 Упражнение «Дар мига»
Описание упражнения
Это глубинное экзистенциальное упражнение направлено на развитие способности воспринимать и ценить уникальность каждого момента жизни. В основе практики лежит концепция «кайрос» – особого качественного времени, наполненного смыслом и возможностями. Участники учатся распознавать и использовать эти особые моменты для личностного роста и трансформации.
Упражнение сочетает элементы медитативных практик, феноменологического наблюдения и экзистенциального анализа. Особое внимание уделяется развитию чувствительности к внутренним сигналам и внешним проявлениям значимых моментов, которые могут стать точками роста и изменений.
Практика включает работу с телесным осознаванием, эмоциональным восприятием и когнитивным осмыслением текущего опыта. Это позволяет участникам развить более целостное и глубокое понимание ценности каждого момента жизни.
Цель упражнения
- Развитие способности быть полностью присутствующим в текущем моменте
 - Формирование навыков распознавания значимых возможностей в повседневной жизни
 - Углубление контакта с собственными переживаниями и ощущениями
 - Преодоление автоматизма восприятия и действий
 - Развитие экзистенциальной чувствительности к уникальности каждого момента
 
Реквизит
- Дневник самонаблюдения особого формата
 - Таймер с мягким звуковым сигналом
 - Медитативная подушка или удобный стул
 - Карточки с описанием различных типов значимых моментов
 - Колокольчик для обозначения начала и конца практики
 
Образец дневника наблюдения значимых моментов
| Время | Тип момента | Внутренний отклик | Открывшиеся возможности | 
|---|---|---|---|
| Утро | Момент инсайта | Внезапная ясность | Новое решение проблемы | 
| День | Момент связи | Глубокое принятие | Укрепление отношений | 
| Вечер | Момент тишины | Внутренний покой | Обновление ресурсов | 
Размер группы
4-12 человек
Этапы выполнения
1. Подготовительная медитация
Участники принимают удобное положение и выполняют направленную медитацию для успокоения ума и настройки на более тонкое восприятие. Ведущий помогает создать безопасное пространство для глубокой работы.
2. Введение в практику
Объяснение концепции значимых моментов и различных их типов. Участники знакомятся с методами распознавания и использования этих моментов в своей жизни.
3. Практика осознавания
Выполнение серии специальных упражнений на развитие чувствительности к текущему моменту. Включает работу с дыханием, телесными ощущениями и эмоциональным состоянием.
4. Исследование момента
Участники практикуют технику феноменологического наблюдения, отмечая различные аспекты своего опыта в специальном дневнике.
5. Интеграция опыта
Групповое обсуждение полученного опыта, обмен наблюдениями и открытиями. Формулирование способов применения практики в повседневной жизни.
Время на каждый этап
- Подготовительная медитация: 15 минут
 - Введение в практику: 20 минут
 - Практика осознавания: 30 минут
 - Исследование момента: 25 минут
 - Интеграция опыта: 30 минут
 
Ключевые моменты для участников
- Важность принятия любого опыта без оценки и суждения
 - Необходимость регулярной практики для развития навыка
 - Значимость баланса между активным наблюдением и естественным течением опыта
 - Роль телесного осознавания в распознавании значимых моментов
 - Связь между присутствием в моменте и качеством жизни
 
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменилось ваше восприятие времени в процессе практики?
 - Какие типы значимых моментов вы смогли распознать?
 - Что помогает и что мешает быть присутствующим в моменте?
 - Как практика влияет на ваше взаимодействие с другими людьми?
 - Какие возможности открываются благодаря более осознанному проживанию момента?
 
Примеры выполнения
Участник А: «После некоторой практики я начал замечать, как много значимых моментов я раньше пропускал. Особенно поразило открытие, что даже в обычных ситуациях можно найти что-то особенное и ценное.»
Участник Б: «Самым сложным для меня было отпустить привычку постоянно оценивать свой опыт. Когда это удалось, появилось совершенно новое качество восприятия и большая свобода в проживании момента.»
Интерпретация результатов
| Паттерн восприятия | Значение | Рекомендации по работе | 
|---|---|---|
| Постоянная оценка опыта | Сильные защитные механизмы | Развитие принятия и открытости | 
| Трудности с концентрацией | Высокий уровень тревоги | Практики заземления | 
| Избегание определенных переживаний | Непроработанный травматический опыт | Постепенное расширение зоны комфорта | 
Когда применять, противопоказания
Упражнение особенно полезно:
- В периоды повышенного стресса и напряжения
 - При работе с проблемами принятия решений
 - Для развития эмоционального интеллекта
 - В ситуациях жизненных перемен
 
Противопоказания:
- Острые психотические состояния
 - Тяжелая депрессия
 - Недавние травматические переживания
 
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безопасности и принятия
 - Моделировать присутствие в моменте своим поведением
 - Быть готовым к работе с сильными эмоциональными реакциями
 - Поддерживать индивидуальный темп каждого участника
 - Помогать в интеграции опыта в повседневную жизнь
 
Возможные модификации упражнения
- Включение элементов телесно-ориентированной терапии
 - Использование техник осознанного движения
 - Добавление работы с творческим самовыражением
 - Интеграция практик созерцания природы
 - Применение техник группового взаимодействия
 
19.5 Упражнение «Забота завтрашнего»
Описание упражнения
Это экзистенциальное упражнение фокусируется на исследовании отношений человека с будущим через призму заботы и ответственности. В основе практики лежит концепция «заботы» Хайдеггера и идея проективности человеческого существования. Участники исследуют, как их текущие действия и решения формируют будущее, и учатся брать ответственность за создание желаемого завтра.
Упражнение помогает преодолеть типичные паттерны избегания ответственности и страха перед будущим, заменяя их осознанным и проактивным подходом к планированию и реализации жизненных целей. Особое внимание уделяется балансу между заботой о будущем и полноценным проживанием настоящего момента.
Работа включает элементы когнитивного анализа, эмоциональной проработки и практического планирования, что позволяет участникам сформировать целостный подход к выстраиванию отношений с будущим.
Цель упражнения
- Развитие способности осознанно формировать своё будущее
 - Преодоление страхов и тревог, связанных с неопределённостью завтрашнего дня
 - Формирование баланса между заботой о будущем и проживанием настоящего
 - Развитие навыков долгосрочного планирования
 - Укрепление чувства личной ответственности за свою жизнь
 
Реквизит
- Рабочая тетрадь «Дневник заботы о будущем»
 - Карточки с проективными вопросами
 - Цветные маркеры для визуализации
 - Бланки структурированного планирования
 - Метафорические карты (если есть)
 
Образец бланка структурированного планирования
| Сфера заботы | Текущие действия | Ожидаемый результат | Необходимые ресурсы | 
|---|---|---|---|
| Здоровье | Формирование здоровых привычек | Улучшение самочувствия | Время на спорт | 
| Отношения | Развитие эмпатии | Глубокие связи | Эмоциональная открытость | 
| Самореализация | Обучение новому | Профессиональный рост | Образовательные курсы | 
Размер группы
6-15 человек
Этапы выполнения
1. Диагностический этап
Участники исследуют свои текущие паттерны отношения к будущему через специальные опросники и проективные техники. Анализируются страхи, надежды и ожидания.
2. Работа с временной перспективой
Выполняются упражнения на развитие способности представлять и планировать различные временные горизонты: от ближайшего будущего до отдалённой перспективы.
3. Исследование областей ответственности
Участники определяют ключевые сферы жизни, требующие заботы и внимания, анализируют текущий уровень ответственности в каждой из них.
4. Формирование стратегий заботы
Разрабатываются конкретные стратегии и планы действий для каждой важной сферы жизни с учётом доступных ресурсов и ограничений.
5. Практическая интеграция
Участники практикуют новые подходы к заботе о будущем через ролевые игры и моделирование ситуаций.
Время на каждый этап
- Диагностический этап: 30 минут
 - Работа с временной перспективой: 40 минут
 - Исследование областей ответственности: 35 минут
 - Формирование стратегий: 45 минут
 - Практическая интеграция: 30 минут
 
Ключевые моменты для участников
- Важность баланса между заботой и чрезмерным контролем
 - Необходимость учёта своих реальных возможностей и ресурсов
 - Значимость регулярной рефлексии и корректировки планов
 - Роль эмоционального принятия неопределённости
 - Связь между заботой о будущем и самоценностью
 
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как вы понимаете разницу между заботой и тревогой о будущем?
 - Какие сферы жизни требуют наибольшего внимания и заботы?
 - Что помогает вам сохранять баланс между планированием и спонтанностью?
 - Как изменилось ваше отношение к ответственности за будущее?
 - Какие ресурсы вы можете использовать для реализации своих планов?
 
Примеры выполнения
Участник А: «Раньше я воспринимал заботу о будущем как тяжёлую ношу, но теперь начинаю видеть в этом творческий процесс создания желаемой реальности. Особенно помогло разделение сфер ответственности и постановка конкретных целей.»
Участник Б: «Самым важным открытием стало понимание, что забота о будущем не означает постоянного беспокойства. Я научилась различать конструктивную заботу и деструктивную тревогу.»
Интерпретация результатов
| Паттерн поведения | Возможное значение | Направление работы | 
|---|---|---|
| Избегание планирования | Страх неудачи | Работа с самооценкой | 
| Чрезмерный контроль | Базовая тревога | Развитие доверия к жизни | 
| Нереалистичные планы | Защита от неопределённости | Формирование реалистичности | 
Когда применять, противопоказания
Упражнение особенно полезно:
- При работе с тревогой о будущем
 - В периоды принятия важных решений
 - При необходимости структурировать жизненные цели
 - В ситуациях жизненных переходов
 
Противопоказания:
- Острое тревожное расстройство
 - Тяжёлая депрессия
 - Обсессивно-компульсивное расстройство в активной фазе
 
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безопасности и поддержки
 - Помогать участникам находить баланс между заботой и тревогой
 - Поддерживать в проработке страхов о будущем
 - Способствовать формированию реалистичных планов
 - Учитывать индивидуальный темп каждого участника
 
Возможные модификации упражнения
- Включение техник визуализации желаемого будущего
 - Добавление элементов арт-терапии
 - Использование метафорических карт
 - Применение техник телесно-ориентированной терапии
 - Интеграция методов позитивной психологии
 
19.6 Упражнение «Живое мгновение»
Описание упражнения
Это глубинное экзистенциальное упражнение направлено на развитие способности полноценно проживать каждое мгновение жизни, основываясь на феноменологическом подходе и принципах экзистенциальной психологии. В основе практики лежит концепция «здесь-и-сейчас» и идея о том, что подлинная жизнь возможна только в настоящем моменте.
Упражнение помогает участникам преодолеть автоматизм восприятия и действий, развивая способность к глубокому контакту с текущим опытом во всех его проявлениях. Особое внимание уделяется развитию чувствительности к телесным ощущениям, эмоциональным состояниям и мыслительным процессам.
Практика интегрирует элементы медитативного осознавания, телесно-ориентированной терапии и экзистенциального анализа, создавая многомерный подход к исследованию живого опыта момента.
Цель упражнения
- Развитие способности к полноценному проживанию настоящего момента
 - Углубление контакта с собственным опытом во всех его измерениях
 - Преодоление паттернов избегания и отчуждения от непосредственного опыта
 - Формирование более целостного восприятия реальности
 - Развитие экзистенциальной осознанности
 
Реквизит
- Специальный дневник наблюдений
 - Карточки с описанием различных аспектов опыта
 - Таймер с мягким звуковым сигналом
 - Медитативные подушки или удобные стулья
 - Музыкальное сопровождение для медитативных практик
 
Образец дневника наблюдений
| Измерение опыта | Наблюдения | Качество присутствия | Инсайты | 
|---|---|---|---|
| Телесное | Ощущения в теле | Степень контакта | Открытия | 
| Эмоциональное | Чувства и состояния | Глубина проживания | Понимание | 
| Ментальное | Мысли и образы | Ясность сознания | Осознания | 
Размер группы
5-12 человек
Этапы выполнения
1. Подготовительная фаза
Создание безопасного пространства для практики, настройка на работу через специальные дыхательные упражнения и медитативные техники. Объяснение принципов работы и основных понятий.
2. Исследование измерений опыта
Последовательное исследование различных аспектов текущего опыта: телесных ощущений, эмоциональных состояний, мыслительных процессов. Ведение записей в дневнике наблюдений.
3. Практика присутствия
Выполнение специальных упражнений на развитие способности быть полностью присутствующим в моменте, включая работу с вниманием и осознанностью.
4. Интеграция опыта
Объединение различных аспектов опыта в целостное переживание момента, работа с возникающими сопротивлениями и трудностями.
5. Групповой шеринг
Обмен опытом в группе, обсуждение открытий и трудностей, получение поддержки и обратной связи.
Время на каждый этап
- Подготовительная фаза: 20 минут
 - Исследование измерений опыта: 45 минут
 - Практика присутствия: 30 минут
 - Интеграция опыта: 25 минут
 - Групповой шеринг: 40 минут
 
Ключевые моменты для участников
- Значимость безоценочного отношения к опыту
 - Важность баланса между наблюдением и проживанием
 - Необходимость принятия всех аспектов опыта
 - Роль телесного осознавания в практике присутствия
 - Значение регулярности практики для развития навыка
 
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как меняется качество восприятия в процессе практики?
 - Какие препятствия возникают на пути к полному присутствию?
 - Как связаны телесные ощущения и эмоциональные состояния?
 - Что помогает поддерживать состояние присутствия?
 - Как практика влияет на повседневную жизнь?
 
Примеры выполнения
Участник А: «В процессе практики я обнаружил, насколько часто нахожусь в автоматическом режиме, пропуская важные моменты жизни. Регулярное возвращение к телесным ощущениям помогло мне стать более присутствующим в повседневных ситуациях.»
Участник Б: «Самым удивительным открытием стало то, как много нюансов опыта становится доступным, когда действительно замедляешься и начинаешь внимательно наблюдать за происходящим в настоящем моменте.»
Интерпретация результатов
| Особенности опыта | Диагностическое значение | Направление работы | 
|---|---|---|
| Трудности с концентрацией | Высокий уровень стресса | Практики заземления | 
| Избегание телесных ощущений | Отчуждение от тела | Телесно-ориентированная работа | 
| Постоянный внутренний диалог | Тревожность мышления | Медитативные практики | 
Когда применять, противопоказания
Упражнение особенно полезно:
- В периоды высокого стресса и напряжения
 - При работе с эмоциональным выгоранием
 - Для развития осознанности в повседневной жизни
 - В ситуациях принятия важных решений
 
Противопоказания:
- Острые психотические состояния
 - Тяжёлая депрессия
 - Посттравматическое расстройство в острой фазе
 
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасное и поддерживающее пространство
 - Моделировать состояние присутствия своим поведением
 - Быть внимательным к индивидуальным особенностям участников
 - Помогать в работе с возникающими трудностями
 - Поддерживать процесс интеграции опыта
 
Возможные модификации упражнения
- Включение элементов медитации в движении
 - Использование творческого самовыражения
 - Добавление работы с природными элементами
 - Интеграция техник осознанного дыхания
 - Применение парных упражнений на присутствие
 
19.7 Упражнение «Ожидание неведомого»
Описание упражнения
Это экзистенциальное упражнение направлено на работу с неопределённостью и развитие способности конструктивно взаимодействовать с неизвестным будущим. В основе практики лежат идеи экзистенциальной философии о фундаментальной неопределённости человеческого существования и необходимости находить опору в условиях неизвестности.
Упражнение помогает участникам исследовать свои реакции на неопределённость, трансформировать тревогу перед неизвестным в конструктивное ожидание и развить более гибкое отношение к будущему. Особое внимание уделяется работе с телесными, эмоциональными и когнитивными аспектами переживания неопределённости.
В процессе работы используются элементы гештальт-терапии, телесно-ориентированного подхода и mindfulness, что позволяет создать многоуровневую практику исследования и трансформации отношений с неизвестным.
Цель упражнения
- Развитие толерантности к неопределённости
 - Трансформация тревоги перед неизвестным в конструктивное ожидание
 - Формирование более гибкого отношения к будущему
 - Развитие способности находить опору в условиях неизвестности
 - Укрепление внутренних ресурсов для встречи с неожиданным
 
Реквизит
- Рабочая тетрадь для записи наблюдений
 - Набор метафорических карт
 - Материалы для арт-терапии
 - Специальные карточки с описанием ситуаций неопределённости
 - Релаксационная музыка
 
Образец карточки для работы с неопределённостью
| Аспект неопределённости | Телесный отклик | Эмоциональная реакция | Стратегия совладания | 
|---|---|---|---|
| Неизвестность результата | Напряжение в плечах | Тревога, интерес | Фокус на процессе | 
| Отсутствие контроля | Сжатие в животе | Страх, любопытство | Принятие ситуации | 
| Множественность вариантов | Лёгкость в груди | Воодушевление, волнение | Исследование возможностей | 
Размер группы
6-14 человек
Этапы выполнения
1. Подготовительная медитация
Участники выполняют направленную медитацию для настройки на работу с неопределённостью, развивая состояние открытости и принятия.
2. Исследование отношений с неизвестностью
Через специальные упражнения участники исследуют свои типичные реакции на неопределённость, паттерны мышления и поведения.
3. Работа с телесными откликами
Исследование телесных проявлений при столкновении с неизвестностью, развитие телесной осознанности и способности к саморегуляции.
4. Трансформация отношения
Практики по развитию более гибкого и конструктивного отношения к неопределённости, работа с ресурсными состояниями.
5. Интеграция опыта
Обсуждение полученного опыта в группе, формулирование личных стратегий взаимодействия с неизвестностью.
Время на каждый этап
- Подготовительная медитация: 15 минут
 - Исследование отношений: 35 минут
 - Работа с телесными откликами: 30 минут
 - Трансформация отношения: 40 минут
 - Интеграция опыта: 30 минут
 
Ключевые моменты для участников
- Важность принятия неопределённости как части жизни
 - Роль телесного осознавания в работе с тревогой
 - Значимость развития внутренних опор
 - Баланс между планированием и открытостью неизвестному
 - Ценность поддерживающего окружения
 
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как меняется ваше отношение к неопределённости в процессе практики?
 - Какие ресурсы помогают вам справляться с неизвестностью?
 - Что вы замечаете в своём теле при столкновении с неопределённостью?
 - Как практика влияет на вашу повседневную жизнь?
 - Какие новые возможности открываются благодаря принятию неизвестности?
 
Примеры выполнения
Участник А: «Во время практики я осознал, что моя привычка всё контролировать на самом деле только усиливает тревогу. Когда я начал развивать более открытое отношение к неизвестности, появилось больше внутренней свободы.»
Участник Б: «Работа с телесными ощущениями помогла мне лучше понимать свои реакции на неопределённость и находить способы самоподдержки в сложных ситуациях.»
Интерпретация результатов
| Паттерн реагирования | Психологическое значение | Направление работы | 
|---|---|---|
| Избегание неизвестности | Базовая тревога | Развитие безопасности | 
| Сверхконтроль | Страх потери опоры | Укрепление доверия | 
| Импульсивные решения | Непереносимость напряжения | Развитие устойчивости | 
Когда применять, противопоказания
Упражнение особенно полезно:
- В периоды жизненных изменений
 - При работе с тревогой о будущем
 - В ситуациях принятия важных решений
 - При подготовке к значимым событиям
 
Противопоказания:
- Острое тревожное расстройство
 - Панические атаки
 - Состояния острой дезорганизации
 
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безопасности и поддержки
 - Быть внимательным к проявлениям тревоги у участников
 - Помогать в развитии ресурсных состояний
 - Поддерживать индивидуальный темп работы
 - Моделировать принимающее отношение к неопределённости
 
Возможные модификации упражнения
- Включение элементов арт-терапии
 - Использование психодраматических техник
 - Добавление работы с метафорическими картами
 - Применение техник телесной осознанности
 - Интеграция практик mindfulness
 
19.8 Упражнение «Планирование действий»
Описание упражнения
Это экзистенциальное упражнение направлено на развитие способности к осознанному планированию жизненного пути с учетом экзистенциальных измерений существования. В основе практики лежит идея о том, что подлинное планирование должно учитывать не только практические аспекты, но и глубинные вопросы смысла, свободы и ответственности.
Упражнение помогает участникам интегрировать экзистенциальное понимание жизни с практическими шагами по её реализации. Особое внимание уделяется связи между ценностями, смыслами и конкретными действиями, что позволяет создавать более аутентичные и осмысленные планы.
В процессе работы используется многоуровневый подход, включающий анализ экзистенциальных данностей, исследование личных ценностей и разработку конкретных стратегий действия. Это позволяет создать целостную картину жизненного планирования.
Цель упражнения
- Развитие навыков осознанного планирования с учетом экзистенциальных аспектов
 - Интеграция ценностей и смыслов в практические планы
 - Формирование более глубокого понимания своих жизненных выборов
 - Развитие способности к аутентичному целеполаганию
 - Укрепление связи между намерениями и действиями
 
Реквизит
- Рабочие тетради для структурированного планирования
 - Карточки с экзистенциальными вопросами
 - Специальные бланки для анализа действий
 - Цветные маркеры и стикеры
 - Таймер для отслеживания временных рамок
 
Образец бланка планирования действий
| Уровень планирования | Ценности и смыслы | Конкретные действия | Временные рамки | 
|---|---|---|---|
| Экзистенциальный | Реализация призвания | Обучение новым навыкам | 6 месяцев | 
| Практический | Забота о здоровье | Регулярные тренировки | Ежедневно | 
| Социальный | Глубокие отношения | Качественное общение | Еженедельно | 
Размер группы
8-16 человек
Этапы выполнения
1. Экзистенциальный анализ
Участники исследуют свои глубинные ценности и смыслы, работают с экзистенциальными вопросами и определяют ключевые направления жизни.
2. Структурирование целей
Формулирование конкретных целей на основе выявленных ценностей, проверка их на соответствие экзистенциальным приоритетам.
3. Разработка стратегий
Создание детальных планов действий, определение необходимых ресурсов и возможных препятствий.
4. Временная организация
Распределение планируемых действий во времени, создание реалистичного графика с учетом жизненного контекста.
5. Проверка на аутентичность
Анализ разработанных планов на соответствие внутренним ценностям и подлинным стремлениям.
Время на каждый этап
- Экзистенциальный анализ: 40 минут
 - Структурирование целей: 30 минут
 - Разработка стратегий: 45 минут
 - Временная организация: 25 минут
 - Проверка на аутентичность: 30 минут
 
Ключевые моменты для участников
- Важность согласования планов с внутренними ценностями
 - Необходимость учета экзистенциальных измерений при планировании
 - Значимость баланса между структурой и гибкостью
 - Роль осознанности в процессе планирования
 - Связь между планированием и личной ответственностью
 
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как ваши планы соотносятся с вашими глубинными ценностями?
 - Какие препятствия вы видите на пути реализации планов?
 - Как найти баланс между планированием и спонтанностью?
 - Какие ресурсы вам необходимы для воплощения планов?
 - Как поддерживать мотивацию в процессе реализации планов?
 
Примеры выполнения
Участник А: «В процессе работы я осознал, что многие мои предыдущие планы были основаны на внешних ожиданиях, а не на том, что действительно важно для меня. Этот инсайт помог мне пересмотреть свои цели и сделать их более аутентичными.»
Участник Б: «Самым ценным для меня стало понимание связи между ежедневными действиями и глобальными жизненными целями. Теперь я вижу, как маленькие шаги складываются в большой путь.»
Интерпретация результатов
| Стиль планирования | Возможное значение | Направление работы | 
|---|---|---|
| Чрезмерная детализация | Потребность в контроле | Развитие гибкости | 
| Размытые планы | Страх ответственности | Укрепление решимости | 
| Нереалистичные сроки | Избегание ограничений | Работа с принятием | 
Когда применять, противопоказания
Упражнение особенно полезно:
- При необходимости принятия важных жизненных решений
 - В периоды переоценки жизненных целей
 - При работе с профессиональным самоопределением
 - В ситуациях жизненных переходов
 
Противопоказания:
- Острое кризисное состояние
 - Выраженная депрессия
 - Обсессивно-компульсивное расстройство в активной фазе
 
Рекомендации для ведущего
- Поддерживать баланс между структурой и гибкостью
 - Помогать участникам в прояснении их ценностей
 - Содействовать созданию реалистичных планов
 - Обращать внимание на признаки сопротивления
 - Способствовать интеграции планов в жизненный контекст
 
Возможные модификации упражнения
- Включение элементов визуализации будущего
 - Использование техник тайм-менеджмента
 - Добавление работы с метафорическими картами
 - Применение методов проективного планирования
 - Интеграция техник принятия решений
 
19.9 Упражнение «Предвкушение новизны»
Описание упражнения
Это экзистенциальное упражнение направлено на развитие способности позитивно воспринимать и проактивно встречать новое в жизни. В основе практики лежит экзистенциальное понимание жизни как постоянного процесса обновления и трансформации. Упражнение помогает участникам развить более открытое и творческое отношение к изменениям и неизвестности.
В процессе работы участники исследуют свои установки по отношению к новому опыту, учатся различать конструктивное предвкушение и тревожное ожидание, развивают способность находить возможности в ситуациях изменений. Особое внимание уделяется работе с телесными и эмоциональными реакциями на новизну.
Практика интегрирует элементы гештальт-подхода, телесно-ориентированной терапии и позитивной психологии, создавая комплексный инструмент для трансформации отношения к новому опыту.
Цель упражнения
- Развитие позитивного отношения к новизне и изменениям
 - Формирование навыков конструктивного предвкушения
 - Преодоление страха перед неизвестным
 - Укрепление способности видеть возможности в новых ситуациях
 - Развитие эмоциональной гибкости при встрече с новым
 
Реквизит
- Дневник предвкушений
 - Карточки с описанием новых ситуаций
 - Материалы для арт-терапии
 - Специальные бланки для отслеживания реакций
 - Музыкальное сопровождение для медитативных практик
 
Образец дневника предвкушений
| Новая ситуация | Первичная реакция | Возможности | Ресурсы | 
|---|---|---|---|
| Новый проект | Воодушевление | Развитие навыков | Опыт, поддержка | 
| Переезд | Волнение | Новые знакомства | Адаптивность | 
| Обучение | Любопытство | Рост компетенций | Мотивация | 
Размер группы
7-15 человек
Этапы выполнения
1. Диагностика отношения к новизне
Участники исследуют свои типичные реакции на новые ситуации через специальные упражнения и самонаблюдение. Анализируются паттерны восприятия и реагирования.
2. Работа с телесными откликами
Исследование телесных ощущений, возникающих при встрече с новым. Развитие способности различать телесные сигналы тревоги и предвкушения.
3. Трансформация восприятия
Практики по изменению отношения к новизне, работа с ресурсными состояниями и позитивными ожиданиями.
4. Развитие навыков предвкушения
Упражнения на культивирование конструктивного предвкушения, работа с воображением и творческим потенциалом.
5. Интеграция опыта
Обобщение полученного опыта, формирование стратегий применения навыков в реальной жизни.
Время на каждый этап
- Диагностика отношения к новизне: 30 минут
 - Работа с телесными откликами: 35 минут
 - Трансформация восприятия: 40 минут
 - Развитие навыков предвкушения: 35 минут
 - Интеграция опыта: 30 минут
 
Ключевые моменты для участников
- Важность различения тревоги и здорового волнения
 - Роль телесного осознавания в работе с новизной
 - Значимость поддержания баланса между ожиданием и принятием
 - Ценность открытости новому опыту
 - Связь между предвкушением и творческим потенциалом
 
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменилось ваше восприятие новых ситуаций?
 - Что помогает вам сохранять открытость новому?
 - Какие телесные сигналы вы научились различать?
 - Как предвкушение влияет на ваше восприятие будущего?
 - Какие новые возможности вы начали замечать?
 
Примеры выполнения
Участник А: «После нескольких практик я заметил, что моё тело по-разному реагирует на тревожное ожидание и радостное предвкушение. Это помогло мне лучше понимать свои реакции и управлять состоянием при встрече с новым.»
Участник Б: «Самым важным открытием стало осознание того, что предвкушение может быть ресурсным состоянием. Раньше я старался подавлять любые ожидания, а теперь учусь использовать их энергию конструктивно.»
Интерпретация результатов
| Тип реакции | Психологическое значение | Рекомендации | 
|---|---|---|
| Избегание нового | Страх неизвестности | Постепенная экспозиция | 
| Импульсивный поиск новизны | Избегание стабильности | Развитие баланса | 
| Амбивалентность | Внутренний конфликт | Интеграция опыта | 
Когда применять, противопоказания
Упражнение особенно полезно:
- В периоды жизненных изменений
 - При подготовке к новым проектам
 - В процессе личностного роста
 - При работе со страхом неизвестности
 
Противопоказания:
- Острые тревожные состояния
 - Глубокая депрессия
 - Состояния острой дезорганизации
 
Рекомендации для ведущего
- Создавать атмосферу безопасности и поддержки
 - Помогать участникам различать разные типы ожиданий
 - Поддерживать индивидуальный темп работы
 - Содействовать развитию творческого подхода
 - Быть внимательным к проявлениям тревоги
 
Возможные модификации упражнения
- Включение элементов арт-терапии
 - Использование техник визуализации
 - Добавление телесно-ориентированных практик
 - Применение методов позитивной психологии
 - Интеграция медитативных техник
 
19.10 Упражнение «Творение судьбы»
Описание упражнения
Это глубинное экзистенциальное упражнение направлено на осознание и принятие своей роли в формировании собственной судьбы. В основе практики лежит экзистенциальное понимание человека как существа, способного творить свою жизнь через осознанные выборы и действия. Упражнение помогает участникам исследовать диалектику между данностью и возможностью в своей жизни.
В процессе работы участники исследуют свои представления о судьбе, учатся различать области возможного влияния и принятия, развивают способность брать ответственность за свои жизненные выборы. Особое внимание уделяется балансу между активным творением и мудрым принятием обстоятельств.
Практика интегрирует элементы экзистенциального анализа, нарративного подхода и психосинтеза, создавая целостный инструмент для работы с жизненным путем и его осмысленным проектированием.
Цель упражнения
- Развитие осознанного отношения к формированию своей судьбы
 - Укрепление способности делать осознанные жизненные выборы
 - Формирование баланса между активностью и принятием
 - Интеграция прошлого опыта в целостную жизненную историю
 - Развитие навыков проактивного жизнетворчества
 
Реквизит
- Дневник жизнетворчества
 - Карточки с экзистенциальными вопросами
 - Материалы для создания коллажей
 - Бланки для картирования судьбы
 - Метафорические карты
 
Образец бланка картирования судьбы
| Сфера жизни | Данность | Возможности | Выборы | 
|---|---|---|---|
| Призвание | Природные склонности | Пути развития | Конкретные шаги | 
| Отношения | Семейная история | Новые связи | Действия | 
| Самореализация | Таланты | Направления роста | Проекты | 
Размер группы
6-12 человек
Этапы выполнения
1. Исследование представлений о судьбе
Участники исследуют свои убеждения и установки относительно судьбы, изучают влияние этих представлений на жизненные выборы.
2. Анализ жизненной истории
Работа с личной историей, выявление ключевых моментов выбора и их последствий, исследование паттернов принятия решений.
3. Картирование возможностей
Исследование текущих возможностей и потенциальных путей развития, работа с ресурсами и ограничениями.
4. Проектирование будущего
Создание образа желаемого будущего и разработка конкретных шагов по его воплощению.
5. Интеграция опыта
Соединение всех аспектов работы в целостное понимание своей роли в творении судьбы.
Время на каждый этап
- Исследование представлений: 35 минут
 - Анализ жизненной истории: 45 минут
 - Картирование возможностей: 40 минут
 - Проектирование будущего: 35 минут
 - Интеграция опыта: 25 минут
 
Ключевые моменты для участников
- Важность осознания своей роли в формировании судьбы
 - Необходимость различения областей влияния и принятия
 - Значимость каждого жизненного выбора
 - Роль ответственности в творении судьбы
 - Связь между прошлыми решениями и текущей ситуацией
 
Обсуждение, актуальные вопросы
- Как изменилось ваше представление о роли судьбы в жизни?
 - Какие области жизни поддаются активному влиянию?
 - Что помогает делать осознанные жизненные выборы?
 - Как найти баланс между активностью и принятием?
 - Какие ресурсы помогают в творении своей судьбы?
 
Примеры выполнения
Участник А: «Работа с картой судьбы помогла мне увидеть, как мои прошлые решения создали текущую ситуацию. Это дало больше уверенности в том, что я могу влиять на свое будущее через осознанные выборы в настоящем.»
Участник Б: «Самым важным открытием стало понимание разницы между тем, что я могу изменить, и тем, что нужно принять. Это помогло мне более эффективно направлять свою энергию.»
Интерпретация результатов
| Паттерн отношения | Смысловое значение | Направления работы | 
|---|---|---|
| Фатализм | Избегание ответственности | Развитие проактивности | 
| Сверхконтроль | Страх неопределённости | Работа с принятием | 
| Амбивалентность | Конфликт ответственности | Интеграция полярностей | 
Когда применять, противопоказания
Упражнение особенно полезно:
- В периоды жизненных переходов
 - При принятии важных решений
 - В процессе самоопределения
 - При работе с жизненным кризисом
 
Противопоказания:
- Острое депрессивное состояние
 - Выраженная дезориентация
 - Психотические расстройства
 
Рекомендации для ведущего
- Создавать безопасное пространство для глубокой работы
 - Помогать в исследовании сложных тем
 - Поддерживать процесс интеграции опыта
 - Учитывать индивидуальную готовность к работе
 - Содействовать формированию реалистичного взгляда
 
Возможные модификации упражнения
- Включение элементов психодрамы
 - Использование техник визуализации
 - Добавление работы с генограммой
 - Применение нарративных практик
 - Интеграция арт-терапевтических методов
 
Итоговая таблица упражнений главы 19
| Упражнение | Фокусировка | Время на выполнение | 
|---|---|---|
| Важность момента | Осознанность настоящего | 60 минут | 
| Видение перспективы | Долгосрочное планирование | 150 минут | 
| Грядущие свершения | Потенциал и возможности | 170 минут | 
| Дар мига | Присутствие в моменте | 120 минут | 
| Забота завтрашнего | Проактивная забота | 180 минут | 
| Живое мгновение | Полнота проживания | 160 минут | 
| Ожидание неведомого | Работа с неопределенностью | 150 минут | 
| Планирование действий | Структурирование будущего | 170 минут | 
| Предвкушение новизны | Открытость изменениям | 170 минут | 
| Творение судьбы | Жизненное самоопределение | 180 минут |